Вопросы профилактики вич-инфекции и спида. Профилактические мероприятия

Профилактика (prophylaktikos -- предохранительный) - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Выделяют общественную и индивидуальную профилактику. Индивидуальная профилактика предусматривает соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве, общественная включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов.

Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний можно условно разделить на две большие группы - общие и специальные.

К общим относятся государственные мероприятия, направленные на повышение материального благосостояния, улучшение медицинского обеспечения, условий труда и отдыха населения, а также санитарно-технические, агролесотехнические, гидротехнические и мелиоративные мероприятия, рациональная планировка и застройка населенных пунктов и многое другое, что способствует успехам профилактики и ликвидации инфекционных болезней.

Специальными являются профилактические мероприятия, проводимые специалистами лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Система профилактических мероприятий включает и международные меры, когда вопрос касается особо опасных (карантинных) инфекций.

Противоэпидемические мероприятия можно определить как совокупность обоснованных на данном этапе развития науки рекомендаций, обеспечивающих предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения, снижение заболеваемости совокупного населения и ликвидацию отдельных инфекций. Противоэпидемические мероприятия проводят при возникновении (выявлении) инфекционной болезни, профилактические - постоянно, независимо от наличия или отсутствия инфекционного больного. Основу профилактики инфекционных болезней в масштабе страны составляют повышение материального благосостояния народа, обеспечение населения благоустроенным жильём, квалифицированной и доступной медицинской помощью, развитие культуры и т.д.

Медицинские аспекты профилактики инфекционных болезней:

Систематический санитарный контроль за водоснабжением населения;

Санитарный и бактериологический контроль за качеством пищевых продуктов, санитарным состоянием предприятий пищевой промышленности и объектов общественного питания, торговли и детских учреждений;

Проведение плановых дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий;

Плановая специфическая профилактика среди населения;

Осуществление мер по санитарной охране границ с целью предупреждения заноса на территорию страны инфекционных болезней из-за рубежа и др.



Основы организации противоэпидемической работы .

Организационная структура системы противоэпидемической защиты населения включает медицинские и немедицинские силы и средства. Важную роль в обеспечении противоэпидемического режима играют исполнители немедицинского профиля. Комплекс различных по характеру и направленности мероприятий, связанных с очисткой населённых пунктов, питанием, водоснабжением и т.д., выполняют государственные органы, учреждения и предприятия при активном участии населения. Исполнение многих противоэпидемических мероприятий осуществляют ЛПУ. Работники лечебной сети (поликлиник, амбулаторий, сельских врачебных участков, фельдшерских пунктов и детских учреждений) обеспечивают раннее выявление эпидемического очага на обслуживаемом ими участке. Без выявления инфекционного заболевания информация о наличии эпидемического очага не доступна работникам санитарно-эпидемиологической службы, поскольку её деятельность включает диагностическую (эпидемиологическая диагностика), организационную, методическую и контрольную функции. Сложность управленческой деятельности санитарно-эпидемиологических учреждений заключается в том, что для борьбы с инфекционными заболеваниями необходимо привлечение сил и средств, не подчинённых службе санитарно-эпидемиологического контроля.

Как было указано выше, возникновение и поддержание эпидемического процесса определяют три фактора: источник инфекции, механизм передачи возбудителя и восприимчивость населения. Устранение одного из факторов неизбежно приводит к прекращению эпидемического процесса и, следовательно, исключает возможность существования инфекционной болезни. Поэтому профилактические и противоэпидемические мероприятия могут быть эффективными в том случае, если они направлены на обезвреживание (нейтрализацию) источника инфекции, перерыв путей передачи возбудителя и повышение невосприимчивости населения.

2. Мероприятия в отношении источника инфекции:

Своевременное выявление больных и носителей патогенных микроорганизмов;

Обеспечение ранней диагностики заболеваний;

Учёт больных и носителей;

Изоляция источника;

Лечение в поликлинических условиях;

Долечивание после выписки из стационара;

Санация носителей и больных хроническими формами заболеваний;

Проведение бактериологического контроля за полнотой освобождения от возбудителей;

Проведение гигиенического воспитания больных и носителей;

Обеспечение диспансерного наблюдения за переболевшими, больными хронической формой инфекционного заболевания и хроническими носителями.

При антропонозах мероприятия, направленные на источник инфекции, разделяют на диагностические, изоляционные, лечебные и режимно-ограничительные, а при зоонозах - на санитарно-ветеринарные, дезинсекционные и дератизационные.

Раннее и полное выявление инфекционных больных - предпосылка своевременно начатого лечения, изоляции и проведения противоэпидемических мероприятий в очаге. Различают пассивное и активное выявление инфекционных больных. В первом случае инициатива обращения за медицинской помощью принадлежит больному или его родственникам. К методам активного выявления инфекционных больных относят выявление больных по сигналам санитарного актива, подворные обходы, выявление больных и носителей при различных профилактических осмотрах и обследованиях (группы риска). Так, обязательному медицинскому осмотру и лабораторному обследованию подлежат дети перед поступлением в детское дошкольное учреждение (ДДУ), взрослые при приёме на работу на пищевые предприятия. К активному выявлению следует также отнести выявление инфекционных больных при проведении медицинского наблюдения в эпидемических очагах.

Эффективность мероприятий в отношении источников инфекции в значительной степени определяет диагностика. Требования к ней с эпидемиологических позиций обусловлены выбором достоверных и прежде всего ранних методов. Причины диагностических ошибок связаны с трудностями дифференциальной диагностики клинически сходных инфекционных заболеваний, полиморфизмом клинических проявлений многих из них, недоучётом эпидемиологических данных и недостаточным использованием возможностей лабораторного подтверждения. Качество диагностики существенно улучшает сочетанное применение различных методов. Например, при кори, эпидемическом паротите, ветряной оспе, скарлатине и некоторых других заболеваниях диагноз практически всегда устанавливают клинически, с учётом эпидемиологических данных (если они есть). Лабораторные методы диагностики значительного применения при этих инфекциях пока не получили.

При наличии широкого набора методов лабораторной диагностики следует каждому из них дать правильную эпидемиологическую оценку. Например, при брюшном тифе раннюю диагностику заболевания осуществляют выделением возбудителя из крови (гемокультура) и серологическими тестами (Vi-гемагглютина-ция, ИФА, ПЦР). При ретроспективной постановке диагноза применяют методы более поздней диагностики - выделение возбудителя из испражнений, мочи и желчи. Эти методы используют для подтверждения диагноза и выявления бактерионосителей. Сложность многих лабораторных тестов ограничивает возможность их широкого применения. Именно по этим причинам аденовирусные и энтеровирусные инфекции очень часто не распознают, хотя они встречаются повсеместно.

Меры в отношении источника инфекции в эпидемическом очаге следует рассматривать как эффективные лишь в случае изоляции больного (в соответствии с патогенезом инфекции) до наступления заразного периода и на весь его срок (брюшной и сыпной тиф). Если больного изолируют в начале, разгаре или даже конце заразного периода (вирусный гепатит, корь, ветряная оспа и др.), такие меры оценивают как малоэффективные.

Больного или носителя обычно изолируют, помещая его в соответствующее ЛПУ вплоть до полного клинического выздоровления или достижения эффективной санации носителя. Сроки и условия изоляции определены специальными инструкциями. При многих инфекционных болезнях допускают изоляцию больного или носителя на дому при соблюдении условий, исключающих возможность передачи инфекции. За своевременную госпитализацию инфекционных больных отвечает участковый врач. Если больной остаётся дома, лечащий врач должен обеспечить его лечение и эпидемиологическое наблюдение за очагом, проводимое до окончания заразного периода у реконвалесцента. Оставляя больного дома, врач обязан сообщить ему и проживающим с ним лицам, какую эпидемиологическую опасность он представляет и как следует ему вести себя для предупреждения новых заболеваний. Для некоторых болезней госпитализация обязательна и предусмотрена законодательными документами. Инфекционных больных госпитализируют силами ЛПУ на специальном транспорте, подлежащем дезинфекции.

Режимно-ограничительные мероприятия проводят в отношении лиц, подвергавшихся или подверженных риску заражения. Продолжительность этих мероприятий определяет время опасности заражения лиц, контактирующих с больным или носителем, плюс время максимального инкубационного периода. Можно выделить три категории режимно-ограничительных мероприятий: усиленное медицинское наблюдение, обсервация и карантин.

Усиленное медицинское наблюдение направлено на активное выявление инфекционных больных среди лиц, контактировавших с больным (носителем) дома, по месту работы, учебы и т.д. Среди этих лиц в течение максимального инкубационного периода болезни проводят опрос, медицинское обследование, термометрию, лабораторные исследования и др.

Обсервация - усиленное медицинское наблюдение за здоровьем людей, находящихся в зоне карантина и намеренных её покинуть.

Карантин - режимно-ограничительное мероприятие в системе противоэпидемического обслуживания населения, предусматривающее административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предполагающие особый режим хозяйственной или иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных. При возникновении очагов особо опасных инфекций осуществляют полную изоляцию контактных лиц, обеспечиваемую вооружённой охраной. При менее опасных инфекциях карантин включает разобщение лиц, бывших в контакте с больным; запрещение приёма новых детей или перевода детей из группы в группу в организованных коллективах; недопущение лиц, общавшихся с больным, в детские коллективы, на пищевые предприятия, ограничение их контакта с другими лицами. Работников пищевых предприятий, водопроводных сооружений, детских учреждений и лиц, осуществляющих непосредственный уход за больными в лечебных учреждениях, а также детей, посещающих ДДУ, при некоторых инфекциях отстраняют от работы, а детей не допускают в детские учреждения. Сроки разобщения лиц из очагов различны. Например, при брюшном тифе, дизентерии и дифтерии разобщение длится в течение срока, необходимого для бактериологического обследования. При других заболеваниях разобщение проводят на весь срок инкубации, отсчитываемый от момента изоляции больного.

3. Мероприятия, направленные на прерывание путей передачи. Мероприятия, ведущие к разрыву механизма передачи возбудителя, называют санитарно-гигиеническими:

Текущая и заключительная дезинфекция в очаге;

Обор проб из объектов внешней среды для лабораторного исследования;

Запрещение использования продуктов, воды, одежды и других предметов, предполагаемых в качестве факторов передачи возбудителя.

Характер мероприятий по разрыву путей передачи инфекции зависит от особенностей эпидемиологии заболевания и степени устойчивости возбудителя во внешней среде. Успех обеспечивают общие санитарные мероприятия, проводимые независимо от наличия заболеваний, - санитарный контроль за водоснабжением и пищевыми продуктами, очистка населённых мест от нечистот, борьба с выплодом мух и т.д. Общие санитарные мероприятия играют решающую роль в профилактике кишечных инфекционных болезней. Кроме общих санитарных мероприятий, большое значение в пресечении дальнейшей передачи инфекции играют дезинфекция, дезинсекция и дератизация.

При инфекциях дыхательных путей фактором передачи бывает воздух, поэтому столь трудны меры по разрушению механизма передачи, особенно в больничных условиях и организованных коллективах. Разработка способов и приборов для дезинфекции воздуха в таких условиях необходима, и такую работу ведут. Для индивидуальной профилактики в очаге инфекции рекомендуют ношение марлевых повязок. Прерывание механизма передачи при инфекциях наружных покровов осуществляют повышением общей и санитарной культуры населения, улучшением жилищных условий, санитарной обстановки в быту и на производстве. Огромное значение мер по прерыванию механизма передачи ярко проявляется при трансмиссивных заболеваниях, где фактором передачи бывают живые переносчики (вши, комары, клещи и др.).

4. Мероприятия, направленные на защиту популяции хозяина. Эти мероприятия сводятся как к общеукрепляющим мерам, повышающим неспецифическую резистентность организма, так и к созданию специфического иммунитета благодаря проведению профилактических прививок.

Для иммунопрофилактики применяют зарегистрированные в соответствии с законодательством отечественные и зарубежные медицинские иммунобиологические препараты. Все препараты, используемые для иммунопрофилактики, подлежат обязательной сертификации. Бактерийные и

вирусные препараты - вид продукции, к производству и контролю которой предъявляют особо жёсткие требования. Всё указанное обусловлено прежде всего тем, что обычно эти препараты готовят на основе патогенных или ослабленных микроорганизмов. Это обстоятельство требует соблюдения чётко регламентированных условий технологии производства, гарантирующих, с одной стороны, безопасность работающего персонала, с другой, - безвредность, эффективность и стандартность препаратов. Ответственность за качество выпускаемых препаратов несёт предприятие-изготовитель.

В соответствии с Национальными требованиями и рекомендациями ВОЗ, в страну разрешено ввозить и применять лишь препараты, зарегистрированные на территории РБ и отвечающие необходимым требованиям. В настоящее время на территории страны зарегистрированы и разрешены к применению многие препараты: против кори, краснухи, полиомиелита, гемофильной инфекции, гриппа, менингококковой инфекции, ВГВ и др.

Учитывая механизм действия и природу иммунобиологических препаратов, их разделяют на следующие группы:

Вакцины (живые и убитые), а также другие препараты, приготовленные из микроорганизмов (эубиотики) или их компонентов и дериватов (анатоксинов, аллергенов, фагов);

Иммуноглобулины и иммунные сыворотки;

Иммуномодуляторы эндогенного (иммуноцитокины) и экзогенного (адъюванты) происхождения;

Диагностические препараты.

Все препараты, применяемые для иммунопрофилактики, разделяют на три группы:

1. создающие активный иммунитет;

2. обеспечивающие пассивную защиту;

3. предназначенные для экстренной профилактики или превентивного лечения инфицированных лиц. Такими препаратами служат некоторые вакцины (например, антирабическая), анатоксины (в частности, противостолбнячный), а также бактериофаги и интерфероны (ИФН).

Мероприятия, проводимые в отношении лиц, находившихся в контакте с источником инфекции:

Активное выявление этих лиц;

Их изоляция;

Медицинское наблюдение;

Лабораторное обследование;

Санитарно-просветительная работа;

Специфическая и неспецифическая профилактика.

Отдельную группу составляют лабораторные исследования и санитарно-просветительная работа, помогающие каждому из направлений.

5. Критерия выделения главных мероприятий в профилактике инфекционных заболеваний и борьбе с ними. Первый – особенности эпидемиологии отдельных групп и нозологических форм инфекционных болезней. Например, воздушно-капельные инфекции характеризуются обилием источников инфекции, высокой активностью механизма передачи, основой профилактики их являются диспозиционные мероприятия - иммунопрофилактика, иммунокоррекция и экстренная профилактика.

Главным в профилактике кишечных антропонозных заболеваний являются экспозиционные мероприятия (изоляция, режимно-ограничительные, санитарно-ветеринарные, санитарно-гигиенические, дератизация, дезинфекция, дезинсекция).

Второй критерий выбора главных мероприятий – конкретные причины и условия развития эпидемического процесса. Результаты эпидемиологической диагностики позволяют оценить степень влияния природных и социальных факторов на развитие эпидемического процесса в каждом конкретном случае, а также факторов внутреннего развития эпидемического процесса.

Третий критерий – степень эффективности и доступности противоэпидемических мероприятий для практического применения.


Мероприятия планируются и проводятся по трём направлениям:

1) обезвреживание источника инфекции;

2) разрыв путей передачи инфекции;

3) повышение невосприимчивости людей к инфекционным заболеваниям.

Важнейшее значение имеют:

· своевременное выявление инфекционных больных, ранняя их изоляция и госпитализация;

· контроль над соблюдением правил личной и общественной гигиены.

Дезинфекцию проводят с целью уничтожения во внешней среде возбудителей инфекционных заболеваний. Она бывает:

Профилактической – для предупреждения возникновения или распространения инфекционных заболеваний через места общественного пользования (столовые, бани, прачечные, парикмахерские, вокзалы и др.) путём их систематического обеззараживания.

Текущей – для обеззараживания выделений инфекционных больных, а также зараженных ими окружающих предметов.

Заключительной – после госпитализации, выздоровления или смерти инфекционного больного.

Методы дезинфекции делятся на физические, механические и химические . Из физических методов обеззараживания наибольшее применение имеют огонь, горячий воздух, кипящая вода, водяной насыщенный пар, ультрафиолетовые лучи. Химические дезинфицирующие вещества применяются в виде растворов и взвесей, а также в парообразном и газообразном состоянии. Чаще используются хлорная известь, хлорамин, лизол.

Дезинсекция – уничтожение насекомых. Используются механические, физические , химические и биологические методы . Истребление насекомых проводится с помощью различных ловушек, липкой бумаги, путем проглаживания одежды и белья горячим утюгом, обработки горячим воздухом и паром в дезинфекционных камерах. Применяют следующие химические вещества: гексахлоран, карбофос, хлорофос в виде растворов, эмульсий и аэрозолей, а также растительные инсектициды (пиретроиды - циперметрин, виртан) и бактериальные препараты (битоксибациллин, лепидоцид).

Дератизация – уничтожение грызунов. Применяются яды, используются различные орудия и способы отлова и уничтожения грызунов, а также заражение грызунов болезнетворными для них и безопасными для человека и домашних животных бактериями.

Профилактические мероприятия , связанные с повышением невосприимчивости людей к инфекционным заболеваниям, достигаются с помощью так называемого искусственного иммунитета, который создается путем введения (прививки) в организм здоровых людей вакцин и анатоксинов.

Карантин – это комплекс санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебных и административно-хозяйственных мероприятий, направленных на предупреждение распространения заболеваний как внутри очага, так и за его пределами. Карантин устанавливается при возникновении таких особо опасных инфекционных заболеваний, как чума, оспа, холера. При введении карантина достигается полная изоляция очага инфекционных заболеваний. Для этого организуется вооруженная охрана очага, прекращаются въезд и выезд людей, запрещается вывоз какого либо имущества без предварительной дезинфекции его, временно прекращается работа школ, клубов, кинотеатров и мелких предприятий бытового обслуживания, на основных дорогах, ведущих в очаг заражения, развертывают контрольно-пропускные пункты, обеспечивающие пропускной режим в зону карантина.

Особенно важно соблюдать личную гигиену лицам, оказывающим помощь пострадавшим – комплекс мероприятий, выполнение которых помогает человеку сохранить свое здоровье. Уход за кожей является одним из требований личной гигиены. Мыться следует не реже одного раза в неделю , а при работе в условиях воздействия радиоактивных, бактериальных и др. вредных веществ ежедневно по окончании работ . Руки мыть водой с мылом необходимо возможно чаще и обязательно после посещения уборной, выполнения каких-либо грязных работ и перед едой. К личной гигиене относится и уход за полостью рт а , за одеждой, обувью, снаряжением , поддержание чистоты в жилище, режим питания , а также физическая культура .

Одежда спасателя должна обладать высокими теплозащитными свойствами, быть хорошо проницаемой для воздуха, впитывать незначительное количество влаги, равномерно и быстро ее испарять, иметь небольшой вес и не стеснять движений, мало загрязняться и легко чиститься. Обувь должна быть по размеру и не сжимать стопу, ее необходимо своевременно очищать от грязи и пыли, просушивать.

При катастрофах и стихийных бедствиях, сопровождающихся загрязнением почвы, воды, продуктов питания фекалиями, нечистотами, навозом существует реальная опасность заражения острыми желудочно-кишечными заболеваниями. Для предупреждения таких заболеваний необходимо соблюдать правила питания , водоснабжения и размещения в полевых условиях. Необходимо создать условия для хранения продуктов питания , исключающие их загрязнение и заражение, а также порчу.

Потребность спасателя в питьевой воде составляет 2–2,5 л. в сутки, в условиях жаркого климата, а также при тяжелой физической работе 5–6 л. в сутки, а в условиях пустыни до 11 л.

Безопасность воды , безвредность ее химического состава обеспечиваются государственным стандартом качества питьевой воды и постоянным контролем над качеством воды специальными лабораториями. Для питья необходимо использовать воду только проверенную такими лабораториями, или обеззараженную воду. Воду обеззараживают кипячением или с помощью химических средств , например пантоцида . Используется одна таблетка пантоцида на один литр воды.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Почему некоторые заболевания получили название «особо опасные инфекции»?

а) передаются с питьевой водой; б) заканчиваются высокой смертностью; в) вызывают обширные кровоизлияния в кожу; г) имеют тяжёлую клиническую картину; д) выявляются при оказании первой медицинской помощи; е) обладают большой заразительностью.

2. Выберите три основные «звена» эпидемической цепи?

а) наличие специализированного возбудителя; б) наличие восприимчивых к болезни людей; в) наличие путей передачи заболевания; г) проводимый комплекс санитарно-гигиенических мероприятий; д) наличие источника инфекции.

3. Какие признаки характерны для чумы?

а) вздутие живота при бубонной чуме; б) боли в паху или под мышками при лёгочной форме чумы; в) кашель с выделением кровянистой мокроты при кишечной форме чумы; г) режущие боли в груди и сильная одышка при лёгочной форме чумы; д) покрасневшая кожа над лимфатическими узлами, отёчная подкожная жировая клетчатка при лёгочной форме.

4. Какую неотложную помощь следует оказать при высокой температуре тела у больного с чумой?

а) провести дезинфекцию; б) ввести раствор сульфокамфокаина; в) ввести антибиотики; г) дать выпить горячее молоко или боржоми; д) провести обтирание тела холодной водой, 70 0 спиртом, дать жаропонижающие средства.

5. Из приведенного списка выберите признаки, характерные для холеры.

а) Боли в паху или под мышками.б) Обильные, жидкие, окрашенные в жёлтый или зеленый цвет выделения из кишечника.в) Сыпь по всёму телу.

г) Сильная одышка, режущие боли в груди.

6. Какую основную помощь необходимо оказать больному при холере?

а) Дать таблетки от головной боли.б) Использовать жаропонижающие средства.в) Смазать кожу нейтральными жирами.г) Назначить строгий постельный режим.д) Возместить потери жидкости и назначить антибиотики.

7. Какие срочные меры профилактики распространения натуральной оспы необходимо предпринять?

а) Избегать сквозняков, переохлаждения, воздействия токсических веществ.б) Своевременно использовать противогрибковых препаратов.в) Провести высадку из транспорта, изоляцию больного и медицинский осмотр всех пассажиров. г) Провести дезинфекционные мероприятий.д) Наладить санитарное просвещение населения.е) Провести вакцинацию лиц, находившихся в контакте с больным.

8. Что отличает проявление натуральной оспы от других заболеваний?

а) Обширные кровоизлияния в кожу.б) Потрясающий озноб, высокая температура и головная боль.в) Ощущение сухости, царапания в зеве, глотке, трахее.г) Сыпь по всёму телу с 3-5-го дня заболевания.д) Жидкий стул.

9. Характерные признаки жёлтой лихорадки?

а) Образование красноватого или синеватого цвета пятнышко на месте проникновения через кожу бациллы по истечении инкубационного периода.

б) Кашель с пенистоймокротой, окрашенной кровью. в) Обильные, жидкие, окрашенные в жёлтый или зелёный цвет выделения из кишечника.

г) Неукротимая рвота.д) Высокая температура тела, общая слабость, сильная го­ловная боль, головокружение, боли в пояснице, ко­нечностях.

10. Какую неотложную помощь следует оказать при брюшном тифе?

а) положить холодный компресс на голову, провести обтирание тела холодной водой, 70 0 спиртом, дать принять жаропонижающие средства.

б) Назначить строгий постельный режим, обильное питье, левомицетин.

в) Провести санитарный конт­роль над учреждениями питания и торгово-продовольственной сетью, рынками.

г) Поставить горчичники на переднюю поверхность грудной клетки.

д) Сделать холодный компресс на голову, дать жаропонижающие средства.

11. Как помочь больному гриппом?

а) Обнажить больного, положить холодный компресс на голову, провести обтирание тела холодной водой и обдувание его вентилятором.

б) Положить на кожу повязку с тетрациклиновой мазью.

в) Ввести внутрь 5%-й раствор глюкозы, раствор Рингера, изотонический раствор хлорида натрия, отвар шиповника.

г) Дать больному хлорохин (делагил) и примахин по общепринятой стандартной схеме.

д) Обеспечить больному покой, постельный режим, питьё горячего молока и щелочного напитка.

12. Определить меры по предупреждению заболевания гриппом.

а) Ограничить посещение массовых зрелищных мероприятий, временно закрыть школы, детские садики и др. на время эпидемии.

б) Провести санитарную обработку больных и лиц, общавшихся с ним, провести дезинсекции и др. в) Регулярно проводить ветеринарно-санитарные мероприятия. г) Использовать механические, физические, химические и биологические методы дезинсекции. д) Постоянно употреблять для питья кипячёную воду.

13. Укажите характерные признаки дизентерии.

а) Покраснение лица, шеи и верхней части ту­ловища, конъюнктивит, одут­ловатость лица, отечность век, припухлость губ, ярко-красный язык.

б) Развитие картинытяжелой бронхопнев­монии, кашель и выделение пенистоймокроты, окрашенной кровью.

в) Обильная, полиморфная, сыпь на передней поверхности живота и груди, боковых отделах туловища, шеи, в поясничной области, на сгибательных поверхностях рук, внутренних и передних частях верхней трети бедер.

г) Дефекация до 10-15 раз в сутки, иногда чаще, стул теряет каловый характер и состоит из слизи или гноя с примесью крови, ложные позывы на дефекацию.

д) Очень бурное течение, нередко с обилием геморрагических проявлений на коже.

14. Какие меры профилактики дизентерии можно считать эффективными?

а) Своевременная диагностика заболевания у животных, изоляция и лечение их, обезвреживание трупов животных, контроль над содержанием скотомогильников и др.

б) Санитарная охрана источников во­доснабжения, очистка и хлорирование воды, соблюдение правил водопользования, спуска в общест­венные водоёмы бытовых и промышленных сточных вод.

в) Истребление переносчика.

г) Не допускать посадку на транспорт людей с симптомами болезни и лиц, со­прикасавшихся с больным.

д) Ограничить посещение населением массовых зрелищных мероприятий, закрытие школ, детских садиков и др. на время эпидемии.

15. Как лучше помочь больному малярией?

а) Обеспечить полную изоляцию очага заболевания путём введения карантина.

б) Ввести средства, устраняющие нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы.

в) Установить стро­гий внутренний санитарный режим в общежитиях, интернатах, летних лагерях и особенно в детских учреждениях с целью исключения быстрого распространения ин­фекции.

г) Тепло укутать больного при ознобе, дать горячий сладкий чай; после прекращения озноба и высокой температуре положить холодный компресс на голову, дать обильное питье, обеспечить покой.

д) Создать покой, постельный режим, дать горячее молоко либо горячее щелочное питье.

16. Выберите правильный вариант оказания неотложной помощи больным менингитом.

а) Начать вводить сыворотку, антибиотики, средства, устраняющие нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы. Срочная госпитализация в инфекционную больницу.

б) При высокой температуре следует обнажить больного, положить холодный компресс на голову, сделать обтирание тела холодной водой, внутрь дать жаропонижающие средства. Срочная госпитализация в больницу.

в) Срочно госпитализировать больного специальным автотранспортом в инфекционное отделение, автотранспорт дезинфицировать. При невозможности срочно госпитализировать больного лечение его начать под контролем врача в домашних условиях.

г) При ознобе больного тепло укутать, дать горячий сладкий чай; при высокой температуре положить холодный компресс на голову, дать обильное питье, обеспечивают покой.

17. Какая форма заболевания сибирской язвой чаще всего встречается? а) септическая, б) кожная, в) лёгочная, г) кишечная.

18. Какой основной путь проникновения возбудителя сибирской язвы в организм?

а) Через желудочно-кишечный тракт. б) Воздушно-капельным путём. в) Через кожный покров. г) С укусом комаров. д) Передаются мухами.

19. Выбрать ведущий признак проявления сыпного тифа.

а) жидкий и частый стул у больного; б) высокая температура тела; в) рвота и обезвоживание организма; г) сыпь на теле; д) общая слабость и головная боль.

20. Выбрать основные направления мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний.

а) дератизация; б) повышение невосприимчивости людей к инфекционным заболеваниям; в) дезинсекция и дезинфекция; г) обезвреживание источника инфекции; д) введение карантина; е) разрыв путей передачи инфекции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.П.Практика инфекциониста. «Вышэйшая школа», Мн. – 1994. – 495 с.

2. Большая медицинская энциклопедия. «Советская энциклопедия», М. Т.Т. 4, 8, 9, 16, 17, 21, 29, 30, 31, 34, 35 – 1963.

3. Елисеев О.М. Справочник по оказанию скорой и неотложной помощи. "Лейла", СПБ. – 1996. – 559 с.

4. Кузьмичёва А.Т., Шарлай И.В. Детские инфекционные болезни. «Медицина», М. – 1978. – 512 с.

5. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях / Учебное пособие для спасателей. Под ред. В.К. Агапова / Всесоюзный центр медицины катастроф. - «Защита», М. – 1995. – 603 с.

Разработал:

Пустовит В.Т.

Занятие 5. ДЕМЕРКУРИЗАЦИОННЫЕ РАБОТЫ

1. Цель работы. Изучить вредное воздействие на человека ртути и ее соединений. Научить студентов действиям по демеркуризации с соблюдением мер безопасности.

2. Порядок выполнения работы:

2.1. Изучить материал занятия.

2.2. Законспектировать ответы на следующие вопросы:

1. Основные свойства ртути и ее воздействие на организм человека

2. Источники ртутной интоксикации и порядок сбора пролитой ртути. Меры безопасности

3. Химическая демеркуризация и порядок ее проведения.

4. Меры первой медицинской помощи.

2.3. Выбрать свой вариант тестов по таблице вариантов. Номер варианта соответствует порядковому номеру фамилии студента в журнале учета занятий.

2.4. Представить преподавателю для контроля законспектированные ответы на поставленные выше вопросы. Быть готовым ответить на поставленные вопросы преподавателем.

2.5. Заполнить таблицу тестами своего варианта и ответами на них. Сдать преподавателю для контроля.

3. Материально-техническое обеспечение: проектор, рисунки и пленки, видеофильм.

Внимание!

В республике Беларусь ежегодно происходит до 200 разливов ртути, чаще в местах с массовым пребыванием людей и в быту.

Она очень опасна для здоровья. Изучи ее свойства, правила поведения, чтобы сохранить свою жизнь!

Общее количество ежегодно собранной ртути силами МЧС превышает 200 кг.

Если у Вас на работе обнаружено помещение, зараженное ртутью, звоните по телефону службы спасения "01" и вызывайте специалистов! Соблюдайте меры безопасности, которые изучите на этом занятии!

Если у Вас дома разбился ртутный термометр воспользуйтесь знаниями, полученными на занятии и проведите демеркуризацию сами!

1. Термины и определения

Абсорбция - поглощение вещества из газовой или жидкой среды всей массой другого вещества (абсорбента).

Адсорбция - поглощение вещества из газовой или жидкой среды поверхностным слоем твердого тела (адсорбента) или жидкости.

Амальгамы - металлические системы, одним из компанентов которых является ртуть. В зависимости от характера взаимодействия и соотношения компонентов, а также температуры амальгамы представляют: жидкие растворы, твердые растворы, кристаллические химические соединения, гетерогенные смеси химического соединения и растворов ртути.

Антидоты (противоядия) - химические соединения, способные обезвреживать попавшие в организм яды или отравляющие вещества.

Демеркуризаторы - вещества, которые вступают в химическое взаимодействие с металлической ртутью и (или) ее соединениями, в результате чего образуются устойчивые и малотоксичные продукты.

Демеркуризация - удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных. Демеркуризация является одним из этапов выполнения аварийно-восстановительных работ в чрезвычайных ситуациях, когда в результате выброса (разлива) металлической ртути происходит заражение помещений.

«Депо» сорбированной или скопившейся металлической ртути - место на зараженном объекте, являющееся источником вторичного загрязнения ее парами.

Десорбция - удаление из жидкостей или твердых тел веществ, поглощенных при адсорбции и абсорбции.

Критерии эффективности демеркуризации - снижение загрязненности аварийных объектов до допустимых норм.

Предельно-допустимая концентрация (ПДК) - концентрация, которая при ежедневном воздействии на человека в течение длительного времени не вызывает патологических изменений или заболеваний, обнаруживаемых современными методами диагностики.

Эффективность демеркуризации - степень снижения загрязненности поверхности и (или) зараженности воздуха и воды в результате обработки, включая механические способы сбора ртути и ее соединений.

2. Основные свойства ртути

Ртуть это блестящий, серебристо-белый, жидкий, тяжелый металл. Заметно испаряется при комнатной температуре, при повышении температуры скорость испарения сильно возрастает. Пары ртути тяжелее воздуха в 7 раз. Максимальная концентрация насыщенных паров в воздухе при температуре 20 0 С составляет 15,2 мг/м 3 . Растворяет золото, серебро, цинк, образуя твердые растворы амальгамы. Железо, кобальт, никель в ртути не растворяются. Ртуть активно реагирует с сероводородом, а полученный сульфид ртути – нерастворимое нетоксичное соединение, которое выводится из организма. На базе этого разработан антидот. Ртуть хорошо растворяется в азотной кислоте. В холодной и горячей воде ртуть практически не растворяется. Ртуть и ее пары хорошо сорбируются на всех без исключения конструкционных материалах.

Химическая формула Нg
Удельный вес 13546 кг/м 3

Температура плавления –38,87 0 С

Температура кипения +357,25 0 С

Степень токсичности 1

3. Воздействие ртути на организм человека

Основным путем поступления ртути в организм человека, приводящим к развитию острых и хронических отравлений, является ингаляционный. Соли ртути могут проникать и через кожные покровы. Пары ртути не обладают ни цветом, ни вкусом, ни запахом, не оказывают немедленного раздражающего действия на органы дыхания, зрения и кожные покровы. Острые отравления людей возможны при концентрации паров ртути в воздухе в пределах 0,13-0,80 мг/м 3 .

Пары и соединения ртути чрезвычайно ядовиты, накапливаются в организме, легко сорбируются легочной тканью, попадают в кровь, подвергаются ферментативному окислению до ионов, которые образуют соединения с молекулами белка, многочисленными ферментами, нарушают обмен веществ, поражают нервную систему, могут вызвать тяжелое отравление.

Ртуть имеет свойство накапливаться в организме. Поэтому при воздействии даже в концентрациях, незначительно превышающих ПДК, ее пары могут вызвать необратимые изменения.

Ртуть оказывает поражающее действие на центральную нервную и сердечно-сосудистые системы, желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), органы дыхания, печень, селезенку, почки. Поражающее действие проявляется через определенный промежуток времени (при остром отравлении - через 8–24 ч.).

Ртуть выделяется из организма через почки, кишечник, слюнные и потовые железы. Отравление возможно как от паров ртути, так и ее соединений. Из всех соединений ртути наиболее опаcна сулема НgCL 2. Предельно-допустимые концентрации металлической ртути приведены в таблице 1.

Симптомы поражения при концентрациях, выше допустимой : повышенная утомляемость, головокружение, общая слабость, эмоциональная неустойчивость, общая подавленность, ухудшение памяти и умственных способностей, покраснение и кровоточивость десен, повышенное выделение слюны, потливость, боли при глотании, бледность слизистых и кожных покровов, резкое падение веса тела.

Таблица 1

Предельно-допустимые уровни загрязнения металлической ртутью и ее парами

При более тяжелых формах хронического отравления наблюдается воспаление слизистой полости рта (часто гнойного характера), расстройства пищеварения. Больные жалуются на боли в животе и в области печени.

Поражение нервной системы выражается в виде дрожания кистей рук, переходящего затем на веки, губы, язык. Обычно оно прекращается ночью. Наблюдается ослабление мышечной силы, параличи, боли, особенно в суставах.

При острых отравлениях больной ощущает металлический привкус во рту, изменяется окраска полости рта.

Среди общих явлений отмечаются разбитость, острые головные боли, потеря аппетита, тошнота, рвота. Возможен шок, летальный исход наступает в течение 6-10 суток

4. Источники ртутной интоксикации

Ртуть широко применяется в электротехнике, электронике, приборостроении, металлургии, химии(термометры, барометры, реле, электрические звонки, лампы дневного света, кварцевые ртутные лампы), производстве хлора и щелочей, для получения металлов высокой чистоты, как катализатор в органической химии.

Непосредственные выбросы ртутных паров в атмосферу, как правило, не создают повышенных концентраций в открытой атмосфере. Время жизни паров ртути в атмосфере определяется в 3–5 суток, после чего она в виде органических соединений закрепляется на уровне земной поверхности.

Для населения в быту особую опасность представляют разбившиеся ртутные термометры. В помещении объемом до 60 м 3 всегда существует опасность ртутного отравления при разбитом термометре. Опасность ртути состоит в том, что она локализуется в щелях, трещинах и прочих дефектах полов, столов, шкафов, раковин, выделяя в воздушную атмосферу свои пары. В этом случае не пытайтесь проводить демеркуризацию сами, вызовите специалистов МЧС по телефону службы спасения "01".

5. Сбор пролитой ртути

Ртуть обладает высоким поверхностным натяжением, и как следствие, большой подвижностью, что затрудняет ее сбор механическими способами. При сметании ртути происходит ее дробление с образованием частиц, принимающих форму шара. Чем длительнее процесс сбора металлической ртути, тем больше она дробится на «шарики». С уменьшением размеров капель металлической ртути поверхность испарения увеличивается. Капли ртути при соприкосновении быстро объединяются в одну, стемясь занять объем с минимальной поверхностью.

Сбор ртути проводится от периферии загрязненного участка к его центру. Необходимым условием этого сбора является ограничение начальной площади загрязнения. Поиск скрытых источников ртутного заражения проводится только после тщательного сбора видимой ртути.

Недопустимо ограничиваться осмотром только видимых и доступных участков. Если помещение расположено на первом этаже здания, необходимо провести обследование подвальных помещений с целью механического сбора пролитой ртути и последующей обработки грунта демеркуризаторами.

Допускается сметать капли ртути мокрой волосяной кистью или щеткой в эмалированный совок, извлекать депонированную ртуть из углублений и щелей при помощи полосок алюминиевой фольги, очищенной цинковой жести или медной (латунной) проволоки.

Чтобы ртуть хорошо прилипала к медным изделиям, перед употреблением их промывают обезжиренным растворителем. После контакта с ртутью их обрабатывают в разбавленной азотной кислоте и промывают водой.

Медными кисточками ртуть можно собрать под слоем воды или других органических жидкостей.

Очень мелкие (пылевидные) капельки ртути (до 1мм) могут собираться влажной фильтрованной или газетной бумагой. Бумага размачивается в воде до значительной степени разрыхления, отжимается и в таком виде употребляется для протирки загрязненных поверхностей. Капельки ртути прилипают к бумаге и вместе с ней переносятся в герметичную емкость.

6. Химическая демеркуризация

Самая тщательная уборка не обеспечивает полного извлечения ртути с зараженных поверхностей, так как капли могут задержаться в неровности поверхности, попадать в трещины и щели покрытия. Ртуть может быть физически сорбирована поверхностью веществ и материалов. Поэтому вторым этапом проводимых работ является химическая демеркуризация, представляющая процесс воздействия на металлическую ртуть различными соединениями, которые снижают скорость испарения ртути путем перевода ее в оксиды и соли с меньшей упругостью паров, а также облегчают ее последующее удаление с зараженных поверхностей.

Химической обработке поверхности в обязательном порядке предшествуют:

· сбор видимой металлической ртути;

· удаление продуктов коррозии (ржавчины);

· снятие старых некондиционных антикоррозийных покрытий.

Физико-химические процессы, протекающие при взаимодействии ртути (ее соединений) с демеркуризаторами, заключается в эмульгировании ртути, превращения ртути (ее соединений) в малолетучие вещества.

К числу наиболее употребительных и положительно зарекомендовавших себя демеркуризаторов относятся:

· мыльно-содовый раствор (4% раствор мыла в 5% водном растворе соды);

· 20% водный раствор хлорида железа;

· 5–10% водный раствор полисульфида натрия или кальция;

· 20% водный раствор хлорной извести;

· 4–5% раствор моно- и дихлорамина;

· 5–10% водный раствор соляной кислоты;

· 10% водный раствор сульфата меди или иодида калия.

Демеркуризаторы применяются обычно из расчета 0,15–1,0 л на 1 м 2 площади.

Время обработки 1 м 2 загрязненной поверхности включает:

· нанесение демеркуризирующих растворов–10 минут;

· экспозиция демеркуризации – от 8 до 48 часов;

· смыв и влажная уборка – 15 минут.

Различают три степени загрязнения конструкций ртутью:

· 1 (незначительная интенсивность) – содержание ртути не превышает 0,0001 мг в 1 г материала конструкции;

· 2 (средняя интенсивность) – 0,001 мг/г;

· 3 (высокая интенсивность) – 0,01 мг/г и выше.

В зависимости от глубины проникновения ртути в различные материалы и конструкции эти материалы или удаляют из помещений или производят депонирование с применением ртутьнепроницаемых составов: грунтовок, шпатлевок, эмалей и лаков.

Способов и средств демеркуризации воды для питьевых целей нет. Разработана лишь технология обезвреживания сточных вод после демеркуризационных мероприятий.

Используется два основных способа очистки сточных вод от ртути и ее соединений, которые удовлетворяют санитарным требованиям. Один основан на осаждении ионов ртути ввиде практически нерастворимых сульфидов ртути, а второй - на использовании сильноосновных катионов (например, сульфоуголь), полностью поглощающих ионы ртути.

7. Порядок проведения демеркуризации

Þ проведение первичного обследования помещения, подлежащего демеркуризации;

Þ выявление источников, характера и объемов заражения;

Þ оценка объемов демеркуризационных работ;

Þ подготовка помещения к демеркуризации: вынос оборудования, с одновременным контролем на степень зараженности;

Þ механический сбор видимой металлической ртути, ликвидация потенциальных источников ртути;

Þ тщательная уборка помещений от пыли с интенсивным их проветриванием;

Þ применение химических демеркуризаторов и смывающих средств;

Þ интенсивное проветривание помещений, двухразовый контроль зараженности;

Þ при необходимости увлажнять удаляемый со стен, потолка и пола материал (штукатурку, подпольную засыпку и т.п.);

Þ складировать загрязненный ртутью мусор на водонепроницаемой подстилке (толь, рубероид) и своевременный (не позже 2-3 суток) вывоз его в места, отведенные для захоронения твердых отходов, закрепленным для этого транспортом. После этого транспорт подвергается химической демеркуризации.

8. Влажная уборка объекта

влажная уборка проводится на заключительном этапе ликвидации загрязнения объекта металлической ртутью после каждого этапа демеркуризации. Мытье поверхностей осуществляется нагретым до 70–80 0 С мыльно-содовым раствором с нормой расхода 0,5–1,0 л/м 2 . Раствор готовится растворением 4% мыла в 5% водном растворе кальцинированной соды. Вместо мыла допускается мспользование технических 0,3–1% водных растворов моющих бытовых стиральных порошков.

Уборка завершается тщательной обмывкой поверхностей водопроводной водой и протиранием их ветошью насухо.

9. Требования безопасности при проведении

демеркуризационных мероприятий

Запрещается:

v нахождение на зараженном ртутью объектов, не связанных с выполнением работ и не обеспеченных средствами индивидуальной защиты;

v принимать пищу, пить, курить, растегивать одежду и снимать средства индивидуальной защиты;

v выливать собранную ртуть в канализацию;

v хранить собранную ртуть, а также твердые и жидкие отходы нельзя хранить на объекте даже временно;

v все приспособления, посуда и инвентарь, используемые для сбора ртути и демеркуризации должны храниться на объекте до завершения работ в отдельных закрытых помещениях.

В качестве средств индивидуальной защиты использовать промышленные противогазы типа "Г", респираторы газо-пылезащитные - при демеркуризации относительно небольших количеств ртути на открытом воздухе, в подъездах жилых домов, в помещениях с открытыми окнами. Возможно применение и других респираторов.

После окончания работ люди должны:

· очистить одежду и обувь от пыли, резиновые сапоги обмыть водой (не снимая средств защиты);

· принять душ;

· прополоскать полость рта 0,025% раствором перманганата калия;

· почистить зубы.

10. Меры первой медицинской помощи

При обнаружении признаков поражения необходимо выполнить следующие действия:

· покинуть опаную зону;

· очистить одежду и обувь от пыли, резиновые сапоги обмыть водой.

До оказания врачебной помощи необходимо полоскать рот водным 5% раствором хлорида цинка.

Пострадавшему необходимо обеспечить чистый воздух, покой и согревание.

При раздражении верхних дыхательных путей требуется вдыхание распыленного 2–5% раствора тиосульфата натрия, соды или буры.

Глаза, нос и рот промываются 2% раствором соды.

Противоядием для ртути являются яичный белок и касторовое масло, которые необходимо применять внутрь. При отравлении солями ртути следует немедленно дать пострадавшему 3 сырых яйца в молоке (около 1 литра) и вызвать рвоту.

Если известно, что отравление произошло сулемой, то надо дать пострадавшему смесь состава: 1 г гипофосфита натрия, 5 мл 3% пероксида водорода и 10 мл воды. Указанное количество достаточно для детоксикации 0,1 яда, попавшего в желудок. Дополнительно дается аскорбиновая кислота. Смертельная доза сулемы составляет 0,1-0,5 г.

При острых отравлениях ртутью и ее соединениями подкожно или внутримышечно вводится «УНИТИОЛ» (в течение 6–7 суток) и дается антидот «Меtalloram», содержащий сероводород. Предварительно необходимо выпить 200–300 мл воды. 100 мл антидота достаточно для обезвреживания в желудке 4 г сулемы.

При тяжелых острых отравлениях пострадавшему вводится в желудок через зонд разведенная в 300 мл воды одна ложка уксусной эссенции, а затем - 100 мл антидота. Вместо уксусной эссенции можно использовать 1,5 г лимонной кислоты или 2 г виннокаменной соли. Через 10 минут желудок промывают слегка подкисленной водой до появления "чистой" воды (до нейтральной среды). Воду подкислять можно тем же противоядием. После этой процедуры вводится слабительное (растительного происхождения, синтетические средства или солевые растворы).

При отсутствии антидота следует немедленно и неоднократно обильно промыть желудок водой с 20–30 г активированного угля или белковой водой, затем дать молоко (около 1 л), взбитый с водой яичный белок и, наконец, слабительное. Необходимо полоскать рот водным раствором бертолетовой соли или 5% раствором хлорида цинка. Пострадавшему необходим полный покой.

11. Хранение ртути

Хранение ртути, используемой в промышленных целях, производится в стальных баллонах, в количестве не более 35 кг в каждом, а также в толстостенных керамических или стеклянных баллонах емкостью 500 мл с металлической гофрированной пробкой с прокладкой из пластмассы. В каждый баллон заливается 5 кг ртути.

В лабораторных условиях ртуть хранится в толстостенной стеклянной посуде с притертыми пробками на вакуумной смазке. Однако основным способом хранения является хранение в запаянных стеклянных ампулах по 30–40 мл в каждой, которые, в свою очередь, помещаются в сварные стальные коробки.

Не разрешается хранить ртуть в тонкостенной посуде, а также в любой открытой посуде.

12. Тесты для контроля знаний

1. Допускается ли перевозить ртуть и ртутьсодержащие вещества в стальной таре?

Ответы: А) допускается. Б) не допускается.

2. Что такое абсорбция?

А) Поглощение вещества из газовой или жидкой среды поверхностным слоем твердого тела или жидкости.

Б) Поглощение вещества из газовой или жидкой среды всей массой другого вещества.

В) поглощение вещества из газовой или жидкой среды твердым телом.

3. К какому классу опасности среди высокотоксичных веществ относятся ртуть?

Ответы: 1,2, 3,4

4. В каком максимальном объеме помещения разбитый ртутный медицинский термометр может создать опасные для здоровья концентрации?

Ответы: 20 м 3 , 30 м 3 , 50 м 3 , 60 м 3 , 100 м 3 .

5. В какой кислоте ртуть хорошо растворима?

Ответы: А) разбавленная серная кислота. Б) разбавленная соляная кислота. В) разбавленная азотная кислота. Г) разбавленная фосфорная кислота.

6. При каких концентрациях паров ртути в воздухе возможны острые отравления людей?

Ответы: а) 0,05–0,93 мг/м 3 ; б) 0,13–0,80 мг/м 3 ; в) 0,10–0,55 мг/м 3 ; г) 0,28–0,45 мг/м 3 .

7. Можно ли отнести ртуть к кумулятивным ядам?

Ответы: а) да. б) нет.

8. Через какое время проявляется поражающее действие ртути?

Ответы: а) через 5–10 часов; через 8–24 часа; через 2–5 часов.

9. Назвать основной путь поступления металлической ртути в организм человека.

Ответы: а) через органы дыхания; б) через органы пищеварения; в) через кожные покровы; г) через слизистые оболочки.

10.Можно ли хоронить вещества, загрязненные ртутью?

Ответы: а) на городских свалках; б) в местах захоронения твердых отходов; в) выбрасывать в водоемы; г) выливать в канализацию.

Ответы: а) 0,2–0,3 л/м 2 ; б) 0,3–0,5 л/м 2 ; в) 0,5–1 л/м 2 ; г)1,0–1,5 л/м 2 .

Ответы: а) раствор хлорида кальция; б) раствор хлорида цинка; в) раствор хлорида железа; г) раствор сульфида натрия.

Ответы: а) раствор хлорида кальция; б) раствор перманганата калия; в) раствор хлорида железа; г) раствор иодида калия.

14. Во сколько раз пары ртути тяжелее воздуха?

Ответы: а) в 5 раз; б) в 7 раз; в) в 10 раз; г) в 2 раза.

15. Взаимодействует ли ртуть с сероводородом?

Ответы: а) да; б) нет.

16. Способна ли ртуть сорбироваться на конструкционных материалах?

Ответы: а) да; б) нет.

17. Какой натуральный продукт является противоядием для ртути?

Ответы: а) молоко; б) кофе; в) яичный белок; г) апельсиновый сок; д) крепкий чай.

18. Какие количества сулемы способны вызвать летальный исход?

Ответы: а) 0,05–0,09 г; б) 0,1–0,5 г; в) 0,01–0,04 г; г)0,001–0,009 г.

19. Какие вещества называют амальгамами?

Ответы: а) содержащие ртуть; б) вещества, используемые для химической демеркуризации;

20. Через какие органы выделяется ртуть из организма?

Ответы: а) через почки; б) через органы дыхания; в) через печень.

21. При каких значениях концентраций (среднесуточная) паров ртути в помещении существует опасность для человека?

Ответы: а) 0,00001–0,00007 мг/м 3 ; б) 0,0001–0,0002 мг/м 3 ; в) 0,0003–0,0005 мг/м 3 .

22. Где применяется ртуть?

Ответы: а) в электронике; б) металлургии; в) в производстве сахара; г) при переработке молока; д) в производстве хлора.

23. При каких значениях концентраций (среднесуточная) паров ртути в населенном пункте существует опасность для человека?

Ответы: а) 0,007–0,009 мг/м 3 ; б) 0,0001–0,0002 мг/м 3 ; в) 0,0003–0,0005 мг/м 3 .

24. Признаки острого отравления ртутью?

Ответы: а) боли в коленках; б) сильный кашель; в) сонливость; г) нет реакции на болевые раздражители; д) шок.

25. Время, отводимое на влажную уборку для обработки 1 м 2 поверхности после демеркуризации?

Ответы: а) 5 минут; б) 7 минут; в) 15 минут; г) 20 минут; д) 30 минут.

26. Какая должна быть экспозиция демеркуризации 1 м 2 загрязненной ртутью поверхности?

Ответы: а) 1 час; б) 3 часа; в) 5 часов; г) 35 часов; д) 3 суток.

27. Когда необходимо проветривать помещение, загрязненное ртутью?

Ответы: а) до демеркуризации; б) после демеркуризации; в) в процессе демеркуризации; г)постоянно на всех этапах.

28. В каких баллонах можно хранить ртуть?

Ответы: а) в стекляных; б) в медных; в) в стальных; г) из пластмассы.

Варианты заданий контрольных тестов

Номер варианта Номера вопросов Примечание
3, 4, 21, 13, 28
1,5,10,17,22
2,6, 14, 22, 15
7, 11, 23,27, 3
8,12,19,22, 25
9,5,10,16,22
2, 4, 22, 13, 28
7, 13, 23,27, 4
6,12,19,20, 24
2,6, 14, 22, 15
5, 13, 23,27, 9
7, 13, 10,27, 12
2,12,19,21, 25
1,3,10,16,22
3, 13, 20,26, 4
26, 11, 23,25, 3
3,12,19,4, 25
2,6, 13, 22, 15
1,5,14,17,2
1,12,19,20, 25
6,12,1,22, 27
11, 23,27, 3,7
2,12,1,21, 24
7, 11, 4,27, 3
9, 11, 23,25, 3
8, 13, 23,26, 4
1,3,10,16,21
1,12,19,20, 28
7, 13, 23,27, 4
8,12,19,4, 15

Литература

1. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2003

2. Астапов В.П., Барингольц Б.С., Тищенко В.Г., Шишканов М.М., Врублевский В.В. Демеркуризационные работы: Учебное пособие: - Мн.:, 2001.

3. Виноградов А.В., Шашовец В.В. . Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.- М.: Военные знания, 1996.

Занятие 6. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»

(компьютерный вариант оценки знаний)

1. Основная цель работы : закрепить теоретические сведения и научиться оказывать первую медицинскую (неквалифицированная) помощь немедицинского работника пострадавшим при техногенных ЧС.

2. Порядок выполнения работы :

2.2 Изучить материал медицинского справочника.

2.3. Перейти к работе с пунктом меню <Типовые ситуации>.

2.4. При затруднениях с выбором варианта ответа рекомендуется пользоваться медицинским справочником из пункта меню <СПРАВОЧНИК>.

2.5. Ответить на контрольным вопросам, ответив на цепочку вопросов, по результатам статистики можно определить качество усвоения материала.

Гигиена физической культуры и спорта. Учебник Коллектив авторов

5.2. Мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний и борьбе с ними

Профилактика инфекционных заболеваний включает в себя комплекс мероприятий, среди которых наиболее важными являются: 1) государственные мероприятия для устранения причин и распространения инфекционных заболеваний; 2) мероприятия, связанные с повышением уровня санитарной культуры населения.

Государственные мероприятия предусматривают постоянное улучшение условий труда и быта населения, строительство различных сооружений с учетом санитарных и противоэпидемических требований. Все это, а также широкое жилищное строительство и благоустройство городов и сел, сооружение водопроводов и канализации ведет к резкому снижению инфекционных заболеваний. Медицинские мероприятия проводятся комплексно. Одно из важнейших профилактических мероприятий – выявление и обезвреживание источников инфекций. Зараженного человека (больного, носителя) как источника инфекции изолируют от людей, госпитализируют и подвергают лечению. Зараженные животные, как правило, уничтожаются.

Мероприятия, направленные на разрыв путей передачи инфекции, тесно связаны с благоустройством жилищ, удалением и обезвреживанием нечистот, правильным водоснабжением. Все они проводятся медицинскими работниками постоянно и включают в себя систематический санитарно-гигиенический контроль за водоснабжением, канализацией, очисткой населенных мест, работой объектов общественного питания и др. Для устранения путей передачи инфекции широко используется дезинфекция, дезинсекция и дератизация, которые осуществляются с помощью различных химических, физических и других средств. Дезинфекция направлена на уничтожение патогенных микробов в окружающей среде. Дезинсекция проводится для уничтожения насекомых, которые могут передавать инфекцию. Дератизация осуществляется с целью истребления грызунов, опасных в эпидемическом отношении. Важное значение для эффективного разрыва путей передачи инфекции имеет активное участие в этом деле населения, выполнение специальных мероприятий, соблюдение правил личной гигиены и др.

Специфическую невосприимчивость населения к инфекционным заболеваниям можно повысить путем проведения прививок (вакцинации), которые выполняются в плановом порядке и по эпидемическим показателям.

Повышение уровня санитарной культуры населения осуществляется путем широкого использования различных средств массовой информации: бесед, лекций, печати, радио, телевидения и др. Тренеры, преподаватели физического воспитания и спортсмены должны хорошо знать причины и особенности распространения инфекционных заболеваний и умело применять меры профилактики и борьбы с ними в различных условиях. Особое внимание следует уделять личной гигиене, соблюдению надлежащих санитарно-гигиенических условий труда и быта, проведению тренировочных занятий.

Во время пребывания спортсменов на учебно-тренировочных сборах, соревнованиях, в спортивно-оздоровительных лагерях необходимо принимать соответствующие меры по предупреждению инфекционных заболеваний. Следует всегда своевременно проводить вакцинацию спортсменов в соответствии с указаниями медицинских работников. В случае возникновения инфекционных заболеваний среди спортсменов необходимо срочно сообщить об этом в медицинское учреждение и изолировать больных. После этого по указаниям медицинских работников следует выполнить ряд мер в отношении лиц, соприкасавшихся с больными, провести необходимую дезинфекцию.

Вопросы для самоконтроля

1. Инфекционные заболевания, определение, классификация по широте охвата населения.

2. Каковы основные источники инфекции, механизм передачи инфекции?

3. Понятие об иммунитете, виды иммунитета.

4. Мероприятия по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями в практике физкультурной и спортивной работы.

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

Глава 6. Модель пространственно-смысловой деятельности в спортивной борьбе и этапы многолетней технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе По вопросам моделирования в спорте ведущее место занимают работы Б.М. Шустина (1975; 1979; 1995).Так, например, в его работе от 1979

Из книги Физическое воспитание детей младшего школьного возраста автора Виленская Татьяна Евгеньевна

Часть пятая. Организационно-методические мероприятия в греко-римской

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

Приложение 7 Сроки допуска к занятиям детей и подростков после острых инфекционных заболеваний и

Из книги Азбука подводной охоты [Для начинающих... и не очень] автора Лагутин Андрей

9.3. Модель пространственно-смысловой деятельности в спортивной борьбе и этапы многолетней технико-тактической подготовки в борьбе дзюдо Во всех странах, культивирующих дзюдо, производится оценка технического мастерства не так, как в бывшем СССР и в настоящей России (по

Из книги Бридж – моя игра автора Горен Чарльз Генри

Утопления и как с ними бороться Следует констатировать неутешительный факт: большинство критически ситуаций под водой заканчиваются утоплениями. Регулярно бывая на водоемах, подводный охотник может встретиться с такой ситуацией - как, впрочем, и любой другой человек,

Из книги С самого начала (путь тренера) автора

Странные расклады и что с ними делать? Одной из типичных причин, мешающих игроку поставить корректную контру, является неумение проанализировать свою руку с точки зрения защитных ценностей. И вовсе не потому, что нет соответствующих методов – они есть и разработаны не

Из книги Программа по пауэрлифтингу автора Головихин Евгений Васильевич

Параграф 25. Совместные семейные спортивные мероприятия Хочу вам предложить на рассмотрение наш опыт работы с семьями. Юных спортсменов на тренировку приводят родственники. Самое удобное время для занятий после 17.30. Родители заканчивают работу, забирают детей из садиков

Из книги Легкая атлетика. Этап спортивно-оздоровительной группы (СОГ). Возраст занимающихся 6–17 лет автора Головихин Евгений Васильевич

Восстановительные мероприятия В нашей стране разработана система восстановительных мероприятий при тренировках с высокими нагрузками для спортсменов высокой квалификации. Отдельные положения этой системы могут быть использованы при организации восстановительных

Из книги Библия триатлета автора Фрил Джо

Восстановительные мероприятия Неотъемлемой составной частью каждого плана тренировки должно быть использование средств восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические, психологические,

Из книги Жизнь в дикой природе [Инструкция по выживанию] автора Гриллс Беар

Причины усталости и борьба с ними Термин «физическая подготовка» достаточно расплывчат. Что такое быть «подготовленным»? Истина состоит в том, что понятие «физической формы» означает совершенно разные вещи для различных людей, и лучше всего его описывать с точки зрения

Из книги Тайцзи-цюань Стиль Чэнь ПУШЕЧНЫЕ УДАРЫ автора Люсинь Гу

Глава 2 ПОХОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Применение инструментов в походе и уход за ними Если вы отправились в длительный поход, вам не обойтись без хорошего ножа или даже нескольких ножей. Они понадобятся во многих случаях: при заготовке дров для костра, при расчистке дороги сквозь

Из книги Восточный путь самоомоложения. Все лучшие техники и методики автора Серикова Галина Алексеевна

Глава 3. Особенности пушечных ударов и связанные с ними вопросы 1. Особенности пушечных ударовРассматриваемые здесь особенности «пушечных ударов» (паочуй) сопоставляются с первым комплексом. Ядром служит усилие-цзинь наматывания нити, правящей силой – внутреннее

Из книги Месси. Гений футбола автора Балаге Гильем

Из книги Гигиена физической культуры и спорта. Учебник автора Коллектив авторов

Из книги автора

Из книги автора

Глава 5. Биологические факторы внешней среды и профилактика инфекционных заболеваний у занимающихся физической культурой 5.1. Инфекционные заболевания и их распространение К биологическим факторам внешней среды относятся болезнетворные (патогенные) микробы, грибки,

С целью охраны здоровья подростков проводится их регулярное диспансерное наблюдение. Обязательно контролируют параметры рост/вес для раннего выявления возможного наличия избыточной массы тела.

Особое внимание в подростковом возрасте уделяют вопросам профилактики нежелательной беременности, планирования семьи и профилактики ИППП. Данные мероприятия проводятся как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.

В подростковом возрасте формируются основные привычки человека. Поэтому важно уделять особое внимание профилактике употребления табака, алкоголя и психоактивных веществ.

Подростки склонны отвергать информацию, сообщаемую взрослыми. Кроме того, они зачастую не в состоянии оценить свой потенциал здоровья и тот риск для него, который может быть связан с вредной привычкой.

Поэтому во многих странах эффективно реализуются программы укрепления здоровья подростков по принципу «равный – равному». При этом в начале проводится обучение ограниченной группы подростков (волонтеров), которые затем начинают сообщать полученные сведения своим сверстникам.

При реализации программ, основанных на принципе «равный – равному» очень важно проводить контроль за работой волонтеров. В целом реализация подобных программ невозможна только усилиями медицинских работников, к ним необходимо привлечение психологов, социальных работников и других заинтересованных лиц.

В подростковом возрасте возрастает вероятность спортивных травм. Для их профилактики необходим контроль состояния здоровья подростков перед началом занятий спортом, а также проведение занятий с опытным тренером.

Все подростки, пострадавшие от травм или насилия, должны пройти консультацию для оценки необходимости поддерживающей психологической помощи.

Подростковый период связан с дополнительными стрессорными воздействиями. Часто для их решения подростки выбирают неоптимальные пути, например, употребление психоактивных веществ. Другой выход, который находят подростки, - участие в молодежных андерграундных движениях (панки, готы и др.). Подростки легко поддаются влиянию сект.

Существуют методы развития личностных ресурсов в подростковом возрасте. Они включают в себя: психологические упражнения, психо-социальную поддержку и т.д. Ограниченные исследования позволяют предположить эффективность подобных программ для профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Неразрешенные личные проблемы, раздражительность или депрессия в подростковом возрасте часто приводят к попыткам самоубийства. В 2000 г в мире 90.000 подростков простились с жизнью в результате самоубийства.

Существуют различные методы выявления подростков с повышенным риском самоубийства. Однако ни один из них не подтвердил свою эффективность в эпидемиологических исследованиях. Точно также нет заведомо эффективных методов профилактики самоубийств.

Другой психологической проблемой подросткового возраста, особенно распространенной среди девушек, является анорексия. Считается, что психосоциальная поддержка девушек способна предотвратить развитие анорексии.

Дети и подростки, имеющие хронические заболевания или отклонения в физическом развитии не должны изолироваться от сверстников, если это только не вызвано прямыми медицинскими показаниями. Оптимальным считается совместное обучение детей с физическими недостатками со здоровыми сверстниками. При изоляции детей с физическими недостатками у них также начинает наблюдаться отставание в психологическом развитии. С другой стороны, следует добиваться, чтобы здоровые дети не относились пренебрежительно к своим сверстникам, имеющим те или иные недостатки.

^

2.2. Профилактические мероприятия для лиц среднего возраста 11


В среднем возрасте основное бремя хронических неинфекционных заболеваний реализовано за счет предотвращаемых заболеваний четырех групп:


  1. Сердечно-сосудистые заболевания.

  2. Онкологические заболевания.

  3. Бронхо-легочные заболевания.

  4. Сахарный диабет II типа.
Эти заболевания имеют четыре основные фактора риска, связанные с поведением:

  1. Курение.

  2. Нерациональное питание.

  3. Гиподинамия.

  4. Злоупотребление алкоголем.
Данные факторы риска приводят к четырем основным биологическим маркерам, характеризующим повышенный риск развития хронических неинфекционных заболеваний:

  1. Избыточная масса тела.

  2. Артериальная гипертензия.

  3. Нарушения липидного обмена.

  4. Нарушения углеводного обмена.
Воздействия на перечисленные факторы риска может привести к снижению бремени хронических неинфекционных заболеваний (рис. 6). При этом для профилактики воздействия основных факторов риска проводятся индивидуальные и групповые мероприятия.

Рис. 6. Схема программ укрепления здоровья для лиц среднего возраста

Биологические факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний могут быть явлены медицинским работником среднего звена. Профилактическое воздействие на эти факторы риска проводится индивидуально. Если профилактика включает в себя лечение, то оно назначается врачом.

Важную роль в профилактике хронических неинфекционных заболеваний у лиц среднего возрасте отводят в выработке личных навыков у людей. Они должны включать в себя:


  • оптимизацию рациона питания и физической активности;

  • отказ или ограничение курения и употребления алкоголя.
Профилактические мероприятия проводятся путем просвещения и обучения. Целью подобных программ является изменение поведения индивидуума.

^

2.3. Профилактические мероприятия для лиц пожилого возраста


Согласно международной классификации, пожилыми считаются люди старше 75 лет. В развитых странах отмечается постоянных рост числа лиц пожилого возраста. Согласно рекомендациям ВОЗ, основными направлениями профилактических мероприятий для лиц пожилого возраста являются 12:


  • профилактика и сокращение бремени, связанного с инвалидностью, хроническими болезнями и преждевременной смертностью;

  • сокращение факторов риска хронических неинфекционных заболеваний;

  • обеспечение непрерывной помощи людям с хроническими заболеваниями или инвалидностью;

  • обеспечение безопасности и достоинства стареющих людей;

  • обучение лиц, осуществляющих уход за пожилыми.
Основной проблемой для лиц пожилого возраста является инвалидность, приводящая к полной или частичной потери возможности ухаживать за собой самостоятельно. Доказанными факторами риска развития инвалидности являются 13:

  • депрессия;

  • курение;

  • низкая частота социальных контактов, социальная изоляция;

  • гиподинамия;

  • ограничение функции нижних конечностей;

  • деменция;

  • повышение или снижение ИМТ;

  • ухудшение зрения;

  • низкая самооценка качества жизни.
Также в развитии инвалидности существенную роль могут играть 14:

  • артериальная гипертензия;

  • нарушения липидного обмена;

  • остеопороз;

  • сахарный диабет II типа;

  • злоупотребление алкоголем и лекарственными средствами.
Проводились многочисленные исследования эффективности профилактических мероприятий в отношении замедления или предотвращения развития инвалидности у пожилых. Показано, что одних усилий медицинских работников недостаточно. Для профилактики инвалидности необходимо участие социальных работников, психологов.

Основной причиной инвалидности лиц пожилого возраста считается болезнь. Обычно лица старше 70 лет имеют 2-3 хронических заболевания. 90% лиц в возрасте 75 лет и старше имеют хотя бы один клинический диагноз. Показано, что проведение скрининговых обследований в возрасте 60-75 лет способно снизить бремя болезней у пожилых.

Депрессия является наиболее распространенным заболеванием в пожилом возрасте. Частота встречаемости депрессии в данной возрастной группе может достигать 16%, причем с увеличением возраста частота встречаемости депрессии возрастает 15 . До настоящего времени не разработаны эффективные меры профилактики депрессии у пожилых.

Сохранение физической активности играет существенную роль в профилактике инвалидизации лиц пожилого возраста. Даже незначительная физическая активность позволяет замедлять развитие инвалидности. Кроме того, физическая активность способствует замедлению прогрессирования хронических заболеваний.

По данным экспертов ВОЗ, для профилактики гиподинамии у пожилых наиболее эффективен способ индивидуального приглашения (например, по телефону) для участия в регулярных групповых занятиях физической культурой.

^

4.4. Вторичная профилактика для пациентов с хроническими заболеваниями. Школа пациента 16


Одним из методов вторичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний является организация школы пациента. В настоящее время доказана эффективность подобных школ при сахарном диабете II типа, артериальной гипертензии, нарушениях липидного обмена и некоторых других заболеваниях.

Обучение пациента проводится в условиях стационара, поликлиники, диспансера и др. лечебно-профилактических учреждений. Оно позволяет увеличить ответственность индивидуума за состояние собственного здоровья. Об успешной работе школы пациента может свидетельствовать:


  • замедление прогрессирования заболевания;

  • уменьшение числа обострений или их тяжести.
Школа пациента предполагает сообщение следующих сведений:

  • причина развития заболевания;

  • методы восстановления здоровья;

  • преодоление психологических проблем, связанных с болезнью;

  • причины развития обострений и прогрессирования заболевания;

  • правила самоконтроля при заболевании;

  • ограничения по диете;

  • рекомендации по физической активности;

  • рекомендации по гигиеническим мероприятиям;

  • рекомендации по приему лекарственных средств и периодичности консультации медицинскими специалистами;

  • профилактика осложнений.
Школа пациента предполагает наличие нескольких занятий, на каждом из которых рассматриваются перечисленные проблемы. Обучение может проводиться:

  • ежедневно, чаще данная схема реализуется в условиях стационара;

  • еженедельно, чаще данная схема реализуется в амбулаторных условиях.
Метод изложения материала – лекция-беседа. Обязательны иллюстрации в виде плакатов, слайдов, мультимедийных презентаций, фильмов. Хорошо, если пациенты получают брошюры, содержащие основные материалы.

Для повышения эффективности обучения пациентов необходимо их активно привлекать к дискуссии. Занятия проводятся в группе из 12-15 человек. Продолжительность занятия – не более 60 мин.

Основные профилактические мероприятия по предупреждению травматизма в процессе занятий физическими упражнениями заключаются в соответствии гигиеническим нормам и требованиям места проведения занятий, одежды, используемого инвентаря, а также контроле за физической нагрузкой.

Помещение, где проводятся занятия физическими упражнениями, должно быть проветренным и чистым. Температура воздуха в помещении не должна превышать +20° С. Выполнять упражнения лучше всего при открытой форточке или окне, избегая сквозняка Оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями зависит от санитарного состояния раздевалок, спортивного зала, душевых. Пребывание в пыльной, душной раздевалке снижает эффект тренировки. Одежда для занятий должна быть достаточно свободной, удобной, лёгкой и не затруднять дыхания. После занятий необходимо сменить всё нательное бельё. Спортивную одежду нужно надевать только на тренировки и соревнования, а не носить её постоянно. Для сохранения гигиенических свойств её нужно регулярно сушить, проветривать и стирать. Одежда из синтетических материалов рекомендуется только для защиты от дождя и ветра.

Обувь для занятий должна быть прочной, лёгкой и не тесной. Спортивная обувь и носки должны быть сухими и чистыми. В мокрой обуви можно получить потёртости, а при низкой температуре воздуха и отморожения.

Все спортивные оборудование, установленные в закрытых или открытых местах занятий, должны быть закреплены и находиться в исправности. Гриф перекладины перед выполнением упражнений и после их окончания протирается тряпкой и зачищается шкуркой. При выдвижении ноги «козла», «коня» (гимнастических снарядов) прочно закрепляются в заданном положении. Гимнастические маты укладываются вплотную вокруг гимнастического снаряда, обеспечивая плоскость соскока или предполагаемого срыва и падения.

Вес снарядов для выполнения упражнений и метания должен соответствовать возрасту и физической подготовленности учащихся. В целях предупреждения травматизма занятия должны проводиться регулярно, с постоянным увеличением физической нагрузки. Каждое занятие и выступление на соревнованиях следует начинать с разминки. Разминка, как говорят спортсмены, «разогревает» организм и тем самым готовит его к выполнению более сложных упражнений. В основе разминки лежит определённая физиологическая закономерность: организм человека не может сразу перейти от покоя к напряжённой работе. Период постепенного усиления деятельности систем и органов получил название врабатываемости. Именно в процессе разминки происходит врабатываемость организма, чем и обеспечивается предупреждение травматизма.



Профилактические методы для предупреждения развития плоскостопия (общеразвивающие, корригирующие и специальные упражнения)

Первые признаки плоскостопия - утомляемость ног, ноющие боли в стопе (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии), мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может появиться отёк стопы. Для предупреждения развития плоскостопия необходимо соблюдать профилактические меры:

Не носить тесную обувь, а также обувь на высоком каблуке или плоской подошве. Высота каблука должна быть не более 4 см;

Пользоваться супинаторами для уменьшения деформации свода стопы, систематически выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы свода стопы и голени;

Выполнять упражнения для нижних конечностей (приседания, ходьба, бег, упражнения для укрепления мышц свода стопы) и дополнительно - ходить босиком по скошенной траве, галечнику.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия

1. Удерживая мяч между ногами, идти, стараясь не уронить его.

2. Сидя на полу, упереться в пол руками и как можно выше поднять мяч стопами ног.

3. Заложив руки за голову, пройти боком по палке, лежащей на полу.

4. Поднять пальцами ног с пола ткань размером с носовой платок.

5. Стопой вращать мяч на полу.

6. Сидя на стуле, брать пальцами ног разбросанные на полу различные предметы (игрушки, карандаши, ластик и т. д.) и складывать их в одно обозначенное место.

7. Ходьба вниз по наклонной плоскости.

8. Ходьба попеременно на носках и пятках.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: