Россия нашла свое золото скифов. Скифское золото

Как стало известно, золото скифов из Крыма после выставки «Крым: золото и тайны Черного моря» в Голландии будет возвращено… Украине. И вот словно по иронии судьбы на территории России археологи еще в прошлом году нашли скифскую «чашу Грааля».

В Ставропольском крае российские ученые неожиданно обнаружили сенсацию последних 50 лет - шедевры древней торевтики: изделия высокого мастерства были созданы греками по заказу скифов. Их царство с центром в Крыму просуществовало до II в. до н. э. (формально - до III века н.э., когда было сметено готами). Уникальные артефакты спасла от разрушения наблюдательность искателей.

В прошлом году в 20 км от Ставрополя исследователи случайно сделали уникальные открытия периода расцвета Скифии в кургане, который, казалось бы, не предвещал ничего особенного. Дело в том, что на этой территории работы проводились уже в течение многих лет - было раскопано несколько десятков курганов. В основном это курганы эпохи бронзы. И казалось, что и этот курган высотой немногим более 3 метров ничего в себе не таит. Между тем…

Памятник я не буду называть пока - его исследование продолжается, а «черные копатели» не дремлют... Укажу только район - Шпаковский, - посвящает «МК» в научные тайны Андрей Белинский, руководитель ГУП «Наследие» (открытие принадлежит именно его исследователям). Пока неизвестно, к кому эти золотые шедевры «прилагались». Они были спрятаны на периферии кургана, в тайнике, а сам курган был полностью "выграблен". Свидетельство тому - огромная яма. Но парадокс - золото как-то и не заметили...

В «секретном» каменном ящике оказались: гривны, перстень и сами шедевры древней торевтики. Самая крупная находка (на фото выше и ниже) - предмет конусовидной формы со сценами: с одной стороны - два грифона терзают жеребца и с другой - два грифона терзают оленя. «Работа невероятно тонкая, - водит пальцем по поверхности находки археолог Белинский. - Эти вещи первично можно датировать V–IV веками до н.э.».

Самое удивительное, что историки ранее считали, что на территории Ставрополья находок периода, к которому принадлежит найденное золото, быть не может. Однако удача команды искателей под руководством Белинского опровергла эти предубеждения. Теперь стало понятно, что на территории Ставропольской возвышенности есть скифская культура, которая соотносится с широко известной в Крыму.

Найденные на юге России археологами древние работы по золоту невероятно высокого качества: на изделиях можно разглядеть мускулатуру у людей и сделанные насечками пятна на шкуре у оленей - так неизвестный мастер обозначал вид этого животного. Золотых дел греческие мастера выделили у грифонов и у оленя отчетливые половые признаки.

На втором шедевре торевтики мы видим три парные фигуры, формирующие батальную сцену. У воинов можно рассмотреть складки на одежде, швы, обувь, типы луков и колчанов. В нижней части «картины» еще две фигуры. Один лежит, а у второго, по всей видимости, отсечена голова (рядом с ним лежит, вероятно, скальпированный череп). Ярко выражен и образ одного участника сцены - лицо пожилого человека испещрено филигранными морщинами, а голова "украшена" тонко проработанной прической.

Как специалисты интерпретируют эти изображения?

Совершенно точно - это два ритуальных предмета. Один из них это своего рода скифская «чаша Грааля». Изображения грифонов, терзающих оленя и жеребца, скорее всего, связаны с нижним уровнем скифской модели мира. То есть с подземным миром. Один из наиболее реальных вариантов толкования - это описанный еще греком Геродотом сюжет из скифской мифологии о возвращении скифов из походов по Передней Азии, когда их встретили дети, нажитые женами с рабами в их отсутствие, вследствие чего произошла схватка скифов с собственными рабами. Но помимо лежащего на поверхности пикантного сюжета может быть гораздо более глубокая интерпретация изображений. Одно несомненно: шедевры древней торевтики, выполненные настолько искусно, бесспорно достойны оказаться в первой десятке известных золотых шедевров скифского искусства, которые хранятся или хранились в Гохране в Киеве и которые были найдены на территории Украины в период Советского Союза.

Как эти предметы могли использоваться при жизни?

Эти два ритуальных предмета использовались в очень специальных церемониях: они, несомненно, могли применяться жрецами высочайшего уровня. Все говорит о том, что, скорее всего, они принадлежали царю или номарху, который одновременно являлся и верховным жрецом - в скифской культуре совмещение этих функций естественное явление.

Когда вы собираетесь знакомить общественность с этими удивительными артефактами?

Первый этап - изучение вещей. Делается химический и другие анализы находок, которые уже дают нам многообещающие данные. В дальнейшем находки ждет процедура, необходимая для Государственного музейного фонда, - это их апробация и так далее. В дальнейшем эти вещи выйдут уже на публику.

Но даже в Эрмитаже или любом другом музее подобные драгоценности показываются не в открытом экспонировании, а в специальной кладовой с определенным режимом.

По словам Андрея Белинского, «теперь никакая выставка по скифскому золоту не будет полной без этих вещей: ведь такие предметы можно пересчитать по пальцам. Все они обогатили сокровищницу Государственного музейного фонда России и мира».

Золото скифов найдено в Ставропольском крае

Что такое скифское золото?

Скифов считают отважными воинами, непревзойдёнными ремесленниками, хорошими скотоводами. И являются самым загадочным народом, появившихся внезапно, что является небезосновательным.

Кроме храброго войска и бессердечности, проявлявшейся в связи с другими народами, они славились также и необыкновенной симпатией к богатству. Одним из образцов являются «богатые» местности для погребения.

Умерших погребали в насыпанных курганах, заполненных огромным числом золота, потому что оно являлось олицетворением вечной жизни и богатства. Наряд, в котором погребали умершего, был весь покрыт .

Люди разрабатывали своеобразную технику изготовления скифского золота , который представлен ручной вытяжкой фольги из золота, которую выравнивали в тоненькие бляшки, на которых были начертаны разные рисунки. Эту работу выполняли выученные ремесленники, а тайны творения , нашитые на их одежду, были переданы от одного поколения другому.

Кроме этого, при погребении знатных личностей, скифский народ укладывал в могилки большие золотые изделия. Также они накрывали аристократским металлом даже лицо умершего, делая маски, выполненные из золотой фольги. Но понять, каков масштаб золотого наследия этого народа нынешнему народу невозможно.

Быть может, первобытных местностей для погребения практически нет, хотя бы даже тех, где были похоронены знатные скифы. Но опытные кладоискатели определят, где запрятано золото без труда. Скифское золото фото можно увидеть ниже.

Целое золото скифского народа есть возможность увидать в Музее исторических драгоценностей Украины, называемую «Золотой кладовой». Золотые украшения скифского народа сделаны из низкой пробы и обладают только культурной ценностью, что является наследием людей, которые заселяли территорию нынешней Украины и востока Российской Федерации за 1000 лет до н. э.

История местопребывания золотого запаса скифского народа, который хранился в Музее исторических драгоценностей Украины, в настоящее время окутана той же тайной, как и история происхождения этого народа.

Скифское золото Крыма

Скифское золото Крыма заинтересовывает в различные времена разнообразные народы. Оно является волшебным. В девятнадцатом столетии художник Айвазовский нашёл девяносто один курган, а в Санкт Петербург направил изделия лишь из одной третьей части 1-го кургана. Царь рассердился на замысловатого мастера Айвазовского, который за золото скифов приобретал себе ступени в масонском ордене в Италии, которая была 2-м его домом.

Производство золотых изделий сопутствовалось с чудодейственными обрядами. В каждое изделие вкладывался свой назначенный смысл. Золото скифов элементарно скапливается в огромном количестве руководителями разнообразных уровней, которые включают и самих кладоискателей. Золотые запасы Крыма растрачивается из-за недопонимания его ценности. Ценность золота скифов состоит в его магичности.

Главным назначением при раскопках золота скифов является 3 жезла Гермеса, Трисмегиста и 3 жезла власти. Эти артефакты давненько не перестают беспокоить всех правителей. О них знают много людей, однако не знают, где их найти.

Есть предположение, что точкой разведки может быть Крым. Из-за этого рыли курганы мастер «девятого вала» художник Айвазовский, сюда приезжал Кардинал Ришелье, здесь были царские личности со всей планеты.

С двадцатых годов двадцатого века в Крыму функционировали работники ОГПУ-КГБ, после чего курганы стали опустошёнными. В тридцатые-пятидесятые годы двадцатого века в Крыму учащенно проживал Иосиф Сталин в районе Большая Феодосия, который тоже искал те самые 3 жезла власти, которые кроме могущества над народом, предоставляли бессмертие его владельцу. По приказу Сталина много холмов было срыто и потом засыпано искусственными холмами в степных местностях Крыма.

В 2007-2008 гг.. поиском золота скифов очень плотно в Коктебеле занялся премьер Крыма Анатолия Могилева, который возложил обязанности на Юрия Синежука, тесно сотрудничавшего с торговцем с рынка Аликом Гулиевым. скифов премьер Крыма Анатолий Могилев загружал на яхту и отправлял вместе с золотом в Стамбул, затем летел в своё поместье в Вене.

А.Могилев скифское золото Украины добывал очень скрупулезно, как и Айвазовский. Ведь за это золото скифов можно было приобрести популярные должности среди почитаемых личностей.

Однако наиболее важные артефакты забрал себе Синежук, потому что все свои находки он не передавал Могилеву, а отдавал своей бабушке Евдокие Мазепе, хорошо разбиравшейся в античных находках и занимавшейся магией. Отсюда следует, что Синежук обманывал не только Могилева, но и все правительство Украины, до которого мало что доходило.

Яблоня скифское золото

Яблоня «скифское золото» выделяется быстрой спелостью плодов, большой урожайностью, стойкостью к зиме в условиях Полесья и Лесостепи, неизменностью к парше и снисходительностью к мучнистой росе. Яблоня быстро растет, формирует вместительную крону на толстом штамбе.

Плоды появляются на пятом году жизни растения, имеют огромные размеры со средней массой сто восемьдесят грамм. Они имеют кожицу средней толщины, довольно таки твёрдую и гибкую с желтым и зеленым оттенком и апельсиновым розовощекостью со стороны солнца. Когда плод созревает, окраска становится золотистой и желтой с интенсивным подрумяниванием. В плоде имеются:

— сухие вещества 13,92-15,38%;

— Сахар 10,76-12,04%;

— кислота 0,44-0,72%;

— пектины 0,92-1,36%;

— витамин С 10,54-12,08 миллиграмм на сто грамм сырой массы.

Созревает плод в конце осени. Употребляют этот плод до окончания первого месяца зимы. Главным предназначением яблони «скифское золото» является употребление свежих плодов и производство качественного ясного сока.

4-музей скифского золота

В Нидерландах завязался суд по скифов в крымских музеях. 4-ре музея Крыма, где скифское золото размещено, которые перешли под власть Российской Федерации, требуют возвратить им скифскую коллекцию, которую демонстрировали в музее археологов Алларда Пирсона в ВУЗе Амстердама.

Экс позиционировали объекты из музея скифского золота Крыма. После добавления Крыма Российской Федерации подняли вопрос о том, кому отдавать изделия.

После закрытия выставки ценности из киевской коллекции возвратились в Крым, но украинские власти настаивают на том, чтоб в столицу Украины были отданы все ценности. Украинский вопрос суд Амстердама будет решать в ближайшее время.

СИМФЕРОПОЛЬ, 4 окт - РИА Новости (Крым). Окружной суд Амстердама назначил дату проведения первого слушания о возвращении коллекции на 5 октября.

Четыре крымских музея подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Алларда Пирсона, в котором потребовали исполнить обязательства по контрактам и вернуть коллекцию золота из Нидерландов в Крым. Интересы крымских музеев представляет специально нанятая международная юридическая компания.

Несмотря на прикрепившийся к коллекции ярлык "скифское золото", представленные в экспозиции драгоценности из Крыма никакого отношения к скифской эпохе не имеют, выяснил корреспондент .

Золото из-под матросского молота

По словам доктора исторических наук, директора благотворительного фонда "Деметра" Виктора Зинько, в коллекции представлено "большое количество изделий, относящихся к боспорским городам, к Херсонесу, много предметов из золота, которые относятся к позднесарматским племенам, готским племенам, и нет ни одного предмета, который можно было бы отнести к эпохе скифов".

В комментарии радио "Спутник в Крыму" ученый подчеркнул, что все скифские предметы из золота были представлены находящимся в Киеве Музеем исторических драгоценностей Украины на территории Киево-Печерской лавры, куда по завершении выставки и были возвращены.

Что же касается золотых изделий скифской эпохи, то впервые в Крыму они были обнаружены осенью 1830 года во время раскопок кургана Куль-Оба вблизи Керчи.

"Это событие является одним из основных для античной археологии Крыма и всего юга России, потому что осенью 1830 года впервые был открыт и исследован неразграбленный богатый комплекс погребальный, который в настоящее время датируется концом пятого и началом четвертого века до нашей эры, — говорит историк. — Тогда Россия, да и вся просвещенная Европа, впервые узнала, что при археологических исследованиях можно находить очень интересные богатые комплексы — тогда еще не было известно золото Шлимана, не было золота Картера (в гробнице Тутанхамона — ред.). Это было первое в Европе открытие такого погребального комплекса. Многие его обстоятельства и количество золотых предметов, которые были там найдены, до сих пор не известны, хотя скоро будет 200 лет со дня открытия".

По словам Зинько, до сих пор комплекс находок "не обработан на современном уровне". И если пару лет назад вышла монография о предметах, которые хранятся в Государственном историческом музее в Москве, то полного описания тех предметов, что находятся в Государственном Эрмитаже, нет до сих пор, сетует ученый.

"А был склеп открыт совершенно случайно, — рассказывает историк. — Матросы были посланы за околицу тогдашней Керчи. В настоящее время этот холм находится практически на границе с Керчью, на выезде из города в сторону Феодосии, и, как большинство керченских курганов, представляет собой естественный холм, останец древней горы, на которой была насыпана насыпь. Туда были посланы матросы, чтобы наломать камни для строительства казарм. Во время такой добычи камня они просто-напросто провалились в склеп. Потом приехал туда французский археолог Поль Дюбрюкс. Курировал раскопки сам градоначальник Стемпковский (Иван Стемпковский, градоначальник Керчи в 1828-1832 годах, один из основателей и организаторов Керченского музея древностей и Одесского историко-краеведческого музея — ред.). Он был одни из родоначальников российской классической археологии, потому что Керчь - то место, где зародилась и становилась российская классическая археология. Они провели раскопки, буквально в течение трех дней расчищался этот склеп, вынимались золотые изделия, делались зарисовки, после этого работы прекратились. Когда они были прекращены, туда проникли грабители, подняли каменные плиты пола погребальной камеры и нашли еще одно погребение".

Жена Ющенко, София Ротару и другие: кто мог себе позволить "скифское" золото

По словам Зинько, один исследователь пишет о том, что в этом кургане было найдено более 8 пудов (около 131 кг — ред.) золотых изделий.

"Если читать рапорт градоначальника Керчи Стемпковского, он пишет о том, что было найдено порядка восьми фунтов золотых изделий, то есть это примерно 3,3 килограмма, — говорит эксперт. — На самом деле неизвестно, сколько было найдено. Часть изделий все-таки Стемпковскому удалось выкупить у местных антикваров, в том числе знаменитую бляху в виде лежащего оленя, на которого нанесены изображения различных зверей. Сейчас эта бляха стала эмблемой Керченского историко-археологического музея. Она хранится в Эрмитаже".

Ссылаясь на "местные источники" того времени, Зинько рассказал, что в честь большой находки в Керчи для дворянского общества и градоначальника Стемпковского была поставлена трагедия Жана Расина "Митридат".

"Все знатные дамы, жены чиновников пришли на это театральное представление, украшенные золотыми украшениями из этого кургана. То есть все, что было найдено, было продано в Керчи, в Одессе — богатые люди могли это купить и в качестве брошей и серег носили", — уточнил он.

Надо отметить, что по прошествии почти двух веков тяга дам из высшего общества к античным ювелирным изделиям остается неизменной. В январе 2005 года украинские СМИ сообщили, что на церемонии инаугурации Виктора Ющенко его супруга Катерина Чумаченко-Ющенко приколола к своему бордовому платью древнегреческую фибулу — украшение, которым пару с половиной тысячелетий назад скрепляли платье на плече, — а также древнегреческие золотые сережки и ожерелье из коллекции украинского мецената и бизнесмена Сергея Платонова.

Обвешанной драгоценностями скифских и сарматских царей предстала в клипе на песню "Одна калина" певица София Ротару. По данным СМИ, на певице, в частности, красовались ожерелье "Бабочка", браслеты, серьги и кольца, выполненные из золота, стекла, граната и сердолика, принадлежавших династии скифских царей I века до нашей эры.

А осенью 1830 года, когда были найдены сокровища кургана Куль-Оба, на юге России бушевала холера, и в Санкт-Петербург не смогли вовремя доставить донесение о находке, рассказал Зинько.

"Только через полтора месяца государь император Николай I узнает об этой находке, и не от генерал-губернатора, графа Воронцова (Михаила Воронцова, в 1823-1854 годах новороссийский и бессарабский генерал-губернатор — ред.), а от начальника Генерального штаба. Археологией императоры российские всегда интересовались, — отмечает историк. — Обычно какие-то небольшие вещи, дуплеты оставались в Керченском музее, а все самое ценное увозилось в императорский Эрмитаж. В этом случае император Николай I оставил в Керчи всего лишь два небольших грузовых сосуда, все остальное золото было забрано".

Император потребовал срочно доставить золотые предметы в Эрмитаж, где он мог бы их осмотреть. Вначале особо ценный груз хотел сопровождать градоначальник Стемпковский, но он не мог оставить город из-за эпидемии. Не получилось отправить с находками и археолога Дюбрюкса.

"И поэтому поехал молодой человек Дамиан Карейша, который тогда возглавлял канцелярию градоначальника и, как пишут источники, бойко владел языком, — рассказывает Зинько. — И он так лихо отрапортовал императору Николаю I об этих раскопках, что получилось так, как будто он лично практически все эти вещи раскопал, на что император подарил ему кольцо с гранатом стоимость порядка более 500 рублей и пожаловал 2 тысячи рублей на дальнейшие раскопки, то есть по сути его назначил главным исследователем курганов".

С тех пор, по словам ученого, в Керчи началась золотая лихорадка, когда два чиновника (Карейша и Антон Ашик — ред.) получали на три года для раскопок определенные участки земли, на которых находились курганы.

"Технология раскопок была очень далека от современной. Если не находилось погребение, курган просто оставляли, и раскопщик шел дальше. Очень часто на раскопках ни Ашик, ни Карейша сами не присутствовали, — поясняет историк. — В основном нанимались урядники, бригадиры из числа керченских жителей, и они уже сами набирали для себя рабочих, которые впоследствии развили там печально известный промысел. Так называемые "счастливчики" в отсутствие археологов раскапывали погребальные комплексы, и это золото активно продавалось в антикварных лавках Керчи, в Одессе, в Петербурге".

Куда "разбрелось" золото из крымских курганов

Что касается музейной судьбы артефактов, то проще назвать крупные музеи, где нет золотых изделий из крымских курганов, подчеркнул Зинько, чем те, где они есть.

"Есть в Берлинском археологическом музее, в Лувре целых три зала, так называемые залы Месаксуди, последнего министра культуры правительства Врангеля, в Британском музее есть, я даже видел предметы из Пантикапея в музее Поля Гетти в Лос-Анджелесе, в Кельне, в Варшаве, — отметил ученый. — В Киеве тоже хранятся. В 1960-х создавался музей — золотая кладовка по примеру Ленинграда и Москвы. В Киево-Печерской лавре был создан музей, куда со всех музеев Украинской Республики свозились предметы, и в то время большое количество предметов было вывезено из Крыма. Из Керченского музея древностей практически все предметы были вывезены, в том числе крупная находка 1964 года: погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота".

Скифский всадник, фрагмент попоны, украшенной отделкой из войлока, Пазырык, V-IV века до н. э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, (Россия)

Под общим названием "скифы" современные исследователи объединяют племена различного происхождения, которые начиная с 1000 г. до н. э. на протяжении десятков веков занимали часть Восточной Европы, территории современных России и Украины.

Полевые скифы Жизнь и обычаи скифских племен известны нам по описанию греческого врача Гиппократа (около 460 - около 377 гг. до н. э.). Гиппократ детально описал их диету, основанную на рыбе, бобах и луке. Он подчеркивал, в частности, важность овцеводства, дававшего скифам как мясо, так и молоко, из которого они делали сыр. Эти кочевники, скотоводы, объездчики лошадей, отличавшиеся могучей физической силой и воинственностью, увековечили себя в золотых изделиях - изображая не только бои, но и повседневную жизнь.

Крестьяне и покорители

Среди скифов различают три народности. Это царские скифы, которые жили к северу от Черного моря и контролировали всех остальных; скифы-пахари, жившие в деревнях, производившие пшеницу и заготавливавшие древесину, продаваемую затем на всей территории вплоть до Средиземноморья; и скифы-кочевники, которые занимались кочевым скотоводством. Сохранилось лишь очень небольшое количество скифских архитектурных памятников. Большинство дошедших до нас свидетельств этой культуры найдено археологами в захоронениях. Благодаря этим предметам мы знаем, что этот народ жил земледелием, скотоводством, а также военными походами.

Гребень из кургана Солоха V-IV века до н. э., золото, 12,3 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия) В этом изящном и дорогом предмете, украшенном сценой неистовой битвы проявилась не только воинственность скифов, но и их тяга к роскоши.

Золото скифов

Скифы были чрезвычайно воинственны, и считается, что сооружение Великой китайской стены во II веке до н. э. преследовало цель сдержать именно их набеги на Восток. Золотые украшения и предметы быта, в которых слиты воедино декоративные формы азиатского и греческого происхождения, полны изображений жестоких военных стычек и свидетельствуют о том, что скифы совершали свои набеги на соседние страны с целью захвата добычи.

Сокровища курганов

Курганы скифов - это насыпные земляные холмы, под которыми располагаются погребальные помещения, покрытые каменными и глиняными блоками. Усопшего оставляли здесь возлежащим на неком подобии колесницы, обставленной вазами с пищей, напитками и любимыми им при жизни бытовыми предметами, демонстрирующими его богатство - золотыми и бронзовыми кубками, украшениями, доспехами, оружием, а также тканями, неплохо сохранившимися в мерзлоте. Иногда рядом с телом хозяина клали принесенную в жертву его любимую лошадь, как знак наивысшего почета к усопшему воину. Об этом напоминает изображение гордого всадника на войлочной попоне, найденной в кургане Пазырык.

Два стиля: геометрический и реалистический

Для искусства скифов характерны два основных направления: геометрическое и реалистическое, с плоскостным изображением. Первое - примитивнее, но чище. Это орнаменты из причудливо переплетающихся геометрических фигур, среди которых размещены золотые фигурки свернувшихся в клубок оленей, ягнят и пантер. Возможно, олени были у скифов символами солнечного света. Многое взяли скифы от греков. Например, лежащие фигуры львов на золотом гребне из кургана Солоха, расположенные на одной линии, напоминают фризы греческих храмов. Известно, что скифы включили в свой пантеон некоторых греческих богов.


В каждом крупном скифском кургане хоронили слуг и наложниц усопшего, а также до нескольких десятков взнузданных и подседланных лошадей. В одном из больших курганов было найдено около 400 конских скелетов, целый табун.

Впервые о скифах мир узнал более 3 тыс. лет тому назад от греков, которые тогда начали осваивать Северное Причерноморье и столкнулись здесь с воинственными полукочевыми племенами искусных всадников. Целую книгу посвятил скифам в своей "Истории" Геродот, который, как считается, сам посетил Причерноморье и проехал по этим местам.

Есть два понимания термина "скифы": этнографическое и географическое. Собственно скифы жили в Причерноморье, между Дунаем и Доном. Греческие и латинские тексты сохранили несколько скифских имен и топонимов, из которых ясно, что их язык относился к индо-иранской группе индоевропейской языковой семьи. Из современных языков ближе всего к скифскому осетинский язык. По своему облику, который хорошо виден на приводимых здесь предметах (пектораль из Толстой Могилы, сосуды из курганов Куль-Оба, Гайманова Могила и др.), а также по многочисленным определениям черепов из раскопанных захоронений скифы были несомненными европеоидами. Поэтому блоковские "раскосые и жадные глаза" - фантазия великого поэта.

Кочевые племена, близкие скифам по языку и культуре занимали значительно большую территорию - весь пояс степей от Дона до Прибайкалья, включая предгорья и горные долины Тянь-Шаня, Памира, Гиндукуша, Алтая и Саян. Недавними раскопками типично скифские вещи найдены не только в Синцзяне, где это неудивительно, но и в глубинных районах Китая, в Иране и Анатолии.

Причерноморские скифы представляли собой несколько племен, которые имели свои, упомянутые Геродотом названия (меоты, гелоны, каллипиды, скифы-пахари и т.д.). На территории современной Болгарии и Румынии жили фракийцы и даки. Для краткости мы их будем называть "европейскими скифами", не забывая об определенной упрощенности такого названия.

Среди всадников азиатских степей и предгорий было тоже много разных племен, названия которых упоминаются в разных древних источниках. В греческих, иранских и китайских текстах их называли соответственно "савроматы", "массагеты", "саки", "сэ". Их мы будем называть "азиатскими скифами". Среди многочисленных находок в курганах европейской Скифии, наряду с предметами, несущими на себе элементы греческой и древневосточной художественных традиций, можно видеть и "чисто" скифскую манеру, такую же по своим стилистическим особенностям как и на изображениях, найденных в Средней Азии и в Южной Сибири.

Поскольку скифы вели кочевой или полукочевой образ жизни, основные знания об их материальной культуре сложились по результататм раскопок курганов, которые условно называют "царскими", поскольку именно в них находили наиболее роскошные, драгоценные вещи. Самые яркие и богатые находки из скифских и более поздних сарматских курганов представлены в коллекции Эрмитажа, которая накапливалась более 200 лет. Сначала (с 1726 г.) она хранилась в первом российском музее - Кунсткамере, а с 1859 г., с момента создания Императорской археологической комиссии, - в Эрмитаже. Сейчас древние художественные предметы скифов и родственных им племен степной Евразии есть и во многих других музеях России и зарубежных стран. Они также хранятся в музеях Украины, Казахстана, Кыргызстана, в музеях Турции, Ирана, Афганистана, Китая, Монголии, в США (Метрополитен), во Франции (Гимэ, Сен-Жермен ан Ле), в Англии (Британский Музей) и в ряде частных коллекций (например собрание А.Саклера в Нью-Йорке).

Азиатские скифы

Геродот сообщает, что "скифы пришли из Азии". Многие исследователи воспринимают это как некую метафору, поскольку во времена Геродота Азия была уже за Доном. То, что в азиатской части Пояса Степей обнаружено очень много скифских вещей объясняют широким влиянием скифской культуры, центр которой был в Причерноморье, на окружающую периферию. О массовых находках золотых и бронзовых вещей в Сибири стало известно уже в конце XVII в., когда началось постепенное заселение Сибири русскими. Крестьяне при полевых и строительных работах, находили старинные бронзовые и золотые вещи.

Среди крестьян пошли разговоры о том, что это сокровища Чингисхана и его приближенных. В конце лета после уборки урожая и до начала дождей они собирались в небольшие артели "бугровщиков" (копателей бугров) и уходили на две-три недели в степь на промысел. Масштабы этих "раскопок" были столь велики, что молва докатилась до Москвы. Сначала царь Алексей Михайлович, а затем его сын Петр повелели выкупать у крестьян найденные ими вещи, чтобы сберечь их от переплавки в слитки золота и препровождать ко двору. Затем Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни "самодеятельные" раскопки курганов. Это был первый в России законодательный акт об охране исторических памятников.

В сибирских музеях хранятся тысячи предметов скифской художественной бронзы, найденные в разное время, начиная с XVII в. и до сегодняшнего дня. Из сибирских курганов происходят многочисленные золотые и серебряные украшения. На этом снимке представлены, в основном, случайные находки из фондов Красноярского историко-краеведческого музея. Такие же вещи в больших количествах можно видеть на витринах и в запасниках российских музеев Омска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Абакана, Минусинска, Кызыла и других городов. Немало их в музеях Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Монголии, Китая, Ирана, Афганистана, а также европейскиих стран и США. Сделанные в типичной манере скифского "звериного стиля", они не оставляют никаких сомнений в принадлежности к культуре скифских народов.

Территория древней скифской цивилизации охватывала большое количество километров. На этот счет есть множество К примеру, золото скифов, их ремесленные изделия находят в различных местах их жительства, а также в курганах захоронений.

История скифской цивилизации

В основном представления современных историков о древней цивилизации скифов почерпнуты из письменных записей, сделанных греками - Страбоном, Геродотом, Плинием Старшим и другими. Также информацию предоставляют найденные в раскопках предметы утвари, военного дела, искусства, а также золото скифов, о котором так много говорят сейчас.

По историческим данным, эти племена в VII-II веках до нашей эры занимали территорию Восточной Европы. Существует две теории возникновения скифской цивилизации. По одной из них, эти племена образовались из населения, которое раньше проживало на данных территориях. Вторая теория принадлежит перу историка Геродота. Она состоит в том, что скифы пришли в эти степи из азиатских земель. Их язык (по немногочисленным данным, которые были найдены) относится к группе иранских индоевропейского семейства.

Ранний этап скифской цивилизации обозначен большими военными походами, которые доходили почти до Египта. Это было приблизительно в VII веке до нашей эры. В последних десятилетиях этого столетья скифы уже обосновались на (это подтверждают археологические находки).

Уже в VII-V столетьях до нашей эры тут характерна смена деятельности племен, а именно переход к кочевому скотоводству. Если говорить о дальнейшем проживании скифов на территории полуострова, то можно сказать о нескольких войнах, которые тут велись. О них можно судить по обширным захоронениям (курганам) воинов.

В IV столетье скифы закончили свою кочевую жизнь и перешли к земледелию. Это случилось из-за увеличения численности населения, что мало способствовало большому передвижению.

В III столетье до нашей эры скифы были полностью уничтожены. Судя по обгоревшим останкам, чужеземное нашествие дотла выжгло их поселения. Остались только города греков, которые были защищены добротными стенами.

Однако нельзя сказать, что все их наследие кануло в Лету. Нартский эпос - это наследие культуры скифов. Оно досталось больше всего осетинам.

Ремесла скифской цивилизации

Если говорить о ремеслах цивилизации скифов, то многие придерживаются мнения, что на ранних этапах ее развития они были на достаточно примитивном уровне, тем более у кочевых народов. Многие археологи склоняются к мнению, что большинство изделий этого времени было изготовлено на заказ у греческих мастеров или просто куплено у них.

Лишь в дальнейшем, когда племена стали вести более-менее оседлую жизнь, они начали улучшать свое мастерство, создавать новое. Конечно, основой некоторых изделий стали греческие, однако в дальнейшем у них появился свой стиль работы.

Так чем же занимались древние скифы? По найденным раскопкам мастерских (к примеру, в Каменском городище) можно судить о том, что у них была хорошо развита металлургия, кузнечество, а также ювелирное дело. Эти ремесла были поставлены на большое производство. В отличие от них, ткачество, гончарство и другие были развиты на уровне домашнего производства.

Если говорить о ювелирном деле скифов, то сейчас считается, что на территории современной Украины именно они стали впервые добывать золото. Очевидно, именно это в дальнейшем оказало большое влияние на то, что этот металл был очень популярным и почитаемым в их культуре. Мастера изготавливали различные украшения, которые надевались на различные а также нашивались на одежду.

На сегодняшний день золото скифов (фото некоторых артефактов представлены ниже) является уникальной археологической находкой этой цивилизации, причем самой многочисленной из их наследия.

Золотые артефакты древности. Их значение

Изучая находки, относящиеся к древним скифам, можно отметить, что некоторые золотые изделия носили не только функцию украшения, но и ритуальное значение. Для последнего использовались различные специальные золотые сосуды, из украшений это были тиары, головные уборы. Также изготавливались многочисленные дополнительные украшения к ритуальным предметам (например, набалдашники к ритуальным посохам).

Также золото скифов использовалось как украшение. К примеру, популярны были золотые бляшки, которые нашивались на одежду для ее украшения. Также распространены были для мужчин металлические обручи (гривны), которые носились на шее. На концах их украшали звери. Еще популярными были пекторали, которые представляли собой большие ожерелья, что спускались на плечи и грудь.

Для женщин создавались особые головные уборы, которые украшались бляшками и золотыми пластинами. Также часто встречались подвески, которые размещались на висках, и разнообразные браслеты, перстни, серьги и т. д.

Золотые артефакты, которые сохранилось до наших дней

На сегодняшний день золото, найденное археологами в сохранившихся курганах, находится в многочисленных музеях. Коллекции представлены различными находками, которые поистине не имеют цены (как в историческом значении, так и в денежном). Каждое золотое изделие отображает тот стиль жизни, который был присущ этой древней цивилизации.

К примеру, одним из самых знаменитых артефактов, найденных в курганах скифов, является золотая пектораль. Это царское украшение. Считается довольно интересным артефактом из серии "золото скифов". Музей в Киеве хранит его. Пектораль была найдена в Днепропетровской области, в кургане Толстая Могила.

В Эрмитаже также хранится довольно известная фигурка из наследия скифов - фигура оленя, выполненная из золота. Она была найдена на Прикубанье, в одном из курганов.

Символизм на золотых изделиях скифов

Что можно сказать о символах, которые изображались на изделиях древних скифов? Очень популярным был в их культуре так называемый звериный стиль. Его появление на их наследии, которым сейчас является золото скифов (фото представлено ниже), имеет несколько версий.

К примеру, по одной из них, такие изображения показывали строение мироздания и были его символическим изображением. Правда, до конца эта версия еще не изучена.

Также некоторые исследователи придерживаются мнения, что этот стиль появился в результате того, что скифы хотели наделить обладателя изделия теми качествами, которые были присущи тому или иному зверю.

Но многие находили признаки того, что это своих богов древние жители тех земель воплощали в изображениях таких животных. Так или иначе, этот стиль был очень популярен у скифов.

Даже сейчас его отголоски сохранились во множествах культур, которые жили после скифской цивилизации. Их можно найти в различных художественных поделках, в украшении одежды (орнаментах, вышивке). К примеру, очень часто встречается образ женщины, по бокам которой стоят всадники. В культуре скифов есть подобная статуэтка, которая была найдена в кургане Карагодеуашх. Это пластина, на которой изображено женское божество в окружении всадников и стоящих людей.

Территории, где были найдены следы скифской цивилизации

Исходя из того, что скифы изначально были кочевым народом, их следы найдены на различных территориях. К примеру, в Туве найден царский курган Аржан, который относится к этой древней культуре. Однако возраст этого захоронения очень велик, намного больше тех, которые были найдены в Причерноморье и Приднепровье. Через некоторое время тут же было найдено второе захоронение - Аржан-2. Именно в нем золото скифов нашли археологи. Так как было раскопано захоронение, то были найдены сопроводительные предметы, которые клали в могилу умершим (богатая одежда, утварь, оружие).

Также следы этой цивилизации были обнаружены в Восточном Казахстане, на Алтае, близ Енисея. Все это свидетельствует о том, что она была изначально более обширна, чем думали об этом ранее. К слову сказать, еще неизвестно, где будут найдены археологические находки в будущем.

На сегодняшний день золото скифов, коллекция которого многочисленна, находится во многих музеях разных стран.

Легенды о скифском золоте

Это наследие древней цивилизации, как и любая археологическая ценность, имеет и свои легенды. Скифы вообще с трепетом относились к этому металлу. Он был олицетворением солнечного божества, а также символом царской власти. Примечательно, что остальные металлы использовались в их цивилизации гораздо реже.

Также скифы верили, что именно золото обладает магическими свойствами. Некоторые исследователи нашего времени находят их в особо значимых украшениях, которые носили цари тех времен. Это и то, как предмет был изготовлен, для чего применялся, что на нем было изображено.

Также существует легенда о происхождении этого народа, и уже там упоминается золото скифов. В ней говорится о человеке по имени Таргитай, у которого было три сына. Как-то они стали свидетелями чуда - перед ними с неба упали четыре золотых предмета. Это были чаша, секира, плуг и ярмо. Каждый из братьев пытался приблизиться к золотым изделиям, но всякий раз золото воспламенялось и не пускало. Лишь третьему удалось это сделать. Тогда двое старших братьев приняли этот знак, и младшему досталось все царство.

Таким образом, впоследствии он стал родоначальником скифского народа, который был назван паралатами. Старший же брат - это родоначальник авхатов, а средний - катиаров и трапиев. Общее же название их рода - это сколоты. Скифами их стали называть эллины.

Эта легенда была записана греческим ученым Геродотом. Он, к слову сказать, в то время записывал многочисленные исторические события. Очень много информации наши современники узнали именно из его записей.

Также окутаны тайной и курганы скифов. Многие археологи считают, что обречены те люди, которым повезло что-то стоящее найти. Так, к примеру, ушел из жизни Василий Бидзиля, ученый, который отыскал чашу в Кургане Гайманова могила. Также умер и Борис Мозолевский. Ему посчастливилось найти золотую пектораль. Конечно, не все это связывают с находками, однако многие придерживаются именно такой версии. Бытует мнение, что скифские курганы в этом схожи с египетскими пирамидами.

Конечно, многих привлекает не столько интерес ученого, но и просто элементарный способ обогащения. Существуют многочисленные легенды об этом золотом народе, об их несметных сокровищах. На Украине практически в каждой местности есть свои легенды. К примеру, в Запорожской области бытует мнение, что в каком-то из скифских курганов была спрятана золотая лодка, В говорится о целом коне из этого металла. Если послушать легенды в других местностях, то там можно встретить изделия из золота от диадем до целых карет.

Очевидно, это совсем не случайно, ведь, опять же по легенде, народ скифов был самым золотым на этих территориях.

Крымское золото скифов, а также другие предметы их наследия

По многим музеям разбросано золото скифов. Крым, как одно из основных мест жизни этого народа, также не остался в стороне. В музеях этого полуострова находится богатая коллекция этой древней цивилизации (и не только золотых изделий). Тут можно обнаружить и золотые изделия, многочисленные украшения, которые носили как особы царского рода, так и простые люди (серьги, браслеты, нагрудные изделия, ожерелья, кольца и др.).

Помимо этого, существуют многочисленные предметы, которые использовались в быту, в войнах (оружие, сосуды, вазы, предметы культа и др.). Такое большое количество артефактов этой культуры, находящихся на полуострове, объясняется тем, что именно тут долгое время проживали эти народы.

Очень важным является для полуострова золото скифов. Крым - это как бы продолжение той народности, которая жила тут когда-то. Одним из крупных открытий был курган Куль-Оба, который находится вблизи Керчи. В сентябре 1830 года там было найдено захоронение, которое было первым наглядным примером того, как выглядели древние скифы, их убранство и сцены жизни.

В кургане было найдено захоронение царицы и знатного воина. Умершие были полностью одеты, а также украшены различными драгоценностями (диадема, браслеты и др.). Захоронение еще было не разграблено, поэтому произвело большое впечатление своим богатством.

Золото скифов, которое хранится в Киеве

В Музее исторических драгоценностей, который находится в городе Киеве, есть поистине уникальное собрание. Сюда входит древнее золото скифов. Украина может действительно гордиться этой коллекцией. Тут собраны уникальные украшения, носимые в древние времена царскими особами.

Одним из самых известных экспонатов (как было уже написано выше) является пектораль, принадлежащая царской династии. Это уникальное сокровище было найдено в кургане Толстая могила.

Еще в музее можно найти и другое благородное украшение - гривну. Его носили мужчины, которые заслуживали это своими деяниями или происхождением.

Также в музее хранится гайманова чаша, которая была найдена в кургане Гайманова могила. Примечательна она тем, что автор очень тщательно передал лица и мимику изображенных на ней воинов. Также очень хорошо видно и убранство, а также орнамент на одежде.

Последняя выставка коллекции

Была представлена в Амстердаме в феврале 2014 года последняя выставка. Золото скифов было взято из пяти музеев: из одного Киевского, а также четырех, которые находятся на территории Крымского полуострова.

Проведенная выставка называлась “Крым: золото и секреты Черного моря”. Ее провели в городе Амстердаме, в музее им. Алларда Пирсона. На выставке были представлены уникальные вещи: пектораль из киевского музея, лаковые из бахчисарайского заповедника и др.

Если задаться вопросом о том, где золото скифов находится сейчас, то можно сказать, что его вернули на родину, однако из-за сложной политической ситуации это произошло не полностью.

Сегодняшняя ситуации вокруг древних артефактов скифов

На сегодняшний день ситуация, которая затрагивает крымское золото скифов, очень сложная, пожалуй, даже тупиковая. Та часть коллекции, которая после окончания выставки должна была вернуться на полуостров в музеи, просто не была отдана. То золото скифов, вывезли которое до отсоединения Крыма от Украины, просто не знают, куда возвращать, так как на него предъявляют права обе стороны.

На данный момент идет суд, который решает, куда должны возвратить экспонаты. К слову сказать, многие из них являются достоянием именно полуострова, так как были найдены на его территории. Также в пользу возврата его Крыму говорит то, что именно музеи являются хранителями раритетов, а не само государство.

Если говорить про золото скифов, вернули которое после выставки, то это всего лишь девятнадцать предметов. Их вывезли из Киевского музея, где они хранились. Остальные 565 экспонатов, которые принадлежат крымским музеям, так и не были возвращены.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: