Во сколько садятся мальчики сами. Можно ли заставлять ребенка садиться

Физиологическая готовность сидеть самостоятельно наступает у малышей в возрасте около шести месяцев. Но каждый ребенок индивидуален, поэтому со скольки месяцев сажают девочек - зависит и от конкретного ребенка. Одна девочка может научиться сидеть самостоятельно уже в пять месяцев, а другая - только в семь-восемь.

Ребенок начинает садиться самостоятельно, когда к этому готовы его костная и мышечная система. Раннее высаживание - это слишком большая нагрузка на позвоночник ребенка, которая может привести к деформации костей. Поэтому спешить с высаживаниями и торопить малыша не стоит, вне зависимости от его пола.

Во сколько можно сажать девочек?

В случае с ранним высаживанием девочек нагрузке подвергается не только позвоночник, но и мочеполовая система - это одна из причин, почему девочек нельзя рано сажать. Из-за раннего высаживания у девочек в будущем могут возникнуть патологии внутренних органов, например загиб шейки матки, поэтому с сидением на коленях у родителей или в стульчике девочкам лучше повременить.Сажать девочку можно, когда она сама, без помощи рук, сможет оторвать корпус от горизонтальной поверхности и сесть.

Почему нельзя сажать девочек, мы уже рассмотрели, а вот что делать, если девочка пытается садиться раньше утвержденных педиатрами сроков, например уже в четыре месяца? Задача родителей в этом случае - не помогать девочке, выкладывать ее в стороне от бортиков кроватки или коляски, лишая возможности ухватиться за них и присесть. Не рекомендуется также подкладывать под спину девочки что-либо, удерживающее ее в сидячем положении.

Но если уж малышка даже при таких условиях научится садиться сама, без помощи бортиков кроватки или рук родителей, ранее шестимесячного возраста, во сколько сажают девочек обычно, препятствовать ребенку уже не стоит.

Когда начинают сажать девочек в ходунки или прыгунки?

Поскольку дети в возрасте четырех-шести месяцев уже достаточно активны и не хотят лежать на месте, родители пытаются обеспечить им двигательную активность, покупая прыгункиили ходунки. На многих подобных приспособлениях написано, что использовать их можно с трех месяцев, но ортопеды и педиатры не рекомендуют рано сажать детей в прыгунки или ходунки. Девочке лучше вообще не пользоваться этими приспособлениями, пока она не научится сидеть самостоятельно.

Но даже если малышка уже умеет сидеть, надолго помещать ее в ходунки или прыгунки не рекомендуется - ходить она быстрее не научится, а вот неоправданные нагрузки на позвоночник и риск получить травму возрастут. Ортопеды рекомендуют пользоваться ходунками или прыгунками не более 15 минут в день.

Как правильно сажать девочек?

Когда в возрасте пяти-шести месяцев ребенку становится скучно просто лежать в кроватке, он плачет и пытается поменять позу. Если ваша малышка еще не умеет сидеть самостоятельно, можно положить ее в шезлонг или специальные детские качели. Некоторые мамы вместо шезлонга используют дома автокресло. В шезлонге или автокресле группы 0+ девочка находится в полулежачем положении - это безопасно для позвоночника и не мешает нормальному развитию органов малого таза. При этом приподнятое положение корпуса не дает ребенку скучать, осматривая все вокруг или наблюдая за мамой, занимающейся домашними делами. Если вам кажется, что ребенок слишком глубоко «проваливается» в шезлонг или кресло, подложите ему под спинку свернутую пеленку, чтобы он не сидел, а именно полулежал.

Период, когда девочка уже хочет сидеть, но еще не может сесть самостоятельно, - очень короткий. Повремените с высаживанием месяц-другой, костная система малышки окрепнет, и она сядет сама. Не стоит торопить события, задаваясь вопросом: в каком возрасте сажают девочек? Лучший способ - просто довериться природе и дождаться, пока ребенок сам сядет, встанет у опоры, а потом и пойдет.

Новые достижения в жизни малыша радуют родителей. Они с нетерпением ожидают каждого этапа, в том числе умения садиться. Некоторые пытаются ускорить этот процесс, высаживая ребенка в подушки уже с 4 месяцев. Не навредят ли такие действия крохе? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, во сколько ребенок начинает сидеть, подчиняясь правилам физического развития.

Если родители хотят узнать точно, во сколько месяцев малыш будет сидеть, они не получат однозначного ответа. Одни дети садятся раньше, другие — позже. Есть такие, которые с 4-5 месяцев пытаются сесть, но большинство детей осваивают вертикальное положение в возрасте 6-8 месяцев. Именно этот период педиатры считают приемлемым. Если малыш самостоятельно садится до полугода, нужно следить, чтобы он не находился в таком положении долго.

После 6 месяцев ребенку можно позволять сидеть, но только при одном важном условии — когда он начинает делать это самостоятельно. Многие родители обкладывают кроху подушками и другими предметами, фиксирующими тело в вертикальном положении.

Не стоит торопить события, чтобы не навредить здоровью малыша.

Почему нельзя садиться рано?

Новорожденные младенцы имеют прямой позвоночник. Все изгибы — грудной, поясничный, шейный, — формируются в процессе роста. До определенного времени позвоночник малыша не готов к нагрузкам. Если обходить эти правила, высаживать ребенка в подушки или подолгу держать его в положении сидя на руках, можно создать все предпосылки к развитию сколиоза. В более старшем возрасте искривление позвоночника станет причиной болей в спине.

Когда малыш цепляется за руки, приподнимает голову и плечи, пытаясь подтянуться, родители могут ошибочно принять это за желание сесть.

На самом деле кроха, изучая мир, старается приблизить руки взрослого, чтобы взять их в рот. За счет маленького веса получается, что он не тянет руки на себя, а приподнимается сам. Это не означает, что ребенок уже должен сидеть.

Как определить готовность малыша?

Существуют признаки, по которым можно установить, что мышцы шеи и груди окрепли и могут удерживать тело. Это такие действия малыша как:

  1. Способность легко поднимать грудную клетку лежа на животе, и так оставаться продолжительное время.
  2. Умение без проблем переворачиваться в обе стороны.
  3. Попытки приподняться из положения «лежа на спине».

Можно провести тест: посадить ребенка вертикально и посмотреть, что получится. Когда у малыша заметно округляется спина, и он заваливается, это означает, что его позвоночник не готов.

Было бы неправильно игнорировать этот факт, обкладывая кроху валиками и подушками. Лучше набраться терпения и подождать столько, сколько нужно, когда ребенок сядет самостоятельно.

Признаки уверенной посадки:

  1. Спина ровная.
  2. Таз немного наклонен вперед.
  3. Ножки расставлены так, что служат опорой.
  4. Если малыша слегка толкнуть, он не заваливается, а продолжает сидеть.

Важно понимать: после того, как карапуз научится садиться, угол наклона в коляске или на стульчике должен составлять 30 градусов.

Спинка малыша еще слабая и находясь в вертикальном положении длительное время, испытывает неоправданную нагрузку.

Занятия для укрепления мышц спины

Не стоит садить ребенка раньше времени, но можно помочь ему приблизиться к этому этапу. Мышцы спины и позвоночник укрепляют с помощью физических упражнений, которые можно делать с 5,5-6 месяцев.

  • Когда малыш, лежа на спине, цепко хватается за руки взрослого, можно слегка подтянуть его, позволяя сесть. Достаточно повторить упражнение 3-5 раз.
  • Чтобы укрепить мышцы спины, нужно , а затем помогать ему переворачиваться на спину — туда и обратно.
  • Если кроха начинает ползать, можно положить яркую игрушку на некотором расстоянии. Ребенок приложит усилия, чтобы добраться до предмета. Когда малыш ползет, мышцы напрягаются и, таким образом, тренируются.
  • Хорошо укрепляет мышечный корсет регулярный легкий массаж спины.

Эти упражнения помогут ребенку уверенно сесть, когда позвоночник будет готов. При подозрении на наличие проблем, например когда малыш не начинает самостоятельно сидеть до 9 месяцев, стоит проконсультироваться с педиатром. Возможно, повода для паники нет, и врач просто объяснит родителям, как научить ребенка садиться. Может быть назначен комплекс специальных упражнений и массажа, а также могут помочь занятия в бассейне.

Мальчики и девочки

Родителей часто интересует, во сколько месяцев должны садиться мальчики и девочки. Какая между ними существует разница? Долгое время существовало мнение, что мальчик может садиться раньше, а девочка нет. Родители даже удерживали малышку, не давая ей сидеть до 8 месяцев. Считалось, что если девочка рано сядет, это вызовет пороки внутренних половых органов и приведет к загибу матки. Подобные опасения не подтверждены научными исследованиями, и современные специалисты утверждают, что присаживание не влияет на развитие половых органов и не способно привести к деформации матки.

Принцип остается тем же: ребенка должен сидеть тогда, когда окрепнет позвоночник, и он сможет принимать вертикальное положение самостоятельно. Неважно, мальчики это или девочки.

Что касается скорости в развитии навыков, то мальчики самостоятельно садятся раньше, чем девочки. Обычно мальчик уже в 4,5 месяца начинает предпринимать попытки перевести тело в вертикаль, а в полгода уже устойчиво сидит. Девочка садится позже — к 7-8 месяцам. Это не связано с развитием половых органов, просто мальчики имеют такие физические особенности, быстрее крепчают и садятся.

Стоит объяснить, что есть разница между значениями слов «садить» и «присаживать». Присаживать, значит ненадолго переводить ребенка в вертикальное положение. Во сколько месяцев позволяется присаживать малыша? Обычно с 4 месяцев родители делают это, когда одевают ребенку кофточку, дают прикорм с ложечки или выполняют упражнение для укрепления мышц спины. Пока малыш не начал самостоятельно сидеть, не стоит долго держать его в вертикальном положении.

Как избавиться от растяжек после родов?

Приближаясь к возрасту 4-5 месяцев, в развитии младенца грядут существенные перемены. Быстрое развитие органов чувств и двигательных способностей, – малыш достигает успехов в новых возможностях, радуя своих родителей. Это уже не мирно посапывающий новорожденный. Кроха начинает хватать игрушки, переворачиваться и в какой-то момент вы замечаете, что он пытается приподняться и сесть. В какой момент ребенок начинает сидеть самостоятельно, стоит ли ускорять этот процесс упражнениями? Рассмотрим, когда ребенок должен начать сидеть, по правилам здорового физического развития.

Положение сидя – сроки и нормы развития навыка

Самостоятельное умение садиться ребенок осваивает не ранее 6-8 месяцев. Более точный ответ дать сложно, ведь развитие у каждого отдельно взятого грудного ребенка проходит по индивидуальным темпам. Ориентироваться можно по таблице этапов развития младенца. В соответствии с возрастом малыш должен обладать среднестатистическими навыками движения.

Когда ребенок начинает самостоятельно сидеть?

Держать спинку в положении сидя малыш начинает тогда, когда мышцы верхней части туловища достаточно укреплены.

  • В 6 месяцев грудничок способен принять положение сидя с поддержкой, упираясь ручками, но быстро теряет равновесие и заваливается на бок. Кроха сам еще не способен приподниматься из положения лежа, только при подтягивании за ручки взрослыми.
  • Среднестатистический возраст, когда малыши начинают сидеть и ползать сами, это 7 месяцев. Ребенок уже умеет удерживать корпус в равновесии и даже может сидя повернуться вправо/влево.
  • Перешагнув порог в 8 месяцев, ребенок уже принимает сидячее положение самостоятельно из любого варианта позиций (сидя, лежа).

Большинство родителей начинают волноваться, когда знакомые дети из окружения опережают их ребенка. Плановый осмотр невролога в 6 месяцев подскажет, стоит ли волноваться и прибегать к лечебной физкультуре, другим вспомогательным упражнениям и массажу для освоения навыка сидения.

Умения ползать и ходить – когда?

Умение ползать развивается у большинства малышей параллельно с навыком сидения. Активное желание ползать младенец будет показывать уже с 5 месяцев, первые передвижения “задним ходом” – в 5,5 месяцев, а в шесть уже будет готов поползти вперед. Ребенок полон стремления изучать окружающий мир, поэтому вокруг него необходимо создать безопасную среду.

Ходить малыш начнет уже после 8-ми месячного возраста, именно в 8-9 месяцев малыши делают свои первые шаги по кроватке и манежу. Полноценную ходьбу стоит ждать не раньше 11-12 месяцев, хотя замечено, что некоторые малыши предпочитают умению ползать сразу осваивать умение ходить.

Родители могут самостоятельно отслеживать признаки, по которым можно определить, готов ли их грудничок удерживать тело в положении сидя:

  • лежа на животике, малыш высоко поднимает грудную клетку и способен удерживаться в таком положении минимум 5 минут;
  • кроха умело и без проблем переворачивается в обе стороны;
  • малыш пытается приподнять спинку в положении лежа на спине, тянет вверх голову (за игрушкой в вашей руке) и может на долю секунд задержаться в таком положении.

Стоит понаблюдать за своим малышом в течение дня, и если вы заметите вышеперечисленные действия, то можете быть уверены – ребенок скоро порадует вас своим успешным развитием навыка.

Уверенная посадка: как укрепить мышцы спины

Родители могут самостоятельно помочь своему младенцу практиковаться в умении хорошо сидеть. Важно понять, как малыши начинают садиться, чтобы не навредить неокрепшему позвоночнику грудничка. Любые упражнения для укрепления спинки и формирования уверенной посадки можно начинать делать не ранее 5,5 месяцев.

  • Есть отличное упражнение, которое по душе активному малышу. Кроха отчаянно хватается за руки взрослого, чтобы попытаться сесть? Подтяните его и позвольте задержаться в сидячем положении на полминуты. Затем осторожно опустите на поверхность. Повторяйте занятие 4-5 раз по нескольку раз в день.
  • Отлично укрепляет и развивает мышцы спины развитие умения переворачиваться с живота на спинку. Почаще выкладывайте ребенка на животик и помогайте ему переворачиваться на спинку. Важно учить малыша уметь переворачиваться в обе стороны, даже если он выбрал “любимую” и ленится переворачиваться в другую.
  • Умение сидеть развивается также благодаря другому навыку – ползанию. Ползание стимулирует напряжение мышц. Положите перед младенцем что-нибудь яркое и шуршащее, пусть он в положении лежа попробует дотянуться до предмета.

На заметку! Возьмите за правило проводить ежедневный легкий массаж спины. Регулярные массажные действия способствуют укреплению мышечного корсета.

Мальчики раньше девочек – миф или реальность

На многочисленных форумах обсуждения родителей не утихают по поводу того, что в развитии мальчиков и девочек есть существенные различия. По наблюдениям мам девочки садятся в среднем в возрасте 6-7 месяцев. Мальчики садятся в 5,5-6 месяцев, хотя могут делать попытки подняться раньше (например, с 4,5 мес.), но самостоятельный навык приходит зачастую именно в данном возрасте.

Научными исследованиями не подтверждено, что определенный пол имеет преимущество в физическом развитии. Развитие мышц спины и укрепление позвоночника – единственный принцип, на который стоит ориентироваться при оценивании навыков сидеть и ходить.

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

В первые месяцы жизни крохи родители, особенно «начинающие», с трепетом наблюдают за его развитием и радуются каждому новому навыку – улыбке, переворотам со спинки на живот и обратно, осмысленному «знакомству» с ручками и ножками.

Всему свое время

И вот ближе к полугоду они со все возрастающим нетерпением ждут – когда же наконец малыш перестанет созерцать мир «снизу вверх», а сможет «расширить горизонты» своих впечатлений, научившись сидеть?

Они тревожатся, слушая рассказы, как «соседская девочка села сама в пять месяцев» и переживают, не отстает ли их ребенок от ровесников . Другие рассуждают, не пора ли усадить его, обложив подушками для устойчивости, как это часто делали бабушки?

Раньше считалось, что пятимесячного ребенка нужно потихоньку подсаживать к опоре, чтобы тренировать его мышцы, а если ребенок не начинал садиться сам, уже достигнув семимесячного возраста, это относили к разряду отставаний в физическом развитии.

Но сейчас педиатры настаивают на точке зрения, отрицающей существование единой и универсальной нормы для всех грудных детей. Правда в том, что темпы развития каждого крохи абсолютно индивидуальны и связаны с его:

  • физиологией,
  • наследственностью,
  • активностью,
  • уникальным темпераментом,
  • другими факторами.

Навязывать ребенку насильно физические навыки, к которым его организм еще не готов, совершенно не стоит. Позвоночник, мышцы и связки крохи должны «созреть» и стать достаточно крепкими.

Сидение по сути – не самая физиологичная поза, она создает ощутимую нагрузку на позвоночник, связки, суставы и тазовые кости. Новый возрастной ориентир для нормального освоения крохой устойчивого положения «сидя» – 8-9 месяцев.

Бережем осанку с детства

Позвоночник новорожденного малыша вначале лишен физиологических изгибов, которые формируются постепенно:

  • шейный (дает возможность крохе в 2-3 месяца уверенно ),
  • грудной (в 4-5 месяцев малыш приподнимается на руках и переворачивается, ),
  • поясничный (в 7-8 месяцев ребенок поднимается на ножки и держась за опору делает попытки вертикально передвигаться).

Очень важно для правильной осанки формирование и развитие «мышечного корсета», которое также происходит постепенно.

Если вопреки природе усадить 4-5-месячного малыша, он быстро потеряет равновесие, плечики его перекосятся, а спинка скруглится. Все эти признаки говорят о том, что сажать такого кроху еще рано, в противном случае, подрастая, ребенок может получить серьезные проблемы с позвоночником, тазобедренными суставами и внутренними органами.

Вставать и ползать раньше, чем сидеть

Родителям не стоит торопить события: их задача – наблюдать за ребенком и, если нужно, помочь ему

Каждый ребенок имеет право на свой уникальный процесс развития. И наши умные и необычные малыши постоянно напоминают нам об этом.

Поэтому не переживайте, если ваш ребенок ползать и вставать на ножки научится раньше, чем садиться из положения лежа.

И это тоже физиологически правильно, ребенок интуитивно чувствует, к чему он уже готов и что ему удобнее и нужнее на данном этапе.

В этом малыши мудрее нас.

А наша родительская задача – наблюдать, чувствовать и помогать при необходимости, но отнюдь не мешать и не навязывать крохе «обязательные» и «зачетные» двигательные стереотипы.

Ведь для ребенка со слабыми мышцами живота и более сильными – шеи, спины, рук и ног научиться садиться из положения стоя или ползания гораздо проще, и он мудро выбирает именно такой путь. Придет время – и он освоит другие решения этой задачи, только не стоит его торопить.

Кто раньше – мальчики или девочки?

Существует популярная точка зрения о том, что девочки якобы проходят все стадии грудничкового развития несколько быстрее, чем мальчики – раньше переворачиваются, садятся, учатся ползать.

У этого мнения столько же подтверждений, сколько и опровержений, так как на практике ничуть не меньше мальчиков довольно рано овладевают всеми этими навыками.

Главную роль в таком развитии, несомненно, играет не пол, а степень двигательной активности .

Вот лишний вес крохи может слегка притормозить процесс обучения , так как «пухляшкам» в отличие от их более «мелких» сверстников обычно в силу конституции двигательные навыки даются несколько сложнее.

Опережая события

Бывает и наоборот. Некоторые «акселераты» и «спортсмены» действительно садятся сами уже в пять месяцев. И не пытайтесь их удерживать и укладывать обратно – они лучше вас знают, что уже пора менять «точку зрения» на окружающий мир.

Если ваш малыш рано начал садиться, обеспечьте поддержку его мышцам

Садятся – значит, могут себе позволить, потому что чувствуют свою полную физическую готовность к сидению и абсолютную необходимость этой новой позы для своего развития.

Примите это как радостную данность и старайтесь на первых порах обеспечить крепнущим на глазах мышцам малыша поддержку, сажая чадо почаще к себе на колени и прислоняя спинкой к своему животу.

Если вы твердо решили, что вашему ребенку необходимо «пробежать» дистанцию развития младенческого этапа спринтерскими темпами, вы безусловно можете этого добиться, терпеливо и настойчиво следуя следующим простым советам.

① Волшебные прикосновения

С первых месяцев жизни крохи уделяйте большое внимание массажу. Помимо регулярных курсов обязательного профессионального дарите ребенку ежедневный родительский.

Поглаживайте, растирайте, позже – слегка пощипывайте и похлопывайте (если нет противопоказаний), посылая тепло своих рук пальчикам, ручкам, ножкам, спинке и животику малыша. Такое взаимодействие активизирует все обменные процессы в организме крохи и обязательно сделает его мышцы крепкими и готовыми к новым нагрузкам.

② Фитнес для младенцев

Физические упражнения в сочетании с массажем и водными процедурами способствуют укреплению мышц малыша, а значит новые навыки он будет осваивать быстрее

Гимнастика поможет сделать ребенка более сильным и гибким. Не жалейте времени и сил на физические занятия с малышом.

Существуют специальные комплексы упражнений для детей, начиная с месячного возраста, которые доставляют малышам удовольствие и укрепляют их, побуждая к двигательной активности.

Очень полезны , которые тренируют мышцы, отвечающие за поддержание тела в балансе и играющие важную роль при сидении.

С 5-месячного возраста можно делать специальное упражнение, приучающее кроху переходить в положение сидя – за обе ручки, а впоследствии и за одну притягивать малыша к себе, «подсаживая» на несколько секунд. Главное – следить, чтобы не оставлять еще не окрепшего малыша в таком положении слишком долго.

Через некоторое время кроха научится сам подтягиваться, держась за ваши пальцы, а впоследствии использует эти навыки и станет присаживаться, используя в качестве опоры, например, прутья кроватки.

Еще одно упражнение, тренирующее «нужные» для сидения мышцы – перевороты со спины на живот и обратно, которые также необходимо включать в гимнастические комплексы.

Может нанести непоправимый урон здоровью вашего малыша. Но снизить риск кислородного голодания и тяжесть последствий от него возможно.

У детей эффективно помогает избежать хирургического вмешательства при 1-2 степени заболевания.

Вас настораживает частая икота малыша, и вы не знаете, как с ней справиться? об основных причинах, а также о самых простых способах избавления от нее.

Гиперактивный ребенок требует особого отношения к нему. Предлагаем ознакомиться коррекции поведения таких детей.

③ Поплаваем

Занятия с крохой в ванной и бассейне, обучение его плаванию доказано ускоряют развитие и созревание опорно-двигательной системы малыша.

Двигаясь в воде, преодолевая силу ее сопротивления и удерживая баланс, кроха получает еще и отличный эффект массажа, нормализующий мышечный тонус. При этом его позвоночник избегает перегрузок и находится в физиологически правильном положении.

Детки, получившие «водное» воспитание, быстрее осваивают важные двигательные навыки, чем их «сухопутные» сверстники, поэтому садиться самостоятельно также начинают раньше.

Ожидая, когда же ребенок начнет сидеть самостоятельно, соблюдаем следующие принципы

  1. Регулярно занимаемся с крохой массажем и гимнастикой.
  2. По возможности учим его плавать.
  3. Ждем, когда кроха сядет сам – не паникуем и не сравниваем его со сверстниками, не торопим события и не тормозим их, искусственно приближая к условным нормам.
  4. Помним, что у каждого ребенка – свои индивидуальные сроки и темпы развития и свои методы овладения двигательными навыками, поэтому действуем, наблюдая, поддерживая и радуясь новым успехам малыша.

Послушайте мнение доктора о том, когда должен ребенок сесть, нужно ли ему помогать и как правильно это делать.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: