Сценарий развлечения в старшей группе "этикет и вежливость". Тема: «Первые шаги в мир хороших манер

ЭТИКЕТ-это та его часть, которая связана с поведением детей за столом и воспитанием навыков культуры еды.

Каким же правилам этикета мы обучаем детей в саду?

1. Как сидеть за столом, как вести застольную беседу, как сервировать стол, как пользоваться столовыми приборами и что нельзя делать за столом .

Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду. Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА.

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:

Не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,

Не говорить пока во рту пища.

Темы бесед могут быть самыми различными, уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились. Но если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание.Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!

«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п.

Посуду дети за собой не убирают. Это делают взрослые. Тарелки после супа, второго следует убирать немедленно, так как стол всегда должен выглядеть опрятно.

2.Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать чашку .

СТОЛОВЫМИ ПРИБОРАМИ мы приучаем пользоваться детей в европейской манере:

нож в правой руке, вилка — в левой. На тарелку они кл адутся только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подается к компоту, чаю, если есть что в нем размешивать. Столовой ложкой едим суп, десертной кашу, пудинг, суфле, желе, ягоды.

Начиная с трех лет, приучаем детей есть остальные блюда только ножом и вилкой.

БУМАЖНОЙ САЛФЕТКОЙ дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой.

ПОЛОТНЯНУЮ САЛФЕТКУ дети стелют на стол, в конце еды прикладывают к губам, затем, сложив, кладут слева от вилки.

ЧАШКУ С РУЧКОЙ берут указательным пальцем, который просовывается в ручку, сверху накладывают большой палец, а под ручку помещают средний - для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.

БОКАЛ БЕЗ РУЧКИ СТАКАН берут ниже к донышку.

К семи годам дети должны быть научены пользованию столовыми приборами и знать, какую пищу как едят:

ОСТАТКИ СУПА доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке,

САЛАТЫ,ОВОЩИ есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держать вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка поджимать.Цельные или нарезанные крупными кусками овощи накалывать вилкой зубцами вниз, отрезать небольшой кусочек ножом и отправлять его в рот.

КАШУ, ОМЛЕТ, НЕЖНОЕ СУФЛЕ, ЖЕЛЕ, ПУДИНГ разрешается есть десертной ложкой.

ВТОРОЕ БЛЮДО С ГАРНИРОМ И БЕЗ нужно есть с помощью ножа и вилки, в том числе и курицу, и рыбу.

ФРУКТЫ едят по- разному. Яблоки чистятся взрослыми, режутся на четыре части, удаляют сердцевину, дети берут дольки рукой или вилкой для фруктов.Иногда допустимо есть яблоко целиком. Абрикосы и сливы едят в один или два приема, отделяя косточку во рту. Ее выплевывают в руку и кладут на край тарелки. Малышам косточки следует отделить заранее.

Бананы можно есть двумя способами: 1-й- очистить, держа за кончик и отламывая кусочки рукой, класть их в рот; 2-й- разрезать на кусочки прямо с кожурой и есть вилкой, отделяя от кожуры. Ягоды едят ложкой, крупную клубнику — вилкой.

Виноград едят по виноградинке. Кожицу и зернышки сплевывают в руку и кладут на край тарелки.

Мандарины очищают руками и едят дольками.

Апельсины очищают от кожуры ножом спирально(малышам это делают взрослые), затем делят на дольки и едят.

Арбуз едят с помощью ножа и вилки. Малышам арбуз лучше подать нарезанными на крупные куски без корки и, по возможности, очистить от семечек. Но и в данном случае надо пользоваться вилкой и ножом.

ЧАЙ дети пьют как обычно.

ЯГОДЫ из компота едят ложкой, косточку отделяют во рту, сплевывают в руку и кладут на блюдце. Ложку в стакане не оставляют.

ПИРОЖКИ, ПЕЧЕНЬЕ, ПРЯНИКИ дети едят, держа их в руке.

СУП С ХЛЕБОМ можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска. Правильнее положить его слева на тарелочку или салфетку и есть, отламывая по небольшому кусочку. Приучая детей к культуре еды, мы предъявляем к педагогам и обслуживающему персоналу ряд требований. Первое из них касается сервировки стола.

К ЗАВТРАКУ стол сервируется следующим образом: на середину ставят вазочку с цветами, хлебницу с хлебом, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Затем раскладывают вилки, ножи и ложки. Вилка-с левой стороны, нож- справа, ложка параллельно краю стола. Питье наливает взрослый, когда съедено основное блюдо и убрана тарелка. Чай или кофе обслуживающий персонал разливает на отдельном столике и по мере надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени.

Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.

К ОБЕДУ стол сервируют сходным образом, но сок и компот разливают заранее, рядом с ножом кладут столовую ложку, а на край стола горкой ставят тарелки. Разливает суп помощник воспитателя, который не ест с детьми за общим столом. Категорически запрещается оставлять использованную посуду. Стол должен быть всегда опрятным.

К ПОЛДНИКУ стол сервируют так же, как и к завтраку. Не подается только масло. Другое важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, — не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения. Если ребенок не может наколоть горох вилкой, то пусть пользуется пока ложкой. Поэтому мы и кладем на стол все столовые приборы и в завтрак, и в обед, и в полдник.

И, наконец, третье требование касается принуждения ребенка во время еды.

Каждый ребенок рождается на свет с присущими ему хорошо функционирующими механизмом голода, который показывает, когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребенок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут сопутствовать ему в течение всей жизни. Вкусы ребенка могут быть наследственными и формироваться в семье в силу особенностей ее питания. Детский сад должен бы все учитывать, но фактически не делает этого, из года в год предлагая в общем-то одно и то же с небольшими сезонными изменениями. Остается одно- попытаться заставить ребенка съесть положенное, но из этого сражения он гораздо чаще выходит победителем.

Цель : формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.

Задачи:

— формировать представления о нормах и правилах поведения в быту, повседневном общении, в общественных местах в соответствии с особенностями коммуникативной и психосексуальной культуры;

— способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения, соответствующих возрасту и полу;

— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: видеописьмо; видеопроигрыватель; мяч; сюжетные картинки о правилах столового этикета, книги (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», О. Дриз «Про веселый пирожок», В. Осеева «Волшебное слово»), настольно-печатная игра «Уроки этикета».

Перед началом занятия в группу входит воспитатель младшей группы.

Воспитатель младшей группы . Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, ребятам моей группы быстро запомнить правила поведения. Некоторые из них они уже знают: здороваются при встрече, прощаются при расставании, благодарят за услугу. Но вот о выполнении других правил они часто забывают. И вдруг я вспомнила о вас, ребята. Вы хорошо знаете, как вести себя в той или иной ситуации. У вас в группе много разных игр, картинок, карточек-символов, книг о том, как правильно вести себя за столом, в гостях, в транспорте, при разговоре с другими людьми. И я подумала, что если бы и у нас в группе были картинки, игры, которые постоянно напоминали бы ребятам о правилах поведения, они быстрее бы научились их соблюдать. Пожалуйста, подберите или нарисуйте детям младшей группы такие картинки. Я очень хочу, чтобы они хорошо знали и выполняли правила поведения.

Воспитатель . Ребята, как можно помочь воспитателю младшей группы?

Дети . Можно подобрать картинки с изображением правил поведения; мы можем прийти к ним в группу и рассказать об этих правилах, поиграть с ними в игры, прочитать им стихи о том, как правильно себя вести; можно подобрать книги, игры и подарить их малышам.

Воспитатель. Молодцы, ребята, я очень рада, что вы готовы помочь воспитателю младшей группы и ее воспитанникам. А чтобы правильно подобрать картинки, которые могут помочь малышам быстро запомнить и выполнять правила поведения, давайте вспомним стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте». Кто из вас хочет его рассказать?

Дети по желанию читают стихотворение.

О каком вежливом волшебном слове говорится в этом стихотворении?

Дети. О слове «здравствуйте».

Воспитатель . Ребята, а почему от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее?

Дети . Всем людям приятно слышать вежливые слова.

Воспитатель. Очень важно знать и выполнять правила, которыми люди пользуются во время беседы. Какие из них вы знаете?

Дети. Нужно смотреть в глаза, называть друг друга по имени, улыбаться при встрече, говорить вежливые слова.

Воспитатель . Послушайте стихотворение о другом вежливом слове. У этого стихотворения нет заглавия. Вы его должны придумать.

Маша знала слов не мало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дням ей мама

Про него твердит упрямо:

— Почему такой пустяк

Не запомнишь ты никак?

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого...

В. Голяховский

Как вы назовете стихотворение? Какое же слово пропало?

Дети. Это слово «спасибо».

Воспитатель . Послушайте стихотворение еще об одном вежливом слове.

Ребенок читает стихотворение Р. Алдониной «Козлик».

Какое же вежливое слово помогло девочке благополучно пройти мимо козлика?

Дети. «Пожалуйста».

Воспитатель . Давайте посмотрим, можем ли мы быть тоже вежливыми.

Игра «Будем вежливыми»

Воспитатель вызывает двух мальчиков — Сашу и Мишу. Саша держит в руках мяч. Воспитатель предлагает мальчикам вежливо поздороваться.

Саша. Здравствуй, Миша.

Миша . Здравствуй, Саша.

Если ребенок не обратился к напарнику по имени, воспитатель говорит, что вежливые люди, когда здороваются, называют имена и слегка наклоняют голову — делают поклон.

Воспитатель. Миша, попроси у Саши мяч.

Миша . Саша, дай, пожалуйста, мне мячик.

Саша . Миша, возьми, пожалуйста, мяч.

Миша . Спасибо.

Саша. Пожалуйста.

Воспитатель. Мальчики, попрощайтесь.

Саша . До свидания, Миша.

Миша. До свидания, Саша.

Воспитатель следит за тем, чтобы участники обращались друг к другу вежливо и обязательно использовали слова «спасибо» и «пожалуйста». Можно попросить остальных детей повторить те вежливые слова, которые говорили друг другу мальчики. Нужно стараться, чтобы в этой коммуникативной ситуации соблюдались ритуалы общения: воспитанники во время разговора должны смотреть друг на друга, стоять спокойно, не кричать, но говорить достаточно громко. По желанию инсценировку можно повторить с другими детьми.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру, во время которой вы вспомните другие вежливые слова.

Игра-соревнование «Кто больше назовет вежливых слов»

Дети делятся на две команды и по очереди называют вежливое слово («здравствуйте», «до свидания», «простите», «извините», «спокойной ночи», «с добрым утром», «будьте добры», «пожалуйста» и др.). Побеждает команда, которая назовет больше слов.

Воспитатель . Ребята, а вы можете быть добрыми, вежливыми и внимательными? Давайте проверим это.

Игра «Ласковое слово»

Дети садятся в круг. После слов воспитателя: «Волшебную палочку в руки возьму и ласковое слово другу подарю», дошкольники начинают передавать друг другу «волшебную палочку», говоря при этом добрые, ласковые слова соседу.

Воспитатель. Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным, солнечным! А теперь пришла пора вспомнить пословицы про добрые, вежливые слова: «Доброе слово сказать, что дождь в засуху», «Доброе слово сказать — посошок в руку дать», «С добрым словом и черная корка сдобой пахнет». Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово сказать, что дождь в засуху»?

Дети отвечают.

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов и умеете правильно их говорить. Предлагаю вам отобрать картинки, которые помогут детям из младшей группы быстро запомнить и научиться выполнять правила поведения во время разговора.

Дети выбирают нужные картинки.

Ребята, вспомните правила, которыми пользуются все люди за столом.

Дети. Нужно уметь правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, не кричать, не тянуться через весь стол, помогать друг другу, говорить «спасибо» после еды.

Воспитатель . Какие вы молодцы! Много правил вспомнили! Давайте отберем картинки, которые помогут малышам быстро запомнить правила поведения за столом во время еды.

Дети выполняют задание.

Ребята, дети из младшей группы любят не только рассматривать картинки, но и слушать стихи, потешки. Какие потешки может прочитать им воспитатель во время еды?

Дети

Травка-муравка

Со сна поднялась,

Птица-синица

За зерно взялась,

Зайки — за капустку,

Мышки — за корку,

Детки — за молоко.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули

К маленькой Алене.

Сидят и рядят,

Чем ей угодят:

То ли кашей с молоком,

То ли бубличком с медком,

То ли сладким яблочком.

Пришел кисель,

На завалочке присел,

На завалочке присел,

Поесть Олечке велел.

Воспитатель. Молодцы, ребята, много потешек вспомнили! Подумайте, как еще можно помочь малышам быстро запомнить правила поведения за столом.

Воспитатель. Вспомните, в каких книгах рассказывается об этих правилах?

Дети. «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Про веселый пирожок» О. Дриза, «Волшебное слово» В. Осеевой.

Воспитатель . Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам о правилах поведения в гостях, транспорте, театре.

Игра «Уроки этикета»

Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых есть изображения по темам: «В театре», «В гостях», «В транспорте». Дети делятся на три группы, каждой группе — по карте. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их рядом с большой картой. Если на картинке изображено правильное поведение героев, игрок кладет маленькую карточку около большой так, чтобы совпали половинки кружочков на них, а в случае неправильного поведения персонажей, карточка откладывается в сторону.

После того как все микрогруппы выполнили задание, воспитатель предлагает каждой микрогруппе проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках, а также дать оценку поведению персонажей на отложенных картинках. Воспитатель поощряет тех, кто первым правильно выбрал сюжетные картинки и лучше всех объяснил ситуации на них.

Воспитатель. Ребята, сегодня после сна мы все вместе сходим в младшую группу, и вы расскажете малышам с помощью картинок о правилах поведения во время разговора, о том, как правильно вести себя за столом, в транспорте, театре, гостях. Эти картинки, игры, книги мы оставим в младшей группе, чтобы ребята быстрее запомнили правила поведения.

Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета»

воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко»

п.Тяжинский. Кемеровская область

Цель: Формирование представлений воспитанников об этических нормах и ценностях принятых в обществе.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета: внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.

Упражнять в использовании «вежливых слов», подборе их в соответствии с ситуаций.

Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространёнными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

Развивающие:

Развивать логическое мышление: умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.

Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.

Воспитательные:

Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.

Материал: Слайды сюжетных картинок, цветочка с лепестками; магнит, сигналы с лицами разной мимики. мяч, листочки с цифрами от 1 до 7,карандаши.

Предварительная работа: Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Что такое хорошо, что такое плохо ». Р.С.Буре «Как поступают друзья ». Беседы по книге Е.Черенковой. «Уроки этикета и вежливости ». Чтение худ. лит-ры: В.Катаев. « Цветик-семицветик»; В.Осеева.« Волшебное слово»; С.Маршак «Жадина ». Просмотр мультфильмов; Уроки бабушки Совы»; Цветик –семицветик».

Ход НОД:

В -ЛЬ: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.

Упражнение; « Подари улыбку»

Ребята, встанем в круг, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему самую добрую и приветливою улыбку. Я начну первая передавать улыбку, а вы продолжите.(в- ль поворачивается к ребенку, который стоит справа, протягивает ему ладонь и улыбается. Ребёнок, кладёт свои ладони сверху, улыбается в ответ. Затем, он поворачивается к соседу и повторяет действие пока улыбка не вернуться к воспитателю.)

В - ль ; Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение. Мне так приятно было видеть ваши добрые улыбки.

В - ль : Ребята, как вы думаете, что это такое? (середина цветка)

Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный?

Ребята, подул сильный ветер и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе. Чем мы можем ему помочь? (собрать лепестки)

1. Вот красный лепесток, он называется - лепесток вежливости .

Он предлагает нам рассмотреть картинки. Посмотрите и скажите, какие можно здесь подобрать вежливые слова.

(слайды)

Картинка «Как девочка угощает мальчика мороженым»

Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка? (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье).

Картинка «Как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе».

Какие вежливые слова говорит мальчик? (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) Что ответил дедушка? (Большое спасибо, благодарю тебя.)

Картинка « Встреча двух друзей

Как друзья приветствуют друг друга? (Привет, здравствуй.)

Как можно приветствовать друга,если встретишь его утром, вечером, днём?» (ответы детей.)

О вежливых словах прочитает стихотворение Кристина К. .

Утром, подойдя к окну

«Здравствуй»! - солнышку кричу

И ещё немало раз

За день повторю;

« Добрый день», иль «В добрый час»

«Вас за всё благодарю».

Друга встречу - то ему

Крепко руку я пожму.

Книгу даришь кому-либо,

Скажет он тебе «Спасибо»

Ты пожалуйста ответь

Улыбнувшись, прошепчи,

Расставаясь с кем-то, где-то,

«До свиданья» говори.

В – ль : Молодцы, ребята, сколько, много вы знаете вежливых слов, лепесток возвращается к своему цветку.

2 : -Посмотрите, а вот оранжевый лепесток - это лепесток доброжелательности.

А что значит быть доброжелательным? (всем желать добра).

В - ль : - Ребята, а какие слова должен доброжелательный человек говорить, мы сейчас с вами проверим.

1 .Назовите только слова приветствия (здравствуйте, добрый день и т. д.).

2. Назовите только слова благодарности (спасибо, благодарю).

3 . Назовите только слова извинения ( извините, простите, жаль, сожалею).

4 .Назовите только слова прощания (до свидания, до скорой встречи, спокойной ночи).

В - ль: Молодцы, вы справились, и этот лепесток возвращается к своему цветочку.

3. Жёлтый лепесток -это лепесток «Хороших поступков».

Слайды:

ВОПРОСЫ:- Как поступить, если мимо проходит женщина с коляской, в которой спит малыш?

Если женщина с тяжёлыми сумками в руках, не может открыть дверь и выйти из магазина?

Если съел конфету и у тебя остался фантик?

Если ты гуляешь во дворе, и мимо проходит твоя мама с хозяйственной сумкой?

Посмотрите, и красный лепесток вернулся к цветку.

4. В - ль: Смотрите зеленый лепесток- это лепесток «Хорошие манеры». Что такое «Хорошие манеры»?

Хорошие манеры - это основы поведения воспитанного человека в обществе.

А вы владеете хорошими манерами? А мы сейчас проверим.

Игра» Хорошо - плохо»

В - ль : Я буду перечислять различные манеры поведения, а вам нужно при помощи сигналов показать, это хорошо или плохо. Если хорошо,то вы поднимите вверх сигнал с улыбающимся человечком, если плохо - сигнал с грустным человечком.

1.Привычка очень громко разговаривать.

2.Неряшливость в одежде.

3.Прикрывание рта рукой, когда кашляешь.

4.Внимательное, вежливое общение с людьми.

5.Приветствовать знакомых, при встрече.

6.Оскорбление окружающих людей.

7.Уступить место пожилому человеку в транспорте.

8.Мальчики дерутся.

Посмотрите, и этот лепесток вернулся к цветку.

5. В - ль: Лепесток голубой - это лепесток «Дружбы».

Ребята, а вы дружные? Я должна в этом убедиться. Мы будем передавать мяч друг другу и говорить слова, каким должен быть друг.

Дети: (добрым, верным, честным, преданным, смелым, надёжным, отзывчивым, внимательным).

В - ль : Вижу, вы знаете, что значит быть настоящий другом.

А может, кто ни будь, знает пословицы о дружбе?

- Друзья познаются в беде.

-Дружбу помни, а зло забывай.

-Нет друга, так ищи, а нашёл, береги.

-Дружба стекло – разобьётся,не сложишь.

-Крепкую дружбу и топором не разобьёшь ,

В - ль: О каком секрете дружбы нам говорят эти пословицы.

Правильно, о том, что дружбой надо дорожить, её ценить. Все эти пословицы действительно рассказывают о том, как надо дружить.

Ф - ка: Магнит .

В – ль (показывает магнит со скрепками) Как называется этот предмет?

Он притягивает к себе разные железные предметы.

Иногда бывает так, что человек становиться магнитом, к нему тянуться другие люди.

Как вы думаете, к какому человеку тянуться другие люди? (к доброму, отзывчивому, чуткому, хорошему).

Предлагаю каждому из вас побыть магнитом.

Описание игры; (дети произвольно двигаются под спокойную музыку, когда вос-ль называет имя ребёнка, все собираются вокруг него, ласково касаются его рукой и говорят добрые слова. Если кто-то не хочет, чтобы его касались рукой,он выставляет перед собой ладони, тогда дети встают рядом с ним и говорят добрые слова.

6.Лепесток синий - это лепесток «внешний ви д».

Ребята, а что такое внешний вид?

В понятие внешний вид входит одежда, причёска, как одет человек.

Какой должна быть одежда? (чистой, удобной).

Когда человек выглядит нарядным? (когда он чист, опрятен).

Ребята предлагаю вам поработать в тетрадях.

Я называю варианты ответа, а вы ставите красный кружочек –да, синий кружочек –нет.

Я считаю, что моя одежда должна быть прежде всего:

1.Дорогой. 4.Чистой. 7.Аккуратной.

2.Опрятной. 5.Разорванной.

3.Модной. 6.Новой.

Ребята, так какой должна быть одежда.

(опрятной, чистой, аккуратной)

И тот лепесток вернулся к цветку.

7.Лепесток фиолетовый - это лепесток «Хороших привычек».

Чтобы вернуть лепесток к цветку, по играем в игру с мячом.

Я буду бросать мяч, а вы будете называть хорошая привычка или плохая.

Мыть руки перед едой.

Чистить зубы перед сном.

Грызть ногти.

Пользоваться носовым платком.

Дразнить и обзывать детей.

Стричь ногти.

После сна умываться.

Расчесываться.

Ковырять в носу.

Молодцы, ребята, все привычки определили, и вот последний лепесток возвращается, к своему цветку. (Меняю мимику цветка).

Ребята, посмотрите как повеселел наш цветок. Он очень рад, что вы хорошо знаете правила этикета.

Стихи: 1. Что такое этикет?

Мы сейчас даём ответ-

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет.

2. Что сказать, когда войти.

Как в гостях себя вести.

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

3. Если вежливым стать,

И воспитанным быть

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить.

Ребята, давайте ещё раз повторим каким должен быть человек? (вежливым, доброжелательным, дружелюбным).

Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

Вид: практико-ориентированный, среднесрочный.

Особенности: для детей 4-5 лет.

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи:

1. формировать навыки этического поведения;

2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4. воспитывать уважение к окружающим людям.

2. Ожидаемый результат: овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Пути реализации проекта:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; настольная кукла- фея Вежливости; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).

5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

Этапы овладения детьми правилами этикета:

1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).

2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)

3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

тема: «Мои друзья»

Знакомство с феей Вежливости; приглашение Добрых Волшебников.

Беседа «Чтобы у тебя было много друзей».

Работа с родителями: Папка для родителей «Советы родителям».

методы и приемы:

1.Чтение художественной литературы:

- «Мойдодыр» К. Чуковский

- «Федорино горе».

2. Дидактическая игра:

- «Как правильно себя вести»,

3. Разбор проблемных ситуаций.

4. Рассматривание иллюстраций:

- «Здоровый малыш»

- «О правилах этикета».

5. Конкурсы: «Сервировка стола» (между дежурными), «Накроем стол к празднику», «Культура поведения за столом»

6. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях».

7. Занятие «Поможем Федоре Егоровне».

тема: «Этикет общения и культура речи»

Беседа «Разговор по телефону»

Беседа «Вежливый собеседник» и «Вежливый слушатель».

Работа с родителями: Консультация «Учим ребенка общаться».

Совместная деятельность родителей и детей - сочинение сказки «Добрый поступок»

Методы и приемы:

- «Телефон» К. Чуковский.

Чтение стих-ий.

2. Дидактические игры:

- «Кто знает больше вежливых слов»,

- «Телефонный разговор».

3. Загадки о вежливости

4. Разбор ситуаций по картинкам

5. Разыгрывание ситуаций

6. Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Салон красоты», Семья»

тема: «Культура поведения в общественных местах»

Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».

Работа с родителями: "Правила этикета в театре и концертном зале."

Методы и приемы:

1 .Чтение художественной литературы:

- «Торопыжка»

- «Родные сказки» Т. А. Шорыгина.

Чтение стих-ий.

2. Дидактические игры:

- «Отгадай загадки и нарисуй отгадки»,

3. Разбор ситуаций.

4. Обыгрывание ситуаций.

5. Рассматривание дорожных знаков.

6. Сюжетно-ролевая игра:

- «Магазин».

тема: «Играем в гости и приглашаем гостей»

Беседа «Принимаем гостей».

Занятие «Что такое этикет».

Работа с родителями: консультации: «Вежливый хозяин»; «Формирование культуры трапезы»;

Совместная работа родителей и детей «Подарок другу»;

Составление альбомов «Семейные традиции», «Как мы отмечаем праздники дома»;

Методы и приемы:

1. Чтение художественной литературы:

- «День рождения вредного кота» перевод А. Кочарова;

- «Умнее всех» Д. Мамин-Сибиряк.

Чтение стих-ия «В гости».

2. Ситуации: «Что делать в гостях, если….», «Гости у тебя дома»

3. Рассматривание иллюстраций - «Любить прекрасное»

4. Изготовление подарка «Сюрприз для мамы»

5. Дидактические игры: «Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам), «Чтобы гости не скучали», «Вежливый кролик»

6. Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие».

Сценарий развлечения в старшей группе "Этикет и вежливость"

До начала мероприятия звучит спокойная музыка

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здесь, в музыкальном зале вы учитесь играть на различных музыкальных инструментах, познаёте тайны нотной грамоты. Но сегодня мы с вами поговорим совсем о другом. Нашу встречу мы посвящаем этикету и вежливости. Начнём мы её с улыбки и песенки.

Песня «Улыбка»

Ребятам предлагается образовать 2 круга (внешний и внутренний) ,

рассчитавшись на первый и второй и встав напротив друг друга.

Игра «Приветствие» .

Звучит музыкальный фон

- (хором) Здравствуй, друг! - здороваются за руку.

Как ты тут? - хлопают по плечу.

Где ты был? - дёргают за ухо.

Я скучал! - руки к сердцу.

Ты пришёл? - развести руки.

Хорошо! – обнимаются.

Ведущий: Поприветствовав друг друга, мы отправляемся в путешествие по стране Этикета. А для этого все дружно произнесём слова: «Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»

звучит музыка.

I. Этикет и вежливость.

Прежде всего, давайте вместе подумаем, что такое этикет.

Дети отвечают. Педагог обобщает высказывания детей.

Этикет - это правила поведения, принятые в данном обществе и в данное время.

Что значит слово «вежливость» ?

Слово «Вежливость» происходит от славянского слова «веже» - знаток, знать. Быть вежливым, значит знать, как себя вести

Какими бы не были правила этикета, все они вызваны добрым отношением к людям. Несомненно, многие правила этикета вам знакомы. Вспомнить их нам поможет игра. Будьте внимательны.

Игра- кричалка-путаница

В школе дружно мы всегда скажем двойкам только…

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы…

Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем?

Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там?

Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе.

Мимо урны без труда бросим фантики мы?

Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы? Будем старшим мы в ответ говорить неправду? … С нами рядом едет дед.

Мы уступим место?

Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…

Вежливые загадки

1Слово, хоть и не простое, но премудрости тут нет.

Это слово «золотое» слышали мы с детских лет. Произносим это слово, если что-то попросить. Мы б хотели у другого, чтоб воспитанными слыть. (Пожалуйста)

2. Ну а это покороче будет слово, хоть цена

Высока, и даже очень, слова этого всегда.

С детства тоже его знаем, тут секрет совсем простой,

Словно солнышко сияет, начинаясь с буквы той.

Это слово-благодарность за хорошие дела,

Словно солнце вносит ясность в наши добрые слова. (Спасибо)

А теперь поговорим о поступках. Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами.

Игра «Вежливо-невежливо»

Поздороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Свистеть, кричать, шуметь в школе.
Уступить место старшим.

Не вставать на обращение учителя.
Придти в гости без приглашения.
Уходя, попрощаться.

Выяснив, что такое этикет и вежливость мы с вами отправляемся дальше. Давайте все вместе вновь произнесём волшебные слова «Вежливыми быть должны, с этикетом дружим мы!»

Сегодня мы поговорим об этикете на концерте, в театре и кинотеатре.

Этикет в театре и на концерте.

Обычно сразу возникает вопрос – что надеть в театр или на концерт. Не так давно при посещении театра была необходима сменная обувь. В наше время одежда не имеет большого значения. В то же время она должна быть нарядной, но не вызывающей. Не стоит надевать потёртые джинсы, растянутые свитера и футболки, топы, оголяющие живот, а также спортивную или молодёжную одежду с дырами и разрезами. Если вы идёте на концерт классической музыки, помните, что классическая музыка требует классического костюма. Конечно, никто вас не остановит, если вы придёте в джинсах, спортивной майке и сандалетах на босу ногу, но это будет неуважением не только по отношению к артистам, но и к окружающим. Избегайте крепких духов и одеколона.

Иллюстрация: рисунок с молодыми людьми в современной или пляжной одежде.

Входить в театральный или концертный зал лучше за 10-15 минут до начала. Тогда вы успеете купить программку и спокойно сесть на свои места. Если ваши места в середине ряда, постарайтесь занять их пораньше, не дожидаясь третьего звонка, и вам не придется беспокоить сидящих с краю. Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим. Заметив идущих по узкому проходу, вы не должны ждать, пока у вас попросят разрешения пройти, а встать заранее, Вежливых людей, которые встали, чтобы пропустить вас, непременно поблагодарите.

Вставая и садясь, старайтесь не шуметь. Сиденье кресла опускайте бесшумно. Занимать оба подлокотника невежливо, так как ваш сосед может тоже захотеть облокотиться. Не следует опираться на спинку переднего кресла или упираться в нее ногами. Не следует разглядывать публику в бинокль, рассказывать им содержание пьесы.

К началу спектакля даётся 3 звонка. После начала спектакля или фильма нужно прекратить все разговоры. Прерванный разговор можно продолжить в перерыве или после спектакля. Не забудьте отключить звонок мобильного телефона.

Этикет в кинотеатре.

В кино мы бываем значительно чаще, чем в театре. И несмотря на то, что обстановка в кинотеатре более демократична и менее торжественна, при посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами.

В кинотеатре обычно не снимают верхнюю одежду. Если вы сняли верхнюю одежду, осторожно, не задев соседа, положите пальто себе на колени. Если у вас мохнатая шапка, ее нужно снять.

На обычном киносеансе следует соблюдать те же правила, что и в театре: не шуметь, приходить до начала сеанса, занимать только свои места, проходить в случае необходимости лицом к сидящим, не жевать, не сорить, не уходить до окончания сеанса. Можно покинуть зал только в случае, если фильм совсем не оправдал ваших ожиданий, стараясь при этом не мешать окружающим.

На фестивальных премьерах, различных кинопраздниках действуют правила поведения, как в театре, в том числе аплодисменты во время просмотра и по окончании его.

  • Ведущий: Наше путешествие завершит блиц-турнир «Хорошо ли вы знаете правила этикета?» Разделимся на 2 команды. Для определения команды- победителя, нам необходимо жюри.

Блиц-турнир.

  1. Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра? Нет. Для этого существует буфет.
  2. Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса? Да, если надо одобрить декорации.
  3. Что можно рассматривать в театре в бинокль? Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
  4. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
  5. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? Лицом и только лицом.
  6. Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?
  7. Этикет велит благодарить даже за самую маленькую услугу. Если друг положил вам в чай чёрного перца, а теперь услужливо предлагает свой носовой платок – согласно этикету, надо ли его благодарить?
  8. Вежливый марсианин ничем не отличается от вежливого землянина. Принято ли у марсиан здороваться с соседями?
  9. Одногодки Петя с Сашей еще не знакомы, хотя живут в одном подъезде. И каждый раз, когда ни встречаются в его дверях – Петя вежливо уступает дорогу Саше, Саша улыбается, вежливо благодарит и проходит. Как Вы думаете, почему все происходит именно так?
  10. Сегодня Мальвина дает очередной урок Вежливости для Буратино:

– Если в дверях небольшого помещения Вам встретился Некто, первым проходит в дверь тот, кто ВЫХОДит, а вторым – кто ВХОДит...

– Не буду я всякому Некту дорогу уступать!!! – кричит Буратино!

Прав ли он? И почему?

Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд. Вручаются медали «Знаток этикета в театре и на концерте» и «Самому активному участнику» .

Итак, сегодня мы узнали новое об этикете в театре, на концерте, в кинотеатре, во время выступлений. И я верю, что вы, ребята, будете самыми вежливыми, воспитанными, и тактичными на любом концерте.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: