Учимся говорить комплименты самому лучшему человеку — маме. Идеальная мама: Какая мама нужна ребенку

У каждой женщины есть идеальный образ матери, которому она пытается соответствовать. Но часто случается так, что наши намерения и реальные поступки не совпадают. Любая женщина задает себе вопрос: «Хорошая ли я мать?».

Когда ребенок появляется на свет, то в первые недели или месяцы мама находится с ним в сильном слиянии, симбиозе. Это помогает ей понимать младенца и удовлетворять его потребности. Книги и излишние рекомендации мешают чувствовать своего ребенка, потому что акцент важно сделать именно на своих ощущениях. Тогда мама точно понимает, когда дать ребенку грудь, покормить его или взять на руки. Именно такой симбиоз помогает ребенку почувствовать доверие и со временем отделиться, уйти в автономию. Примерно до года мама дает ребенку в нужном объеме внимание, заботу, удовлетворяет его потребности, но потом она постепенно перестает быть безупречной для малыша, именно благодаря своей «неидеальности» мать помогает ребенку отделиться и вырасти.

Важно заметить, что для ребенка лучше «плохая» мать, чем «идеальная», так как у последней малыш чаще всего имеет проблемы с адаптацией и с пониманием своих потребностей. У «плохой» матери дети раньше учатся самостоятельности и могут во время обособиться.

Важно заметить, что достаточно хорошая мать дает ребенку столько, сколько может, без разрушения для себя. Если мать жертвует собой ради ребенка, то эта история всегда имеет печальный конец. Взрослый человек в таком случае всегда будет чувствовать вину и не сможет повзрослеть, а мать всегда будет ожидать взамен своей жизни чужую, будет привязывать ребенка к себе все крепче.

Бывает противоположная ситуация, когда мама не может побыть с ребенком в контакте. Допустим, сразу после рождения выходит на работу на полный день, тогда ее заменяет няня или бабушка. Чтобы компенсировать свое отсутствие и невозможность быть рядом, мама откупается дорогими игрушками, хорошими нянями, брендовой одеждой, лучшими репетиторами и образованием. Лучше компенсировать совместным общением, играми и контактом.

Признаки достаточно хорошей матери

Мама присутствует в жизни ребенка и удовлетворяет его потребности, исходя из возрастной нормы. Важно, чтобы ребенок понимал, что мама стабильна. В идеале, если до двух лет мама не пропадает надолго из жизни малыша, то она становится для него устойчивой предсказуемой фигурой, которой можно доверять. Проще говоря, если вы решили на неделю оставить годовалого ребенка, подумайте о том, готовы ли вы нести ответственность за последствия и компенсировать расставание.

Мама взрослая. Это может звучать смешно, но бывает так, что мама сама чувствует себя ребенком. Тогда она может жаловаться, что малыш ее не слушается, манипулирует ею. Достаточно хорошая мама в основном сохраняет взрослую позицию, не разрушается от агрессии ребенка, способна быть устойчивой и поддерживать. В ее объятиях ребенок успокаивается.

Мама не идеальна. Да, мама ошибается, не всегда понимает, чего хочет ребенок. Важно напомнить, что достаточно хорошая мама дает ребенку ровно столько, сколько может дать без разрушения для себя. А ее неидеальность — возможность для ребенка стать автономным.

Понимает свои потребности, чувства. Только разбираясь в своих потребностях и чувствах, можно достаточно хорошо понимать потребности и чувства ребенка, не путать их со своими. Бывает так, что мама не дополучила в детстве внимания родителей, тогда она может начать давать излишние внимание своему ребенку. Здесь важно ответить на вопрос: чьи потребности вы удовлетворяете? Малыша или свои?

Мама готова к отделению ребенка. Безусловно, когда малыш только родился, об этом рано говорить. Но если мама и дальше продолжает держать около себя ребенка разными способами, это негативно сказывается на его самостоятельности и самоощущении. Хорошо, когда у мамы есть своя жизнь, в том числе личная, тогда отпускать ребенка будет проще.




Во взрослом возрасте женщины часто сталкиваются с проблемами материнства: чувствуют себя недостаточно компетентными, сильно раздражаются на ребенка, не могут проводить с ним достаточно времени. Все это связано с этапами формирования материнства, которые проходит каждая женщина.

Этапы формирования материнства

Бессознательный этап

Он начинает протекать уже с самого зачатия. Как ощущал ребенок себя в животе у мамы, как проходили роды, первые мгновения, недели и месяцы — все это в будущем скажется на опыте собственного материнства.

Подготовительный этап

  • здесь девочка играет в куклы, затем примерно с 4,5 лет нянчит их. Игры «дочки-матери» — все это является тренировкой. Чуть позже дети начинают просить завести питомца, так как у них есть потребность заботиться и опекать. Хорошо поддерживать в девочках такие стремления;
  • половое созревание. Именно здесь происходит разделение половой и материнской сферы. Важно, как в семье отец и мать воспринимают взросление и изменения в теле девушки. В зависимости от отношения родителей к этому важному периоду, девочка либо превращается в женщину, либо застревает надолго в незрелости. Это может проявляться в таких чувствах как неуверенность в себе, ощущение себя ребенком. Данный этап очень значим, потому что отношение с собственным телом, понимание и принятие его физиологии, будет влиять на такие процессы как роды и кормление грудью;
  • планирование ребенка и беременность. Это очень значимый этап в становлении материнства. Желанная ли была беременность, как она протекала — эти моменты тоже будут сказываться на самоощущении женщины.

Этап накопления опыта

Только здесь мы можем говорить о том, что женщина начинает накапливать опыт материнства через роды и уход за ребенком, зачастую воспроизводя то отношение, которое получила сама, будучи младенцем и ребенком.


Все эти этапы влияют на самоощущение матери. И если на какой-то стадии произошел сбой, то последующие тоже могут протекать с осложнениями. Это важно помнить тогда, когда вы чувствуете проблемные моменты в своем материнстве. Вы не стали мамой здесь и сейчас, вы шли к этому всю свою жизнь. Отношение ваших родителей оказало самое большое влияние на то, какой вы стали мамой.

Как почувствовать себя хорошей мамой

Видеть свои успехи

Очень часто мы сравниваем себя с другими не в нашу пользу либо постоянно концентрируемся на негативе. А ведь каждый день мы делаем достаточно для наших детей: мы следим за их гигиеной, заботимся о питании и досуге, разговариваем с ними, помогаем. Если каждый вечер вы будете письменно перечислять все это, уже через некоторое время сможете ощутить результат.

Отказаться от перфекционизма

Важно принять свою «неидеальность». Не существует матерей, которые делают все на «отлично». Обычно перфекционизм выматывает нас и приводит к истощению. Настоящие человеческие отношения — живые. Здесь есть место для ошибки. Помните, что именно ваша «неидеальность» помогает ребенку взрослеть и становиться самостоятельным.

Рассматривать реальные истории

Сейчас в Интернете и на детских площадках слишком много идеальных историй. Никто не мешает рассказывать вам такие же, но от этого они не станут правдой. Общайтесь с близкими людьми, которые говорят правду о себе. Читайте блоги мам, которые пишут о реальной жизни: как они устают, не высыпаются, не понимают детей и злятся на них.

Слушать себя

Очень важно слышать свои потребности, понимать, чего хочется именно вам. Часто нам сложно ответить на эти простые вопросы: «Чего я сейчас хочу?», «Что я сейчас чувствую?». Они помогают заботиться о себе в должной степени. Потому что хорошая мама — это отдохнувшая мама.

Перестать бесконечно изучать форумы и литературу для родителей

Старайтесь опираться на свое материнское чутье. В воспитании нет готовых шаблонов и рецептов просто потому, что ребенок и мама — это два живых человека со своими особенностями. Найдите поддерживающих авторов и форумы, на которых вам будет легко и понятно. Где вы сможете черпать поддержку и вдохновение, а не вгонять себя в еще большее чувство вины.

Искать поддержку

Помните, в начале статьи я писала о том, что залог успешного развития ребенка — это нахождение в поддерживающей среде? У взрослых все точно так же — найдите клубы по интересам, динамические группы у психологов, клубы для мам — именно там вы сможете получить достаточно поддержки в своих сомнениях. Рассказывайте мужу, родителям, подругам о своих трудностях, усталости, сомнениях. Найдите людей, с которыми вы сможете делиться своими переживаниями.


Разбираться в отношениях с собственными родителями

Очень часто на наше самоощущение влияют отношения с родителями. Это очень глубокая тема для анализа. Бывает, говоря «Я плохая мать», молодая женщина обвиняет свою собственную маму в каких-то ошибках. Либо начинает действовать от противного, пытаясь перепрыгнуть свою мать в успехах воспитания. Все эти проблемы легко можно обнаружить на приеме у специалиста-психолога, либо занявшись самостоятельным исследованием своих детско-родительских отношений.

Понять, что мама никому и ничего не должна

В обществе всегда есть идеи относительно того, какой же должна быть хорошая мать. Сейчас в стране культивируется образ многодетной полной счастливой семьи. Если еще мы добавим сюда образы из Интернета — красивая ухоженная мама, у которой дома порядок, мужа ждет ужин и улыбка жены, дети в белом спокойно сидят за столом, то у мамы начнется разрыв идеальной картинки и реальности, в которой совместить все просто невозможно. К этому прибавляем стереотипы самой мамы, полученные в семье — они могут быть разнообразны, но суть их проста: «мама должна». Все, что можно сделать в этой ситуации — увидеть себя реальную. Делать работу над ошибками там, где это необходимо и позволить себе быть обычным человеком, который делает ошибки и не соответствует идеальному образцу.

Уходить от ребенка

Часто бывает, что мама боится оставлять ребенка с папой или другими родственниками, и делает большую ошибку. Очень важно уходить по своим делам, заниматься своими интересами, развивать сферы, к которым дети не имеют никакого отношения. Это поможет уходить от нездорового слияния с подросшим ребенком, скучать по детям, отдыхая от них. Тогда мама сможет возвращаться наполненной и продолжать быть достаточно хорошей.

Делегировать дела и принимать помощь от других

Бывает, что женщина обижается, если свекровь хочет помыть посуду, а гости приносят с собой еду. Виной всему стереотипы о хороших хозяйках и правильных женах. Когда у мамы на руках маленький ребенок, ей будет достаточно сложно без ущерба для своего эмоционального состояния нагрузить себя еще большим количеством домашних хлопот. Это дела лучше доверить мужу или помощнице по хозяйству. Отдых — это не роскошь.

В заключение хочется сказать, что не существует идеальных схем воспитания детей. Важно прислушиваться к себе, вовремя понимать свои потребности, заботиться о чувствах. Именно тогда есть шанс стать хорошим примером для своих детей.

: Время прочтения:

С рождением ребенка жизнь женщины меняется. Кажется, что на первом, втором и вообще любом месте теперь маленький комочек. Личное время, интересы перестают существовать, вся жизнь матери приносится ребенку в жертву. Нужна ли ему такая жертва? Об «идеальной матери» рассказывает психолог Виктория Мелихова .

В СМИ не устают призывать матерей ценить каждую минуту детства своих малышей, радоваться разбросанным игрушкам, запачканным пеленкам и ребенку, который ни на шаг не отходит от мамы. Действительно, время летит очень быстро. Скоро малыш вырастет, и мама с ностальгическим вздохом (или слезами) будет вспоминать минуты, когда он от нее зависел, нуждался в ней.

Ей будет очень не хватать бесконечных вопросов, объятий и поцелуев перед сном, размазанной по лицу манной каши. Но это будет потом.

Давайте разберемся, какая она, идеальная мама. Педиатры, воспитатели, родственники и незнакомые люди так и норовят научить чему-то маму, упрекнуть в незнании и неумении, да еще и пристыдить: «Как ты можешь этого не знать, ты же мать!».

Сталкиваясь с постоянными советами и поучениями, матери теряются. Они чувствуют себя некомпетентными, неидеальными. Разозлилась на ребенка — плохая мама. Захотела сходить к подруге без малыша — как так можно! Устала от крика ребенка — а чего она ожидала.

А нужны ли матери советы? И обязана ли она знать все и быть идеальной? И кто задал критерии идеальности... Вопросы без ответа.

«Идеальная мать» не равно «счастливая мать»

Поставим себя на место женщины, которая недавно стала мамой. Еще вчера весь мир принадлежал только ей: она могла делать, что захочет. Она планировала свое время, у нее были друзья, работа, интересы. В период беременности все близкие о ней заботились, поддерживали. Она была окружена вниманием.

Что произошло после рождения ребенка? Маленький комочек еще совсем беспомощен. Помимо молока, пеленок и кроватки ребенку нужна мама, которая обнимет, согреет, накормит и успокоит. Которая назовет своими именами все, что происходит с ребенком. Которая на время станет для него всем миром.

Нет теперь свободной женщины, есть пара мама-ребенок. И первый год жизни младенца эта пара работает на беспрекословное удовлетворение всех его потребностей.

«Я просто как белка в колесе. Каждый день одно и то же. Просыпаемся в шесть утра и началось: покормить, поменять пеленки, постирать одежду, поиграть, развлечь, снова покормить, успокоить, искупать, опять успокоить, сказку почитать, опять покормить, спать уложить.... Вот кажется все, отдых... не тут-то было! Не проходит и двух часов, как ему снова что-то надо... Я, конечно, люблю своего ребенка, но я так устала...»

«Когда его у меня не было, я могла гулять с друзьями, слушать музыку, я любила ходить в спортзал.... Теперь я практически не выхожу из дома. Я знаю наизусть все мультики, но уже совсем забыла, что любила сама».

«Я чувствую себя такой зависимой. Я просто привязана к дому и ребенку. Теперь снова как в детстве мне приходится отпрашиваться у мамы каждый раз, когда надо просто выйти в магазин. Я не могу работать, у меня нет своих денег, у меня нет своего времени».

Матерью быть не так просто. Мама — человек со своими интересами, потребностями, желаниями. Она тоже может уставать, злиться, расстраиваться. Она не всегда бывает идеальной. Да и должна ли?

Достаточно хорошая мать

Понятие «достаточно хорошая мать» ввел детский педиатр и психоаналитик Д. Винникотт. Он говорил, что «в матери есть нечто такое, что делает ее идеально подходящей для удовлетворения потребностей своего ребенка на стадии младенчества...»

Любая мать когда-то сама была младенцем и память об этом опыте хранится в ее бессознательном. Благодаря этому опыту мама знает, как нужно обращаться с ребенком. Ее не надо этому учить. Она не обязана быть идеальной.

«Детям, даже грудным, вовсе не нужно, чтобы рядом было человеческое существо, обладающее всемогуществом. Детям подойдут «достаточно хорошие родители», — говорил Д.Винникотт.

Идеальной быть невозможно, да и не нужно. На пути материнства ошибки неизбежны. Их не надо бояться. Их можно учитывать, расти и учиться на них. А вместе с тем учить ребенка принимать себя таким, какой он есть, не бояться ошибаться и пробовать снова.

Достаточно хорошая мать не боится ошибок. Она не боится пробовать и искать, просить о помощи, если это нужно.

Любая мать когда-то сама была младенцем и память об этом опыте хранится в ее бессознательном. Благодаря этому опыту мама знает, как нужно обращаться с ребенком. Ее не надо этому учить.

Она любит своего малыша и заботится о нем так, как нужно именно ему. Она знает, что не может всегда любить ребенка. Она признает, что иногда на него злится, иногда устает, иногда просто хочет побыть одна. И не испытывает за это чувство вины.

Она не боится выражать свою нежность и любовь к ребенку, не боится испортить и разбаловать его своей заботой. Но имеет смелость показать ребенку, что ей тоже бывает больно, что она тоже злится, тоже устает.

Она смело говорит ребенку о своих чувствах и потребностях. Мама глазами ребенка — это живой человек, у которого есть что-то помимо него. Услышав от нее названия чувств, он учится различать их в себе. Став взрослым, такой ребенок будет уважать себя и других, будет понимать свои чувства, осознавать потребности и удовлетворять их. Мама, которая знает, когда она хочет поиграть с малышом, а когда ей нужно просто выпить в одиночестве чашку кофе, будет лучше чувствовать и потребности ребенка.

Ребенку нужна «наполненная» мать

Помните, в самолетах всегда настоятельно рекомендуют надеть кислородную маску сперва на себя, а потом уже на ребенка. Только когда мама в безопасности, чувствует себя комфортно, полна сил, она может помочь справиться малышу. В случае катастрофы кто позаботится о ребенке, даже если на нем будет надета спасательная маска?!

Еще одна метафора. Представим колодец. Если из него все будут только брать воду, вскоре он высохнет и не сможет выполнять свою функцию — обеспечивать людей водой. Сперва он должен сам до краев напиться воды, наполниться и только после этого делиться с людьми.

Точно так же и мама. Что она сможет дать ребенку, если сама находится на исходе, если у нее самой нет сил и энергии.

Сценарий жизни дети берут от своих родителей. Только счастливые родители могут воспитать счастливых детей. Только прожив опыт принятия, удовлетворения своих потребностей, помощи и поддержки, мама может научить ребенка заботиться о себе.

«Я уж как-нибудь обойдусь, главное, чтобы ему хорошо было». Не обойдетесь. Не будет хорошо ни одному ребенку, если при этом плохо его маме.

Точно так же и мама. Что она сможет дать ребенку, если сама находится на исходе, если у нее самой нет сил и энергии.

Поэтому давайте будем не идеальной мамой, а достаточно хорошей. И представим, что, покупая себе обновку, выпивая кружку горячего чая, посещая мероприятие без ребенка, вы, словно в колодец, вливаете силы и энергию, которыми потом будете щедро делиться с ребенком.

Памятка. Что делать, если вы уставшая мама

Вы молодая мама, любите ребенка, но устали и нуждаетесь в поддержке и помощи. Какой должна быть мама для ребенка... Стоп! Мама никому ничего не должна. Но если захочет, может воспользоваться моими рекомендациями.

1 Перестать переживать и винить себя в «неидеальности». Да, вы устали. Да, с чем-то не можете справиться. И это нормально.

2 Подумать, кто может взять часть забот на себя. Муж, мама или свекровь могут посидеть с ребенком пару часов, пока вы прогуляетесь по парку и отдохнете. А может подруга возьмет ребенка на полчаса, пока вы спокойно примете ванну. Если есть возможность, попробуйте найти няню.

3 Вспомнить, чем вы увлекались до рождения ребенка. Рисование, пение, вышивка, кино... Найдите хотя бы полчаса в день, чтобы возобновить любимое занятие. Не получается полчаса? Десять-пятнадцать минут — тоже отлично.

4 Пообщаться с такими же молодыми мамами. Возможно, они поделятся ценной информацией, подскажут свои способы справляться с усталостью.

5 Не бояться говорить и выражать чувства. Можно говорить, что вы чувствуете, что вы устаете, что злитесь. Говорите с близкими, друзьями, другими мамами. Главное, чтобы вы чувствовали, что вы не одни. Вас всегда есть кому услышать и поддержать.

Все эти рекомендации о том, какой должна быть мама, помогут вам сохранить свою идентичность и значимость. Это значит помнить, что кроме матери — вы жена, дочь, подруга, специалист, человек со своими интересами и потребностями. Ваша жизнь продолжается, просто теперь добавилась еще одна область для самораскрытия. Вы делаете первые шаги в области материнства.

Наполненная и отдохнувшая мать вместе с молоком передаст ребенку запас энергии, жизненных сил, любви к жизни. Мы можем делиться только тем, что имеем сами.

Оксана Крюкова
Проект «День Матери»

Проектирование интегративного развивающего пространства ДОО.

Проект

предметно – развивающей среды в старшей группе

Тема : «Праздник мам»

Тип проекта : информационно - творческий

Возрастная группа : старшая

Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)

Вид проекта : групповой

Форма организации работы с детьми : совместная деятельность взрослого с детьми, самостоятельная деятельность.

Актуальность : По результатам бесед, опросов выяснилось, что дети не в достаточной степени имеют представление о роли мамы в их жизни, о ее занятиях дома и обязанностях на работе. У детей и родителей мало времени для общения.

В ходе проекта планируется дать возможность детям и мамам пообщаться друг с другом не в домашней обстановке, а в детском саду, проявить взаимные чувства друг к другу.

Мама - это начало нашей жизни, самый теплый взгляд, самое любящее сердце, самые добрые руки. Порой мы забываем говорить мамам самые нежные слова, признаваться им в любви, но мы знаем, пока у нас есть мама - мы находимся под защитой ангела-хранителя. В ее сердце живёт к своим детям бесконечная любовь, тревога и всепрощение. Задача педагогов стремиться сформировать у детей желание заботится о мамах, радовать их хорошими поступками, баловать ласковыми и нежными словами, преподносить подарки, не купленные в магазине, а сделанные своими руками. Поздравить маму – это подарить не просто подарок, а красивую вещицу, которую она, несомненно, будет хранить долго, и вспоминать своего малыша с радостью и любовью.

Цель проекта : Расширить знания детей о празднике о дне матери ; воспитывать любовь к маме через художественное слово, музыку, произведения изобразительного искусства. Привлечь детей к совместному изготовлению подарков самым близким людям – мамам и бабушкам, в подготовке и проведению праздника. Создать радостное настроение у детей.

Задачи :

1. Формирование целостного представления ребенка о маме как о разносторонней личности.

2. Знакомство со стихотворными и прозаическими произведениями художественной литературы по теме : «Мамочка – любимая» ;

3. Обогащение словарного и лексического запаса детей; развитие памяти, эмоционально окрашенной речи.

4. Развитие творческих способностей детей через пение, танцы, творческую совместную деятельность детей и родителей (создание поделок в ходе праздника) ;

5. Дать детям представление о празднике День Матери .

Этапы реализации.

1 этап подготовительный.

Как называется праздник в ноябре посвящённый всем женщина?

Почему он так называется?

Как мы можем поздравить мама и бабушек с этим праздником?

2 этап разработка.

Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.

Составление конспектов занятий и подготовка к празднику.

Подбор стихов, песен, малых форм русского фольклора.

Подбор книг, иллюстративного материала и репродукции картин.

Подбор дидактических игр.

Подбор музыкального репертуара.

Привлечение родителей к текущему проекту .

3 этап формирующий (познавательно-творческий) .

Познание.

Коммуникация.

Рассматривание слайдов с репродукциями женских портретов.

Беседа о маме. Чтение художествен. литературы.

Чтение стихов о маме и

заучивание наизусть :

стихотворения «Много мам на белом свете»

Знакомство и заучивание наизусть пословиц и поговорок о маме. Художественное творчество.

Рисование «Мамин портрет» ; «Рисунок для мамы»

Лепка. Пластилинография : «Тюльпан» .

Раскраски на тему :

Социализация.

Дидактические игры : «Подбери словечко»

(Мама, она какая? прилагательные) .

Сюжетно-ролевые игры : «Мама - парикмахер» , «Мама – врач» , «Семья» . Физическая культура.

Физкультминутки :

«Мамины помощницы» . Музыка.

Слушание детских песен о маме.

Заучивание песен о маме.

Разучивание танца «Нежность» , «Буги-вуги» .

Труд (ручной труд)

.

Оригами «Котёнок для бабушки» .

Работа с родителями :

подбор фотографий с изображением мам и открыток с цветами, для изготовления поделок и праздничной газеты.

Заучивание стихов к праздничному концерту.

Подбор аксессуаров девочкам для показа мод.

4 этап заключительный (подведение итогов) .

Оформление книжной выставки.

Выставки творческих работ детей.

Выпуск праздничной газеты.

Вручение подарков мамам и бабушкам.

Знание стихов, песен, пословиц и поговорок о маме.

Проведение праздничного концерта.

Предполагаемый результат :

После завершения проекта дети приобретут следующие знания :

получат новые знания о празднике "Дне Матери ", его традициях празднования;

познакомятся с профессиями женщин и их значимостью для других людей;

дети составят рассказы описательного характера о своей маме и своей семье.

появление желания быть похожими на близких людей в делах, поступках.

появление заботливого, уважительного отношения к матери

появление практических навыков детей в общении со сверстниками и взрослыми.

создастся трогательная, душевная атмосфера совместной деятельности детей и родителей в детском саду.

Формы реализации проекта :

Тематические занятия.

Организованная образовательная деятельность.

Создание творческих работ детей и родителей.

Заучивание стихотворений, песен, пословиц.

Составление рассказов о профессиях мам.

Совместное с родителями развлечение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Беседа о маме.

Цель : дать детям представление о празднике "Дне Матери ", о значимости матери для каждого человека, воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме. Воспитывать у детей желание заботиться и внимательно относиться к своей мамочке.

2. Чтение стихов о маме и заучивание наизусть В. Руссу «Много мам на белом свете» .

Цель : познакомить детей со стихами разных поэтов воспевающих мать; учить выразительно, с естественными интонациями читать стихи, активизировать память и развивать мимическую и речевую выразительность. Воспитывать уважение, доброжелательное отношение к матери , развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.

3. Рисование «Мамин портрет» .

Цель : вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров. Учить рисовать женский портрет, делать набросок простым карандашом, инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств, для передачи особенностей внешнего вида своей мамы. Продолжать развивать технические навыки и умения рисованием кисточкой и гуашью. Воспитывать любовь к своей маме.

4. Рисование «Рисунок для мамы» .

Развивать у детей творчество, воображение. Учить детей задумывать содержание своей работы, чтобы они хотели нарисовать для своей мамы; доводить начатое дело до конца. Продолжать упражнять рисовать пастельными мелками. Учить радоваться красивым и разнообразным рисункам, делиться впечатлениями о рисунках своих товарищей.

5. Лепка (пластилинография) «Тюльпан» .

Цель : упражнять детей отщипывать от целого куска пластилина маленькие кусочки, раскатывать их в тонкие колбаски и размазывать по контуру рисунка. Учить делать переход из одного оттенка пластилина в другой, использовать в работе стеку для выравнивания контура силуэта цветка. Развивать мелкую моторику пальцев рук, воспитывать чувство прекрасного, желание сделать маме сувенир к празднику.

1. Оригами «Котёнок для бабушки» .

Цель : продолжать вызывать у детей интерес к изготовлению подарков к 8 Марта. Закреплять умение детей сгибать квадратный лист бумаги по диагонали, до получения треугольника, отгибать острые углы вниз до получения ушек котёнка. Учить выполнять действия поэтапно, внимательно слушать воспитателя , развитие конструктивного мышления и воображения, внимания, мелкой моторики пальцев рук. Воспитывать любовь к самым близким людям.

2. «Рамка для маминой фотографии» .

Цель : вызвать у детей интерес к оформлению рамки для фотографии декоративными элементами (полосками, тесьмой, бабочками и цветами) . Учить детей красиво и равномерно располагать элементы на рамочке и аккуратном их наклеивании, соединять детали рамки. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать приятное.

3. Дидактическая игра «Подбери словечко» .

Цель : учить детей подбирать прилагательные к слову мама, расширять и обогащать словарный запас, воспитывать любовь, уважительное и доброжелательное отношение к самому дорогому человеку – маме. (добрая, ласковая, нежная, красивая, счастливая, любимая, умная, радостная, весёлая, улыбчивая, очаровательная, милая, заботливая, доброжелательная, обаятельная, скромная, привлекательная, модная, трудолюбивая, справедливая, хозяйственная, неотразимая и т. д.)

4. Сюжетно-ролевые игры.

«Семья» .

Цели : на правах равного игрового партнёра уточнить функции матери в семье , её роль, значимость; развивать игровой диалог, ролевое взаимодействие, умение вести сюжет, используя личный опыт и опыт товарищей.

«Моя мама – врач» .

Цель : формировать представление о профессиональных действиях врача, обучать правилам оказания первой медицинской помощи, правилам безопасного поведения безопасной игры. Воспитывать интерес к маминой работе.

«Моя мама – парикмахер»

Цель : формировать представление о профессиональных действиях парикмахера, воспитывать вежливость. Учить согласовывать тему игры : распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий. Развивать воображение, использовать в игре предметы – заместители.

5. Музыка. Слушание детских песен о маме.

«Пусть всегда будет солнце» А. Островский, Л. Ошанин, З. Петрова, С. Богомазов, В. Вайнович.

«Мама» Ю. Чичков, М. Пляцковский.

«Наши мамы самые красивые» Ю. Чичков, М. Пляцковский.

«Песенка мамонтёнка» В. Шайнский, Д. Непомнящая.

«Мама» П. И. Чайковский.

6. Заучивание наизусть.

1. «Мамина песенка» Слова М. Пляцковского.

2. «Колыбельная для мамы» .

3. «Зореньки краше» .

7. Чтение художественной литературы. Стихи.

1. «Мама» К. Кубилинская.

2. «Много мам на белом свете» В. Руссу.

3. «Посидим в тишине» , «Вот какая мама» Е. Благинина.

4. «Мамин день » Е. Виеру.

5. «Мама» Я. Аким.

6. «Мама поёт» А. Барто.

7. «Праздник мам» В. Берестов.

8. «Разные дети живут на планете» М. Садовский.

9. «На земле хороших людей не мало» Р. Рождественский.

Пословицы и поговорки о маме.

1. Куда мать, туда и дитя.

2. Сердце матери отходчиво .

3. Материнская молитва со дна моря достанет.

4. Птица радуется весне, а младенец матери .

5. Мать кормит детей, как земля людей.

6. Нет лучше дружка, чем родная матушка.

7. При солнышке тепло, при матушке добро.

8. Родных много, а мать роднее всего.

9. С матерью жить - ни скуки , ни горя не знать.

10. Самое ценное и дорогое на свете - это мать и отец.

11. Всякой матери своё дитя мило .

12. Гнев матери как снег - выпадет много, но тает быстро.

13. У кого детки, у того и заботы.

14. Мамам детушки, что частые звёздочки, светят и радуют в тёмную ноченьку.

→ Какой должна быть мама?

Какая должна быть мама? Наверно, этим вопросом задаются многие. Особенно родители, сами мамы, будущие или уже состоявшиеся.

Образ идеальной мамы складывается у нас уже в детстве. Конечно, основным источником являются собственные наблюдения ребенка: семья, друзья, окружение... Немного влияют и СМИ: мультфильмы, телепередачи, даже новостные блоки. И, примерно, к 6 годам у ребенка появляется достаточно четкий образ "мамы". У каждого "идеальная мама" своя, но есть и схожие черты.

Мама должна быть заботливой. Признайтесь, что вы чаще всего вспоминаете из детства? Обиды? Ссадины? Слезы? Нет! Мамину заботу. Как она успокаивала вас после того, как вы в очередной раз разбили коленку. Как она поддержала вас, когда никто не верил, что вы сможете научиться играть на тромбоне. Как она не спала всю ночь, измеряя вам температуру и поила вас вкусным чаем. А это сакраментальное мамино: "Надень шапку! Застегнись!" теплым апрельским днем? Всю свою жизнь мама заботится и защищает нас. Также мама должна быть уверена в себе, хотя бы в глазах ребенка. Ребенок должен чувствовать себя защищенным- это базовая потребность любого живого существа. Именно от этого чувства зависит дальнейшее формирование личности ребенка. А как чувствовать себя защищенным, когда мама сама шаг боится сделать?

Мама должна проводить время с ребенком. Никто не заменит ребенку маму. Ходите с ребенком парк, играйте с ним в его любимые игры, привлекайте ребенка к домашним делам в игровой форме, позволяйте ему подурачиться и дурачьтесь вместе с ним. Поэтому стоит уделить ребенку столько внимания сколько вы можете, но не во вред себе, ибо мама должна быть еще и отдохнувшей. Отдохнувшая, спокойная мама- спокойствие во всем доме. Мама должна позволять себе вольную: сходить в кино или кафе без ребенка, пройтись с подругой по магазинам или просто почитать интересную книгу в одиночестве. Нельзя отказывать мамам в отдыхе! Это опасно для здоровья (психического и физического) каждого домочадца.

Мама должны быть другом. Мама (впрочем, как и папа) должна установить доверительные, дружеские отношения со своим чадом. Чтобы ребенок не боялся рассказать ей о своих страхах, проблемах, переживаниях, и чтобы он знал, что мама всегда поймет и даст ценный совет. Она не будет навязывать свое мнение, она предложит варианты и оставит выбор за ребенком.

Можно еще много написать о том, какая мама ДОЛЖНА быть. Например она должна: воспитать чувство вкуса/стиля, привить любовь к книгам/науке/искусству, научить ответственности, мама должна быть терпеливой, мудрой, умной... Но самое главное- мама должна быть ЛЮБЯЩЕЙ! Если мама любит своего ребенка, то все остальное вышесказанное, идет в комплектации.

И в завершении:

"Мама — это значит нежность,
Это ласка, доброта,
Мама — это безмятежность,
Это радость, красота!
Мама — это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
Мама — в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
Мама — это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
Мама — это лучик света,
Мама — это значит ЖИЗНЬ!"

Берегите мам, они все идеальны.

Какая она – лучшая мама

Возможно, Вы ждете ребенка, может, еще только планируете беременность. И, наверное, представляете, как все это будет: Вы, Ваш малыш, муж. Все счастливы, довольны, улыбаются.

В ожидании материнства у женщин часто появляется желание делать все самой и хорошо бы – идеально. Это значит, что в квартире/доме должна быть стерильная чистота, на плите готовый ужин из любимых блюд мужа, ребенок все время улыбается, мама успевает несколько раз в день погулять с ним, вовремя переодеть в красивую одежку. Когда подрастет – развивающие занятия, различные секции, кружки. Дальше хорошая школа, отличные оценки. И ни в коем случае нельзя ребенка оставить с кем-то, ведь накормят не тем, оденут не то. И еще вдруг мама пропустит что-то важное в жизни малыша?

Сейчас на такой образ идеальной мамы очень действует реклама, где одел конкретный подгузник на ребенка или дал какое-то лекарство – и все счастливы, и спят хорошо, и опрелостей нет. А раньше? А раньше это были родственники, бабушки на скамейке у подъезда. И все норовили дать совет, а лучше несколько….

Это внешняя сторона, образ того, какой должна быть лучшая мама , но что за ним стоит? Как правило, родители внушают девочке мысль о том, что если она все сделает правильно, то получит родительскую любовь и поддержку. Но стоит ей не оправдать их ожиданий хоть в чем-то, как она видит отвержение, отказ в общении, наказания и игнорирование, а это – страшно для ребенка и воспринимается как потеря жизненно-важного ресурса (каковым и являются родители, от которых ребенок зависит во всем).

Девочка вырастает, становится мамой, а желание получить одобрение тем же путем – остается. Одобрять саму себя получается только за идеально все сделанное, ведь именно такой ориентир задали родители. «А если не сделаю, не успею, не получится хорошо, то как же я себя одобрю? Если я – не лучшая мама , то я же буду себя осуждать, мучиться.» Это – страх перед родительскими фигурами, родительскими шаблонами.

Вот бедная мама и старается соответствовать. Но давайте подумаем – а кому, чему соответствовать?

Кому нужна эта лучшая мама?

Посмотрим, что важнее всего при наличии маленького ребенка в доме? Уход за ним. А уход осуществляет мама, и, соответственно, у нее должны быть на это силы, причем, их нужно очень немало, и желательно, чтобы маме кто-то мог помогать. Но если помогать некому, то что, например, важнее – идеальная чистота в доме или отдохнувшая женщина? Ужин из нескольких блюд папе или переодетый вовремя ребенок?

Получается, что идеальная чистота, наготовленная еда, выглаженное белье ребенку-то не нужны. Ему нужны спокойные и отдохнувшие родители.

Может Ваша идеальность нужна Вашему мужу? Вы боитесь что-то потерять в отношениях с ним? Что? Если он хочет этой идеальности, то стоит, объяснить ему, что появление в доме маленького ребенка сильно меняет жизнь, особенно в первое время. А если муж все это понимает, помогает в меру своих сил и возможностей, то может быть, это требования родительских шаблонов?

Если Вас саму в детстве хвалили только за идеальные результаты во всем – поведение, оценки, то тогда получается, что необходимость стать идеальной мамой нужна не ребенку, не мужу, и даже не Вашим родителям, а Вам. Зачем? Чтобы доказать себе, что Вы все-таки не так плохи, как считали родители, критикуя Вас за оценки, неумение что-то сделать (о чем я писала ранее), сравнивая с другими детьми.

Лучшая мама – звание, которое вам хотелось бы получить только для того, чтобы иметь право себя одобрять, поддерживать и уважать. Других условий самоуважения в вашей картине мира просто не было предусмотрено.

Реальность

Известно, что в первые месяцы жизни у ребенка бывают проблемы с животиком. Чего только не делают мамы, но сделать так, чтобы животик никогда не болел, а ребенок не плакал – невозможно. И вот уже вместо того, чтобы в прекрасном настроении готовить мужу ужин, мама пытается успокоить плачущего карапуза.

Но наконец-то, он успокоился. А как же ужин? А еще в квартире убрать… А мама уже еле на ногах стоит. Ей бы посидеть, отдохнуть, а лучше поспать. Но нет – «я сама хочу все делать, и делать идеально, ведь я же – лучшая мама». Естественно, что долго жить в таком состоянии женщина не может, это просто физически невозможно. И начинает сердиться на себя, ругать.

Но боли в животике – это не единственная проблема, которая может возникнуть. Могут быть еще сложные роды или долгое восстановление женщины после родов, это может быть недостаточное количество молока, заболевания ребенка, и многое другое.

Прорезывание зубов тоже не всегда проходит гладко. Ребенок может капризничать, плакать. А многие мамы, стремящиеся стать идеальными, в таких случаях начинают ругать себя, ведь лучшая мама – та, у которой ребенок не плачет. Хотя как он не может не плакать, если ему больно? И можете ли вы изменить природный ход вещей, в котором зубы режутся именно так и никак иначе?

Реальность такова, что сделать все самой и идеально невозможно. Никто не сможет выполнять огромный объем работы без достаточного отдыха. Что Вы делаете, если устали? Идете готовить или мыть посуду? А почему не отдохнуть, да еще если ребенок в это время спит? Может, не доверяете своим ощущениям, не можете оценить, когда вам действительно жизненно необходим отдых? Недоверие себе, своим чувствам начинается в детстве.

Часто это происходит так: ребенок бежал, упал, ударился. Ему больно. А что ему говорят, пытаясь утешить? «Ну что ты плачешь? Уже совсем не больно. Уже давно все прошло.» Но он-то чувствует боль. То есть получается, что он чувствует неправильно, ведь в понимании ребенка мама или папа ошибаться не могут.

Так ребенок перестает доверять своим чувствам, слышать себя, привыкает измерять себя чужими мерками. И тогда действительно трудно сказать себе «я устала», потому что за этим всегда стоят сомнения – «а может, если постараться, я еще могу?»

«Достаточно хорошая мать»

Этот термин ввел Дональд Вудс Винникотт – британский детский психоаналитик и педиатр. Он писал: «Мне нравится использовать слова “достаточно хороший”. Детям подойдут достаточно хорошие родители, а достаточно хорошие - это вы и я. Чтобы быть последовательными и, следовательно, предсказуемыми для детей, мы должны быть собой.» Быть собой, оставляя за собой право , извлекать из них уроки.

Скажите, кто может знать Вашего ребенка лучше, чем Вы? Никто. Только Вы можете понять, когда он мокрый, когда хочет кушать, а когда просто к маме на ручки. Такое понимание ребенка возможно тогда, когда Вы будете прислушиваться к нему и к себе, а не к советам других людей. Да, может быть, это произойдет не сразу, но обращая внимание на свои чувства и доверяя им, Вы научитесь его понимать.

Если Вы, напротив, в основном опираетесь на внешнюю картинку, на чьи-то советы, рекомендации, Вы – и есть тот человек, который не доверяет своим чувствам, ощущениям.

Абсолютной правильности нет. Каждый ребенок индивидуален. А мама, не опирающаяся на свои чувства, старается подогнать ребенка под идеальность, под внешнюю правильность. Что же чувствует ребенок? Что его чувства игнорируются ради правильной внешней картинки.

Это – чаще всего и есть воспроизведение травмы самой матери, которую тоже родители когда-то подгоняли под свой идеал. И снова для очередного ребенка возникает проблема нарушения доверия себе, своим чувствам, желаниям, своему мнению, себе вообще…

Приведу пример. Жила-была лучшая мама. И больше всего ей хотелось, чтобы дочка стала успешным человеком. Для этого была выбрана лучшая школа, несколько кружков, она регулярно посещала с дочерью музеи, выставки, театры. А в школе стали жаловаться на девочку – она стала невнимательной, рассеянной.

Когда я задала вопрос маме: «Зачем девочке такая нагрузка?», мама ответила, что ее саму родители когда-то также заставляли заниматься в различных секциях, получать только отличные оценки, а ее мнением – нравится ли ей это, хочет ли она всем этим заниматься, элементарно не устала ли она – родители не считались. Теперь история повторяется с ее дочерью.

Еще один момент: если я делаю не так, как чувствую сама, а так, как мне сказали, я, таким образом, за результат-то не отвечаю – это же мне так сказали сделать. Так я и не виновата в том, что получилось. А если опираться только на себя, то значит и отвечать придется за все самой. Это бывает страшно. Почему?

Потому, что трудно взять на себя ответственность – за свои действия, свою жизнь, за свое, в конце концов, представление о том, какой именно должна быть лучшая мама в вашей семье, с поправкой на ваши реалии и индивидуальности каждого члена семьи. Но если мама сама не повзрослела, то как она сможет помочь повзрослеть ребенку, научить его самостоятельности, ответственности?

Если взрослый человек не может взять на себя ответственность, ему нужна опора на чужое мнение, советы, то возникает вопрос – а взрослый ли он? Если он хочет повзрослеть и научиться справляться со сложными ситуациями с собственным ребенком, то необходимо восстанавливать доверие к себе, к миру, учиться понимать, на что я могу влиять, на что – не могу.

И здесь, чаще всего, нужна для начала опора на кого-то, кто сможет, для начала, давать вам право на Ваши чувства, такие, какие они есть, без критики и попытки натянуть на идеальное. Лучше, если это будет психолог, который сможет в итоге научить Вас доверять собственным чувствам и собственным ощущениям. И я надеюсь, что смогу быть полезной Вам в решении этих задач.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: