Какие игрушки для 5 месячного ребенка. Развивающие игры для детей пятого месяца жизни

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л.А.

Цель родительского собрания:

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи

  • Познакомить родителей друг с другом.
  • Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Ход собрания

1. Этап знакомства

Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть Вас. Зовут меня Ляйсан Зуфаровна, я будущий учитель Ваших детей. Мне очень приятно познакомиться с родителями моих будущих учеников. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся.

Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу.

С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.

Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок - это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило :

- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

Если бы Вам предложили раскрасить по цветку, то после того как вы раскрасили цветок, можно было бы найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы - взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:

- никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ . Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.

Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!

2. Информирование “Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.

Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей.

Ребенок должен привыкнуть

  • к новому взрослому, к коллективу;
  • к новым требованиям;
  • к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться. (БУКЛЕТ)

В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что “ребёнок пойдет в школу, там всему и научится без предварительной подготовки к школе”. Не способен освоить огромную учебную информацию ребенок, с которым никто специально не занимался.

Советы родителям:

  • Прочитывайте книги вместе с ребёнком (три книжечки за неделю - достаточно).
  • Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка.
  • Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
  • Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
  • Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.
  • Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
  • Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
  • Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

3. Информирование о ФГОС, знакомство с программой, с новыми учебниками.

Обучение ведется без отметок, но… (о рефлексии)

Домашнее задание не дается, но если Вы хотите овладеть навыками письма, счета, чтения не стоит отказываться от тренировочных упражнений, заданных учителем.

4. Учитель знакомит с режимом школы.

5. Разговор о школьной форме, учебных принадлежностях.

6. Выбор родительского комитета.

7. Разговор о приобретении тетрадей на печатной основе.

8. Согласие на обработку персональных данных, договор со школой.

9. Изучение родного языка.

Уважаемые родители!

Помните!

Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.

Ценю Ваше внимание!

Надеюсь на понимание.

Ожидаю плодотворного сотрудничества.

Всегда рада видеть и слышать Вас!

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

  • Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
  • Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Контингент участников: родители будущих первоклассников, будущие учителя детей, психолог.

Время работы: 1,5 - 2 часа.

Место работы: класс (столы расставлены по большему кругу)

Оборудование и материалы:

  1. Проектор.
  2. Компьютер.
  3. Презентация “Скоро в школу” (см. Приложение 1)
  4. Коробка с набором парных геометрических фигур (по количеству родителей)
  5. Звоночек.
  6. Буклеты для родителей будущих первоклассников. (см. Приложение 2)
  7. Запись спокойной инструментальной музыки.
  8. Пенал.

Подготовительный этап

  • Важно своевременно оповестить родителей о предстоящей встрече. Оповещение родителей осуществляется с помощью индивидуальных приглашений (образец представлен в приложении 3 ), а также объявлений, которые вывешиваются в детском саду и на общественных зданиях микрорайона (поликлиника, магазин и т.п.).
  • Подготовка аудитории. Столы расставлены в виде большого круга. До начала собрания звучит тихая спокойная музыка. На экране демонстрируется слайд 1 презентации “Скоро в школу” (см. Приложение 1) .
  • Ход встречи

    1. Этап знакомства

    Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть Вас. Зовут меня Марина Васильевна, я – школьный психолог.

    Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу.

    Я с удовольствием представляю Вам будущих учителей Ваших детей – Елену Викторовну Данилину, Журавлеву Валентину Александровну.

    А сейчас давайте познакомимся друг с другом. Для начала возьмите любую фигуру из коробки (коробка участниками передаётся по кругу).

    Пройдите по классу и найдите человека, у кого такая же как у Вас фигурка (по цвету и форме). Пожалуйста, сядьте вместе за парту. Сейчас вы партнеры по общению. Предлагаю Вам познакомиться и расспросить друг друга. (Слайд 2)

    Обязательно задайте следующие вопросы:

    • Кто из детей идет в школу? Как зовут Вашего ребенка?
    • Волнуют ли Вас предстоящие перемены?
    • Что радует и что тревожит в своём ребенке?
    • Нужно ли готовить ребенка к школе родителям?

    Время для знакомства 6 минут, 3 минуты один спрашивает, другой отвечает, а затем меняетесь по моему сигналу (звоночек ).

    Настало время каждому из вас представить своего соседа и рассказать то, что вы узнали о нём. Чтобы у нас не было заминок, мы будем передавать этот пенал. У кого пенал, тот и представляет своего партнера по общению.

    (Родители представляют друг друга )

    Спасибо всем! Вы замечательно представили друг друга. В своих сообщениях большинство родителей отметили, что их волнует поступление ребенка в школу. И это, с одной стороны, очень хорошо, потому что это значит, что Вам небезразлично будущее ребенка и вы найдете время и силы, чтобы помочь своему ребенку избежать некоторых трудностей. А сейчас я хотела бы поговорить о трудностях первоклассников и их причинах.

    2. Информирование

    Выступление психолога: “Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.

    Психолог: В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников, их причинах и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: “Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать, впереди ещё 9 месяцев”.

    Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь. (Слайд 3)

    Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть

    • к новому взрослому, к коллективу;
    • к новым требованиям;
    • к повседневным обязанностям.

    И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.

    Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.

    Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.

    Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. (Анимация слайд 3)

    Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

    Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности :

    • интеллектуальный
    • эмоциональный
    • социальный

    В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

    Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

    Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

    В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

    Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

    Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

    В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

    Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.

    Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина школьной незрелости?

    Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

    Причинами школьной незрелости могут быть:

    • Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)
    • Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.
    • Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
    • Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.

    В своем выступлении я рассказала о трудностях первоклассников, о критериях готовности детей к школе, о причинах школьной незрелости и способах их коррекции.

    3. Обсуждение

    Пожалуйста, задайте свои вопросы. Может быть, именно ответ на Ваш вопрос остро необходим кому-то из присутствующих, но этот человек пока не решается его задать. Так будьте смелее и решительнее.

    4. Информирование

    Выступление учителя: “Что должен уметь первоклассник к концу 1 четверти”.

    Педагог: В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что “ребёнок пойдет в школу, там всему и научится без предварительной подготовки к школе”. Сейчас я хотела бы довести до вас информацию, чему должен научиться ребенок за одну четверть.

    (Слайды 6-7)

    • Знать понятия: речь, предложение, слово, слог, ударение, звуки речи.
    • Уметь вычленять звуки в словах, определять их последовательность.
    • Правильно называть звуки в слове и характеризовать их.
    • Различать гласные и согласные звуки и буквы.
    • Определять место ударения в слове.
    • Уметь читать слоги.
    • Уметь писать изученные строчные и заглавные буквы, их соединения и слова.
    • Иметь пространственные и временные представления.
    • Вести счет предметов до 10 и сравнивать.
    • Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке.
    • Уметь читать письменные и печатные цифры, правильно их писать.
    • Соотносить число предметов и цифру.
    • Усвоить состав чисел: 2,3,4,5.
    • Читать простейшие математические записи.
    • Знать и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

    Как вы считаете, способен освоить эту информацию ребенок, с которым никто специально не занимался? Конечно же нет. Возможно, у некоторых из Вас уже внутри назрел вопрос: “А что я могу делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?”. Специально для Вас мы подготовили рекомендации и оформили их в виде буклета (см. Приложение 2) .

    Демонстрируется (Слайд 8), раздаются буклеты родителям.

    Психолог : Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях , которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться. (Слайд 10)

    Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

    Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.

    Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

    Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

    Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

    7. Обратная связь.

    Психолог : Нам очень хотелось бы выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня.

    Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?

    Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?

    Ваши пожелания организаторам?

    Спасибо всем за продуктивное и открытое общение. Всех Ваших детей ждем на подготовительные курсы в субботу 1 декабря к 10.00. в каб. 18

    Литература

    1. Критерии готовности к школе. http://bcetyt.ru
    2. Иванова Е. Готовим ребенка к школе: практические советы родителям http://www.lychik.ru
    3. Шульгина А. 10 заповедей для родителей первоклассников. // Здоровье женщины. – 2007.- № 10. - С.54-57.

    Родительское собрание для будущих родителей первоклассников на тему: «Ваш ребенок идёт в 1-ый класс!»

    Информация для родителей будущих первоклассников


    Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Курская область
    Назначение: Мечта всех родителей – видеть своих детей умными, уверенными в себе, и чтобы их таланты и способности были востребованы в будущем. Из многих наглядных жизненных примеров следуют выводы, что такие заветные желания сбываются лишь у тех родителей, которые действуют целенаправленно и ничего не пускают на самотёк, которые с самого рождения малыша занимаются его развитием, воспитанием и обучением.
    Для маленького человечка школа – это новый этап в его жизни. И от многих факторов зависит, сможет он успешно учиться, общаться, будет ли с удовольствием посещать школу или с криком и слезами на глазах. Любящие родители понимают это и, можно сказать, с младенчества стараются готовить малыша к такому важному жизненному моменту. Кто-то может сам, в домашних условиях, подготовить ребёнка к школе, а кому-то не по плечу такое задание и нужно обращаться в специальные учреждения.
    Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.
    Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.
    Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь.
    Предлагаю родителям будущих первоклассников информацию, практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.
    Цель: выявление уровня готовности ребенка-первоклассника к систематическому обучению, заблаговременный прогноз трудностей, создание условий и своевременная помощь родителям будущих первоклассников в процессе подготовки ребенка к школе.
    Задачи:
    1.Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
    2.Информировать родителей о проблемах первоклассников.
    3.Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.


    «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
    Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.

    Учитель: Добрый день, уважаемые мамы и папы!
    Уже совсем скоро наступит первый для вашего ребенка учебный год.
    Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
    У вас событие – ваш ребёнок впервые переступит порог школы. Как он будет усваивать знания, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребёнок.
    В первый класс как в первый раз! Это естественно, поскольку каждый маленький человек – неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами так все организовать, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.
    Что же ждёт вашего ребенка в школе?
    Приход ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни. Произойдёт переход к новому образу жизни, деловой деятельности, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Для вашего ребёнка школа станет центром жизненных интересов. И от того, как успешно произойдёт этот переход, сможет ли ваш ребёнок успешно преодолеть трудности, ждущие первоклассника, зависит не только от учителей, но и от вас, дорогие родители.
    Очень важно, чтобы ребенок был готов к этим переменам, был готов к обучению в школе.
    Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Чтение и счёт - это учебные умения, которые ребёнок приобретает в ходе обучения.
    Безусловно, это хорошо, замечательно и конечно облегчит ему учёбу в 1 классе, но это не самое важное.
    Важнее на данном этапе психологическая готовность ребенка к школьному обучению, которая определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовкой:
    -умение ориентироваться в окружающем мире,
    -развитие психических функций,
    -сформированность мотивации к обучению.
    Чем выше уровень психологической готовности ребенка к школьному обучению, тем он быстрей и без труда адаптируется к новым условиям, что немало важно для успешного обучения.
    Как проверить, готов ли Ваш ребенок к школе?


    Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.
    Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
    -Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
    -Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).
    -Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).
    Причины неуспеваемости ребенка могут корениться не только в его интеллектуальных нарушениях, но так же в его индивидуальных особенностях:
    - неумение принять учебную задачу, низкая мотивация к обучению;
    - неумение сосредоточиться или организовать свою деятельность.
    Поэтому особенно важно определить уровень развития мышления ребенка для того, чтобы более точно установить причины его неуспеваемости и помочь ребенку их преодолеть.
    Психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов и других центрах подготовки детей к школе. Она возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка-дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам.
    Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.
    Будущий первоклассник должен уметь: рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения, удерживать в памяти определенное количество информации, уверенно владеть ручкой.
    У ребенка должна возникнуть способность выполнять длительное время не очень интересное задание. К началу обучения дети должны ориентироваться на школьные требования (т.е. «надо» уже может пересилить «хочу») Зрелость также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.


    Не менее всего важна и социальная зрелость . Умение и желание общаться со взрослыми, сверстниками. Нормально развивающийся ребёнок должен понимать, что со взрослыми в школе и в других местах нужно вести себя не так как с родителями, бабушкой и дядей. Он должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогом. И даже если учитель шутит или играет с детьми, то им всё равно не следует выходить за рамки своей роли ученика. У ребенка должно быть желание учиться в школе. Ваши дети сейчас хотят идти в школу. А почему? При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят идти в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем, хотя в этих мотивах нет ничего плохого.
    Однако, вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получить новые знания, умения и навыки, а во-вторых, потребность участвовать в серьёзной деятельности.
    Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:


    1.Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами):
    -лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером;


    -завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков;
    -завинчивание и отвинчивание крышек банок, пузырьков;
    -рисование, штриховка, пальчиковые и точечные рисунки.




    При низком уровне развития мелкой моторики – то есть движения пальцев рук – у ребенка часто возникают проблемы с письмом, на уроках ручного труда.

    При низком уровне развития крупной моторики – то есть движений рук, ног, тела – у ребенка часто возникают трудности на уроках физкультуры, а также проблемы коммуникативного характера из-за невозможности полноценно участвовать в совместных играх со сверстниками.
    2.Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).
    3.Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
    Итак, успех ребёнка в школе зависит от:
    -психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего, желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные;
    -развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания;
    -развития речи и фонематического слуха.
    Успешный ребенок - здоровый ребенок
    Основой для определения готовности ребенка к обучению в школе являются и данные медицинских осмотров. Дети здоровые, физически выносливые легче перенесут адаптацию, справятся с учебной нагрузкой.
    1.Выполняйте рекомендации, данные врачом.
    2.Создайте дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей: это в первую очередь, соблюдение режима дня.
    3.Почаще бывайте на свежем воздухе.
    4.Не забывайте о сбалансированном, полноценном питании.
    Помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
    Перед поступлением в школу Ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте.
    Ребёнок должен знать:
    -имя, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон);
    -имена и отчества родителей, где они работают;
    -должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т.д.
    Ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: а почему ты так думаешь?
    Важно, чтобы ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять.


    Совершенно необязательно уметь считать до 1000. Гораздо важнее, чтобы ребенок мог:
    1.Ориентироваться в пределах десятка (т.е. счет в прямом и обратном порядке, сравнение чисел, соседние числа, решение простых задачек):
    -как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
    -цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9;
    -знаки +,-,=,>,<;
    -название текущего месяца, последовательность дней недели;
    -уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
    -соотносить цифру и число предметов;
    -составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
    -пользоваться арифметическими знаками действий;
    -измерять длину предметов с помощью условной меры;
    -составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
    -делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
    -ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
    2.Ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, справа, слева, между, впереди и т.д.)

    Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка.


    Книги, которые читают детям, не всегда их соответствуют возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т.п.) или с опережением (рассчитанные на младший или средний школьный возраст). Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном.
    Задавайте ему вопросы:
    – О ком или о чём произведение?
    – Кто понравился и чем?
    – Как бы ты поступил на месте героя?
    – Продолжи сказку (рассказ).
    – Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?
    – Нарисуй свой рисунок.


    Сегодня в нашем обществе из-за недостаточного внимания, уделяемого в семье игре, она всё меньше и меньше заполняет жизнь ребёнка. На место игры пришёл – телевизор. При этом в телевизионной игре не работает ни воображение, ни фантазия ребёнка, а малыш из активного субъекта превращается в пассивного зрителя. И это приводит к снижению интеллектуального развития и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной активности.
    Нужно ли учить ребёнка читать и писать?
    Неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Намного сложнее переучить, чем научить. Для того, чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение. Но всё же, если ребёнок хочет или уже умеет читать, совершенствовать технику чтения можно с помощью букваря Н.С. Жуковой, в котором даны рекомендации для вас, дорогие родители.
    Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (от 3,5 до 7 тыс. слов), умения правильно произносить звуки родного языка, способности к простейшему звуковому анализу слов, пониманию грамматических конструкций предложений.
    К началу обучения в школе дети должны уметь:
    -строить сложные предложения всех видов;
    -составлять рассказы по картинке, серии картинок, небольшие сказки;
    -находить слова с определенным звуком;
    -определять место звука в слове;
    -составлять предложения из 3-4 слов;
    -членить простые предложения на слова;
    -членить слова на слоги (части);
    -различать разные жанры художественной литературы: рассказ, сказку, стихотворение;
    -самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
    -уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
    -иметь представления о сезонных явлениях природы;
    -знать свой адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
    Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать рукописные буквы!
    Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить руку, которой будет писать малыш, различными упражнениями:
    -раскрашивание;
    -вырезание;
    -штриховка;
    -лепка;
    -застёгивание и расстёгивание пуговиц;
    -завязывание и развязывание лент;
    -перекладывание мелких игрушек;
    -закручивание и раскручивание гаек;
    -перебирание крупы;
    -мозаика.
    Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.
    До 6-7 - летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться.
    А в школе «вдруг» у вполне нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.
    Какие требования предъявит учитель к вашему ребёнку?
    1.Прежде всего, детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке.
    2.Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса.
    3.Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку.
    4.Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт оттого, что в классе для учителя все дети равны, и он один из них.
    Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!
    Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое.
    Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе.
    Всё это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа».
    Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки.
    Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.
    В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?
    1.Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса.
    2.Проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным решениям.
    3.У него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.
    Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках. У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.
    Ребенок должен уметь ухаживать за собой:
    1.Пользоваться носовым платком.
    2.Застегивать куртку.
    3.Завязывать шнурки, шапку.
    4.Самостоятельно одеваться.
    Если не все из перечисленных навыков освоены ребенком, надо развивать эти умения.


    1.Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.
    2.Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
    3.Не ждите от ребенка немедленного результата, он учится учиться.
    4.Делайте всё от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.
    5.Не подавляйте инициативу ребенка, его познавательную активность.
    6.Период адаптации к школе индивидуален: от 3-х недель до 8-ми месяцев.
    7.Детские вопросы выступают показателем развития любознательности ребёнка.
    8.Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
    9.Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
    10.Если ребёнка хвалить, то он учится оценивать ситуации.
    Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину. Признаками лжи могут быть:
    -развитое воображение,
    -нужда в похвале или проявление любви взрослого,
    -попытка скрыть свою вину,
    -попытка избежать наказания,
    -неуверенность в собственном успехе,
    -желание выразить свою враждебность тому, то лжёт.
    Советский психолог, ученица Льва Выготского Л. И. Божович отмечает: «...беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков».
    Для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы и успех не заставит себя ждать!

    Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Знакомство со школой»

    Составлено и проведено Н.Н. Поляковой

    Цели:

    — выявить представление родителей об уровне готовности их детей к школе;

    — расширить знания родителей о требованиях к уровню готовности детей к школе;

    — помочь родителям понять, насколько они готовы быть родителями школьника;

    Участники : родители будущих первоклассников, классный руководитель, школьный психолог, логопед.

    Подготовительная работа

    I. Классный руководитель приглашает родителей будущих первоклассников на родительское собрание.

    II. Классный руководитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания.

    III. Совместно со школьным библиотекарем классный руководитель готовит выставку книг и журнальных статей по теме собрания.

    IV. Психолог вместе с классным руководителем подготавливают анкеты и памятки для родителей.

    Оформление, оборудование, инвентарь:

    — столы и стулья в классной комнате расставлены по кругу; на каждом столе лежат бумага для заметок, ручки, цветная бумага, фломастеры, булавки, ножницы;

    — выставка книг и журнальных статей для родителей;

    — анкеты, листы для обработки анкет;

    — конверты с памятками для каждого родителя.

    I. Организационный момент. Знакомство

    Родители сидят за столами. Классный руководитель предлагает им изготовить визитку из цветной бумаги, на которой необходимо написать форму желаемого к себе обращения. Цвет и форма визитки избираются каждым участником по своему желанию. Изготовленные визитки прикрепляются к одежде.

    II. Вступительное слово классного руководителя

    Ваш ребенок идет в школу. Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием! Как лучше подготовить ребенка к школе? Каким должен быть уровень развития будущего школьника? Как определить, соответствует ли он возрастным нормам? Как лучше организовать пребывание ребенка в школе, чтобы естественный страх перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным? Готовы ли вы стать родителями школьника? На эти и другие вопросы мы и попытаемся сегодня ответить.

    III. Определение готовности быть родителями школьника

    Классный руководитель . Сейчас мы попытаемся

    определить, насколько вы готовы быть родителями школьника. Предлагаю вам заполнить анкету. Старайтесь быть искренними, ведь результаты этого теста будут известны только вам.

    Анкета «Насколько вы готовы быть родителями школьника»

    Верно ли утверждение

    Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей

    Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей

    На мой взгляд, четыре урока — непосильная нагрузка для маленького ребенка

    Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей

    Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама

    Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать

    Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить

    Боюсь даже думать о том, что мой ребенок будет обходиться без дневного сна

    Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек

    Мой ребенок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью

    Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребенка

    Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка

    Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников

    Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка

    Мой ребенок говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе?»

    Школьный психолог . Сосчитайте количество положительных ответов. Если ответов «да» 4 или менее — у вас есть все основания с оптимизмом ждать 1 сентября — вы сами готовы принять новую социальную роль вашего ребенка. Если ответов «да» 5—10 — будьте готовы к возможным трудностям. Если ответов «да» 10 и более — подумайте над своими ответами еще раз, возможно, вам следует посоветоваться с психологом.

    IV. Определение готовности ребенка к школе Классный руководитель. Чтобы проверить, насколько ваш ребенок готов к школьному обучению, предлагаю заполнить следующую анкету. Вам даны утверждения, описывающие то или иное умение вашего ребенка. Заполните соответствующую графу в таблице.

    Анкета «Насколько ваш ребенок готов к школе»

    Верно ли утверждение...

    Мой ребенок очень хочет учиться в школе

    Мой ребенок часто переживает о чем-либо и в таком состоянии не может усидеть на месте

    Мой ребенок легко работает с мозаикой

    У моего ребенка иногда сильно кружится голова

    Рисунки моего ребенка яркие, преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета

    Когда мой ребенок работает с раскраской, то он не заезжает за линии картинки

    Моему ребенку иногда снятся кошмары, и он кричит во сне

    Мой ребенок хорошо умеет вырезать ножницами из бумаги

    Мой ребенок говорит четко, правильно произнося все звуки

    Бывает так, что мой ребенок не понимает того, что я ему говорю

    Мой ребенок играет в одиночестве, не общается с другими детьми

    Когда к нам приходят гости, ребенок прячется и не выходит к ним

    Мой ребенок умеет застилать кровать и делает это ежедневно

    Мой ребенок быстро забывает то, о чем мы только что говорили

    Продолжение табл.

    Мой ребенок может познакомиться с незнакомым ранее человеком (ребенком, взрослым)

    Мой ребенок самостоятельно складывает свои игрушки

    В книге, которую мы недавно читали, ребенок может найти определенную иллюстрацию по моей просьбе

    Когда за окном раздаются какие-либо звуки, мой ребенок прислушивается и пытается определить, что это было

    Мой ребенок знает, как называется страна и город (деревня), где он живет

    Мой ребенок хороший собеседник: может поддержать беседу, спрашивает, отвечает на вопросы

    Мой ребенок может рассказать подробно о жизни животных, о космических кораблях или о чем-либо еще, что написано в энциклопедии

    Если моему ребенку что-то не нравится, он может ударить кулаком по столу, сломать игрушку или подраться

    Мой ребенок может отличить песню, которую поют на русском языке, от песни на иностранном языке

    Мой ребенок легко запоминает стихи, которые ему читают, и может прочитать наизусть несколько стихотворений

    Иногда мой ребенок плачет, когда что-то не получается

    Очень часто мой ребенок не может вспомнить, куда он вчера положил игрушку

    Мой ребенок плохо видит, но мы пока не сходили к врачу

    Когда я читаю своему ребенку сказку, он может представить ее героев и сказать, какие они, во что одеты, какой у них характер

    Когда я говорю своему ребенку про школу, он либо не слушает меня, либо переводит разговор на другую тему

    Если мой ребенок чего-то очень хочет, то он этого добьется

    Мой ребенок может длительное время (более 50 мин) собирать мозаику

    Мой ребенок часто сравнивает себя с другими детьми и говорит, что он хуже

    Мой ребенок может придумать рассказ по картинке не менее чем из 5 предложений

    Мой ребенок знает, что у него хорошо получается, и делает это чаще всего (лепка, рисование)

    Мой ребенок может написать свое имя (имена членов семьи) печатными буквами

    На прогулке или дома мой ребенок чаще всего является лидером, вовлекая других детей в игру

    Мой ребенок отвечает за выполнение каких-либо дел по дому (кормит кошку, собаку, забирает из детского сада младшего ребенка, моет посуду и т.д.)

    Мой ребенок может собирать из конструктора такие предметы, которые поражают своей сложностью и красотой

    Если ребенку сказать, что что-то делать нельзя, то он послушается с первого раза

    Мой ребенок часто спрашивает про школу, просит купить ему портфель, тетради

    У моего ребенка чаще всего преобладает хорошее настроение

    Школьный психолог. В таблице «Обработка анкеты» — в графе «Номера вопросов» — обведите (или подчеркните) ответы, которые совпали с вашими ответами в анкете. Затем сосчитайте баллы по каждому параметру готовности и запишите в графу «Балл ребенка».

    Обработка анкеты

    Параметр готовности к школьному обучению

    Номера вопросов

    Максимально возможный балл

    Балл ребенка

    Психологическое здоровье

    2 — «нет», 4 — «нет», 5 — «да», 7 — «нет»

    Психомоторика

    3 — «да», 6 — «да», 8 — «да», 35 — «да»

    9 — еда», 10 — «да», 11 — еда», 39 .— «да»

    Умение общаться и говорить

    12 — «да», 13 — «нет», 14 — «нет», 15 — «нет», 18 — еда», 24 -— еда», 40 — «да»

    Интеллектуальные процессы (развитие ощущений, восприятия, представлений, памяти, внимания, воображения, мышления)

    17 — «нет», 20 — еда», 21 — еда», 27 — «да», 28 — «да», 30 — «нет», 31 — «нет», 32 — «да», 37 — еда», 42 — «да»

    Предметные знания — эрудиция

    22 — «да», 23 — «да», 25 — «да»

    Эмоционально-волевая сфера

    26 .— «нет», 34 — еда», 45 -— «да»

    Мотивация к школе

    1 — «да», 33 — «нет», 44 — «да»

    Самооценка

    29 — «нет», 36 — «нет», 38 — «да»

    Дисциплинированность и ответственность

    16 — «да», 19 — «да», 41 — «да», 43 — «да»

    Школьный психолог. Сосчитайте сумму баллов, которая у вас получилась при обработке анкеты. Если она составляет 40—45 баллов, можно считать, что ваш ребенок вполне готов к школе, однако это не означает, что больше с ним не нужно заниматься. 30—39 баллов — ваш ребенок многое умеет, однако необходимо заниматься с ним и особое внимание обратить на те параметры готовности к школе, по которым он набрал меньше всего баллов. Менее 30 баллов — возможно, ваш ребенок не посещал подготовительные курсы и не ходил в детский сад, приложите все усилия, чтобы максимально подготовить ребенка к школе. По возможности посетите психолога. Если ответов «не знаю» более 15 — это говорит о том, что вы недостаточно знаете своего ребенка. Поэтому особенно полезным будут совместные занятия по подготовке к школе, иначе к подростковому периоду ребенок очень сильно отдалится от вас, не будет посвящать в свои дела, делиться своими проблемами. А теперь давайте расшифруем, что такое «параметры готовности к школьному обучению».

    Психическое здоровье — состояние психики ребенка. Если он часто испытывает чувство тревоги, у него кружится голова, ему снятся кошмары, и он говорит, что ему не хочется жить, значит, психическое здоровье ребенка находится в дисгармонии и ему требуется помощь специалиста (психолога, психотерапевта, невролога).

    Психомоторика — умение хорошо работать рукой: рисовать, не заезжая за край контура рисунка, проводить ровные линии, правильно держать карандаш и т.д.

    Умению читать, считать, писать как раз и обучают в начальной школе. Ребенок не обязан при поступлении в первый класс бегло читать, считать и писать, но если он читает по слогам, умеет считать до 10 и обратно, может писать печатными буквами, — это сделает его обучение более успешным.

    Умение общаться обеспечивает эффективность взаимодействия ребенка с другими людьми (например, умение слушать, знакомиться, задавать вопросы, отвечать на них, поддерживать беседу и т.д.).

    Умение говорить показывает, как развита устная речь. Если ребенок понимает, что говорит учитель, но не может повторить его слова, не умеет грамотно выразить свои мысли, значит, у ребенка есть проблемы с устной речью. Если ребенок не может сказать, потому что у него есть проблемы с произношением и артикуляционным аппаратом, ему не- обходима консультация логопеда.

    Интеллектуальные процессы (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, воображение, мышление) — процессы, которые более всех других обеспечивают учебный процесс. Бывает так, что будущий первоклассник умеет читать, считать и писать, но у него очень плохая память, рассеянное внимание, поэтому у такого ребенка в школе возникают трудности. И наоборот, ученик, у которого хорошо развиты мыслительная сфера, память, внимание, воображение, быстро сможет догнать и перегнать своих одноклассников, которые уже умеют читать. Именно поэтому больше внимания при подготовке к школе надо уделять развитию интеллектуальных процессов.

    Предметные знания (эрудиция) помогут вашему ребенку при изучении различных предметов.

    Эмоционально-волевая сфера демонстрирует, как ребенок строит свои взаимоотношения с окружающим миром. В норме у ребенка положительные эмоции должны преобладать над отрицательными. Если ваш ребенок не умеет управлять своими чувствами, не выражает или проявляет чрезмерно свои эмоции (тревогу, радость, злость), желательна консультация психолога.

    Мотивация к школе показывает, насколько и как ребенок настроен на школу и обучение. Если он не хочет вообще идти в школу или хочет, но при условии, что ему подарят велосипед (купят что-то другое, разрешат смотреть телевизор и т.п.), значит, у ребенка нет желания учиться, и такой ребенок не ориентирован на успех в учебе. Чтобы ребенок захотел учиться, развивайте у него потребность узнавать новое, демонстрируйте свой интерес к окружающему миру, приучайте его трудиться.

    Самооценка свидетельствует о том, как ребенок оценивает себя, свои успехи, неудачи. В норме ребенок должен адекватно себя оценивать, но бывает, что у детей самооценка либо завышена, либо занижена. Дети с завышенной самооценкой всегда считают, что виноват кто-то или что-то. Поэтому, сталкиваясь с трудностями, они, как правило, бросают начатое дело, не доводя его до конца. Дети с заниженной самооценкой считают, что у них ничего не получится, поскольку они сами не смогут, хотя вы знаете, что это не так. Такие дети часто тревожатся и легко ранимы.

    Дисциплинированность и ответственность — качества, без которых ребенок не сможет учиться. Знание правил поведения в школе, а также умение им следовать — вот над чем нужно работать, если в соответствующей графе ребенок набрал 0 баллов.

    V. Информация о возрастных нормах развития 6-летнего ребенка

    Данная информация оформлена в виде памяток и вложена в конверт.

    Внимание:

    — выполнять задание, не отвлекаясь около 15 мин;

    — находить 5—6 отличий между предметами;

    — удерживать в поле зрения 8—10 предметов;

    — выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

    — копировать в точности узор или движение;

    — уметь находить одинаковые предметы.

    Память:

    — уметь запоминать не менее 7—8 предложенных предметов или названных слов;

    — уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки;

    — пересказывать близко к тексту рассказы или сказки;

    — рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;

    — запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух;

    — запоминать и повторять фразы, состоящие из 7—8 слов;

    — рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности.

    Мышление:

    — уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;

    — классифицировать предметы в группы по определенным признакам;

    — подбирать подходящие предметы, связывая их между собой по смыслу;

    — самостоятельно подбирать подходящий узор на большой и маленькой картинках;

    — находить в группах предмет, не подходящий к общим признакам;

    — решать простые логические задачи;

    — выстраивать логический ряд из фигур.

    Мелкая моторика:

    — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;

    — изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их одним содержанием;

    — штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;

    — ориентироваться в тетради в клетку или в линейку;

    — передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;

    — уметь копировать простейшие рисунки.

    — правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

    — сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого;

    — уравнивать неравное число предметов двумя способами;

    — сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты, и понимать соотношения между ними;

    — различать форму предметов;

    — выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам;

    — ориентироваться на листе бумаги.

    Развитие речи:

    — правильно произносить все звуки;

    — употреблять в речи простые и сложные предложения;

    — пользоваться прямой и косвенной речью;

    — поддерживать непринужденную беседу;

    — составлять небольшие рассказы о предмете, картине по теме, предложенной взрослым;

    — уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;

    — уметь определять место нужного звука в слове.

    Окружающий мир:

    — знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города (села), название столицы Родины;

    — знать название профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий;

    — называть группы предметов обобщающим словом;

    — знать основные правила дорожного движения;

    — знать последовательность времен года, частей суток;

    — различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам;

    — знать несколько зимующих и перелетных птиц.

    Оценить уровень развития своего ребенка, определить, соответствует ли он возрастным нормам, помогут тетради с проверочными заданиями. В них вы найдете разделы: «Математика», «Развитие речи», «Окружающий мир», «Внимание», «Память», «Мышление», «Мелкая моторика». Объясните малышу задание, предоставьте ему возможность выполнить его самостоятельно. Если малыш не справляется с большинством заданий, значит, ему необходимы дополнительные занятия.

    VII. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе

    Игры и упражнения оформлены в виде памяток и вложены в конверт.

    Игры па развитие мелкой моторики:

    — если вы печете пироги, предложите ребенку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры;

    — если вы готовите яичницу, предложите ребенку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики;

    — если вы варите макароны (рожки), предложите ребенку сделать бусы из макарон;

    — предложите ребенку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать.

    Упражнения для развития мелкой моторики:

    — штриховать карандашом в различных направлениях;

    — рисовать красками, карандашами;

    — лепить из пластилина, глины;

    — вырезать из бумаги, делать аппликации;

    — рвать бумагу руками, складывать бумагу;

    — складывать мозаику, собирать из конструктора;

    — завязывать шнурки, вязать веревочные узлы;

    — пришивать пуговицы, вязать, вышивать.

    Игры на развитие памяти:

    — попросите ребенка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Во время вашей уборки пусть ребенок ее нарисует. После уборки ребенок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом;

    — попросите ребенка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5 — 15 мин), а затем назвать по порядку все ваши действия.

    Для развития памяти также нужно ребенку:

    — пересказывать сказки, стихи, которые вы ему читаете;

    — рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);

    — пересказывать события в мультфильме, который он смотрел вчера (при этом нужно вспомнить, кто из героев что говорил, что делал);

    — смотреть на любой предмет в течение 30 с, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.

    Игры на развитие внимания

    1. Посоревнуйтесь с ребенком: вы ищете предмет, начинающийся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он — в комнате.

    2. Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поете песню), а ребенок должен хлопнуть в ладоши, каждый раз, когда встретится слово, начинающееся со звука «к» («м», «б» и т.д.).

    Для развития внимания также нужно: учить ребенка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать, слушать и рисовать.

    Игры на развитие речи

    1. Вы называете любое слово (существительное — название предмета, глагол — действие, прилагательное — признак), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите белье — утюг, включать, горячий). Ребенок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т.п.). Желательно, чтобы он придумал не одно, а несколько словосочетаний.

    2. Предложите ребенку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.

    3. «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог), а ребенок должен его продолжить. Например, слова по теме «кухня»: ду — духовка, ча — чайник и т.д.

    Для развития речи также нужно:

    — чаще просить ребенка пересказать книгу, мультфильм; рассказать, что он делал вчера, после завтрака и т.д.;

    Игры на развитие мышления

    1. «Скажи слово наоборот». В эту игру можно играть, выполняя любую домашнюю работу: вы называете какое-либо слово, обозначающее предмет домашнего обихода, а ребенок должен назвать то, что получится, если прочитать его наоборот (например: стол — лоте). Затем вы меняетесь ролями. Желательно, чтобы вначале использовались слова, состоящие из 3—4 букв: нож, чай, стол, стул.

    2. «Найди предмет». Усложненный вариант игры «Скажи слово наоборот»: произнесите слово наоборот (например, луге). Нужно назвать исходное слово и показать предмет, который оно обозначает.

    3. «Что общего?». Предложите ребенку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете (например, что общего между ножом и луком — нож острый, а у лука острый запах; пылесосом и веником и т.д.).

    Для развития мышления также нужно:

    — разгадывать ребусы, составлять их;

    — рисовать комиксы;

    — составлять из заданных слов предложения;

    — составлять из геометрических фигур картинки.

    Игры на развитие пространственных представлений

    1. «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадываете предмет. Ребенок должен его найти, выполняя ваши команды (например, шаг вперед, шаг влево, посмотри вниз и т.д.). Затем ребенок загадывает предмет, а вы его находите, выполняя команды ребенка.

    2. «Найди предмет по плану». Для этой игры необходимо нарисовать план комнаты, в которой вы будете играть. Один из игроков прячет в комнате предмет и указывает его каким-либо условным знаком на плане. Второй игрок должен, руководствуясь только планом комнаты, найти спрятанный предмет.

    Для развития пространственных представлений также нужно:

    — срисовывать буквы, цифры, картинки;

    — рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;

    — играть в «Морской бой».

    Игры на развитие эмоциональной сферы

    1. «Любимое — нелюбимое». Вы называете ребенку какое- либо действие, а он должен изобразить отношение к этому действию. Если он любит это делать, изобразить радость; если не любит — грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие — сомнение, неизвестность (например, есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т.д.).

    2. «Ожившие предметы». Предложите ребенку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.

    Для развития эмоциональной сферы также нужно:

    — при чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать у ребенка, что чувствуют герои, какое у них настроение;

    — чаще говорить ребенку о собственном настроении (например, «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать, будто солнце у меня внутри» и т.д.).

    Игры на развитие воображения

    1. Попросите ребенка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.

    2. Предложите ребенку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.

    3. Предложите ребенку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварешку) и придумать рассказ об этом предмете («Я — поварешка, живу на кухне» и т.д.).

    Для развития воображения также нужно:

    — соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина);

    — уменьшать — увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина);

    — придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку, как мяч и т.д.).

    Для повышения самооценки учите ребенка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте его сравнений с другими детьми; не говорите ему, когда у него что- то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т.д.

    VIII. Презентация программы и учебных пособий, набора принадлежностей к школе

    Классный руководитель . Поговорим о программе и учебных пособиях, по которым будут учиться ваши дети. В нашей школе дети обучаются по традиционной программе по учебному комплекту «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова (список учебников и рабочих тетрадей на печатной основе вложен в конверт с памятками).

    Классный руководитель знакомит родителей с той программой, по которой предполагается обучение детей.

    Чтобы обеспечить ребенку комфортное обучение, вам нужно подготовить для него школьные принадлежности (список в виде памяток вложен в конверт):

    — тетради в клетку, в узкую линейку с косыми линиями в полиэтиленовых обложках;

    — пенал, желательно без звуковых эффектов, не очень большой, чтобы не занимать много места на парте;

    — шариковые ручки (обыкновенные);

    — простые карандаши;

    — цветные карандаши;

    — деревянная линейка 25—30 см, треугольник;

    — акварельные краски, гуашь (не менее 12 цветов);

    — кисти для рисования;

    — пластилин;

    — металлический конструктор;

    — цветной картон, бумага;

    — клей ПВА и клеящий карандаш;

    — ножницы с тупыми концами;

    — нитки «мулине» разных цветов;

    — кассы букв.

    IX. Ознакомление родителей с документами, необходимыми для приема ребенка в школу

    Список документов оформлен в виде памяток и вложен в конверт:

    — копия свидетельства о рождении с вкладышем, подтверждающим российское гражданство;

    — медицинская карта по форме 0—26/У—2000;

    — справка о регистрации ребенка и родителей или лиц, их заменяющих;

    — сертификат о профилактических прививках;

    — заявление (образец предоставляется в школе).

    X. Итог родительского собрания

    Классный руководитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в подготовке детей к школе, зачитывает проект решения.

    Решение собрания

    1. Оценить уровень развития своего ребенка, определить, соответствует ли он возрастным нормам.

    2. Приложить все усилия, чтобы максимально подготовить ребенка к школе.

    Родители знакомятся с выставкой литературы, получают конверты с памятками и индивидуально беседуют с учителем.

    Литература

    Ануфриев А. Ф., Костромича С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000.

    Гаврина С.Е. и др. Проверяем знания дошкольника: Тесты для детей. Киров, 2006. Ч. 1-2.

    Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1—4 классы. М., 2004.

    Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М., 1985. -

    Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки / Сост. Е.Н. Степанов. М., 2001.

    Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе / Сост. Н.А. Касаткина. Волгоград, 2005.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: