Что такое семик в православии. Семик (зеленые святки)

Семик в православии – это время после Пасхи на седьмой седмице в четверг. В этот день поминают усопших, умерших не своей смертью, а также не крещенных детей. Семик произошло от слова «семя». Родители, деды, прадеды – это и есть семя, от которого мы все и произошли на свет, как семена дают свои ростки и всходы на полях. Так как дата праздника постоянно меняется, наверное многих интересует, какого числа Семик в 2018 году. В 2018 году по церковному календарю Семик будет 24 мая .

Значение праздника


Традиции пришли к нам еще с 17 века и сохранились до сих пор. В этот день поминали усопших, ухаживали за могилками и молились за души безвременно скончавшихся людей. Души усопших, умерших не своей смертью, не могут найти упокоение и спускаются на землю в дни Святой Троицы для получения чистоты от Духа Святаго. Очень важным является то, с каким чувством поминают в этот день близких людей. Семик по-другому называют «Зеленые Святки». Также можно встретить названия: «семицкая неделя», «зеленая неделя», «семицкий четверг» или «клечальная неделя», в Чехии и Словакии его называют «русальда».

В деревнях и селях существует много традиционных обрядов, связанных с березой. Это означает – окончание весны и начало лета, когда весь мир преображается и земная поверхность превращается в зеленый ковер. Природа обновляется, начинаются летние сельскохозяйственные работы. Она является символов жизненной силы и главным объектом для поклонения. Береза издревле почиталась народом и считалась деревом счастья, которое приносит добро в дом, оберегает от зла и нечистой силы, излечивает болезни, покровительствует незамужним девушкам и семейным женщинам. Дома украшали зелеными веточками березы, свежескошенной травой и полевыми цветами. К алтарю ставили букеты цветов. Эта традиция и сейчас почитается в храмах.

Традиции и обряды на Семик


Утром до полудня посещают кладбище. В послеобеденное время по традиции на Руси водили хороводы вокруг березы, ходили в лес и на речку, пели песни, плели венки, гадали, молодежь играла в веселые игры, веселилась и гуляла до утра. Из березовых ветвей делали кукушку, которую крестили, затем поцеловавшись, обменивалась нательными крестиками, что означало крепкую дружбу и родство. Этот обряд называется кумовство, который сплачивает людей на долгие годы. Традиционной считается трапеза в лесу под березкой или под ракитовым кустом. Для праздничного обеда заранее пекли караваи, сырники, сочни.


История праздника

Семик считается языческой основой праздника, приходящегося на седьмую неделю Пасхи. Предположительно, в древности он входил в единый весенний праздничный цикл, начинала который Масленица, и был его завершением. С принятием христианства языческий семик был приурочен к Троице, но продолжал древние обряды и верования.

Острицкий А.Г.

Один из самых главных и ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «гряной», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица - воскресенье, 50-й день после Пасхи.
В народных обычаях празднование христианского праздника совместилось с дохристианскими праздниками, отмечавшими конец весеннего периода жизни природы. Перед днём Св. Троицы (всегда выпадающий на воскресенье) отмечался в четверг языческий праздник Семик. В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. Троица впитала в себя всю обрядность Семика. В других – обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу.



А.Клименко. Венок на камень

Семик - седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем - березкой, девичьи гулянья, поминание умерших.
Деревни и села на этот небольшой период буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали семик.


Семик в Епифановском уезде Тульской губернии. Гравюра. Середина XIX в.

Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.
Для празднования семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забивая солода и хмеля; варится брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же семик, в полдень, начинается торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие - ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню.

С пением:

Ио, ио, семик-тройца,
Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем с тобой,
Во ту слободу, в Радышевчину,
Ио, ио, семик-тройца! -

Идут в лес, где происходит пир».

На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К. числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, плетение венков, кумление. срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.


Анна Виноградова

Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших. В дни Семика – Троицы в некоторых местностях России главными праздничными деревьями считались дуб, клен или рябина. Кроме ветвей деревьев в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах».


Семик в новой деревне. Лубочная картинка.

В Семик – Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными березками или ветками березы, полы в домах покрывали плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов. Этот обычай, распространенный по всей России, вошел и в церковную практику. В день Троицы внутри церкви ставили срубленные березки, пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной службы с ветками березы и букетиками цветов – зарей. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм – как выражение радости и благодарности Богу.

Троицкие празднества включали в себя, как уже говорилось выше, и поминовение умерших. Они проводились в Троицкую субботу, предшествующую дню св. Троицы и считавшуюся у русских главным весенним поминальным днем, и в Духов день. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.

Завивание берёзки - один из главных обрядов Семика-Троицы, суть которых состояла в чествовании возрождающейся после зимы природы.
В деревнях центральной и южной части Европейской России, а также в Сибири культ растительности принял особенно яркие формы. Основой обрядности здесь стало завивание березки, начальный этап которого приходился на Семик, а окончание - на Троицу. Обряд совершали девушки, которые втайне от мужского населения деревни отправлялись в четверг семицкой недели в лес, на берег реки или к ржаному нолю для выбора ритуального дерева.

Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые;
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные;
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы,
Ио, ио, Семик да Троица.
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут...


Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович.Венки васильков. Этюд

Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, т. е. скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками и т. п. После этого вокруг березы водили хороводы:

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красные пришли,
Пирога принесли
Со яичницей.

Затем под ней устраивали пиршество, основными блюдами которого были яйца, яичница, лепешки, пироги, пиво.
На Троицу девушки отправлялись в лес развивать березку. Они расплетали ветки, развязывали ленты, а затем опять устраивали праздничную трапезу с яичницей и лепешками, водили хороводы, пели песни.


А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. 1845

Действия с березкой не всегда ограничивались ее завиванием и развиванием. В некоторых губерниях России березку срубали, украшали лентами, платками, цветами, носили по деревне под пение песен, устанавливали ее в центре деревни, а затем в день Троицы под пение песен снимали с березы все украшения и спускали ее вниз по реке
Кумление - один из обрядов Семика-Троицы, который исполняли девушки брачного возраста.


Д.О. Осипов. Две девушки в день Семика.1860-1870-е Масло.

Он проводился, как правило, в день завивания берёзки. Наиболее распространенным был вариант, когда девушки две близкие подруги - подходили с двух сторон к завитому на березе венку, троекратно целовались через него, говорили друг другу: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». Затем обменивались нательными крестиками и небольшими подарками. Кумление могло происходить и несколько иначе. Желающие покумиться девушки заплетали две «мотушки» - косы из ветвей березы и ленточки, приговаривая: «Кукушка, кукушка, сбереги мою мотушку», а затем обменивались крашеными яйцами, лепешками. Покумившиеся девушки называли друг друга кумой, кумочкой, гуляли вместе по деревне, не ссорились, поверяли секреты, шептали друг другу разные пожелания, дарили друг другу подарки.

Русские крестьяне считали, что покумившиеся девушки вступали в своего рода духовное родство, аналогичное тому, которое возникает между людьми, крестившими в церкви одного ребенка. Через неделю, обычно в воскресенье, следовавшее за Троицей, девушки снова отправлялись на место кумления.


William Bouguereau (1825-1905)
Parure des Champs
Oil on canvas, 1884
64 1/8 x 35 3/8 inches (163 x 90 cm)
Museum Beaux-Arts, Montreal

Там они под песню «Я в лес пойду, я венок разовью, раскумися, кума, разбранися, душа» развивали венки, расплетали «мотушки», возвращали друг другу подарки. Это означало, что узы, связавшие покумившихся девушек, распадались. Принято считать, что обряд кумовства скреплял половозрастной союз девушек, совершивших переход в брачный возраст.

Семик открывает начало летнего периода и провожает весну. Это праздник очень схож с Масленицей, а в народе им придают важное значение. Они являются продолжением друг друга, где Масленица - это начало, а Семик - конец, замыкающий круг жизни.

Семик приходится на середину Зеленых святок , празднование состоится в четверг. Это время, когда поминают усопших , погибших не своей смертью, самоубийц и некрещеных детей. В 2017 году его отмечают 1 июня.

Этот день берет свое начало еще с языческих времен. Поэтому не удивительно, что торжество обросло различными мистическими обрядами и приметами. А дошедшие до нас традиции помогут встретить начало лета правильно, согласно всем древним канонам.

Народные традиции

Праздник олицетворяет сбой симбиоз язычества, христианства и народных традиций. Хоть в календаре православных праздников ему не отведено место, это торжество очень почитается русскими людьми и имеет множество обрядов, способствующих улучшению жизни и воссоединению с природой.

Главная традиция в четверг Зеленых святок — это поминание усопших, погибших не своей смертью. Хоть данные действия противоречат церковным устоям, большинство верующих не упускают возможность почтить память умерших, которые утратили свою веру и не смогли обрести ее перед смертью. Неупокоенные души погибших так же, как и все, нуждаются в нашей помощи, каждый из них достоин светлой памяти и прощения грехов. Поэтому этот праздник — единственный способ успокоить блуждающих в надежде на вечную жизнь духов.

Главным символом Семика является береза. В этот день принято завивать венки из березовых веток и украшать ими дом. Поверье гласит, что они способны отгонять нечистую силу и давать отпор негативу .

Погода в четверг способна показать, спокойно ли живут наши умершие родственники и близкие люди. Если будет жарко и ветрено, а дождь обойдет стороной — значит, мертвые недовольны.

Наши предки верили, что в период Зеленых святок, особенно в четверг, просыпается вся нечисть. Поэтому отправляться в лес, поля и гулять допоздна около водоемов считалось опасным. В это время русалки и лешие выходили из своих укромных мест и осматривали владения. Считалось, что, встретив человека, они могут загадать загадку, а получив неправильный ответ — защекотать путника до смерти. По этой причине Семик встречают пышными гуляньями и громкими песнями, чтобы отпугнуть нечистую силу.

Наши предки открывали в этот день купальный сезон. Дурным знаком считалось уединение, поэтому женщинам и мужчинам лучше держаться вместе. Даже готовят и наводят порядок в доме как минимум вдвоем.

Традиции, приметы и обряды в четверг

Культ растительности является важной составляющей празднества. Главным атрибутом служит береза . Почитаемое дерево приносит добро, счастье, исцеляет болезни и уберегает от зла. А также оно символизирует женское начало, покровительствует представительницам прекрасного пола и помогает обрести покой умершим. Кроме ветвей и листьев березы, люди используют различные травы и цветы.

В Семик принято украшать дом как внутри, так и снаружи. Ветки священного древа располагают по углам квартиры, а его кору или полностью срубленное деревце помещают в самом светлом месте. Пол покрывают плотным ковром из листьев и травы, а на иконостас ставят полевые цветы. Это обычай имеет место даже в церковных практиках. В день Святой Троицы внутри храма вы можете лицезреть, как все вокруг озеленено, а каждый прихожанин держит в руках веточки березы.

Целый день должен идти праздник, танцы, гулянья, игры и песнопения. Хозяйки основательно готовятся к Семику и подают угощения: основными блюдами являются яичница и пироги. По правилам следует приглашать к себе гостей или ходить в гости, ни в коем случае нельзя проводить конец весны дома в одиночестве. Это считается дурной приметой: уединение в этот день способно навлечь беду. Считается, что заблудшие души бродят по домам и ищут компанию, поэтому могут забрать человека к себе.

Большая часть растений в конце дня ритуально уничтожается. Часть из них сжигается, другая отводится для гадания и пускания по воде, остальную забрасывают на деревья. Молодые девушки гадают в этот день на женское счастье . Нужно с закрытыми глазами бросить венок, который вы носили на голове в течение дня, в реку. Если он останется на плаву — ожидайте скорое замужество, если поплывет против течения — беременность, ну а ежили утонул — то в этом году счастья можно не ждать.

Засохшие остатки растительности служили оберегом от темных сил и природных явлений. Многие ведуньи и гадалки используют их в лечебных целях. Также сухая зелень является важным атрибутом в гаданиях и обеспечивает плодородие.

Главный обряд праздника проходил следующим образом: из соломы создавали чучело Костромы, которое присутствовало на протяжении всего праздника. Вокруг него водили хороводы, а после закапывали в землю, сжигали на костре или топили в водоемах. Считалось, что это принесет плодородие и сделает предстоящее лето теплым.

Семик предшествует поминальной субботе, поэтому помолитесь за каждого, кого нет рядом с вами. Божья милость бесконечна, и, быть может, вы поможете своими молитвами обрести покой и свет каждой заблудшей душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Семик (Зеленые Святки) отмечается за три дня до Троицы, в седьмой четверг после Пасхи. В 2018 году празднование Семика приходится на 24 мая.

Что такое Семик

В языческой традиции Семик завершает весенний праздничный цикл, который начинала Масленица: «Честь ей и хвала, что Масляна Семика в гости звала». В Семик празднуется переход от весны к лету. Главным участником праздника была молодежь, в основном девушки. Их «переходное» положение соотносилось с состоянием природы поздней весной – цветение, но еще не плодоношение.

С принятием христианства Семику, как и другим языческим празднествам, стала соответствовать одна из церковных знаменательных дат – Троица. Однако праздник смог сохранить древние языческие традиции и оказался предваряющим празднование Троицы. В Семик собирали продукты для ритуальной трапезы, тогда как сама трапеза и приготовление блюд для нее происходили в Троицу.

С Семиком связывали весенний этап полевых работ – посев ячменя (в некоторых местах его предпочитали сеять или в Семик или в троицкую субботу), льна, конопли, посадку овощей. Крестьяне устраивали гулянья в полях с непременной обрядовой трапезой, обращались за помощью к предкам и совершали различные обряды, такие как «Обходы полей», «Величание ржи». Магическим ритуальным блюдом были яйца или яичницы, сделанные «на урожай».

Обряды и традиции на Семик

Главная часть празднования Семика – обряд «Завивание березы» . В этот день девушки шли в лес выбирать березу. Выбрав дерево, девушки его «завивали» – связывали верхушки двух молодых березок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под березками ели принесенную с собой еду (среди нее обязательно должна была быть яичница).

Кумление

При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берез вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг дружку кумой. Впервые в праздновании принимали участие девушки-подростки. Участие их в празднике символизировало причастность молодой девушки к миру важнейших женских занятий.

Поминание на Семик

Отличительной чертой Семика было поминовение «заложных», к которым причисляли умерших «не своей» смертью (скоропостижной, насильственной). В этот день, считали местные крестьяне, «самые великие грешники отдыхают от адских мучений».

В народных легендах «заложные» или сами обладали свойствами нечисти, или находились в услужении у разных представителей нечистой силы. Им приписывалась возможность управлять различными природными стихиями: дождем, громом, градом: «Мало бывает тепла до Семика; когда же покойников обмоет, тогда уж не бывает холода».

Поминая удавившихся и утопившихся родственников, на их могилы приносили блины, вино, красное яйцо, которое разбивали тут же за упокой души. По обычаю часть блинов оставляли русалке: «Русалочка царица, красная девица, не загуби душки, не дай удавиться! А мы тебе кланяемся».

По церковной традиции, в этот день молятся о «безродных и безыменных», о тех, за кого некому молиться и «чье христианское имя изгладилось из памяти людской». Вселенские панихиды в Семик проходят на местах массовых погребений.

При поминовении читают молитву: «Помяни, Господи, убиенных рабов своих, и от неизвестной смерти умерших, их же имена Ты Сам, Господи, веси, иже зде лежащих и повсюду православных христиан».

Семик: гадания и привороты на любовь

В Семик, седьмой четверг после Пасхи, наступает волшебная неделя любовных приворотов и гаданий – Зеленые Святки. В древности ее посвящали юной и строптивой богине Весны, Леле, душа которой по преданию живет в березке. Ветки этого дерева считались сильным оберегом от сглаза, болезней, злых духов, ими на Святки украшали иконы, окна и двери домов, зачастую в храм ходили с березовыми веточками.

Высохшие листья не выбрасывали, добавляли в любовные напитки, приворотные зелья, верили, что обладают они необыкновенной силой, пробуждающей в мужском сердце пылкое чувство. Заговоры и домашние привороты, даже «легкие», в Семик очень действенны, поэтому не стоит делать их ради забавы или за компанию с подружкой, чтобы не навредить околдованному человеку. Ведь работают они по принципу: если не мне, то никому.

Простой приворот на любовь

Этот домашний приворот выполняется ровно в полночь. Прозрачный стеклянный стакан, без рисунка, граней, каемки, наполовину заполняют родниковой водой. Берут его в руку, обязательно в левую, ближе к сердцу. Нашептывая имя любимого, правым указательным пальцем семь раз обводят кромку стакана. Затем его ставят на подоконник, на свежие березовые листья, их число должно быть кратно семи, и ложатся спать.

Чтобы приворот на любовь довести до конца, на следующий день приглашают суженого в гости, угощают каким-нибудь неалкогольным, собственноручно приготовленным напитком (черным или зеленым чаем, кофе, морсом, компотом). Добавляют в него три капли заговоренной, наполненной лунным светом воды. Пока пьет, смотрят милому в глаза и мысленно повторяют: «Ты меня любишь, жить без меня не можешь». Домашний приворот усилится, если на святочной неделе выполнить его трижды.

Заговор на березовые ветки

В Семик с молодой красивой березки отламывают две маленьких веточки. Держат двумя руками и читают над ними любую православную молитву, горячо, искренне, с чувством, ясно представляя лицо любимого. Ночью заговоренные ветки кладут крестом под коврик у входной двери квартиры, в которой живет ненаглядный. Приворот на любовь начнет действовать, когда он переступит через тайный амулет. После этого веточки нужно достать, унести домой и побыстрее высушить, на батарее, над газовой плитой, возле печи. Их хранят в укромном месте, подальше от посторонних глаз, чтоб никто случайно колдовства не порушил.

Гадание на бересте

На Зеленые Святки девушки ворожили, на травах, цветах, листьях и березовой коре. Гадание на любовь помогало невестам определить, будет ли предстоящее замужество счастливым. Спозаранку шла девица в ближайшую березовую рощу, бродила в тишине, искала дерево, что к себе манит. Кланялась ему в пояс, гладила, прощение просила за беспокойство. А потом аккуратно отрывала небольшой кусочек бересты и разглядывала обнажившийся участок.

Ровная, влажная, окрашенная в один тон древесина сулила удачный брак, мужа любящего да заботливого. Если ствол под корой покрыт темными пятнами и червоточинами, семейная жизнь вначале будет неспокойной, с размолвками и неурядицами, но со временем наладится. Трухлявое, гнилое березовое нутро – плохой знак, со свадьбой лучше повременить, а то и вовсе отменить, чтоб жизнь себе не испортить.

Березовое гадание на будущее

В старину знали: береза – дерево вещее, тому, кто слушать его умеет, все расскажет. Знай только, вопросы правильные задавай, чтобы ответом на них было «да» или «нет». Например, спросила девушка громко: «Скоро сватов в гости ждать?». Березка чуть слышно, ласково зашелестела пышной кроной, значит, сватовство состоится. Если зашумела порывисто, грозно, напрасно девица ждет, не хочет парень на ней жениться. Обидно до слез, однако делать нечего, береза обманывать не станет, ее гадание на будущее – самое верное.

Семицветное гадание на любовь

На вечерней зорьке в Семик собирали девушки цветы и травы, из семи разных растений плели колдовские венки. Перед сном душистую корону одевали на голову и загадывали желание: с суженым-ряженым свидеться. Говорят, многим это удавалось. Утром заветный веночек бросали в реку. Уплывет, недолго красавице в девках сидеть, к берегу прибьется – под венец через год пойдет. Гадание на любовь толковали, как неудачное, если венок шел ко дну, тонул.

Семик - седьмой четверг после Пасхи, считался очень большим праздником. Он знаменовал прощание с весной и встречу лета, зеленеющую землю с центральным персонажем - березкой.
Основными составляюшими празднеств Семика - Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, поминание умерших.
Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших. В дни Семика - Троицы в некоторых местностях России главными праздничными деревьями считались дуб, клен или рябина. Кроме ветвей деревьев в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах».

В Семик - Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными березками или ветками березы, полы в домах покрывали плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов. Этот обычай, распространенный по всей России, вошел и в церковную практику. В день Троицы внутри церкви ставили срубленные березки, пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной службы с ветками березы и букетиками цветов - зарей. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм - как выражение радости и благодарности Богу.

Праздник Семика - Троицы, воспринимавшийся как чествование возрождаюшейся после зимы природы, колосящихся полей, расцветающих садов, осмыслялся и как праздник девушек и женщин.
Во многих деревнях в дни Семика - Троицы исполнялись и чисто девичьи обряды, которые учеными рассматриваются как пережитки древенских инициационных обрядов, т. е. обрядов, знаменующих готовность девушек к браку.
В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. Троица впитала в себя всю обрядность Семика. В других – обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу.
Деревни и села на этот небольшой период буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали семик.
Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.
Для празднования семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забивая солода и хмеля; варится брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же семик, в полдень, начинается торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие - ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню. С пением:
Ио, ио, семик-тройца,
Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем с тобой,
Во ту слободу, в Радышевчину,
Ио, ио, семик-тройца! -
идут в лес, где происходит пир».

На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К. числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, плетение венков, кумление. срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.

Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших.
Троицкие празднества включали в себя, как уже говорилось выше, и поминовение умерших. Они проводились в Троицкую субботу, предшествующую дню св. Троицы и считавшуюся у русских главным весенним поминальным днем, и в Духов день. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: