Составление описательного рассказа. Составление описательных рассказов по опорным схемам для детей старшего дошкольного возраста

Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка составлять рассказ из личного опыта .

Не секрет, что дети, рассказывая о каком – то ярком событии из их жизни начинают говорить сбивчиво, перескакивают с одного момента на другой, повторяются и даже забывают о первоначальной теме. Это происходит потому что дети просто не знают, как рассказывать, в какой последовательности, не могут выделить самое главное.

Основное, что надо сделать взрослому – это помочь дать направление рассказу, посоветовать, как составить план рассказа, задать наводящие вопросы.

Как такового доступно детям с 5 лет. Это истории о любимой игрушке, об интересных новых играх, о том, как малыш помогает по дому маме или папе в гараже. Ребенок шестого года жизни уже способен сообщить подробно о событиях ближайших дней, а так же о давно прошедших. Например, зимними вечерами может рассказывать как он отдыхал летом на даче или в деревне, как с бабушкой и дедушкой собирал грибы в лесу и ягоды в огороде, купался в пруду и ловил рыбу.

На седьмом году жизни ребенок способен сам придумать сказку или рассказ, развернуто говорить о своих впечатлениях и чувствах.

Задача взрослых – научить последовательно излагать свои мысли.

Как научить детей описаниям из личной жизни, добиваясь связных и живых рассказов?

1. Освежить воспоминания ребенка на конкретном событии, задавая вопросы. Начинать учить рассказыванию лучше с простых и очень близких тем. Например, «Как ты любишь играть?»

  • Какие у тебя есть любимые игрушки?
  • Как интереснее всего с ними играть?

2. Дать образец рассказа, который поможет найти аналогичный случай из жизни ребенка.

Например: «Когда я была такая как ты, у меня была любимая кукла Матрёна. Мама мне сшила куклу из тряпочек. Она была маленькая, как 2 ладошки. Очень мягкая и розовая. Волосы у Матрены были из черных шерстяных ниток. А лицо было вышито цветными нитками. Я любила разговаривать со своей куклой.

Мама давала мне красивые лоскутки, и я делала кукле разную одежду. Матрена приходила в мою мастерскую и выбирала себе красивую ткань. Я отрезала ножницами нужную длину и вырезала дырочки для рук. Мама разрешала мне иголкой пришивать красивые пуговки на платья Матрены. Когда платье было готово, я наряжала ее, и мы отправлялись в гости к моей подружке Свете. У нее была тоже кукла. Там наши куклы пили чай и беседовали».

3. Затем надо объяснить ребенку, что рассказ состоит из двух частей:

  • Рассказ об игрушке (внешний вид, свойства и особенности);
  • Как я с ней играла.

4. Можно попросить повторить рассказ по частям

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.

Авторы: Соломонова Анна Николаевна, Юськаева Элеонора Васильевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 22 комбинированного вида"
Населённый пункт: Город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Составление описательного рассказа по картине с опорой на мнемотаблицу в старшей группе"
Дата публикации: 24.04.2017
Раздел: дошкольное образование

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №22 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Конспект открытого занятия по образовательной области

«Речевое развитие»

в старшей группе на тему:

«Составление описательного рассказа по картине с

использованием ИКТ»

Подготовила и провела: воспитатель

Соломонова Анна Николаевна,

первой квалификационной

Саранск, 2017

Цель: дать детям представления об особенностях изображения весны на

Образовательные:

продолжать

формировать

отгадывать

загадки, аргументируя свой ответ, совершенствовать навыки рассматривать

картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);

составлять

целостный

сюжетной

пользуясь

разными видами предложений, используя план - схему по картинкам.

Развивающие:

развивать

вариантов,

придумывания названия рассказа, в подборе родственных слов, определений

к заданным словам. Развивать восприятие, память, внимание.

Воспитательные:

воспитывать

выслушивать

перебивать во время выполнения задания. Воспитывать бережное отношение

и любовь к живой природе.

Интеграция образовательных областей.

«Социально

коммуникативное

развитие»

Формировать

нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к

природе родного края. Расширить представление о весенних особенностях в

«Познавательное

развитие»:

продолжать

знакомить

особенностями составления описательного рассказа по картине.

наблюдать

описывать,

углублять

уточнять

весенних

особенностях в природе.

«Физическое

развитие»:

формировать

правильную

умение осознанно выполнять движения при физминутке. Способствовать к

самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

4. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: развивать предпосылки

ценностно-смысловому

восприятию

пониманию

произведений

изобразительного

искусства

становление

эстетического

отношения к окружающему миру.

Методические

приемы:

организационный

художественное

слово, сюрпризный видео-момент, вопросно-ответная беседа, дидактическая

«Подбирай.

Запоминай»,

объяснение,

слайдовый

пояснение,

напоминание,

физкультминутка

(перевод: «Весна,

приди…»)»,

продуктивная

деятельность

составление описательного рассказа по картине «Весна пришла»,

рефлексия.

Используемые формы организации познавательной деятельности

детей: на занятии используется групповая форма организации деятельности

фронтальная

приводит

повышению

умственной

активности,

побуждает

самовыражению.

Индивидуально-

дифференцированный

осуществляется

испытывающим

трудности при составлении рассказа.

Предварительная работа по образовательным областям:

1. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: проведение занятий по

продуктивным видам деятельности по лексической теме «Ранняя весна»,

изготовление

дидактических

Слушание

произведений

мордовских

композиторов

Сураева-Королева

Тялонесь»,

Аверкина «Пробуждение природы».

2. ОО «Социально - коммуникативное развитие»: пополнение Центра

речевого развития: альбомами, настольно печатными играми «Времена года»,

мнемотаблицами «Времена года».

3. ОО «Познавательное развитие»: рассматривание картины «Весенние

рассматривание

альбомов,

весенними

явлениями

4. ОО «Речевое развитие»: активизация словаря: капель, проталины,

пробуждение природы, чтение художественной литературы И. Емильянов

«Подснежник», В. Лунин «Весна», А. Прокофьев «Звенит капель», Е. Эрато

«Весенние певцы», русская народная сказка «Как весна зиму поборола», Г.

Скребицкий «Сказка о Весне».

5. ОО «Физическое развитие» проведение подвижных игр: «Перелет

птиц», «Скворечники», «Речка-берег».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Слайдовая презентация. Музыкальная композиция

Ген. Сураева-Королева «Катк паксеть, Тялонесь», видеоролик «Пробуждение

природы», мнемотаблица «Весна». Корзина, солнце.

Раздаточный: иллюстрация подснежника на каждого ребенка, лучики

Словарная работа: капель, проталины, пробуждение природы

Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное

сопереживание, дифференцированный подход к детям.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия:

(1 СЛАЙД)

Воспитатель

(воспитатель

организовывает

взявшись

руки):

обратили

внимание

прекрасный

просыпается

настроение

улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.

Здравствуйте, ребята. Я люблю, когда при

встречи, мы знакомы и родным, добрый день и добрый вечер все при встречи

Посмотрите,

поздоровайтесь с ними.

Дети : Здравствуйте.

(Дети проходят на стульчики в цент группы).

Воспитатель: Ребята! Прислушайтесь. Вы ничего не слышали? Кто это

так тихо прошагал за окном? (2 СЛАЙД )

(Воспитатель предлагает детям отгадать загадку):

«Кто пришёл так тихо - тихо?

Ну конечно не слониха,

И, конечно, бегемот тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы, как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит - тише всех пришла весна!»

Воспитатель :

Правильно.

признаки

услышали

Дети : В загадке говорится о том, что листок из почки вышел, что

зеленые травинки, сняв зеленые ботинки, вышли из земли, что появились

первые цветы – подснежники. (3 СЛАЙД)

Воспитатель: Вспомните, как называются 3 весенних месяца?

Дети : Три весенних месяца март, апрель, май.

Воспитатель : А какой сейчас у нас месяц идет?

Дети : Сейчас идет месяц апрель.

Воспитатель : А как будет называться следующий месяц, после апреля?

Дети : После апреля следует май. (4 СЛАЙД)

Воспитатель: (5

СЛАЙД)

корзинкой, в которой лежат первые весенние цветы – подснежники. Кому я

подарю подснежник, тот подберет определение к слову, а остальные дети

будут добавлять.

(Дети называют прилагательные и получают цветочки)

Дидактическая игра: «Подбирай, называй, запоминай».

Весна (какая?) - (тёплая, красивая, ранняя, поздняя, долгожданная);

Солнце (какое)? - (ласковое, лучистое, яркое, теплое).

Трава (какая?) - (зелёная, сочная, маленькая).

Цветы (какие?) - (красивые, разноцветные, душистые).

перелетные).

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов о весне

мы вспомнили. (6 СЛАЙД)

Воспитатель : Ребята, издавна было принято зиму провожать, а весну

зазывать, поэтому взрослые и дети собирались вместе, шли на луга и поля и

пели песни и заклички. Я предлагаю вам встать в кружочек и произнести

закличку для весны, чтобы весеннее солнышко каждый день озаряло своими

теплыми лучами нашу группу.

проговаривают

мордовскую

закличку

исполнением

движений.

композитора Ген.

Королева «Катк паксеть, Тялонесь»).

Физкультурная минутка

сак,сак! Весна, весна приди!

кантт! Теплый дождь нам принеси!

Сери сёрот макст, макст! Высокую пшеницу вырасти!

(Деть проходят на места)

(7 СЛАЙД)

Воспитатель :

Проходите, ребята к доске и присаживайтесь на свои

Воспитатель : Посмотрите, что перед вами?

Дети : Перед нами на слайде представлена картина.

Воспитатель : Ребята! Сегодня мы будем составлять рассказ по картине.

составить

красивый

рассмотреть

Посмотрите

внимательно на картину. Какое время года изображено на ней? Почему вы так

Дети : На картине представлено время года весна. На ней показано, что

с ней растаял, его стало меньше, появились первые проталины. Пробивается

Воспитатель : Ребята, всмотритесь в картину и скажите какие краски и

тона преобладают в ней?

Дети : На картине присутствует голубой, белый, светло-коричневый,

зеленоватый цвет.

Воспитатель : Какое светит солнце?

Дети : На картине показано желтое, теплое, яркое, лучистое солнце.

Воспитатель : Какими словами можно описать небо.

Дети : Небо высокое, по-весеннему голубое.

Воспитатель : Что происходит со снегом на картине?

Дети : На картине показано, что снега стало мало, от растаявшего снега

побежали ручьи, появились проталины, с крыш домов

сползают остатки

снега, от теплого солнца началась капель.

Воспитатель : Обратите внимание, как одеты дети?

Дети : Дети одеты в облегченную одежду.

Воспитатель : Что делают дети на улице?

Дети : Дети пришли с корабликами к ручью. Они пускают кораблики в

Воспитатель : Кто летает в воздухе?

Дети : Прилетели грачи, они строят на деревьях гнезда, для выводка

будущего потомства.

Воспитатель : Какие деревья вы видите на переднем плане картине?

Дети : На переднем плане изображены березы.

Воспитатель : Как они изображены на картине?

Дети : Березы на картине высокие, стройные, голые, на них только

набухают почки.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, о чем нам хотел рассказать

художник на этой картине?

Дети :

Художник

рассказать

Природа пробуждается, все возвращается к жизни.

Воспитатель : Как мы можем назвать нашу картину?

Дети : Картину можно назвать «Весна пришла», «Апрель».

Воспитатель : Чтобы вам легче было рассказывать рассказ, я предлагаю

вам план. Это маленькие картинки (показываю). Они разложены по порядку и

будут подсказывать, в какой последовательности составить рассказ.

Воспитатель :

послушайте,

использованием представленного плана.

Воспитатель : На картине изображена ранняя весна. Солнышко своими

яркими, теплыми лучами стало пригревать сильнее. Тает снежок и на земле

появились

проталины.

переоделись

облегченную

Мальчики пускают кораблики в ручье. Лиственные деревья стоят пока еще

Прилетели

деревьях

будущего потомства.

пробуждается,

возвращается

зимнего сна.

Воспитатель : А сейчас я хочу послушать ваши рассказы.

(4-5 рассказов детей).

Воспитатель : Молодцы!

Рефлексия (8 СЛАЙД)

Воспитатель : Чем занимались на занятии? Чей рассказ вам больше

всего понравился? А вы рады приходу весны? Улыбнитесь, покажите, как вы

рады весне. Молодцы! Ребята, посмотрите, у меня есть солнышко, а у вас

есть лучики жёлтого цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку и сказать,

что вам сегодня понравилось на занятии? (Прикрепляю свой лучик к солнцу).

Мне также понравилось с вами работать на занятии, все старались, работали

активно, дружно, были внимательными. А сейчас мы пойдем на прогулку и

постараемся найти все приметы весны на участке.

Воспитатель : Спасибо за занятие, можете быть свободны.

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Цель:

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Цвет.
  4. Из чего сделана игрушка.
  5. Составные части (детали) игрушки.
  6. Как в неё играют.

Пример ответа:

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  1. Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  4. Что перевозит этот транспорт.

Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
  2. Размер.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Где живет.
  6. Чем питается.

Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  2. Размер животного.
  3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  4. Чем питается животное.
  5. Где живет (место обитания).
  6. Способы передвижения, поведение.
  7. Опасно или неопасно для человека.
  8. Польза для человека (только для домашних животных).

Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.

Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  2. Домашний адрес.
  3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  5. Сколько всего человек.
  6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Вкус.
  5. Место произрастания (где растет).
  6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.

Если вы не знаете, как научить ребенка составлять рассказ по картинке, это статья для Вас! Во-первых, уточним, что по картинке можно составлять два вида рассказа: описание и повествование. Рассмотрим их по отдельности.

Как составить рассказ – описание по картинке?

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ - описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:

  1. Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.
  2. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?
  3. Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
В подготовительной группе и начальной школе (1,2 класс) дети составляют рассказы – описания уже по серьезным картинам (пейзаж, портрет, натюрморт). Последовательность работы остается такая, как и с дошкольниками, но есть свои нюансы.
  1. Обозначая тему рассказа нужно обязательно упомянуть автора и название картины.
  2. Рассматривая пейзаж, задайтесь с ребенком вопросами: какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина? Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил?
  3. Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.

Как правильно составить рассказ – повествование по картинке?

Повествование – это рассказ о случившихся событиях, действиях. Самый простой способ составить рассказ повествование это использовать сюжетные картинки. Происходящие с героями события зарисованы в 3-5 картинках. Задача ребенка внимательно их рассмотреть, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это новое предложение. Вместе получается текст.

Более сложный вид работы - рассказ по одной сюжетной картинке. При составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение это не рассказ! Представьте, Вы показываете ребенку картинку, на которой бабушка кормить птиц. Но если ребенок скажет всего одно предложение «бабушка кормит птиц», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить n-ое количество предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке.

Не оставляйте ребенка с этой непростой задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием произведения. «Почему бабушка кормит птиц? Какое настроение у бабушки – счастливое, грустное, одинокое? Рассмотрите, как ведут себя птицы – может некоторые дерутся, а кто-то боится подходить?

Книга представляет собой практическое пособие по развитию речи младших школьников. На цветной вклейке подобраны тематические картинки, по которым разработаны занятия с детьми.
В пособие есть необходимые методические рекомендации для педагогов и родителей, а также кратко изложены основные теоретические вопросы, связанные с работой по развитию устной и письменной речи учащихся начальной школы. Практическая часть содержит подготовительные упражнения к рассказу-сочинению, планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.
В книге предложены сочинения-описания (отдельного предмета, явлений природы, описания, составленные по сюжетной картинке) и сочинения-повествования (по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок).
Книга поможет педагогам и родителям в работе по развитию речи учащихся начальной школы.

Предлагаемое пособие поможет вам в занятиях по развитию речи ваших детей.

От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Речевое — это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. К сожалению, устная речь младших школьников зачастую бедна и однообразна, ограничена очень скудным словарным запасом, поэтому создание даже небольшого письменного текста вызывает у детей серьёзные трудности.

Как правило, созданный учеником текст состоит из коротких и однотипных предложений. В нём часто нарушена логическая последовательность, неправильно определены границы предложений, необоснованно повторяются одни и те же слова. Задача родителей и учителей - постоянно развивать устную и письменную речь детей. Учить ребёнка составлять связный рассказ, писать сочинения - это значит учить грамотно, последовательно и красиво излагать свои мысли.

Работа по развитию речи очень трудоёмкая, требующая большого количества времени. Проще и эффективнее всего начинать обучение, используя наглядный материал. В нашем пособии вы найдёте цветную вкладку с картинками, по которым разработаны занятия с младшими школьниками.

Те заботливые родители, которые обеспокоены проблемой развития грамотной речи у своих детей, найдут в этой книге все необходимые рекомендации.

В пособии кратко изложены основные теоретические вопросы: типы текстов, виды сочинений по картинке, работы над ними.

Практическая часть содержит подготовительные упражнения и планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.

В пособии рассматриваются только тексты-описания и тексты-повествования. Не забывайте, что в основном в начальной школе работа направлена на создание смешанных текстов (текстов-повествований с элементами описания или с элементами рассуждения). Здесь представлены следующие виды сочинений по картинке:

1) сочинение-описание отдельного предмета;

2) сочинение-описание явления природы;

3) сочинение-описание по серии сюжетных картинок;

4) сочинение-повествование по сюжетной картинке;

5) сочинение-повествование по серии сюжетных картинок.

Сначала можно ограничиться устным рассказом по картинке,

а затем перейти к написанию текста. Занятия не должны проводиться от случая к случаю. Только систематические занятия дадут положительный результат.

Желаем успехов!

ТЕКСТ

Текст - это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст посвящен определённой теме и имеет основную мысль.

Тема текста - то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста - то, в чём автор хочет убедить читателя.

У каждого текста есть название - заголовок. Чтобы озаглавить текст, необходимо кратко назвать его тему или основную мысль.

Обычно текст состоит из трёх частей.

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Каждая часть текста записывается с красной строки.

Различают три типа текстов: описание, повествование, рассуждение.

Описание - текст, в котором описываются предметы, люди, животные, растения или явления природы. Цель описания - дать наиболее полные, точные сведения о предмете.

К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое?

Текст-описание насыщен именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.

План текста-описания.

1. Вступление (предмет описания).

2. Основная часть (характерные признаки предмета).

3. Заключение (оценка).

Повествование - текст, в котором рассказывается о каком-либо событии, случае.

К тексту-повествованию можно поставить вопрос что делает?

В тексте-повествовании используются глаголы.

План текста-повествования.

1. Вступление (завязка действия).

Как ты думаешь, зачем ёжику столько яблок?

2. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Запасливый ёжик»

«Как ёж унёс урожай яблок»

3. Составь план сочинения-повествования.

6. Прочитай предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ.

Зверёк залез на дерево.

Ёжик побежал домой.

Все я накололись на иголки.

Ёжик собрал урожай яблок.

Он спрыгнул с ветки иголками вниз.

7. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

Большой урожай яблок.

2. Основная часть.

Необычный способ сбора урожая.

3. Заключение.

Вкусное лакомство.

Созреть, плоды, собрать, большой урожай яблок, замечательная идея залезть на ветку, спрыгнуть с дерева, наколоться, лакомиться.

IV. Образец сочинения.

Как ёж унёс урожай яблок.

Наступила осень. На яблонях созрели сочные плоды. Ёжик целый день трудился и собрал большой урожай аппетитных яблок. Зверёк задумался, как одному унести столько яблок. И тут ему в голову пришла замечательная идея!

Ёжик залез на ветку, которая была как раз над собранными яблоками. Он спрыгнул с дерева и упал иголками на я . Все плоды накололись на иголки ежа. Ни одного яблока не осталось. Довольный ёжик побежал домой.

Теперь до зимы запасливый зверёк будет лакомиться вкусными плодами.

ЗОНТ-ГНЕЗДО

I. Подготовительная работа.

2. Ответь на вопросы.

Кто изображён на картинке?

Какая была погода?

Что случилось с зонтом?

Как ворона приспособила зонт?

«Как зонт превратился в гнездо»

«Зонт-гнездо»

«Необычное гнездо для воронят»

5. Замени слова девочка, соорудить, превратиться близкими по смыслу словами.

6. Подбери как можно больше имён прилагательных к словампогода, ветер, гнездо, птенцы.

7. Составь из слов каждой строчки предложения.

Налетел, выхватил, из, зонт, рук, девочки, ветер, вдруг, и

Лапами, за, уцепилась, него, птица

Смастерила, из, уютное, ворона, зонтика, гнёздышко

8. Скажи по-другому.

Стояла дождливая погода.

Зонтик стал новым домиком для ворон.

II. План.

1. Вступление.

Прогулка под дождём.

2. Основная часть.

Разбойник-ветер унёс зонт.

Счастливая находка вороны.

Появление птенцов.

3. Заключение.

Новый домик для счастливого семейства.

III. Опорные слова и словосочетания.

Дождливая погода, ветер, уцепиться лапами, уютное гнёздышко, горластые воронята, новый домик.

IV. Образец сочинения.

Как зонт превратился в гнездо.

Стояла дождливая пасмурная погода. Ксюше не сиделось дома. Она взяла большой зонт и вышла прогуляться.

Погода ухудшилась. Дождь полил ещё сильнее. Вдруг налетел ветер, выхватил из рук девочки зонт и помчал его ввысь. Ксюша так и не смогла догнать зонт.

Мимо пролетала ворона. Она увидела зонт, который кружился в воздухе. Птица уцепилась за него лапами и втащила на дерево.

Ворона натаскала в зонтик солому, веточки, мох, и у неё получилось уютное гнёздышко. Весной в нём вывелись замечательные горластые воронята. Они всё время хотели есть. Ворона не успевала приносить птенцам червячков.

Вот так зонтик стал новым домиком для счастливого семейства.

ДРУЗЬЯ помогли

I. Подготовительная работа.

1. Восстанови последовательность событий.

2. Ответь на вопросы.

Какое время года изображено на картинке?

Во что играли ребята?

Куда побежал самый младший из ребят?

Что с ним случилось?

Каким является поступок малыша?

Как ребята спасли маленького друга?

3. Подходит ли пословица «Друзья познаются в беде» к этому рассказу?

4. Выбери наиболее удачный заголовок. «Малыш в беде»

«Друзья помогли» «Зимние забавы»

6. Замени слова ребята, играть, бежать, ледяной близкими по смыслу словами.

7. Скажи по-другому. Тонкий лёд дал трещину.

Ребята помогли малышу вылезти из воды.

8. Составь из слов каждой строчки предложения.

По, скользить, малыш, гладкому, стал, льду

Крепость, строила, снежную, детвора

Длинную, протянул, мальчик, другу, палку

Воду, закричал, ледяную, малыш, в, упал, и Прочитай предложения в таком порядке, чтобы

получился рассказ.

9. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

Дети играют.

2. Основная часть.

Малыш побежал на пруд.

Мальчик провалился под лёд.

Ребята спасли своего маленького друга.

3. Заключение.

Друзья познаются в беде.

III. Опорные слова и словосочетания.

Зимний денёк, крепость из снега, скользить, провалиться, оказаться в воде, помчаться, ухватиться, вытащить, друзья.

IV. Образец сочинения.

Друзья помогли.

Стоял ясный зимний денёк. Ребята играли в снежки, строили снежную крепость.

Илюша, самый маленький, побежал один на пруд. Он выбежал на лёд и стал скользить по нему. Вдруг тонкий лёд затрещал. В одно мгновение мальчик провалился и оказался в воде. От страха и холода он закричал. Ребята услышали крик и помчались к пруду. Ваня не растерялся и протянул другу длинную палку. Илюша ухватился за неё. Мальчики вытащили малыша из воды.

Недаром говорят: «Друзья познаются в беде».

ПОЛЁТ НА МАРС

I. Подготовительная работа.

1. Что ты представляешь, когда слышишь слово космос?

2. Придумай рифмованные строчки с данными словами.

Полёт - звездолёт

Марсианин - инопланетянин

3. Ответь на вопросы.

Как ты думаешь, на картинках изображены реальные события или выдуманные? Почему?

Как мальчик собирался в полёт? Пофантазируй. Что юный космонавт мог увидеть в иллюминаторе ракеты?

О чём говорят землянин и марсианин?

4. Выбери наиболее удачный заголовок. «Необычное путешествие» «Разговор с марсианином»

«Полёт на Марс»

5. Составь план сочинения-повествования.

6. Замени слова ракета, марсианин, рассказать близкими по смыслу словами.

7. Составь предложения, используя данные слова.

Космонавт, путешествие

Приземлиться, планета

Встреча, марсианин

Друзья, Марс

8. Скажи по-другому.

Юный космонавт умело управлял ракетой.

9. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

Подготовка к полёту.

2. Основная часть.

Удачный полёт.

Встреча с марсианином.

3. Заключение.

Незабываемое путешествие.

III. Опорные слова и словосочетания.

Путешествие на Марс, юный космонавт, инопланетянин, рассказать жителям планеты, новые друзья.

IV. Образец сочинения.

Полёт на Марс.

Петя - ученик космической школы. Он так старательно изучал все предметы, что был награждён путешествием на Марс. Мальчик тщательно готовился к полёту. Наконец долгожданный день настал!

Ракета стартовала, и через несколько секунд Петя уже был далеко от Земли. Во время полёта юный космонавт смотрел в иллюминатор и любовался яркими

звёздами, спутниками, большими и малыми планетами. Он умело управлял современной машиной, поэтому смог быстро и аккуратно приземлиться на Марс.

На планете Петю встретил марсианин. Инопланетянин оказался очень забавным: с рожками на голове, большим носом и толстым животиком. Мальчик узнал, что марсиане трудолюбивые, добрые и общительные. Петя рассказал жителям планеты о Земле, о людях и пригласил марсиан в гости.

Юному космонавту понравилось путешествие на Марс. Теперь у него появились друзья и на другой планете.

ПОЧЕМУ У ЛУНЫ НЕТ ПЛАТЬЯ

I. Подготовительная работа.

1. Отгадай загадку.

То полна, а то стройна, По ночам не спит она.

2. Что ты представляешь, когда слышишь слово Луна?

3. Ответь на вопросы.

С какой просьбой обратилась Луна к портному?

Как менялся вид Луны?

Как менялось настроение портного? Почему?

Почему у Луны нет платья?

4. Объясни, как ты понимаешь выражение многоликая Луна?

5. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Многоликая Луна»

«Почему у Луны нет платья»

«Как портной шил Луне платье»

6. Задай главный вопрос к каждой картинке. У тебя получился план сочинения.

7. Как менялся внешний вид Луны? Прочитай слова в нужной последовательности.

Месяц, полная Луна, Серп, Полумесяц

8. Как менялось настроение портного? Прочитай слова и словосочетания в нужной последовательности.

Расстроился, разгневался не на шутку, с радостью встретил, чуть не заплакал от досады

9. Продолжи предложения.

Луну называют многоликой, потому что...

Портной отказался шить Луне платье, потому что...

10. Из слов каждой строчки составь предложения.

Вдвое, за, Полумесяц, дней, сделался, несколько, больше

Месяц, время, полной, стал, некоторое, Луной,

11. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

О чём Полумесяц попросил портного?

2. Основная часть.

Что произошло с заказчиком через несколько дней?

Как развивались события?

Как отреагировал портной, увидев тоненький

3. Заключение.

Почему у Луны нет платья?

III. Опорные слова и словосочетания.

Попросить сшить платье, снять мерку, пригласить

на примерку, сделаться вдвое больше, расстроиться, чуть не заплакать от досады, отказаться шить платье, многоликая.

IV. Образец сочинения.

Почему у Луны нет платья.

Однажды Полумесяц заглянул к портному и попросил сшить нарядное платье. Портной снял с Полумесяца мерки и пригласил на примерку.

За несколько дней Полумесяц сделался вдвое больше. И в плечах, и в груди платье оказалось тесным. Портной очень расстроился. Пришлось снимать новые мерки.

Через некоторое время Месяц стал полной Луной. Портной был изумлён и чуть не заплакал от досады. Он снова снял мерки с заказчика.

И вот перед портным уже не Луна, а тоненький Серп. Портной разгневался не на шутку и отказался шить Луне платье.

У Луны до сих пор нет платья, потому что она многолика: всё время меняет свой внешний вид.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ

I. Подготовительная работа.

1. Восстанови последовательность событий.

2. Ответь на вопросы.

Что необычного ты видишь на картинках?

Чем отличается от рассказа?

Что на картинках сказочное, а что - реальное?

Почему Баба Яга превратилась в добрую старушку?

3. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Путешествие Вани в сказку»

«Волшебное превращение Бабы Яги»

«Сказочное приключение»

«На добрый привет добрый ответ»

4. Придумай заголовок к каждой картинке. У тебя получился план сочинения.

5. Назови как можно больше «сказочных» слов и выражений.

Жили-были...

6. Продолжи предложения.

Подул ветер...

Ваня собрал свои вещи...

Мышка рассказала Ване, что...

7. Подбери как можно больше имён прилагательных к словам Ваня, Баба Яга, старушка.

8. Определи границы предложений.

Жили-были мальчик Ваня и его мама жили они дружно мама занималась хозяйством, а сынок ей помогал.

9. Составь сказочный текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление (зачин).

Ваня и мама.

2. Основная часть.

Ветер уносит маму.

Мальчик ищет маму.

Герой встречает мышку.

В избушке у Бабы Яги.

3. Заключение (концовка).

III. Опорные слова и словосочетания.

Жить дружно, заниматься хозяйством, сильный ветер, распахнуть окно, за тридевять земель, долго ли, коротко ли, волшебный клубок, расплакаться, пожаловаться, скучно, одиноко, обогреть, накормить, превратиться, жить-поживать, добра наживать.

IV. Образец сочинения.

На добрый привет добрый ответ.

Жили-были мальчик Ваня и его мама. Жили они дружно. Мама занималась хозяйством, а сынок ей помогал.

Однажды подул сильный ветер, распахнул окно, подхватил маму и унёс.

Ваня, долго не раздумывая, собрал свои вещи и отправился искать маму за тридевять земель.

Долго ли, коротко ли шёл мальчик. Повстречал он мышку. Она рассказала, что мама Вани находится у Бабы Яги, и дала мальчику волшебный клубок, который поможет найти избушку старой ведьмы.

Отыскав Бабу Ягу, Ваня потребовал вернуть маму. А Баба Яга вдруг расплакалась и пожаловалась, что ей скучно и одиноко в глухом лесу.

Пожалели мама и сын бедную старушку. Они взяли Бабу Ягу к себе, обогрели и накормили. От доброты и ласки превратилась Баба Яга в милую и заботливую бабушку. Стали они втроём жить-поживать да добра наживать.

СЛОВАРИК синонимов

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Дети, ребята, детвора. Друг, приятель, товарищ. Помидор, томат. Праздник, торжество. Разв , забава, потеха. Холод, мороз, стужа. Шалун, проказник, озорник, баловник. Школьник, ученик.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Благородный, великодушный, рыцарский. Верный, преданный, постоянный, надёжный. Вкусный, аппетитный.

Красивый, прекрасный, прелестный, восхитительный. Нарядный, праздничный. Смелый, храбрый, бесстрашный, отважный. Хороший, неплохой, отличный, отменный, славный.

Чудесный, дивный, волшебный, сказочный, фантастический.

Яркий, ослепительный, красочный, насыщенный.

ГЛАГОЛ

Бежать, мчаться, нестись. Видеть, наблюдать, замечать. Говорить, сообщать, произносить, высказывать. Делать, совершать, изготовлять, мастерить, сооружать, создавать.

Играть, веселиться, резвиться. Идти, шагать, ступать, шествовать. Находить, отыскивать, обнаруживать. Появляться, показываться. Праздновать, отмечать. Располагаться, быть, находиться. Сверкать, блестеть, сиять, гореть.

Издательство: Литера, 2010 г.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: