Легендарные гонщики формулы 1.

Сезон чемпионата Формулы-1 состоит из серии гонок, известных как Гран-при, проходящих обычно на специально построенных трассах. Михаэль Шумахер (Mickhael Schumacher) – это немецкий и самый титулованный знаменитый гонщик Формулы 1 в России. Впервые талант гонщика и пилота Формулы 1 Сенна показал в составе небольшой и малоизвестной команды «Тоулман».

Формула-1, сокращённо Ф-1, это высшая ступень автоспорта с открытыми колёсами, мировая серия, контролируемая Международной федерацией автоспорта (FIA), главным регулирующим органом автоспорта.

Список рекордов пилотов Формулы-1

Список гонок выигранных гонщиками по национальной принадлежности. Раньше всего чемпион был определён в 2002 году, когда Михаэль Шумахер выиграл чемпионат за 6 гонок до его окончания. На протяжении истории Формулы-1, часто менялась см. Система начисления очков в Формуле-1 для подробностей. Но и такие весомые имена в истории Формулы 1 как Айртон Сенна и Ален Прост Королева автоспорта не забудет никогда.


За всю долгую историю Формулы 1 Михаил Шумахер установил абсолютный рекорд по победам, чемпионским титулам, очкам и победным подиумам. Пожалуй, самым тяжёлым в карьере пилота стал сезон 1999 года. Когда на 30-ой секунде гонки в борьбе за лидерство Михаэль Шумахер попал в ужасную аварию. После сезона 2012 года Михаэль Шумахер объявил о том, что он завершил свою карьеру и окончательно покидает Формулу 1, оставив своим болельщикам чувство недосказанности.


Список победителей Гран-при Формулы-1

Его рекорды в Формуле 1 были недостижимы ещё в течение 12 лет, и только Михаил Шумахер смог превзойти эти знаменательные результаты. Об этом трагически знаменитом гонщике Формулы 1 даже был снят документальный фильм, под одноименным названием «Сенна», и в котором в том числе пытаются раскрыть причины его смерти.


Ален родился 24 февраля 1955 года. Первую гонку в Формуле 1 он провёл в далёком 1980 году на Гран При Аргентины в составе команды «McLaren». К окончанию своей карьеры в качестве гонщика Формулы 1 на счёту Алена Проста участие в тринадцати чемпионатах. По мнению знатоков за всю историю Формулы-1 Ален Прост один из лучших пилотов. В своё время он имел рекорд по числу побед, лучших кругов, очков и подиумов.

Но самым ярким периодом в карьере Алена Проста считается его соперничество с партнёром по команде «McLaren» Айртоном Сенной. Каждый из этих гонщиков имеет определённый вес в современном мире автоспорта. Поэтому его период пребывания в Формуле 1 можно смело сравнить со студенческим обучением в дорогом Европейском заведении, пожалуй, заоблачно дорогим.

Сейчас многие соотечественники Виталия Петрова стараются следить за его жизнью, узнавая последние новости о первом русском гонщике Формулы 1 на всевозможных форумах и порталах. Гран-при Абу-Даби решило исход чемпионата в пользу молодого немца - он стал самым молодым чемпионом мира в истории Формулы-1. Но гонщик не унывает - он считает, и весьма справедливо, что главное - это победы. Во время Гран-при Японии было объявлено, что Себастьян уходит из команды в конце сезона.

Самый молодой гонщик, принявший участие в Гран-при

1. Фернандо Алонсо - € 30 млн. Испанец занял 19-ю строчку в общем рейтинге издания Forbes. Британец за прошлый год заработал $27,5 млн. и занял 26 место в списке Forbes, тогда как действующий чемпион мира Себастьян Феттель с доходом в $18 млн. занял лишь 89 строчку. 4. Себастьян Феттель - € 10 млн. Феттель - трехкратный чемпион мира «Формулы-1» и самый молодой гонщик. 5. Марк Уэббер - € 10 млн. Гонщик с успехом выступал в «Формуле-3000», одержав множество побед. В 2000 году он занял третье место в серии, а в 2001 стал вторым после Джастина Уилсона.

За три сезона Росберг участвовал в 53 Гран-при и набрал 41 очко, дважды поднимался на подиум. Михаэль Шумахер - немецкий гонщик «Формулы-1», семикратный чемпион мира, обладатель многочисленных рекордов «Формулы-1». Финский пилот «Формулы-1» является чемпионом мира 2007 года и дважды вице-чемпионом мира (в 2003 и 2005 годах).

Луиджи Фаджиоли является самым возрастным победителем Гран-при Формулы-1; он выиграл Гран-при Франции 1951 года в 53 года и 22 дня. Врятли найдётся такой второй гонщик, у которого за все выступления в Формуле-1 было так много сильных партнёров по команде.

Итоги опроса F1 Racing о самых быстрых гонщиках.

Жюри

Гэри Андерсон, Даниэле Аудетто, Мартин Брандл, Кристиан Даннер, Энтони Дэвидсон, Ник Фрай, Джон Хауэтт, Эдди Джордан, Руперт Киган, Лука Марморини, Сэм Майкл, Тьяго Монтейру, Макс Мосли, Стирлинг Мосс, Ян Филипс, Тони Парнелл, Серхио Ринланд, Кеке Росберг, Рикард Райделл, Пол Стюарт, Ханс Штук, Пол Стоддарт, Марк Зурер, Пэт Симондс, Патрик Тамбэ, Марио Тайссен,Жан Тодт, Паскаль Васселон, Чарли Уайтинг.

Как мы считали

Каждый член жюри составил свой список из 20 быстрейших, по его мнению, гонщиков Формулы 1 с 1950-го по 2006-й; лучшему присуждалось 20 очков, второму – 19, и т. д. Статистические данные гонщиков высчитывались на основании истинного количества их стартов в Гран При, но сравнение с их напарником по команде проводилось только по времени квалификации – вне зависимости от того, стартовали ли они в гонке. Процент поулов берется из отношения поул-позиций к количеству проведенных квалификаций, Процент быстрых кругов – из числа Гран При, в которых гонщик стартовал.

10. Йохен Риндт (Австрия)
Карьера в Ф1 60 ГП, 1964-70
Квалификации относительно напарников 71% (44:18)
Процент поулов 16% (10)
Процент быстрых кругов 5% (3)

Результаты не соответствовали таланту, пока в 1969 году он не перешел в Lotus, но скорость его была очевидна с того самого момента, как в 1964-м он ворвался на арену Ф2. В памяти тех, кто мог наблюдать его изумительную технику вождения в сносе из-за ограждения в «Кристал Палас» или с заснеженной насыпи промозглого Нюрбургринга, он остался именно таким: самым быстрым из всех. Когда он наконец получил козырное место в Ф1, сомнения в прочности конструкций, созданных Колином Чепменом, ничуть не сказались на его бравурном стиле, когда Йохен выходил на трассу. Это сочетание принесло ему чемпионский титул – и стоило ему жизни. За рулем сегодняшних безопасных машин Ф1 он смотрелся бы потрясающе!


9. Джеки Стюарт (Великобритания)
Карьера в Ф1 99 ГП, 1965-73
Квалификации относительно напарников 77% (71:21)
Процент поулов 17% (17)
Процент быстрых кругов 15% (15)

Его никогда не заботили поулы, до середины пятого сезона на счету у Джеки не было ни одного. А потом посыпались, как из рога изобилия и понять, как ему это удается, было почти невозможно – настолько легко он побеждал в квалификациях. При необходимости он действовал, как тигр – летел на озорующем BRM по старой трассе Спа, круг за кругом преследовал Риндта в Сильверстоуне, четко повторяя все его маневры, все сносы – но куда более типичной для Стюарта была гонка в Монако, когда он вел свой Tyrrell, на котором остались только передние тормоза, к победе так, будто с машиной все было в полном порядке. Мягко сбавляя газ, мягко нажимая педаль тормоза, мягко ее отпуская, чуть-чуть прибавляя газ… – вот как он действовал за рулем Matra, BRM и Tyrrell. Мало у кого это получалось так же легко...


8. Фернандо Алонсо (Испания)
Карьера в Ф1 86 ГП, 2001-06
Квалификации относительно напарников 67% (59:29)
Процент поулов 17% (15)
Процент быстрых кругов 9% (8)

Алонсо отличается уникальным стилем вождения, который требует умелого блокирования колес на входе в поворот, чтобы заставить машину заплясать на апексе. Кажется, что это противоречит логике, и уж точно – законам физики в том смысле, как ее понимают в этом виде спорта. Добавьте сюда холодный, расчетливый, безошибочно действующий ум – и вам уже не будет казаться удивительным то, что Фернандо стал самым молодым чемпионом за всю историю Формулы 1. Он добивается успехов, потому что его талант – его скорость – совершенен. Обладая аналитическим умом, позволяющим варьировать темп по ходу гонки, Алонсо может легко побеждать, стартуя из первых рядов. Но он бывает и грозным бойцом, способным стремительно рассечь пелетон, не позволяя себе даже короткой паузы, чтобы перевести дух. Он великолепно справляется с гигантским прессингом, прибавляя по мере повышения ставок – и умеет бескомпромиссно сражаться колесо в колесо, даже когда условия не равны. Подобный подход помог ему в блестящем стиле завоевать два чемпионских титула, оставив позади соперников, располагавших более быстрыми машинами.


7. Мика Хаккинен (Финляндия)
Карьера в Ф1 161 ГП, 1991-2001
Квалификации относительно напарников 71% (117:48)
Процент поулов 16% (26)
Процент быстрых кругов 16% (25)

Хаккинен был не первым «летучим финном» Формулы 1 – до него так называли Кеке Росберга, – но Мика отличался еще более высокой скоростью, чем его предшественник. Более того, он был из тех гонщиков, кто сражается тем отчаяннее, чем выше цель. Другими словами, это был великолепный матчевый игрок. Некоторые, из завоеванных им 26 поулов, казались пугающе стремительными, – отчасти, возможно, из-за серебристой раскраски его McLaren. А еще он отличался отвагой. Те счастливчики, которым довелось побывать в Спа в 2000 году, до конца своих дней будут вспоминать, как он обогнал Шуми.


6. Хуан Мануэль Фанхио (Аргентина)
Карьера в Ф1 51 ГП, 1950-58
Квалификации относительно напарников 86% (43:7)
Процент поулов 57% (29)
Процент быстрых кругов 45% (23)

В 1950 годы гонщики просто прыгали в свои машины с мотором, расположенным впереди, и мчались к финишу. Если хватало здравомыслия, они оставляли кое-какой запас, не приближались к изгородям и канавам, держались подальше от домов и деревьев. Временами Фанхио давал волю чувствам: на крутых подъемах и спусках Руана или во время своей отчаянной погони за Майком Хоторном и Питером Коллинсом на Ринге в 1957-м, за что был по праву отнесен к сонму «бессмертных». Но обычно он делал ровно столько, сколько было нужно, чтобы напомнить своим соперникам, кто тут лучший (а у них благоговейное восхищение вызывало и его умение справляться со страхом смерти), кому удалось завоевать пять чемпионских титулов.


5. Ронни Петерсон (Швеция)
Карьера в Ф1 123 ГП, 1970-78
Квалификации относительно напарников 41% (28:40)
Процент поулов 11% (7)
Процент быстрых кругов 7% (9)

Woodcote. Тот, прежний, который когда-то проходили на скорости за 200. И который был знаменит своей ужасной кочкой – прямо посередине. И вот в него входит Супершвед. В заносе! Кр-р-ру-то! Должно быть, ему повезло, что он счастливо спасся, – но ведь кругом ранее он проделал здесь то же самое. И вот он летит снова. Боже мой! Глаз не оторвать – но это, скорее всего, стоило ему потери времени… А вот и нет – Ронни взял поул. Эмерсон Фиттипальди, в те времена самый молодой чемпион мира, был в Lotus любимчиком – пока в 1973 году не получил в напарники Петерсона. Он ничем не мог ответить на скорость шведа, и был, вероятно, единственным парнем в мире, кто недолюбливал потрясающего, бесподобного Ронни.


4. Найджел Мэнселл (Великобритания)
Карьера в Ф1 187 ГП, 1980-95
Квалификации относительно напарников 47% (91:103)
Процент поулов 17% (32)
Процент быстрых кругов 16% (30)

Il Leone – «лев» для итальянских тифози – получил свое меткое прозвище за то, что его лучшие выступления отличали редкостный напор, отвага и мощь. Вне машины Мэнселл частенько казался запуганным параноиком, но все эти слабости искупал, когда садился в кокпит, демонстрируя в гонках невероятную отвагу. И когда бы он ни выходил на бой, этот запас стойкости делал его непобедимым. Вспомните его обгон Пике в Сильверстоуне в 1987 году, резкий бросок мимо бессильного Айртона Сенны в Венгрии в 1989-м или захватывающий дух прорыв по внешней траектории мимо Бергера в профилированном вираже Peraltada в Мексике в 1990-м. Только Мэнселл мог выжать такое из гоночной машины. Рикардо Патрезе однажды показалось, что это уже чересчур. «Сними штаны, Найджел, – пошутил итальянец после того, как британец привез ему 2 секунды, завоевав поул на Гран При Великобритании 1992 года. – Хочу своими глазами увидеть, сколь велика твоя отвага…»


3. Джим Кларк ((Великобритания)
Карьера в Ф1 72 ГП, 1960-68
Квалификации относительно напарников 83% (60:12)
Процент поулов 46% (33)
Процент быстрых кругов 39% (28)

Если статистика и свидетельствует об уровне скорости гонщика, то это справедливо в отношении Джима Кларка: стартовав в 72 гонках, он выиграл 25, но вторым финишировал лишь однажды (на Нюрбургринге в 1963-м), причем, с «чихавшим» мотором Climax. Ошибки? Трудно припомнить. В Гонке чемпионов 1965 года он летел по трассе в стиле Сенны, испытывая невероятный прессинг со стороны Дэна Герни. В 1960-м в Порту во время тренировки потерял управление своим Lotus 18 на трамвайных путях. Во всем остальном же – только безупречное, превосходно отточенное вождение.

Сильверстоун, 1965 год: падало давление масла, на последних кругах Кларк даже выключал мотор, походя повороты Stowe и Club, но мимо боксов проносился на полной скорости, чтобы ничем не выдать свои проблемы соперникам (и одолел Грэма Хилла, который шел на пределе). Монца, 1967 год: потеряв целый круг после прокола колеса, Кларк на последних кругах вышел в лидеры, но проиграл из-за утечки топлива. Он великолепно смотрелся даже за рулем неконкурентоспособной машины, – к примеру, в 1966 году, когда круг, принесший ему поул в Монако, придал новый смысл понятию «совершенство». Так чем же он был хуже Сенны или Шумахера? Ответ: ничем.


2. Михаэль Шумахер (Германия)
Карьера в Ф1 249 ГП, 1991-2006
Квалификации относительно напарников 86% (214:36)
Процент поулов 27% (68)
Процент быстрых кругов 31% (76)

Почему Михаэля сочли не таким быстрым, каким был Сенна? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Видимо, наши присяжные выносили свой вердикт как под влиянием эмоций («Айртон соперничал с Михаэлем на абсолютно легальном Williams» или «Сенна не позволял себе выходок вроде той, какую Шуми допустил в Монако»), так и полагаясь на здравый анализ. Ибо такова загадка Айртона Сенны. Чего не было у Михаэля, так это странной манеры Айртона на протяжении всей карьеры поигрывать газом в ожидании «момента». Михаэль, напротив, демонстрировал образцовое терпение.

В свою эпоху, в дни, когда столь многое зависит от техники, Михаэль был лучшим. Он знал, как надо проходить круг: результаты во вторых квалификационных сессиях трех последних этапов сезона-2006 останутся лучшими в его карьере, лучшими за все времена. Он не боялся перемен и с максимальным эффектом использовал любые «примочки», появлявшиеся на машине. Он всей душой и сердцем стремился окружить себя безупречной командой. Он без конца совершенствовал свои собственные способности. Он был безупречен в любых условиях: на быстрых трассах и на медленных, под дождем и в сухую погоду, в хорошей машине или в плохой, стартуя из хвоста пелетона или же с поула. И он ненавидел проигрывать – просто не признавал поражений. И при всем этом был быстр.


1. Айртон Сенна (Бразилия)
Карьера в Ф1 161 ГП, 1984-94
Квалификации относительно напарников 89% (141:18)
Процент поулов 40% (65)
Процент быстрых кругов 12% (19)

Удивлены? Вот и мы тоже нет. Пока Шумахер, наконец, не побил мировой рекорд Сенны по количеству поулов (у Айртона их было 65), это число было таким же символом величия в спорте, как 1220 голов, забитых Пеле за годы его карьеры, или три победы Эмиля Затопека (в беге на 5000 м, 10000 м и в марафоне) на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Но статистика, как и у всех немногочисленных гениев спорта, умевших заставить своих соперников выглядеть не более чем середняками, это только половина истории. Сердца заставляла биться манера, в какой Сенна добивался своих триумфов.

Воспоминания о его квалификации в Монако-1988 (на полторы секунды быстрее Проста – на такой же машине, между прочим) до сих пор вызывают восхищение, а Сенна, словно усиливая магию своего волшебства, не мог найти слов, чтобы объяснить, откуда взялась такая скорость. Вот и в Донингтоне в 1993-м он каким-то образом умудрился, словно по волшебству, найти поразительное сцепление на абсолютно мокром асфальте, на котором его соперники скользили, словно пьяные на катке. Так был ли он безупречным гонщиком? Нет, он был слишком безжалостен, иногда до безумства. Но удавалось ли еще хоть кому-нибудь вести машину Ф1 быстрее него, с таким же напором, с пустыми баками на последних секундах любой из квалификаций конца 80-х или начала 90-х? Абсолютно точно – нет. Никому. Он был не просто быстр, он был сама СКОРОСТЬ.

Гонщики, занявшие места с 11 по 50...

11 Жиль Вильнев Канада
12 Стирлинг Мосс Великобритания
13 Кими Райкконен Финляндия
14 Ален Прост Франция
15 Нельсон Пике Бразилия
16 Альберто Аскари Италия
17 Эмерсон Фиттипальди Бразилия
18 Ники Лауда Австрия
19 Штефан Беллоф Германия
20 Кеке Росберг Финляндия
21 Джеймс Хант Великобритания
22 Алан Джонс Австралия
23 Франсуа Сэвер Франция
24 Крис Эймон Новая Зеландия
25 Хуан-Пабло Монтойя Колумбия
26 Жаки Икс Бельгия
27 Марио Андретти США
28 Карлос Рейтеманн Аргентина
29 Том Прайс Великобритания
30 Джоди Шектер Южная Африка
31 Деймон Хилл Великобритания
32 Джек Брэбем Австралия
33 Джузеппе Фарина Италия
34 Ханс-Йоахим Штук Германия
35 Карлуш Пас Бразилия
36 Тони Брукс Великобритания
37 Джон Сертис Великобритания
38 Джонни Серво-Гавен Франция
39 Герхард Бергер Австрия
40 Йо Зифферт Швейцария
41 Дидье Пирони Франция
42 Ярно Трулли Италия
43 Марк Уэббер Австралия
44 Рене Арну Франция
45 Жан Алези Франция
46 Дэн Герни США
47 Риккардо Патрезе Италия
48 Жан-Пьер Жарье Франция
49 Дженсон Баттон Великобритания
50 Тони Брайз Великобритания

Мы выбрали интересные факты о жизни величайших в истории гонщиков.

Айртон Сенна: талантливый пижон

«Гонка у меня в крови. Это часть меня и моей жизни,» – эти слова Сенны о самом себе, вероятно, наилучшим образом характеризуют его. Он родился в достаточно богатой семье. Непонятно почему, но отец посадил Айртона за руль карта, когда тому исполнилось лишь четыре года, и это можно смело назвать интуитивным решением. В тринадцать Сенна принимает участие в первом чемпионате по картингу, но его выбивают с трассы. Через четыре года он уже выигрывает кубок Южной Америки по картингу, а через год пробует себя в классе Формула-Форд 1600, и с тех пор все завертелось.

В 1982 он начал выступать под фамилией матери – Сенна, так как фамилия по отцу (де Сильва) была слишком распространенной. В 1984 приходит в Формулу в команду Toleman, в 1985 переходит в Lotus, но там машины были ненадежны (ожидаемо), и поэтому в 1988 он представляет команду McLaren, где разгорается основная фаза противостояния Алена Проста и Сенны. Гонщики буквально «выгрызали» победу друг у друга, и это продолжалось и за пределами трассы. После двух лет борьбы Прост покинул команду, так как руководство отдало предпочтение Сенне.

О этом человеке можно писать очень долго и много. Но лучше всего посмотреть видео с моментами из его гонок. «Человек дождя», «самый целеустремленный пилот», «единственный пилот, который управляет гонкой, а не наоборот», «человек, выжимающий из машины все, а потом додавливающий ещё немного» – эти все слова о Сенне. Действительно великий пилот.

Михаэль Шумахер: солнечный мальчик


А почему не Красный Барон? Ливреи меняются, а вот фирменная улыбка этого немца практически никогда не сходила с его лица. Карьеру он начал почти как Сенна – в 4 года сел на карт, в 14 – получил лицензию пилота. В 21 – чемпион немецкой Формулы 3. В 22 – первый дебют в Формуле 1. А после началась, по сути, череда побед. Возможно, вы устали от цифр, но мы говорим о немце, а они любят точность и цифры. До перехода в Ferrari в 1996 году Михаэль лишь дважды финишировал ниже 4-го места и оба этих раза – из-за технических проблем с машиной.

Почему его так прочно связывают с итальянской командой? До победы Шумахера в 2000-м году Ferrari не имело в своем составе чемпиона мира 21 год подряд. Он был идолом команды, её столпом. Постоянная работа, величайшая концентрация и аккуратность – вот те вещи, которые привил Михаэль своей команде.

Список его достижений едва уместился в статью в Википедии. И чтобы побольше показать вам, мы используем проверенный трюк – видео с гонок Михаэля.

Многие его не любят, особенно за наглость, но он, безусловно, – один из лучших. Выздоравливай, Шуми!

Колин МакРей: зачем ты сел на вертолет?


Этот гонщик не имеет в своем активе сногсшибательного перечня наград, но он до сих пор горячо любим всеми, кто хоть мало-мальски слышал о ралли. И скорее всего, одним из лучших пилотов его делали, в первую очередь, личные качества. Во всей Великобритании, вероятно, не найдется человека, который бы сделал больше для развития раллийного движения. Колин жил ралли. Равно как и вся его большая семья.

Он начал свою карьеру еще раньше предыдущих гонщиков – в два года он уже сидел в гоночном кресле. В семь лет Колин «оседлал» мотоцикл, и быстрым его сделало то, что он не мог самостоятельно слезть с «железного коня», а поэтому никогда не останавливался. В 14 он уже принимает участие в первой раллийной гонке. В 1986 году, во время участия в Шотландском чемпионате Esso, Колин получил прозвище «Летучий Кирпич» за свою невероятную напористость. Результаты выступления МакРея Младшего всё время были непредвиденными – это была либо отличная гонка, либо прекрасная авария.

В 1995 году Колин МакРей становится чемпионом мира на своей Subaru Impreza. Со всей уверенностью можно сказать, что именно Колин сделал эту машину легендой. В последующие чемпионаты ему не хватало буквально одного очка, чтобы стать еще раз чемпионом, но невзирая на это всё, он для многих стал образцом раллийного гонщика.

А может, многих привлекает история про простого парня, который своим упорством и работой достиг многого?

Ален Прост: профессор


Биография этого человека уже в который раз нам намекнет, что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал гонщиком, нужно дать ему покататься на карте. И обязательно, буквально обязательно сделать это, когда ему будет 14 лет.

Честно говоря, немного странно, что этот пилот не открыл свою школу пилотов. За свою филигранную точность исполнения любых действий на трассе он получил прозвище «Профессор». Аккуратность, настойчивость и внутренняя дисциплина помогли ему стать Чемпионом мира. Четыре раза. До появления Михаэля Шумахера большинство формульных рекордов принадлежало именно Просту. Но многие помнят его не за эти качества, а за противостояние з Айртоном Сенной, что, на наш взгляд, пренебрежительно относительно талантов Проста. Ален, мы с тобой!

Себастиан Лёб: раллист-чемпион, да и еще не финн


Ранняя биография чемпиона не блещет картингами, спортивную карьеру Лёб начинал в гимнастике, а в ралли пришел в 21 год.

Когда Леб только появился на международной арене, в мировом ралли гремели имена величайших гонщиков WRC: на спецучастках боролись Юха Канкунен, Томми Мякинен, Дидье Ориоль, Колин МакРей, Ричард Бернс, Карлос Сайнс и Маркус Гронхольм. Поколение самого Леба также блистало талантами – среди ярких ровесников Себастьена были Петтер Сольберг и Маркко Мартин. Победить всю эту разношерстную компанию казалось невозможным, но Леб удивительным образом каждый раз оказывался впереди.

А потом могикане ушли, не оставив никого взамен. Вместо россыпи талантливых гонщиков все навыки и умения раллистов-победителей сосредоточились в одном человеке – Себастьене Лёбе. Чемпионат мира как будто осиротел: там, где раньше на победу претендовала добрая десятка пилотов, остался Лёб и его эпизодические соперники.

Став девятикратным чемпионом мира, Лёб поставил столько рекордов, что фанаты всерьез сомневаются, что когда-то появится человек, способный побить их.

Мы же отдаем должное этому эльзасцу и записываем его в наш список лучших гонщиков, невзирая на усталость фанатов.

Хуан Фанхио: «Ну, вот и все»


Эту фразу знаменитый аргентинский гонщик сказал своему механику 6 июля 1958 года, когда завершил гонку в Реймсе четвертым. Эта гонка для него стала последней в карьере.

Фанхио работал таксистом, и только в 25 лет сел за руль Ford’а, после чего начал участвовать в гонках. Талант и упорство помогло ему со временем накопить на Chevrolet V8, с которым он стал одним из быстрейших гонщиков страны, и на деньги президента Перона он вместе с Оскаром Гальвалесом поехали покорять Европу в 1948 году.

В 1950 он стал одним из первых гонщиком только созданной Формулы 1. В первом сезоне он занял второе место, а в следующем году стал первым и единственным аргентинским чемпионом мира. Примечательно, что он выиграл пять титулов за четыре команды, менял их как перчатки. Но первая победа была на легендарной Alfa Romeo 159. Позже он ездил на машинах еще двух знаменитых итальянских марок – Ferrari и Maserati.

За свое непревзойденное мастерство, за то, что он всегда выкладывался ровно настолько, насколько нужно, ему дали прозвище «Маэстро». А ведь даже просто поехать в машинах тех времен могли только невероятные смельчаки. А Фанхио побеждал. И поставил рекорды, которые продержались почти полвека и которые побил только Шумахер.

Вот такая наша подборка лучших пилотов. А кого бы вы добавили в этот список?

  • , 03 Фев 2015

Британские ученые выяснили, что это не Шумахер и не Сенна.

Кто лучший?

Ученые Университета Шеффилда провели комплексное исследование с целью выяснить, кто из гонщиков «Формулы-1» лучший за все время существования чемпионата мира. Несмотря на то, что статистически самым успешным в мире является Михаэль Шумахер (7 титулов и 91 победа в Гран-при), английские ученые высчитали, что при исключении влияния техники на результаты гонок лучшим оказывается другая легенда автоспорта – Хуан-Мануэль Фанхио.

Аргентинец участвовал в чемпионате мира в 50-х, и в течение нескольких лет считался практически непобедимым, несмотря на то, что выступал за разные команды. Второе место занял Ален Прост, а третье – Джим Кларк.

Шумахер в этом анализе занял лишь 8 место, но только из-за не слишком удачного возвращения в «Формулу-1» в 2010 году. Если исключить этот период карьеры немца, то он опередит Кларка и займет в рейтинге третью позицию.

В то же время такие пилоты как Найджел Мэнселл, Жиль Вильнев, Марио Андретти и Мика Хаккинен в исследовании названы «переоцененными».

Каким образом проводились вычисления?

Для выявления лучшего гонщика ученые использовали сложные математические формулы. Подробно с методикой исследования можно ознакомиться в этом документе (на английском языке).

Отметим, что выступления оценивались на разных типах трасс и при разной погоде (на стационарных автодромах, на городских, во время дождя), тщательно высчитывалось влияние команды на выступления спортсменов и даже брался в расчет фактор «наследственности» (то есть, насколько успешной была команда до прихода в нее пилота).

Что еще интересного можно узнать из исследования?

Известно, что с быстрой машиной гораздо проще добиться успеха в автогонках, но британские ученые точно выяснили, что влияние машины на итоговый успех примерно в шесть раз выше, чем талант пилота. Кроме того, городские трассы, особенно Монте-Карло – отличный показатель уровня таланта пилота, именно в таких гонках способности пилотов играют наивысшую роль. Также ученые выяснили, что с годами влияние автомобилей на результаты в гонках стало заметно сильнее, чем в первых чемпионатах мира.

Доктор Эндрю Белл, представитель Шеффилдского методологического института:

«Ответить на вопрос о том, кто является величайшим пилотом в истории «Формулы-1», очень трудно, поскольку мы в действительности не знаем – это так талантлив гонщик или у него просто очень хорошая машина. Но вопрос интересует болельщиков давно, и, уверен, будет волновать еще очень долго.

Наша статистическая модель позволяет провести ранжирование и примерно оценить роль команды и гонщика, кроме того, есть несколько поразительных итогов. Например, малоизвестный Кристиан Фиттипальди попал в топ-20, в то время как трехкратный чемпион мира Ники Лауда даже не оказался в списке 100 лучших пилотов. Возможно, если бы эти пилоты выступали за разные команды, их результаты оказались бы иными».


Топ-20 гонщиков по результатам исследования (с 1950 по 2014 годы)

1. Хуан-Мануэль Фанхио

2. Ален Прост

3. Джим Кларк

4. Айртон Сенна

5. Фернандо Алонсо

6. Нельсон Пике

7. Джеки Стюарт

8. Михаэль Шумахер

9. Эмерсон Фиттипальди

10. Себастьян Феттель

11. Кристиан Фиттипальди

12. Льюис Хэмилтон

13. Нико Росберг

14. Грэм Хилл

15. Дэн Герни

16. Джоди Шектер

17. Дженсон Баттон

18. Марк Зурер

19. Дэймон Хилл

20. Луи Розье



Почему к результатам не стоит относиться слишком серьезно

Труд британских ученых, возможно, позволяет оценивать пилотажные умения, но с его помощью нельзя высчитать другой очень важный фактор – влияние спортсмена на скорость и развитие гоночной техники. Представить без этого качества гонщика «Формулы-1» практически невозможно, ведь пилоты не только крутят руль машины и нажимают на педали газа и тормоза, но также дают ценные советы по ее настройке и улучшению.

Например, уже упомянутый Лауда являлся не самым быстрым парнем в пелотоне, но определенно одним из самых умных – отчасти благодаря познаниям австрийца «Феррари» в 70-х сумела преодолеть кризис и вернуться к победам, а спустя десятилетие Ники поучаствовал в возвышении «Макларена».

Смог бы подобного добиться Кристиан Фиттипальди (племянник двухкратного чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди) с итальянской командой в начале 90-х, если бы в ней оказался? Скорее, его присутствие в этом списке больше похоже на забавный факт, который лишь подтверждает: ученые мало что понимают в гонках, хотя и пытаются.

Этот составлен на основе таких показателей, как победы гонщиков, поул-позиции и так далее. При этом используются результаты последних пяти лет, вычитаются старые гран-при, а новые суммируются, таким образом, за старые победы гонщик получает меньше баллов, чем за новые. При такой система рассчета Михаэль Шуммахер, не поднявшийся на трибуну ни разу после своего возвращения, оказался на 17м месте.

10. Адриан Сутиль (Adrian Sutil), 28 лет

Дебютировал в Формуле 1 в сезоне 2007 года в команде Spyker F1. Гран-При Италиив 2009 году стало лучшим в его карьере: лучший круг гонки, финишировал четвертым, а на квалификации – вторым. В свой четвертый сезон перешел в Force India. В сезоне 2011 года занимает 12 место.

9. Роберт Кубица (Robert J?zef Kubica),26 лет

Польский автогонщик в составе команды Renault F1 Team, первый выходец из Восточной Европы, победивший на Гран-При Формулы 1. Дебютировал в 2006 году, впервые победил на Гран-При Канады 2008 года. До 2009 года ездил в состав команды BMW Sauber F1. В феврале 2011 года Кубица попал в тяжелейшую аварию, из-за которой провел в больнице почти 3 месяца, и вернется на гонку лишь к концу сезона.

8. Рубенс Баррикелло (Rubens Gon?alves Barrichello), 39 лет

По количеству набранных очков за всю карьеру занимает четвертое место, а так же считается самым опытным гонщиком Формулы 1 , проведя более 300 Гран-при. Дебютировал в 1993 году на Гран-при Южной Африки в составе команды Jordan. Впервые победил в сезоне 2000 года, уже в команде Ferrari, проездив до этого 2 сезона в команде Stewart. С 2010 года является основным пилотом команды Williams. В сезоне 2011 занимает 4 место.

7. Нико Росберг (Nico Rosberg) ,26 лет

Сын Кеке Росберга – чемпиона мира в гонках Формулы – 1. Дебютировал в 2006 году на Гран-при Бахрейна в команде Williams, в состав которой входил до 2009 года. В конце сезона 2009 заявил о своем уходе из команды, отметив при этом, что «Williams — это великая команда». С сезона 2010 является основным гонщиком команды Mercedes GP. В сезоне 2011 занимает 7 место.

6. Фелипе Масса (Felipe Massa), 30 лет

Дебютировал в 2002 году на Гран-при Австралии в команде Sauber, его напарником был чемпион Формулы-3000 1999 года. С 2006 года и по нынешний сезон входит в состав команды Ferrari, впервые одержав победу в первый же сезон в новой команде – на Гран-при Турции 2006 года. В сезоне 2011 занимает 6 место.

5. Дженсон Баттон (Jenson Alexander Lyons Button), 31 год

Начал карьеру гонщика Формулы-1 в 2000 году на Гран-при Австралии в составе команды Williams. На следующий сезон перешел в команду Benetton, которая впоследствии была куплена концерном Renault. Свою первую победу одержал в 2006 году на Гран-при Венгрии в составе команды Honda. Последние 2 сезона входит в состав McLaren, в текущем сезоне занимает 4 место.

4. Фернандо Алонсо (Fernando Alonso D?az), 30 лет

Двукратный чемпион мира Формулы-1 (2005 и 2006 года) дебютировал в 2001 году на Гран-при Австралии в составе команды «Минарди», когда ему не исполнилось и двадцати лет. На следующий сезон его пригласили в Renault F1 в качестве запасного пилота, а на следующий год он стал основным пилотом команды. В составе этой же команды Алонсо стал самым молодым чемпионом Формулы-1, однако на следующий год неожиданно перешел в McLaren и вновь стал чемпионом. В сезоне 2011 входит в состав команды Ferrari и занимает 4 место.

3. Марк Уэббер (Mark Alan Webber), 34 года

Дебютировал в 2002 году на Гран-при Австралии в команде Minardi и, несмотря на слабую машину, занял 5-е место. Свою первую победу одержал в команде Red Bull в 2009 году на Гран-при Германии, при этом весь 2009 сезон был успешен для гонщика, а сезон 2010 стал лучшим в его карьере, где он лидировал до середины сезона. В 2011 году он занимает 2 позицию.

2. Льюис Хэмилтон (Lewis Carl Davidson Hamilton), 26 лет

Дебютировал на Гран-при Австралии 2007 года в команде McLaren и на первой же гонке финишировал четвертым. Впервые победил на Гран-при Канады того же года. В 2008 году он стал первым чернокожим чемпионом мира Формулы-1, из-за чего часто терпел расистские оскорбления. Реагируя на эти издевательства FIA проспонсировала компанию «Race Against Racism». В сезоне 2011 занимает 3 место.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: