Сожженные платья, экономность последних Романовых и другие мифы IV. Модные платья и наряды эпохи правления Екатерины II Великой

Коронационные платья. Большая часть этой статьи посвящена русским императрицам. Ну не совсем им, а их великолепным платьям из драгоценных тканей, расшитым серебряными нитями и украшенным кружевами. Стоп! Вот кружев то на коронационных платьях и не сохранилось, или почти не сохранилось. В любом случае, эти прекрасные облачения куда красивее и интереснее нынешних образцов “Haute couture”, не говоря уж о “Casual”.

Коронационные платья в Государственной Оружейной палате Кремля

Императорские облачения хранятся в Оружейной палате, потому что первоначально это была мастерская, где изготавливались и хранились драгоценные предметы государева обихода.

Коронационные торжества всегда проходили в Москве, поэтому здесь и зародилась традиция передавать коронационные одеяния императоров в собрание Оружейной палаты.
Всего в мире существует пять подобных собраний, московская коллекция – не самая большая среди них. Самая представительная подборка императорских костюмов представлена в Швеции. Такие же собрания есть в Лондоне, в замке Тауэр. В Вене, во дворце Хофбург можно увидеть коронационные костюмы императоров Священной Римской империи. Ещё одна коллекция существует в Дании.

В Оружейной палате хранятся 17 костюмов, 10 из них – дамские. Уникальность московской коллекции состоит в том, что она достаточно полная и позволяет проследить смену традиций и моды.
На выставке, кроме коронационных платьев, представлен гардероб Петра II, одно свадебное платье и два маскарадных костюма. Кроме того, много одежд российских императоров хранится в фондах Оружейной палаты.

Коронация Екатерины I. Коронационные платья

Первая коронация императрицы в истории России состоялась в мае 1724 года. Именно с этой даты зародилась традиция передавать церемониальные облачения в Оружейную палату. Пётр решил короновать свою вторую супругу, Екатерину I. Сам он как император не короновался. Несомненно, к церемонии коронации готовились загодя. Пётр, путешествуя по Европе, наблюдал и изучал традиции коронации европейских монархов.
Специально к этому событию, в ноябре 1723 года Пётр издал высочайший манифест о коронации своей супруги.

Марта Скавронская

Будущая российская императрица Марта Скавронская родилась в 1684 году. В 1708 году она приняла православие с именем Екатерина, а в 1712 году стала женой Петра. Несмотря на своё низкое происхождение, она заняла достаточно прочное положение при дворе благодаря своему уму, такту и весёлому нраву. Коронация была необходима по многим причинам. Таким образом повышался престиж русского двора, ведь в Европе неблагородное происхождение супруги русского царя не было секретом. Пётр задумывался о будущем своих дочерей Елизаветы и Анны. Для присвоения дочерям титула цесаревны необходимо, чтобы оба родителя были императорами.

Форму для императорской короны выбрали подобно тем, которыми короновали европейских государей. Два полушария означают церковную власть, они похожи на митру церковных иерархов. Приподнятая полоса между двумя полусферами означает власть светскую, которая возвышается над духовной и управляет государством.

Коронационные платье I. (Коронация в 1724 году). Коронационные платья

Платье для императрицы заказали в Берлине. Берлин в ту пору был европейским центром вышивки. Платье расшили серебряной нитью с применением различных техник.
В Россию привезли не готовое платье, а «патрон». «Патрон» – это выкройка одежды, скреплённая швами лишь в нескольких местах. Обычно в виде «патронов» привозили мужскую одежду. Видимо, в Берлине очень боялись не угадать размер костюма, поэтому решили перестраховаться и не скреплять одежду швами, чтобы была возможность подогнать его по фигуре.


Платье Екатерины привезли за три дня до коронации и доделывали в спешном порядке. Действительно, немецкие портнихи сильно преувеличили размер русской императрицы, юбка оказалась слишком широкой. Русские придворные белошвейки так спешили, что складку позади юбки сделали очень неаккуратно. В результате карманы настолько сместились, что ими нельзя было пользоваться. А карманы в дамском туалете очень были нужны и функциональны.
Роба – так иностранный посланник при русском дворе называл наряд императрицы. «Она была в великолепной робе, малинового цвета, вышитой серебряной нитью», – писал он в отчёте.

Весь костюм состоит из нескольких частей – лиф, юбка и шлейф – это отдельные части костюма. Складки по низу лифа называются «пикадили» – их придумали портные для того, чтобы скрывать соединение юбки и лифа. Лиф жёсткий, весь простёганный китовым усом. Окружность талии императрицы составляет 97 см.

Части женского платья XVIII века

Миф о том, что корсет мог утянуть талию в два раза, не соответствует действительности. На самом деле, максимум, на который можно утянуться – это 5-6 см. Девочек приучали к корсетам сызмальства. Дышать в них было очень трудно, жёсткие корсеты сдавливали лёгкие и не давали вздохнуть полной грудью. Из-за застоя воздуха в лёгких (фактически из-за корсетов) дамы часто болели и умирали от туберкулёза.

Планшет – это передняя, треугольная пластина – накладка на лиф. Её делали отдельно, в то время эта деталь была очень модной.
Кружевная отделка на платье не сохранилась. Кружева украшали декольте и короткие рукава. Они были так дороги, что, скорее всего, их спороли, чтобы использовать повторно в других туалетах, ведь коронационное платье надевалось всего один раз в жизни.
Нижняя часть платья именуется “панье” – по французски буквально “корзина”. Форма юбки держалась при помощи многочисленных нижних юбок, не дошедших до наших дней. Нынешняя форма юбки – это результат работы реставраторов.

Вышивка на платьях. Коронационные платья

Техника вышивки на юбке – вприкреп. На ткани делали эскиз. Этот эскиз обшивали нитями и только поверху вышивали серебряной нитью. Использовалась и техника аппликации – накладные вышитые короны. Они не соответствуют форме настоящего венца. Его форма держалась в строжайшей тайне, мастерицы не знали, какой будет корона и вышили её в соответствии со своей фантазией. Планшет вышит самой трудной техникой – по подложке или карте.

Под рисунок вышивки подкладывалась вата или ткань, и сверху вышивали серебром. Таким видом вышивки занимались мужчины. Ремесло вышивальщика очень ценилось в Европе, было престижным и мужчины им не гнушались.

Платье не очень длинное. Длина юбки была сделана с тем расчётом, чтобы при ходьбе показывалась ножка в туфельке с красивой лентой–бантом малинового цвета, завязанным вокруг лодыжки.

Коронационная мантия русских императриц. Коронационные платья

Во время коронации на Екатерину поверх платья была надета мантия, но она не сохранилась. В коллекции Оружейной палаты представлена поздняя горностаевая мантия императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая II.


Концы мантии скрепляли бриллиантовой пряжкой. Она называется аграф. С аграфом, выполненным для коронации Екатерины I, связана настоящая детективная история.

Хороших ювелиров в ту пору было совсем немного. Один из них, по имени Рокентин, предполагал, что получит от царя коронационный заказ. Рокентин сделал превосходный аграф. Но работа так понравилась самому мастеру, что он не захотел с ней расстаться. Он подговорил лихих людей и инсценировал нападение и кражу, попросил даже оставить на теле синяки и ссадины. Аграф же спрятал. Пётр учинил расследование и обнаружил обман. По тем временам Рокентина наказали не очень строго: его не казнили, а всего лишь сослали в Сибирь.

Маскарадный костюм Екатерины I. Коронационные платья

В 1723 году в Москве устроили публичный маскарад в честь годовщины Ништадтского мира. Проходил он на Масленицу, длился несколько дней. Многие придворные одевались в русские костюмы, среди масок встречались даже персонажи Всешутейшего и Всепьянейшего собора.

Екатерина оделась в костюм амазонки. Сопровождая Петра во многих военных компаниях, она, несомненно, имела на это право. Её травести с точки зрения моды XVIII века – это мужской костюм, даже несмотря на юбку. Образ довершала шляпа и шпага на боку. Камзолы, аналогичные верхней части наряда носили мужчины по всей Европе. Этот маскарадный костюм сшит в Москве. Говорят, что его перешили из скатерти, потому что хорошие ткани были очень дороги. Костюм украшало страусиное перо, которое позаимствовали у голштинского посла, но назад не вернули. Сохранилась дипломатическая переписка, в которой посланник настойчиво просит вернуть ему перо.
В 1728 году состоялась коронация 12-ти летнего императора, вошедшего в историю России под именем Петра II.

Коронационный костюм Петра II. Коронационные платья

Его коронационный костюм сшили из глазета: дорогой и тяжёлой парчовой ткани. Этот камзол НЕ представлен в основной экспозиции, он находится в фондах. Малолетний государь умер в январе 1730 года, не дожив даже до 15 лет. Подозревают. что Пётр II скончался от чёрной оспы.
В Оружейной палате хранится весь его гардероб. Отрок очень быстро рос и вырастал из одежды, едва успев надеть её.

В витрине представлен практически весь гардероб русского дворянина первой половины XVIII века. Наиболее интересен мужской халат. Он называется шлафрок, его сшили из узорного французского шёлка.


Гардероб императора Петра II

В ту пору существовала особая мода пить по утрам кофе в шлафроке.
Здесь же представлены парадные мужские камзолы, сшитые для Петра II. Франция, где шили эти наряды, формировала эталон мужской моды для всей Европы. Мода на подобные камзолы продержалась почти 100 лет до конца XVIII столетия. Мужские камзолы шили из ярких тканей, своим цветом они даже соперничали с дамскими платьями.

Веер

В XVIII веке существовал особый язык жестов и аксессуаров. Например с помощью веера можно было объясниться, не говоря ни слова. Существовал особенный язык жестов и благородных девиц обязательно ему обучали. Раскрывая и закрывая веер можно было вести диалог с кавалером. Раскрытый веер с маской в коллекции Оружейной палаты означает: «Сердце дамы занято», кавалеру стоит рассчитывать лишь на дружеские отношения.

Причём все жесты должны быть очень быстрыми, чтобы окружающие не заметили, какие знаки дама подаёт кавалеру.

Коронация Анны Иоанновны

Коронация Анны Иоанновны состоялась в апреле 1730 года, спустя два месяца после её приезда в Россию из Курляндии. (Фрагмент веера можно увидеть на снимке ниже).

Коронационное платье Анны Иоанновны. Коронационные платья

сшили в России из лионской парчи. Шил его портной, которого Анна привезла с собой.
Планшет на её платье не очень выделен, эта деталь начинает выходить из моды также, как и вышивка. Первоначально платье было очень красивого розово-терракотового цвета. Но краситель оказался нестойким и платье со временем выцвело. Шлейф необычный, треугольной формы. Кружевная отделка на декольте и рукавах не сохранилась.

Рядом выставлено

Коронационное платье Елизаветы Петровны. Коронационные платья

Это платье – единственная вещь, напоминающая о событиях зимы 1741 года, ведь корона Елизаветы Петровны не дошла до наших дней. Платье сшили в России из русской парчи. Елизавета Петровна специально решила надеть платье из отечественной драгоценной ткани, чтобы поддержать русских промышленников. Государыня также приказала своим придворным дамам явиться на коронацию в платьях, сшитых из отечественной ткани.


После коронации платье можно было посмотреть в Грановитой палате. За время, пока императорская роба была там представлена, её посмотрели 37 тысяч человек. На просмотр допускались люди всех сословий, кроме самого подлого, то есть крепостных крестьян.

Конструкция юбок. Коронационные платья

Платье сшито из парчовой ткани, именуемой “глазет”. Дамская мода к началу 40-х годов изменилась и юбка стала непомерно широкой. Это проявление господствовавшего в ту пору стиля рококо. Ширина фижм соответствовала придворному званию. Императрица лично следила, чтобы никто из придворных дам не надел фижмы шире положенного. Носить такие широкие юбки было крайне неудобно. В них невозможно было сесть в карету, а во дворцах пришлось специально расширять дверные проёмы. В них было невозможно даже сесть, поэтому дамы просто ложились на пол чтобы отдохнуть, а особая фрейлина, стоя у двери, охраняла их покой. Корсеты делали из разных материалов – металла, ивовых прутьев. Самые дорогие корсеты изготавливали из китового уса.

Придумали даже специальные рычажки, которые регулировали ширину юбки. Если дамы узнавали, что на балу будет присутствовать сама императрица, они могли рычажком опустить фижмы и убавить ширину юбки.
Официально Елизавета Петровна не была замужем и уже в 1744 году пригласила ко двору своего племянника, сына сестры Анны. Вскоре в Санкт- Петербург приехала и невеста наследника, София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. В 1745 году в Зимнем дворце состоялась их свадьба.

Свадебное платье будущей императрицы Екатерины II. Коронационные платья

сшито из серебряной парчи. Серебро с годами сильно темнеет, а новая парча выглядит очень эффектно, переливаясь отражениями света свечей, бликами солнечных лучей. Казалось, что такие платья выковали из серебра, а не сшили иголками и нитками. Платье расшили серебряной нитью. Стежки вышивки положены под разными углами и при движении платье сияло подобно бриллиантам.


Свадебное платье Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской находится в очень плохом состоянии. Парчу ткут на шёлковой основе, с серебряным утком. Шёлковые нити во многих местах разорвались и серебряные нити провисли.
Государь Павел Петрович передал платье в коллекцию Оружейной палаты по неизвестной причине, поскольку первоначально оно хранилось в столице. Платье было в распоротом виде, реставраторы сшили его вновь.
В 1762 году состоялась коронация Екатерины II.

Коронационное платье Екатерины II. Коронационные платья

также представлено в Оружейной палате. Его отличают овальные фижмы. Кроме того это платье – единственное, на котором сохранились кружева. Платье украшено двуглавыми орлами, их около 300 по всему полю.

Видимо, таким зримым образом Екатерина хотела подчеркнуть законность восшествия на престол.

Императрицу отличала очень тонкая для её 33 лет талия окружностью всего лишь 62 см. В этом платье портные использовали новую конструктивную деталь – так называемый шниг. Предполагается, что он должен был зрительно сделать живот более плоским.

Коронации императорской четы. Мужской коронационный костюм. Коронационные платья

После смерти Екатерины II впервые в истории Российской империи короновалась императорская чета, император и императрица, Павел I с супругою. В этой церемонии многое было заимствовано из церемонии 1724 года. Вначале корону возложили на императора, затем, обратившись к коленопреклонённой императрице (также как Екатерина I перед Петром) Павел коснулся её своей короной и затем возложил на голову супруги малую императорскую корону. В отличие от большой императорской короны, бывшей собственностью государства, малая корона становилась собственностью императрицы. Её Величество могла распоряжаться малой короной по своему желанию, даже переделать в другие драгоценности.

C начала XIX века императоры стали короноваться в военном мундире. Это была или гвардейская генеральская форма или форма генерала Преображенского полка. В фондах Оружейной палаты сохранились 7 комплектов коронационных военных мундиров.

Коронационное платье Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Коронационные платья

Платье выполнено в переходном стиле от ампира к историзму.

По низу платья пропущена специальная рула, чтобы утяжелить низ платья и сохранить форму колокола. Платье вышито цветными стеклянным пластинками, чтобы оно сияло и переливалось.
В середине века стали носить так называемый офранцуженный сарафан. Это был приказ императора Николая I придворным дамам носить русское платье.
Непременным дополнением к костюму были перчатки. Их очень часто меняли, у каждого придворного было много перчаток. Служили они недолго, быстро растягивались, теряли форму. А за формой перчаток тщательно следили, они должны были облегать руку, как вторая кожа, поэтому выражение «менять, как перчатки» вполне уместно. Шили перчатки из лосиной кожи или шёлка.

Коронационное платье Марии Александровны, супруги Александра II. Коронационные платья

представляет собой вышеназванный офранцуженный сарафан. Стилистически это платье можно отнести к национальному возрождению или “русскому стилю”. Шили его в Петербурге. Впервые на коронационном платье появились рукава. Не сохранилась широкая планка, которая была пришита впереди платья и делала его похожим на сарафан. Планка была украшена алмазами, бриллиантами и другими драгоценными камнями, поэтому её спороли. К костюму прилагался и кокошник, тоже украшенный алмазами.

Последняя коронация

Горностаевая мантия , представленная в Оружейной палате принадлежала Александре Фёдоровне, супруге Николая II. В фондах музеев Кремля сохранились все 14 коронационных мантий. Мантия Александры Фёдоровн сшита из 800 шкурок горностая, их закупали у сибирских купцов.

Последняя коронация состоялась в мае 1896 года . Короновался император Николай II с супругой Александрой Фёдоровной. Николай был одет в форму полковника Преображенского полка. Генералом он не был, почему и постеснялся надеть генеральскую форму.

Коронационное латье Александры Фёдоровны, супруги Николая II. Коронационные платья

Платье Александры Фёдоровны шили в Санкт-Петербурге, в мастерской Ольги Бульбенниковой.

«Мадам ОльгА» – так на французский манер называлось её ателье. Вышивали платье в Москве, монахини Ивановского монастыря. Туфли для коронации выполнены из серебряной парчи.

Карнавальный костюм Николая II

Карнавальный костюм Николая II. Инициатором карнавала 1903 года, который проходил в столице, была Александра Фёдоровна. Ей очень нравился традиционный русский костюм. Этот карнавал проходил под знаком XVII века, времен Алексея Михайловича. Все присутствующие были одеты в русское платье, соответствующее эпохе.

Костюм Николая II сшили в театральных мастерских Санкт-Петербурга. Травести императора передали в Оружейную палату, потому что оно украшено подлинными запонами и пряжками XVII века. Для украшения карнавального костюма из Оружейной палаты в Петербург передали старинные ювелирные украшения, числом 25 штук. В костюме использовали 16 деталей и, после карнавала, их не стали спарывать, а просто прислали назад часть костюма.

Белла Адцеева, РИА Новости.

Реформы в области одежды, которые начал в России царь Петр I, продолжила императрица Елизавета Петровна: ее царствование запомнилось пышными балами и так называемой “тиранией моды”. А вот Екатерина II, пришедшая на смену требовательной Елизавете, позволила боярам руководствоваться собственным вкусом и вернула моду на русский стиль.

Модный диктат Елизаветы Петровны

Императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I и Екатерины I, превратила моду и западные манеры практически в диктатуру, ничуть не уступая в этом своему отцу, который собственноручно срезал бороды боярам. Но, если в петровское время предпочтение отдавалось немецким костюмам, то Елизавета Петровна своими указами окончательно ввела моду на французское платье и барочный стиль. Именно в нем были обставлены торжественные встречи и балы времен ее правления. При Елизавете среди дворянок стало обязательным переодеваться несколько раз в день. Разные платья предназначались для завтрака и утреннего приема гостей, дневного времени и вечернего выхода в свет.

Сама императрица была ревностной модницей и неизменно первой встречала торговцев с французских кораблей, прибывающих в Петербургский порт. Русский дипломат в Париже из-за постоянных трат на чулки, ткани, обувь и наряды для императрицы был на грани разорения. Вместе с платьями и украшениями в Россию на кораблях приезжали “модные куклы” пандоры. Пандоры стали европейским вариантом уличных чучел, которые выставлялись в городе еще при Петре I в качестве образца идеального внешнего вида подданных. Пандоры предварили появление модных журналов, пришедших в Россию ближе к концу XVIII века.

Говоря о моде эпохи Елизаветы Петровны, более уместно описывать не фасоны, а личные пристрастия императрицы: несоответствие костюма ее вкусу и неподобающий внешний вид кого-то из окружения могли обернуться настоящей расправой. О пышности и вычурности нарядов императрицы можно судить по ее портретам, написанным живописцами XVIII века.

Устраивая прием в загородном дворце, Елизавета Петровна требовала от гостей не только торжественности во внешнем виде, но и совпадения нарядов по цветовой гамме с интерьерами дворца и сада. "В Большом Петергофском дворце при Елизавете на торжественных выходах и балах дамы и кавалеры должны были надевать особые «петергофские платья", гармонирующие с наружной окраской дворца и зеленым и белым цветами сада с фонтанами, - пишет академик Дмитрий Лихачев. - Дворец в соответствии с темной зеленью сада и белизной фонтанных струй также красился при Елизавете в зеленый и белый цвета".

Однако этим изобретательность "модной" императрицы не ограничивалась. В 1744 году она ввела новую форму развлечений: теперь на придворных маскарадах мужчинам предписано было появляться в женских нарядах, а женщинам - в мужских. Нововведение, нетрудно догадаться, вызвало недовольство среди бояр, однако ослушаться Елизавету Петровну никто не смел. Такие светские мероприятия назывались "превращенными куртагами". О них в своих записках вспоминала Екатерина Великая: "…мужчины в огромных юбках на китовых усах, одетые и причесанные точно так, как одевались дамы на куртагах; а дамы в мужских придворных костюмах. Такие метаморфозы вовсе не нравились мужчинам, большая часть их являлась на маскарад в самом дурном расположении духа, потому что они не могли не чувствовать, как они безобразны в дамском наряде. С другой стороны, дамы казались жалкими мальчиками; кто был постарше, того безобразили толстые короткие ноги; и из всех них мужской костюм шел только к одной императрице. При своем высоком росте и некоторой дюжести она была чудно хороша в мужском наряде". Екатерина II, вступившая на престол после смерти Елизаветы Петровны, отмечала также, что с помощью "правильного" наряда можно было легко заслужить милость Елизаветы, чем сама будущая правительница успешно пользовалась.

"Офранцуженный сарафан" Екатерины Великой

Русское дворянство за полвека окончательно привыкло к европейским фасонам и к тому, что вся одежда либо привозилась из Европы, либо шилась под заказ на манер французского или немецкого платья. Но в шестидесятые годы восемнадцатого века традиционно русские элементы костюма вдруг не только выходят из-под запрета, но и становятся модными. Интересно, что это произошло с восшествием на престол Екатерины II, не имевшей ни капли русской крови: новая императрица считала, что необходимо воспитывать в российских подданных национальную гордость и ощущение самодостаточности.

Европейский наряд не попал в опалу, как русский при Петре, но с самого начала своего царствования Екатерина стала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. "Государыня была в русском наряде - светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами. Она казалась сильно нарумяненною, волосы ее были низко причесаны и слегка посыпаны пудрой; головной убор весь унизан бриллиантами", - писал англичанин, побывавший при русском дворе.

Русские элементы вводились в костюм ненавязчиво, служа формой национальной самоидентификации, при этом подданным было позволено следовать общеевропейской моде. Основными деталями, привнесенными Екатериной, стали длинные висячие рукава и короткий шлейф. Часто платья времен Екатерины II называли "офранцуженным сарафаном". Императрица стремилась избавиться от чрезмерной роскоши времен ее предшественницы. Придворным боярам она предписывала носить одинаковые костюмы для демонстрации "единства стоящей над нацией элиты", а для женщин теперь стали шить наряды в соответствии с должностями их мужей. Вообще же требования и регламент одежды при Екатерине II были куда более свободными, чем в начале и середине XVIII века.

Фижма, табакерка и "фрегат" на голове

Во второй половине XVIII века основу мужского гардероба составляли рубаха, кафтан, камзол, панталоны, чулки и башмаки. Рубаху обычно шили из льняной ткани или батиста, с прямым разрезом и оборками. Пуговицы были жемчужные или золотые, украшенные драгоценными камнями. Поверх рубашки надевали камзол, который повторял крой кафтана и виднелся из-под него. Панталоны и кафтан обычно шили из одной ткани - чаще всего это был шелк, бархат или парча. Кафтан также часто подбивали мехом. Застегивался он на две пуговицы.

Ближе к концу века кафтан заменил фрак - новая модная одежда родом из Франции. Изначально фрак был предназначен для верховой езды, поэтому из соображений удобства его полы были разной длины. Однако позже фрак стали носить и люди невоенные, его начали надевать на торжественные приемы. Обычно фрак шили из бархата, сукна или шелка, самыми распространенными цветами были зеленый, черный, голубой и фиолетовый.

Обувь не была предназначена для правой и левой ноги: колодка башмаков делалась прямой, и каждый был вынужден разнашивать их самостоятельно. Из-за толстой подошвы и высокого каблука в таких башмаках было достаточно тяжело ходить, и в XVIII веке многие мужчины брали уроки правильной походки у иностранных преподавателей.

Отличительной чертой женской моды того времени стала торжественность. К пышным платьям стали прикреплять шлейф, а под юбку ниже поясницы привязывали турнюр (подушку), что вкупе с тугой шнуровкой корсета сильно изменяло женскую фигуру. Платья в это время были настолько громоздкими и пышными, что на один наряд иногда уходило до 40 метров ткани (очень много материала шло на ленты, банты и прочие украшения). В начале столетия каркас юбки делался из китового уса и был достаточно крепким, но позже появились более удобные фижмы из проволоки, что позволило женщинам в нарядных платьях проходить в узкие двери, сжимая объемную юбку. Фижмы стали предшественниками кринолинов, которые использовались вплоть до 60-х годов XIX века. Длина платья должна была обязательно доходить до пола, полностью закрывая щиколотки, показывать которые считалось неприличным.

В годы правления Елизаветы Петровны одежда бояр строго регламентировалась. Модные указы Елизаветы воспринимались как приказание. "Дамам - кафтаны белые тафтяные, обшлага, опушки и юбки гарнитуровые зеленые, по борту тонкий позумент, на головах иметь обыкновенный папильон, а ленты зеленые, волосы вверх гладко убраны; кавалерам - кафтаны белые, камзолы, да у кафтанов обшлага маленькие, разрезные и воротники зеленые… с выкладкой позумента около петель и притом у тех петель чтоб были кисточки серебряные ж, небольшие", - наказывала императрица . С воцарением Екатерины II бояре получили возможность руководствоваться собственными предпочтениями и модой, а не пристрастиями императрицы.

Вместе с французскими платьями в моду вошло множество аксессуаров, ставших для придворных бояр необходимостью. Одна из таких бытовых деталей - табакерка, имевшая как практическое, так и декоративное значение.

Туалетная вода, появившаяся в России в начале века, не спасала во время многочисленных балов с танцами до упаду в помещениях без окон, а нюхательный табак, в составе которого могло и вовсе не быть табачных листьев, обладал более сильным запахом. Считалось, что табак "разгоняет кровь" и препятствует болезням, поэтому модный аксессуар быстро распространился в дворянской среде, причем, иногда был самой дорогой вещью в наряде. Табакерки делали из золота и украшали драгоценными камнями, по их дороговизне можно было судить о богатстве и статусе обладателя, особо ценились табакерки с изображением императрицы. Такой дорогой предмет требовал особого обращения: табакерки доставали неспешно, затем долго держали в руках, открывали, демонстрируя гравировку на внутренней стороне, и только после брали щепотку табака.

Сложные наряды теперь сковывали движения, а обувь на каблуке не позволяла мужчинам удерживать равновесие без тросточки - еще один необходимый аксессуар. Специально для того, чтобы научить придворных бояр грациозной походке, из-за границы приглашали учителей танцев. В это время развлечениям и придворным торжествам придавалось такое значение, что мастерство танцевавших на балах приблизилось к выверенным движениям профессиональных танцоров. Присутствовавшие на балах иностранные гости были поражены пышностью и грациозностью движений танцоров. Так, часто во время одного танца каждая кадриль была одета в определенный цвет, что делало действо еще более впечатляющим.

Отдельного упоминания заслуживают дамские прически при Елизавете Петровне. Больше всего императрице нравились взбитые вверх, гладко зачесанные волосы - такую прическу носила сама Елизавета, запрещая похожую укладку придворным дамам. Объемную прическу императрица украшала миниатюрной бриллиантовой короной. В это же время в моду вошли огромные парики, которые обильно посыпали пудрой или мукой. Однако самой экстравагантной прической второй половины века стал "фрегат" - на шиньон крепились декоративные корабли, зачастую превышавшие по размеру саму прическу. Также с помощью укладок дамы воспроизводили пейзажи, ветряные мельницы и эпизоды охоты.

© Фото "Неизвестная в розовом платье". Художник Рокотов Ф.С. 1770-е гг.


Аристократической считалась "фарфоровая" кожа, естественный цвет лица и, тем более, смуглость, были признаками низкого или крестьянского происхождения. Белила обильно накладывали на лицо и женщины, и мужчины, кроме того, дворяне пудрили парики. Некоторые модники для этого заходили в комнату, где слуга предварительно распылил пудру, и лакеи с помощью опахал "навевали" пудру на парик. После такой процедуры оставалось сменить запудренную одежду и отправиться на бал.

Роскошные платья середины столетия с воцарением Екатерины II сменили строгие английские наряды без излишних оборок и кружев. На платье вновь стали надевать распашную робу, увешанную декоративными цепочками и лентами.

Модные нововведения второй половины XVIII века никак не отразились на одежде крестьян, которые продолжали носить косоворотки, рубахи, порты и кафтаны. По-прежнему распространены были русские сарафаны, шушуны и распашные кофты.

Элементы европейской моды проникли в крестьянскую среду лишь в начале XIX века, когда на смену сарафанам и рубахам пришел более практичный немецкий платье-костюм.

Но я хочу, чтобы эта красота была и у меня.

Несколько лет назад я это все видела вживую на выставке в Пушкинском.

Платья императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны из собрания Эрмитажа
Платье Марии Федоровны.
Фирма Ворта, Париж. 1898
Муар с тканым атласным узором, шифон, кружево; дл. лифа 26 см, дл. юбки 132 см.


Платья Марии Фёдоровны

Вечернее платье. Фирма ""Фромон"", Париж. 1880-е гг.
Черный атлас; вышивка шелком и стеклярусом.

Платье визитное. Фирма Морин Блосье, Париж. Конец 19 в.
Бархат, стеклярус; вышивка. Дл. лифа 53 см, дл. юбки 123 см

Фирма Чарльза Фредерика Ворта, Париж. 1880-е гг.
Шелк, бархат, шифон, кружево, аксельбанты золоченого металла, лента; дл. лифа 64 см, дл. юбки 115 см


Атлас, тюль, кружево, шифон, нитки граненых бус, стеклярус; вышивка. Дл. лифов 37 и 33, дл. юбки 140, дл. шлейфа 161 см

Фирма Ворта, Париж. 1880-е гг.
Атлас, бархат, плюш, кружево, фасонная бахрома; дл. лифа 61 см, дл. юбки 203 см.


Атлас, шелк, бархат, металлическая нить; дл. лифов 72 и 35, дл. юбки 160 см

Фирма Ворта, Париж. 1890-е гг.
Бархат, шелковая и металлическая нити, муаровая лента; вышивка. Дл. лифов 42 и 55, дл. юбки 174 см

Фирма Ворта, Париж 1894.
Муар, атлас, кружево, бусы из искусственного жемчуга, серебряная нить, бисер;вышивка. Дл. лифов 52 и 74, дл. юбки 150 см

Фирма Ворта, Париж. 1898.
Шифон, тафта, атлас, кружево; набивной узор. Дл. лифа 71 см, дл. юбки 159 см

Платья Александры Фёдоровны

Бальное платье Александры Фёдоровны. Мастерская Н.П. Ламановой, Москва. Начало 20 в.
Бархат, шифон, атлас, кружево, синель; аппликация, вышивка. Дл. лифа 30 см, дл. юбки 154 см

Платье бальное. Мастерская Н.П. Ламановой, Москва. Конец 19 в.
Шифон, атлас, блестки, бисер, искусственные цветы; вышивка. Дл. 180 см

Платье визитное. Мастерская Н.П. Ламановой, Москва. Вторая половина 1890-х гг.
Сукно, бархат, шелковая нить, блестки; вышивка. Дл. 184 см

Платье вечернее Мастерская Н.П. Ламановой, Москва Начало 20 в.
Тюль, шифон, кружево, атлас, серебряная парча, блестки, фасонные плашки; вышивка. Дл. лифа 39 см, дл. юбки 184 см

Платье визитное. Мастерская Августа Бризака, Санкт-Петербург. Начало 20 в.
Сукно, шелк, кружево; вышивка. Дл. лифа 53 см, дл. юбки 155 см


Шелковая и серебряная нити, блестки, стразы, атлас, кружево; вышивка. Дл. лифа 34 см, дл. юбки 175 см

Мастерская Августа Бризака, Санкт-Петербург. Начало 20 в.
Атлас, тюль, шелковая и металлическая нити, металл, искусственные цветы; вышивка. Дл. лифа 38 см, дл. юбки 169 см

Платье вечернее. Мастерская Августа Бризака. Санкт-Петербург. Начало 20 в.
Атлас, тюль, кружево, бисер, блестки; вышивка. Дл. лифа 30 см, дл. юбки 135 см.

Платье вечернее. Мастерская Августа Бризака, Санкт-Петербург. Начало 20 в.
Кружево типа малин и алансон, шелк, блестки, стразы; вышивка. Дл. лифа 38 см, дл. юбки 173 см

Наша среда online — До конца XVIII века значительных изменений в моде не происходит, и только начиная с 70-х годов, под влиянием нововведений в западных модах, русский дворянский костюм также подвергается сильным изменениям. Моды распространялись не столько при помощи журналов мод, которые издавались нерегулярно, сколько благодаря готовым нарядам, выписываемым из Парижа и Лондона. Среди русского дворянства процветала не только галломания - подражание французским модам и этикету, увлечение французским языком, - в последней четверти века начинается и англомания.

При Екатерине II, в 70-90-х годах XVIII века, костюм столичного дворянства достиг необычайной пышности. Одного из вельмож XVIII столетия, князя Куракина (русского посла во Франции), даже называли «бриллиантовым князем» за обилие драгоценностей, украшавших его костюм. Пример расточительства подавали многочисленные фавориты царицы - Потемкин, Орловы и др.

Мелкопоместное дворянство тянулось за столичным, но, конечно, одевалось с некоторым отставанием от моды. В Москве также менее строго, чем в Петербурге, следовали за модой. Некоторые упрощения силуэта и формы одежд происходят в последние годы XVIII века. Кафтан суживается и приобретает стоячий воротник и скошенные полы, а иногда заменяется фраком. Правда, фраки этого времени шьют не только из сукна, но и из бархата и тяжелого шелка.

В гардеробе императрицы были «мундирные платья», в которых она по праздничным дням принимала офицеров гвардейских полков. В этих костюмах сочетались формы господствующей французской моды с элементами старого русского костюма. Императрица изображена в мундирном платье по форме Лейб-гвардии Преображенского полка.

В конце XVIII столетия ассортимент одежды дворянства обогащается одеждой по назначению. Веяния европейской моды нашли отражение не только в парадном платье. Еще в гардеробе Петра I особое место занимали домашние халаты — шлафроки. Известный своими чудачествами Прокофий Демидов, представитель династии богатейших уральских промышленников, изображен на портрете в домашнем костюме или как его называли на французский манер ­­ — «неглиже». На нем терракотовый шлафрок поверх жилетки, застегнутой не на все пуговицы, удобные домашние туфли. Его экзотический вид завершает зеленый ночной колпак на голове.

Женский костюм украшался всевозможными сортами кружев. Наряду с привозными с Запада, использовались кружева русской работы, которые в большом количестве изготавливались в монастырях. Ассортимент плетеных кружев был очень богат: ко двору поставлялись «блондовые» кружева, серебряные с белым шелком, золотые, украшенные стеклярусом, просто белые. Глафира Алымова, воспитанница Смольного института, пользовавшаяся особым покровительством Екатерины II, одета в роскошное атласное платье богато украшенное кружевами.

Мужской костюм на протяжении XVIII столетия претерпел изменения только в деталях, став к середине века легче и изящнее. В начале екатерининского правления по-прежнему носили кафтаны (жюстокоры), камзолы (весты) и штаны (кюлоты). Костюм, надетый на первом директоре Академии Художеств А.Ф. Кокоринове, был сшит специально по случаю вступления его в должность. Длинный до колен белый гродетуровый кафтан с собольей опушкой надет поверх атласного камзола с золотым шитьем. На изготовление этого роскошного туалеты ушло годовое жалование архитектора.

Для XVIII века были характерно сближение внешних черт мужчины и женщины, их изнеженный, даже кукольный облик, пренебрежение к возрастным особенностям. Молодые и старые носили одинаковые костюмы, применяли одну и ту же декоративную косметику. Алексей Бобринский, внебрачный сын графа Г.Г. Орлова и императрицы Екатерины II, одет в камзол и кафтан зеленого сукна с узкими рукавами и широкими обшлагами. Костюм украшен декоративным орнаментом, вышитым серебряной нитью.

По последней моде своего времени одевались пять внучек императрицы Екатерины II, воспитанию которых венценосная бабушка уделяла большое внимание. В конце ее правления цветовая гамма женского костюма становится светлой, мягкой, слабо насыщенной: розовый, голубой, салатный, лимонный, перламутровый коричневый и серый цвета во всех оттенках. Однотонные ткани преобладают над узорчатыми.

Тип женского парадного платья, состоящего из затянутого корсета-корсажа с декольте, сохранялся на протяжении почти всего столетия. В орнаментации тканей преобладали цветочные узоры, изображаемые натуралистически, в перспективе. Сирень, жасмин, ветки цветущих яблонь, вишен, полевые цветы непринужденно размещались по всей поверхности ткани, переплетаясь с извилистыми линиями лент, кружев, полос. Супруга адмирала Самуила Грейга на портрете одета в нарядное платье из серебряного травчатого штофа, украшенное кружевными манжетами. В 1770-е гг. в моду вошли сложные сооружения на голове из лент, цветов и перьев. Волосы надо лбом гладко зачесывали, а сзади разделяли на локоны. Достаточно часто применялись шиньоны.

На портрете изображен молодой щеголь, младший брат фаворита Екатерины II. По покрою и цвету его костюм соответствует форме, которую носили офицеры армии Потемкина. Однако качество сукна и элегантность пошива свидетельствует о далеко не рядовом положении юноши. Его каска украшена пышным гребнем из страусовых перьев и золоченым налобником. На перевязи лядунки из лосиной кожи — золоченый вензель Екатерины II. В петлице — знак ордена Святого Георгия IV степени, полученный за участие в штурме Измаила.

Императрица Екатерина II предпринимала попытки регламентации парадного придворного костюма и придания ему национального характера. В особо торжественных случаях — окончание войны, свадьба, новый год — дамы съезжались на собрания при дворе в русских платьях, и сама императрица часто и охотно надевала подобный костюм, который напоминал старинное русское платье и традиционный головной убор — кокошник. Костюмы такого рода «по царице» получили распространение в Европе.

По материалам school-collection.edu.ru и marafon.piterart.ru


Одним из ключевых моментов при монарших дворах во все времена считалась коронация. Особа, готовящаяся войти на престол, должна была предстать во всем своем блеске и величии. В этом обзоре представлены роскошные коронационные платья российских императриц.




Первой российской императрицей, вошедшей на престол и правившей самостоятельно, стала Екатерина I. Ее коронация состоялась 7 мая 1724 года. Т. к. вторая жена Петра I не была благородного происхождения, император пожелал короновать ее, заботясь о будущем своих дочерей (они получали титул цесаревен только в если оба родителя коронованы).



Коронационное платье Екатерины I выполнено из красного шелка, украшенного серебряной вышивкой. Платье заказывалось в Берлине. В Россию привезли не готовый наряд, а «патрон», т. е. скрепленный только несколькими швами. Портные опасались не угадать размер императрицы. В итоге платье оказалось слишком широким, и за три дня до коронации русские белошвейки в спешном порядке подгоняли его по фигуре Екатерины. В итоге сзади на юбке образовались складки, и сместились карманы.

Один из иностранных послов описал платье императрицы как «великолепную робу малинового цвета, вышитую серебряной нитью». Юбка была выполнена такой длины, чтобы при ходьбе выглядывала туфелька с малиновой лентой.

Анна Иоановна





Коронация Анны Иоановны состоялась через два месяца после ее приезда в Россию из Курляндии 28 апреля 1730 года. Платье было сшито из лионской парчи в России, но немецким портным. Если сравнить фото и портрет, то сразу же бросается в глаза разная отделка платье. Скорее всего это связано с тем, что наряд несколько раз изменяли в соответствии с веяниями тогдашней моды.

Елизавета Петровна





Коронационное платье Елизаветы Петровны сшито из российской ткани. Императрица приказала также всем придворным явиться на коронацию в нарядах, выполненных отечественными портными. Платье Елизаветы Петровны было сшито из парчи (глазет) серебряного цвета. Ширина платья полностью соответствует тогдашней моде рококо. В то время в таких платья дамы даже сесть не могли, поэтому многие из них, желая отдохнуть, ложились прямо на пол в своих нарядах (естественно не в присутствии императрицы). Сама Елизавета Петровна никогда не выходила в одном и том же наряде дважды. После ее кончины осталось 15 тысяч платьев.

Екатерина II





Коронация Екатерины II (урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) состоялась в 1762 году. Платье императрицы было сшито из серебряной парчи, украшенной двуглавыми орлами. Наряд Екатерины Великой – единственный, на котором сохранились кружева. Талия императрицы, в отличие от предшественниц, была узкой – всего 62 см.
Каждая императрица была не только законодательницей мод, но и четко регламентировала придворный этикет. Иногда , что современные обыватели назвали бы подобное поведение абсурдом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: