Хитрая небылица из сказке золотое яблоко. Урок литературного чтения в третьем классе. Тема «Золотое яблоко». Армянская сказка

Нам очень жаль, но запросы, поступившие с вашего IP-адреса, похожи на автоматические. По этой причине мы вынуждены временно заблокировать доступ к поиску.

Чтобы продолжить поиск, пожалуйста, введите символы с картинки в поле ввода и нажмите «Отправить».

В вашем браузере отключены файлы cookies . Яндекс не сможет запомнить вас и правильно идентифицировать в дальнейшем. Чтобы включить cookies, воспользуйтесь советами на странице нашей Помощи .

Произнести

Отправить

Почему так случилось?

Возможно, автоматические запросы принадлежат не вам, а другому пользователю, выходящему в сеть с одного с вами IP-адреса. Вам необходимо один раз ввести символы в форму, после чего мы запомним вас и сможем отличать от других пользователей, выходящих с данного IP. В этом случае страница с капчей не будет беспокоить вас довольно долго.

Возможно, в вашем браузере установлены дополнения, которые могут задавать автоматические запросы к поиску. В этом случае рекомендуем вам отключить их.

Также возможно, что ваш компьютер заражен вирусной программой, использующей его для сбора информации. Может быть, вам стоит проверить систему на наличие вирусов .

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи .

Если автоматические запросы действительно поступают с вашего компьютера, и вы об этом знаете (например, вам по роду деятельности необходимо отправлять Яндексу подобные запросы), рекомендуем воспользоваться специально разработанным для этих целей сервисом

Жил на свете богатый купец, и было у него три дочери: Карен, Марен и Метте. Крепко любил купец своих дочерей, а всех больше - младшую. И она тоже души в нем не чаяла.

Вот однажды собирается купец по своим торговым делам в город Копенгаген на ярмарку и спрашивает дочек, какие им гостинцы привезти. Старшая, Карен, попросила купить ей золотую прялку; средняя, Марен,- золотое веретено, а младшая, Метте, подумала и говорит:

Больше всего на свете, батюшка, хочется мне золотого яблока с той яблони, что я нынче во сне видела. Привези ты мне его!

Все привезу вам, дочки мои дорогие! - отвечает купец,- в лепешку расшибусь, а добуду!

Поехал купец на ярмарку, расторговался и стал гостинцу покупать. Повезло ему. Купил он для Карен золотую прядку, для Марен золотое веретено, а вот яблока золотого для Метте, как ни старался, нигде не мог раздобыть.

Воротился он опечаленный домой, отдал страшим дочерям гостинцы, а младшей говорит:

Не достал я, дочка, золотого яблока! Ты уж не будь на меня в обиде!

А Метте ему отвечает:

Не тужи, батюшка! Беда невелика. Чует мое сердце, что рано ли, поздно ли, а достанется мне золотое яблоко.

Спустя какое-то время приезжает к купцу незнакомый молодец и сватается к его младшей дочери.

Нет! - отвечает ему купец. - У нас обычай таков: сперва старшую дочь замуж отдаешь, потом среднюю, а уж потом и младшей черед.

Ладно, - говорит молодец. - Увезу я с собою твою старшую дочь. Только если она мне чем не угодит, не обессудь- ворочу ее обратно.

Снарядили Карен в путь-дорогу, и вышли все за ворота провожать. А молодец сел с невестой в возок и молвил:

Свет - впереди,

Тьма - позади,

Вослед возку никто не гляди!

Тут они с глаз и пропали.

Очутилась Карен и ее суженый в дремучем лесу. Темно, ни зги не видать. Долго ехали они - и встал вдруг возок перед низенькой кособокой избушкой. Вошли путники внутрь, а там посреди горницы широкое бархатное кресло стоит. Подивилась Карен: откуда в бедном домишке такое богатое кресло? А молодец ей сесть в него велит. Села она - и точно подхватили ее ласковые речные волны. Положила Карен голову на спинку - и точно в лебяжьем пуху утонула.

Сиживала ли ты когда мягче, девушка? - спрашивает ее молодец.

Нет, господин, никогда я мягче не сиживала, - отвечает Карен.

Поднес он ей тогда серебряный кубок с питьем. Было это питье сладкое, как мед, крепкое, как вино, студеное, как ключевая вода.

Пивала ли ты что слаще этого питья? - спрашивает ее молодец.

Нет, господин, сроду ничего я слаще не пивала,- отвечает Карен.

Вывел тогда ее молодец из избушки, усадил в возок и отвез в родительский дом. На этот раз взял он с собою среднюю дочь. Только с нею все так же, как с Карен вышло. Скоро и она к отцу воротилась.

Настал теперь черед младшей дочери с молодцом ехать. Привез он Метте в лесную избушку, усадил в широкое бархатное кресло и спрашивает:

Сиживала ли ты когда мягче, девушка?

А Метте ему отвечает:

Мягкое твое кресло, господин, да только колени моей родной матушки еще мягче.

Поднес ей молодец серебряный кубок с питьем и спрашивает:

Пивала ли ты что слаще этого питья?

А Метте отхлебнула немного и говорит:

Сладко твое питье, господин, да только молоко моей родной матушки еще слаще.

В тот же миг избушки как не бывало, и очутилась Метте в королевских покоях, а молодец обернулся пригожим принцем.

И поведал ей принц, что много лет назад была у него невеста, гордячка, каких свет не видывал. Привыкла она к роскоши да к богатству, и все хотелось ей слаще всех пить-есть, мягче всех спать. Разгневался на нее за это волшебник и заточил навеки в своем каменном замке. А принцу повелел жить в лесной избушке, покуда не сыщет он себе девушку простую, скромную, чтобы ее ни мягким креслом, ни сладким питьем не удивить было.

Долгие годы искал принц себе, невесту - и ни одна девушка перед мягким креслом да сладким питьем не устояла. А Метте с первого взгляда полюбилась ему, только и ее он должен был прежде испытать. осказках.ру - сайт

И зажили Метте с молодым принцем в королевском замке в любви и согласии. Раз вышла Метте в сад и видит: меж: Деревьев золотая яблоня, точь-в-точь такая, какую она во сне видела. Рассказала тут Метте принцу про свой сон и про то, как отец нигде для нее золотого яблока не смог добыть. Тогда сорвал принц с дерева три золотых яблока и говорит:

Поедем к твоему отцу, отвезем ему яблоки. Пускай увидит, что сон твой сбылся.

А старый купец меж тем тужит-горюет, что любимая его дочь без вести сгинула. Только вдруг видит он: открываются ворота и въезжает в золоченой карете его дочь, а с нею рядом - молодой, пригожий принц. Подошла Метте к отцу, протянула ему три золотых яблока и говорит:

Вот, батюшка, золотые яблоки. Чуяло мое сердце, что рано ли, поздно ли, а сон мой сбудется.

Обрадовался купец и задал богатый пир. Три дня и три ночи пировали, всех прохожих потчевали, и мне, признаться, тоже кой-чего перепало.

Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону № 313-ФЗ все педагоги должны пройти обучение навыкам оказания первой помощи.

Урок литературного чтения в третьем классе. Тема «Золотое яблоко». Армянская сказка.

Библиотека
материалов

Урок литературного чтения в третьем классе.

Тема «Золотое яблоко». Армянская сказка.

УМК «Гармония».

Цели:

    обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;

    познакомить с содержанием армянской сказки и провести работу по её содержанию;

    продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;

Микроумения:

Оборудование:

Ход урока.

II. Повторение пройденного.

(Слайд №1)

ЗАГАДКА 1. (из кузовка)

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

О каком жанре устного народного творчества спрашивает вас Бабушка-Загадушка? (Сказка)

(Слайд №2)

Как вы их понимаете? (Сказки учат, преподносят нам уроки)

Чему учат сказки? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, как нужно поступать в той или иной ситуации)

Кто сочиняет сказки? (Сочиняют сказки народ, писатели)

А как называются сказки, которые сочинили писатели? (Литературные)

-

2. Задание

ЗАГАДКА 2.

Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.

(Слайд №3)

(Слайд №4- вопросы)

    Форма создания сказки?

Проверка.

(Слайд №5 -таблица)

СКАЗКА

НАРОДНАЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ

1.Автор - народ

1.Автор – конкретное лицо.

2.Существует в устной форме.

Волшебная,
- бытовая,
- о животных.

Итог:

I II

Сегодня мы прочитаем новое произведение, а вы послушав, должны сказать и доказать, какой жанр у этого произведения? (Сказка - элементы выдумки)

А кто сможет догадаться народная эта сказка или литературная? (опираясь на таблицу) (Народная, ограничивается определённым жанром – бытовая)

Можно ли слушая сказку, сказать какой народ её написал (Нет, нет имен, обычаев, названий мест)

- Тогда хотя бы название сказки предположить вы можете? (Ответы детей)

ЗАГАДКА 4.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (ЯБЛОКО)

(Слайд №6 – тема урока)

I

- Чтобы узнать какой народ сочинил эту сказку, о ткройте учебники на странице 82.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

3. Словарная работа:

(Слайд №7)

Кого вы считаете главными героями сказки? Почему? (Царь и бедняк)

Кто может кратко рассказать о жизни царя? (Царствовал…… и заскучал)

Каким образом царь хотел освободиться от скуки? (Подтвердите свои ответы словами из текста – созвал музыкантов, плясунов, наездников, силачей)

Кто же заставил царя не скучать? (Бедняк, рассказав ему небылицу)

Какой совет от скуки дадите вы царю? (Пусть займется работой)

Вернемся к бедняку, не каждый человек бы осмелился пойти к царю с таким предложением. Что вы можете рассказать о бедняке, какой он, какие у него качества характера ? (Смелый, умный, находчивый)

Как вы думаете, что помогло бедняку в этом? (Хитрость, смекалка, находчивость)

Почему после случая с бедняком царь перестал скучать ? (Занялся своим непосредственным делом, стал дальше думать и решать государственные дела. Стал думать, как это бедняк смог его перехитрить.)

V. Подведение итогов.

По плану:

(Слайд №8- план)

    Название.

    Автор.

    Жанр. Почему?

    Главная мысль.

Итог: От скуки есть много различных занятий, они должны быть по душе и не напрасны: книга, музыка, отгадывание ребусов и кроссвордов, занять себя полезным делом. Любая работа и умственная, и физическая.

2 . Работа с пословицами.

У вас на столе есть список пословиц и поговорок. Выберите те, которые подходят к нашей сказке. Докажите свой выбор. (Дети выполняют задание)

    Был пирог, найдется и едок.

    Всяк своим умом живет.

    Уговор дороже денег.

    По заслуге и плата.

    Соврет – глазом не моргнёт.

    Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

    Делу время, потехе час.

    Всяк человек своего счастья кузнец.

VI. Итог урока. Оценивание. Домашнее задание. Рефлексия.

1. Самооценка работы.

( Слайд №8- критерии)

Бабушка-Загадушка предлагает вам провести самооценку по критериям:

«5» - на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно;

«4» - на уроке были затруднения, не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно;

« » - не очень понравилась моя работа на уроке,

    встаньте те (поднимите руку), кто за свою работу на уроке не поставил себе оценку;

    теперь те, кто поставил оценку «4»;

    теперь те, кто поставил оценку «5».

2. Домашнее задание.

3. Рефлексия.

Бабушка-Загадушка приготовила для вас листок «Пушистик настроения», обведите в кружочек, того Пушистика с каким настроением вы уйдете с этого урока. Покажите «Пушистик настроения» соседу по парте.

- Я и Бабушка-Загадушка очень довольны вашей работой. Бабушка-Загадушка дарит вам вкусный приз – яблоки, чтобы вы помнили, что от скуки есть разная работа, как физическая, так и умственная.

· рассматривать сказку как систему отношений;

· формировать интерес детей к чтению.

Микроумения:

· самостоятельно находить отрывки из текста;

· ориентироваться в смысловом содержании текста;

· формировать умение работать в парах (диалог царя и бедняка).

Оборудование:

· музыкальный фрагмент «В гостях у сказки»; мультимедиа (слайды); рисунки детей;

· иллюстрация - Бабушка-Загадушка; кузовок с загадками, коробка-сюрприз с яблоками; учебник литературное чтение «Любимые страницы» О.В.Кубасова, 3 класс часть 1; оценочный лист «Пушистик настроения».

Ход урока.

I. Организационное начало урока.

(Под музыку в “Гостях у сказки”) на доске изображение гостьи.

Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла Бабушка-Загадушка. Она приготовила для вас загадки и задания. Вы будете молодцами, если справитесь с её заданиями и получите вкусный приз. Согласны? Тогда начинаем!

II. Повторение пройденного.

(Слайд №1)

1. Обобщение и систематизация знаний учащихся о сказках, их особенностях.

ЗАГАДКА 1. (из кузовка)

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

– О каком жанре устного народного творчества спрашивает вас Бабушка-Загадушка? (Сказка)

А что за литературный жанр - сказка?

(Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит, Добро побеждает зло)

Чем же сказка отличается от другого произведения?

(В сказке могут говорить звери, растения, с ними происходят необычные приключения, разные чудеса.)

(Слайд №2)

Прочитайте слова А.С. Пушкина.

Как вы их понимаете? (Сказки учат, преподносят нам уроки)

Чему учат сказки? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, как нужно поступать в той или иной ситуации)

Кто сочиняет сказки? (Сочиняют сказки народ, писатели)

А как называются сказки, которые сочинил народ?

(Народными. В нашей стране живут люди разных национальностей. Поэтому сказок очень много. Это и украинские сказки, сказки народов Севера, татарские сказки и др)

А как называются сказки, которые сочинили писатели? (Литературные)

- Ваши ответы порадовали Бабушку-Загадушку, и она надеется, что и со 2 заданием вы справитесь.

2. Задание

ЗАГАДКА 2.

Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки. Будь внимателен, дружок.

Отгадывание сказок (вынимаем задание из кузовка, читаем, отвечаем)

Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»

Старик, старуха, горшок, кафтан. («Кому горшок мыть» - народная).

Ученик 3 класса, злые волшебники, ходики («Сказка о потерянном времени» Е. Шварц – литературная)

(Слайд №3)

3. Задание (из кузовка) Самостоятельная работа.

А сейчас вспомним отличия литературной сказки от народной?

(составление таблицы на карточках лежащих на столах)

(Слайд №4- вопросы)

· Кто является создателем народной сказки; литературной?

· Форма создания сказки?

· Можно ли вносить изменения в сказку?

· Можно ли определить время создания народной (литературной) сказки?

· Какие жанры используются в сказках?

Проверка.

(Слайд №5 -таблица)

СКАЗКА

НАРОДНАЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ

1.Автор - народ

1.Автор – конкретное лицо.

2.Существует в устной форме.

2.Создается в письменной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (Создатель может внести изменения)

3. Внесение изменений не допускается

4.Время создания сказки определить невозможно.

4.Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничивается определенным жанром

Волшебная,
- бытовая,
- о животных.

5. Не ограничивается определенным жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Итог: Мы повторили особенности народной и литературной сказки. Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.

Бабушка-Загадушка, очень довольна, как хорошо вы хорошо знаете особенности сказок.

I II . Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы прочитаем новое произведение, а вы послушав, должны сказать и доказать, какой жанр у этого произведения? (Сказка - элементы выдумки)

1. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.

А кто сможет догадаться народная эта сказка или литературная? (опираясь на таблицу) (Народная, ограничивается определённым жанром – бытовая)

Можно ли слушая сказку, сказать какой народ её написал (Нет, нет имен, обычаев, названий мест)

- Тогда хотя бы название сказки предположить вы можете? (Ответы детей)

Бабушка-Загадушка даст вам подсказку:

ЗАГАДКА 4.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (ЯБЛОКО)

(Слайд №6 – тема урока)

I V. Работа над новым материалом.

1. Работа над названием сказки.

- Чтобы узнать какой народ сочинил эту сказку, откройте учебники на странице 82.

Прочитайте название сказки.

Какой народ сочинил эту сказку? (армянский)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

2. Вторичное чтение сказки по учебнику

(хорошо читающими детьми) – по абзацу, диалог царя и бедняка по ролям.

3. Словарная работа:

В сказке встретились трудные слова, объясните, если сможете их значение.

(Слайд №7)

· Угождали – сделать что-то приятное, нужное, желаемое.

· Свирель - музыкальный инструмент в виде дудки из дерева.

· Цитра - струнный музыкальный инструмент в виде плоского ящика.

· Указ - распоряжение, приказ, указание, имеющее силу.

· Великая печаль - большое чувство грусти.

· Небылица - это смешной рассказ или стишок. То, чего не бывает, не было. Выдумка

· Вельможи - знатные богатые люди.

4. Вопросы после прослушивания. Разбор сказки.

Кого вы считаете главными героями сказки? Почему? (Царь и бедняк)

Кто может кратко рассказать о жизни царя? (Царствовал…… и заскучал)

Каким образом царь хотел освободиться от скуки? (Подтвердите свои ответы словами из текста – созвал музыкантов, плясунов, наездников, силачей)

Кто же заставил царя не скучать? (Бедняк, рассказав ему небылицу)

Какой совет от скуки дадите вы царю? (Пусть займется работой)

А вам не кажется, что царю не обязательно выполнять физическую работу, он ведь глава государства, он должен думать о жизни своего народа, издавать указы и законы и тогда не будет скучать. Для него от скуки нужно заняться государственными делами, мыслить, думать. Не каждому человеку нужно одинаковое лекарство.

Вернемся к бедняку, не каждый человек бы осмелился пойти к царю с таким предложением. Что вы можете рассказать о бедняке, какой он, какие у него качества характера? (Смелый, умный, находчивый)

Как вы думаете, что помогло бедняку в этом? (Хитрость, смекалка, находчивость)

Почему после случая с бедняком царь перестал скучать? (Занялся своим непосредственным делом, стал дальше думать и решать государственные дела. Стал думать, как это бедняк смог его перехитрить.)

V. Подведение итогов.

Бабушка-Загадушка старенькая, память слаба, стала, просит вас напомнить, с какой со сказкой познакомились.

1. Расскажите все о сказке, с которой сегодня познакомились?

По плану:

(Слайд №8- план)

1. Название.

2. Автор.

3. Жанр. Почему?

4. Главная мысль.

5. Что вы для себя взяли из этой сказки? Как вы боретесь со скукой?

Итог: От скуки есть много различных занятий, они должны быть по душе и не напрасны: книга, музыка, отгадывание ребусов и кроссвордов, занять себя полезным делом. Любая работа и умственная, и физическая.

2 . Работа с пословицами.

У вас на столе есть список пословиц и поговорок. Выберите те, которые подходят к нашей сказке. Докажите свой выбор. (Дети выполняют задание)

Примеры пословиц и поговорок.

1. Семь раз примерь, один - отрежь.

2. Без дела жить - только небо коптить.

3. В чем оплошаешь, за то и отвечаешь.

4. Во всяком мудреце довольно простоты.

5. Болтовня и красна, и пестра, да пуста.

6. Был пирог, найдется и едок.

7. Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

8. Всяк своим умом живет.

9. Язык мягок - что хочет, то и лопочет.

10. Уговор дороже денег.

11. Худ солдат, который не надеется быть генералом.

12. Давши слово, держись, а, не давши – крепись.

Общая информация



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: