Занятие по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Интеграция образовательных областей

Важно своевременно уделить внимание развитию речи ребенка, в частности научить его рассказывать о чем-то, то есть составлять связный рассказ. Начать лучше с чего-то знакомого, к примеру, со сказок, которые ребенку ни раз читали родители и, может быть, малыш-дошкольник даже знает их наизусть. Мы предлагаем вашему вниманию карточки с иллюстрациями к популярным детским сказкам, по которым с ребенком можно поиграть. Это своего рода мнемотаблицы - серии картинок, фиксирующих образы сюжетов сказки по порядку.

В 3 года ребенку можно распечатать эти карточки или просто показывать на экране. Разрезать не нужно. Рассказать сказку, обязательно показывая пальчиком все события на рисунках. Затем предложить ребенку самому рассказать эту сказку по картинкам - мнемотаблице.

Когда это освоено, разрезаем мнемотаблицу на карточки. Пусть малыш самостоятельно вспомнит, какие события сказки были вначале, какие потом, восстановит последовательность событий.

К возрасту старшей группы детского сада игру еще более усложним. Все разрезанные карточки выкладываем перед ребенком. Теперь ему придется сначала определить, к какой сказке относится картинка, а потом ее место по порядку.

Карточки для скачивания

Иллюстрации к сказкам "Колобок", "Репка", "Бычок, смоляной бочок", "Теремок", "Лисичка со скалочкой", "Курочка Ряба".

Людмила Егорова

Развитию речи дошкольников 5-6 лет отводится особое значение. Развивая связную монологическую речь у детей, мы учим составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинкам по схемам, мнемотаблицам. Здесь мне на помощь часто приходит материал из интернет - источников. Например, "Расскажи сказку по картинкам":

http://www.liveinternet.ru/users/4327727/post160158866

"Составление рассказов и описаний по схемам":

В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы мы учим детей точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов и объектов, использовать прилагательные и наречия в речи дошкольников,воспроизведению логики описательного рассказа.

Большое внимание уделяется пересказыванию сказок с использованием схем - кодировок.

По речевому развитию есть тема:"Рассказывание сказок "Репка", "Три медведя", "Три поросёнка" по кодированию.

Используя материал Шайнуровой Ираиды Рагибовны, учителя-дефектолога, я разработала конспект деятельности по речевому развитию и создала собственные схемы - кодировки. Вот, что у меня получилось, дорогие коллеги.

С удовольствием приму ваши отзывы (положительные и отрицательные,советы.

ННОД детей по речевому развитию на тему: Рассказывание сказок по кодированию «Три поросенка», «Три медведя», «Репка»

Программное содержание:

Учить детей передавать содержимое сказок, используя схемы-сказки, подбирать определения к существительным и согласовывать их. Закрепить представления детей о русских народных сказках в отличие от авторских. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Интернет – источники

http://kotikit.ru/qanda/tri-porosyonka-skazka-v-stixax/

http://zagadochki.ru/zagadka-babka-staryy-ded-i-vnuchka.html

http://www.prozagadki.ru/2334-zagadki-pro-treh-porosyat.html

http://bk-detstvo.narod.ru/mihalkov.html

http://hvatalkin.ru/zagadka/1256

http://www.liveinternet.ru/users/4327727/post161557175

Шайнурова Ираида Рагибовна, учитель-дефектолог

Подготовка к мастер-классу «Расскажем сказку способом моделирования»: бланк со схемами моделей сказочных персонажей для родителей (Приложение 5).

Ход деятельности

Ребята, вы любите слушать сказки? А рассказывать взрослым или друзьям?

А хотите сами рассказать сказку, но не по иллюстрациям книги, а по волшебным моделям - схемам?

Но прежде чем вы увидите схемы сказок, отгадайте загадки о них.

Загадка 1.

«Бабка, старый дед и внучка,

Мышка, кот, собака Жучка -

Вместе все меня смогли -

Вытянуть из-под земли». (Репка)

«Её тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой» (Репка)

Посмотрите внимательно на эту схему, подумайте о какой сказке пойдёт речь?

Загадка 2

«Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросёнка)

«Хрю – хрю – хрю

Каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому, что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный». (Три поросёнка)

Теперь послушайте сказку в стихах о трёх поросятах.

Три поросёнка (сказка в стихах)

Виталий Лиходед

Жили-были поросята,

Три весёлых дружных брата.

Летом бегали, играли,

Холода совсем не ждали.

Вскоре осень наступила,

Поросят предупредила:

"Нужно строить всем дома:

Скоро к вам придёт зима!"

Из соломы домик свой

Младший сделал под сосной.

Крышу лёгкую сложил,

Зимовать под ней решил.

Средний тоже не дремал:

Дом из веток собирал.

Думал в шалаше зимой

Жить холодною порой.

Ну, а старший брат трудился

И, конечно, не ленился.

Из камней он строил дом,

Чтобы жить спокойно в нём.

Камни долго подбирал,

Стены крепкие собрал.

Сделал окна, крышу, дверь,

Будет тёплым дом теперь.

На полянку волк пришёл,

Из соломы дом нашёл.

Дунул сильно - и у дома

Улетела вся солома.

Младший тут же убежал

К шалашу, где средний спал.

Волк шалаш решил сломать…

К старшему пришлось бежать.

Волк увидел третий дом

И полез в трубу на нём.

С кипятком в котёл упал,

В лес со страха убежал.

Рассмеялись поросята.

Стали вместе жить три брата.

Больше волк не приходил,

Стороной их обходил.

Расскажите её по схемам блокам.

Загадка 3.

«Возле леса на опушке

Трое их живут в избушке

Там три стула

И три кружки,

Три кроватки

Три подушки.

Угадайте без подсказки: Кто герои этой сказки?» (Три медведя)

Итог деятельности

Персонажи каких сказок приходили в гости?

С помощью чего вы смогли пересказать сюжет русских народных сказок?

Возникали трудности во время рассказывания сказки по схемам? Какие?

Человек.

Жил был человечек (рукой изображаем человечка,) и построил он себе дом. Домик получился красивый с высокой трубой на крыше. Вокруг дома построил он забор с воротами . Возле дома человечек посадил цветы, они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчёлы, они жужжали и собирали цветочный сок.

Человечек жил один-одинёшенек, и пошёл он по свету друзей искать. Шёл-шёл, встретил птичку и говорит: «Птичка-птичка, давай дружить!» Но птица ничего ему не сказала, взмахнула крыльями и улетела.

Пошёл человечек дальше и увидел рыбу. Но рыбка не захотела дружить с человеком, вельнула хвостиком и уплыла. А он пошёл дальше и встретил лошадку . «И-го-го», - сказала лошадка, - давай с тобой дружить, человек, я буду помогать тебе перевозить тяжёлые грузы». И человечек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человек и лошадка.

Шли-шли, а навстречу им - собака. «Ав-ав, возьми меня с собой, человек, я буду тебя охранять». И пошли они дальше втроём: человек, лошадь и собака. Идут и видят - коза пасётся в поле: «Ме-ме, давай дружить, человек, я буду поить тебя вкусным молоком». Дальше пошли они вчетвером: человек, лошадь, собака и коза. Идут и слышат жалобное мяуканье. Оказалось, что это кошка: «Мяу-мяу, возьми меня с собой, человек, я буду мышей пугать, чтобы они ничего не могли погрызть».

Согласился человечек, и пошли они дальше: человек, лошадь, собака, коза и кошка. Пришли к реке, а переправиться через неё не могут: мостика нет. Построили они тогда все вместе мостик, перешли на другой берег, и увидел человек свой домик с трубой, из которого он ушёл когда-то. Построил человек для своих друзей сарай , и стали они вместе жить-поживать и друг другу помогать.

Кот Васька.

Кот Васька увидел на дереве гнездо . В гнезде жили птенчики . (упр-е кот, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево . Но тут прилетела птичка - мама, которая стала защищать своих птенцов . Кот испугался и убежал.

Лиса и волк.

В гости к курочке.

Слушай, послушай! Расскажу тебе сказочку хорошую- прехорошую.

Жил-был петушок . Задумал он пойти на день рожденья к курочке . Вот идет он по тропинке , впереди река, а через реку красивый мост, перешел он через мост, а тут уж и дом курочки . Сидит курочка в окошко выглядывает, песенку поет

(звуковая песенка ). Подарил петушок ей букет цветов, и торт со свечами. Задула курочка свечи и загадала желание: «Чтобы пришли ее поздравить много друзей». И тут же оно стало исполняться. Пришел гусь , подарил ей корзину зерен, прибежала собачка вручила ей воздушный шарик . Стали гости вместе дружно с шариком играть(катать шарик по столу ). Играли, играли – шарик лопнул (ш-ш-ш). Расстроилась курочка . Внезапно появилась кошечка и преподнесла курочке в подарок очень много разноцветных шариков , надули их (с-с-с) и украсили домик курочки .

Стали веселиться. Именинница пригласила всех к столу, стала их угощать вкусным чаем, с тортом, печеньем , и вареньем . С тех пор они все дружно живут в одном доме.

Ребята нашего двора.

Каждый день ребята встречались во дворе. Они рассказывали друг другу много интересного о себе. Боря вчера играл с котенком . Марине мама купила собачку. Игорь потерял в траве свою черепаху . Варя собирается летом на море. У Сережи в аквариуме живут три рыбки. Андрей весной сделал красивый скворечник и повесил его на дерево . Сейчас там живет птичка со своей семьей. А Ирина в лесу собрала много орешков и корзину с грибами.


Казалось бы, нет на свете малыша, который не любит сказки. И у многих мам, чей ребенок не попадает в эту категории, начинается паника: “Что с ним? Почему он не такой, как все? Как это исправить? И можно ли?” Спешу их успокоить ― можно! А, если вы любите сказки и готовы уделять этому хоть несколько минут в день, то изменить ситуацию не составит особого труда!

Почему ваш малыш не воспринимает сказки, и что делать?

  • Во-первых, помните, что сказка ㅡ это множество слов, к тому же не всегда знакомых малышу. То есть для него некоторые из них ㅡ буквально «пустой звук». Плюс, маленький ребенок еще плохо умеет концентрировать внимание. И это совершенно нормально, если ему от роду всего год-два или даже три! Вывод один: нужно идти от природы ребенка!
  • Во-вторых, природа малыша требует движений. Движение ㅡ это все: и рост, и развитие, и здоровье. Поэтому давайте попробуем совместить движения и текст сказки!

Как рассказывали сказки наши мамы и бабушки

Помните ли вы, с какими самыми первыми художественными произведениями знакомили нас мамы или бабушки? Это были потешки, пестушки и колыбельные, и они всегда сопровождались движениями! Под последние ребеночка ритмично укачивали (у качания есть тоже своя польза для развития). А пестушки с потешками использовали для различных «важных» мероприятий ― умывания, одевания, кормления, массажа, да и просто игр. Хотя, конечно, не «просто». Все они способствовали и развитию малыша, и пополняли его пока еще совсем небольшой словарный запас.

Как показывать сказку с помощью рук и не только

Если вдруг ваш ребенок уже вышел из младенческого возраста, но все еще не может спокойно выслушать даже самую маленькую сказочку от начала до конца, то, рассказывая, попробуйте показать ему «театр» руками. Не обязательно использовать только руки, можно расширить диапазон движений, используя все тело, но все же старайтесь делать это сидя. Так у малыша будет развиваться концентрация внимания.

Иллюстрируем движениями сказку “Теремок”

Для примера возьмем сказку «Теремок». Ее можно проиллюстрировать следующим образом.

« Стоит в поле теремок-теремок » — скрестите руки в районе запястий над головой.

« Он не низок, не высок, не высок » ㅡ обозначьте высоту руками.

« Как по полю-полю мышка-норушка бежит » ― прижмите к груди руки, согнутые в локтях, пальцы опустите вниз ㅡ это будут лапки мышки. Подвигайте поочередно кистями вверх-вниз, изображая движения мышки.

« Теремочек увидала и стучит » ㅡ снова изобразите теремок, скрещивая руки над головой.

« Тук-тук! Кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? » ㅡ изобразите «стук» кулачком.

« А ей никто не отвечает » ㅡ разведите руки в стороны (жест «Увы»).

« Зашла мышка в теремок и стала там жить-поживать » ㅡ вновь покажите теремок.

« Вот по полю-полю лягушка спешит » ㅡ для лягушки опустите вниз руки, полусогнутые в локтях, а кисти разведите пальцами в противоположные стороны. Сделайте несколько пружинистых движений вверх-вниз, чтобы изобразить, как лягушка прыгает.

« Теремочек увидала и стучит : Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? » ㅡ повторите движения «теремок» и «стук».

« Я – мышка-норушка. А ты кто? – А я – лягушка-квакушка » ㅡ говорите и по очереди изображайте героя: мышку, затем лягушку.

Как показать других животных

  • Чтобы показать зайчика, поднимите к голове ладони с соединенными пальцами ㅡ «ушки».
  • Лисичку можно сымитировать, поочередно плавно двигая перед собой кистями рук.
  • Чтобы показать пасть волка, соедините руки в области запястий и постучите слегка согнутыми пальцами по противоположной руке.

  • Ну а для медведя можно немного вывернуть ноги, поставив их на внешний край стопы, а полусогнутые руки опустить вниз. Медленно покачивайтесь из стороны в сторону, как неуклюжий косолапый.

Не принципиально изображать героев именно так, как описано выше. Это примерный вариант. Вы можете исходить из собственного опыта и представлений. Не бойтесь фантазировать и придумывать оригинальные «иллюстрации» к сказкам.

Еще немного нашего опыта: сказка “Пых”

Одной из любимых сказок моего сына стала сказка «Пых». Деда мы изображали, поставив одну руку на пояс и как бы «прихрамывая» в эту сторону. Бабка была пошустрее ― мы двигали согнутыми в локтях руками. А внучку представили «воображулей», покачивая головой и ведя указательными пальцами от затылка к плечам, как бы обозначая кудряшки-спиральки.

Когда герои выходили в огород, я добавила такой текст: «А там ― солнышко светит (мы поднимали кисти рук с растопыренными пальцами вверх ), птички поют (пальцы соединялись и превращались в крылышки ), пчелки жужжат: «Жжжжж» (пальцы соединялись «биноклем», но разводились в стороны ),

комарики звенят: «Ззззз» (указательные пальцы выдвигались вперед, а остальные сжимались в кулачек ).

Грядки тоже были «активные», своеобразный массаж получился: с морковкой (указательные пальчики стучали по ножкам или по спинке ), с капустой (пальчики сворачивали «шариком» и слегка пощипывали ), с картошкой (стучали кулачками ). Когда сын подрос, то стал сам придумывать, что на них должно было расти: горох, огурчики, тыква и т.д. Ему очень нравилось рисовать эти овощи на моей спине. Иногда я его просила отгадать, что же росло на грядке, «забыв» название овоща. В общем, повествование с помощью нашего тела дает огромный простор для фантазии!

Рассказывая сказку, побуждайте малыша повторять за вами движения. Через какое-то время пробуйте делать их вместе, а затем и по ролям. Так малыш учится прислушиваться к вашей речи, обращать внимание на отдельные слова, осмысливать услышанное. А движения рук и туловища разовьют моторику, помогут стать пластичнее. Но главное ― ваш малыш полюбит сказки!

Татьяна Вербицкая , опытный педагог и мама двух «вытворяшек»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: