Знаем ли мы свои любимые сказки

А ПРИВЕЗИ ТЫ МНЕ АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК, КОТОРОГО БЫ НЕ БЫЛО КРАШЕ НА БЕЛОМ СВЕТЕ!

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК НЕ ХИТРО НАЙТИ, ДА КАК ЖЕ УЗНАТЬ МНЕ, ЧТО КРАШЕ НЕГО НЕТ НА БЕЛОМ СВЕТЕ?

С. Т. Аксаков.

Сказка об аленьком цветочке - самая любимая на Руси. Может, так повелось с тех пор, когда С. Т. Аксаков опубликовал свою версию народной сказки. А может, так было всегда. Недаром же, когда пару лет назад решено было составить список самых главных российских мультфильмов, рисованый «Аленький цветочек» занял одно из первых мест. Снял его режиссер студии «Союзмультфильм» Лев Атаманов еще в 1952 году, то есть в 2012 году у мультфильма юбилей -60-летие.

Русский «Аленький цветочек» - вариация сюжета о красавице и чудовище. Подобные сюжеты имелись во все века у всех народов мира.

В Древней Греции - это миф о Психее и Купидоне, пересказанный в романе «Золотой осел» древнеримским писателем Апулеем.

В Англии это сказка «Черный Бык Норроуэйский» (естественно, Чудовище - Черный Бык), в Швеции - «Три волшебных листочка», где Чудовищем становится уродливый принц-горбун подземного царства.

В Португалии и Чехии это сказки о Чудо-медведе или Медвежьем страшилище.

Аво французской Нормандии есть сказка «Принц-обезьяна».

Но в каком бы обличье ни выступал главный герой, одно остается неизменным: под страшной личиной скрывается прекрасный и добрый, несправедливо заколдованный юноша.

У разных народов и разные символы прекрасного (аленького цветочка):

«царский цветок» - роза, которая не только источает аромат, но и может говорить;

Золотые веточки, которые еще и могут наиграть мелодию со словами;

Волшебные листочки, которые поют песню.

Но в сказках неизменно главное чувство - любовь, которая дает героине возможность разглядеть красоту под любой личиной чудовища. Ибо это красота не внешняя, а душевная. Сказка начинается с красоты цветка, приводит к любви, возвращающей красоту, и эта красота дарит еще большую Любовь - ту, что сильнее смерти.

Классической литературной версией считается «Красотка и Чудовище» мадам де Бомон (1756). Эта сказка, созданная в нравоучительной манере просветителей. Само противопоставление Красотки и Чудовища обретает символический, четко морализующий смысл. Недаром во многих переводах само заглавие звучит весьма обобщенно: «Красавица и Чудовище», «Красота и Уродство», «Красота и Безобразие». Показателен диалог главных героев сказки - одновременно и искренний, и надуманно нравоучительный.

«Доброе у вас сердце, - сказала Красотка, - стоит мне об этом подумать, как я уж и не помню, что вы такой гадкий на вид». - «Ох, - отвечало Чудовище, - добрый-то я добрый, да чудовище все-таки». - «Много людей есть на свете, - сказала Красотка, - и похуже вас, уж я лучше вас любить буду такого страшного, чем тех, кто на вид люди как люди, а сердце у них неверное, испорченное, неблагодарное».

Удивительно, но любовь в сказке мадам де Бомон рождается не от чувства Красотки, а от ее размышлений. Героиня века Просвещения, она все раскладывает по полочкам. Да и другие герои явно живут в просвещенном веке. Даже фея, появляющаяся в финале, речами напоминает благородную воспитательницу-наставницу, от всего сердца прочитывающую мораль и Красотке, и читателям. И это неудивительно, ведь мадам Жанна-Мари Лепренс де Бомон (1711–1780) и сама была воспитательницей. Из-за различных гонений ей пришлось уехать из родной Франции в Англию, где она основала школу для девочек на французский манер, которая быстро стала пользоваться большим успехом среди аристократов и их дочерей. Мадам даже несколько лет издавала просветительский журнал для девочек, где в одном из номеров и напечатала свою сказку. Словом, все в лучших традициях просвещенно-аристократической морали.

Русскому писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову (1791–1859) для его «Аленького цветочка» не нужны были ни мораль, ни фея с ее чудесами, ни аристократический флер. Его герои - купец и купеческие дочери. А чудо превращения безобразного героя в прекрасного юношу совершает не фея, как у Бомон, а сама героиня. Перед ее чудом никому не устоять. Ибо это чудо - Любовь.

Аксаков услышал сказку про аленький цветочек еще в детстве от крепостной крестьянки. Позже, записывая сказку, он дал ей подзаголовок - «Сказка ключницы Пелагеи», напечатав приложением к своей мемуарно-биографической «Семейной хронике» в 1856 году. Это позволило автору не только подчеркнуть родовую основу, но и придать повествованию особую женскую эмоциональность. От этого сказка приобрела глубокую взволнованность, интимность, лиричность. Написанная тонкой и яркой ритмизированной прозой, она стала образцом русской поэтической сказки. Все происходящее у Аксакова замешано не на быте, как у мадам де Бомон, а на поэзии и тайне. Например, все сестры просят привезти им подарки не только богатые, а значимые, символические. Старшая - золотой венец, чтоб от него всегда было светло как днем. Средняя - тувалет, то есть зеркало, смотря в которое красота бы ее девичья не старилась.

//-- Наиболее часто задаваемый вопрос: --//

//-- А почему сестры просят именно такие подарки? --//

На самом деле если понять символический язык старых времен, то старшая сестра просит герцогскую диадему (венец), а средняя - зеркало, которое тогда в домах было крайне редким и очень-очень дорогим предметом. То есть одна из купчих желает стать герцогиней, а вторая -получить богатейшую вещь, в купеческих домах не встречающуюся. Может, просьбы сестер просто выдают их честолюбивые и жадные стремления возвыситься и обогатиться?

Конечно, и это тоже. Но ведь перед нами сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. То есть золотой венец, при котором светло как днем, и зеркало, в которое всегда приятно смотреться, - вещи не простые, а магические. Это вещи-символы. Иначе говоря, одна просит подарить ей то, что давало бы вечную прозорливость (венец), а другая - вечную молодость (зеркало). Отчего же младшая дочка просит цветочек, да к тому же - аленький? Что тут за тайна?

//-- Внимание! Викторина --// //-- Кто скажет, почему цветочек алого цвета? --//

Тот, кто подумал сейчас правильно, получит в своей жизни много приятных подарков.

Уж это наша любимая сказка гарантирует вам, дорогие читатели.

Алый цвет - производный от красного. Мы уже знаем, что на Руси красный издревле считался самым красивым из всех цветов радуги. Недаром даже самая красивая площадь в Москве названа Красной. А помните, что говорят о русской красавице: красавица (ударение на предпоследний слог) - алая девица.

К тому же алый - самый чистый из оттенков красного, потому и олицетворяет чистоту помыслов и чувств. Про зарю не говорят - красная, но алая. Алый - цвет счастья, радости и любви.

Еще алый цвет - иносказательный цвет крови, но только у доброго и чистого человека. Если говорят о герое, то у него - «капля алой крови упала на землю». Если же упоминается злодей, то его кровь черна и темна.

И четвертое: алый цвет - символ бесстрашия, мужества и отваги. Недаром психологи советуют: если человек чего-то боится, представлять себе нечто алое - и страх отступит.

То есть алый цветочек - это символ красоты, счастья и любви, олицетворение доброго сердца, способного на отвагу и мужество. Ну а в сказке Аксакова четко прослеживается цепочка: сначала цветочек - символ красоты (краше которого нет на свете), потом - символ страдания и даже самой смерти героя, ну а потом уже - доказательство верной любви. И на все это необходимо мужество и бесстрашие.

Ну а почему он, собственно, цветочек, а не шар или платок? А потому, что цветы - самые прекрасные создания на земле, но в то же время и самые беззащитные - любой может сорвать и погубить. Но сказка показыает нам, что даже самое беззащитное создание может одержать победу, если будет обладать добрым и бесстрашным сердцем, если будет готово любить и защищать.

//-- А знаете ли вы, что. --//

Волшебные цветы вообще часто упоминаются в русских сказках и имеют символические значения:

Жар-цвет - волшебный огонь;

Злато-папорот - цветок папоротника, открывающий клады и сулящий богатство;

Алая роза - символ страсти;

Василек - символ вечной юности.

Но аксаковской героине не нужно ни волшебного огня, ни богатства, ни страстей, ни вечной молодости. Ее аленький цветочек - символ извечной женской любви. Недаром, получив его, она чисто по-русски заливается слезами, словно невеста перед свадьбой. И потому «Аленький цветочек» - сказка не только поэтическая, но и любовная, русскому сердцу особо понятная. Потому что именно в России женщине приходится любить мужчину, который может быть не только чудищем, но и настоящим чудовищем. А русская женщина веками любит и любит, надеясь создать то из пьяного, то из ленивого своего чудовища доброе чудище лопоухое, да еще и принца прекрасного. И ведь создает, и ведь исхитряется!..

Героиня Аксакова выдержала то, что не под силу любой другой раскрасавице. Ведь если Чудище мадам де Бомон впало в забытье, решив уморить себя голодной смертью, то аксаковский «зверь лесной, чудо морское» умер без своей любимой у аленького цветочка. Так что русской девушке пришлось не приводить его в чувство, а оживлять по-настоящему. Ее любовь победила даже смерть.

Странно говорить о такой девушке в третьем лице. Аксаков не дал ей имени. Для него это было тоже знаково. Он верил, что любая русская героиня способна на такую силу любви и самоотверженности. Народное же сознание прочно связало имя героини с Аленушкой. Ибо имя это созвучно аленькому цветочку. И судьба, видать, единая. Так что, родители, будьте осторожны, называя дочек Аленушками. Слишком уж многого потребует с владелицы ее имя. Впрочем, есть и другие варианты - Настенька, Марьюшка. Да что говорить?! У нас любая девушка может стать героиней - не по собственному хотению, а по злодейки судьбы велению.

По-иному развивался сюжет о красавице и чудовище в других странах второй половины XIX века. Особенно он стал популярен в литературе эстетизма и декаданса, где культ красоты становился всеобъемлющим жизненным кредо. Особенно часто к этому сюжету обращался Оскар Уайльд (1854–1900), английский писатель, поэт, о чьих сказках разговор еще впереди. Уайльда интересовала прежде всего нравственно-эстетическая тема, и потому он перевел конфликт в прямое противопоставление красоты и уродства. Впервые остроумно и парадоксально этот конфликт появился в «Кентервильском привидении». Тамв реальном мире конца XIX века отец юной красавицы Вирджинии прозаично покупает старинный замок у разорившихся аристократов вместе с чудищем-призраком. Не в меру резвые братцы Вирджинии (выступающие здесь вместо злых сестер) издеваются над бедным привидением как могут - гоняются за ним по дому, обливают водой до простуды, наконец, до полусмерти запугивают поддельным привидением, сделанным из тряпки и метлы. Одна Вирджиния, красавица и умница, сочувствует бедняге и помогает ему. Героиня своего практичного времени, Вирджиния отнюдь не сентиментальна. Она просто добра и здравомысляща: почему не помочь бедному старику, ведь он так намаялся за триста лет. И не свадьба ждет в награду привидение-чудище, а долгожданные похороны, на которые съедутся все Кентервили, его потомки. Впрочем, традиционная свадьба тоже состоится. Красавица Вирджиния выйдет замуж, надев на свадьбу старинные драгоценности, которыми одарило ее чудище, то бишь привидение.

Еще более парадоксально Уайльд подойдет к противопоставлению красоты и уродства в сказке «День рождения Инфанты». Но этот парадокс станет трагическим. Двенадцатилетняя очаровательная Инфанта получит живой подарок - мальчишку-карлика, уродца с огромной головой на кривых ножках. Карлик развеселит Инфанту, и она, как в старинных сказках, подарит ему розу.

И юное чудище начнет мечтать о доброй Инфанте. Трагедия произойдет, когда карлик увидит себя в зеркале и поймет, что любить такого уродца нельзя. И он умрет от омерзения к своему внешнему виду. И что же красавица Инфанта? Она захочет, чтобы смешной карлик повторил свой уморительный танец. А карлик не сможет встать. «У него сердце разорвалось», - скажет ей камергер. И Инфанта скривится в очаровательной презрительной гримаске: «Впредь да не будет сердца у тех, кто приходит со мной играть!».

Такв сказке Уайльда подлинные красота и безобразие парадоксально поменяются местами. Красота обернется жестокой, губительной силой, смертельной для тех, кто в нее поверил. Зато юное страшилище вызовет у читателей глубокое чувство сострадания и любви. И хотя XX век вслед за XIX повторял, как заклинание, что «красота спасет мир», но это утверждение Ф. М. Достоевского уходило все дальше и дальше. И несмотря на это, сюжет «Красавицы и Чудовища» постоянно используется, смысл прекрасной сказки размывается все больше и больше. Современные пересказы тяготеют уже не к нравственности или силе чувства, а к плодам научно-технического прогресса, приемам триллера или боевика. Чудище появляется в результате неуправляемой мутации или неоправданного эксперимента. Авторов интересует сам момент показа его страшного вида или стремительного боя (вернее, мордобоя) с врагами - реальными и волшебными. Таков знаменитый американский телесериал «Красавица и Чудовище». А в одном из сюжетов легендарного «Горца» Красавица вообще превращается в подстрекательницу к убийству. И в результате ее подобных действий бедное Чудище становится убийцей. Вот и получается, что красота уже не спасет мир, а скорее убьет его. Да и нужна ли современному искусству истинная красота? Ведь даже красавицами нынче считаются такие «звезды», которых за внешность постеснялись бы взять еще лет двадцать назад даже самые «революционные» театры. Но, увы, по подиуму бродят «красотки», выглядящие как истощенные голодом обитатели концлагеря, по эстраде крутятся «дамочки», которых раньше в приличные дома и не пустили бы. Такая «красота» уж точно не приведет к добру. Ну а любовь и сострадание давно объявлены предрассудками, с которыми пора кончать.

И ведь стараются сделать это. Только никак не получается. Хорошо бы и не получилось. Никогда. Ибо, когда получится, ничего уже и не будет. Ни планеты, ни человечества.

«Волшебство в сказке»

С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Учитель русского языка и литературы- Михеева Татьяна Юрьевна

Цель: обобщить полученные знания о сказке «Аленький цветочек»

Задачи:

- учить работать с произведением;

- развивать умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки,.

- воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы.

Оборудование:

Для учителя: портрет С.Т. Аксакова, сказка «Аленький цветочек», диапроектор, диафильм «Аленький цветочек», иллюстрации к сказкам, пословицы, зеркальце с ручкой, детская корона-венец, цветок в горшочке

Для учащихся: сказка «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.

Ход урока

1. Слово учителя


- Сегодня у нас с вами не простой урок, а – волшебный. Так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят всякие чудеса. А где это может происходить?

(в сказках)
- Я знаю, что вы очень любите сказки. За что вы любите их?

Учащиеся отмечают социально значимые признаки сказок: торжество добра над злом, наличие волшебства и чудес, а также мораль.

Да, нет ничего интереснее сказки. Об одной такой сказке пойдет сегодня речь на уроке.

2. Подготовка к восприятию.

Угадайте, в содержание какой сказки мы будем «погружаться»? Кому могли бы принадлежать эти предметы?

(Демонстрирую зеркальце с ручкой, детскую корону-венец и яркий комнатный цветок в горшочке).

Учащиеся легко и свободно называют сестер из сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.

(С.Т.Аксаков).

Объявление темы урока, его цель и задачи Слайд №1

Слайд №2

С.Т. Аксаков - русский писатель. Он любил охоту, которая помогла для написаний его произведений. Автора в детстве увлекали сказки, которые рассказывала ему ключница Пелагея, действия которых он представлял себе на самом деле. Книги для детей С.Т. Аксаков начал писать уже будучи взрослым человеком. Сначала это были шуточные стихотворения для своей внучки. А затем он написал замечательную сказку «Аленький цветочек» по памяти, которую он слышал в детстве от Пелагеи.

Кто же была эта Пелагея? Крепостная крестьянка. Она была ключницей в доме Аксаковых. В старину ключница заведовала всеми съестными припасами в доме, у нее хранились ключи от всех помещений, в ее ведении была и домашняя прислуга

4.Размышление над прочитанным (беседа-рассуждение)

Как начинается сказка? Находим в учебнике и прочитаем.

(Учащиеся читают начало сказки)

Куда должен был ехать отец?

(Он был купец и часто уезжал по «купецким делам».)

- Какие гостинцы просили привезти его дочери?

(Старшая - «золотой венец из камениев самоцветных», средняя - «тувалет из хрусталю восточного», младшая - «аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».)

Все ли наказы дочерей выполнил отец?

Как купец оказался в дремучем лесу?

(«Налетели на него разбойники бусурманские, турецкие да индейские».)

- Где увидел отец цветок и как он выглядел? Давайте мы тоже посмотрим.

(просмотр отрывка из сказки от места, где он увидел цветок до волшебного кольца)

- Что же случилось, когда он сорвал этот цветок?

А можно ли рвать цветы? Почему?

(нельзя, цветы украшают землю, если их сорвать, то они завянут).

Какое обещание дал купец зверю лесному?

(Обещал вернуться в назначенный срок)

С помощью какого предмета отец мог быстро оказаться дома?

(с помощью волшебного кольца)

- Когда купец вернулся домой, как приняли его подарки дочери? Найти это место в тексте и прочитать.

(Две старшие - рассматривали гостинцы и не могли опомниться от радости; младшая, «увидав цветочек аленький, затряслась вся и заплакала, точно в сердце ее что ужалило».)

- Кто из дочерей согласился спасти отца?

(Младшая.)

- Что стало с цветочком, когда младшая дочь оказалась у «зверя лесного»?(Он сам вылетел из рук ее и прирос к стеблю.)

Показался ли девушке хозяин дворца - зверь лесной? Как он с ней сначала разговаривал?

(Сначала не показывался, его слова появлялись на мраморной стене огненными буквами.)

Что случилось, когда купецкая дочь впервые увидела зверя лесного?

(Упала без памяти.)

А почему же она упала без памяти? (он был страшный) Давайте мы тоже представим себе, как же выглядел этот зверь лесной, чудо морское.

5. Физкультминутка


- Изобразите мимикой, жестами лесного чудища. Я показываю, вы повторяете за мной.

Слайд №3


Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, глаза совиные.

Как жила младшая дочь во дворце несмотря на то, что хозяин страшный зверь?

- Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сестрами? Сколько дней она у них гостила?

(Три дня и три ночи.)

Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок? Что случилось тогда со зверем лесным?

(Старшие сестры перевели стрелки часов на час назад: а зверь лесной бездыханный лежал на пригорке, обхватив аленький цветочек лапами).

(просмотр кадра из сказки)

Какие слова купеческой дочери избавили зверя от чар злой волшебницы? («Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного».)

6.Подведение итогов

Понравилась ли сказка?Какие эпизоды особенно запомнились? Зачитайте их и покажите рисунки к этим эпизодам.

(Учащиеся свободно высказываются, зачитывают понравившиеся отрывки из сказки к подготовленным заранее рисункам.)

О чем же эта сказка?

Учащиеся формулируют тему сказки, говорят:

- о заколдованном королевиче и девушке, которые силой своей любви одолели чары злой волшебницы;
- о доброте и силе любви, которая только одна может бороться со злом.

Слайд №4

Итак, сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» о волшебной силе любви и добра.

Даны пословицы. Выберите одну к нашей сказке, объясните значение:

Слайд №5

нет друга лучше, чем родная матушка.

всяк человек по делу познается.

добра желаешь – добро и делай.

Какие ещё пословицы о добре вы знаете?

Кто больше всего вам понравился? Почему?

Учащиеся обязательно назовут младшую сестру и чудище.

Слайд №6

Младшая сестра – добрая, отзывчивая, преданная, смелая девушка, щедрая душой…

Чудище – ласковый, добрый, щедрый, любящий,…

Почему младшая сестра пожелала стать женой чудища?

(Она поняла, как любит ее чудище, смогла распознать настоящую любовь)

Чему учит эта сказка?

Представьте себе на место этой девушки. Вы смогли бы совершить такой поступок?

Ради кого пошла младшая дочь к чудищу?

Как вы оцениваете ее поступок?

7.Заключительное слово

Слайд №7

Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка? Аленький цветочек - символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается - становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее. В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветов, пусть они расцветут в душе каждого из нас.

Сказка "Аленький цветочек" Аксакова С. Т. вошла в приложение к "Детские годы Багрова - внука". Художественное переложение известной французской сказки "Красавица и чудовище" на русские традиции принесло автору популярность, и до сих пор является одной из любимых волшебных историй детей и взрослых. Главная мысль сказки "Аленький цветочек" - это исцеляющая сила любви.

Аксаков Сергей Тимофеевич: краткая биография

Сергей Тимофеевич Аксаков (1971-1859 гг.) - русский писатель, театральный и литературный критик и государственный деятель, родился в городе Уфе. Сергей Тимофеевич делал переводы с французского языка, написал сборник рассказов об охоте и рыбалке, создал автобиографическую трилогию о Багровых, в которой попытался описать свой взгляд на правильное нравственное воспитание юного поколения.

Продолжением "Семейных хроник" и "Воспоминаний" стали "Детские записи Багрова - внука", в приложении к которым и была напечатана сказка "Аленький цветочек", так полюбившаяся отечественному читателю и принесшая писателю широкую известность. Эти три произведения занимают достойное место не только в русской, но и мировой литературе. Простое и размеренное описание быта нескольких поколений обычной дворянской семьи до сих пор вызывают интерес большого круга читателей. "Детские записи" стали книгой автора о детях и для ребенка.


Большинство критических статей Аксакова были опубликованы под чужими именами, псевдонимами или вовсе анонимно, такие ограничения накладывала на писателя служба в ведомстве цензуры.

Первоисточник сказки "Аленький цветочек" С. Т. Аксакова

Габриэль Сюзанна Барбо де Вильнёв (1695-1755 гг.) - французская сказочница, считающаяся первым автором знаменитой "Красавицы и чудовища". История была напечатана в 1740 году. Творения автора основательно подзабыты, и настоящую версию сказки в Европе печатают в приложении к сказкам братьев Гримм.

Источником для истории послужила сказка древнеримского философа Апулея об "Амуре и Психее". Согласно мифам, Психея была младшей принцессой и красотою затмевала даже Афродиту. Девушка страдала и была одинока, потому что никто не видел ее внутренней красоты. Богиня потребовала от своего сына Эрота (Амура) вселить в сердце девушки любовь к самому мерзкому и отверженному существу на земле.

Оракул предсказал, что царь должен отвести любимую дочь к пещере и оставить на милость невиданного чудовища. Принцесса была покорна и выполнила волю отца, муж потребовал от нее только одного - никогда не расспрашивать о том, кто он.

Жизнь Психеи была тихой и счастливой, пока сестры, позавидовав, не рассказали ей небылиц о муже. Принцесса боялась за жизнь своего ребенка и отважилась выяснить, действительно ли возлюбленный - дракон. Она тайком зажгла ночью светильник и на месте чудовища увидела Амура. Нарушив обещание, Психея была надолго разлучена с мужем, и только преодолев множество испытаний, заслужила божественное прощение и бессмертие.

История создания сказки

Автор сказки "Аленький цветочек" отреставрировал историю по обещанию, данному своей внучке Оле на Рождество. Поэтому писателю было важно изложить главную мысль сказки "Аленький цветочек" в яркой и доступной для малышей форме. В письмах сыну Ивану Сергей Тимофеевич пояснял, что пишет сказку, хорошо известную ему из собственного детства. В имении родителей Аксакова служила некая ключница Пелагея, в молодости служка в доме персидских послов. Только там простая и необразованная женщина могла услышать изысканные сказки Востока и Европы.

Сергей Тимофеевич Аксаков писал свои книги для детей, как для настоящих взрослых, избегая нравоучений, очень популярных в те времена. Писатель говорил, что главное - это "художественное в высшей степени" исполнение историй, а прямые наставления ребенку читать очень скучно. Поэтому когда малышей спрашивают, о чем сказка "Аленький цветочек", они всегда очень эмоционально и с большой охотой начинают пересказывать события истории.

Сюжет и мораль сказки "Аленький цветочек"

По версии Аксакова, три дочери купца попросили себе подарки из дальних стран. Пережив нападение разбойников, купец находит дивный дворец, а в его садах цветочек по заказу младшей дочери. Разгневался хозяин волшебных владений на поступок неблагодарного купца и пообещал казнить вора. Купец умолял о прощении и поведал о своих дочерях, тогда чудище решило, что если одна из дочерей по доброй воле заменит отца, то не станет он мстить.

Купец рассказал о приключениях детям, и младшая дочка согласилась спасти отца. В заколдованных владениях жизнь ее была спокойной и обеспеченной, сам хозяин назывался ее "послушным рабом". Со временем герои полюбили друг друга, даже ужасная внешность чудища перестала пугать девушку. Однажды купеческая дочь отпросилась в гости домой с условием вернуться через три дня и ночи. Старшие сестры позавидовали младшей и обманом задержали ее на больший срок. Вернувшись, девушка застала умирающие чудовище, но сила ее любви спасла героя и разрушила чары.

Главная мысль сказки "Аленький цветочек" - это сила великой любви, способной преодолеть все препятствия и исцелить духовные и физические недуги.

Главные герои "Аленького цветочка" Аксакова С. Т.

Герои сказки верят в любовь и добро. Купеческая дочь, не задумываясь, жертвует своей жизнью ради отца. Заколдованное чудовище хоть и зависит от девушки, но не смеет ее неволить и отпускает к отцу и сестрам. Еще одной главной мыслью сказки "Аленький цветочек" является способность человека меняться. Даже совершив неприглядный поступок, запугав отца девушки, чудовище все равно предстает перед читателями благородным и честным. Главные герои "Аленького цветочка" Аксакова С. Т. вызывают у детей только положительные впечатления.


Спектакли и экранизации сказки

Красивые сказки о силе чистой и бескорыстной любви всегда становились основой для театральных постановок и экранизации. В 1952 году "Союзмультфилм" сделал прекрасную мультипликационную версию "Аленького цветочка" для детской аудитории. Лента оказалась настолько мастерски выполненной и вызывала интерес детей, что была восстановлена в 1987 году и переозвучена в 2001 году.

В 1949 году на сцене драматического театра имени Пушкина в Москве состоялась премьера спектакля по мотивам сказки. Постановка пользуется популярностью и по сей день.

Также существуют две киноверсии "Аленького цветочка": "Аленький цветочек" 1977 г. и "Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке" 1991 г. В ленте 1977 г. подобран прекрасный актерский состав (Александр Абдулов, Алла Демидова и Лев Дуров), но сам фильм получился довольно мрачным. Сказка 1991 г. - это совместный кинопроект СССР, Германии и Бельгии. Результатом работы стала очень качественная и интересная экранизация, которая из-за событий 1991 г. не получила должного внимания и известности в стране.

1. Можно ли по заглавию предположить, о чём сказка Аксакова? Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сёстры», «Подарки», «Чудище-юдище»?

По заглавию «Аленький цветочек» можно определить, что речь пойдет о каких-то волшебных событиях, связанных с этим цветком. Если бы сказка называлась «Алый цветок», «Сестры», «Подарки», «Чудище-юди- ще», то смысл произведения, конечно, изменился бы, не было бы того любовного нежного отношения к сказочному предмету и персонажам истории.

2. Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?

Старшие дочери отличаются от младшей тем, что любили только себя, жили только для себя, любовались только собой, а разбогатевшей, по их мнению, сестре страшно завидовали, а потому и решились на злой умысел с целью принести ей непоправимый вред. Помогают это понять их поступки: как они относились к отцу, не захотев вместо него идти на службу к чудищу, какие подарки себе заказали - самые дорогие, труднодоступные, не думая, с какими преградами столкнется их отец, как перевели тайно часы в доме, чтобы сестра опоздала на встречу с дорогим ей существом.

3. Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?

Младшая сестра была доброй, заботливой, щедрой и скромной, она стремилась помочь всем, спасти от гибели родного отца, перебороть неприязнь к отвратительной внешности доброго по отношению к ней самой чудовища, смогла, единственная из всех девушек, искренне полюбить юношу в образе отвратительного чудища-юдища. Вот поэтому она и смогла помочь принцу-королевичу снять заклятье, она была искренней с ним, от всего сердца привязалась к нему, смогла разглядеть за безобразной внешностью прекрасную душу, поскольку и сама была незаурядной девушкой, а талантливой, щедрой, умной, душевно утонченной, то есть сказочно необыкновенной, особенной.

4. О каком волшебном предмете идёт речь в сказке? В чём проявляется его волшебная сила? Найди его описание в сказке.

В сказке много волшебных предметов, это и зеркальце, и головной убор старшей дочери, но самым волшебным предметом является аленький цветочек, поэтому и в заглавии сказки фигурирует именно он. Цветочек этот способен перенести героя туда, куда ему надо, в одно мгновение, может присниться, привидеться, завлечь девушку своей таинственной красотой, чтобы та захотела его увидеть воочию, тем самым привести ее в заколдованный замок к заколдованному принцу-королевичу, чтобы девушка смогла победить злые чары, помочь снять заклятие с юноши. Аленький цветочек - символ добра в борьбе со злом, он проверяет героев на прочность, чистоту, искренность и честность и способен преобразить их жизнь, изменить внешность и судьбу героев. Описание аленького цветочка в сказке: «И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит...»

5. Раздели сказку на части, озаглавь их. Подумай, как расскажет историю об аленьком цветочке младшая дочь.

План пересказа
1. Отъезд купца, просьбы дочерей. «Наказы дочерей».
2. Скитания купца в поисках подарков дочерям. «Подарки дочерям».
3. Заколдованный замок и его хозяин. «Договор с чудовищем».
4. Возвращение купца с подарками и просьба о помощи. «Выбор дочери».
6. Младшая дочь купеческая в замке у чудовища. «Девушка и чудовище».
7. Возвращение младшей дочери и коварный замысел сестер. «Коварство и любовь».
8. Снятие заклятья и пир на весь мир. «Прекрасный королевич и купеческая дочь».

Пересказ от лица младшей дочери
1. Батюшка уезжает за товаром, попросила его привезти мне цветочек аленький, что нет краше в мире, который привиделся мне во сне, сама не знаю зачем.
2. Вернулся батюшка почерневший от горя, я стала пытать, что случилось.
3. Признался батюшка мне, что все случилось из-за проклятого цветочка аленького.
4. Раз моя была просьба, я и пойду за батюшку служить чудовищу, схватила цветочек и перенеслась в заколдованный замок, все сделала, как батюшка рассказывал.
5. Страшно было мне сначала, а потом привыкла я слышать громовой голос хозяина замка.
6. Попросила его показаться мне, он долго отказывался, а как увидела его, так и упала без памяти.
7. Стыдно мне стало за себя, стала вновь уговаривать дорого мне друга показаться хоть издали, а когда показался он, то смогла сдержать себя, стали с ним разговаривать. Да гулять каждый день.
8. Попросилась отпустить меня к батюшке, так соскучилась, разрешил друг мне повидать батюшку, но велел вернуться скорей.
9. Взяла я цветочек аленький и перенес он меня вмиг к батюшке родимому.
10. Радуюсь встрече с отцом и сестрами, а сама минуты считаю до возвращения к другу милому, любимому, скучаю по нему.
11. Узнала о коварстве сестриц моих, опоздала к назначенному сроку, слышала голос друга милого, что умирает он без меня, не перенес того, что я слово свое нарушила.
12. Схватила я цветочек аленький и оказалась в саду заколдованном, только нет друга милого, вдруг вижу: лежит, на пригорочке. Вернула я цветочек аленький на место, обняла мертвого друга милого и стала кричать, что люблю его как жениха желанного, ведь так оно и было уже, полюбила я его всем сердцем моего желанного.
13. Потеряла сознание, а когда очнулась, увидела и батюшку, и сестриц, а рядом с собой королевича прекрасного, который назвал меня невестой своей и рассказал всем, что заколдован был тридцать лет назад, а я с него чары своей любовью и верностью сняла.
14. Устроил пир на весь мир мой возлюбленный принц-королевич, и все за меня радовались: и батюшка, и сестры милые.

6. Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему? Запиши в «Рабочую тетрадь».

Сказку Аксакова можно назвать волшебной, потому что в ней происходят чудеса, есть волшебные предметы, фантастические существа, происходят необычные события, есть присказки, зачин, устойчивые характеристики героев, все завершается победой добра над злыми чарами.

Тип урока: обобщение изученного.

Форма: игра-путешествие.

Цель: обобщить знания о сказке “Аленький цветочек”, развивать речь, мышление, способность анализировать, воспитывать чувство доброты друг к другу.

Регулятивные: формирование учебной задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по теме урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: поиск необходимой информации в тексте, умение ориентироваться в учебном материале.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе текста,осмысление правил работы в группе (распределение обязанностей); личностные: формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению.

Оборудование: карточки, электронная презентация, лепестки цветков.

Ход урока

Орг. момент

Здравствуйте! Повернитесь к гостям и поздоровайтесь с ними. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, пенал, дневник. Присаживайтесь.

Актуализация знаний.

Как вы думаете, зачем нам нужен штурвал? (Мы отправимся в путешествие) Молодцы! Но чтобы не утонуть и справиться со всеми заданиями, нам надо научиться красиво, говорить. Посмотрите на экран на нём скороговорка “Райские розы росли в розовом розарии”. Прочитайте её про себя. Как вы думаете что такое “розарий”? (Это небольшой сад, где растут розы). Прочитайте скороговорку хором. Затем несколько человек читают самостоятельно. Молодцы.

Скажите, без чего нельзя отправляться в путешествие? (Без карты). Посмотрите, есть ли у нас карта? (Да)

Работа по теме:

Станция 1

Итак, берем в руки штурвал и плывем на первый остров. Вот уже и название отчетливо виднеется это остров “Попробуй, докажи ”. Как вы думаете, почему он так называется? (Мы будем доказывать что-то)

Чтобы узнать в какое путешествие мы отправляемся, нам надо разгадать ребус, который находится на этом острове? (а ь л н к е и й в е ц о ч т к “Аленький цветочек”). Кто автор этого произведения? (С.Т. Аксаков)

В каком жанре написано это произведение? (Cказка). Докажите это! (В этом произведении происходят чудеса. Время развития событий не понятное)

На какие 2 большие группы подразделяются сказки? (Народные и литературные). Чем они отличаются друг от друга? (Народные – сложил народ, литературные – написанные автором.)

Какую сказку мы читаем? (Литературную). Докажите это! (Автор – С.Т. Аксаков)

Как вы думаете, к какому типу относится эта сказка? (Волшебная)

Давайте попробуем доказать. Какие черты волшебной сказки вы знаете? (В ней чудеса, волшебные предметы, сказочные превращения). У вас на партах лежит листок. Переверните его и прочитайте задание.

Отметь особенности волшебной сказки.

  1. Все сказки одинаково построены (известно, как начинаются, что произойдет, чем закончатся).
  2. Обязательно героями являются животные.
  3. Всегда есть два мира: реальный и волшебный.
  4. Действия протекают в неопределенном прошлом.
  5. Герой подвергается испытанием.
  6. Существует только один мир - реальный
  7. Торжествуют добро и справедливость.
  8. Сказка, построенная на небылице.
  9. Всегда есть волшебство и превращения.

Читая волшебные сказки, мы встречаем сказочные выражения, которые есть во многих сказках. Найдите в сказке сказочные выражения.

(“За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство”.

“Поворотился он назад - нельзя идти, направо, налево - нельзя идти, сунулся вперед - дорога торная”.

“Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

“Долго ли, мало ли времени”. “Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать”. “Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить”.) Молодцы.

Вывод: итак, произведение Аксакова “Аленький цветочек” является волшебной сказкой.

Станция 2

Давайте разделимся на три группы. 1 ряд первая группа характеризует старшую дочь. 2 ряд вторая группа характеризует среднюю дочь. 3 ряд третья группа характеризует младшую дочь.

На экране вы можете увидеть характеристику сестер. Выберете нужную для каждой сестры.

Старшая – горделивая, завистливая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны за морской. (Зачитывает текст)

Средняя – самолюбивая, хотела быть всех краше. (Зачитывает текст)

Младшая дочь добрая, ласковая, приветливая, любящая. (Зачитывает отрывки)

Поднимите руку те, кто хочет быть похожим на старшую сестру, среднюю, младшую сестру. Почему?

Станция 3

Следующий наш остров “Иллюстраторы ”. Что помогает нам лучше представить содержание сказки? (Картины и иллюстрации.)

Многие известные художники любили иллюстрировать сказки. Это Билибин, Дехтярев, Лебедев, Конашевич.

Многие художники иллюстрировали сказку С.Т.Аксакова “Аленький цветочек”.

Это Людмила Трощенкова. Книга выполнена в виде шкатулки. Художник А. Азелин иллюстрировал книгу. Очень ярко и красочно иллюстрировала книгу Любовь Иванова. У художника Н.Деткова рисунки черно-белые, но очень выразительные, также рисунки черно-белые в книге художницы М.Успенской. Интересны иллюстрации в книге художника А.Олина.

Посмотрите на доску, вы видите иллюстрации. Что здесь не так? (Нарушена последовательность). Восстановите последовательность. Молодцы.

Вы тоже нарисовали иллюстрации к сказке, приобщились к ней непосредственно, стали участниками в ее жизни. Давайте посмотрим, что вы нарисовали. Прочитайте этот эпизод. Молодцы.

Правильно, а как вы думаете, если показать много, много картинок быстро, быстр, что получится. Давайте посмотрим эпизод из мультфильма “Аленький цветочек”.

Сделаем вывод. Зачем нужны иллюстрации в сказке? (Чтобы более ярко и выразительно представить сказку) Молодцы.

Вот и мы с вами будем передавать друг другу кольцо, и называть волшебные слова….. молодцы

Станция 4

Какой момент сказки самый волнующий? (Когда происходит превращение чудища в доброго молодца) Давайте посмотрим, как это произошло. (Звучит музыка. Дети инсценируют отрывок.)

Батюшка пора проститься. Так тревожно на душе.
Боже солнышко садится. Кто желает горя мне?
Ах, за что за что сестрицы? Чем обидела я вас!
Не успеваю возвратиться приближается закат!

Леший: Пять минуточек осталось. Ей вернуться не успеть. Ха-ха-ха, ура-ура. Мы натворим тут свои дела.

Баба Яга: Скоро всем дворцом и садом станем мы одни владеть. И тогда мы будем танцевать и петь.

Где ты мой друг сердечный? Разве встречи ты не рад.
За минуточку вернулась: не погас еще закат.
Ты открой скорей глаза!

Не пугайся, Настенька, это, я твой друг.
Черной злобой, нечестью много лет назад.
Превращен я в чудище, заколдован сад.
От заклятья ты меня спасла

К чудищу ужасному так была добра.
Верною, любовью победило зло.
Наконец-то счастье в этот дом пришло!

Вывод. Постановка отличается от текста написанного автором. Это сделано для того что бы зрителям лучше воспринимался текст. Чтобы показать сказку на сцене нужно уметь красиво говорить.

Станция 5

Поплыли дальше. Берем свой штурвал, крутим и приближаемся к следующему острову “Эрудит ”. А сейчас я хочу вас проверить, какими вы были внимательными. Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь быстро на них отвечать.

Молодцы. Я вижу, вы все хорошо знаете сказку Аленький цветочек.

Отправляемся, а следующий остров. Скажите, пожалуйста, что помогло чудищу, превратится в прекрасного принца? (Доброта Настеньки и аленький цветочек) Почему?

Станция 6

Вот и приближаемся мы к последнему острову, который так и называется – “Остров добра ”. Давайте на минуту представим, что было бы, если исчезло добро. (Ответы детей)

Что надо делать, чтобы это не допустить этого? (Говорить по чаще добрые слова друг другу.)

Молодцы. А сейчас вы напишите добрые слова друг, другу, и составите свой цветок добра. (Дети пишут на лепестках пожелания и прикрепляют к доске). Вот какой красивый цветок у нас получился.

Итог урока.

Так давайте с вами подведем итог.

Что за сказку мы изучали? Чему она нас учит? Молодцы.

Рефлексия.

Проанализируйте себя на уроке?

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Я бы хотел…
  • Новые знания мне пригодятся…

Оценки на уроке.

Домашнее задание.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: