Обучение психологии самостоятельно с чего начать. Изучение психологии человека. Методологические принципы и методы исследования в психологии

1.1. Психология как наука

Каждая наука имеет конкретный предмет своего изучения. Рассмотрим, что же является предметом изучения психологии. С давних времен человек замечал, что наряду с вещественным, материальным миром, миром предметов и явлений (люди, природа, различные предметы) существует внутренний мир человека, который обычно называют духовным миром.

Вы хотите понять, почему люди делают то, что делают? Если вы увлечены поведением людей, эта программа для вас. Эта программа изучается на территории кампуса. Как изучение психических процессов и поведения, Психология заинтересована в том, что заставляет людей клевать, почему они делают то, что делают, и что происходит, когда оно идет не так?

Психология манипулирования. Из марионетки в кукловоды В. Шапарь

Психология охватывает широкий круг теоретических и прикладных дисциплин; в нашей степени вы будете изучать, как мы думаем, воспринимаем, развиваем и изменяем. Важно отметить, что вы также научитесь «делать» психологию и будете проходить тщательную подготовку по методам, которые используются для изучения поведения человека и ума.

Психика, представляя внутренний мир человека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у растений и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность, благодаря психическому отражению реальности человек познает ее и воздействует на окружающий мир.

Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира.

Язык жестов, язык любви. Д. Гивенс

Наш отдел психологии обеспечивает благоприятную и стимулирующую среду для студентов-магистрантов. Все наши степени аккредитованы Британским психологическим обществом, гарантирующим признанный на международном уровне высокий уровень образования. Психологи могут работать в клинических и организационных условиях. Мы все заинтригованы самосознанием, почему мы ведем себя так же, как и мы.

Элемент психологии любой из программ абсолютно одинаковый, и оба они одинаково ценятся как степени психологии. Существует Британское психологическое общество, аккредитованное почетное звание и специальная степень по психологии. Заявка на участие в Честере происходит в конце второго года и основана на успеваемости, достигнутой в течение второго года.

Психику, внутренний мир человека и изучает психология.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Термин «психология» происходит от двух греческих слов: «псюхе» – душа и «логос» – учение, наука. Первое систематическое изложение психологии было сделано Аристотелем в трактате «О душе». Название же «психология» появилось в конце XVI в., общеупотребительным оно стало с середины XVIII в.

Вы будете посещать лекции по биологической, развивающей и когнитивной психологии и участвовать в семинарах, где вы будете работать в рамках команды и обсуждать темы, связанные с лекционными материалами, такими как «должны ли подростки быть ответственными за преступления, которые они совершают?» Изучение психологии полезно для ряда карьеры, включая управление, финансы и консультирование, и это лишь некоторые из них. Психология регулярно возглавляет списки работодателей по выпуску наиболее трудоспособных выпускников.

«Игры, в которые играют люди» — Эрик Берн

В еженедельных лекциях и практических практических занятиях вы узнаете, как различные методы исследования применяются в разных подполях психологии. Кроме того, вы научитесь читать научные статьи и начинаете критиковать их. Вам также будет предложено развивать такие навыки, как предоставление презентаций и написание литературных обзоров. Помимо приобретения этих навыков, курс даст вам представление о «человеческом факторе», который обязательно должен иметь все науки, и как таковой он будет ценным дополнением в любой степени.

Крупнейшими представителями античной философии, определившими развитие психологии являются Гераклит (530–470 гг. до н. э.). Демокрит (460–370 г г. до н. э.), Сократ (470–399 гг. до н. э.), Платон (428–348 гг. до н. э.). Аристотель (384–322 гг. до н. э.). Согласно учению Гераклита, первоначалом сущего является огонь, стихия. Диалектика Гераклита – концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий – огня, воздуха, воды и земли. Огненное начало в организме и есть душа – психея. Дальнейшее развитие этой идеи позволяет древнегреческим философам сделать вывод о всеобщей одушевленности материи (гилогизм) – своеобразной форме материализма. Демокрит разработал атомистическую модель мира, воплотившую принцип причинности. Он толковал душу как материально оживотворяющий тело орган, руководимый также материальным началом – духом (или, иначе, разумом), который определяет весь жизненный процесс. Так как дух и душа представляют собой орган тела, они сами телесны и образуются из мелких шаровидных и поэтому наиболее подвижных атомов. Прогрессивным в этом взгляде при всей его наивности было утверждение о том, что все свойства живого (от низших функций тела и до психики) являются свойствами самой материи. Сократ – греческий философ-идеалист – мыслил под термином «душа» прежде всего психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу.

Изучение психологии полезно для целого ряда карьеры, таких как управление, финансы и консультирование, и это лишь некоторые из них. Вы узнаете больше о методах исследования в психологии посредством лекций, практических занятий и участия в экспериментальных демонстрациях. Вы также научитесь самостоятельно настраивать и проводить эксперимент по психологии. Часть лекций будет посвящена статистике, оборудовать вас навыками анализа и интерпретации ваших собственных данных, кульминацией которых станет письменный отчет, в котором будут поощряться ваши навыки критического мышления.

Ярким представителем идеалистических взглядов на психику был Платон, который трактовал материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала (дуализм).

Ученик Платона Аристотель подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм («идей»), однако полностью преодолеть платоновский идеализм не мог.

Принципы применяемые при выборе методов изучения психики человека

Вы также узнаете о роли этики в исследованиях. Этот курс позволит вам определить разницу между «поп-наукой» и подлинной наукой. Этот курс, который предписывается студентам 1-го уровня и является факультативным для учащихся второго уровня, изучается полностью в Интернете и охватывает темы, касающиеся карьеры и возможностей трудоустройства, равенства и разнообразия, здоровья, безопасности и благополучия. Во время курса вы узнаете об Абердинских аспирантах, о том, как они относятся к вам и о возможностях, доступных для развития ваших навыков и атрибутов наряду с вашими университетскими исследованиями.

Психика, сознание неотделимы от материи, но сами материальными не являются. Во второй половине XIX в. вульгарные материалисты (Бюхнер, Фогт, Молешотт) отождествляли сознание с материей: они утверждали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень выделяет желчь.

Органом психики у человека является высший отдел центральной нервной системы – головной мозг. Выдающиеся русские физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов открыли и научно обосновали закономерности физиологических изменений, которые происходят в мозгу при возникновении психических процессов. Их идеи нашли дальнейшее развитие в трудах А. А. Ухтомского, П. К. Анохина и другие.

Вы также получите понимание равенства и разнообразия, а также вопросов здоровья, безопасности и благополучия. Успешное завершение этого курса будет записано в вашей расширенной транскрипции как «Достигнуто». Курс занимает около 3 часов, и его можно взять за один сеанс или разделить на несколько недель, и он будет доступен вам в течение всего учебного года. Этот курс, который предписывается студентам 1-го уровня и факультативен для учащихся второго уровня и выше, изучается полностью в Интернете и охватывает темы, касающиеся карьеры и трудоустройства, равенства и разнообразия, здоровья, безопасности и благополучия.

Современное представление о психике основывается на признании того, что психика как свойство мозга обладает способностью отражать окружающую действительность. Согласно теории отражения, объективная реальность, материальный мир существует вне человека, независимо от его сознания.

Отражение человеком действительности есть единство объективного и субъективного. То есть оно является объективным, поскольку отражает реальную действительность и обусловлено ее воздействиями. Кроме того, отражение есть сам по себе реальный процесс, который выражается в определенном отношении человека к действительности, в его действиях и поступках. Вместе с тем оно субъективно, так как реальный мир отражается в сознании конкретного человека, субъекта и преломляется через его знание, опыт, через все индивидуальные особенности его личности. Субъективность отражения обусловливается конкретными целями и задачами, которые человек ставит перед собой. Таким образом, отражение действительности является субъективным образом объективного мира.

Курс занимает около 3 часов, и его можно взять за один сеанс или разделить на несколько недель, и он будет доступен вам в течение учебного года. Курс основывается на материалах, охваченных курсами 1-го курса, расширяющихся по концепциям и теориям психологии. Социальная психология будет охватывать такие темы, как лидерские и групповые процессы. Третья нить в этом курсе сосредоточена на нейробиологии и будет охватывать такие темы, как локализация функции мозга и нейронаука эмоций.

Этот курс направлен на ознакомление студентов с широким спектром методов, используемых в психологических исследованиях. Лекции охватывают методы, используемые для сбора физиологических данных, данных поведенческих данных и данных самоотчета. Практические занятия включают студентов, работающих в небольших группах, для разработки исследований, сбора и анализа данных и составления отчетов. Практические занятия также используются для обучения студентов использованию статистического программного пакета для анализа данных, собранных в психологических исследованиях.

Отражение человеком всего многообразия предметов и явлений окружающего мира и представляет собой познание объективной действительности. Посредством отражения человек узнает о различных свойствах окружающих предметов и явлениях – их форме, величине, пространственном расположении, цветовой окрашенности и так далее. В результате постоянного отражения объективного мира у человека развиваются мышление, память, внимание, у него формируются потребности, стремления, чувства, интересы, характер, взгляды на действительность.

Этот курс основывается на материалах, которые охвачены в 1-летних курсах, расширяющихся по концепциям и теориям психологии. Лекции по организационной психологии охватывают организационную культуру, профессиональный стресс, мотивацию, лидерство и работу в команде. Секция клинической психологии курса даст вам основание в ключевых идеях в рамках текущей практики клинической психологии и преподается практикой клинической психологии. Часть восприятия курса рассмотрит визуальные и преднамеренные системы.

«Новая позитивная психология» — Мартин Селигман

В лекциях основное внимание уделяется статистическим методам и анализу данных с соответствующими практическими классами, где учащиеся работают в небольших группах для разработки и проведения собственных исследований и написания отчетов. Кроме того, проводятся лекции и малые групповые занятия, посвященные более широким темам, в том числе этическим вопросам в психологических исследованиях, а также тому, как знания и навыки, которые разрабатываются при изучении психологических методов, могут повысить трудоспособность студентов.

Психические процессы, являющиеся своеобразными формами отражения, проявляются в активном общении человека с действительностью, в процессе его активной деятельности. В деятельности, на практике проверяется правильность отражения психикой человека окружающего мира, достигается познание объективной истины.

Практика – основной критерий истинности психического отражения действительности.

Выберите еще 60 кредитных баллов с выбранных курсов. . Основная цель этого курса - помочь учащимся подготовить, оценить и провести собственные психологические исследования. Курс также обеспечивает тщательное обоснование качественных и количественных методов исследования посредством серии лекций.

Психологическая оценка используется зафрахтованными психологами в ряде областей, включая клинические, профессиональные и судебные. Цель этого курса - познакомить студентов с психометрической теорией, реальными приложениями психологической оценки и юридическими и этическими проблемами, связанными с управлением тестированием.

1.2. Научная и житейская психология

Понятие «психология используется как в научном, так и в житейском смысле. Как научное понятие термин «психология» обозначает научную дисциплину, в житейском понимании – применяется для описания психических особенностей отдельных людей и групп.

Каждый человек на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства, изучает свой внутренний мир. Так как человек является социальным существом, познание себя необходимо для построения отношений с окружающими, для эффективности взаимодействия с другими людьми.

Идеальный курс для студентов, намеревающихся обеспечить карьеру в прикладной психологии. Взаимодействие с окружающим миром включает в себя перцептивную обработку с использованием трех основных чувств: визуального, слухового и тактильного. Целью этого курса является рассмотрение ряда подходов к восприятию человека, от исторических истоков до недавних инновационных исследований.

Рассматриваемые темы включают: восприятие цвета; распознавание лица; восприятие боли и возрастных изменений в восприятии. Студенты также будут участвовать в дебатах с участием своих сверстников в отношении медиа-изображения последних исследований. Этот курс подготовлен учеными, которые специализируются в этой области, обеспечивая самые современные и актуальные лекционные материалы.

Существует несколько признаков, отличающих научную психологию от житейской:

1. Житейские психологические знания конкретны, связаны с определенными ситуациями и конкретными людьми. Научные психологические знания носят обобщенный характер.

2. Житейская психологическая информация приобретается стихийно, интуитивным путем, мало осознается. Научные знания формируются планомерно, целенаправленно с помощью экспериментальных методов, осознаются и анализируются.

Этот курс направлен на то, чтобы предоставить студентам хорошее понимание биологической основы поведения и познания. Курс разделен на две секции, каждая из которых включает 6 лекций. В разделе 1 основное внимание уделяется психофармакологии, которая заключается в исследовании влияния препарата на нормальную и аномальную функцию мозга. В разделе 2 рассматриваются функции и память мозга, с особым упором на применение этих знаний в системе уголовного правосудия.

Конкретные темы, которые будут затронуты, включают: нейротрансмиттеры; эффекты лекарств; Болезнь Альцгеймера; памяти и психоделических препаратов. Подобно этому курсу, цель состоит в том, чтобы помочь учащимся подготовить, оценить и провести собственные психологические исследования. Курс также основывается на тщательном обосновании качественных и количественных методов исследования, представленных в Методологии А, на втором курсе лекций.

3. Житейские психологические знания передаются другим людям с большим трудом. Научные психологические знания накапливаются и передаются значительно легче.

4. Житейская психология имеет дела с ограниченным числом фактов. Научная психология оперирует обширным, разнообразным, даже уникальным фактическим материалом.

1.3. Классификация психических явлений

Психика, отражение действительности проявляются по-разному. Наши ощущения, восприятия, чувства, способности, характер – все это формы отражения, различные проявления психического. Все многообразие форм отражения можноразделить на три основные группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Путь торговли — Тадао Ямагучи

Этот курс также включает семинары по трудоустройству, предоставление студентам информации о планировании карьеры, создании сетей и т.д. Социальные психологи исследуют психологические факторы, которые влияют на индивидуальное поведение в социальных ситуациях. Таким образом, цель этого курса - предоставить учащимся введение в круг вопросов в рамках экспериментальной социальной психологии с определенным фокусом на социальное познание.

Темы, охватываемые курсом на основе этой лекции, включают: стереотипы; социальное восприятие и действия; самоконтроль; сознания и мимики. Этот курс представляет собой научное объяснение социальных явлений, что делает его идеальным для студентов с интересом к индивидуальному и групповому поведению.

Психические процессы включают в себя явления, связанные с непосредственной познавательной деятельностью – ощущения, восприятия, мышление, речь, память, воображение.

Ощущение – это наиболее простая форма отражения действительности, которая заключается в отражении отдельных свойств предметов и явлений (цвет, запах, температура и т. п.), действующих на органы чувств в данный момент.

Что значит быть человеком? Этот курс использует подход развития к этому вопросу, охватывающий ряд психологических атрибутов, которые меняются с возрастом. Курс направлен на ознакомление студентов с теориями восприятия, языка, социального и эмоционального развития, а также поощрение дебатов по некоторым ключевым концептуальным вопросам.

Конкретные темы, охватываемые этим курсом, включают: Осведомленность о психических состояниях; теория обработки информации; восприятия лица и аутистического спектра. Широкий спектр тем развития является идеальным для всех, кто заинтересован в работе с детьми.

Более высокая ступень познания – это восприятие, представляющее собой отражение предмета, явления в целом, в совокупности их свойств и качеств.

Внимание выражается в сосредоточенности сознания на чем-либо конкретном с одновременным отвлечением от всего остального. Внимание характеризует собой активность любого познавательного процесса и является важнейшим условием успеха познания.

Самый высокий уровень отражения, познания представлен мышлением – высшим познавательным процессом. Основываясь на данных, полученных посредством ощущений и восприятий, мышление раскрывает внутренние связи и закономерности предметов и явлений, которые недоступны простому созерцанию, но которые являются важными и составляют сущность предметов, явлений и их взаимоотношений. Мышление осуществляется посредством речи, языка. Являясь формой протекания мысли, речь служит основным, важнейшим средством общения между людьми.

Образы, знания, полученные при непосредственном общении с предметами, явлениями действительности, могут сохраняться длительное время и в отсутствие этих предметов и явлений. Отражение того, что было в прежнем опыте, то есть запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо, называется памятью.

В практической деятельности человека знания, полученные в процессе ощущений, восприятий, мышления, как правило, в дальнейшем перерабатываются и на основе нового сочетания, комбинации элементов ранее воспринятого, усвоенного, создаются новые образы, идеи. Этот активный процесс создания новых образов, которые ранее человек не воспринимал, создание новых представлений, идей – называется воображением.

Отражение внешнего мира своеобразно преломляется в чувствах и в воле человека. Чувства – это то или иное отношение человека к действительности, к тому, что он познает и делает. Сознательное регулирование человеком своего поведения, способность преодолевать препятствия в процессе целенаправленных действий называется волей. Чувства и воля, являясь выражением особенностей психического отражения действительности, проявляются как психические процессы.

Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Н. Д. Левитов). К психическим состояниям относится, например, бодрость, скука.

Занимаясь той или иной деятельностью (игровой, учебной, трудовой), человек овладевает знаниями, умениями и навыками, у него формируются привычки.

Различные психические процессы, состояния в совокупности с образованиями, которыми являются знания, умения и навыки, служат основой, на которой формируется психологический облик личности конкретного человека. Особенности личности проявляются в психических свойствах: направленности, темпераменте, характере, способностях.

Рассмотренные стороны психического отражения, все психические явления, будучи функцией одного мозга, достоянием конкретной личности, неразрывно связаны между собой и обусловливают друг друга. Поэтому вычленение отдельного процесса, состояния, свойства личности из всех остальных есть лишь способ глубже познать каждый из них.

1.4. Место психологии в системе научного знания

Б. М. Кедров выделяет два основных научных объекта – природа и человек, причем грань между ними условна. В системе современного научного знания, как отмечает Б. Ф. Ломов, проблема человека становится наиболее актуальной. Уникальность феномена Человека, в котором проявляется единство закономерностей природы и общества, создает его особое положение как объекта научного исследования. В комплексе наук о человеке важнейшая роль отводится психологии. Место психологии в системе наук определяет возможность применения психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере психология может использовать их результаты.

В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация наук, предложенная академиком Б. М. Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Б. М. Кедров представил свою классификацию в виде «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол – общественные науки, нижний правый угол – философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественными науками) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными находятся технические науки. Психология же занимает центральное место и имеет линии связи, соединяющие ее со всеми тремя группами наук. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника. Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она является интегратором всех научных дисциплин, изучающих человека.

Психические явления долгое время изучались в рамках философии, но, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. Например, к числу общих проблем философии и психологии относятся проблемы личностного смысла, моральных ценностей.

На стыке психологии и общественных наук рассматриваются, например, проблемы социализации, обучения и воспитания. Связь психологии с техническими науками объясняется тем, что человек является непосредственным участником производственных и технологических процессов.

Связь психологии и естественных наук обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений имеет физиологическую основу, поэтому знания, полученные в естественных науках, используются для объяснения психических явлений.

Современная психология тесно связана с наукой и практикой и благодаря этим связям возникают современные отрасли психологии.

1.5. Структура современной психологии

В настоящее время роль психологии как науки значительно возрастает. Психология широко используется в самых различных сферах теоретической и практической деятельности человека, во многих областях науки, искусства, современного производства.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека. Отрасль психологии, изучающая общие закономерности психики человека, называется общей психологией.

Изучением общих закономерностей отражательной деятельности мозга занимается зоопсихология и сравнительная психология, предметом исследования которых является психика животных, начиная с простейших (инфузории, амебы) и заканчивая человекообразными обезьянами.

Возрастная психология изучает возрастные закономерности развития психики человека. Особое внимание из всех возрастов (младенчество, раннее детство, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый и старческий) уделяется дошкольному и школьному возрасту.

Закономерности психической деятельности субъектов образовательного процесса изучает педагогическая психология. Особой задачей педагогической психологии являемся выяснение психологических закономерностей наиболее успешного и глубокого овладения школьникам системы знаний, умений и навыков в процессе обучения, выяснение наиболее рациональных путей развития у них мышления, воображения, памяти, способностей, чувств. Большое значение приобретает изучение взаимоотношения обучения и психического развития ребенка.

На основе положений педагогической психологии составляются научно обоснованные методики обучения и воспитания детей в процессе преподавания того или иного общеобразовательного предмета.

Изучением личности, межличностных отношений в социальных группах, коллективах занимается социальная психология.

Проблемы, связанные с психологическими сторонами следствия, допроса, анализа свидетельских показаний и т. п., изучает юридическая психология. В задачи данной отрасли психологии входят и исследование психологических особенностей личности преступника, мотивы преступления, психологическое воздействие условий заключения и результативность воспитательных средств, используемых в исправительно-трудовой колонии.

Предметом исследования психологии труда являются психологические особенности трудовой деятельности человека. Научно-технический прогресс в нашей стране, все более тесное сближение науки с производством определяют актуальность этой отрасли психологии.

Инженерная психология изучает систему взаимодействия человека и машины, деятельность оператора в автоматизированных системах управления. Внимание при этом уделяется психологическому обоснованию конструирования машин и технических конструкций, исследованию психологии восприятия и усвоения человеком технической информации, изучению психологических особенностей управления автоматизированным производством.

Психология искусства изучает психологические закономерности создания произведений искусства, психологические компоненты творческой деятельности художников, писателей, музыкантов, артистов. Она исследует особенности художественного мышления, развитие художественного восприятия, а также ставит задачу раскрыть закономерности воздействия произведений искусства на возникновение и формирование различных чувств.

Одной из основных задач психологии искусства является психологическое обоснование художественного, эстетического воспитания средствами искусства, раскрытие психологических компонентов литературных, музыкальных и художественных способностей. В задачу психологии искусства входит и изучение психологического воздействия искусства на формирование личности, мировоззрения, убеждений, идеалов личности.

Психология творчества исследует психологические закономерности различных видов творческой деятельности человека – конструкторской, литературной, изобразительной. Анализ психологии творчества дает возможность раскрыть психологические компоненты творческого отношения конкретной личности к той или иной деятельности, наметить основные этапы творческого процесса.

Вопросами исследования психологии обучения и воспитания спортсменов занимается психология спорта. В круг задач психологии спорта входит и раскрытие психологических закономерностей формирования волевых и нравственных качеств личности спортсмена, необходимых для завоевания побед на спортивных соревнованиях, изучение психологических основ овладения спортивными навыками и умениями.

Относительно новой отраслью психологии является космическая психология, изучающая вопросы психологической подготовки космонавтов. Особое внимание уделяется психологическому раскрытию моральной и волевой подготовки космонавтов, изучению их психологического состояния в моменты невесомости и максимальных нагрузок (на старте и при посадке). На основе этого изучения составляются психологически обоснованные методики тренировки космонавтов в земных условиях.

Военная психология исследует психологию человека в условиях военного времени, во время боя. Важнейшая задача военной психологии – разработка психологических обоснований военного обучения и воспитания.

Большой вклад в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Л. С. Выготский, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплое, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов, Д. Н. Узнадзе, Б. Ф. Ломов, А. А. Бодалев, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Д.Б Эльконин, Н. А. Менчинская, А. А. Люблинская, Е. В. Шорохова, М. Г. Ярошевский и многие другие.

1.6. Методологические принципы и методы исследования в психологии

Психология опирается на ряд методологических принципов. Выдающимся отечественным психологом С. Л. Рубинштейном были обобщен обширный материал и выделены методологические принципы:

1. Принцип психофизического единства, включающий единство психического как с органическим субстратом, функцией которого является психика, так и с объектом, который в ней отражается.

2. Принцип развития психики как производного, но специфического компонента в эволюции организмов, в ходе которого адаптивные изменений образа жизни обусловливают изменения как строения нервной системы, так и ее психических функций в их единстве и взаимосвязи.

3. Принцип историзма применительно к развитию человеческого сознания в процессе общественно-исторического развития, в ходе которого общественное бытие людей определяет их сознание, образ их жизни.

4. Принцип единства теории и практики, то есть, теоретического и экспериментального изучения человеческой психики и воздействия на нее.

5. Принцип единства сознания и деятельности – единство сознания человека и его поведения, внутреннего и внешнего. Психика представляет собой ориентировочные компоненты действия, результатом которого выступает совершенствующийся образ окружающего мира, что в последствие выступает основой планирования и организации поведения и деятельности.

6. Единство знания и переживания – всякое переживание субъекта всегда является переживанием чего-то.

7. Принцип детерминизма – все в мире, включая психические явления, взаимосвязано и подчиняется причинно-следственным законам, которые могут быть выявлены в научных исследованиях.

Психология, изучая психические процессы, закономерности формирования психологии личности, применяет различные методы исследования. Используя конкретные способы и приемы изучения, психологическая наука постоянно обогащается новыми фактами. Для того чтобы любая наука развивалась успешно, необходимо применение научно обоснованных методов. Научность обоснования методов психологии требует, чтобы они отвечали ряду условий.

В жизни мы пробуем разные вещи - вот и я люблю не только интересные книги: не так давно я работала психологом и помогала разобраться в себе особенным людям (рассказ об этом - ). Сейчас мне хочется посвятить себя писательскому делу, если можно так выразиться, но и о психологии тоже не забываю. Иногда ко мне обращаются за консультациями, а я сама стараюсь быть в курсе свежих трендов в науке.

Для вас составила ТОП-10 лучших книг по психологии + 1 книга бонусом (не смогла пройти мимо). Это подборка для тех, кто хочет познать себя, узнать больше о психологии человека и просто быть счастливым.

Надо сказать, люди устроены удивительным образом. Эмоции, интеллект, поступки и отношения, карьера, общение и воспитание детей, личность, мечты и творчество - это лишь малая часть того, что изучает загадочная наука о душе. Давайте разбираться, что к чему 😉

Почему мы ошибаемся

На перекрестке правши чаще поворачивают направо, а левши - налево. В 90% автокатастроф виноваты люди. Эксперты НАСА ошибаются в расчетах. Почему? Эта книга расскажет, как мы попадаемся в ловушки мышления, и научит не наступать на одни и те же грабли.

Психология вредных привычек

Неумение отдыхать, перфекционизм, невнимательность к людям, склонность все портить, прокрастинация и тревожность, упорство и нежелание просить о помощи - такие же вредные привычки, как курение, интернет-зависимость и переедание. Психотерапевт с 30-летним стажем знакомит читателей с 62-мя вредными привычками - новыми вредными привычками - и дает простые советы, которые помогут с ними бороться.

Психология

Самый простой в мире курс психологии. Никаких скучных теорий! Только увлекательные идеи, поразительные эксперименты и неизвестные факты из жизни великих психологов.

Путь к процветанию

Выдающийся психолог современности Мартин Селигман - основоположник позитивной психологии: он изменил к лучшему не одну тысячу жизней. Слова профессора позитивной психологии обладают магическим свойством - дают силы, излечивают и вдохновляют. Для тех, кто хочет стать счастливым.

Вся правда о неправде

Вы хотите знать, почему и как мы обманываем? Во всех культурах люди делают одно и то же - врут себе и о себе: это может быть маленькая ложь во спасение или крупная афера. Книга полезна каждому, кто хочет посмотреть на себя со стороны и поразмышлять на тему правды и лжи.

Уверенность в себе

Элис Мьюир - опытный психолог, тренер и коуч по личностному росту. Она уверена: уверенность в себе прекрасно развивается. Тесты и упражнения из книги помогут повысить самооценку, производить хорошее впечатление и лучше противостоять стрессу.

Подарок моря

Когда переворачиваешь последнюю страничку, становится немного жаль - кажется, что возвращаешься из отпуска у моря, где царит спокойствие и благодать. Это книга о душевной гармонии, поисках себя и самых важных вещах в жизни - отношениях, любви, обязательствах и семье, искренности, заботах и творчестве. Неоднократно переиздается с 1955 года.

Психология мотивации

Почему один человек рискует, а другой прячет голову в песок? Отчего кто-то настроен позитивно, а кто-то воспринимает любую мелочь как трагедию? Книга по психологии для тех, кому интересна природа человеческого поведения и способы влияния на чужой выбор.

Призвание

Вы не думали о том, что можете достичь большего? Никогда не поздно найти свое призвание. Множество историй и примеров из жизни продемонстрируют, что каждый человек талантлив. Нужно лишь понять, кто ты есть на самом деле. Книга-маяк для тех, кто заплутал в дороге к своей мечте.

Эмоциональный интеллект. Российская практика

О том, как сделать эмоции своим союзником. Наши чувства и эмоции - прекрасный инструмент, который может помочь прийти к успеху в отношениях, личной жизни и карьере. Научит управлять своими и даже (немного) чужими эмоциями.

И, конечно, обещанный бонус. Одиннадцатая книга в ТОП-10 книг по психологии. Звучит странновато, согласна, но я просто не могла обойти вниманием эту книгу.

Мудрость Ганди

На самом деле Махатма - это не имя, а титул. Он означает «великая душа». Конечно, Ганди совсем не психолог. Но насколько далеко отстоят друг от друга психология, философия и духовное лидерство? Горячо рекомендую прочесть «Мудрость Ганди». Это самая что ни на есть книга по практической психологии, которая преподает нам важные уроки жизни.

И еще. Если х отите первыми узнавать о книжных новинках МИФа, получать письма с полезными советами и хорошими скидками, подписывайтесь на нашу рассылку по саморазвитию . До встречи!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: