Соляной Столп. Жена Лота

Имя жены Лота нам известно только по одному иудейскому преданию. По этому преданию ее звали Юдифь. Библия же не называет ее имени, а все же подробный вдумчивый разбор ее образа для нас будет не бесполезной тратой времени, так как Сам Господь сказал: "Вспомните жену Лотову!", Луки 17:32. И если Он призывает нас, говоря: "Вспоминайте!" - то мы и хотим исполнить Его повеление. Это наградится!

1. Предостережение

С женой Лота впервые мы встречаемся в Бытие 19 , когда ангелы нисходят к Лоту, чтобы вывести его и всех его домашних из Содома, когда разразился Божий суд над преступным городом. Но ее влияние чувствуется раньше, уже в Бытие 13 , хотя непосредственно о и там не говорится.

Бог так благословил Авраама и Лота, что поголовье скота у обоих настолько возросло, что они уже не могли водить свои стада вместе. Между пастухами Авраама и пастухами Лота постоянно вспыхивали ссоры из-за пастбищ. Тогда Авраам предложил своему племяннику Лоту: "Отделись от меня. Если ты налево, то я направо, если ты направо, то и налево", Бытие 13:9. И как поступил Лот? "Лот возвел очи и увидел ВСЮ окрестность Иорданскую что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская. И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую и двинулся Лот к востоку", Бытие 13:10-11.

"Лот возвел очи". Это само собой разумеется! Как же можно поступить иначе при решении такого жизненно важного вопроса? Как не осмотреть окрестность, чтобы взвесить за и против? Не так ли рассуждает мирская мудрость? Смотреть - это на повестке дня! И все же как велика опасность от этого?

О Еве мы так же читаем: "И увидела жена, Что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз", Бытие 3:6 . Если бы Лот, вместо того, чтобы возвести очи, сомкнул их хотя бы на мгновение и в молитве предоставил этот вопрос на усмотрение Бога! Несомненно, тогда он не "двинулся бы на восток"! Вот юноша "возводит очи свои" и видит девушку. Правда, девушка неверующая и потому родители против этого брака, но ведь он выгоден ему! Хотя в данной местности нет церкви, но это же выгодная сделка! Выгодное дело! И решение принято! Не происходит ли в жизни подобное очень часто?

До Лота безусловно доходили огорчающие его слухи о том, что жители Содома имеют очень дурную славу. Он знал это. Но зримая выгода рисовалась ему светлыми красками, а грозящий ущерб он старался затушевать и уменьшить. "Жена,- говорил Лот своей спутнице, -как ты думаешь об этом деле? Я не могу иначе, как видеть в этом промысел Божий, что дело между Авраамом и мной приходит к развязке именно здесь на пределах прекрасной местности!"

Немало таких людей, которые поспешно и легко говорят: "Это от Господа!" - пока обстоятельства развиваются по их собственной воле и желаниям.

Жена Лота не только абсолютно согласна с его мнением, но она имеет и свой веский аргумент за выбор Содомской окрестности: "Конечно! Странствовать и впредь нам уже очень нелегко! Мы стареем и хочется уже больше покоя и удобств. Было бы намного лучше основаться в этой местности. Тогда мы смогли бы дать нашим дочерям гораздо большее! Они, собственно говоря, ничего в жизни еще не видели, по сути дела они только пастушки! Авраам не разумеет, что новое время предъявляет новые требования, порой выставляя совершенно непривычные претензии! В Содоме же, конечно, есть несколько добропорядочных семейств, с которыми можно будет подружиться. Конечно, мы должны быть очень осторожны, так как город не пользуется доброй славой. Но кто знает, все ли правда в том, что говорят! В мире так много пустых слухов! Нехорошо верить только в недоброе. И притом, дорогой, подумай о том славном предназначении, что мы можем быть в благословение городу!"

Этот последний аргумент решил исход: ну это уж точно доброе дело, что Лот избирает Содом! Он хочет быть в благословение содомлянам!

Сколько молодых девушек думали именно так, вступая в брак с неверующим: "Я буду ему в благословение!". Но многим тяжело припомнить хотя бы один случай, когда при этом действительно следовало благословение. А вот такие случаи, когда неверующий супруг увлекал за собой верующую жену в пучину неверия, известно множество! Есть у русского народа очень хорошая поговорка: "Уходящему на войну должно молиться, уходящему в море должно молиться вдвойне, вступающему в брак должно молиться втройне!". Но все ли поступают так? Все ли браки заключаются на небе?

Дорогие родители! Выдавая замуж свою дочь, вспомните жену Лота! Милая молодая девушка, если к тебе сватается молодой человек, который и слышать о Господе не желает, вспоминай жену Лотову! Хотелось бы это предостережение Иисуса написать большими буквами и повесить в своей комнате, чтобы во всех обстоятельствах помнить повеление Господа: "Вспоминайте жену Лотову!"

2. В Содоме

Как же обстоят дела Лота и его семьи в Содоме? Оправдались ли их надежды? История Лота вам известна. Пришел царь Кедорлаомер и забрал в плен. Авраам освободил их, но и на этом Лот не вразумился, он возвратился в Содом и поселился уже не в своем разоренном доме за воротами города, а вошел и обосновался в самом городе и стал членом городского совета, как мы читаем об этом в Бытие 19.

Известно, что Бог открыл Своему другу Аврааму Свое намерение относительно Содома и Гоморры, прежде чем ниспроверг эти города. Авраам начал ходатайствовать, чтобы праведники не погибли (ас с грешниками. Бог обещал пощадить праведников). Авраам продолжал ходатайствовать перед Богом за праведных, начиная с пятидесяти и кончая десятью. Бог обещал пощадить весь город, если там найдется хотя бы десять праведников. И тогда Авраам перестал ходатайствовать. Почему? Потому что он подумал: "Ну теперь город спасен! Лот живет в городе, он верующий, он праведник. Его жена тоже. Обе его дочери во всяком случае тоже знают Бога. Далее двое молодых людей, которые помолвлены с его дочерями... Итак, шесть человек. Ну еще четыре человека Лот, конечно же, обратил на праведный путь или их товарищей, или из соседей, или же из семей своих будущих зятьев. Итак, опасность миновала!"

Но ни один человек не был обращен Лотом! Более того, его домашние потерпели кораблекрушение в этом Содоме! Греховный яд преступного города, подобно опустошительной эпидемии, пожирающей и истребляющей все живое, отравил обеих его дочерей, равно и жену!

Подумать только, это была "орошаемая земля", это был сад Господень! Кто идет в Содом по повелению Господа подобно Ионе, пошедшем в Ниневию, тот будет в благословение для грешников, но кто ищет общение с содомлянами из человеческих мирских соображений, тот есть "сын погибели"!

В наши дни многие христиане говорят, что, если мы хотим распространять христианство в мире, то нам нужно приобщиться к миру, что если мы будем обособляться от мира, то потеряем влияние на него! Это дьявольская ложь! Человек не сможет вытащить из трясины другого, если он и сам окажется в той же трясине. Это можно сделать лишь в том случае, если вытаскивающий из трясины другого имеет под ногами твердую надежную почву.

Архимед, великий математик древности, который много размышлял о силе рычага, сказал: "Дайте мне рычаг и точку опоры, и я переверну весь мир!". Однако точку опоры, чтобы перевернуть весь мир, никому из смертных не удалось найти до сих пор.

Кто хочет повлиять на Содом, тот должен находиться вне города! "Вспоминайте жену Лотову!"

3. Почти спасена и все же погибла навеки!

Эта потрясающая надпись стоит под образом жены Лота и потому ни Господь здесь воздвиг сигнал предупреждения: "Вспоминайте жену Лотову!". Она была женой праведника: "а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил ", 2Петра 2:7 . Жена Лота провела многис годы в странствовании с Авраамом, другом Божьим. Она слышала их свидетельство во Имя Господа. Она знала Иегову. Он послал Своего ангела в их дом, чтобы избавить от погибели. К ней было обращено полное любви предупреждение и повеление оставить это место. А когда она не могла решиться бросить свой обжитый дом, то ангелы взяли ее в свои сильные руки и вывели из Содома.

Что Бог смог бы сделать еще для нее? Ничего! Бог сделал все, Он ничего не упустил! Он воистину приложил за нее все старания, но она не захотела, и все старания Божий были напрасны! Он приходил то через радости, то через печали, и каков результат? Сердце жены Лота было привязано к земному: к богатству, к имению. Она никак не могла согласиться с потерей всего этого. Она не верила тому, что действительно наступил час суда. Она надеялась возвратиться назад или же по крайней мере желала взглянуть на оставленное владение. И тут ее настиг суд Божий.

А ведь спасение было так близко! Еще каких-то полчаса, и они достигнут убежища. Но в преддверии спасения ее настигает смерть! Она становится соляным столбом. И поныне на берегу Мертвого моря стоит живое напоминание гибели жены Лота. Ныне там возвышается соляной столб, названный устами народа "дочерью Лота".

4. Избавление

Из этого места Писания мы можем получить еще один важный урок. В главе 17 Евангелия от Луки Господь говорит о Своем втором пришествии: "Как было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили, но в день, в который Лот вышел из Содома, долился с неба дождь огненный и серный и истребил всех, так будет и тот день, когда Сын Человеческий явится".

Как Бог спас Ноя и его семейство в ковчеге, когда всемирный потоп за грех пришел на землю, как Он спас Лота и его семейство, когда суд Божий постиг Содом и Гоморру. Так Господь вознесет и избавит своих детей от всяких опасностей при наступлении последнего времени.

Этот день уже близок. Потому повеление Господа: "Спеши, спасай свою душу!" - звучит особенно актуально и настоятельно. Потому и сегодня, как и тогда, Господь выводит души за руки, чтобы спасти их. Однако и сегодня многие поступают подобно зятьям Лота, которых он приглашал избежать смертельной опасности, но они не послушали тестя, потому что им "показалось, что он шутит", Бытие 19:14.

Женщина глазами Бога по книгеЭрнста Модерзона Жены Ветхого Завета

Май 11th 2011 -

Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. Прем 10, 7. Лк 17, 32.

Как эту историю излагает Иосиф Флавий в «Йудейской Войне»:
«Озеро имеет пятьсот восемьдесят стадий в длину, простираясь до Цоара в Аравии, и сто пятьдесят стадий ширины. К нему примыкает область Содома, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно видеть тени пяти городов». (4:8:4)
Он же — в «Иудейских древностях»:
Лот, которого Господь предупредил о предстоящем уничтожении содомитян, удалился [из города] со своею женою и двумя дочерьми; последние были еще девушками; женихи же их не согласились уйти вместе с ними, так как не придавали словам Лота значения. Затем Господь поразил город огненными молниями, сжег его вместе с жителями и равным образом опустошил пожаром всю область, как это я раньше рассказывал уже в «Иудейской войне». Жена Лота, которая во время бегства, вопреки запрещению Господа Бога, постоянно обращалась назад в сторону города, выражая страшное любопытство, была обращена в соляной столб. Последний я видел лично: он сохранился по сей день. Сам же [Лот] убежал со своими дочерьми в небольшое место, оставшееся нетронутым огнем. Оно до сих пор называется Цоор, что по-еврейски значит «малость». Здесь он затем бедственно прожил некоторое время, в удалении от людей и чувствуя недостаток в припасах. Полагая, что весь род людской уничтожен, девушки (дочери Лота) сблизились с отцом своим, но сделали это так ловко, что он сам этого не заметил; поступили же они таким образом, чтобы не остаться без потомства. От них действительно родилось двое мальчиков: от старшей Моав, что значит «от отца», а от младшей Амман, какое имя означает «сын племени». Первый из них является родоначальником моавитян, которые до сих пор еще представляют весьма большой народ, а второй — аммонитян. Оба эти племени живут в Келесирии — таково-то было удаление Лота из области содомитской". (1:11:4-5)
Из сочинения, называемого «Житие и хожение Даниила, игумена Русской земли»:
О гробе Лота, что в Сигоре. Оттуда до Сигора две версты. Здесь находится гроб Лота и двух его дочерей, в двух гробах. В горе большая пещера, в нее вбежал Лот со своими дочерями. Здесь недалеко городище первых людей, было оно на горе той высокой и зовется Сигор. Более одной версты от этого места, на взгорье к югу от Сигора, стоит столпом каменным жена Лота. А от жены Лота до Содома две версты.
И по сей день в Иордании, чуть севернее развалин древнего Цоара (ас а-Сафи), имеет место быть Дир а-Лут, монастырь Лота.

Лоту было сказано выйти из Содома и не оглядываться.

26 ст 19 гл «И оглянулась жена его вспять и бысть соляной столп ». Столп в еврейском языке это не столб, а это тот, кто поставлен «нициф». Если человек поставлен на службу, то он приставник. Если многие поставлены, то они ставленники, гарнизон, пост, отряд. То есть, жена Лота преарстилась в пост соляной. Жена Лота как бы стоит на посту. Это, для нас, этот пост для нас знак. И мы должны его понимать. Что это не столб, а это пост, и он поставлен для того, чтобы служить нашему пониманию каких-то духовных истин.

Почему ангелы сказали Лоту «не озирайся вспять»? И почему обернулась жена? И почему она превратилась в соляной столп?

Если я смотрю на предмет, то я воздействовую на него. Следовательно, и он воздействует на меня. Так считали древние. Греки, например, полагали, что зрение есть истечение мельчайших частиц, оно идёт от глаза к предмету и от предмета к глазам. На некоторые вещи нельзя смотреть. В мифологии, когда герой выходит из предисподней, он не должен оборачиваться. Но всё-таки, почему обернулась жена? Возможно такое мнение: она не могла не обернуться. Один из русских писателей, величайших, их тех, кто много думал о природе греха, он в своей повести выйскивает причину страшной гибели героя от нечистой силы. Автор ищет как бы првопричину греха в человечестве. Первое греховное греховное движение души это неодолимое, почти непроизвольное движение взора, похоть очей, одно маленькое движение глаз – посмотрел и тебя увидели, увидели и убили. Это «Вий» Гоголя.

Однако, вот, эти все соображения, которые я привёл, это всё соображения по поводу. Соображений может быть много, а ключь к истолкованию символа «жена Лота» нужно искать в Евангелии. Жена Лота почему-то превратилась в соляной столп, почему?

Окрестность Содома была очищена. «Как было во дни Лота.. » Говорит Христос «…ели, пили покупали продавали, садили, строили, но в день, в который Лот вышел из Содома, одождил Господь огонь и серу с неба и погубил всех. Так будет в день, в который Сын человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, не обращайся вспять. Вспоминайте жену Лотову. » Это слова Христа (Лк 17 гл). Вспоминайте жену Лотову. Что говорит Господь? Бывает такое время в жизни человека, и такие периоды в истории, когда делом спасения нужно заниматься каждое мгновение. В истории такие периоды короткие. И не многим избранным Христос говорил: оставь всё и следуй за Мной. Однако, для каждого человека, когда приходит настоящая теснота, становится абсолютно необходимым оставить всё и идти по пути спасения. Раньше человек принуждал Бога оказать ему милость. Но приходит минута, и теперь милость принуждает человека спасаться. В тот день, решительный день, в тот день нужно вспомнить жену Лотову. Спасение человека не есть продолжение естественного развития человека и человечества . Приход Спасителя был событием чрезвычайным. И чтобы принять спасение от Спасителя, нужно быть готовым на то, чтобы покинуть естественное течение жизни. Приход Спасителя был событием чрезвычайным, и чтобы принять спасение, нужно выбиться из колеи, покинуть привычное естественное течение жизни. Спасение по смыслу слова предполагает необходимость чрезвычайных мер. Когда приходят вместе спасение и суд, это грань жизни, и тогда нужно с решимостью покинуть привычное и обжитое. Решимость спасаться абсолютно необходимо для спасения . Решимость спасаться это очень важное качество, необходимое. В противном случае само естество человека терпит превращение, превращается в соляной столп.


Когда ангелы говорили Лоту «не озирайся вспять» это означало «будь решителен и помни, что тебя помиловали, не оглядывайся на тех, кого не помиловали». А иначе что будет? А почему жена Лотова превратилась именно в соль? Окрестность Содома была очищена, а жизнь там уничтожена посредством серы и огня. Уничтожает и очищает сера, уничтожает и очищает огонь, уничтожает и очищает соль. Взглянув на то, что подлежит сере и огню, жена Лота превратилась в соль. Был человек стал столп соли. Это называется «превращением» или «катастрофа». Жена Лота превратилась в соляной пост. И нам необходимо помнить о ней, помнить о том, что спасение есть, всё таки, событие в нашей жизни чрезвычайное. И необходима решимость, чтобы спасаться, и в этот момент нужно не оглядываться, когда тебя помиловали, и не оглядываться на тех, кого не помиловали.

Жена Лота превратилась в соляной пост. Но не одна жена Лота посмотрела на Содом. Авраам также смотрел на Содом. Оба события происходили одновременно, утром.

27 ст 19 гл «Поднявшись же утром Авраам пошёл на место, где он стоял пред Господом ». Так, Авраам пошёл на место, где он стоял пред Господом. От Хеврона, где жил Авраам, до Содома, примерно 40 километров. Какую-то часть этого пути по направлению к Содому прошёл Авраам и оттуда увидел место катастрофы.

28 ст «И воззрел Авраам на лицо Содома и Гоморры и на лицо земли окрестной и увидел. И вот восходил пламень земли, как дым печи ». Картина жуткая. Не потому только, что печь имеется в виду плавильная, или для обжига (евр. «кефшан»), которая сильно дымит. Такая же печь упомянута при описании знамения на горе Синай. Это дым густой как туча. Авраам увидел картину того, что такое превращение или ниспровержение или карастрофа. Была круглая долина, где располагалось пятиградие. Она орошалась как Рай Божий. А в Раю пар восходил от Земли и орошал всё лицо Земли, сказано. Теперь же восходил дым земли как дым печи. Вот, катастрофа! Авраам увидел горящую и дымящуюся землю. Он видел то же, что видела жена Лота. Почему жена Лота погибла, а Авраам – нет? Давайте спросим. Почему жена Лота погибла, превратилась в соляной столп, Авраам смотрел на тот же самый предмет и остался жив?

Если Авраам и жена Лота видели одно и то же, то дело очевидно не в самой картине катастрофы. Жена Лота поззрела вспять, Авраам воззрел на лицо Содома и Гоморры, в этом различие? Или нет? Лоту с семейством было сказано не оборачиваться. Аврааму ничего такого не говорили, чтобы он туда не смотрел, в этом различие? Нет. Ответ где нужно искать ответ, когда мы сталкиваемся с серъезными затруднениями по смыслу? Где мы имеет ответ на сложные места в Ветхом Завете? Ответ в Евангелие.

Читаем в Евангелие, что спасение происходит через Сына Божьего. «И суд и спасение Отец отдал в одни руки » он отдал их Богу Сыну. Иначе быть не может. У кого спасение, у того и суд. Бог судит только после того, как Он спасающихся спас. Смотирте, Бог судит только после того, как Он тех, кто хотел спасаться, спас. Содом – пример того, как совершается суд для нечестивых. Это превращение, катастрофа, крайняя точка гнева Божьего. Весь суд, сказано в Евангелии от Иоанна 5 гл 22 ст «Весь суд» имеется в виду до конечной катастрофы «отец отдал Сыну». А с другой стороны, всякий, кто верит в Сына, как в Сына. Всякий. Суду не подлежит. Он не подсуден. (Ев. Иоанна 5 гл 24 ст) «Истинно, истинно говорю вам, слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь ». Вот какой человек Авраам. То, что Авраам смотрит на горящий Содом, как жена Лота, но она мертва, а он жив, есть свидетельство веры Авраамовой. Когда Аврааму явилась Троица, Господь сказал ему, что познал его. Но это значит, что и Авраам нечто познал в Боге. Если Бог познал Авраама, то и Авраам познал нечто в Боге. Авраам стал ходатаем о спасении: помните, как он заступался за жителей Содома. Авраам стал ходатаем о спасении, и вера Авраамова тогда сделала ещё один шаг. Это стала вера спасительная. Авраам – сын Божий, ещё ближе усыновился Богу. Вера спасительная это такая, когда человек не идёт на суд . Вот, что значит верить. Вот есть такой этап движения по пути веры, когда человек уже на суд не идёт. Это вера спасительная. Он достигает это. Человеку дано было это достичь. Ветхозаветному человеку, такому как Авраам.

И эту мысль нельзя потерять. Вера спасительная это такая, когда человек уже на суд не идёт. Нельзя потенять эту мысль, поэтому Писание делает обощающее заключение ко всей истории Содома. Лот спасён не потому, что был праведен. А Лот был праведен. Но Лот спасён не потому, что был праведен, а потому, что Бог вспомнил Авраама. Когда завершался Потоп, Бог вспомнил Ноя. Это 8 гл 1ст. Когда Бог судил Содом, Бог вспомнил Авраама. И вот, завершающий по смыслу весь эпизод стих это 29 ст 19 гл.

«И было, когда истребил Господь все города страны той, вспомнил Бог Авраама и выслал Лота из среды ниспроверщения, когда ниспроверг Господь города, в которых обитал Лот ». То есть, Лот был праведник. Лот был удивительный, удивляющий человек. Бог не погубит праведного с нечестивым, однако в спасении Лота из Содома, Писание выделает, что Лот получил спасение через Авраама. И всё сошлось у нас. Вера Авраама стала спасительной для Лота. Верующий человек становится источником веры для других .

Когда у человека вера спасительная, она спасительная для других. Стяжи веру спасительную и многие вокруг тебя спасутся . Что такое спасительная вера, Писание расскажет в отдельном богословском сюжете, когда Авраам и Сарра окажутся в Гераре. Это гл 20.

А сейчас другой сюжет, который тоже имеет отношение к теме спасения. Этот сюжет – дочери Лота. Мы рассказали о жене Лота, теперь – другой сюжет. Дочери Лота.

В истории семейства Лота тема спасения делает самый неожиданный поворот. Это история о дочерях Лота, которые пожелали избегнуть уничтожения их рода.

30 ст 19 гл «Поднялся же Лот из Сигора и поселился в горе сам и обе дочери его с ним ибо он убоялся селиться в Сигоре и вселился в пещеру сам и две дочери его с ним ». Ну замечательно, никакой благодарности. Спаситель Сигора. А ведь он спас Сигор. Этот город спас Лот, помните. Никакой благодарности спаситель Сигора не получил. И пришлось ему по слову ангелов по слову ангелов, та кему и сказали 17 ст 19 гл. Пришлось Лоту жить в горе (т.е. в пещере). Сказала же первородная к младшей. Это очень редкое слово употребление. Первородная по отношению к дочери. «Сказала же первородная к младшей: отец наш стар и никого нет на Земле, кто войдёт к нам, какой есть путь всей Земли » Никто не войдёт к нам, каков есть путь всей земли. Еврейское выражение «идти в путь всей земли» означает умирать. С такой же неизбежностью, как люди должны умирать, женщины должны рождать. Вот такое убеждение было у старшей дочери Лота, которая названа и ощущает себя как первородная. То есть, она также, с такой же неизбежностью, как люди умирают, с такой же неизбежностью они должны зачать и родить. Вот так она убеждена. То есть, ради спасения рода дело, которое она задумала… смотрите какой поворот сюжета. Ради спасения рода дело, которое она задумала не противоестественное, но естественное. А задумала она что?

«Приди, напоим отца нашего вином и приспим с ним и сохраним в живых от отца нашего семя ». Замечательная мысль. Сохраним вживых семя. На греческий перевели неудачно. «Восстановим семя». Неудачный перевод, потому что здесь речь о другом. Действительно был обычай восстановить семя умершему брату. Затем был закон восстановить имя умершему брату. Дочери Лота совсем другое делают. Они сохраняют вживых семя отца внутри себя как в Ковчеге. Именно так должен был делать Ной – вводить в Ковчег животных, чтобы сохранить в живых. Так сказано «сохранить в живых». Имеется в виду саму их породу. Эта параллель с историей Потопа говорит, что дочери Лота исполняли, как они его поняли свой долг – спасение рода человеческого. Замечательно, что и Златоуст так думает: «Дочери думали, что всё в мире совершенно погибло. То, что при других условиях было бы извращением, в контексте Библейской истории выглядит как подвиг».

33 ст «Напоили же они отца своего вином в ночь ту и вошедше первородная преспала с отцом своим той ночью и он не ведал, когда она приспала и когда встала. Было же наутро и сказала первородная младшей: вот я преспала вчера с отцом нашим, упоим его вином и в эту ночь и ты вошедши преспи с ним и сохраним в живых от отца нашего семя. Упоили же и в ту ночь отца своего вином и восшедше младшая преспала с отцом своим и он не ведал когда он преспала и когда встала. И зачали обе дочери Лота от отца своего и родила первородная сына и назвала имя ему Моав, говоря от отца моего. » Сей отец моавитян до нынешнего дня. «Родила же и младшая сына и назвала имя ему Бенами, сын народа моего» Сей отец аммонитян до нынешнего дня. Имя Моав «миав» означает «от отца». Моавитяне жили к юговостоку от Мертвого моря. И, кстати, Моавитянкой была Руфь, прорадительница царя Давида, она упомянута в родословии Иисуса Христа в Евангелии от Матфея. «Бен ами» переводится «сын народа моего». Аммонитяне жили к северо-востоку от мертвого моря. То есть, и Моав (моавитяне) и Бенами (аммонитяне), они жили на востоке от мертвого моря.

Златоуст пишет так: «Никто да не дерзнёт осуждать праведника и дочерей его, как будто такое кровосмешение произошло от невоздержания. Обрати своё внимание на цель и ты освободишь их от всякого осудения. Дочери думали, что всё в мире совершенно погибло. Они говорят: чтобы не прекратился род наш и нам не подвергнуться совершенному уничтожению, упоим отца нашего вином, так как отец наш сам никогда не потерпит и слышать об этом. Лот же подвергся опьянению не столько от невоздержания, сколько от скорби душевной и свыше устроено было так, что по причине глубокого сна и омрачения от вина он вовсе не знал случившегося». Таково рассуждение Златоуста. Обратим внимание, как святитель умеет избегнуть осуждения. Это качество его писаний. Златоуст мастер в этом отношении. Когда он рассуждает, он умеет не осуждать. И Златоусту вторит русский философ Розанов, он тоже не дерзает осуждать Лота и его дочерей и очень уместно добавляет, что ведь зачатие произошло и у старшей и у младшей дочери с одного разу, и они родили сыновей, и от сыновей произошли народы. Такие вещи не происходят сами собой.

Дочери Лота совершили противоестественное дело. На него можно взглянуть как на извращение. Тогда дочерей Лота нужно поместить в один разряд, или близко к нему, с жителями Содома. Также дочерей Лота можно сопоставить с их матерью. Жена Лота, когда увидела превращение Содома, жители которого превратили свою человеческую природу, сама превратилась в соляной столп, а после и её дочери решились на противоественное зачатие. Нет. Не об этом нам говорит Писание. И не так толкует нам Златоуст. Если осудить дочерей Лота, как виновниц кровосмешения, вот нельзя этого делать. Но если осудить дочерей Лота как виновниц кровосмешения, то потеряется богословский смысл этого сюжета . Писание помещает дочерей Лота в один разряд с Авраамом и Лотом. История с дочерями Лота занимает своё место в том разделе учения о Спасении, которое посвящено проработке сложной темы «спасение и суд». Вот куда вписывается этот богословский сюжет «дочери Лоты». Этот богословский сюжет вписывается в сложную тему «спасение и суд». После того, как Лот был спасён из города, подвергшегося суду, его дочери желают послужить спасению своего рода, и совершают дело с крайней степенью дерзновения. Дочери Лота представляют свои тела как кивот для семени отца. Поскольку речь заходит о спасении, у Авраама, у Лота, у дочерей Лота дерзновение есть общая черта. Дерзновение необходимо для спасения. Писание как бы говорит нам и повторяет как хороший учитель. Три раза повторяет. Чтобы спасаться нужна решимость. Эту решимость ничем нельзя ослабить. В каком-то смысле она должна быть безоглядной. Спасение человека не есть продолжение естественного развития человека и человечества. Чтобы спастись, нужно уметь с решимостью покинуть естественное течение жизни. Отсюда и происходит дерзновение Авраама пред Богом, дерзновение Лота пред Богом и против естества поведение дочерей Лота. Таким образом, тема «спасение и суд» в Книге Бытия исчерпана. Но тема спасения не исчерпана. Она продолжается. Тема спасения поднимается на следующую ступень. Это будет большая тема, тема многих бесед: «Ветхий завет и Спасение».

Взглянула — и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.
Анна Ахматова

В авиакассе большая очередь. Подходит еврей.

— Эта касса для Героев Советского Союза?

— Пожалуста, пожалуста, проходите скорее, какой билет Вам нужен?.. Купил. Другой еврей из очереди обращается к нему: «Скгажите, Вы и впгавду Герой?»

— Нет, а что, нельзя спросить?

Почему я вспомнил этот анекдот? В СССР дважды Героям ставили памятник при жизни. В Торе тоже есть однагероиня, которая сама из себя сделала памятник, превратившись в соляной столб.

В одном из лучших своих стихотворений Анна Ахматова, оправдывая жену Лота, пишет, что «её сердце никогда не забудет женщину, отдавшую жизнь за единственный взгляд». Очень красиво, согласитесь. Но я так не напишу.

Что отличает меня от Анны Ахматовой? Прежде всего, она гениальна, а я нет. Кроме того, я сознательно ограничиваю «зону поиска», для меня Б-г всегда прав, и если Тора пишет, что человек наказан – то это истина в последней инстанции. Моя задача — расширить временной интервал и понять, что взгляд был последней каплей в цепи прегрешений этой женщины.Как в известном в психологии случае: у человека лопнули шнурки, он не выдержал и повесился; правда, до этого он потерял работу, ребенка и ему изменила жена.

Что же случилось с женой Лота, Ирит? Как коренной жительнице Сдома, дочери местного вельможи, ей были чужды принципы мужа, унаследованные в доме Авраама,- и гостеприимство она справедливо считала изменой Родине. Такую уж в Сдоме приняли Конституцию. Муж был уважаем, знатен, богат, к тому же мужчина хоть куда, настоящий «мачо», поэтому она творила только мелкие гадости, давала гостям несоленую пищу. Лот долго это терпел, но в ту ночь пришли особо уважаемые гости, или же она его окончательно «достала»,- и Лот потребовал наконец посолить пищу!И тут женщина совершила страшный грех – пошла к соседям злоязычничать на мужа. Он, мол, притащил на её голову среди ночи гостей, и мало того, выгнал несчастную из дому просить у соседей соль. Соседи её пожалели, к месту вспомнили, что за гостеприимство полагается смертная казнь — и вскоре весь город встал на защиту патриотки. Толпа людей вышла на первый в истории Парад Гордости – торжественно изнасиловать гостей Лота. Не то, чтобы сразу всех обуяла похоть, просто они шли выполнять свой гражданский долг. Ну, совсем как мы завтра на выборы.

«Злые языки страшнее пистолета».А особенно страшно, когда это — злоязычие жены на своего мужа. Наказание за такой грех «карет»-истребление души. Ангелы спасают Лота, его жену и праведных дочерей, в которых не угасла искра Авраама. Его спасают благодаря тому, что он племянник Авраама и не всё утратил из выученного в доме дядюшки.Жену — за то лишь, что она мужнина жена, других заслуг нету.

Вы только представьте себе, до каких «высот» дошли люди в Сдоме! Когда Авраам умоляет Создателя не карать сдомитян, он завершает тем, что: «если в Сдоме будет десять (сдомских!) праведников», Б-г пощадит из-за них весь город. Мидраш говорит — нашлось только восемь: Лот, его жена, две незамужние дочери и две замужние дочери с мужьями. Ещё одну дочку Лота прежде умертвили страшной казнью за ужасное преступление — она кормила приезжего нищего. Иначе счёт бы почти сходился и, возможно, Сдом сам красовался бы сегодня на карте Израиля. Не нужно никакой набережной а-Яркон. Так вот, при всём при этом зятья подняли Лота, пытавшегося их спасти, на смех и погибли вместе с семьями под серным дождём.Вероятно, они были и среди «всех жителей Сдома», пришедших с Парадом Гордости наказать и «перевоспитать» лотовых гостей! А Ирит причислена к «праведникам Сдома» за то лишь, что прежде не донесла в местное КГБ на своего мужа.Я даже не уверен, что сегодня мы их перещеголяли…

Их предупреждают не оборачиваться — но женщина нарушает приказ, причём не из любопытства, а просто пожалев своё имущество. Знаете, что её к этому подтолкнуло? Ирит подумала: сейчас Лот умрет и я останусь нищей! Вот до чего довело нас его гостеприимство!..

Когда женщину спасают, одну из миллионов, а она ничего не понимает и ведёт себя так, словно ничего не произошло, чаша терпения Всевышнего переполняется. Жена Лота должна была освятить имя Всевышнего своей жизнью — как чудом спасшаяся из Сдома.Она же выбрала прежнюю дорогу, дорогу злодейки, и теперь людей будет учить соляной столб. Кстати, вы может поехать к горе Сдом и полюбоваться на большой серо-коричневый соляной столб, который так и называют: «Жена Лота». Формой он напоминает женщину в платке.

Расскажу одну современную историю о наследнице жены Лота. Хотя, на первый взгляд, история эта совсем противоположная. Но только на первый взгляд. Пара приехала с Кавказа, так что гостеприимство было у жены в крови не меньше, чем у мужа. Он увлёкся живописью, деньги тратил на это, хотя и минимальные. Семья не нуждались, но жене стало обидно, что не на гостей. Она пожаловалась лучшей подруге и та, искренне еёлюбя, захотела мира в её семье.Подруга ничего лучшего не придумала, как пойти в магазин и договориться, чтобы ему не продавали краски. Естественно, дело узналось, дорога в ад выстлана лучшими намерениями, муж не простил жене измены и в итоге они развелись.

«Мы друзей за ошибки прощали,
Но измены простить не смогли».

" ЖEНЩИНЫ БИБЛИИ"

4
Жена Лота

Всё, что говорит нам Библия о жене Лота, это то, что она «...оглянулась назад и стала соляным столбом». Мы даже не
знаем её имени и не знаем откуда она. Не сказано нам, была ли она женой Лота до отделения его от Авраама или после, когда он «раскинул шатры до Содома», а возможно он взял жену как раз из Содома, и тогда это многое объясняет.
Избрав равнину Иордана и оставив восточную холмистую страну Аврааму, Лот совершил выгодную сделку, но (увы!) он был не первым, кто оценил процветающую легкую жизнь, предоставляемую плодоносной долиной Иордана. Здесь были города, занятые идолопоклонниками, такими же, которых Авраам оставил в Уре Халдейском. «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом». Лот раскинул свои шатры около Содома, но позже стал жить в доме внутри самого города.
Со временем развращенность Содома и Гоморры стала такой, что Бог не мог терпеть её долее. Он предупредил Авраама, что намерен уничтожить эти города вместе с их обитателями. Авраам вступился перед Богом за Содом во имя тех праведных, которые ещё могли там быть, и Бог уступил: если там найдется хоть десять праведников, он сбережет город. Но это условие, ясно, не состоялось. И тогда были посланы ангелы сказать Лоту, чтобы он бежал из Содома вместе с женой и со своей семьёй прежде, чем наступит страшное разрушение.
Лот колебался. Два его зятя отказались уходить с ним и, без сомнения, жена тоже не хотела оставлять город, поэтому ангелам пришлось ухватить и почти тащить из города Лота, его жену и двух его дочерей. И они были вынуждены бежать в горы. Очевидно, пожив в городских условиях, они страшились кочевой жизни, которая когда-то была нормальным образом жизни для Лота. Через ангелов он умолял Бога позволить им идти в Сигор - другой город, который находился неподалёку. Бог уступил этой мольбе, и они направились в Сигор. Тогда и «пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли». (Быт 19:24,25)
Бытие 14 описывает войну в долине Сиддим, «где ныне море Соленое» - так в Библии именуется Мёртвое море, между царями или правителями разных городов, среди которых упоминаются Содом, Гоморра и Сигор. Долина эта изобиловала грязевыми ямами. Вернер Келлер в своей книге «Библия, как история» говорит о долине Иордана, как об огромном разломе в земной коре, который начинается далеко на севере Палестины и идет на юг, к Красному морю. Там, в долине Иордана есть изобилующие свидетельства землетрясений (Библия упоминает о них) и вулканических извержений: видимые на огромном протяжении массы лавы и базальта, кратеры потухших вулканов, маслянистые пятна битума на воде Мёртвого моря (в «Писнии» - грязь?), и запах нефти и серы. Учёными уже раскопаны многие библейские города, но Содома и Гоморры не обнаружено. Геологи полагают, что они лежат «...в районе, который теперь погружен под медленно поднимающимися водами южной части Мертвого моря, и что их разрушение явилось следствием мощного землетрясения, которое возможно сопровождали взрывы, молнии, выход природного газа и, главное, большие пожары».

Скверное предложение нечестивых

Вы когда-нибудь сожалели о жене Лота? Можете себе вообразить бедную женщину, которая, избежав пожара, оглянулась, чтобы посмотреть на свой объятый пламенем пожара дом, где в огне гибло всё то, что она создавала годами, о чём заботилась и ухаживала, что ценила и берегла, женщину, единственный грех которой был только в том, что она обернулась бросить последний взгляд на то, что она покидала навсегда?
Небольшое размышление на эту тему может стать для нас поучительным. Бытие 19 даёт краткое описание развращенных мужей Содома, с их извращёнными качествами. Нормальные люди приличного воспитания даже представить себе не могут весь тот ужас, который царил там. Эта развращённость более-менее открыто осуждается в наше время, хотя бессмысленно думать, что честное и объективное отношение сегодняшнего дня поможет заклеймить это зло, или что подрастающее поколение будет в меньшей опасности, если это зло будет разоблачено. Фактически это ознакомление послужит предупреждением для нас и поможет нам понять чувство отвращения Лота и его жены. Конечно, после той страшной ночи, осознавая опасность, которой подвергался её муж со стороны мужчин Содома и особенно обе её дочери, жена Лота могла бы не колеблясь стряхнуть пыль Содома с ног своих (то есть бежать из Содома), когда Бог через ангелов предложил им путь к спасению не только от Божьей кары, но и от отвратительной жизи в Содоме. Подлинность ангелов, посетивших их, была подтверждена ей чудом ослепления, всех осаждавших их дом мужчин, которое спасло по крайней мере в эту ночь Лота и его семью.
Но нет! Они ещё медлили, и их пришлось убеждать и подбадривать к бегству. Они просили, чтоб им позволили стать
в Сигоре, который из-за своей близости к Содому и Гоморре был, возможно, не намного безопаснее.

Промедление и взгляд назад

Без сомнения, жену Лота удерживал уютный дом и оседлый городской быт и страшил риск бездомной кочевой жизни. Должно быть, она полагала, что Бог, специально приславший ангелов, чтобы предупредить и спасти её хозяйство от разорения, может также оберегать их и дальше. Даже когда уже начался огненный дождь, и она должна была бы увериться, что нет места для сомнений, она всё ещё медлила и оглянулась. Это был не просто взгляд мельком, через плечо, в спешке. Слово, переведенное как «оглянулась», означает внимательный, долгий прощальный взгляд. И в этот момент не нужен был специальный акт наказания. Каждый промедливший в окрестностях Содома мог задохнуться в ядовитом дыме, который увидел Авраам следующим утром: «И дым поднимался с того места, как дым из печи». К этому моменту недвижимые предметы в Мертвом море покрылись солью. Таким образом, гибель жены Лота была неизбежной.
Изучающий Писание будет изумлён терпением Бога к Лоту и его семье. Для десяти праведников Он готов был пощадить город, готов был спасти зятей Лота, хотя они были неверующими, если б они последовали за Лотом. Когда Лот и его жена медлили с решением, ангелы понуждали и убеждали их до самой последней минуты, и даже пошли на компромисс, позволив им стать в Сигоре вместо бегства в горы.
Возможно в этом мы найдём для себя утешение, осознав,
как слабы и мягки мы и что Бог поможет нам, если только мы верим в Него.
В этом есть и серьёзное предупреждение для всех нас. Когда фарисеи спросили Иисуса о дне наступлении Царства Божьего, он ответил им, что этого не дано знать никому. Он проиллюстрировал это из истории народа, которую они хорошо знали, указывая им, что Божье Царство и Его суд грядут, - и для большинства людей неожиданно, - как нагрянул потоп во дни Ноя, или как был разрушен Содом во дни Лота.

«Помните Лотову жену»

Поражающей своей краткостью фразой, которая должна произноситься с впечатляющей силой, сказано: «Помните, Лотову жену».
Иезекииль однажды сравнил Иерусалим с Содомом, сказав: «Вот, в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей её: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала». Здесь речь не о грубых грехах, которые стали синонимом слова «Содом», а о том виде греха, перед которым все мы склонились в эти дни изобилия, лени, жадности, эгоизма, грехов, о которых упоминал Иисус, предупреждая о дне суда: покупка и продажа, еда и питьё, посевы и строительство, женитьба и супружеская жизнь. Современными их двойниками могут быть сад, новый дом, безделье, амбициозные планы на детей и т. д. Ничто из этого не кажется злом само по себе. Но если что-то уводит нас от Бога и засасывает нуждами человечества – они так же смертельны, как грехи Содома.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: