Рекомендации воз по прикорму. Что делать, если ребенок отказывается от прикорма? Правила добавления продуктов

Педиатры рекомендуют начинать прикорм в интервале с 4-6 месяцев (не раньше 4 месяцев и не позже 6 месяцев жизни ребенка) и в качестве первого прикорма использовать овощные пюре или низкоаллергенные и безмолочные каши .

Овощи как первый прикорм


С 4,5-5,5 месяцев в рацион ребенка можно вводить более густую пищу, чем грудное молоко или адаптированная молочная смесь, которую и обозначают термином "прикорм". В качестве первого прикорма предпочтительнее назначать овощное пюре. Овощное пюре – источник органических кислот, калия, железа и пищевых волокон, включая пектины. Овощное пюре в качестве первого прикорма следует назначать детям с экссудативно-катаральным диатезом, рахитом , ожирением, анемией, недоношенным.

Овощное пюре для прикорма – это продукт, полученный путем протирания цельных или очищенных от кожуры свежих или быстрозамороженных овощей одного или нескольких видов, предварительно подвергнутых термической обработке (бланшировке).

Введение овощей как второй прикорм, после введения каш

Второй прикорм в виде овощного пюре из натуральных овощей для детского питания (без добавления молока и не имеющих в составе бобовых) вводится параллельно с первым, спустя месяц после введения первого прикорма и полной замены одного кормления .

С каких овощей начинать прикорм

Введение овощного прикорма следует начинать с одного вида овощей, обладающих нежной клетчаткой, и имеющих светлую окраску (из зеленых или белых овощей), например, с кабачков или цветной капусты , переходя затем к смеси овощей, с постепенным расширением ассортимента с использованием картофеля, тыквы, моркови, позднее – томатов, зеленого горошка.


Овощи для первого прикорма

Кабачок, цветная капуста и брокколи занимают приоритетное место в числе первого овощного прикорма, так как эти овощи являются гипоаллергенными продуктами и наиболее оптимальны для начала прикорма. Именно цветную капусту и брокколи часто называют «капустой с высшим образованием», так как они богаты витаминами и минералами.


Овощи для расширения рациона

Если прикорм вводят в возрасте 4-4,5 месяцев , то первыми овощами могут быть монокомпонентные, гомогенизированные пюре: из кабачков, из цветной капусты, из капусты брокколи, картофеля, из моркови.

В возрасте 5 месяцев жизни ребенка и старше ассортимент расширяют за счет овощного пюре из тыквы, свеклы, капусты белокочанной.

В возрасте 6 месяцев жизни ребенка и старше возможно добавление томатов.

В возрасте 7 месяцев возможно расширение овощного рациона за счет добавления зеленного горошка.

Пюре овощные промышленного производства для первого прикорма могут быть различной степени измельчения:

  • гомогенизированные (сильно измельчённые, количество частиц мякоти размером 0,15-0,3 мм) - для детей старше 4 месяцев жизни;
  • протертые (размер частиц не более 0,4 мм) и крупноизмельченные (размер частиц 2 - 5 мм) - для детей старше 6 месяцев жизни.

Блюда прикорма из овощей должны быть полужидкими, хорошо протертыми, гомогенными, переходить к более густой пище надо постепенно, с возрастом приучая ребенка к жеванию.


Как вводить прикорм из овощей (схема введения овощного пюре)

Кабачок, цветная капуста и капуста брокколи являются гипоаллергенными продуктами и наиболее оптимальны для начала первого прикорма. Однокомпонентное овощное пюре дается ребенку с чайной ложечки, желательно утром на завтрак. Солить или подслащивать овощные пюре для ребенка НЕ надо.

Схема введения овощного пюре в качестве прикорма :

В первый день ребенку дают ½ чайной ложки овощного пюре (например, кабачок), а затем докармливают малыша обычным питанием (грудное молоко или бутылочка со смесью). В течение дня следите за реакцией организма на введенный продукт - тщательно осмотрите кожу на предмет высыпаний, обратите внимание на стул, нет ли в кале слизи и зелени.

На второй день , если нет признаков аллергии и проблем с животиком, ребенку дают 1-2 чайный ложки кабачка (5-10 г) и докармливают смесью или молоком.

На третий день – 3 чайные ложки (15 г.).

На четвертый – 4- 5 чайных ложек. (20-25 г.).

На пятые день – 50 г. Если нет негативной реакции на введённый продукт, то можно увеличить порцию в два раза.

На шестой день – 80-100 г. можно дать ребенку порцию, вдвое большую предыдущей.

На седьмой день – 120-150 г., что полностью заменяет одно кормление. Норма в граммах на одно кормление указана для шестимесячного ребенка, если прикорм ввели раньше, то количество продукта следует сократить. Если ваш ребенок находится на грудном вскармливании, то после приема овощного пюре обязательно докармливайте малыша грудью, даже если объем прикорма уже полностью заменяет целое кормление, так Вы сможете сохранить лактацию более длительное время.

Еще в течение одной неделе ребенку дают привыкнуть к овощному пюре из кабачка, и только спустя 5-7 дней в рацион вводится новый овощ, например капуста брокколи. Это правило важно соблюдать, если прикорм ребенку вводится в возрасте 4-4,5 месяцев.

Восьмой день – ½ чайной ложки капусты брокколи, далее докармливаем пюре из кабачков.

Девятый день – 1-2 чайный ложки капусты брокколи (5-10 г) и даем кабачок до возрастной дозы и т.д. Постепенно количество капусты брокколи вытесняет первый овощ для прикорма - кабачок.

Если ребенок отказывается от овощного пюре, то сделайте перерыв в несколько дней и предложите ребенку пюре вновь или замените овощ – например, кабачок на капусту.

Что лучше – купить или самим приготовить овощное пюре для прикорма

Преимущество заводского баночного питания в том, что оно стерильно, маме не нужно хлопотать у плиты: варить, перетирать, лучше это время уделить ребенку. Так же баночное овощное пюре удобно взять в дорогу. Баночное детское питание рекомендовано к употреблению ведущими мировыми и отечественными организациями здравоохранения, поэтому выбор родителей зависит только от их предпочтений и финансовых возможностей.

Если вы планируете приобретать овощное пюре заводского производства, то внимательно читайте состав. Кроме овоща и воды в баночке ничего не должно быть - никаких консервантов, красителей, ароматизаторов и усилителей вкуса, в том числе крахмала в качестве загустителя. Желательно, чтоб овощное пюре для прикорма не содержало даже соли и сахара, имело однородную структуру и естественный цвет.

Покупное пюре в банках, перед тем как дать его ребенку, необходимо подогреть на водяной бане. Прежде чем дать пюре малышу, обязательно попробуйте его сами. Если вы почувствуете признаки испорченности продукта, такие как резкий запах, кисловатый вкус или при открытии банки не услышали характерного хлопка, значит, герметичность банки была нарушена и такую баночку следует выбросить. Однако детское овощное пюре может взрослому просто не понравиться на вкус, по причине отсутствия добавок, таких как сахара и соли, но это не значит, что оно не пригодно для прикорма. Начатую баночку следует хранить только в холодильнике и не больше суток.

Если же родители ограничены в средствах или есть свои овощи с огорода или приусадебного участка (привозные овощи часто содержат нитраты), то мама сможет приготовить овощное пюре для прикорма самостоятельно. Если нет собственного огорода, то при покупке обращайте внимание на страну производителя, и выбирайте по возможности овощи, выращенные в вашей местности. Выбирая овощи для прикорма, обращайте внимание на внешний вид: на них не должно быть дефектов (черные точки, коричневые пятна, сухие или сморщенные участки кожицы, вмятины и прочее), но они и не должны выглядеть большими и с глянцевым блеском (такие овощи, скорее всего, подвергались сильной химической обработке). Если введение прикорма овощами приходится на «не сезон», когда свежих овощей нет или есть только привозные, прекрасно подойдут заранее сделанные замороженные заготовки. Только помните, что овощи перед приготовлением не стоит размораживать, так как большая часть витаминов разрушается именно в процессе медленного размораживания.

Для самостоятельного приготовления овощного пюре желательно приобрести пароварку и блендер. Перед готовкой овощи необходимо тщательно промыть и счистить кожуру, так как большая часть вредных веществ содержится именно в кожуре. С капусты снимайте все верхние листья и извлекайте из нее кочерыжку. А у моркови и свёклы срезайте большой «хвостик».

Возьмите один вид овоща, например кабачок, помойте, очистите от кожуры, порежьте и приготовьте в пароварке или в эмалированной кастрюльке с небольшим количеством воды, Чтобы сохранить больше полезных веществ, варите овощи целиком либо порежьте их крупными кусками. Закладывать овощи следует только в кипящую воду, и варить при закрытой крышке, но лучший вариант для детского питания это готовка овощей на пару.

Потом переложите овощи в блендер, при необходимости добавьте немного кипяченой воды (чтобы пюре было не очень густым). Овощи для первого прикорма должны быть полностью разварены, без комочков. Соль желательно вообще не добавлять, иначе потом малыш не сможет есть пресную пищу.

В овощное пюре можно добавлять растительное масло по несколько капель на порцию. Лучшим растительным маслом считается оливковое холодного отжима, а также подсолнечное, кукурузное и льняное. Каждый раз пюре должно быть свежеприготовленным.

Ребенок приходит в эту жизнь с практически стерильным кишечником и способен усваивать только материнское молоко или его адаптированные по составу заменители. Со временем пищеварительная система дозревает, кишечник заселяется полезной микрофлорой, а поджелудочная железа начинает вырабатывать ферменты способные переваривать более взрослую пищу.

Это происходит к 5 – 6 месяцам жизни ребенка именно в этот период для удовлетворения физиологических потребностей организма в питательных веществах грудного молока или смеси, становиться недостаточно. Для того чтобы плавно осуществить переход к другому способу питания существует таблица прикорма детей до года, в которой подробно расписаны сроки ввода нового продукта и его количество.

Когда следует вводить прикорм

Схема введения прикорма основана на постепенной адаптации ребенка к новому виду пищи тогда, когда организм уже может принимать ее, но еще не имеет острой потребности в ней. Дети, находящиеся на грудном вскармливании могут обходиться без дополнительного прикорма до конца пятого месяца, начала шестого, поскольку состав грудного молока более совершенен, нежели смесь. Схема введения прикорма при искусственном вскармливании предполагает более ранние сроки, которые зависят от общего состояния малыша, отсутствия склонности его к аллергиям и зрелости системы пищеварения. Смеси по своему составу приближенные к грудному молоку, но не могут заменить его полностью, поэтому способны удовлетворить потребности растущего организма лишь первые 5 месяцев, именно поэтому искусственникам начинают вводить прикорм значительно раньше.

В послевоенные годы, когда женщины были вынуждены выходить на работу после 3 месячного декрета, грудное вскармливание было возможно только на первых порах, потом же младенцев отдавали в ясли и переводили на смеси, состав которых оставлял желать лучшего. Именно поэтому таблица введения прикорма в те годы начиналась с 3 – 4 месяца, чтобы восполнить недостаток витаминов и минералов, которых не было в смеси. Поскольку в таком возрасте у младенца еще не угасли безусловные рвотные рефлексы, любая пища, гуще молока вызывает спазмы горла, как защитная реакция от удушения продуманная самой природой. Поэтому для первого прикорма в те годы использовали яблочный сок, фруктовые кислоты которого раздражают слизистую желудка, а витамины практически не усваиваются. Даже сейчас, несмотря на то, что рекомендации воз по введению прикорма имеют предписание добавлять в рацион соки не раньше 7 месяцев, а таблица начинается с 5 месяцев, некоторые педиатры старой закалки могут настаивать на раннем прикорме фруктовыми соками. Такая практика, как пережитки прошлого, к сожалению, еще встречается и, как правило, ни к чему кроме диатезов и раннего гастрита у детей не приводит. К сожалению, в интернете так же можно найти информацию о , таблица которого устарела и начинается с 3 – 4 месяцев, что может вводить в заблуждение молодых неопытных мам.

Тем не менее, прикорм детей с 4 месяцев практикуется, если ребенок на искусственном вскармливании имеет большой недобор веса или начальную стадию анемии, таблица при этом отличается от общей схемы прикорма воз только первым, растянутым на 3 недели вводом или каши. Последующие же месяцы новые продукты вводятся, так же как и при нормальном вводе прикорма у ребенка на искусственном вскармливании.

Считается что ребенок, который с интересом наблюдает за трапезой взрослых, умеет сидеть и не выталкивает предложенную пищу, готов к тому, чтобы попробовать более взрослые продукты. Такому малышу можно начинать вводить прикорм, схема которого описана ниже.

Схема введения первого прикорма

Существуют определенные правила введения пищи в рацион младенца, от соблюдения, которых будет зависеть успешность периода адаптации пищеварительной системы малыша. Так, первые добавки должны поступать в виде жидкости, затем постепенно густота пищи должна увеличиваться и переходить в стадию пюре , и только к 8 – 9 месяцам можно допускать присутствие в пище неоднородных элементов.

Существует много разногласий, с чего же начинать прикорм ребенка, но специалисты в педиатрии утверждают, что лучше начать первое знакомство с пищей, вкус которой нейтральный. Если малыш не склонен к аллергиям это может быть несоленое овощное пюре из кабачка или картофеля или безглютеновая гречневая или рисовая каша на воде рекомендована для первого прикорма детям с недобором веса. Схема прикорма по Комаровскому отличается лишь тем, что Евгений Олегович рекомендует вводить в качестве первого прикорма кисломолочные продукты, способствующие лучшему пищеварению и подготовке кишечника к более сложным продуктам.

Схема введения прикорма при грудном вскармливании, так же как и при искусственном заключается в введении первого прикорма в количестве равному чайной ложке и последующему увеличению порции до норм соответствующих возрасту. В первый и последующий дни необходимо наблюдать за реакцией детского организма на новый продукт, осматривать поверхность кожи на предмет сыпи или покраснений, обращать внимание на любые изменения стула.

Следует перед вторым грудным кормлением или смесью, на пятый шестой день ввода можно заменить одно кормление полностью прикормом. Схема введения прикорма выглядит подобным образом:

  • 1-ый день – 1 чайная ложка
  • 2-ой день – 2 чайных ложки
  • 3-ий день – 4 чайных ложки
  • 4-ый день – 8 чайных ложек
  • 5-ый день – полностью заменить одно кормление, но не более 60г на одно кормление.

Далее стоит закрепить полученный результат и через неделю начать вводить вторую позицию в меню малыша в зависимости от того какая была первая. Так если вы начали знакомство с пищей с каш, то на второй прикорм, согласно данным таблицы ввода прикорма, можно предложить овощное пюре. Второй прикорм вводиться так же постепенно, как и первый и заменяет собой либо третье кормление при искусственном вскармливании или четвертое, при грудном. Это не столь принципиально, но все, же лучше будет не делать большие перерывы в кормлении грудью, поскольку может снизиться лактация. Так же не забывайте предлагать ребенку грудь после прикорма, а если малыш искусственник, в перерывах между кормлениями, но не раньше чем через 15 минут можно предложить ему воду или несладкий травяной чай, лучше с фенхелем.

О том, какие продукты, можно вводить постепенно и в каком количестве можно узнать из таблицы прикорма по месяцам, в которой занесены все данные о последовательность ввода продуктов, а так же суточная норма потребления этого продукта.

Таблица ввода прикорма по месяцам

Рассмотрим, какие же продукты можно вводить в прикорм по месяцам согласно таблице рекомендованной ВОЗ. Следует так же отметить что таблица прикорма с 6 месяцев, не существенно отличается от таблицы прикорма 5 месячных малышей. Основные рекомендованные возрастные категории не смещаются.

Прикорм по месяцам:

Вводить прикорм в 4 месяца , не рекомендуется, если ребенок находиться на грудном вскармливании, в том случае если есть какие, либо медицинские показатели у искусственника, например, анемия, допускается начало ввода в этом возрасте овощей и каш. Схема прикорма с 4 месяцев значительно отличается от той, которую использовали в прошлые годы, основным отличием является перенос употребления фруктовых соков и пюре на более поздние сроки и напротив ранее употребление кефиров и других кисломолочных продуктов.

5 и 6-ой месяц – вводиться овощное пюре, суточная норма которого не превышает 60г. для начала можно использовать кабачок, тыкву, брокколи или цукини. К концу 6 месяца можно попробовать пюре, в составе которого два овоща сразу. Осторожно следует вводить морковь, а картофель лучше перед приготовлением вымочить в воде.

Каши годятся для первого прикорма, в случае если ребенок плохо набирает вес, идеальны для первого знакомства – гречка и рис. Суточная норма каши составляет 40 – 50г на одно кормление. При этом лучше отдать предпочтение специальным кашам на безмолочной основе, разработанным для детского питания, они имеют очень нежную текстуру и однородную консистенцию, чего добиться при приготовлении из круп практически невозможно.

7-ой месяц – можно добавлять в пюре или каши по капле растительного масла, учитывая при этом, что в составе заводских каш для детского питания уже имеются различные растительные масла.

Можно увеличить порцию каши до 100г, а так же ввести новые крупы, такие как кукуруза, овес, пшеница. Манку детям до года давать не рекомендуется.

Седьмой месяц идеальное время для знакомства с фруктами, желудок уже достаточно подготовлен к встрече с фруктовыми кислотами, и вкусовые предпочтения малыша уже сложились, так что риск, что он откажется после лакомства от другой пищи минимален. Начинать следует с приготовленного на пару перетертого яблока, затем переходить на сырое, тертое на пластмассовой терке не более 30г за один раз. Фруктовые соки так же можно вводит, при этом лучше делать их самостоятельно и перед кормлением разводить пополам с водой.

8-ой месяц таблица прикорма рекомендует начать с ввода в меню сливочного масла, количеством не более 4г. Так же пришла пора познакомиться с кисломолочной продукцией в виде кефира и творожка, именно на 8 месяце кроха активно нуждается в белке и кальции источником которого являются кисломолочные продукты. Детское печенье и хлеб так же разнообразят меню малыша, но не стоит перекармливать ребенка печеньем, если он в основном рационе отдает предпочтение кашам.

9-ый месяц более разнообразен, в меню ребенка появляется желток, а так же до 30г мясного пюре. Для приготовления мясного пюре можно взять куриное филе, постную телятину, крольчатину.

10-ый месяц также довольно разнообразный в питании, большинство малышей уже полностью переходят на взрослый стол, а грудное молоко или смесь остаются только на вечернее или утреннее кормление. Для разнообразия можно предложить ребенку отварную или приготовленную на пару рыбку в виде пюре. Рыбу нужно отбирать нежирных сортов, таких, как хек или минтай. Так же можно добавить блюда, приготовленные с добавлением куриной печени.

Определением прикорма в качестве кормления детей жидкостями, продуктами специальной консистенции в дополнение адаптированной смеси или грудному молоку занимается Всемирная Организация Здравоохранения.

На первых этапах прикорма дети получают пищу, относящуюся к переходному периоду, то есть это те продукты питания, которые направлены на удовлетворение специфических потребностей малыша, со временем ребенок начинает кушать уже с семейного стола. Дети к одному году физически могут потреблять пищу с семейного стола, поэтому они уже не нуждаются в модифицировании продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей ребеночка.

Всемирной Организации Здравоохранения утверждает, что малышу, пребывающему на грудном вскармливании вводить прикорм не желательно ранее шести месяцев. Однако отечественные ученые несколько не согласны с рекомендациями министерств здравоохранения многих стран мира, поскольку введение прикорма с шести месяцев относится к здоровым детям, которые родились без задержки внутриутробного развития или же гипотрофии, то есть с массой тела, находящаяся в пределах нормы. Также это относится к тем случаям, когда питание мамы полноценное.

Считается, что молоко мамы способно полностью удовлетворить все имеющиеся потребности ребеночка в первом полугодии его жизни. Ферментативные системы у малыша полностью созревают к шести месяцам, как раз к этому возрасту малыша подает сигнал о готовности принятия пищи.

Существующие признаки готовности ребеночка к введению «взрослой» пищи

Выделяют некоторые признаки того, что малыш готов к потреблению еды:

  1. Ребеночек достиг шестимесячного возраста.
  2. Проявление интереса к пище.
  3. Исчезновение выталкивающего рефлекса.
  4. Увеличение веса малыша, приблизительно в несколько раз.
  5. Малыш все чаще просит грудь.

Когда мама убедилась, что наступил момент введения прикорма, то следует определить со способом введения продуктов питания. Нынче существует несколько методов введения прикорма - педагогический и традиционный способ.

Педагогический метод прикорма

Введение прикорма малышу предельно маленькими дозами из тарелки взрослого называется педагогический прикорм. Такой способ подразумевает, что малышу предлагается та еда, которую кушают взрослые, таким образом, он постепенно привыкает к той пище, употребляемой в семье.

Основной задачей такого метода является вовсе не накормить карапуза, а познакомить его с новыми продуктами питания. Для малыша основным питанием остается молоко мамы или же смесь, оно помогает удовлетворить потребности ребеночка в пище, так он запивает не небольшие кусочки еды, которые были выпрошены у мамы.

В случае, когда какой-то продукт понравился малышу, то его количество следует довести до трех чайных ложечек. При такой схеме питания ребеночек кушать учится самостоятельно, тем самым со стороны мамы не испытывает никакого давления. Также ребеночку при таком подходе не нужно перетирать пищу, он поэтапно формирует свои вкусовые пристрастия, по достижению им годовалого возраста он кушает пищу с удовольствием.

Традиционный метод введения прикорма

Введение продуктов питания в рацион малыша в определенной последовательности называется традиционной схемой, к которой склоняется большинство мамочек. Этот метод подразумевает введение продуктов поочередно, которые соответствуют возрастной категории малыша. Тем самым к годовалому возрасту, ребеночек кушает «взрослую» пищу, получая необходимые витамины и минералы.

Продукты, с которых следует начинать прикорм

Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует начинать прикорм с различных овощей, каш, мяса, рыбы и только потом разрешается вводить в меню малыша соки. Современные специалисты в области питания рекомендуют с введением соков быть очень осторожными, поскольку этот продукт является стимулятором ферментативной деятельности ребеночка.

Минусы раннего введения сока:

  1. Этот продукт является достаточно сильным аллергеном.
  2. Поскольку он является тяжелым, то его усвояемость выполняется достаточно плохо.
  3. Вероятность появления определенных проблем с почками и поджелудочной железой.
  4. Сок оказывает определенное влияние на ЖКТ.
  5. В соке содержится высокий уровень сахара, который маленькому ребенку не нужен.

При введении сока его нужно разбавлять с водой и соблюдать пропорции 1:1. В случае, когда у малыша наблюдаются некие проблемы с пищеварительной системой, то сок и вовсе не следует вводить в рацион малыша.

Продукты питания, используемые в качестве прикорма

Всем известно, что основная цель прикорма - обеспечение ребеночка дополнительным объемом питательных веществ, а также энергии. Беря во внимание то, что современные адаптированные детские смеси в своем составе содержат особо большой набор минеральных веществ, витаминов, поэтому если нет особых показаний к более ранним срокам, поэтому схема введения прикорма как детей-искусственников, так и грудничков может быть единой.

Начинать прикорм лучше с овощей, однако если ребеночек в весе набирает плохо, тогда следует начинать с каш. Овощной пpикоpм должен иметь вид пюpе, приготовленный из таких продуктов, как кабачок, брокколи, . Из каш первыми вводятся те, которые не содержат глютен, поскольку это белок, как тот который содержится в коровьем молоке, представляет собой достаточно сильный аллерген.

Сегодня специалисты в области питания рекомендуют из детского рациона исключить манную кашу, поскольку в ней содержится высокое содержание глютена, а нутpитивная ценность в малом количестве. Затем вводят мясной пpикоpм, который готовят из мяса нежирных сортов. Нецелесообразным считается использовать в питании малыша .

Любой прикорм должен иметь консистенцию пюреобразную. После введения этих пpикоpмов в питание допустимо введение фруктов, соков. Их нужно давать малышу между основных кормлений и добавлять в пpикоpмы в качестве улучшения вкусовых качеств.

Не рекомендуется в питание вводить мясные бульоны. Некоторые специалисты считают, что прикорм нужно давать малышу после кормления грудью, объясняя это тем, что введение продуктов питания до кормления способно привести к уменьшению уровня выработки молока.

Однако не каждый малыш согласится кушать прикорм в виде овощного пюре, каши, после грудного молока. Поэтому в этом вопросе следует подходить индивидуально. В питании малыша допустимо использовать блюда и продукты, которые приготовлены в домашних условиях и промышленного производства, которые различаются составом.

Важно соблюдать последовательность, в частности и постепенность введения каждого пpикоpма. К тому же стоит помнить, что дети предпочитают употреблять продукты питания маленькими порциями, но часто. Тем самым малыш учится не переедать и контролировать чувство насыщения.

Если малыша выражает любознательность и пробует кушать ложкой самостоятельно, посодействуйте ему в этом. К тому же не стоит ругать его за то, что он руками трогает те продукты, находящиеся в тарелке. Таким образом, он посредством своих пальчиков определяет консистенцию пищи, это является важным этапом в его развитии. Учитывайте пристрастия ребеночка и проявляете смекалку!

Дополнительный вид пищи животного или растительного происхождения. По составу, вкусовым качествам, форме введения он резко отличается от грудного молока, способствует развитию жевательного аппарата, стимулирует ферментные системы желудочно-кишечного тракта и готовит ребенка к отнятию от груди.

Правила введения прикорма:

    Прикорм вводится только здоровому ребенку

    Прикорм дают перед кормлением грудью (в оличие от соков, которые дают после кормления), начиная с 5 г и постепенно (в течение 2-4 недель) доводя объем прикорма до 150 г. Во втором полугодии жизни ребенка прикорм не должен превышать 180 г.

    Блюда прикорма должны быть гомогенными по консистенции и не вызывать у ребенка затруднений при глотании. С возрастом нужно переходить к более густой, затем - плотной пище.

    Прикорм дается в теплом виде, ложкой, в положении ребенка сидя. Нецелесообразно давать в одно кормление 2 плотных или 2 жидких блюда прикорма.

    Не дают один и тот же вид прикорма 2 раза в день.

    Основное правило прикорма - постепенность и последовательность введения новых продуктов. Новый вид прикорма вводят после полной адаптации к предыдущему.

    При введении прикорма следите за стулом ребенка; если он остается нормальным, то на следующий день количество прикорма можно увеличить.

    Нельзя сочетать введение прикорма и новых блюд прикорма с проведением профилактических прививок.

    Начинать введение в качестве прикорма овощного пюре надо с одного вида овощей, постепенно переходя к их смеси. Обращать внимание на степень их измельчения. В качестве первого овощного прикорма можно рекомендовать пюре из кабачков, картофеля, как наименее аллергичных и не вызывающих повышенное газообразование

    При введении в качестве прикорма каш используйте безглютеновые злаки - рис, гречневую и кукурузную муку, чтобы не индуцировать у детей первых месяцев жизни развитие глютеновой энтеропатии (не начинать прикорм с манной каши).

    Творог (в дозе 3-5 г/кг массы тела) и желток (1/4-1/2 часть) назначать не ранее 6 месяцев жизни, так как раннее введение чужеродного белка приводит к аллергизации, поражению функционально незрелых почек, метаболическому ацидозу и дисметаболической нефропатии.

    С 7-8 месяцев в рацион ребенка вводятся сырые зрелые фрукты и мясо в виде фарша (из кролика, индейки, говядины, телятины, нежирной свинины) - 3- 5 г/кг массы тела. В 9 месяцев даются фрикадельки в том же объеме, к году - паровые котлеты. Рекомендуется использовать мясные консервы для детского питания промышленного производства, выпускаемые в стеклянной посуде. Мясные консервы можно разделить на чисто мясные и мясо-растительные. Выпускаются мясные консервы с различной степенью измельчения: гомогенизированные (с 8 месяцев), пюреобразные (с 8- 9 месяцев) и крупноизмельченные (с 10-12 месяцев). Два последних вида отличаются от гомогенизированных консервов не только степенью измельчения, но и наличием в них специй, а также возможной замены воды на мясной бульон. Большинство консервов обогащено железом.

    Мясные бульоны изъяты из прикорма, так как содержат много пуриновых оснований, что приводит к повреждению функционально незрелых почек.

    Супы-пюре готовятся на овощных отварах. Пища должна быть слабосоленой: почки грудного ребенка плохо выводят из организма натриевую соль. В пюре, выпускаемом промышленным способом, содержание натрия не должно превышать 150 мг/100 г - в овощах и 200 мг/100 г - в смесях мяса и овощей.

    С 8 месяцев в качестве прикорма можно назначать кефир или другую кисломолочную смесь. Необоснованное широкое применение кефира в качестве прикорма в первые месяцы жизни может вызвать у ребенка нарушение кислотно-щелочного равновесия, ацидоз и создать дополнительную нагрузку на почки. Не рекомендуется разводить творог кефиром, так как это резко увеличивает количество употребляемого белка. Творог следует использовать с фруктовым либо овощным пюре.

    С 9 месяцев ребенку 1-2 раза в неделю вместо мяса можно дать нежирные сорта рыбы: треску, камбалу, сайру, судак. В интервалах между приемами пищи ребенку можно предлагать фруктовые соки, не содержащие сахара. Малосоленые сорта сыра можно дать ребенку с одного года (они богаты белками, кальцием, витаминами А и В).

Когда начинать прикорм?

К 4–6 месяцам у ребенка возрастает потребность в дополнительной энергии, витаминах и минеральных веществах и грудное молоко или его искусственный заменитель не отвечают возросшим потребностям малыша в витаминах, калориях и микроэлементах. Кроме того, прикорм приучает ребенка к восприятию более плотной пищи, развивает жевание. в этом возрасте необходимо вводить ребенку дополнительное питание. Ранее 4 месяцев организм ребенка физиологически не подготовлен к восприятию новой плотной пищи. А позже полугода начинать нежелательно, так как могут возникнуть проблемы с адаптацией к пище более плотной консистенции, чем молоко. Поэтому, по мнению большинства специалистов в области детского питания, первый прикорм следует вводить в период с 4 до 6 месяцев жизни. При искусственном вскармливании начинать прикорм можно с 4,5 месяцев, при грудном – с 5–6 месяцев. Помните, что сроки введения прикорма индивидуальны.

    Недостаточное поступление энергии и пищевых веществ от одного грудного молока может привести к задержке роста и недостаточности питания;
    вследствие неспособности грудного молока удовлетворять потребности ребенка могут развиться дефициты микронутриентов, особенно железа и цинка;
    может быть не обеспечено оптимальное развитие двигательных навыков, таких, как жевание, и положительное восприятие ребенком нового вкуса и структуры пищи.

Поэтому вводить прикорм нужно в свое время, на соответствующих этапах развития.

Сохраняется много разногласий по поводу того, когда именно начинать введение прикорма. И хотя все согласны, что оптимальный возраст является индивидуальным для каждого конкретного ребенка, вопрос о том, рекомендовать ли введение прикорма в возрасте «от 4 до 6 месяцев» или «примерно в 6 месяцев», остается открытым. Следует пояснить, что «6 месяцев» определяется как конец первых шести месяцев жизни ребенка, когда ему исполняется 26 недель, а не начало шестого месяца, т.е. 21–22 недели. Точно так же «4 месяца» относится к концу, а не к началу четвертого месяца жизни.

Существует практически всеобщее согласие в том, что не следует начинать введение прикорма до наступления возраста 4 месяцев и задерживать его до возраста старше 6 месяцев. В нескольких публикациях ВОЗ и ЮНИСЕФ используются формулировки рекомендующие прикорм в «4–6 месяцев» или «примерно в 6 месяцев». Но научное обоснование рекомендации срока 4–6 месяцев достаточных документальных подтверждений не имеет. В опубликованном докладе ВОЗ/ЮНИСЕФ о введении прикорма в развивающихся странах авторы рекомендовали кормить доношенных детей исключительно грудью примерно до возраста 6 месяцев.

Начиная вводить прикорм до 6 месяцев, нужно учитывать факторы, такие, как масса тела и внутриутробный возраст при рождении, клиническое состояние и общий статус физического развития и пищевой статус ребенка. В результате исследования, проведенного в Гондурасе, было установлено, что кормление детей, находящихся на грудном вскармливании, с массой тела при рождении от 1500 до 2500 г высококачественными продуктами для прикорма начиная с 4-месячного возраста не давало никаких преимуществ для физического развития. Эти результаты подтверждают правильность рекомендации кормить детей исключительно грудью в течение примерно 6 месяцев даже для маловесных детей.

Что и как давать в первый прикорм?

Первыми блюдами прикорма являются овощные пюре или каши. Если ребенок имеет недостаток веса или неустойчивый стул, лучше начать с каш. И наоборот, при избытке веса, нормальном весе или склонности к запорам вводить прикорм рекомендуется с овощного пюре.

Если ваш малыш лишен подобных неприятностей и абсолютно здоров, то советы педиатров и диетологов в настоящее время сводятся к тому, чтобы начинать прикорм с овощного пюре.

Прикорм - овощи.

Овощное пюре богато минеральными солями (калий, железо), органическими кислотами, пектиновыми веществами и растительными волокнами, нормализующими стул. Лучше начинать с таких продуктов, как кабачок, все виды капусты, картофель, они меньше всего вызывают аллергию. Позднее можно попробовать морковь, свеклу и томаты. Современная детская промышленность предлагает большой ассортимент различных видов пюре. По степени измельчения они делятся на гомогенезированные, которые предлагают детям с 4,5 месяцев, пюреобразные для детей 6–9 месяцев и крупноизмельченные (9–12 месяцев).

Овощные детские консервы готовят с небольшим количеством соли, а некоторые производители оставляют вкус овощей натуральным, не добавляя соли совсем. Не нужно дополнительно ихподсаливать и добавлять растительное масло.

Пюре из бобовых, томатов, со специями не следует давать в качестве прикорма малышам в возрасте 4–6 месяцев, поскольку, томаты, которые принадлежат к числу овощей, особенно часто вызывающих аллергию у детей, можно вводить в питание не раннее полугода. Томатную пасту, содержащую соль лучше вводить с 6–7 месяцев. Бобовые, в составе которых высок уровень растительных волокон и особых видов сахаров, способных вызвать раздражение слизистой кишечника и усиление газообразования не ранее 7–8 месяцев. Лук и чеснок, содержащие эфирные масла, раздражающие слизистую желудка, кишечника, почек – только с 8–9 месяцев, специи же – с 9 месяцев и старше, лучше после полутора лет.

Как накормить ребенка?

Предлагать новое блюдо следует не один раз, а 10–12 раз как минимум, и только после того как малыш упорно отказывается от него, перейти к другому виду овощей. После того как ребенок не принял тот или иной овощ, не переходите сразу на каши, попробуйте другой, более сладкий овощ.

Как приготовить прикорм пюре?

Можно приготовить овощной прикорм самостоятельно, используя как свежие, так и замороженные овощи. Для этого их необходимо отварить, затем сделать пюре (в блендере или с помощью обычной толкушки). Добавьте немного растительного или растопленного сливочного масла (в объеме не более 3–4 грамм).

Масло еще один новый продукт прикорма, с которым дети знакомятся с момента введения овощного пюре или каши. Оно является источником питательных веществ, энергии, а также жирорастворимых витаминов (А, D, Е). Растительное масло разрешено вводить с 4,5 месяцев, сливочное – не ранее 5–6 месяцев.

Прикорм - каша

Через две недели после привыкания малыша к овощному пюре можно начинать введение злакового прикорма. Наиболее удобны сухие растворимые каши. Для их приготовления нужно только смешать сухой порошок с теплой кипяченой водой и перемешать. Достоинством этих продуктов (как и консервов детского питания) является их гарантированный химический состав, безопасность и насыщенность основными витаминами, кальцием, железом и минеральными веществами. Можно использовать и сухие молочные каши, требующие варки, муку для детского питания, а также обычную крупу, предварительно измельченную на кофемолке. Важно подчеркнуть, что в качестве первого злакового прикорма следует использовать безглютеновые злаки – рис, также гречневую и кукурузную муку; в остальных злаковых – ржи, пшенице, ячмене, овсе – содержится глютен. Это основной белок злаковых, у малышей он может вызывать такие неприятные явления, как боль и вздутие живота. Принципы введения каш такие же, как и для других видов прикорма – начинать с одного вида крупы, постепенно, через неделю после введения первой каши, попробовать другой вид, еще позже – можно перейти на кашу из смеси круп.
Не подслащивайте каши промышленного производства
Следует учитывать, что ребенок только привыкает к новым вкусам, и от того, насколько правильно его научат питаться в семье, зависят и его будущие пристрастия в еде. Как следствие привычка к сладкой пище может привести к ожирению и сопутствующим ему заболеваниям.

Как вводить новый продукт прикорма?

    Начинать надо с одного вида наименее аллергенного продукта. Интервал между введением различных блюд прикорма должен быть не менее 5–7 дней. Пока малыш начинает пробовать что-то новенькое, следует ежедневно тщательно осматривать кожу на предмет появления какой-либо сыпи, а также следить за стулом. При появлении высыпаний или изменении характера стула (частый и жидкий) необходимо отменить блюдо прикорма и обратиться к врачу.

    Новый продукт нельзя вводить, если ребенок нездоров или во время проведения профилактических прививок, нежелательно начинать в жаркую погоду.

    Рекомендуется давать «новинку» перед грудным кормлением – тогда проголодавшийся ребенок скорее всего отнесется к пище положительно. Кроме того, новое блюдо лучше предложить в первой половине дня, чтобы проследить за состоянием малыша в течение всего дня.

    Прикорм дают малышу только с ложечки, а не через соску.

    Не следует стремиться к чрезмерному разнообразию в питании маленького ребенка, для начала достаточно 2–3 наименований овощей, введенных поступательно (один в неделю). Необходимо придерживаться определенных схем введения новых продуктов в рацион малыша.

Пример введения каш и овощных пюре:

1-ый день –1 чайная ложка (5г)

2-ой день – 2 ч.л. (10г)

3-ий день – 3 ч.л. (15 г)

4-ый день – 4 ч.л. (20 г)

5-ый день – 50 мл (50г)

6-ой день – 100мл (100г)

7-ой день – 150 мл (150г).

Пример введения растительного и растопленного сливочного масла:

если ребенок кушает каши промышленного производства, в них уже есть масло и дополнительно добавлять его не следует.

1-ый день –1 капля

2-ой день – 2 капли

3-ий день – 5 капель

4-ый день – ¼ ч.л.

5-ый день – ½ ч.л. (3г)

Питание ребенка 6 месяцев (объем каши и пюре до 150 мл, кратность кормления 5–6 раз в день)

Первое кормление. Смесь или грудное молоко
160–200 мл

Второе кормление. Каша
150 мл

Третье кормление. Овощное пюре
150 мл

Четвертое кормление. Смесь или грудное молоко
160–200 мл

Пятое кормление. Смесь или грудное молоко
160–200 мл

Шестое кормление. Смесь или грудное молоко
160–200 мл

Примерная схема введения продуктов и блюд прикорма при естественном вскармливании детей первого года жизни:

Возраст ребенка, месяцев Примечание
3 4 5 6 7 8 9-12
Фруктовые соки, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 90-100 с 3 месяцев
Фруктовое пюре, г 5-30 40-50 50-60 60 70 80 90-100 с 3,5 месяцев
Творог, г 10-30 40 40 40 50 с 5 месяцев
Желток, шт 0,25 0,5 0,5 0,5 с 6 месяцев
Овощное пюре, г 10-100 150 150 170 180 200 с 4,5-5,5 месяцев
Молочная каша, г 50-100 150 150 180 200 с 5,5-6,5 месяцев
Мясное пюре, г 5-30 50 60-70 с 7 месяцев
Рыбное пюре, г 5-30 30-60 с 8 месяцев
200 200 400-500 с 7,5-8 месяцев
5 5 10 с 7 месяцев
Сухари, печенье, г 3-5 5 5 10-15 с 6 месяцев
1-3 3 3 5 5 6 с 4,5-5 месяцев
Сливочное масло 1-4 4 4 5 6 с 5 месяцев
Цельное молоко 100 200 200 200 200 200 с 4 месяцев

Примерная схема введения продуктов и блюд прикорма при искусственном вскармливании детей первого года жизни:

Наименование продуктов и блюд прикорма Возраст ребенка, месяцев
0-1 1 2 3 4 5 6 7 8 9-12
Адаптированная молочная смесь или "последующие" молочные смеси, мл 700-800 800-900 800-900 800-900 700 400 300-400 350 200-400 200-400
Фруктовые соки, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100
Фруктовое пюре, г 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100
Творог, г 40 40 40 40 40-50
Желток, шт 0,25 0,5 0,5 0,5
Овощное пюре, г 10-100 150 150 170 180 180-200
Молочная каша, г 50-100 150 170 180 180-200
Мясное пюре, г 5-30 50 50 60-70
Рыбное пюре, г 5-30 30-60
Кефир и другие кисломолочные продукты или "последующие" смеси, мл 200 200-400 200-400
Хлеб (пшеничный, высшего качества), г 5 5 10
Сухари, печенье, г 3-5 5 5 10-15
Растительное масло (подсолнечное, кукурузное) 1-3 3 3 5 5 6
Сливочное масло 1-4 4 4 5 6
Цельное молоко 100 200 200 200 200 200

Имейте в виду, что схемы примерные и, если ребенок на полноценном грудном вскармливании и развивается нормально (это должен решить врач-педиатр), все сроки введения прикорма можно сдвинуть на 2-3 месяца. В таблице указано, что ребенку его возраста уже можно кушать.

Примечания к введению прикорма:

  • Цельное молоко используется для приготовления блюд прикорма (овощного пюре и каш).
  • Количество кефира зависит от объема адаптированной или "последующей" смеси, получаемой ребенком.

Фруктовые соки дают понемногу, сначала разбавляя 1:1 кипяченой водичкой. Фруктовое пюре вводится только через 2-3 недели после сока. Начать лучше с яблочных сока и пюре. Ягоды исключаем до 6 месяцев.

Последнее время при естественном вскармливании введение прикорма рекомендуют при хорошей прибавке веса с 6 месячного возраста, так что таблицы приблизительные. Перед тем, как вводить прикорм, посоветуйтесь с педиатром.

Таблицы разработаны в соответствии с методическими указаниями №225 (1999 г.) "Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни" Министерства здравоохранения РФ и НИИ питания РАМН.

Предлагаемые рекомендации по вскармливанию детей первого года жизни базируются на результатах анализа современной мировой научной литературы и собственных исследований. Их правомерность подтверждена также клиническим опытом наблюдения за детьми первого года жизни.

Многие мамочки (как, впрочем, и педиатры) находятся в плену старых рекомендаций — начинать прикорм с соков.
На сегодняшний день мнения ведущих специалистов по введению прикорма противоположно — с соками нужно быть очень аккуратными и стараться не вводить их в рацион ребенка, пока он не начал употреблять взрослую пищу в достаточных объемах, включая мясо, каши, рыбу и т.д. (в этом случае сок является стимулятором ферментативной деятельности малыша).

Каковы же минусы раннего введения сока:

1. Соки — продукт аллергенный. В свете участившихся аллергических реакций это нужно учитывать.
2. Соки — продукт тяжелый и плохо усваивается. Он раздражает незрелый ЖКТ ребенка. Даже взрослым сок рекомендуют разбавлять в пропорции 1:1, а если у человека наблюдаются проблемы с ЖКТ — вовсе исключить из рациона.
3. Вероятность возникновения проблем с поджелудочной железой, почками.
4. Содержание в соке сахара — уж он вообще не нужен такому маленькому ребенку
5. Сок дает сильную нагрузку на ЖКТ, в результате чего через определенный период у ребенка появляются последствия — гастрит, панкреатит и др. заболевания.

Грудное молоко содержит все необходимые витамины для ребенка. Если говорить о железодефицитной анемии (что чаще всего является основанием к введению соков) — биологическая доступность железа в молоке матери очень высока (50-75% в сравнении со смесью, где она достигает всего лишь 20%).

Начинать введение прикорма лучше всего с овощей.

Если ребенок плохо набирает в весе — можно сделать отступление и начать с каш. Что именно выбирать? Овощи.
Не советую начинать прикорм с фруктов.

Они сами по себе имеют сладковатый привкус и уже формируют у ребенка пристрастия к сладенькому.
Овощи намного больше подходят для введения нового продукта.

Первые овощи в рационе — кабачок, цветная капуста, морковь.

Позже вводится картошка (вначале старайтесь вымачивать около часа в воде).

Если у ребенка жидкий стул — кабачок лучше ввести позже.

Введение прикорма начинаем с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем (2,4 и так далее).

Не нужно доводить объем до определенного количества.
Это ошибка многих мам, которая ведет к перекорму ребенка и последующему отказу от еды. Как только ребенок отвернулся от ложки — убирайте еду и предложите грудь.

Прикорм лучше всего давать в первой половине дня и всегда предлагать запить молочком.

Вначале в рационе малыша будут монокомпонентные пюре.
1 раз в неделю Вы можете добавлять в пюре новый продукт. Не нужно солить приготовленное блюдо. Желательно вести пищевой дневник и записывать туда, что и когда Вы вводили, в каком количестве ребенку давали, какова была реакция. Если малыш отреагировал высыпанием, жидким стулом или запором — исключите продукт из рациона как минимум на месяц. Но помните, что стул может измениться, чаще всего появляются маленькие кусочки съеденной пищи, это нормально.

Я советую готовить пищу самостоятельно.
Перед тем, как купить баночку с детским питанием — посмотрите на срок годности.
Меня всегда смущало, что не содержащее консервантов и прочих добавок пюре может храниться 2 года.
В последнее время я наблюдаю, что баночное питание часто дает аллергическую реакцию.

Если Вы покупаете овощи сами — будьте осторожны в выборе. Овощи, получающие усиленную подкормку, чаще всего выглядят очень красивыми, глянцевыми. Отдайте предпочтение овощам «с огорода бабушки».
Также Вы можете сделать запасы на зиму.

Отлично сохраняются в морозильной камере — разновидности капусты, сладкий перец, из фруктов — малина, вишня, смородина. Картофель и морковь отлично сохраняются зимой на балконе. Экспериментируйте!

Лучше всего для приготовления овощей использовать пароварку.
Овощи готовятся быстро и витамины сохраняются в большем количестве. Давайте ребенку всегда свежеприготовленное блюдо.

Разминать удобнее всего ручным блендером. Ближе к году (10-11 месяцев) начинайте разминать пюре вилкой, чтобы ребенок учился самостоятельно жевать.

Через месяц после введения овощей Вы можете порадовать малыша кашкой.

Лучше всего для первого блюда подходит рисовая, кукурузная или гречневая каша. Для ребенка на грудном вскармливании больше подходит безмолочная каша. Если Вы покупаете каши, не требующие варки — убедитесь, что они не содержат глютен. Глютеносодержащие каши (пшеница, овсянка, многозерновые) не вводите в рацион малыша ранее 8-9 месяцев.
Принцип введения каши такой же — начинать с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Каши можно также готовить самостоятельно. Для этого крупа моется, высушивается и перемалывается на кофемолке.

Соблюдайте интервал между введением последующих прикормов — минимум 1 месяц.

После каши Вы можете начинать вводить фрукты (в начале не яркоокрашенные), печенье (детское не сдобное), мясо (лучше начинать с индейки, затем вводить телятину, курицу, говядину, от свинины лучше воздержаться) рыбу (морскую) и т.д., соблюдая временной интервал.

Прикорм желательно сдобрить маслом (не с первых дней введения прикорма!) — предпочтительно сливочным (кашу) и оливковым (овощи). Оливковое масло лучше всего подходит для первого прикорма. Начинайте вводить его с 2 капель. Если у малыша запоры — можно добавлять оливковое масло и в овощи, и в кашу (соблюдая объем, чтобы не добиться обратного эффекта). В среднем, в блюдо добавляется 1 чайная ложка оливкового масла.

Правила введения прикорма

Такой прикорм называется педагогическим , потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди.
Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей.

Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка?

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией.
Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов — один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может «за один присест» попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически “давятся”, потом начинают выплевывать кусочки “через один”, половину – глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года.
Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш — развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама.
Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей.

Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно.
Задача мамы — защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств.

Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии.
Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться.
Вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200 г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться.
Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте.

Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты.
Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся…

Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли?
Есть дети, которые до поры до времени едят эту «детскую пищу» много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали.

Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых — до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года — года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно «благополучно» минуют этап детского питания.

«Благополучно» поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро…

Консультант по грудному вскармливанию Екатерина Денисова



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: