Идеи для развития мелкой моторики. Игры и пособия для развития мелкой моторики у детей

В этой статье:

Главным назначением игрушек является развитие у малыша в игровой форме определенных навыков, умений или приобретение знаний. Сегодня большой популярностью пользуются развивающие игрушки. Известные производители предлагают множество развивающих вариантов на любой вкус. Но их покупка не всегда рациональна, потому что развивающие игрушки и своими руками сделать несложно. Изготовление их не отнимет много времени и не потребует затрат.

Какими бывают развивающие игрушки?

Тема развивающих игрушек, которые можно сделать самостоятельно, сегодня на пике популярности. Поэтому информации о них предостаточно. При желании можно без труда выполнить различные детские коврики, специальные книжки, кубы, развивающие мелкую моторику, фигурки зверей и многое другое.

Игрушки для развития навыков и умений делятся на те, которыми кроха может играть самостоятельно, и те, которые требуют обязательного присутствия взрослого. Помощь не потребуется при освоении ребенком простых моделей для развития мелкой моторики. А вот изучать буквы, счет, стороны, части тела, фигуры лучше вместе с мамой.

Материалы для изготовления

Для создания развивающих игрушек в домашних условиях понадобятся самые разные материалы, которые, как правило, всегда найдутся под рукой. Это лоскутки ткани, ленты, змейки-молнии, пуговицы разных форм и размеров, мебельная фурнитура, фольга, пакеты, старые ненужные вещи.

Бумага

Из обычной и цветной бумаги можно сделать геометрические фигуры, игры-шнуровки, вкладыши для сортеров и др. Пригодятся и остатки разноцветной гофрированной бумаги.

Дерево

Из дерева выполняют замечательные варианты игрушек для развития ребенка, например, сортеры. С их помощью кроха в возрасте 1-2 лет изучает фигуры, формы предметов, цвета. Поэтому деревянные бруски, досочки станут незаменимыми помощниками в изготовлении игрушек для малыша.

Картон

Из кусков обычного и цветного картона можно сделать конструктор. Для этого вырезают из него разные фигуры и показывают малышу, какие картинки можно сложить. Чтобы смастерить развивающую игрушку, не обязательно покупать картон. Вполне подойдут подручные варианты – картон от коробок, на который наклеены страницы из ярких журналов.

Нитки

Остатки цветной пряжи станут лучшими помощниками маме в изготовлении развивающих бус, коврика, мяча или мягкого куба. Приветствуются не только разные цвета, но и отличающаяся толщина и фактура пряжи.

Носки

Старые носки получат вторую жизнь в новых игрушках для малыша. Из них можно сделать мягкую гусеницу, с разными наполнителями для каждого звена, или игрушку из носка на руку с забавной рожицей.

Помпоны

Для людей с креативным мышлением смастерить множество игрушек из помпонов – сущий пустяк. Из них получаются милые зайчики, лягушата, поросята, цыплята, снеговики. Перечислять можно до бесконечности. Главное – позволить себе фантазировать.

Ткань

Остатки ткани, которые найдутся в запасах у любой рукодельницы, станут незаменимым материалом для пошива развивающих игрушек. Подойдут лоскутки флиса, фетра, трикотажа, шелка, бязи. Сочетание материала разной фактуры в таких игрушках приветствуется.

Варианты игрушек

Рассмотрим подробнее, что можно из всего этого богатства смастерить.

Браслет-погремушка

Ее совсем не сложно сделать самостоятельно. Чтобы пошить эту игрушку, нужно запастись полоской мягкой ткани размером 20×6 см, кусочком резинки, маленькой пластиковой емкостью, каким-то гремящим наполнителем и цветными лоскутками для декора игрушки.

Сначала делают основу. Для этого сшивают полоску, выворачивают ее наизнанку и вставляют в нее резинку. Основа не должна сдавливать ручку малыша. Затем в пластиковую емкость засыпают любой наполнитель, чтобы погремушка издавала звук. После этого плотно закрытый контейнер, обшивают мягкой тканью и украшают дополнительными декоративными элементами. Эту часть крепят к основе.


Бусы

Для младенцев будут актуальны специальные бусы, с помощью которых формируются тактильные навыки и происходит ненавязчивое изучение цветов.


Для этого понадобятся бусинки разного размера и капроновая нить. Бусины обвязывают разноцветной пряжей или обшивают лоскутками ткани разного цвета и фактуры. После этого их нанизывают на нить и крепко скрепляют концы. Ребенок может рассматривать их, изучать отдельные бусинки, трогать их ручками.

Подушка с пуговицами

Такую подушку не сложно сшить самостоятельно. Она пригодится для малыша от 3 месяцев до 3 лет. Для изготовления тактильной подушки потребуется немного ткани, пуговиц, шнуровок, липучек и других элементов. Главное условие – необходимо тщательно прикрепить все элементы на поверхности подушки, чтобы они не оторвались, если малыш потянет их в рот.


Проще всего пошить наволочку на готовую подушку. На нее можно нашить фигурки из ткани, пуговицы, молнии, веревочки и другие элементы.

Книжка

Ее можно сделать разного размера и цвета. Такая игрушка очень полезна для малыша. Она помогает развивать мелкую моторику, изучать цвета и формы, знакомиться с разными фактурами.


Идей для мягкой книжки множество. Все зависит от фантазии мамы. Можно посмотреть готовые игрушки или мастер-классы в интернете. Например, странички книжки можно сделать разных цветов, картинки в ней соединить липучками или пуговицами, добавить шнуровки и змейки. В книге можно разместить мягкий пазл, цифры, фигурки животных.

Развивающая доска или стенд

Такой стенд способен освободить немного свободного времени для мамы, в то время как кроха будет активно изучать окружающий мир и совершенствовать свои навыки. Можно купить готовый вариант. Но совершенно не сложно и не затратно выполнить его самому. При этом самодельная доска будет представлять не меньший интерес для карапуза, чем купленная в магазине.


В домашних условиях к обычной доске нужно прикрепить нерабочую розетку, выключатель, ручки, дверную цепочку, диск от телефонного аппарата. Это могут быть любые предметы, которые интересны малышу.

Коврик

Если развивающие коврики детям сделать своими руками, они станут настоящими помощниками мамам. Такой коврик займет малыша на какое-то время и освободит его для мамы. Он развивает воображение, речь, моторику рук и фантазию крохи.


Детский развивающий коврик своими руками пошить не сложно. Для этого понадобятся ткань для основы, материал для верхнего слоя и декорирования, дополнительная фурнитура. В качестве основы подойдет поролон, плотная ткань, синтепон. Ткани для коврика должны быть натуральными, ярких, но не неоновых цветов.

Развивающий куб

Помогает развиваться мелкой моторике и воображению ребенка. Эта игрушка подойдет для малышей самого раннего возраста. Сделать ее можно из разноцветных лоскутков. Хорошо, если ткань будет разной фактуры. Например, одна грань куба может быть из ситца, вторая - из джинсовой ткани, на третью можно нашить ленточки, веревки, пуговицы. Развивающий кубик нужно наполнить синтепоном или ватой.


Фигуры

Привлекут внимание крохи разноцветные фигурки из ткани либо фетра. Чтобы игрушка была интереснее, ее можно выполнить как шумелку, шуршалку, погремушку. Например, это может быть фигурка бабочки. Сделать ее совсем просто. Нужно нарисовать бабочку на бумаге, перевести выкройку на фетр, вырезать фигурку. Можно сшить две стороны и набить бабочку шуршащим (целлофановые пакеты), гремящим (солью или крупой) наполнителем. К готовой фигуре можно прикрепить колокольчик, тогда игрушка будет звенеть, или пришить пуговицы, ленты.

Что они развивают?

Такие игрушки активно:

  • развивают у малыша зрение и слух (например, браслет-погремушка для самых маленьких), тактильные ощущения (слингобусы или подушка с пуговицами);
  • знакомят ребенка с цветом, размером, формой (книжка);
  • помогают изучать окружающий мир (фигурки животных);
  • развивают речь и воображение крохи (игровой коврик).

Меры предосторожности при изготовлении

Главное требование к детским игрушкам – безопасность. Для этого важно убедиться, что все материалы не токсичны, безопасны для ребенка. Детали игрушки должны быть прочно прикреплены к ней. Нужно изучить, не содержит ли игрушка острых деталей, которые могут поранить кроху, или предметов, способных его травмировать (щеколда на доске, молния).

Какие навыки можно развивать у детей разного возраста с помощью игрушек?

Выбор развивающей игрушки зависит от возраста малыша и его особенностей.

До года

В этот период малыш развивает рефлексы хватания, координацию движений, мелкую моторику, речь и двигательную активность. До полугода актуальны яркие погремушки, бусы, мягкие мячики, кубики, коврики. Малышам старше 6 месяцев подойдут сортеры, матрешки, мягкие книжки, мягкие пазлы.


1-2 года

В этот период жизни кроха может самостоятельно играть. Интерес представляют игрушки, которые можно разбирать и собирать. Например, пирамидка или сортер. Они помогают развивать логическое мышление, моторику, внимательность. К двум годам малышу могут быть интересны и сюжетные игры.

3-5 лет

В этом возрасте мелкая моторика ребенка совершенствуется, движения становятся скоординированными. Сюжетные игры интересуют его больше. В ходе такой игры совершенствуются речь, воображение, умения и знания малыша.

Актуальны пальчиковые фигурки, цифры, буквы, часы, книги, настольные игры.

Мастер-класс

Рассмотрим самый простой способ изготовления игрушки – тактильной гусеницы из носка. Она обязательно придется по вкусу малышу. Для ее изготовления нужно приготовить длинный яркий носок, толстую крепкую нитку и разные наполнители (желуди, рис, гречневую крупу, соль, синтепон и др.), пуговки для глазок.


В носок сначала нужно насыпать один наполнитель, полученный шарик перевязать нитью, затем несколько раз дальше в том же порядке. Конец гусеницы нужно крепко перевязать ниткой. К голове пришить пуговички-глазки. Тактильная гусеница готова за 5 минут!

Развивающие игрушки сделать своими руками несложно. Можно посмотреть готовые образцы в магазине или на мастер-классах в интернете. Для этого понадобятся недорогие подручные материалы, элементарные навыки, мамино терпение и любовь.

Полезное видео о развивающих игрушках, сделанных своими руками

Мастер - класс для педагогов МДОУ Лобановский детский сад

Игры и пособия для развития мелкой моторики у детей

Подготовила: Хисматуллина Фарида Маснавиевна

МДОУ Лобановский детский сад

Цель: Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Необходимое оборудование: игра «Дополни предмет»; игра «Волшебные камешки»; многофункциональное пособие «Волшебный куб»; решетки – 12 шт.; узкая атласная лента для скрепления граней куба (8 м); широкие атласные ленты длиной 70см зеленого цвета – 2шт., желтого цвета – 2шт., голубого цвета – 2шт. Шнурки или тесьма длиной 50 см красного цвета – 2 шт., серого или голубого цвета – 2 шт. Снежинки из бумаги; катушка белых ниток; 2 набора бусинок; 2 набора заколок («крабики»); коктейльные трубочки 20 шт.; ножницы – 2 шт. Столы – 6 шт.(3 стола на одну подгруппу); стулья – 16 шт. Мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Форма организации: 2 подгруппы по 8 человек.

План мероприятия:

1. Раскрыть актуальность темы.

2. Познакомить с методами и приемами по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

3. Познакомить с современными играми и пособиями для развития мелкой моторики.

4. Мастер-класс по изготовлению игр для развития мелкой моторики своими руками.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развитие мелкой моторики рук происходит в различных видах деятельности :

Лепка из глины и пластилина . Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук. Лепить можно из пластилина, глины и солёного теста. Зимой, на прогулке можно слепить снеговика, а летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

Рисование или раскрашивание картинок любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования.

Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций .

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Конструирование . Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

В нашей логопедической группе есть «Логоцентр», в котором собраны различные игры и пособия для развития мелкой моторики у детей. Есть много игр фабричного производства: различные шнуровки, игра «Грибочки», «Лягушка», различные головоломки, которые развивают не только мелкую моторику, но и логическое мышление.









Так же развивающая среда «Логоцентра» периодически пополняется пособиями и играми, которые сделаны своими руками:

- «Дополни предмет» (игры с прищепками)

Цель игры: Развитие творческого воображения детей, памяти, мышления; развитие мелкой моторики.

Задание: Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнышка, иголки для ежика, веточки для моркови и т. д.



- Игра «Волшебные камешки»

Цель: Развивать у детей дошкольного возраста логическое и образное мышление; развивать мелкую моторику.

Задание: Ребенку предлагается выложить узор из камешков (на начальном этапе - по схеме, затем – самостоятельно). Схемы могут быть самые разнообразные. Я подбираю схемы соответственно лексической темы недели: зима – морозные узоры; насекомые – бабочка; одежда – платье, валенки, и т. Д. Так же можно выкладывать буквы, делая акцент на то, что гласные буквы – выкладываем красными камешками, согласные – синими, зелеными.




- Многофункциональное пособие «Волшебный куб»

Давно хотелось сделать такой куб и вот он появился в моей группе. С его помощью можно легко организовать плодотворную работу с детьми дошкольного возраста, как во время логочаса, так и во время самостоятельной игровой деятельности.

Основа для его изготовления - купленные в хозяйственном магазине пластмассовые решётки для раковины. Их понадобится шесть штук, по количеству граней куба. Для скрепления деталей можно использовать шнурки, тесьму, тонкие ленты. Я использовала атласные ленточки.

Куб можно разместить на отдельно стоящем столике. Одновременно к работе можно привлечь от одного до четырёх человек.

Куб может выступать как тренажёр для формирования направленной воздушной струи. К небольшим по длине нитям крепятся разнообразные картинки: листочки, снежинки, дождинки, цветочки, в соответствии со временем года, которые помещаются внутрь куба.



На одну из граней закрепила широкие атласные ленты. Дети переплетают их сквозь отверстия решетки.

Данный тренажёр незаменим в пальчиковых играх с применением различных предметов. Здесь можно использовать разноцветные бельевые прищепки, заколки – «крабики», шнурки, резинки, бусинки, пуговицы и другое. Дети могут прикреплять «крабиков», прищепки, плести из шнурков косички, нанизывать бусины, пуговицы.





На гранях куба могут быть размещены разнообразные картинки и иллюстрации, необходимые для выполнения того или иного вида задания. Картинки можно крепить при помощи тех же «крабиков», прищепок и шнурков. На гранях куба удобно размещать серии картин используемых для восстановления логического ряда.

font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family: " times new roman>Количество игр, которые возможно организовать с применением такого дидактического приспособления, не ограничено.

Предложенные детям задания с данным тренажёром – кубом увлекательны, способствуют развитию мелкой моторики, речи, творческой деятельности.

Юлия Лаврухина

Изготовленные пособия мы используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления знаний основных цветов, величины.

Обо всём по порядку.

«Резиночки».

У нас два варианта этой игры: «Резиночки с ладошками» и «Резиночки с палочками».


«Резиночки с ладошками».

Дети берут карточки с нарисованными ладошками и подбирают резиночки по цвету, на нужный пальчик, закрепляют знание названий пальчиков, знание правой и левой руки (можно положить свою руку сверху на картинку, проверить себя). Девочки иногда просто надевают резиночки на пальцы, подбирая разные цвета. Получаются перчатки.



Можно использовать контейнер с резиночками как маленькую сенсорную коробку. Запустить туда руки и наслаждаться прикосновением мягких резиночек, перебирать их или найти там игрушку.



Картинки с ладошками я нарисовала и заламинировала скотчем для прочности.

«Резиночки с палочками».

Дети нанизывают резиночки на палочки, подбирая их по цвету, либо по размеру. Закрепляем знание основных цветов и размер, величину.



Так же используем как мини-сенсорную коробку.

Палочки раскрасила в разные цвета гуашью, смешанной с клеем ПВА, чтобы не пачкались ручки, а палочки - это лопаточки, которые используют врачи при осмотре горла. Резиночки специально подбирала для разных коробочек разные, тактильные ощущения немного разнообразнее и дети внимательнее относятся, замечают, если резиночки перепутались.

Публикации по теме:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию дидактические пособия "Яблоня" и "Цветочная полянка" для развития мелкой.

Цели игры: развитие мелкой моторики; формирование зрительно-двигательной координации; совершенствование глазомера, внимания; развитие коммуникативных.

Я хочу показать мастер-класс по Развивающей игрушке, который может пригодиться в работе и воспитателям и логопедам. Игрушка простая, для.

Консультация для воспитателей «Оригинальные самодельные пособия для развития мелкой моторики детей 2–3 лет» Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать? В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развития.

Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития В статье рассматриваются актуальные проблемы развития мелкой моторики у детей раннего возраста; описываются особенности развития детей раннего.

Одна из основных проблем, которая часто встречается практически у всех детей дошкольного возраста это недостаточное развитие мелкой моторики.

Уважаемые коллеги! Хочу показать Вам пособия для развития мелкой моторики, изготовленные родителями нашей группы. Коврик «Солнышко».На голубом.

Катерина Кононова Пособия для развития мелкой моторики рук Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: