Учим ребенка рукоделию с нуля. Что Вам пригодится

Обычно с появлением первого ребенка в доме, у мамы просыпается большое желание наряжать его во все одежды мира, особенно если это девочка. Если мама при этом обладает хоть небольшими навыками шитья, то составить выкройку не составит для нее труда. Тут в ход идут многие старые вещи, чтобы маленькая принцесса имела все необходимое.

Шьем детям — учимся шить, начинающим

А если навыков нет, перед тем как приступать к шитью, возникает вопрос: где же брать выкройки?

Шить по готовой, конечно быстрее и проще, особенно если нет основных навыков в составлении выкроек. Есть несколько способов найти выкройки для детей: Покупать журналы типа детской бурды или шьем детям с выкройками, скачивать эти журналы с интернета в бесплатном доступе, покупать за небольшую стоимость выкройки на сайтах в интернете, а можно немного потрудиться и освоить технику составления выкроек самостоятельно, тем более, что гораздо проще, чем на взрослого человека. В последнем случае у вас появится преимущество: вы сможете сами выбрать подходящий, удачный фасон и раскроить его по собственноручной выкройке.

Вот несколько советов начинающим шить своим детям:

2. Деткам дошколятам лучше шить не стесняющую движений одежду. Обтягивающие вещи не рекомендуются.

3. Очень хорошо украшают детскую одежду разнообразные аппликации, вышивки идр. отделки.

Я нашла небольшую полезную книжку для начинающих шить. Сама книжка еще 1991 года, но написана легко (главное прояснять все непонятые слова). Изучая эту книжку можно овладеть основами шитья, конструирования и моделирования одежды. Книга начинается с самого простого, постепенно переходя к сложному, поэтому изучать ее лучше по порядку.

Вот некоторые пункты освещаемые в книжке:

Характеристика машинных и ручных швов
Определение поперечной и долевой нитей
Способы настила ткани при раскрое
Петли
Измерение типовых фигур
Правила снятия мерок

На Руси издревле ценились мастерицы, умеющие шить, вязать, прясть, ткать и красиво оформлять жилище. Эти знания, формировавшиеся веками, передавались из поколения в поколение. На первый взгляд, в нашу информационную эпоху рукоделие и все, что с ним связано, кажется анахронизмом, пережитком старины. Однако это не так: будущей хозяйке необходимый «минимум» знаний и навыков всегда пригодится во взрослой, семейной жизни. К сожалению, не каждая мама учит свою дочку этим премудростям. А в творческих студиях, мастерских и кружках нашего города юные леди могут их освоить.

Полезных техник великое множество: можно отдать предпочтение как классическим видам рукоделия, так и современным направлениям — например, лоскутному шитью или шерстяной живописи. Не стоит забывать при этом и про вязание крючком, вышивку лентами, создание игрушек. Конечно, без усидчивости, внимательности, аккуратности и терпения на таких занятиях делать нечего, но, как говорится, не боги горшки обжигали: все получится, если постараться. Вещи ручной работы могут стать уникальными и оригинальными предметами интерьера или подарками.

Грамотные и опытные мастера и педагоги умело подскажут, направят, обязательно помогут своим воспитанницам. Кстати, бывают случаи, когда и мальчики желают освоить тонкости занятий, которые «по умолчанию» предназначены для девочек. Конечно, будущих защитников Отечества почти не встретишь в «девчоночьих» кружках, но нередко они посещают мастерские, где изделия из мягких материалов становятся частью более масштабных творческих замыслов — например, для проектов исторической реконструкции.

Вязание крючком: с чего начать?

Самое главное перед тем, как начать что-то создавать с помощью вязального крючка - это научиться правильно его держать. Такое, казалось бы, несложное правило соблюдается не всегда. В ряду советов для начинающих рукодельниц основным считается такой: держите крючок в «основной» руке (то есть для правшей это правая, для левшей - левая). Немаловажно и верно зафиксировать инструмент - между большим и указательным пальцами, а руки опереть на локти. Правильной же фиксацией нитки при вязании считается по внешней стороне ладони меж безымянного пальца и мизинца.

Вышивка. История с продолжением

Точное происхождение вышивки неизвестно. Одни ученые считают, что она зародилась в Азии, другие - в Древней Греции. Бесспорно одно: этот вид декоративного искусства имеет богатую историю. В древние века вышивка была признаком высокого социального статуса семьи, члены которой носили предметы одежды, расшитые изящными узорами. Самые богатые щеголяли в нарядах из дорогой ткани с вышивкой золотой, шелковой и серебряной нитью. Не менее ценилась вышивка белой гладью, дополненная элементами в технике ришелье. Переходы с цветной нитью отличали художественную гладь. Крест, полукрест, стебельчатый и тамбурный швы - в таких техниках вышивки украшало одежду и предметы обихода менее богатое и знатное население, в частности на Руси. В 20 веке появились такие модные техники, как вышивка лентами и тесьмой. Вышивка не утратила своей ценности и в наши дни, так как используется при пошиве эксклюзивной, дизайнерской одежды. Оригинальность ей придает сочетание вышивки со стразами, бусинками, бисером и элементами декора.

Здравствуйте, дорогие читатели блога «Шей со мной». Рада приветствовать Вас на страницах этого блога! И раз Вы здесь — то наверняка задались вопросом, как научиться шить и кроить одежду с нуля.

Я постараюсь Вам в этом помочь. Ведь это очень здорово и приятно шить себе и своим близким людям.

Во-первых, это экономически выгодно (вы сможете получить вещь в разы дешевле, чем вы бы её купили).

Во-вторых, вы сделаете себе полнейший эксклюзив. И согласитесь - это очень приятно!

И в-третьих, мало у кого есть время ходить на специальные курсы, а шить по чьим-то руководствам очень удобно. Я лично так делаю уже лет десять.

Надеюсь очень, что эти уроки шитья смогут оживить у Вас хоть один из вышеперечисленных пунктов).


Для начала, вам понадобиться следующее:

  • ножницы для бумаги
  • ножницы для ткани
  • миллиметровка
  • калька
  • обмылок
  • линейка портновская масштаба 1:4
  • угольник с прямым углом
  • булавки портновские
  • лекало
  • сантиметровая лента
  • нитки №40

Также в процессе шитья понадобятся:

  1. проутюжильник (тонкая ткань) для утюжных работ;
  2. подушечка для утюжки;
  3. пресс для обработки срезов(уменьшения толщины срезов).

Это просто список необходимых вещей, и, возможно, он Вас немного испугал. Я сейчас объясню: многие эти вещи на начальном этапе можно попросту заменить. Как, например, вместо подушечки для утюжки просто сворачиваете валиком полотенце(на нем удобно гладить рукава блузки, рубашки или боковые швы на юбках).

Портновская линейка продается в любом канцелярском магазине и нужна для того, чтоб строить чертеж в уменьшенном в 4 раза размере. Поймете все на практике.

Лекало - это такая немного изогнутая линейка, нужна для того, чтоб делать какие-то гибкие линии при построении чертежа. Бывают разных размеров и форм.

С остальными понятиями, думаю, вопросов не возникнет.

Если вы не планируете идти на курсы шитья , шить самостоятельно дома нужно начать с самого простого.

И тут Вы должны выбрать, к какой категории Вы относитесь. Если Вы хотите шить с нуля , но иголку в руках никогда не держали, то надо будет пройти основы основ. А если Вы имели хоть какой-нибудь опыт, то Вам будет немного легче).

И тогда мы попробуем начать с относительно простого. Конечно желательно, чтоб вы хоть что-нибудь помнили с математики в школе или черчения, так как нам придется немного вычислять и чертить, а иначе никак в нашем деле, разве что просто обводить выкройки своего размера. Я много лет так делала сама.

Можете находить выкройки в журналах Бурда, Оттобре и т. д. Так будет проще, может быть. Но надо признаться, что это очень ограничит Вас в возможностях.

Лучше научиться делать это самой. К тому же это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.


И начинать мы будем с прямой классической юбки - самой обычной юбки, на основе которой в дальнейшем мы научимся шить все остальные модели юбок. А их ох какой разнообразие!! Глаза разбегаются!! А после юбок уже пойдут рубашки, платья , брюки и куртки , и еще масса всего разнообразного!

И еще мне хочется сказать Вам одну очень важную вещь: ничего не бойтесь! Не бойтесь испортить ткань, не бойтесь экспериментировать. Это касается абсолютно всего — выбора ткани, выбора необычной модели. Самое плохое, что может случиться - Вы просто войдете в растрату по цене испорченной ткани. А вот тот бесценный опыт и навыки, которые Вы обретете, стоят немалых денег. Поэтому - рискуйте! Я всегда так делаю. И, как правило, имею успех. Чего и Вам желаю!!!

Вначале перед Вами стоят задачи – определить свой размер и выбрать ткань.

Научить шить ребенка просто. Ему очень нужна помощь мамы.
НО…НУЖНО ПОМНИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:
Ребенок быстро устает, поэтому для первых занятий подбираем учебное изделие, выполнимое за 1 час, а в дальнейшем разбиваем работу на части.
Учебное изделие должно быть очень нужной и полезной вещью. Иначе ему будет неинтересно.
Ребенок должен обязательно получать положительные эмоции, несмотря на то, красиво или нет выполнено задание. Если что-то сразу не получилось, обязательно объясняем, что у всех начинающих это что-то не получается с первого раза и у мамы тоже когда-то это не получилось.
Нельзя хвалить ребенка за кривые строчки. Ребенок должен понимать, что кривых строчек не должно быть. Тогда он будет стремиться делать все аккуратно. Не заставляйте ребенка переделывать первые изделия. Оставьте их на память такими, какие они есть.
Можно попросить знакомых или родственников подыграть вам. Ведь они не умеют шить, и, наверное (по вашей просьбе), не увидят кривую строчку. Пусть они похвалят ребенка и закажут ему такую же вещь для себя и обязательно за определенное вознаграждение. У ребенка появляется хороший стимул к работе и повод повторить учебный материал уже без ошибки.

Устройство рабочего места.
Все мы прекрасно знаем, как должно быть обустроено рабочее место. Я лишь расскажу, как его приспособить для ребенка.
на фотохостинг →
Мне очень нравится вот такой стул. Из обычной доски муж смастерил мне специальную подставку под ноги (высота подставки 18см, длина 45см). Благодаря этой подставке мне очень удобно на немного приподнятом стуле, ноги не устают, и я не закидываю ногу на ногу. Ведь это вообще-то вредно. Под подставкой разместились две педали. А для ребенка эта подставка вообще оказалась очень необходимой вещью. Мы подняли педаль на подставку и ребенку очень удобно доставать до нее своей ножкой.

А теперь немного правил по технике безопасности.
Я не буду перечислять все мыслимые и немыслимые правила типа: провод нельзя перерезать ножницами - иначе ударит током (правила обращения с бытовыми электроприборами, в том числе с утюгом и розетками должны были быть усвоены еще в детсадовском возрасте); возле гладильной доски под ногами должен лежать резиновый коврик (думаю, что дома ни у кого нет такого коврика) и т.д. Ребенок не выучит эти правила, или количество этих правил отпугнет его от этого прекрасного занятия. Остановимся на самых важных правилах на данном этапе:
1. Девочкам желательно подвязать свои косы корзиночкой или сделать такую прическу, что бы волосы случайно не попали под ножницы или в движущиеся части машины.
2. Ножницы. До этого дня ваш ребенок если и держал в руках ножницы, то это обязательно были маленькие детские достаточно тупые ножницы для уроков труда или маникюрные. Теперь ему предстоит работать настоящими острыми ножницами. Можно показать ребенку как эти ножницы могут перерезать сложенный в несколько раз лист бумаги и обязательно нужно объяснить - палец ножницами он не отрежет, а вот ранку сделать может. Нельзя отвлекаться при работе с ножницами.
3. Игла. Она так и хочет потеряться. Для работы даем ребенку только одну иглу. Так за ней легче следить. Для иглы должен быть специальный домик - игольница. У меня в игольнице несколько игл. Поэтому для ребенка нужна отдельная игольница с одной иглой. На первом занятии (это очень нужно и полезное учебное изделие может стать предметом вашего самостоятельного занятия) ее успешно заменит обычная хозяйственная губка, большой магнит с холодильника или сложенный в несколько раз носовой платочек/лоскут. Желательно оставлять в игле нитку. Я решила не тратить время на изготовление игольницы и выделила для этих целей губку.
4. Булавки. Должны быть обязательно с шариками и для их хранения нужно выделить небольшую баночку или коробочку с плотной крышкой. Я храню их в круглой баночке из под гигиенических ватных палочек.
Мне часто приходится делать выездные примерки и эта очень удобная емкость с плотной крышкой идеально подходит. В нее легко вмещаются булавки, маникюрные ножницы, обмылок, катушка ниток с иглой и сантиметровая лента. Дома я храню булавки прямо в крышке этой баночки. Булавок у меня много, но ребенку я выделила 20 штук. Ему этих пока достаточно.
5. Утюг. Вряд ли ваш ребенок умеет им пользоваться. Он, конечно, знает, что там очень горячо и будет больно. Теперь нужно приучить ребенка правильно включать и выключать утюг. Для этого показываем, как нужно придерживать розетку и включать или выключать утюг. У меня утюг паровой. Объясняю, что паром тоже можно обжечься. Нельзя наклоняться над утюгом. Нельзя отвлекаться- можно обжечься или испортить свое изделие. Во время глажки поднимаем утюг подошвой от себя. Можно дать ребенку несколько лоскутов и показать различные температурные режимы.
6. Швейная машина. Опускаем пока устройство машины, вернее упрощаем его до нескольких составляющих. Игла очень сильная, так двигается она двигателем и может пробить палец. Если ребенку сложно управлять электроприводом, попробуйте купить специальную педаль. У меня на педали от электропривода есть кнопка, которая позволяет замедлить ход машины в два раза. Покупала я эту педаль в отделе швейных машин лет 10 назад специально для того, что бы было легче работать на малом ходу при выполнении машинной вышивки (в технике свободного движения) без вреда для двигателя. Ростик мой справился с электроприводом блестяще. За каких-то 5 минут он научился строчить на малом ходу без специальной кнопки. Сделали мы это в игре (я не стала заправлять в машинку нитки, челнок тоже не ставила, поэтому нашей игле ничего не угрожает). Итак, наша машинка умеет жужжать. Поставим ножку на педаль - тишина, своей рукой совсем немножко нажмем на ножку - ножка на педаль - машинка начала жужжать, а игла еще не движется. Просим ребенка заставить машинку пожужжать самостоятельно. Теперь пробуем малый ход. Сначала машинка должна жужжать, потом начнет двигаться игла, удержим машинку на малом ходу. Затем немного быстрее, немного медленнее.
7. Оверлок. Увидев иглу, ребенок сразу скажет, почему тут опасно. Но это еще не все. У этой машинки есть еще ножи. Они подравнивают край, срезая ножами лишние ниточки. В новых моделях появилась защита от случайного травмирования ножами. На лапке есть специальный выступ, прикрывающий ножи. Несмотря на эту защиту, объясняем, что тут для наших пальчиков опасно. А если невнимательно работать, то можно и изделие испортить.

Далее, заправляем нитки в швейную машинку, и позволяем ребенку немного построчить в произвольном направлении. Учим поднимать лапку, поворачивать ткань.
Затем можно выполнить следующие упражнения, обязательно необходимо попросить ребенка повторить правила техники безопасности при выполнении каждого упражнения.

Разрезать лоскут по линии, заранее проведенной под линейку.
Разрезать лоскут по нарисованной кривой линии.
Прострочить по линии, заранее проведенной под линейку.
Прострочить на ширину лапки сначала слева от края среза, затем справа от края.
Обработать прямой срез на оверлоке.
Обработать округлый срез на оверлоке.
Прострочить по лабиринту.
Прогладить лоскут ткани.

Если ребенок не устал и еще способен воспринимать информацию, учим наматывать шпульку, заправлять нитки в машинку и оверлок. Отдельно на этом я останавливаться не буду.

Ножницы и иголка - как научить ребенка пользоваться этими, на первый взгляд опасными предметами? В каком возрасте можно доверить малышу такие орудия труда?

С недавних пор мой трехлетний ребенок не может равнодушно смотреть на швейные принадлежности. Каждый раз, когда я достаю коробку с нитями и иголками дочь упрашивает меня пошить что-то вместе.

Раньше эти просьбы заканчивались просто: я сама что-то простенькое шила, а малышка наблюдала за моими действиями. Сейчас такой номер не проходит: она сама тянет иголку, нитки, пытается нанизывать иголку на нить, ну и в обязательном порядке, есть множественные попытки проколоть, прошить, вышить или пошить что-нибудь самостоятельно.

Три года, это ведь еще маленький ребенок, что бы спокойно дать ему иголку в руки? Но если он испытывает к этому предмету большой интерес, если он действительно хочет научится им пользоваться и старается это делать, не отбирать же у него это страшное, на первый взгляд увлечение?

Отбирать или нет

Почему не отбирать:

  1. Каждый раз, «отбирая», что-то безумно интересное и важное у малыша, по той или иной причине, вы рискуете подавить интерес к окружающему миру у своего чада, а также желание чему либо учится. Таким образом вы притупляете любознательность ребенка, его стремление познать что-то новое для себя.
  2. То, на что у вас сегодня нет времени или желания, завтра может уже не заинтересовать ваших детей.
  3. С другой стороны - очень строгие запреты порождают очень большой интерес. В один прекрасный момент ребенок может получить желанный предмет своего нераскрытого интереса, сам, без вашего разрешения, участия и ведома. И тут уж лучше что бы он знал правила пользования и понимал, как опасно то, что он сейчас держит в руках.

Не подумайте, я не совсем еще с ума сошла, я не агитирую давать ребенку в руки все, что ему взбредет в голову. Лишь хочу сказать, что каждый яркий интерес вашего ребенка, к явно небезопасным предметам (не обязательно иголке и ножницам) должен быть вами прокомментирован, а не проигнорирован. Обязательно объясните, а может и не раз, так что бы малыш точно понял, что такого страшного в том, чем ему захотелось поиграть? Если можно, замените страшный взрослый предмет - детским игрушечным и не страшным.

Альтернатива запретам

Нужны альтернативные методы , а не полные запреты - это ведь предмет, которым рано или поздно каждый ребенок должен научится пользоваться. Например: кухонный нож замените детским пластмассовым, молоток - игрушечный молоток, иголка - есть иголки из пластмассы, ножницы - купите детские, для всей бытовой техники есть свои игрушечные аналоги: утюг, печка, миксер, фен… ну вы сами знаете.


Вернемся к нашей интересной для многих деток и родителей творческой теме.

Когда можно начинать учится шить и вырезать?

Или просто кромсать бумагу, и штопать все, что попадет под руку, потому что это интересно и увлекательно, мы ведь никогда еще этого не делали!

  1. Когда есть явный интерес к не совсем безопасному, но полезному и нужному предмету рукоделия;
    Когда есть элементарное понимание того, что с ним нужно делать (как держать, к чему прикладывать и куда направлять, здесь обязательно нужны ваши советы и подсказки);
  2. И главное - у ребенка должно быть осознание того, в чем опасность пользования подобными интересными и полезными вещами (вы должны «на очно — понарошку» показать ребенку какие неправильные, неловкие действия могут привести урок «очумелых ручек» к очень неприятным результатам.)

Жмакаем, кромсаем, а потом режем и вырезаем!

  • Первое, что нужно сделать для того, то бы спокойно дать ребенку в руки ножницы - это купить простые, но специальные, безопасные детские ножницы, они есть в любом канцелярском магазине, стоят копейки. В чем их преимущество - лезвия этих ножниц спрятаны в пластмассовый чехол, кончики их закруглены.
  • Второе, возьмите лист или пачку бумаги, можете попробовать и не очень твердый картон, а может, наоборот - салфетку. Такое разнообразие предметов порезки не обязательно, но желательно, чтобы определиться с тем, чем ребенку интересней и легче справиться.
  • Третье, покажите малышу, как нужно держать ножницы, как двигать пальчиками, чтобы лезвия могли разрезать бумагу. Для начала можно просто потренироваться - пощелкать лезвиями в воздухе.

Кстати, учить держать ножницы ребенка лучше у себя на руках - так вам будет удобнее показывать и контролировать действия малыша. Большой и средний палец должны быть продеты в кольца, указательный палец снизу, помогает на нужное расстояние раздвигать лезвия и поворачивать их.

Будьте готовы к тому, что у ребенка не сразу все получится. Вначале ножницы будут жевать бумагу, потом понемногу резать. Возможно вам придется посидеть не один вечер, и испортить много листиков, но наградой будут сверкающие глаза малыша у которого, все же вышло вырезать непонятную фигурку из очередного листочка.

Сейчас мы вырезаем вот такие бесконечные «змейки». Но прежде, моя малышка перерезала кучу листов, потом самостоятельно принесла рулон туалетной бумаги и резала ее пока уже некуда было деваться, и вот наверное, после того испорченного рулона, она научилась вырезать кружочки, и еще какие-то фигурки. Иногда может час сидеть и только резать, резать и резать… Ребенку интересно! Также и полезно - это развитие , внимательности, воображения, концентрации внимания… Я ничуть не сопротивляюсь и бумаги мне вовсе не жалко, а от мелких обрезков на полу мы легко избавляемся вместе — с помощью пылесоса.

Шьем и вышиваем

Для того что бы ваш жаждущий ребенок научился шить безопасно для себя и всей семьи, также необходимо ваше участие.

  • Первое - купите пластмассовую иголку или если совсем уже невмоготу, и нужно срочно учится шить, то найдите толстую иглу с тупым концом, и желательно большим ушком.
  • Второе. Для первых уроков детского шитья вам не подойдет ткань, нужно что-то менее гибкое, более твердое, то что легче держать и удерживать в детских руках. Например, мы выбрали простые листы бумаги и тонкий картон. Лист держится в руке ровно, не падает вниз и не облегает руку, он не выскальзывает от прокола иголкой, что увеличивает безопасность рукоделия.
  • Третье. Вам нужно все показать и объяснить ребенку. Вначале, контролировать его ежеминутно, пока он не приобретет необходимый навык и не научится безопасности. Объясните где острый конец иглы, и где ее ушко, какие их функции. Покажите как нужно шить, очередность движений иголкой, рукой, как следить за нитью.

Один маленький совет: Завязывайте оба конца нити в узел, что бы она не выскальзывала из иглы постоянно, ведь ребенок еще не состоянии уследить этим, а вам не понравится каждые несколько минут заправлять нитку в иголку.

Еще одно маленькое изобретение для того что бы научить ребенка шить: вот такая пластиковая тара, бывает очень и очень полезной.

И вышитые трехлетним ребенком сердца. Сейчас это у нас самый любимый объект для вышивания.

Наверное, можно уже немного учится как-то более целенаправленно вести иголку, а то у нас полный творческий хаос.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: