Игры на развитие мелкой моторики у детей в группе раннего возраста. Будет хлеба каравай

3. Подведение итогов собрания.

Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Принятие решения собрания.

Вручение памяток по развитию мелкой моторики рук (приложение №2).

Приложение №1

«Расскажи стихи руками»

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим, (стучим ребром ладошки)

Мы морковку трем, трем, (трем кулачком по ладошке)

Мы купусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем, жмем.

В бочки плотно набиваем (ладошками от себя)

И в подвалы выставляем. (ладошки в замок, качаем)

Ох и вкусная капуста! (погладить по животу)

«Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька для ежа, (складывать пальчики в кулачок)

Эта долька для чижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Это долька для бобра,

А для волка - кожура! (встряхнуть кистями рук)

«Машина»

Би-би-би гудит машина (стучим кулачками)

Тук-тук-тук мотор стучит (хлопаем ладошками)

Едем, едем. едем. едем (топаем ногами)

Шины трутся о дорогу (трем ладошками)

Шу-шу-шу они шуршат

Быстро крутятся колеса (покрутить руками перед собой)

Та-та-та они спешат!

«Дом»

На полянке дом стоит, (ладошки вместе домиком)

Ну а к дому путь закрыт.(поворачиваем ладошки)

Мы ворота открываем (открываем ладошки)

В гости всех вас приглашаем!(махаем ладошками)

«Тук да тук»

Тук да тук, тук да тук

Раздаётся всё вокруг (стучим кулачками)

Строим дом, дом большой (руки над головой)

И с крылечком и с трубой!(рука влево, другая рука вверх)

«Комар»

Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж,

Летят осы вокруг носа, с-с-с-с,

Летит комар, на лоб - оп,

А мы его хлоп и к уху, з-з-з-з

Отпустим комара? Отпустим!

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять (шагаем пальчиками)

Бабу снежную лепили (лепим руками комок)

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались, (правой ладошкой катаемся с левой)

А еще в снегу валялись (переворачивать ладошки)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели, (едим суп)

Спать легли (ладошки под щечку)!

«Строим стенку»

Строим стенку (ставим ладонь на ладонь)

Выше, выше, выше, выше

Добрались уже до крыши (соединяем ладони над головой)

Прорубили мы окошко (соединяем указательные и большие)

И дверцу для кошки (кистями рук показываем дверцы)

И дырочку для мышки (из пальчиков -колечко)

Пи-пи-пи-пи-пи!

Приложение №2

по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала

Уважаемые родители!

Многие из вас слышали о том, что очень важно развивать у ребенка «мелкую моторику рук». О том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Да, действительно, нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Предлагаем вам наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук ваших детей, которые можно провести, практически не отрываясь от домашних дел.

Вы можете предложить своим детям выполнить следующие упражнения:

«Разложим по порядку»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка - только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца - этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

«Волшебное сито»

Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

«Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски.

«Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание - это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

«Лепим колобки, колбаски и блинчики»

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию - победите соблазн лепить вместо него.

«Открой и закрой»

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.

«Была лужа - и нет ее»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

«Смети, но не просыпь!»

Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно - тогда на пол ничего не просыплется.

«Ну-ка, вылови»

Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.

«Пересыпаем ложкой»

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

«Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой»), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками т.п.

Маленькие дети очень любят «запихивать» разные предметы в дырочки. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов и т.д.) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько), соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова. Вкладышами могут служить: небольшие шарики, например, от пинг-понга; коробочки от «киндер-сюрпризов»; крупные и средние бусины, пуговицы, монетки; карандаши, крышки от старых фломастеров; фасолины, горошины; кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора; детали любых конструкторов, детали от пирамидок; любые фигуры, вырезанные из пенеплена (туристический коврик).

Как только малыш освоил игрушку или она ему надоела - уберите ее или отдайте соседям. Сделайте новую игрушку - ее изготовление не отнимет у вас много времени. Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов он будет проталкивать в отверстия, тем лучше. Желаем вам удачи!

Приложение 3 Анкета для родителей « Что такое мелкая моторика? Как её развивать? ».

Вот и стал Ваш ребенок воспитанником детского сада. Он посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться без Вас. Мы хотим помогать малышу в Ваше отсутствие шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять Вашего малыша. Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».

Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу.

1. ФИО заполняющего анкету

2. Фамилия, имя ребёнка (заполняется по желанию) _____________________________________________________________________________________

3. Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей? (нужное подчеркните)

4. Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей правильным? Почему? (нужное подчеркните)

Да, потому что…___________________________________________________________

Нет, потому что…__________________________________________________________

Затрудняюсь ответить.

5. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)

Знаю. Смутно представляю. Не знаю.

6. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике? (перечислите) _____________________________________________________________________________________________

7. Имеются ли дома у Вас специальные пособия, игры, литература по данной теме?

(нужное подчеркните)

8. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего малыша? (нужное подчеркните)

Шнуровки.

Вкладыши.

Кубики (пластмассовые или деревянные).

Мелкий конструктор.

Дидактические кубы.

Мозаики.

Пазлы, разрезные картинки.

Пирамидки.

Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).

Специальная детская литература с пальчиковыми играми.

9. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

10. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

11. Разрешаете ли Вы малышу играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

12. Какие развивающие игры предпочитаете покупать малышу Вы? (перечислите). ___________________________________________________________________________________________

13. Укажите ведущую руку Вашего малыша (нужное подчеркните)

Правая. Левая. Обе. Затрудняюсь ответить.

14. Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по вопросу «Какие средства развития и активизации речи детей Вы знаете» (помимо стимулирования и развития мелкой моторики рук) _________________________________________________________________________

14. Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами Вашим опытом и предлагаем принять участие в родительском собрании на тему: «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования у детей раннего возраста », которое состоится …

15. Задавайте вопросы. Мы вместе найдем решение

Уважаемые родители!

Мы хотим, чтобы Вы понимали, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не может сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.

Спасибо за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание!

Консультация для родителей

Мелкая моторика 1 младшая группа

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику?

    Запускать пальцами мелкие волчки.

    Разминать пальцами пластилин, глину.

    Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

    Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).

    Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

    Двумя пальцами руки (указательным и сред ним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

    Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

    Показать отдельно только один палец - большой.

    Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

    Махать в воздухе только пальцами.

    Кистями рук делать «фонарики».

    Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

    Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались).

    Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

    Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

    Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

    Застегивать пуговицы, крючки, молнии, закручивать крышки, заводить механические игрушки.

    Закручивать шурупы, гайки.

Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?


Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. Д.
В дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
Помните, что малышам от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.
Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.


Автор проекта: Орлова Ирина Николаевна – воспитатель младшей группы. Продолжительность проекта: Долгосрочный -1 год. Участники проекта: дети, воспитатели, родители Возраст детей: года.




ВСЁ О ПРОЕКТЕ: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… » В. А. Сухомлинский


Актуальность проблемы: Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.




Задачи проекта: совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики; развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов; развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием; развивать эмоциональную отзывчивость; развивать коммуникативные навыки.


Этапы проектной деятельности: Подготовительный этап Выбор темы, постановка целей и задач; Знакомство сотрудников с содержанием проекта; Сбор литературного материала по созданию картотеки пальчиковых игр со словами; Подбор материала для игр. Основной этап Массаж рук с помощью подручных предметов; Упражнения пальчиковой гимнастики; Художественное творчество; Проведение д/игр и п/игр; Консультации для родителей. Заключительный этап Презентация опыта для сотрудников детского сада; Оформление проектной деятельности; Подведение итогов, сделать вывод по теме проектной деятельности. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики «Мякиш».


Ожидаемый результат: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Формирование речевых навыков у детей младшего возраста. Интеллектуальное развитие детей. Пополнение предметно-развивающей среды; Обогащение родительского опыта в воспитании детей.


Мелкую моторику рук развивают: Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок; Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; Народные игры с ладошками; Игры с природным материалом; Игры с предметами домашнего обихода; Игры с песком и водой; Пальчиковый театр; Дидактические игры; Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).


Пальчиковые игры со словами Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- мама, Этот пальчик- папа, Этот пальчик- Я! Вот и вся моя СЕМЬЯ! Сорока – белобока Кашу варила Деток кормила, Этому дала, А этому не дала: - Ты воду не носил, Дров не рубил, Кашу не варил, Тебе нет ничего!





















Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики «Мякиш». Пособие служит для массажа или самомассажа ладони ребенка. Для изготовления данного пособия нам понадобится: воздушные шары, мука, разноцветные нитки мулине, карандаш, ножницы, воронка, чайная ложка, цветные маркеры. Изготавливать это пособие мы будем таким образом: Берём воздушный шарик. Помещаем в него воронку. Насыпаем чайной ложкой муку. Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик. И у нас получается «Мякиш» с разноцветными волосами и весёлым личиком. Все атрибуты, необходимые для данной работы лежат у вас на столе. Можно приступать к работе….



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО Дрофа, Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: Астрель, Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: Вентана-Граф, с. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, с. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия Холдинг, Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: Астрель, Кольцова М.М «Развитие моторики» Елена Данилова «Пальчиковые игры» Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка» Янушко Е. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона- Век, Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.



Пальчиковые игры для дошкольников 2 лет

Игра «Комарики».

Цель

Описание : взрослый предлагает ребенку представить себя в образе «комарика». Акцентирует внимание на размер насекомого, особенность поведения (летает - жужжит; сядет - замолкает; когда укусит - характерный писк, становится больно, место укуса краснеет, зудит). Можно продемонстрировать предметную картинку с изображением комара.

Взрослый читает потешку, сопровождая ее действиями.

Дарики-дарики, Хлопать в ладоши.

Вот летят комарики: «З-з-з!» Складывать пальцы рук в щепоть.

Вились, вились, Вращать кистями рук.

Вились, вились,

Раз! И в ушко (носик, ручку) Пощипывать за ушко.

Нам вцепились!

Игра «Флажок».

Цель : развивать мелкую моторику.

Описание: взрослый делает «флажок»: прижимает друг к другу указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец. Большой палец опускает вниз.

Горит на солнышке флажок,

Как будто я огонь зажег.

А. Барто

Предложить сделать такой же «флажок». Показать, как колышется флажок, когда на него дует ветер.

Игра «Сапожник».

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Описание: взрослый имитирует движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат «гвозди», другой - «молоток». Зачитать стихотворение:

Мастер, мастер, помоги —

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди.

Мы пойдем сегодня в гости!

Б. Заходер

Предложить детям повторить движения.

Игра «У дедушки Абрама...».

Цель : развивать мелкую моторику, координацию движения, навыки аудирования.

Описание: взрослый читает потешку, сопровождая ее движениями. Дети повторяют.

У дедушки Абрама десять сыновей, Сгибать поочередно пальцы обеих рук.

Десять сыновей, десять дочерей. Распрямлять пальцы веерообразно.

Все с огромными ушами Махать растопыренными ладонями около ушей .

И с огромными глазами. Хлопать пальцами возле глаз.

И не пили, и не ели, Имитировать кормление ложкой и отрицательно качать головой.

Все на дедушку смотрели. Хлопать пальцами возле глаз.

А дедушка делал так... Показать ребенку какой-нибудь жест и попросить повторить его.

Немецкая народная игра «Пять человечков».

Описание : пальцы левой руки - «человечки». Взрослый читает текст и выполняет движения. Указательным пальцем правой руки дотронуться до каждого пальца левой, начиная с большого.

Человечки в лес пошли,

Всего их было пять.

Серого зайца они

Хотели в лесу поймать.

Первый - толстяк, ворчливый был.

На бочку очень похож,

Он недовольно всем говорил:

«И где ж тут зайца найдешь?»

Второй: «Вот он, вот он», - кричал.

А третий - длинный и рыжий,

Трусливо плача, им отвечал:

«Нигде я его не вижу».

Четвертый сказал: «Дорогие друзья,

Мы не поймаем зайца!

Обратно домой возвращаюсь я,

Кто хочет, может остаться».

А самый маленький и чудной -

И кто это мог подумать! -

Зайца поймал и принес домой

На зависть братцам и людям.

Засмеялись все тогда:

«Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»

Немецкая народная игра «Дружные пальчики».

Цель: развивать мелкую моторику.

Описание: сжать в кулак пальцы рук. Взрослый читает текст и выполняет движения: медленно, по одному, разгибает пальцы, начиная с мизинца. В конце игры снова поочередно сжимает пальцы в кулак, большой палец - сверху.

Этот мальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный - кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот — средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот - указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Предложить детям выполнить движения.

Игра «Поезд из катушек».

Цель: развивать мелкую моторику, цветовое восприятие. Игровой материал и наглядные пособия: катушки с цветными нитками, мягкая проволока.

Описание: взрослый показывает ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку, называя цвет каждой катушки. Завязать концы проволоки крупным узлом и предложить ребенку покатать поезд, напевая песенку.

Мы вагоны прицепили

И по рельсам покатили.

Красный, желтый, голубой -

Все цвета везем с собой.

Игра «Подарок для куклы».

Цели: развивать мелкую моторику; закреплять знание названий цветов.

: бусины с крупными отверстиями, леска.

Описание: взрослый рассказывает ребенку, что у куклы Маши - день рождения, ей надо подарить подарок. Маше очень нравятся красивые разноцветные бусы. Показать ребенку бусины, научить нанизывать их на леску, называя цвет каждой бусины. Следить за тем, чтобы ребенок не брал их в рот. После завершения работы похвалить ребенка и вместе с ним подарить кукле бусы.

Игра «Помоги ежику».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : еж, грибы (вырезанные из картона).

Описание: взрослый демонстрирует ежа, вырезанного из картона. На спинке ежа сделать прорези для крепления грибов, вырезанных из цветной бумаги. Объяснить ребенку, что ёж, набирая грибы, так увлекся, что не заметил наступления вечера. А когда понял, что время уже позднее, заспешил домой. Он бежал очень быстро и растерял все грибы. Предложить: «Давай поможем ежу подобрать все грибы и как следует закрепить их у него на спинке». Собирая грибы, вставить их в прорези.

Игра «Кукла идет на прогулку».

Цель : развивать речь, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : кукольная одежда с пуговицами.

Описание : взрослый предлагает ребенку вывести куклу «на прогулку». Но для этого надо одеть ее потеплее. Предложить ребенку надеть на куклу кофту и пальто, застегнуть все пуговицы на них. Придумать маршрут для прогулки: походить с куклой по групповой комнате, поиграть в «песочнице» (сделать песочницу можно из картонной коробки и крупы). По возвращении с «прогулки» предложить ребенку переодеть куклу.

Игра «Лабиринт для пальчика».

Цель : развивать мелкую моторику, координацию движений.

Игровой материал и наглядные пособия : лист бумаги.

Описание : нарисовать на листе бумаги дорожку-лабиринт. Предложить ребенку добраться пальчику до «домика», проведя им по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или обклеить ее бумагой различной фактуры.

Игра «Лабиринт для карандаша».

Цель : развивать мелкую моторику.

См. игру «Лабиринт для пальчика». (Вместо пальчика по лабиринту добирается до «домика» карандаш, оставляя за собой «след».)

Игра «Морской узел».

Цель : развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : шнурки.

Описание: взрослый показывает ребенку, как на шнурках можно завязывать и развязывать узелки. Затем ребенок тренируется самостоятельно завязывать и развязывать узелки.

Игра «С кольцами».

Цели : формировать глазомер; развивать мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

Игровой материал и наглядные пособия : детские столики, цветные кольца (диаметром 5-8 см), палочки.

Описание : детей рассаживают по 6-8 человек за один общий стол, высыпают на середину стола цветные кольца диаметром 5-8 см. Взрослый берет палочку и со словами: «Рукой трудно достать колечко, будем доставать палочкой» - придвигает палочкой к каждому ребенку по кольцу. Предлагает детям выполнить движения.

Проект «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе

Тип проекта: Практический, краткосрочный.

Участники проекта: дети первой младшей группы, родители, воспитатель 1 младшей группы, музыкальный руководитель.

Актуальность проблемы:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные

органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Проблематика:

Не достаточно развита речь.

Цель проекта:

Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи проекта:

Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Развивать коммуникативные навыки.

Предполагаемые итоги проекта:

Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность.

Развитие речи ребенка; употребление в речи наиболее сложных предложений; появление в речевом словаре новых слов.

Формы работы с детьми:

Пальчиковые игры, дидактические игры, пальчиковый театр, нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук.

Формы работы с родителями:

Беседы, консультации, анкетирование.

Используемый материал:

дидактические игры, пальчиковые игры, нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук, пальчиковый театр.

Форма реализации проекта: в виде презентации.

1 этап.

1неделя- организационно - подготовительный: изучение проблемы;

Разработка модели взаимодействия взрослых и детей;

Основные методы: беседы, наблюдение, опросы;

2 этап. Основной - практический- 3 недели.

Осуществление замыслов проекта:

Массаж рук с помощью подручных предметов;

Упражнения пальчиковой гимнастики;

Художественное творчество;

Проведение дидактических игр и пальчиковых игр;

Консультации для родителей;

Пальчиковый театр.

3 этап.

Оформление презентации, ее представление.

План мероприятий по реализации проекта:

ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

1 этап Разработка модели взаимодействия взрослых и детей;

Анкетирование «Что такое мелкая моторика? ». Донести до участников проекта важность данной проблемы.

Выяснить у родителей знают ли они, что такое мелкая моторика; как можно ее развивать; развивают ли они с детьми мелкую моторику и др. Наблюдения за детьми в течение дня (Режимные моменты) .

Выявить уровень сформированности речевой активности.

1неделя

2 этап Консультация: «Что такое мелкая моторика» Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Беседа на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как одно из эффективных средств формирования речи».

Донести до участников проекта важность данной проблемы.

Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками».

Пальчиковая игра «Колечко».

Лепка «Вот ежик, ни головы, ни ножек».

Рисование солнышка на манной крупе.

Упражнения пальчиковой гимнастики «Пчелка».

Игры с пшенной крупой «Найди шарик».

Д/и «Сортируем макароны».

Лепка «Вот какие ножки у сороконожки».

Пальчиковое рисование «Бабочка».

Пальчиковый театр «Репка».

Пальчиковое рисование «Корм для птичек».

Д/и «Волшебный мешочек».

Игры в водой «Достань, что скажу».

Пальчиковое рисование «Сказочное осеннее окошко».

Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом».2-4 неделя

3 этап:

Оформление презентации, ее представление.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: