Самый важный праздник в буддизме. Основные буддийские праздники

В странах Востока, где буддизм является государственной или одной из основных религий, буддийские праздники включены в местную национальную и культурно-религиозную традицию и воспринимаются как ее непременная составная часть.

НОВЫЙ ГОД

Среди праздников, ныне считающихся буддийскими, есть такие, которые изначально к буддизму никакого отношения не имели. Прежде всего, это относится к празднованию Нового года, приход которого в той или иной форме отмечали все народы земного шара задолго до того, как возникли мировые религии, в т.ч. буддизм. Праздник Нового года у всех был насыщен древней магической символикой, его назначение - обеспечить в наступающем году богатство, плодородие, процветание, иными словами - благосостояние народа и государства. Вполне естественно, что со временем этот праздник оказался встроенным в систему буддийского праздничного календаря и насыщен буддийским мифологическим и ритуальным содержанием.

Китайцы, тибетцы, монголы, вьетнамцы, буряты и тувинцы отмечают приход Нового года в 1-ое весеннее новолуние по лунному календарю. Так как Лунный год короче Солнечного примерно на месяц, то наступление Нового года не имеет фиксированной даты и может колебаться в пределах полутора месяцев (от конца января до первой декады марта). Вычисляют эту дату заранее по астрологическим таблицам.

Китайцы, празднуя Новый год, из всех богов буддийского пантеона выделяют Гуаньинь - женскую манифестацию бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары. Именно ее изображение ставят в домашних алтарях, ей приносят жертвы и возносят молитвы, прося быть милостивой и снисходительной к хозяевам дома. Вся прочая новогодняя обрядность у китайцев связана с их традиционной системой верований и ценностей, сформулированных конфуцианством и даосизмом.

Японцы с 1873 г. живут по григорианскому календарю и, как и мы, празднуют Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января, а потом гуляют еще две недели. Однако, среди многочисленных обрядов элементы буддизма незначительны: 108 ударов колокола в новогоднюю ночь и лампады, зажженные перед ликом богов в буддийских храмах. Праздник Нового года остался у японцев по своей сути народным, его встречают дома, а утром 1 января приходят на поклонение божествам в синтоистский храм.

Новый год у тибетцев, монголов, бурят и тувинцев - тоже в основе народный праздник. У тибетцев он стал буддийским с начала XV в., когда основатель школы Гелуг - великий буддийский деятель и реформатор Цзонхава разработал Устав своей школы и правила проведения буддийских праздников в монастырях. Именно он приурочил к народному Новому году буддийский праздник Монлам (Великую Молитву) в честь победы Будды Шакьямуни над лжеучителями и совершение им 15 чудес в городе Шравасти. Поскольку монголы, буряты и тувинцы последователи той же школы Гелуг, что и тибетцы, то и у них в первые две недели Нового года ежедневно в храме проводится служба в честь одного из 15 чудес Будды.

МОНЛАМ - 15 чудес Будды

В буддийской литературе сохранились описания этих чудес. Вскоре после того, как Будда начал проповедь своего учения, у него появилось много учеников. Шесть монахов - аскетов, которых покинули ученики, ставшие последователями Будды, возненавидели его за это и всюду, где могли, издевались и над новым учением, и над самим Буддой и демонстрировали народу всякие чудеса, на которые были способны. Будда не обращал на них внимания, но однажды его ученики попросили Учителя посрамить этих лжеучителей, потому, что они причиняют людям зло и нет от них никакого покоя. И Будда согласился. Было выбрано место - город Шравасти, где он сотворил свои 15 чудес: по одному чуду в день, создав себе всемирную славу.

- 1 -го числа первой весенней луны он воткнул в землю свою зубочистку и из нее выросло огромное дерево, которое своими ветвями закрыло весь небосвод, заслонило солнце и луну. На нем висели плоды, подобные сосудам, вмещавшим пять ведер воды.

- 2 -го числа первой луны Будда по обеим сторонам от себя произвел высокие горы с растущими на них лесами фруктовых деревьев. В горах по правую руку от Будды люди собирали и лакомились чудесными плодами, а по левую руку от него паслись животные.

- 3 -го числа первой луны Будда прополоскал рот и выплюнул воду на землю. Она превратилась в громадное озеро. Посреди него выросло множество чудесных лотосов, своим светом озарившие весь мир и наполнившие его благоуханием.

- 4 -го числа первой луны по воле Будды из вод озера раздался голос, который проповедовал священное учение.

- 5 -го числа первой луны Будда улыбнулся, и от его улыбки рассеялся свет в трех тысячах миров; все, на кого пал этот свет, стали благословенными.

- 6 -го числа первой луны все последователи Будды познали мысли друг друга, добродетельные и греховные, а также узнали о воздаянии и возмездии, которое их за это ожидает.

- 7 -го числа первой луны Будда своим видом возбудил во всех собравшихся чувство благоговения и стремления к священному учению тем, что показал себя во всем своем небесном величии. Он предстал окруженный правителями всего мира, их свитами и благородными людьми. Все это время лжеучителя были совершенно бессильны произвести какое-либо чудо; мысли их путались, языки онемели, чувства были подавлены.

- 8 -го числа первой луны Будда прикоснулся правой рукой к трону, на котором сидел, и внезапно появились пять страшных чудовищ, разрушивших сидения лжеучителей, а возникшее вместе с ними ужасающее божество Ваджрапани прогнало их своей ваджрой - оружием, подобным молнии. После этого 91 тысяча прежних почитателей лжеучителей перешли на сторону Будды и приняли духовное звание.

- 9 -го числа первой луны Будда представился всем окружающим выросшим до небес и так проповедовал священное учение всем одушевленным существам.

- 10 -го числа первой луны Будда сделался видимым одновременно во всех царствах материального мира и проповедовал свое учение.

- 11 -го числа первой луны Будда превратил свое тело в неизреченный свет, который наполнил своим сиянием тысячи миров.

- 12 -го числа первой луны он испустил из своего тела золотой луч и осветил им все царства трех тысяч миров. Кого коснулся этот свет, восприняли учение Будды.

- 13 -го числа первой луны Будда испустил из своего пупка два луча, которые поднялись на высоту семи саженей; на окончании каждого луча выросло по цветку лотоса. Из середины каждого цветка вышло по два отражения Будды. Они в свою очередь испустили по два луча, оканчивающихся лотосом, из которых появились новые отражения Будды. Так продолжалось до тех пор, пока цветы и Будды не заполнили всю Вселенную.

- 14 -го числа первой луны Будда произвел своей волей огромную колесницу, которая достигла мира богов. Вместе с ней образовалось еще множество колесниц, в каждой из которых находилось по одному отражению Будды. Сияние, исходившее от них, наполнило светом все миры.

- 15 -го числа первой луны Будда наполнил пищей все сосуды в городе. Она имела разный вкус, но, отведав ее, люди чувствовали удовольствие. Затем Будда коснулся рукой земли, и она разверзлась, показав страдания, которые любители удовольствий претерпевали в областях ада. Увидевшие это смутились, и Будда стал проповедовать свое учение собравшимся. Так в течение двух недель 1-го новогоднего месяца в буддийских храмах проводили службы с описанием этих чудес.

ВЕСАК

Общебуддийским является праздник Весак, который отмечают на второй неделе 1-го летнего месяца. Это единая дата для всех стран буддийского мира. В этот день случились сразу три великих события в жизни Будды: его последнее земное рождение, просветление и погружение в нирвану. Между первым и последним событием прошло 80 лет, Просветленным он стал в 35 лет, но все это, согласно традиционной биографии Будды, произошло в один день. Целую неделю монахи рассказывают в храмах о жизни Будды, вокруг храмов и монастырей движутся торжественные процессии, изображая театрализованные версии этих трех событий его биографии. В процессиях и храмовых службах принимают участие не только монахи, но и миряне.

КРУГОВРАЩЕНИЕ МАЙТРЕЙИ

В середине второй летней луны проводится храмовый праздник Круговращение Майтрейи. Майтрейя - Будда грядущего мирового периода. Так называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после окончания периода "правления нашим миром Будды Шакьямуни". В день этого праздника из храма выносят скульптурное изображение Майтрейи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают опять-таки скульптурное изображение коня зеленого цвета. Окруженная толпами верующих колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря, двигаясь по солнцу. Толпы верующих по обеим сторонам дороги движутся вместе с процессией, периодически совершая коленопреклонение перед статуей Майтрейи. Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Служба длится целый день.

МИСТЕРИЯ ЦАМ (ЧАМ)

Мистерия Цам (Чам) ежегодно совершалась в буддийских монастырях Тибета, Непала, Монголии, Бурятии, Тувы. В практику храмовой обрядности тибетских школ буддизма она была введена великим магом и учителем Падмасамбхавой (VIII в.). Даже в пределах одной страны эта мистерия могла исполняться в разные календарные сроки - в одних зимой, в других - летом и быть разной по жанру. В одних случаях это была танцевальная пантомима, в других - пьеса с диалогами, предусматривавшая 4-5 действующих лиц, наконец, это могло быть грандиозное театрализованное представление со 108 участниками (108 - сакральное число в буддизме), которые в костюмах и масках, достаточно тяжелых по весу (одна маска могла весить до 30 кг), разыгрывали действо, героями которого были персонажи пантеона тибетского буддизма и персонажи народной мифологии (в Тибете - тибетской, в Монголии и Бурятии - тибетской и монгольской). Исполнение мистерии преследовало несколько целей сразу, причем в разных монастырях упор делался на разное: устрашение врагов буддизма, демонстрация торжества истинного учения над всеми лжеучениями, способ умиротворения злых сил, чтобы предстоящий год был благополучным, подготовка человека к тому, что он увидит после смерти на пути к новому перерождению. Исполняли Цам специально подготовленные монахи, прошедшие посвящение; за несколько дней до праздника им полагалось побыть несколько часов в состоянии глубокой медитации. Случайных людей среди актеров быть не могло. Костюмы и маски имел каждый монастырь, тщательно сохраняя их от одного представления до другого. Когда что-то из них приходило в негодность, производили замену с тщательным соблюдением необходимых обрядов. У буддистов Монголии и России последние исполнения Цама зафиксированы в конце 20-х годов ХХ в. Идущие ныне в обеих странах процессы возрождения буддизма предусматривают и возрождение Цама, но это дело долгое и непростое.

ДУИНХОР

В монастырях северной ветви буддизма, сочетающей в себе черты махаяны и ваджраяны, отмечаются еще два праздника, неизвестные иным направлениям буддизма: Дуинхор и Дзул. Первый из них отмечается в мае и связан с началом проповеди Калачакры - одной из важных составных частей философии Ваджраяны. Калачакра - буквально "колесо времени", одна из самых эзотерических концепций буддийской тантры. Временем ее формирования считают Х век, местом - мифическую страну Шамбала. В праздник в храме собираются те, кому доступны философские глубины буддизма.

ДЗУЛ

Дзул - праздник, посвященный памяти (дню ухода в нирвану) основателя тибетской школы Гелуг - реформатора и философа Цзонхавы. Он же называется Праздником лампад, т.к. в этот день с наступлением темноты внутри и снаружи монастырей зажигаются тысячи масляных лампад. Их гасят с наступлением рассвета. Монахи читают молитвы, верующие миряне делают подношения храму деньгами, едой, вещами. Отмечают его ежегодно 25 декабря.

НИСХОЖДЕНИЕ БУДДЫ С НЕБА ТУШИТА НА ЗЕМЛЮ

К числу общебуддийских праздников относится Нисхождение Будды с неба Тушита на землю. Время его проведения: конец октября - ноябрь. Суть праздника в следующем. Проживая в облике ботхисаттвы на небе Тушита (9-й уровень буддийского космоса, где обитают все бодхисаттвы, до того, как станут буддами) Будда Шакьямуни понял, что ему пора совершить последнее перерождение среди людей на земле. Своими земными родителями он избрал правителя народа шакья Шуддходану и его жену Майю. В облике белого слона (один из священных образов буддизма) он вошел в бок своей будущей матери и родился царевичем. После 29 лет счастливой жизни во дворце он ушел на поиски истины, в 35 лет открыл ее для себя, сидя под деревом бодхи, и стал Просветленным, т.е. Буддой, и начал проповедовать свое учение. Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем "путь Будды" - это и есть главная идея данного праздника.

ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ ЗУБА БУДДЫ

И, наконец, еще один праздник, отмечаемый только последователями тхеравады - южной и наиболее ранней ветви буддизма - это праздник в честь Зуба Будды. Его проводят только в одном месте - на острове Шри-Ланка, в городе Канди в храме Далада Малигава, где хранится эта главная реликвия буддизма. Праздник длится две недели (время его проведения: конец июля - начало августа), он включает в себя храмовые службы, торжественные процессии со слонами, один из которых везет на себе ларец с Зубом, шествия музыкантов, танцоров, певцов. Когда-то считалось обязательным участие правителя Кандийского царства, т.к. владение реликвией давало право на занятие престола этого государства. Сейчас те же функции исполняет глава местной администрации.

Легенда, которая легла в основу праздника, такая. В момент кремации земного тела Будды, один из ее участников выхватил из погребального костра его зуб. В течение восьми веков он хранился в Индии, но в IV в., в связи с начавшимися на территории Индии междуусобными войнами, зуб решили увезти в безопасное место - на остров Шри-Ланку. Там в его честь построили храм и, как гласят местные предания, он с тех пор хранится здесь, и праздник в его честь проводится ежегодно. Данные исторических хроник противоречат этому утверждению, в частности, одна их них утверждает, что в XVI в. Зуб Будды был захвачен португальцами, попал в руки католиков-фанатиков и был публично сожжен, и что в Канди хранится подделка. Однако для любой религии миф важнее исторической действительности. Поэтому, по-прежнему, ежегодно в конце июля в город Канди съезжаются десятки тысяч людей, верующих и туристов, чтобы посмотреть на эту удивительную реликвию - единственное материальное подтверждение того, что Будда когда-то жил на земле.

Конечно, это не полный перечень буддийских праздников. Их очень много: каждая страна и каждый храм имеют свои собственные, но те, что здесь перечислены, пожалуй, можно считать самыми главными.

В соответствии с буддийским календарем 8, 15 и 30 числа каждого лунного месяца
следствия благих и неблагих деяний возрастают в 100 раз.

Энциклопедия «НАРОДЫ И РЕЛИГИИ»
www.cbook.ru

Сегодня можно встретить большое количество последователей буддизма. В этой религии множество праздников, легенд, обычаев.

Буддизм – мировая религия


Про буддизм

Буддизм можно смело назвать одной из первых религий в истории. Но сравнивать буддизм с другими религиями достаточно сложно, т.к. о боге тут не говорят, ведь его тут нет. Буддизм – это больше философская система.

Некоторые традиции буддизма

Говоря о буддизме нельзя не упомянуть об интересных традициях этой религии. Например, к браку тут относятся по-особенному. Нет никаких принуждений, но и измен также тут нет. Буддизм дает некоторые советы, как сделать семейную жизнь счастливой. Итак, такие советы дает основатель буддизма: быть верным, не флиртовать, подпитывать чувства исключительно к своему супругу/супруге. Вне брака не дозволено вести половую жизнь, и, конечно же, вести разгульный образ жизни.


Если человек не хочет семейных отношений – его не заставляют этого делать, все довольно добровольно. Если люди не могут жить вместе, им тяжело, то они могут договориться и разойтись. Но если следовать всем рекомендациям Будды, такой исход семейной жизни крайне редок. Также светило не советовал заключать брак людям, у которых огромная разница в возрасте.


Что для буддизма представляет собой семейная жизнь?

Для этой религии брак и семейная жизнь представляется, как возможность вместе развиваться, поддерживать любимого человека во всем. Также супружество – это отличная возможность не быть одиноким, если кого-то пугает этот фактор.

Буддийские монастыри и образ жизни монахов


Буддийские монахи

Последователи, как правило, обитают в общинах при храме. В нашем понимании, и в плане буддизма, монахи – это разные люди. В буддизме монахи не священнослужители. Это люди, которые обучаются в храме. Они медитируют и изучают священные тексты. При желании, и женщина, и мужчина может стать частью подобной общины.

Совет

У учения несколько направлений, и каждое из них обладает своими правилами. И эти правила необходимо соблюдать. Некоторые правила гласят отказаться от мяса, некоторые гласят перестать вести сельхоз деятельность. А некоторые гласят не быть участником социальной жизни и политики. А на что живут монахи, спросите вы? Монахи живут от подаяния. Если человек решил следовать Будде, то он должен следовать и правилам.

Значения праздников в буддизме

В буддизме у праздников особый статус. Тут нет разгульных празднований, как принято у нас. В этой религии праздник представляет собой особый день, в который человек встречается с большим количеством ограничений. В буддизме верится, что в праздник все мысли и поступки имеют большую силу – причем не важно, какие поступки имеются ввиду: плохие или хорошие. Если правильно все соблюдать, особенно в праздники – то суть учения будет постигнута гораздо быстрее, и человек приблизится к абсолюту.


Чистота везде

Праздник – это время, когда внутри и снаружи должна быть чистота. Чтобы была чистота, необходимо совершать определенные обряды, повторять мантры, играть на музыкальных инструментах. Человек, совершая все необходимые обряды, восстанавливает тонкую структуру, его сознание проходит очищение. В праздник все идут в храм, делают подношение.


Совет

Если какой-то праздник было решено отпраздновать дома, то это в норме вещей. Главное, чтобы человек имел правильный настрой и понимал, что это важно именно для него в первую очередь.

Праздники

Вишакха Пуджда


Праздник Вишакха Пуджда

В буддизме существуют разные праздники: Вишакха Пуджда, например. Это праздник посвящено основателю учения. В этот день украшаются храмы, монахи читают молитвы. Миряне слушают истории о Будде. Праздник длится неделю.


Асалха

Другой праздник – Асалха. Он был придуман в честь достижения просветления. Праздник проходит в июле при полнолунии. И это только часть особенных религиозных праздников.


Мистерия Цам


Праздник Мистерия Цам

Нельзя обойти стороной и праздник под названием Мистерия Цам. Праздник проходит каждый год и длится несколько дней. Она может быть в любое время года, празднуется в монастырях. Было принято ставить пьесы, или ритуальные танцы. Мистерия делалась с разными целями. Например, устрашить врагов учения, показать, каково же учение на самом деле.


Важно!!!

Буддизм богат на праздники, причем не только религиозные, но и более мирские. Например, Новый год, праздник Калачакры и ряд других праздников. В буддизме достаточно большое количество праздников. При этом, важными считаются не только религиозные, но и другие – все они очень важные и не имеют торжественного размаха. Все празднуют довольно скромно.

Вывод:

Учение направлено на просветление, поэтому его обычаи и традиции (например, свадебные) именно к этому и подводят людей. Необходимо жить в гармонии с собой и окружающим миром. Даже в праздники последователи учения не отклоняются от правил.


Суть буддизма

Буддийский религиозный календарь, как и мусульманский и иудейский, лунный. Однако не у всех буддистов это один и тот же лунный календарь: большинство буддистов празднуют 2 февраля 2003 года 2547 год (год черной или водяной овцы) эры нирваны, которая началась в день смерти Будды; буддисты-тибетцы 3 марта 2003 года отпразднуют 2130 год с момента восхождения на царство первого царя Тибета. Буддийские месяцы не имеют каких-либо особенных названий, а просто именуются «первый», «второй» и так далее вплоть до«двенадцатого». Иногда они называются по временам года: первый месяц года именуется также первым месяцем весны, четвертый - первым месяцем лета, седьмой - первым месяцем осени, десятый - первым месяцем зимы.

Главными религиозными праздниками буддистов являются: День Будды (Скадава или Весак; 15-го числа четвертого месяца), Новый год (Сагаалган по-монгольски, Лосар по-тибетски), Круговращение Майтрейи (Майдари-хурал по-монгольски; 15-го числа пятого месяца), Лхабаб дуйчен (или нисхождение Будды с неба Тушита на землю; 22-гочисла девятого месяца), день Рождения Будды (8-го числа четвертого месяца), День Дхармы (Чуинкор или Асалха; 4-го числа шестого месяца). Приверженцы тибетского буддизма («ламаисты») празднуют также Дуинхор (или Калачакр; празднуется в любое время, чаще весной), Дзул (25-го числа десятого месяца), мистерию Цам (Чам по-тибетски; в любое время, одновременно с другим праздником) и День рождения далай-ламы (6 июля). В соответствии с буддийским календарем праздничным считается 15-й день (полнолуние) каждого лунного месяца, кроме того, хорошими днями считаются также 5, 8, 10, 25 и 30-е числа каждого месяца. Далее речь пойдет о том, как отмечают те или иные праздники приверженцы тибетского буддизма , так как именно к этой ветви принадлежат народы России, традиционно исповедующие буддизм (тувинцы, буряты, калмыки, большая часть алтайцев).

Новый год

Празднование Нового года проходит в разные годы между концом января и серединой марта, в первое весеннее новолуние по лунному календарю.

За две недели до наступления Нового года буддисты начинают уборку домов, покупают новую одежду, заготавливают самые вкусные яства. 29-го числа двенадцатого месяца должны искупаться перед Новым годом все женщины, 30-го числа- все мужчины. Церемония духовного очищения проходит 30-го числа двенадцатого месяца (последний день старого года): монахи зажигают ритуальный костер (обычно на перекрестках дорог, где концентрируются все злые силы), в который бросают чучело злого божества, его гибель в огне символизирует духовное очищение.

Традиционно накануне Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год. В полночь во всех монастырях ламы начнут произносить молитву Чидирсан, которая закончится лишь с восходом солнца в первый день года. Празднование самого Нового года начинается лишь утром 1-гочисла наступившего года: в три-четыре часа утра встает хозяйка, которая готовит праздничную трапезу, с рассветом встают все остальные, наряжаются и приступают к праздничному завтраку. Потом идут в храм, где читают молитвы. Молебен первого дня священнослужители посвящают богине Сом, покровительнице и защитнице семьи. Считается, что она спускается на землю перед Новым годом и проверяет, как жила семья, правильные ли поступки совершали домочадцы, и дарует им благословение на будущий год. Молиться можно и дома: в Тибете, например, в каждой семье имеется алтарь с портретами Будды и далай-ламы. При молитве буддисты совершают «ку-сун-тук» (в переводе «тело-речь-сердце») - прикосновение сложенными руками ко лбу, горлу и груди. В первый день года нельзя ходить в гости, надо провести его именно в кругу семьи. Со 2-го числа начинается хождение в гости в честь Нового года, которое может продолжаться до конца первого месяца.

День Будды

Это самый священный день для всех буддистов, трижды благословенный день, отмеченный рождением, просветлением Будды и достижением им нирваны. В этот день случились сразу три великих события в жизни Будды: его последнее земное рождение, просветление и погружение в нирвану. Между первым и последним событием прошло 80 лет, Просветленным он стал в 35 лет, но все это, согласно традиционной биографии Будды, произошло в один день. Целую неделю монахи рассказывают в храмах о жизни Будды, вокруг храмов и монастырей движутся торжественные процессии, изображая театрализованные версии этих трех событий его биографии. В процессиях и храмовых службах принимают участие не только монахи, но и миряне.

В этот день особенно важно делать добрые поступки и опасно грешить: значение всех поступков возрастает во много раз. Буддийские монахи в связи с этим даже осуществляют довольно своеобразный ритуал: ловят или покупают живую рыбу и отпускают ее назад в реки и озера.

Круговращение Майтрейи

Майтрейя - будущий Будда, с приходом которого начнется новая эра и закончится период «правления нашим миром Будды Шакьямуни». У буддистов существует представление, что с каждым столетием люди живут все меньше, и новый Будда (Майтрейя) придет тогда, когда люди станут жить по 10 лет.

В этот день из храма выносят скульптурное изображение Майтрейи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают опять-таки скульптурное изображение коня. Окруженная толпами верующих колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря, двигаясь по солнцу. Верующие по обеим сторонам дороги движутся вместе с процессией, периодически совершая коленопреклонение перед статуей Майтрейи: они считают, что проведение этого праздника должно ускорить приход грядущего Будды на землю, когда и наступит «счастливая и радостная жизнь». Праздник проводится в разгар сельскохозяйственных работ. В течение всего праздничного дня торжественная процессия медленно движется по степи вокруг дацана. Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Служба длится целый день. Люди из толпы часто пытаются дотронуться до скульптуры Майтрейи, считая, что таким образом получают благословение, ноламы осуждают подобные предрассудки и отталкивают людей от колесницы.

Мистерия Цам

Мистерия Цам ежегодно совершается в монастырях буддистов-ламаистов Тибета, Непала, Монголии, Бурятии, Тувы и длится несколько дней. В практику храмовой обрядности тибетских школ буддизма она была введена великим учителем Падмасамбхавой (VIII век), который принес буддизм в Тибет и явился основателем школы нигма тибетского буддизма (хотя эта школаи сейчас распространена в Тибете, все далай-ламы, как все российские буддисты-«ламаисты», принадлежат к школе гелуг). Даже в пределах одной страны эта мистерия могла исполняться в разное время - зимой, летом - и быть разной по жанру. В одних случаях это был ритуальный танец, в других - пьеса с диалогами, предусматривавшая четыре-пять действующих лиц, наконец, это могло быть грандиозное театрализованное представление со 108 участниками (ритуальное число - буддийские четки также насчитывают 108 колец), которые в костюмах и масках, достаточно тяжелых по весу (одна маска могла весить до 30 килограммов), разыгрывали действо, героями которого были персонажи пантеона ламаистского буддизма и персонажи народной мифологии. Исполнение мистерии преследовало несколько целей сразу, причем в разных монастырях упор делался на разное: устрашение врагов буддизма, демонстрация торжества истинного учения над всеми лжеучениями, способ умиротворения злых сил, чтобы предстоящий год был благополучным, подготовка человека к тому, что он увидит после смерти на пути к новому перерождению. Исполняли Цам специально подготовленные монахи, прошедшие посвящение. Костюмы и маски имел каждый монастырь, тщательно сохраняя их отодного представления до другого. Сейчас Цам возрождается и в России.

Дуинхор

Празднование Дуинхора связано с началом проповеди Калачакр - одной из важных составных частей философии Ваджраяны. Калачакр с санскрита переводится как «колесо времени»; это одна из самых эзотерических концепций буддийской тантры. Временем ее формирования считают Х век, местом - мифическую страну Шамбала, невидимую для грешников, в нее могут погружаться только ламы, праведники. Смысл проповеди Калачакр -уничтожение эгоизма всебе и порождение в душах людей сострадания ко всем живым существам.

Дзул

Праздник посвящен памяти (дню ухода в нирвану или дню рождения - дни смерти и рождения в буддизме часто совпадают) основателя «ламаистской» школы гелуг философа Цонгхапы. Это торжество происходит обычно в декабре. Оно же называется Праздником лампад, т. к. в этот день с наступлением темноты внутри и снаружи монастырей зажигаются тысячи масляных лампад. Их гасят с наступлением рассвета. Монахи читают молитвы, верующие миряне делают подношения храму деньгами, едой, вещами. Буддисты, приверженные школе гелуг, празднуют его и как еще один Новый год.

Лхабаб дуйчен

Проживая в облике ботхисаттвы на небе Тушита (9-й уровень буддийского космоса, где обитают все бодхисаттвы до того, как станут Буддами), Будда Шакьямуни понял, что ему пора совершить последнее перерождение среди людей на земле. Своими земными родителями он избрал правителя народа шакья Шуддходану и его жену Майю. В облике белого слона (один из священных образов буддизма) он вошел в бок своей будущей матери и родился царевичем. После 29 лет счастливой жизни во дворце он ушел на поиски истины, в 35 лет открыл ее для себя, сидя под деревом бодхи, и стал Просветленным, т. е. Буддой, и начал проповедовать свое учение. Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем «путь Будды» - это и есть главная идея данного праздника.

День Дхармы

После достижения Просветления Будда направился к пяти аскетам, с которыми он ранее практиковал, с целью обучить их Дхарме (буддийскому учению и жизни в соответствии с ним), чтобы они также смогли достичь Просветления. Это было в пятый месяц (асалха по-монгольски), вдень полнолуния. Празднуя день Дхармы, буддисты осознают факт того, что Будда ознакомил мир с Дхармой посредством своего первого учения: «Учение о Приведении в Движение Колеса Истины».

Также празднование дня Дхармы указывает на основание Сангхи (общины, Церкви). В тот день первые пять последователей стали членами Сообщества из-за того, что следовали указаниям Будды. Основание Сангхи означало основание Трех Драгоценностей, Трех Великих Прибежищ: Будды, Дхармы и Сангхи, обученных последователей, тех, кто практиковал Учение и обрел его плоды. Члены Сангхи являются носителями учения Будды. Также в день Дхармы начинается затворнический период, васо, который может продолжаться месяц или даже год. Васо совпадает с началом сезона дождей в Азии и является периодом, в течение которого члены Сангхи не странствуют, но остаются на одном месте. В древние времена не имевшие своего жилища последователи постоянно путешествовали, и если они где-то останавливались (в пещере или в лесу), то для интенсивной медитации. По прошествии столетий чем более Сангха оседала в стране, тем чаще ламы оставались в монастыре на целый год или даже на всю свою жизнь.

Целью этого периода является продвижение в индивидуальной практике и развитие внутри Сангхи. Миряне также пользуются преимуществами этого периода. При посещении монастырей они могут практиковать три наиболее важных качества: даяние, нравственность и развитие ума.

День рождения далай-ламы

Это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому календарю. В этот день в дацанах читают молитвы о долголетии далай-ламы, обращаются к нему с самыми наилучшими пожеланиями. Далай-лама XIV Джампал Нгаванг Лосанг (или Тензин Гьятсо - «океан, хранящий учение»), духовный исветский лидер Тибета, родился в семье крестьян 6 июля 1935 году в деревне Тагстер в северной Тибетской провинции Амдо. Вдвухлетнем возрасте он был признан воплощением предыдущего XIII далай-ламы, который оставил предсказание, описывающее точное место рождения следующего далай-ламы, что затем было установлено традиционными методами. В 1939 году его привезли в Лхасу ив1940-м провозгласили главой всех тибетских буддистов.

Альберт Эйнштейн считал буддизм «самой наукообразной религией», тем не менее в ней есть место такому распространенному понятию, как праздники. Несмотря на свое нежелание признавать наличие бога как верховной правящей сущности, буддисты испытывают глубокое уважение к различным силам природы, святым и учителям, а также к самому создателю этого очень глубокого и всеобъемлющего религиозно-философского учения - Будде.

Сиддхартха Гаутама, прозванный впоследствии царевичем Шакьямуни, - реальное историческое лицо, жившее за несколько сотен лет до нашей эры. Таким образом, буддизм можно считать одной из самых древних мировых религий, хотя «втиснуть» его в рамки обычной религии вряд ли удастся. За прошедшие многие столетия в учении Будды формировалось несколько течений и школ, поэтому праздники буддизма в них, а также в разных местностях, где он распространен, могут сильно отличаться друг от друга. Можно сказать, что лишь небольшая часть из них истинно религиозные праздники, как, например, Весак. Это 15 день второго месяца весны, в который, по преданию, родился, обрел просветление и умер, окончательно уйдя в нирвану царевич Гаутама, ставший Буддой, то есть просветленным. Праздник возник очень давно, в самом начале буддизма и относится к тхераваде - одной из самых ранних его версий. Согласно древнему преданию, все три события состоялись в один и тот же день года, который приходится на полнолуние в мае. Можно сказать, что этот день почитают все буддисты без исключения, ведь они относятся к Будде с глубочайшим уважением, пониманием и преклонением перед силой его ума и мудростью.

Традиции буддийских празднований

Для большинства христиан церковные праздники напрямую связаны с радостью и отдыхом. Праздники буддизма в этом плане отличаются от принятых у нас норм. Считается, что все, что делается или о чем думается в эти моменты, усиливается в 1000 раз. Соответственно, любой негатив, будь то в деле или в мысли, возрастет в такой же пропорции. Поэтому для истинных буддистов эти дни посвящены наиболее строгому и глубокому контролю на только за собственными действиями и поступками, но и за своими мыслями. Если любое положительное достижение в этот момент возрастает в 1000 раз, то момент праздника - лучший способ достичь цели буддизма - прерывания сансары и ухода в нирвану.

Второй момент, которым отличаются праздники буддизма, намного ближе нам по духу. Это ритуальная чистота. При этом чистота физическая ассоциируется с очищением духовным. В такие дни верующие и монахи тщательно убирают храмы и монастыри, очищают свои жилища и тела. Но эти действия нельзя считать простой генеральной уборкой. Это в самом высоком смысле священнодействие, с мантрами и извлечением особых звуков, призванных гармонизировать среду обитания и налаживать контакты с тонкими материями. Опытный ученый мог бы сказать, что праздничное очищение в буддизме - не что иное, как способ воздействия на мир на квантовом, глубинном уровне.

Из традиций, характерных и для праздников буддизма, и для многих других религиозных действий, можно назвать посещение храмов, раздача подношений самому Будде, учителям, монахам и членам общины. В эти дни все стремятся стать лучше, изгнать из себя пороки, мешающие просветлению.

Однако не существует никаких строгих требований относительно обязательного посещения храма или регламентации действий, как, например, в иудаизме, где вообще невозможно отступление от раз и навсегда принятого в незапамятной древности правила. В буддистской традиции праздник вполне можно встречать и дома, главное, чтобы он был наполнен глубоким внутренним смыслом, а не простым бездействием.

Самые известные и широко отмечаемые торжественные дни буддизма

Хотя в некоторых странах, где распространен буддизм, используется григорианский календарь, то есть тот, которым все мы привыкли пользоваться с самого детства, традиционный буддийский календарь лунный. В нем месяцы намного короче, чем в нашем, основанном на базе солнечного года, поэтому все даты имеют существенное смещение. Праздники буддизма рассчитываются по специальным астрологическим таблицам, что, кстати, делается и для некоторых христианских торжественных и памятных дней, например, Пасхи. Существуют и фиксированные праздники, как, например, не относящийся к каноническим, но очень почитаемый всеми буддистами, особенно тибетской традиции, день рождения нынешнего Далай-ламы X|V Нгагванг Ловзанг Тенцзин Гъямцхо, родившийся 6 июля 1935 года.

Полнолуния считались с древности особым временем, поэтому значительная часть праздников, пришедших из тьмы веков, приходится именно на эти дни месяца. Нужно отметить, что разные страны, где распространен буддизм, могут использовать различные даты и торжественные события, то есть единого календаря праздников буддизма не существует.

Среди самых распространенных и популярных дней можно назвать следующие:

  • Дончод-хурал или Весак - день, когда родился, стал просветленным и навсегда ушел в паринирвану Будда. Он традиционно празднуется на 15 день второго (четвертого)т месяца года.
  • Асапха - первый день, в который Будда даровал свое учение. Праздник отмечается в первое полнолуние, наступающее в восьмом месяце.
  • Абхидхамма - день восхождения Будды на небо Тушита для беседы со своей матерью. Праздник особенно популярен в Мьянме. Отмечается в полнолуние седьмого по счету месяца.
  • Лхабаб дуйсэн - день нисхождения Будды с неба Тушита.
  • Сагаалган - Новый год.
  • Сонгкран - праздник весны, когда принято очищать жилища и поливать душистой водой монахов и молодежь. Это Новый год в Таиланде, который приходится на 13 апреля. Считается одним из крупных семейных торжеств в буддизме. В этот день принято делать подношения из особых, с любовью приготовленных блюд буддийским священнослужителям, а также использовать чистую ароматную воду очищения и смены времен года. Ее настаивают на лепестках самых ароматных цветков, в основном жасмина и местных роз, а затем поливают ею статуи Будды. Такой же водой обрызгивают родных, друзей и прохожих с пожеланиями долгой жизни.
  • Праздник слонов - создан в память о том, как Будда сравнивал учение новичка у опытного учителя с контактами домашнего и дикого, необученного слона.

Это только малая толика из множества ритуалов и празднований, принятых в буддийской традиции. Существует множество менее значимых торжеств, посвященных локальным божествам или местным событиям, святым и покровителям.

Особенности буддийской традиции

В этом учении также достаточно четко регламентированы дни, когда лучше всего стричь волосы, лечиться, отправляться в долгий путь или начинать новое дело. Это такая своеобразная буддийская астрология, советующая самый оптимальный способ проведения важных для человека мероприятий. Также во всех странах, где принят буддизм, отмечаются дни перехода из одного возраста в другой, особенно взросление (вспоминается бар-мицва и бат-мицва в иудаизме и первое причастие в католичестве), свадьбы, рождения детей и похороны. Как и в других религиозно-этических группах, у буддистов существуют особые, веками выработанные ритуалы и нормы празднования этих важных для людей событий.

Интересными особенностями отличаются такие важные события, как буддийские свадьбы. Точная их дата, а также время проведения обряда рассчитывается, исходя из момента рождения обоих брачующихся. В результате празднование может проходить как днем, так и среди ночи. Считается, что такой подход способствует идеальной гармонии отношений в новой ячейке общества.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в такой огромной семье народов, которых объединяет буддизм, можно встретить множество различных типов празднований и обрядовых действий. При этом они совершенно необязательно должны выполняться по единой схеме, ведь места обитания, традиции и условия жизни буддийских народов резко отличаются друг от друга. Достаточно сравнить обычаи Бурятии и Таиланда, Тибета и Шри-Ланки, чтобы понять, что в каждом государстве обязательно не только будут собственные особые праздники, но и традиционно отмечаемые повсюду в буддийском мире торжества также приобретут персональные черты, своеобразную национальную окраску. Нельзя сказать, что это является чем-то негативным, напротив, говорит о том, что мировой буддизм - не застывшая навеки инертная масса, а живое, развивающееся и прогрессирующее, изменяющееся, не меняя своей сути, светлое и чистое учение.

Буддийские праздники - это события, полные доброты и радости. Ежегодно буддисты всего мира отмечают множество праздников и устраивают фестивали, большинство из которых связано с важными событиями из жизни Будды или различных бодхисатв. Даты праздников устанавливаются согласно лунному календарю и могут не совпадать в различных странах и традициях. Как правило, в день фестиваля миряне отправляются в местный храм буддистов, чтобы ранним утром поднести монахам пищу и прочие предметы, а также послушать наставления в нравственности. Дневное время может быть посвящено помощи бедным, хождению вокруг храма или ступы в знак почитания Трех Драгоценностей, декламации мантр и медитации. Наиболее важные буддийские праздники кратко описаны ниже.

Буддийский Новый год

В разных уголках земли этот праздник приходится на различные даты. В странах Тхеравады (Таиланд, Бирма, Шри-Ланка, Камбоджа и Лаос) отмечается в день полнолуния апреля и празднуется три дня. В традиции Махаяны Новый год, как правило, начинается в первое полнолуние января, а основная часть тибетских буддистов празднует его в марте. В странах в этот день принято обливать друг друга водой.

Праздники в Традиции Тхеравады - Весак (День Будды)

Некоторые буддийские праздники имеют особую значимость и проводятся с большим размахом, например, Весак - День Будды. В полнолуние мая буддисты по всему миру отмечают день рождения, просветления и ухода Будды (за исключением когда праздник приходится на начало июня). Слово «Весак» используется согласно названию месяца по индийскому календарю.

Магха пуджа (День Сангхи)

Магха пуджа отмечается в полнолуние третьего лунного месяца и может приходиться на февраль или март. Этот священный день служит напоминанием о важном событии из жизни Будды, которое произошло в ранний период его деятельности как учителя. После первого затвора в сезон дождей Будда отправился в город Раджагаха. Сюда, без предварительной договоренности, после странствий вернулось 1250 архатов (просветленных учеников), дабы выразить почтение учителю. Они собрались в монастыре Верувана вместе с двумя старшими учениками Будды - достопочтимыми Сарипутрой и Моггаланой.

Буддистские праздники в традиции Махаяны - Уламбана (День Предков)

Последователи Махаяны отмечают этот праздник с начала восьмого лунного месяца по его пятнадцатые лунные сутки. Считается, что врата Ада открываются в первый день этого месяца и духи могут перемещаться в человеческий мир в течение двух недель. Подношения пищи, сделанные в этот период, могут смягчить страдания призраков. На пятнадцатый день, Уламбану, люди посещают кладбища, чтобы сделать подношение покойным предкам. Некоторые тхеравадины из Камбоджи, Лаоса и Таиланда также отмечают это ежегодное событие. У японских буддистов аналогичный праздник носит название Обон, начинается 13 июля, длится 3 дня и посвящается рождению ушедших предков семьи в новых телах.

День рождения Авалокитешвары

Данный праздник посвящен идеалу бодхисатвы, воплощенному Авалокитешварой, который олицетворяет собой совершенное сострадание в махаянской традиции Тибета и Китая. Праздник выпадает на полнолуние марта.

День Бодхи (День Просветления)

В этот день принято чествовать просветление Сиддхартхи Гаутамы, ставшего Буддой. Как правило, буддисты отмечают этот важный праздник восьмого декабря, декламируя мантры, сутры, медитируя и слушая учение.

Существуют и другие буддийские праздники, имеющие различные масштабы и свою уникальную специфику. Они могут проходить как ежегодно, так и иметь более частую периодичность.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: