Седьмой месяц жизни ребенка: развитие, питание, сон, зубы, прогулки, речь. Седьмой месяц жизни — развивающие игры для малыша

Развитие ребенка в 7 месяцев ускоряется. Он уже прошел много стадий, и сейчас учится активно перемещаться в пространстве, совершенствует свои умственные навыки. С каждым днем он все больше проявляет желания общаться, его новые достижения не перестают удивлять родителей. Но в этом возрасте могут появляться и некоторые проблемы, на которые обязательно следует обращать внимание.

Физическое развитие ребенка в семь месяцев

Масса тела малыша в 7 месяцев от 8 кг до 9 кг, он поправляет приблизительно 400-600 грамм. Весит почти в полтора раза больше, чем новорожденный. Вырастает ребенок на 1-2 см, и достигает в длину 68-70 см. Показатели роста и веса мальчика и девочки могут немного отличатся друг от друга. Если прибавка в весе недостаточная, следует пересмотреть виды и количество вводимого прикорма. Возможно у крохи режутся зубки, и пропадает аппетит.

В семь месяцев ребенок уверенно переворачивается в кровати со спины на живот и обратно. Он может сидеть, не поддерживая себя. Ручки малыша освобождаются, он играет сидя, тянется к игрушкам. Если ребенок в этом возрасте не сидит самостоятельно, родители должны насторожиться. Бывает такое у детей недоношенных, рожденных в гипоксии, после родовых травм. Задержка физического развития может быть первым симптомом ДЦП. Обязательно нужно обратиться к врачу, только он установит правильный диагноз.

Семимесячный малыш начинает активно осваивать пространство. Он уже хорошо ползает, сначала по пластунский, а в конце месяца на четвереньках. Правда у него не всегда получается ползти в ту сторону, которую хочется. Иногда дети пятятся назад или в бок, подолгу раскачиваются вперед и назад, пока выберут направление. Если ребенок не ползает, это не является проблемой. Бывает, что малыши стараются сразу подняться на ножки и ходить, игнорируя этап ползания. Когда младенец уверенно сидит, стоит, опираясь на опору, но не ползает, развитие его идет нормально.

Малыши в семь месяце уже может встать на коленки, держась за перила кроватки. Некоторые детки поднимаются и на ножки. Если взять малыша под мышки, он опирается на носочки и уверенно шагает. Активно развивается и моторика рук. Дети перекладывают игрушку с одной ручки в другую, самостоятельно держат бутылочку, могут поднять упавший предмет. Многие умеют вкладывать маленькие предметы в большие. Карапуз осознано сжимает и разжимает руку, чтобы взять или выпустить игрушку. При захвате активно использует большой палец. Поскольку активность малыша уже возросла, но координация движения еще слабая, он нуждается в усиленном присмотре. Ни в коем случае нельзя оставлять его одного, чтобы он не упал с дивана или кровати. Карапуз может вывалится даже из коляски.

Какие основные моторные навыки характерны для ребенка в 7 месяцев? Давайте подобьем итог:

  • Уверенно переворачивается с живота на спину и обратно
  • Сидит без поддержки рук
  • Начинает ползать на животе и на четвереньках
  • Может подняться на коленки и на ножки, держась за опору
  • Умеет поднимать игрушки, держать бутылочку, вкладывать маленькие предметы в большие
  • Активно осваивает пространство
  • Координация движений еще недостаточна развита

Физическое развитие детей в семь месяцев может отличаться. Иногда девочка чуть отстает от мальчика. Некоторые детки с большим удовольствием поднимаются на ножки, чем ползают. Потому не стоит слишком беспокоится, если малыш не полностью отвечает стандартам.

Развитие слуха, зрения и речи у ребенка

Глазки у ребенка в 7 месяцев уже полностью сформированы. Он давно следит за предметами и игрушками, способен видеть не только то, что находится в непосредственной близости от него. Семимесячный ребенок уже фиксирует взгляд на предметах, которые находится на расстоянии больше трех метров. Понемножку учится переводить взгляд с дальнего ракурса на ближний. Малыш способен оценить размер предмета, потому маленькие вещи берет одной ручкой, а большие двумя. Хорошо различает цвета, особенно яркие и контрастные. Начинает оценивать форму предмета, отличает кубик от шарика, пирамидки. Может глазками отыскать любимую игрушку, подолгу ее изучает и рассматривает, вертя в руках. Узнает папу с мамой, радостно реагирует на их появление и плачет, когда они уходят.

У детей в 7 месяцев могут появиться разные проблемы со зрением. В таком возрасте можно диагностировать нистагм, птоз, начальные проявления близорукости. При нистагме взгляд ребенка не может сфокусироваться на близко расположенном предмете, его глаза начинают «бегать» из стороны в сторону. Симптом может свидетельствовать как о болезни глаз (например, высокой степени близорукости), так и о серьезных патологиях головного мозга. Птоз – это опущение одной или обоих век. При появлении этих симптомов необходимо показать ребенка невропатологу и окулисту. Иногда в первые месяцы у ребенка выявляют косоглазие, но к седьмому оно должно пройти.

Слух у малыша также интенсивно развивается. Он уже четко реагирует на звук, поворачивает голову в сторону источника шума. При чем реакция эта значительно ускоряется, по сравнению с предыдущими месяцами. Ребенок хорошо различает голоса близких людей, их интонации. Он начинает понимать, что обращаются именно к нему, и реагирует на такое обращение. Это уже совсем другой уровень восприятия человеческой речи. Проблемы со слухом у младенца можно заподозрить, если он не замирает при резком звуке, и не поворачивает голову в сторону его источника. Не реагирует на шуршание бумаги или звук погремушки, пока их не увидит. Не улыбается, когда с ним разговаривают взрослые.

Речь детей к седьмому месяцу жизни тоже совершенствуется. Они учатся произносить многие согласные звуки, складывая их в слоги с гласными. Лепет ребенка состоит из таких буквосочетаний, как «да», «ма», «ба», «па». Иногда ему получается сказать несколько слогов подряд – «да-да», «бо-бо» и т.д. Малыш активно «разговаривает», увидев маму и папу усиленно лепечет. С удовольствием «отвечает», если заговорить к нему, старается копировать интонации и звуки. Начинает понимать первые слова. Например, при вопросе «где игрушка» мотает головой, ищет ее глазами. Когда его спросить «где мама?», может показать пальчиком и радостно улыбнуться. Нарушения речи в этом возрасте чаще связаны с проблемами слуха, реже с общим отставанием в развитии. Такие дети имеют трудности с произношением согласных звуков, их гуление ничем не отличается от гуления 2-3 месячного ребенка. Иногда груднички просто мычат или произносят отдельные гласные. Но проблемы могут возникнуть и при недостаточном общении с ребенком, ведь говорить он может научиться только от мамы с папой.

Итак, что нового появилось у ребенка 7 месяцев со стороны органов чувств? Как развивается его речь? Вот краткий список его новых навыков:

  • Фиксирует взгляд на ближних и дальних ракурсах
  • Умеет искать глазами любимую игрушку
  • Оценивает размер и форму предметов
  • Реагирует на звук поворотом головы
  • Отличает голоса близких, начинает понимать слова
  • Совершенствует произношение согласных.

Умственное и эмоциональное развитие ребенка

Развитие у малыша в 7 месяцев интеллекта и эмоций происходит очень интенсивно. Родители не успевают следить за всеми новыми навыками крохи. Двигательная активность и ум ребенка развиваются параллельно. Чем лучше он перемещается в пространстве, тем интересней для него становится мир. Младенец старается понять возможности своего тела, потому переворачивается, кувыркается, свешивается с кровати или дивана. Ему интересно, например, как будет выглядеть комната, если посмотреть на нее вверх ногами. Не меньше он любит экспериментировать с произношением различных звуков, задействует при этом все больше мимических мышц, губки и язык.

Сейчас ребенок вполне способен играть с двумя разными предметами. Он изучает их взаимодействие, старается сложить вместе кубики или наоборот, разобрать предмет на части. Активно старается познать форму игрушки, рассматривает углы, закругленности. Очень нравятся детям игрушки, которые могут менять свою форму, они просто приводят малышей в восторг.

Ребенок уже понимает, что спрятанный предмет не исчезает навсегда. Если накрыть его пеленкой, он постарается освободиться, чтобы опять увидеть маму. Это значит, что малыш понимает причинно-следственную связь, пеленка закрыла от него маму, значит ее нужно убрать.

Ребенок в 7 месяцев лучше концентрирует свое внимание. Если отвлечь его на секунду во время игры, он опять возвращается к своему занятию. Малыш запоминает многие действия, слова, и может повторить их через некоторое время. Он вполне может усвоить простые жесты, такие как «пока», «тоси-тоси» ладошками. Также малыша можно научить показывать части своего тела, ножку, носик, голову. Через некоторое время повторяет новые слоги, которые вы с ним разучивали. После прогулки может показать, что нужно помыть ручки.

Усиливается привязанность младенца к маме. Он еще не понимает, что мама не уходит от него навсегда, и очень болезненно воспринимает ее исчезновение. Кроме того, он настороженно относится к чужим людям. На появление незнакомца может реагировать плачем, боится оставаться наедине с посторонними. Потому знакомить ребенка с новыми людьми нужно постепенно, не оставлять его с ними наедине, пока он к этому не привыкнет. Нельзя пугать ребенка разными «бабаями» и «плохими дядями». Его страхи усилятся и могут перейти в невротические состояния.

Уход за ребенком в 7 месяцев

Седьмой месяц жизни – это время введения прикормов. Грудничок питается 5-6 раз в день, некоторые детки еще и 1-2 раза ночью. Основу меню по-прежнему составляет грудное молоко или смесь. Как понять, готов ли ребенок к новым продуктам? Во-первых, он должен проявлять интерес к взрослой пище, лезть в тарелку, наблюдать за тем, как вы едите. Во-вторых, он должен уметь глотать пищу в виде пюре, не выталкивать ее языком. Если малыш сидит без поддержки, он с большим успехом будет есть из ложечки. В прикорме нуждаются дети, которые начали хуже набирать массу, просыпаются от голода ночью, и часто требует груди днем.

Вводить новую еду нужно постепенно, с половинки чайной ложечки. Предлагают прикорм ребенку перед тем, как дать ему смесь или грудное молоко. Обязательно следить за стулом и состоянием кожи ребенка. Новая пища может вызвать понос или запор, аллергию в виде покраснений или высыпаний. В качестве первого прикорма рекомендуют давать овощное пюре, лучше всего делать его из кабачка, цветной капусты, тыквы. Затем можно добавить картошку и морковку. Второй прикорм – безмолочная каша. Лучше всего стартовать с рисовой либо гречневой. К концу седьмого месяца большинство детей получают 2 блюда, которые полностью заменяют два дневных кормления. Некоторые в это время уже едят мясное пюре в качестве третьего прикорма.

У ребенка в 7 месяцев жизни могут появляться первые проблемы с едой. Часто связаны они с прорезыванием зубов. Малыш становится капризный, часто трет кулачком десна, у него усиливается слюноотделение. У некоторых детей на короткое время может повышаться температура. Постоянный дискомфорт снижает аппетит у малыша, в первую очередь он отказывается есть новые блюда. Иногда плохое восприятие прикорма связано со специфическими вкусами ребенка, ему может просто не понравиться овощное пюре. Нужно попробовать приготовить его из другого овоща, или дать вместо овощей кашу. Если это не принесет результата – отложите введение прикорма на несколько дней или недель.

В семь месяцев у детей появляются проблемы со сном. Причиной может стать прорезывание зубов. Тогда на ночь следует смазать малышу десна специальным гелем. Перед его покупкой обязательно посоветуйтесь с врачом. Часто ребенок просыпается ночью и капризничает из-за перевозбуждения днем. Ведь он интенсивно развивается, начинает больше двигаться, познает мир. Избыток впечатлений приводит к тому, что нервная система не справляется. Малыш становится беспокойный, ворочается в кровати, вздрагивает, иногда просто встает посреди ночи, чтобы поиграть. Потому активными играми стоит заниматься в первой половине дня. Вечером лучше почитать ребенку книгу, спеть колыбельную, сделать расслабляющий массаж. Помогают грудничку быстро заснуть вечерние прогулки после ужина.

Занятия с ребенком в 7 месяцев

Как развивать ребёнка в семь месяцев? Гармоничное развитие включает интеллектуальные физические упражнения. Потренируйте пресс малыша. Придерживая за ножки попробуйте поднять его сначала за одну ручку, затем за другую. В этом возрасте детей уже можно активно ставить на ноги, поддерживая под мышками. Они будут учиться переставлять ножки, готовясь к самостоятельной ходьбе, приседать и подпрыгивать. Ставьте кроху на четвереньки, чтобы он учился ползти. Не теряет своей актуальности и пассивная гимнастика, разведение ножек, «велосипедики», сгибание и разгибание ручек на груди, качание. Они помогают укрепить мышцы и готовят карапуза к дальнейшим свершениям.

Каждая мама хочет вырастить из своего ребёнка гения и помочь ему освоить окружающий мир. Последние модные тенденции советуют начинать проводить развивающие занятия малыша буквально с пелёнок. Как помочь ребёнку в этом сложном процессе, какие методики и игрушки использовать?

Чем заниматься с ребёнком в 7 месяцев?

Выбор занятий для малыша должен исходить из его умений и способностей, нуждающихся в стимуляции и развитии. Нужно формировать у ребёнка так называемую предметную деятельность. Упражнения помогут научиться ориентироваться и управлять своими действиями, проанализировать последствия и все возможности.
Пример прост, возьмите любые две разные игрушки, расположите их перед малышом. Покажите и немного расскажите о каждом предмете, а после попросите подать нужную. Особенности развития детей требуют терпения, и, возможно, придётся повторить пройденный материал неоднократно. Как только кроха научится правильно ориентироваться в маминых просьбах, можно уже говорить о предметной деятельности.
На личном примере необходимо показывать малышу все действия, которые можно совершать с игрушками и каков будет результат. Например, складывать пирамидки из колец, играть с матрёшкой и др.
Одновременно развивающими играми для детей 7 месяцев будет перекладывание предметов разного размера и текстуры из стороны в сторону. Например, собирая пирамидку, научите кроху снимать кольца и складывать их в ведёрко, или просто разложить перед собой. Такое нехитрое упражнение не только вызовет бурю эмоций, но и научит подражать взрослым.

Развивающие занятия для детей 7 месяцев

Так как слух и зрение ребёнка полностью сформировалось, необходимо их развивать и стимулировать. Возьмите несколько чашек различного размера, поднося ко рту каждую из них, произносите имя малыша или любое знакомое слово. Произносимое слово будет по-разному звучать, что вызовет интерес ребёнка. Важно разнообразить запас слов, чем больше звуков произносить малышу, тем быстрее начнёт повторять.

Дайте ребёнку предметы, которые меняют форму, например, плотный воздушный шарик, наполненный водой или песком. Тактильное изучение предмета будет способствовать развитию мелкой моторики рук, следовательно, стимулировать развитие речи.

Чему можно научить ребёнка в 7 месяцев?

Кроме обучения ползанью, ходьбе, необходимо развивать в ребёнке и другие навыки. Например, искать предметы. Кроха ещё не понимает, что если предмета не видно, то он продолжает существовать. Можно спрятать любимую игрушку, так, чтобы оставался виден только её край, например, накрыть пелёнкой.
Увидев знакомую игрушку, кроха схватится за неё и будет держать за видимую часть, но постепенно поймёт и научится вытаскивать спрятанные предметы.
По тому же принципу, можно прятать мелкие предметы в руке, сжатом кулаке, и пусть кроха попытается отыскать «потерянную» вещь. Если малышу сложно сориентироваться, необходимо ему помочь.

Какие игрушки нужны ребёнку в 7 месяцев?

Игрушки для мальчика и для девочки в 7 месяцев ничем не отличаются, пока рано делать акцент на половую различность. Первые игрушки у ребёнка появляются с полугода, это различные погремушки, мягкие книги из материи или плотного картона, обязателен прорезыватель-игрушка.
Разнообразить арсенал необходимо развивающими игрушками для детей 7 месяцев, например, кубиками, матрёшкой, неваляшкой, пирамидкой, звуковыми игрушками - погремушки, барабан, бубны, музыкальные и обычные книги в ярком оформлении.
Главное правильно их выбрать. Во-первых, они должны состоять из крупных частей, пирамидки с толстым стержнем. Это условие обеспечивает лёгкий захват предметов детской ручкой. Во-вторых, чтобы предметы легко мылись, не были хрупкими.
Красочное покрытие игрушек должно быть стойким и нетоксичным. При выборе игрушки из дерева необходимо обратить внимание на её вес и качество обработки, нельзя допускать, чтобы были занозы или зазубрины, о которые малыш может пораниться. Перед тем, как предложить игрушку ребёнку, её необходимо качественно и правильно обработать - промыть под струёй тёплой воды. Только соблюдая эти условия игры для девочек и мальчиков 7 месяцев, будут безопасными, и принесут пользу.
Многие считают, что неваляшки устарели, но, по мнению большинства психологов и опытных мам, это лучший тандем из звучания и внешнего вида. Само лицо неваляшки открытое, доброе и предрасполагающее. Многие малыши активно общаются с игрушкой, трогают её и даже улыбаются.

Занять ребёнка в 7 месяцев можно многим, главное, чтобы процесс был познавательным и интересным, и приносил ребёнку и маме удовольствие. Не стоит сразу нагружать ребёнка, необходимо ориентироваться на его желания и умения.

Практические советы

Смотрим, как играют другие дети: Ребенку нравится наблюдать за играми других детей. Позвольте ему побыть вместе с малышами его возраста и завести среди них друга.

Слушаем магнитофон: Дети неодинаково реагируют на разный темп музыки. Понаблюдайте за своим малышом: будет ли он двигаться, следуя быстрому ритму, или успокоится и заснет при звуках спокойной, тихой мелодии.

Игрушки, с которыми можно играть: Дети любят играть, находясь в разных положениях - сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки.

Имена игрушек: Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: чашка, телефон, кукла, котенок, ложка, собака, кубик, погремушка, банан, клоун.

Время игр

Новые открытия

Покажите малышу картинки: Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки. Наклейте их на листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и "почитайте" ему.

Кукла в зеркале: Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет ли ваш ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.

Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка: С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут реагировать на его действия - пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.

Падающий шарик: Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Чтобы малыш не поранился, оббейте острые края банки. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик. Незнакомый звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.

Развитие координации

Как сохранить равновесие: Попробуйте посадить малыша на низкий стульчик. Повесьте или держите перед ним интересную игрушку. Когда он захочет дотянуться до нее, ему придется балансировать на стуле, чтобы сохранить равновесие.

Покачайте малыша вверх и вниз: Слушая песенку, малыш будет заранее смеяться в ожидании предстоящего "прыжка".

Игра с надувным мячом: Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как он раскачивается.

Перетягивание каната: Поиграйте с малышом в "перетягивание каната". Пусть он возьмется за один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта веселая игра.

Принятие решений

Игрушка с тесемкой: Обвяжите тесемкой голову тряпичной куклы или клоуна. Покажите малышу, как нужно дергать за веревочку, чтобы игрушки могли "танцевать".

Маленькие мячики: Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков. Теперь, когда его большой палец двигается свободно, он может легко играть с ними.

Стукнем друг о друга: Покажите ребенку, как нужно стучать друг о друга двумя игрушками. Пусть он попробует повторить ваши движения.

Спрятанная игрушка: Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.

В какой руке? Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

Повседневные дела

Время купания

Плавающие игрушки: Опустите в детскую ванночку несколько маленьких забавных игрушек. Каждый раз, когда в руках у малыша окажется одна из них, рассказывайте ему историю об этом персонаже.

Плавание на спине: Наполните ванночку на 5-10 сантиметров, положите малыша на спину и понаблюдайте за тем, как он будет шевелить ручками и ножками.

Игрушка для переодевания: Если ваш ребенок не любит переодеваться, держите на пеленальном столике игрушку, которая могла бы развлечь его. Пойте малышу песенки Купая и переодевая малыша, напевайте ему незатейливую песенку.
Вот как мы моем наши ножки,
Наши ножки, наши ножки,
Вот как мы моем наши ножки
Рано по утру.
Продолжайте петь: моем наше личико, меняем пеленки, целуем животик, здороваемся и т. д.

Чашка в ванне: Если ваш ребенок не умеет пить из чашки и больше проливает, чем пьет, дайте ему в ванночку чашку, и пусть он играет с ней. Он может наполнять ее водой, выливать, переворачивать, не боясь испачкаться.

Время кормления Во время кормления давайте ребенку в руки небольшие кусочки еды, например нарезанную кубиками морковь, кусочки хлеба, сыра.

Рисунки пальцем: Вылейте немножко йогурта на детский столик, за которым малыш обычно ест, и пусть он размазывает его пальцами.

Дайте малышу спагетти: Ребенок с удовольствием будет разрывать на кусочки вареные макароны или спагетти.

Без посторонней помощи: Дайте малышу самому подержать рожок, но не настаивайте, если он отказывается взять его. Некоторые дети еще не готовы к такой самостоятельности.

Время отдыха

Почитайте малышу книжку: В этом возрасте уже можно начинать читать детям книги. Выберите для своего малыша книжку с твердыми страницами и яркими картинками. Посадите его себе на колени, так чтобы ему было удобно. Переворачивая страницы, показывайте картинки и рассказывайте о том, что на них изображено: "Посмотри на этого малыша и потрогай его". Постарайтесь закончить занятие до тех пор, пока ребенок не начал капризничать. Чтение должно доставлять ему удовольствие и радость.

Выключаем свет: Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу: "Свет погас". Через некоторое время ребенок поймет, что это означает.

Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года"

Он также активно пытается ползать а если его поддерживать под грудь, он будет переступать ножками – так он готовится к тому, чтобы сделать первый самостоятельный шаг.

В восемь месяцев ребенок хорошо ползает, самостоятельно садится и ложится; встает, цепляясь за опору. Его движения становятся все более точными и целеустремленными: в шесть месяцев он может хватать предметы одной рукой, размахивать погремушкой, в семь он перекладывает игрушку из одной руки в другую, в восемь – пытается хлопать в ладоши, а в девять он уже способен собирать мелкие предметы или доставать кубики из коробки. Все больше времени ваш малыш проводит бодрствуя. Во что бы с ним поиграть? Может быть, потренировать пальчики?

Логопеды и психологи не устают повторять, что развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Дело в том, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Как собирать пирамидку?

В шесть месяцев малыш уже может играть с пирамидкой. Пока, правда, он будет только снимать колечки, а вы – снова и снова надевать их на стержень. Обычно советуют надевать колечки только в «правильном» порядке – от большего к меньшему. Но можно попробовать и другие варианты: например, собрать «самоходную конструкцию». На оба конца стержня наденьте большие колечки, а посередине – маленькие. Конструкцию закрепите наконечником пирамидки, чтобы колечки не падали. Теперь пирамидку можно катать друг дружке по полу, а потом снова разобрать по колечку. Обязательно комментируйте действия малыша: «Дашенька сняла колечко. Еще одно колечко сняла. Даша сняла все колечки! Нет больше колечек».

Если же у вас случайно оказалось две пирамидки (почему-то родственники и знакомые очень любят дарить малышам именно эти игрушки), можно за пять минут соорудить почти настоящую гоночную машину. В большой пластиковой бутылке из-под воды или кваса аккуратно проделайте четыре отверстия, в которые потом вставьте два стержня от пирамидок (это будут оси). На каждую ось наденем по два колеса, и машина готова к путешествию по квартире.

Баловство с пользой для дела

Когда ваше чадо хватает еду руками, облизывая пальчики, расстегивает только что надетый памперс и ковыряет в носу, пусть утешением вам послужит мысль, что тем самым юный исследователь развивает мелкую моторику. Если же вас это раздражает, предоставьте достойную альтернативу.

Можно, например, выдать ненужную сумку или рубашку с крупной застежкой-молнией. Однако внимательно следите, чтобы в нее не попали пальчики малыша. Обычно детям нравятся открывать и закрывать застежки на липучке, особенно если под клапаном застежки спрятана интересная картинка или аппликация. Если же у вас на какой-нибудь одежде найдется карман на липучке, спрячьте в него небольшую игрушку и покажите малышу, как ее достать. Известные американские педиатры У. и М. Серз пишут, что их шестимесячный сын Мэтью обожал исследовать нагрудный карман папиной рубашки, поскольку там он неизменно находил авторучку.

Учите ребенка перелистывать странички сначала картонных, а потом и обычных книжек, стучать пальчиком по клавишам пианино, снимать носочки, выжимать в ванне небольшую тряпочку или губку – все это помогает развивать мелкую моторику.

Где найти новую игрушку?

В возрасте шести-семи месяцев нередко самым привлекательным местом в доме становится кухня. Во-первых, тут чаще всего бывает мама и творит что-то страшно интересное в своих кастрюльках и сковородках, из которых доносятся умопомрачительные запахи. А во-вторых, здесь столько всяких баночек, коробочек и крышечек, что просто глаза разбегаются! Но можно ли с этим играть? Конечно! На любой кухне наверняка найдутся:

  • пластмассовые чашки, ложки, тарелки и другая посуда (в ней можно понарошку готовить еду, размешивать «кашу» ложкой и угощать ею игрушечных друзей);
  • деревянные ложки любых размеров (они отлично стучат!);
  • маленькие кастрюльки и крышки к ним (можно примерять разные крышки к кастрюльке и выбрать подходящую);
  • пластмассовые бутылки – пустые или наполненные водой, различными крупами (только не нужно до конца заполнять бутылки, тогда будет интереснее следить за тем, как движутся крупинки или переливается вода);
  • пластмассовые банки с крышками (положите внутрь, скажем, несколько кусочков сахара и поэкспериментируйте с такой домашней погремушкой);
  • материя разной фактуры и цвета (подойдут небольшие полотенца и даже чистые тряпочки для мытья посуды);
    маленькие коробочки с крышками и без них (в коробочки тоже можно положить что-нибудь интересное, например, небольшую игрушку или кусочек яблока);
  • любые «мячики» – от шарика для пинг-понга или теннисного мяча до яблок, апельсинов, клубков шерсти и т.д.
    одноразовые бумажные стаканы или пластмассовые стаканчики из-под йогурта (их можно вкладывать один в другой, строить башни, а потом разбирать);
  • отличная игрушка – набор разноцветных поролоновых губок для мытья посуды. Сначала малыш будет их сжимать, ощущая пальчиками новую текстуру, а ближе к году, возможно, вместе с вами попытается выстроить из губок башню, дорожку или лесенку для маленькой куклы.

Не стремитесь «завалить» ребенка игрушками в надежде на то, что он надолго оставит вас в покое, разбирая свои сокровища. В этом возрасте малыш может заниматься лишь одной-двумя игрушками. А когда они ему наскучат, вы замените их новыми.

Психологи считают, что для развития ориентирования в пространстве полезно располагать игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы он мог их достать, подтянув к себе. Можно и привязывать к игрушкам ленты длиной около 30-50 см, тогда возможности манипулирования игрушками увеличатся. Лучше использовать ленты или тесьму из натуральных тканей (прекрасно, если они будут разные по фактуре – шелк, бархат, хлопчатобумажная тесьма, кружево). Капроновые ленты слишком жесткие, и обычно они не очень нравятся детям.

Прятки

Спрячем игрушечного зайчика так, чтобы какая-нибудь его часть осталась на виду (прикроем, например, пеленкой или легким одеяльцем). Сначала лучше прятать игрушку на глазах у малыша. Нашел? Отлично! Теперь исхитримся и спрячем зайчика в тот момент, когда ребенок отвернется, однако какую-то небольшую часть игрушки по-прежнему оставим на виду. Где же зайчик? Задача усложнилась. Если не удалось справиться с ней с первого раза, не расстраивайтесь и уж тем более, не ругайте малыша. В 7-8 месяцев он решает важный вопрос: что происходит с предметами, когда их не видно. В его памяти запечатлевается определенный образ.

Эта игра, как ни удивительно, готовит кроху к первым разлукам. Для того, чтобы отпустить маму, ребенку нужна уверенность, что мама обязательно вернется, что она ушла не навсегда. А для этого в его памяти должен сохраниться мамин образ.

Потом можно попробовать спрятаться за каким-то укрытием и позвать малыша. Если он не смог сразу вас найти, выгляните из укрытия и снова позовите его. Ура, мама нашлась!

Ползем? Ползем!..

Значение ползания трудно переоценить, хотя зачастую родители не обращают на этот этап особого внимания. Именно с помощью ползания малыш впервые начинает самостоятельно передвигаться в пространстве. Но для того, чтобы он это делал, необходимо предоставить ему пространство для передвижения! У ребенка, который целый день находится в кроватке или в манеже, просто нет возможности поползти. Лучшее место для малыша от шести месяцев и старше – пол.

Однако предоставить возможность для ползания – это еще не все. Нужно создать потребность в ползании, а в этом, кроме специальных упражнений, как всегда, помогут игры. Вспомните, как в 4-5 месяцев ваш малыш учился хватать игрушку, висящую на ленточке (подробно мы говорили об этом в прошлом номере). Этот опыт теперь пригодится ему в освоении нового навыка. Может быть, ему понравится гоняться за сороконожкой на веревочке? Приблизьте ее к малышу на расстоянии вытянутой руки, а потом потихоньку чуть-чуть отодвиньте. Получилось? Дайте крохе почувствовать радость победы, искренне похвалите его за успешную «охоту» и, конечно, вручите ему честную добычу. Если же он не смог достать до игрушки, пробуйте снова и снова. У вас обязательно все получится!

Следующий этап: эстафета из игрушек. Расставьте на полу несколько игрушек на некотором расстоянии друг от друга (расстояние определяется исключительно возможностями вашего малыша). Обратите внимание ребенка на игрушки и предложите ему переползать от одного предмета к другому.

Когда малыш будет ползать более уверенно, можно поиграть в тоннель, сделанный из большой картонной коробки. Для начала прокатите через нее мяч, а потом предложите ребенку самому пролезть через тоннель.

Во втором полугодии принципиально меняется стиль общения ребенка и взрослого. Если в первые шесть месяцев это была исключительно эмоциональная связь, то теперь малыш и взрослый, если так можно выразиться, становятся еще и деловыми партнерами. Конечно, эмоциональная связь сохраняется, и кроха с удовольствием будет общаться с вами, сидеть у вас на руках, принимать вашу любовь и дарить вам свою. Но, кроме внимания и ласки, отныне он ждет от вас сотрудничества и активной совместной деятельности. Например, ребенок бросает игрушку и радостно улыбается в ожидании того, что вы ее поднимете и вручите ему. Подняли, вручили. Снова бросок с улыбкой на устах. Не раздражайтесь, малыш делает это не для того, чтобы испытать прочность ваших нервов, он лишь приглашает вас в игру. В другой раз он протянет вам игрушку и будет ждать, что вы не только возьмете ее, но и поиграете с ним.

Постарайтесь чутко реагировать на призывы своего чада, и он обязательно оценит это!

В этой статье:

Игра – неотъемлемая и важнейшая часть жизни малыша. У детей грудного возраста органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание, а также двигательные навыки находятся на стадии становления. Именно во время игры младенец будет совершенствовать двигательные навыки, познавать окружающий мир, развивать речь, внимание, интеллект. Игры с 6 месячным ребенком должны побуждать его совершить дейтсвие. Для 8-месячных малышей важна подготовка к хождению. К 10 месяцам можно уже начинать осваивать ролевые игры.

Задача родителей - не только обеспечить комфорт своему малышу, но и всячески способствовать его психоэмоциональному и физическому развитию. В этом им помогут развивающие игры и упражнения.

Особенности развития детей 6–12 месяцев

У детей нервно-психическое и моторное развитие находятся в прямой взаимосвязи. Отставание моторных навыков обуславливает отставание и психического развития, так как ограничивает возможности малыша в восприятии окружающего мира и затрудняет активное манипулирование с предметами. Поэтому игры на втором полугодии жизни малыша должны способствовать и физическому, и психическому развитию.

К концу второго полугодия малыш научится самостоятельно ходить, хорошо ориентироваться в знакомой ему обстановке, контактировать со взрослыми. У него появятся элементы активной речи, он будет напевать песенки и танцевать вприсядку.

Организация игр детей 2 полугодия:

  • Время проведения игр выбирается с учетом режима малыша (период бодрствования, после еды).
  • Обязательная заинтересованность ребенка, если он не хочет выполнять какие-то действия, отворачивается, капризничает - не настаивайте, отложите до более подходящего времени.
  • Руководствуйтесь принципом - от простого к сложному. Обучайте младенца манипулировать простыми вещами: ложкой, чашкой, кубиком, мячом.
  • Положительный эмоциональный настрой - младенец способен различать вашу мимику и адекватно на нее реагировать.

Развитие и игры детей 6–7 месяцев

Игры и занятия для ребенка 10–12 месяцев

Малыш на десятом месяце делает явные успехи - при поддержке за руку ходит, подражает некоторым движениям взрослых, частично понимает обращенную к нему речь. Развивающие игры для детей 10 месяцев выбираются с учетом уже достигнутых навыков.

Можно играть с ребенком в крупные пазлы, состоящие из 3-4 частей с фрагментами животных. Малыш будет хорошо развиваться во время игр с детьми близкими по возрасту.

Как играть с ребенком в 10 месяцев? Существует большое количество развивающих игр для детей, в том числе и для 10-месячного ребенка.

Развивающие игрушки для детей 10-12 месяцев:

  • Тележки, каталки в виде животных и птиц - отрабатывается координация движения.
  • Музыкальные инструменты - игрушечное пианино или ксилофон - укрепляют двигательно-зрительную координацию.
  • Игрушки, имитирующие технические приборы - телефон, планшет подражание взрослого разговора со звуками и жестами (элементы игровой деятельности).
  • Юла - типа карусели со зверятами.

Игры с 10-месячным ребенком носят уже осмысленный характер. Еще совсем недавно малыш независимо от предназначения игрушки действовал однотипно - стучал, размахивал, бросал, то теперь машину катает, куклу баюкает, по телефону «говорит».

Сколько играть с ребенком

Играть с 6–7-месячным ребенком возможно в течение 10–15 минут. По своим физиологическим особенностям игры с ребенком 7 месяцев не могут продолжаться длительное время из-за недостаточного развития нервной системы младенца. Действенным методом удержания интереса малыша к занятиям является чередование спокойных игр с шумными, подвижными.

Игры с 9-месячным ребенком можно вести до получаса, в этом возрасте малыш способен самостоятельно играть в заинтересовавшую его игру. Игры с ребенком 10 месяцев и старше напоминают ролевые игры.

Внимательные родители заметят признаки утомления малыша и вовремя остановят игру. Перевозбуждение опасно для нервной системы ребенка. Вместо радости и веселья можно получить плач и истерику.

Воспитание и развитие ребенка – творческий процесс. Фантазируйте, придумывайте, изобретайте, творите. Даже если вы завалите всю детскую красивыми и дорогими игрушками, но сами не будете с малышом играть, они не принесут ему пользы.

С любовью и усердием, сделав многие игрушки своими руками, занимаясь и играя с малышом каждую свободную минуту, вы подарите ему главное - счастье и радость общения с вами. И хоть сейчас он такая кроха – воспоминание о вашем материнском тепле будет согревать его всю жизнь.

Полезное видео про игры с 6 месячным ребенком



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: