Сценарий празднования мероприятия "масленица". Пошто села в сани, не гуляешь с нами? Ой, ладушки – лады, не гуляешь с нами

Цель праздника : Приобщение школьников к народным традициям – праздникам и обрядам.

Подготовка праздника:

1. Разучивание закличек, песен, считалок, пословиц о Масленице.
2. Подготовка костюмов.
3. Выставка рисунков по сюжетам праздника.
4 Мультимидийная презентация «Народные православные праздники и

На фоне музыки (звучит народная песня «Здравствуй, Масленица дорогая.» выходят двое ведущих в народных костюмах.

1. Ведущая: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Начну нашу встречу с загадки:
Расчудесный праздник русский
Есть в преддверии весны!
Этот праздник очень вкусный,
Каждый дом печёт…
Дети: Блины! Масленица!
2. Ведущая: Конечно, блины, масленица. Это один из древнейших обрядовых праздников наших предков. О чём же говорит этот праздник?
Дети: Праздник проводов зимы и встречи весны.
Ведущая: Это весёлый, шумный праздник. По приданию считали масленицу предвестницей хозяйственного изобилия. Чем богаче её отпраздновать, тем урожайнее будет год. Существовало поверье: если не потешаться в широкую масленицу – значит, год жить в невзгодах. Народ масленицу называл ласково: ясочка, касаточка, широкая, сырная неделя. Праздник связан с культом зарождения солнца.
Дети поют закличку: Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,
Там твои детки сидят на запечки,
Лепёшки валяют тебя поджидают.
Ведущая: Что является символом Масленицы?
Дети: Блин, сжигание чучела, игры, веселье.
Ведущая: Что символизирует блин?
Дети: Солнце!
Ведущая: Раньше наши предки поклонялись богу солнца «Яриле». Очевидно именно символом солнца является горячий круглый блин. Блины готовили с различными начинками какими?
Дети: Маслом, сметаной, мёдом, икрой, вареньем…
Ведущая: В старину первый блин отдавали бедным людям на помин усопших близких. Праздник Масленицы делится на семь дней. Чем же объеденялись все эти дни? А в народе так говорили «есть до икоты, петь до хрипоты, кричать до надсаду, плясать до упаду! »А какие поговорки знаете про Масленицу?
Дети:» Не жизнь, а масленица», »Не всё коту масленица», »Масленица идёт, блин да мёд несёт», » Без блинов нет и Масленицы».
Ведущая: Каждый день Масленицы имеет своё название, назовите.
Дети: Понедельник – «Встреча», народ встречал Масленицу.
1 молодец: Масленица покажись,
Ты на праздник к нам явись!
Приезжай к нам в гости на широкий двор.
На горе кататься, да в блинах поваляться!
1 девица: Всю неделю мы не пряли, масленицу дожидали,
В гости зазывали, на горе её встречали,
Снежком гору посыпали, на саночках раскатали –
Будь горушка ледяная, приходи, масленица дорогая!
2 девица: Ой, Масленица, Просковея, приходи к нам поскорее!
Ой, масленица – кривошейка, встречаем тебя хорошенько!
С варениками, с блинами, с мягкими пирогами,
С сыром, маслом, калачом и печёным яйцом!
Ведущая: Вот такие песни распевали дети, парни, девчата брали соломенное чучело – Масленицу – и ходили с ним по деревне. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. Понедельник ещё называли «детской Масленицей: дети делали куклы из мочала, вешали её на окно, или ставили на подоконник и обязательно ходили по домам гурьбою и кричали: «Подайте Масленицу, на Великий пост!».
Трынцы– брынцы, пеките блинцы!
Мажьте масленее, будет вкуснее!
Трын – брынца, подайте блинца! Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпьё. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят всё это на место высокое, хворосту натаскают и костёр зажигают. Такой костёр называли «масленкой». Вот и второй день настал назовите как называется? Дети: Вторник – «Заигрышем» величают?
. В этот день начинались развлечения: по улицам гуляли ряженые, водили хороводы, в балаганах давали кукольные представления.
2 молодец: Веселись честной народ, вот и вторник настаёт.
Вторник – «заигрыш» у нас!
Вот веселью самый час!
(звучит музыка, ребята выходят на пляску – исполняются свободные плясовые движения: притопы, моталочки, ковырялочки, присядки в разных вариантах).
Ведущая: С утра приглашались девицы, молодцы покататься на санках с горок, поесть блинов, проехать на лошадях, воздвигались снежные городки. А самым любимым делом детворы на Масленицу – кататься на корёжках – досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корёжки заменяли санки, салазки. Для катания на корёжках выстраивались на крутом берегу. У такой катушки «разбег» был до трёхсот метров, чтобы дух при катании захватывало. Ещё дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми компаниями. В народе говаривали: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лён будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.
3 девица: Третий день Масленицы – «Лакомка».
Эх, среда – лакомка, пришла к общей радости!
Объедаться будем сладостями!
3 молодец: На масленой недели, из печи блины летели,
С пылу, с жару блинки, все румяны, горячи!
Ведущая: В этот день блины пеклись в каждом доме и всякие: пшеничные, овсяные, гречневые, ячневые, из кислого и пресного теста. Народ говорил: «Блин не клин, брюха не распорет». Дети поют песню «Блиночки».
Ведущая: Четвёртый день Масленицы – «Широкий четверг» - «разгуляй – четверток».
Зазывалы: (двое ребят) Тары – бары, растабары!
Выходите во дворы!
Будем пляски начинать,
В игры разные играть!
Ведущая: В этот день гуляли до самого вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Выходили в этот день и на « кулачки» - кулачные бои. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «стенка на стенку», лазили на столб за подарками. Пятый день Масленицы – «тёщины вечёрки» - гостевой день. В разных местах России этот день проводили по своему: или зять ходил на блины к тёще, или тёща ходила на блины к зятю.
Тёщу зять позвал вчера
На блины и кренделя,
Потому как наступили
Тёщи нашей вечера.
Шестой день Масленицы – суббота – «золовкины посиделки». Кто такая золовка? (если у вашего папы есть сестра родная, то вам она тётя, а вашей маме она золовка), так что в этот день все родные ходили друг к другу в гости. В этот день дети строили на реках, прудах, или полях снежные городки с башнями и воротами, потом делились на две группы. Одна группа охраняла городок, а вторая должна была взять его силой. Последний седьмой день Масленицы – «Прощёное» воскресение – проводы, целовник. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сними с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло». За вины свои, за обиды наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, сделать лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, которые им доставляли. Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном. Ребята, давайте попросим друг у друга прощения. (все друг у друга просят прощения).
Ещё этот день называли «Развесёлая масленица». Гуляли всем селом, масленицу провожали, встречали приход весны, повсюду лепили «Снежную бабу». В какие же игры играли на Масленичной недели? Например: «Ленок» участники прыгают в длину, Кто дальше прыгнет, у того лён длиннее вырастит.
Игра «За блинок скорей держись, да, смотри не обожгись!» (дети в кругу передают друг другу блинок (картонный) так как будто он горячий, подкидывая. У кого он упадёт, тот выходит из игры. Игра длится пока не останется один игрок) или по кругу бросают мяч – кому попал, тот говорит слово, связанное с масленицей)
4 молодец: Идёт матушка – весна, отворяй ворота!
Первым март пришёл, всех гостей привёл.
Солнышко припечёт, да ручей потечёт!
Игра «Ручеёк», «Кошки – мышки»,
Ведущая: Молодцы, ребята, весело играли, вот в такие игры играли на Масленицу, а в последний день Масленицы сжигали чучело с песнями и прибаутками, для чего сжигали чучело?
4 девица: Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Чтобы птички пели, травка зеленела.
Чтобы все невзгоды, холод, непогоды,
Зимние морозы, неудачи, слёзы,
Пусть они сгорают, к солнцу улетают!
Ведущая: После обеда – собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост, который длился 7 недель. Первый понедельник после Масленицы назывался Чистым понедельником. Люди очищались от грехов, мылись в бане, парили посуду, наводили полный порядок в доме. Начинался пост.
Вот мы и вспомнили, как на Руси отмечали Масленицу. Теперь будем ждать очередных праздников, которые сохранили до нас наши предки!
Сценарий праздника подготовила и провела педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 3 Л.В. Мамаева.

Музыкальный кружок, направленный на изучение детьми младшего школьного возраста истоков народного фольклора, предполагающий последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, имеющий художественно – эстетическое направление, организация культурного досуга детей вне уроков и развитие творческих способностей младших школьников.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Копанская основная общеобразовательная школа

Россошанского района Воронежской области

Сценарий фольклорного праздника « Масленица »

подготовила

учитель начальных классов

Орищенко Елена Ивановна

Копанки 2014

Пояснительная записка

Сценарий мероприятия «Масленица» разработан с учётом специфики малокомплектной школы. Малочисленность школы требует проведения мероприятий со всем разновозрастным коллективом: участвуют ученики 1-9 классов. Материал для сценария подбирался с учётом возрастных особенностей всех учащихся.

Мероприятие направлено на приобщение учащихся, их родителей к традициям отечественной культуры, на развитие творческих способностей учащихся, совершенствование их исполнительских умений и навыков, на воспитание духовно-нравственных качеств: доброту, миролюбие, великодушие.

МАСЛЕНИЦА

Сценарий фольклорного праздника для учащихся малокомплектной школы.

Цель: расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению учащихся, их родителей к традициям отечественной культуры. Продолжать знакомить учащихся с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.). Развивать творческие способности учащихся, совершенствовать их исполнительские умения и навыки. Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века. Слушание русской народной музыки Разучивание с детьми частушек, поговорок, стихов, песен, игр, хороводов. В школе в день проведения Масленицы родителями пекутся блины для всех детей.
Материалы и оборудование: яркие русские народные костюмы (их элементы) для детей и взрослых, русские народные инструменты, маски с названием каждого дня масленичной недели.

Ход праздника.

Под весёлую плясовую музыку выбегают двое зазывал.

1-й зазывала: Эй, веселей собирайся, народ!
Нынче масленица в гости идет.
Спешите, спешите, спешите!
Друзей с собой захватите!

2-й зазывала:
Тары-бары, тары-бары!
Выходите во дворы!
Будем пляски начинать,
Будем масленицу встречать.

Звучит музыка, дети входят в зал, который оформлен по-весеннему. В стороне - столики, накрытые расшитыми полотенцами, на них блины. 1 ребёнок
Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
Ой да Масленица, погости недельку,
Широкая, погости другую!
2 ребёнок
Масленица бывает в конце февраля - начале марта. Ее празднуют в течение недели. Народ шумно, разгульно и весело провожает зиму. На Масленицу устраиваются катания с ледяных гор, кулачные бои, катания на тройках, сытные застолья, обязательно с блинами. А что вы знаете о Масленице?

Выходят ученики старших классов и рассказывают про Масленицу: 1-й ребенок.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.
2-й ребенок.
Вторник - заигрыши. Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки.
3-й ребенок.
Среда - лакомка. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам.
4-й ребенок.
Четверг - разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.
5-й ребенок.
Пятница - тещины вечерки. Теперь уж зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.
6-й ребенок.
Суббота - золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
7-й ребенок.
Последний день Масленицы - прощеное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят.

Под весёлую плясовую музыку выходят зазывалы

1 зазывала: Я на масленице бывал,
Чего там только не видал!
2 зазывала: Сколько плясок, сколько шуток
И веселых прибауток!
1 и 2 зазывала хором: Эй, девчушки-веселушки,
Спойте звонкие частушки!

Исполняются масленичные частушки

Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.

Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!

В маскарадном хороводе
Закружился стар и млад,
А у Лизы и Володи
От конфет глаза горят.

В нашем классе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые!

Все девчонки в ночь гадали,
Дружно кинули башмак.
Мишке в голову попали,
Во весь лоб теперь синяк!

Мы мороза не боимся,
Нынче Маслену сожжём.
Хорошо повеселимся
С ярким, радужным огнём.

На весёлой русской тройке
Прокатились мы друзья.
Сбив в пути корову Зорьку,
Слёзы лили в три ручья.

Песни петь боюсь немножко,
Хоть и громко я пою.
Друг мой пляшет под гармошку
Я как вкопанный стою.

Бой снежками не на шутку,
Катя громче всех ревёт:
Ей снежок попал под шубку,
А второй в открытый рот.

25 блинов здоровых
Съел я за один присест.
И теперь на брюках новых
Не найдёте чистых мест.

На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются.

Мы Маслёну-хохотушку
Проводили на покой.
А теперь Весну-подружку
С солнцем встретим за рекой.

Мы пропели вам частушки,
До чего же хороши!
Вы похлопайте в ладошки
В благодарность от души!

Ученики начальных классов читают стихи.

1. Солнце радостно играет,

Под санями снег хрустит,

С колокольчиком веселым

Тройка резвая летит.

Кучер тройку подгоняет:

«Гей, ходите веселей!»

А в санях смеётся звонко

Стайка радостных детей.

2. Вдруг гармошка заиграла.

Хочешь, пой или пляши,

Ведь на Масленицу люди

Веселятся от души!

На столах высокой горкой

Возвышаются блины.

Со сметаной, на морозце

До чего ж они вкусны!

А на площади народу!

Гляньте, чучело сжигают!

Так прощаются с зимою

И весну-красну встречают.

3. Масленица шумная,

Праздник удалой!

В этот день прощаемся,

Зимушка, с тобой.

И сжигаем чучело

Снега, холодов,

Чтоб весна-красавица

К нам вернулась вновь.

4. Круглые, как солнышко,

Мы блины едим.

С ветерком, на саночках,

Как стрела летим.

До свиданья, - крикнем мы, -

Зимушка–зима!

Уходи, пожалуйста,

Поскорей сама!

5. Широкая масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинками наедаемся.
Тин-тинка, подай блинка,
Оладушка-прибавушка, масляный кусок!

Исполняется русская народная песня «Блины».

1 зазывала

Молодцы, ребята, много вы знаете про Масленицу.
А теперь давайте поиграем!

Проводятся игры.

Игра «Золотые ворота». Сначала для игры выбираются двое игроков, которым нужно стать друг напротив друга, взяться за руки и поднять их вверх. Получаются своеобразные ворота. Остальные дети становятся в ряд и кладут руки на плечи впереди идущему или берутся за руки. Эта цепочка должна пройти под «воротами», пока двое детей, изображающих ворота, будут говорить такие слова: « Золотые ворота пропускают не всегда! Первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз не пропустим вас! ». После этих слов дети, изображающие ворота, опускают руки, и тот, кто оказался пойманным, тоже становится «воротами». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут изображать «ворота».

Игра «Заря». Эта игра также восходит к старинным славянским развлечениям для детей. Для подготовки вам понадобится голубая атласная ленточка. Дети становятся в круг и прячут руки за спину. Один ведущий, «заря», в это время берет ленточку, ходит за спинами стоящих в кругу и говорит: « Заря-зарница красная девица по полю ходила, ключи обронила, ключи золотые, ленты голубые, кольца обвитые - за водой пошла! ». Как только будут произнесены последние слова, «заря» незаметно кладет на плечо одному из участников круга ленточку, а участник должен быстро ее схватить. После выбранный участник и «заря» должны разбежаться в разные стороны по кругу и первым успеть занять освободившееся место. При этом пересекать круг нельзя, а стоящие в кругу участники должны стоять неподвижно.

Игра «Летела корова»
Для этой игры вам понадобится как минимум 5 участников. Все становятся в круг и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна лежать горизонтально, сверху ладони игрока, стоящего справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева. Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и произносят считалку (каждое слово следующий игрок): «летела корова, ляпнула слово, какое слово сказала корова?» Тот игрок, на котором считалка заканчивалась, называет любое слово – например, «солнце». Дальше «хлопанье» продолжается, но называются буквы – С-О-Л-Н-… и так далее, до последней -Е. Игрок, называющий последнюю букву, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа – отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится буква.

1 зазывала :Ты прощай, прощай, прощай,
Наша Масленица!
Ты не в среду пришла и не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье!
2 зазывала: Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом!
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями!
Дети. (хором)
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Звучит музыка. Дети угощаются блинами.

Использованная литература:

    Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4 классы: учебно-методическое пособие /сост. Е.М.Тихомирова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 318 с.

    Жиренкко О.Е., Каминова Т.И. Праздники в начальной школе./ Т.И. каминова, О.Е. Жиренко. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.-114 с.

    Праздники школьного календаря /авт.-сост. М.А. Киреева, И.В. Захаров. Н.Н. Деменева. – Волгоград: Учитель, 2008.-143 с.

Интернет-ресурсы:

    http://www. solnet.ee

Цель: знакомство с традиционным народным праздником "Масленица".

  • Приобщение детей к народному творчеству, народным обычаям традициям русского народа.
  • Формирование представлений об особенностях народного праздника "Масленица"; о характере народных игр.
  • .Развитие воображения и фантазии, через продуктивную творческую деятельность; совершенствование навыков группового взаимодействия.
  • Ознакомление с творчеством художников, отражающих в своих работах народные традиции.

Воспитание эстетического отношения к народному фольклору.

Возраст и количество участников: 8- 13 лет; 25 - 30 человек

Подготовительный период:

Приглашения. Приглашения на праздник для детей можно сделать в форме куклы, разрисовать которую будет не трудно. Сделать надпись "Пришла Масленица - отворяй ворота". Так же подойдут для приглашений праздничные открытки и фотографии, самое главное, чтобы их содержание соответствовало теме "Масленица".

Призы готовят заранее. Например, в качестве призов подойдут кулинарные книжечки с рецептами блинов.

Оформление помещения. Огромное значение в эстетическом воспитании детей имеет оформление помещения, где будет проходить праздник. Попробуйте сами (или привлеките художника) нарисовать исторические картинки с изображением празднования Масленицы на Руси и украсьте этими картинками помещение. Можно развесить плакаты со следующими поговорками: "Блин добр не один", "Блин брюху не порча", "Блин не клин брюха не расколет", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Без блина не Масленица, без пирога не именинник".

С детьми следует заранее выучить русскую народную песню "Блины" (запись А. Абрамского), частушки (прил.1). Заранее придумать и подготовить атрибуты для выступления (платки, юбки и т.п.). И самое главное на столе для чаепития должны быть блины! Привлеките родителей для выпечки блинов.

Оборудование и материалы:

Стол и стулья (для творческого задания); стенд для мини - выставки изготовленных во время мероприятия работ; магнитная доска для демонстрации иллюстраций и фотографий

Призы, жетоны; картины В.И.Сурикова "Взятие снежного городка".

Листы с нарисованной крестовиной (прил.2) по числу мини - групп: обрезки ткани, бумага, ножницы, клей.

Наборы карточек с пословицами (прил.2);2 ленты (игра "Три ноги"); 4 ведёрка, шарики или сшитые из ткани снежки; обруч или мел (игра "Петушиный бой"), бумага (для записок), ручки, конверт, спички (только у педагога); мешочки с крупами (пшённая, манная, гречневая, перловая, горох).

Музыкальное оформление: записи народных песен и мелодий. Фонограмма песни "Блины", частушки.

Сценарный план:

Введение. Рассказ о символике праздника

Конкурс пословиц и поговорок о Масленице

Творческое задание: изготовить аппликацию - чучело "Масленицы

Конкурс "Испеки блины"

Игра "Золотые ворота"

Конкурс "Определи крупу"

Игра "Петушиный бой"

Игра "Три ноги"

Игра "Снежки"

Конверт с записками

Хоровод, частушки

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит весёлая народная музыка. Участники мероприятия рассаживаются за столы на свободные места.

Ведущий: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?
Тёплые дни наступают
Пора зимушку провожать
Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был многодневный праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Наша Масленица годовая,
Она гостинка дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Все на комоньях разъезжает,
Чтобы кони были вороные,
Чтобы слуги были молодые!
Про Масленицу говорили:
Душа ты наша Масленица!
Сахарны твои уста,
Сладка твоя речь!
Приезжай к нам в блинах поваляться,
Сердцем потешиться!

Масленица несла свет и радость скорой весны.Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: ""Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Обжорство - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметаны,
Горы блинов,
Лишь бы скорей приехала она
Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Конкурс пословиц и поговорок о блинах и Масленице

(дети делятся на две команды, за каждый правильный ответ команда получает жетон).

А сколько пословиц и поговорок сложил народ о блинах и Масленице! Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. Каждая команда получает по два набора карточек (прил.2). На одних начало пословицы или поговорки, на других конец. Ваша задача правильно все это соединить. Кто справится с заданием первым, тот и победит.

Ведущий: Масленицу начинаем отмечать с понедельника. Ей устаивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже. Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!"Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице.

Девочки поют русскую народную песню "Блины".

Ведущий: Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы (дети делятся на небольшие подгруппы по 4 - 5 человек). Детям выдаются листы с нарисованной крестовиной (прил.2).

Творческое задание: с помощью материалов, находящихся на столе изготовить чучело Масленицы в технике аппликация (во время выполнения практической работы звучит народная музыка). Выполненные работы вывешиваются на ширму, проводится анализ наиболее интересных работ.

Физкульт. Минутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы!
(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
(поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Трын - трынца, (ладушки)
Подайте блинца!
(протягивают руки вверх ладонями)

Ведущий: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.

Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка -прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!

Давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".

Игра "Испеки блины".

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки), "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки).

Ведущий: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал, и там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.

Ведущий: Вторник - "Заигрыш".

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. С утра девушки и парни приглашали друг друга покататься на горках. Здесь парни высматривали невест, а девушки поглядывали украдкой на суженых.

Есть старая русская игра "Золотые ворота", в нее-то мы и поиграем.

Проводится игра "Золотые ворота".

Половина участников игры встают в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.

Стоящие произносят:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут. Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").

Ведущий:

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе, разумеется

Конкурс "Определи крупу".

А сейчас я приглашаю представительниц от каждой команды двух (можно 4) девочек.Пришла ваша очередь показать себя.

На столе перед каждой участницей стоят мешочки с крупами: пшенка, горох, гречка, манка, перловка и т.д. Необходимо с завязанными глазами, не развязывая мешочка, определить, какая крупа находится в каждом мешочке. Победительницы получают призы

Ведущий:

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг.

Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке),исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины). Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Как это проходило?

На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом конные и пешие атаковали крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались прорваться через ворота. Стража крепости оборонялась метлами. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.

А на картине какого художника запечатлен именно этот старинный русский обряд? Показ картины. (Ответ: В.И. Суриков "Взятие снежного городка".(ответившему правильно - приз).

Ведущий: Вот и я сейчас вызываю на бой добрых молодцев, чтоб померились они силой своей.

Проводится игра: "Петушиный бой".

От каждой команды выбирается по одному представителю. Рисуется круг, в который становятся два участника. Левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом вытолкнуть противника из круга.

Ведущий:

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

Ну а сейчас прошу подойти ко мне по одной паре от каждой команды. Девушка соответственно-"теща", юноша - "зять". Посмотрим, как у нас "теща" с "зятем" дружно живут.

Проводится игра "Три ноги".

Каждой паре связываются вместе ноги - правую ногу одного с левой ногой другого. Пара на трех ногах должна пробежать отмеченную дистанцию. Кто первый, тот и победитель. Объяснить детям понятия зять, золовка, тёща.

Ведущий:

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Суббота - "Золовкины посиделки". В этот день молодая невестка; приглашала родню мужа к себе в гости Больше всего внимания и почестей оказывалось молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, торжественно под песни скатывались с горы. А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.

Игра "Снежки"

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.)

Ведущий:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день". Родственники и друзья шли друг к другу с "повиновением", просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным в этот день было восстановление хороших, добрых отношений. В воскресенье старались доесть все состряпанное на неделе. Угощали в этот день нищих, ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных ".

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.

Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли дрова - Осиновы дрова,
Березовы дрова!Подавайте их сюда
На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!"Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Ведущий: Но мы не будем сжигать наших маслениц, они очень красивые получились.

Предлагаю написать записки с перечислением плохих дел, от которых хотели бы избавиться и сожжем их, чтобы наши плохие дела ушли, улетели вместе с дымом, и на их место пришли хорошие (дети пишут записки, складываем их в конверт).

Сжечь записки можно в любое время: после мероприятия, сразу после запечатывания конверта.

Прощай-прощай, Масленица, Ты прощай, прощай, широкая!

Ты пришла с добром, с хмельным пивом, вином, с блинами, пирогами, с оладьями.

А мы всю Масленицу прокатали, Дорогую свою потеряли.

Думали, будет она семь годков, А она погостила всего семь деньков!

Ведущий: Как у наших у ворот собирается народ. Собирается народ и ведёт свой хоровод. (Дети собираются в хоровод).

Ведущий: Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего. Пришла пора её провожать. Проводим?

Дети: Проводим!!

Ведущий: Ну, так повторяйте за мной. (Дети повторяют слова за ведущим).

Масленица - кривошейка
Нас кормила хорошенько
В масле мы каталися,
Блинами объедалися.
Под конец нас провела.
В закоулок завела
В закоулке Редькин хвост.
Впереди - Великий пост.
Масленица, прощай!
Быть назад не обещай!
Ляжет скатертью дорога
Вдаль от нашего порога.

В центр хоровода выходят девочки и поют частушки (прил.3).

Ведущий: А теперь все приглашаются на чаепитие. Настало самое время угоститься традиционным кушаньем Масленицы блинами.

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать

Все участники и гости уходят на чаепитие.

Во время чаепития можно загадать загадки (прил.3)

Заключительная часть

После мероприятия можно оформить мини - выставку "Масленица", с творческими работами учащихся, а также оформить газету "Наши посиделки" (прил.4).

Список литературы.

  1. Александровская М. Масленичные забавы // Дошкольное образование - 2008. -№3.
  2. "Клубный репертуар" №45-46/2006г, ноябрь
  3. Панкеев И.А. "Русские праздники", М., 1998г.
  4. "Энциклопедия детских праздников", М., Пилигрим., 1999г.
  5. "Дошкольное образование", №3 2008г.
  6. "Обруч" №1/2008г., январь.
  7. Сборник"Частушки",библиотека русского фольклора,М, 1990г.
  8. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды: Ч. 1 /Под ред. А. Г. Кифишина. - М.: Сов. Россия, 1990.-160с.

Неонила Бердникова

«Как на масленой неделе в потолок блины летели!»

фольклорный праздник для детей старшей группы.

Цели:

Расширение знаний детей о народных традициях и обычаях.

Пробуждение интереса к народным традициям.

Воспитание культуры взаимоотношений детей на духовных и нравственных традициях своего народа.

Развивать и обогащать речь детей, воображение и фантазию;

Звучит фонограмма русской народной песни, в зал входят дети с инструментами в руках (деревянные ложки, трещотки, бубны, коробочки и т. д.).

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие!

Веселье Вам да радости!

Давно мы вас поджидаем

Праздник без Вас не начинаем

Хозяин. У нас для каждого найдется

И словечко и местечко.

Удобно ли Вам гости дорогие

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Гости. Гостям то, известное дело, хватило места

Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин. В тесноте, да не в обиде.

Дети. Где тесней, там веселей.

Хозяин. Народ собирается,

Праздник начинается!

Хозяйка. А какой же нынче праздник?

Знает хоть один проказник?

Дети. Масленица!

Хозяин. Верно, Масленица!

Не английский, не французский,

Масленица – праздник русский!

Будем петь мы и плясать,

В игры русские играть!

Хозяйка. Становись, честной народ!

Ждет нас русский хоровод!

Дети исполняют русский народный хоровод «Мы Масленицу дожидали».

В зал входит воспитатель в костюме Зимы.

Зима. Что за шум здесь, что за гам?

Кто устроил тарарам?

Ну-ка, быстро собирайтесь

И из зала убирайтесь!

Нечего здесь песни петь,

Надо по домам сидеть!

Хозяин. Вот так гостья появилась!

И чего ты разозлилась?

Зима. Не гостья я, хозяйка тут!

Меня все Зимушкой зовут.

Хозяйка. Эх, ты, Зимушка – Зима!

Все дороги замела!

Все дороги, все пути –

Не проехать, не пройти!

Хозяин. Хватит реки льдом ковать,

Лес морозить, птиц пугать! Масленицу провожаем, значит и тебе, Зима, конец! Весна на пороге!

Зима. Как это конец? Моя власть! Моё время!

Никуда я не уйду!

Как задую, замету!

Позову в детсад пургу,

Я вас всех прогнать смогу!

Если уж на то пошло,

Мое время не пришло!

А за наглость, в наказание,

Вам устрою испытание!

1 ребенок. Зима бела,

Нам с собою принесла:

Морозы трескучие,

Снега сыпучие,

Ветры завьюжные,

Метели дружные,

Масленку, колядку,

День с курину пятку.

Зима. Ах, противные детишки!

Что вы дразните меня!

Позову сейчас мороз,

Заморожу щеки, нос!

Хозяйка. Ты напрасно не сердись,

Лучше с нами веселись.

Потанцуем мы с тобой,

Потом проводим на покой.

Зима. Не знаю даже, как и быть…

Люблю я хоровод водить.

Ладно! За руки беритесь,

В хороводе закружитесь!

Дети исполняют хоровод «Вдоль по улице метелица метет».

Зима. Ох, оттаяла душа!

Больно песня хороша!

На прощанье вам скажу:

Хоть надолго ухожу,

Вы меня не забывайте,

Словом добрым вспоминайте!

Ведь детишкам всем порой

Очень весело зимой!

Что ж, пожалуй, мне пора…

До свиданья, детвора!

Зимушка уходит, взмахнув на прощанье рукой.

Хозяин. Вот и проводили мы Зиму!

Пришла пора с Масленицей веселиться!

Под веселую народную мелодию скоморохи вносят соломенное чучело Масленицы.

Хозяйка. Вот и Масленица пришла и веселье завела!

Её мы встретим песнями,

Стихами интересными.

Ну-ка, дети, не зевайте,

Масленицу восхваляйте!

2 ребенок. Душа ль ты моя, Масленица,

Приезжай к нам на широкий двор

На горках покататься,

В блинах поваляться!

3 ребенок. А мы Масленицу ожидали,

Киселя с молоком не хлебали.

Вот и Масленица во двор въезжает,

Широкая во двор въезжает,

Все на кониках вороных,

Все на саночках расписных!

4 ребенок. Ай, да, Масленица - кривошейка!

Встретим тебя хорошенько!

Сыром, маслом да яйцом,

Да румяным калачом,

Песней, пляской, да весельем,

Да хорошим угощеньем!

5 ребенок. Наша Масленица дорогая,

Ненадолго к нам пришла.

Думали, на семь недель,

Оказалось – на семь дней!

Хозяин. Ребята, а что вы знаете о Масленице?

Дети по очереди рассказывают:

Масленица бывает в конце февраля – начале марта. На Масленицу все объедаются, потому, что сразу после Масленицы наступает Великий пост. Масленица возвещает, что зиме пришел конец, весна на пороге. Народ на Руси всегда отмечал праздник Масленицы шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытыми застольями.

Масленица начинается в понедельник. Этот день называется встреча. В этот день устраивали и раскатывали снежные горки.

Вторник – заигрыш. С этого дня начинались игры и развлечения.

Среда – лакомка. В этот день стараются съесть больше сладостей.

Четверг – разгул. Этот день самый веселый.

Пятница – тёщины вечера (папы идут в гости на блины к маминым мамам, нашим бабушкам).

Суббота – золовкины посиделки. За столом собирается вся семья, пьют, едят, веселятся.

Воскресение называют прощеным днем. В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся.

Воскресенье – проводы Масленицы.

Хозяйка. Молодцы! Все о Масленице знаете!

А в какие игры вы русские играете?

6 ребенок. Много разных игр есть,

Все их трудно перечесть.

Нам играть, друзья, не лень,

Мы б играли целый день!

7 ребенок. Мороз, мороз,

Через тын перерос,

Не велит мороз стоять,

Велит детям поиграть!

Хозяин. Так давайте в «Горелки» играть!

Веселой игрою весну зазывать!


Проводится игра «Горелки».

Хозяин. Если дружно взять канат,

Потянуть вперед – назад,

И сказать всем вместе: Эх!

Победит, пожалуй, смех!


Игра «Перетягивание каната»

Игра «Богатырские схватки»

На полу 2 обруча, это так называемое «толкалище».

Участники игры выходят попарно. Задача: вытолкнуть соперника из круга (упираясь ладонями в ладони противника; упираясь лбом в лоб противника; упираясь спиной в спину соперника; упираясь грудью в грудь противника; стоя на одной ноге и упираясь в плечо противника) .


Хозяин. Ко мне подходи,

Да друзей приводи!

Не проходи мимо нас –

Быстрая карусель

Закружится сейчас!

Кому делать нечего,

Катайтесь хоть до вечера!


Проводится игра «Карусель».

После игры дети садятся на места.

Хозяйка. Гости, будьте все здоровы

Вот блины мои готовы!

Хозяин. Дорогие гости! Угощайтесь на здоровье!


Дети угощаются блинами.


Хозяйка. Надо проститься с Масленицей и по старинному русскому обычаю сжечь её чучело на костре.

Хозяин. Загорись, костер, унеси Зиму.

Зажигай, огонь, растопи снега.

Сжигают чучело на улице. Дети наблюдают в окно.

Все. Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Сценарий фольклорного праздника "Широкая Масленица"

Разработка педагога дополнительного образования МБОУ « Гимназия № 83», г. Ижевск,

Шиляевой Ирины Геннадьевны.

Цель: привить интерес к русской культуре; развить выразительную, образную речь и творческие способности детей.

Продолжительность мероприятия : 1 час.

Аудитория : дошкольники, начальная школа

Ведущие : младшая группа ансамбля «Золотые гусельки» (1 год обучения), руководитель ансамбля.

Музыкальный ряд: заклички, масленичные песни, народные игры, веснянки, хороводные песни.

Оборудование и реквизит: аккордеон, блины (картонные), кегли, мячи, корзины, веник

Место проведения: улица

Список литературы:

    Аникина В. Русский фольклор. – М.: Худож. Лит., 1986 .

    Буенок А.Г. «Народные забавы и игры»

    Ермолаев С. Д. «Русская народная песня для детей», С.- П. ,изд-во « Пресс»,1991.

    Загоруля Г. А., Мазурик А. М. “ Путешествие в мир фольклора”. – Ханты-Мансийск: ГУИПП “ Полиграфист

    Круглов Ю. Г. «Русские обрядовые песни» , Москва, «Просвещение», 1989.

6. Сайты по народному творчеству

    Чудакова Н.«Праздники для детей и взрослых», Москва, 2000.

Ход праздника:

Скоморох:

Расходись, честной народ,
Скоморох сюда идёт!
Шире рот открой.
Не зевай,
Ко мне подлетай.

Поиграем, пообщаемся.

Блины покушаем,
Весёлые шутки послушаем!

(Приложение.1.Песня»Перед весной»)

Скоморошина 1:

Слушай сто объявлений:
Предлагаю масленицу встречать.
Петь, плясать, одним словом, не скучать.

Скоморошина 2:

Весну встретим, зиму проводим,
В хороводе с ними походим!

Скоморошина 3:

На Масленицу сегодня,
железный закон, хмурым
и угрюмым вход воспрещен!

Скоморох:

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Масленицу называли честной, широкой, весёлой.

Скоморошина 1:

В старину, Масленицу
праздновали семь дней,
каждый имел свой обряд.
Первый день – встреча,

Второй- заигрыш,

Третий -лакомка,

Четвёртый- широкий четверг

Пятый- тёщины посиделки,

Шестой- золовкины посиделки
А седьмой – проводы.

Пели, блины ели,
Плясали, друг друга прощали.
Весело зиму провожали.

Скоморошина 2:

Поживей, честной народ,
Становись-ка в хоровод.

Предлагаю всем кричать,
масленицу в гости звать!

(Приложение 1.Песня «Маслена неделька»)

Скоморошина 3:

А давайте все вместе будем Масленницу в гости звать! Повторяйте за мной!

Душа ль ты моя, Масленица,
Приезжай к нам в гости,

На широкий двор,
На горах кататься,
В блинах поваляться!

(Приложение 1.Песня «Едет масленица дорогая»)

Скоморох:

Здравствуй, Масленица, гостья дорогая!

Давно ждем тебя, поджидаем,

без тебя игры не начинаем!

Масленица:

Доброго здоровьица, народ честной!

Давай гулять, Маленицу отмечать!

Подходи ко мне,не зевай,к нам подлетай
Здесь на лево потеха,
На право забава,
А прямо веселье кипит через край!

Скоморошина 1:

Что с ногами не пойму,
В право, в лево носятся,
не стоят они на месте,
так в игру и просятся.

(приложение 1.,игра «К нам коза пришла»)

Ну-ка, детки ребятня,
здесь у нас пройдёт игра,
засиделись, что-то с лишком,
поиграем-ка в ловушки.

(приложение 2.,игра «Вороны и воробьи»)

(приложение 2., игра «Зима и весна»)

(приложение 2.,игра «Всадники»)

Скоморошина 2:

Раным-рано куры у нас запели,
Про весну красную возвестили!

Пора заклички запевать,

Чтобы весну встречать!

Скоморошина 3:

Принято было на Масленицу из теста жаворонков печь, класть их на ладони. Ребятня, с самой высокой горы, кликала с жаворонками весну.

Давайте и мы позовем весну.

(приложение 1. Закличка «Ой, жаворонки», «»Жавоонки»)

Скоморошина 1:

Ох на славу веселились,

Пора и честь знать!

Масленицу провожать!

Скоморох:
Прощай, прощай Масленица!
Наступает весенний пост.
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берём,
Кота за уши дерём.

Скоморошина 1:

Веселились мы и шутили,
Вместе зиму проводили
Маслена неделя,
быстро пролетела.

(приложение 1, песня «Мы Масленую дожидали»)

(Сжигаем чучело)

Приложение 1. Песни.

Текст песни «Маслена неделька»

1.Как на Масленой неделе санки с горочки летели

Дуня с горки катится, на ней бардово платьице.

Припев,2 раза: Маслена, маслена неделька

Не допрядена осталась, а у нас куделька

2.Шарик Жучку взял под ручку, стали польку танцевать.

Обормотик –черный носик, стал на дудочке играть.

Припев, 2 раза

3. Всю неделю хороводы, бубенцы звенели!

Поздравляем от души с Масленой неделей!

Припев, 2 раза

Приложение 2. Народные игры.

« Вороны и воробьи»
Играющие делятся на 2 команды. Одни - "вороны", другие - "воробьи". Ведущий говорит: "Вороны!", и "вороны" ловят "воробьев". По команде: "Воробьи!", "воробьи" ловят "ворон".

«Зима и весна»

Перетягвание каната. С одной стороны «Зима», с другой «Весна».
Дети делятся на команды и перетягивают канат. Можно предложить ребятам взяться за канат, стоя к противнику спинами.

«Всадники»
На площадке выставляются кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто уронит меньше кеглей.

«К нам коза пришла»

Выбираются 2 человека для «ворот». Остальные участники становятся «паровозиком».» Паровозик пробегает под воротами. На слова «а самого маленького оставила» ловят того кто,оказался в воротцах.

Игра до тех пор, пока не останется 2 участника паровозика.

Слова, под которые двигается паровозик:

К нам коза пришла, Масленицу привела

По закаменью, по зараменью.

Сама прошла, всех детей провела,

А самого маленького оставила.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: