Разработка концепции журнала "галерея искусств". Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

В современном мире человек просто потопает в массе информации, которая постоянно воздействует на него.

Реклама, телевидение, интернет, газеты, журналы….

Куда не глянь – повсюду источники информации, которые, безусловно, оказывают .

В этой статье мы поговорим о том, каким является информационное и как в связи с этим человеку защитить себя и снизить уровень манипулирования его сознанием.

Ведь окружающая информация оказывает воздействие на потребности человека, его устремления, цели и желания.

Путем определенной подачи информации можно заставить сделать человека все, что угодно.

Для начала давайте разберемся с тем, что такое информация.

Информация – это…

Можно дать такое определение этого термина.

Информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-то.

Человек получает информация от телевидения, радиовещания и связи.

Традиционные средства:

  • печатные периодические издания средств массовой информации (газеты, журналы и пр.);
  • художественная, учебная и научно-публицистическая литература;
  • телерадиовещание;
  • театрально-концертная деятельность;
  • кинопрокат;
  • музеи;
  • выставки и т.д.;
  • электронные источники.

К современным способам информации относятся:

  • печатные (вся информация находится на бумажной основе или другого рода основе)
  • эфирные (звуковые источники)
  • электронные.

К электронной системе можно отнести радиотелефонные сети, аудио- и видеозаписи, компакт-диски и, конечно же, компьютерные системы с глобальной Интернет-сетью.

Все перечисленные способы массовой информации имеют огромное значение в жизни общества, оказывают прямое или косвенное влияние на человека.

Средства массовой коммуникации способны настолько глобально изменить жизнь отдельного человека и различных обществ, что «информационные бомбы» входят в разряд самого эффективного оружия в различного рода войнах - экономических, политических, идеологических.

И СМИ не просто способны они делают это сейчас.

И созидательную, и разрушительную силу средств массовой коммуникации трудно переоценить.

Из-за обилия информации человеку трудно ориентироваться в информационном потоке, отличить ложную информацию от правдивой. Широкое распространение получила на рынке информационных услуг так называемая «желтая пресса», дающая информацию без комментариев или ту, за которую она не несет юридической ответственности.

В нашей стране проходит настоящая революция в области развития информационных сетей. Свободу вещания получили зарубежные радиостанции, кроме государственных, появились частные телерадиокомпании, спутниковые системы связи.

Что нужно делать, чтобы обезопасить себя от негативного влияния СМИ?

1) Прежде всего, необходимо выработать активную жизненную позицию.

Для этого нужно иметь информацию по интересующему вас вопросу из разных источников, уметь анализировать эту информацию, чтобы сделать вывод о том, где, в каком источнике информация более полная и достоверная. Надо учиться давать объективную оценку происходящим событиям.

Здраво анализировать и рассуждать.

2) При получении информации необходимо знать, в чьей собственности находится данное средство массовой информации (государственное ли оно или частное), чтобы понять целевую направленность той или иной информации.

3) Вести здоровый образ жизни. Исключить вредные привычки. Так как ослабленным больным и обессиленным человеком проще управлять и манипулировать.

4) Расширять свое сознание. Пытаться воспринимать информацию комплексно и многогранно.

5) Направить все свои усилия на гармоничное и комплексное развитие.

Средства массовой коммуникации становятся все более значительным фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте.

К потреблению информации нужно подходить осознанно, так же как и к продуктам, которые вы отбирается для вашего употребления.

Информация, на которую опирается человек, строит его действительность, определяет его мировосприятие.

Поэтому следует быть осознанным в восприятие поступающей информации.

Задумайте о том, как вы воспринимаете информацию. Уделите внимание обдумыванию этой статьи. А теперь ответьте себе на вопросы:

  • Смотрите ли вы телевизор?
  • Верите ли вы всему, что слышите по новостям?
  • Влияет на вас реклама? (Многие люди совершенно четко уверены в том, что уж на них реклама точно не влияет, но стоит им сравнить список тех вещей, которые они покупают с тем, что рекламируют по телевизору, как их мнение меняется)

Однако все большее количество людей осознают, что смотреть телевизор – это пустая и неочень полезная трата времени. Но такие люди активно пользуются интернетом, в котором также хватает рекламы и информационного влияния на человека.

Какой же можно сделать вывод из всего вышесказанного?

Необходимо быть осознанным и расширять сознание, тогда любое влияние на человека будет бесполезным.

И в продолжении темы влияние на человека рекомендуем вам ознакомиться со статьей , в которой приводятся примеры информационного воздействия на энергетические центры человека.

© «Элатриум» — пространство гармонии и процветания.

Статья «Факторы, влияющие на развитие личности. Откровение православного священника » подготовлена специально для

Копирование статьи (частично или целиком) возможно лишь с указанием индексируемой ссылки на источник и с сохранением целостности текста.

Методы влияния СМИ на человеческое сознание.

Влияние телевидения на детей. Влияние просмотра сцен насилия по телевидению на поведение человека.

Основные термины и понятия:

Внушение

Дезинформация

Информационный (общественный) резонанс Массовая информация Общественное мнение Средство массовой информации Стереотип

Деятельность средств массовой информации имеет определяющее значение в формировании общественного мнения.

Массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизу- альные и иные сообщения и материалы._____________

Средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, ки- нохроникалъная программа, иная форма периодиче- ского распространения массовой информации._______

Как правило, средства массовой информации (СМИ) разделяют на два типа: печатные и электронные (или телерадиовещательные).

К электронным относятся СМИ, использующие электронные каналы передачи - радио и телевидение. Электронные СМИ более оперативны, в них существует явление «прямого эфира» - моментальной передачи информации о событиях. Недостаток электронных СМИ - привязанность теле- и радиопередач ко времени эфира. Из-за ограниченного количества каналов радио и телевидение обычно более строго регулируются государством, чем печатные СМИ. Хотя телевизионные сети, как частные, так и государственные, как правило, вещают на определенную страну, их влияние часто распространяется далеко за ее пределами.

Иногда к электронным СМИ относят также интернет- газеты, ленты новостей. Однако интернет-СМИ хоть и передаются с помощью «электронного» сигнала, но по способу подачи информации, и особенно по способу её восприятия, ближе всё- таки к печатным СМИ: они передают текст и иллюстрации. Разумнее всего отнести интернет-СМИ в отдельную группу СМИ.

К печатным относят те СМИ, которые производят при помощи печатного станка - газеты, журналы. У печатных СМИ свои преимущества: к газетной или журнальной статье можно вернуться спустя день или столетие. В отличие от электронных СМИ, печатные требуют грамотности от тех, кому они адресованы, но текст дает больший простор для воображения, нежели визуальный ряд или звук.

Методы влияния СМИ на человеческое сознание

СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение.

Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.

В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Стереотип - принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте.

Много психологических исследований посвящено формированию у людей стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т.е. особым образом «подводит» информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует «оптимизм до последнего».

Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев»,

созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на достижение, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.

СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности.

Внушение - это воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к со- вершению определенных действий.____________________

Находясь под внушением, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

Один из приемов внушения, который используется в современной журналисткой практике - создание информационного резонанса. Когда информационное сообщение вызывает большой информационный (общественный) резонанс, это означает, что последовала масса разносторонних комментариев, опубликованных в различных СМИ и содержащих разные, в том числе, и противоположные, оценки. Информационная тема, вызвавшая резонанс, не просто привлекла внимание СМИ и их аудитории, она превратилась в доминирующую тему.

Информационный (общественный) резонанс (фр.

resonanse, от лат. resono - откликаюсь) - одновременное повышенное искусственное привлечение средствами массовой информации общественного внимания к тому или иному социальному или политическому событию, сопряжённое с замалчиванием других событий, имеющих равную информативную значимость.__________________

Информационный резонанс применяется как инструмент для эффективной манипуляции общественным мнением. Будучи искусственно созданным, информационный резонанс выдаётся за проявление коллективной воли общества и используется заинтересованными лицами для формирования «нужного» общественного мнения, внедрения в общественное сознание под видом объективной информации желательного для указанных лиц содержания. Информационный резонанс может использоваться теми или иными группами для давления на судебные органы, исполнительную и законодательную власть, правительство, общественные организации и политические партии. При создании нужного общественного мнения, средства массовой информации апеллируют к человеческим эмоциям, замалчивают «неудобные» детали того или иного события, подчёркивают нужные им обстоятельства, преувеличивая реальные масштабы того или иного происшествия.

В феврале 2008 года граждане России начали стремительно раскупать соль, словно хотели запастись ею на всю жизнь. Паника началась в Туле, где за выходные 11 и 12 февраля цена пачки соли повысилась с 6 до 60 рублей - на 1000%. Соль стала вдвое дороже сахара, чего не зафиксировано с отчетного для статистики 1913 года. За три дня в Тамбовской области были скуплены трехмесячные запасы соли. В течение декады паника перекинулось на другие города. В Санкт-Петербурге и в Москве за неделю жители раскупили этот продукт в объёме, равном полуторамесячной реализации. Наибольшей панике поддалось население небольших городов.

Признаками информационного резонанса являются:

Появление большого количества разнородных комментариев, то есть комментариев, опубликованных в разных СМИ и содержащих различные, в том числе, и противоположные оценки, выводы и прогнозы;

Публикация относительно большого числа статей, связанных с резонирующим информационным сообщением, и соответствующих сюжетов в выпусках теленовостей и аналитических телепрограммах;

Увеличение объема статей, связанных с резонирующим сообщением, и хронометража соответствующих сюжетов в выпусках теленовостей;

Публикация такого рода статей на первых полосах газет, а соответствующих сюжетов - в начале выпусков теленовостей и аналитических телепрограмм;

Объявление соответствующих тем «темами дня (недели, месяца)»;

Публикация в газетах и журналах, а равно на сайтах в сети Интернет, заочных «круглых столов» и иных форм дискуссий по темам, связанным с резонирующим информационным сообщением;

Объявление тем, связанных с резонирующим информационным сообщением, темами телевизионных ток-шоу;

Проведение по темам и вопросам, связанным с резонирующим информационным сообщением, интерактивных опросов в ходе телевизионных программ, а также голосований на сайтах в сети Интернет;

Проведение по темам и вопросам, связанным с резонирующим информационным сообщением, социологических и рейтинговых исследований или опросов, имитирующих социологические и рейтинговые исследования, и публикация их результатов;

Публикация статей и телевизионных сюжетов, рассказывающих об истории тем и вопросов, связанных с резонирующим информационным сообщением, а равно статей и сюжетов, проводящих аналогию (осуществляющих противопоставление) с зарубежными странами;

Повышение статуса комментаторов, готовых публично высказываться на темы, связанные с резонирующим сообщением.

СМИ манипулирует националистическими стереотипами и негативными установками для провоцирования определенных действий. Так, например, в настоящее время для россиян очень болезненным является национальный вопрос, который практически ежедневно поднимают СМИ. Сформирован даже некий стереотип «лиц кавказской национальности», к которым большинство граждан нашей страны относятся с подозрением. Сообщения в СМИ подаются в эмоциональной и драматизированной форме. Экономические и социальные трудности объясняются присутствием «инородцев», мешающих налаживанию нормальных жизненных условий. Пресса иногда поддерживает экстремистские лозунги решительного изгнания людей другой национальности. Национальные вопросы нередко связываются с религиозными.

Механизм создания «образа врага» нередко используется для создания негативной общественной реакции, в основе механизма заложена идея дегуманизации - враг представляется непохожим на вас: он другой национальности, вида, умственных способностей, кроме того, он агрессивен и ничего хорошего от него ждать нельзя. Рисуются только отрицательные черты, сведения о положительном утаиваются. Например, английская газета «John Bull», издававшаяся в годы первой мировой войны, нередко пользовалась этим механизмом для создания антифашистских настроений.

Немало внушающих элементов содержат радио- и телепередачи. Например, религиозная буддистская организация «Аум сенрике» в течение длительного времени использовала популярный радиоканал «Маяк» для своих проповедей. За это время она приобрела такое количество приверженцев вероучения, которое в несколько тысяч раз превышало число последователей на родине основателя учения, который был привлечен к уголовной ответственности за причастность к убийству людей.

Таким образом, элементы внушения можно «подать» в любое время в «упаковке» с новостями, передачами, фильмами; можно манипулировать человеческим сознанием с помощью радио и даже путем подачи информации в определенном виде в печатной продукции. Попадая в подсознание человека, они заставляют его действовать определенным образом, а поскольку взаимодействие человека со СМИ происходит ежедневно, то и

влияние на общество и на каждого человека в отдельности можно назвать очень существенным. Многие методы хорошо изучены и давно стали «классикой» манипулирования. Эти методы уже настолько «срослись» с деятельностью СМИ, что стали как бы составным компонентом деятельности.

Задача журналиста может заключаться в большей степени в достижении собственных целей и целей организации, которую он представляет. Для направленного воздействия на общественное мнение ему необходимо держать под контролем поток информации и манипулировать им. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Для воздействия на аудиторию журналист использует определенные методы, так, например, можно выделить метод дезинформации.

Дезинформация - распространение искаженных иди заведомо ложных сведений для достижения определен- ных целей.__________________________________________

Так как телекомпании выражают (в той или иной степени) интересы своих владельцев, телеэфир не может быть той ареной, где из столкновений разных мнений рождается истина, а телезритель, соответственно, лишается возможности рассмотреть явление с разных точек зрения и сделать осознанный выбор.

Так, программы теленовостей могут лишь с одной стороны отражать действительную картину мира. На изложение фактов в телевизионных новостях влияют не только ограничения, касающиеся важности и значимости событий, но и политические пристрастия журналистов. Репортеров и редакторов в первую очередь интересует информация, которая:

Имеет отношение к конфликту или скандалу;

Касается странных и необычных случаев или известных людей;

Пригодна для превращения в драматичную и лично затрагивающую зрителей;

Проста для изложения за короткий отрезок времени;

Содержит визуальные элементы;

Соответствует теме, которая в настоящее время привлекает особое внимание общества.

У отдающих предпочтение фильмам и развлекательным программам подростков формируется картина мира, не соответствующая действительности:

ТВ-полицейские раскрывают почти все преступления, что создает иллюзию полной победы над преступностью;

В конце фильма невинный человек оправдывается и не оказывается в тюрьме;

Фигура 90-60-90 самая красивая;

Мужчины предстают более властными, доминантными, агрессивными, твердыми, настойчивыми, рациональными и умными, чем женщины, а женщины - более привлекательными, альтруистическими, общительными, моложавыми.

Частые показы насилия по телевидению «культивируют» устойчивое впечатление о мире как ненадежном, злом и опасном. Пожилые люди редко становятся героями фильмов и передач. Подобная недооценка пожилых людей формирует представление о них как о незначительной части общества. Пожилые люди изображаются во второстепенных ролях.

Дезинформация подается, как правило, из разных источников и фиксируется в подсознании человека. Далее дезинформация используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно «грубым» и нечасто используется в современных СМИ. Можно сказать, что наиболее устойчивой является информация, рационально осмысленная и эмоционально усвоенная человеком.

Метод семантического манипулирования предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.

Когда утаить информацию невозможно, часто используется метод отвлечения. Общество не терпит информационного вакуума, поэтому чтобы отвлечь аудиторию от одной информации, необходимо переключить ее внимание на другую, поданную в максимально сенсационном виде. Цепь новой информации - создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации.

Способ подачи информации позволяет отправителю контролировать уровень ее восприятия аудиторией. По способу подачи материала Г. Шиллер выделяет два метода манипулирования: метод дробления и метод немедленной подачи информации. Сущность метода дробления (фрагментации) заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого их элемента сокращается во времени, что создает противоречие между действительным содержанием ка- кого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации, т.е. информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться. Немедленность подачи информации, по мнению Г. Шиллера, не только тесно связана с методом фрагментации, но и является обязательным элементом его осуществления. Однако такое ложное чувство срочности создает ощущение чрезвычайной важности передаваемой информации, хотя может таковой вовсе не являться, наоборот, отвлекая внимание человека от действительно значимой информации. Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах, военных действиях, предвыборных поездках политических лидеров мешают составлению верных оценок и суждений, т.к. большинство важных событий обретают смысл лишь по истечении определенного времени.

Еще одним методом СМИ является мифотворчество (от греч. mythos - предание, сказание) - в технике внушения поддержание мифов играет огромную роль. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей. Мифы очень жизнеспособны, и их жизненность объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина, догмат. Истинные же факты зачастую воспринимаются людьми как небылицы. Именно так воспринимались рассказы афганцев о том, что они участвовали в настоящей войне,

поскольку пропагандой в массовом сознании был «закреплен» миф об ограниченном введении советских войск в Афганистан.

Наверное, было бы гуманнее отказаться от мифотворчества, поскольку человек испытывает большую психологическую драму именно тогда, когда рушатся его иллюзии, а не когда он испытывает реальные трудности. В основе механизма мифологизации лежат подтасовка, сокрытие фактов, событий, документов. Но мифы всегда имеют под собой реальную основу, некое реально произошедшее событие, определенный свершившийся факт. Быстрому их распространению часто способствует низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности. Большое количество мифов порождается условиями монополизации информации. Неосведомленность граждан позволяет властным структурам оказывать через СМИ скрытое воздействие на общественное мнение.

Еще один метод, позволяющий влиять на общественное мнение - это имидж. Функции имиджа и стереотипа различны. Стереотип обозначает образ, отражающий свойства и характеристики, по крайней мере отчасти присущие объекту, имидж - это искусственно сфабрикованный образ. Имидж создается путем навязывания определенных ассоциаций, он всегда связан с воображением. Имидж создает реальную социально-психо- логическую установку, определяющую поведение человека по отношению к объекту. И, поскольку воздействует на психику человека, следовательно, легко воспринимается, запоминается и потому часто используется в рекламе, имидж можно эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент управления сознанием.

Создатели рекламы утверждают, что «люди курят не сигареты, а их образ», «женщины покупают не косметику, а желание быть красивой» и т.д. Так, например, хорошо знаком образ мужественного ковбоя, предпочитающего сигареты «Marlboro».

СМИ формирует огромное разнообразие имиджей политиков, актеров, музыкантов, режиссеров. В немалой степени этому способствует телевидение, которое является основой создания сценического имиджа (Мэрилин Монро). Формируя имидж, СМИ формируют и представление о человеке, привлекает к нему внимание населения. Особенно запоминающимися выглядят первое время эпатажные, яркие, оригинальные образы.

И, чтобы образ не стал «затертым», СМИ часто представляют его в несколько ином «свете», что часто вновь привлекает аудиторию.

Сложно определить наиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают огромнейшее влияние на человеческое сознание, заставляя самого человека действовать и думать определенным образом.

Влияние телевидения на детей

Телевидению как средству массовой коммуникации отводится ряд функций: образовательная, развлекательная, воспитательная, организующая и т.п. Телевидение призвано удовлетворять информационные потребности общества и предоставлять объективную информацию о состоянии и развитии окружающего мира. В настоящий момент телевизоры имеют свыше 98% россиян, а для жителей сельской местности телевидение до сих пор остается единственным повседневно доступным средством массовой информации.

В течение жизни количество времени, проводимое человеком перед телеэкраном, меняется. Оно резко возрастает между 2-м и 4-м годами жизни - от 15 минут до 2,5 часов в день. Примерно до 8-летнего возраста оно остается неизменным, возрастая затем к 12 годам до максимума, составляющего около 4 часов в день. В одиннадцать-четырнадцать лет телевидение является самым влиятельным фактором на социализацию личности, ему принадлежит 68% влияния. Немаловажная роль отводится телевидению и среди факторов сопротивления воспитанию - 30,8%.

В ранние годы взрослой жизни, когда люди посвящают много времени общению, учебе и воспитанию детей, воздействие телевидения начинает уменьшаться. Однако в более поздний период взрослой жизни, когда дети уже подросли, наблюдается новый подъем. Фактически наиболее активными телезрителями являются пожилые люди. Другие группы населения, проводящие много времени у телеэкрана - это женщины и малообеспеченные люди. Интересно, что многие из групп, посвящающих большое количество времени просмотру телепередач, - это те, кто менее всего представлен в телепрограммах, персонажами которых являются преимущественно

представители среднего класса, мужчины, высококвалифицированные специалисты и богатые люди.

Говоря о физическом воздействии, ученые выявляют несколько факторов, негативно влияющих на формирование детского организма. Во-первых, перед экраном ребёнок долгое время сидит неподвижно, что нарушает его естественную двигательную активность, которая в этом возрасте необходима для нормального гармоничного развития. Психологи называют такое лишение физической активности депривацией, которую в детском возрасте можно характеризовать как насилие. Дело в том, что в своем развитии ребёнок проходит несколько стадий. Первая стадия развития мозга завершается в 3-летнем возрасте. На данном отрезке жизни ребенку жизненно важно активно познавать мир, и если в этот период малыш недополучит впечатлений, знаний, опыта, то многие нейрональные связи у него не образуются, а объем мозга будет на 25-30% меньше, чем должен быть. Упущенное в эти годы наверстать невозможно, поэтому специалисты призывают ограничивать просмотр телевизора для детей старшего возраста 1,5 часами в день. Малышам до 2 лет Американская академия педиатров вообще не рекомендует смотреть телевизор.

Во-вторых, в первые 4 года у человека развивается острота зрения, а в первые десять лет - тонкая моторика, управляющая глазной мускулатурой. Когда ребёнок смотрит телевизор, он длительное время находится на одном расстоянии от объекта, и ограничивает поле зрения крошечным участком (даже при чтении книги глаз получает в пять раз большее поле зрения). В итоге мышцы глаз не тренируются, их активность снижается примерно на 90% (!), и у ребёнка появляется так называемый «оцепеневший» взгляд. Впрочем, «застывший» взгляд появляется не только из-за фиксации глаз на одной точке, но, прежде всего, из- за того, что во время просмотра телевизора у человека происходит изменение активности токов головного мозга и наступает так называемое «альфа-состояние» - состояние близкое к трансу.

В-третьих, дети, которые проводят много времени перед телевизором, заболевают ожирением. Ученые Колумбийского университета исследовали 2800 детей с лишним весом в возрасте до 5 лет разного пола, этнической принадлежности и социального уровня жизни. Сначала измерялся основной обмен веществ,

то есть количество энергии, которая необходима организму для поддержания нормальных физиологических функций. После этого ученые измеряли изменение энергии в ходе 25-минутного телепросмотра. И в том, и другом случае дети спокойно лежали на диване и ничего не делали. Результаты были поразительными. Оказалось, что пока телевизор не работал, расход энергии был одним, но как только ребёнок начинал просмотр, расход энергии резко падал. Получается, что, просто бездельничая, человек сжигает больше калорий, чем, проведя это же время у телевизора. Таким образом, выяснилось, что телеэкран воздействует на весь организм в целом, и даже на обмен веществ.

Психическое влияние проявляется в негативном воздействии телевидения на интеллект, способности к игре, школьной успеваемости, чтении и развитии речи. В своих работах Дороти и Джером Сингер писали: «наши исследования четко показали, что дети, часто смотрящие телевизор, хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них хуже развито воображение; они с большим страхом воспринимают мир; им свойственна повышенная тревожность сознания в сочетании с большей агрессивностью. Все это приводит к тому, что, когда ребёнок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни». Об этом же не так давно во всеуслышание объявил американский специалист в области физиологии головного мозга Хорст Прен, отметивший, что «такие дети страдают полной потерей способности к воображению». Почему у ребёнка плохо развивается фантазия, если он смотрит красочные, яркие мультфильмы и фильмы со спецэффектами? Телепросмотр не побуждает ребёнка к самостоятельному творению образов в отличие, например, от чтения.

Многие психологи и педагоги (не только в Америке или Европе, но и в России) говорят о том, что у многих детей наблюдается отставание в развитие речи. Число учеников в школах для детей с отставаниями в развитии речи в Германии выросло на 58%. Английское Общество помощи детям с дефектами речи в 1996 г. сообщило, что уже каждый третий ребёнок в Англии «заметно отстает в речевом развитии». Здесь властям даже пришлось вводить специальные аварийные программы для первоклассников - 7-летних детей обучают тому, как здороваться или спрашивать дорогу. Специалисты считают, что всё это - результат дефицита личного общения. Родители приходят

вечером домой, усаживаются перед телевизором и разговаривают с детьми только скупыми односложными предложениями. А то и вовсе хранят гробовое молчание, ограничиваясь междометиями. Многие родители возражают на это, что телевизор будет развивать речь ребёнка, тем более, что сейчас достаточно детских образовательных программ. Однако оказывается, когда человек произносит слова, в речевой процесс включается все его тело, совершая определенные микродвижения. Но что удивительнее, тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения с небольшим запаздыванием в 40-50 миллисекунд. Это происходит неосознанно, и движения не видны глазу. То есть, для того, чтобы произнести одно слово, мы задействуем все тело. Это относится исключительно к звукам речи, причем, не важно на каком языке.

Ученый Уильям Кондон выяснил, что двухдневный младенец реагирует и на китайскую речь, и на английскую точно теми же микродвижениями, какие производит говорящий. Вовлекаясь всем существом (в прямом и переносном смысле) в общение, ребёнок учится говорить и на уровне сознания, издавая различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кряхтение. Прежде чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учится координировать более сотни мускулов, задействованных в артикуляции, ориентируясь на взрослых. А когда ребёнок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на звуки.

В 1996 году английский логопед Салли Уорд опубликовала результаты своих десятилетних исследований. Она установила, что 20% обследованных детей в возрасте девяти месяцев отстают в развитии, если их родители используют телевизор как няньку. Если дети продолжают смотреть телевизор, к 3-летнему возрасту задержка составляет уже целый год.

Многие ученые говорят о гипнотическом воздействии телевизора на мозг. Телевизионные приемы - склейки кадров, различные ракурсы съеМічл, резкие, громкие звуки - активируют ориентировочный рефлекс у человека, удерживая его внимание на экране. Если внимательно посмотреть рекламные ролики, то можно заметить, что кадры сменяются примерно через каждые три-четыре секунды. Это необходимо для того, чтобы удержать внимание зрителя. А поскольку дети начинают реагировать на телевизор уже с 6-8 недели, именно поэтому их так завораживает реклама. Кстати, дети лет до семи-восьми воспринимают рекламу буквально. Если говорится, что «йогурт «....» - самый лучший», малыш будет в этом убежден настолько, что никакие разумные доводы мамы и папы его не переубедят.

Оказывающей негативное воздействие на физическое, умственное или нравственное развитие несовершеннолетних, может считаться информация:

1) связанная с изображением физического или психического насилия: детальной демонстрации убийства, мучения людей, животных, причинения им увечий, а также вандализма, положительно оцениваемого насилия, смакования насилия и жестокости;

2) демонстрирующая тело умершего или тяжело раненого человека, исключая случаи, когда это необходимо для установления его личности;

3) эротического характера: возбуждающая половое желание, демонстрирующая половой акт, его имитацию или другое сексуальное удовлетворение, половые органы, приспособления сексуального характера;

4) вызывающая страх или ужас;

5) положительно оценивающая зависимость от наркотиков, психотропных веществ, табака или алкоголя, побуждающая к их употреблению, изготовлению, распространению или приобретению;

6) поощряющая членовредительство или самоубийство;

7) положительно оценивающая уголовную деятельность или идеализирующая преступников;

8) связанная с имитацией преступной деятельности;

9) подстрекающая к дискриминации по признаку национальной, расовой, половой, религиозной принадлежности, происхождению, сексуальной ориентации и др.;

10) использующая непристойные фразы, слова и жесты.

Влияние просмотра сиен насилия по телевидению на

поведение человека

Статистика свидетельствует, что если ребёнок по 3-4 часа в день смотрит взрослые телепередачи, то еще до окончания начальной школы он увидит около 8 тысяч убийств. А ведь дети не способны критически воспринимать получаемую информацию и дистанцироваться от нее. Поэтому, когда ребёнок видит сцены насилия в кино или телепередаче, это вызывает у него сильнейшие агрессивные импульсы. Учёные считают, что СМИ должны думать о психологическом ущербе, который может нанести населению «слишком грубо поданная информация». Вот почему после событий 11 сентября 2001 года в США были предприняты значительные ограничения на подачу связанной с Нью-Йоркской трагедией информации о человеческих жертвах. С. Кара-Мурза считает, что тема разрушения и гибели стала главной на телевидении, которое вводит зрелище смерти в дом каждой семьи вне всяких норм, в огромных количествах и в самом неприглядном виде. Нормальный человек погружён в состояние непрерывного шока. По его мнению, на частом показе смерти настаивают рекламодатели. Специалисты по рекламе, придерживаясь принципов фрейдизма, считают, что зрелище смерти сильнее всего возбуждает внимание и интерес телезрителей, т.к. удовлетворяет подсознательный комплекс Танатоса (инстинкт смерти). Сенсационность и срочность - это технологии, обеспечивающие формирование необходимого уровня нервозности и предрасположенности к панике, которые разрушают психическую защиту личности и способствуют возникновению психических расстройств.

Многочисленные эксперименты доказывают, что просмотр фильмов со сценами агрессии приводит к большей агрессивности, чем просмотр нейтральных фильмов. Насилие влияет и на представление детей об окружающих их людях. Главные герои телевизионных фильмов чаще добиваются успеха, когда нападают на кого-то, чем когда не нападают. В этом случае насилие становится приемлемым средством достижения желанных целей. Подростки, в больших количествах наблюдающие боевые действия и приключения (также со сценами насилия), приходят к мысли, что мир намного более опасен, чем думают их сверстники,

которые нечасто смотрят телевизор. Постоянные телезрители сильнее верят в то, что сами моіуг стать жертвами насилия.

Частые просмотры телепрограмм со сценами насилия могут способствовать развитию преступных наклонностей, а также предрасположенности к насилию. Мальчики восьми лет, обнаружившие самые сильные пристрастия к кинофильмам с кровавыми драками и убийствами, с большой вероятностью окажутся среди совершивших тяжкие преступления по достижении ими 30-летнего возраста.

Пропорции сочетания «негативного» и «позитивного» официально считаются неизученными. Представим правила освещения негативных событий (Авт. семинар Г. С. Чеурина - «Экологическое выживание» (Серт. 271 от 02.07.2002 г.)). Согласно этим правилам, основная часть любой транслируемой информации (текста, видеосюжета, фильма) должна нести позитивный настрой. В любой катастрофе всегда есть место для проявления светлых человеческих качеств, человеколюбия, например, оказание помощи и поддержки, проявление заботы и внимания к нуждающимся, самоотверженность и отвага спасателей. Если без негативной информации не обойтись, то допускается её транслировать при следующих условиях: негативная информация размещается в начале текста (видеосюжета) в объеме не более 25% от общего объема информации. Оставшиеся 75% общего объема информации (в завершении) - только позитивная информация. Освещение события в таком соотношении будет увеличивать устойчивость социальных систем.

Специалисты считают, что факт влияния просмотра теленасилия на агрессивность уже может считаться доказанным и это влияние осуществляется, по крайней мере, пятью путями:

1) с помощью имитирующего научения (при наблюдении). Дети склонны имитировать поведение своих родителей, других детей, героев фильмов и передач, в особенности, когда их действия имеют положительное подкрепление. В этом случае ребёнок принимает данную модель и идентифицирует себя с ней;

2) теленасилие делает детей нечувствительными к насилию. Чем больше ребёнок смотрит теленасилия, тем более положительную установку на агрессивное поведение он принимает. Более того, дети, которые увлечены теленасилием, склонны подозревать других в использовании агрессивных действий, что

является эмоциональным искажением, также увеличивающим вероятность использования ими агрессивного поведения;

3) оправдание насилия является еще одним из факторов влияния теленасилия, стимулирующих агрессивное поведение. Ребёнок с высоким уровнем агрессивности прибегает к теленасилию для того, чтобы избавиться от чувства вины и получить оправдание своей собственной агрессивности. Таким образом, впоследствии он становится ещё более склонным к применению агрессивного поведения для разрешения возникающих социальных проблем;

4) теленасилие содержит в себе ключевые стимулы, пробуждающие агрессивные мысли, фантазии, чувства и действия. Это объясняет известный эффект, обнаруженный в ходе психологических экспериментов: когда дети наблюдали один вид агрессивного поведения, а затем демонстрировали агрессивные действия другого рода. Даже совершенно посторонние объекты, связываемые ребенком с агрессией, могут впоследствии служить стимулом для запуска насильственного поведения;

5) дети, увлеченные теленасилием, обнаруживали более низкий уровень физиологического возбуждения в ответ на показ сцен насилия, чем контрольная группа детей. В связи с этим они стремятся к постоянному поддержанию этого уровня, вновь обращаясь к теленасилию.

На замечание о том, что насилие представлено в СМИ в его положительных, узаконенных формах и, следовательно, не оставляет негативного отпечатка на нравственной сфере зрителей, можно возразить, что, напротив, дети склонны имитировать поведение именно агрессивных персонажей, действия которых представляются в фильме или передаче как социально приемлемые. Следует учитывать и тот факт, что дети младше 11 лет не способны к проведению четкого разделения между фантазией и реальностью.

Среди просмотра телепередач отдельно следует выделить просмотр мультфильмов, который также не может не оказывать определенного воздействия на ребёнка. Критически оценив и сравнив мультфильмы отечественного производства (включая, в основном, мультфильмы советского периода) и западного, можно сделать ряд выводов о том, что:

Многократное повторение сцен садизма в западных мультфильмах, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения;

Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения;

Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Ребёнок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Если чудища злобные, тупые, безумные, то идентифицируя себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. Это впоследствии отражается на поведении детей: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добрым.

В нашей стране воздействие экранного насилия на поведение практически не изучается. Визуальная информация, которая уже больше десятилетия на Западе фильтруется специально созданными для этого комитетами, у нас не подвергается практически никакой критике со стороны. Подобное явление, с нашей точки зрения, не может пройти бесследно, но любые законодательные решения должны предваряться серьезными отечественными исследованиями этой важной проблемы.

Механизм воздействия на человека наиболее действенных манипуляционных средств энергоинформационных, лингвистических, психотропных и, в частности, СМИ, как подчеркивалось ранее, основанный на учете его психических особенностей. При этом значительных успехов достигли именно средства массовой информации. По их шаблонам люди высказывают "свое" мнение, спорят друг с другом, определяют отношение к политических партий и общественных лидеров, воспитывают детей, одеваются, лечатся, худеют, выбирают покупки и образцы для подражания, влюбляются. Заметна программирующая роль СМИ и во время выборов, когда, главным образом, они подводят наивного избирателя к мысли, что только предлагаемый кандидат лучше всего защитит его права. При этом избиратель убежден, что выбор он сделал самостоятельно.

Исторические предпосылки возникновения СМИ связаны с успехами предпринимательской деятельности, развитием торговли и промышленности, переходом от аграрного к индустриальному обществу и, как следствие, с острой необходимостью регулярного информирования значительных групп населения. Предшественниками современных СМИ можно считать специальные торгово-информационные и корреспондентские бюро, которые информировали своих клиентов о ценах на товар, время и условия его поставки, ситуацию с торговлей в разных регионах. Научно-технический прогресс, обеспечивший появление принципиально новых средств сбора, переработки и распространения информации, привел в конце ХХ века к революции в сфере массовых коммуникаций. Создание спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, массовое распространение компьютеров и Интернета способствовали формированию глобальных, общемировых информационных сетей и возможности распространения нужной информации в любом уголке земного шара. Влияние СМИ на все, что происходит в жизни человечества принял общий характер. Однако оценки их растущего влияния на политику и общество далеко не однозначны, а порой и противоположные. Некоторые ученые видят в нем ростки новой, более высокой и гуманной цивилизации - информационного общества, реальное движение к антибюрократической государства, способного успешно решить наиболее острые конфликты современного мира. Другие специалисты, констатируя спустошуючий и разрушающее влияние СМИ на личность, общество и культуру в целом, оценивают повышение роли информационной власти более пессимистично. Опыт показывает, что потенциально СМИ способны служить различным целям. С одной стороны, они могут просвещать людей, помогать их компетентному участию в общественной жизни, способствовать личностному становлению. Но с другой, что происходит сегодня довольно часто-духовно порабощать, дезинформировать, иногда не желая того, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх.

Одна из опасных для духовно-нравственной атмосферы общества традиций СМИ заключается в их стремлении (ради высоких рейтингов) эксплуатировать низменные, разрушительные тенденции человеческого подсознания. Телевидение, кинематограф, литература, печатные СМИ в полной мере используют тягу человека ко всему трагического, связанного со страданиями. Известно и довольно циничное журналистское кредо: чем больше жертв и катастроф, тем интереснее, притягательніша информация для зрителя (и читателя). Поэтому в первых кадрах телевизионных новостей, на первых полосах газет, смакуя детали, расписываются большие и малые трагические события.

Человека затаскают как зрителя, читателя, апеллируя к найглибинних и сильнейших ее переживаний. Обращение к ним всегда приносило самые большие кассовые сборы кинофильмам (например, кровавым боевикам) и книгам соответствующего содержания. И в ХХІ веке, вопреки культурным традициям и логике ума, большинство людей готовы читать и смотреть то, что может вызвать предельное внутреннее напряжение и даже стрессовое состояние. Вместе с тем для успешной манипуляции сознанием людей и нужна именно атмосфера страха, затяжного стрессового состояния, что блокирует творческий, следовательно, критический ум. Это лучшее основание для среды формирования "неподвижного", догматического мышления и проверенное средство подавления познавательной активности человека. На фоне эмоционального дискомфорта можно внедрить в сознание личности и общества любой миф и одновременно довести их до полной социальной апатии.

СМИ имеют известное преимущество перед отдельным человеком и даже аудитории. Люди вынуждены воспринимать информацию, но не могут на нее ответить. Их негативная реакция не находит разрядки и только усиливает эмоциональное напряжение. Аудитория зрителей (слушателей, читателей) территориально разобщена, и люди находятся если не в одиночестве, то, по крайней мере, в малых группах и имеют возможность отрицать разве что друг другу. При современной системе информирования они почти обречены на пассивное исполнение роли объекта воздействия.

Иванова Е.В.

Опасность информационного воздействия: природа и способы защиты.

Любому из нас совершенно удивительно сейчас было бы увидеть психически нормального человека, не знающего что такое телевизор… мобильный телефон… Сегодня скайп и интернет – неотъемлемый элемент жизни современной личности. Но ведь всего лишь 120 лет (!) назад человечество еще не знало даже, что такое радиосвязь.

На фоне общего возраста существования цивилизаций Homo sapiens (200 — 45 тыс. лет)[i] изменение форм и качества жизнедеятельности наших современников заставляет говорить о существовании совершенно нового антропологического подвида))), представители которого «улыбаются

Если бы только знаки коммуникации претерпели изменения, то нам не пришло бы и в голову тратить время и энергию на анализ происходящего, которое уж очень сильно хочется назвать катастрофой (ввиду острой и необратимой тенденции моих соотечественников к внутривидовому уничтожению и самоуничтожающим формам существования).скобочками и строят глазки точками-запятыми».

Братоубийственная война в Украине, раскол славянского мира – лишь одна, внешняя сторона катастрофичности информационного влияния. Однако, не менее опасна скрытая, внутренняя сторона разрушения собственно природы человека.

Информация, будучи основой жизнедеятельности человека, является своеобразным катализатором психической активности и социальным токсином, вызывающим зависимость, которая и есть тем самым фактором повышенной опасности. Вам, наверное, знакомо неприятное ощущение дискомфорта, незащищенности, иногда даже физического недомогания при отсутствии покрытия мобильного оператора, невозможности пользоваться интернет-ресурсом, «выпадение из социальной сети» по той или иной причине?! Некоторое подобие абстиненции у алко- (нарко) зависимых при отсутствии дозы.

Вчерашние способы непосредственного общения сегодня практически утратили свое значение (это легче всего заметить в свободной детской среде, где отсутствуют активные групповые игры, дружба и непосредственное взаимодействие). Благодаря радикальному изменению природы информационного влияния возник хаос восприятия, понимания и оценки информации.

Информационную зависимость человека можно объяснить на основе психофизиологии. Психологической причиной любой активности человека есть «включение» той или иной его потребности. Ведь без причины мы и пальцем не шевелим. Потребность «включается» тогда, когда нарушается биологическое равновесие в функционировании организма.
Именно информация позволяет нам удовлетворить каждый уровень потребности.

Кроме того, интересным может быть и анализ нейрогуморальных показателей функционирования организма при отсутствии позитивной информации (или наоборот информации, вызывающей отрицательные эмоции и астенические состояния). Известно ли вам, что чувство счастья, веселья, удовольствия – это работа гормонов нашего организма (гормонов счастья — эндорфинов)? К тому же, чем выше их количество в организме, тем сильнее у нас эйфория. Главными из этих веществ являются гормоны: серотонин (способствует повышению настроения), дофамин (отвечает за удовольствие) и эндорфины («гормоны счастья»). Оказывается, в процессе получения важной информации, обсуждения ее со значимыми для себя людьми человек чувствует себя более счастливым благодаря выработке гормона окситоцина.

Дискомфортное ощущение недостатка информации связано с тем, что в организме не хватает этих гормонов. В мозге образуется химический дисбаланс, что ведёт к самым плачевным последствиям: человек оказывается во власти депрессии, неврозов, панических состояний, различных фобий и маний. Обычно это приводит к возникновению агрессии, необходимости найти или назначить виноватых, врагов, т.е. сбросить с себя негатив, «спустить пар». Часто эти, так называемые компенсационные механизмы сопровождаются злоупотреблением психотропными веществами – табака, алкоголя и даже наркотиков.

При длительном стрессовом воздействии, выработка гормонов счастья подавляется, и человек попадает в порочный замкнутый круг информационной зависимости: острая потребность в значимой информации – стресс – агрессия (неврозы, фобии, мании) – дальнейший поиск значимой информации – и т.д. Становится ли счастливым при этом человек? — вот в чём вопрос.

При этом, представьте типичную ситуацию: человек приходит с работы, он устал, в том числе эмоционально, и может уделить новостям минут 30. Разве такой человек, находящийся в состоянии информационной и эмоциональной перегрузки, будет искать альтернативные интерпретации? Навряд ли. По результатам исследований социологов можно сказать, что если 10% людей, получивших информацию выработали единое мнение и придерживаются сходных взглядов, то этого будет достаточно, чтобы на их сторону перешла и большая часть общества. Люди, в силу своей природы иррациональны, ленивы, они охотно потребляют то, что соответствует их массовым ожиданиям и даже предрассудкам. И пропаганда великолепно играет на этих слабостях. А что не соответствует – отвергается или просто игнорируется.

Почему?! Опять получаем «биологический» ответ: потому, что Организму надо дополнительно потратить энергию на критическую переработку информации, преодолеть так называемый когнитивный диссонанс.

Количество сложной, провокационной информации, усиленное взаимным заражением людей, создает информационную перегрузку и, в результате — стадное поведение людей. Учитывая закон поочередного функционирования рационального (разумного, содержательного) и иррационального (эмоционального) в поведении людей, мы автоматически получаем отключение критичности сознания у большинства («синдром Масяни» http://vimeo.com/92822043).

Важно также и то, что вне зависимости от истинности информационного сообщения реакция получателя – это готовое блюдо информационной рецептуры. Возрастание человеческой агрессии, появление образа Врага, уход в виртуальную реальность – норма современного мира моих соплеменников.

Несколько последних лет готовилась психофизиологическая почва для успешного управления массовым сознанием (точнее доведения социума до отсутствия сознания)!

По законам рецептуры информационного влияния происходит своеобразное «убаюкивание» критичности сознания граждан. Параллельно население получает как телевизионное «успокоительное» в виде юмора, эстрады или светских бесед, которое расслабляет и помогает отключиться от проблем, так и телевизионное «возбуждающее» в виде сообщений об авариях, катастрофах. И это тоже уводит из реальности. Важно то, что и то и другое является заменителем (естественным или искусственным) интереса к экономическим и политическим проблемам. А благодаря постоянным вульгарным ссорам на политических ток-шоу еще и вырабатывается стойкий иммунитет против такой тематики.

Что же происходит с рядовым обывателем, который превращается автоматически в средство (сырье) информационных манипуляторов? Ему систематически подбрасываются заранее подготовленные «нужные» яркие события из области человеческих и национальных приоритетов: социальной справедливости, борьбы с коррупцией, беспокойства о светлом будущем и черном настоящем. И о Чудо! Пазлы складываются, рождается чудовище социального гнева, которое реализует сценарий заинтересованных «творцов» геополитики.

Важно помнить, что информация — это и есть сам факт воздействия на наше сознание и это воздействие является основной целью тех, кто создает и транслирует информационное сообщение. Всегда ли эта цель гуманна и обеспечивает реализацию ценностей тех, кому адресована информация? Всегда ли те, кому она адресована, способны осознавать эту цель? Как защитить себя (своих детей) от превращения в «информационное мясо»?

Еще пару десятилетий назад известный лозунг «В здоровом теле – здоровый дух» действительно был актуален на 100%. Возрастающие показатели онкозаболеваний, случаев самоубийств, агрессивно-насильственное поведение людей говорят о том, что эволюция человека не идет, а летит навстречу антропологической катастрофе.

Как свидетельствует ряд научных исследований, «здоровый дух» — это позитивные мысли, которые обеспечивают телу здоровье и счастливое долголетие. Сегодня здоровый образ жизни означает не только культуру здорового питания, употребления чистой воды и физической нагрузки, но и культуру здорового мышления.

Поскольку современным людям сейчас невозможно быть вне информационного поля, то стоит соблюдать некоторые правила личной информационной безопасности:

  • информацию, как и любой продукт потребления, надо обязательно обеззараживать перед употреблением: надо всегда отдавать себе отчет в том, что если Вы не являетесь непосредственным очевидцем тех или иных событий, то следует помнить, что информационное сообщение уже по-факту субъективна и отображает понимание другого человека, и, соответственно она уже искажена; если же искать разумные рациональные критерии оценки достоверности информационного сообщения, целесообразным будет прислушаться к рекомендации Федора Крашенинникова относительно того, что можно сделать, чтоб сохранять более-менее адекватное представление о происходящим .

1) Перестать читать централизованно навязываемую «аналитику» и уж тем более верить ее выводам — совершенно очевидно, что ни один провластный ресурс не разместит материала, который хоть в чем-то мог бы повредить общей идеологической линии. Шапкозакидательство выглядит убого в любом случае.

2) Вычленять из «аналитики» факты и проверять их, не обращая внимание на эмоциональные комментарии. Интернет позволяет проверять любой факт. Сравнение освещения одного и того же события российской и украинской пропагандой уже дает более-менее адекватную картину.

3) Особое внимание надо уделять реакции внешнего мира на ситуацию. На этом пункте я остановлюсь подробнее, потому что тут все проще простого. Обе стороны, вовлеченные в конфликт, склонны преувеличивать/преуменьшать поддержку своей/вражеской позиции в мире. Я хочу посоветовать не заниматься ерундой в таких случаях, а отслеживать реакцию стран по их официальным ресурсам. Если знание языков не позволяет читать оригиналы — ничего страшного. Кроме он-лайн переводчиков, есть очень удобные варианты. Если вам интересно, какую позицию занимает руководство Китая — не надо читать российские пересказы с домыслами, а можно на очень хорошем русском почитать главную китайскую газету «Женьминь Жибао» или ленту новостей официозного китайского агенства «Синьхуа» — тоже на русском языке все публикуется.

  • учиться контролировать свои эмоции в процессе получения информации, не давать им усиливаться; в случае возникновения ощущения информационного отравления срочно проводить «процедуры детоксикации» — физическая нагрузка, общение с природой, секс, чтение лирики, творчество (в соответствии с уникальной природой вашей личности);
  • важно помнить, что отправитель информации стремится удовлетворить свои интересы, используя получателя информационного сообщения как средство достижения исключительно своих целей, при этом, этим средством являемся мы. Причем, очень часто, стремясь получить подтверждение правильности понимания информации и нуждаясь в одобрении друзей и близких, мы можем, по тем или иным причинам, его не получить. Происходит острая эмоциональная встряска, которая приводит к жестким конфликтам несогласия, непонимания. Сегодня неудивительным явлением есть потеря семей, друзей на фоне «идеологических заблуждений». Стоит помнить, что идеология создается и распространяется далеко не ради благополучия обыкновенных людей. В этом случае, обыкновенные люди – это средство и оружие заинтересованных лиц. Ненависть – единственное неприродное чувство, которое абсолютно по разрушительной способности. Ни одно животное, кроме человека, не способно уничтожить своего соплеменника под его воздействием. Стоит помнить, что мы, люди, – Человеки Разумные и должны использовать Разум исключительно для созидания Любви и Счастья, а не ненависти.


  • мера потребления информации также должна быть ограничена, информацией также можно «объесться» и в результате, «организм переживает очень неприятные ощущения отравленности »;
  • искать возможность «выключаться» из информационной среды, сделать это своеобразным правилом, наподобие занятий физкультурой в определенные дни недели или еженедельных досуговых мероприятий.

Таким образом, для разумных, ответственных к своей жизни и счастью людей рецепт личной информационной безопасности ясен: надо формировать психологическую компетентность и готовность противодействовать опасности:

жить по стадному закону, питаясь отравленными информационными «червячками» (замаскированными под вполне съедобное информационное сообщение),

находиться под воздействием негативных эмоций (от недоумения-разочарования до агрессии-ненависти), которые неизбежно возникают при взаимодействии со СМИ, ОПАСНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ;

периодически надо производить «очистку файлов» — находить максимум места позитивным мыслям в голове и периодически отправляться для «дефрагментации и перезагрузки» на профессиональные психологические мероприятия.

Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение .

Самый древний механизм воздействия – это заражение , он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом).

Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем внушающий должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано, главным образом, на авторитетности источника информации: если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь роль интонации голоса (90% эффективности зависит от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов).

Внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей. Внушаемость выше у лиц со слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания. Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преобладанием первой сигнальной системы более внушаемы.

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится, для того чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (возможен перенос и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, – мыслителя) и “апелляция ко всем” (“большинство людей считает, что…”) снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.

Убеждение:

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.

Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:

1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как источник преподносит информацию, откуда он ее черпает, если человеку кажется, что источник не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает;

3) сравниваются установки источника и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения является: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения.

Может быть применена и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко – вспомним о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение – метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.

Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей.
Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.

Тезис – это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.

Довод – это мысль, истинность которой уже доказана и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса.

Демонстрация – логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные.

Приёмы манипуляции в процессе убеждения:

– подмена тезиса в ходе доказательства;

– использование для доказательства тезиса доводов, которые его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их рассматривают как верные при любых обстоятельствах; либо применение заведомо ложных доводов;

– опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения - антитезиса, хотя логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса.

Подражание

Важным социально-психологическим феноменом является подражание - воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Условия подражания:

  1. наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к объекту подражания;
  2. меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении;
  3. ясность, выразительность, привлекательность образца;
  4. доступность образца, хотя бы в некоторых качествах;
  5. сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).


Психологическое воздействие информации на человека предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека. В качестве средств воздействия используются:

  1. вербальная информация, слово - но следует учитывать, что значение и смысл слова могут быть разными для разных людей и оказывать разное воздействие (влияют уровень самооценки, широта опыта, интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности);
  2. невербальная информация (интонация речи, мимика, жесты, позы приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень доверия);
  3. вовлечение человека в специально организованную деятельность, ибо в рамках любой деятельности человек занимает определенный статус и тем самым закрепляет определенный тип поведения (изменение статуса во взаимодействии приводит к изменению поведения, а также реальные переживания, связанные с реализацией определенной деятельности, могут изменить человека, его состояние и поведение);
  4. регуляция степени и уровня удовлетворения потребности (если человек признает право за другим человеком или группой регулировать свой уровень удовлетворения своей потребности, тогда изменения могут происходить; если не признает, воздействия не будет как такового).

Целью воздействия является:

  1. ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
  2. изменить структурные отношения в системе установок , т. е. вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между установками , взглядами человека;
  3. изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов, сдвиг в системе ценностей слушателя.

Социально-психологические установки есть состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Выделяют четыре функции установок:

  1. Функция приспособления - связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде, и поэтому человек приобретает положительные установки к полезным, положительным, благоприятным для себя стимулам, ситуациям, и отрицательные установки - к источникам неприятных отрицательных стимулов.
  2. Эгозащитная функция установки связана с необходимостью поддержать внутреннюю устойчивость личности, вследствие чего человек приобретает отрицательную установку к тем лицам, действиям, которые могут послужить источником опасности для целостности личности. Если какое-то значимое лицо отрицательно оценивает нас, то это может привести к понижению самооценки, поэтому мы склонны выработать отрицательную установку к этому человеку. При этом источником отрицательной установки могут являться не сами по себе качества человека, а его отношение к нам.
  3. Ценностно-выразительная функция связана с потребностями в личностной устойчивости и заключается в том, что положительные установки, как правило, вырабатываются по отношению к представителям нашего личностного типа (если мы оцениваем свой личностный тип достаточно положительно). Если человек считает себя сильным, независимым человеком, то будет положительно относиться к таким же людям и достаточно «прохладно» или даже отрицательно к противоположным.
  4. Функция организации мировоззрения: установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире. Все эти знания образуют систему, т. е. система установок - это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях. Но человек может встречаться с такими фактами и информацией, которые противоречат устоявшимся установкам. Функция таких установок заключается в том, чтобы не доверять или отторгать такие «опасные факты», к подобной «опасной» информации вырабатывается отрицательное эмоциональное отношение, недоверие, скепсис. По этой причине новые научные теории, новшества первоначально встречают отпор, непонимание, недоверие.

Поскольку установки соединены между собой, образуют систему, то они не могут изменяться быстро. В этой системе есть установки, которые находятся в центре с большим количеством связей - это центральные фокальные установки. Есть установки, которые находятся на периферии и имеют мало взаимосвязей, поэтому поддаются более легкому и быстрому изменению. В качестве фокальных установок выступают установки к знаниям, которые связаны с мировоззрением личности, с ее моральным кредо. Главная центральная установка - это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок.

Эмоциональное воздействие

Исследования показали, что более надежным и быстрым методом изменения установок является изменение эмоционального значения, отношения к той или иной проблеме . Логический способ воздействия для изменений установки срабатывает не всегда и не для всех, поскольку человек склонен избегать тех сведений, которые могут доказать ему, что его поведение ошибочно.


Так, в опыте с курильщиками им было предложено прочесть и оценить в баллах достоверность научной статьи о вреде курения. Чем больше человек курит, тем менее достоверно он оценивает статью, тем меньше возможность логическим воздействием изменить его установку к курению. Играет роль и количество поступившей информации. На основе многочисленных экспериментов была выявлена зависимость между вероятностью изменения установки и количеством информации об установке: небольшое количество информации не приводит к изменению установки, но по мере роста информации вероятность изменения повышается, правда до определенного предела, после которого вероятность изменения резко падает, т. е. очень большой объем информации, наоборот, может вызвать отторжение, недоверие, непонимание. Вероятность изменения установки зависит и от ее сбалансированности. Сбалансированные системы установок, мнений человека характеризуются психологической совместимостью, поэтому с большим трудом поддаются воздействию, чем несбалансированные системы, которые и сами по себе склонны к разрыву.

Человек, как правило, стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс - несоответствие между установками или несоответствие между установками и реальным поведением человека.

Если мнения человека близки к мнению источника, то после его речи они еще более приблизились к позиции источника, т.е. происходит ассимиляция, объединение мнений.

Чем ближе установки аудитории к мнению источника, тем более это мнение оценивается аудиторией как объективное и беспристрастное. Люди, которые занимают крайние позиции, менее склонны менять свои установки, чем люди с умеренными воззрениями. У человека существует система селекции (отбора) информации на ряде уровней:

  1. на уровне внимания (внимание направляется туда, что интересует, соответствует взглядам человека);
  2. отбор на уровне восприятия (так, даже восприятие, понимание юмористических картинок зависит от установок человека);
  3. отбор на уровне памяти (запоминается то, что совпадает, приемлемо интересам и взглядам человека).

Какие методы воздействия применяются?

  1. Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: его вовлекают в новую деятельность, используя желание человека взаимодействовать или соотносить, ассоциировать себя с каким-то определенным лицом, либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и используя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в группе, делать то-то»), либо используя желание ребенка приобщиться к взрослой жизни или желание человека к повышению престижа. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению. Если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.
  2. Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, - регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы «сбить» активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).
  3. Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки, или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается.


Условия, которые этому способствуют:

  • фактор неопределенности - чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности;
  • неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий);
  • неопределенность поступающей информации (ее противоречивость; неясно, какой из них можно доверять);
  • неопределенность моральных и социальных норм - все это вызывает напряженность человека, от которой он пробует защититься, пытаясь переосмыслить ситуацию, осуществляя поиск новых целей, либо уходя в регрессивные формы реагирования (безразличие, апатия, депрессия, агрессия и пр.).

Виктор Франкл (всемирно известный психиатр, психотерапевт, философ, создатель так называемой Третьей Венской Школы психотерапии) писал: «Самый тяжелый вид неопределенности - неопределенность окончания неопределенности».

Метод создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность.

Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста (например, в западных мультиках в свое время опасные и плохие инопланетяне изображались с советской символикой, отсюда мог произойти перенос “Все советское – опасное, плохое”).

Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием “совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить”, поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут “Запустить ракету в объект Б” (а не в город Б), поскольку стереотипное слово “объект” снижает эмоциональное отношение человека и усиливает его готовность выполнить требуемый приказ, требуемую установку).

Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием “воспоминания горького прошлого” – если человек усиленно будет вспоминать прошлые неприятности, “как было плохо до того, как…”, увидев прошлую жизнь в черном свете, происходит непроизвольное снижение дисгармоничности, снижение недовольства человека сегодняшним днем и создаются “розовые иллюзии” на будущее.

Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом с древности используется прием “канализации настроения”, когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к возникновению трудностей.

Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и установки, мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие информации будет наиболее действенным как на уровне отдельного человека, так и на уровне группы лиц.

По материалам П.Столяренко



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: