Какой ребенок по счету в семье. Характер и судьба ребенка часто зависят от того, каким по счету он родился

Беременность наносит ощутимый отпечаток как на моральное, так и на физиологическое состояние будущей мамы. Множество женщин в этот период замечают разнообразные перемены в своем организме — кожа становится суше, ногти ломаются, а волосы могут выпадать. Как же сохранить красоту волос в этот уникальный для женщины период?

Чаще всего беременность положительным образом сказывается на волосах. Те становятся более густыми и послушными, блестят и переливаются, локоны становится проще уложить. Такие перемены не могут не радовать. Но есть и те женщины, которые, напротив, жалуются, что волосы стали более тонкими, быстро жирнеют или ломаются, выпадают.
С научной точки зрения существует объяснение как первому, так и второму варианту. За 9 месяцев ожидания ребенка ослабленные локоны беременной приобретают новую силу и блеск. Улучшение общего состояния волос врачи-трихологи связывают с изменением гормонального фона женщины, а их выпадение и ухудшение состояния чаще всего наблюдаются на фоне проблем, которые были у будущей мамы еще до «интересного положения». Кроме того, гормональная перестройка порой провоцирует появление у женщин волос в местах «по мужскому типу» — руки, грудь, лицо. Не нужно впадать в отчаяние — эти проблемы уйдут сами собой.

Уход за волосами во время беременности

Женские волосы требуют ухода и заботы в любой период, а во время беременности — особенно. Для этого можно посещать личного парикмахера и тратить средства на дорогостоящие процедуры по уходу в салонах. Можно же ухаживать за волосами и в домашних условиях.

  1. , которые подвержены ломкости, лучше всего мыть в немного теплой воде. Если волосы стали очень слабыми, следует избегать тугих резинок, кос и любых других причесок. Лучше всего будет ополаскивать волосы настоем крапивы, мяты или березы. В этом случае следует по максимуму беречь волосы от негативного действия солнца, ветра и соленой воды. А приборы для укладки волос по типу фена или плойки и вовсе надо отложить до лучших времен.
  2. Для сухих волос отлично подойдет маска из лука, меда и сока алоэ. Все ингредиенты смешиваются и втираются в корни волос. Восстанавливают волосы также репейное и оливковое масла. Репейное масло можно смешать с двумя желтками (по желанию туда можно добавить коньяк — он прибавит блеска), нанести на волосы и выдержать час. Все маски смываются теплой водой и шампунем.
  3. Если волосы будущей мамы стали сильно жирнеть, то в помощь ей придет лимон. После каждого мытья волосы следует ополаскивать водой с лимонным соком. Он не только устранит лишний жир с головы, но и подарит восхитительный блеск локонов и безупречный аромат. также хорошо ополаскивать отваром мать-и-мачехи или крапивы. Маски из сухой горчицы, кефира или меда тоже быстро помогут решить проблему жирности.
  4. Даже за нормальными, не проблемными локонами в период беременности потребуется должный уход. Помощниками станут настой вереска, отвар ромашки или лопуха. Они сделают волосы мягче и послушнее. Используются они как ополаскиватели.
  5. При появлении перхоти не следует прибегать к помощи лечебных средств — они способны навредить малышу. Идеально подойдет отвар луковой шелухи и пижма обыкновенная.
  6. Для укрепления корней волос подойдут специальные витаминные комплексы для беременных, а также полноценное рациональное питание.
  7. Во время ухода за волосами нельзя забывать и о верном их расчесывании, а также о нежном массаже коже головы. Легкими массажными движениями кожу головы следует растирать дважды в день по 5-10 минут.

Что можно, а что нельзя?

  • Множество беременных, слушая предписания бабушек, опасаются остригать волосы во время ожидания малыша. Однако современные специалисты утверждают, что стричь волосы беременным нужно.
  • А касательно окрашивания волос однозначного мнения нет. Есть специалисты, которые утверждают, что краска отрицательным образом способна сказаться на плоде, другие же считают, что таковое влияние отсутствует. Одно можно сказать точно — краска для волос может вызывать у будущей мамы аллергию на коже головы, поэтому перед ее применением лучше всего провести тест.
  • Кардинальную смену имиджа лучше оставить на потом. Для беременной приемлемыми вариантами станут мелирование и колорирование, а также использование оттеночных бальзамов и специальных красящих шампуней. Не навредят и натуральные красители хна и басма.
  • Ставшие в последнее время популярными процедуры для волос наращивание и ламинирование во время беременности разрешены. Просто важно помнить, что в процессе наращивания беременной придется длительное время просидеть в кресле парикмахера, что не всегда просто. Состав, который применяют во время ламинирования, не содержит вредных для плода компонентов. По этой причине отказываться от вышеназванных процедур (при желании их осуществить) абсолютно нет смысла.

Во множестве случаев после родов состояние волос женщины может ухудшиться. Это связано с гормональными изменениями, лактацией, бессонными ночами, неполноценным питанием (в начальный период кормления), а также тем, что ребенок «забирает из мамы» множество полезных веществ. Как же в этом случае сохранить красоту локонов?


Восстановление изнутри

  • Можно использовать специальные витамины для кормящих мам. Они восполняют нехватку нужных элементов.
  • Чтобы волосы сияли здоровьем, следует устранить нехватку железа и серы, фолиевой кислоты, а также цинка и витамина В12 в организме. Для этого в свой рацион требуется включить морковь и орехи, семена тыквы, щавель и морскую капусту. Не лишними станут и молочные продукты. А вот острого, жареного и копченого лучше избегать.

Лечение народными методами

Есть множество . Для начала волосы можно мыть или ополаскивать специальными лечебными шампунями или отварами трав. Для укрепления волос можно прибегнуть к народным средствам, которые легко приготовить в домашних условиях. Вот два очень действенных рецепта:

  1. Желток яйца следует тщательно перемешать с большой ложкой меда и такой же ложкой репейного масла (можно заменить маслом зародышей пшеницы). Смесь наносится на кожу головы и волосы, укутывается полиэтиленом и полотенцем, а затем выдерживается полчаса и смывается шампунем.
  2. В отваре лопуха размачивается ржаной хлеб до однообразной кашицы. Полученную консистенцию наносят на корни и выдерживают около 20 минут. Затем волосы моют.

Ну вот простой пример: ваш стилист советует вам купить у него в салоне хороший, подходящий для вашего типа волос шампунь. Тут же ваш внутренний голос шепчет: втюхивает! А одна бабка другой, а та третьей (что на убывающую луну волосы стричь вредно, что чесать волосы следует от корней, что чаще стричь — гуще вырастет), вот в это верим. Бабкин голос сильнее голоса вашего стилиста оказывается совокупностью распространяемых им волн. А голос стилиста, знающего как профессионал работу этого шампуня, знающего свойства ваших волос, умолкает именно из-за его разумной обыденности и отсутствия претензий на народную мудрость.

Счастливы люди с хорошими от природы волосами: помыл, стряхнул и… никакой. Нам, большинству с волосами так себе, повезло больше. Мы-то знаем, что наши волосы не идеальны. Потому и заботимся о них больше, ухаживаем тщательней, стрижем придирчивее.

Волосы не могут у женщины быть сами по себе — их делает стрижка. Даже те, что в скромную кудельку или в хвостик на затылочке, требуют стрижки и специального обращения.

Начнем с пучка , раз уж зацепилось с него. Кожа головы под пучком дышит плохо, волосы слеживаются, плохо проветриваются, получают плоскую структуру. Стянутость кожи препятствует кровообращению, зажиривание волос происходит быстрее, микробы на коже головы плодятся веселее. Замедляется рост волос, зато появляются секучесть, выпадение и прочие неприятности.

Посмотрим на хвостик — та же куделька на свободе, но резинка у основания хвостика (обратили уже внимание?) рвет ваши волосы обмотанными пучками, питание из фолликула не поступает в ткань волосочка. Особенно заметна посеченность концов волос в хвостике. Равномерно подстричь концы не удается, потому что никогда хвостик не завязывается при одном и том же расположении волос. Вот и получается, что самые простые и неприхотливые прически не так уж хороши для даже очень хороших волос.

Когда-то в Европе и США, еще задолго до изобретения кондиционеров, пошло майонезно-оливковое помешательство. Для жирных волос — майонез, для сухих — оливковое масло. И ходили бедные женщины в тюрбанах часами под маслом и майонезом. Появились прекрасные натуральные шампуни и лечебные кондиционеры. Думаете, в тюрбанах бросили ходить? Ходят до сих пор! А ведь сказано уже наукой: не смешите природу и не нарушайте ваш кожный жировой баланс. Ну не лечит ни майонез, ни масло. А вот беды может наделать.

То же самое с байкой про хозяйственное мыло в восточных странах. Нет-нет, да и слышишь о чудесах действия щелочного собачьего низкокачественного мыла на рост и качество волос. Тут, понимаешь, бегаешь, ищешь, подбираешь, переплачиваешь за бесщелочной натуральный продукт, а кто-то хозяйственное мыло пропагандирует.

О шампунях: существует миф, что шампуни надо периодически менять — это способствует здоровью волос. Послушаем науку: да, надо, но только в тех случаях, когда вы хотите достичь лечебного действия. Допустим, вы мыли голову противосеборейным шампунем, но как только себорея излечилась, надо менять шампунь на бренд, подходящий вашим уже здоровым волосам. Без специальных резонов шампунь менять не стоит, и это никак не влияет на ваши волосы.

Кондиционеры: бабки уже успели создать очередную сказку, что при жирных волосах следует избегать кондиционирования волос. Видимо, попутали майонез или масло с современным кондиционером, который ничего не имеет общего с приданием жирности волосам или их питанием. Что действительно следует учитывать, так это тип ваших волос и соответствие бренда шампуня с брендом кондиционера. Не стоит рисковать, смешивая шампуни одной марки с кондиционерами другой.

Это же касается и краски для волос. Обычно промышленность выпускает краситель уже в одном фужере с закрепителем (аfter-color), питательным бальзамом и кондиционером. Но при кустарной домашней окраске волос подбирайте продукты одной фирмы — очень часто они просто антагонисты друг друга.

Неправда, что при беременности нельзя окрашивать волосы . Это очередные бабкины разговоры. Науке ничего такого не известно, если вы пользуетесь проверенными безопасными брендами красителей. Тем более при беременности порадуйте себя свежим оттенком волос. При обесцвечивании убедитесь, что на маркировке нет особого предупреждения. И красить волосы начинайте с макушки, переходя на заднюю часть головы. Переднюю часть и височки красим в последнюю очередь.

Посмотрим на еще одну байку: волосы следует расчесывать от корней вниз . Совершенно ошибочное утверждение. Менее травматично для волос любой длины расчесывать их, наоборот, с концов. Массажное расчесывание волос следует делать во всех направлениях, особенно «против шерсти».

Так же из области бабкиных сказок, что волосы растут одинаково равномерно по всей голове. Согласитесь сами: потому мы и бегаем каждые три-четыре месяца равнять стрижечки, что волосы наши растут отдельными полянками на голове. Более того, они растут в разных направлениях. Причем на некоторых участках головы ваши волосы могут быть вьющимися, а на других прямыми как рельс.

Напрасно говорят, что ничто не изменит структуру ваших волос . Всеобщий женский бич — тонкие, пух пухом, неуправляемые волосы. Не верьте, что это навсегда. Наука говорит нам — волос умер , но жив в коже его фолликул. И наука знает, как его подтолкнуть снова плодоносить. Наука говорит нам: фолликул болеет, худосочна и не может вырастить хороший здоровый упругий волосок. Но та же наука знает, как полечить ваш фолликул и заставить его работать правильно.

В случае любых проблем с волосами не считайте лишним обратиться к специалисту. Сейчас наука творит чудеса. Обращаетесь же вы к врачу, когда барахлят другие органы! А как часто слышишь жалобное «волосы лезут». И как всегда не слышишь ответа на вопрос «в врачу обращались?» Волосы наши болеют молча (это зуб кричит благим матом!), но это не значит, что мы не должны слышать их крик о помощи. Зачем же мириться с плохими волосами?

Парикмахеры, или стилисты, как мы теперь называем, тоже могут во многом помочь. Но тут мне придется развенчать еще один миф: обычно мы бежим в салон или подстричься, или сделать прическу из уже существующей стрижки. А салон — это не место где овец стригут: он призван ухаживать за волосами.

Очередная неправда, что чем чаще стрижешься, тем быстрее растут волосы . Просто волосы на головке со свежим триммингом кажутся длиннее за счет того, что посеченные концы срезаны и срез ложится зрительно более ровным.

Правильная процедура шампунинга с массажем, правильное кондиционирование с натуральными добавками, питательные процедуры — вот для чего стоит посещать салон, а обязательная при этом стрижка и блоу-укладка — это уж по случаю. Все равно редко кто с бедными волосами доносит свою укладку до места назначения. И нередко бывает, когда дома после такой прически перемываешь голову и укладываешь заново.

Ну, и последняя бабкина сказка: вредно часто голову мыть . А давайте посмотрим: к вечеру проведите по лицу или шее чистой ваткой. Так это на ровной поверхности. А теперь представьте, что делается в волосах. А они еще и сами по себе притягивают частицы пыли. Вам решать, хотите ли вы ночевать с такими волосами. Не бойтесь обезжирить кожу , как говорят бабки. Наоборот, сальная железа правильно работает, когда содержится в чистоте, а не в грязи. Все современные шампуни рассчитаны на ежедневное мытье определенных волос и определенного типа кожи.

Давайте возьмем за правило относиться к волосам хотя бы так, как мы относимся к уходу за лицом. Не обижайте свои волосы. Мы же знаем, что никогда не будем достаточно одеты, пока не приведем в порядок волосы. Не спасет никакое платье, туфли или макияж. А вот при правильной головке мы и в повседневном всегда выглядим красавицами. Так что вперед, за здоровыми волосами! Успехов.

P. S. Если кому-то по прочтении статьи захотелось немедленно заняться своими волосами, автору это будет особой наградой.

Размер стандартного вычета на ребенка зависит от того, каким по счету является этот ребенок в семье (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Однако Налоговый кодекс РФ не предусматривает специальных правил такого подсчета.

Между тем, по мнению Минфина России, чтобы определить, каким по счету является ребенок (первым, вторым, третьим и т.д.), нужно учитывать общее количество детей налогоплательщика, включая тех, которые достигли возраста, когда вычет уже не предоставляется (18 лет или 24 года). Таким образом, первый ребенок - это самый старший ребенок из всех детей налогоплательщика (Письма от 26.02.2013 N 03-04-05/8-133 (п. 2), от 08.11.2012 N 03-04-05/8-1257, от 23.08.2012 N 03-04-05/8-995, от 15.03.2012 N 03-04-05/8-302, от 14.02.2012 N 03-04-05/8-179, от 10.02.2012 N 03-04-06/8-32, от 10.02.2012 N 03-04-05/8-166, от 10.02.2012 N 03-04-05/8-146, от 11.01.2012 N 03-04-06/8-2, от 27.12.2011 N 03-04-06/8-361, от 26.12.2011 N 03-04-06/8-357, от 23.12.2011 N 03-04-08/8-230, от 16.12.2011 N 03-04-05/8-1051, от 08.12.2011 N 03-04-05/8-1014, ФНС России от 05.05.2012 N ЕД-2-3/326@, от 24.01.2012 N ЕД-3-3/185@).

Например, у М.А. Степановой трое детей. Старшему сыну 26 лет, поэтому вычет на него не положен (абз. 12 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Младшим сыну и дочери - 15 и 13 лет соответственно. Поскольку младший сын является вторым ребенком по счету, вычет на него предоставляется в размере 1400 руб. (абз. 9 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Размер вычета на дочь составит 3000 руб., поскольку она - третий ребенок М.А. Степановой (абз. 10 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

По мнению финансового ведомства, при определении общего количества детей и хронологии их рождения учитываются также:

  • подопечные дети (Письмо Минфина России от 03.04.2012 N 03-04-06/8-96 (п. 4)). Однако стоит помнить, что после утраты налогоплательщиком статуса попечителя учитывать подопечных при определении количества детей для целей предоставления ему стандартных вычетов по НДФЛ нельзя (Письмо Минфина России от 16.12.2014 N 03-04-05/64994);
  • умершие дети (Письма Минфина России от 09.10.2012 N 03-04-05/8-1162, от 10.02.2012 N 03-04-06/8-29 (п. 1), от 10.02.2012 N 03-04-06/8-33 (п. 3), от 10.02.2012 N 03-04-05/8-165, от 19.01.2012 N 03-04-06/8-10 (п. 1), от 29.12.2011 N 03-04-05/8-1124);
  • неусыновленные дети супруга от другого брака (Письма Минфина России от 27.03.2012 N 03-04-05/8-392, от 21.02.2012 N 03-04-05/8-209, от 13.02.2012 N 03-04-05/8-169). Очередность детей в этом случае также определяется по датам их рождения (Письма Минфина России от 03.04.2012 N 03-04-06/8-96 (п. 1), от 10.04.2012 N 03-04-05/8-469, от 02.04.2012 N 03-04-05/8-402). Более того, учитываются неусыновленные дети супруга от другого брака, на которых вычет не предоставляется (в частности, по причине достижения ими возраста 18 лет) (Письмо Минфина России от 15.03.2012 N 03-04-05/8-302). Право на вычет по таким детям не зависит от того, что в их обеспечении принимают участие родные родители, которые также получают стандартный вычет на этих детей (Письмо Минфина России от 03.04.2012 N 03-04-06/8-96 (п. 2)).

Например, В.С. Макарова, имеющая двух детей от первого брака (14 и 10 лет), вышла замуж во второй раз и родила третьего ребенка. Все дети проживают с В.С. Макаровой и ее вторым супругом Н.П. Семеновым и находятся на их обеспечении. Дети В.С. Макаровой не усыновлены Н.П. Семеновым. Их отец выплачивает В.С. Макаровой алименты, т.е. участвует в обеспечении детей, и получает вычет на них.

У Н.П. Семенова также есть ребенок от предыдущего брака (26 лет), который не усыновлен В.С. Макаровой.

Определим количество детей в семье для целей получения вычета каждым из супругов, а также размер такого вычета.

Рассмотрим также ситуацию, когда родители не состоят в зарегистрированном браке, но имеют детей от предыдущих браков. Для целей получения вычета каждый из них учитывает только своих родных детей (Письма Минфина России от 20.03.2012 N 03-04-08/8-52, ФНС России от 05.04.2012 N ЕД-4-3/5715@).

Например, у М.Ю. Медведева и Н.В. Новиковой есть общий ребенок 4 лет, но в зарегистрированном браке они не состоят. Кроме того, у М.Ю. Медведева есть двое детей от предыдущего брака (10 и 12 лет), на которых он уплачивает алименты.

М.Ю. Медведев вправе получать вычет только на своих детей в следующих размерах:

  • на первого ребенка (12 лет) - 1400 руб.;
  • на второго ребенка (10 лет) - 1400 руб.;
  • на третьего ребенка (4 года) - 3000 руб.

Н.В. Новикова вправе получать вычет только на общего с М.Ю. Медведевым ребенка 4 лет в размере 1400 руб., поскольку для нее он является первым.

На то, кем мы станем в конечном итоге и какой характер у нас будет, влияет множество факторов и даже то, каким по счету ребенком в семье мы родились. Хотя родители почти не уделяют этому внимания, но при формировании характера ребенка этот фактор заложен будет в него с самого первого дня рождения.

Ученые и психологи провели взаимосвязь между характером человека и тем, каким ребенком по счету он является в семье. И вот что получилось:

1. Первый ребенок обычно чрезвычайно умен и надежен в отношениях. Первые дети почти всегда выбирают профессии, которые требуют преданности и приверженности. Поэтому среди них так много, например, врачей. Родители часто просят старших детей присмотреть за младшими, а это делает их ответственными и надежными.

2. Второй ребенок в семье зачастую получает помощь от своего старшего брата или сестры, поэтому он часто настойчиво требует свободы. И вырастает более независимым от родителей. Также они почти всегда более избалованы: когда в семье возникают какие-либо споры, младшие дети обычно могут рассчитывать на большую поддержку, чем старшие.

3. Между старшим и младшим ребенком в семье часто развивается соперничество. Когда дети маленькие, это проявляется в том, что старший ребенок начинает капризничать больше обычного.

Эксперты говорят, что на практике родителям не удается обоим детям уделять равное количество внимания. По этой причине, если в семье будет двое детей, то старший, скорее всего будет более умным, хотя и более религиозным. Зато младшие дети обычно раскованнее, увереннее в себе и не так сильно боятся перемен.

4. Когда в семье трое детей,то средние дети часто жалуются на то, что им приходится носить одежду, доставшуюся от старших братьев и сестер. С другой стороны, они обычно спокойнее младших и старших детей, они проще воспринимают невзгоды и ссоры. Обычно наиболее эмоционально стабильны как раз средние по возрасту дети в семье.

Из первых детей чаще получаются лидеры, активисты, социальные работники, управленцы. Среди них, например, Джордж Буш, Опра Уинфри, Уинстон Черчилль.

Из вторых детей в семье чаще обычного вырастают независимые специалисты, предприниматели, работники творческих профессий - все из-за того, что если обычно в семье трое детей или больше, то средним детям дают больше свободы.

Средними детьми в семье были Дональд Трамп, Джулия Робертс, Джей Лено, Мадонна и Бритни Спирс. Они же получают родительского внимания меньше всех.

Из младших детей в семье обычно получаются талантливые всезнайки - программисты, юристы, консультанты, психологи, ученые. Младшими детьми были Билл Гейтс, Говард Стерн, Ганди, Камерон Диаз.

Интересно, что эксперты говорят также о том, что имеет значение не только порядковый номер ребенка в семье, но и разница в возрасте между ним и его братьями и сестрами.

Психологи считают, что оптимальная разница между несколькими детьми должна составлять около 3 лет. Тогда дети меньше всего ругаются в детстве и крепче всего дружат в более зрелом возрасте. Если эта разница меньше, между детьми неизбежно будет соперничество.

С другой стороны, чем выше разница в возрасте между детьми, тем между ними будет больше отчуждения. Вызванного главным образом потому, что старший брат не будет воспринимать младшего как равного себе.

Исследователи подчеркивают, что их обобщенные выводы характерны лишь для большинства людей, но исключения из правил возможны всегда.

BrandNewDay поинтересовался мнением кризисного и семейного психолога:

На самом деле, действительно, есть определенные закономерности в развитии и формировании характеров детей, рожденных в одной семье. Но, как правильно было сказано, всегда есть исключения.

Самое главное для родителей понимать, что каким бы по счету не был рожден ребенок в семье, он все равно требует к себе особенного внимания. Если ребенок чувствует со стороны близких людей поддержку, понимание, ласку, то это закладывает прочный фундамент в гармоничное развитие его личности в будущем.

Ребенок растет уверенным в себе, морально устойчивым, доверяет окружающему миру и людям. И, наоборот, если ребенок с раннего детства недополучает родительской любви, чувствует себя «ненужным», то в своей взрослой жизни он будет испытывать определенные трудности

Одна из частей головоломки, из которых складывается индивидуальность и судьба человека — это его «позиция» в родительской семье, то есть наличие или отсутствие братьев и сестер (психологи называют их сиблингами) и порядок их появления на свет.

Последователь Фрейда Альфред Адлер первым выделил «порядковые позиции» — единственный ребенок, старший в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей — и заявил, что в соответствии с ними люди различаются по своему характеру.

Порядок рождения — это вовсе не некая мистическая «неизвестная величина», накладывающая роковой отпечаток на наши судьбы . В первую очередь, важны «производные» от нее — восприятие себя самого, окружающих и мира, свойственные каждой из позиций. Ведь эти детские решения в подавляющем большинстве случаев становятся моделями, которые мы используем для решения взрослых проблем.

Известный французский психоаналитик Франсуаза Дольто часто повторяла: многие братья и сестры имеют не одних и тех же родителей.

Что это значит? Жизненный опыт меняет порой до неузнаваемости каждого из нас, и 35-летняя женщина, родившая второго ребенка, может ничем не напоминать себя же 20-летнюю, познававшую азы материнства.

На эту тему трудно писать хотя бы потому, что как любая другая классификация, психология порядка рождения весьма относительна . Высказывания на эту тему грешат категоричностью и как-то неестественно подробны, например: на первенца можно положиться, он трудолюбив и организован, требователен, серьезен, придерживается буквы закона, верен своему слову, полагается на себя, но хочет угодить всем.

Или о средних детях: они спокойные и приземленные, благодарные слушатели. Комплексно подходят к решению проблем, стремятся, чтобы всем вокруг было хорошо и радостно. Из них получаются отличные дипломаты.

Согласитесь, на любую псевдоаксиому «Первенец всегда...» или «Младшим детям свойственно...» найдется множество антипримеров . Действительно, порядок рождения важен не сам по себе, а в контексте конкретной семейной ситуации. Добавим сюда еще и природные задатки и получим известное «сколько людей, столько судеб». Итак, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться любые стили жизни — здесь предопределенности никакой нет. Однако существует предрасположенность, связанная именно с порядком рождения. О ней и пойдет речь.

Рожденный первым

Из первых уст. Согласно Адлеру, положение первенца завидно, пока он — единственный ребенок, «центр Вселенной» в своей семье. Получая безграничную любовь и заботу от родителей, он наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием.

Адлерианцы характеризуют старших детей как соблюдающих правила, стремящихся к совершенству, успеху и чаще всего достигающих его, а если нет, то бросающих начатое. Они серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть завышенным: вследствие этого старший ребенок иногда превращается в глубоко тревожную личность.

Много веков в мире господствовало право первородства, ставящее первого ребенка в привилегированное положение. Неслучайно отмечено, что видными политиками, руководителями и вообще знаменитостями чаще всего становятся первенцы.

«Свержение с престола». «Слабое звено» первенца — перфекционизм, корни которого лежат в ощущении отверженности и потери родительской любви после появления на свет младшего ребенка. «Монарх, лишенный трона», — писал Адлер.

«Я стану самым лучшим, чтобы вернуть любовь родителей», — принимает неосознанное решение первенец. Так формируется механизм «зарабатывания любви», который действует впоследствии в отношениях с партнерами. Причем возраст ребенка практически не значим. Если двухлетка может регрессировать (вернуться на этап назад) в поведении — снова потребовать соску или заговорить «младенческим языком», то подросток «оттягивает» на себя внимание близких иначе. «Катя с удовольствием возится с братишкой, но наши с ней отношения совсем разладились: грубит, закатывает истерики, вчера из дому ушла, не предупредив», — жалуется мама 14-летней девочки. Раздосадованные отсутствием «понимания» со стороны «большого» ребенка, родители раздражаются, выставляют еще более завышенные требования и... возникает замкнутый круг, когда первенец чаще всего делает подсознательный вывод: «От меня хотят слишком многого».

Обида на родителей может жить в душе первого ребенка всю его жизнь . Как никому другому, первенцу важно осознать свои негативные переживания, внутренне примириться с прошлым и научиться «быть родителем самим себе» — найти собственные опоры. Перед многими взрослыми первенцами стоит задача: научиться не только зарабатывать любовь, но и получать ее «просто так», а также «подружиться» с чувством безопасности.

Как известно, именно на первого ребенка буквально обрушивается шквал различных, часто противоречащих друг другу воспитательных мер — отсюда эмоциональная нестабильность и «взрослая» склонность кидаться из одной крайности в другую.

Много сказано и написано о том, как облегчить первенцу переход к роли старшего . Это и создание личного пространства (пусть это будет всего лишь уголок, полочка в шкафу, коробок для «секретных вещиц»), обязательный тактильный контакт, исключение нотаций на тему «ну ты же старший». Ребенок не выбирает себе роль старшего, а следовательно, любые претензии к нему бессмысленны и даже жестоки.

Хуже всего, когда старшего автоматически, «по факту» рождения брата или сестры делают нянькой, причем «без права отдыха». Одна женщина с содроганием вспоминала, как ее, восьмилетнюю, не принимали в игру сверстницы, потому что к ней была «навечно» приставлена младшая двухлетняя сестра. «Я просто ненавидела ее, щипала втихаря и ставила подножки, чтобы плачущую привести к маме и заявить, что не справляюсь».

Чтобы вернуть себе любовь родителей, старшие дети порой идентифицируются с родителем своего пола и берут на себя часть родительских функций . (Поэтому старшие более ответственны и властны, и этим же объясняется подмеченный последователями Адлера факт, что старшие дети чаще продолжают семейные традиции.) На этой склонности можно сыграть, предложив первенцу роль не «слуги», а «партнера», помощника в воспитании младшего, не забывая вместе с тем, что он — в любом возрасте — остается ребенком, которому нужна доля индивидуального родительского внимания и снисхождения.

Моя восьмилетняя дочь — старшая из троих детей и мне порой приходится-таки «тормозить» выставляемые ей требования. Волей-неволей воспринимая ее как «большую», жду порой совершенно взрослого поведения... пока не вспомню или не увижу воочию, что многих ее сверстниц — младших или единственных детей в своих семьях — воспринимают малышками.

Но самое главное, пожалуй, — позволить старшему выражать и открыто проговаривать свои чувства. Запрет на выражение «плохих» эмоций, как-то: недовольства, обиды, разочарования — один из худших «подарков», получаемых первенцами от взрослых.

Второй ребенок: в тихом омуте... или Золотая середина?
Второму ребенку неведома та ситуация «всеобщего преклонения», о которой тоскует его старший брат или сестра, — с первых месяцев жизни он открывает для себя мир, в котором взрослые делят свое внимание, любовь и заботу между ним и старшим. Поначалу брат или сестра ничем не интереснее малышу, чем яркая (и к тому же громкая!) погремушка. Интерес к старшему резко повышается после полугода, а потом рождается обожание. Братик или сестричка так ловко бросает мячик, так быстро бегает, так высоко подпрыгивает... Впрочем, эта влюбленность, как мы знаем, часто остается безответной.

Из первых уст. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды «соперника». Благодаря этому он нередко развивается быстрее, чем старший ребенок. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. «Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всех парах», — считал А. Адлер.

Отличие от «стратегии старшего» здесь в том, что первенец стремится к обретению «утраченной безусловной любви» со стороны Большой Фигуры (в детстве — родителей, а впоследствии — значимых людей), а второй ребенок занят соперничеством в его чистом виде, в своей «весовой категории». Адлер (который сам, кстати, был вторым ребенком в семье) полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность неудач.

Второй, но не последний, ребенок в семье является одновременно и старшим, и младшим, и поэтому может проявлять черты как старшего, так и младшего, и даже невообразимые их комбинации. Чтобы быть замеченным и получить свое место в семье, «середнячок» способен играть роль как «большого», так и «маленького» — в зависимости от обстоятельств.

Подводный камень в воспитании среднего ребенка состоит в том, что основное внимание обычно уделяется старшему (н апример, он первым становится школьником) и младшему (как самому беспомощному). Средний же ребенок (если это не единственная девочка или мальчик в триаде) может испытывать ощущение, что он «никакой», и — в зависимости от базового психотипа — либо купаться в чувстве мнимой «неполноценности» , либо привлекать к себе внимание плохим поведением , всевозможными надоедливыми, навязчивыми привычками, либо с удвоенной энергией бороться за свое место под солнцем, конкурируя с братом или сестрой.

Мой средний ребенок, Саша, от природы больше склонен к первой, пессимистической стратегии. Вплоть до недавнего времени на любой вопрос из серии «Хочешь попробовать?..» он неизменно отвечал: «У меня не получится», «Я не умею», «Я не буду». Я стараюсь помочь ему обрести чувство уверенности — больше привлекаю его к тем занятиям, которые ему по душе, подчеркиваю достижения и умения и, разумеется, много говорю о том, какой он хороший и любимый, — именно он!

В отличие от первенцев, погруженных во внутренние переживания, вторые дети чаще ориентированы на социум и открыты миру. Но я столкнулась с исключением из правил — Саша гораздо более интровертирован, чем старшая сестра.

В его случае индивидуальные, генетические задатки «перевесили» все социальные условия, в том числе и обусловленные порядком рождения. Некоторые исследователи считают, что средние дети изначально учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим. С другой стороны, если исходить из концепции А. Адлера, объясняющей эффект порядка рождения борьбой за власть, средние дети могут проявлять противоположные, агрессивные («захватнические») качества. В большой (больше трех детей) семье у родившегося вторым больше шансов вырасти общительным, гибким, умеющим ладить с окружающими.

Как «пессимистично» настроенного, так и «соперничающего» второго ребенка надо учить оценивать себя самого по сравнению с самим собой в прошлом (раньше не умел, но теперь научился), а не исключительно по сравнению с братом или сестрой. В этом смысле, если «Я» первенца зачастую болезненно гипертрофировано, то второй ребенок нуждается в укреплении личных границ и личного пространства. Из уст средних детей нередко можно услышать: «Мне было трудно найти место в моей семье, а теперь я чувствую себя «не в своей тарелке» даже среди друзей».

Младший ребенок: «любимчик семьи» и хитрец
Еще совсем недавно семьи с тремя детьми были большой редкостью, но в последние годы их становится все больше, причем дети бывают едва ли не погодками. С другой стороны, бывает, что на рождение третьего ребенка идут родители двоих подросших деток. Моя подруга долго была мамой одной девочки, а потом, к радости всех родственников, родила одну за другой... еще двоих красавиц.

Поскольку в большинстве семей с третьим ребенком он остается младшим, в сегодняшнем разговоре поставим условный знак равенства между позициями третьего и последнего.

Ключевой момент к пониманию индивидуальности младшего ребенка, на мой взгляд, это то, что он попадает в сформированную систему, где у родителей устоялся взгляд на воспитание, и они не кидаются из крайности в крайность. Это предрасполагает младшего ребенка к эмоциональной стабильности.

Из первых уст . По Адлеру, положение последнего ребенка уникально тем, он никогда не испытывает шока «лишения трона» и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, часто окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер.

Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи — отсюда отсутствие чувства независимости.

В-третьих, младший ребенок растет в среде, где «большие» старшие дети обладают привилегиями и задают тон. На этой почве у младшего могут развиться чувство неполноценности и высокая мотивация превзойти старших. Адлер говорил о «борющемся младшем ребенке» как о возможном будущем революционере.

Повзрослев, младший ребенок умеет принимать чужое покровительство, помощь, поддержку. Жизнь «самого маленького» сосредоточена на людях и отношениях с людьми, — он хорошо чувствует все тонкости общения и умеет располагать к себе окружающих.

«Младший Ахмед — воплощенная беззаботность, — говорит моя подруга Оля. — Ребенок-подарок, ласковый, веселый». И вместе с тем отмечает «проблемную» (в общем-то типичную) черту шестилетнего младшенького — виртуозное умение «переводить стрелки» и самоустраняться, когда нашкодили все вместе, а попадает, как известно, старшим. «Возвращаюсь я как-то домой... и застаю полный разгром, рассказывает Оля. — Мало того, что поиграли одновременно во все игры, потом порисовали красками на ковре (раскрыты были баночки из всех многочисленных наборов гуаши и акварели — гулять так гулять!), так еще перессорились и подрались. В пылу воспитательной беседы замечаю, что кого-то не хватает. Так и есть, Ахмеда, который тихонечко ретировался в свою комнату и сидит там с абсолютно ангельским выражением лица. И ругать его просто язык не поворачивается».

Обычно на младших в семье возлагается меньше обязанностей — а ведь стереотипы поведения формируются именно в детстве. Да и к достижениям младшего ребенка родители, как правило, относятся менее требовательно, поэтому его «слабым звеном», наряду с ощущением «мне все сойдет с рук», становится отсутствие внутренней дисциплины и относительная вседозволенность.

Вот и получается, что некоторые продолжают играть роль «младшенького» всю жизнь. В таком случае, если ему не дают даром — то «мир несправедлив», а все призывы к решительным поступкам (будь то от коллег, друзей или родственников) вызывают шквал обид и недовольства.

Младшие дети, которые росли в неблагоприятной обстановке, могут потратить всю жизнь, борясь с внутренним чувством неполноценности («Меня не принимают всерьез, я лишний») и стараясь доказать, что они на самом деле важны — что приводит порой к совершенно непредсказуемым действиям.

Единственный: баловень судьбы, или Тяжела шапка Мономаха
Семьи, в которых растет единственный малыш, давно стали приметой нашего времени. При этом можно услышать абсолютно противоположные суждения по поводу участи такого ребенка: от «положение всегда младшего в семье крайне выигрышно» до «статус единственного грозит ребенку ущербностью». И хотя очевидно, что ребенок-«одиночка» — это совершенно не тот человек, который вырос в многодетной семье, вспомним, что в жизни, помимо черного и белого, есть множество полутонов.

Из первых уст. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что ему не приходится конкурировать с братьями и сестрами. Она часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Для развития психики каждому человеку нужно не только физическое, но и душевное пространство, периодический диалог с окружающим миром «тет-а-тет». Вначале это просто периоды созерцания и внутренней работы, а потом — поиск решения в сложных и незнакомых для него ситуациях без родительской поддержки. Единственный ребенок нередко лишен этой необходимой для развития свободы: при малейшем затруднении моментально поспевает «скорая помощь» взрослого. Я знаю семьи, в которых единственных детей буквально «выучивают беспомощности», тщательно оберегая Китайской стеной бабушек-нянь от волнений и переживаний, от построения «горизонтальных» отношений со сверстниками (включающих и конфликты). Так взрослые культивируют отношение к ребенку как к «самому младшему и слабому в семье».

Единственный же ребенок при правильном подходе может получить большие преимущества — если родители относятся к нему сообразно возрасту, вовремя отпуская от себя, позволяя общаться, дружить и выяснять отношения со сверстниками и выстраивая действительно здоровые, близкие отношения. Обычно дети-одиночки более искусны в отношениях со взрослыми, способны быстро — гораздо быстрее, чем со сверстниками — находить с ними общий язык. Положительные примеры отношений с единственными детьми я постоянно держу «в уме», стараясь относиться к своим сыновьям и дочери не только как к «малой группе», но и выстраивать с каждым из них отдельную линию отношений, давать им мое личное внимание и подчеркивать их значимость для меня.

Единственный ребенок лишен возможности играть роль «учителя» и «старшего» для своих младших братьев и сестер, поэтому среди его друзей должны быть не только сверстники, но и малыши, с которыми он почувствует себя взрослым, умным, сильным, заботливым . К слову, это же необходимо и младшим детям, и это было одним из аргументов, почему из двух вариантов — самый младший в младшей группе садика или самый старший в яслях — для своего Вани я выбрала второй.

Родителей единственного ребенка подстерегает опасный соблазн — реализовать в сыне или дочери собственные несбывшиеся желания или представления об идеальном наследнике, например, настоять на выборе профессии. «Шесть лет с отвращением проучилась в пединституте, как хотела мать, сама всю жизнь учительствовавшая. Не проработав и года, поняла, что больше не могу, переквалифицировалась в программиста и теперь только поняла, каково оно — любить свою работу», — очень нередки подобные исповеди. Однако более чем какой-либо другой, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола и крепкую привязанность к родителям. Тогда он становится их преемником и последователем — но по доброй воле.

О воспитании единственного ребенка, как и о первенце, тоже написано немало . Главное — снять с ребенка груз завышенных ожиданий и требований и не взращивать «комплекс отличника». Навсегда забыть фразу «ты не оправдал моих надежд» и позволить ему выбирать самому: друзей, увлечения и хобби, впоследствии — профессию и спутника жизни… Единственный ребенок может стать искусным манипулятором, поэтому он должен видеть, что родительская тактика по отношению к нему однозначна, и вообще у них есть собственный, взрослый мир, другие интересы в жизни, не касающиеся его самого.
Возвращаясь к воображаемой головоломке, надо отметить, что из части под условным названием «порядок рождения» не сложить полной картины и даже не разобрать рисунка. Но все же такой угол зрения даст нам полезную информацию и порой поможет ответить на злободневные вопросы: почему мы испытываем именно такие чувства или ведем себя именно так в отношениях с окружающими.

В жизни не бывает жестких сценариев
Случается, что качества детей, якобы обусловленные порядком рождения, буквально «надумываются» взрослыми. Приведу такой пример. О близнецах часто спрашивают, кто из них родился первым, и выискивают в детях, появление которых на свет разделяют не года, а минуты, типичные черты старшего и младшего. Что поразительно, иногда находят. И тогда начинается подсознательное усиление близкими взрослыми мнимых особенностей. «Родители, как и все окружающие, ожидают от близнецов, что они будут вести себя в соответствии с традиционными представлениями о порядке рождения; как следствие, дети начинают оправдывать эти ожидания», — пишет один из исследователей близнецов.

Если разница в возрасте между детьми больше 5-6 лет, каждый из них будет приближаться по своим характеристикам к единственному ребенку. Знаю женщину, у которой три сына. Один из них мой ровесник, второй — на десять лет младше, а третий родился годом раньше моей дочери. Все они были в семье скорее «единственными», чем старшим, средним и младшим детьми. Я упоминала мою подругу, маму трех девочек. Старшая ее дочь — типичная «единственная», какой она и была до 14-ти лет. Средняя играет роль старшей в диаде малышек, и лишь самая младшая «вписалась» в стандартную классификацию.

Таким образом, порядок рождения в семье можно назвать ролями (старший, младший, единственный), которые даны нам жизнью. «Сценарий» же и «декорации» у каждого свои. Мы лишены выбора роли, но исполнение бывает только индивидуальным.

Журнал "Мир семьи" ноябрь 2006 года Ольга Богословская "О личном"

Подписаться на новости проекта



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: