Святые отцы о родителях. Святые отцы о духовном воспитании детей

З дравствуйте, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

П редыдущая глава поучений Святых отцов была посвящена родительскому . В заключении, Юрий Максимов собраз назидания учителей Церкви об отношении детей к родителям.

О почитании родителей многократно говорится в Священном Писании. «“Уважающий мать свою – как приобретающий сокровища… почитающий отца будет иметь радость от детей своих, в день молитвы своей будет услышан” (Сир. 4: 4–5). Кроме того, такой человек будет в этой жизни счастлив и долголетен, как говорит об этом заповедь Божия: “Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле” (Исх. 20: 12), и еще: “Уважающий отца будет долгоденствовать” (Сир. 4: 6). Род его также будет долговечным, “ибо благословение отца утверждает домы детей” (Сир. 4: 9). Если он и впадает в какое-либо несчастье или случится с ним печаль, то он скоро освободится от них, как говорит об этом Писание: “Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится” (Сир. 4: 14)».

В Писании мы видим и пример должного отношения к матери. Господь Иисус Христос с детства был в повиновении у Своей Матери (см.: Лк. 2: 51). Из послушания Ей Он совершил и Свое первое чудо (см.: Ин. 2: 1–11). Почтение к матери Господь называл в числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (см.: Мф. 19: 19), и напротив, именно за нарушение заповеди о почтении к матери Он порицал современных Ему фарисеев (см.: Мф. 15: 4–6). Из сострадания к матери, единственного сына которой выносили мертвым на носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мертвых (см.: Лк. 7: 12–15), тем самым явив знак Своего милосердия ко всему материнству. Наконец, Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав Ее на попечение одному из Своих учеников (см.: Ин. 19: 26–27).

Ученики Христовы, составившие Новый Завет, имея перед собой образец Христовой любви к Богородице, с особенной силой утверждали необходимость почтения к матери: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 2–3). Апостол Павел особенно упоминал в своих посланиях: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (Рим. 16: 13). В другом месте, перечисляя наиболее скверные грехи, апостол ставит грех оскорбления матери перед убийством, мужеложством и другими грехами (см.: 1 Тим. 1: 9).

Что же касается слов Спасителя: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 26), то блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет их: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания». Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).

Святитель Тихон Задонский пишет: «Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (см.: Быт. 9: 23), которые прикрыли наготу своего отца… Святой апостол учит: “Дети, будьте послушны родителям вашим во всем” (Кол. 3: 20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему… Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в святом Евангелии: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня” (Мф. 10: 37)».

Стоит привести и слова святителя Филарета Московского: «Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашей склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Который бе повинуяся Иосифу древоделю (Лк. 2: 51)».

Приведенные здесь святоотческие наставления хотя не охватывают всех сфер семейной жизни и семейных вопросов, тем не менее могут принести несомненную пользу современным православным христианам.


Как воспитать ребёнка в добродетели

Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят своё сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз - зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Подобает иметь мудрость, но не со своим разумом, а молить Господа, да умудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обычаев мирских.

Преподобный Макарий Оптинский

В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость - требуется разумность.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Научи его быть приветливым и человеколюбивым. Пусть рот у него будет зашит для всякого злословия. Если увидишь, что он бранит кого-либо, заставь его замолчать, переведи речь на его собственные проступки.

Святитель Иоанн Златоуст

Больше говорите Богу о ваших детях, чем детям о Боге.

Душа юного жаждет свободы, поэтому он с трудом принимает разнообразные советы. Вместо того чтобы постоянно давать ему советы и порицать за любую мелочь, возложи это на Христа, Богородицу и на святых и проси Их образумить его.

Старец Епифаний (Феодоропулос)

Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она всё устроит. Эта молитва твоя будет как духовная ласка, которая обнимет и привлечёт детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время как духовной ласке они не противятся никогда.

Сейчас, когда ваши дети ещё маленькие, вы должны им помочь понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни.

Старец Паисий Святогорец

Богу ты покажешь либо спасённое дитя, либо раны на своих коленях.

Старец Иероним (Апостолидис)

С детьми обращайтесь, как с жеребятами, то подтягивая, то ослабляя уздечку. Когда жеребёнок брыкается, не отпуская уздечку, ослабим её, иначе же он её порвёт. И, когда он спокоен, тогда потянем за уздечку и поведём его, куда пожелаем.

Старец Епифаний (Феодоропулос)

Мы должны помогать нашим детям до определённого момента. А потом, в дальнейшем, вверять их Богу. Ангел Хранитель рядом.

Старец Паисий Святогорец

Нужно ли наказывать

Дочку не позволяй себе хлопать, ниже пальчиком. Это чрезвычайно вредно для нравственности как дочки, так и матери. Есть старинное хорошее, а есть и старинное худое; худому не надо подражать. Знай, что паче всех твоих наставлений словами жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Христианин, люби детей своих по-христиански и наказывай их, чтобы были исправными и добрыми. Хотя они ныне, пока молоды, и испытывают боль телесную (при наказании), но зато потом тебе не придётся испытывать о них боль сердечную… Однако умеренность во всём похвальна.

Святитель Тихон Задонский

Раны промываются вином, излечиваются маслом. Так и в воспитании: снисходительность должно смешивать со строгостью.

Святитель Амвросий Медиоланский

При обсуждении детских проступков не ограничивайте ваши замечания словами: «Как это стыдно или неприлично», а говорите чаще: «Как это грешно и страшно». Сколько сами понимаете силу греха, сколько сами боитесь его - пусть это будет написано на лице вашем. Ваша скорбь о проступке дитяти отразится в его сердце; ваше внушение, что вы отвечаете за его проступок перед Богом, заставит и его бояться той же ответственности. Тогда и ваше взыскание он примет как Божие наказание.

Почему у нас «чужие» дети

Первую духовную простуду дети схватывают благодаря открытым дверям чувств родителей. Больше всего их простужает мать, когда она не одета в скромность и опустошает своим поведением детей.

Старец Паисий Святогорец

Детей отчуждение - дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?

Святитель Феофан Затворник

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности родителей к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже не радят о детях с их душою.

Святитель Иоанн Златоуст

Родители, у которых трудные и грубые дети, пусть не обвиняют самих детей, но того, кто стоит за их спинами - диавола. С диаволом же мы можем воевать только тогда, когда становимся святыми.

Старец Порфирий (Баирактарис)

Родители должны любить своих детей как детей, а не как своих идолов. То есть ребёнка пусть они любят таким, какой он есть, а не таким, каким бы они хотели его видеть, - похожим на них.

Старец Епифаний (Феодоропулос)

Как научить ребёнка молиться

Научайте детей не словам только молитвы, а знакомьте их с состоянием и опытом молитвы. Не делайте молитву слишком краткою, не бойтесь за усталость детей, введите их в труд молитвы, объясняя им науку собирания мыслей и бодренного предстояния ума пред Богом.

Преосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский

Зачем, говорят, дитя рано будить и заставлять без пользы стоять целые часы в церкви? Это напрасное истязание. Нет, это нужно затем, чтобы постепенно приучить его к бодрствованию, вниманию, собранности мыслей, терпению в подвиге, без чего не совершается ни одно доброе дело.

Преосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский


Храм свв. Бориса и Глеба

Кто презирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и разумом.

Преп. Марк подвижник

Нет ничего труднее искусства воспитывать. В самом деле, какое искусство сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек, знающий это искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля. Но мы об этом нимало не заботимся, а обращаем внимание только на то, чтобы наши дети получили хорошее образование. Да и об этом заботимся только для богатства (чтобы получили выгодную профессию, хорошо устроились в жизни)… Страсть к деньгам и материальным благам овладела людьми. Она все покорила под свою власть и связала нас, точно невольников и скотов, и влечет, куда хочет… Любовь к богатству превратила и ниспровергла все и истребила истинный страх Божий. Как тиран разрушает крепость, так и она ниспровергла души людей. Потому-то мы и не печемся ни о спасении детей, ни о своем собственном, заботясь только о том, чтобы сделаться богатыми и оставить богатство своим наследникам… Вот отчего люди свободные делаются хуже рабов.

Свят. Иоанн Златоуст

Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от Него.

Наука без религии - «небо без солнца». А наука, облеченная светом религии, - это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира. Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни, - так говорит Христос (Ин. 8, 12).

Св. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

Может ли образование быть одновременно и классическим, и христианским?

Во-первых , как говорил Св. Апостол Павел (Рим.1:19-20), Бог открывается людям через Свое творение и может быть узнан во всем сущим, христиане могут получать пользу от изучения греческой литературы и философии.

Во-вторых , эти занятия являются очень полезными для выработки обоснованной и рациональной веры; веры, которая менее всего будет восприимчива к лжеучению.
А также они готовят сердце к принятию Христа.

В-третьих , христиане должны подходить к чтению любых книг внимательно, выбирая то, что истинно и полезно, и отвергая то, что не соответствует действительности. Об этом хорошо говорил Св. Григорий Палама (в «Триадах в защиту священно-безмолвствующих»), сравнивая изучение языческой классики с использованием яда змеи для производства целебных лекарств: вначале нужно отсечь голову и хвост змеи, то есть исходную ошибочную мировоззренческую установку и неверные выводы, затем осторожно и умело добыть яд и приготовить из него целебные снадобья.

Но поскольку родители часто связывают классическое образование с «нехристианским» содержанием, с таким, например, таким как греческая философия и мифология, то разъясним эти вопросы через краткий экскурс в историю.

Итак, цикл учебных дисциплин («наук»), позже названных свободными искусствами, начал вырабатываться ещё в античности. Их совокупность рассматривалась как необходимый подготовительный этап для занятий философией. В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда, которыми могли заниматься и рабы. Их обзору посвящено, например, знаменитое (88-е) письмо к Луцилию Сенеки. Понимание определённых учебных наук как обязательного образовательного цикла сформировалось постепенно в трудах Никомаха, Секста Эмпирика, Августина Блаженного (кн. 2 трактата «De ordine»), Марциана Капеллы, Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского и других писателей времён поздней античности и раннего Средневековья. Учение о свободных искусствах было систематизировано в V веке Марцианом Капеллой в трактате «О бракосочетании Филологии и Меркурия», посвящённом обзору семи свободных искусств, которые представлены в аллегорических образах юных невест.

Слово «искусство» (лат. ars) в данном контексте следует понимать не как «художественное мастерство» (такое, ныне господствующее, понимание искусства сложилось только в Новое время), а как практическую науку, то есть системный взгляд, выработанный в ходе практических наблюдений природы.

Число свободных искусств ограничено семью; они выстроены в значимом порядке, определяющем уровни обучения: искусства слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика) и числа (арифметика, геометрия, астроно­мия, музыка). Первый цикл (из трёх учебных наук) назывался словом тривиум (trivium), второй цикл (из четырёх) - квадривиум (quadrivium). Цикл математических наук оформился ещё в поздней античности (по-видимому, в Новой Академии, в рамках неоплатонизма), старшей из наук квадривиума признавалась арифметика:

«Итак, какую же из дисциплин нужно изучать первой, если не ту, что является началом и выполняет как бы роль матери по отношению к другим [дисциплинам]? Такова как раз арифметика. Она предшествует всем другим не только потому, что сам Бог, творец этого мироздания, взял её первой за образец своего мыслеполагания и по её [принципу] устроил всё, что через числа силой творящего Разума обрело гармонию в установленном порядке, но и потому арифметика объявляется предшествующей, что если устранить предшествующие по своей природе сущности, тотчас же устраняются и последующие. Если гибнут последующие, то ничего в статусе предыдущей субстанции не меняется».
(Боэций. Основы арифметики I,1).

Совокупность семи учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения философского знания о мире. Вот список семи свободных искусств по Исидору Севильскому: Тривиум – Грамматика, Диалектика (логика), Риторика и Квадривиум –Арифметика, Геометрия, Музыка (Гармония), Астрономия.

В средние века обучение свободным искусствам воспринималось как подготовка к изучению более серьёзных дисциплин, таких как медицина или богословие. Позднее свободные искусства стали рассматриваться как самостоятельные науки, став во многом синонимом гуманитарных наук. В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов - богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная западная система научных званий - магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) отражает это древнее деление.

Позже, гуманисты поставили свободные искусства в иерархии знаний выше медицины и юриспруденции, в особенности развивая риторику и грамматику. В эпоху Реформации факультет искусств был переименован в философский факультет. В раннее Новое время систему свободных искусств сменила система дисциплин классических гимназий.

Итак, мы видим, что в раннее средневековье Отцы Церкви творчески переосмыслили достижения античной мысли в православном духе, и создали систему классического христианского образования, которая давала прекрасные результаты в течение тысячи лет, воспитала тысячи умнейших людей и просуществовала до Нового времени. Она состояла из четкого деления на три фазы: грамматику, диалектику и риторику, что вместе составляет Тривиум. Изучение свободных искусств учило умению анализировать и интерпретировать информацию, а также способности формировать и выражать своё аргументированное мнение.

Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и радуются люди.

Святитель Феофан Затворник

Любовь матерняя есть не образ только, но и самое действие промыслительного о нас попечения Божия. Без неё немыслимо распространение и сохранение рода человеческого. Мать, не любящая детей, есть отверженница и Бога и людей.

Отцовская любовь не уступает, может быть, в силе материнской, но в обнаружении имеет свой оттенок. У отца больше отрезвляющей строгости, а у матери согревающего снисхождения. Та и другая вместе, в пределах благоразумия, верно достигают цели - хорошего воспитания детей.

Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлёт. Это повсюдный урок опыта.

Молодежь жить на земле и по земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время, и короткое, - стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.

Детей отчуждение - дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки... то что дивного, что они отчуждаются от вас?..

Святитель Иоанн Златоуст

Считай себя царем, имеющим подчиненный тебе город - душу ребенка, ибо душа действительно город. И подобно тому, как в городе одни воруют, а другие ведут себя честно, одни трудятся, а другие занимаются тем, что попадается под руку, так же ведут себя в душе рассудок и помыслы: одни сражаются против преступников, как в городе воины, другие заботятся обо всем, что относится к телу и к дому, как граждане в городах, третьи же отдают приказания, как городские власти.

Научи его быть приветливым и человеколюбивым. Пусть рот у него будет зашит для всякого злословия. Если увидишь, что он бранит кого-либо, заставь его замолчать и переведи речь на его собственные проступки.

Хотя бы у нас все наше было благоустроенно, мы подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей.

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких родителях я сказал бы, что они хуже даже детоубийц: те отделяют тело от души, а эти то и другое вместе ввергают в огонь гееннский.

Нет нам извинения, когда дети у нас развратны.

Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам.

Старайся, чтобы научить (сына) презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее.

Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем.

Святитель Тихон Задонский

Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего - не что иное, как меч у безумного. Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать и так безстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. Оба - и те, и другие - погрешают. Везде ибо излишество порочно; строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается. Сия в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных; другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде ибо умеренность и средний путь похваляется. Сего ради родителям благочестивым среднего пути держаться должно.

Преподобный Серафим Саровский

Старец не позволял детям говорить против родителей, даже имевших несомненные недостатки. Один человек пришел к старцу с матерью, которая была предана пороку пьянства. Сын только хотел заговорить об этом, как о. Серафим зажал ему рукой рот и не дал произнести ему слова. Потом он, обращаясь к матери, сказал: «Отверзи уста свои» - и, когда она открыла рот, трижды дунул на нее. Отпуская ее, о. Серафим сказал: «Вот вам мое завещание: не имейте в дому своем не только вина, но даже и посуды винной, так как ты отселе не потерпишь более вина».

Святитель Филарет, митрополит Московский

Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда. Я нередко дивлюсь, с какой важностью и самостоятельностью ведут себя малолетние дети при родителях, и сии как будто не смеют прикоснуться к ним.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Дочку не позволяй себе хлопать, ниже пальчиком. Это чрезвычайно вредно для нравственности, как дочки, так и матери. Есть старинное хорошее, а есть и старинное худое; худому не надо подражать. Выпиши себе книгу «Поучения преподобного аввы Дорофея», который занимался воспитанием молодых иноков с отличным успехом. Эта книга будет превосходным наставлением для тебя самой и для воспитания дочери. Читай книгу и изучай ее. Знай, что паче всех твоих наставлений словами жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери.

Охрани сына от ядовитых еретиков. Нареканий от него за недостаток погибельной, излишней светскости не бойся; убойся того грозного изречения Господня, которое ожидает родителей на Страшном суде Христовом за воспитание детей для вечной погибели; убойся тех отчаянных и безполезных слез и проклятии на родителей, которые тогда произнесут дети, воспитанные для ада.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз - зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу.

При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, - на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского. Пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет, - именно Он хочет чистого сердца: Блажени чистии сердцем (Мф. 5:8). Прислушайтесь к Его сладчайшему гласу в Евангелии. А истинная жизнь нашего сердца – Христос: живет во мне Христос (Гал. 2:20). Научитесь все мудрости апостола, это наша общая задача - вселить верою Христа в сердце.

Преподобный Макарий Оптинский

Трудный вопрос о детях: когда бывают в кругу родных и сверстников, допускать ли их к картам и к танцам? Как это решить - не знаю. Что вошло в обычай светских обращений, трудно противостать, сообращаясь с миром. Просто надобно быть исповедником, перенося укоризны, насмешки и презрение. Но и допустить с юных лет до карт - это может со временем обратиться в привычку и даже в страсть; также и танцы, которые назвал один мудрый проповедник «иродиадино искусство» и которые мир считает невинным удовольствием в обществе, а в сущности оные греховны.

Сколько можно, надобно внушать детям, что для них вредно и то и другое; но они, смотря на других детей, упражняющихся в сих забавах, или будут им завидовать, или осуждать, а себя считать лучшими их. И тут подобает иметь мудрость, но не со своим разумом, а молить Господа, да умудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обычаев мирских.

Преподобный Амвросий Оптинский

В настоящее время, кажется, более чем когда-нибудь, желающие благочестно жити окружены всякими неудобствами и затруднениями. Особенно становится трудно вести дело воспитания детей в духе христианском и в правилах святой Православной Церкви.

Посреди всех этих трудностей остается нам одно: прибегать к Господу Богу, усердно просить от Него помощи и вразумления и затем со своей стороны делать все, что можем, по крайнему нашему разумению; остальное же все предоставить на волю Божию и на Его промысл, не смущаясь, если другие не так поступают, как бы нам желалось.


Из писем оптинского старца Амвросия «О христианском воспитании детей»

Вас тяготит забота, как дать детям вашим христианское воспитание… для вас довольно будет того, если вы позаботитесь воспитать детей cвоих в страхе Божием, внушить им православное понятие и …оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви… Необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением… <это> многих спасало от великих бед и опасностей.

Пишете: «Желала бы я, чтобы мы избегли с мужем того пагубного разногласия в деле воспитания, которое почти во всех супружествах вижу я». Да, вещь это действительно премудреная! Но спорить об этом при детях… не полезно. Совет об этом и рассуждение должны быть наедине, и как можно похладнокровнее, - чтобы было действительнее». «…Замечаете в сыне вашем сухость или мало чувства и другие недостатки. Но в детстве вообще не у многих бывает истинное, настоящее чувство: большей частью оно проявляется в более зрелом возрасте, уже тогда, когда человек более начинает понимать и кое-что испытает в жизни. Притом, избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других, а недостаток чувства и сухость невольно смиряет человека, когда он станет понимать это.

Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: «Аще не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное» (Мф.18, 3). А святой апостол Павел протолковал это так: «Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте, умы же совершенны бывайте» (1 Кор.14, 20). Молитва родителей о детях - залог успеха воспитания «Просите и дано будет вам…» (Лк.11, 9).

Первым условием успеха воспитания детей является усиленная молитва о них родителей. А если мы чувствуем слабость и невнимательность нашей молитвы, то, по учению святых отцов, качество нашей молитвы мы должны… восполнять количеством её.

…О чём же прежде всего должны молиться родители в отношении детей? Очевидно, что основное стремление родителей должно быть направлено к воспитанию ребёнка живым членом Воинствующей Церкви Христовой. И молитву об этом Господь исполнит в своё время. Но когда придёт это время, нам не дано знать; бывают случаи, что Господь вёл юношей не прямым путём, но спасал их от гордости, допускал временно уклонения их с прямого пути и падения. Пусть в таких случаях не отчаиваются родители, но ещё прилежнее умоляют Всемогущего… Надо помнить, что молитва родителей за детей имеет перед Богом особую силу: горячая любовь движет и горячую молитву. А горячая молитва не останется не услышанной Богом… Я слышал такой рассказ из жизни наших дней. Родители отпускали своего сына от себя на три года в среду, полную опасности и для его тела, и для его духа. «Сын наш, - сказал ему отец, - где бы ты ни был - в 12 часов ночи всегда вспоминай, что твои родители в это время молятся за тебя преподобному Серафиму». И в полуночный час, когда всё затихало, сын вспоминал своих родителей. Он знал, что родители возносили свою ночную молитву за него к Преподобному. Будучи во многих опасностях, он всегда чувствовал охранительную силу родительских молитв. И когда он вернулся через 3 года после разлуки, то первыми его словами своему отцу были: «Папа, преподобный Серафим спас меня вашими молитвами»… Мы приходим к… основному выводу, который должен глубоко запасть в наше сердце - сердце родителей: судьба, счастье, спасенье наших детей зависят прежде всего от нас - их родителей… На деле докажем нашу действительную деятельную любовь к ним и прибегнем к тёплой, постоянной, усердной молитве к Богу за наших детей и о даровании нам мудрости в важнейшем для нас деле - в деле их духовного воспитания.

Преосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский

Стойте сами, как сказано у пророка, пред лицем Божиим, будьте устами Божиими - тогда чрез ваше посредство Сам Бог будет воспитателем детей, вам порученных...

При обсуждении детских проступков не ограничивайте ваши замечания словами: «Как это стыдно или неприлично», а говорите чаще: «Как это грешно и страшно». Сколько сами понимаете силу греха, сколько сами боитесь его - пусть это будет написано на лице вашем. Ваша скорбь о проступке дитяти отразится в его сердце; ваше внушение, что вы отвечаете за его проступок перед Богом, заставит и его бояться той же ответственности. Тогда и ваше взыскание он примет как Божие наказани.

Научайте детей не словам только молитвы, а знакомьте их с состоянием и опытом молитвы. Не делайте молитву слишком краткою, не бойтесь за усталость детей, введите их в труд молитвы, объясняя им науку собирания мыслей и бодренного предстояния ума перед Богом. Молитесь сами при них с горячностью и усердием: теплота вашего сердца сообщится и их сердцам, они узнают утешения, находимые в молитве, и она будет для них отрадою и прибежищем во всех испытаниях и скорбях жизни.

Раскройте им науку испытания помыслов и внутренней борьбы с мыслями и склонностями греховными. Расскажите им по мере их возраста историю зарождения греха в едва сознаваемой мысли, его возрастание в волнении чувств и влечениях сердца, его бурные движения в порывах страстей, его крайние обнаружения в делах преступных - и тогда будет для них нечистая мысль так же страшна, как преступное дело.

Укажите им нашу немощь в борьбе с грехом, постоянную потребность в помощи Божией и непобедимую силу имени Иисусова. Дайте им опыты внутренней победы над злом силою призывания имени Господня, и тогда они будут отпущены в мир, исполненный нравственных опасностей, с оружием в руках.

Не может остаться безплодною для детей вера родителей, когда они при нужде и бедности со слезами на глазах говорят: «Что делать? Буди воля Божия»; при опасности: «Бог милостив»; при трудных обстоятельствах: «Бог поможет»; при успехе и радости: «Слава Богу, Бог послал». Здесь всегда и во всем исповедуется Божия благость, Божие промышление, Божие правосудие. Не есть ли это живое учение о Боге и Его свойствах? И так как для детей нет ничего выше и дороже родителей, а родители с любовию и благоговением исповедуют, что они сами все имеют от Бога и во всем надеются на Бога, что Он есть общий и всеблагий Благодетель всех: то не ощутят ли дети и не поймут ли, что «все Богом живут и движутся и существуют», и затем не полюбят ли Бога?

Зачем, говорят, дитя рано будить и заставлять без пользы стоять целые часы в церкви? Это напрасное истязание. Нет, это нужно затем, чтобы постепенно приучить его к бодрствованию, вниманию, собранности мыслей, терпению в подвиге, без чего не совершается ни одно доброе дело.

«Дух христианина», газета – 01.12.2005.

Старец Иероним некоей замужней женщине дал следующие советы: «Слушай своего мужа, уважай его и ставь выше себя.

Он многое познал. Не проси у него ничего. Бог дал тебе детей-ангелочков. Посмотрим, какими ты их сделаешь. Родители несут большую ответственность за своих детей. Я знаю одну женщину, у которой сын непослушный. День и ночь она молится за него. Я ей сказал: «Богу ты покажешь либо спасенное дитя, либо раны на своих коленях».

Когда родители нерелигиозны, «ребенок не должен исполнять злые их пожелания, но должен хранить заповеди и исполнять волю Божию, - говорил старец Евсевий. - Потому что первая и большая заповедь, как учит Священное Писание, - это любовь к Богу и послушание Ему, которое выше любви и послушания родителям, родственникам, друзьям и любому любимому человеку или земному интересу».

О воспитании детей старец Паисий говорил: «Первую духовную простуду дети схватывают благодаря открытым дверям чувств родителей. Больше всего их простужает мать, когда она не одета в скромность и опустошает своим поведением детей». «Святая жизнь родителей извещает души детей, и они, естественно, вырастают послушными и благоговейными, без душевных повреждений, и дети радуют родителей, радуют и родители детей и в сей жизни, и в другой, вечной, где они снова вместе возрадуются».

Старец Филофей поучал: «Родители пусть воспитывают своих детей с колыбели. Пусть они учат их страху Божию, пресекают их злые стремления и порывы, пусть не заискивают перед ними и не удовлетворяют их дурных пожеланий и вкусов. Как мягкий воск, который ты лепишь, как хочешь, принимает любую печать, так и из маленького ребенка ты можешь вылепить все, что пожелаешь. Буквы, написанные на чистой бумаге, останутся неизгладимыми. И то, что узнает маленький ребенок, неизгладимо останется с ним до старости». «Если на дерево, когда оно мало, подует ветер и согнет его, а мы подставим столбик, то оно станет прямым, если же мы не подставим столбик, то оно навсегда останется кривым. Если оно вырастет и хорошо укоренится, а мы захотим его выровнять, тогда оно трескается и ломается. Так и наши дети. Когда они малы, будем укреплять их в вере и страхе Божием. Соорудим для них ограду и воздвигнем для них стену из поучений и добрых примеров, доколе они не укоренятся в добродетели, когда им не будет страшна никакая опасность».

Интересны следующие советы старца Порфирия родителю, воспитывающему детей: «Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она все устроит. Эта молитва твоя будет как духовная ласка, которая обнимет и привлечет детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время как духовной ласке они не противятся никогда». «Родители, у которых трудные и грубые дети, пусть не обвиняют самих детей, но того, кто стоит за их спинами, - дьявола. С дьяволом же мы можем воевать только тогда, когда становимся святыми».

О воспитании детей старец Епифаний говорил родителям: «Больше говорите Богу о ваших детях, чем детям о Боге». «Душа юного жаждет свободы, поэтому он с трудом принимает разнообразные советы. Вместо того чтобы постоянно давать ему советы и порицать за любую мелочь, возложи это на Христа, Богородицу и на святых и проси Их образумить его». «С детьми обращайтесь, как с жеребятами, то подтягивая, то ослабляя уздечку. Когда жеребенок брыкается, не отпуская уздечку, ослабим ее, иначе же он ее порвет. И, когда он спокоен, тогда потянем за уздечку и поведем его, куда пожелаем». «Родители должны любить своих детей как детей, а не как своих идолов. То есть ребенка пусть они любят таким, какой он есть, а не таким, каким бы они хотели его видеть - похожим на них».

Св. Дионисий Тацис. Поучения старцев. М., 1997.

Сказал старец: «Мы должны помогать нашим детям до определенного момента. А потом, в дальнейшем, вверять их Богу. Ангел-хранитель рядом».

Сказал старец: «Сейчас, когда ваши дети еще маленькие, вы должны им помочь понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни».

Сказал старец: «Я вижу, что сегодняшняя молодежь творит столько бесчинств, чтобы получить удовольствия, тогда как в духовной жизни они получили бы гораздо более глубокие Божественные радости. В удовольствиях человек может прожить минуту, десять минут, десять дней и целый год. Но с тех пор, как он их испытывает, он часто спрашивает, неужели в раю есть нечто лучшее, чем то, что он переживает здесь? Ныне молодые полагают, что получают что-то. Они напоминают голодных детей, которые подбирают то, что выбросили солдаты-оккупанты. Они грызут это и воображают, что нечто получили, тогда как это ничто...».

Когда чужая боль становится своей. Св. Дионисий Тацис. Жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского. М., 1999.

А о. Иоанн (Крестьянкин), за советом к которому сегодня ездят в Псково-Печерский монастырь православные со всего мира, о воспитании детей говорит так: «Вспоминая благочестивую семью Иоакима и Анны и рожденную ими благословенную Дщерь, не оглянемся ли мы на себя, на наше время с его духом разорения, а не созидания. И не зададим ли себе вопрос: в чем причина, где корень жестокой и мрачной непогоды, обступившей мир и ставящей его на край гибели?

Не мы ли - разорители домашней церкви, не мы ли - нарушители старинных правил семейного порядка, не мы ли - отдавшие чад своих на воспитание в страну далече, где питают их волчцами и тернием и уводят от Отца Небесного, уводят от родителей земных.

Жизнь - трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог. Ведь когда изгоняется Бог из дома, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертоносные плевелы. Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира - воспитание потомства.

И надо нам с вами это понимать, ибо это - наше настоящее и наше будущее. И в этом наша ответственность пред Богом. Ответственность страшная!..

А сколько слез и сердечной боли стоило материнскому сердцу видеть, как то немногое, что удавалось сделать дома, в семье, вытаптывалось в душе ребенка в школе.

И лились слезы, лились молитвы. Не думайте, что они не замечены и не услышаны. Могут не услышать и не понять люди, но не Бог. А для Бога это не просто слезы, это - крестный путь матери-христианки, воюющей за чадо свое против целого мира, против самого дьявола.

Это даже не просто крест. Это мученичество. Мученичество за Христа. А благодать Божия всегда укрепляла мучеников, укрепляла она и вас в вашей неравной борьбе за детей, укрепит она вас и теперь. Только бы не ослабела христианская убежденность и устремленность - вера наша...

Но страшно и разрушительно, если у нас-то, взрослых, вера в Бога остается только на словах, а не преображает нашу повседневную жизнь и сопровождается в нас духовным бесплодием, не имеющим живой жизненной силы Духа Божия. Но и этого чуда просите, и дастся вам.

Всем нам необходимо понять сейчас, что надо срочно спасать от тлетворного духа времени и возвращать Богу нашу малую церковь, нашу семью. Надо именно в ней возжечь лампаду христианской жизни в Боге. И только в этом - спасение мира, наше спасение.

Мы не преуспеем сразу, нам будет крайне трудно, но делать надо, ради жизни в вечности.

Ведь отцы и матери, Богом благословенные творцы и покровители детей своих, ответственны за них и за себя. И не наше ли дело теперь, в пустыне мира, где царят одиночество, суета и равнодушие, тревожная неуверенность в себе и злоба, создать очаг молитвы. Надо помнить, что где двое или трое собраны во имя Божие, там и Господь посреди них - тогда оживет дом! И один, и другой, и третий. Устроятся расстроенные безбожием порядки внутренней жизни семьи и каждого человека. И Царство Божие, вернувшееся в душу, снова начнет преображать мир. И вернутся дети к Богу, и вернутся к родителям своим из непогоды окружающего мира...

Отцы и матери! Одни, без детей своих, вы спастись не можете - и это надо помнить!..

А закончу я словами святого учителя Церкви Иоанна Златоуста: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуется Бог и люди».

Так, чтобы не плакать нам ныне от чад своих, чтобы не оплакивать их и себя, когда они вырастут, и чтобы нынешние слезы не стали началом будущих, не будем делать дело Божие - воспитание детей - с небрежением.

Други наши, если мы и теперь не восчувствуем грозящей нам опасности духовного одичания человечества, теряющего постепенно образ и подобие Божие, если не приостановим процесс богоотступничества и утери веры в семьях своих, в себе, то близок срок, когда осуществятся слова Христа Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8) Аминь».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово в день празднования Иоакиму и Анне. Проповеди. М., 1995.

Задача не в том, чтобы дети шли в церковь из-под палки, но в том, чтобы они полюбили Церковь. Они должны делать добро не из-под палки, но почувствовать его как необходимость. Святая жизнь родителей извещает детские души, и потом дети легко подчиняются.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

Еще в раннем детстве честные родители внушают детям добрые правила и полезный труд. Они на себе показывают пример добра и истинно полезных дел, показывают это без самохваления и гордости, а в простоте, как истинно хорошие дела и делаются всегда на свете. «Вот, дети, сделали мы хорошее дело; нам бы этого не сделать, если бы Бог не помог. Нас не любили бы люди, если бы Бог не был милостив к нам. Знайте же, дети, что все, что мы ни делаем хорошего, все это от Бога. Все это Христос нам подает». И дитя растет, и укрепляется мыслью, что все хорошее от Бога, и вырастает в мужа совершенна. И если такому человеку представится сделать подвиг, он его сделает, призывая на помощь Бога, сделает так смиренно, что увидит его добрые дела только единый Бог. Всякую обязанность подобный человек принимает за дело великое и святое.

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).

И при жизни, и при смерти будем говорить детям своим и внушать им, что великое богатство, неиждиваемое наследство и не погибающее сокровище есть страх Божий; и станем стараться оставлять им не богатство погибающее, но благочестие пребывающее и неиждиваемое. Когда нет благочестия, тогда и имеющееся богатство погибает с опасностями и крайним стыдом; а когда оно есть, тогда и неимевшееся прибывает.

Святитель Иоанн Златоуст (407).

Так как, по Писанию, начало мудрости — страх Господень (Пс. 110, 10), вначале в юные сердца должно всадить страх Божий; ибо юность, от природы ко злу склонная, ничем более, как сим страхом, от того отвращается, как и всякий человек. А чтобы страх Божий всадить в сердца их, нужно им часто напоминать, что Бог везде есть, и со всяким человеком присутствует, и, что человек ни делает или мыслит, видит, и, что ни говорит, слышит, и за всякое слово, дело и помышление худое гневается и будет судить, и грешников вечному мучению предаст, как и праведным и добрым людям воздаст мзду за добрые их дела, и согрешающего или зло творящего может в самом деле показнить.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Пусть дитя участвует в молитве утренней и вечерней; пусть будет, сколько можно чаще, в церкви; сколько можно чаще причащается по вашей вере; всегда пусть слышит ваши благочестивые беседы. При этом нет нужды обращаться к нему: оно само будет слушать и соображать. Родителям надо со своей стороны всё употребить, чтоб дитя, когда придёт в сознание, сильнее всего сознавало, что оно христианин. Но опять, главное, собственно, дух благочестия, проникающий и прикасающийся к душе дитяти. Вера, молитва, страх Божий выше всякого приобретения.

Весьма благотворное влияние имеет на детей частое ношение их в храм, прикладывание ко святому кресту, Евангелию, также поднесение к иконам, осенение крестным знамением, окропление святой водой, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к детям, благословение священника, и вообще всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых тёмных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающейся только душе, чтобы своим дыханием заразить её.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Не воображай, что ты старица, не воображай, что ты духовник в женском образе, и не воображай даже, что ты исповедник, потому что большей частью у родителей дети не исповедуются, а скажи: вот, мы спутники. Я такая же неопытная, как ты, только немножко старше, я видела и слышала и читала такие вещи, которые ты, может быть, не видел и не слышал, и не читал, — я с тобой поделюсь тем, что я знаю. Вот и все.

Ребенок должен быть в состоянии, посмотрев на своих родителей, видеть, что то, что ему рассказывают, на самом деле живет в них. Они, может быть, несовершенны, — это ребенок отлично понимает, но они стремятся жить по вере, и это составляет смысл и содержание их жизни; это дело другое. И чтобы он видел в них добротность, честность, те свойства, которые просто человечны, но которые уже на грани святости, если только их коснется искорка Божия.

Из опыта занятий с детьми я знаю (я довольно много занимался с детьми), что самое доходчивое: чтобы преподаватель или родители взяли какой-нибудь отрывок Евангелия и своими словами как можно более живо, красочно его рассказали. Причем не отходя от текста, не прибавляя ничего, не делая его более интересным, а просто выражая на языке ребенка и современности то, что там сказано. И когда все рассказано, с ребенком надо об этом поговорить: как ты на это реагируешь? как тебе это нравится? как ты думаешь: Христос был прав или этот человек бы прав?.. А затем ему сказать: я теперь прочту этот отрывок так, как он был написан почти две тысячи лет тому назад, чтобы ты запомнил, как ты будешь его слышать в церкви... И затем неспешно прочесть этот отрывок по Евангелию. Тогда ребенок начинает узнавать текст, узнавать слова, образы, потому что он уже их в себе имеет. Если мы ребенку, который еще мал, читаем текст только на несколько устарелом русском языке, это слишком для него коротко и не всегда до конца понятно.

Я знаю, что для каждого ребенка, как и для взрослого, можно найти что-то, чем он может доказать свою верность. Одну-единственную вещь, не обязательно всю жизнь, потому что если о всей жизни говорить, то ничего не получается, а одну вещь: ты докажи свою верность. Вот, ты часто поступаешь нехорошо в таком-то отношении — попробуй этого не делать.

Раскройте им науку испытания помыслов и внутренней борьбы с мыслями и склонностями греховными. Расскажите им по мере их возраста историю зарождения греха в едва сознаваемой мысли, его возрастание в волнении чувств и влечениях сердца, его бурные движения в порывах страстей, его крайние обнаружения в делах преступных и тогда будет для них нечистая мысль так же страшна, как преступное дело.

Укажите им нашу немощь в борьбе с грехом, постоянную потребность в помощи Божией и непобедимую силу имени Иисусова. Дайте им опыты внутренней победы над злом силою призывания имени Господня, и тогда они будут отпущены в мир, исполненный нравственных опасностей, с оружием в руках.

Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский (1821-1901).

Передавайте ему, кроме наставлений, душеполезные повести и по времени спрашивайте его, чтобы он вам повторял, как помнит и понимает. Все, что он от вас услышит, будет сперва храниться в его памяти и уме, а потом, с помощью Божией, при содействии опытов в жизни, может перейти в чувство.

Главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого все доброе и хорошее, как и напротив — праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий.

Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью.

Преподобный Амвросий Оптинский. (1812-1891).

Доводите ребенка до мысли о Божестве постепенно, скажите ему языком понятным: «ты видишь вокруг себя разные вещи и знаешь, что каждая из них кем-нибудь сделана: дом построен архитектором, картину написал живописец, цветы посадил и вырастил садовник. Итак, надобно тебе знать, кто сделал светлое солнце, небо, звезды, — все сие сотворил Бог, общий Отец наш, Отец всех людей. Он везде, хотя мы Его и не видим, Он знает все, что мы делаем, слышит все, что мы говорим, даже все, что мы думаем. Без Него ни трава, ни хлебный колос, ни цветы не могли бы вырасти, животные бы не жили, ничто не существует без Его воли. Твоя мать добра, любит тебя, но Бог бесконечно больше благ и больше любит тебя. Твой отец трудится, чтобы пропитать тебя, но Бог бесконечно больше делает для всех людей, нежели все люди вместе могут сделать...

Пример ваш всего более может действовать на ребенка в сем отношении; не произносите никогда имени Бога понапрасну, в речи шуточной. Во время молитвы надобно, чтобы благоговение выражалось во всех ваших словах и движениях. Приучайте и ребенка подражать вам, приучайте слушать или читать молитвы с благоговением и в почтительном положении. Он не поймет еще всех слов молитвы, но поймет чувство, выражаемое поникновением головы, крестным знамением, коленопреклонением; наружное движение воздействует на его внутренность. Но внушайте ему, что грех, моляся Богу, думать о другом и что безмолвное чувство смирения перед Богом, краткая, но сердечная молитва выше молитвы, произнесенной словами без участия сердца. Так мало-помалу он постигнет сладость любви к Богу прежде, нежели разум его познает всю необходимость веры для человека. При входе священника или другой духовной особы показывайте детям, примером своим, с каким уважением, любовию должно обращаться с служителями церкви и внимать их урокам...

Когда будете учить его молиться с крестным знамением, когда во время молитвы обратите взор его на образ Господа Иисуса Распятого или, яко младенца, носимаго на руках Пресвятой Девы: детская любознательность потребует у вас отчета, что это значит? Тогда начинайте питать юную душу христианством, только умейте применяться к возрасту, предлагайте простое человеческое млеко младенцу природы. Скажите, что Бог невидимый, именно Сын Божий, любя человеков, восхотел быть видим и жить с ними, для того родился от Пресвятой Девы и жил на земле как человек, чтобы научить нас свято жить; что Он восхотел даже пострадать и умереть на кресте, чтобы очистить нас от грехов; но умерши как человек, как Бог в третий день воскрес, вознесся на небо и царствует на небе и на земле и спасет нас, когда мы молимся, угождаем Ему, веруем в Него и во грехах просим у него прощения. Передавайте сие не как непостижимый догмат, но как чудесный рассказ; и он возбудит внимание и возвысит душу детища, и ваше благоговение и любовь к Спасителю отразится в ней и приготовит ее к высшему разумению в свое время.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

Охрани сына от ядовитых еретиков. Нареканий от него за недостаток погибельной, излишней светскости не бойся; убойся того грозного изречения Господня, которое ожидает родителей на Страшном суде Христовом за воспитание детей для вечной погибели; убойся тех отчаянных и бесполезных слез и проклятий на родителей, которые тогда произнесут дети, воспитанные для ада.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

Как бы ни мало было дитя, оно уже может молиться: оно же ведь просит чего-либо у своих родителей, почему же не просить ему у Отца небесного? Посему учите дитя молиться, только начинайте это с детства; приучайте его, чтобы молитва стала для него потребностью. Совершайте регулярно со своими детьми утренние и вечерние молитвы, а также и пред и после принятия пищи, чтобы они не шли к столу, как животные к корыту, но чтобы знали, что кто хочет пользоваться дарами Божиими, должен просить их и благодарить о них. Отче наш, Богородице Дево и другие краткие молитвы должно знать всякое дитя, умеющее хорошо говорить.

Только если мать сама истинно благочестива, только если дитя видит мать часто усердно молящеюся, оно и само научится благочестию и усердной молитве.

Епископ Ириней (Орда) (1837-1904).

Самое малое, чего в этом отношении должно желать от каждого семейства, если оно хочет иметь право на название христианского, состоит в том, чтобы все члены его совершали утреннюю и вечернюю молитву, равно как перед обедом, так и после обеда. В добрые древние времена все ежедневные молитвы, а особенно перед отходом ко сну, совершались в христианских семействах сообща. В определенный час все члены семьи: отец и мать, сыновья и дочери, слуги и служанки — собирались в одну комнату и преклоняли свои колена пред иконами. Один читал по книге вслух всех, а прочие молились. Затем, по окончании этой молитвы, или, как она называлась, правила, все отправлялись на покой, и никто уже после этого часа не смел оставлять дома. Как желательно было бы восстановление этого доброго древнего обычая в наши дни! Каким прекрасным средством он послужил бы против столь распространившегося обычая проводить вечернее и даже ночное время в гостиницах, против ночных гуляний и кутежей, против современной безнравственности, пороков и разврата!

Но, может быть, многие из вас, братия, возразят мне, указав на то, что дитя не может еще понимать всех этих молитв. Вполне, конечно, оно не будет понимать содержания каждой из этих молитв; но это и не необходимо. Столько, сколько нужно бывает понимать для того, чтобы благочестиво молиться, может уже и малое дитя. Если оно не может еще составить себе ясного понятия о Боге, то, по крайней мере, у него есть чувство о Нем. Оно чувствует, что есть Высочайшее Существо, Которое нас любит и Которое мы должны также любить, и когда оно произносит слова молитвы, то оно думает, как и всякий взрослый, о Боге и к Нему возвышает свою душу. И такая молитва из детски благочестивых сердец, без сомнения, гораздо приятнее Богу, чем молитва ученого, который весьма ясно понимает каждое слово молитвы, произносимой его устами, но при этом холоден и рассеян.

Свщмч. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1848-1918).

Дитя очень часто понимает то, чего не понимают его родители. Я помню ребенка, который на Пасхальной неделе стал перед иконой Спасителя и стал повторять: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав...» — и мать его остановила и говорит: Нельзя так много повторять эту молитву. Он на нее посмотрел с удивлением и каким-то негодованием и ответил: «Ты ничего не понимаешь; Ему очень приятно!» — потому что он в своем сердце пел Богу свою веру.

И другой случай помню. Была у нас семья очень уставная, и ребенка заставляли вечером вычитывать целый ряд молитв. Как-то (ему тогда было лет семь) он вычитал положенные молитвы, потом посмотрел на мать и говорит: «А теперь, когда мы помолитвословили, давай помолимся немножко». Он чувствовал, что то, что он делал, было дисциплинарным упражнением, а ему хотелось сказать Богу: «Знаешь, Господи, я Тебя люблю!» Или, может быть, сказать: «Господи, я маму люблю, и папу люблю — но папа в отъезде; обереги его». Или: «Мама сегодня была на меня сердита, утешь ее!»

Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).

Искренность и постоянство молитвы важнее ее продолжительности. Лучше пусть «правило» будет совсем маленьким (хоть до нескольких минут); ребенок сможет по вдохновению сам продлить время своей молитвы. Напоминания о молитве не понадобятся, если уже выработана привычка, и ребенок осознает необходимость просить у Бога благословения. Без сомнения, надоедать ему бесконечными напоминаниями не поможет. Постоянное молитвенное правило для дошкольников должно быть поставлено целью, но не беспокойтесь, если не каждый день удается его выполнить. Часто бывает проще добиться краткой молитвы перед сном около кроватки вместе с одним или обоими родителями, а также молитвы до и после еды.

Php %20on%20line%2045
%0A/main/duhovnoe_vospitanie_v_pravoslavii?print=yes&request_url=&id="> Версия для печати

Смотрите также по этой теме:
Ребёнок в Церкви. Часть 1 (Уминский Алексий, протоерей )
Ребёнок в Церкви. Часть 2 (Уминский Алексий, протоиерей )
Трудности детской исповеди (Владимир Воробьев, протоиерей )


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: