Тканые ковры. Сделать коврик из старых вещей — Легко! Как соткать ковер в домашних условиях

Тёплый и уютный домашний декор, беспрецедентная актуальность которого в последние десятилетия удачно используется дизайнерами для предложения новых изделий, может быть вполне сделан своими руками, причём не хуже, чем это делают знаменитые мастера. Такой декор делает обычное жилое пространство по-настоящему родным домом.

Одним из таких любимых предметов декора, безусловно, является коврик. Ещё недавно модная тенденция оформления интерьера ковровыми изделиями в восточном стиле видоизменилась. Она преобразовалась в нечто новое, минималистично-уютное, незамысловатое, но исключительно дополняющее любой интерьер. Тканые, валяные и вязаные коврики при всей своей простоте способны органично влиться в практически любой интерьерный дизайн, разбавить строгие минималистические линии современных органических интерьеров, внести бионическую составляющую в классический дизайн, сделать интересными и современными статичные «старые» стили, стать изящным дополнением в интерьерах стилей ар-деко, модерн, поп-арт и пр.

Актуальность напольного декора и ручное исполнение предполагает также его высокую стоимость. Но, оказывается, создать такое изделие, как домашний коврик, вполне доступно каждому. Что отличает технику изготовления ковровых изделий от других художественных техник? Это преимущественно недорогие ручные методы изготовления, поэтому выполнить красивые коврики могут не только дизайнеры с именем.

История славянского коврика

Плетение зародилось на заре человечества, свыше 25 000 лет назад. Изготовление ковриков, половиков, дорожек появилось одновременно с появлением ручного ткачества и вязания. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из поколения в поколение.

Широко известной техникой является плетение персидских ковров. Распространение ковровой техники на основе шерсти связано в большей мере с развитием скотоводства и доступности шерсти как материала для изготовления. Ковры были одновременно украшением и утеплителем жилья кочевников, кроме того, они были идеальными для перевозки, так как занимали мало места. Изготовление ковриков малого размера первоначально было связано с религиозными восточными ритуалами, в музеях представлены уникальные образцы ручного плетения. Персидские ковры ручной работы до сих пор предполагают практически филигранную технику плетения, которая не может быть воспроизведена при помощи машин, и имеют баснословную стоимость.

Ткацкий станок 19 века и мастерица Евсеева Лидия Ивановна, село Крошнозеро, Карелия

У славянских народов ковровые изделия и половики относятся к «низовым» техникам, которые не предполагают высокий уровень мастерства как ткачество более тонких тканей, плетение кружев, кружевное вязание. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Такое использование изначально имело только практическую составляющую, так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к респираторным заболеваниям. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора.

Домотканый половик в русской избе

Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, придание нового качества старым вещам. Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала. Изначально ткань резалась на длинные куски шириной 0,5-2 см, а после прокручивалась на веретене. Дальше их ткали обычным способом, используя в качестве основы нити из прочного материала — конопляные, льняные, хлопчатобумажные. Обычно метод ткачества половиков предполагал двухнитовую технику, но встречались также коврики, тканые на трёх- и четырёх нитях. Для ткачества половиков использовались специальные берды с более крупными зубьями, они применялись для сбивания нитей в единое полотно.

Как правило, не существовало какого-то специального эклектического смысла в рисунках и орнаментах дорожек, как это свойственно другим техникам народного рукоделия. Декоративный эффект достигался за счёт разного цвета нитей, больше всего встречаются «иррегулярные» дорожки без какого либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, дорожки напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер . В качестве украшения половиков использовались различные техники, например, применялись «бантики» и «бабочки», которые делались из контрастных вставок с поднятым ворсом. Для сложных узоров использовались известные текстильные техники: оборачивания, закладного ткачества, ручных переборов. В качестве декора или границы рапорта делались «косички» — белая и красная или чёрная нити скручивались вместе и использовались для прокладывания полосы узора.

Кроме домотканых половиков на Руси были популярны круглые коврики. Для плетения таких ковриков использовалась более сложная техника плетения косичкой на основе, немного позже для упрощения использовались сплетённые косички, которые сшивались между собой, также широко использовалась техника вязания половиков крючком. В качестве основного узора при вязании крючком применяется обычный столбик без накида.

Входные коврики

Вход в жилище имеет определённый смысл. Входные коврики являются визитной карточкой любого дома, они передают эмоции хозяев, радостно приветствуют всех вошедших, защищают дом от «дурной» энергии и сглаза. Кроме того, входные коврики должны быть функциональными, крепкими, их изготавливают из плотных грубых материалов, часто на прорезиненной основе. Входные коврики обычно делают из тёмных материалов, чтобы они меньше пачкались. Идеальным решением для входа будут яркие разноцветные деревенские коврики, на которых не видна грязь.

Популярным решением для входа будут различные соломенные коврики, которые можно сплести самостоятельно — используются как техники плетения косичкой, так и тканая техника. Единственным недостатком таких ковриков является тот факт, что со временем солома начинается сыпаться, однако качественный срок службы таких ковриков составляет несколько лет.

В качестве материала для изготовления входных ковриков рекомендуется использовать жёсткие толстые верёвки, декоративность коврику придают разные цвета. Крепление верёвочной нити в таких ковриках может делаться по-разному. Выполненная из верёвки декоративная часть коврика крепится с помощью силикона или клея, а потом приклеивается на прорезиненную основу. Такой коврик вполне может быть использован на улице.

Коридорные половички

Внешний вид, фактура, размер коридорных половичков зависит от вида помещения. Среди них наиболее актуальны домотканые дорожки, особенно для длинных узких коридоров. В маленьких квартирах могут использоваться коврики различных размеров и цветов, материал для изготовления выбирается из расчёта необходимой функциональности половика, срока службы, количества постоянно проживающих в квартире. Чем меньше требований к износостойкости, тем больше возможностей для творчества.

Плетение половика из верёвки по методу вязания крючком, такой коврик может быть использован в коридоре, гостиной, спальне

Безусловно, традиционная славянская техника изготовления половиков позволяет сделать из напольных дорожек нечто большее, чем просто покрытие. В настоящий момент разноцветные дорожки являются полноценным декором, который вносит жизнеутверждающую нотку в любой интерьер. Элемент декоративной органики, придание вещам возможности второй жизни, удивительно позитивные цветовые образы делают применение такого традиционного декора популярным. Немаловажно, что такие тряпичные половики хорошо стираются, не изнашиваются, не накапливают пыль, чем не могут похвастаться другие напольные покрытия, представленные в магазинах в широком ассортименте. В большинстве случаев такие коврики натуральные, хотя могут использоваться и синтетические ткани. Коврики могут быть как летние, так и зимние шерстяные. Сменные коврики очень удобно хранить в свёрнутом виде в шкафу.

Половик, связанный крючком из тонких хлопчатобумажных тряпичных лент

Современные тенденции изготовления ковриков

Ручные техники изготовления различного декора давно эксплуатируются дизайнерами, не исключением являются и коврики, которые предлагают огромное пространство для творчества и самовыражения. Используемые техники позволяют создавать практически любые узоры, экспериментировать с цветом, создавать новые оригинальные решения. И всегда цветные коврики будут связаны с позитивными эмоциями. Их любят дарить, украшать интерьеры и создавать самостоятельно.

Простой и доступной техникой плетения ковриков, безусловно, считается техника плетения «косичкой» и сшивания отдельных косичек между собой. Использование различных материалов позволяет проводить сногсшибательные эксперименты, как, например, изготовление ковриков из флисовых лент различных цветов. Такие коврики могут быть использованы в качестве покрывал, салфеток. Новые материалы для плетения, конечно, позволяют более тщательно подбирать цветовую гамму, она становится более гармоничной, изысканной. Мастера используют мягкие переходы между оттенками, экспериментируют с формой коврика, создают удивительные коллажи, которые вливаются практически в любой интерьер. В представленном внизу примере косички сплетаются, для сшивания коврика прокладывается строчка «зигзаг».

Объектом авторского дизайна становятся коврики для детских и спален. В настоящий момент изготавливаются мягкие коврики из помпонов, пушистые ворсовые коврики, коврики филейной техники. Такие коврики занимают достойное место у каминов, возле кроватей, в детских.

Коврики могут быть выполнены в технике гобеленов, пожалуй, это будут самые дорогостоящие коврики, но результат превзойдёт задуманное. Гобеленовая техника ткачества в последнее время становится всё более популярной, именно поэтому она используется мастерами для изготовления дорогих авторских ковриков. Заранее созданный эскиз, тщательный подбор ниток позволяет получить экстра-результат. Для удобства изготовления за основой крепится цветной эскиз в натуральную величину. Плетение ковров по технике гобелена — кропотливая и медленная работа, но результат стоит временных затрат.

Коврик, изготовленный в гобеленовой технике, и процесс изготовления гобелена

Как сделать коврики своими руками

Изготовить коврики самостоятельно можно несколькими способами. Самым простым методом будет плетение ковриков косичкой. Это нетрудоёмкий простой и эффективный способ получить красивый коврик с собственным дизайном, идеально подходящим под ваши предпочтения.

Формы ковриков из косички могут быть совершенно разными. Если вы решили изготовить коврик из старых вещей, то тряпичная нить должна быть соответствующим образом подготовлена.

Для красивого плетения косички важно делать чистые соединения тряпичных лент между собой. Это можно сделать, например, следующим образом:

Коврики косичкой могут быть также сплетены на основе, это позволяет исключить необходимость сшивать косички.

Схема плетения коврика на основе: 1 — левое плетение; 2 — правое плетение; 3 — плетение с просветом; 4 — копактное плетение; 5 — плетение с чередованием наклона; 6 — плетение с постоянным наклоном

Плетение коврика можно делать на достаточно простом оборудовании, причём длину коврика также можно регулировать, переставляя полотно. Радиальные коврики плетутся по той же технике с радиально закреплённой основой. В зависимости от толщины матерчатой нити можно регулировать размер раппорта, конечно, чем тоньше исходные ткани, тем будет тоньше нить. Как было показано выше, тонкие ткани укрепляют несколькими сложениями.

Видео: мастер-класс по плетению прямоугольного коврика на ткацком станке

Альтернативой плетения на станке может быть вязание крючком. Причём получаются очень красивые коврики из бельевых и блузочных тканей. Если вы делаете нить из маленьких кусочков ткани, то советуем резать её по кругу, чтобы избежать многочисленных соединений. Подготовка нити и само плетение — процессы кропотливые, как правило, плетение 1 м 2 коврика занимает около 5 часов.

На готовом изделии нужно хорошо закрепить нити основы. Во многих случаях края дорожки обшиваются лентой, которая может быть дополнительным декором. Наиболее часто нити основы закрепляются и оставляются в виде бахромы, украшающей края дорожки. Плетение на основе позволяет делать разнообразные рисунки. Фактура вашего коврика будет зависеть от толщины нити, чем тоньше нить, тем больше коврик будет похож на гобелен.

В заключение скажем несколько слов о создании ворсовых ковриков на основе. Такие коврики приятны к телу, а техника позволяет создавать сложнейшие рисунки. Для того чтобы сплести коврик, нужно заготовить крепкую основу с редкими нитями и подготовить нити одной длины. Как правило, такие коврики выполняются из пряжи. Крепление ворса проводится по схеме, которая показана на фото.

Также интересным решением является изготовление ковриков из помпонов, для этого необходимо сделать сначала помпоны по схеме, расположенной ниже, затем они крепятся на основу. Из заготовок разного цвета можно создавать различные рисунки, изготовление ковриков из помпонов является превосходным способом утилизации остатков пряжи.

Схема изготовления помпона

Крепление помпонов к основе

Различные варианты ковриков — входных, прикроватных, дорожек, половичков, позволяют нам сделать любое, даже самое скромное жильё, уютным и комфортным. Коврики могут быть изготовлены из различных материалов, предназначаться для разных сезонов. Они удобны для хранения, уборки, достаточно износостойки. Кроме того, старинные техники изготовления половичков позволяет избавиться от надоевших вещей и дать им новую жизнь в виде коврика, который долгие годы будет радовать глаз. Всё зависит от вашего желания, возможностей и фантазии. Любой коврик будет самобытным и по-настоящему авторским.

Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы поговорим о коврах. Они есть у каждого дома, лежат на полу, или висят на стене. Спасают нас от холодного пола, или служат просто украшением, но нет наверное ни одного человека на земле у которого нет или не было ковра.

А что мы знаем об этом красавце? Большинство наверное знает только то, что сегодня существует два вида ковров:

  • натуральные — которые ткут вручную из окрашенной шерсти,
  • синтетические — изготавливаются на фабриках из синтетических материалов.

В давние времени ковер использовали для утепления жилища, тогда как в наши бни он несет чисто декоративную функцию.

И если раньше это был предмет роскоши, который берегли, передавали из поколения в поколение, то теперь, на фабриках ткут тысячи ковров в день, превратив его в продукт доступный, массового потребления.

Конечно в обоих случаях есть свои плюсы и минусы, но никакой фабричный ковер не сравниться в ковром ручной работы.

На Livejournal я нашла рассказ Николая Рыкова о поездке на Кавказ за ковром. Это живой и очень живописный рассказ » из первых рук», который интересно послушать.

Известно, что чай делают в Индии, в Германи – автомобили, а великолепные шерстяные ковры – в Табасаране. Я имею в виду настоящие, ручной работы ворсовые ковры, пёстрые узоры которых были придуманы много веков назад.



Мы поехали в Дагестан, чтобы как можно больше узнать об этом крае - стране гор - и конечно же не могли не заехать в то место, которое на весь мир славится своим ковровым производством - Табасаранский район. Между прочим, табасаранцы являются единственным народом России, которые продолжают заниматься традиционным видом национального искусства - ковроткачеством.

Известный скепсис о «фотографии на фоне ковра» породил несправедливое отношение к нему как к ненужной, давно устаревшей вещи. К тому же наши квартиры, в которых каждый стремится выразить свою индивидуальность, всё менее становятся похожими на жилища наших предков - и часто наполняются бессмысленными вещами.

Но жизнь летит очень быстро, и с годами начинаешь постигать ценность тех вещей, которые были придуманы много поколений назад. Мы с Янкой давно уже поняли, что ковёр в доме - вещь полезная, поэтому стали задумываться над тем, где бы его раздобыть. Поездка в Дагестан оказалась как нельзя кстати, став для нас своеобразным паломничеством за ковром.

Табасаран встретил нас великолепными пейзажами гор. Сочные краски зелёных долин, освещённых косыми лучами солнца, выглядели особенно торжественно на фоне надвигающихся свинцовых туч. Мы ехали в гости в один из многочисленных домов, где делают ковры, а в этом как раз заканчивали работу, начатую ещё полгода назад. Хозяева согласились нас подождать, чтобы мы смогли своими глазами увидеть завершение многомесячного труда нескольких мастериц. Мы конечно же спешили. По дороге Магомет - наш дербентский друг, который и организовал эту поездку - рассказывал историю Табасарана и в частности историю ковроделия.


Когда-то ковры были не такими нарядными, как сейчас, и служили вовсе не для украшения комнаты. Кочевые народы, населявшие страны Востока, стали делать их для своих жилищ в первую очередь как функциональную вещь, которая помогала бы хранить в доме тепло, без труда перевозилась из одного места стоянки в другое и при этом служила бы много лет. Со временем ковры стали покрывать узорами, которые делались всё более сложными и изящными, и по их убранству можно было судить о благосостоянии хозяина. Ковры стали предметом роскоши, не теряя при этом своих первоначальных качеств, и из бедных хижин перекочевали в дворцы восточных правителей и влиятельных богачей.

Сегодня ковры обязательно есть в каждом дагестанском доме: в семьях победнее лежат сумахи - безворсовые коврики, а в зажиточных домах полы устланы просто великолепными экземплярами - толстыми, с высоким ворсом и очень приятными на ощупь. Мы, заходя к кому-нибудь в гости, обычно не обращали на них особого внимания, пока не приехали в Табасаран и не узнали о том, сколько времени и труда стоит один такой шедевр.


Нас встретила Умганат Сулейманова - местная жительница, поэтесса и просто хороший человек. Ковры здесь делают почти в каждом доме - если не для продажи, то просто для себя. Умганат не исключение: говорит, когда плетёт ковёр - отдыхает душой.











Мы отправились в следующий дом, где пятеро мастериц заканчивали ткать большой ковёр. Работа над ним велась более шести месяцев!



Сняв по обычаю обувь перед крыльцом, мы по очереди протиснулись в маленькую комнатку, половину которой занимал станок. На нём был натянут очень красивый, почти готовый ковёр, а перед ним на низкой скамейке сидели женщины. Понять что-то в сложном переплетении разнообразных ниток и вспомогательных палочек просто невозможно. Назначение некоторых инструментов и вовсе не ясно. Женщины улыбаются, видя наше замешательство - они-то не глядя могут вязать свои сложные узелки, попутно рассказывая нам о своей работе и на примере показывая тонкости ремесла.




Чтобы сделать ковёр, для начала готовят основу: плотные хлопчатобумажные нити туго и тесно натягивают на раму параллельно друг другу. Затем к станку садятся несколько женщин - и начинается основная работа. Оперируя специальным крючком, они завязывают вокруг каждой нити особый узелок из цветной пряжи. Скорость, с которой движутся руки мастериц, фантастическая - так что невозможно уловить, как именно они завязывают узел.

Когда закончен ряд, его прессуют специальным тяжёлым гребешком, а неровные концы обрезают большими ножницами. Таким образом образуется определённой глубины ворс. Чтобы не ошибиться с рисунком, женщины сверяются со схемой по шпаргалке, а самые опытные ковровщицы знают узор на память.



Особое внимание в ковровом деле уделяется пряже. Самым ценным считается ковёр, сделанный из крашеной натуральными красителями шерсти. Как получить тот или иной цвет известно с давних времён - ведь раньше не было искусственных красок. Самые разнообразные цвета можно получить из растений и минералов, а также из некоторых насекомых.

Например, традиционный для дагестанских ковров красный цвет добывают из корня растения марена. Также многим знаком такой естественный краситель как хна, из которого получается красивый оранжевый цвет. В наши дни чаще используются синтетические красители. Это делает ковёр немного дешевле, так как не тратится огромный труд на сбор и обработку компонентов натуральных красителей, однако качество ковра от этого не уменьшается.



За рассказом женщины закончили свою работу. Одна из них разрезала нити-основы - и красивейший ковёр торжественно перенесли во двор для его первой фотографии. Теперь он должен отправиться к своему владельцу, которому прослужит не менее 300 лет - нетрудно представить, сколько будущих поколений увидит этот ковёр.






Когда мы приехали в гости к Мигдету Гаджиевичу, мы уже поняли, что уехать из Табасарана без ковра у нас не получится - это было как раз то единственное место, где нужно совершать подобные приобретения. Мигде, в прошлом директор местной школы, а сегодня - человек, который вместе со своей семьёй пытается сохранить в районе ковровое производство, также рассказал нам немало интересного.

С древних времён табасаранцы занимаются ковроделием, и ковры здесь ткали в каждом доме – и для себя, и для продажи. Мастерство передавалось от старших младшим: девочки с раннего детства смотрели, как работают мамы, и молодыми женщинами уже становились опытными мастерицами. В табасаранских семьях женщины были основными кормильцами семьи, так как зарабатывали много больше мужчин.

В советские годы в Табасаране было налажено организованное производство ковров. Их стали ткать не по домам, а в одном большом ковровом цехе, куда приходили работать практически все женщины селений. В наши дни этот цех ещё работает, но уже далеко не в полную силу, а большая часть ковровщиц снова вернулась к работе дома.

Ковровый цех.









Пока мы слушали Мигдета Гаджиевича, к нам вышла его мама Аминат - девяностолетняя женщина, которая считалась лучшей ковровщицей в селе.
- Дети до сих пор заставляют меня работать,- шутливо жалуется Аминат, показывая на своё вязание. Дети смеются, переводя нам со сложного табасаранского языка слова матери.

Наконец, на двор вынесли ковры, которые были сделаны женщинами этой семьи. Мы щуримся от ярких красок, усиленных солнцем, и, переглядываясь с Янкой, понимаем, что наш ковёр наконец-то нас нашёл и сейчас как раз лежит перед нашми. Через несколько минут в багажнике нашей машины уже лежал аккуратный свёрток, который мы собирались развернуть уже в Москве, в своей квартире.

Весь оставшийся вечер мы провели в гостях у Гаджимурата, главы Табасаранского района, где подняли не один тост за гостей и хозяев, за детей и родителей, за Дагестан и Россию в целом и ещё много-много за что, о чём сейчас уже трудно вспомнить. Сейчас, когда я дома пишу этот пост, я с удовольствием ещё раз говорю спасибо всем табасаранцам, которые проявили к нам столько искреннего гостеприимства, а также тем, кто помог нам приехать в Табасаран.




Можно предположить, что первый ковер сплела Ева для Адама, сидя под ветвями райского дерева. Ведь история человечества неотделима от ковроткачества.

Знание, как делают ковры, передавалось из поколения в поколение, возводя умение в мастерство, а мастерство – в искусство.

Есть на Востоке красивая сказка, что после сотворения небес была создана земля, расстеленная под солнцем нарядным ковром. Поэтому множество ковров на стенах и полу было не только признаком богатства восточного дома, но и талисманом, хранящим семью от бед. История ковроткачества в восточных странах насчитывает более 5 тысяч лет.

Каждый узор – не просто затейливый рисунок, это одновременно молитва, оберег, просьба о благополучии

Шахи и султаны тщательно оберегали тайны производства ковров. Например, в Пакистане тот, кто раскрывал иноземцам секрет, как делают ковры, лишался рук. Каждый ковер был предметом уникальным, а благодаря высокому качеству используемой шерсти и мастерству умельцев с течением лет ковер не выцветал, не утаптывался, а становился пушистее и краше.

С давних времен Туркмения, Иран, Пакистан, Турция, Армения, Китай поставляли в Европу красивейшие шерстяные и шелковые ковры с тонкими узорами. Каждый узор – не просто затейливый рисунок, это одновременно молитва, оберег, просьба о благополучии.

Плетеные ковры создаются путем завязывания узелков на нитях основы.

Ручная работа

Ковры, сделанные руками мастера, классифицируют по способу производства:

  1. Плетеные создаются путем завязывания узелков на нитях основы. Специалисты называют около 10 разных видов узлов: турецкий и тибетский, испанский, персидский и пр. На 1 кв. м шерстяного ковра приходится от 120 тысяч до 300 тысяч узелков, шелкового – больше миллиона. Мастер может завязать за смену до 10 тыс. узелков. Плетеные ковры имеют ворс разной высоты и бахрому.
  2. Тканые ковры получаются благодаря переплетению продольных и поперечных нитей (основа и уток) на ткацком станке. Тканые ковры безворсовые, к ним относятся килимы, паласы, сумах, дурри, джиджим, шаддах, сузани и пр.
  3. Валяные ковры свойлачиваются из шерсти. Особого распространения в Европе не получили, но используются на Востоке: ими покрываются крыши юрт, застилают полы.

Тканые ковры получаются благодаря переплетению продольных и поперечных нитей

Как делают ковры вручную? Технология не меняется много веков.

  1. Сперва создается цветной рисунок ковра, определяются его параметры (ширина, длина, рассчитывается количество нитей основы и утка и пр.).
  2. Как делают ковры мягкими? Это обеспечивает качественная шерсть, поэтому от ее подготовки зависит многое. Чаще мастера используют в работе шерсть овец, но порой в ход идет козья и верблюжья. Лучшая шерсть состригается с овец в возрасте 8-12 месяцев. Шерсть многократно чешут, моют, удаляя загрязнения, окрашивают. Традиционно мастера-ковроделы использовали натуральные красители, собирая и высушивая местные растения.
  3. Затем шерсть прядут, изготавливая из нее нити для ковроткачества. Лучшая пряжа состоит из 5-7 ниток, скрученных в одну.
  4. Наконец, мастер приступает к созданию ковра, используя метод плетения или ткачества. Полностью ручная работа позволяет создавать уникальные образцы. Как делают ковры? Небольшое изделие может соткать один мастер, над большим ковром трудится одновременно целая команда. Один мастер в месяц создает 4-5 кв. м ковра.
  5. Готовое ковровое изделие тщательно моется, чтобы убрать остатки нитей и грязь, затем сушится. В это время важно аккуратно растянуть ковер, чтобы сохранить его форму.
  6. Окончательный вид ковер приобретает после стрижки, когда мастер выравнивает высоту ворса.

Процесс изготовления ковра вручную

Зная, как делают ковры ручной работы, можно визуально отличить ковер ручного производства от машинного:

  • цвет ковра переливчатый, т.к. при завязывании узелков ворсинки наклоняются в одну сторону;
  • сторона, с которой началось плетение ковра, чуть шире, чем конечная –когда узелки в ходе работы уплотняются;
  • рисунок виден и со стороны основы;
  • нити могут быть окрашены неравномерно;
  • высокая стоимость, по которой можно определить, где и как делают ковры.

Самые дорогие ковры ручной работы производят в Турции, Марокко, Армении.

Полностью ручная работа позволяет создавать уникальные образцы

Машинное производство ковров

В массовый товар ковер превратился в XIX веке, когда активно стало развиваться их машинное производство. Заводские изделия намного дешевле изготовленных вручную. При этом у них оригинальный и разнообразный дизайн, богатая цветовая палитра, производят их как из шерсти, шелка, хлопка, так и из различных синтетических материалов, не уступающих по качеству натуральным.

Машинное производство ковров

Как делают ковры на фабрике:

  • тканым способом;
  • нетканым способом.

Тканые ковры могут быть жаккардовыми, ленточными, трубочными. Подобное производство позволяет изготавливать ковры, неотличимые от ручных изделий.

На заметку! Наиболее популярные технологии производства нетканых ковров – это тафтинг, иглопробивание, трикотаж и флокирование.

Тканые ковры могут быть жаккардовыми, ленточными, трубочными.

С помощью этих методов из синтетических нитей легко создаются красивые прочные ковровые покрытия разных размеров.

Интересно посмотреть видео, как на фабрике делают ковры.

Несколько правил ухода за ковром

Приобретая ковровое покрытие, надо знать, как за ним ухаживать, чтобы ковер служил много лет, радуя своим внешним видом.

  1. Ковер раскладывается только на сухой, ровной и чистой поверхности.
  2. Надо регулярно чистить ковер пылесосом. Сначала очищается изнанка, затем ковер разворачивается и обрабатывается лицевая сторона.
  3. Если одна сторона ковра подвергается интенсивному износу, следует регулярно менять его положение.
  4. Ковры нельзя чистить жесткими щетками и обильно смачивать водой.
  5. Выбивать ковер надо с изнанки, при этом желательно, чтобы изделие не висело на веревке, а лежало на ровной поверхности.
  6. Если ковер потускнел, яркие краски можно вернуть, протерев покрытие тряпочкой, смоченной в растворе воды и уксуса (на 1 л воды 2 столовые ложки 9% уксуса).

Надо регулярно чистить ковер пылесосом

«Скорая помощь» для ковров

Ковер лезет – что делать? Для нового шерстяного ковра это нормальное явление. Излишки шерстяных волокон, не ликвидированные полностью на заводе, немного вылезут, но вскоре этот процесс прекратится.

Чтобы не усиливать выпадение шерстяных нитей, ковер нельзя размещать около обогревателей, распространяющих сухой воздух. Также коврам вредно находиться в очень влажных помещениях.

Но, что делать, ковер лезет по-прежнему? Возможно, причина кроется в неправильном уходе за ковровым изделием. Шерстяные ковры нельзя чистить пылесосом слишком энергично, особенно – против ворса, а также тереть жесткой щеткой. Выпадение шерстяных нитей может быть спровоцировано моющими средствами, которые применялись при чистке ковра.

Чтобы не усиливать выпадение шерстяных нитей, ковер нельзя размещать около обогревателей, распространяющих сухой воздух

Иногда нити выпадают из-за того, что в шерстяном ковре завелась ковровая моль. В этом случае ковер надо обработать специальным спреем.

Хранить шерстяные ковровые изделия следует, скатав в рулон.

Если загибаются края ковра, что делать? Самый простой способ – слегка увлажнить загибающийся край, поставить на него что-то тяжелое и оставить так на сутки. После этого край надо хорошо высушить, чтобы не деформировать основу.

Сложнее, но эффективнее, сделать следующее:

  • с изнаночной стороны подшить ткань или резинку;
  • вложить в получившийся кармашек кусочек металлической проволоки.

Химическая чистка

Сделать дома самостоятельно химическую чистку коврового покрытия невозможно, поскольку для этого требуются:

  • специальное оборудование;
  • специальные реагенты.

Однако ковер необходимо 1 раз в год отдавать в химчистку, чтобы избавиться от грибков и микробов, эффективно удалить пыль и загрязнения.

Сделать дома самостоятельно химическую чистку коврового покрытия невозможно

Как делают химчистку ковров профессиональные клининговые компании:

  1. Первичная обработка. Промышленным пылесосом мощностью более 1000 Вт ковер чистится.
  2. Удаляются отдельные загрязнения, пятна. Для этого применяются профессиональные составы, которые ликвидируют даже сложно выводимые пятна крови, жира или краску.
  3. Химическое средство очистки наносится на всю поверхность ковра и смывается профессиональным полотером, оснащенным насадкой-щеткой с длинным ворсом.
  4. Моющим пылесосом убираются остатки реагентов и воды.
  5. Сушка осуществляется при помощи воздуходувного аппарата или на солнце.

Не все молодые хозяйки знают, что буквально десяток лет тому назад на полу в каждом доме красовались домотканые половики. Эти самодельные коврики создавались по различным техникам. Они отличались оригинальностью и неповторимостью. Таким образом каждая женщина украшала жилище и делала его красивым и уютным.

Вам не отыскать идентичные тканые дорожки, потому что они выполнялись из различного материала с помощью крючка. Ведь каждая рукодельница вязанием передавала настроение и мировоззрение, а коврик, своими руками сделанный, раскрывал душу хозяйки.

Домотканые самодельные ковры

Что выступает в качестве основы под половик?

Со временем старинную технику вязания домотканых дорожек вытеснили новые половички. Но сегодня хозяйки возвращатся к самобытной культуре, создавая половик своими руками. Ведь в этом случае — масса достоинств. Размер, материал, узор и цветовое воплощение такого изделия выбираете исключительно вы сами с учетом всех мелочей интерьера.

Важно! Чтобы изготовить домотканые самодельные ковры, вам не надо покупать расходный материал. С помощью крючка вы свяжете удивительны половик любого размера и текстуры по старинной технике. Не выбрасывайте старые вещи в мусор, а соберите их. Таким образом поношенной футболке или рубашке вы дадите новую жизнь.

Вот только перед тем, как приступать к созданию коврика, рекомендуется обдумать, что вы хотите получить в результате. От этого и зависит применяемая техника. Можно воспользоваться стандартным крючком или же специальным станком. Если хотите, возьмите канву и проденьте через нее полоски. Способов вязания такого черного или цветного половика множество. Просто включите воображение. А о некоторых методиках мы поговорим далее в статье.

Как связать половик на раме?

Эта техника вязания коврика различного размера характерна для мастериц Закарпатья. А чтобы наладить крупную партию создания таких изделий, вам понадобится специальный ткацкий станок.


Ткацкий станок для вязания половика

Важно! Станок для ткацких работ в квартире не поместится. Поэтому можно воспользоваться несколько уменьшенной ее вариацией. Но размеры половика будут поменьше.

Инструменты и материалы:

  • в качестве рамы может выступить картинная рамка. Но важно, чтобы она была прочной и надежной.

Рама из картины
  • гвоздики среднего размера, за которые и будет цепляться нить для вязания;
  • нити для создания основы. Они должны отличаться толщиной и прочностью. Ведь это база половика.

Нити для вязания коврика
  • нитки разного цвета. Можно черного или другого оттенка. Причем белый лучше не выбирать. Это непрактично. В качестве нитей может выступить тонко нарезанная ткань, сшитая в длинный лоскуток.
  • плотная ткань размера как сама рама плюс допуск еще 30 мм для загиба.

Подготовительные работы

Чтобы сделать домотканый коврик из ткани, по ширине рамы произведите насечки с шагом в 5 мм. В эти места рекомендуется вбить приготовленные заранее гвоздики. Зацепив нить, они должны соединиться слева направо. Таким образом у вас получилось основание для половика по данной технике вязания.

После с помощью крючка сделайте две косички из воздушных петель, продев сразу же одну из них вниз. В дальнейшем верхняя нить определит верх половика, который будет ткаться вручную.


Вязание коврика на обруче

Создание бортика

Вязать бортик для половика рекомендуется исключительно из тонкой нити. В данном случае вам потребуется связать узел на первоначальной нити основания, в дальнейшем перебрасывая ее вверх и вниз поочередно. Как только первый рядок завершен, вернуться назад.

При этом не стоит забывать о чередовании нитей основания. Другими словами, та нить, что шла внизу, в последующем ряду должна очутиться вверху. В высоту бортик в 5-6 рядков. Причем обязательно обеспечивать плотное прилегание каждого ряда между собой.

Важно! Настоящие мастерицы в процессе вязания по данной технике половика любого размера советуют использовать столовую вилку. Ею можно поверху придавливать ряды для получения необходимой плотности коврика.


Половик-дорожка

Вязание коврика крючком


Создание половика крючком

Далее мы рассмотрим создание половика с помощью крючка, но в качестве нити буту выступать ленточки или же тканевые полосы. Такие деревенские коврики ткут, как и в предыдущем случае, с бортиком. Первоначальный «стежок» продолжает окончание нити бортика. И все повторяется по кругу.

При этом размер и качество половика зависит исключительно от имеющегося у вас материала. Приложите максимум усилий, чтобы стежок не был ослабленным или стянутым.


Равномерная стяжка половика

Важно! Мастерицы рукоделия по созданию половиков своими руками рекомендуют производить замеры по линейке. Чтобы коврик получался равномерным и аккуратным.

Завершение работы

По достижению желаемой длины коврика необходимо приступать к созданию второго бортика. Главное, не забыть о второй косичке, которую мы оставили. Она завершит ткацкую работу. Чтобы половик получился прочным и качественным, некоторые рукодельницы советуют бортики промазать клеем «Момент», срезав изделие с основания.


Завершающие отделочные работы

После аккуратно расположите самодельный половик посредине ткани для подложки. Закрепив кончики булавками и прошив загнутые лоскутки, вы получите уже готовое самобытное изделие, идентичного которому не найти нигде.

Если прострочить на швейной машинке по контуру, вы усилите шов и можете спокойно стелить на пол.


Готовые деревенские коврики из тканевого материала

Половички, связанные крючком

Размеры ковриков, которые вы можете связать крючком, различные. Все зависит от пожелания. Эта работа всегда будет отличаться оригинальностью и неповторимостью. А то, что вы сами подбираете расходный материал, только положительно скажется на результате. Ведь так можно выгодно подчеркнуть нужными красками декоративные акценты, при этом не тратя сумасшедших сумм на дизайн интерьера.

С помощью спиц в принципе можно, но сложно соткать схему узора для половика. Лучше отдайте предпочтение крючку.


Вязание коврика крючком

Важно! Подбирать номер крючка следует под ширину полосок из тканевого материала. Чем шире эти «нити», тем больше номер и самого крючка.

Подготовьте ту одежду, которую уже не собираетесь носить и порежьте на полосы. При этом обязательно удаляя твердые части, чтобы мнимая нить была однородной. Сшейте полосы воедино для получения длинной нити, сматывая аккуратно в привычный нам клубок.

После того, как вы заготовили необходимое количество клубочков разного цвета, нужно придумать, какой должен получиться коврик. Здесь придется пофантазировать и представить уже готовое изделие, и как по картинке следовать его созданию.

Нити получатся толстоватые, и вязать ими сложно. Но это сначала, потом свыкнетесь, и работа пойдет быстрее.


Самодельные тканевые нити

Возьмите крючок необходимого размера и наберите столбец. И потом продолжая по окружности вяжите половик до нужных габаритов. Эта работа не из легких, и вам придется потрудится. Вот только в итоге вы получите действительно качественный настил, который будет приятен вашим ножкам.

Важно! А через полученные дырочки в половичке вся пыль и грязь будет оседать на полу.


Готовый половичок из ткани

Коврик из канвы

Очень просто можно сделать домотканое изделие из канвы. В данном случае вам необходимо подготовить канву необходимого размера. А также порезать тканевые заготовки шириной 20-30 мм и длиной 50-60 мм. Потом проденьте нить в канву и создайте узелок.


Половик из канвы

И продолжайте делать так, пока не заполнится вся ткань. Чтобы изделие выглядело эстетично, с тыльной стороны пришейте любую ткань. Готово!

Я хочу вам рассказать историю про плетения ковра, силами самих детей и средствами… да всем тем, что им уже мало и от чего пора бы уже избавиться - ненужной одежды.

Отмечу: из новых благородных ниток и тканей можно сделать тоже самое, даже, могу поспорить, выйдет и покрасивее. Но в чем особое удовольствие - сделать красиво из совсем безнадежного. Это к вопросу используемых материалов. А остальные плюсы вы, несомненно, рассмотрите, когда поймете, как это просто, и как нравится детям сам процесс, а вам - результат.


Итак, начнем?
Смотрите, что я нашла в сарае:


Неужели у вас на даче или рядом не завалялось чего-то подобного? Да, возможно это когда-то и была рама для окна, но меня такая история не устраивала. Мне же нужна была основа для плетения ковра:)
А для этого необходимо сделать крепления для поперечных рядов, выглядит это примерно так:
(расстояние 5 см, сверху и снизу)


А в домашних условиях почему бы не взять любую рамку, даже от фото или картины? Или даже спортивный обруч (это я сама подсмотрела на просторах, тогда коврик будет круглым).
В разных руководствах по домоткачеству говорится о том, что: «… сделайте расстояния между рядами 0,5-1 см». Но, на самом деле, отталкиваться необходимо от используемых материалов. В моем случае, это были трикотажные полосы шириной 3-4 см и канва из хлопковой косой бейки 1 см. Трикотаж вещь хорошая, но в ковриках лучше заложить нерастяжимую основу, например, продольные хлопковые нити. Тогда он, если и будет немного гулять, то только по ширине, не теряя своей основной формы.
Вы спросите, где взять трикотажные полосы? Все очень просто, перебираете гардероб и все трикотажное (любое вообще), что не представляет совершенно никакой художественной и практической ценности, режете преспокойно на лоскуты (а вы думали откуда появились самые настоящие бабушкины коврики?). Майка, футболка, юбка - режется вместе с боковыми швами, начиная от края изделия и по спирали вверх. А если углубиться в тему и придумать рисунок, то материалами для расскрашивания ковра может стать все, что угодно, даже искусственный мех или пряжа. Чем необычнее фактура, тем гарантированно необычнее получится результат.
У меня это выглядело вначале так:


Здесь и дальше я предлагаю перейти на черно-белый формат, когда будут вечерние фото, чтобы не травмировать вас беспощадным рыжим цветом. Все потому что занятие это, домоткачество, настолько медитативное и расслабляющее, что им сам бог велел заниматься вечерами. И мы эти вечера проводили с большим удовольстивем за станком. Но увы, деревянный фон и плохое освещение с успехом сделают из любой фотографии шикарное рыжее нечто.
Поэтому, добро пожаловать в сумерки:)
Пока вы режете на лоскуты все, что только попадается под руки, детям можно предоставить их часть работы, сматывать в клубки нарезаные нитки:
Монтессори и не снилось, как замечательно работает мелкая моторика в простом сматывании клубка.


Потом, если случайная вещь оказалась ненужного цвета, кидайте ее в краситель, хуже уже точно не станет. В детском варианте вообще, чем ярче, тем веселее. У меня были красители Батик для ткани, но для коврика это слишком жирно. Но это у меня выбора не было, я же в деревне. Поэтому вам я рекомендую выбирать для покраски более экономичные и простые красители.


Потом, сушим наши макаронины:


Хотя, вот вы можете не повторять моих ошибок, а просто сначала покрасить саму ткань, а потом ее нарезать, ведь так? :)
Я потом тоже к этому же выводу пришла, но фотографию макарон все-таки добавлю.
А потом у нас самое приятное. Фиксируем поперечную хлопковую канву на сделанные нами крепления.
Берем в руки первый клубок и… а дальше не помню. Очнулись - коврик.
Ну почти так, честное слово:) Захватывает совершенно! Даже ребенок с абсолютно неусидчивым темпераментом (от слова вообще) прилип к станку на несколько дней. Да, вышло не абсолютно идеально, но в таком изделии это, во-первых, совершенно незаметно, а во-вторых, представляете какая гордость у человека от осознания своих результатов? Не каждое дело приносит такое удовольствие и такой легкий, приятный результат.
Но давайте вернемся к процессу.
На поперечных нитях основы начинаем вести первый продольный ряд. Здесь все просто: завязали узелок и дальше через одну нить продеваем клубок. Причем клубок желательно не очень большого размера, так, чтобы удобнее было его продевать через ряды.


Закончили ряд и дальше в обратном, шахматном порядке, не разрывая нити (связывая конец одного клубка с другим), прядем до нужного нам размера. Каждый ряд пятерней, как гребешком, прижимаете к предыдущему.


Вот это все за один присест сделала одна принцесса почти шести лет:


А дальше, пока она отвлеклась, я не смогла остаться в стороне и тоже с огромным удовольствием помедитировала. Примерно на 20 см:) Я оказалась такая не одна, любопытных набежало целая комната. Такой ажиотаж.
Рыжий кот на рыжем фоне - это нечто.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: