Яблочный спас. Яблочный Спас (19 августа)

6-(19) августа (серпеня)

Яблочный спас - Второй спас (6 (19) августа) Н азывают так , поскольку с середины августа начинается сбор яблок и овощей, в то время как до этого дня есть садовые яблоки запрещалось. Существовало поверье, что у того, кто съест яблоко раньше Спаса, умершие дети не получат яблока в paю.
В день второго Спаса, совершался и особый ритуал благословления плодов. На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки и после принесения молитвы благодарности Матери земле, волхв благословлял плоды. Хозяева жертвовали в пользу нищих "начатки", небольшие порции каждого из собранных ими плодов. Отсюда возникла поговорка: "На Второй Спас и нищий яблочко съест".
Уборка урожая сопровождалась приговорами: "Вовремя собрать - вовремя убрать", "После Второго Спаса дождь - хлебогной!
Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых приветствовали наступающую осень. Не случайно день второго Спаса называли "осенинами": "Со Спасо - Преображения - погода преображается!" "Пришел второй Спас - бери рукавицы про запас!".

Второй Спас почти повсеместно называется «яблочным», так как с этого времени разрешается есть садовые плоды и огородные овощи. День этот крестьяне чтут, как очень большой праздник, но редко отдают себе отчет в истинном значении того события, которое вспоминает церковь 6 августа. Только кое-где второй Спас называется «Спасом на горе» (название, которое позволяет заключить о знакомстве со Священным писанием), в большинстве же случаев крестьяне не знают, что такое Преображение Господне, и считают второй Спас просто праздником земных плодов. Сообразно с этим, в день 6-го августа, вся паперть в приходских церквах бывает заставлена столами, на которых навалены горы гороха, картофелю, огурцов, репы, брюквы, ржи, ячменя, яблок и проч. Все эти плоды урожая священник благословляет после обедни и читает над ними молитву, за что благодарные прихожане ссыпают ему в особые корзины, так называемые, «начатки», т. е. понемногу от каждого сорта принесенных плодов.
После освящения и благословения, крестьяне набожно осеняют себя крестом и разговляются яблоками: есть плоды до этого времени считается большим грехом и, если кому случится, по забывчивости или невоздержанию, попробовать яблок раньше срока, то такой человек не должен есть их в течение сорока дней после Спаса, чтобы тем искупить свою вину. Особенно должны воздерживаться от преждевременного вкушения плодов те из крестьян, у которых умерли в младенческом возрасте дети, так как на том свете на серебряных деревьях растут золотые яблочки и эти яблочки раздаются только тем умершим детям, родители которых твердо помнят закон и строго воздерживаются от употребления плодов до второго Спаса.
В некоторых местах, например в Вельском у., Вологодской губернии, с днем Преображения Господня связывается особый обычай, известный в народе под именем «столованья». На площади, перед церковью, ставят длинный ряд столов, покрывают их чистыми скатертями, и все деревенские хозяйки принимают на себя обязанность наполнить эти столы всевозможной снедью, которая и поедается прихожанами после обедни и крестного хода. В других уездах той же Вологодской губ., сохранился обычай всеобщих разговин горохом: отслужив в поле молебен, крестьяне всем селом устремляются на гороховое поле и, до самого вечера, лакомятся зелеными стручками, не различая своей полосы от чужой. Эти гороховые разговины составляют истинный праздник и величайшее наслаждение для деревенской детворы, которая целый день ныряет в зеленых кустах и наедается до того, что под конец уже на животе переползает с полосы на полосу.

Обязательно присутствует в народном календаре славян. С великим удовольствием отмечается как православными, так и католиками. Приходится на 6 (19 августа). Последний месяц лета - предвестник наступления золотой осени, за которой недалеко и матушка-зима. Август - это и пора активной уборки первых плодов урожая, во имя которого на селе трудились, не покладая рук с ранней весны. Так что Яблочный спас, как праздник, связан тесно с первыми пополнениями закромов. Кстати, у славян до Яблочного спаса не принято вкушать эти ароматные, напоенные соком земли, плоды. Но разрешалось срывать их и освещать, впрочем, как и другие фрукты, выращенные к завершению лета.

По названиям Яблочный спас многолик

Многие зовут его просто Спас. Иные - с приставкой - Великий. Третьи - Второй спас. Или - Преображение. Преображение Господне. Праздник первых плодов. Бытует и Горохов день. Осенины. Великий спас. У белорусов название почти созвучно нашему - Яблочни спас. Велик спас. Сярэдни спас. Други спас. Сербы зовут его почти, как в одном из случаев мы, Преображенье. Болгары - Прибризине, Сотир, Стратир. Но при всех разных прочтениях суть Яблочного спаса одна - он от души желаем, ибо пополнял и пополняет опустевшие амбары и хранилища овощей и фруктов плодами нового урожая, которых, если повезло с погодой и другими условиями для вызревания, хватило на долгие месяцы осени и зимы. В этот день, кстати в церквах и храмах освещались не только яблоки, но и мед, хлебные колосья и семена под новый будущий урожай. И по сути, в России, иных славянских странах отмечается три спаса. Правда, в разное время, но все в августе: Медовый спас - 14 числа, Яблочный, как мы уже называли дату - 6 (19), и ореховый спас - 29 августа.

Народные поверья, связанные с Яблочным спасом

Жизнь человеческая не вечна. Все мы, рано или поздно, уйдем в Заоблачные выси. Вернее - тела наши после смерти будут преданы земле, а души отлетят от нее. Случаются, к великому горю отцов и матерей, что безжалостная Старуха с косой забирает с собой совсем еще деток малых. На этот счет существует поверье, что на том свете (если живые родители до Яблочного спаса не вкушали ароматные и вкусные плоды) их почившим деткам на Небесах раздают гостинцы, в числе которых непременно - райские яблочки. А вот детям, чьи отцы и матери нарушали запрет - райские яблоки не дают. Потому-то многие родители, чьи дети безвременно почили, считают для себя великим грехом вкушать яблоки до Второго спаса. Женщинам, у которых дети умерли, надлежало утром этого святого дня отнести в храм Божий несколько плодов, осветить их и отнести на могилки похороненным чадам. Если погост с умершими детьми далек от мест, где живут родители или хуже того место расположения могилки и вовсе не известно (во время Великой Отечественной войны фашисты не то, чтобы дома, целые кладбища равняли с землей, и в ту пору даже звучала песня:"Вот умру я умру - похоронят меня, и никто не узнает, где могилка моя!") - так вот мамам и папам почивших народными обычаями предписывалось пойти на ближайшее кладбище и положить яблоки на любую детскую могилку. Или оставить яблоки в церкви. Многие после освещения яблок и теперь идут на погосты к могилам родственников, и радуют их души румяными или зелено-розовыми яблоками.
Существовал и существует поныне и другой обычай в деревне. В Яблочный спас незамужние девицы-красавицы, невтерпеж желающие выйти замуж, разговлялись яблоками и, рьяно думая о суженых, приговаривали: " Что загадано, то задумано. Что задумано, то сбудется. Что сбудется, то не минуется!"
В день Яблочного спаса было принято, что делается и сейчас, печь пироги с яблоками, блины, фаршированные мелко нарезанными плодами, а можно было и с грибами, и с ягодами - не возбранялось.

В тот же Яблочный спас было принято (такой обычай существует и сейчас) в поле провожать закат солнца. С песнями, хороводами. И все всходили на пригорок. С трепетом взирали на закат солнца. Как только оно, багряное, касалось горизонта, все разговоры мигом прекращались, и собравшиеся зреть закат, дружно и голосисто запевали: "Солнышко, солнышко, подожди: приехали господа бояре из Велика Новгорода на Спасов день пировать!". У южных и западных славян Яблочный спас считался днем, с которого стартует и страда сбора солнечных ягод - винограда, а после освещения им уже можно и полакомится.

Поговорки и приметы праздника Яблочный спас

Русские, как и большинство славян, наблюдательны. В тесной дружбе с природой заметили и приметы. В частности, одну из них - каков Второй спас, таким удастся и январь. Или - каков день на Второй спас - таким будет и Покров. Сухой Яблочный спас - обязательно такой же будет и осень. Мокрый спас - от дождей долго не высушишься. Ясно на любимый праздник - быть суровой зиме. Или говаривали: "Пришел Яблочный спас - ушло лето от нас". Но заботились о новом урожае. Угощали нищих, чтобы плодов уродилось побольше. Если в день Второго спаса устанавливалась жара - январь обещался быть мало снежным. Если дождь обильно поливал землю - к снежной зимушке-зиме.
А были приметы и просто удивительные по своей сути. К примеру, если на руку сядет муха, значит повезло: ждет успех. Потому было нельзя прогонять даже чрезмерно назойливую муху-цокотуху: с ней улетит и удача!

Из истории Яблочного спаса

Первые упоминания о Яблочном спасе датируются, к примеру, в Палестине четвертым веком до новой эры, когда императрица Елена на горе Фавор построила Храм Преображения. А вот на Востоке самые ранние упоминания о нем относятся к пятому веку той же новой эры. Во Франции и Испании Яблочный спас впервые отпраздновали в седьмом веке. У христиан Яблочный спас отмечается с праздником Преображения Господня - явлением Божественного величия Иисуса Христа перед его учениками Петром, Иоанном и Иаковом. Во время их совместной молитвы лик Спасителя вдруг засиял светом Небесным, а одежда стала белее снега. Появились пророки Моисей и Илия. Они говорили с Иисусом о его исходе, которому суждено быть в Иерусалиме. Иисус запретил ученикам рассказывать о том, что произошло во время их совместной молитвы, пока он не воскреснет, как предначертано. Родился Спаситель во Вифлееме Иудейском в сентябре 12-го года до новой эры. А распят был 23 марта тридцать первого года. Так что и на Руси праздник Яблочного спаса имеет древние корни. Но поистине стал всенародным!

Библейский запретный плод

О нем конечно хорошо знает каждый добрый православный. Когда-то прародители рода человеческого Адам и Ева счастливо жили в Раю. Но им был дан запрет - не вкушать плодов яблок на росшем тут дереве. Дьявол явился Еве в образе змия-искусителя. Ева уговорила Адама отведать вкуса запретного плода. Он долго соблазну сопротивлялся, но устоять не смог. Вкусил, и прозрел. За что и был изгнан Создателем из Рая. Вместе с Евой. Так что яблоки после освещения не только вкусные и ароматные плоды, но и поучительное напоминание о первородном грехе из-за которого человечество все еще продолжает нести наказание из-за слабости своих прародителей. Ходит поверье, что современная женщина, вкусившая яблока до Яблочного спаса и его освещения берет на себя грех Евы, что опасно и не предсказуемо. Так что лучше уж потерпеть до Яблочного спаса, осветить плоды, и ешьте их на здоровье сколько захочется! Кстати, женщины по яблоку могут узнать и свое будущее. По кожуре. Начнет какая ее срезать. И, если получится одна непрерывная лента, быть девице вскоре замужем. Прервалась лента от неловкости - сидеть еще в девках! А есть и другие предсказания. Взять яблоки и написать на них имена суженых. Вынести их на балкон или в сад. Утром посмотреть, что с плодами ночью случилось? Склевали птицы - лучше с мужчиной не связываться: он не способен на долгие отношения. Если яблоко с балкона упало на землю - совет прервать отношения: будущее принесет лишь боль и страдания - и вам и партнеру. А если яблоко и вовсе исчезло - знать вам и вовсе не судьба быть в браке с суженым.
Многие и теперь, особенно в селах, следуют и таким народным приметам, как: "Пришел Яблочный спас - бери рукавицы про запас!"; "На Яблочный спас и нищий яблоко съест! ; "До Второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов!".

Сто блюд из яблок

А вообще-то яблоки - продукт весьма полезный, особенно для здоровья. Не напрасно англичане уверенно говорят: "Съел одно яблоко в день, и никакой доктор не нужен!". А если пару, то и вовсе хворать не будите! Еще утверждают - полезно для профилактики рака. Как и долька чеснока каждый день на ужин. Рекомендуется в год каждому человеку употреблять не менее 50 килограмм яблок. Из них сорок процентов в качестве натурального сока. Самим наливать в стакан из домашней соковыжималки. В яблоках содержатся полезные для здоровья витамины - С, Е. РР. В-2 и др. Чего только них нее приготовишь - пироги, компоты, кисели, салаты с добавлением других овощей и фруктов - да добрую сотню блюд, а то и больше.

Шарлотка под занавес

Испечь ее под силу даже недорослю: рецепт до простого прост. Вот один от талантливой домохозяйки из Барнаула Светланы Астафьевой. Берем стакан муки. Просеиваем. Добавляем столько же сахара. Плюс четыре яйца. В качестве разрыхлителя немного соды. Отбираем четыре-пять спелых яблок. (они у Светланы из собственного дачного сада). В тесто можно добавить чуть-чуть ванилина, цедры апельсина, лимона. Яблоко нарезать дольками, но такими, чтобы при выпекании они в тесте не растворились. Шарлотку можно выпекать на сковороде. Чем она больше, тем больше гостей вкуснятиной угостятся. Выпекать при температуре в 180 градусов. 40- 50 минут, и Шарлотка готова! Ее можно украсить китайской розочкой, цветущей у вас на окне. Или из букета. Лепота! А как ароматно шарлотка благоухает! Как у вас разгорается на нее аппетит! Ну, и приятного вам десерта на Яблочный спас!

По славянской традиции нас ждут три Спаса☺ Медовый, Яблочный и Хлебный. Первый Спас – «Медовый» 14 августа

ᅠᅠМедовый Спас – языческий праздник урожая. С древних времен на Руси любили мед и мак, изготавливая из них самые различные лакомства и напитки. Считается, что именно в этот день нужно собирать урожай пасечникам, иначе чужие пчелы «своруют» весь мед. Однако сейчас многие воспринимают Медовый Спас как первый день Успенского Поста в православном календаре.
ᅠᅠАрхаичность обрядов побудила многих исследователей высказаться в пользу языческого происхождения Спаса. Так, Г. Дяченко, ссылаясь на Буслаева, писал: «Спас, Спаситель – это «Избавитель» от всяких бед и несчастий. Не следует думать, что это слово появилось одновременно с явлением христианства, напротив, оно употреблялось славянами еще в язычестве: В Краледворской рукописи уже упоминается, что «славяне называли своих Богов Спас».
ᅠᅠВероятно, у славян, так же, как и в ведической традиции, рядом с именем Бога использовался его эпитет, например: Всевышний Сварог. Также в Велесовой Книге среди названий месяцев (недель или декад) находим название Спасиць (Спасич). Можем предположить, что это были дни, предназначенные чествованию Спаса.
ᅠᅠНародная же версия происхождения названия указывает на другое: «спасаться, запасая» продукты на долгую зиму - что тоже было очень важным в Спасах.

ᅠᅠСпасовка – время, когда духи и души Предков (усопших родственников) посещают свои семьи, являются на землю, так же, как и в другие праздники Кола Сварожьего (например, Радуницу, Русалии). Первый Спас 1/14 августа (серпеня) в народе называют медовым или мокрым. Название «медовый» объясняется тем, что с этого дня традиционно начинался интенсивный сбор меда, причем первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей.
ᅠᅠОпределение «мокрый» уходит корнями в обычай совершать в этот день летний водосвяточный молебен. Как это проходило во времена язычества теперь установить достаточно сложно, но после принятия христианства сохранилась эта же традиция. После утреннего богослужения от церкви к водоему или источнику отправлялся крестный ход. На берегу служился молебен, после которого все купались. Возможно в древние времена молебен совершался в честь Матери-земли, которая способствовала урожаю.
ᅠᅠПосле людей в реку загоняли скотину, полагая, что в результате она будет здоровее.
ᅠᅠКроме того, с первого Спаса начинался период «страды». Шел интенсивный сбор ягод, прежде всего малины, черемухи, заготавливали и кедровые шишки. Активно чистили овины, готовили гумна дли обмолота. Проводили подготовку к зимним сельскохозяйственным работам: сеяли озимые. Первую пригоршню зерна по обычаю бросал старший член семьи. К этому его приглашали особым приговором: «Посей, дедушка, первую горсточку на твое стариковские счастье».
ᅠᅠДля защиты от нечистой силы во время первого спаса совершался обряд «обсыпания маком»: собрав семена дикого мака, обсыпали им дом. Считалось, что маковые семена защищают от нечистой силы. К слову, мак в Украине – символ плодовитости, оберег от недоброжелательных сил.

ᅠᅠ Угощения на Медовый Спас ◄

ᅠᅠКоличество возможных угощений в этот день не поддается исчислению. Однако главные элементы праздника Медового Спаса - всевозможная выпечка с маком и медом. Особенный шик - соединение меда и мака в маковом молочке. Оно представляет из себя маково-медовую массу, в которую обмакивают блины.
ᅠᅠНа самом деле, медовый спас - великолепное раздолье для выпечки: «Рад Яков, что пирог с маком». Простейшее и вкуснейшее лакомство - медовая меренга. Это «печенье» делается из смешанной пшеничной муки с сахарной пудрой и корицей с добавлением соды и меда. Полученное тесто раскатывается в нетолстые лепешки и запекается. В эти же дни принято собирать не только мед, но и ягоды: малину, черемуху, княжнику. Они прекрасно разнообразят и без того не бедный летний стол.

ᅠᅠ Питной мед - главный напиток Медового Спаса ◄

ᅠᅠПитной мед - ну кто не слышал об этом древнейшем напитке народов Руси и Европы? Тысячу лет назад наши предки его с удовольствием потребляли, пока с началом массового производства водки питной мед не ушел в историю. Даже сами рецепты были на долгое время утеряны, потому что передавались они чаще всего устно.
ᅠᅠСозданные позднее «меды», «медки» и «медовухи» не имеют никакого отношения к классическим медам средневековья. По какой же причине исчез этой великолепный напиток? Причина проста - на приготовление хорошего меда уходило 10-15 лет. Лучший мед мог настаиваться до 40 лет. Это установил российский историк и кулинар Вильям Васильевич Похлебкин, который сумел восстановить оригинальные рецепты меда.
ᅠᅠ«Ставленный» мед готовился из двух третей меда и трети ягодного сока. Эта смесь подвергалась естественному брожению, после чего многократно переливалась и выдерживалась в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самый «сырой» мед в таком случае получался после 5-8 лет. Понятное дело, что это слишком медленно даже для десятого века. Для ускорения созревания в смесь стали добавлять медовый уксус и хмель. Такой напиток был готов на третий год выдержки. Затем пробовали ускорить приготовление меда с помощью варки, пивных и винных технологий, пока это всем не надоело и не стали делать водку.

ᅠᅠ Традиции Медового Спаса ◄

ᅠᅠЯзыческие традиции празднования вмещают в себе три Спаса - Медовый, Яблочный и Ореховый (он же Хлебный). Август - время, когда земледелец видел, как зреют плоды его трудов, поэтому и дни, когда появлялись первые эти плоды, были так важны. Все три вместе называются «спасовки».
ᅠᅠИтак, первым наступает Медовый Спас - в этот день пасечники вырезают из ульев первые в этом году соты. Также было положено раздать по кусочку сот с медом детям, а самые благочестивые пчеловоды одаряли и нищих. По случаю праздника было принято печь медовые пряники, блины с медом и многие другие изделия с медом, а также была традиция готовить блюда с маком. Медовым Спасом традиционно открывали проводы лета.
ᅠᅠПервый Спас связывают с Богиней воды Даной или Мокошею, которая одновременно является покровительницей женщин, плодородия, растительности – вообще водной стихии.

С Любовью и Верой в Вас! 🙏

Преображение (Второй Спас, Яблочный Спас) – церковное название праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник был установлен православной церковью в честь чудесного преображения Иисуса Христа на горе Фавор во время молитвы с учениками.

Суть Преображения раскрывается в символах. Гора – уединенное место для сотворения молитвы, которая ведет к единению с Богом.

В народе по старинной традиции Преображение Господне называли Вторым Спасом или Яблочным спасом. Потому так как к этому дню поспевали яблоки и овощи. В народе о яблочном Спасе говорят следующее:

Второй Спас – срывают спелые яблоки.

Пришел Спас – всему час: плоды зреют.

Пришел Спас – яблочко припас.

Яблоки не родятся – так и Спаса не будет.

Поспевшие плоды, в том числе яблоки, относили для освящения в церковь. Обычай приношения и освещения плодов в церкви имеет древние корни. Ещё языческие жрецы благословляли в древних капищах урожаи яблок.

В конце праздничной литургии священник также благословляет плоды нового урожая, читая над ними молитву. После освящения и благословения разрешалось вкушать плоды. Ведь до Второго Спаса в народе не ели никаких плодов, кроме огурцов. Поэтому говорили: «Второй Спас яблочком разговляется» или «Пришел Спас – оскомину принес (имеется в виду от зеленых яблок)».

Употреблять плоды до Яблочного Спаса считалось грехом. Особенно тем крестьянам, у которых дети умерли во младенческом возрасте. По поверьям славян считалось, что на острове Ирий на серебряных деревьях растут золотые яблоки. Плоды раздаются только тем умершим детям, родители которых не вкушают яблок до Яблочного Спаса.

Освещённые в церкви яблоки назывались «спасовскими». При разговении им молодёжь загадывала на свою судьбу. Считалось, что задуманное желание, когда ты откусываешь первый кусочек от «спасовского» яблочка непременно сбудется.

Девушки, думая о женихах, приговаривали: «Что загадано, то надумано! Что надумано, то сбудется! Что сбудется, не минуется!»

Со Второго Спаса начинался ранний посев озимой ржи. Крестьяне говорили: «Рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее». К празднику Преображения приурочивался обряд засевания полей. Он заключался в следующем: священник приходил на поле с иконами, окроплял вспаханную землю святой водой. Один из старейшин бросал хлебные зерна на освященные места пашни.

Накануне Второго Спаса происходило заклинание сжатых полей, так называемое «заклинание жнивы». Обряд совершался, чтобы на жниве не поселилась нечистая сила и не навредила домашней скотине на выпасе.

На утренней заре крестьяне выходили в поле, держа в руках глиняные горшки с конопляным маслом. Крестьяне выливали его на землю и обращались поочерёдно на восток, запад, юг и север, приговаривая:

«Мать Сыра-Земля! Уйми ты всяку гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела; Мать Сыра-Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучия, в смолу горючую;

Мать Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью;

Мать Сыра-Земля! Уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы со метелями!»

После каждого поворота и заговора земля поливалась конопляным маслом. На последнем слове горшки бросалась на землю и разбивалась. Существовало поверье, что это заклинание действует только на Яблочный Спас и в течение года.

К Яблочному Спасу приурочивались ярмарки и народные гулянья. Девушки ходили парами и пели песни. Молодёжь, в частности девушки, собиралась в несколько отдельных групп, называемых «кругами». «Круги» подразделялись на богатых и бедных. Зажиточные девушки отделялись от простолюдинок. А женихи в свою очередь выбирали «круги» в соответствии со своим положением. Зажиточные «круги» пели романсы, а «бедные» – простые песни.

«Круги» обычно заканчивалась различными играми, чаще всего «горелками». Мужчинам разрешалось принимать в них участие.

День Второго Спаса завершался обрядом «провожания заката». Принято было наблюдать заход солнца, который сопровождался прощальными песнями и плясками.

Ко Второму Спасу относилась первая встреча осени, так называемые первые «Осенины». Бытовали следующие приметы:

Со Спаса Преображения погода преображается.

После Второго Спаса дождь – хлебогной.

Каков Второй Спас, таков и январь.

Начинается отлет журавлей.

К Спасу зайцы пережируют, а до того тощи, да и детны.

В какой день Средний Спас, в таков – Покров.

Из книги Справная Жизнь. Без нужды и болезней автора Усвятова Дарья

Глава 13. Бабий Спас Всю ночь я спала как убитая, без тревог и сновидений, а утром сама проснулась до света. Я прекрасно выспалась и чувствовала себя великолепно: спасибо чудо-отвару, что знахарка дала мне выпить на ночь. Сегодня нам обеим предстояла поездка в Ростов.

Из книги 78 советов Таро. Как сохранить здоровье, молодость и красоту автора Склярова Вера

ДВОЙКА КУБКА ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД. ЯБЛОКО ЕВЫ Яблочный уксус По Библии, яблоко – символ грехопадения: Ева сорвала с дерева запретный плод и дала вкусить его Адаму, и они были низвергнуты на землю из Эдемского сада. Первый грех человека. Библейский грех.В греческой мифологии с

Из книги Освобождаем восприятие: начинаем видеть, куда идти автора Зеланд Вадим

Яблочный уксус Натуральный яблочный уксус стоит в несколько раз дороже обычного. Не путать с обычным столовым ароматизированным, или с дешевым, произведенным из прокисшего вина. Концентрат всех полезных свойств яблока. Настоящий коктейль из витаминов, микро– и

Из книги Легенды Азии (сборник) автора

Спас Спас - Милостивый, Спас - Кроткий, Спас - Всеведущий, Спас - Всемогущий, Спас - Грозный, Спас - Всеисцеляющий, все тот же Великий Лик, полный бездонной мощи, к которому извечно приходят люди со всеми радостями, горями, болестями и причитаниями.Так, в 1903 году после

Из книги Какими мы станем после смерти автора Ковалева Наталья Евгеньевна

Кто спас Кэти? О том, какое воздействие способен производить Свет на человека, рассказывал еще один врач, доктор Л. Мелвин, который, как и Р. Моуди, изучал состояние клинической смерти, с той лишь разницей, что пациентами Л. Мелвина были дети, а не взрослые. Опрашивая детей,

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Спас Ангел Из письма: «Мой дед умер. Поэтому я решил открыть его тайну, которую незадолго до своей смерти он рассказал мне. В войну мой дед служил в авиации. Однажды он вылетел на задание. Была тихая темная ночь. Неожиданно у самолета отказал мотор, он стал терять высоту. Мой

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 21 автора Степанова Наталья Ивановна

Спас Ангел Из письма: «Мой дед умер. Поэтому я решил открыть его тайну, которую незадолго до своей смерти он рассказал мне. В войну мой дед служил в авиации. Однажды он вылетел на задание. Была тихая темная ночь. Неожиданно у самолета отказал мотор, он стал терять высоту.

Из книги Глаз добрый автора Рерих Николай Константинович

Спас Нередицкий Синодик погибшей старины вырастает.Показали снимок незнакомой церкви. "Откуда это?" - "Вот ваш любимый Спас в новом виде".Сделался некрасивым чудный Нередицкий Спас. Нынче летом его переделали. Нашли мертвую букву Византии, отбросили многое, тоже веками

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Глава 9 Август. Водный (Медовый Спас). Яблочный Спас. Холщёвый Спас. Гадания Август, название восьмого месяца, дано в честь римского императора Августа и занесено к нам из Византии. У древних славян август назывался иначе. На севере он назывался «зарев» (сияние зарницы), на

Из книги Книга здоровья богатырей русских [Славянская система здоровья. Русская здрава, массаж, питание] автора Максимов Иван

Праздник Происхождения Честных Древ. Водный (Медовый) Спас. (14 августа) Водный Спас – народное название праздника православной церкви, посвященного Иисусу Христу – Спасителю (Спасу). Церковь устраивала торжественное вынесение и поклонение кресту, крестный ход к водоемам

Из книги Контакты с другими мирами автора Гордеев Сергей Васильевич

Гадания на Яблочный Спас У древних славян яблоки считались магическими плодами. К примеру, если вспомнить всем известные по русским сказкам молодильные яблочки. Кстати говоря, даже в библейском сказании Змей соблазнил Еву именно этим плодом, а та уже в свою очередь –

Из книги автора

Третий Спас (29 августа) Третий Спас (Холщовый Спас, Хлебный Спас, Ореховый Спас) – народное название праздника православной церкви, посвященного Иисусу Христу, Спасителю (Спасу). Установлен церковью в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа

Из книги автора

Медовый Спас Этот первый Спас отмечается 14 августа. Настоящее название этого праздника - праздник Происхож дения честных древ Животворящего Креста Господня. В этот день из константинопольского храма были вынесены частицы Иисусова креста.Народные названия этого

Из книги автора

Яблочный Спас День Преображения Господня, открытия его истинной, божественной сущности апостолам Петру, Иоанну и Иакову, отмечается 19 августа.С древних времен в этот день люди несли в храмы для освящения разнообразные плоды - яблоки, сливы, груши.Яблочный Спас

Из книги автора

Хлебный (ореховый) Спас В память о дне перенесения в Константинополь плащаницы, на которой чудесным образом отпечатался лик Иисуса, 29 августа отмечается праздник Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, или третий Спас. В народе этот день называли как

Из книги автора

4.3 КАК СВЯЩЕННИК СПАС ОТ КРУШЕНИЯ По рассказу М. Руденко, «Православная беседа», № 3,1993 г.Татьяна Владимировна Н. собралась домой в Москву. С билетами на поезд было тяжело, и ей пришлось мерзнуть в очереди всю ночь. Достав билет, она радостно побежала к в церковь батюшке. Тот

Во время Медового Спаса (14 августа) вырезали соты с медом. Этим медом святили воду в реках, а после водосвятия купали в них де­тей. Причем рубашки, одетые на детей до купания, бросали в реку, а ребенка одевали в новую не стиранную рубаху. Вспомним древний гимн Ригведы, где с медом связаны образы Неба и Бога Творца Вселенной:
«Мед (навевают ветры благочестивому,

Мед струят реки,

Медовыми для нас да будут растения!

Медом пусть будет Небо – наш отец!»

…В санскрите, языке древнеиндийской культуры, со словом «Мад-ху» (мед) связаны такие понятия, как: сладкий, приятный, прелестный, нектар, молоко, святой, священный, пригодный для жертвоприноше­ния, а также – мудрость, ум, разум, проницательность, жиз­ненный опыт и, наконец, опьяняющий, хмельной напиток.

В.А.Васигин пишет в связи с древнеиндийскими домашними об­рядами: «У индийцев мед в древности символизировал сущность жиз­ни, бессмертие, он обладал будто бы оплодотворяющими способностя­ми и поэтому его вместе с маслом лили в первую борозду» .

Именно мед во всех вариациях был главным продуктом питания и объектом поклонения в обрядах Медового Спаса. Этот день знамено­вал собой начало сбора урожая, независимо от того, что часть его уже была к тому времени собрана. Древние обрядовые жертвы медом и ме­довыми напитками должны были сделать все плоды земли и все воды рек сладкими для людей. Мед был символом и знаком Бога Неба – «Деда» и поэтому им кропили воды рек прежде, чем купать в них детей.

…Как и другие летние праздники «Медовый Спас» – это комплекс обрядов, связанных с функцией сохранения, спасения. Основной смысл этого со­хранения (спасения) – в приобщении следующего поколения к сокро­вищам знаний их предков. Омывшись в «медовых водах» Отца-Неба, дети должны быть готовы к осознанию всей полноты бытия, приобрете­нию жизненного опыта, знаний.

…Второй праздник августовского цикла – «Яблочный Спас» (19 августа) также целиком и полностью связан с идеей сохранения и спа­сения.

В древности у индоевропейских народов яблоневый сад был сим­волом вечной жизни – рая.

Так, древнегреческая мифология сохранила память о чудесной яблоне с золотыми яблоками вечной юности, которая по велению мате­ри-Земли (Геи) «выросла в далекой древней Гиперборее» . У подно­жия этой яблони бил из недр ключ живой воды – воды бессмертия. Та­ким образом, древнегреческая мифология сохранила память об общеиндоевропейской прародине и тех мифологических представлени­ях, которые складывались на этой прародине в глубине тысячелетий.

Мы уже отмечали, что в русской народной традиции яблоня и яб­локи занимают огромное место. В народных сказках яблоки – символ жизненной силы, красоты, мудрости, счастья, удачи. И в этом нет ниче­го удивительного. Ведь даже сегодня половина яблоневых садов мира находится в России. Ну, а в глубокой древности дикие яблони росли да­леко на Севере. Заметим, что именно плоды диких яблонь наиболее бо­гаты так необходимым человеку витамином «С».

Во время празднования Яблочного Спаса все начинали есть яб­локи. До 19 августа женщины, у которых умирали дети, старались яб­лок не есть, так как считали, что тогда их детям «на том свете достанется яблочко». С яблоками были связаны представления о нравственном облике человек. Так, новорожденному клали в рот печеное яблоко, что­бы он не вырос пьяницей. Представление о яблоне как неком «древе жизни» настолько архаично, что оно сохранилось даже в мифологии калашей – жителей гор Гиндукуша (Афганистан) – потомков первых индоевропейских иммигрантов на субконтиненте.

Возвращаясь вновь к русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» заметим, что здесь очень четко обозначена мысль – злой, коварный, бесчестный (т.е. греховный) человек не может сорвать, а значит, вкусить плод с дерева жизни и познания, каковым в сказке яв­ляется яблоня. Исходя из этого, можно понять и расположение обрядов в Трех Спасах.

Первый «Медовый Спас» – дети готовятся стать учениками. Они проходят священное омовение в насыщенных мудростью, знанием, жиз­ненным опытом предыдущих поколений «Медовых водах» и, пуская свои старые рубашки по воде, прощаются со своим беззаботным дет­ством.

Во время «Яблочного Спаса» дети получают вместе с яблоками запас жизненных сил, необходимых для приобщения к познанию.

Последний, третий праздник цикла «Льняной» (полотняный) или «Житный Спас» (29 августа). В этот день женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку, на пест, на ко­лотила, на молотила, на кривое веретено!» . Связанный с завершени­ем уборки урожая, с предстоящим затем долгим процессом получения пряжи, холста, набором орнаментальных праставок – «священных тек­стов», Этот праздник также целиком посвящен сохранению. Это со­хранение урожая, сохранение жизненных сил, сохранение священного знания, запечатленного в сакральных орнаментальных текстах.

Третий Спас как бы окончательно разделяет судьбы детей – маль­чиков и девочек. Первые пойдут учиться грамоте, вторые – рукоделию. Известно, что у новорожденной девочки пуповину (в русской традиции) почти всегда раньше перерезали на прялке или веретене, чтобы она стала искусной пряхой. У мальчика пуповину перерезали на колоде для плетения лаптей, а иногда на книге, чтобы новорожденный вырос мас­тером своего дела или грамотным человеком.

Выдающийся исследователь русской культуры В.А.Городцов пи­сал в 1926 году: «Шитью молодых девиц и знанию грамоты юношей придавалось одинаковое значение и это мы поймем, когда убедимся, что в шитье девиц выражалось такое же важное для населения знание свя­щенных символов той старой, а поэтому дорогой веры, которою жил народ тысячи лет. Как весталки, чистые девы Рима, хранили негасимый огонь, символ обоготворенного небесного огня-солнца, так юные девы Русского Севера обязывались и обязываются нести и несут символы своего первобытного народного культа от древнейших времен до наших дней» . Он же, говоря о северорусской вышивке и ткачестве, отме­чал, что: «По отзывам вполне компетентных лиц, это в своем роде луч­шие произведения в мире» . Вспомним, что на санскрите, языке древ-неарийской культуры, северорусское диалектное слово «прастава» (означающее орнаментальную полосу, украшающую одежду, полотен­ца, скатерти, свадебные простыни), значит «священный гимн, мудрая речь», а древнейший общеиндоевропейский бог неба Варуна носил имя Праджапати, что буквально значит «Отец пряжи».

Последний, третий праздник цикла «Льняной» (полотняный) или «Житный Спас» (29 августа). В этот день женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку, на пест, на ко­лотила, на молотила, на кривое веретено!» . Связанный с завершени­ем уборки урожая, с предстоящим затем долгим процессом получения пряжи, холста, набором орнаментальных праставок – «священных тек­стов», Этот праздник также целиком посвящен сохранению.
Девочки, которым предстояло учиться прясть, ткать, вышивать (также, как и мальчики), начинали после посвящения Трех Спасов изу­чать свою сложную науку – науку будущей женской жизни.

Таким образом, три праздника конца лета – времени «сохране­ния» – действительно сохраняли и спасали сложившуюся структуру об­щественных связей, сохраняли преемственность знаний, традиций, ве­рований, накопленных данным сообществом людей. «Три Спаса» – Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Льняной (29 августа) – это прежде всего комплекс обрядов посвящения детей, достигших возраста ученичества.

Жарникова С. В.
из книги "Золотая нить"



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: