Когда нужно отдавать ребенка в каратэ. Карате для детей: польза и противопоказания

В каком возрасте надо отдавать ребенка в секцию каратэ?

По большому счету, каратэ киокушинкай является не обычным видом спорта в общепринятом понимании, а своеобразной тренировкой, рассчитанной на развитие многих умений и навыков. Когда мы вспоминаем каратэ, речь идет о развитии внимательности, растяжке и гимнастике, специальных дыхательных упражнениях и закалке организма. Как показывает практика, наивысших результатов достигают спортсмены, которые начали заниматься каратэ с детских лет. Конечно, порой родители беспокоятся о своих детях, ведь отдавая в спортивную секцию собственного ребенка каждый понимает, что он попадает в абсолютно новый мир.
Каратэ является боевым искусством. Следовательно, регулярные тренировки для ребенка - это своеобразная выработка рефлексов, направленных на нейтрализацию негативного влияния окружающего мира. Кроме того, тренировки каратэ киокушинкай направлены на то, чтобы ребенок становился и развивался, как уверенная в себе личность.
Итак, чего стоит ожидать, отдавая ребенка дошкольного возраста в секцию каратэ? Прежде всего, стоит учитывать, что тренировки станут подготовкой к школе, которая является важным этапом в жизни каждого человека. К тому времени, как ребенок пойдет в школу, у него уже будут развиты наиболее важные аспекты личности, а сам он будет обладать базовыми навыками координации, сообразительности и памяти. К тому же, немаловажным фактором является умение постоять за себя. В каратэ, как и в любой другой спортивной секции, ребенок будет учиться вливаться в коллектив, общаться со сверстниками, находить контакты и своевременно проявлять характер. Согласитесь, это достаточно хорошая подготовка перед школой.
Так когда же следует отдать ребенка в секцию каратэ киокушинкай, чтобы не доставлять ему дискомфорт? Считается, что наиболее оптимальным возрастом для занятий единоборствами - 5 лет. Именно в этот период ребенок получает максимум информации об окружающем мире, у него формируется представление о дисциплине и терпении. Многие считают, что в силу своей специфики, каратэ для 5-летнего ребенка является достаточно сложной сферой, однако по мере развития личности юный спортсмен будет постигать новые таинства боевых искусств, что непременно скажется как на его физическом, так и на духовном состоянии.



Пока нет отзывов о
Вы можете стать первым!

27.2. Возрастные особенности занятий каратэ

Каратэ дает широкие возможности для развития физических, умственных и духовных качеств. Но одновременно это и один из самых «тяжелых» видов занятий. В связи с этим возникают вопросы: в каком возрасте можно приступать к занятиям каратэ и до какого возраста можно им заниматься?

Практика показывает, что отсутствие противопоказаний привлекает в секции и клубы каратэ людей самых разных возрастных групп – от 4 до 60 лет и старше. Это накладывает свои особенности на организацию и проведение занятий с людьми различных возрастов.

Дети в возрасте 4–5 лет физически не готовы к однообразной, требующей определенной выносливости тренировке и не имеют устоявшихся интересов. Это обстоятельство может привести к тому, что у них раз и навсегда будет отбита охота к занятиям каратэ. Поэтому в этом возрасте на занятиях каратэ дети должны больше играть, забавляться.

Кроме того, для детей этого возраста характерны хорошая гибкость и плохая координация движений. Неумение оценивать свои движения в пространстве и во времени, а также по степени мышечных усилий часто приводит к тому, что тот или иной технический прием закрепляется с ошибками, не говоря уже о возможных травмах. В связи с этим дети должны усваивать технику небольшими частями, начиная с самых простых и легких форм.

Практически каждый ребенок в возрасте от 4 до 11 лет требует персонального внимания и индивидуального подхода. В этом возрасте им присущи плохая концентрация внимания и резкая смена настроений: от желания самозабвенно заниматься до полной апатии и капризов. По этой причине занятия с детьми этого возраста должны быть как можно больше разнообразными и продолжаться не более 1–1,5 часов. Информационная нагрузка на занятиях должна увеличиваться постепенно – от простейших, не связанных между собой движений до синхронных движений отдельными частями тела (например, удар рукой с одновременной постановкой стопы). Ни в коем случае нельзя заставлять детей многократно (до автоматизма) повторять одно и то же упражнение – они будут выполнять его чисто формально, потому что им неинтересно. Каждую тренировку следует разнообразить, изучая новый и повторяя пройденный материал в различной форме, внося в него новые интересные элементы.

В целом же занятия каратэ, помимо силы, гибкости, ловкости, координации движений, развивают у детей внимание, память, логическое и образное мышление. Кроме того, дети становятся более уверенными в себе, учатся управлять своими эмоциями, воспитывают силу воли, целеустремленность. Все это говорит в пользу занятий каратэ детьми младшего возраста, при условии внесения в эти занятия необходимых корректив, перечисленных выше.

Для подростков 12–17 лет характерна высокая возбудимость и лабильность мышечного аппарата, что способствует значительному развитию быстроты движений. Скорость мышечных сокращений у подростков достигает максимума, поэтому в этом возрасте следует преиму-щественно развивать динамическую силу, быстроту и ловкость, не забывая при этом и упражнения на гибкость.

Подростки обычно стремятся к самостоятельности и преувеличивают свои возможности. Желая быстрее выучить технические действия, они мало внимания обращают на детали техники их выполнения.

Поэтому на занятиях по каратэ с подростками необходимо научить их:

1) критически оценивать результаты своих действий;

2) описывать технику выполнения изучаемого элемента, используя различные формы (устная, графическая, мысленное проговаривание), с тем чтобы они больше внимания уделяли деталям его выполнения;

3) оказывать помощь товарищу в изучении элементов техники.

Есть и еще один аспект: подростки неслыханно честолюбивы. Их амбиции очень часто доминируют над инстинктом самосохранения и самоконтроля. Поэтому плохо организованная, без надлежащего контроля тренировка может пагубно отразиться на их здоровье. А слишком раннее привлечение их к участию в свободных поединках и соревнованиях способно привести к тяжелой травме, как физической, так и психической.

С взрослыми меньше всего проблем при организации и проведении занятий каратэ. У них уже хорошо развито внимание, понятийный аппарат, логика, координация движений, они имеют устойчивую мотивацию к занятиям. Дисциплина на занятиях каратэ с взрослыми на порядок выше, чем на занятиях с детьми. В то же время типичными недостатками взрослых являются закрепощенные мышцы, низкая, по сравнению с детьми и подростками, подвижность и гибкость суставов. Поэтому при выборе упражнений для взрослых необходимо исходить, прежде всего, из их индивидуального уровня развития силы, гибкости и выносливости. Взрослый уже сам способен разобраться, что ему нужно делать, для того чтобы выполнить задание так, как его показывает и как того требует инструктор. Поэтому взрослым можно предлагать достаточно большой по объему материал, затрачивая на занятия 2–3 и более часов и отрабатывая некоторые упражнения многократно, до автоматизма, до тех пор пока они не будут «записаны» в мышечной памяти.

При организации занятий каратэ с взрослыми необходимо учитывать и то, что в отличие от других видов спорта, таких как бокс, кикбоксинг, борьба вольная или греко-римская, дзюдо, где спортсмены достигают пика своей формы в среднем к 20–30 годам жизни, в каратэ пик формы наступает в период между 40–50 годами. Об этом свидетельствует Масутацу Ояма в своей книге «Философия каратэ»: «Так как физическое соответствие и сила для спортсменов имеют основное значение, то они достигают лучшей формы в возрасте 20–30 лет. Но благодаря тому, что восточное боевое искусство связано с духовным единством и зрелостью, что душа и тренировка – занятия более важные, чем талант, каратэка находится в своей лучшей форме между 40 и 50 годами. Теперь, когда я участвую в схватках с молодыми людьми, я всегда могу предвидеть, что они будут делать, настолько, что никогда не применяю ударов рук или ног. Я могу просто отступить в сторону или применить прием опрокидывания противника, не прибегая к жестоким методам. Но это стало возможно к 40 годам после 30-летних тренировок» [Ояма М., 2000]. Поэтому при организации занятий каратэ с взрослыми людьми необходимо учитывать и эту особенность.

Как правило, каратэ не прекращают заниматься по причине возраста. Многие мастера каратэ занимались им до конца жизни и только благодаря каратэ, по их убеждению, прожили достаточно долго. По свидетельству многих мастеров каратэ, находящихся в преклонном возрасте, именно каратэ обеспечивает им хорошее самочувствие и полноценную жизнь.

Для того чтобы люди могли заниматься каратэ в преклонном возрасте и не бросали эти занятия в старости, целесообразно все упражнения, применяемые в каратэ, выполнять с ними в медленном темпе. Техника ударов и блоков при медленном их выполнении является хорошей гимнастикой для рук и ног. Растягиваются мышцы и сухожилия, улучшается кровоток в конечностях. Медленное нанесение ударов и постановка блоков укрепляют двуглавые, плечевые, икроножные мышцы, мышцы груди, предплечья, таза. Поэтому в преклонном возрасте более всего подходит выполнение технических действий с концентрацией внимания на правильности и точности движений, в ущерб их силе, резкости и быстроте.

Из книги Подготовка юного тяжелоатлета автора Дворкин Леонид Самойлович

Глава 2 Возрастные особенности развития организма детей и

Из книги Введение в школу боевого карате автора Кочергин Андрей

Особенности техники ударов ногами в боевом каратэ «Кои Но Такинобори Рю» Учитывая полноконтактный способ ведения поединка, всё удары (ногами, руками, головой и т. д.) производятся с проносом через центр цели. С целью увеличения мощности и результативности ударов ногами

Из книги Гири. Спорт сильных и здоровых автора Воротынцев Алексей Иванович

Из книги Психологический анализ в большом футболе автора Хигир Борис Юрьевич

4.5. Возрастные особенности Счастье первых лет жизни человека заключается в преобладании созерцания над решением жизненных проблем. Мозг ребенка, достигающий полного объема к семи годам, обеспечивает интенсивное развитие его интеллекта. Через активное взаимодействие с

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Глава 26 Гигиенические факторы занятий каратэ Главные медикаменты – это чистый воздух, холодная вода, пила и топор. В.Д. Поленов, русский художник, академик Одним из эффективных средств, повышающих мастерство занимающихся каратэ, является гигиеническое обеспечение их

Из книги Всем бедам назло автора Норрис Чак

Глава 27 Особенности в организации и проведении занятий по каратэ в современных условиях …Каратэ нельзя обучиться из книг. Масутацу Ояма 27.1. Особенности организации занятий каратэ в специализированных и неспециализированных учреждениях, среди городского и сельского

Из книги Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки автора Кузьменко Галина Анатольевна

27.1. Особенности организации занятий каратэ в специализированных и неспециализированных учреждениях, среди городского и сельского населения Организация занятий каратэ в специализированных и неспециализированных учреждениях имеет свои отличия и характеризуется

Из книги Гигиена физической культуры и спорта. Учебник автора Коллектив авторов

27.3. Половые особенности занимающихся каратэ Половые особенности занятий каратэ тесно связаны с возрастом занимающихся. Так, если в детском возрасте организационных проблем, связанных с занятиями представителей разного пола, как правило, не возникает и методика

Из книги автора

27.5. Особенности организации и проведения занятий каратэ в условиях рыночной экономики Переход нашей страны с планового социалистического развития хозяйства на рыночную экономику внес свои коррективы в организацию и проведение занятий каратэ.Если в советские времена

Из книги автора

2. Что волнует учеников при записи и в начале занятий каратэ 1. Боязнь пропустить сильный удар2. Физические нагрузки3. Большой объем изучения4. Повышенные требования к обучению5. Недостаточная гибкость6. Неуверенность в собственных силах7. Недостаточная

Из книги автора

3. Трудности, испытываемые новичками в процессе занятий каратэ 1. Нескоординированность2. Слабая физическая подготовка3. Замедленная реакция4. Недостаточная ловкость5. Низкая выносливость6. Недостаточно развитая гибкость7. Неумение правильно дышать8. Большой объем

Из книги автора

Глава 3. Возрастные и психолого-педагогические особенности подростка-спортсмена в условиях образовательной деятельности 3.1. Особенности возрастного морфофункционального и психологического развития подростков 11–15 лет3.2. Психолого-педагогическая характеристика

Из книги автора

12.1. Возрастные особенности детей и подростков Организация учебно-воспитательного процесса и физического воспитания в школе осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.В педагогике школьный возраст принять разделять на младший – 7–10 лет, подростковый –

Начинать заниматься каратэ можно уже в 3 года. В этом возрасте дети очень активны, они познают мир, им всё интересно. Тренировки для них будут как игра. Скорее всего, им будут давать упражнения для общей физической подготовки, игровые задания и, наконец, основы каратэ.

Каратэ – это не только физическое, но и духовное развитие. Дети в 3 года могут многого не понимать, однако у них с детства будет формироваться самодисциплина, уверенность в себе, уважение к другим.

Отдавая трехлетнего ребенка в каратэ, важно подобрать хорошего тренера. Он должен не только владеть боевым искусством, но и уметь находить общий язык с детьми, работать с ними.

5-6 лет – идеальный возраст для начала занятий каратэ. Дети в этом возрасте готовы как физически, так и духовно. Они уже способны понимать и усваивать технические и тактические нюансы каратэ.

Если ваш ребёнок уже старше 7 лет, то лучше, чтобы у него самого было желание заниматься каратэ. Желание есть – смело записывайтесь.

Не поздно начинать заниматься в 14-15 лет. При желании и усердных тренировках можно достичь больших успехов, стать чемпионом округа и даже России. В любом случае можно тренироваться для себя, для общего развития – это никогда не поздно.

Опасность травм

Следует учесть, что существуют контактные (Ашихара, Киокушинкай) и бесконтактные (Шотокан, каратэ WKF) стили каратэ. Для детей рекомендуется выбирать бесконтактный стиль. В этом случае риск получить травму очень мал.

Кроме того, в каратэ есть разделение на кумитэ (проведение поединков) и ката (выполнение комплекса приёмов). Нельзя сказать, что ката безопаснее кумитэ. В любом случае во время тренировок возможны ушибы, растяжения и т.п. Как и в любом виде спорта.

«Хочу отдать сына на борьбу. Развить физически. Чтобы мог постоять за себя как настоящий мужчина. С какого возраста берут?»

«Хочу отдать дочь на карате, чтобы могла себя защитить. Какую секцию посоветуете?»

Как выбрать секцию? Помогут ли боевые профессиональные приемы защитить себя? Давайте разбираться системно.

Защита или конфликт?

«Дети всегда, осознанно или неосознанно, стремятся продемонстрировать свои умения», - говорит Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология». Танцующая девочка покажет изящные па; ребенок, мечтающий стать художником, похвастается своими рисунками; освоивший видеосъемку и монтаж будет выпускать ролики. Если мальчика научили играть на гитаре, петь, читать стихи, он будет с удовольствием выступать на школьных вечерах, развлекать всех на школьном дворе или в компании друзей. Найдет повод.

Что делать мальчику, который умеет драться? Создать ситуацию, когда он сможет поставить обидчика на место эффектным ударом руки или ноги. Боец не будет пытаться договориться, идти на компромисс - он будет бить. Сразу и не раздумывая. За себя, за друга, за симпатичную девочку, которую, как ему показалось, обидели.

И таких, умеющих драться мальчишек в школе немало. Одного отдали на каратэ, другого на ушу, третьего на борьбу. И все они будут искать стычки, провоцировать друг друга. «Ты куда идешь! Ты что на меня так смотришь! А ну повтори, что ты сказал!».

А дальше что? Не бывает одинаково сильных, всегда найдется тот, кто сильнее. И для таких ребят есть только два исхода: или он сломает кому-то руку, ногу, шею - или ее сломают ему. Третьего не дано. Оба варианта не могут устраивать ни родителей, ни подростка. По факту получается так, что, обучая наших детей защищаться, мы, наоборот, сталкиваем их лбами. Желая защитить, толкаем на конфликт.

Но как же тогда быть? Неужели «слабаков растить»?

Во многих из нас, родителей, сидит внутренняя убежденность, что жизненно важно уметь за себя постоять, защитить себя и близких. Откуда она?

В чем сила, брат?

В 90-е годы, когда разрушилась страна, по улицам ходили братки, на рынках «крышевали», в подворотнях раздевали, милиция не справлялась с хлынувшей на улицы преступностью, народ массово потерял чувство защищенности и безопасности. Тогда, чтобы хоть как-то защитить себя, и мужчины и женщины стали покупать газовые баллончики, право на ношение оружия, записывались в секции по тхэквондо и самообороне. Сегодня ситуация изменилась, но в нас по-прежнему прочно сидит мысль, что каждый должен уметь себя защитить. Этому мы учим и наших детей.


На самом деле от хулиганов должна защищать полиция и государство. А каждый отдельный человек должен быть спортивным, здоровым и хорошо владеть своей профессией, быть на своем месте. Он не должен волноваться о физической самообороне. Тем более что на поверку оказывается, что знание приемов и чемпионский титул не гарантируют выживание.

Каждую неделю в новостях: «Банда неизвестных зарезала чемпиона страны по карате, когда он отдыхал с любимой девушкой», «Убит чемпион, который заступился за друга!»… Кто сказал, что чемпион способен защититься от банды хулиганов? В западном кино? В реальности на него нападают неожиданно, толпой, с ножами. Нападающие потому и нападающие, что они действуют неожиданно и не в одиночку. Никто, даже чемпион, не успеет себя защитить.

Эффективные меры защиты в современной школе

Но вернемся к подросткам. Что делать, как защитить себя? Ведь современные школьники часто агрессивны.

Юрий Бурлан подсказывает - дайте ребенку спортивное развитие. Это может быть плаванье, гимнастика, бег, гребля, теннис. Физически развитый, спортивный парень не вызывает желание напасть на него, сделать его жертвой. А у него самого нет внутреннего желания показать свое умение драться, он не будет нарываться на конфликт.

Более того, не имея склонности решать дело кулаками, он будет охотнее договариваться, находить общий язык с одноклассниками. Этот навык пригодится ему во взрослой жизни.

А как быть с девочкой?

Здесь отдельная история. От кого должна защищаться девочка? От хулиганов? От мальчиков, которые «обязательно будут приставать, ведь им всем одного надо»?

Как правило, такого рода вопросом акцентированно озабочены только папы, обладающие . И уже на бесплатном вводном тренинге Юрий Бурлан раскрывает, почему и чем это чревато для подрастающей девочки.

Именно для пап с анальным вектором особенно важна чистота сексуального поведения. Именно они могут отказаться от дочери, потому что та опозорила семью непристойными действиями, распущенностью или, не дай бог, ранней беременностью. Поэтому пусть лучше ходит в длинной юбке, с мальчиками не дружит, из дома не выходит. Лишь бы не было позора. Конечно, не все обладатели анального вектора доходят до таких крайностей, но при накоплении неудовлетворенности их внутреннее стремление к чистоте может принимать вот такие не вполне адекватные формы.

Когда девочку с малых лет отдают на борьбу, акцентируют необходимость защищать себя от мужчин, беречь честь смолоду, девочка растет с тотальным недоверием к мужчинам, держится от них на расстоянии, сразу подозревает худшее. Она не опозорит своих родителей, но и внуков им вряд ли родит, потому что будет отказывать мужчинам. Всем. Еще до того, как они позовут ее на свидание.

Как же быть? Как оградить дочь от тлетворного влияния, с одной стороны, и не помешать ее будущем личному счастью, с другой?

Воспитание чувств - лучшая профилактика от беспорядочных связей и гарантия счастливых отношений


Юрий Бурлан четко показывает, что именно чувственное развитие окончательно формирует сексуальность человека, сокращая добавочное желание на влечение. Фактически сексуальное воспитание - это и есть воспитание чувств. Под воздействием литературы, развивающей чувственность, у мальчиков и девочек возникает воображение о любви, о высоких чувствах и взаимоотношениях, полных доверия, нежности, заботы.

Детская сексуальность инфантильна - она не требует соития. Поэтому вовлеченный в чувственное развитие подросток будет искать более сильных чувств и эмоциональных переживаний, а не телесного контакта. Более того, развитая чувственность станет своего рода прививкой от повсеместно доступной порнографии, пошлых сцен, картинок и смыслов. Потому что на контрасте со сформированными у него классической литературой идеалами отношений они не просто будут неинтересны - они будут вызывать отвращение.

Во взрослом возрасте развитая способность любить и сопереживать делает нас привлекательными для противоположного пола, ведь сегодня в эпоху потребительского подхода к браку и парным отношениям чувственность ценится особенно высоко. Она же поможет создать по-настоящему крепкие отношения, основанные не только на влечении, но и на интеллектуальном, душевном родстве.

Кроме того, с системным мышлением можно быстро определить, кто перед тобой - пикапер или приличный воспитанный мальчик с серьезными намерениями, потенциальный садист или верный семьянин. Сегодня настоящая сила не в сильных руках и приемах рукопашного боя, сегодня сила в психологической грамотности, в умении находить с людьми общий язык, выстраивать отношения в паре и в коллективе.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: