Ребенок не может сосредоточиться на чем либо. Как научить ребенка сосредотачиваться? Концентрируем внимание

Соберись!» — родители и педагоги часто говорят это детям, которым сложно концентрироваться на каком-либо задании. Но может ли ребенок с такой проблемой решить ее одним лишь усилием воли? И как помочь, если ему никак не удается сосредоточиться? Своими рекомендациями делится детский аналитический психолог Мария Куленкова.


Почему ребенку сложно удерживать внимание

Чем ребенок младше, тем короче отрезок времени, в течение которого он способен удерживать внимание: в раннем возрасте это всего лишь пять-девять минут. Малыши могут быстро переключаться между объектами, и это нормально: так в их возрасте чередуются возбуждение и торможение в коре головного мозга. И работа детского мозга — это тонкий процесс, зависимый от множества факторов, в том числе и от того, в какой обстановке ежедневно находится ребенок.

Влияние гаджетов

Если ваши дети имеют бесконтрольный , это влияет на их способности к концентрации. Длительное пребывание за компьютером, телевизором, планшетом или смартфоном утомляет психику ребенка. Внимание становится неустойчивым, рассеянным, ребенку труднее собраться и сконцентрироваться на менее ярких объектах. Современные технологии важны, нужны, но пока вы имеете дело с неокрепшей и развивающейся нервной системой, важно ограничивать столь интенсивные потоки информации, способные ее быстро перегрузить.

Значимость семейной атмосферы

Один из наиболее важных факторов в развитии ребенка — это психологическая безопасность. Если ребенок чувствует любовь, принятие, заботу, если удовлетворяются не только его физиологические потребности, но и психологические, эмоциональные, то внимание будет устойчивым, длительным. Ребенок сможет легко концентрироваться и заниматься интересным делом достаточное для него время.

ощущает собственную незащищенность перед большим угрожающим миром.

Бесполезно давить на ребенка, если у него что-то не получается, он не сможет сконцентрироваться на задаче. Важно создать атмосферу доброжелательности, принятия, мягкой поддержки в процессе познания или тренировки.

Если слишком беспокоиться, что ребенку может быть скучно, постоянно и часто менять перед ним игрушки, картинки, книжки, занимать его без конца, ребенок не научится сам контролировать свое внимание и его концентрацию. Важно давать ребенку больше времени, ждать, когда познавательный интерес пробудится, и быть внимательным в поддержке этого интереса.

Физиологические особенности

Бывают случаи, когда неспособность удерживать внимание обусловлена физиологически: травмы, генетические заболевания, задержка психического развития и других отклонения. В этом случае проблема проявляется уже в раннем детстве и будет отчетливо видна неврологу, психоневрологу. Если же концентрация внимания снижена в силу психологических травм или незрелости нервной системы, то можно с целью диагностики и коррекции обратиться к нейро- и детскому психологу.


Как развивать концентрацию

Умение концентрировать внимание на каком-либо деле, не отвлекаясь, — важное условие для овладения любым навыком. Тренировать это можно с первых месяцев жизни. Ведь внимание ребенка начинает развиваться с того самого момента, как дозревают функции зрительной фокусировки взгляда, а происходит это еще до наступления трехмесячного возраста.

Первые месяцы жизни

Уже в месяц малыш может сконцентрироваться на крупном объекте, мамином лице, начинает выстраивать с ней социальные отношения, улыбаться, поворачивать голову в сторону, откуда слышен мамин голос. В этот период практически все игры служат развитию внимания, мышления ребенка. Надежная привязанность ребенка к маме, ощущение безопасности, полноценная забота о потребностях ребенка создают базу для всестороннего гармоничного развития подрастающего человека.

Раннее детство

В раннем возрасте игра служит в первую очередь поводом для личностного контакта с ребенком. В этот период, начиная уже с года, можно играть с детьми в простые игры на развитие внимания, например прятки. Используйте : позвоните в колокольчик, бубенчик, погремушку, постучите в барабан, не показывая их малышу, и спросите у него, что же это звучит. Очень полезно просто слушать музыку и обсуждать ее. Стройте башенки из конструктора, читайте книги и задавайте вопросы по содержанию, рассматривайте картинки, начинайте сортировать предметы — все это будет полезно для тренировки концентрации.

Будьте эмоциональны в этих играх: это привлекает внимание, мотивирует, стимулирует познавательную активность ребенка. Очень важно, чтобы вы не торопили ребенка и не выражали свое недовольство, если он не очень быстро реагирует. В противном случае малыш станет тревожиться, что не соответствует вашим требованиям, что он «отстает». При этом высшие психические функции — мышление, память, внимание — сразу отключаются, и вся энергия направляется на выживание и сохранение психики.


Дошкольный возраст

«Сколько рук». Водящий садится в центр круга, подставляя остальным спинку, можно закрыть глаза. Остальные игроки кладут ладошки на спинку водящего, а ему нужно угадать, сколько рук в данный момент дотронулось до него. Это развивает внимание, тактильное восприятие, самоконтроль и коммуникативные способности всех игроков.

«Иванушка у камушка». Водящий — и это должен быть ребенок — садится в центр круга, подставляя спину остальным игрокам. Игроки кладут ладошку на его спину тыльной стороной вниз. Ведущий начинает, повторяя считалку, нажимать камушком на ладошки игроков по кругу так, чтобы водящий чувствовал это давление спинкой. «Разыгрался Иванушка возле белого камушка!» На последних словах ведущий кладет камушек в ладошку тому из игроков, на ком остановилась считалка. Далее все участники закрывают ладошки, отходят от водящего и выставляют вперед закрытые кулачки. Все вместе повторяют: «Угадай-ка, у кого, у кого. Покажи-ка на того, на того!» Водящий встает и пытается угадать, у кого в кулачке зажат камушек. Дети помладше делают это наугад, а старшие могут анализировать поведение других ребят, развивая эмоциональный интеллект, внимание и мышление.

«Пол, нос, потолок» и различные модификации этой игры. Сначала ведущий указывает на пол, на нос или потолок и правильно их называет. Затем он начинает путать игроков: называет одно, а показывает другое, при этом игрокам нужно следовать его словесным указаниям. Например, он говорит: «Пол», а показывает на потолок, и здесь нужно не запутаться, а показать именно на пол. Далее правило можно поменять: пусть игроки показывают туда же, куда и ведущий, не обращая внимания на его слова.

«Повтори ритм». Несколько хлопков или притопов, которые ребенок может повторить в такой же последовательности.

Также способствуют развитию концентрации внимания, особенно если в них присутствует соревновательный компонент. Но и без него выстроенная цепочка последовательных действий в игре или зарядке способствует развитию внимания, сбросу напряжения и развитию межполушарных связей.

Чтобы ваш ребенок умел концентрироваться и был внимательным, очень важно, чтобы вы сами были внимательны к нему. Будьте чуткими, терпеливыми, и вы обязательно увидите результат.

Введите e-mail адрес:

Отсутствие концентрации – распространенная проблема среди детей. Их внимание настолько непостоянно, что даже новые игрушки привлекают их всего несколько часов.

Ситуация становится хуже, когда родители заставляют ребенка выполнять различную деятельность (например, учить уроки), которая требует умственных усилий и концентрации. Но, если ребенок не может сосредоточиться, это еще не значит, что он страдает какими-либо расстройствами обучения (такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Рассмотрим основные причины плохой концентрации у детей и попытаемся разобраться, как родители могут помочь ребенку решить эту проблему. Прежде всего, следует выяснить, действительно ли ребенок не может сосредотачиваться.

Признаки плохой концентрации у детей

У ребенка, имеющего проблемы с концентрацией внимания, могут проявляться некоторые из таких признаков:

  • ребенок не может усидеть на одном месте и легко отвлекается;
  • он часто теряет вещи и неорганизован;
  • он имеет трудности с обучением и запоминанием;
  • он не может сосредоточиться, чтобы выполнить домашнее задание;
  • он постоянно «витает в облаках»;
  • у него плохой почерк по сравнению со сверстниками;
  • он бывает агрессивным или капризным;
  • у него плохо развиты двигательные навыки (например, он плохо бегает или прыгает).

Причины низкой концентрации у детей

1. Недостаточный сон. Детям требуется 8–10 часов сна каждый день, в зависимости от возраста. Если ребенок привык ложиться спать поздно, измените эту привычку и установите для него распорядок. Помогите ребенку ложиться спать раньше, чтобы он получал больше времени на сон.

2. Стресс в семье . Что вызывает стресс у ребенка? Это может быть что угодно – от школы до семейных неприятностей. Чрезмерное давление на ребенка, наставления, чтобы он хорошо учился, занимался спортом и т. д., семейные ссоры и недостаток родительского внимания – все это может быть причиной стресса. Постарайтесь не давить на ребенка и избегайте споров в семье.

3. Неправильное питание. Плохое питание, в частности, употребление продуктов с высоким содержанием сахара и жиров, часто приводит к плохой концентрации. Ребенку хорошо подойдут яйца, цельнозерновой хлеб, молоко, курица, мясо, рыба. Не давайте ребенку кофе, энергетических напитков и вредной пищи.

4. Сложные задачи. Ребенок обычно отказывается выполнять задачи, которые кажутся ему слишком трудными. Сложность задачи определяется возрастом ребенка. Поэтому не давайте своему ребенку слишком сложной работы или задач, которые он не в состоянии понять.

Отдых, здоровый сон и сбалансированное питание помогут решить проблему концентрации у ребенка.

Рассмотрим еще несколько способов, которые помогут ребенку сфокусироваться:

1. Наблюдайте за ребенком

  • сядьте сбоку от ребенка и наблюдайте за ним, когда он играет, разговаривает или читает. Смотрите на выражение его лица и попытайтесь понять, что его интересует;
  • поговорите с воспитателем или учителем ребенка. Поскольку учитель часто взаимодействует с ребенком, он может дать вам много ценной информации;
  • не ругайте ребенка, будьте терпеливы к нему и постарайтесь его понять.

2. Сведите до минимума отвлекающие факторы

Дети не умеют фильтровать шум. Поэтому вам нужно создать подходящую атмосферу, чтобы дать ему сосредоточиться.

  • если ребенок занимается чем-то рядом с вами, не разговаривайте по телефону и не смотрите телевизор;
  • покажите ребенку хороший пример. Установите «спокойное время», во время которого вы читаете книгу или занимаетесь чем-то, пока ваш ребенок учит уроки. Ваш пример будет мотивировать его сделать свою работу лучше.

3. Уменьшайте время, которое ребенок проводит перед монитором

Вместо того чтобы позволять ребенку играть в компьютерные игры, лучше играйте с ним в традиционные игры:

  • покупайте ребенку игры, которые в веселой форме развивают творческое мышление;
  • выделите ребенку определенное время, когда он сможет смотреть телевизор или сидеть за компьютером. Так вы сможете контролировать время, которое он проводит перед монитором;
  • показывайте ребенку пример: меньше смотрите телевизор и меньше используйте мобильный телефон.

4. Устанавливайте цели

  • цели должны быть достижимыми;
  • разделите время учебы ребенка на несколько категорий;
  • создайте расписание для всех дел: игры, учебы, хобби и т.д.;
  • давайте ребенку символическое вознаграждение, когда он хорошо выполняет задания в течение недели или месяца.

5. Давайте ребенку ежедневные обязанности

  • давайте ребенку простые ежедневные обязанности, требующие от него порядка;
  • поручайте ребенку дела, соответствующие его возрасту (например, сервировка стола, помощь в приготовлении пищи, сортировка вещей после стирки и т. д.);
  • если у вас дома есть библиотека, попросите ребенка расставить книги в алфавитном порядке;
  • регулярно давайте ребенку новые задачи, чтобы он не потерял интерес.

6. Разделяйте большие задачи на меньшие

Иногда большие задачи пугают детей.

  • ребенку будет легче, если вы разделите большую задачу на несколько мелких;
  • ребенок не почувствует себя обремененным, если будет выполнять задачи, не занимающие много времени. Если ребенок выглядит растерянным, когда ему предстоит прочитать главу из учебника, давайте ему читать по странице или по нескольким абзацам.

7. Цените ребенка и давайте ему вознаграждение

  • ребенок должен быть мотивирован выполнять задачи;
  • он должен чувствовать себя способным выполнить задачу. Это сохраняет его мотивацию и сфокусированность на том, чтобы выполнить задачу как можно лучше;
  • когда вы видите, что у ребенка получается лучше выполнять свою работу, дружественно похлопайте его по плечу или придумайте какое-то символическое вознаграждение.

8. Обратитесь за помощью к школьному психологу

Школьный психолог, работая с ребенком во внеурочное время, может научить его концентрироваться. Вам также следует присоединиться к этим занятиям, чтобы из первых уст узнать способы развития концентрации.

9. Проверьте наличие у ребенка расстройств обучения

  • обратитесь к детскому психологу, чтобы он провел диагностику;
  • диагностика поможет понять причину плохой сосредоточенности ребенка, потому что последняя не всегда связана с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
  • для повышения концентрации одни дети нуждаются в медикаментозном лечении, другие – в консультациях психолога, а третьи – просто в благоприятной обстановке.

10. Поддерживайте физическую активность ребенка

Исследования показывают, что подвижные игры и занятия (бег, езда на велосипеде, футбол и т.д.) полезны не только для физического развития, но и для психики ребенка. Эти занятия помогают ребенку лучше концентрироваться на том, что он делает.

11. Выполняйте дыхательные упражнения

Достаточное количество кислорода помогает мозгу правильно функционировать. Для этого выполняйте вместе с ребенком дыхательные упражнения:

  • делать упражнения можно в комнате, возле окна, на террасе или в саду;
  • попросите ребенка лечь на спину. Положите ему на живот мягкую игрушку. Затем попросите ребенка сделать глубокий вдох и поднять игрушку настолько высоко, насколько он сможет, не касаясь ее руками. Если игрушка поднимается высоко, это означает, что в легких много воздуха.

12. Занимайтесь йогой

Некоторые упражнения из йоги способны повысить концентрацию у детей. Они также улучшают осанку, снимают напряжение и расслабляют ребенка.

Если ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном, ему приходится тратить впустую много сил и энергии. Родители в состоянии помочь малышу справиться с этой проблемой.

То здесь, то там…

Для маленького ребенка несколько минут – это целая вечность. Дети стараются охватить все, поэтому постоянно переключаются с одного занятия на другое. Только что карапуз рисовал, не прошло и пяти минут, как он взялся за пирамидку, но она так и не была собрана, потому что по телевизору начали транслировать мультфильм, который не удалось досмотреть из-за возникшей необходимости встретить маму, вернувшуюся из магазина с чем-то вкусненьким. Со временем ребенок научится избирательности восприятия и сможет произвольно концентрировать свое внимание. Постепенно период сосредоточенности малыша будет удлиняться и затем, благодаря помощи родителей, он научится собранности и сможет до конца выполнять начатое дело. Но понадобится много сил и терпения, чтобы сформировать у ребенка навыки усидчивости и способность к длительной концентрации внимания.

Будьте внимательны

Как же привить своему непоседе навыки усидчивости? В первую очередь, родители должны начать развивать внимание малыша. Многие мамы и папы требуют внимательности уже у 2-3-летних деток, в то время как даже у 5-6-леток внимание носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенку трудно сконцентрироваться по требованию. В этом возрасте детей способно привлечь только что-то яркое и привлекательное. Однако такая непроизвольность внимания позволяет дошколятам за 3-4 года до школы освоить огромный объем информации, интересоваться всем на свете и перепробовать все, что угодно.

При всем этом, родители полагают, что малыш должен тихонько играть в своем уголке, не мешая домочадцам. И в то же время, мы хотим, чтобы в будущем ребенок успешно учился в школе, естественно, самостоятельно. На этом этапе взрослые должны осознать, что малыш вырастет усидчивым и дисциплинированным только в том случае, если в раннем детстве мама и папа вместе с ним будут работать над развитием внимательности. Как проводить занятия?

Предлагаем небольшую шпаргалку.

  1. Помните, что детки любят все яркое и интересное. Поэтому, если вы хотите увлечь ребенка выполнением какого-либо задания, расскажите ему о привлекательных моментах данной деятельности. Также можно поведать невероятную сказочную историю, связанную с выполнением задания, или придать занятию элемент соревнования.
  2. Чтобы занятия были продуктивными, необходимо создать спокойную и благоприятную атмосферу. Так что отложите подальше игрушки и позаботьтесь о том, чтобы был выключен телевизор.
  3. В процессе занятия выражайте свои эмоции, радуйтесь и удивляйтесь вместе с малышом. Ну и, конечно же, не забывайте хвалить ребенка за успех.
  4. Имейте в виду, что речь – одно из главных средств, способствующих формированию внимания. Поэтому комментируйте все, что вы делаете, а также попросите ребенка проговаривать свои действия и рассказывать о том, что он собирается сделать. Таким образом, ребенок будет учиться планировать свои действия. Если у малыша еще не получается выстроить план, помогите ему справиться с этой непростой задачей, поинтересуйтесь: «Что ты сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Посмотри туда…», «А еще можно сделать вот так».
  5. Если, несмотря на все ваши старания и ухищрения, ненаглядное чадо то и дело крутится по сторонам в поисках более увлекательного занятия, не вздумайте обуздать его порывы повелительными фразами типа: «Успокойся!», «Не вертись!». Лучше предложите ребенку закончить начатое дело: «Посмотри, тебе осталось доделать совсем немного», «Давай нарисуем еще цветочек» и т.д.

Для того чтобы занятия были на радость ребенку и приносили максимум пользы, родители всегда должны помнить, что:

5-летний ребенок способен удерживать внимание на одном занятии около 15 минут, затем ему необходимо сменить вид деятельности;

Нельзя требовать от ребенка сидеть над заданием больше, чем он способен;

У впечатлительных, болезненных и ослабленных деток уровень концентрации ниже, поэтому они чаще отвлекаются.

Терпение и труд…

В процессе развития внимания малыша мы также учим его терпению, умению доводить до конца начатое дело и добиваться поставленной цели. В будущем эти навыки позволят ребенку успешно справляться со школьной программой и выполнением домашних заданий.

Нет лучше и интереснее занятия для ребенка, чем игра. Между тем, именно игра способствует развитию внимания, терпеливости и усидчивости. Игра обеспечивает произвольность поведения, то есть ребенок сам себя контролирует и, разумеется, самостоятельно все решает. В то же время, она требует выполнения определенных правил и доведения до конца начатого дела. Таким образом, ребенок должен проявлять терпение, иначе его не примут в игру.

Проверенным и действенным способом по воспитанию терпения и желанию добиваться необходимых результатов является труд. Впрочем, малыши обычно рады помочь по хозяйству своим родителям. Правда, мама и папа почему-то не всегда одобряют детскую инициативу. Ведь полы могут быть вымыты банным полотенцем, а после грандиозного мытья посуды можно недосчитаться чашки или блюдца. В таких случаях, родители частенько выплескивают на неудавшегося помощника весь свой гнев, чего делать ни в коем случае нельзя. Иначе, вы напрочь отобьете у своего крохи всякое желание вам помогать. Он-то хотел как лучше! Вы должны это отчетливо понимать и всячески поощрять детское желание вам подсобить. Искренне хвалите малыша за хорошо проделанную работу и в доброжелательной форме высказывайте свои пожелания, если у ребенка что-то не получилось: «Пол моют специальной тряпочкой, а полотенцем вытираемся мы сами», «Когда моешь посуду, крепко держи предмет в руках, иначе он выскользнет», «Когда поливаешь цветы, не нужно лить слишком много воды» и пр. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос трудолюбивым, никогда не пресекайте его попытки вам помочь.

И еще, возьмите на заметку несколько моментов:

· не ждите, что ребенок сам начнет проявлять терпение. Ответственность за формирование этого качества у малыша лежит на взрослом;

· мама и папа должны организовывать деятельность ребенка. Не лишним при этом будет поинтересоваться: «Что ты сейчас будешь делать, а что потом?»;

· всячески подбадривайте, поощряйте и хвалите малыша. Не ограничивайтесь обыденными словами «умница» и «молодец». Лучше укажите ребенку на то, что ему удалось особенно хорошо. А главное – объясняйте, почему он добился успеха: «Ты старался, добивался своей цели и был терпелив, поэтому у тебя все получилось». Если же у малыша пока еще не все получается, успокойте его, поддержите и объясните, что «для того чтобы все получилось, иногда необходимо проделывать одну и ту же работу несколько раз. Именно так мы набираемся опыта».

Игры на развитие внимания

Найди отличия. Покажите малышу два похожих рисунка и попросите найти отличия.

Что пропало? Поставьте перед ребенком 3-7 игрушек (количество игрушек зависит от возраста малыша), а затем попросите его закрыть глаза и спрячьте одну игрушку. После этого дайте сигнал открыть глаза. Он должен сказать, какой игрушки не хватает.

Съедобное – несъедобное. Вы бросаете ребенку мяч, при этом называете слово. Ребенок должен поймать мяч только в том случае, если вы назвали что-то съедобное, а если нет – следует опускать руки.

Делай как я! Под считалку вы ритмично выполняете простые движения (например, киваете, хлопаете в ладоши, топаете ногой), а ребенок повторяет за вами. Затем, неожиданно для малыша вы меняете движение. Ребенок должен сориентироваться и повторить за вами новое движение.

Три задания. Малыш становится в удобную позу, затем по сигналу «Раз, два, три – замри!» он должен замереть и оставаться неподвижен. В это время вы называете три задания, а после команды «Раз, два, три – беги!» малыш отправляется на выполнение заданий. Причем задания необходимо выполнять именно в той последовательности, в которой вы указали. Вот пример заданий:

1. Назови какое-нибудь домашнее животное.

2. Подпрыгни три раза.

3. Принеси синенькую машинку.

Игры, требующие усидчивости

Если вы хотите дать малышу занятие, требующее усидчивости, предложите ему:

Разукрашивать. Возьмите раскраску или сами нарисуйте какой-нибудь предмет и предложите ребенку разукрасить его, не выходя за контур.

Лепить. Лепить из пластилина очень интересно и весело, особенно с мамой и папой. Попробуйте! Понравится всем!

Собрать паззл или мозаику.

Разложить детали мозаики по цвету.

Поиграть со шнуровками.

Пересыпать фасоль или горох в бутылку с узким горлышком.

Переливать воду из емкости с широким горлышком в емкость с узким горлышком.

Можно проявить фантазию и придумать множество игр, требующих скрупулезности и усидчивости. Однако родители не должны забывать предлагать малышу и активные игры, чтобы он мог выплеснуть всю накопившуюся за день энергию. Кроме того, необходимо правильно подбирать время для занятий. Если у ребенка резвое настроение, лучше дать ему в этот момент побегать.

Принимайте своего малыша таким, какой он есть, и не ставьте ему в пример соседских Машу, Сашу, Глашу или еще кого-то, кто может полчаса собирать паззл, в отличие от вашего непоседы, который не высиживает за этим занятием более 10 минут. Ни в коем случае не давите на ребенка. Если ребенок может высидеть только 10 минут, значит, занимайтесь именно столько. Главное – продолжайте заниматься!


Добрый день. У меня двое детей. Старший сын 12 лет и девочка 3 года. Папа есть, любит, помогает, ругани-пьянства и прочих отягчающих в семье нет. Проблемы со старшим. Делает уроки несколько часов. Как только садится за стол, отключается моментально. Может за час написать одну строчку и сидеть смотреть в одну точку. Не способен концентрировать внимание. Смотрит в стену.

Вообще мальчик добрый, начитанный, но с уроками беда. Я стараюсь помогать, но физически не могу сидеть постоянно рядом и говорить «Следующая строчка». С первого класса такая ерунда, думала, пройдет, но уже 5 класс и никаких перемен. Школа очень хорошая, класс дружный. Задают много, но если сесть и сделать, реально управиться за два, максимум три часа. Он же садится за уроки и все, поплыл. Приду через час - один пример решен. Приду через два, то же самое. Постоянно нужны пинки. Сидеть рядом постоянно - прогоняет, говорит, что сам все сделает, но прихожу через час - опять сидит и смотрит в одну точку или в окно. В итоге - одна строчка. В результате сидит почти до ночи, и сам устает, и все страдают.

Половину уроков из-за потери времени не успевает сделать. В результате доделываем на выходных. Отдыха нет вообще. Двойки за невыполненную домашнюю работу тоже не мотивируют. Куча двоек и никакой ответственности. За 5 лет учебы перепробовали все описанные в интернете методики. Не действует ничего. Ни угрозы, ни мотивация, ни ограничения по времени. Зато если допустить к компьютеру - будет сидеть сосредоточенно и увлеченно. Пробовали не вмешиваться в его уроки. Результат - невыполненные домашние задания, куча двоек и долгов.

Неврологи назначали лекарства (тенотен, пантогам и др.) - нулевой результат. Это ежедневная проблема. Он не говорит прямо, что не хочет учиться, вроде нравится, интерес какой-то есть. До 4 класса ходил на продленку, что-то делал. Зато остальные уроки растягивал. В 5 классе продленка уже не предусмотрена. Занимается спортом. Делаем уроки поздно. Но если спорт убрать, то все равно уроки делаем допоздна. То есть если пропустить спорт, то время не выигрывается, а просто тупо растягивается.

Это растягивание времени настолько укоренилось, что он не успевает решить задания на контрольных. 100 раз в день говорим - сделал все быстро и свободен. Бесполезно. Говорит, что понимает, но на деле никаких сдвигов. Ввела метод карточек. Красная - отрицательная оценка, зеленая - положительная. Чтобы поиграть на компьютере, нужно быть в плюсе. Ну и что? Весь холодильник в красных карточках. Мы не ругаем его за плохие оценки. Мы ругаем за потерянное время. Есть ли какие-то эффективные методики, которые можно применять ежедневно, а не просто "набраться терпения, составить режим дня, придумать мотивацию, позволить быть самостоятельным" и в результате дождаться отчисления из школы?

«Он забывает только что прочитанное, не выполняет задания до конца, легко отвлекается... Ребенку трудно сосредоточиться, и это беспокоит родителей. Как будто сами они бывают сосредоточены по восемь часов в день! Математика, чтение или сольфеджио - трудно фиксировать внимание на деятельности, которая надоедает. И в этом дети мало отличаются от нас, взрослых. Кроме того, задачи, которые ставит перед ребенком начальная школа (усидчивость, аккуратность), мобилизуют всю энергию и мешают - временно - сосредоточиться на других задачах. Постоянная невнимательность 7–10-летнего школьника может быть вызвана кризисной ситуацией в семье (страхом перед отчимом, ревностью к младшему брату или сестре) или стрессом, связанным со школой. Душевное беспокойство несовместимо с вниманием. Вместо того чтобы нервничать и увеличивать его переживания, постарайтесь, сохраняя бесстрастие, выяснить, что тревожит или смущает вашего ребенка. Наше спокойствие так же заразительно, как и волнение.

Проверьте: есть ли у него время, чтобы поиграть и разрядить свою энергию после школы? Понаблюдайте, в какие часы ему легче сосредоточиться на учебе, и предлагайте садиться за уроки именно в это время. Если ребенку трудно переключаться с одного задания на другое, составьте вместе план занятий и заранее предупреждайте его о том, что предстоит делать дальше. Уберите с рабочего стола все лишнее (игрушки, гаджеты) и предложите начинать делать уроки с самых легких предметов - они «прогревают» мозг и повышают концентрацию внимания. Поощряйте попытки искать ответы самому - любознательность развивает способность сосредоточиться на одном предмете.

Но если ребенок постоянно возбужден, ему трудно сконцентрироваться на любом, даже привлекательном занятии, если эти симптомы наблюдаются дольше полугода, имеет смысл обратиться к неврологу, который выявит (или нет) возможное гиперактивное расстройство и предложит соответствующую помощь».

Об этом

«Лучшие методики развития внимания у детей» Ольга Машталь «Нарушения внимания у детей» Герхард Лаут, Петер Шлоттке Игры, задания, упражнения и ценные практические советы, собранные в этих книгах детскими психологами, помогут улучшить концентрацию внимания ребенка в любом возрасте (Наука и техника; Академия, 2008).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: