Са мо со зна ние. В.С.Мерлин Самосознание Функции самосознания

Люди отличаются от всего остального, что создано на планете Земля, важнейшим свойством - самосознанием. Наличие самосознания является обязательным условием сформированной личности. К. Маркс справедливо заметил, что животное абсолютно тождественно со своей жизнедеятельностью, оно просто не отличает себя от своей жизнедеятельности, составляет с ней одно неразделимое целое. Животное, собственно, и есть эта жизнедеятельность, оно как бы живет «вместе с жизнью», не замечая ее: спит, ест, убегает от опасности. Здесь нет восприятия времени, возраста, чувства удовлетворенности. Всем этим движет лишь инстинкт выживания в среде.

Человек же подчиняет свою жизнедеятельность собственной воле и сознанию. Он сам выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, своих действий и поведения. Он субъективно переживает фактор времени, свое прошлое и настоящее, может представлять свое будущее.

Существует взгляд на развитие самосознания как на многоуровневый процесс. Так, иногда здесь выделяют четыре уровня (по Л. Столяренко):
- непосредственно-чувственный (уровень простейшего самопознания, обеспечивающего самоощущение процессов в организме, психических состояний);
- личностный (уровень переживаний о себе как личности, которой присущи сильные и слабые стороны);
- интеллектуально-аналитический (уровець осознания содержания собственных мыслительных процессов через самонаблюдение и самоанализ);
- целенаправленно-деятельный (симбиоз предыдущих уровней с выходом на мотивированное поведение чг рез самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение).

В. Мерлин считает, что формирование самосознания осуществляется в четыре этапа:
- осознание индивидом отличия себя от остального мира;
- осознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
- осознание своих психических свойств;
- социально-нравственная самооценка, самоуважение.

При всем различии взглядов в динамике самосознания просматривается и общее - усиление роли социальной составляющей.

Структура самосознания представляет собой неоднородное архитектурное образование. Как устойчивая установка индивида по отношению к себе она включает в себя три взаимосвязанных компонента:
- когнитивный, отражающий самопознание индивида;
- эмоциональный, выражающий его еамоотиошение (самооценку);
- поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида.

К основным функциям самосознания можно отнести:
- формирование себя как неповторимой личности (приобретение собственного образа «Я»).
- самозащита своего образа «Я» как фактора устойчивости личности во всех условиях жизнедеятельности.

Самосознание динамично, находится в развитии. На это обращал внимание А. Леонтьев, когда подчеркивал, что следует различать «знание о себе и осознание себя»: «Знания о себе накапливаются уже в раннем детстве; в неосознанных чувственных формах они, по-видимому, существуют и у высших животных. Другое дело - самосознание, осознание своего «Я». Оно есть результат, продукт становления человека как личности». Что касается взглядов на механизмы генезиса самосознания, то здесь наблюдаются расхождения. Вот некоторые из них:
- самосознание первично для человека и обусловлено в значительной степени генетически. Ребенок постепенно узнает себя в самом себе, в окружающем его мире, отмечает свои отличия от других, приобретает способность самостоятельно поддерживать устойчивость своих личностных качеств, т.е. формирует сознание;
- самосознание не является самостоятельным процессом. Сознание и самосознание формируются одновременно, и их автономное существование невозможно. Осознание внешнего мира и себя - единый процесс, возникающий в результате синтеза самоощущений и ощущении элементов объективного мира. В развитии самосознания наблюдаются те же периоды, что ив развитии знаний человека об объективном мире: элементарные самоощущения - самовосприятие - самопредставления - мнения и понятия о себе. Далее этот процесс переходит на более высокий, рефлексивный путь развития самосознания, при котором место ощущений занимают процессы самоосмысления в понятийной форме. Становление самосознания обеспечивается общественно-культурным фактором, взаимодействием человека с другими людьми в сфере деловых и межличностных отношений.

Билет №18: Сознание как высшая форма психического отражения. Структура сознания. Самосознание и его формы.

Сознание как высшая форма психического отражения.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Свойства сознания

С.Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:

  • построение отношений;
  • познание;
  • переживание.

Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий. См.: Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

При анализе механизмов сознания важно преодоление так называемой мозговой метафоры. Сознание является продуктом и результатом деятельности систем, к которым относится и индивид, и общество, а не только мозг. Важнейшим свойством таких систем является возможность создания недостающих им функциональных органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно редуцировать к тем или иным компонентам исходной системы. Сознание должно выступать в качестве «суперпозиции функциональных органов».

Свойства сознания как функционального органа:

  • реактивность;
  • чувствительность;
  • диалогизм;
  • полифоничность;
  • спонтанность развития;
  • рефлексивность.

Функции сознания

К основным функциям сознания относятся следующие:

  • отражательная;
  • порождающая (творческая, или креативная);
  • регулятивно-оценочная;
  • рефлексивная;
  • духовная.

Основными характеристиками сознания являются:

  • отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;
  • различение субъекта и объекта (т.е. того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек - единственное живое существо, способное к самопознанию;
  • самооценки своих поступков и себя в целом. По выражению Гегеля, "человек есть животное, но он уже не животное, потому что знает, что он животное.
  • обеспечение целеустремлённой деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью он активно влияет на окружающий мир;
  • наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным стимулом для активизации сознания.

Структура сознания



В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание . Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли . Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

О низком уровне сознания говорят тогда, когда человек недостаточно осознает обстоятельства, при которых он действует, и свое отношение к ним. Известно, что по правилам воспитанности нужно уступать место в транспорте пожилым женщинам, детям. Но не все так делают.

Высокий уровень сознания характеризуется тем, что человек раскрывает существенно необходимые связи, руководствуясь удаленной и общественно значимой целью и определенными мотивами, и соответственно планирует, организует и регулирует свои действия. Сознательный человек действует определенным образом потому, что иначе не может. Чем сложнее и ответственнее задача, тем выше должен быть уровень сознания.

Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного . Осознаются цель деятельности, пути достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто автоматизированы.

Самосознание и его формы.

Главная функция самосознания – сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Самосознание проявляется в: познавательной (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ, самокритика), эмоциональной (самочувствие, самолюбие, скромность, гордость, чувство собственного достоинства) и волевой (сдержанность, самоконтроль, самообладание, дисциплина) формах.

Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, то есть некоторый вид самосознания. Психологи говорят о том, что осознание действительности на уровне восприятия предполагает определенную, включенную в этот процесс "схему мира". Но последняя, в свою очередь, в качестве своего необходимого компонента предполагает определенную "схему тела".

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень развития этого процесса - возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Однако самосознание - это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом Я, вынесение некоторой самооценки и - как следствие - возникновение чувства удовлетворения или же недовольства собой.

Самосознание - настолько очевидное свойство каждого человека, что факт его существования не может вызвать никаких сомнений. Более того, значительная и весьма влиятельная ветвь идеалистической философии утверждала, начиная с Декарта, что самосознание - это как раз единственное, в чем никак нельзя усомниться. Ведь если я вижу какой-то предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией. Однако же я никоим образом не могу сомневаться в том, что существую и существует процесс моего восприятия чего-то (пусть даже это будет галлюцинация). И вместе с тем самое небольшое размышление над фактом самосознания вскрывает его глубокую парадоксальность. Ведь для того, чтобы осознавать самого себя, нужно видеть себя как бы со стороны. Но со стороны меня может видеть только другой человек, а не я. Даже свое тело я лишь отчасти могу видеть так, как его видит другой. Глаз может видеть все, кроме самого себя. Для того чтобы человек мог видеть самого себя, осознавать самого себя, ему необходимо иметь зеркало. Увидев свой образ в зеркале и запомнив его, человек получает возможность уже без зеркала, в своем сознании видеть себя как бы "со стороны", как "другого", то есть в самом сознании выходить за его пределы. Но для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен осознать, что в зеркале отражен именно он, а не какое-то другое существо. Восприятие зеркального отображения как своего подобия кажется абсолютно очевидным. Между тем в действительности это вовсе не так. Недаром животные не узнают себя в зеркале. Оказывается, для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен уже обладать определенными формами самосознания. Формы эти не даны изначально. Человек их усваивает и конструирует. Он усваивает эти формы с помощью другого зеркала, уже не реального, а метафорического.

Уровни самосознания:

Природный: выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности собственных действий: то, что я переживаю – конкретно я (филогенетические предпосылки самосознания возникают сразу с предпосылками сознания).

Социальный: сравнение себя с другими. Критерий – появление речи, возникновение продуктивного диалога дитя со взрослым, у дитя возникает возможность децентрации. Возможность говорить не значит способности вести продуктивный разговор, мешает эгоцентризм (пока он не преодолен, нет осознания себя, понимания что это – моя точка зрения).

Личностный: рефлексия собственных переживаний; осознание собственных мотивов.

Уровни развития самосознания

Уровни Самопознание (познавательная часть) Самоотношение (эмоциональная и волевая составляющие)
Природный Когнитивное представление о себе, схема тела, связана с доречевым сенсомоторным интеллектом – чувственная, двигательная и сенсорная стороны Смутное либо мышечное чувство – общее переживание удобства либо дискомфорта
Социальный Я-образ (восприятие себя), формируется при сравнении себя с другими. Перцептивное представление о себе, адаптация перцепции и поведения Самоуважение (Маслоу) – аффективная, эмоциональная саморегуляция – волевая часть
Личность Я-концепция (интеллектуальное, мыслительное представление о себе), понимание обстоятельств собственного поведения Самооценка (Роджерс) – понимание, переживание собственного настоящего Я; понимание ближайших возможностей собственного развития.

Венцом развития сознания является самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Самосознание возникает в ходе развития сознания личности. Сознание и самосознание взаимообусловлены: чем выше уровень сознания человека, тем выше уровень его самосознания, и наоборот. С расширением представления человека о внешнем мире, расширяется его самосознание.

Самосознание осознание человеком самого себя , своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств. Это процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе.

Развитие самосознания человека проявляется в: самонаблюдении; критическом отношении к самому себе; оценке своих положительных и негативных качеств; ответственности за свои поступки.

Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция – защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Самосознание характеризуется своим продуктом – представлением осебе, «Я-образом» («Я концепцией») .

Методика: тест «Кто Я» (М.Кун).

Обладая сознанием, человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свой «Я-образ», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в этом обществе.

«Я-образ» является ядром системы саморегуляции человека. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет


через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В.П.Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания – левым полушарием.

Самосознание представляет собой особую форму сознания. Объектом самосознания служит собственная личность как субъект деятельности.

Самосознание – необходимое условие самосознания личности. Самосознание возникает в ходе развития сознания личности по мере того, как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом в практической и теоретической деятельности, «Я» само формируется в ней.

Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, познавая себя как субъекта, называет своим «Я». Я - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании.

Самосознание человека является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая в себя то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним открываются все новые формы бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл всех задач, которые он разрешает в жизни.

В.С.Мерлин Самосознание Функции самосознания

В изложенном ранее мы рассматривали личность под углом зрения ее деятельности. Определяя само понятие личности и ее отличительные признаки, руководствовались тем, какую роль она играет в деятельности человека. Точно так же и все основные закономерности личности мы выясняли на основе ее проявлений в деятельности. Только таким путем и может быть рассмотрена объективная функция личности в общественной жизни.

Но при этом способе рассмотрения мы познаем личность такой, какой она является для других: для общества, для коллектива, для окружающих людей. Однако, человек – личность не только для других, но и для себя. Он осознает себя как личность, отдает себе отчет в том, что является субъектом, активным деятелем. Это свойство человека осознавать, сто он является субъектом деятельности и притом субъектом со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой, мы называем самосознанием.

Самосознание представляет собой особую форму сознания. Объектом предметного сознания является объективная действительность. Обозначая словом предметы и создавая образы предметов и явлений, человек отдает себе отчет в том, что именно отражается в настоящий момент или отразилось в прошлом в его психике. Объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности.

Как предметное сознание, так и самосознание – необходимые условия существования личности. Предметное сознание необходимо пот ому, что субъектом деятельности человек может быть только тогда, когда он осознает поставленную цель и представляет себе конечный результат деятельности, когда он осознает пути, средства и условия достижения этой цели. Вместе с тем, субъектом деятельности человек является только тогда, когда свои отношения к действительности он осознает с большей или меньшей полнотой и адекватностью, с большей или меньшей степенью ясности как «мои отношения». К.Маркс характеризовал самосознание как «мое отношение к моей среде».

Генетически предметное самосознание первично а самосознание вторично. Предметное сознание появляется уже на первом году жизни ребенка, например, в узнавании и воспроизведении отсутствующих предметов. Самосознание с достаточной надежностью обнаруживается лишь в 2,5 – 3 года в употреблении личных местоимений, в стремлении к самостоятельности, негативизме и проч. Во всем дальнейшем развитии личности развитие отношений личности так, как они проявляются в деятельности, опережает отражение этих отношений в самосознании. В ролевой игре ребенок-дошкольник уже является личностью для других, активным деятелем, выполняющим определенную социальную роль. В игровой роли ребенок проявляет определенные и устойчивые свойства и отношения личности, например, властность или подчиненность, агрессивность или отзывчивость. Но осознание себя как личности так же, как и осознание определенных свойств своей личности возникает гораздо позднее. Кроме того, самосознание отражает свойства личности далеко не с абсолютной полнотой и точностью. Человек не отдает себе полного и ясного отчета во всех тех свойствах своей личности, которые объективно определяют его действия и поступки.

Точно так же и функциональное самосознание вторично по отношению с отношениями личности, проявляемыми в деятельности. Это значит, что в психологической характеристике личности главное и определяющее значение имеет не самосознание, а отношения личности, понимаемые как системы мотивов, направляющие действия и поступки человека.

Однако, хотя генетически и функционально самосознание вторично по сравнению с отношениями личности, проявляемыми в деятельности, в процессе развития все более возрастает его детерминирующее значение. Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей личности социально-нравственным требованиям, предъявляемых нам; мы осознаем также несоответствие наших физических и психических возможностей нашим стремлениям. Мы ищем пути для преодоления этих противоречий. Руководствуясь своим самосознанием, мы формируем своими действиями и поступками новые свойства личности. В зависимости от уровня самосознания мы в состоянии создавать свою личность своими действиями и поступками. Чем старше ребенок, тем большую роль в развитии его личности играет самосознание.

Не меньшую роль приобретает самосознание, определяя успех деятельности. Рассмотренные выше пути приспособления к деятельности на определенной ступени развития личности обусловлены в той или иной степени участием самосознания. Так, прежде всего, выбор деятельности, соответствующий свойствам личности и индивидуума человека, зависит от правильного осознания этих свойств и их места в структуре личности. Формирование индивидуального стиля, при помощи которого преодолевается противоречие свойств индивидуума требованиям деятельности, совершается успешнее всего тогда, когда человек отдает себе ясный отчет в том, какие способы и приемы действия наиболее соответствуют его психическим свойствам. В тех случаях, когда успешность приспособления зависит от изменения уровня притязаний, существенное значение приобретает адекватное осознание своих возможностей.

Физические и психические свойства человека- одна из могущественных сил, которыми пользуется человек. Чтобы заставить природу служить своим целям, человек должен не только познать и использовать собственные законы природы, как об этом писал Ф. Энгельс, он должен познать и использовать законы своей собственной личности. В этом и заключается одна из важнейших функций самосознания. Таковы основные функции самосознания – развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально- нравственными требованиями общества и сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества. Обе эти функции осуществляются самосознанием не изолированно, а в неразрывном единстве с познанием внешнего мира, то есть предметным сознанием. Лишь в той степени, в какой человек осознает закономерности общественной жизни, он в состоянии правильно осознать социально-нравственную ценность своей личности. Лишь в той степени, в какой человек правильно осознает социальные и природные условия, в которых он действует, он в состоянии правильно использовать в своей деятельности осознанные им свойства своей личности. Наконец, полное и адекватное осознание свойств своей личности возможно лишь в той степени, в какой известны физиологические условия и социально-психологические закономерности человеческой личности вообще.

Чем выше ступень развития личности, тем в большей степени ее действия и поступки, а также избранный ею жизненный путь обусловлены самосознанием. О личности мы действительно не вправе судить по тому, что она думает о себе. Но если человек правильно думает о себе, его самосознание адекватно отражает подлинные свойства личности и если столь же адекватно его мировоззрение отражает закономерности природы и общества, то мы вправе предсказать, что он внесет наибольший вклад в преобразование природы и общества и совершенствование собственной личности.

Из кн.: Структура личности: характер, способности, самосознание. Уч. пос. к спецкурсу. Пермь. 1990. Гл.4. с.81-84.

С.Л.Рубинштейн

Последнее обновление: 17/08/2014

Самосознание является одним из первых компонентов Я-концепции. Хотя самосознание занимает центральное место в каждом из нас, сегодня мы еще недостаточно хорошо его понимаем. Исследователи продемонстрировали, что осознание себя у человека начинает появляться в пределах года с момента его рождения и развивается ещё в течение шести месяцев.

Какое определение дают самосознанию эксперты?

«Самосознание есть психологическое состояние, в котором люди осознают свои черты, чувства и поведение. Кроме того, его можно определить как реализацию самого себя в своей индивидуальности» .

Крисп, Тёрнер (2010)

Самосознание является «…психологическим состоянием, при котором человек воспринимает себя как объект внимания».

Франсуа (1996)

Когда появляется самосознание?

Льюис и Брукс-Ган (1979) провели несколько интересных исследований на тему развития самосознания. Исследователи прикрепляли красную точку к носу младенца, а затем подносили его к зеркалу. Если дети узнавали себя в зеркале, тянулись к собственному носу, а не к отражению в зеркале, исследователи считали, что у них, по крайней мере, в некоторой степени развито самосознание. Льюис и Брукс-Ган обнаружили, что практически все дети младше года тянулись к отражению, около 25% младенцев в возрасте от 15 до 18 месяцев и около 70% малышей возрасте 21-24 месяцев тянулись к собственному носу.
Важно отметить, что исследование Льюиса и Брукс-Гана только визуально указывает на наличие самосознания у младенцев; на самом деле дети могут обладать и другими формами самосознания даже на столь раннем этапе своей жизни. Исследователи Льюис, Салливан, Стангер, и Вайс (1989) предполагают, что о наличии самосознания может говорить выражение эмоций, а также способность думать о себе по отношению к другим людям.

Как развивается самосознание?

Исследователи считают, что важную роль в развитии самосознания играет определённая область мозга - передняя часть поясной извилины (область лобной доли). Эксперимент Льюиса и Брукс-Гана указывает на то, что самосознание начинает появляться у детей в возрасте около 18 месяцев, что совпадает с быстрым ростом клеток в передней части поясной извилины. Исследователи также использовали сканирование мозга, чтобы показать, что этот регион активируется у взрослых, обладающих самосознанием.

Виды самосознания

Психологи часто выделяют различные типы самосознания:
Общественное самосознание . Этот тип самосознания возникает, когда люди начинают понимать то, какими они кажутся другим. Общественное самосознание часто возникает в ситуациях, когда люди находятся в центре внимания, например, когда выступают или беседуют с группой друзей. Этот тип самосознания часто заставляет людей придерживаться социальных норм. Когда мы осознаем, что за нами следят и нас оценивают, мы часто пытаемся вести себя таким образом, который позволит нам выглядеть в глазах других социально приемлемыми и желанными. Общественное самосознание может также привести к тревожности, при которой люди начинают испытывать недомогание и беспокойство по поводу того, как их воспринимают другие.
Частное самосознание . Этот тип возникает, когда люди осознают некоторые аспекты себя. Например, когда Вы видите своё лицо в зеркале и осознаёте его, это может считаться одним из видов частного самосознания. Неприятные ощущения в животе, когда Вы понимаете, что забыли подготовиться к важному тесту; трепет Вашего сердца, когда вы видите привлекательного для Вас человека - тоже отличные примеры этого вида самосознания.

Состояние повышенного самосознания

Вам никогда не казалось, что все на Вас смотрят, Ваши действия судят и ждут, что же Вы будете делать дальше? Это состояние повышенного самосознания может ставить Вас в неловкое положение и в некоторых случаях даже заставлять нервничать. В большинстве случаев, оно носит лишь временный характер и возникает в ситуациях, когда мы находимся в центре внимания. Для некоторых людей, однако, это состояние может стать хроническим.
Застенчивые люди имеют более выраженный уровень частного самосознания, что может служить как хорошим, так и плохим знаком. Эти люди, как правило, лучше осведомлены о своих чувствах и убеждениях, и поэтому, скорее всего, будут придерживаться своих личных ценностей. Тем не менее, они также чаще страдают от негативных последствий для здоровья - растущего стресса и тревоги. Они иногда склонны размышлять о событиях и чувствах, могут подвергаться ярко выраженной депрессии.
Публичные застенчивые люди имеют более развитое общественное самосознание. Они, как правило, больше думать о том, что другие люди думают о них, и часто обеспокоены тем, что другие люди могут осуждать в их внешности или их действиях. В результате, эти люди склонны придерживаться групповых норм и пытаться избежать ситуаций, в которых они могли бы выглядеть плохо или чувствовать себя неловко.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: