Конспект урока по окружающему миру. "конспект урока по окружающему миру"

Тема «Им нужна моя забота»

Цель:

Расширить представление детей о жизни растений, познакомить с особенностью жизни комнатных растений, учить ухаживать за комнатными растениями.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям.

Развивать память, внимание, речь, мышление.

Оборудование: иллюстрации с изображением комнатных растений, лейка, тряпочка, палочка для рыхления почвы, ножницы, у каждого ребёнка на парте цветок, энциклопедия «Уход за комнатными растениями».

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о комнатных растениях, будем учиться ухаживать за ними.

3. Работа по теме урока.

Какие растения вы знаете? (Дети называют любые известные им растения)

Растительный мир нашей планеты очень богат. Растения приспособились к жизни в жаре и холоде. Их можно увидеть в Арктике, где даже одетый человек мёрзнет, и в пустыне, где дожди – большая редкость.

Кто поливает эти растения, рыхлит почву, подкармливает удобрениями? (За этими растениями никто не ухаживает, они растут сами по себе и называются дикорастущими)

Как же называются растения, которые человек специально выращивает в комнате, разводит, ухаживает за ними? (комнатные или декоративные растения).

Как вы думаете, для чего человек разводит в помещении декоративные растения?

Растения в помещении радуют нас красотой, приятным запахом, поднимают настроение. Доказано, что растения на своих листьях задерживают пыль, увлажняют и очищают воздух комнат и даже уничтожают микробов. Издавна известны целительные свойства некоторых комнатных растений (живой ус, алоэ, каланхоэ)

Рассмотрите растения, которые растут в нашем классе, назовите их.

Чем отличаются комнатные растения от дикорастущих растений в разное время года?

У комнатных растений листья осенью не опадают и всю зиму остаются зелёными. Некоторые комнатные растения зимой образуют новые листья, а некоторые из них даже цветут. Несмотря на изменения в природе с наступлением зимы, комнатные растения всегда зелёные.

Почему так происходит?

Родина большинства комнатных растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт и зимой для них примерно те же условия, как и летом, иначе они погибли бы. Эти растения выращивают только в помещении, поэтому их называют комнатные растения.

Уход за комнатными растениями Практическая работа.

Как вы думаете, растения живые?

Растения растут, приносят потомство и когда-нибудь умирают, значит, они живые и нуждаются в уходе. Чтобы комнатные растения не погибли, а продолжали радовать нас каждый день, надо научиться за ними ухаживать.

Расскажите что вы знаете об уходе за комнатными растениями.

Покажите как правильно поливать цветы, как вытирать пыль с листьев, рыхлить почву. (1-2 ученика показывают)

Многие правила ухода за комнатными растениями вы знаете, но не все. Сейчас я подробнее расскажу и покажу вам, как правильно ухаживать за цветами. (Показ, дети выполняют те же действия с цветами индивидуально)

1. Большинство комнатных растений нужно ставить ближе к свету. Но некоторым, например плющу и традесканции, не требуется много света.

2. Почва в горшке должна быть всегда слегка влажной. Если она пересыхает, погибают молодые корни растения. Но если влаги слишком много, корни начинают гнить.

3. Нельзя поливать цветы холодной водой. Вода должна быть комнатной температуры.

4. Обычно растения поливают летом каждый день или через день, зимой – реже.

5. Лейку при поливе надо держать низко над горшком, чтобы почва не разбрызгивалась.

6. Рыхлить почву лучше всего палочкой после полива, когда она немного просохнет. Чтобы не повредить корни, рыхлить только на поверхности и только по краю горшка.

7. По мере загрязнения надо протирать гладкие крупные листья влажной губкой или тряпочкой. Растения с мелкими листьями надо опрыскивать водой.

8. Цветы не должны соприкасаться со стеклом окна.

4. Закрепление.

Для чего человек выращивает комнатные растения?

Откуда появились комнатные растения?

Перечислите правила ухода за комнатными растениями.

Почему комнатные растения нуждаются в уходе?

Игра «Чего не хватает у растения» (приложение)

Тест «Что растёт на подоконнике» (приложение)

5. Домашнее задание.

Узнать название растений, которые растут в классе.

Предварительный просмотр:

Тема «Как мы устроены»

Цель:

Познакомить со строением тела человека и их функциями.

Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, желание вести здоровый образ жизни.

Развивать речь, внимание, мышление.

Оборудование: таблицы «Внутренние органы человека», «Части тела человека». Тематический словарь в картинках «Внутренние органы человека», «Тело человека (части тела)».

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными, трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья часто и подолгу болели.

Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо делать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях ».

Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей своей страны.

Мы с вами тоже открываем школу здоровья. Сегодня у нас первый урок из раздела « Моё здоровье – в моих руках».

Основной девиз «уроков здоровья»:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу.

На этих уроках мы будем говорить о здоровье, будем учиться любить свой организм, заботиться о нём.

Почему этот разговор так необходим, особенно вам? Во-первых, потому, что ваш организм постоянно растёт и развивается (изменяется), а растущему организму любая болезнь мешает. Во-вторых, вы много времени проводите за серьёзными занятиями, часто устаёте, а усталый организм легче заболевает. И, наконец, в- третьих, вы часто встречаетесь с различными людьми, среди которых могут находиться уже заболевшие люди. Встречи с больными могут привести к тому, что заболеешь и ты.

Каждый человек должен хорошо знать, как организовать свою жизнь, чтобы сохранить здоровье.

3. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы узнаем, как устроено тело человека, за что отвечает каждый орган. Узнаем, какого человека можно назвать здоровым и поговорим о том, что нужно делать, чтобы не болеть.

4. Работа по теме урока.

Тело человека (рисунок)

Рассмотрите рисунки и назовите внешние (то, что видим) части тела человека.

Наше тело устроено так: сверху – голова, затем шея и туловище. В голове человека находится мозг и сосредоточены все органы чувств: зрения (глаза), слуха (уши), обоняния (нос), вкуса (язык). Голова соединяется с туловищем при помощи шеи, которая обеспечивает ей подвижность.

На туловище – грудь, живот, спина.

У туловища есть верхние конечности – руки и нижние конечности – ноги.

Рука состоит из плеча, предплечья и кисти. Суставы позволяют человеку производить руками множество различных движений.

Основные функции ног – опорная и двигательная. Строение ноги: бедро, голень, стопа. На ногах, так же как и на руках есть пальцы.

Тело человека гибкое, подвижное. Человек способен управлять им. Твое тело тебя слушается. Захочешь сесть – сядешь, захочешь побежать – побежишь. Как будто всё очень просто. Но ты, наверное, не знаешь, какая сложная работа происходит в это время в твоём организме.

Внутренние органы. Как работает наш организм (рисунок)

Туловище является хранилищем для внутренних органов человека. Все внутренние и внешние органы человека взаимосвязаны. Согласует эту работу головной мозг .

Где находится головной мозг?

Он располагается внутри черепа. В него приходят сигналы из внешнего мира, а он отдаёт «приказы» всему организму, как реагировать на эти сигналы. Мозг помогает человеку быть человеком, думать, ходить, делать разную работу.

Спускаемся ниже по рисунку. Какой следующий орган вы видите?

Лёгкие похожи на две розовые губки.

Для чего человеку лёгкие? Для того, чтобы дышать и питать кровь нужным воздухом. Без воздуха человек может прожить всего несколько минут.

Следующий орган – сердце. Человеческое сердце невелико. Это плотный мускулистый мешок размером немногим больше кулака. И этот мешок всё время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. Сердце – это неутомимый мотор, который непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет её обегать всё тело. Если кровь перестанет пробегать по телу, человек погибнет.

Желудок . Питание необходимо любому живому организму. Без пищи человек может обойтись несколько недель. За это время организм истощается и умирает. Пережёванная пища переваривается в желудке. Желудок трудится медленно, но основательно. Его стенки сжимаются, пищевая масса пропитывается желудочным соком. Если человек торопится во время еды, плохо пережёвывает пищу, то желудок может заболеть. Из желудка пища двигается в кишечник. Кишечник тянется почти на восемь метров. Но свёрнут он так плотно, что целиком помещается в животе. Только после того как пища пройдёт этот путь от начала до конца, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму. Помогает переваривать пищу в кишечнике печень. Оставшиеся непереваренными частицы твёрдой пищи скапливаются в нижних отделах кишечника. Это отходы пищеварения. Кишечник освобождается от них и очищает организм.

Чтобы меньше болеть.

Всё в организме взаимосвязано. Наш организм требует ухода. Нужно выполнять определённые правила, чтобы быть здоровым.

Как вы думаете, что же такое здоровье?

Здоровье – это правильная, нормальная работа всего нашего организма, хорошее самочувствие и настроение. Организм устроен так, что заболевание одного какого-нибудь органа сразу отражается на работе других органов.

Что надо делать, чтобы не болеть? (ответы детей)

Многие болезни возникают по вине самого человека. Рассмотрите рисунки, и тебе станут ясны причины того, почему заболели эти дети. (рис. №1)

Послушайте рассказ и сравните поведение двух детей.

Девочка Даша боится холодного воздуха, поэтому всегда спит с закрытой форточкой. Любит тёплые тапочки и кофты. В шубе ходит даже тогда, когда на улице оттепель. Купаться не любит, потому что не умеет плавать. Долго спит, поэтому на зарядку времени не хватает. На прогулках больше стоит или сидит, подвижных игр не любит.

Мальчик Егор посещает секцию плавания. Каждый день утром и вечером принимает душ. Любит физкультуру, различные спортивные игры и всегда делает зарядку. Не любит духоты и всегда спит с открытой форточкой. Дома ходит в лёгкой одежде, а летом босиком.

Как вы думаете, кто из этих детей больше болеет? Почему? Кого из них можно назвать закалённым?

Рассмотрите рисунки и скажите, что нужно делать, чтобы быть здоровым.

(рис. №2)

Чтобы меньше болеть, нужно соблюдать правила здоровой жизни. Запомни их:

Соблюдай режим дня!

Много двигайся!

Делай утреннюю зарядку!

Трудись, не ленись: помогай взрослым в различных делах!

Посещай спортивные кружки!

Каждый день утром и вечером принимай гигиенические процедуры!

Одевайся так, чтобы не перегреваться и не переохлаждаться!

Ешь больше овощей и фруктов!

Как вы думаете, а вы соблюдаете эти правила?

(в нашем детском доме созданы все условия, чтобы вы были здоровыми и не болели)

5. Итог.

О каких внутренних органах сегодня узнали?

Какой орган управляет работой всего организма?

Для чего нужны лёгкие?

Какую работу выполняет сердце?

От кого зависит здоровье человека?

Ваше здоровье зависит от вас самих.

С годами человек меняется, меняется и его тело. Из слабого и беспомощного в детстве, оно превращается в сильное и крепкое в молодости. А к старости тело как бы изнашивается, снова становясь слабым. Во многом от нас самих зависит, как долго мы будем молодыми и здоровыми.

Предварительный просмотр:

Тема «Моя семья»

Цель:

Дать представление о семье, её составе, истории, взаимоотношениях; показать детям правила общения в семье.

Воспитывать ласковое и чуткое отношение к самым близким людям (своей семье), чувство семейной сплочённости, ответственности друг за друга.

Развивать речь, память внимание, обогащение словаря учащихся.

Оборудование: пословицы о семье, рисунки с изображением семьи, рисунок – схема «Что объединяет членов семьи?»

1. Организационный момент. Объявление темы урока.

Послушайте внимательно стихотворение и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

Маму очень я люблю.

Папу тоже я люблю.

Мама мне печёт коврижки,

Папа мне читает книжки.

Папа, мамочка и я -

Наша дружная семья.

Я и бабушку люблю,

Я и дедушку люблю,

Я всегда им помогаю,

Пол мету и пыль стираю.

Мама, папа, дед и я,

Да и бабушка моя –

Наша дружная семья.

И сестрёнку я люблю,

И братишку я люблю.

С братом плаваем, ныряем,

А с сестрой в снежки играем.

Мама, папа, дед и я,

Баба, брат, сестра моя –

Наша дружная семья.

Тема нашего классного часа «Моя семья». Сегодня на уроке мы поговорим о семье, её составе, истории, взаимоотношениях.

2. Работа по теме урока.

Родословная.

Что такое семья?

Семья – группа близких родственников, живущих вместе. Это люди, связанные чувством и ответственностью друг за друга.

Почему люди живут семьями, зачем создаётся семья?

Помогает ли это избежать опасностей? Каких?

Как вы понимаете, что значит отвечать в семье друг за друга?

Вспомните стихотворение, которое я прочитала вам в начале урока, и перечислите членов одной семьи.

Вокруг нас живут разные семьи. В каждой из них может быть разное количество людей (членов семьи). Семьи различаются и по числу поколений. Поколением называются люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – дети одного поколения. – Ваши мамы и папы – среднее поколение. Ваши бабушки и дедушки - люди другого, старшего поколения.

Рассмотри рисунок №1, №2.

Сколько поколений изображено на каждом рисунке?

Что объединяет членов семьи? (работа с рисунком №1)

Как членов одной семьи отличают от других семей?

У каждой семьи общая фамилия. Она одинаковая у всех членов семьи. А имена и отчество у каждого – своё.

Имя ребёнку даётся при рождении, а фамилия и отчество передаётся от отца.

На доске открывается схема.

Юля Миша Аня

Пётр Васильевич Елена Сергеевна

Василий Мария Сергей Ольга

Иванович Петровна Юрьевич Степановна

Определите по схеме имена и отчества Миши и его сестёр, имена его бабушек, имена прадедов. От кого кому предавалась фамилия «Петров»?

У Петра Васильевича есть родной брат, которого зовут Игорь. Назовите полностью имя, отчество и фамилию брата.

У каждого человека есть родственники: братья, сёстры, дяди, тёти и другие. Родственниками они называются потому, что у них общие предки: бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки. Например, если у твоей мамы есть сестра или брат (твои тётя и дядя), то у них общие родители – твои дедушка и бабушка. Всё это можно представить в виде фамильного дерева.

(рассматривается фамильное дерево семьи Миши Петрова)

Забота друг о друге.

В каждой семье родственники заботятся друг о друге, помогают друг другу. Рассмотрите рисунок №3 и расскажите: кто в семье кому и чем помогает.

А как вы помогаете взрослым?

Чтение и обсуждение рассказа «Помощник».

Всю дорогу из школы Дима думал, как маме помочь.

Пожалуй, почищу картошку! Вот мама удивиться! А вдруг она хочет не картошку, а макарон. А их я варить не умею.

Лучше я пол подмету и пыль вытру. И цветы полью. Это обязательно маме понравиться! А если захочу, то и пирог могу испечь!

Пришёл Дима домой. Портфель под стол бросил, куртку – на стул, а брюки – на кровать. Телевизор посмотрел, с другом по телефону поговорил, яблоко съел, в шашки сам с собой поиграл. А тут и мама пришла.

Как мальчик хотел помочь своей маме?

Почему он ей не помог?

Как вы думаете, можно ли про мальчика сказать так: «Много слов, но мало дела»? Почему?

Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой»

- Мне не хватает теплоты,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

Мёрзнешь ты

И в летние денёчки?

Ты не поймёшь, ещё мала, -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

Я поняла! –

И тащит одеяло.

Как вы понимаете выражение «не хватает теплоты»?

О какой теплоте говорилось в стихотворении?

Как нужно относиться к своим близким, чтобы им с нами было тепло и приятно?

Кто занимается домашним хозяйством.

Какие обязанности есть у вас?

Можно ли делить семейные обязанности на мужские и женские? Как?

Любая семья не может обойтись без хозяйственных дел: приготовление пищи, уборка квартиры, шитья, стирки, покупки продуктов, одежды.

Как ты думаешь, может ли девочка забить гвоздь, починить табуретку, пропылесосить квартиру. Или это мужская работа? Может ли мальчик испечь пироги, постирать бельё, уложить спать малышку? Или это – женская работа?

Послушайте, что об этом думают мальчик и девочка.

Мальчик: Мужчина не должен заниматься женским делом. Он должен выполнять только самую трудную работу в доме: строить, ремонтировать, таскать тяжести.

Девочка: Я не согласна. В дружной семье все друг другу помогают и не говорят: «Это не моё дело».

Как ты думаешь, кто из детей прав?

А чем взрослые могут помочь вам? Посмотрите ещё раз на картинку №2.

Чем родители помогают детям?

3 Закрепление.

Что такое семья?

Как члены одной семьи заботятся друг о друге?

Кто должен заниматься домашним хозяйством?

Какую семью можно назвать дружной?

Что нужно делать, чтобы в семье было хорошо всем?

Если ты хочешь, чтобы в семье тебе было хорошо, а всем членам семьи было хорошо с тобой, то запомни некоторые советы:

Обращай внимание на настроение и чувства своих близкий и умей выражать свои чувства.

Уважай старших, прислушивайся к их советам.

Старайся не только получать теплоту и заботу от близких, но и сам дари им своё хорошее настроение и поведение.

Если ты будешь помогать взрослым в их хозяйственных хлопотах, то у них освободиться время, чтобы поиграть и позаниматься с тобой.

Не забывай о волшебных словах «пожалуйста», «спасибо».

Надо относиться друг к другу с уважением, не кричать друг на друга, называть друг друга по имени, не давать своим сёстрам и братьям обидные клички. Во время разговора нельзя перебивать друг друга, нельзя вступать в разговоры старших, если вас не пригласили к разговору. Младших братьев и сестёр нельзя обижать, о них нужно заботиться.

4. Итог урока.

Давайте определим, что же главное в семье, на чём строятся крепкие семейные отношения.

Главное в семье – дружба, внимание друг к другу и понимание друг друга, а также взаимная помощь.

5. Домашнее задание. Нарисовать свою семью, подобрать пословицы о семье.

Предварительный просмотр:

Тема: Наш край. Поверхность нашего края.

Цель:

Сформировать представления учащихся о родном крае, о поверхности родного края;

Развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить с административной картой России;

Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;

Воспитывать любовь к своему краю.

Оборудование: Административная карта России, карта Кемеровской области, рисунки, картины с изображением природы края, фотографии карьеров, оврагов, свалок, запись песни.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

(звучит музыка песни «Наш край»)

Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? (потому что говорить мы будем сегодня о нашем крае)

Мы начинаем изучение нового раздела «родной край – часть большой страны».

Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы будем говорить сегодня.

О чудесном нашем крае

Будет разговор

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём!

На доске и в тетрадях записывается тема: «Наш край»

II Работа над новой темой.

1. Наш край.

- Внимательно посмотрите на административную карту России, рассмотрите условные обозначения.

Что вам говорят условные обозначения? (ответы детей)

Что нам расскажет карта? (ответы детей)

Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей в составе нашей страны. Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают? (ответы детей )

Найдите самые крупные республики, края, округа (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и др.)

Где, в основном, находятся эти большие по территории края, республики? (они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье)

А что вы можете сказать о Восточно – Европейской равнине? (на ней расположено очень много небольших по площади республик, областей)

Ещё мы можем сказать, что Восточно – Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населённых пунктов, городов.

Необъятна наша Родина, но есть на ней место, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и живёт – родной край.

Как называется область, в которой живём мы?

Мы живём в Сибири, в Кемеровской области. Богата и разнообразна её природа. Высокие, покрытые вечными снежнниками горы, бескрайняя тайга, прорезанная голубыми лентами рек, - создают неповторимую красоту нашего края. Кемеровская область составляет часть нашей страны.

Найдите на карте нашу область (один ученик показывает и отмечает флажком)

Это наш край, наша маленькая Родина. Где расположена наша маленькая родина? (на юго-востоке Западно - Сибирской равнины)

Кто наши соседи?

Каков наш край в сравнении с соседями? С другими краями, республиками?

В какой природной зоне мы живём?

Внимательно посмотрите на карту и перечислите самые крупные города, реки нашей области.

Чем богат наш край?

На всю страну славится Кемеровская область каменным углём, дающим свет и тепла нашим людям, различными рудами, строительными материалами, из которых возводят высокие и светлые здания. Далеко за пределами области известна продукция, выпускаемая на многих кузбасских фабриках и заводах.

Какой город является главным на нашей территории? Показать.

2. Поверхность нашего края.

Внимательно рассмотрите карту Кемеровской области. Какой цвет преобладает? О чём это говорит?

Вся территория нашего края окрашена в три цвета. Так условно обозначают поверхность. Коричневым цветом обозначают горы, жёлтым - возвышенности, зелёным – равнины и низменности.(на карте повышения до 200 метров обозначены зелёным цветом – это низменности, жёлтый цвет обозначает возвышенности от 200 до 500 метров. Все повышения от 500 метров и более показаны коричневым цветом. Это горы. Чем выше горы, тем темнее цвет)

Определите по карте, какая часть нашей области занята низменностями, какая – горами.

Кемеровская область имеет разнообразную поверхность. Здесь встречаются холмистые равнины, возвышенности, горные хребты. Возвышенные участки занимают большую часть площади нашей области. На востоке, юге и западе высятся горные хребты Кузнецкого Алатау, Горной Шории Салаирского кряжа. На запад и север от горных хребтов тянется полоса предгорий, окрашенная на карте в светло коричневый цвет. Предгорья постепенно переходят в холмистые пространства Кузнецкой котловины, а на севере области – в Западно – Сибирскую равнину.

Вспомните, чем характеризуются холмы? (у холмов есть подошва, склон, вершина)

У горы тоже есть подошва, склон и вершина. В чём же различие горы и холма? (высотой)

Догадайтесь о чём идёт речь: «они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающие склоны, на которых почти нет растительности» (овраг)

Расскажите, что вы знаете об оврагах.

План ответа:

1. Где находится овраг.

2. Причина его появления.

3. Что можно сделать, чтобы остановить его увеличение.

(ответы детей)

3. Работа с учебником

1. Прочитайте в учебнике о борьбе с оврагами (с.150, четвёртый абзац). Какие методы борьбы вы не назвали? (ответы детей)

А может не стоит бороться с оврагами, как вы считаете? (борьба с оврагами необходима, потому что они разрушают поверхность земли, уничтожают почву и т.д.)

Через много лет склоны оврага покрываются растительностью, он перестаёт расти и превращается в балку. Прочитайте материал учебника (с.147 со 2 абзаца) и сравните овраг и балку, сходства и различия занесите в таблицу:

Работа проводится самостоятельно в парах с последующей проверкой.

Надо ли охранять поверхность земли? Предлагаю рассмотреть фотографии и подумать (демонстрируются фотографии пустырей, заброшенных карьеров, свалок в оврагах..)

Какие вы чувства испытываете, глядя на эти фотографии (грусть, обида, разочарование)

А что сделали бы вы, чтобы на Земле не было таких мест? (ответы детей)

Мы с вами знаем, что ещё одной формой поверхности являются горы. Предлагаю вам прочитать на с. 152-153 учебника о горах, которые создал человек. Они – незаживающая рана на поверхности Земли, это боль природы.

Вопросы после прочтения:

Как называются эти горы? (терриконы)

Из чего образуются эти горы?

Чем они опасны?

Как люди с ними борются?

IY. Закрепление.

1. Тест «Мой край»

1. Мой край расположен на материке…

А) Африка Б) Австралия

В) Евразия Г) Северная Америка

2. Мой край находится в природной зоне…

А) лесов Б) пустынь

В) тундра Г) степи

3. Мой край находится в…

А) восточном полушарии

Б) западном полушарии

4 . Мой край даёт стране

А) уголь Б) легковые автомобили

В) морепродукты

2. Игра «Узнай меня»

Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку (гора)

У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина (холм)

Меня создал человек, я распространяя тучи пыли и могу гореть (террикон )

Я – углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарник (балка )

Я нахожусь на краю поля, я образовался от неправильного распахивания земли (овраг)

Y. Итог урока.

Подведение итогов, выставление оценок.

- Что нового и интересного узнали на уроке?

О чём захочется рассказать друзьям?

Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать всё, чтобы наш родной край стал ещё краше, и не будет таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

YI. Домашнее задание.

С. 147-153

Ответы на вопросы «Проверь себя»

Предварительный просмотр:

Тема «Позвоночник как моя опора»

Цель :

Продолжать знакомство со строением тела человека. Познакомить со скелетом человека.

Формировать навыки здорового образа жизни, развивать потребность в правильной осанке.

Развивать речь, память, мышление, внимание.

Оборудование: плакат «Скелет человека», рисунки правильной и неправильной осанки.

1. Организационный момент.

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Пощупай свои руки, ноги, туловище и голову. Что ты чувствуешь под кожей? Под кожей твёрдые образования. Это кости.

Попробуй на ощупь определить, чем различаются кости разных частей тела?

Подумай, какое значение имеют кости для организма человека?

Сегодня на уроке мы познакомимся со скелетом человека. Узнаем, из каких частей состоит скелет, и какое значение для организма имеет правильная осанка.

3. Работа по теме урока.

Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально? (нет)

Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их надо на что-нибудь или на кого-нибудь надеть. Так и человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Прощупывая разные части своего тела, вы обнаружили под кожей кости. Они заметно отличаются друг от друга размерами и формой. Соединяясь между собой, кости образуют скелет. Скелет – опора всего организма. Он придаёт форму телу, служит для него опорой и является (вместе с мышцами) органом передвижения. Кости человека очень прочные, но при резком ударе, неудачном прыжке, падении они могут сломаться. Поэтому следует осторожно вести себя, чтобы их не повредить.

Рассмотрите рисунок (показ рисунка скелета) и назовите, из каких частей состоит скелет и где они находятся.

Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы.

Череп похож на шлем. Что он защищает? (головной мозг)

А спинной мозг заботливо спрятан в гибком футляре позвоночного столба. Гибок этот футляр. Он состоит из позвонков, соединённых друг с другом мягкими хрящиками. Позвоночник слегка изогнут. Он поддерживает череп, в котором лежит чувствительный ко всему мозг. Гибкий позвоночник, как пружина, смягчает все толчки. Сколько бы ребёнок не носился во время игры, как бы не бегал и не прыгал, мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается на пружине позвоночника.

Что защищает грудная клетка? (сердце, лёгкие)

О худых людях говорят: «У него только кожа да кости». Может ли такое быть на самом деле?

Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться. Чтобы бегать, ходить, поднимать грузы и даже моргать, человеку нужны мышцы. Мышцы главные силачи. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться.

Осанка – стройная спина.

От скелета и мышц зависит осанка человека. Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния.

Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека? Конечно приятно. У человека с правильной осанкой, стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим органам. Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается с детства, а поле 18 лет исправить её недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте кости гибкие и мягкие. От неправильного сидения или стояния, ношения непосильных тяжестей такие кости легко искривляются. Искривлёнными они остаются на всю жизнь.

Нарушение осанки.

У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиозом. (рисунок) Это значит, что деформировался позвоночник. Начинается такая болезнь, как правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго иногда даже в больнице, в самых тяжёлых случаях впоследствии может вырасти на спине горб.

Правила для поддержания правильной осанки.

Как вы думаете, что нужно делать, чтобы осанка была правильной?

Чтобы ваш скелет нормально развивался, а тело становилось стройным и красивым, вы должны постоянно следить за правильным положением тела при стоянии, сидении и ходьбе, то есть за правильной осанкой.

  1. За столом сиди прямо, слегка наклонив голову вперёд. При этом расстояние между тобой и краем стола должно равняться ширине ладони. Обе ноги ставь на пол всей подошвой.
  2. Ежедневно занимайся утренней гимнастикой, физическим трудом, играй в подвижные игры, занимайся спортом, укрепляя мышцы шеи, спины и живота.
  3. Учебники носи в ранце или рюкзаке на спине, а не в руке. Если носить тяжести в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  4. Ходите и стойте не опуская плеч, втянув живот и слегка приподняв голову.
  5. Каждый день смотри на себя в зеркало, которое подскажет, какая у тебя осанка.

4. Закрепление

Что составляет скелет человека?

Расскажи о значении скелета для организма человека.

Почему молодые кости предрасположены к искривлениям?

Какое значение в жизни человека имеет правильная осанка?

Может ли ребёнок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать её?

Как избежать сколиоза?

Мама слониха привела своего сына к врачу. Прочитай, какой диагноз поставил доктор. Выпиши ему рецепт. (рисунок)

5. Итог урока.

О чём говорили на уроке?

От кого зависит здоровье и красота человека?

Каждый человек может влиять на развитие своего организма. Постоянно следи за своей осанкой, занимайся спортом и тогда ты будешь красивым, а самое главное здоровым.

6. Домашнее задание.

Разучить комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

Предварительный просмотр:

Тема: «Здоровые зубы – здоровью любы»

Цель:

Знакомство учащихся с основными правилами ухода за зубами и полости рта.

Способствовать развитию у учащихся основных навыков самообслуживания, умения предотвращать заболевание ротовой полости; привитие навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Развивать память, внимание, мышление, речь, воображение учащихся.

Оборудование: рисунки зубов (рот со здоровыми зубами, рот с испорченными зубами), зубные щётки для всех учащихся, зубная паста, полотенце, флосс, аудиозапись песни «От улыбки», всем детям листы для рисования, цветные карандаши.

1. Организационный момент.

Повторение основного девиза «Уроков здоровья»

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

2. Объявление темы и целей урока.

Звучит фрагмент песни «От улыбки»

Какая песня прозвучала?

В этой песне есть такие слова «От улыбки станет всем светлей»

Как вы понимаете смысл этих слов? (улыбка дарит радость, поднимает настроение)

Ребята, а какую улыбку можно назвать красивой? (Добрая, открытая, радостная, нежная, с красивыми зубами,… - ответы детей)

Посмотрите фотографии, на которых люди улыбаются. Улыбнитесь друг другу. Что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент? (Зубы)

- У этих улыбающихся людей ослепительные, красивые улыбки! Это потому, что у них здоровые, а значит, красивые зубы.

Однако, просмотрев эти фотографии, мы можем убедиться что, не на всякие зубы приятно смотреть.

3. Работа по теме урока.

«Функции зубов».

У вас на партах лежат зеркала. Возьмите зеркало в руки и рассмотрите свои зубки. Будьте аккуратны при работе с зеркалом.

Посмотрели, аккуратно положили зеркала на место.

Пощупайте язычком свои зубы и дёсны, опишите, что вы почувствовали? Какие они? (Гладкие, твёрдые острые. Передние зубы имеют острые края, а задние бугристую поверхность )

Все ли зубы имеют одинаковую форму?

Зачем человеку зубы?

1. Зубы откусывают и пережёвывают пищу.

Чтобы пища лучше переваривалась, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами.

2. Зубы помогают правильно говорить.

Попробуйте сказать слова не касаясь языком передних зубов: «дом», класс, «стол», своё имя. Сделайте вывод, зачем нужны зубы?

- Наличие здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для нормальной дикции, то есть ясного, чёткого произношения слов, для нормальной речи.

3. Здоровые зубы украшают лицо человека.

Нельзя также упускать из виду и того, что здоровые зубы служат украшением лица, больные же зубы или отсутствие зубов нарушает правильность черт лица, делает лицо некрасивым.

Обычаи, связанные с выпадением зубов.

Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. К 10-11 годам молочные зубы выпадают и на их месте вырастают постоянные. Смена молочных зубов на постоянные зубы – естественный процесс, который происходит у всех детей, и не надо этого бояться. Но, если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.

В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов. У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок, приглашая мышонка взять старый зуб и принести новый. Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они». (Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы).

У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит: «Чёрная птица, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый». (Чёрная птица символизирует удачу). В России тоже зовут мышку, а зуб принято класть на печку или под подушку.

Форма зубов

Возьмите в руки зеркала и рассмотрите форму зубов.

Рассмотрим макет зубов. Вы уже сказали, что не все зубы одинаковые. Почему?

Передние зубы имеют острый режущий край.

Что мы делаем с помощью передних зубов?

С помощью передних зубов мы откусываем пищу, словно отрезая её.

Как называются передние зубы? (Резцы).

А что мы делаем с помощью угловых зубов с заострёнными концами?

Эти зубы немного длиннее остальных зубов, что позволяет им легко входить в пищу и удерживать её при пережевывании.

Как называются эти зубы? (Это клыки).

Что мы делаем с помощью боковых зубов?

Они служат для размельчения, перемалывания пищи.

Как называются эти зубы? (Это малые и большие коренные зубы.)

Давайте сделаем вывод, отчего зависит форма зубов?

Форма зубов зависит от их функций. Пища бывает жидкой и твёрдой, поэтому и зубы разные.

Работа с рисунком «Строение зуба»

Зуб – это живой организм. Каждый зуб состоит из трёх основных частей. Вот так зуб выглядит изнутри. Давайте вспомним строение зуба.

В полости рта мы видим только часть зуба, которая называется коронкой. В челюсти зуб закрепляется корнем. Часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем называется – шейка, она прикрыта десной. В самой серединке зуба находится мягкая ткань – пульпа. В ней проходят нервы и кровеносные сосуды. Они приносят клеткам зуба питательные вещества и благодаря им зуб чувствует тепло и холод.

Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая, защищает зубы от повреждения.

А теперь давайте ещё раз посмотрим на рисунок зуба в разрезе и заполним пропуски в предложении.

1. Мы видим часть зуба, которая называется ………………

2. Остальная часть зуба находится в …………….

3. ………….. прочно удерживает зуб в челюсти.

4. ………….. очень твёрдая и защищает зуб.

Назовём ещё раз части зуба.

5. В ………. находятся кровеносные сосуды и нервы.

Вся пища попадает в наш организм через ротовую полость. Таким образом, в течение дня на наших зубах образуется налёт и если за зубами не ухаживать, то этот налёт разрастается и превращается в монстра – кариес, который разрушает зуб, появляется дырочка. Дырка в зубе – всегда больно. А ещё больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам…

Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные -
Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?...
Как вы думаете,
- Как вы думаете, почему заболели зубы у Любы? (плохо ухаживала за ними )

Надо ли ухаживать за молочными зубами?

Надо оберегать от заболевания не только постоянные зубы, но и легко подвергающие порче молочные зубы, так как наличие больного молочного зуба вредно отражается и на постоянных зубах. В вашем возрасте как раз идёт замена молочных зубов на постоянные, поэтому за зубами необходимо ухаживать особенно тщательно.

Сохранение зубов является одним из важных условий сохранения здоровья всего организма в целом. Зубы, как известно, необходимы для пережёвывания пищи. Хорошо пережёванная пища легко проглатывается, хорошо переваривается, хорошо усваивается организмом. Плохо разжёванная пища плохо усваивается, нарушает нормальную деятельность органов пищеварения, нередко приводит к заболеваниям желудка и кишечника. Болезнетворные микробы, гнездящиеся в больном, разрушающемся зубе, могут быть причиной различных заболеваний.

Важнейшим средством сохранения зубов являются: полноценное питание, правильный уход.

От чего могут испортиться зубы, отчего они могут заболеть?

Когда мы едим, в промежутках между зубами всегда остаются кусочки пищи, появляется налёт и образуется кислота которая разрушает зуб. Зубы вскоре начинают гнить. Это приносит большой вред зубам. Заболевание зуба начинается с того. Что на зубе появляется маленькое тёмное пятнышко, а через некоторое время на этом месте образуется еле заметная ямка (углубление). В неё забивается пища, здесь она гниёт, от этого зуб ещё больше портится. Вскоре на этом месте образуется дупло. Если зуб не лечить, дупло становится глубоким и появляются сильные боли. Через некоторое время зуб совсем разрушится, и его необходимо будет удалять.

Используя слова в рамке, нужно заполнить пропуски в предложении.

  1. Когда…………. разрушает эмаль зуба, начинается ………….
  2. Вскоре возникает отверстие, или ………. и……… распространяется.

(кислота, полость, кариес)

Основные требования к уходу за зубами.

Что же надо делать для того, чтобы зубы не портились и какие меры можно предпринять, чтобы не дать монстру-кариесу разрастись и повредить зуб? (необходимо заботиться о зубах)

Как избавиться от налётана зубах?

Как поел – почисти зубки!

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты –

Очень важные продукты.

Совершенно верно , ежедневно чистить зубы.

Что нужно делать после каждого приёма пищи?

Необходимо удалять остатки пищи из промежутков между зубами полосканием рта тёплой водой после каждого приёма пищи.

Какие продукты способствуют сохранению здоровых зубов?

Фрукты, овощи, молочные продукты.

Почему нужно есть меньше сладкого? (продукты в которых много сахара, способствуют появлению кариеса)

Также нельзя допускать приёма очень холодной или очень горячей пищи.

Практикум «Почистим зубы»

Назовите главных помощников сохранения зубов здоровыми. (Зубная щётка, зубная паста)

Как нужно правильно чистить зубы?

Сначала необходимо помыть руки с мылом. Намочить щётку водой. Нанести зубную пасту. Чистить зубы надо не менее трёх минут.

Запомните правила чистки зубов:

  1. Надо чистить все зубы – и передние и боковые; чистить со всех сторон – снаружи и изнутри, чтобы вычистить всех бактерий, мы должны вымести налёт, а не загнать его под дёсна.
  2. Верхние зубы надо чистить сверху вниз, нижние – снизу вверх.
  3. Надо также водить щёткой вправо и влево кругообразными движениями.
  4. Чистим жевательную поверхность зуба.

Зубы чистим осторожно,

Ведь поранить дёсна можно…

А потом что? А потом

Зубы мы ополоснём.

Поработали умело!

Наши зубы стали белы.

Прополоскав рот необходимо промыть щётку и убрать её на место.

А как вы ухаживаете за своей зубной щёткой?

Промывайте щётку всякий раз после чистки зубов. Никогда не позволяйте никому пользоваться вашей щеткой и сам никогда не пользуйся чужой. Необходимо менять зубную щетку каждые три месяца, это лучший подарок для вашей улыбки.

Почему мы пользуемся именно зубной пастой, а не мылом, например?

Зубная паста содержит фтор – специально вещество, которое предотвращает появление и развитие кариеса.

Только ли зубной пастой можно чистить зубы?

Есть зубные порошки, зубные эликсиры – оказывают противокариозное и ранозаживляющее действие, зубные нити – флоссы – удаляют налёт и остатки пищи из промежутков между зубами.

Что нужно делать, если зуб всё же заболел?

Дать возможность детям рассказать случаи из жизни

Зубные врачи – стоматологи – знают:

  • как помочь при зубной боли
  • как некрасивые зубы сделать красивыми!

Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!

4. Закрепление

  • Ешьте фрукты и овощи.
  • Не злоупотребляйте сахаром и сладостями!
  • Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном.
  • Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца!
  • Дважды в год посещайте стоматолога.
  • И у вас будет ослепительная улыбка!

А сейчас мы поиграем, а заодно и проверим, как вы усвоили сегодняшний материал.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: «Нет, нет, нет!»

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Нет, нет, нет.

Говорила маме Люба:

«Я не буду чистить зубы»

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, в каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?

Нет!

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если наш мой хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Почему за зубами нужно ухаживать?

Сколько раз в день необходимо чистить зубы? Почему?

Какая пища для зубов полезна?

Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу)

5. Итог урока.

Красивая улыбка – это одна из составляющих вашего здоровья и уверенности в себе. Здоровая полость рта – это неотъемлемая часть здоровья организма в целом. Поэтому не оставляйте уход за зубами на потом. Уделяйте зубам должное внимание, чистите их утром и вечером, а также полоскайте рот после каждого приема пищи. Здоровые зубы, не те, которые хорошо лечат, а те, за которыми постоянно и хорошо ухаживают. Если вы хотите стать обладателем здоровых и красивых зубов, нужно просто пользоваться всеми правилами гигиены зубов и полости рта. Не забывайте, что ваше здоровье – в ваших руках.

- В начале урока вы мне сказали, что красивая улыбка – это добрая, хорошая улыбка. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше человек будут радоваться жизни вместе с нами! Давайте чаще улыбаться!

Если только рассмеяться,

То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!

6. Домашнее задание.

1. выполнять все требования по уходу за полостью рта.

2. Нарисуйте предметы, которые помогут сохранить здоровые зубы и прогонят этого злого монстра.


Нестерова Татьяна Александровна
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30
Краткое описание работы: Конспект урока разработан для ознакомления учащихся с растительным и животным миром тайги и для развития у учащихся познавательной активности, умения работать с картой, атласом.

Маркова Светлана Евгеньевна
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4" г.Меленки
Краткое описание работы: Данный урок предназначен для знакомства со свойствами воды обучающихся начальной школы через проведение ими эксперимента. Возможно использование помощи обучающихся 6 класса, обладающих первоначальными навыками экспериментальной химической деятельности, также полученными в рамках бинарных уроков по химии, биологии и окружающему миру. Обучающиеся начальной школы получат возможность встречи с самим Д.И. Менделеевым, поработают с его Периодической системой элементов (на узнавание элементов), ознакомятся с формулой воды и правилами по технике безопасности при работе в кабинете химии. Следуя инструкционной карте, ребята получат возможность для изучения таких свойств воды, как прозрачность, текучесть, универсальный растворитель. Также обучающиеся благодаря водной раскраске разгадают одну из пословиц и воде.

Горбачева Зоя Владимировна
Учебное заведение: КГУ "Буденновская общеобразовательная школа"
Краткое описание работы: По типу это урок усвоения новых знаний. Содержание урока соответствует учебной программе познания мира курса 2 класса. Изучаемый на уроке материал относится к разделу «Жизнедеятельность животных». При изучении данного раздела учащиеся знакомятся с разнообразием животного мира Казахстана, с тем, как животные приспосабливаются к среде обитания и т.д.

Коткова Наталья Юрьевна
Учебное заведение: Детский сад № 53 "Детский сад комбинированного вида"
Краткое описание работы: Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы "Птицы в гости к нам"Цель: формирование представлений об особенностях внешнего вида различных видов птиц.Задачи: способствовать овладению конкретных представлений детей о внешних особенностях птиц, познакомить с перелётными птицами.

Колмык Виктория Николаевна
Учебное заведение: ГБПОУ КК ЕПК
Краткое описание работы: Сценарий КТД.Работа проводится в классе. Нужно создать своего рода проект, стенгазету к 9 мая. Цель: Разработать проект к празднику «дню победы».Задачи: 1. Образовательная.Формировать способности обучающийся к новому способу действий, как на классных часах, так и на внеурочной деятельности. 2. Развивающая.Формировать у детей образа родной страны, Родины, развивать патриотизм, исследовательские навыки.3. Воспитывать. Воспитывать любовь к родине, к истории страны.

Вишнякова Надежда Михайловна
Учебное заведение: МК ОУ «Краснинская школа – интернат»
Краткое описание работы: Цель: воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.Задачи:-способствовать воспитанию любви к лесным богатствам нашей Родины;-осуществлять патриотическое воспитание;- развивать речь, психические процессы; - прививать любовь, бережное отношение к природе

План-конспект урока по окружающему миру по ФГОС

В данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по окружающему миру. Конспект урока окружающего мира представляет собой подробный план, включающий содержание и подробное описание этапов занятия по этой учебной дисциплине.

Грамотно составленный конспект урока служит преподавателю опорным планом проведения занятия, а также является документом, который используется при аттестации учителей окружающего мира. Поэтому можно сказать, что планы-конспекты уроков играют важную роль в процессе построения грамотного и эффективного процесса обучения окружающему миру в школах России.

По новым требованиям государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) план-конспект урока окружающего мира должен отвечать следующим требованиям: цели, задачи и методы проведения урока должны отвечать возрастной группе учеников, цели и задачи занятия должны быть четко сформулированы, ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.

Главными составными элементами конспекта урока по окружающему миру являются: тема, цели, задачи, вид, форма проведения, последовательность этапов, методические материалы и техническое обеспечение.

На учебно-методическом портале Конспектека можно скачать конспекты уроков окружающего мира бесплатно

Преподаватели могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем Интернет-ресурсе и получить именные свидетельства о публикации авторского материала. Размещая свои наработки, Вы даете другим учителям окружающего мира перенять Ваш опыт и помогаете коллегам совершенствоваться. Все авторские наработки по окружающему миру на нашем портале можно совершенно бесплатно скачать в целях ознакомления.

Помимо конспектов по окружающему миру на нашем сайте Вы найдете разработки по литературе , русскому , математике и всем другим предметам из учебной программы российских школ.

План-конспект по окружающему миру
1 класс

Тема: «Разнообразие растений и животных»
Класс: 1 «Б»
Программа: Система Л.В. Занкова
Учитель МОБУ СОШ №35 г.Таганрога: Копистко В.А.

Цель: обобщить знания детей о живой природе, о её разнообразии и изменчивости, о зависимости от неживой природы, то есть от условий окружающей среды.

Оборудование:
1. Таблички с названиями групп растений и животных.
2. Карточки с названиями растений и животных.
3. Схема растения.
4. Картинки с изображениями животных.
5. Карточки для групповой работы.
6. Рисунок с изображением теремка.
7. Видеоматериал.

Ход урока.

I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

II. Целевая установка.
- Ребята, я предлагаю в начале урока мысленно отправиться в лес.
- Закройте глазки и представьте, что вы уже в лесу.
(Учитель под музыку читает стихотворение)
Здравствуй, лес, прекрасный лес,
Полон сказок и чудес.
Кто в лесу таком таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- А теперь откройте глаза и расскажите, что вы увидели в лесу? (Ответы детей)
- Есть на нашей Земле два царства, которые давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут-то на одной территории, и все у них общее: земля, реки, моря. Называются эти царства: Царство растений и Царство животных.
(На доске появляются таблички: растения, животные)

III. Закрепление и обобщение пройденного материала.
1) Вступительная беседа
- К какой природе относятся растения и животные?
(Над табличками появляется табличка с надписью «Живая природа»)
- Обоснуйте свой ответ. (Дышит, питается, размножается, растёт)
- Каким представителям живой природы будет посвящён сегодняшний урок?
- На прошлых уроках мы подробно познакомились с царствами растений и животных.
- Предлагаю вспомнить всё, что мы знаем об этих объектах живой природы, которые окружают и радуют нас своим присутствием.
- Чем же растения отличаются от животных? (Они разные. У них разный внешний вид. Растения не двигаются, только раскачиваются.)

2) Классификация растений и животных
разных уголках класса развешаны карточки с названиями групп животных и растений.)
- Найдите каждой группе живой природы своё место в таблице.
(Ученики берут карточку и располагают её в нужный столбик)

3) Групповая работа
(Каждой группе даются карточки с названиями живой природы. Ученики должны рассортировать это объекты на царства «Растения» и «Животные».
Например: дуб, берёза, щука, бабочка, волк, белка, стрекоза, окунь, сова, дятел, смородина, тюльпан, чабрец, сосна, сирень, шиповник, колокольчик.)

4) Беседа о растениях
- Назовите части растений.
(Учащиеся собирают по частям растение, расположенное на доске)

Физминутка

5) Работа по учебнику (с.24-25)
- Назовите растения, изображённые в учебнике.
- К какой группе оно относится?
- Какие растения вам кажутся необычными?
(Хорошо читающие ученики читают сведения о растениях)
- Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите.
Это нужно детворе
для здоровья, при игре.

6) Беседа о животных
- Перечислите животных на картинке.
- Что вы можете сказать о многих из них?
- Почему их не встретишь в нашей местности?
- Каких животных можно встретить в нашей местности? Отгадайте с помощью загадок.

Под полом таится,
Кошки боится. (Мышь)

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (Лягушка)

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт.
В деревне кур крадёт. (Лиса)

На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

Ребята, посмотрите на отгадки.
- Что заметили? (Все животные из сказки «Теремок»)
(На доске появляется иллюстрация к сказке «Теремок»)
- Заселите главных персонажей сказки в теремок.
- Какие вам известны сказки с участием животных?
- А вы любите сказки?
- Тогда давайте посмотрим с вами новую сказку о животных.
(Просмотр сказки «Ландыш»)
- Какое открытие позволила нам сделать сказка?

7) Беседа об охране растительного и животного мира.
- Скажите, пожалуйста, всегда ли растениям и животным комфортно?
- Какое участие мы можем принять по защите животных и растений?

(Ученик читает стихотворение)
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
На проталинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем.
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!

IV. Подведение итога
- Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
- Каким царствам живой природы был посвящён сегодняшний урок?
- Какие новые открытия вы совершили на уроке?
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?
- Что было самым важным на уроке?

V. Рефлексия
- Поделитесь своим впечатлением об уроке.
- Если вы довольны своей работой на уроке, поселите на наше растение бабочку.
- Если вы были не всегда активны, но очень старались, то поместите божью коровку на цветок.
- Если вы считаете, что урок для вас прошёл даром, то поселите на цветке гусеницу.

Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь,
И начнем урок опять.

Цели:

помочь учащимся понять, что такое семья, что нужно, чтобы семья была дружной и крепкой;

способствовать развитию доверительных отношений в семье.

Оборудование: м/м оборудование, плакат с домом, карточки, раздаточный материал.

Структура урока:

Организационный этап.

Кубанское солнышко смотрит к нам в класс,

А лучик, играя, приветствует нас.

Доброго утра, хорошего дня

Я пожелаю вам, детвора.

Мотивация учебной деятельности.

Слайд 1. (Звучит музыка «Дом в котором живём»)

Учитель читает стихи.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Учитель.

О чём это стихотворение?

Ответы учащихся.

О семье.

О доме.

Учитель.

Верно. Стихи о семье и отчем доме.

Актуализация знаний.

Разгадайте ребус. (Слайд 2.)

Попробуйте догадаться, как звучит тема нашего урока.

Учащиеся формулируют тему урока.

Семья.

Сообщение темы урока

Учитель.

Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что же такое семья, определим признаки дружной семьи, а ещё вы расскажите о своей семье и о том, какие в вашей семье любимые занятия.

В семейном кругу мы с вами растем.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

«Открытие» нового знания.

Работа по учебнику (стр. 23).

Назови членов семьи Миши. Кем работают папа и мама? Чем занимается дедушка? А бабушка? Чем любят занимать дети?

Слайд 3.

Семейные фотографии.

Физминутка.

Первичное закрепление.

Работа в рабочей тетради. (Стр. 13) (Фронтально)

Речевая разминка.

Назови имена членов твоей семьи.

Фронтальная работа «Засели дом».

Учащиеся показывают семейные фотографии и рассказывают о своей семье, называя имена членов своей семьи по имени (и отчеству, если знают). Фотографии размещаются на плакате в окнах дома.

Учитель.

Мы только что заселили наш дом. Теперь в нём живут ваши семьи.

Что же мы называем семьёй?

Ответы учащихся.

Мама и папа – это моя семья.

Дедушка и бабушка.

Сёстры и братья.

Учитель.

Правильно. Семья – это наши близкие, кто живёт вместе с нами. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

2. Соображалки.

На доске размещены карточки со словами: семья, добро, любовь, ссора, мир, забота, тепло, ласка, лад.

Учитель.

Что нужно для семейного счастья?

Ответы учащихся.

Добро, любовь, забота, тепло, ласка, лад, мир.

Ссора портит семью.

Как ты понимаешь слова «семья крепка ладом»?

Ответы учащихся.

Когда в семье все любят друг друга, то они никогда не ссорятся.

Если все друг другу помогают, заботятся друг о друге, то семья крепкая.

Физминутка.

Закрепление.

Работа по учебнику (стр. 29).

Рассмотрите рисунки. Расскажите, как проводит воскресный день семья Димы.

Что вы можете сказать про эту семью?

Ответы учащихся.

Семья Димы дружная. Они все вместе убирают квартиру.

Папа с Димой играют в шахматы. Они вместе кормят птиц.

Члены семьи Димы работают и отдыхают вместе. У мальчика хорошая семья.

Учитель.

А как проводит выходной день твоя семья?

Рассказы учащихся.

Соображалки.

Ребята, подумайте над словами «семья вместе, так и душа на месте». Что они означают?

Ответы учащихся.

Когда вся семья собирается вместе, то всем очень хорошо.

Когда все дружно работают или отдыхают, то это хорошая семья и все счастливы.

Самостоятельная работа.

Работа с раздаточным материалом.

Ребята, нарисуйте свою семью в окнах домиков, которые лежат у вас на партах.

(Учащиеся работают под музыку. Звучит песня «Дом в котором живём»)

Учитель.

Сейчас вы дружно работаете, как большая дружная семья. Наш класс – это школьная семья.

Учитель читает стихи.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Учитель.

Ребята, что надо делать, чтобы ваша семья была дружной и счастливой?

Ответы учащихся.

Любить друг друга.

Помогать маме, папе и бабушке с дедушкой.

Вместе делать домашние дела и отдыхать.

Быть послушными и не огорчать родителей.

Рефлексия.

Работа в рабочей тетради.

Откройте рабочие тетради на странице 14. Оцените свою работу на уроке.

(Учитель читает, учащиеся самостоятельно выбирают свой вариант ответа.)

Учитель.

Кто объяснит свой выбор варианта?

Ответы учащихся.

Мне было интересно, и мне не нужна была помощь.

Я все задания выполняла сама. У меня хорошая семья, я о ней рассказывала.

Учитель.

Что нового узнали на уроке?

Что особенно запомнилось?

Что больше всего понравилось?

О чём вы расскажете дома?

  • Конспект занятия по рисованию (по замыслу) в подготовительной группе [ лекция ]
  • Конспект ИКТ-урок по окружающему миру. IV класс. Водоемы нашего края. Значение водоемов и их охрана [ лекция ]
  • [ лекция ]
  • Конспект урока - Royal Family [ лекция ]
  • [ лекция ]
  • Конспект урока окружающего мира в 3 классе и презентация [ лекция ]
  • Конспект урока окружающего мира в 3 классе и презентация [ лекция ]
  • Конспект урока Мы гордимся своей страной (Беларусь) [ лекция ]
  • Курсовая Коррекция страхов у детей с ЗПР [ курсовая работа ]
  • Конспект урока английского языка [ лекция ]
  • 1.docx

    Конспект урока окружающего мира.

    Класс: 1б

    Четверть: ΙΙΙ

    Тема: «Зимние изменения в природе».

    Цель урока: Сформировать знания учащихся о характерных признаках зимы.

    Задачи урока :


    • Познакомить учащихся с зимними явлениями природы;

    • Развивать мышление, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.

    • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
    Планируемый результат:

    • Учащиеся знают характерные признаки зимы;

    • Умеют анализировать и обобщать, полученные знания;

    • Проявляют любовь и интерес к природе.
    Тип урока: вводный.

    Вид урока: интегрированный урок.

    Методы обучения:


    • Словесные (беседа, прослушивание аудиозаписи «Времена года»).

    • Наглядные (демонстрация изображений объектов и явлений).

    • Практические (рисование признаков зимы).
    Приёмы обучения: организационные.

    ^ Материально-техническое обеспечение: иллюстрации портретов: поэтов, композиторов, зимних пейзажей, карточки для игры «Живая, неживая природа».

    Примерное оформление доски:

    Ход урока:

    Этап урока, длительность

    Действия учителя

    Действия ученика

    Организационный

    Приветствую детей, проверяю готовность к уроку.

    Приветствуют учителя.

    Проверка пройденного материала.

    К нам в гости пришел Муравьишка, он хочет, чтобы мы ему помогли разобраться, что относится к живой природе, а что к неживой.

    Поиграем в игру «Живая, неживая природа».

    Распределите картинки и карточки со словами в два столбика. В первый столбик, то что относится к живой природе.

    Во - второй, то, что является неживой природой.

    Играют в игру.

    Распределяют слова и картинки в два столбика.

    Введение в новую тему

    Загадываю детям загадку:

    Снег на полях

    Лёд на реках,

    Вьюга гуляет-

    Когда это бывает…

    Тема сегодняшнего урока: «Зимние изменения в природе».

    Ребята, посмотрите в окно и скажите какое сейчас время года?

    А как вы узнали, что сейчас зима?

    После, какого времени года приходит зима?

    А вам нравится зима?

    А чем вам нравится это время года?

    Ребята, а многие поэты, композиторы и художники тоже любили это время года.

    Например, Александр Сергеевич Пушкин написал много стихов, посвященные этому времени года.

    Вы знаете такого писателя?

    А какие его произведения вам знакомы?

    Сейчас я прочитаю одно из его стихов:

    «Зимний вечер».

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя.

    То, как зверь она завоет,

    То заплачет, как дитя.

    То по кровле обветшалой

    Вдруг соломой зашумит,

    То, как путник запоздалый,

    К нам в окошко застучит…

    Вам понравилось это стихотворение?

    А посмотрите, какие красивые на доске зимние пейзажи. Вот как художники любят зиму рисовать!

    Отгадывают загадку:

    Отвечают на мои вопросы:

    Сейчас зима.

    На улице холодно, снег.

    После осени.

    Можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снежную бабу и т.п.

    - «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и его работнике балде» и т.п.

    Слушают стихотворение.

    Рассматривают зимние пейзажи.

    Изучение нового материала.

    Ребята, как вы думаете, почему зимой холодно?

    Посмотрите, на доске нарисована схема. С помощью ее мы разберемся, почему зимой холодно.

    Показываю и объясняю схему - расположение солнца.

    Зимой лучи солнца опускаются низко над землей, поэтому холодно и выпадает снег.

    Давайте послушаем аудиозапись.

    О каких зимних изменениях говорили главные герои?

    Ребята, а Муравьишка приготовил вам кроссворд. Мы же с вами отгадаем его?

    По горизонтали:
    2. Обильное выпадение снега называют…4.Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года. 6.Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.

    8. Тройка-тройка прилетела,
    Скакуны в той тройке белы,
    А в санях сидит царица,
    Белокоса, белолица.
    Как махнула рукавом,
    Всё покрылось серебром.
    По вертикали:


    1. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка из льда. Это явление называется… 3. Шуба бела - весь свет одела. 5.О чём эта пословица: «Сам бежит, а стоять не велит». 7.Снегопад при сильном ветре называется…
    Ребята вы такие молодцы, как же вы быстро справились!

    Рассуждают: зимой холодно, потому что холодно и т. п.

    Смотрят на доску и слушают моё объяснение.

    Слушают аудиозапись.

    Отвечают на мой вопрос:

    Об изменении продолжительность дня.

    Отгадывают кроссворд:

    По горизонтали: 2.Снегопад. 4.Оттепель. 6.Изморозь. 8.Зима.
    По вертикали: 1.Гололедица. 3.Снег. 5.Мороз. 7.Метель.

    Физминутка

    Закрепление

    А теперь мы с вами поиграем! Мы узнаем как ряд самый умный!

    Я буду вам загадывать загадки, а вы по поднятой руке будете отвечать. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. Какой ряд наберет больше жетонов, тот и победит. А кто будет выкрикивать ответы, не поднимать руку, тот лишиться жетона.

    Все готовы?

    Тогда начнем.


    1. Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки.

    Радость детям подарила

    И на санках прокатила.


    1. Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке:

    Дни его - всех дней короче,

    Всех ночей длиннее ночи.

    На поля и на луга

    До весны легли снега.

    Только месяц наш пройдет,

    Мы встречаем Новый год.


    1. Щиплет уши, щиплет нос,
    Лезет в валенки мороз.

    Брызнешь воду - упадет

    Не вода уже, а лед.

    Даже птице не летится,

    От мороза стынет птица.

    Повернуло солнце к лету.

    Что, скажи, за месяц это?


    1. Снег мешками валит с неба,
    С дом стоят сугробы снега.

    То бураны и метели

    На деревню налетели.

    По ночам мороз силен,

    Днем капели слышен звон.

    День прибавился заметно.

    Ну, так что за месяц это?


    1. Он рисует на стекле
    пальмы, звезды, ялики.

    Говорят, ему сто лет,

    а шалит, как маленький.


    1. Конь бежит
    А шкура лежит.

    1. Выгляну в оконце,
    Лежит белое суконце.

    Всю зиму лежит,

    А весной убежит.


    1. На деревья, на кусты
    С неба падают цветы.

    Белые, пушистые,

    Только не душистые.


    1. Они летят быстрее ветра,
    И я лечу с них на три метра.

    Вот мой полет закончен. Хлоп!

    Посадка мягкая в сугроб.


    1. И не снег, и не лед,
    А серебром деревья уберет.

    1. Чист и ясен, как алмаз,
    Дорог не бывает,

    Он от матери рожден

    И мать рождает.


    1. Белый дед, белее нет.
    Старый, горбатый,

    Лежит возле хаты.

    Лежит всю зиму - никто не поднимет.

    Весна придет - он сам уйдет.


    1. Все его зимой боятся -
    Больно может он кусаться.

    Прячьте уши, щёки, нос,

    Ведь на улице...


    1. Под ногами у меня
    Деревянные друзья.

    Я на них лечу стрелой,

    Но не летом, а зимой.


    1. Поглядели мы в в окно,
    Аж, глазам не верится!

    Все вокруг белым - бело

    И метет...


    1. Мчусь как пуля я вперед,
    Лишь поскрипывает лед,

    Да мелькают огоньки.

    Кто несет меня? ...


    1. Едва повеяло зимой -
    Они всегда со мной.

    Согреют две сестрички,

    Зовут их...


    1. Две сестренки, две плетенки
    Из овечьей шерсти тонкой.

    Как гулять - так надевать,

    Чтоб не мерзли пять да пять.


    1. Мы слепили снежный ком,
    Шляпу сделали на нем,

    Нос приделали, и в миг

    Получился...

    У вас на партах лежат листы бумаги и карандаш. Нарисуйте зимние изменения в природе.

    Отгадывают загадки:


    1. Месяц декабрь

    2. Месяц январь

    3. Месяц февраль

    4. Мороз

    5. Река подо льдом

    6. Снежинки

    7. Санки

    8. Сугроб

    9. Мороз

    10. Метелица

    11. Коньки

    12. Рукавички

    13. Варежки

    14. Снеговик.

    Итог урока.

    Ребята, почему зимой холодно и идёт снег?

    Отвечают:

    Зимой холодно и идет снег, потому что лучи солнца опускаются низко над землей и плохо греют.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: