Семья и функция социализации. Игра как средство социализации дошкольников

- 126.50 Кб
Введение стр. 3

Глава 1. Теоретическая основа игры

1.1. Из истории игры стр. 5

1.2. Значение игры в жизни дошкольников стр. 8

1.3. Понятие социализации личности стр. 11

1.4. Роль игры в социализации дошкольника стр. 12

Глава 2. Особенности организации игр в младших

Группах детского сада

2.1. Виды игр в детских образовательных

Учреждениях стр. 16

2.2. Особенности организации и руководства

Сюжетно – ролевыми играми в младших

Группах детского сада стр. 19

Заключение стр. 24

Список литературы стр. 25

Приложение

Введение

В разное время изучениями и исследованиями игры занимались следующие авторы: Ян Амос Коменский, К. Д. Ушинский, А. Н. Леонтьев, А. Б. Эльконин, А. А. Люблинская, Гайнц Либшер, Георг Клаус, Р. И. Жуковская, В. В. Давыдов, В. И. Устименко.

Игра - это основной вид деятельности дошкольника, в которой он в воображаемых обстоятельствах отражает окружающую действительность. Игра является средством всестороннего развития детей. (А. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. Т. Баранов «дошкольная педагогика» учебное пособие, М. , Academia 1997)

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра в детском возрасте - норма, ребёнок должен играть даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников, поэтому через игру можно воспитать любые качества ребенка его умственного, нравственного, развития и воспитания. Именно в игре воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, развивают свою речь, обогащая словарь.

Игра является средством, в том числе и социализации.

Социализация-процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта (словарь по социальной педагогике Л. В. Мардахаева М., academia 2002). Исходя из этого, я выбрала тему работы: « Игра как средство социализации дошкольников».

Объект исследования : воспитательно - образовательный процесс в детском образовательном учреждении.

Предмет исследования : игра как средство социализации дошкольников.

Цель исследования: Обосновать, что игра является средством социализации для детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по теме.

2. Доказать, что игра является средством всестороннего воспитания

Дошкольников.

3. Доказать, что игра является средством социализации ребенка.

4. Изучить особенности организации сюжетно-ролевых игр во второй

Младшей группе.

Методы исследования:

1. Метод изучения психолого – педагогической литературы.

2. Метод сравнения.

Глава 1. Теоретическая основа игры

1.1. Из истории игры

В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на её природу. Детская игра имеет многовековую историю. « Это могучее воспитательное средство, - писал К. Д. Ушинский, - выработанное самим человечеством и в котором поэтому выразилось неподдельно истинная потребность человеческой природы ».

Первое толкование происхождения игры дал Г. В. Плеханов в работе « Письма без адреса » (1912 год). Он обратился к детским играм, рассматривая происхождение искусства. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных) дал ему возможность утверждать, что в истории человечества игра, как и искусство, возникла после труда и на его основе. В игре

Находит свое отражение трудовая деятельность людей. «Игра-дитя труда, который предшествует ей во времени, » - писал Г. В. Плеханов. Подражая в игре деятельности взрослых, дети практически овладевают не очень сложными навыками трудовой деятельности родителей и всем тем, что связано в обычаях общества с этим трудом. В силу этого, считал Плеханов, игра « …составляет одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретении из рода в род ».

История развития игры рассматривается в связи с развитием человеческого общества и изменениям положения ребёнка в системе общественных отношении. Г. В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.

Появление на свет всё более сложных орудий труда вызывает необходимость в специальной подготовке детей к трудовой деятельности. Взрослые создают для детей облегченные и уменьшенные в размерах разнообразные орудия труда (лук, копьё, удочки и т.д.). Возникают игры–упражнения.

Последующее усложнение условий и орудий труда меняют и положение детей в обществе. Всё большее количество орудий труда не может быть создано в уменьшенном размере. Появляется изобретательная игрушка, сохраняющая лишь внешнее сходство с орудиями труда, с ней нельзя упражняться в тех или иных действиях, а можно лишь изображать эти действия. В это время и возникает сюжетно-ролевая игра, в которой дети удовлетворяют своё стремление к совместной жизни со взрослыми. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят в основных чертах социальные отношения и трудовую деятельность взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врождённых инстинктов, а в результате вполне определённых социальных условий жизни ребёнка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально-созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества. И по сей день, высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, неисторический характер. Непостоянность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у детей, живущих в одно и тоже время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.

В ходе социально- исторического развития человечества игра приобретает всё большее значение для формирования личности ребёнка. С её помощью дети обладают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

В разные периоды жизни нашего отечества дети играли в те игры, которые отражали наиболее важные события, факты. Так в 30-е годы они играли в « панинцев», а уже в 60-е в « космонавтов». В 90-е годы девочки играют в жизнь куклы Барби, а мальчики изображают героев мультфильмов фантастического содержания.

Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об её историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

1.2. Значение игры в жизни дошкольников

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника. Ведущие положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвещает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются основные виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

В игре находят выражение основные потребности ребёнка- дошкольника. Прежде всего - это нравственное воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, как продуктам труда взрослых, о нормах посвещения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения, развития положительных игровых взаимоотношений.

Использование игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога- воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям, труду, любви к родине, родному краю, доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; потребности следовать правилам поведения.

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). Многие игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. У детей пробуждается интерес к людям разных профессий, появляется желание играть в игры с разными профессиями. Игра является хорошим средством воспитания трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда. По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в трудовую деятельность.

В своё время А.С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли радость творчества, культура деятельности.

Таким образом: В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

Игрушки должны соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: художественно оформлены. Яркие, красивые игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Таким образом: Эстетическая сторона участвует в понимании и оценке красоты предметов и явлений.

Ребёнок-существо растущее и развивающееся. Движения - одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка.

Умственная деятельность - находит своё отражение в потребности в приобретении новых знаний; умений рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач (находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, умозаключения.); проявлении смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности. Игра (по мнению Н. К. Крупской) - это « серьёзная форма учения».

Коммуникативная деятельность заключается в желании обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. Играя, дети вступают в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности.

группах детского сада стр. 19

Заключение стр. 24
Список литературы стр. 25
Приложение

МБДОУ «детский сад №4 «Теремок».

Доклад

«Что такое социализация дошкольника. Важность игры в социализации дошкольника.»

Подготовила: воспитатель

Зянкина Елена Фёдоровна

2016 год

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими. Своеобразие социального развития ребенка и ДОУ отражено в специальных педагогических ориентирах, характеристике базовых навыков воспитанников детских садов, показателях социального развития дошкольников.

Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:

Педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях;

Педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к
окружающим;

Педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует
социальную компетентность.

Базовые социальные навыки ребенка в ДОУ:

Навык соблюдать правила этикета;

Навык соблюдать правила безопасности;

Навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;

Навык соблюдения общих правил, договоренности;

Навык применения позитивных способов решения конфликтных
ситуаций.

Согласно данным исследований уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить умения ребенка:

Умение ребенка войти в детское общество:

Умение ребенка действовать совместно с другими;

Умение следовать и уступать общественным нормам;

Умение ребенка контролировать свои желания и др.

Уровень социального развития ребенка в ДОУ возможно определить с помощью показателей, характеризующих социально-личностные качества дошкольников:

Интерес ребенка к себе;

Интерес к сверстникам;

Отношение ребенка к группе детского сада и др.

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями» . Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности : двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В возрасте с трёх до семи лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности.

И в этом возрасте ребёнок начинает осваивать «определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества…», а значит, он вовлекается в процесс социализации.

Рассмотрим, что такое:
Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом и (или) государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целесообразного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального).
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит..
Процесс социализации личности С. И. Гессен, отечественный педагог, рассматривает как три ступени:

Первая ступень – дошкольный период, период произвольного существования ребёнка, в котором преобладает игровая деятельность;
Вторая ступень – период активного познания ребёнком окружающей жизни, её законов и требований;
Третья ступень – этап завершения её формирования, - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования.

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.. Детство без игры и вне игры ненормально.

Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития:. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения , учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности. Процесс социализации в младшем дошкольном возрасте должен выполнять следующие задачи:

1. Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3. Адаптировать к социальной среде;

4. Интегрировать в жизнь общества.

Рассмотрим игру дошкольника, каким образом она является средством социализации.

2. Игра – важнейшее средство социализации дошкольников.

2.1. Игра в жизни дошкольников.

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Как охарактеризовал игру С. Выготский: «Игра-это первая школа общественного воспитания ребёнка, арифметика социальных отношений».

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

1.Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевая духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
2.В игре формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом.

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является чувство коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает существенным образам его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.

Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора.

Детям особенно нужна игра для физического развития, для укрепления здоровья.

Игры используются как одно из средств нравственного воспитания. Можно сказать, что игра является школой особого типа, в которой дети активно и творчески, на основе подражания усваивают разработанные обществом нормы поведения.

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) .

3. Настольные игр. Полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.

4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать, что игра является эффективным средством социализации дошкольника.

Игра как средство социализации и коммуникации детей дошкольного возраста

1.3 Роль игры в социализации личности дошкольника

Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Дети формируют устойчивые игровые объединения из 3 - 4 человек. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет. Для детей в этом возрасте характерно стремление как можно больше узнать о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, кино- и мультфильмов, и самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основное место. Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитания ребенка в игре. Естественно, что не каждая игра может нравственно развивать ребенка. Такую функцию может выполнить только «хорошая» игра. Можно выделить ряд критериев, которые ее характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей (желание выполнить роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

В связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. В группах раннего и дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.

Глава II Опытно-практическая работа по формированию социально-коммуникативных навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка

«Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.» Весомую часть своей жизни человек проживает в семье. Все...

Воспитание в игре

В системе воспитательных средств игра занимает явно не рав-ноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма су-щественное значение...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса к предметному миру старшего дошкольника

Прогрессивные русские ученые педагоги, гигиенисты (Г.А. Васильков, В.Г. Василькова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка...

Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям...

Задачи развития национального самосознания в Программе воспитания ребенка-дошкольника

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Человек - существо социальное...

Игра как средство нравственного развития дошкольника

Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Для дошкольника игра - ведущий вид деятельности...

Игра как средство развития личности дошкольника

Игра -- ведущий вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина...

Игровые средства развития личности младших школьников

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному...

Методические аспекты использования дидактических игр при обучении математике учащихся профессиональных училищ

Осознание личностью своих способностей через взаимодействие с окружающими наиболее интенсивно происходит в подростковом возрасте, так как именно в этот период учащиеся достигают нового уровня самосознания...

Развитие, социализация и воспитание личности

Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности...

Роль игры в формировании навыков поведения дошкольников

В современном мире имеется достаточно средств для общения. Люди получают информацию со всех сфер: телевидение, радио, газеты, журналы, интернет и др. Труднее входить в контакт детям дошкольного возраста...

Система работы по развитию восприятия звуков природы дошкольниками

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них - ознакомление с природой. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес...

Учебная игра как средство активизации познавательной деятельности студентов

Учебная игра - метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-производственных задач в игровой форме...

Формирование у младших дошкольников отношения к растительному миру

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами поэзии Граубина

Экологическое воспитание -- это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного -- ознакомления детей с природой. Природа -- важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста...

Роль игры в социализации детей дошкольного возраста.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Исследования отечественных психологов показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая и психологическая науки определяют игру как осознанную деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотивов.

Успешное решение задач воспитания в наше время требует пристального внимания к проблемам детской игры.
В настоящее время педагоги и психологи единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
Игра - самая любимая и естественная деятельность детей дошкольного возраста, поэтому она становится основной формой и содержанием познания окружающей действительности. Многие педагоги отмечают огромный потенциал детской игры. Ведь именно в игре отражаются те стороны окружающей ребенка действительности, которые он наблюдает в данный момент времени. Чем богаче эти наблюдения, тем богаче игры детей по своему содержанию.
Но дошкольный возраст – это не только период, в котором игра – особый вид деятельности. Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного социального развития. В свою очередь социальное развитие ребенка дошкольного возраста нельзя представить без общего понимания социализации. Социализация – непрерывный процесс усвоения ребенком существующих в обществе социальных и нравственных норм и правил поведения, длящийся всю жизнь человека. В дошкольном возрасте - это, прежде всего овладение нормами социальной жизни.
Исследования и педагогический опыт показывают, что именно игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка дошкольного возраста и его социализации. Тесную связь игры с развитием личности особенно очевидно можно проследить именно в период дошкольного детства. Когда она приобретает особое значение. Ведь именно в ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра- первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. Войдя в игру и раз, за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра- практика развития.
Из общения, со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка. Роль воспитателя на данном этапе направить игры ребенка так, чтобы они стали подготовкой к жизни, первой «школой», источником и движущей силой его развития.
Наблюдение за игровой деятельностью в современном детском саду показывает, что игра продолжает оставаться основным источником знаний для детей дошкольного возраста. Перечень современных игр и последовательность их предпочтения в воспитательном процессе, говорит нам о том, что ценность некоторых видов игр изменилась, но они продолжают оставаться ведущим видом деятельности и средством вхождения ребенка в мир взрослых общественных отношений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как отдельного ребенка, так и общества в целом. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат не уступая им видеть светлое и радостное, жить с пользой и празднично, «играючи».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: