В день святого николая было принято не только одаривать детей, но и устраивать для них веселые представления. На варвару вареники должны быть на столе

12.12.2016

Праздником Введения (Введение Пресвятой Богородицы во храм), который отмечается церковью 4 декабря, в украинском народном календаре начинался зимний праздничный цикл.

С завершением сбора урожая и полевых работ, а также с наступлением холодов в украинском в древности появлялось больше времени для торжеств и обрядов. Праздником Введения (Введение Пресвятой Богородицы во храм), который отмечается церковью 4 декабря, в украинском народном календаре начинался зимний праздничный цикл.

Именно после 4 декабря шла ряд очень популярных в народе праздников: Екатерины, Андрея, Варвары, Саввы, Николая, Анны и, наконец, Рождество, Новый год, Крещение.

13 декабря православные христиане отмечают праздник в честь святого апостола Андрея Первозванного. В то же время день Андрея был в народе большим зимним молодежным праздником. В этот день женщины старались не печь хлеба, не шить и не прясть. А девушки на Андрея обычно гадали.

Андрей Первозванный был одним из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. В православной церкви его называют Первозванным, поскольку, согласно Евангелию от Иоанна, Андрей был одним из двух первых жителей Галилеи, которым Христос начал проповедовать свое учение. Имя второго до нашего времени не дошло. Впоследствии Андрей рассказал об Иисусе своему брату Симону (апостолу Петру) и привел его ко Христу. Однако в Евангелиях от Матфея и от Марка представлена ​​другая версия, в них говорится о том, что Христос встретил первыми одновременно и Петра, и Андрея.

Особенно почитают Андрея Первозванного в Украине, поскольку возникновение Киева, столицы страны, наши предки связывали с именем именно этого апостола. Как говорится в летописи «Повесть временных лет», почти две тысячи лет назад апостол Андрей во время своего третьего путешествия с христианской проповедью в земли скифов побывал на склонах Днепра, где впоследствии был построен Киев, и освятил это место, установив здесь креста. Нестор-летописец отмечает, что Андрей «... указал на горы и изрек благодать града, который появится на них».

Хотя Андрей Первозванный и христианским святым, однако различные обряды, которые происходят в этот день, имеют древнее языческое корни: молодые люди во время празднования пытаются угадать свою судьбу, узнать суженого или суженую.

Одним из самых интересных приемов любовной магии, приуроченных ко дню Андрея, было «засевания конопли». Поздно вечером, когда темно, девушка набирала в пелену семена конопли (иногда льна, мака и т.д.). Выходила за дом, сеяла на снегу и напевала:

Андрей, Андрей!
Коноплю сею;
Юбкой волоку, -
Замуж выйти хочу.

Затем набирала горсть снега там, где сияла конопли, вносила в дом и, когда снег таял, считала семян: если каждая зерно должна пару - хороший знак.

На Подолье широко распространенный способ гадания с «балабушками» - маленькими булочками. Тесто для них замешивали на «непочатой» воде, которую каждая девушка должна была принести во рту из реки или колодца. Зная об этом, парни нередко устраивали засады, смешили и пугали девушек, заставляя их несколько раз возвращаться за водой. Количество «балабушек» соответствовало количеству девушек, присутствующих на вечеринках. Помазав салом, преподаваемых на скамейке или на полу так, чтобы каждая девушка видела свою. После этого в дом заводили пса, которого специально прежде не кормили. Девушка, чью «балабушку» пес съедал первой, раньше всех должна была выйти замуж. Оставленные псом хлебцы означали, что их обладательницы в следующем году не имели шансов на брак.

Перспективы будущего брака девушки пытались определить, считая дрова в охапке (четное число - хорошая примета), считая колья на определенном отрезке плота или забора, выливая воск или пуская половинки орехов с зажженными свечами на воду, заглядывая в полночь в зеркало, кладя на ночь под голову пояс, с помощью колец, «вещих» сновидений и т.

Существовали специальные гадания, которые имели целью распознать профессию будущего мужа, узнать, кому будет принадлежать лидерство в семье.

В этот вечер девушки пытались увидеть своего избранника в зеркале, узнать профессию будущего мужа. Чтобы это угадать, девушка посыпала на пол немного пшеницы, наливала в блюдце воды, ставила рядом зеркальце и вносила петуха: если петух напьется воды, человек будет пьяницей, если клюнет пшеницы - будет хозяином, а как посмотрит в зеркало - будет панычом или лентяем.

Бегали девушки также к реке, набирали ила со дна и приносили в дом. В доме этот ил внимательно рассматривали: если там есть кусочек железа или гвоздь - муж будет кузнецом, треска - плотником, стекло - стекольщиком, кожа - сапожником, песок - каменщиком, а если, кроме земли, нет ничего, - земледельцем.

Кроме этого, через дом бросали сапог, а потом смотрели, в какую сторону носом упадет. Считалось, что оттуда нужно ждать жениха.

Чтобы узнать, как будут звать суженого, девушки шли утром на улицу и спрашивать имя первого человека, которого встречали.

На всей территории Подолья была распространена Андреевская игра «кусать калиту». Особое место на Андрея занимает обрядовая игра «Калита» («Калета»), в которой принимали участие девушки и юноши. Девушки собирались вместе и пекли калиту - большой круглый корж из белой муки. Каждая девушка должна была принять участие в приготовлении Калиты. Тесто месили все по очереди, начиная от старшей девушки и к молодой девочки. В центре лепешки делали дырку. В некоторых этнографических источниках сохранились сведения, что Калита, как правило, составляла 35 см в диаметре и 1,5 см толщины.

Сладкое с медом тесто пекли в печи и запекали так, чтобы трудно было откусить. Сверху калиту мазали медом.

На Андрея разрешались молодежные дебоши, а парням прощались все их выходки. В тех родителей, которые запрещали гулять с ними своим дочерям, ребята ночью могли снять ворота или разобрать забор, убрать телеги, плуги, бороны и т.д. и позакидувалы их на крышу дома или хлева или занести в другую сторону деревни.

В давние времена учебный процесс начинался зимой - первого декабря по тогдашним летоисчислению. Это была самая удобная пора, когда сельские дети имели возможность получать образование. Родители отводили в школу детей именно на этот праздник, потому что «пророк Наум наведет на ум».

По народным представлениям, Наум - покровитель ума, знаний и благотворительности, а потому крестьяне были убеждены: если на праздник пророка начать обучение, то ребенок успешно усвоит знания, наберется ума. Особенно это касалось детей слаборазвитых. Вечером родители приглашали крестных, которые приходили с букварями, и дети начинали наизусть заучивать буквы.

Хотя впоследствии сроки начала обучения были перемещены, но в ремесленных цехах и при братствах продолжали давнюю традицию - мастера набирали себе учеников на праздник Наума. В его честь устраивали интересные обряды, профессиональные посвящения и тому подобное. Также с этого дня начинали осваивать музыкальные инструменты те, кто хотел овладеть игрой на бандуре или скрипке.

ВАРВАРА - покровительницы горняков и женщин

О празднике Варвары было немало преданий. Одни считали, что Варвара была иудейкой, но впоследствии вихрестилася. Когда об этом узнал отец - жестокий язычник Диоскор, то вынес смертный приговор. Другие утверждали, что Варвара - магометанки, но согласилась принять христианское вероисповедание, поэтому отец заставил ее толочь босиком измельченное стекло.

Святую Варвару считают покровительницей горняков всего мира и женщин. Именно поэтому в Украине День святой Варвары (17 декабря) праздновали только женщины. На этот праздник девушки готовили вареники с маком или сыром. Среди них обязательно должны быть «пирхуны» - вареники, начиненные мукой. Сваренными варениками угощая ребят, внимательно следя кому именно попадет «пирхун». Неудачника, который вытащил такого вареника, долгое время дразнили «пирхуном».

Также в День святой Варвары девушки гадали на судьбу. В этот день они шли в сад, ломали ветку вишни и ставили ее в воду. Если на Рождество веточки зацветали, то это предвещало брак в этом году. Если же нет - сидеть в девках.

Праздник святого Саввы считался очень важным на Руси. По традиции в этот день запрещалось работать.

С древности считается, что на святого Савву беременная женщина не должна мыть голову, иначе у её ребенка будет слабая память. В этот день люди говорят: «Тот, кто на Савву засватается, тот весь век не будет разлучен». У кого в этот день гроб случится, через год еще один повторится. На Савву принято заговаривать свой дом от воров.На Саввы женщины собирались в рукодильницьки группы, потому что пришла пора «и Савит, и варвариты, и кудель кучматиты». Кто не работал, то говорили: «Савила и варварила и рубашки себе не произвела; Саввы и Варвары на мне рубашку оборвали »...

«Бедному Сеньке нет судьбы ни на печи, ни на скамейке. Савва приехал на белых санках. Саввы дня прибавили. Савва строит, а Николай гвоздит. Савка бедный, Николай богатый. Савва - отец зимнего Николая. Варвара ночи урвала, а Савва день доточил... »- такие, в частности, поговорки бытовали на праздник Саввы.

Все три праздника - Варвары, Саввы и Николая - называли Миколаинимы праздниками. В отличие от весеннего (22 мая), зимнего Николая отмечали особенно торжественно. Считалось, что он защитник всех бедных и обездоленных. Но больше всего его почитали дети, для которых он был почетным охранником. Даже существует легенда о том, как Николай спасал детей среди моря.

Традиционно в Украине, особенно в западных областях, по сей день готовили обряды, связанные со святым Николаем. Вечером кто-то уважаемый из семьи, преимущественно дедушка, переодевался на улице в «доброго Николая» (вроде Деда Мороза), заходил в дом с подарками, которые родители, зная о детских прихоти, готовили заранее.

Вручая каждому отдельно гостинец, святой Николай вспоминал все то хорошее, что сделал ребенок в течение года, и стыдил за невежливы поступки. Поэтому дети свято верили в существование этого хорошего защитника и старались не гневить "деда Николая, который знает обо всем». Это был весьма действенный воспитательный момент.

Кроме того, в школах устраивали интересные представления, где главным действующим лицом выступал святой Николай. Рядом с ним непременно соседствовал находчивый чертик, который пытался убедить дедушку в том, что вручать детям подарки не стоит, потому что они были непослушными. Но сюжетная линия таких представлений заканчивалась тем, что «добрый Николай» на этот раз прощает.

Особым уважением в народе пользовалась икона Николая Чудотворца. Она была почти в каждом доме, поскольку, как уже говорилось, он защищал всех бедных и обездоленных.

Хотя этот праздник имел преимущественно церковный характер, в отдельных областях Украины, в частности на Подолье, с ним были связаны некоторые народные обычаи и обряды. В местностях над Збручем 6 декабря принимали ритуального гостя - «полазника». Как и посевальщика, первый Полазник должен был быть мужского пола.

Под влиянием польского населения среди украинском Подолье распространилась традиция дарить подарки от имени Николая. Устраивались поучительные представления на религиозные темы, где вместе со святыми действовали и черти. По окончании спектакля через костюмированного св. Николая проходила церемония вручения подарков детям. Иногда выпекали особый вид печенья - «николайчики». Вместе с другими гостинцами и розги как предостережением от злых поступков клали детям ночью под подушку. Обычай дарования на Николая сохранился и сейчас.

"Варвара праздник вороватый, его празнавать надо, чтобы не украл у тебя кто-то да что-нибудь. Например, лиса чтобы кур не воровала, - говорит 69-летняя Любовь Коваленко из села Смяч Щорского района на Черниговщине. - Ничего и не делают в этот день: не шьют, не вышивают, не стирают, мужики дрова не рубят. Празднуют, потому что если не будешь, то так поделает тебе, что и не учуешь, с какой стороны".

На Варвару вареники всегда делали, хоть и крепко бедно жили. И сейчас лепят вареники под этот день. У нас делают вареники на сыворотке или на перекваше - по-вашему на кислом молоке. В пост на воде делали пресное тесто. Соли туда, соды добавляют. Начиняют вареники грушами сухими. Их кипятком распарить надо, хвостики и носики выбросить, на машинку смолоть и смешать с рисовой или пшеничной кашей. А еще их начиняют грибами с картошкой, пшенной или гречневой кашей. Варят в кипящей воде или в печи выпекают".

Запеченные в печи на соломе вареники называют сущики. Их запекали и до золотистой хрустящей корочки. В один клали монету. Тому, кому этот сущик достанется, на протяжении года будет везти и у него будут водиться деньги.

На Варвару обязательно, чтобы были вареники на столе, - утверждает и 62-летняя Валентина Вивчаренко из села Галево Чернухинского района на Полтавщине. - Тесто такое делаем, как на пироги. Лепим их здоровыми, как колхозный вареник. Начинка постная, потому что на Варвары приходится как раз половина рождественского поста. Начиняем капустой, картошкой, маком, ягодами из компота.

Вареники в Украине также готовили из ржаной, пшеничной, гречневой муки, а в карпатских селах - из ячменной и овсяной.

Когда-то девушки собирались на вечерницы на Варвару, лепили каждая себе вареник, бросали в кипяток и смотрели: чей вареник первым всплывет, та заранее замуж пойдет, - рассказывает Валентина Вивчаренко. - А еще каждая обозначит свой вареник, сложат в миску и угощают ребят. Вот кто мой вареник ухватил, тот будет уже мне и пара. Чтобы над парнями посмеяться, девушки начиняли вареники то свеклой, то морковью, а то и перцем.

О полесском варенике-"бугае" рассказывала в 1999-м тогда 61-летняя София Ющенко , переселенка из чернобыльского села Стечанка:

У нас каждая девушка для своего парня лепила вот такой здоровый вареник, где-то сантиметров 25. Ему делали такую морду, рожки из теста, и хвостик такой из теста тоже делали. И так уже набивают в вареник тот фасоли, гороху, а тогда кладут для шутки соли или клочья. А какой парень уже возьмет и откусит, вот тогда смеху было!

В языческие времена вареники наделяли магической способностью способствовать росту и размножению всего живого. Их варили в тот день, когда рождался теленок или ягненок - чтобы были пышными, как вареники. С маком и изюмом носили на посещения к женщине-роженице. Желали:

Чтобы была такая полная, как этот вареник. Чтобы рожала детей, как здесь изюму.

От Варвары до Рождеств а нужно отдавать долги

Варварин день открывает цикл последних в году праздников.

Счетаетса, что сегодня, 17-го, - Варки, а назавтра, 18-го, - Савки, а они мать и отец святому Николаю, который будет 19 декабря, - говорит 69-летняя Любовь Коваленко из села Смяч Щорского района на Черниговщине. - Вот вон и говорит: "Не так празднуйте меня, как моих мать и отца". А Анны - 22 числа - это уже будет последний праздник в этом году.

Ночь на 22 декабря - самая длинная в году. На Анны приходится зимний сонцеворот: дни постепенно становятся длиннее, а ночи -короче.

До Варвары день уменьшается, а ночи удлиняются, - добавляет подруга Любви Коваленко 74-летняя Анна Стародубец . - А после Варвары трое суток на месте постоит, а тогда день добавляется на воробьиный скок, или еще говорят, на маковое зернышко. Ну и приговаривают: "Варвара ночь уравала, Сава дня дабавил, а Николай их гвоздем пригвоздил".

От Варвары до Рождества не нужно браться за новую работу, а лучше заканчивать старую и отдавать долги. А еще верили, что кто проспит на Варвару, будет целый год сонливым.

Под день великомученицы Варвары вечером срезали веточку с вишни, ставили в воду и задумывали желание. Если она до Нового года зацветет - желаемое сбудется, если же засохнет - нет.

Вмц. Варвары и мц. Иулиании.

При. Иоанна Дамаскина. Прп. Иоанна, еп. Поливотского. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского.

17 декабря - Варвара

В народную культуру образ святой Варвары проник из жития, которое, видимо, было составлено после канонизации великомученицы, но изначально включило в себя элементы агиографической легенды, изобилующей мифологическими мотивами.

Согласно житию и легендам, Варвара была дочерью египетского богача Диоскора, жившего в Гелиополе во времена «Максимилиана нечестивого». Красота, целомудренность и богатство Варвары привлекали много достойных женихов, но она всем отказывала, ибо втайне от семьи стала христианкой. Заточенная отцом-язычником в высокую башню, она велела строителям пробить в ней не два окна, как им было приказано, а три, что символизировало «исповедание веры в Троицу»; в самой башне юная христианка низвергла установленных по велению отца языческих идолов. Узнавший об этом Диоскор пытался разубедить дочь и вернуть ее в лоно язычества, но, взбешенный ее упорством, сам отправил Варвару в тюрьму, где она, подвергаясь жестоким пыткам, продолжала настаивать на истинности христианского учения. Тогда отец собственноручно отрубил ей голову, за что тотчас был испепелен молнией. Насколько известно, Варвара приняла мученическую смерть около 306 года. Спустя два столетия мощи ее были перенесены в Константинополь. Здесь в ее честь был построен великолепный храм, давший название целому кварталу. В храме Святой Варвары спасались как в убежище обличенные в преступлениях и подлежащие наказанию по закону.

Возможно, и поэтому на Западе в народе существует убеждение, что святой Варваре дана благодать спасать от внезапной и насильственной смерти.

В XII веке дочь византийского императора Алексия Комнина — Варвара, вступая в брак с русским великим князем Святополком II (Михаилом Изяславичем), перевезла мощи своей святой покровительницы в Киев, где они покоятся во Владимирском соборе.

Итак, Варвара почитается спасительницей от неожиданной смерти, от опасности умереть без причащения, защитницей от тяжелых, мучительных болезней, а на иконах изображается с алавастром для причастия в руках. Основание этому находим и в житии святой, где рассказывается, что в тюрьме, испытав тяжкие мучения, Варвара получила «утешение и подкрепление от явившегося ей Иисуса Христа и чудесно данного ей причастия». Идя на казнь, Варвара молилась, обращаясь к Господу: «О Царь, услышь меня, рабу Твою, и подай благодать Твою всякому человеку, который будет воспоминать меня и мои страдания, да не приблизится к нему болезнь внезапная и смерть нечаянная да не похитит его». Во время этой молитвы послышался голос с неба, обещавший исполнить просимое.

Даже в конце XX века деревенские жители Поветлужья старались начинать каждый день обращением к святой: «Варвара Великомученица, от напрасной смерти спаси, перед смертью меня причасти!» [Ветлуж. сторона, 186]. Жители Рязанского края, рожденные в конце XIX — начале XX столетия, знали молитву к великомученице Варваре, которую читали, если перед смертью у них не было возможности причаститься.

День памяти святой Варвары отмечается в декабре, когда на большей части России господствует зима с лютыми морозами, ветрами и снегопадами, и это, конечно же, во многом определило бытовое, крестьянское отношение к самой великомученице.

На Варвару зима дорогу заварит (заварварит).

Варвара мосты мостит.

К Варварину дню зима дорогу заварит, мосты мостит.

На Варвару зима ложится — утверждают распространенные поговорки.

Действительно, почти повсеместно в России уже с начала декабря устанавливается настоящая зима. Но, по народным представлениям, именно с Варвары заметно усиливаются морозы. Придет Варвара, заварварят и морозцы ,— говорят на Рязанщине. Не случайно в разных местах (преимущественно на северных и среднерусских территориях) бытует выражение: Трещит (идет) Варюха — береги нос да ухо! И если Варвара «заваривает» зимнюю погоду, то последующие дни памяти святого Саввы Освященного (18 декабря) и Николы чудотворца (19 декабря) продолжают и завершают начатую Варварой работу.

Варвара заварит, Савва засалит, Никола загвоздит (закует).

Варвара мостит, Савва вострит, а Никола гвоздит.

Варвара заварит, Савва заломит, Никола загвоздит.

Варвара заварит, Савва поправит, а Никола гвоздем забьет.

Подобного рода приговорки зафиксированы практически повсеместно в России. Близки им белорусские и украинские присловья.

Следует отметить, что народные метеорологи с днем святой Варвары связывали не только полное вступление зимы в свои права, но и маленькое, едва ощутимое увеличение светового дня:

Варвара (Варюха) ночи урвала — дня приточала.

Варвары ночи на куриный шаг урвали.

Саввы-Варвары ночи урвали.

Правда, В. И. Даль резонно расценивал это как нетерпеливое ожидание, своего рода «подгонку солнцеворота», который чаще приурочивали ко дню Спиридона-поворота (25 декабря), но который на самом деле имеет место лишь на Рождество — 25 декабря по старому стилю.

Близость к большому годовому празднику — Николе зимнему — предопределила восприятие Варварина дня как начала праздничного периода, как время гульбы, праздности, не всегда оправданной, однако очень понятной. Еще В. И. Даль зафиксировал в своем Толковом словаре глаголы «варварить» и «саввить», определив их через синонимы «кутить, гулять, пить». В подтверждение он привел распространенные народные выражения: Просаввилась ecи, проварва- рилась ecи и Лучше не саввить и не варварить, а пониколитъ (пояснение Даля к этому выражению: «Так приговаривая, мужик бил жену свою за праздники, от которых она осталась без рубахи»). Фразеологизмы: У него то Саввы, то Варвары; Сегодня — Саввы, а завтра Варвары; Она просаввилась, проварварилась — получили статус поговорок и печатались во многих пословичных сборниках [например, Даль. Послов., 253, 254] или превратились в ходячие языковые формулы.

Между тем известно, что Никольщина, праздновавшаяся в течение нескольких дней, нередко начиналась как раз со дня святой Варвары. В «Материалах для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края», изданных П. В. Шейном, читаем: «Перед Николиным днем, а чаще всего в день великомученицы Варвары, служат Николыцину; тогда приносят в дома свои образа из церкви, служат молебны Пресвятой Богородице, Спасителю, Власию, Николаю чудотворцу, освящают воду и вместе с тем служат панихиды по умершим родственникам».

Наряду с полушутливыми выражениями, относящимися к тем, кто отлынивал от работы, начиная праздновать до законного срока (дня святого Николая), существовали и серьезные запреты на некоторые виды деятельности, мотивированные требованием отмечать Варварин день нерабочим времяпровождением, что вытекало из осмысления великомученицы Варвары как строгой святой, покровительницы женских ремесел, помощницы в родах.

Так, сибирский народный календарь именует Варвару «мучильницей», а день ее памяти почитается прежде всего беременными женщинами.

Из традиционных женских занятий Варвара покровительствовала главным образом прядению. Чтобы святая не оставила своими милостями женщин-рукодельниц, последние особенно строго соблюдали в день ее памяти узаконенные традицией правила и запреты, связанные с нитью и тканью. Нельзя было в Варварин день прясть, иначе она веретенами заколет ослушниц или напустит в избу змей; запрещалось шить, иначе куры не будут нестись.

Варваре приписывалась таинственная связь с водой. Чрезвычайной популярностью в Переславском районе Ярославской области до сих пор пользуется местная святыня — «Варварин ключ», известный более 200 лет. Здесь записано большое количество фольклорных текстов — пересказов жития, повествований о чудесном явлении иконы святой Варвары, о целебных свойствах воды из упомянутого источника, о возникновении самого ключа, о случаях, когда святая помогала страждущим, исцеляла больных и пр. На Варварин день в селе Купань, где находится святой родник, устраивалась «большая церковная служба, после которой все шли на родник за водой; в этот день она приравнивалась по своим качествам к Крещенской».

Варвара, имеющая отношение к воде и через нее к миру предков, наделялась способностями управлять болезнями, выступать в качестве целительницы.

Действительно, повсюду, где зафиксирован развитый культ святой Варвары, встречаются сведения об обращении к ней в надежде избавиться от болезней и частые упоминания о том, что Варвара, рассердившись, может наслать любую болезнь.

И. П. Калинский, описывая славянские поверья и обычаи дня святой Варвары, вспоминает о житии великомученицы, напечатанном при акафисте, составленном киевским митрополитом Иосафом Кроковским, где речь идет о якобы имевшем место в XVII веке случае, воспринятом как чудо. «В Киеве господствовала повсеместно сильная повальная болезнь, но благодаря заступничеству святой Варвары обитель Михайловская, где почивают ее мощи, не видела ни одного мертвеца в своих стенах».

Говоря о культе святой Варвары, невозможно обойти вниманием и сугубо языковой фактор, безусловно оказавший большое влияние на формирование и закрепление многих представлений, обычаев, соотнесенных народной традицией с днем памяти этой святой.

«Варвара» переводится с греческого как «иноземка». Наделение племен, народов, не принадлежащих греко-римской цивилизации, одним названием — варвары — с вкладываемым в это слово понятием грубости, примитивности, некультурности, наивности, привело к тому, что во всех европейских языках именно эти значения и оказались закрепленными за словом «варвар», оттеснив первоначальное достаточно нейтральное значение «иноземец», «чужестранец».

Варвара, героиня христианской агиографии, сполна вобрала в свой образ те смыслы, которые до настоящего времени вкладываются в понятие «варварство». Пожалуй, слишком прозрачная этимология имени святой предопределила характеристику ее как суровой, строгой на расправу, тесно связанной с болезнями, смертью, мучениями, с пряжей — «нитью жизни».

Не случайно именно с Варвары ждут сильных морозов, что в свою очередь послужило толчком к созданию глагола «варварить» («заварварить»), то есть сделать что-то очень основательно, круто изменить. Другая форма производного от Варвары глагола — «проварварить» — обозначала не просто праздновать, но праздновать лихо, без удержу, пренебрегая правилами приличия и разумными пределами.

Другие названия праздника: Савва с салом, День Саввы, Савва Сальник, Савва Освященный, Савва с гвоздем, Савва Иерусалимский.

В простонародье святой получил прозвище Сальник, так как наступающая оттепель в этот день приводит к гололеду, то есть «салит» снег.
По народным поверьям в этот день ни за какие работы не брались, так как всё могло пойти прахом.

История

Савва родился в V веке в городе Каппадокии в семье христиан. Когда мальчику исполнилось 5 лет, отец вместе с женой оставили его на воспитание дяди, а сами отправились в Александрию. В 8 лет Савва стал учиться при монастыре, познавать грамоту и изучать библейские книги. Вскоре он решил избрать для себя путь инока, и просьбы родителей о женитьбе не смогли убедить его в обратном.

По достижении 17 лет Савва приобрел дар чудотворца. Он стал исцелять больных и бесноватых людей, а также совершать чудеса: появление проливного дождя во время засухи, источника с водой в центре Лавры и так далее. Савва вел иноческий образ жизни. К нему стали приходить ученики, которые выстроили в пещере, где он обитал, церковь.

Савва основал несколько обителей и разработал Иерусалимский устав, которым руководствовались все монастыри в Палестине.

Традиции и обряды на Саввин день

— В Саввин день на Руси полагалось не работать, так как можно было обидеть святого, а сам день нужно было проводить в молитвах и богоугодных разговорах. Кроме того, на Савву нельзя было ругаться и произносить бранных слов, особенно тем, у кого в хозяйстве была лошадь: это могло привести к беде на зимней дороге.

Может сложиться впечатление, что на Руси было слишком много дней, когда крестьяне не работали, а что-то праздновали. На самом деле дело обстоит не так. Крестьянский труд был очень тяжелым, и чтобы просто прокормить семью, приходилось работать от зари до зари. Причем работали не каждый на себя, а всей крестьянской общиной: посев и жатва, вывоз навоза на поля, молотьба, рубка капусты, строительство и т. д. Естественно, что такой коллективный труд требовал четкой отлаженной системы, поэтому к лентяям в крестьянской общине относились с презрением, если не с ненавистью.

— В старину говорили, что Савва продолжает Варварину работу - морозит реки и озера, укрепляя зимние дороги и переправы: «Варвара мостит, Савва гвозди вострит, Никола прибивает». Сальником же Савву прозвали потому, что он оттепелью повышал температуру, образуя гололед - «салил снег». По этому поводу говорили: «Савва салит, ледяные настилы стелет», «Савин морозец пугает народец».

— Наши предки умели определять погоду, не выходя из избы. На Савву это можно было сделать по огню в печи: если он красный, а поленья трещат - значит, на дворе лютая стужа. Предсказывали в этот день и погоду на будущее: дым столбом предвещал мороз, дым волоком - ненастье. Если же дым без ветра стелился по земле - можно было ожидать снегопада.

Примет и поговорки на Саввин день

  • Варвара мостит, Савва стелет.
  • Варвара мостит, Саввы гвозди вострит, Никола прибивает.
  • Варвара завалит, Савва засалит, а Никола закует.
  • На Савву зима реки засаливает.
  • Если на Савву дует сильный ветер, то после Петрова дня (12 июля) и до конца июля также следовало ожидать сильного ветра.
  • Если снег начал неравномерно подтаивать (с просветами), то в скором времени наступит оттепель.
  • Если белки деревья оставили и на землю спустились, то вскоре наступит тепло.
  • Если снегирь запел, то скоро поднимется вьюга со снегом и развезет дороги.
  • Если дым волоком тянется – жди ненастья.
  • Если беременная женщина не будет в этот день мыть голову, то у ребенка будет хорошая память.
  • Сватовство в Савин день принесет счастье молодым.
  • Родившиеся 18 декабря могут многого добиться в жизни. Носить им следует хризоберилл или хризолит.
  • Саввы-Варвары ночи урвали, кур воровали, под печку клали.
  • В день Саввы - дома Главы.
  • На Савву нельзя ругаться тому хозяину, у которого есть лошадь.
  • Сава съел сало, утёрся, запёрся, сказал: «не видал».

18 декабря Православная церковь почитает память святого Саввы, жившего на территории Палестины примерно в V веке. Появился на свет преподобный в 439 году в семье благочестивых христиан. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отца по долгу службы отправили в Александрию, а он остался на попечении родного дяди. Савва стал послушником в монастыре. По возвращению родителей он отказался покидать стены монастыря, и в 17 лет был подстрижен в монахи.

На протяжении 10 лет Савва прожил в монастыре, где без устали постился и молился. Потом на 5 лет он решил полностью уйти от мирской жизни и затвориться в пещере. После смерти Евфимия, который был его наставником, монах решил поселиться неподалеку от обители Герасима Иорданского. Постепенно к Савве начинают ходить ученики, и образуется Великая Лавра. Он получает знак свыше и устраивает внутри пещеры церковь. Своими молитвами преподобный исцелял людей, наставлял на путь истинный, помогал избавиться от бесов.

Саввин день: приметы, традиции и обычаи

18 декабря древние славяне отмечали Саввин день, на протяжении которого было не принято ходить по гостям. Люди собирались дома в кругу семьи. Был введен запрет на женские работы.

Согласно поверью, в этот день нельзя ругаться людям, держащим лошадей, иначе это дурно скажется на скотине. Ещё верили, что тот, кто в этот день посватается, будет с любимой до конца дней жить и не тужить.

Из примет можно выделит такие:

  1. Работать на Савву грех.
  2. Если в семье в этот день кто-то умрёт, то в течение года смерть ещё одного члена семьи с собой заберет.
  3. Беременным в этот день мыть голову нельзя, иначе у ребёнка память плохая будет.
  4. Если за окном мороз, а белочки свои гнёзда покидают и на землю спускается, то будет оттепель.
  5. Услышать пение снегиря – к снежным заносам и вьюге.
  6. Если на замерзших окнах снег потихоньку тает, то скоро потеплеет.
  7. Огонь в печи красный – будет стужа лютая.
  8. Если дым столбом, то будет мороз, развивается в разные стороны – к ненастью, стелется по земле – к снегу.

Человек, рождённый 18 декабря, по гороскопу Стрелец. Эти люди обладают сильным и волевым характером, отличаются трудолюбием. В качестве талисмана им подходит хризоберилл, помогающий привлечь внимание любимого человека, удачно заключить сделку и быстро решать сложные вопросы.

Видео: житие Саввы Освященного (день памяти 18 декабря)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: