Развитие речи в старшей группе детского сада: занятия и темы. Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи

Конспект занятия в старшей группе ДОУ

Цель: содействовать развитию словаря и активизировать его в связной речи
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
Задачи:
Образовательные:
содействовать формированию умениям составлять коллективную сказку об игрушке или животном (речевое развитие);
упражнять детей в подборе слов с противоположным значением (речевое развитие);
содействовать навыкам счета в обратном порядке в пределах 10 (познавательное развитие).
Развивающие:
содействовать развитию внимания, памяти, воображения, фантазии (познавательное развитие);
развитию физических качеств (ловкости, выносливости и координации);
(физическое развитие).
Воспитательные:
содействовать воспитанию уважительных и дружеских взаимоотношений между детьми в игре (Социально – коммуникативное развитие).
Предварительная работа: чтение сказок, рассказов, беседа: «чем отличается рассказ от сказки», индивидуальная работа по составлению сказки, знакомство со словами антонимами, чтение сказки «Жили – были
Разные буквы».
Материал: мяч
игрушка – белка
картинки, слова, которых имеют 3 звука - для каждого ребенка, декорация «сказочный лес».
Методические приемы:
Словесные: вопросы, объяснения, составление сказки, речевая разминка, загадывание загадок.
Наглядные методы : рассматривание картинок со звуками.
Практические методы: составление сказки, работа с картинками.
Организационный момент : дети стоят в кругу. Хороводная игра: «Наоборот».
Воспитатель: ребята, что мы сегодня задумали?
Дети: Совершить путешествие в сказочный лес и сочинить сказку,

Воспитатель: как надо вести себя в лесу?
Дети: не шуметь, не кричать, не разбегаться, делать добрые дела.
Воспитатель: на чём мы можем совершить это путешествие?
Ответ детей.
Воспитатель: нам помогут волшебные слова, но сначала надо взяться за руки, встать на одну ногу и четко произнести волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте слова за мной:
Ли-лэ-ла
Ри-рэ-ра
Эни-бэни,
Рики-таки,
Сы-су-са
Появляйтесь чудеса.
Воспитатель: открывайте глаза, наше путешествие началось. Слышите, кто – то плачет, да это же белка. Что случись Белочка?
Белка: надо мне найти картинки, где в словах 3 звука, а я не могу.
Воспитатель: ребята, что делать?
Дети: надо помочь белке?
Воспитатель: тогда найдите картинки обозначающие слова с тремя звуками и назовите их.
Воспитатель: молодцы, помогли Белке.
Белка: спасибо, ребята.
Воспитатель: до свидания Белочка, а нам дальше нужно идти.

Воспитатель: смотрите, что за дерево стоит?
Дети: дуб, у него листья дубовые.
Воспитатель: на листьях что-то написано?
Сказки в загадках
1. Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
Воспитатель: докажите.
доказательство детей
Мама деточек учила
Дверь чужим не открывать,
Не послушались детишки,
И попали к волку в пасть. («Волк и семеро козлят»)
Воспитатель: докажите.
доказательство детей
Воспитатель: вот и пришли мы в сказочный лес, усаживайтесь удобней.
Воспитатель: зачем мы сюда пришли?
Дети: сказку сочинить об игрушке или животном.
Воспитатель: с каких слов обычно начинаются сказки? Давайте сочиним сказку все вместе, кто первый начнет?
Дети сочиняют сказку.
Воспитатель: вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
Воспитатель: а нам пора возвращаться в детский сад, до свидания сказочный лес.
Воспитатель : давайте вместе произнесем волшебные слова чётко, чтобы всем вернуться в группу.
Дети повторяют слова!
Ли-лэ-ла
Ри-рэ-ра
Эни-бэни,
Рики-таки,
Сы-су-са
Появляйтесь чудеса.
10, 9, 8,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

Воспитатель: вот мы и в группе! Понравилось вам наше путешествие? Кого мы встретили в сказочном лесу?
А про кого сказку сочинили?
Спасибо, вы просто молодцы!

Программные задачи:

  1. Образовательные:

Расширять представления детей о разных видах транспорта;

Продолжать знакомить с профессиями (шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).

2. Речевые:

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т.д);

Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый - сильный, трусливый - смелый, глупый - умный и т.д);

Закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Развивать артикуляционный аппарат;

Формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

3. Развивающие:

Развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

4. Формирование навыков учебной деятельности:

Продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

5. Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Демонстрационный: ноутбук, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Ход занятия

1.Вводная часть.

Воспитатель:

О человеке, какой профессии эта загадка?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(космонавт)

Воспитатель:

Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что - то перепутаю в своем рассказе.

Словесная игра: «Скажи наоборот»

- Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

2.Основная часть.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка»

Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель:

Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.

Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р - Р - Р»)

Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.

Воспитатель:

Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»

Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.

(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).

Воспитатель:

Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА - РА - РА - в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).

Полетели! (воспитатель включает на компьютере слайд с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету. (слайд с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

Воспитатель переключает слайды с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.

А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?

Словесная игра: «Кто управляет?»

Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? (внимательный, дисциплинированный)

Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)

Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)

Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт?(умелый, храбрый, сильный)

Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)

Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)

Воспитатель:

А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.

Словесная игра: «Комплимент»

Ребята, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? (комплимент). Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Комплимент». Обращаясь по имени друг к другу, произнесите комплимент. (дети выполняют задание)

Словесная игра: «Назови ласково».

А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

машина - машинка,

грузовик - грузовичок,

самолет - самолетик,

вертолет - вертолетик,

ракета - ракетка,

велосипед - велосипедик,

корабль - кораблик,

лодка - лодочка,

автобус - автобусик.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).

Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Какие - то слова. Давайте вместе расшифруем послание и составим предложение из слов.

  1. Машина, ехать, дорога.
  2. Самолет, небо, летит, высоко.
  3. Большой, волны, корабль, плывет.
  4. Шоссе, автомобиль, мчится.
  5. Магазин, около, мотоцикл, остановился.
  6. Едет, тропинка, велосипедист.

Воспитатель:

Вот мы и подружились с обитателями планеты. Давайте для наших новых друзей сделаем подарок - придумаем новую машину. Какой она будет? Давайте выложим ее модель.

Педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Воспитатель:

Сначала определим, из какого материала будет сделана эта машина (ребенок выбирает игровую карточку из серии: «Материал»).

Какая будет наша машина?

А теперь надо определить, как она будет двигаться? (ребенок выбирает карточку из игровой серии «Способ передвижения») Как передвигается наша машина?

Этот вариант НОД в старшей группе по развитию речи включает несколько разноплановых задач, образовательного и воспитательного плана.

Задачи

  1. Обогащение словарного запаса детей.
  2. Обучение воспитанников составлению рассказов-описаний с помощью опорных карточек-подсказок (пиктограмм).
  3. Расширение представлений об окружающем мире, его основных сезонных изменениях, растениях, живых обитателях.
  4. Формирование у каждого ребенка социальной активности, умения выражать собственное мнение, объяснять свою точку зрения.
  5. Общее развитие познавательных процессов.

Данный конспект по развитию речи в старшей группе позволяет провести занятие, которое может быть заключительным для блока осенних тем.

Методически приемы

  • Использование сюрпризного момента с выступлением перчаточной куклы.
  • Чередование групповой и индивидуальной работы по развитию речи, других познавательных процессов.
  • Применение наглядных материалов, раздаточных картинок, игрушек.

Материал

  1. Карточки с изображениями перелетных и зимующих птиц средней полосы (из дидактических наборов по развитию речи в старшей группе детского сада)
  2. Игрушечные овощи и фрукты
  3. Кукла-бибабо Дятел
  4. Мячик
  5. Лист из цветной бумаги

Ход занятия

Вводная беседа с элементами театрализованного представления

Воспитатель просит детей занять свои места, обращая их внимание на то, что в группе откуда-то появился необычный конверт (который должен быть заранее прикреплен на видном месте). Педагог читает письмо вслух. В нем написано:

«Дорогие ребята! Пишет вам Осень. Помогите мне, пожалуйста! Уже совсем скоро закончится мое время, сменит меня сестрица-Зима. Нужно мне проверить леса, поля, птиц, зверей. Все ли они успели подготовиться к приходу морозов, метелей, стужи. Мне одной все не успеть, нужны помощники! Если вы согласитесь ими стать, то пришлю я к вам своего верного друга, он все объяснит».

Дети соглашаются помочь Осени, в группе начинает звучать задорная музыка. На ширме появляется кукла-бибабо Дятел, игрушка говорит:

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Как же я рад встретиться с вами! Вы узнали меня?»

Педагог читает загадку-обманку:

Целый день в лесу стучу
Все деревья я лечу.
Доктор леса, но не врач
Угадали? Я же – …. (Дети должны ответить не «грач», а назвать другую птицу - дятел)

Можно использовать еще несколько подобных стихов по теме.

Кукла продолжает монолог: «Ох, какие вы внимательные, сообразительные! Сразу догадались, что не про моего друга-грача эта загадка! А как вы думаете, можно ли сейчас встретить в лесу грача?»

Дети отвечают, педагог просит каждого объяснить ответ.

Дятел: «Правильно, грач уже улетел в теплые страны. А еще нам надо с вами вспомнить других перелетных птиц, которые гостят у нас только летом. Вот о чем просила меня попросить вас осень. Кого вы знаете?»

Игра с мячом « В теплые края летит….»

Все дети рассаживаются по кругу, воспитатель берет мяч и говорит: «Я знаю, что в теплые края улетел грач, а вы кого вспомните?» Игра продолжается до тех пор, пока звучат новые названия.

Дятел: «Ох, потрудились маленькие помощники! Всех моих лесных соседей вспомнили. Правильно, все они уже улетели, никого холода не испугают. Полечу я, передам Осени от вас привет, расскажу, что всех перелетных птиц мы вспомнили, никого из них теперь не встретить.»

Кукла прячется за ширму.

Физ минутка

Воспитатель приглашает всех встать, повторяя слова и движения за ней (последовательно):

  • Дождик осень стучит: кап-кап, кап-кап! (негромко стучим ножками по полу).
  • Солнышко за тучкой спит: бай-бай, бай-бай! (кладем руки под щеку, качаемся из стороны в сторону).
  • Урожай мы весь собрали: ох-ох, ох-ох! (Поднимает с земли воображаемый груз, поднимаем его над головой).
  • И гулять пореже стали: бр-рррр, бр-рррр! (Обнимаем себя обеими руками, дрожим).

Рассказ о прелестных птицах по пиктограмме

Педагог обращает внимание детей на картинки, которые она держит в руках. Она говорит:

«Ребята, давайте поиграем с вами в интересную игру! На этих картинках нарисованы хитрые значки, которые помогут нам рассказать о перелетных птицах. Попробуем вместе!»

Она показывает первую картинку, просит сказать, что на ней нарисовано. Постепенно все картинки вывешиваются на доску. Воспитатель достает карточку с нарисованным дятлом, просит вспомнить загадку о нем, которую она читала в начале занятия. Все вместе вспоминают стихотворение-обманку.

Воспитатель предлагает рассказать о птице по опорным картинкам-схемам. Дети по очереди рассказывают о дятле (внешний вид, где живет, чем питается, чем отличается от других птиц). Воспитатель напоминает, что дятел - птица зимующая, его можно встретить круглый год. Она просит детей взять по одной картинке с перелетными птицами, рассказать о каждой по схеме. Желающие рассказывают.

Игра «Какая прилетела?»

Все карточки с перелетными птицами переворачиваются картинкой вниз. Поднимается одна, наугад. Дети узнают птицу, называют ее (соловей, грач, ласточка, др). Воспитатель предлагает каждому придумать слово, которое можно сказать про эту птичку (быстрая, стремительная, перелетная, яркая, пестрая). Время от времени педагог помогает игре, задавая вопрос «Какая (какой) к нам прилетела/прилетел …. ласточка, скворец, другие перелетные птицы).

Загадка «Четвертый лишний»

Педагог называет четыре птички, три перелетные и одну зимующую. Например: ласточка, дятел, скворец, дрозд. Дети должны назвать ту, которая не является не улетает на зиму в теплые края, «лишняя».

Найти список подобных логических заданий можно в конспектах занятий по развитию речи в старшей группе, посвященных другим темам про птиц.

Все карточки с птицами собираются в конверт, в котором было письмо от Осени. Дети прощаются с ними до будущей весны. Воспитатель просит напомнить названия всех птиц, которых они собрали и объяснить, почему им дали такое название.

Поэтическая пауза

Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Ветрено», обсуждает его с детьми. Спрашивает каждого, что бы он нарисовал на картинке к этим строкам. На доску вывешивается несколько :

  • ранняя (сентябрь);
  • золотая (октябрь);
  • поздняя (ноябрь).

Детей просят определить то время года, о котором рассказывает поэтесса и то, которое за окошком сейчас. Педагог просит назвать отличия. Затем она предлагает расположить картины на доске в правильной последовательности, от первой к последующим.

Игра «Назови ласково!»

Педагог складывает в непрозрачный мешок игрушечные овощи, фрукты. Предлагает каждому ребенку достать одну игрушку. Затем воспитатель по очереди называет слова «овощ» или «фрукт», просит поднимать игрушку только тех, кто держит именно то, что она сейчас назвала.

После этого каждый воспитанник, по очереди, должен найти ласковое название тому «подарку осени», который у него в руках. Например, помидор - помидорчик, баклажан - баклажанчик, Педагог подсказывает, что почти все овощи легко назвать ласково, а фрукты - сложнее.

Теперь перед детьми выставляются две корзинки. Каждый кладет свою игрушку либо к овощам, либо к фруктам. Затем содержимое каждой корзины выкладывается на стол, затем все ищут ошибки. Если они есть, то плоды раскладываются по-другому, правильно.

Завершение занятия

Воспитатель еще раз просит детей назвать тему НОД, снова показывает им конверт с перелетными птицами. Затем она достает осенний листок, вырезанный из бумаги, просит его отнести письмо с ответом от ребят Осени. После она благодарит детей за помощь.

Используйте для занятий набор дидактических карточек “Перелётные птицы”.








Наталья Клюненкова
«Угадай по описанию»

Цель игры : Формировать умение у детей описывать предмет , не глядя на него, находить в нём существенные признаки; по описанию узнавать предмет .

Игровые правила :Рассказывать о предмете надо так,чтобы дети не сразу догадались о нем,поэтому нельзя смотреть на предмет. На полочке лежат различные предметы.

Игровые действия :Передача ленточки. Отгадывание,о чем рассказал участник игры.

Материал :ленточка,игрушки.

Литература : А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.

Ход игры-занятия :

1. Организационный момент :

Ребята,уберите игрушки и подойдите,пожалуйста, ко мне.

Встаньте,пожалуйста, в круг. Посмотрите на себя, на соседа,приведем себя в порядок. Успокоились и послушайте меня внимательно!

К нам пришли гости,давайте поздороваемся!

Ребята, мы сейчас будем играть и с вами будем описывать предметы .

Нас окружает много предметов. Предметы бывают одинаковые и быввают отличаются друг от друга. Каждый предмет имеет свою форму,цвет,величину. Он для чего-то нужен человеку. В нашей группе тоже много предметов,которые нам нужны. И вам предметы все уже знакомы. Предметы как бы сами рассказывают о себе.

Мы с вами уже рассказывали о знакомых предметах, загадывали о них загадки.

Я сейчас вам расскажу про предмет,а вы должны отгадать.

Прямоугольный,гладкий,имеет четыре ножки,за ним сидят,кушают,рисуют,лепят. Что это?

Блестящий,с носиком. В нем кипяченая вода. Как называется предмет?

Они квадратные,разноцветные. Из них можно построить домик, башню. Что это?

Сейчас мы с вами поиграем. .Теперь сели на стульчики.

2. Основная часть.

Ребята,пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе,а мы по описанию отгадаем , какой предмет говорит.

Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только соблюдать надо правила игры :когда будете рассказывать о предмете,не смотрите на него,чтобы мы сразу не отгадали. И говорите только о тех предметах,которые находятся в комнате. Я кладу ленточку в руки любому играющему,он встает и дает описание предмета ,а затем передает ленточку тому,кто будет отгадывать.

Ребята,я вам даю время,чтобы выбрать предмет для описания и приготовиться к ответу.

Первым описывать буду я . Послушайте меня внимательно.

Он разноцветный,круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле,а в группе нельзя им играть ,так как можно разбить окно. С ним любят играть все дети. (передаю ленточку,кто будет отгадывать.)

Р :-Мяч.

Р :-Круглое,гладкое,зеленое,а с одного бока красное,откусишь его-вкусное, сочное. (передает ленточку тому кто будет отгадывать.)

Р : -Это яблоко.

Р :Блестящий,с носикоми ручкой,в нем кипяченая вода.

Р :- Чайник.

Р :-В ней много листочков,на которых слова и картинки. Взрослые читают детям сказки.

Р : -Это игрушка,она пушистая, оранжевая. У нее длинный красивый хвост,узенькая мордочка,хитрые глазки. (передает ленточку тому, кто будет отгадывать.)

Р :-Прямоугольный,гладкий. Имеет четыре ножки,за ним сидят, кушают,рисуют,лепят. (передает ленточку тому,кто будет отгадывать.) и. т. д.

Физминутка.

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка

(потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий

(прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый

(шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке

(показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать

(руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть

(изобразить любое движение)

Игра «Назови и опиши предмет»

А теперь,ребята,поиграем в такую игру. Вы должны называть предмет,который лежит на полочке,

Тот,кому передадут ленточку,будет описывать предмет . Поиграем?

(3-4 ребенка опишут предметы.)

Игра «Чудесный мешочек»

Ребята,посмотрите что у меня в руках (Чудесный мешочек)

У меня в мешочке лежат игрушки. Кого я вызову,тот опустит руку в мешочек и на ощупь берет одну игрушку и расскажет о ней. Мешочек откроется, если по описанию отгадаете предмет . Тот,кто отгадает получит ленточку.

(3-4 ребенка)

Рефлексия :

Ребята,чем занимались на занятии ?

Во что мы играли?

Ребята,Вам понравилась игра?

Чье описание предмета вам больше понравилось?

Молодцы,дети!На следующем занятии поиграем в другую игру. Она тоже будет интересная. Занятие окончено .

Публикации по теме:

«Дидактическое пособие по развитию речи. «Узнай по описанию или составь рассказ». В группе для развития речи ребят было создано вот такое.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА.

Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказа по описанию комнатных растений Конспект НОД образовательная область «Речевое развитие» «Составление рассказа по описанию комнатных растений». Программное содержание: 1.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Цель: учить проводить звуковой анализ слова, продолжать.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять отличительные признаки осени, грибов,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Мы – артисты»

Воспитатель Земелькина Надежда Николаевна. МБ ДОУ "Детский сад №203", г.Новокузнецка.

Данная работа будет полезна воспитателям старших групп. Занятие представлено в игровой форме. Действия происходят в "киностудии", где дети выполняют роль артистов.

Цель: совершенствование речевых навыков.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить составлять рассказ-описание по предмету сообща с товарищем;
расширять словарный запас детей словами: аплодисменты, артист, реклама, киностудия, радиопередача, репетиция;
закрепить умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию согласные;
учить образовывать однокоренные слова;
учить дифференцировать звуки с и з на слух
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга, формировать навыки сотрудничества.

Реализуемые образовательные области:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: беседа с детьми о работе артистов, знакомство детей с языком жестов, чтение стихотворения А.Л. Барто «В театре».
Ресурсное обеспечение: корзина с игрушками, картинки с изображением предметов со звуками с и з, маленькая корзина, микрофон, магнитофон, диск (флэшка) с танцевальной, веселой музыкой, шоколадные медали, «волшебная палочка».
Ход НОД:
Вам нравиться профессия артиста? (ответы детей) А вы хотите побыть сегодня артистами? Мы будем, как артисты учиться выразительно и интересно говорить и понимать друг друга.
Артисты работают: в театре, в киностудии, на радио… Во время работы артисты внимательно слушают друг друга, не перебивают говорящего.

А как зрители благодарят артистов? (артисты это называют аплодисментами)
Итак, представьте, что вы все знаменитые артисты. Вы пришли на работу в киностудию. Пожалуйста, пройдите, и сядьте, кто с кем хочет. Я, Надежда Николаевна, директор киностудии.
1. Вы любите мультфильмы? Сейчас мы будем артистами, которые озвучивают мультфильм.
На экране рой пчёл («Ж-ж-ж»)
Следующий кадр: вечер, кругом комары (з-з-з)
Кадр изменился: пески, кругом змеи (ш-ш-ш)
И вот на экране заработал нанос (с-с-с)
Поаплодируем за прекрасное озвучивание мультфильма!
2. Артисты умеют интересно рассказывать обо всём. О любой вещи они расскажут так, что вы захотите купить эту вещь. Это называется реклама. Сейчас мы будем рекламировать игрушки. Об игрушке нужно рассказать кратко, но интересно, чтобы всем захотелось с ней поиграть. Послушайте, как будем рекламировать игрушки.
Воспитатель даёт образец рассказа.
Образец:
1. Это кукла.
2. На ней розовое платье и есть туфельки.
3. кукла изготовлена из мягкого материала, волосы – из шерстяных ниток.
4. У куклы есть туловище, руки, ноги, голова. У неё добрые глаза и улыбка.
5. С куклой можно играть, кормить, гулять, укладывать спать.

Воспитатель проходит мимо детей с корзиной игрушек.
- Возьмите одну игрушку на двоих. Придумайте рассказ о ней и договоритесь, кто из вас будет рассказывать.
После каждого рассказа – аплодисменты. «Эти артисты заслужили наши аплодисменты!» «Вы вместе составили рассказ об игрушке, поэтому реклама получилась удачная – все игрушки будут распроданы!»

3. Динамическая пауза.
- А теперь приготовьтесь к съёмкам Новогоднего карнавала, на который приглашены все игрушки, с которыми любят играть дети. Они будут танцевать под музыку. Когда музыка закончится – игрушки перестанут танцевать. А я буду корреспондентом (воспитатель подходит к ребенку с микрофоном). Расскажите, пожалуйста, какую игрушку вы изображали.

Аплодисменты.

4. Артисты умеют говорить одно и то же предложение по-разному. Вы будете на радиопередаче, и говорить предложение: «Наступила снежная зима». Я буду превращать вас волшебной палочкой в различных героев, и вы будете говорить их голосом это предложение. Говорит сердитый волк (хитрая лиса, весёлый Дедушка Мороз, добрая Снегурочка, грустный клоун)

После выступления всех артистов: «Аплодисменты не смолкают! Вы замечательно справились со своей ролью!»

5. Игра «Кузовок».
На репетиции, перед съёмками, артисты развивают свою речь. Они учатся находить нужный звук в словах. У вас на столах лежат карточки. В эту корзинку нужно положить карточку с предметом, в названии которого есть звук з. Вы посовещайтесь вдвоём и решите, карточку, с каким предметом нужно положить.
Давайте проверим, что же у нас оказалось в корзинке. Если в названии предмета, изображенного на карточке, есть звук з - вы ничего не говорите, а утвердительно киваете головой; если нет звука з - показываете жестом – «нет».

6. Продолжаем репетицию. Очень много надо уметь настоящим артистам, даже подбирать слова похожие на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег)
С неба всё скользят пушинки
Серебристые… (снежинки)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в …(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка… (снегурка)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… (снег)

Бурные аплодисменты!

7. Уважаемые артисты, подойдите, пожалуйста, к директору киностудии.
Рабочий день артистов подошёл к концу. Что вы делали, как артисты? (предполагаемые ответы детей: придумывали рассказы об игрушках, показывали разные движения, озвучивали мультфильмы, находили слова с разными звуками, подбирали слова похожие на снег). Вам понравилось быть артистами?
Я, как директор киностудии, выражаю благодарность за хорошую работу, и хочу вручить премию (раздать шоколадные медальки)

Наше занятие закончилось, а всем артистам я предлагаю потанцевать.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: