Корректурные пробы для школьников. Корректурная проба с распределением

Феноменов занимает особое положение. Оно включено во все остальные психологические процессы, выступает как их необходимый элемент, отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Если мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Оно не имеет своего собственного содержания и является составной частью других психических процессов: ощущения и восприятия, представления памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств, проявления воли. В практических, в частности, двигательных действиях людей, в их поведенческих актах (поступках) внимание обеспечивает ясность отражения действительности. А это одно из необходимых условий успешности любой деятельности.

Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма. Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности. При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели – как реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета. Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный раздражитель. При всех неожиданностях внимание сосредоточивается на короткий срок. Но произвольное внимание может удерживаться и длительно в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др. Так может приковать внимание учащихся преподаватель, интересно, эмоционально проводящий урок. Это говорит о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специально, с целью достижения положительного результата деятельности, в данном случае урока. Следовательно, внимание является не только фактором, ограничивающим психическую деятельность, но и само может регулироваться извне, в частности, в педагогическом процессе. Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия. Все три вида внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное) – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

Свойствами внимания выступают особенности проявления. К ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и воспроизводимого материала. Его можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами (например, объединяя буквы в слова).

Концентрация внимания – свойство, выражающееся в полной поглощенности предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека. При наличии такой сосредоточенности человек становится высоко помехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.

Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых задач. Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания. Истинное отвлечение является следствием многих причин: невыработанной устойчивости внимания, снижения интереса к работе, утомления (особенно при монотонной деятельности) и др. Противодействовать отвлечению могут краткие перерывы в работе.

Распределение внимания – свойство, благодаря которому можно выполнять два или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда действия привычны для человека и осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизированно.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются различные свойства и виды внимания, образуются относительно устойчивые их сочетания (индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также и типом нервной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Методика «Корректурная проба»

Применяется для обследования детей среднего и старшего школьного возраста и взрослых.


Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Описание. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Испытуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные, указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция. На бланке с буквами вычеркните, внимательно просматривая ряд за рядом, все буквы «е». Через каждые 60 с по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков вы уже просмотрели (успели просмотреть). Время работы – 5 мин. Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «но») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Интерпретация результатов. С помощью данной методики определяются такие качества внимания, как концентрация, устойчивость и переключаемость. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым; п – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 с по формуле:

где А – темп выполнения; S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы; t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости вычисляется по формуле:

где S 0 – количество ошибочно проработанных строк; S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Норма объема внимания – 850 знаков и выше; концентрация – 5 ошибок и менее.


Бланк для ответов

Корректурные пробы для оценки внимательности французский психолог Бенджамин Бурдон придумал в конце XIX века. Уже в начале XX его методику применяли в сфере психологии труда для тестирования рабочих, которые управляли фабричной техникой. Результаты позволяли судить, насколько они внимательны и надежны. Позже тесты Бурдона стали использовать в клинической психологии для работы с людьми, страдающими психическими расстройствами. Сегодня корректурные пробы применяются в том числе в педагогической практике. Очень редко – в детских садах, чаще – в школах, обычно в частных или коррекционных. И хотя современные психологи предпочитают оценивать внимание малышей с помощью игровых методик, разработки Бурдона до сих пор в ходу. А учитывая, что тест длится всего 10 минут, для экспресс-оценки в домашних условиях его тоже можно испробовать.

Способ применения

Суть методики простая. Ребенку выдаются карандаш (или ручка) и листок, на котором в несколько рядов друг под другом изображены простые фигуры или буквы. Найти образцы для проведения корректурных проб Бурдона можно в интернете. Экзаменатору нужен только секундомер. Сначала ребенку дается инструкция: после сигнала начать вычеркивать две буквы - «К» и «Р», а когда экзаменатор произнесет слово «Черта!», поставить вертикальную черту после той буквы, на которой он остановился, и продолжать выполнять задание дальше. Тест длится строго 10 минут, а слово «Черта!» нужно говорить в конце каждой минуты. Собственно, для этого экзаменатору и нужен секундомер.

Ключевые параметры

За это короткое время методика корректурных проб Бурдона позволяет оценить сразу несколько ключевых параметров. Первый – объем внимания. Это способность за определенный промежуток времени охватить и удержать в памяти от 5 единиц информации и больше. И у детей и у взрослых нижняя планка одинаковая. Второй критерий – продуктивность внимания, то, насколько хорошо человек может использовать эти 5 единиц информации для решения поставленной задачи. Третий – устойчивость внимания. Этот параметр позволяет оценить, как работает память в целом на протяжении отведенных 10 минут. Например, в начале теста ребенок может выполнять задание плохо, в середине – лучше, а в концу опять переутомляется и делает ошибки. Четвертый критерий – переключаемость (или гибкость) внимания. Это способность удерживать «фокус» на определенном объекте длительное время. Иными словами, как ребенок может, удерживая в памяти одну задачу, по сигналу экзаменатора ее тормозить, и приниматься за выполнение следующей.


Выбор материала

Существует отдельно корректурная проба для дошкольников и корректурная проба для младших школьников. Разница в материале, который выдается для проведения теста, и в исходном количестве символов. Малышам дают задания, где нужно оперировать легко узнаваемыми и простыми значками. Это могут быть звездочки, кружочки, крестики, смайлики. Корректурная проба для дошкольников предполагает схожие манипуляции с буквами. И такого принципа желательно придерживаться. Буквенный вариант чаще всего используют для тестирования детей, заканчивающих первый класс. К этому времени в их памяти обычно хорошо отпечатывается образ каждой буквы. А у малышей дошкольного возраста, даже если они прилежно выучили алфавит, как правило, образ самих букв еще недостаточно закреплен. Отсюда - высокая вероятность ошибок, потому что маленькие дети обычно сильно путают буквы. Но, конечно, если ваш малыш еще не ходит в школу, но уже быстро и бегло читает, можно предложить ему и буквенный вариант корректурной пробы Бурдона.

Подсчет ошибок

10-15 ошибок – это норма. 16-18 ошибок – некритично. 30-40 и больше ошибок – можно говорить о том, что стоит обратиться за консультацией к специалисту.

Правильный настрой

Лучше проводить тест в первой половине дня до 12:00 – в это время суток наша работоспособность максимально высока. В домашних условиях принципиально важно создать правильный психологический настрой. Атмосфера должна быть дружелюбной, с этим в родных стенах проблем не будет. Однако важно подчеркнуть, что никаких оценок в конце не будет и результаты теста ни на что не повлияют. Особенно это касается школьников, которые прекрасно знают, что такое оценки. Они могут переживать, что окажутся не на высоте, и тогда плохо справятся с тестом. Но с другой стороны, не забывайте про мотивацию. Не понимая, для чего нужен тест, ребенок может неохотно приступить к выполнению задания, и результаты окажутся неинформативными. Можно попробовать сказать так: «Сейчас проверим, насколько ты внимателен! Постарайся сделать задание как можно лучше!».

Оценка результатов

Методика корректурных проб Бурдона считается самой известной, но для оценки параметров памяти у детей она довольно сложна в использовании. Главная трудность в том, что интерпретировать результаты теста неспециалисту очень непросто. Ведь трудности с обучением не всегда связаны с низким интеллектом или нарушением психических функций. Плохие оценки могут быть связаны с причинами чисто психологического характера. Возможно, ребенку не понравился учитель или отношения между ними по какой-то причине испортились. Часто бывает и так, что придя в школу с огромным желанием учиться, ребенок, впервые столкнувшись с системой оценок, теряет весь энтузиазм. За низкими результатами могут также скрываться и общее переутомление ребенка, и недостаточная мотивация, и несформированность (в силу возраста) волевых качеств. Существуют еще индивидуальные особенности, поэтому разобраться, где норма, а где отклонение, без опыта почти нереально. Как бы там ни было, насторожиться всерьез стоит в том случае, если коммуникативные навыки у ребенка хорошие, а проблемы с запоминанием и концентрацией внимания существенные.

Цель . Определение концентрации внимания при работе с корректурными таблицами.

Материал: а) корректурная таблица;

б) секундомер.

ЮТЛЕФГЖЮУПШСРДЕАТЛБЗКИНФЯВПЧМОЗЕ

АГНБВИОМШСЯСНЛОЖВМФЕЮЗУЖДРТГКБИТ

АНДКХУЖГЗШЯНБХЮАВЧЮДФПСЗИХПЧЖГОМ

БШЖСВУАРЛМТБДКОМВЗСЮХНГЯЖВСЮИИМ

ЕТРШУХКПЛЖИУЧФРЕЗНЛГРХМКФПУЮНКЯЗ

ГШВИЧАЖЛСОЕДТВИТШПДЛОУЖАГЗДВЮЯИЛ

ФМСХУКШЛПТАЕБРЖНЧОЗКБРЧНЗСХИГХЛЯЧ

ЗДЕЖСФОНВГУШТЮКМАПИБРВЕНПАКРАНОЛ

ЧРПДХИЮПЖШТВФСЗСБОЯЖХЛЮВЕБДКТФОС

ЛПЕЗБУТНВСОЮМЮПЖЕШЖНБФТХСКЛПАХУН

ИШДАГМГМТРГЖМЖУЗХДЛПАЕКВРНЮТЧБФЯ

ОГТШСАДКОЧИБФСЕПСМФЮОНЯЧХЛРЕАУХЯ

ДЗЖТГШВИКБЛНПВЗАУРГОЛКЮХУШЮМНВПМ

СЯСХЕЗНПЧИЖФАНТБКДИРЧЗЕКМХТЮЖЧТНМ

БРБСШВГСБЖПИЮУДПХАЕНТМЛЖМПДЖУШК

СЕМПТНОЮАВКБИЧРЛХЯУДФЗГКОАНГНЛНЕЦ

РБЗЯЮБОЖХМУФДТПАЧДСЗКЕВРНЛИЩИВЕТБ

ТФХГАЖМПГТКНОУРИДНВЧЮЛСЯЕХФБЗАЖДЧ

ШЖМДКОСШЧНЛХБНЯОЧШЛФХНСЗАЕВПГЖСТ

ТКИДЮРБУЮОРИЗУМТДФЕКИГЮСХВЯГСЖУЕЖ

ДЖТЕАПХБРВЮПЗШАКОШЯДЗАКНХЮРХЛУТГИ

ЖСВНЧПЕПВЖЗЛШЮИОФМЕГИБМРАКОБНЯКАС

Рис. 7. Бланк «Корректурная проба»

Ход эксперимента

Ученику вручается корректурная таблица, представляющая собой случайный набор согласных и гласных букв. Он должен подчеркивать букву «С» и зачеркивать букву «Ч».

Время выполнения задания – две минуты.

Начало выполнения задания – по сигналу: «Начинай!» Окончание – по команде «Стоп!» В том месте, где школьника застала команда «Стоп!» он должен поставить «птичку».

Анализ выполненного задания . Определить коэффициенты правильности – А и продуктивности – Е. Коэффициент правильности вычисляется по формуле

где С – число правильно перечеркнутых и подчеркнутых букв,

W – число неправильно перечеркнутых и подчеркнутых букв,

О – число ошибочно пропущенных букв.

Коэффициент продуктивности вычисляется по формуле Е = S А,

где S – число просмотренных знаков, А – коэффициент правильности.

Оценка уровней правильности и продуктивности для младших школьников проводится по табл. 11.

Таблица 11

Пределы А

Пределы Е

Высокий уровень

0,98 и выше

310 и выше

Уровень выше среднего

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Низкий уровень

0,90 и ниже

149 и ниже

Методика 4.3. Корректурная проба Бурдона

Цель работы. Измерение количественных характеристик внимания в корректурной пробе Бурдона и выявление динамики этих характеристик в процессе кратковременной деятельности.

Оборудование. В работе используется бланк теста Бурдона в модификации, предложенной советским психологом П.А. Рудиком.

Ход работы . Эксперимент выполняется коллективно при последующей самостоятельной обработке результатов.

Каждому испытуемому выдаются листы с тестом Бурдона. Выполнению данной работы предшествует упражнение, осуществляемое в специальной части бланка теста. Время упражнения – 1 минута.

Испытуемый зачеркивает в бланке всегда четыре буквы: А, М, К, З. Работа идет построчно. После упражнения испытуемый приступает к основной работе, чему предшествуют команды экспериментатора: «Внимание. Начали!»

Основная работа осуществляется в течение 5 минут, и по истечении каждой минуты экспериментатор дает команду: «Черта». Команда «Стоп!» означает прекращение всего эксперимента.

Инструкция испытуемому . По моей команде «Начали!» вы начинаете искать и вычеркивать в каждой строке лежащего перед вами листа буквы А, М, К, З. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. Вначале будет минута упражнения. Затем основная работа в течение пяти минут, причем по истечении каждой минуты и в ответ на мою команду: «Черта», вы ставите его в том месте, где сейчас работаете. Работа прекращается по команде «Стоп».

Обработка результатов

    Вычислить показатель концентрации внимания k, для чего необходимо подсчитать:

Общее количество правильно зачеркнутых букв – n 1;

Количество пропусков букв А М К З n 2;

Количество ошибочно зачеркнутых букв – n 3;

Общее количество в просмотренных строках букв А, М, К, З, подлежащих вычеркиванию – n .

Показатель концентрации внимания k вычисляется как отношение:

k =

100% .

Такие коэффициенты требуется вычислить как в целом (k) , так и по каждой минуте работы в отдельности (k 1 , k 2 , k 3 , k 4 , k 5 ) .

Примечание. В психотехнике была принята такая система качественной оценки концентрации внимания в зависимости от величины этого коэффициента.

Очень хороший – 81…100%

Хороший – 61…80%

Средний – 41…60%

Плохой – 21…40%.

2. Построить график, отражающий динамику концентрации внимания (колебание, а возможно, упражняемость) по отдельным минутам основного эксперимента, т. е. по величинам k 1 , k 2 , k 3 , k 4 , k 5 .

Примечание. Строго говоря, это будут колебания (изменения) точности или уровня безошибочности данной корректурной работы, Такая точность, бесспорно, зависит от концентрации внимания, однако не отражает последнюю строго однозначно, так как данный показатель может быть существенно искажен проявлениями других свойств внимания, например переключаемостью, объемом и так далее.

3. Вычислить значение коэффициентов точности (аккуратности внимания) А (по каждой минуте и за все пять минут работы):

А =

и построить график, отображающий их динамику (по аналогии с пунктом 2 обработки).

где N есть общее количество знаков, просмотренных за данный период времени (в любой строке текста имеется 35 букв).

Построить график изменения величины Е по отдельным минутам эксперимента.

ГХБПКШЗПЮВРХПАЕТЖДЖСРГВХСЮГИКВРГМАГУ

НТКОБЕМФОИЮШЛЗЖВПЕПЧНВСЖУЛХХЮРХБЯЗШ

ОСВЧЕХТЕСПМНТООЖХШНАЕЧЮПВЖЛЮФОВПАКМ

КЧЗШАЖКЯДХИСВПБЮРЖВПУЮШАТХСГМКРАТЮД

ДРГПЛВРГАМКЕТНЧЗОУБХФПЛЖШЯНСЮДЮХВТУА

ПЯИХНЛУТШИВБКОГЗМХЯРДАЧЕЮЖСФПДСРКГЧН

ЮТЛЕФГЖЮУПШСРДЕАЛТБЗКИНФЯВПЧМОЗАГНБО

ХВИОМШСЯСНЛОЖВМФЕЮЗУХДРТГКБИАНДКУЖХ

ГЗШЯНБХЮАВЧЮФДПСЗИХПЧЖГОБШЖСВУАРЛМТ

БДКОМВЗСЮХНГЯЖВСЮПМИЕТРШУХКПЛЖИУЧФР

ЕЗНГАРХМФПУЮКНЯЗГШВИЧАЖЛСОЕДТВИТШПК

ДЛОУЖАГЗДВЮЯНФМСУХКШЛПДБРЕНЧГОСТЧЫЖЭ

ГТЮЧЗРПЛЖЫГЕИСАЭЛПТСЧЯЮЕНГШХУВФОРСТПЕ

НЕАРТБВДГКИЧТЖХЗКБИСТВНЦЗУЧТСНАВЫЮБЭЗХ

ОРЫЕИСТЗХРАЛТВНЕКДЬИТЫЖДЩШГЕТИВРЮБРПЛ

ЕПЫБИШГВЕЦОТТЛГНАОЕКТАЛЖЩЦЕМКБОРАЕЫФ

РПУНБМНАВДЖЫЗЭКФЛМСКНВАТЯИЗЕНКИАМЕВЛД

ГОБЛЕСТИНКАСВТГИДРГЮЗХЦАВМЫГХТАРОРЖЭОУ

РАНТВЫФРИГОВИКЕПРЖНЩИКУШЕНИРПАВЫФДЖО

НГЕПРАМВКНЩЗХЖДТМСПАВКЦЯТРУЛКТХАВНТВЦБ

Рис. 8. Бланк к методике 4.3

Всем Доброго дня!

Сегодня я хочу рассказать вам о корректурных пробах.
Что это такое, для чего они используются и как можно их применять в играх с детьми.

«Корректурная проба» – это метод исследования внимания, который был создан в 1895 году Б. Бурдон.

Испытуемому в эксперименте предъявляется страница, которая заполнена какими-нибудь знаками. Знаки обязательно располагаются в случайном порядке. Это могут быть буквы, цифры, рисунки-миниатюры, геометрические фигуры. Испытуемый должен найти определенный знак и как-нибудь его выделить – зачеркнуть, подчеркнуть, обвести, поставить внутри фигуры определенный знак.
Как именно выделить знак, и какой это должен быть знак задаётся в инструкции.

С помощью данного метода можно оценить разные параметры внимания:переключение, распределение, устойчивость, концентрация.
Применять корректурную пробу можно с дошкольного возраста до пенсионного.
То есть, для использования теста возрастных ограничений практически нет, все зависит от правильности стимульного материала.



Проводить тест мы не будем, вы можете легко скачать его, набрав в строке поисковика «Корректурная проба».
Мы будем использовать «пробы» для тренировки внимания.
Тесты можно использовать как в обычном виде, так сказать стандартном, который уже прилагается к исследованию.
Бланки с корректурными пробами, которая я нашла в интернете вы можете скачать
в нашей группе ВКонтакте . Я специально создала отдельный фотоальбом.

А можно подойти творчески, немного видоизменить и …..вот что у меня получилось))
Увлекательные игры для развития внимания!

Зашифрованные стихотворения А.Барто. Нужно зачеркнуть буквы, которые выделены в первой строчке, затем переписать оставшиеся и прочитать стихотворение.
Конечно, для детей постарше можно и усложнить задание, не переписывать буквы, а сразу прочитать стихотворение.

Ответы не пишу. Буду рада, если вы разместите их в комментариях.
Внизу поста можно скачать данные стишки для распечатки в формате PDF.




Еще варианты для заданий:

Подчеркнуть каждую четную букву, выписать эти буквы, расставить знаки препинания и разделить на слова.
-пропустить первую букву, вторую зачеркнуть, третью пропустить, четвертую зачеркнуть и т.д. Все не зачеркнутые выписать, разделить на слова и прочитать.
-две первых буквы зачеркнуть, вторые две подчеркнуть. Слова составлять из подчеркнутых букв.

Цель . Определение концентрации внимания при работе с корректурными таблицами.

Материал: а) корректурная таблица;

б) секундомер.

ЮТЛЕФГЖЮУПШСРДЕАТЛБЗКИНФЯВПЧМОЗЕ

АГНБВИОМШСЯСНЛОЖВМФЕЮЗУЖДРТГКБИТ

АНДКХУЖГЗШЯНБХЮАВЧЮДФПСЗИХПЧЖГОМ

БШЖСВУАРЛМТБДКОМВЗСЮХНГЯЖВСЮИИМ

ЕТРШУХКПЛЖИУЧФРЕЗНЛГРХМКФПУЮНКЯЗ

ГШВИЧАЖЛСОЕДТВИТШПДЛОУЖАГЗДВЮЯИЛ

ФМСХУКШЛПТАЕБРЖНЧОЗКБРЧНЗСХИГХЛЯЧ

ЗДЕЖСФОНВГУШТЮКМАПИБРВЕНПАКРАНОЛ

ЧРПДХИЮПЖШТВФСЗСБОЯЖХЛЮВЕБДКТФОС

ЛПЕЗБУТНВСОЮМЮПЖЕШЖНБФТХСКЛПАХУН

ИШДАГМГМТРГЖМЖУЗХДЛПАЕКВРНЮТЧБФЯ

ОГТШСАДКОЧИБФСЕПСМФЮОНЯЧХЛРЕАУХЯ

ДЗЖТГШВИКБЛНПВЗАУРГОЛКЮХУШЮМНВПМ

СЯСХЕЗНПЧИЖФАНТБКДИРЧЗЕКМХТЮЖЧТНМ

БРБСШВГСБЖПИЮУДПХАЕНТМЛЖМПДЖУШК

СЕМПТНОЮАВКБИЧРЛХЯУДФЗГКОАНГНЛНЕЦ

РБЗЯЮБОЖХМУФДТПАЧДСЗКЕВРНЛИЩИВЕТБ

ТФХГАЖМПГТКНОУРИДНВЧЮЛСЯЕХФБЗАЖДЧ

ШЖМДКОСШЧНЛХБНЯОЧШЛФХНСЗАЕВПГЖСТ

ТКИДЮРБУЮОРИЗУМТДФЕКИГЮСХВЯГСЖУЕЖ

ДЖТЕАПХБРВЮПЗШАКОШЯДЗАКНХЮРХЛУТГИ

ЖСВНЧПЕПВЖЗЛШЮИОФМЕГИБМРАКОБНЯКАС

Рис. 7. Бланк «Корректурная проба»

Ход эксперимента

Ученику вручается корректурная таблица, представляющая собой случайный набор согласных и гласных букв. Он должен подчеркивать букву «С» и зачеркивать букву «Ч».

Время выполнения задания – две минуты.

Начало выполнения задания – по сигналу: «Начинай!» Окончание – по команде «Стоп!» В том месте, где школьника застала команда «Стоп!» он должен поставить «птичку».

Анализ выполненного задания . Определить коэффициенты правильности – А и продуктивности – Е. Коэффициент правильности вычисляется по формуле

где С – число правильно перечеркнутых и подчеркнутых букв,

W – число неправильно перечеркнутых и подчеркнутых букв,

О – число ошибочно пропущенных букв.

Коэффициент продуктивности вычисляется по формуле Е = S А,

где S – число просмотренных знаков, А – коэффициент правильности.

Оценка уровней правильности и продуктивности для младших школьников проводится по табл. 11.

Таблица 11

Пределы А

Пределы Е

Высокий уровень

0,98 и выше

310 и выше

Уровень выше среднего

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Низкий уровень

0,90 и ниже

149 и ниже

Методика 4.3. Корректурная проба Бурдона

Цель работы. Измерение количественных характеристик внимания в корректурной пробе Бурдона и выявление динамики этих характеристик в процессе кратковременной деятельности.

Оборудование. В работе используется бланк теста Бурдона в модификации, предложенной советским психологом П.А. Рудиком.

Ход работы . Эксперимент выполняется коллективно при последующей самостоятельной обработке результатов.

Каждому испытуемому выдаются листы с тестом Бурдона. Выполнению данной работы предшествует упражнение, осуществляемое в специальной части бланка теста. Время упражнения – 1 минута.

Испытуемый зачеркивает в бланке всегда четыре буквы: А, М, К, З. Работа идет построчно. После упражнения испытуемый приступает к основной работе, чему предшествуют команды экспериментатора: «Внимание. Начали!»

Основная работа осуществляется в течение 5 минут, и по истечении каждой минуты экспериментатор дает команду: «Черта». Команда «Стоп!» означает прекращение всего эксперимента.

Инструкция испытуемому . По моей команде «Начали!» вы начинаете искать и вычеркивать в каждой строке лежащего перед вами листа буквы А, М, К, З. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. Вначале будет минута упражнения. Затем основная работа в течение пяти минут, причем по истечении каждой минуты и в ответ на мою команду: «Черта», вы ставите его в том месте, где сейчас работаете. Работа прекращается по команде «Стоп».

Обработка результатов

    Вычислить показатель концентрации внимания k, для чего необходимо подсчитать:

Общее количество правильно зачеркнутых букв – n 1;

Количество пропусков букв А М К З n 2;

Количество ошибочно зачеркнутых букв – n 3;

Общее количество в просмотренных строках букв А, М, К, З, подлежащих вычеркиванию – n .

Показатель концентрации внимания k вычисляется как отношение:

k =

100% .

Такие коэффициенты требуется вычислить как в целом (k) , так и по каждой минуте работы в отдельности (k 1 , k 2 , k 3 , k 4 , k 5 ) .

Примечание. В психотехнике была принята такая система качественной оценки концентрации внимания в зависимости от величины этого коэффициента.

Очень хороший – 81…100%

Хороший – 61…80%

Средний – 41…60%

Плохой – 21…40%.

2. Построить график, отражающий динамику концентрации внимания (колебание, а возможно, упражняемость) по отдельным минутам основного эксперимента, т. е. по величинам k 1 , k 2 , k 3 , k 4 , k 5 .

Примечание. Строго говоря, это будут колебания (изменения) точности или уровня безошибочности данной корректурной работы, Такая точность, бесспорно, зависит от концентрации внимания, однако не отражает последнюю строго однозначно, так как данный показатель может быть существенно искажен проявлениями других свойств внимания, например переключаемостью, объемом и так далее.

3. Вычислить значение коэффициентов точности (аккуратности внимания) А (по каждой минуте и за все пять минут работы):

А =

и построить график, отображающий их динамику (по аналогии с пунктом 2 обработки).

где N есть общее количество знаков, просмотренных за данный период времени (в любой строке текста имеется 35 букв).

Построить график изменения величины Е по отдельным минутам эксперимента.

ГХБПКШЗПЮВРХПАЕТЖДЖСРГВХСЮГИКВРГМАГУ

НТКОБЕМФОИЮШЛЗЖВПЕПЧНВСЖУЛХХЮРХБЯЗШ

ОСВЧЕХТЕСПМНТООЖХШНАЕЧЮПВЖЛЮФОВПАКМ

КЧЗШАЖКЯДХИСВПБЮРЖВПУЮШАТХСГМКРАТЮД

ДРГПЛВРГАМКЕТНЧЗОУБХФПЛЖШЯНСЮДЮХВТУА

ПЯИХНЛУТШИВБКОГЗМХЯРДАЧЕЮЖСФПДСРКГЧН

ЮТЛЕФГЖЮУПШСРДЕАЛТБЗКИНФЯВПЧМОЗАГНБО

ХВИОМШСЯСНЛОЖВМФЕЮЗУХДРТГКБИАНДКУЖХ

ГЗШЯНБХЮАВЧЮФДПСЗИХПЧЖГОБШЖСВУАРЛМТ

БДКОМВЗСЮХНГЯЖВСЮПМИЕТРШУХКПЛЖИУЧФР

ЕЗНГАРХМФПУЮКНЯЗГШВИЧАЖЛСОЕДТВИТШПК

ДЛОУЖАГЗДВЮЯНФМСУХКШЛПДБРЕНЧГОСТЧЫЖЭ

ГТЮЧЗРПЛЖЫГЕИСАЭЛПТСЧЯЮЕНГШХУВФОРСТПЕ

НЕАРТБВДГКИЧТЖХЗКБИСТВНЦЗУЧТСНАВЫЮБЭЗХ

ОРЫЕИСТЗХРАЛТВНЕКДЬИТЫЖДЩШГЕТИВРЮБРПЛ

ЕПЫБИШГВЕЦОТТЛГНАОЕКТАЛЖЩЦЕМКБОРАЕЫФ

РПУНБМНАВДЖЫЗЭКФЛМСКНВАТЯИЗЕНКИАМЕВЛД

ГОБЛЕСТИНКАСВТГИДРГЮЗХЦАВМЫГХТАРОРЖЭОУ

РАНТВЫФРИГОВИКЕПРЖНЩИКУШЕНИРПАВЫФДЖО

НГЕПРАМВКНЩЗХЖДТМСПАВКЦЯТРУЛКТХАВНТВЦБ

Рис. 8. Бланк к методике 4.3



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: