Развитие речи детей через театрализованную деятельность театрализованной деятельности для детей. На фото: в театрализованной комнате

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Одна из основных задач ФГТ - разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому. Осуществляется через реализацию общеобразовательной программы и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению.

Здоровый физически развитый ребёнок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели мы работники дошкольных учреждений должны уделять особое внимание развитию речи детей.

Вклад России в мировую литературу трудно переоценить. Наше время, к сожалению, обходятся безжалостно с этим богатством: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи.

Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир русского языка, что это наше национальное достоинство. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.).

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

Основатель Московского кукольного театра С.В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.

Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т.д.

Целью нашей работы по театрализованной деятельности является: овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания.

Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

Мы определили основные направления нашей деятельности: постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.

Определили основные задачи в данном направлении :

  • * Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • * Обогащать словарь детей, активизировать его;
  • * Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, ее грамотный строй;
  • · Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
  • * Способствовать проявлению желания самостоятельно использовать разнообразные виды театров, формированию активности в игре с персонажами игрушками.

Примерный план непосредственно-образовательной деятельности (занятия) :

  • - музыкально-ритмическая разминка;
  • - дыхательная и речевая гимнастика;
  • - литературно-художественная практика (связная речь);
  • - игры, минута шалости, физическая минутка;
  • - театрализованная деятельность.

Музыкально ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально практические игры и упражнения, которые развивают:

  • а) двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость);
  • б) пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.);
  • в) воображение (способности к пластической импровизации).

Дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция).

В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идет речь, обогащать словарный запас, активизировать речевые умения и навыки, делать речь ярче, образнее.

В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихотворениям.

Исследованиями ученых Л. Ворониной и Р. Смгуткиной, установлено, что если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем, старшем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно: создать предметно пространственную среду, изготовить ширму, приобрести набор кукол, это дает возможность, каждому ребенку принять участие в театральной деятельности.

Работая с малышами, мы обратили внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Младших дошкольников, это привлекало прежде всего, из за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно мы стали формировать интерес детей к театрализованным играм. Организовывали просмотр небольших кукольных спектаклей старшими детьми, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. Мы начали знакомство с театральной игрой через игры - имитации.

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Теперь нашей задачей стало - стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок»).

Благодаря системным занятиям у детей развилась активная речь и выработались игровые умения. Учась быть доброжелательными зрителями, дети не забывали говорить спасибо артисту. А в актерской игре стали самостоятельно использовать некоторые средства выразители (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи). Наша работа с детьми среднего возраста была направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно дети включилась в процесс игрового общения с театральными куклами.

Дети подросли,… и вырос их интерес к театрализованным играм. В старшей группе нашей задачей стало поддержать их интерес к театрализованной игре, помочь освоить игры драматизации, которые отличаются более сложным содержанием, интересными образами героев оригинальными языковыми средствами.

В работе с детьми мы использовали:

  • * многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок с элементами волшебства, о животных («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);
  • * игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
  • * постановка спектакля по произведению.
  • * «Учимся говорить правильно» праздник игры и сказки

За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность, появились умения направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Мы, со своей стороны, старались больше уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации с помощью разных средств выразительности, подвели детей к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по разному используя громкость голоса интонационную выразительность, мимику.

В подготовительной группе направляли свою работу на углубление интересов детей к определенному виду театрализованной деятельности, повышение интереса к театральной культуре, способности к самовыражению. Стараемся поощрять умение детей самостоятельно в логической последовательности составлять план задуманного им театрального действия, обращаем внимание на умение детей свободно владеть связной речью. Организовывали сюжетно-ролевую игру «Театр», в которой уделялось особое внимание зрителям, правилам поведения зрителей при посещении театра.

С участием воспитанников подготовительной группы было поставлено несколько спектаклей для детей младших групп, такие как: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя». После выступления ребята обретали уверенность в себе, речь их становилась отчетливой, яркой, интонационно выразительной. К постановкам спектаклей, привлекались родители, им давалось домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставлял радость всем: и детям, и родителям.

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.

дефект звук дошкольный театрализованный

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

Односложная, состоящая из простых предложений;

Бедность речи, недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность построить монолог;

Отсутствие навыков культуры речи.

Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. В основу моей работы легли методики А.М. Бородич «Методика развития речи», М.М. Алексеевой, Б.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку», В.И. Логиновой «Развитие связной речи». Опираюсь на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание».

В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.

Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли, но есть такие дети, которые волнуются, испытывают чувство страха перед выходом на импровизированную сцену. Эту проблему я решила, оборудовав в группе «Уголок уединения», в котором ребёнок может побыть один, вспомнить содержание своей роли.

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:

– Для формирования грамматического строя речи "У кого похожая картинка?", "Подбираем рифму", "Загадки-описание" и т.д.

– На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».

– В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

Добиться систематичности в моей работе помогают технологические карты, которые включают в себя игры, направленные на развитие речи. Данные игры включаю во все режимные моменты. Также добиться положительных результатов позволил реализованный мною проект «Сказка как источник творчества детей», цель которого направленна на развитие речи детей дошкольного возраста. Работу в рамках данного проекта строила в системе, последовательно, направляя деятельность детей и взрослых на достижение положительного результата. Проектная деятельность позволяет мне успешно решать задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности по театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д.

Следующий этап моей работы – творческие задания. Например, в игре «Подарок на всех» даю детям задание: «Если ты был бы волшебником и мог творить чудеса, что бы ты нам подарил?» или «Какое желание ты бы загадал?». Эти игры развивают у детей умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Также провожу игры на повышение значимости каждого ребёнка, например в играх «Комплимент» и «Зеркало», предлагаю детям сказать фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…», в подобных играх помогаю ребёнку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что его принимают партнёры по игре.

Используя в своей работе метод сказкотерапия, развиваю у детей творческую инициативу, умение преодолевать детские страхи, чувство тревожности. Рассказываю сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, считаю, что они формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях. Примером таких сказок могут быть «Гадкий утёнок», «Волшебное слово», «Кто заговорил первым?».

Своеобразная школа элементарных основ актёрского мастерства – театральные этюды. Репетиции над этюдами не менее важны, чем постановка самого спектакля: идёт последовательное знакомство, артистические навыки дошкольников. В игре «Вот так поза», дети учатся наблюдать, развивают логическое мышление, обыгрывая этюд, передают выразительные движения, выражение радости. После драматизации сказок провожу обсуждение, задаю вопросы: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чьё поведение, чьи поступки тебе понравились? И т.д. Отражение эмоционального отношения к произошедшим событиям дети передают через рисование, составление рассказов.

Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.

Считаю, что при правильном и умелом подборе они способствуют не только правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности. На занятиях по развитию связной речи большое внимание уделяю рассматриванию иллюстраций и картин, дети описывают предметы и явления, используют различные речевые обороты. В совместной деятельности с детьми провожу логопедические пятиминутки, а в пятницу во второй половине дня «час театра». Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною был проведён семинар-практикум «Роль театра в развитии речи детей», который состоял из трёх занятий:

«Театр кукол и игрушек в детском саду» – лекция-дисскусия;

«Театрализованные игры – путь к детскому творчеству» – мастер- класс;

«Сказки, сказки, сказки…» – занятие-практикум.


Данная работа с родителями эффективна, так как позволяет дать им не только теоретические знания, но и закрепить их на практике. В ходе работы с родителями были предложены беседы:

«Роль родителей в развитии речи ребёнка»;

«Я маленький актёр»;

«Кукольные театры для дошкольников своими руками».

Познакомиться с положительным опытом семейного воспитания по развитию речи, получить рекомендации по работе с детьми в данном направлении, родители могли на родительском собрании «Театр в жизни ребёнка», а также на страницах газеты «Вести из родничка».

В результате проведённой работы её необходимость отметили 70% (на начало года 35%). Родители стали более компетентны в этом вопросе, они предлагают мне свою помощь в подготовке к спектаклям, некоторые родители отметили, что дети дома разыгрывают небольшие сценки на семейных праздниках, при этом очень выразительно передают характеры персонажей. Данную работу проводила в тесном контакте с узкими специалистами. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным образам сказочных героев, провели театрализованные представления по сказкам «Репка», «Теремок». Инструктор по физической культуре отработал различные движения, помог в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество. Проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.



Муниципальное образовательное учреждение

«Узнезинская средняя общеобразовательная школа»

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка .

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи , ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.

Также театральная деятельность тесно связана с другими областями детской деятельности.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой.

По профилю знаний: групповой проект.

По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность проблемы.

Уровень развития связной речи не соответствует возрасту.

Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

Обоснование проблемы:

1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.

2. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».

3. Поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применении для обыгрывания с детьми.

4. Неумение детей взаимодействовать друг с другом в игре.

Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность.

1. Пробудить интерес детей и родителей к театру.

2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение) .

3. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

4. Развитие связной, выразительной речи.

Срок реализации проекта:

Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, этюды, игры-импровизации, театральные физкультминутки, утренники, спортивные праздники.

Реализация проекта:

В начале проекта воспитателем был проведён опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр? » и исследовательское наблюдение детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду! », проведено анкетирование родителей о важности театрализованной деятельности для расширения словарного запаса.

Практическая работа осуществляется по трем направлениям:
1 « Развивающая среда»,
2 « Дети»,
3 « Взрослые».

Первое направление – формирование предметно-развивающей среды: создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

    настольный театр театр резиновой игрушки театр мягкой игрушки плоскостной театр пальчиковый театр костюмы декорации театр конусной игрушки теневой театр театр «перчаток» и др.

Второе направление – это работа с детьми: творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:

    сочинение сказок, модификация сказок, сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание танцевать.
    Презентация для детей разных видов театров - теневой театр, настольный, театр на фланелеграфе, театр на ложках, пальчиковый театр и театр на ладошке, театр миниатюрных кукол (киндер-сюрприз). Активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра.
    Обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе. Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита). Репетиции с детьми для дальнейшего показа настоящим зрителям: детям и родителям

Третье направление - « Взрослые»: работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:

    выставка театров разного вида; создание выставок игрушек сделанных своими руками; конкурс афиш, пригласительных билетов; совместное выступление детей и их родителей; выступление кукольного театра. Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов, мастер – класс по изготовлению театров. Посещение спектаклей для детей, фотовыставки с утренников с участием детей и воспитателей и родителей.

Специфическими приемами в процессе развития коммуникативных навыков (навыков развития речи) являются:

Показ и рассматривание предмета.
То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения . Выполнение действий с предметом.
Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность, что способствует развитию игры детей и как следствие развитию взаимоотношений детей. Просьбы, поручения.

Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, что прежде всего, необходимо в общению детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности.

Вопросы-ответы.
Данный прием используется для активизации речи детей: побуждает детей к усвоению правил диалогической речи, а также позволяет развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника. Общение через игрушку.

Создает непринужденную обстановку в группе, способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, вызывает повышение познавательного интереса детей.

Предположительный результат проекта:

1. Разработка перспективного плана

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

ТЕМА:

Одной из ведущих задач, которую решают в детском саду, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Развивать речь – это не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Развивать речь – значит систематически, планомерно работать над ее содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организованная система работы над языком способствует овладению им.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, пришла к выводу, что помочь в этом может театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир игры, можем многому научиться сами и научить наших детей. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка, стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий. Театрализованная игра способствует усвоению элементов речевого общения, таких как мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса, поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Исходя из выше изложенного, определила цель своей работы: развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности через творческую активность.

И ряд задач:

    Обогащать активный словарь детей, совершенствовать навык грамматически правильной, диалогической и монологической речи.

    Способствовать формированию выразительности речи воспитанников, эмоционального восприятия, эмпатии в процессе театрализованной деятельности.

    Создавать условия для развития воображения, самостоятельной творческой деятельности детей.

    Взаимодействовать с родителями посредством вовлечения их в проектную деятельность.

Для достижения цели определила последовательность действий:

    Изучение научно-методической литературы по теме.

    Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста (Приложение №1).

    Разработка перспективного плана работы с детьми младшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности (Приложение №2).

    Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства (Приложение №4).

В группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, была приобретена литература по театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста. Имеется уголок ряженья, уголок театрализации, где есть атрибуты для игр, ширма, ложковый театр, настольный театр, пальчиковый театр, театр кукол, театр топотушки, театр теней и др. Оборудована зона для обыгрывания сюжетно-ролевых игр, составлены картотеки театрализованных игр, скороговорок и чистоговорок, картотека мнемотаблиц, игр - драматизаций, этюдов.

Участвуя в театрализованных играх, ребёнок входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью.

Работая над данной темой, изучила методическую литературу следующих авторов: Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии», Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет», Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику», Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет», Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников».

На основе исследуемой литературы и в соответствии с тематическим планом ДОУ был составлен перспективный план по театрализованной деятельности в младшей группе; разработана и апробирована технология для детей 4-6 лет. (Приложение № 2,7).

Планируя театрализованную деятельность с детьми, руководствовалась следующими факторами:

    возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;

    доступность содержания деятельности;

    сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;

    постепенное усложнение;

    цикличность.

Свою работу с детьми начала со второй младшей группы. Для более успешной работы подобрала соответствующие настольно-печатные игры: «Размышляй-ка», «Волшебные линии», «Истории в картинках», «Мои любимые сказки», «Аналогии», домино «Сказка за сказкой» и т. д, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие навыки и знания произведений народного жанра, формируют умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместила книги – раскладушки, книжки – малышки. В театрализованном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.

Всё это привлекло внимание детей. Они с интересом шли в «книжный дом»: рассматривали иллюстрации, рассказывали потешки, стихи, играли с фигурками из театра.

Важное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения имеет развитие мелкой моторики через «пальчиковые игры». Одним из средств развития движений пальцев рук и речи детей является «Театр пальчиков». Это замечательная «палочка-выручалочка» помогала соблюдать один из важнейших принципов «от простого к сложному».

Начиная с простейших потешек («Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Семья», «Пальчики в лесу») которые я показывала, а дети повторяли за мной, переходили к более сложным, требующим от ребёнка внимания, терпения и старания («Мышка лапками скребёт», «Капустка», «Апельсин»). Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали слова в такт с движениями пальцев. Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно переходила к театрализованной деятельности.

Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя» показывала в разных вариантах театра: настольный, фланелеграф, ложковый, пальчиковый, кукольный. После неоднократного показа, бесед, предлагала детям совместный показ сказок, на что они откликались с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

В играх-драматизациях с детьми младшего дошкольного возраста особое место отводила небольшим этюдам, в которых сама показывала образы героев (например, лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша). Кроме этого р ассматривали с детьми иллюстрации к сказкам в разной манере исполнения художников В.Васнецова, Е.Рачаевой, В.Г.Мельниченко, В.Лебедевой, С. Малинко, А.Жуковой, М.Тюрина, проводила беседы. Такая работа позволила детям сформировать представления о характере и образе сказочных героев, обогатить словарный запас детей.

С детьми среднего дошкольного возраста начала работу с прочтения произведения. При этом старалась использовать средства интонационной выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом инсценировать прочитанное.

Затем проводила беседу, стараясь выяснить, насколько ребенок понял суть произведения, эмоциональное состояние героев. Например, при чтении стихотворения С.Маршака «Котята» спрашивала у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы об этом догадались? Что произошло с котятами? Почему они оказались на улице?».

Для развития у воспитанников умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, были использованы специальные упражнения, проблемные ситуации. Например, при чтении отрывка из сказки «Волк и семеро козлят», спрашивала: «Кому принадлежит эта песня – волку или козе? Почему вы так думаете?». При рассматривании иллюстраций с зайцем, спрашивала: «Как вы думаете, из какой сказки этот заяц? Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст и представляли определённый образ.

Правильно поставленный вопрос позволяет ребёнку думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в тоже время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её образной и выразительной.

При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяла анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним, почему он плачет?», «Как вы думаете, кто ему помог?»).

Когда текст хорошо усвоен, приступала к обучению детей средствам выразительности (интонация, мимика, жесты). При этом использовала знакомые и любимые сказки. Фрагменты из сказок использовала как упражнения.

Например, предлагала детям попроситься в теремок, как мышка или лягушка, потом совместно с детьми решали, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз старалась усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого.

Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко всеми улавливались.

Передать характер персонажей в движении помогает и использование музыки. Огромную помощь в работе оказывает музыкальный руководитель.

Итогом нашей работы в средней группе был показ сказки «Колобок» для детей младших групп, а также на родительской конференции.

В старшей группе для обучения детей средствам речевой выразительности использовала более сложные упражнения. Например, предлагала произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно). Затем разыгрывались небольшие сценки, например, изобразить, как мальчику подарили новую машину, как девочка заблудилась в лесу и другие. Причем, прежде чем предложить какое-либо задание воспитанникам, неоднократно упражнялась сама, потому что интонация голоса воспитателя – образец для подражания.

Совершенствованию навыка диалогической речи воспитанников способствовало рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников И.Хохлова, Е.Антоненкова, Т.Мавриной, В.Лебедева, Е.Рачева, беседы об особенностях иллюстрирования художниками драматических моментов сказки.

После знакомства детей с произведениями разных жанров: сказкой, стихотворением и рассказом, задавала им вопросы «Чем отличается сказка от рассказа, рассказ от стихотворения?», проводила с детьми викторину «Узнай сказку». Вопросы побуждают детей думать, рассуждать. Воспитанники узнавали сказки по иллюстрациям, прочитанным отрывкам, загадкам.

Заключительным и самым значимым для детей этапом является постановка сказок. При этом использую не только традиционно народные сказки, но и те произведения, в которых прослеживается интеграция образовательных областей. Например, познавательные сказки «Разговор посуды», «Железный дровосек»; безопасные сказки «Кто бежит по проводам?», «Ножницы, катушки – это не игрушки»; общительные сказки «Волшебные слова», «Мои любимые игрушки»; эстетические сказки «Красота родной земли», «В мастерской художника»; добрые сказки «Гостеприимство», «Правда и ложь».

Выбор роли осуществлялся при помощи карточек (каждому ребёнку достаётся карточка, на которой схематично изображён персонаж), по желанию детей. Часто дети выбирают тех персонажей, кому наиболее сочувствуют, сопереживают.

Театр – это средство эмоционально - эстетического воспитания в детском саду, позволяющий формировать опыт социальных навыков поведения, способность проявлять чувство эмпатии, сопереживать героям. Каждая сказка или литературное произведение имеют нравственную направленность, прививая дружбу, доброту, смелость.

Чтобы помочь робкому и застенчивому ребенку раскрепоститься, назначаю его на главные роли. Ребенок может почувствовать себя наиболее значимым, проявить творческие способности.

В процессе образовательной деятельности с воспитанниками стараюсь осуществлять поддержку инициативы и самостоятельной творческой деятельности детей. В свободное время они импровизируют небольшие диалоги: например, лисы и зайца, лисы и собак, лисы и петушка и т.д.; стараются следить за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос.

Постепенно воспитанники проявляют творческую самостоятельность в передаче образов, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку. При этом одним из важнейших условий развития творческой активности детей является созданная в группе развивающая предметно –пространственная среда, которая пополняется по мере реализации проектов. Проекты осуществляются, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения (Приложение №3).

Благодаря вовлечению родителей в проектную деятельность, создавались яркие, красочные костюмы, декорации. Совместно с детьми родители изготовили различные виды театра.

Для осуществления сотрудничества, сотворчества с родителями был разработан перспективный план на три года (Приложение №4). Проведено родительское собрание «А мы играем в театр!», где ознакомила с содержанием и значением театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста. Предложила консультации: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольника», «Домашний кукольный театр», «Расскажи детям сказку» .

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию речи и театрализованной деятельности, различные памятки, буклеты по теме.

Работая над данной темой, убедилась, что театрализованная деятельность способствует развитию речи детей дошкольного возраста, о чём свидетельствуют результаты диагностики (Приложение № 5). У воспитанников формируется любознательность, воображение, самостоятельная творческая деятельность. У детей средней группы дошкольного возраста к концу года на 40% возросло умение отчётливо произносить слова и словосочетания, охотно вступают в речевое общение с окружающими. На 30% увеличилось число детей с интонационной выразительностью речи, на 45%уменьшилось количество детей с низким уровнем речевого развития. К концу года на 50% вырос интерес к театрализованной деятельности.

В старшей группе на 55%, по сравнению с началом года возросло умение составлять рассказы творческого характера из личного опыта, и 40% пользоваться при пересказе прямой и косвенной речью, сформирована монологическая и диалогическая формы речи. На 44% уменьшился низкий уровень речевого развития детей.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого, воспитанники проявляют позитивные качества характера, такие как взаимопомощь, умение сопереживать, умение работать в коллективе, целеустремленность; с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.

Мои воспитанники являются активными участниками и дипломантами конкурсов различного уровня: поселковые, районные, областные, всероссийские. (Приложение №6).

Распространяю свой педагогический опыт в детском саду. Подготовила и провела семинар-практикум « Влияние пальчиковых упражнений на речь детей », семинар «Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность»; регулярно выступаю на методических объединениях ДОУ «Образовательный салон», «Школа молодого специалиста»; являюсь членом методического совета детского сада.

Активное участие принимаю в мероприятиях на уровне сада, поселка, района, области, во всероссийских мероприятиях (Приложение № 8):

    Призер смотра–конкурса среди групп ДОУ «Лучшая познавательно-речевая среда» 2012г. (2 место).

    Победитель смотра-конкурса «Лучшая группа ДОУ» в направлении «Атрибуты и декорации для театральной деятельности» (2013г).

    Активный участник традиционных конкурсов, проводимых в ДОУ «Что нам осень принесла», «Зимняя фантазия на участках», «Мы за здоровый образ жизни».

    Участник районного конкурса научно-методических разработок «Инновации в образовании» 2013г. (сертификат).

    Публикация проекта «Любимая сказка» на Web-сайте «Дошколёнок. ру» 2013г.(свидетельство о публикации).

    Участник Всероссийского турнира «Пони – готовься к школе» (Пойми! Открой! Исследуй!) 2014г.(благодарственное письмо).

    Призер районного конкурса детских проектов «Калейдоскоп проектов» 2014г. (диплом).

    Участник Всероссийской научно-практической конференции «Реализация ФГОС: результаты и проблемы» со стендовым докладом (2014г).

    Публикация статьи «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Реализация ФГОС: результаты и проблемы» 2014г.

    Участник научно-практической конференции работников образования Искитимского района «От многообразия возможностей к многообразию результатов» 2015 г. (диплом).

Личные достижения:

    Грамота за стремление к улучшению качества воспитательно-образовательного процесса2011г.

    Почётная грамота за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствовании воспитательно-образовательного процесса в ДОУ за 2012-2013 учебный год.

    Благодарственное письмо главы Искитимского района «Лучший педагогический работник»2012г.

    Почетная грамота «За значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (2013г).

Ребёнок, увлечённый театрализованной деятельностью, учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни. Вместе с ними многому учусь и сама.

Приложение №1

Предметно-развивающая среда в группе

Картотеки

    Артикуляционная гимнастика

    Чистоговорки и скороговорки

    Этюды

    Пальчиковые игры

    Коммуникативные игры

    Игры, направленные на развитие воображения, внимания

    Игры на развитие выразительной и диалогической речи

    Игры с элементами танцевальных движений.

    Культура и техника речи

    Инсценировки и драматизация

    Подвижные игры с героями

Театрализованный уголок

Различные виды детских театров:

    пальчиковый

    кукольный

    перчаточный

    конусный

    ложковый

    театр топотушки

    театр теней

    театр на фланелеграфе

    ширма для настольного театра

    костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок

    куклы и игрушки для различных видов театра

    музыкальный центр

    диски с записью музыкальных композиций для спектаклей

Перспективное планирование по театрализованной деятельности

в средней группе

Материал

Литература

Сентябрь

1.Вводное

Первое посещение детьми театрального зала в новом учебном году. Знакомство с новыми детьми.

(1,46)

2«Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я»

Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды.

Костюмы по желанию детей (1,46)

3«Пойми меня»

Отгадывание загадок. Беседа Игровые упражнения.

(1,48)

4«Язык жестов»

Игра «Где мы были, мы не скажем». Беседа с детьми. «Смелые мышки»

(1, 48)

Октябрь

1«Игры с бабушкой Забавой»

Создание игровой мотивации. Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя».

Маска лисы, зайца, петуха

(1,49)

2«Колобок наш удалой»

Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок» с показом настольного театра. Вопросы по содержанию. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

Настольный театр

(1,50)

3«Колобок не тот, а другой»

Отгадывание загадок с изображением из героев. Показ и рассказывание сказки педагогом (С помощью детей)

Пальчиковый театр (1,51)

4«Вот это Колобок – хитрый маленький зверек»

Создание игровой мотивации. Ведение диалога с детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Колобок – колючий бок».

Показ на фланелеграфе

(1, 52)

Ноябрь

1«Колобок – наш Колобок, Колобок – колючий бок».

Рассматривание костюмов и ряженья. Драматизация сказки «Колобок – колючий бок».

Костюмы для показа

(1, 53)

2«Очень жить на свете туго без подруги или друга»

Чтение стихотворения, беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Беседа по содержанию. Игра «Скажи о друге ласковое слово».

Заяц, белочка, ёж, бабочка

(1, 53)

3«Косой хвастался, смеялся, чуть лисе не попался»

Отгадывание загадки по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи образа.

Маски зайца, лисы

(1, 54)

4«Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»

Беседа с детьми. Рассказывание детям сказки «Лучшие друзья». Общий танец.

Заяц, белочка, ёж, бабочка

(1, 55)

Перспективный план по театрализованной деятельности

в старшей группе

Месяц

Тема

Содержание работы

Материалы- оборудование.

Литература

Сентябрь

1«Что такое театр?»

2.Чтение О. Князевой «Что такое театр?»

3.Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в театр»

4.Показ теневого театра «Заюшкина избушка»

Беседа (Какие театры ты знаешь? Для чего они нужны?..)

Беседа о прочитанном, рассматривание иллюстраций

Обыгрывание сюжетно-ролевой игры

Показ театра совместно с детьми

Иллюстрации по теме

Иллюстрации по теме

Материал по теме игры (маски, костюмы..)

Театр теней

Октябрь

1.Этюды на выразительность жестов «Поделись улыбкою своей» «Кот- воришка»

2.Разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска»

3.Чтение сказки «Кот, петух и лиса»

4.Настольный театр «Кот, петух и лиса»

Заранее разучивается стихотворение, затем разыгрывание ситуации в паре

Рассказывание сказки, изготовление настольного театра.

Беседа по сказке

(1, 80)

(2, 83.)

Настольный театр

Ноябрь

1.Этюды на выразительность жестов «Долгожданная встреча», «Не надо плакать».

2.Кукольный театр на «Зимовье»

3.Отгадывание загадок с изображением героев сказки «Лиса и кувшин»

Рассказывание сказки, изготовление театра

Проводится в форме викторины

(2,80)

Куклы и декорации к сказке

4.Пальчиковый театр «Лиса и кувшин»

вспоминать сказку по сюжету, характеризовать героев; вместе с детьми показать (изготовление театра совместно с родителями)

Пальчиковый театр

Приложение№ 3

Проект «Любимая сказка»

Оглавление

1.Пояснительная записка

2.Паспорт проекта

3.Актуальность

4.Постановка проблемы

5.Цель, задачи проекта

6.Участники проекта

7.1Подготовительный этап

7.2Основной этап

7.3Заключительный этап

8.План реализации проекта

9.Ожидаемые результаты

10.Обеспечение проекта

11.Перспективы дальнейшего использования

12.Список литературы

13.Приложение

1.Пояснительная записка

Проект «Любимая сказка» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

2.Паспорт проекта

1.

Наименование проекта

«Любимая сказка»

Разработчик проекта

Дронова Светлана Николаевна воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с «Огонёк»

На какую возрастную и социальную группу нацелен проект

Дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников ДОУ

Цель и задачи проекта

Цель:

Задачи:

Сроки реализации проекта

14 дней

Тип проекта

Творческий

Участники проекта

Дети, родители, педагоги МКДОУ д/с «Огонёк»

3.Актуальность

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.

4. Постановка проблемы

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.

Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

5. Цель: создать оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Задачи:

    Создавать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

Способствовать формированию коммуникативных способностей, эмпатии.

6.Участники:

    Дети среднего дошкольного возраста

    Родители воспитанников ДОУ

    Педагоги МКДОУ д/с «Огонёк»

7.Стратегия достижения поставленных задач

    7.1 Подготовительный этап:

    Изучение литературы по теме

    Консультация для родителей

    Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал

    Оформление книжного уголка

7.2 Основной этап:

    Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр

    Аппликация«Колобок»

    Создание картотеки русских народных сказок в соответствии с возрастом

7.3Заключительный этап:

    8.План реализации проекта

    п/п

    • Состав действий

      Ожидаемые результаты

      Сроки

      Участники

      Подготовительный этап

      Изучение литературы по теме

      Расширение знаний по теме проекта

      1-2 день

    • 3 день

      Родители, педагоги

      Ознакомление с передовым опытом

      Консультация для родителей

      Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

      Разработка плана реализации проекта

      Педагоги

      Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

      Пополнение предметно-пространственной развивающей среды

      Родители, педагоги

      Оформление книжного уголка

      Книжная выставка «Наши любимые сказки»

      4 день

      Родители, педагоги

      Основной этап

      Рассматривание иллюстраций русских народных сказок

      Восприятие и формирование зрительных образов

      5 день

      Дети

      Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке

      Расширение знаний детей о сказке. Воспитывать интерес к русским народным сказкам

      6 день

      Дети, родители, педагоги

      Проведение настольно-печатных, дидактических, речевых игр

      7 день

      Дети, родители, педагоги

      Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

      8 день

      Игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка»

      Воспитывать интерес к русским народным сказкам

      9 день

      Отгадывание загадок по сказке «Колобок»

      Расширение знания детей по сказке

      9 день

      Дети, родители, педагоги

      Аппликация «Колобок»

      Воплощение зрительного образа героя сказки

      10 день

      Дети, родители, педагоги

      Выставка поделок из бросового материала «Наш любимый Колобок»

    • Дети, родители, педагоги

      Создание картотеки русских народных сказок в соответствии возрасту

      Расширение знаний

      11 день

      Викторина по сказкам «Отгадай сказку»

      Умение узнавать и называть знакомые сказки

      12 день

      Дети, педагоги

      Заключительный этап

      Оформление настольного театра «Колобок»

      Воплощение зрительного образа героев сказки

      13 день

      Дети, родители, педагоги

      Презентация музыкальной сказки «Колобок»

      Развитие творческой активности детей, совершенствование художественно-творческого умения

      14 день

      Дети, родители, педагоги

    9. Ожидаемые результаты проекта:

    Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.

    Обогащение словаря детей, совершенствование диалогическойречи, использование в речи разнообразных языковых средств.

    Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.

    10.Обеспечение проекта

    Кадровый ресурс
    • Педагоги:

      Воспитатели группы

      Воспитатель изодеятельности

      Музыкальный руководитель

      Заместитель заведующего по УВР

      Материально-

      технический ресурс

      Изостудия;

      Музыкальный зал;

      Технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.);

      Наглядно-методические пособия;

      Методическая литература.

      Ресурс социума

      Социальное партнерство со следующими организациями:

      Детская библиотека р.п. Линево,

      НИПКиПРО,

      Дом культуры р.п. Линево

      Родительский ресурс

      Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:

      Консультации;

      Индивидуальные беседы;

      Семейные выставки

      Информационный

      ресурс

      Использование ИКТ;

      Обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т.д.);

      Изучение методической литературы;

      Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

  • 11. Перспективы дальнейшего использования

    Макет данного проекта можно реализовать по любому литературному произведению, выбранному детьми.

  • 12.Список литературы:

    Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001

    Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

    Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

    Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

    Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.

    Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008

  • Приложение №4

    (вторая младшая группа)

  • Тема года « Развитие речи детей через театрализованную деятельность ».

  • 1 квартал

      «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».

      Показать взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника.

      Родительское собрание

      «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка»

      Дать родителям необходимые знания о театрализованной деятельности и развитии речи детей.

      Консультация для родителей

      «Изготовление пальчикового театра со своим ребенком в домашних условиях».

      Семинар – практикум.

      «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста»

      Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук

      Папка-передвижка для родителей.

  • Перспективный план работы с родителями

    (средняя группа)

  • Тема года «Развити е речи детей через театрализованную деятельность».

  • 1 квартал.
    • «Роль речи во всестороннем развитии и воспитании детей»

      Вовлечение родителей в педагогическую деятельность в данном направлении.

    • Родительское собрание

      « Чем хороши театрализованные игры?»

      Дать родителям необходимые знания о театрализованных играх

    • Консультация

      «Изготовление поделок для театрализованной деятельности»

      Воспитывать желание проявлять творчество, активность.

      Семинар – практикум для родителей

      Изготовление театра со своим ребенком в домашних условиях.

    • Задание на дом

    • Буклет

  • Перспективный план работы с родителями

    (старшая группа)

  • Тема года « Развитие речи детей через театрализованную деятельность ».

  • 1 квартал.
    • «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

      Дать родителям необходимые знания о развитии речи старших дошкольников

    • Родительское собрание

    • «Сказка для всех!»

      Продолжать приобщать семьи к театру, развивать желание участвовать в совместной театрализованной деятельности.

    • Театрализованный вечер с участием детей и родителей

      «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста».

      Познакомить родителей с разновидностью игр – сюжетно – ролевой, и дать знания об её ведении, материалах, задачах.

      Семинар – практикум.

      «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»

      развивать желание познакомиться с театральной деятельностью в детском саду.

      Презентация театров «Вечера в семейной гостиной!».

Ф. И. ребенка

Критерии

Охотно вступает в речевое общение с окружающими

Умение отчетливо произносить слова и словосочетания

Интонационная выразительность речи

Умение свободно пользоваться простыми предложениями

Говорит внятно в среднем

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.

2.

3.

4.

5.

Ф. И. ребенка

Критерии

Монологическая форма речи

Диалогическая форма речи

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.

2.

3.

4.

5.

детей среднего дошкольного возраста

Драматизация отрывков знакомых произведений.

Составление рассказов, фантазирование.

Использование в драматизации выразительных средств (интонация, мимика, жест).

Проявление инициативы и самостоятельности в выборе роли.

Итоги

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало

года

Конец года

высокий

10%

40%

25%

60%

15%

50%

5%

40%

15%

70%

14%

52%

средний

30%

40%

40%

30%

30%

35%

25%

35%

35%

25%

32%

33%

низкий

60%

20%

35%

10%

55%

15%

70%

25%

50%

5%

54%

15%

1 балл – низкий уровень

2 балла – средний уровень

3балла - высокий уровень

Мониторинг по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

уровни

Критерии

Итог

Интерес к театрализованной деятельности

Владение выразительностью речи

Составление рассказов, этюдов по сказкам

Выразительно передает

характер сказочного

персонажа

Умение произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

высокий

25%

70%

15%

65%

10%

60%

10%

45%

5 %

25%

13%

53%

средний

45%

25%

40%

25%

30%

25%

25%

35%

25%

40%

33%

30%

низкий

30%

5%

45%

10%

60%

15%

65%

20%

70%

35%

54%

17%

1 балл – низкий уровень

2 балла – средний уровень

3балла - высокий уровень

Мониторинг по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Динамика показателей развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Приложение №6

Достижения воспитанников.

диплом

1 место

3 место

2014г.

Участие в конкурсе «Зимняя фантазия на участках»

грамота

2014г.

Участие в конкурсе рисунков «Мы –за здоровый образ жизни»

грамота

2014г.

Участие в спортивном празднике «День бегуна»

грамота

Приложение №7




Приложение № 8







Магнитный театр



Игрушки-вертушки

Куклы марионетки

Крупные тростевые куклы


Куклы из перчаток


Воспитатель: Дронова С.Н.

Плоские игрушки

Пальчиковый театр из бумаги, коробок и поролона


Игрушки из ткани

Игрушки из варежек


Игрушки-попрыгунчики

Кулачковый театр

Куклы бибабо

Большие куклы

Список используемой литературы :

1.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001

2. Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Москва «Школьная Пресса» 2003г

3.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

4.Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

5.Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». СПб.: «Паритет» 2007г.

6.Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. : «Детство-пресс», 2008

7.Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. -. М.: ТЦ Сфера,2005г.

8.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

Приложение №2

Перспективное планирование по театрализованной деятельности во второй младшей группе .

Знакомство с потешкой«Наши уточки с утра».

Сказка «Теремок».

Побуждать детей к активному общению, развивать речь детей.

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героев сказки.

Резиновые игрушки или куклы театра би-ба-бо.

Театр на фланелеграфе

(1,9)

Показ кукольного театра «Колобок».

Показ кукольного театра «Ёж и грибок».

Развивать способности удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в сказке.

Формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театру.

Театр плоскостных картинок. Русс.нар. сказка «Колобок».

Настольный театр. (2,38).

Показ кукольного театра «Козлик Бубенчик и его друзья».

Чтение потешки «Пошёл котик на Торжок…»

Пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние героев сказки.

Познакомить детей с фольклорным произведением.

Формировать познавательную активность.

Театр игрушек. Сказка «Козлик Бубенчик и его друзья».

Настольный театр.

(см. конспект).

Показ кукольного театра «Курочка Ряба».

Знакомство с потешкой «Кисонька-Мурысонька».

Воспитывать умение слушать сказку в инсценированном виде

Активизировать словарь.

Помочь детям понять содержание услышанного, вызвать соответствующее эмоциональное состояние.

Куклы би-ба-бо.

Русская народная сказка.

Мягкая игрушка или кукла би-ба-бо. (1.6).

Приложение №5

Динамика показателей развития речи детей среднего дошкольного возраста.

Итоги

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Началогода

Конецгода

высокий

-

25%

10%

45%

-

40%

5%

20%

5%

50%

4%

36%

средний

40%

55%

25%

40%

25%

35%

25%

55%

35%

25%

29%

42%

низкий

60%

20%

65%

15%

75%

25%

70%

25%

60%

25%

66%

22%

1 балл – низкий уровень

2 балла – средний уровень

3балла - высокий уровень

Динамика показателей развития речи детей старшего дошкольного возраста.

уровни

Критерии

Умение при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью

Монологическая форма речи

Диалогическая форма речи

Умение составлять небольшие рассказы творческого характера (из личного опыта) .

Умение отвечать на вопросы и задавать их

Итоги

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конецгода

высокий

5%

40%

10%

45%

5%

40%

5%

40%

15%

70%

8%

47%

средний

35%

40%

35%

40%

30%

35%

25%

45%

35%

25%

32%

37%

низкий

60%

20%

55%

15%

65%

25%

70%

25%

50%

5%

60%

16%

1 балл – низкий уровень

2 балла – средний уровень

3балла - высокий уровень

Этапы разучивания пальчиковых игр, упражнений.

1. Взрослый показывает игру, упражнение ребёнку сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр

    Перед игрой необходимо обсудить с ребенком ее содержание, отработать жесты, комбинации пальцев, движения;

    Ознакомить ребёнка с помощью игрушек или картинок с незнакомыми персонажами и понятиями игры;

    Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;

    Упражнения выполнять вместе с ребенком;

    Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями;

    При выполнении упражнений необходимо вовлекать, все пальцы руки;

    Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое;

    Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки;

    Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов;

    Каждое упражнение, длиться от 2-5 минут и повторяется в течение дня 2-3 раза;

    Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми;

    Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу;

    Никогда не принуждайте. Хвалите его за любой успех;

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:

- энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

- простые фигуры из пальчиков одной руки.

- составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

- несложные игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка

Дети 3 – 4 лет:

- Игры с участием двух рук, при этом у каждой руки свое движение

- Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.

Дети с 4 до 5 лет:

-выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;

- сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;

- составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.

Дети 5 - 7 лет

Дети 5 лет и старше:

- рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.

- составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).

Пальчиковые игры и упражнения

за последние годы отмечается увеличение количества детей имеющих нарушения связной речи.

А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Речь во всём своем многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются

Просмотр содержимого документа
««Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (из опыта работы)»

«Речевое развитие детей дошкольного возраста

через театрализованную деятельность»

(из опыта работы)

МБДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социальному развитию детей

г. Бокситогорска»


Чистякова Ирина Евгеньевна

воспитатель

первой квалификационной категории

Образование: Высшее

Трудовой и педагогический стаж – 4 года


Актуальность

В настоящее время всё чаще игровую деятельность детей заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция увеличивается с каждым годом.

Вследствие этого за последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Речь во всём своем многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются, таким образом, данная тема является всё более значимой и актуальной, чтобы заниматься её изучением.


Цель: создание условий для развития связной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие речи дошкольников через театрализованную

деятельность будет эффективнее, если:

1) использовать специальные задания и упражнения, на формирование выразительности речи, в организованной образовательной деятельности;

2) учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников.

3) приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.


Задачи:

  • воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
  • совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, эффективному общению и речевой выразительности;
  • совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Формы работы направленные развития речи

  • Чтение и совместный анализ сказок
  • Проигрывание отрывков сказок
  • Прослушивание сказок, стихотворений
  • Составление сказок с помощью мнемотаблиц, схем
  • Режиссерская игра
  • Словесные, настольные и подвижные игры
  • Этюды и упражнения
  • Хороводные игры, музыкотерапия
  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковые игры с проговариванием
  • Разучивание чистоговорок

Работа по речевому развитию в театрализованной деятельности

  • Просмотр спектаклей и беседы по ним
  • Просмотр видеоматериала
  • Игры-драматизации
  • Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
  • Упражнения по развитию мимики, пантомимики, моторики
  • Игры и ситуации по произведениям
  • Подвижные речевые игры с персонажами сказок

Значение: В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Педагогические технологии:

Здоровье-сберегающие

Развивающее обучение (развивающая среда)

Исследовательская деятельность

Интегрированное обучение

Проектная деятельность

Взаимодействие с семьей


Виды театров используемых в работе:

  • настольный кукольный пальчиковый теневой *на палочках
  • театр на фланелеграфе костюмированый масочный



Работа с родителями:

Родительские собрания

Анкетирование

Дни открытых дверей

Проекты

«Дни добрых дел».

Консультации

«Почтовый ящик»

Индивидуальные беседы

Выставка фотографий

Фотовыставки с рассказом

Творческие совместные выставки.


Выводы:

Театрализованная деятельность является самым распространенным видом игровой деятельности детей, которая способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь.

Позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость).

С помощью сказок ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать не только речевые нарушения, но и робость, неуверенность в себе, застенчивость.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: