«Я знала, что он уйдет с прекрасным лицом». Ольга Свиблова о смерти мужа




А когда же вы находите время на себя?

У меня не всегда есть возможность подумать о том, как организована моя жизнь. Муж брал часть этих вопросов на себя, думая о нашем быте. Я бы никогда ничего сама не построила — вот эту дачу, например. У меня на это не хватило бы времени. Я живу на работе. МАММ сегодня — один из самых посещаемых музеев в России. Значит, то, что мы с коман-дой делаем, кому-то нужно. Это дает силы. Но радоваться успехам у меня тоже нет времени, потому что каждый день нужно делать что-то новое. И лучше, чем вчера. Будущее всегда интересовало меня больше, чем настоящее.

I)&&(eternalSubpageStart


"Я живу искусством": в гостях у Ольги Свибловой в Горках-10

Ее жизнь - настоящий арт-нон-стоп. Она постоянно путешествует по миру, чтобы показывать работы звезд мирового искусства в своем Мультимедиа Арт Музее, но всегда возвращается в любимый дом. HELLO! взглянул на личное пространство Ольги Свибловой.

Подмосковный поселок Горки-10, где находится загородный дом Ольги, мы приехали в воскресенье к двум часам дня.

Мне нужно хоть раз в неделю выспаться, - предупредила она перед встречей. - И не везите никаких стилистов и визажистов - я всегда делаю все сама.

Легкий макияж, волосы, мгновенно собранные в пучок, и фирменные бусы - Ольга Свиблова верна своему стилю уже много лет. Она встречает нас на пороге и сразу же говорит фотографу:

Ловите солнце, пока оно не ушло.

Условия съемки диктует хозяйка дома - искусствовед, кинорежиссер-документалист, основатель и директор Мультимедиа Арт Музея. Заслуги Свибловой признаны во всем мире. В 2011-м она вошла в сотню самых влиятельных деятелей искусства по версии издания Le Journal des Аrts, в том же году получила орден "За заслуги перед Итальянской Республикой" степени командора, а в этом - стала офицером французского ордена Почетного легиона.

С Францией у Ольги особенные отношения. Ее второй муж, владелец культурного центра и страховщик Оливье Моран, был французом, и именно он создавал дом, в который нас пригласили.

Насыщенный зеленый цвет для экстерьера дома и мебели на первом этаже внутри выбран не случайно. Его можно встретить на картинах художника Ильи Кабакова, к творчеству которого был неравнодушен муж Ольги Свибловой, и которого очень любит она сама

Думаю, что главным талантом Оливье, которого, к сожалению, уже три года как нет в живых, было строительство и обустройство разных жизненных пространств. Все наши дома во Франции, включая плавучий домик в Камарге (заповедник на юге Франции. - Ред.), были невероятной красоты. Плавучий дом Оливье строил для меня, смешивая элементы колониальной архитектуры конца XIX - начала ХХ века и русской деревянной архитектуры. Для юга Франции деревянные постройки нетипичны. Наша подмосковная дача тоже вся из дерева - поэзия простоты и функциональности, то, что мы с Оливье обожали и в жизни, и в искусстве. Вы видите здесь много зеленого цвета - между собой мы называли его цветом художника Ильи Кабакова, чье творчество для нас очень много значило.

И благодаря которому вы влюбились в Оливье?

Я влюбилась в мужа в 1991 году, когда попала в его художественный центр La Base в Париже. Снаружи я увидела огромную зеленую дверь того самого "кабаковского" цвета. Внутри меня поразило потрясающее художественное пространство "легкого дыхания", переделанное из промышленного ангара, типичного для французских арт-ателье, со стеклянной крышей. В конце выставочного зала располагалась маленькая лесенка, которая вела во встроенный домик — офис La Base. Прямо на входе красовались две мои любимые картины Ильи Кабакова из серии "Праздники". Эти работы я знала еще по Москве, когда Илья Кабаков создавал их в своей мастерской. А потом появился и сам Оливье: человек, который придумал весь этот центр, который на аукционе купил мои любимые картины и за пять минут приготовил самый вкусный ужин из тех, что я когда-либо пробовала. Я влюбилась в первый раз и с первого взгляда. Оливье обладал удивительным даром art de vivre, который позволял нам быть счастливыми на протяжении 23 лет совместной жизни.


"Дом — единственное место, где я могу побыть одна. Хотя, конечно, мне было бы лучше, если бы я была здесь вместе с мужем", — говорит Ольга. С Оливье Мораном Ольга Свиблова прожила 23 года, в 2014-м его не стало

Это французское понятие "искусства жизни" вам тоже близко?

Конечно. Сейчас мы показываем в МАММ выставку Константина Бранкузи — знаменитого скульптора, основоположника мирового модернизма. Творчество Бранкузи удивительно гармонично сочеталось с его образом жизни. Именно это заинтриговало меня, когда я начала работу над экспозицией. Мастерская скульптора, в которой устраивались дружеские вечеринки с вином и зажаренным в большом камине бараном, была центром притяжения для великих художников, писателей, мыслителей, композиторов. Завещая все свое творчество Центру Помпиду, Бранкузи поставил условие — полная реконструкция его мастерской, где все скульптуры, рабочие инструменты и элементы быта должны оставаться на тех местах, на которых они были при его жизни. В моем доме во Франции, в квартире в Москве и здесь, на даче, я тоже ничего не меняю. Все остается так, как задумал и создал Оливье.

Вы много времени проводите здесь, в Горках?

Я очень люблю дачу, но при своих переездах и перелетах бываю на ней не так часто, как хотелось бы. Зато каждый день и каждая ночь, проведенные в нашем зеленом домике, для меня — праздник. Летом, в 4-5 часов утра, могу вскочить и радоваться солнечным лучам, пронизывающим дом на восходе. Ловлю этот момент на телефон, для себя. Именно свет в его изменении дает разные перспективы пространству дома. Здесь мало вещей, только необходимый минимум — они для меня как вторая кожа, в которой я чувствую себя естественно. Поэтому я обожаю оставаться здесь одна, хотя, конечно, мне было бы лучше вдвоем с Оливье. Вид из окна — русский лес, такой родной для меня, потому что возвращает в детство. Я росла на даче в Болшево с бабушкой и в окна видела такие же сосны и березы. Поэтому и здесь лес растет в своей естественности. Даже мысль о ландшафтном дизайне для меня ужасна.

"Летом, в 4-5 часов утра, могу вскочить и радоваться солнечным лучам, пронизывающим дом на восходе. Ловлю момент на телефон, для себя", - говорит Ольга. Стены в доме выкрашены в абсолютно чистый белый цвет. Белое пространство Ольга полюбила, когда впервые увидела его у своих финских друзей в начале 1980-х годов

Почему-то представлялось, что у вас в доме обязательно будет много фотографий или картин, но их почти нет…

У меня много работ, которые я покупала сама или вместе с мужем. В основном вся наша коллекция во Франции. Хотя скоро сюда ко мне пере-едут любимые "Праздники". Картину из этой серии Илья Кабаков обещал мне с 1988 года. Наконец-то сделал. Что касается фотографий, то в спальне есть одна работа моего сына (фотографа Тимофея Парщикова. — Ред.), которую он подарил Оливье. Там изображены утки на замерзшей Москве-реке. Оливье был охотником и часто ходил на уток в Камарге, поэтому это фото было для него очень важно. А другие фотографии, которые есть в доме, все из семейного архива Оливье — на них изображены самолеты Моранов. Его дядей и крестным был один из двух легендарных братьев Моран, которые создали авиа-цию во Франции. У нас дома в Париже стоит еще и пропеллер самолета Моранов — скульптурная форма божественной красоты. Для меня она ни в чем не уступает скульптурам Бранкузи. После смерти мужа я все собираюсь перевезти этот пропеллер сюда, на дачу. Я тоже люблю самолеты с детства. Мой папа работал конструктором у Сергея Королева и, когда я была маленькая, часто говорил мне: "Посмотри на небо, какая красота". Самолеты все время летали над нашей дачей в Болшево, так как неподалеку был военный аэродром.

Сколько часов длится ваш рабочий день?

14-18 часов. Я живу искусством. Я нахожусь или в офисе, который тоже проектировал Оливье, или в выставочном зале. В музее экспозиции сменяют друг друга. Каждая выставка — признание в любви к художнику. В начале дня я обхожу залы: работы успокаи-вают, настраивают и дают энергию. То же делаю и перед уходом домой. Иногда брожу по выставке одна, иногда — с друзьями. Каждый раз открываю для себя новые смыслы. Заново радуюсь шедеврам на стенах у себя дома — в нашем музее. Смена экспозиции для меня — трагедия. Я так привыкаю к работам, что нужно найти в себе силы для того, чтобы сконцентрироваться и развесить новую выставку. Залы в музее имеют номера, а я для себя всегда зову их именами художников. И когда новый артист заезжает в чужую "квартиру", нужно перевести дух и настроиться на новую волну.

"Мой муж обожал старую посуду. Он 20 лет собирал мне по тарелочке старые сервизы, которые находил на аукционах
и блошиных рынках во Франции"

Выставки в вашем музее действительно сменяют одна другую с невероятной быстротой. Как вы живете в таком бешеном ритме?

Жизнь не длится вечно, поэтому за отпущенное время хочется сделать как можно больше. Это инстинкт. Так же, как и инстинкт делиться своим восхищением искусством, поэзией, музыкой, кино, теат-ром. Если что-то приводит меня в восторг, я должна это показать в музее. Через мои руки в прямом смысле слова прошло более полутора тысяч выставок. Когда по ночам стихают телефоны и ты на монтаже решаешь, как заселить в пространство новые работы — 5 см выше или 7 см левее, это счастье. Белое пространство музея — чистый лист, а каждая выставка — новый текст. Его нужно правильно написать на белом листе. Я обожаю белое пространство. Помню, как в своей маленькой советской "двушке" в Ясенево в самом начале 1980-х я на девятом месяце беременности красила стены в белый. Этот цвет я подглядела у финских друзей. В Советском Союзе белых стен не было, как и белых обоев. Поэтому пришлось покупать наиболее светлые и закрашивать. (Смеется.).

Здесь, в доме, у вас тоже белые стены…

И зеленые стеллажи — проект Оливье. Между книжными полками он встроил манометры, барометры и другие старинные измерительные приборы, которые сегодня потеряли свою функциональность, но не красоту. Их Оливье покупал на блошиных рынках во Франции. Каждую субботу очень рано утром он отправлялся на Marche aux puces. Лучше всего было прий-ти туда до рассвета: тогда с фонариком можно было первым выбрать наиболее ценные объекты. Между собой мы называли эти его походы "охотой". Если меня не было в Париже, я звонила и спрашивала: "Как прошла охота?" Иногда он радовался, потому что удалось купить красивое зеркало или старинный абажур, а иногда приходил с пустыми руками. Я тоже люблю блошиные рынки. Но в отличие от Оливье, который всегда знал, что ищет, я там мгновенно теряюсь. Глядя на россыпи "бриллиантов", мне хочется купить или все, или ничего. Уверенно я себя чувствую только в разделе старой одежды. Там я выбираю точно и функционально. Терпения и умения собирать по одной тарелке старые сервизы в течение многих лет, как у Оливье, у меня нет…

"Дача — может быть, единственное пространство, где у меня царит относительный порядок, который меня устраивает. Мне здесь комфортно", — говорит Ольга. Встроенные в стеллаж манометры муж Ольги покупал на парижском блошином рынке. А картину с фламинго по его заказу нарисовал обычный уличный художник. Этих птиц очень много во французском Камарге, где у Ольги Свибловой есть еще один дом

Ольга, а сложно все время быть первой? Вам часто приходилось пробивать стены, ломать стереотипы?

Я никогда не ставила и не ставлю задачу быть первой. Как писал Мандельштам: "Не сравнивай: живущий несравним". Каждая жизнь имеет ценность, а социальные награды и рейтинги по гамбургскому счету не имеют никакого смысла. В то же время в детстве я много занималась спортом. На соревнованиях надо выкладываться, даже если до финиша ты добегаешь, харкая кровью. Я — перфекционист. И, занимаясь любым делом, стараюсь довести его до лучшего результата, хотя иногда это стоит бессонных ночей и дикой затраты усилий. Я очень строгий судья, прежде всего по отношению к самой себе. Это касается и профессиональной деятельности, и мелочей жизни: посуду надо мыть чисто, пыль вытирать до конца. Кстати, нужно срочно положить замачиваться грибы, скоро придут гости. (Смеется.)

Ваша работоспособность — она от мамы? Я прочитала, что вам удалось заставить ее уйти на пенсию только в 80 лет.

Маме сейчас 92 года, и она, к сожалению, ходит на ходунках, так как в прошлом году сломала шейку бедра. Но до этого она жила абсолютно автономно, и все мои попытки помочь ей или найти помощницу по хозяйству заканчивались ничем. Маму я действительно в 80 лет оторвала от того, что она делала всю жизнь — учила немецкому языку. Она была гениальным преподавателем, могла стул научить. Но вот меня не научила… На мой вопрос, почему так вышло, она сказала: "А ты не хотела". Я говорю: "Ну какой же ребенок хочет учиться?" (Смеется.) Выйдя на пенсию в 80, мама неожиданно начала писать статьи про кино. Получалось очень неплохо. Порекомендовать ее как журналиста в знакомые мне издания было бы странно. Поэтому на вопрос, где она может опубликовать свои статьи, я посоветовала ей найти сайты про кино. Она быстро, лучше, чем я, освоила Интернет и нашла два электронных издания, которые печатали ее статьи девять лет. Когда сайты закрылись, а маме было уже 89, она просила меня только об одном: "Найди мне работу, я не могу жить, ничего не делая". Для меня тоже жизнь и работа — синонимы. Самое большое интервью, которое я дала с удовольствием, было газете "Есть работа". Оно называлось: "Счастье — это когда есть работа".

Сайт | Люди | Фото: constructorus.ru

Ольга Свиблова – российский кинорежиссёр-документалист, директор «Мультимедиа Арт Музея, Москва», почетный академик Российской академии художеств, искусствовед — одна из тех немногих женщин, которые могут часами говорить об искусстве.

Когда стараниями Свибловой что ни год стали проходить грандиозные фестивали фотографии, и стало казаться, что фотография вдруг превратилась для нас в важнейшее из искусств, все задались вопросом: а откуда, собственно, взялась Свиблова? «Не было, не было ,- говорили о ней многие,- и вдруг появилась ». На самом деле просвещенное большинство ошибалось. Свиблова была всегда. Просто знало об этом сначала лишь просвещенное меньшинство. Сегодня эту стильную, невероятно деятельную, успешную и красивую женщину знает и ценит каждый, кто имеет хоть какое-то отношение к прекрасному. Именно благодаря ей искусство фотографии в постсоветской России стало востребованным и значимым. «Я не терплю некачественного искусства », - не раз заявляла Ольга Львовна, и во многом благодаря такому неприятию «халтуры» на свет появилось великое множество грандиозных проектов.

Она почти всегда в черном, элегантна и красива. Ее знают не только в России, но и по всей Европе. Она одной из первых в России доказала, что куратор может быть таким же полноправным творцом, как и художник. Доктор философии, академик РАЕН, куратор более 500 проектов в области современного искусства и фотографии в России и за рубежом – и это лишь малая доля того, что можно сказать об этой выдающейся женщине.

История успеха. Биография Ольги Свибловой

Ольга Львовна Свиблова родилась 6 июня 1953 года в Москве. Ее отец – инженер в космической промышленности, а мать – филолог, специалист по особенностям строения немецкого языка.

Будучи ребенком, Ольга Свиблова посещала курсы при Третьяковской галерее, и была частым гостем на театральных представлениях. Рассказывая о людях, сформировавших ее личность, Ольга Свиблова в первую очередь упоминает о своей семье – обеих бабушках и родителях. «Все материальное не играло никакой роли, но все, что касалось жизни, культуры, общения – это все было», - говорит она. Ольга Свиблова вспоминает и о повседневных ритуалах, которые в детстве казались нудными, но оказались очень важной частью жизни, и о концертах классической музыки в Консерватории, и о том, как ей спасли здоровье, а может быть – и жизнь: «Когда у меня был полиомиелит, мама нашла врача, который посоветовал ей поставить ребенка на коньки и кормить квашеной капустой. Квашеную капусту я до сих пор люблю, а спорт – вообще великая вещь, потому что закаляет характер и дает запас энергии».

Огромную роль в жизни Свибловой сыграла школа. «Спасибо 44й математической школе , - искренне говорит она много лет спустя, - без того, чему меня там научили, я бы не могла заниматься тем, чем занимаюсь. Они дали мне не только знания и умения, которые пригождаются до сих пор, но и понимание жизни. Учителя не просто работали, они нами жили» . Очень важными оказались турпоходы и этнографические экспедиции школьных лет: благодаря им Ольга Свиблова поняла, что в мире нет ничего случайного, и все культурные явления связаны между собой.

Главное правило Ольги Свибловой – «В жизни интересно то, что выпадает из правил». Это касается, прежде всего, неофициальной культуры. Вот как Ольга Свиблова рассказывает о моменте, когда в ее жизнь пришло современное искусство – «В юности я шла по улице и увидела странно одетых, волосатых и бородатых людей; они сильно выделялись из общей массы прохожих, и я пошла за ними, держась на некотором расстоянии. И пришла на первую квартирную выставку, где в числе прочих выставлялся Оскар Рабин. Я совершенно не знала, зачем я иду за этими странными людьми. Я и не предполагала, что попаду на выставку. Мне просто понравился их необычный вид.»

После школы Свиблова поступила на биофак МГУ. Как она призналась в одном из интервью, ей страстно хотелось заниматься грибами. На биофаке она провела три года, а потом ушла, по причине того, что ей не нравилось, как там пахло, а она всегда была чувствительна к запахам.

В 1978 году Ольга с отличием окончила факультет психологии МГУ им. Ломоносова, а в 1987 году, уже вполне погрузившись в мир современного искусства, все-таки нашла возможность окончить и аспирантуру при том же факультете по специализации «Метафоризация творческих процессов». Впрочем, Ольга признается, что несколько разочаровалась в психологии, так что защищаться не стала — «Мне люди просто неинтересны. Поэтому я ушла из психологии. Надо очень любить человека, бесконечно им интересоваться, чтобы с ним долго работать. Мне скучен человек вне дела! А когда он в деле – мне интересен результат, который будет достигнут».

Хоть по профессии Свиблова никогда и не работала, зато отлично сумела применить свои знания на практике - изучая психологию собственного мужа и его друзей (в 19 лет Ольга вышла замуж за поэта Алексея Парщикова) – «У нас вечно дома собиралось человек двадцать-тридцать со всей России. У многих не было ни кола ни двора. И я четко знала, кто из них гений - даже без того, чтобы это звание было четко легитимизировано и подкреплено обществом различными наградами и званиями.»

Гостей Свиблова с Парщиковым принимали в свободное от работы время. На работе же они занимались уборкой улиц и дворов. Это им в свое время Андрей Вознесенский посвятил проникновенное стихотворение об уходящей в дворники интеллигенции. Но романтика была лишь в поэзии - в жизни работа оказалась нелегкой и прозаичной, особенно когда выпадал снег. Свиблова потом еще долго вспоминала тяжесть этого труда и никому из своих знакомых-безработных в дворники идти не советовала. Сама же безработной подолгу не бывала - всегда умела каким-то образом зарабатывать деньги (она была хорошим репетитором , преподавая биологию и химию), содержать дом, оберегая мужа от этих забот. Его заботой было только писать стихи. Все хлопоты по переговорам с издательствами и журналами, по налаживанию нужных связей Ольга брала на себя. Собственной карьерой она не занималась: ее карьерой стала карьера мужа. И она ее сделала, насколько это было возможно по тем временам. Парщиков стал знаменем новой поэзии, Андреем Вознесенским 80-х. На его вечера собирались толпы, имя было на слуху даже у тех, кто не прочитал ни строчки.

В 1984 году Свиблова родила сына Тимофея. Даже близкие друзья не знали, существует ли «изнанка» этого брака, ссорятся ли они, выясняют ли отношения, изменяют ли друг другу. Ольга и Алексей всегда представали идеальной парой, излучающей флюиды счастья и будущего большого успеха. Никто, конечно, и помыслить не мог о том, что успех этот будет раздельным, как современный санузел, и что большая часть его достанется Ольге.

Рассказывают, первый муж Ольги Свибловой однажды сказал ей, что жена такого великого русского поэта, как он, должна быть богатой иностранкой. После чего они расстались. Парщиков уехал из страны, Ольга осталась. С этого момента и началась ее карьера. Любопытно, что в итоге она стала таки и богатой, и иностранкой.

Говорят, что женщина, целиком посвятившая себя мужу, после развода теряется и редко когда приходит в себя. Ольга Свиблова – сама самодостаточность и абсолютное опровержение этого постулата. В 80-е годы Ольга входит в мир современного искусства уже на правах участника. Но не творца, а исследователя и куратора. Первой ее работой в этом качестве стали однодневные выставки молодежного современного искусства в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту. Это был 1984 год.

С середины 1980-х годов, когда пришла перестройка, а вместе с нею русский бум, то есть бешеный, небывалый успех современного русского искусства на Западе и большой спрос на него, Свиблова с легкостью освоила новый имидж - незамужней деловой женщины, и новую профессию - куратора выставок современного искусства. Она первой стала собирать работы современных русских художников для корпоративных, то есть банковских, коллекций. Тогда ее заказчиком была компания «Ринако». Свиблова с легкостью завязала массу международных связей и одной из первых стала много ездить по миру (кстати, во время одной из поездок Ольга и познакомилась со своим вторым мужем Оливье).

В 1987 году она получила возможность поработать сразу с несколькими арт-проектами: организовала и провела фестиваль в финском городе Иматре, а также две программы - поэтическую и кинематографическую - для легендарной 17-й молодежной выставки, на которой впервые в большом количестве были показаны работы неофициальных художников. Писала, одна из первых, про этих художников в перестроечную прессу, а также в профессиональные издания по искусству.

В том же 1987 году Ольга Свиблова сняла свой первый документальный фильм - «Кривоарбатский переулок, 12», завоевавший приз на фестивале документального кино об архитектуре в Лозанне.

В следующем году вновь были выставки в Финляндии, первая выставка в Париже, а также была завершена работа над документальным фильмом «Черный квадрат», рассказывающем о советском андеграундном искусстве 1953-1988 годов. Этот фильм завоевал большое количество наград - приз парижской критики на Каннском фестивале, главный приз фестиваля в Чикаго, главный приз 1-го Всесоюзного фестиваля документального кино и другие. «Черный квадрат» сделал имя Ольги Свибловой знаменитым на весь мир. Затем были знаменитые киноленты «В поисках счастливого конца» (1991) и «Дина Верни» (1995).

В 1993 году Свиблова курировала проекты «Искусство как власть. Власть как искусство» в ЦДХ и «Искусство как деньги. Деньги как искусство», подготовленные для Всемирного экономического форума в Давосе.

«Мне до сих пор кажется, что деньги и искусство несовместны. Конечно, я могу использовать разные аргументы и говорить, что работа именно этого художника столько стоит, потому что он самый быстрый. Но считать искусство в условных ­единицах мне до сих пор кажется абсурдным - именно поэтому у меня никогда не будет собственной галереи и я никогда не буду артдилером.»

В 1996 году Ольга Свиблова сделала, пожалуй, самый значимый для ценителей искусства фотографии подарок: основала совместно с правительством Москвы Московский Дом фотографии, переименованный в последствии в «Мультимедиа Арт Музей, Москва». Он стал первым российским музеем, специализирующимся на фотографии, а также культурным центром с обширной просветительской программой. В частности, именно там проводится Московское Фотобиеннале. А в 2006 году при музеи открылась Московская школа фотографии и мультимедиа.

На вопрос сложно ли было с нуля создавать новый музей, Свиблова отвечает – «Когда я начала делать Дом фотографии, ситуация в современном искусстве у нас была - швах. Кто мог - уехал, международный рынок рухнул, специализированных институций в стране не было. Надо было сначала что-то так глубоко посадить в почву, чтобы разрослась корневая система, поэтому сначала была основана московская фотобиеннале в 1996 году. Когда случился огромный успех, я написала в правительство Москвы письмо, что нам необходим Московский дом фотографии. Чем хорошо быть женщиной? Если ты женщина, у тебя есть а) здравый смысл, б) страсть и в) умение ждать и проходить разные препятствия, то есть быть стойким оловянным солдатиком и не ломаться.

Исходя из того опыта, что мы видели за рубежом, мы приняли модель и до сих пор ей пользуемся, справляемся без услуг управленческого консалтинга - у нас половина работ на биеннале интернациональные, половина – национальные, половина из каждой половины - это звезды международной фотографии или российские, другая часть - это young generation, новая кровь. Процентный состав мы каждый раз держим. Не надо менять то, что разумно. Но каждый раз, когда ты делаешь программу биеннале, ты смотришь тематически, что «звенит». Иногда ты собираешь ее 5 лет, иногда 10. И здесь мы помогаем художникам и из Москвы, и из Санкт-Петербурга, и из регионов – мы за это время сделали более трех тысяч выставок. И уже через год, в 1997 году, когда у нас еще не было выставочных залов, мы начали программу «История России в фотографиях», ради которой вообще можно было организовать МДФ.»

В ее адрес сказано немало благодарностей. «Ольга Свиблова и Московский дом фотографии сделали свое черно-белое и цветное дело , - сказал как-то известный фотограф Георгий Пинхасов. - Они в хорошем смысле навязали российскому зрителю интерес к фотографии. Когда я уезжал из России в 80-е годы, в этой области была пустота, просто ноль».

За семнадцать прошедших с того времени лет Домом фотографии реализовано примерно 3000 российских и зарубежных проектов как в области фото, так и в области современного искусства.

Такие грандиозные достижения не могли остаться незамеченными: Ольга Свиблова удостоена огромного количества наград. Среди самых значимых - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, Орден Дружбы, медаль парижской мэрии «За вклад в сотрудничество России и Франции в области культуры» и многие другие. В 2008 Свиблова вошла в число двенадцати самых успешных женщин в рейтинге журнала «Карьера».

Сегодня под патронажем Свибловой проходят два крупнейших фотофестиваля – «Фотобиеннале» и «Мода и стиль в фотографии». В рамках фотофестивалей предоставлены работы крупнейших фотографов мира, особое место уделяется французской фотографии, и не случайно. По мнению Ольги Львовны, Франция и США - две страны, где фотография впервые была поднята на музейный пьедестал. Причем во Франции особенно развита материальная культура и все, что составляет предметную ткань истории.

Жизнь Ольги Свибловой проходит в постоянных перелетах и переездах, тем более, что у Свибловой два дома: Москва и Париж. Часто не хватает времени на семью, в чем она не раз признавалась - «У меня времени не хватает ни на семью, ни на здоровый сон… Я всем своим сотрудникам говорю: чем больше работаете, тем меньше скандалов дома. Тебя же там нет – так чего скандалить?»

К слову, второй муж Ольги – французский бизнесмен Оливье Моран – также близок к искусству: он владеет галереей в Париже — «Мой муж чистокровный француз. Познакомились в 91-м году. С тех пор неразлучны, живем вместе, счастливы. Жизнь с человеком другой национальности всегда непростая вещь: менталитет разный. Я думаю, я счастлива, потому что мой муж уважает мою русскую душу… Когда мы познакомились, у него был центр современного искусства. Он любит современное искусство».

На вопросы, что еще вас объединяет с мужем кроме искусства и рабочего интереса, Ольга Свиблова отвечает – «Ну вы знаете, это же жизнь. Мы одинаково относимся к ней, у нас одинаковые представления о добре и зле, о женском и мужском. Я считаю, что мужчина – глава семьи, поэтому в нашем доме все подчинено тому, как хочет мой муж. На работе я командую, я отвечаю. А в доме командует муж – я подчиняюсь. Во-первых, мне все нравится, что он делает, и это вызывает у меня восхищение. Он думает обо всем от начала и до конца: от постройки дома до его оснащения стульями и тарелками: все, что есть в нашем доме, куплено моим мужем, и мне это нравится. Я даже отказалась от готовки, хотя я очень люблю готовить и всегда думала, что я вкусно готовлю, но… Мой муж готовит вкуснее, и он обожает это делать, поэтому мне пришлось сделать над собой усилие и уступить ему кухню. Мне достаются какие-т о «частные» работы, например, салат помыть, овощи нарезать… Сначала я очень болезненно это переживала, потому что от меня отрезали какой-т о кусок моей женской функции, но потом в какой-то момент я поняла, что нужно кому- то другому что-то доверить и разделить обязанности. Мы разделили, и я бесконечно счастлива.»

Секреты успеха Ольги Свибловой в цитатах

Те, кому доводилось работать с Ольгой Львовной, не раз отмечали, насколько неутомимым и энергичным человеком она является - «Я люблю моменты стрессовой концентрации - когда ты собираешь всю себя в кулак и все получается. Могу преодолевать характером физические недостатки. Меня научили этому спорт и походы. Я люблю труд, конечным итогом которого ставится физический результат: мне потребовалось некоторое время, чтобы научиться получать удовольствие от физического напряжения, от крепатуры.»

«Важно просто любить то, что ты делаешь, никакого секрета нет. Сейчас, проведя девять месяцев на стройке нового Дома Фотографии, я могу сказать честно - я полюбила строительное дело. Я знаю о нем все: от виброзащиты, термошока и того, как устанавливаются плинтуса, до того, сколько кладется известки в раствор. Мне вообще интересен мир, мне интересны люди… до определенной степени.»

«Я не только создатель культурных проектов, но и благодарный потребитель: зритель, читатель, слушатель. Для того чтобы думать самому, тебе постоянно нужна подпитка. Так или иначе, если я в выходные в Москве, то объезжаю все проекты своих коллег. Я ложусь спать все-таки с книжкой, прочитав семь газет от корки до корки.»

«Восприятие искусства - это кропотливая работа. Парщиков говорил мне: «Не читай плохое, а то запомнишь». Это правда: надо запоминать только стоящее. Я никогда не планирую свою жизнь. Всегда реагирую на то, что меня восхищает.»

«Я обучена схемам ментального анализа. Всегда могу объяснить, почему мне нравится эта работа, а не та. Почему с этим человеком стоит иметь дело, а с этим - ни за что. И почему, когда две балерины технически одинаково исполняют одну партию, то в одном случае это искусство, а в другом - нет.»

«Нельзя прожить жизнь, не совершая ошибок. Важно из них вынести определенный опыт. Самое страшное - закрывать глаза на реальность. Но жизнь такая как есть - прекрасна: в ней всегда есть нормальные люди.»

«Я думаю, что счастье - это когда ты не задаешь себе вопрос, что это такое.»

Искусствовед Ольга Свиблова одной из первых в России доказала, что куратор может быть таким же полноправным творцом, как художник. В 1996 году создала и возглавила Московский дом фотографии и объяснила столичной публике, что фотография – это тоже искусство. Теперь Дом – один из главных арт-центров города, а фотобиеннале, которые организует Ольга Свиблова, всегда заметные события в пестрой художественной жизни Москвы. Любовь к искусству сыграла роль и в семейной жизни – муж Ольги владеет галереей в Париже. Лауреат многочисленных премий, одна из самых элегантных и успешных женщин Москвы, Ольга Свиблова носит исключительно черное, от фотографии отдыхает в кино и известна крайне пылкой любовью к своей работе – об искусстве она может говорить часами.
Окончила психологический факультет МГУ, училась в аспирантуре психфака, специализировалась на психологии творчества. «Мне люди просто неинтересны. Поэтому я ушла из психологии. Надо очень любить человека, бесконечно им интересоваться, чтобы с ним долго работать. Мне скучен человек вне дела! А когда он в деле – мне интересен результат, который будет достигнут». Любит черный цвет в одежде «Обожаю русских дизайнеров – Таню Парфенову, Андрея Шарова, Симачева и Ромину. Их работы – произведения искусства». «Я очень люблю кино, и для меня сеанс – лучший способ отдохнуть». Не любит летать на самолетах «Если есть такая возможность, я пользуюсь поездом. К тому же на короткие расстояния это получается быстрее, чем самолетом: пока до аэропорта доберешься, пока регистрацию пройдешь...»
Семья Муж – французский бизнесмен Оливье Моран. «Мой муж действительно француз. Познакомились в 91-м году. С тех пор неразлучны, живем вместе, счастливы. Жизнь с человеком другой национальности всегда непростая вещь: менталитет разный. Я думаю, я счастлива, потому что мой муж уважает мою русскую душу... Когда мы познакомились, у него был центр современного искусства. Он любит современное искусство». «У меня времени не хватает ни на семью, ни на здоровый сон... Я всем своим сотрудникам говорю: чем больше работаете, тем меньше скандалов дома. Тебя же там нет – так чего скандалить?»
О себе «Я очень жесткий человек. Если я говорю "да", то у меня пойдет кровь из носа, но я это сделаю, и если я говорю "нет" - то я этого никогда не сделаю. А если я говорю, что подумаю, то буду думать. Но когда мне задают вопрос и требуют однозначного ответа - это для меня вещь за гранью выполнимого...» «Самые опасные люди – те, которым нечего терять. Если за тобой стоят семейные, национальные традиции, то это вынуждает не терять человеческого достоинства – ни своего, ни чужого». «Я человек в своих вкусовых пристрастиях очень постоянный: ем одни и те же продукты годами! Я довольно пристрастна к своей одежде, которую практически не меняю. А ведь многим это физически нужно. Мне нет! Но искусство меня возбуждает. И в искусстве у меня огромное количество потребностей...» «Современное искусство дает возможность заглянуть в будущее, и это единственное, что мне интересно».

Ольга Свиблова – российский кинорежиссёр-документалист, директор «Мультимедиа Арт Музея, Москва», почетный академик Российской академии художеств, искусствовед - одна из тех немногих женщин, которые могут часами говорить об искусстве. Когда стараниями Свибловой что ни год стали проходить грандиозные фестивали фотографии, и стало казаться, что фотография вдруг превратилась для нас в важнейшее из искусств, все задались вопросом: а откуда, собственно, взялась Свиблова? «Не было, не было ,- говорили о ней многие,- и вдруг появилась ». На самом деле просвещенное большинство ошибалось. Свиблова была всегда. Просто знало об этом сначала лишь просвещенное меньшинство. Сегодня эту стильную, невероятно деятельную, успешную и красивую женщину знает и ценит каждый, кто имеет хоть какое-то отношение к прекрасному. Именно благодаря ей искусство фотографии в постсоветской России стало востребованным и значимым. «Я не терплю некачественного искусства », - не раз заявляла Ольга Львовна, и во многом благодаря такому неприятию «халтуры» на свет появилось великое множество грандиозных проектов.

Она почти всегда в черном, элегантна и красива. Ее знают не только в России, но и по всей Европе. Она одной из первых в России доказала, что куратор может быть таким же полноправным творцом, как и художник. Доктор философии, академик РАЕН, куратор более 500 проектов в области современного искусства и фотографии в России и за рубежом – и это лишь малая доля того, что можно сказать об этой выдающейся женщине.

История успеха, Биография Ольги Свибловой

Ольга Львовна Свиблова родилась 6 июня 1953 года в Москве. Ее отец – инженер в космической промышленности, а мать – филолог, специалист по особенностям строения немецкого языка.

Будучи ребенком, Ольга Свиблова посещала курсы при Третьяковской галерее, и была частым гостем на театральных представлениях. Рассказывая о людях, сформировавших ее личность, Ольга Свиблова в первую очередь упоминает о своей семье – обеих бабушках и родителях. «Все материальное не играло никакой роли, но все, что касалось жизни, культуры, общения – это все было» , - говорит она. Ольга Свиблова вспоминает и о повседневных ритуалах, которые в детстве казались нудными, но оказались очень важной частью жизни, и о концертах классической музыки в Консерватории, и о том, как ей спасли здоровье, а может быть – и жизнь: «Когда у меня был полиомиелит, мама нашла врача, который посоветовал ей поставить ребенка на коньки и кормить квашеной капустой. Квашеную капусту я до сих пор люблю, а спорт – вообще великая вещь, потому что закаляет характер и дает запас энергии».

Огромную роль в жизни Свибловой сыграла школа. «Спасибо 44й математической школе , - искренне говорит она много лет спустя, - без того, чему меня там научили, я бы не могла заниматься тем, чем занимаюсь. Они дали мне не только знания и умения, которые пригождаются до сих пор, но и понимание жизни. Учителя не просто работали, они нами жили» . Очень важными оказались турпоходы и этнографические экспедиции школьных лет: благодаря им Ольга Свиблова поняла, что в мире нет ничего случайного, и все культурные явления связаны между собой.

Главное правило Ольги Свибловой – «В жизни интересно то, что выпадает из правил». Это касается, прежде всего, неофициальной культуры. Вот как Ольга Свиблова рассказывает о моменте, когда в ее жизнь пришло современное искусство – «В юности я шла по улице и увидела странно одетых, волосатых и бородатых людей; они сильно выделялись из общей массы прохожих, и я пошла за ними, держась на некотором расстоянии. И пришла на первую квартирную выставку, где в числе прочих выставлялся Оскар Рабин. Я совершенно не знала, зачем я иду за этими странными людьми. Я и не предполагала, что попаду на выставку. Мне просто понравился их необычный вид.»

После школы Свиблова поступила на биофак МГУ. Как она призналась в одном из интервью, ей страстно хотелось заниматься грибами. На биофаке она провела три года, а потом ушла, по причине того, что ей не нравилось, как там пахло, а она всегда была чувствительна к запахам.

В 1978 году Ольга с отличием окончила факультет психологии МГУ им. Ломоносова, а в 1987 году, уже вполне погрузившись в мир современного искусства, все-таки нашла возможность окончить и аспирантуру при том же факультете по специализации «Метафоризация творческих процессов». Впрочем, Ольга признается, что несколько разочаровалась в психологии, так что защищаться не стала - «Мне люди просто неинтересны. Поэтому я ушла из психологии. Надо очень любить человека, бесконечно им интересоваться, чтобы с ним долго работать. Мне скучен человек вне дела! А когда он в деле – мне интересен результат, который будет достигнут».

Хоть по профессии Свиблова никогда и не работала, зато отлично сумела применить свои знания на практике - изучая психологию собственного мужа и его друзей (в 19 лет Ольга вышла замуж за поэта Алексея Парщикова) – «У нас вечно дома собиралось человек двадцать-тридцать со всей России. У многих не было ни кола ни двора. И я четко знала, кто из них гений - даже без того, чтобы это звание было четко легитимизировано и подкреплено обществом различными наградами и званиями.»

Гостей Свиблова с Парщиковым принимали в свободное от работы время. На работе же они занимались уборкой улиц и дворов. Это им в свое время Андрей Вознесенский посвятил проникновенное стихотворение об уходящей в дворники интеллигенции. Но романтика была лишь в поэзии - в жизни работа оказалась нелегкой и прозаичной, особенно когда выпадал снег. Свиблова потом еще долго вспоминала тяжесть этого труда и никому из своих знакомых-безработных в дворники идти не советовала. Сама же безработной подолгу не бывала - всегда умела каким-то образом зарабатывать деньги (она была хорошим репетитором , преподавая биологию и химию), содержать дом, оберегая мужа от этих забот. Его заботой было только писать стихи. Все хлопоты по переговорам с издательствами и журналами, по налаживанию нужных связей Ольга брала на себя. Собственной карьерой она не занималась: ее карьерой стала карьера мужа. И она ее сделала, насколько это было возможно по тем временам. Парщиков стал знаменем новой поэзии, Андреем Вознесенским 80-х. На его вечера собирались толпы, имя было на слуху даже у тех, кто не прочитал ни строчки.

В 1984 году Свиблова родила сына Тимофея. Даже близкие друзья не знали, существует ли «изнанка» этого брака, ссорятся ли они, выясняют ли отношения, изменяют ли друг другу. Ольга и Алексей всегда представали идеальной парой, излучающей флюиды счастья и будущего большого успеха. Никто, конечно, и помыслить не мог о том, что успех этот будет раздельным, как современный санузел, и что большая часть его достанется Ольге.

Рассказывают, первый муж Ольги Свибловой однажды сказал ей, что жена такого великого русского поэта, как он, должна быть богатой иностранкой. После чего они расстались. Парщиков уехал из страны, Ольга осталась. С этого момента и началась ее карьера. Любопытно, что в итоге она стала таки и богатой, и иностранкой.

Говорят, что женщина, целиком посвятившая себя мужу, после развода теряется и редко когда приходит в себя. Ольга Свиблова – сама самодостаточность и абсолютное опровержение этого постулата. В 80-е годы Ольга входит в мир современного искусства уже на правах участника. Но не творца, а исследователя и куратора. Первой ее работой в этом качестве стали однодневные выставки молодежного современного искусства в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту. Это был 1984 год.

С середины 1980-х годов, когда пришла перестройка, а вместе с нею русский бум, то есть бешеный, небывалый успех современного русского искусства на Западе и большой спрос на него, Свиблова с легкостью освоила новый имидж - незамужней деловой женщины, и новую профессию - куратора выставок современного искусства. Она первой стала собирать работы современных русских художников для корпоративных, то есть банковских, коллекций. Тогда ее заказчиком была компания «Ринако». Свиблова с легкостью завязала массу международных связей и одной из первых стала много ездить по миру (кстати, во время одной из поездок Ольга и познакомилась со своим вторым мужем Оливье).

В 1987 году она получила возможность поработать сразу с несколькими арт-проектами: организовала и провела фестиваль в финском городе Иматре, а также две программы - поэтическую и кинематографическую - для легендарной 17-й молодежной выставки, на которой впервые в большом количестве были показаны работы неофициальных художников. Писала, одна из первых, про этих художников в перестроечную прессу, а также в профессиональные издания по искусству.

В том же 1987 году Ольга Свиблова сняла свой первый документальный фильм - «Кривоарбатский переулок, 12», завоевавший приз на фестивале документального кино об архитектуре в Лозанне.

В следующем году вновь были выставки в Финляндии, первая выставка в Париже, а также была завершена работа над документальным фильмом «Черный квадрат», рассказывающем о советском андеграундном искусстве 1953-1988 годов. Этот фильм завоевал большое количество наград - приз парижской критики на Каннском фестивале, главный приз фестиваля в Чикаго, главный приз 1-го Всесоюзного фестиваля документального кино и другие. «Черный квадрат» сделал имя Ольги Свибловой знаменитым на весь мир. Затем были знаменитые киноленты «В поисках счастливого конца» (1991) и «Дина Верни» (1995).

В 1993 году Свиблова курировала проекты «Искусство как власть. Власть как искусство» в ЦДХ и «Искусство как деньги. Деньги как искусство», подготовленные для Всемирного экономического форума в Давосе.

«Мне до сих пор кажется, что деньги и искусство несовместны. Конечно, я могу использовать разные аргументы и говорить, что работа именно этого художника столько стоит, потому что он самый быстрый. Но считать искусство в условных ­единицах мне до сих пор кажется абсурдным - именно поэтому у меня никогда не будет собственной галереи и я никогда не буду артдилером.»

В 1996 году Ольга Свиблова сделала, пожалуй, самый значимый для ценителей искусства фотографии подарок: основала совместно с правительством Москвы Московский Дом фотографии, переименованный в последствии в «Мультимедиа Арт Музей, Москва». Он стал первым российским музеем, специализирующимся на фотографии, а также культурным центром с обширной просветительской программой. В частности, именно там проводится Московское Фотобиеннале. А в 2006 году при музеи открылась Московская школа фотографии и мультимедиа.

На вопрос сложно ли было с нуля создавать новый музей, Свиблова отвечает – «Когда я начала делать Дом фотографии, ситуация в современном искусстве у нас была - швах. Кто мог - уехал, международный рынок рухнул, специализированных институций в стране не было. Надо было сначала что-то так глубоко посадить в почву, чтобы разрослась корневая система, поэтому сначала была основана московская фотобиеннале в 1996 году. Когда случился огромный успех, я написала в правительство Москвы письмо, что нам необходим Московский дом фотографии. Чем хорошо быть женщиной? Если ты женщина, у тебя есть а) здравый смысл, б) страсть и в) умение ждать и проходить разные препятствия, то есть быть стойким оловянным солдатиком и не ломаться.

Исходя из того опыта, что мы видели за рубежом, мы приняли модель и до сих пор ей пользуемся, справляемся без услуг управленческого консалтинга - у нас половина работ на биеннале интернациональные, половина – национальные, половина из каждой половины - это звезды международной фотографии или российские, другая часть - это young generation, новая кровь. Процентный состав мы каждый раз держим. Не надо менять то, что разумно. Но каждый раз, когда ты делаешь программу биеннале, ты смотришь тематически, что «звенит». Иногда ты собираешь ее 5 лет, иногда 10. И здесь мы помогаем художникам и из Москвы, и из Санкт-Петербурга, и из регионов – мы за это время сделали более трех тысяч выставок. И уже через год, в 1997 году, когда у нас еще не было выставочных залов, мы начали программу «История России в фотографиях», ради которой вообще можно было организовать МДФ.»

В ее адрес сказано немало благодарностей. «Ольга Свиблова и Московский дом фотографии сделали свое черно-белое и цветное дело , - сказал как-то известный фотограф Георгий Пинхасов. - Они в хорошем смысле навязали российскому зрителю интерес к фотографии. Когда я уезжал из России в 80-е годы, в этой области была пустота, просто ноль».

За семнадцать прошедших с того времени лет Домом фотографии реализовано примерно 3000 российских и зарубежных проектов как в области фото, так и в области современного искусства.

Такие грандиозные достижения не могли остаться незамеченными: Ольга Свиблова удостоена огромного количества наград. Среди самых значимых - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, Орден Дружбы, медаль парижской мэрии «За вклад в сотрудничество России и Франции в области культуры» и многие другие. В 2008 Свиблова вошла в число двенадцати самых успешных женщин в рейтинге журнала «Карьера».

Сегодня под патронажем Свибловой проходят два крупнейших фотофестиваля – «Фотобиеннале» и «Мода и стиль в фотографии». В рамках фотофестивалей предоставлены работы крупнейших фотографов мира, особое место уделяется французской фотографии, и не случайно. По мнению Ольги Львовны, Франция и США - две страны, где фотография впервые была поднята на музейный пьедестал. Причем во Франции особенно развита материальная культура и все, что составляет предметную ткань истории.

Жизнь Ольги Свибловой проходит в постоянных перелетах и переездах, тем более, что у Свибловой два дома: Москва и Париж. Часто не хватает времени на семью, в чем она не раз признавалась - «У меня времени не хватает ни на семью, ни на здоровый сон… Я всем своим сотрудникам говорю: чем больше работаете, тем меньше скандалов дома. Тебя же там нет – так чего скандалить?»

К слову, второй муж Ольги – французский бизнесмен Оливье Моран – также близок к искусству: он владеет галереей в Париже - «Мой муж чистокровный француз. Познакомились в 91-м году. С тех пор неразлучны, живем вместе, счастливы. Жизнь с человеком другой национальности всегда непростая вещь: менталитет разный. Я думаю, я счастлива, потому что мой муж уважает мою русскую душу… Когда мы познакомились, у него был центр современного искусства. Он любит современное искусство».

На вопросы, что еще вас объединяет с мужем кроме искусства и рабочего интереса, Ольга Свиблова отвечает – «Ну вы знаете, это же жизнь. Мы одинаково относимся к ней, у нас одинаковые представления о добре и зле, о женском и мужском. Я считаю, что мужчина – глава семьи, поэтому в нашем доме все подчинено тому, как хочет мой муж. На работе я командую, я отвечаю. А в доме командует муж – я подчиняюсь. Во-первых, мне все нравится, что он делает, и это вызывает у меня восхищение. Он думает обо всем от начала и до конца: от постройки дома до его оснащения стульями и тарелками: все, что есть в нашем доме, куплено моим мужем, и мне это нравится. Я даже отказалась от готовки, хотя я очень люблю готовить и всегда думала, что я вкусно готовлю, но… Мой муж готовит вкуснее, и он обожает это делать, поэтому мне пришлось сделать над собой усилие и уступить ему кухню. Мне достаются какие-т о «частные» работы, например, салат помыть, овощи нарезать… Сначала я очень болезненно это переживала, потому что от меня отрезали какой-т о кусок моей женской функции, но потом в какой-то момент я поняла, что нужно кому- то другому что-то доверить и разделить обязанности. Мы разделили, и я бесконечно счастлива.»

Секреты успеха Ольги Свибловой в цитатах

Те, кому доводилось работать с Ольгой Львовной, не раз отмечали, насколько неутомимым и энергичным человеком она является - «Я люблю моменты стрессовой концентрации - когда ты собираешь всю себя в кулак и все получается. Могу преодолевать характером физические недостатки. Меня научили этому спорт и походы. Я люблю труд, конечным итогом которого ставится физический результат: мне потребовалось некоторое время, чтобы научиться получать удовольствие от физического напряжения, от крепатуры.»

«Важно просто любить то, что ты делаешь, никакого секрета нет. Сейчас, проведя девять месяцев на стройке нового Дома Фотографии, я могу сказать честно - я полюбила строительное дело. Я знаю о нем все: от виброзащиты, термошока и того, как устанавливаются плинтуса, до того, сколько кладется известки в раствор. Мне вообще интересен мир, мне интересны люди… до определенной степени.»

«Я не только создатель культурных проектов, но и благодарный потребитель: зритель, читатель, слушатель. Для того чтобы думать самому, тебе постоянно нужна подпитка. Так или иначе, если я в выходные в Москве, то объезжаю все проекты своих коллег. Я ложусь спать все-таки с книжкой, прочитав семь газет от корки до корки.»

«Восприятие искусства - это кропотливая работа. Парщиков говорил мне: «Не читай плохое, а то запомнишь». Это правда: надо запоминать только стоящее. Я никогда не планирую свою жизнь. Всегда реагирую на то, что меня восхищает.»

«Я обучена схемам ментального анализа. Всегда могу объяснить, почему мне нравится эта работа, а не та. Почему с этим человеком стоит иметь дело, а с этим - ни за что. И почему, когда две балерины технически одинаково исполняют одну партию, то в одном случае это искусство, а в другом - нет.»

«Нельзя прожить жизнь, не совершая ошибок. Важно из них вынести определенный опыт. Самое страшное - закрывать глаза на реальность. Но жизнь такая как есть - прекрасна: в ней всегда есть нормальные люди.»

«Я думаю, что счастье это когда ты не задаешь себе вопрос, что это такое.»

«Я крайне мало собой занимаюсь, потому что у меня просто нет времени. Я крайне редко делаю шопинг, что вы могли заметить по моим нарядам: они меняются нечасто. Я люблю вещи, как люблю старых друзей: они живут со мной годами, десятилетиями. Могу забыть о существовании какой-то вещи, а потом найти ее, достать из шкафа и относить целый сезон. У меня нет времени думать каждое утро, как нужно одеться, и я прекрасно себя чувствую в образе, который создался, и мне не надо его каждый день менять. В какой-то момент жизни ты сам с собой совпадаешь, а когда ты совпал, не надо идти на ухищрения. У меня не чешется каждый день вдруг надеть красное, розовое или зеленое. Я спокойно отношусь к своим морщинам, потому что они очень гармоничны со мной. Если у человека есть недостатки, важно не фиксироваться на них, превращать их в достоинство, однажды найдя общий язык с самим собой.»

У нас в стране не умеют носить возраст. Женщины в 45 либо безудержно молодятся, либо сдают позиции. Свиблова привлекательна в свои 60 лет и будет поражать нас яркой харизмой, думаю, еще не один десяток лет. Но самое главное – она ЖИВАЯ, в отличие от многих мумифицированных героев рубрики Иконы стиля. Восхищает манера этой женщины держаться. Ее можно узнать в толпе даже со спины, и не нужно долго искать поводы, чтобы применять эпитеты – элегантная, аристократичная, утонченная.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Российский режиссер-документалист, основатель Московского дома фотографии, куратор художественных экспозиций и академик Российской академии художеств.

Ольга Львовна Свиблова родилась летом 1953 года в Москве. Ее отец – инженер в космической промышленности, а мать – филолог, специалист по особенностям строения немецкого языка. В детстве она посещала курсы при Третьяковской галерее, и была частым гостем на театральных представлениях.

Ольга Свиблова окончила психологический факультет Московского государственного университета, прошла обучение в аспирантуре и защитила диссертацию по теме «Метафоризация творческих процессов», но в результате посвятила себя искусству.

– В юности я шла по улице и увидела странно одетых, волосатых и бородатых людей; они сильно выделялись из общей массы прохожих, и я пошла за ними, держась на некотором расстоянии. И пришла на первую квартирную выставку, где в числе прочих выставлялся Оскар Рабин. Я совершенно не знала, зачем я иду за этими странными людьми. Я и не предполагала, что попаду на выставку. Мне просто понравился их необычный вид. Так ко мне пришло современное искусство.

Творческий путь Ольги Свибловой / Olga Sviblova

Ольга Свиблова организовала множество художественных выставок, проектов и фестивалей в середине 1980-х годов. В рамках семнадцатой молодежной выставки были представлены картины малоизвестных неофициальных художников – Ольга Свиблова не только выступила в качестве куратора выставки, но и написала несколько книг, посвященных этим работам.

Ольга Свиблова – режиссер-кинематографист. Она представила документальную ленту «Черный квадрат » в 1988 году, которая была отмечена на кинофестивалях в Каннах, Лондоне и Чикаго. Кроме того, среди ее произведений – «Кривоарбатский переулок, 12», «В поисках счастливого конца» и «Дина Верни» .

Ольга Свиблова очень любит кино и называет себя идеальным зрителем игровых картин, но сама при этом готова работать исключительно над документальными проектами.

Ольга Свиблова является основателем ассоциации «Искусство конца века» и Московского дома фотографии (Мультимедийного комплекса актуальных искусств). Она по праву считается человеком, возродившим интерес к фотографии в России. Кроме того, Ольга Свиблова открыла Московскую школу фотографии и мультимедиа имени А. Родченко, она надеется, что ее выпускниками будут, в первую очередь, художники.

– Не так давно у нас была выставка, на которой были выставлены фотографии обычной домашней съемки обычных людей конца восьмидесятых годов, когда с огромной скоростью менялось время, менялись люди, появлялись новые герои… Это абсолютно непрофессиональные фотографии: где-то режется кадр, где‑то нечеткость, почти нигде не приходится говорить о композиции… Если бы тогда я посмотрела на эти фотографии глазами директора музея, я бы однозначно сказала, что это неинтересный материал. А сейчас это стало историческим свидетельством, сделав эту выставку одной из самых успешных на Фотобиеннале. Так обычная любительская съемка стала отражением перелома в истории.

Личная жизнь Ольги Свибловой / Olga Sviblova

Ее первый супруг – поэт Алексей Парщиков . У них есть взрослый сын, известный фотограф по имени Тимофей.

В 1991 году Ольга Свиблова вышла замуж во второй раз. Ее избранником стал француз Оливье Моран , основатель центра современного искусства «Ля Баз».

– Мой муж молчалив и спокоен. Он видит картину в целом, я – в деталях. Он делает по дому практически всё, потому что многие вещи у него получаются лучше. Он готовит – я мою листья для салата. Всё, что он делает, вызывает у меня восхищение.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: