1 этап : заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.
2 этап : рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.
3 этап : личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.
4 этап : изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.
5 этап : выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.
При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной пли поведенческой метафорой.
Вопросы и задании для самоконтроля
1. Какое понято использовано О. В. Немиринским при описании стадий группового процесса?
2. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы развития группы, предложенные Л. М. Митиной.
3. Верно или неверно:
a. Кризисы и развитии группы являются свидетельством и условием группового развития.
b. Конфликтов и группе следует избегать во что бы то ни стало, так как они разрушительны для группы.
c. Конфликты между участниками тренинга при определенных условиях могут быть полезными для эффективной работы группы.
4. Как вы считаете, следует ли анализировать в группе отрицательные эмоции, возникающие у участников но поводу некоторых упражнений? Объясните почему.
5. Встаньте нужные слова в предложение: "Основной результат четвертой (последней) стадии группового процесса – ...... стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и....... самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении".
6. Назовите стадии развития групп со спонтанной динамикой.
7. Назовите стадии развития групп с управляемой динамикой.
Глава 1.7
ВЕДУЩИЙ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ
·
· Cтили руководства группой
· Характеристика личности группового тренера
· Подготовка ведущих тренинговых групп
Основные роли ведущего группы
Хотя и существуют психотерапевтические группы, не имеющие назначенного руководителя и выдвигающие лидера из своей среды, все же в большинстве тренинговых групп никак не обойтись без специально подготовленного ведущего. Именно он отвечает за результаты процессов, происходящих в тренинге, и именно он (обычно) получает деньги за выполнение профессиональных обязанностей психолога или психотерапевта. Совершенно очевидно, что роль поведения и личности ведущего тренинга, применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник очень велика.
По нашему мнению, именно личность психолога (а не уровень его профессиональной подготовки или подход, им проповедуемый) является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга. Многие авторы (А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом и др.) придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей поведения руководителей групп. Существует немалое количество мнений специалистов о ролях, играемых ведущим в группе. Наиболее популярны подходы И. Ялома и С. Кратохвила.
По Ялому (1970, 1975), психотерапевт может выступать в двух основных ролях:
1. технического эксперта (эта роль подразумевает комментарии ведущим процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и информирование, помогающие группе двигаться в нужном направлении);
2. эталонного участника (считается, что в этом случае групповой психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления динамики социального научения через достижение группой независимости и сплоченности).
Согласно С. Кратохвилу (1978), можно выделить пять основных ролей ведущего группы:
1. активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);
2. аналитик (чаще всего – психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью);
3. комментатор ;
4. посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его);
5. член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами).
Среди других подходов к ролям и поведенческим характеристикам ведущих тренинговых групп можно выделить позицию Т. Высокиньска-Гонсер (1990), которая достаточно подробно анализирует двойственные критерии поведения группового психотерапевта, относящиеся в двум основным аспектам его деятельности: директивность – недирективность, определенность – неопределенность высказываний , а также степень активности (прагматические аспекты, проявляющиеся в вербальной активности); анонимность – самораскрытие и выражение положительных или отрицательных отношений (экспрессивные аспекты, связанные с его личностью).
На основе указанных двойственных характеристик Т. Высокиньска-Гонсер предлагает следующие роли ведущих групп: технический эксперт, инициатор, дидактик, опекун, товарищ, поверенный . В данной ролевой классификации отражена теоретическая концепция автора, согласно которой факторами преобразования личностных нарушений в группе являются социальное научение и специфика отношений между терапевтом и участниками группы .
Стили руководства группой
Вопрос о стилях руководства, осуществляемых ведущим в группе, тесно связан с ролями, в которых он (ведущий) выступает – с одной стороны, а с другой – с его личностными особенностями.
Согласно классической классификации стилей управления малой группой – авторитарный, демократический, попустительский , – руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Как указывает Т. Высокиньска-Гонсер, "директивный психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и кларификации" (1990, с. 164).
Большинство психотерапевтов придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический стиль руководства; отношение к директивности, характеризующей авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность: 1) когда задача группы жестко структурирована; 2) когда члены группы испытывают сильный стресс; 3) когда динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут точно и полно осознать, что происходит (К. Рудестам, 1993).
Многие группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко структурировали и чтобы ими жестко управляли. Это действительно бывает необходимо для преодоления начальной скованности и тревожности и ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем опытный руководитель находит возможности постепенного "ослабления вожжей" и передачи функций управления самой группе.
Наименее продуктивный стиль руководства, как принято считать, – попустительский. Но это не означает, что он абсолютно неприемлем: в группах клиент-центрированной терапии роджерианского толка руководители могут демонстрировать полную внешнюю пассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в групповой процесс, ожидая спонтанного развития отношений в группе.
Следует заметить, что в то же время нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными тренинговыми школами. Гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего. Кроме того, изучение опыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стиль руководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы.
Сталин развития групп со спонтанной динамикой
Четвертая стадия – действие
Эта стадия, психологический смысл которой – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Участники группы апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию. В группе они могут обсудить свои трудности, проблемы, получить открытое и доверительное сочувствие, понимание, помощь, поощрение за осуществление изменении в поведении.
Устойчивость (толерантность) к стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении – основной результат этой стадии.
Здесь применяются разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность участников. Успешное выполнение таких задании в еще большей степени способствует сплочению группы и в то же время создает чувство собственной самореализации при осуществлении личного вклада в общую работу.
Существуют и другие подходы к выделению -этапов в процессе групповой работы. Так, Б. М. Мастеров (1995) предлагает различать тренинговые группы со спонтанной и управляемой динамикой, подразумевая разные уровни доминирования ведущего. В группах этих типов выделяемые стадии несколько отличаются. Кратко опишем эти стадии и начнем с групп со спонтанной динамикой.
1 этап : заключение первичного психологического контракта, знакомство, притирка участников, попек тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности.
2 этап : – эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.
3 этап : самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия.
4 этан : выход из ситуации "здесь и теперь", преодоление "оранжереи", социальная реабилитация, завершение.
1 этап : заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.
2 этап : рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.
3 этап : личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.
4 этап : изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.
5 этап : выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.
При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной пли поведенческой метафорой.
Вопросы и задании для самоконтроля
1. Какое понято использовано О. В. Немиринским при описании стадий группового процесса?
2. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы развития группы, предложенные Л. М. Митиной.
3. Верно или неверно:
a. Кризисы и развитии группы являются свидетельством и условием группового развития.
b. Конфликтов и группе следует избегать во что бы то ни стало, так как они разрушительны для группы.
c. Конфликты между участниками тренинга при определенных условиях могут быть полезными для эффективной работы группы.
4. Как вы считаете, следует ли анализировать в группе отрицательные эмоции, возникающие у участников но поводу некоторых упражнений? Объясните почему.
5. Встаньте нужные слова в предложение: "Основной результат четвертой (последней) стадии группового процесса – ...... стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и....... самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении".
6. Назовите стадии развития групп со спонтанной динамикой.
7. Назовите стадии развития групп с управляемой динамикой.
Отличие этих групп состоит в том, что в группах со спонтанной динамикой ведущий следует «самозарождающимся» динамическим процессам, а в группах с управляемой динамикой ведущий, используя определенные средства, провоцирует те или иные процессы в группе, т акие как проявление и выражение чувств, обратные связи, рефлексия групповой ситуации и т. д.
Такими средствами могут стать и групповые правила, если ведущий с самого начала берет на себя функцию наблюдения за их выполнением в группе, объявив об этом во вступительном слове. Тогда, обращая внимание на происходящее в группе с точки зрения групповых правил, он, по крайней мере, стимулирует рефлексивные процессы . Он имеет возможность сказать: «Давайте теперь дадим друг другу обратные связи» и т. п. Таким образом он может активизировать и более явно структурировать процесс общения и взаимодействия в группе.
В большей степени структурировать и активизировать динамические процессы в группе позволяют групповые психотехники . Некоторые из них мы уже описывали, когда говорили о третьем этапе группы со спонтанной динамикой. Подобные упражнения могут не только фасилитировать (облегчать проявление) и структурировать то, что есть, но и провоцировать поворот групповой динамики в то или иное русло.
Несомненно, что у такого управления есть свои пределы. Группа может не пойти за ведущим, если он попробует предложить что-либо в неподходящий момент. Группа - организм, состоящий из живых людей, у которого осуществляются свои внутренние процессы и своя логика их развития.
Пределы волюнтаристского управления группой со стороны ведущего определяются органическими законами спонтанной динамики. Поэтому любые варианты ведения групп с управляемой динамикой опираются на эти законы. Попытаемся показать некоторую последовательность событий в одном из типов групп с управляемой динамикой. И на этом примере поговорим о происходящих там психологических процессах.
Кроме роли фасилитатора, ведущий открыто берет на себя функцию организатора группового процесса.
ЭТАП ПЕРВЫЙ. Заключение психологического контракта, вхождение в «здесь и теперь», сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.
Можно начать с круга знакомства. Можно предложить называть друг друга на «ты» и по именам. Дальше обычно каждому участнику предлагается сказать о своих ожиданиях. Вначале все проговаривается в закрытой форме, но это первое введение в культуру «здесь и теперь», это первый опыт попробовать говорить в группе.
Предварительные разговоры очень важны. Фактически они являются формой заключения психологического контракта между участниками, между группой и ведущим. В ожиданиях, о которых говорят участники, спрятана мера ответственности за то, что они собираются делать в настоящий момент. Это также в скрытом виде проговаривание позиции, которую каждый для себя видит в отношении других членов группы. Например, кто-то может сказать, что многого не ждет, хотел бы посмотреть на себя и, по возможности, включаться в происходящее на занятии. Ведущий может в своем парафразе переформулировать это в терминах ответственности: «То есть ты берешь на себя ответственность перерабатывать тот опыт, который будешь получать "здесь и теперь"». Любая ответственность, пусть даже самая маленькая, но достаточно ясно сформулированная и принятая - благо для динамики группы и личностной динамики участника.
Потом ведущий предлагает поближе познакомиться и начать игру. Это поможет участникам почувствовать себя более свободно друг с другом, немного раскрепоститься, чтобы более продуктивно работать вместе. Могут быть использованы салонные или детские игры.
Таких игр может быть бесконечное множество. Главная их особенность в том, что они вводят участников в «здесь и теперь», позволяют наработать реальные чувства, создать отношения между участниками в психологически безопасной форме. Это дает возможность каждому участнику проявиться, увидеть себя и других с несколько необычной точки зрения. Процедура как бы задает структуру занятий, выделяет две неотъемлемые части: 1) получение опыта «здесь и теперь» и 2) рефлексию этого опыта.
Вместе с тем, за игровой легкостью участники начинают чувствовать нечто большее, поскольку обратные связи и рефлексия уже начинают задевать какие-то более глубокие стороны «Я».
Итак, фактически группа уже сплочена опытом совместных позитивных чувств «здесь и теперь», и ее участники уже достаточно свободны в своих проявлениях. Группа готова двинуться «глубже». Но для этого нужен еще один шаг: участники должны более четко почувствовать себя группой и осознать это, а затем уже принять решение, сделать выбор пути - заключить новый психологический контракт.
ЭТАП ВТОРОЙ. Рефлексия групповой ситуации «здесь и теперь», заключение нового психологического контракта.
Проводится рефлексия группы: «Что сейчас представляет собой наша группа? Как мы чувствуем себя друг с другом? Какие роли оказались у каждого участника в этой группе? Такими, каковыми мы сейчас являемся, можем ли мы вместе дальше общаться?»
Обычно вначале используется какая-нибудь рефлексивная игра. В настоящей книге уже описана игра «Автомобиль», которая была использована на занятиях с подростками. Здесь мы приведем другую технику - «Скульптурный портрет группы».
В качестве помощи в рефлексии группового процесса может быть использована техника «самооценки включенности» в групповой процесс. Ведущий ставит в центр круга стул и говорит: «Это у нас центр группы. Тот, кто чувствует себя включенным в то, что происходит в группе "здесь и теперь", может сесть или встать на этот стул. Кто-то может чувствовать себя несколько в стороне, кто-то вообще может находиться в углу комнаты и чувствовать себя полностью выключенным из этого круга. Давайте сейчас все вместе займем те места, на которых мы сами себя ощущаем. Может быть, придется потолкаться, но в конце концов наша "живая диаграмма" как-то успокоится, и мы сможем увидеть, какова наша группа».
Иногда начинается свалка, борьба за место на стуле, кто-то занимает его, кто-то садится первому на колени, поскольку тоже чувствует себя в самом центре. Иногда центр остается почти пустым. В любом случае - это ценнейший материал для обсуждения рефлексии при переходе к следующему этапу.
И первый этап, и его рефлексия на втором этапе позволяют группе почувствовать и осознать себя группой. Второй этап, в дополнение к эффектам первого, позволяет во время выполнения и обсуждения упражнений высказать и негативные чувства, свои переживания по поводу своего места среди других «здесь и теперь» и т. п.
Теперь уже ведущий может предложить, а группа готова осознанно принять путь дальше - к более глубокому видению и пониманию себя, к более глубоким проявлениям себя «здесь и теперь», к более глубокой рефлексии получаемого опыта. Принятие этого предложения является заключением нового психологического контракта, принятие группой новой ответственности.
ЭТАП ТРЕТИЙ. Личностные проекции, самопознание, углубление обратных связей.
Атмосфера становится серьезней, пропадает легкость, но вместе с тем возрастает «температура» группового процесса. В групповом «котле» оказываются более глубокие личностные «пласты». Обычно ведущий использует психотехники, постепенно продвигая группу вглубь. Новизну этого этапа могут подчеркивать психотехники, направленные на новое знакомство на другом, более глубоком уровне.
Подобный опыт делает участников группы более открытыми, обратные связи становятся более глубокими и эмоциональными, благодаря чему участники начинают рассказывать о себе. Кроме того, расширен языковый арсенал участников, в группе складывается ее индивидуальный язык.
Дальнейшие психотехники, если они используются, предполагают более открытую проекцию своих «Я» в «здесь и теперь» группового общения. Ведущий усиливает эту проективную тенденцию.
Иногда возникает интересная особенность групповых отношений. Наряду с тем, что сохраняется глубокий личностный уровень общения, обсуждаются и интенсивно переживаются очень интимные стороны «Я» участников. В группе возникает деловая обстановка. Участники по-деловому как бы составляют график, когда и чьей проблемой заниматься, устанавливается даже очередь на самораскрытие. Наверное, курьезно это звучит со стороны, но внутри группы такое сочетание прагматизма и душевности ощущается как совершенно естественная форма общения.
На этом этапе ведущий порой даже сдерживает обсуждения, чтобы не нарушить тот баланс «внешнего» и «внутреннего», о котором мы все время говорили: слишком интенсивные обсуждения и рефлексия личностной проблемы в группе, между участниками, могут отнять у человека возможность побыть наедине со своим «Я», пережить полученный опыт внутри себя.
Когда «энергетика» этого этапа начинает снижаться (как описывался этот момент в «спонтанных» группах), ведущий может повернуть групповую динамику снова к «здесь и теперь» межличностного общения и отношений в группе.
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ. Изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.
На этом этапе участники группы уже привыкли друг к другу и почувствовали психологическую безопасность. На предыдущем этапе группа прошла через риск самораскрытия. Теперь обратные связи участников в отношении друг друга открыты и глубоки. Обратные связи стали автоматически получать статус предмета личностной работы, а не травмирующего или манипулятивного фактора.
Но если на третьем этапе акцент в обратных связях, в рефлексии был обращен на внутреннее состояние личности участников группы, то теперь он переносится на межличностные отношения «здесь и теперь», на более глубокую проработку («переживательную» и «рефлексивную») симпатий, антипатий, доверия. Это достаточно суровое испытание, вызывающее весьма глубокие переживания.
Такой переход проговаривается ведущим. Выслушиваются реакции участников, каждый говорит о своей готовности или неготовности идти в этом направлении. Другими словами, заключается новый психологический контракт, когда группа берет на себя ответственность за дальнейшее. Тема ответственности может обсуждаться открыто.
Эмоции в группе начинают смещаться в сторону радостных и светлых чувств. Всем хорошо друг с другом и с самими собой. Может наступить даже групповая эйфория. Эти чувства действительно прекрасны. Но эйфория таит в себе и опасность, о которой мы уже говорили. Работа по профилактике этой опасности проходит на последнем, пятом этапе.
ЭТАП ПЯТЫЙ. Выход из «здесь и теперь», социальная реабилитация, завершение группы.
Пятый этап проходит совершенно аналогично последнему этапу работы групп со спонтанной динамикой. Но есть одно дополне ние, одно замечание.
Иногда в групповом процессе - в обоих типах групп - наступают моменты, которые психологи на профессиональном жаргоне называют пробуксовкой: либо участники застревают на каком-то этапе (легкость и приятные эмоции после первого этапа управляемых групп, застревание на проблеме одного из участников и пр.), либо группа ощущает риск при переходе к более глубоким уровням общения и самопознания и начинает «сопротивляться», либо речь может идти о падении энергетики, и динамика становится вялой.
В таких случаях делают рефлексивную остановку, и проводят в группе рефлексию процесса: «Что сейчас происходит с нашей группой? Какие чувства это вызывает? Можно ли дать метафору тому, что сейчас происходит?» и т. д. То есть проводятся процедуры, аналогичные тем, которые делаются при переходе от этапа к этапу. Главное, чтобы сам факт пробуксовки и ее переживание каждым человеком стали групповым событием, предметом групповой рефлексии и групповой работы по преодолению пробуксовки. После этого группа уже в состоянии сделать выбор, куда ей двигаться дальше, что будет подтверждением старого или заключением нового психологического контракта.
1 этап : заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.
2 этап : рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.
3 этап : личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.
4 этап : изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.
5 этап : выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.
При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной пли поведенческой метафорой.
Вопросы и задании для самоконтроля
1. Какое понято использовано О. В. Немиринским при описании стадий группового процесса?
2. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы развития группы, предложенные Л. М. Митиной.
3. Верно или неверно:
a. Кризисы и развитии группы являются свидетельством и условием группового развития.
b. Конфликтов и группе следует избегать во что бы то ни стало, так как они разрушительны для группы.
c. Конфликты между участниками тренинга при определенных условиях могут быть полезными для эффективной работы группы.
4. Как вы считаете, следует ли анализировать в группе отрицательные эмоции, возникающие у участников но поводу некоторых упражнений? Объясните почему.
5. Встаньте нужные слова в предложение: "Основной результат четвертой (последней) стадии группового процесса – ...... стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и....... самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении".
6. Назовите стадии развития групп со спонтанной динамикой.
7. Назовите стадии развития групп с управляемой динамикой.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Основы технологии группового тренинга
И в вачков.. основы технологии группового тренинга.. м издательство ось..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: