Разработка сценария фольклорно-игровых посиделок на тему "широка душа твоя, масленица". Ой, ладушки – лады, пивом тароватая

Цель праздника : Приобщение школьников к народным традициям – праздникам и обрядам.

Подготовка праздника:

1. Разучивание закличек, песен, считалок, пословиц о Масленице.
2. Подготовка костюмов.
3. Выставка рисунков по сюжетам праздника.
4 Мультимидийная презентация «Народные православные праздники и

На фоне музыки (звучит народная песня «Здравствуй, Масленица дорогая.» выходят двое ведущих в народных костюмах.

1. Ведущая: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Начну нашу встречу с загадки:
Расчудесный праздник русский
Есть в преддверии весны!
Этот праздник очень вкусный,
Каждый дом печёт…
Дети: Блины! Масленица!
2. Ведущая: Конечно, блины, масленица. Это один из древнейших обрядовых праздников наших предков. О чём же говорит этот праздник?
Дети: Праздник проводов зимы и встречи весны.
Ведущая: Это весёлый, шумный праздник. По приданию считали масленицу предвестницей хозяйственного изобилия. Чем богаче её отпраздновать, тем урожайнее будет год. Существовало поверье: если не потешаться в широкую масленицу – значит, год жить в невзгодах. Народ масленицу называл ласково: ясочка, касаточка, широкая, сырная неделя. Праздник связан с культом зарождения солнца.
Дети поют закличку: Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,
Там твои детки сидят на запечки,
Лепёшки валяют тебя поджидают.
Ведущая: Что является символом Масленицы?
Дети: Блин, сжигание чучела, игры, веселье.
Ведущая: Что символизирует блин?
Дети: Солнце!
Ведущая: Раньше наши предки поклонялись богу солнца «Яриле». Очевидно именно символом солнца является горячий круглый блин. Блины готовили с различными начинками какими?
Дети: Маслом, сметаной, мёдом, икрой, вареньем…
Ведущая: В старину первый блин отдавали бедным людям на помин усопших близких. Праздник Масленицы делится на семь дней. Чем же объеденялись все эти дни? А в народе так говорили «есть до икоты, петь до хрипоты, кричать до надсаду, плясать до упаду! »А какие поговорки знаете про Масленицу?
Дети:» Не жизнь, а масленица», »Не всё коту масленица», »Масленица идёт, блин да мёд несёт», » Без блинов нет и Масленицы».
Ведущая: Каждый день Масленицы имеет своё название, назовите.
Дети: Понедельник – «Встреча», народ встречал Масленицу.
1 молодец: Масленица покажись,
Ты на праздник к нам явись!
Приезжай к нам в гости на широкий двор.
На горе кататься, да в блинах поваляться!
1 девица: Всю неделю мы не пряли, масленицу дожидали,
В гости зазывали, на горе её встречали,
Снежком гору посыпали, на саночках раскатали –
Будь горушка ледяная, приходи, масленица дорогая!
2 девица: Ой, Масленица, Просковея, приходи к нам поскорее!
Ой, масленица – кривошейка, встречаем тебя хорошенько!
С варениками, с блинами, с мягкими пирогами,
С сыром, маслом, калачом и печёным яйцом!
Ведущая: Вот такие песни распевали дети, парни, девчата брали соломенное чучело – Масленицу – и ходили с ним по деревне. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. Понедельник ещё называли «детской Масленицей: дети делали куклы из мочала, вешали её на окно, или ставили на подоконник и обязательно ходили по домам гурьбою и кричали: «Подайте Масленицу, на Великий пост!».
Трынцы– брынцы, пеките блинцы!
Мажьте масленее, будет вкуснее!
Трын – брынца, подайте блинца! Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпьё. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят всё это на место высокое, хворосту натаскают и костёр зажигают. Такой костёр называли «масленкой». Вот и второй день настал назовите как называется? Дети: Вторник – «Заигрышем» величают?
. В этот день начинались развлечения: по улицам гуляли ряженые, водили хороводы, в балаганах давали кукольные представления.
2 молодец: Веселись честной народ, вот и вторник настаёт.
Вторник – «заигрыш» у нас!
Вот веселью самый час!
(звучит музыка, ребята выходят на пляску – исполняются свободные плясовые движения: притопы, моталочки, ковырялочки, присядки в разных вариантах).
Ведущая: С утра приглашались девицы, молодцы покататься на санках с горок, поесть блинов, проехать на лошадях, воздвигались снежные городки. А самым любимым делом детворы на Масленицу – кататься на корёжках – досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корёжки заменяли санки, салазки. Для катания на корёжках выстраивались на крутом берегу. У такой катушки «разбег» был до трёхсот метров, чтобы дух при катании захватывало. Ещё дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми компаниями. В народе говаривали: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лён будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.
3 девица: Третий день Масленицы – «Лакомка».
Эх, среда – лакомка, пришла к общей радости!
Объедаться будем сладостями!
3 молодец: На масленой недели, из печи блины летели,
С пылу, с жару блинки, все румяны, горячи!
Ведущая: В этот день блины пеклись в каждом доме и всякие: пшеничные, овсяные, гречневые, ячневые, из кислого и пресного теста. Народ говорил: «Блин не клин, брюха не распорет». Дети поют песню «Блиночки».
Ведущая: Четвёртый день Масленицы – «Широкий четверг» - «разгуляй – четверток».
Зазывалы: (двое ребят) Тары – бары, растабары!
Выходите во дворы!
Будем пляски начинать,
В игры разные играть!
Ведущая: В этот день гуляли до самого вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Выходили в этот день и на « кулачки» - кулачные бои. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «стенка на стенку», лазили на столб за подарками. Пятый день Масленицы – «тёщины вечёрки» - гостевой день. В разных местах России этот день проводили по своему: или зять ходил на блины к тёще, или тёща ходила на блины к зятю.
Тёщу зять позвал вчера
На блины и кренделя,
Потому как наступили
Тёщи нашей вечера.
Шестой день Масленицы – суббота – «золовкины посиделки». Кто такая золовка? (если у вашего папы есть сестра родная, то вам она тётя, а вашей маме она золовка), так что в этот день все родные ходили друг к другу в гости. В этот день дети строили на реках, прудах, или полях снежные городки с башнями и воротами, потом делились на две группы. Одна группа охраняла городок, а вторая должна была взять его силой. Последний седьмой день Масленицы – «Прощёное» воскресение – проводы, целовник. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сними с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло». За вины свои, за обиды наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, сделать лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, которые им доставляли. Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном. Ребята, давайте попросим друг у друга прощения. (все друг у друга просят прощения).
Ещё этот день называли «Развесёлая масленица». Гуляли всем селом, масленицу провожали, встречали приход весны, повсюду лепили «Снежную бабу». В какие же игры играли на Масленичной недели? Например: «Ленок» участники прыгают в длину, Кто дальше прыгнет, у того лён длиннее вырастит.
Игра «За блинок скорей держись, да, смотри не обожгись!» (дети в кругу передают друг другу блинок (картонный) так как будто он горячий, подкидывая. У кого он упадёт, тот выходит из игры. Игра длится пока не останется один игрок) или по кругу бросают мяч – кому попал, тот говорит слово, связанное с масленицей)
4 молодец: Идёт матушка – весна, отворяй ворота!
Первым март пришёл, всех гостей привёл.
Солнышко припечёт, да ручей потечёт!
Игра «Ручеёк», «Кошки – мышки»,
Ведущая: Молодцы, ребята, весело играли, вот в такие игры играли на Масленицу, а в последний день Масленицы сжигали чучело с песнями и прибаутками, для чего сжигали чучело?
4 девица: Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Чтобы птички пели, травка зеленела.
Чтобы все невзгоды, холод, непогоды,
Зимние морозы, неудачи, слёзы,
Пусть они сгорают, к солнцу улетают!
Ведущая: После обеда – собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост, который длился 7 недель. Первый понедельник после Масленицы назывался Чистым понедельником. Люди очищались от грехов, мылись в бане, парили посуду, наводили полный порядок в доме. Начинался пост.
Вот мы и вспомнили, как на Руси отмечали Масленицу. Теперь будем ждать очередных праздников, которые сохранили до нас наши предки!
Сценарий праздника подготовила и провела педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 3 Л.В. Мамаева.

Музыкальный кружок, направленный на изучение детьми младшего школьного возраста истоков народного фольклора, предполагающий последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, имеющий художественно – эстетическое направление, организация культурного досуга детей вне уроков и развитие творческих способностей младших школьников.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Копанская основная общеобразовательная школа

Россошанского района Воронежской области

Сценарий фольклорного праздника « Масленица »

подготовила

учитель начальных классов

Орищенко Елена Ивановна

Копанки 2014

Пояснительная записка

Сценарий мероприятия «Масленица» разработан с учётом специфики малокомплектной школы. Малочисленность школы требует проведения мероприятий со всем разновозрастным коллективом: участвуют ученики 1-9 классов. Материал для сценария подбирался с учётом возрастных особенностей всех учащихся.

Мероприятие направлено на приобщение учащихся, их родителей к традициям отечественной культуры, на развитие творческих способностей учащихся, совершенствование их исполнительских умений и навыков, на воспитание духовно-нравственных качеств: доброту, миролюбие, великодушие.

МАСЛЕНИЦА

Сценарий фольклорного праздника для учащихся малокомплектной школы.

Цель: расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению учащихся, их родителей к традициям отечественной культуры. Продолжать знакомить учащихся с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.). Развивать творческие способности учащихся, совершенствовать их исполнительские умения и навыки. Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века. Слушание русской народной музыки Разучивание с детьми частушек, поговорок, стихов, песен, игр, хороводов. В школе в день проведения Масленицы родителями пекутся блины для всех детей.
Материалы и оборудование: яркие русские народные костюмы (их элементы) для детей и взрослых, русские народные инструменты, маски с названием каждого дня масленичной недели.

Ход праздника.

Под весёлую плясовую музыку выбегают двое зазывал.

1-й зазывала: Эй, веселей собирайся, народ!
Нынче масленица в гости идет.
Спешите, спешите, спешите!
Друзей с собой захватите!

2-й зазывала:
Тары-бары, тары-бары!
Выходите во дворы!
Будем пляски начинать,
Будем масленицу встречать.

Звучит музыка, дети входят в зал, который оформлен по-весеннему. В стороне - столики, накрытые расшитыми полотенцами, на них блины. 1 ребёнок
Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
Ой да Масленица, погости недельку,
Широкая, погости другую!
2 ребёнок
Масленица бывает в конце февраля - начале марта. Ее празднуют в течение недели. Народ шумно, разгульно и весело провожает зиму. На Масленицу устраиваются катания с ледяных гор, кулачные бои, катания на тройках, сытные застолья, обязательно с блинами. А что вы знаете о Масленице?

Выходят ученики старших классов и рассказывают про Масленицу: 1-й ребенок.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.
2-й ребенок.
Вторник - заигрыши. Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки.
3-й ребенок.
Среда - лакомка. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам.
4-й ребенок.
Четверг - разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.
5-й ребенок.
Пятница - тещины вечерки. Теперь уж зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.
6-й ребенок.
Суббота - золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
7-й ребенок.
Последний день Масленицы - прощеное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят.

Под весёлую плясовую музыку выходят зазывалы

1 зазывала: Я на масленице бывал,
Чего там только не видал!
2 зазывала: Сколько плясок, сколько шуток
И веселых прибауток!
1 и 2 зазывала хором: Эй, девчушки-веселушки,
Спойте звонкие частушки!

Исполняются масленичные частушки

Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.

Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!

В маскарадном хороводе
Закружился стар и млад,
А у Лизы и Володи
От конфет глаза горят.

В нашем классе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые!

Все девчонки в ночь гадали,
Дружно кинули башмак.
Мишке в голову попали,
Во весь лоб теперь синяк!

Мы мороза не боимся,
Нынче Маслену сожжём.
Хорошо повеселимся
С ярким, радужным огнём.

На весёлой русской тройке
Прокатились мы друзья.
Сбив в пути корову Зорьку,
Слёзы лили в три ручья.

Песни петь боюсь немножко,
Хоть и громко я пою.
Друг мой пляшет под гармошку
Я как вкопанный стою.

Бой снежками не на шутку,
Катя громче всех ревёт:
Ей снежок попал под шубку,
А второй в открытый рот.

25 блинов здоровых
Съел я за один присест.
И теперь на брюках новых
Не найдёте чистых мест.

На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются.

Мы Маслёну-хохотушку
Проводили на покой.
А теперь Весну-подружку
С солнцем встретим за рекой.

Мы пропели вам частушки,
До чего же хороши!
Вы похлопайте в ладошки
В благодарность от души!

Ученики начальных классов читают стихи.

1. Солнце радостно играет,

Под санями снег хрустит,

С колокольчиком веселым

Тройка резвая летит.

Кучер тройку подгоняет:

«Гей, ходите веселей!»

А в санях смеётся звонко

Стайка радостных детей.

2. Вдруг гармошка заиграла.

Хочешь, пой или пляши,

Ведь на Масленицу люди

Веселятся от души!

На столах высокой горкой

Возвышаются блины.

Со сметаной, на морозце

До чего ж они вкусны!

А на площади народу!

Гляньте, чучело сжигают!

Так прощаются с зимою

И весну-красну встречают.

3. Масленица шумная,

Праздник удалой!

В этот день прощаемся,

Зимушка, с тобой.

И сжигаем чучело

Снега, холодов,

Чтоб весна-красавица

К нам вернулась вновь.

4. Круглые, как солнышко,

Мы блины едим.

С ветерком, на саночках,

Как стрела летим.

До свиданья, - крикнем мы, -

Зимушка–зима!

Уходи, пожалуйста,

Поскорей сама!

5. Широкая масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинками наедаемся.
Тин-тинка, подай блинка,
Оладушка-прибавушка, масляный кусок!

Исполняется русская народная песня «Блины».

1 зазывала

Молодцы, ребята, много вы знаете про Масленицу.
А теперь давайте поиграем!

Проводятся игры.

Игра «Золотые ворота». Сначала для игры выбираются двое игроков, которым нужно стать друг напротив друга, взяться за руки и поднять их вверх. Получаются своеобразные ворота. Остальные дети становятся в ряд и кладут руки на плечи впереди идущему или берутся за руки. Эта цепочка должна пройти под «воротами», пока двое детей, изображающих ворота, будут говорить такие слова: « Золотые ворота пропускают не всегда! Первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз не пропустим вас! ». После этих слов дети, изображающие ворота, опускают руки, и тот, кто оказался пойманным, тоже становится «воротами». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут изображать «ворота».

Игра «Заря». Эта игра также восходит к старинным славянским развлечениям для детей. Для подготовки вам понадобится голубая атласная ленточка. Дети становятся в круг и прячут руки за спину. Один ведущий, «заря», в это время берет ленточку, ходит за спинами стоящих в кругу и говорит: « Заря-зарница красная девица по полю ходила, ключи обронила, ключи золотые, ленты голубые, кольца обвитые - за водой пошла! ». Как только будут произнесены последние слова, «заря» незаметно кладет на плечо одному из участников круга ленточку, а участник должен быстро ее схватить. После выбранный участник и «заря» должны разбежаться в разные стороны по кругу и первым успеть занять освободившееся место. При этом пересекать круг нельзя, а стоящие в кругу участники должны стоять неподвижно.

Игра «Летела корова»
Для этой игры вам понадобится как минимум 5 участников. Все становятся в круг и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна лежать горизонтально, сверху ладони игрока, стоящего справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева. Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и произносят считалку (каждое слово следующий игрок): «летела корова, ляпнула слово, какое слово сказала корова?» Тот игрок, на котором считалка заканчивалась, называет любое слово – например, «солнце». Дальше «хлопанье» продолжается, но называются буквы – С-О-Л-Н-… и так далее, до последней -Е. Игрок, называющий последнюю букву, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа – отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится буква.

1 зазывала :Ты прощай, прощай, прощай,
Наша Масленица!
Ты не в среду пришла и не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье!
2 зазывала: Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом!
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями!
Дети. (хором)
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Звучит музыка. Дети угощаются блинами.

Использованная литература:

    Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4 классы: учебно-методическое пособие /сост. Е.М.Тихомирова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 318 с.

    Жиренкко О.Е., Каминова Т.И. Праздники в начальной школе./ Т.И. каминова, О.Е. Жиренко. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.-114 с.

    Праздники школьного календаря /авт.-сост. М.А. Киреева, И.В. Захаров. Н.Н. Деменева. – Волгоград: Учитель, 2008.-143 с.

Интернет-ресурсы:

    http://www. solnet.ee

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Детско-юношеский центр»

Методическая разработка

«Сценарий народного праздника

« ПОГУЛЁНА МАСЛЕНКА »

Курган, 2011

Организация проведения народного календарного праздника «Погулёна Масленка»: методическая разработка.

Составитель : , методист отдела художественно-эстетического образования ГОУДОД «Детско-юношеский центр»

Рецензент: , руководитель отдела художественно-эстетического образования ГОУДОД «Детско-юношеский центр»

Методическая разработка по организации и проведению праздника «Погулёна Масленка», сценарий праздника предназначена для педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, организующих семейный досуг через приобщение к традиционной народной культуре, возрождение календарных народных праздников.

Пояснительная записка

Фольклорная среда современного человека, особенно городского, практически отсутствует, и на первый план этнокультурного воспитания подрастающего поколения выступает проблема, связанная с вопросом, как естественнее и непосредственнее ввести ребёнка в мир народной культуры; как сделать это вхождение желанным, занимательным, личностно-окрашенным?

Один из путей решения этого вопроса – возрождение народных обрядов и праздников – практикуется очень интенсивно и составляет основу множества учебных и творческих программ в образовательных учреждениях.

Такая непосредственная встреча со своей национальной культурой способна пробудить первичные смыслы, которые организуют субъективный мир личности, явиться гарантом её устойчивости. Наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций являются праздники. Их цель не столько обучить, сколько познакомить с народным искусством. Народный праздник всегда выполнял и важные социальные функции, поскольку в нём человек ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива . Внутри праздника всегда осуществляется свободное общение, проявляются все формы и виды народной культуры.

Праздники национальной традиции развивают у обучающихся эмоциональную восприимчивость и вырабатывают эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа. Всесторонне знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества.

Подготовка и проведение праздников национальной традиции позволяют использовать богатые возможности народной художественной культуры для духовного развития обучающихся, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству. Всеобщность восприятия народного искусства в отличие от восприятия многих других видов искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.

Народный праздник – это большая игра, в которой могут принять участие все. Он заключает в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества.

Формы проведения народного праздника разнообразны и различны по степени близости к народным традициям. Наиболее естественными для школ и учреждений дополнительного образования могут стать те праздники, в которых традиционно принимали участие дети: Сороки, Масленица, рождественские колядки и святочные гадания и др.

Масленица – это один из самых любимых народных праздников, связанных с проводами зимы.

Наибольший успех у праздника там, где он построен на народных обрядах и играх, позволяющих каждому включиться в ход праздника активно, непринуждённо и весело. Сделать это простым копированием старины невозможно. Ведь в разных местах Масленица праздновалась по-разному. А вот выделить общую и устойчивую основу традиционного праздника можно. Это борьба сил зимы и весны, завершающаяся весёлым сожжением Зимы-Масленицы и всеобщим праздничным ликованием, «пиршеством». В центре праздника – блины, как символ солнца и вместе с тем как поминальная трапеза по отжившей своё зиме (по древней традиции Масленица также сочетает поминовение умерших родственников с чествованием и обрядовыми весёлыми испытаниями для молодожёнов). Самое главное – четко уяснить, что Масленица – это проводы зимы, а не встреча весны. Для встречи весны в народном календаре есть свои особые праздники.

Масленичные ритуалы давно стали весёлыми игровыми обрядами, а обилие подходящих для праздника забав, весёлых состязаний и игр просто неисчерпаемо.

Сценарий народного праздника «Погулёна Масленка» обобщает многолетний опыт проведения его в условиях учреждения дополнительного образования. Главный вывод из опыта: проводить этот праздник надо «всем миром» - объединёнными силами педагогов, обучающихся, родителей, общественных организаций и, если есть, спонсоров.

Успех праздника во многом зависит от его подготовки. Хорошо, когда она начинается заранее, без спешки. Необходимо соблюсти все основные этапы подготовки, а именно:

· -создание творческой группы;

· составление, обсуждение и утверждение сценария праздника;

· распределение обязанностей и заданий между учебными группами и коллективами;

· информационная подготовка к празднику (выпуск масленичной газеты, беседы о празднике с обучающимися, проведение определённых обрядовых действ по дням масленичной недели и др.)

· разучивание музыкального и игрового материала (основу предложенного сценария составляет местный музыкально-этнографический материал);

· подготовка необходимого реквизита для проведения праздника (масленичное чучело, игровой инвентарь и др.)

Особенностью подготовительного периода является отсутствие совместных репетиций всех участников праздника. Это должно компенсироваться хорошо продуманным, чётко организованным ходом праздника с ясно выделенными этапами проведения праздника. Ход праздника должны хорошо представлять и направлять весь праздник в нужное русло так называемые «заводилы». В данном сценарии эту роль выполняют скоморохи, Матушка – Забавушка.

Большая работа при подготовке праздника связана с сооружениями из снега и льда для игр и забав (снежный городок или снежные фигуры, горки и др.). Чтобы эта работа была не в тягость, её лучше провести в соревновательно-игровой форме между учебными группами и коллективами или всем вместе накануне праздника. Можно для этой работы привлечь родителей.

Массовые гуляния у русского народа такие как, Масленица, часто связаны с совместной трапезой, что помогают вовлечь в праздничное действо родителей обучающихся и других гостей праздника

В день проведения праздника надо собраться пораньше - не только для украшения места и другой подготовки, но и для того, чтобы до прихода гостей начать игры. Разыграться, развеселиться с самого начала – в этом главный секрет того, как сделать весь праздник весёлым, ярким и дружным. Для организаторов праздника он должен быть не просто работой, а именно праздником, приятнейшим моментом жизни. Главное здесь в осознанности важности и успешности проводимого дела, но должна быть оставлена возможность и для общих со всеми радостей: покататься, поиграть, купить что-нибудь на ярмарке.

Заканчивается праздник обязательно общим чаепитием с блинами. Ведь Масленица же!

Цель: приобщение к ценностям традиционной народной культуры, нравственное воспитание детей и подростков, организация семейного досуга как средства достижения преемственности поколений через возрождение народных праздников и обрядов.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с особенностями бытования масленичного действа, строением масленичной недели, значением и смысловой нагрузкой каждого дня.

2. Разучить музыкально – этнографический материал: заклички, песни, игры, хороводы, пословицы, поговорки, небылицы.

3. Создать условия для пробуждения интереса к народному творчеству и развития творческих способностей детей и подростков.

4. Способствовать формированию уважительного отношения к народным традициям, истории родного края.

Условия проведения праздника: Праздник проводится на улице, на просторной площадке (площади). В связи с этим время проведения праздника должно составлять не более 50-60 минут. На территории празднично украшенной площадки сооружёны снежный городок и горка.

Возраст участников : Праздник семейный, в нём могут принять участие все возрастные категории: от маленьких детей до пожилых людей.

Музыкальное сопровождение: В целях соблюдения традиционных условий бытования праздника используется народные музыкальные инструменты: гармошка (баян), балалайка , свистульки и шумовые инструменты.

Действующие лица:

Матушка – Забавушка (заводила, ведущая праздника)

Скоморохи

Баба – Яга

Дед и Внучка

Тёща и Зять

Фольклорная группа

Танцевальная группа

Концертмейстер, инструментальный ансамбль

Реквизит:

Соломенное чучело Масленицы

Игровой инвентарь (канат, мешки, снежки, вёдра, дуги)

Призовой фонд

Народные костюмы

Сооружения изо льда и снега:

Снежные фигуры

В исполнении ансамбля народных инструментов звучит весёлая народная музыка, привлекающая внимание гостей. Скоморохи зазывают на праздник закличками

Скоморох 1: Подходи, честной народ!

Всех весёлый праздник ждёт!

Скоморох 2: Взрослые дяди, веселья ради

К нам подходите,

Жёнушек ведите!

Скоморох 3: Женщины и девчонки,

Дедушки и мальчонки,

Женихи – невесты,

Вместе: Всем хватит места!

Скоморох 1: Вкусностей припасено,

Нажарено, напечено

Всяких разностей

Для весёлой праздности!

Скоморох 2: Тихоня и проказник,

Поспешай на праздник!

Скоморох 3: Люди всех возрастов,

Всех объёмов и ростов,

Скоморох 1: Всех профессий и занятий,

Скоморох 2 : Тёщи, сёстры, сватья, братья,

Скоморох 3: Все дела отбросьте,

Да скорее в гости

К нам собирайтесь

Да шире улыбайтесь!

Скоморох 1: Улыбайтесь во весь рот

Всех, кто Масленицу ждёт!

Скоморох 2 : Масленица, приходи,

Да весну приводи!

Скоморох 3 : По весне соскучились,

С морозами намучились!

Скоморох 1: Солнышко поскорее

Пусть земельку обогреет.

Скоморох 2 : Приходи, Масленица,

Приноси маслица,

Скоморох 3: Давай блинов,

Давай пирогов,

Скоморох 1: Надо угоститься

На Маслену неделю!

Скоморох 2 : Чтоб животы наели,

Набили, натолкали,

Да долго вспоминали!

Скоморох 3: Приходи, Масленица скорей,

Не томи добрых людей,

Вместе : Масленица ясная,

Мы на всё согласные!

Появляется Матушка – Забавушка (заводила праздника), обращается к гостям:

Матушка – Забавушка: А давайте солнышко покличем, как в старину в первый день Масленичной недели (понедельник) народ кликал его. Глядишь, Масленица нас услышит да в гости придёт, поддержит веселье, ведь последний денёчек доживает.

Дети (хором ): Солнышко – вёдрышко, выгляни в окошечко.

Твои детки плачут, сыр колупают, кошкам бросают.

Нам есть не дают, коромыслами бьют.

Масленица – кривошейка, встретим тебя хорошенько:

С блинами, оладьями, варениками, пирогами.

Масленица, покажись, всему миру объявись!

Слышен шум. Вместо Масленицы появляется Баба – Яга:

Баба – Яга: Что за праздник, что за смех? Я смету метлою всех!

Расшумелись тут, кричите… аль поёте? Спать спокойно не даёте!

Матушка – Забавушка: Что ты, бабушка Яга!

Спать совсем нам некогда.

Мы пришли здесь поиграть,

Масленицу повстречать.

Ты, бабуся, не сердись!

Вместе с нами веселись!

Баба – Яга: Дело за малым: кто даст хлеба с салом?

Кто даст блинков, кто даст пирогов?

Кто бабулечке даст булочку?

Может, детки угостят конфеткой?

Может, мальчишки угостят пышкой?

Может, продавцы продадут за так блины?

Матушка – Забавушка: Угостим мы тебя, бабушка, обязательно.

Только поиграй с нами сначала.

Баба – Яга: Ладно. Так и быть, поиграю с ребятишками:

С девчонками – мальчишками.

Баба-Яга проводит с детьми (при желании возможно участие взрослых) игру-эстафету «Самая быстрая Баба-Яга»: 2 команды соревнуются, кто быстрее пробежит (одна нога в ведре, символизирующее ступу Бабы-Яги, в руках метла) в одну сторону, обратно обычный бег. Команда – победительница получает сладкие призы и похвалу Бабы-Яги. Баба-Яга остаётся на празднике, помогает Матушке – Забавушке в проведении масленичного гуляния.

Матушка – Забавушка : Давайте ещё раз позовём нашу Масленицу. И ты, Баба-Яга, помогай нам, зови громче Масленицу.

Участницы фольклорной группы (по очереди):

Звал - позывал честной Семик

Широку Масленицу к себе в гости во двор.

Душа ль, ты моя Масленица, перепелиные твои косточки,

Бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь.

Приезжай ко мне в гости на широкий двор.

На горах кататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!

Скоморохи: Масленица, душенька, приезжай скорей!

Приезжай скорей, будь ещё щедрей!

Щедрей, чем бывала, чем раньше угощала!

Уж тебя здесь ждут – пождут!

В гости дружно все зовут!

Со смехом скатываются с горы. Слышен звон колокольчиков, крики: «Масленица едет!», «Масленица – широка рожа едет!», «Масленица в коробу заверчена в пологу!» Появляется масленичный поезд с чучелом Масленицы, ряжеными, проезжает по всей площадке. Участницы фольклорной группы поют масленичную закличку:

Едет Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая.

На саночках расписных, на кониках вороных.

Живёт Масленица семь деньков,

Оставайся, Масленица, семь годков.

Сани с чучелом Масленицы водружаются на специально приготовленном месте в центре площадки. Участницы фольклорной группы обращаются к Масленице с закличками по очереди:

· Масленица, Масленица, блинам попеканщица,

Пришла раненько – встретим хорошенько!

· Дорогая наша гостья, Масленица Авдотьюшка Изотовна,

Коса длинная, триаршинная.

· Платок беленький, новомодненький,

Брови чёрные, наведённые.

· С добром и миром тебя встречаем!

Сыром, маслом привечаем,

Веселенько в хороводах гуляем!

Все гуляющие заводят хоровод с пением масленичной песни «Погулёна Масленка»:

Блинами богатая, пивом тароватая.

Ой, ладушки – лады, пивом тароватая.

Пошто села в сани, не гуляешь с нами?

Ой, ладушки – лады, не гуляешь с нами.

Гостья нагостилася, с зимушкой простилася.

Ой, ладушки – лады, с зимушкой простилася.

С крыши капели, грачи прилетели.

Ой, ладушки – лады, грачи прилетели.

Воробьи чирикают, они вёсну кликают.

Ой, ладушки – лады, они вёсну кликают.

Масленка, Масленка, погулёна Масленка.

Ой, ладушки - лады, погулёна Масленка.

Матушка – Забавушка: Вот и встретили мы Масленицу, как встречали её в понедельник, первый день масленичной недели, который так и называется:

(вместе со скоморохами и Бабой-Ягой): Встреча!

Скоморох 1: Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Скоморох 2 : Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни, шутки слагал.

Скоморох 3: Наши дедушки и бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

В исполнении младших участниц фольклорной группы звучит шуточная р. н.п. «Козонька рогатая»:

Козонька рогатая, козя бородатая

Перепрыгнула плетень и высок и середень.

Перепрыгнула плетень, проплясала целый день.

Правым боком подскочи, левым боком подскочи.

Ножками коза: топ – топ;

Глазками коза: хлоп – хлоп;

И бородкой потряси,

Подскочи и покричи: «Ме-е-е!»

Через тёмный чрез лесок.

Через речку куме: «Ме-, ме-, …»

Все: «Ме-е-е!»

Матушка – Забавушка: Вторник – заигрыш у нас

Это русский перепляс!

Танцевальная группа исполняет танец «Русский перепляс».

Матушка – Забавушка: В любой местности всегда были люди, особо уважаемые за мудрость свою, доброту. И у нас такие имеются, встречайте!

Появляются Дед с Внучкой.

Внучка: Здравствуйте, люди добрые!

Дед: Здравствуйте, девицы красные, здравствуйте, добрые молодцы.

Что, Масленицу встречаем и её же провожаем?

Матушка – Забавушка: Верно! А вы с чем к нам пожаловали?

Дед: Хочу передать вам знания, мудрость житейскую, как положено,

из поколения в поколение. А Внучка помогать мне будет. Верно, родная?

Внучка: Да, Дедушка, постараюсь, как ты учил.

Дед: Там, где в травах ветер сладкий,

Где за полем бор стеной,

Собираю я загадки в кузовок берестяной.

Ребятки, отгадайте - ка мои загадки:

· Берега железны, рыба без костей,

Вода дорога. (Сковорода, масло, блин).

· На плешь капнешь, вставишь,

Напаришь вынешь, поправишь.

(процесс жарки блинов)

Дед: Давай, Внучка, помогай!

Внучка: Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бы вает?

В землю крошки,

Из земли – лепёшки .

Матушка – Забавушка: Ну, а теперь моя очередь.

Старый дед, ему сто лет,

Мост намостил во всю реку.

А пришла молода – весь мост разнесла .

(Мороз и весна)

На дворе горой, а в избу водой.

Была белая да седая, пришла зелёная, молодая .

(Зима и весна)

Бегут плоски, загнув носки .

Баба – Яга: Ой, ребятишки, девчонки и мальчишки, отгадайте мои загадки:

Что вверх корнем растёт? (сосулька)

Шуба нова, в подоле дыра.

(Прорубь)

Дед: Без рук, без ног, а рисовать умеет

Белый Тихон с неба спихан .

Внучка: Гуляет на воле, в лесу, в чистом поле.

Крутит, воет, бурчит, на весь мир ворчит.

(Метель, вьюга)

Матушка – Забавушка: Круглый, жёлтый, а не солнышко .

Матушка – Забавушка: По обычаю русской сторонушки

На границе зимы и весны

Выпекают румяные солнышки

Знаменитые наши блины.

В исполнении фольклорной группы звучит р. н.п. «Блины»:

Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.

Моя старшая сестрица печь блины – то мастерица.

Ой, блины, мои блины, вы, блиночки мои.

Напекла она поесть, сотен пять, наверное, есть.

Ой, блины, мои блины, вы, блиночки мои.

На поднос блины кладёт и сама гостям несёт.

Ой, блины, мои блины, вы, блиночки мои.

Гости, будьте же здоровы, вот блины мои готовы.

Ой, блины, мои блины, вы, блиночки мои .

Во время исполнения песни скоморохи, Матушка – Забавушка угощают всех блинами.

Скоморох 2: Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Скоморох 3: Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесёт

Тот очко своей команде непременно принесёт!

Детям раздаются бумажные «блины» со скороговорками. Их задача – быстро и правильно их прочитать.

· Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь.

· Вязку сушек сушил Сашка на суше.

· У Сережи в сапожки попали серёжки.

· У дороги крутороги повалил сена стоги.

· Сыворотка из-под простокваши.

Матушка – Забавушка: Итак, подошла среда-лакомка. Мы с вами уже полакомились блинами. По обычаю в этот день тёща зятя на блины приглашает, угощает на славу, показывая этим к нему своё отношение. И у нас сегодня в гостях - Тёща с Зятем.

Появляются Тёща и Зять.

Тёща: Ой, вы куры, кочеты молодые,

Гребни вы золотые!

Что не поёте вы рано,

Не будите моего зятя.

Матушка – Забавушка: Зять у тёщи отдыхает,

Тёща зятя пытает.

Тёща: Что, зять, ты зятёчек,

Дорогой мой гостенёчек.

Скажи мне всю правду –

Кто на свете всех милее

Али тесть, али тёща,

Али жена молодая,

Али матушка родная.

Зять: Тёща милая – для привета,

Жена молодая – для совета,

А маменька родная милей всего свету!

Баба-Яга: Докажи!

Матушка – Забавушка: Сейчас и докажет, как он тёщу привечает. Давайте пригласим ещё одного желающего побыть временно зятем и проведём соревнование в поедании блинов. Кто из зятьев посноровистей будет.

Тёща держит на вытянутых руках блины, зятья соревнуются на скорость – кто быстрее прожуёт.

Скоморох 1: Может быть, не каждый знает –

Разгуляй в четверг бывает.

Скоморох 2: Громче музыка играй,

Мы встречаем Разгуляй!

Скоморох 3: Скоморохи в бубны бьют,

Рукавами снег метут.

Созывают ко двору

На весёлую игру!

Проводятся игры: Перетягивание каната.

Бег в мешках.

Снежки.

Толкушки.

Пролезь под дугой.

Условия проведения игр : Перетягивание каната и бег в мешках игры широко известны.

Снежки.

Желающие делятся на команды, соревнуются, кто быстрей и точней забросит снежки в ведра.

Толкушки.

Все желающие делятся на две шеренги, в шеренгах крепко сцепляются за руки, встают лицом друг к другу и пытаются вытолкать одна шеренга другую за разделительную черту, не расцепившись и не потеряв равновесия.

Пролезь под дугой .

Командная игра – соревнование, кто быстрее пролезет под дугой (можно заменить коромыслом, стулом.)

Скоморох 1: Внимание, внимание, разыгрывается главный приз!

Скоморох 2: Ждут нас петушиные бои!

Скоморох 3: Ах, ты, Петя-петушок,

Отморозил гребешок.

Чтоб его согреть.

Надо снегом потереть.

Поскакать, попрыгать боком,

И с налётом, и с прискоком!

Проводится игра «Петушиные бои» на победителя. Победителю вручается главный приз (торт или коробка конфет, или мягкая игрушка).

Условия проведения игры «Петушиные бои»

В круг приглашаются двое желающих, которые на одной ноге, руки сцеплены сзади за спиной, должны вытолкнуть один другого из круга. Кто остаётся в кругу, продолжает соревнование со следующим соперником. Игра проводится, пока есть желающие. Последнему победителю вручается главный приз.

Матушка – Забавушка: А вот масленичную пятницу называли в народе тёщины вечёрки. В этот день уже зять приглашает на блины мудрую тёщу, на которой держится семья, чтобы выказать ей своё уважение, почтение.

Скоморох 1: Ведь тёща – это микро ясли,

А также микро детский сад.

На ней одной, как мост на сваях,

Любая держится семья.

Скоморох 2: Она и кухня домовая, и курсы кройки и шитья.

Для зятя – счётная машина,

Для дочки – повар и завхоз,

Для внуков – бабушка Арина

И даже добрый Дед Мороз.

Скоморох 3: Её уму, её таланту земля хвалу должна воздать.

Ни на китах, ни на талантах – на тещах держится земля.

Матушка – Забавушка: Некоторые зятья так лихо научились угощать своих тёщ блинами. Вот, полюбуйтесь.

Приглашаются два зятя, которые с закрытыми глазами, на скорость должны накормить своих тёщ блинами, кто ловчее будет.

Матушка – Забавушка: Ну, а шестой день – золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала в этот день золовок и другую родню мужа, одаривала их подарками. Не обходились посиделки без забав, игр, песен, шуток и небылиц.

Золовка: (выходит с небылицами):

Припев: Небылицы в лицах, небывальщины

Небывальщины да не слыхальщины.

На веточке, на голой, покрытой не листвой,

Сидел козёл весёлый, чирикал сам с собой.

Там заяц – лежебока тащил в зубах кота,

Лиса ловила мошек – такая красота!

А рядом, свесив уши, капусту ел медведь,

А ты, сиди и слушай, а то не буду петь.

Проводится конкурс «Небылицы в лицах», в котором каждый желающий может рассказать или спеть небылицу и получить сладкий приз. После каждой небылицы рефреном звучит припев.

Скоморох 1: У кого там хмурый вид –

Снова музыка звучит!

Скоморох 2: Нам везде надо успеть:

И сплясать, и песню спеть!

Скоморох 3: Эй, девчонки – хохотушки, запевайте-ка частушки.

Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!

Фольклорная группа поёт масленичные частушки.

Как на Масляной неделе

Из трубы блины летели.

Вы блины, мои блины.

Вы блиночки мои.

В праздник Масленку гуляли

Заходили в каждый дом.

Накормите нас блинами,

А то лошадь уведём!

Запрягу я кошку в дрожки.

А собаку в тарантас.

Повезу своих подружек

Всей округе напоказ.

Скоро свет, скоро свет

Скоро рассветает.

Скоро Масленка пройдёт,

Ну кто нас покатает.

Не целуй меня на улице.

Целуй меня в сенях.

Не целуй меня в сенях,

Целуй на Масленке в санях!

Сидит кошка на окошке

Протянула длинный хвост.

Прошла Масленка неделя

Наступил Великий пост.

Пение частушек продолжается всеми желающими, победители получают призы.

Матушка – Забавушка: Последний день Сырной недели – прощёное воскресенье, проводы Масленицы, целовник , когда мы просим друг у друга прощенье и в знак примирения троекратно по русскому обычаю целуемся.

Всем гуляющим предлагается попросить друг у друга прощение. Первыми начинают ведущие праздника. После обряда прощения на передний план выступают скоморохи:

Скоморох 1: Широкорожая Масленица! Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся.

Скоморох 2: А сегодня в воскресенье наше кончится веселье…

Скоморох 3: Ельник, березник на чистый понедельник!

Уж толи не дрова, осиновы дрова, берёзовы дрова.

Вместе: Подавайте их сюда! На Масленицу на горельщицу!

Чучело Масленицы водружают на костёр, костёр поджигают. Слышна крики:

Жгите, жгите больше! Масленица горит! Масленица загорела, всему миру надоела!

Все гуляющие образуют вокруг костра хоровод, прощаются с Масленицей, звучит заключительная песня.

Ты прощай, прощай, наша широкая.

Ты не в среду пришла, и не в пятницу.

Ты пришла в понедельник – всю неделюшку веселье.

Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом.

Со блинами, пирогами и оладьями.

Блины масляные, шаньги мазаные

Мы катаемся с горы от зари и до зари.

А сегодня в воскресенье наше кончится веселье

Ты прощай, прощай, наша Масленица.

Скоморохи (хором): Масленица, прощай, на тот год приезжай!

Матушка – Забавушка: Жаль, что надо расставаться и пришла пора прощаться.

Вот уж зимушка проходит, белоснежная уходит,

Снег и холод прочь уводит, весну красную приводит.

Скоморохи (хором): А на прощание хотим мы пожелать:

Скоморох 1: Хозяйкам – удачи в стряпне.

Скоморох 2: Детям, девушкам – долгого катания с гор.

Скоморох 3: Мальчикам, юношам – молодецких забав!

Матушка – Забавушка: До следующего праздника – светлого Христова Воскресенья!

Праздник заканчивается общим чаепитием с блинами.

1. Григорьев, Зимы – Масленица / - М.: МГДПиШ, 1991.

2. Забылин, М. Русский народ. Обычаи, обряды, предания / М. Забылин. - М.: Эксмо 2003.

3. Круглый год: Русский земледельческий календарь / сост. – М.: Правда,1991.

4. Народный праздничный календарь: Зима – весна: Литературно-музыкальный альманах , МЭ №3, 1999.

5. Не житьё, а Масленица! Все хотят быть счастливыми / сост. – Свердловск, 1991, с. 310-314

6. Панкеев, энциклопедия быта русского народа. т.1 / . – М.: Олма-Пресс, 1998.

Цель: знакомство с традиционным народным праздником "Масленица".

  • Приобщение детей к народному творчеству, народным обычаям традициям русского народа.
  • Формирование представлений об особенностях народного праздника "Масленица"; о характере народных игр.
  • .Развитие воображения и фантазии, через продуктивную творческую деятельность; совершенствование навыков группового взаимодействия.
  • Ознакомление с творчеством художников, отражающих в своих работах народные традиции.

Воспитание эстетического отношения к народному фольклору.

Возраст и количество участников: 8- 13 лет; 25 - 30 человек

Подготовительный период:

Приглашения. Приглашения на праздник для детей можно сделать в форме куклы, разрисовать которую будет не трудно. Сделать надпись "Пришла Масленица - отворяй ворота". Так же подойдут для приглашений праздничные открытки и фотографии, самое главное, чтобы их содержание соответствовало теме "Масленица".

Призы готовят заранее. Например, в качестве призов подойдут кулинарные книжечки с рецептами блинов.

Оформление помещения. Огромное значение в эстетическом воспитании детей имеет оформление помещения, где будет проходить праздник. Попробуйте сами (или привлеките художника) нарисовать исторические картинки с изображением празднования Масленицы на Руси и украсьте этими картинками помещение. Можно развесить плакаты со следующими поговорками: "Блин добр не один", "Блин брюху не порча", "Блин не клин брюха не расколет", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Без блина не Масленица, без пирога не именинник".

С детьми следует заранее выучить русскую народную песню "Блины" (запись А. Абрамского), частушки (прил.1). Заранее придумать и подготовить атрибуты для выступления (платки, юбки и т.п.). И самое главное на столе для чаепития должны быть блины! Привлеките родителей для выпечки блинов.

Оборудование и материалы:

Стол и стулья (для творческого задания); стенд для мини - выставки изготовленных во время мероприятия работ; магнитная доска для демонстрации иллюстраций и фотографий

Призы, жетоны; картины В.И.Сурикова "Взятие снежного городка".

Листы с нарисованной крестовиной (прил.2) по числу мини - групп: обрезки ткани, бумага, ножницы, клей.

Наборы карточек с пословицами (прил.2);2 ленты (игра "Три ноги"); 4 ведёрка, шарики или сшитые из ткани снежки; обруч или мел (игра "Петушиный бой"), бумага (для записок), ручки, конверт, спички (только у педагога); мешочки с крупами (пшённая, манная, гречневая, перловая, горох).

Музыкальное оформление: записи народных песен и мелодий. Фонограмма песни "Блины", частушки.

Сценарный план:

Введение. Рассказ о символике праздника

Конкурс пословиц и поговорок о Масленице

Творческое задание: изготовить аппликацию - чучело "Масленицы

Конкурс "Испеки блины"

Игра "Золотые ворота"

Конкурс "Определи крупу"

Игра "Петушиный бой"

Игра "Три ноги"

Игра "Снежки"

Конверт с записками

Хоровод, частушки

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит весёлая народная музыка. Участники мероприятия рассаживаются за столы на свободные места.

Ведущий: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?
Тёплые дни наступают
Пора зимушку провожать
Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был многодневный праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Наша Масленица годовая,
Она гостинка дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Все на комоньях разъезжает,
Чтобы кони были вороные,
Чтобы слуги были молодые!
Про Масленицу говорили:
Душа ты наша Масленица!
Сахарны твои уста,
Сладка твоя речь!
Приезжай к нам в блинах поваляться,
Сердцем потешиться!

Масленица несла свет и радость скорой весны.Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: ""Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Обжорство - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметаны,
Горы блинов,
Лишь бы скорей приехала она
Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Конкурс пословиц и поговорок о блинах и Масленице

(дети делятся на две команды, за каждый правильный ответ команда получает жетон).

А сколько пословиц и поговорок сложил народ о блинах и Масленице! Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. Каждая команда получает по два набора карточек (прил.2). На одних начало пословицы или поговорки, на других конец. Ваша задача правильно все это соединить. Кто справится с заданием первым, тот и победит.

Ведущий: Масленицу начинаем отмечать с понедельника. Ей устаивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже. Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!"Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице.

Девочки поют русскую народную песню "Блины".

Ведущий: Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы (дети делятся на небольшие подгруппы по 4 - 5 человек). Детям выдаются листы с нарисованной крестовиной (прил.2).

Творческое задание: с помощью материалов, находящихся на столе изготовить чучело Масленицы в технике аппликация (во время выполнения практической работы звучит народная музыка). Выполненные работы вывешиваются на ширму, проводится анализ наиболее интересных работ.

Физкульт. Минутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы!
(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
(поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Трын - трынца, (ладушки)
Подайте блинца!
(протягивают руки вверх ладонями)

Ведущий: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.

Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка -прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!

Давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".

Игра "Испеки блины".

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки), "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки).

Ведущий: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал, и там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.

Ведущий: Вторник - "Заигрыш".

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. С утра девушки и парни приглашали друг друга покататься на горках. Здесь парни высматривали невест, а девушки поглядывали украдкой на суженых.

Есть старая русская игра "Золотые ворота", в нее-то мы и поиграем.

Проводится игра "Золотые ворота".

Половина участников игры встают в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.

Стоящие произносят:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут. Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").

Ведущий:

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе, разумеется

Конкурс "Определи крупу".

А сейчас я приглашаю представительниц от каждой команды двух (можно 4) девочек.Пришла ваша очередь показать себя.

На столе перед каждой участницей стоят мешочки с крупами: пшенка, горох, гречка, манка, перловка и т.д. Необходимо с завязанными глазами, не развязывая мешочка, определить, какая крупа находится в каждом мешочке. Победительницы получают призы

Ведущий:

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг.

Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке),исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины). Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Как это проходило?

На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом конные и пешие атаковали крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались прорваться через ворота. Стража крепости оборонялась метлами. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.

А на картине какого художника запечатлен именно этот старинный русский обряд? Показ картины. (Ответ: В.И. Суриков "Взятие снежного городка".(ответившему правильно - приз).

Ведущий: Вот и я сейчас вызываю на бой добрых молодцев, чтоб померились они силой своей.

Проводится игра: "Петушиный бой".

От каждой команды выбирается по одному представителю. Рисуется круг, в который становятся два участника. Левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом вытолкнуть противника из круга.

Ведущий:

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

Ну а сейчас прошу подойти ко мне по одной паре от каждой команды. Девушка соответственно-"теща", юноша - "зять". Посмотрим, как у нас "теща" с "зятем" дружно живут.

Проводится игра "Три ноги".

Каждой паре связываются вместе ноги - правую ногу одного с левой ногой другого. Пара на трех ногах должна пробежать отмеченную дистанцию. Кто первый, тот и победитель. Объяснить детям понятия зять, золовка, тёща.

Ведущий:

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Суббота - "Золовкины посиделки". В этот день молодая невестка; приглашала родню мужа к себе в гости Больше всего внимания и почестей оказывалось молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, торжественно под песни скатывались с горы. А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.

Игра "Снежки"

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.)

Ведущий:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день". Родственники и друзья шли друг к другу с "повиновением", просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным в этот день было восстановление хороших, добрых отношений. В воскресенье старались доесть все состряпанное на неделе. Угощали в этот день нищих, ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных ".

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.

Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли дрова - Осиновы дрова,
Березовы дрова!Подавайте их сюда
На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!"Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Ведущий: Но мы не будем сжигать наших маслениц, они очень красивые получились.

Предлагаю написать записки с перечислением плохих дел, от которых хотели бы избавиться и сожжем их, чтобы наши плохие дела ушли, улетели вместе с дымом, и на их место пришли хорошие (дети пишут записки, складываем их в конверт).

Сжечь записки можно в любое время: после мероприятия, сразу после запечатывания конверта.

Прощай-прощай, Масленица, Ты прощай, прощай, широкая!

Ты пришла с добром, с хмельным пивом, вином, с блинами, пирогами, с оладьями.

А мы всю Масленицу прокатали, Дорогую свою потеряли.

Думали, будет она семь годков, А она погостила всего семь деньков!

Ведущий: Как у наших у ворот собирается народ. Собирается народ и ведёт свой хоровод. (Дети собираются в хоровод).

Ведущий: Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего. Пришла пора её провожать. Проводим?

Дети: Проводим!!

Ведущий: Ну, так повторяйте за мной. (Дети повторяют слова за ведущим).

Масленица - кривошейка
Нас кормила хорошенько
В масле мы каталися,
Блинами объедалися.
Под конец нас провела.
В закоулок завела
В закоулке Редькин хвост.
Впереди - Великий пост.
Масленица, прощай!
Быть назад не обещай!
Ляжет скатертью дорога
Вдаль от нашего порога.

В центр хоровода выходят девочки и поют частушки (прил.3).

Ведущий: А теперь все приглашаются на чаепитие. Настало самое время угоститься традиционным кушаньем Масленицы блинами.

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать

Все участники и гости уходят на чаепитие.

Во время чаепития можно загадать загадки (прил.3)

Заключительная часть

После мероприятия можно оформить мини - выставку "Масленица", с творческими работами учащихся, а также оформить газету "Наши посиделки" (прил.4).

Список литературы.

  1. Александровская М. Масленичные забавы // Дошкольное образование - 2008. -№3.
  2. "Клубный репертуар" №45-46/2006г, ноябрь
  3. Панкеев И.А. "Русские праздники", М., 1998г.
  4. "Энциклопедия детских праздников", М., Пилигрим., 1999г.
  5. "Дошкольное образование", №3 2008г.
  6. "Обруч" №1/2008г., январь.
  7. Сборник"Частушки",библиотека русского фольклора,М, 1990г.
  8. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды: Ч. 1 /Под ред. А. Г. Кифишина. - М.: Сов. Россия, 1990.-160с.

ПРАЗДНИК ОСЕНИНЫ
Воспитатель: Варыгина Ирина Евгеньевна Звучит русская народная мелодия «Я с комариком».Гости и дети средней группы сидят в зале. Зал убран под русскую избу.Входит Хозяюшка:-Здравствуйте дорогие мои, наступила осень. Хмурые дождливые дни уже не гости, а хозяева. Дома сижу, печь топлю, пироги пеку.Но я слышу по дорожкеБегут маленькие ножкиУ окошка посижуКто шагает погляжу.Под русскую народную мелодию «Ах, вы сени» входят дети младшей группы в русских костюмах или элементах одежды.Ведущий: принимай гостей, Хозяйка!Хозяйка: Проходите, дорогие! По лавочкам рассаживайтесь. Погода невесёлая.Выходит Тучка- Плакучка.Хозяйка: Кто это?Я – тучка – плакучкаКап, кап, кап! –тучкаКап, кап, кап! - плакучка,День и ночь плачетДождик вниз скачет,Кап, кап, кап!Песня: «Осень» - исп. Дети 2й младшей группы.Хозяйка: может солнышко попросим, чтобы выглянуло.Дети: Ну-ка солнышко проснись и в окошке появись!Хозяйка: Нет не слышно ничего, солнце не глядит в окно,Кто к окошку подойдёт, громко песенку споёт?(Выбегает серый зайка) :Я – ответил серый зайкаНу-ка подожди ХозяйкаВот умоюсь, а потомСолнышко будить пойдёмОчень страшно мне в лесуБоюсь рыжую лесу.Ведущая: давайте поможем зайке споём песенку.Песня: «Листопад»-исп.Хозяйка: Давайте отправимся в лес, поможем зайке. Выбирайте, на чём отправимся? (на автобусе) .Песня: «Автобус»Дети выходят на полянку.Ведущий: Что-то стало светло, в чём дело?Входит Осень, звучит песня про осень, в исполнении взрослых.Осень: Здравствуйте ребята, я русская красавица – Осень, хожу да раскрашиваю леса своей волшебной краской, чтоб глаз радовался, да душе приятно было.Исполняется «Танец с листочками».Осень: сегодня осенины -у осени именины. Осенние дни коротки, солнышко светит редко. Весна красна цветами, а осень пирогами.Исполняется «Пляска с платочком».Осень: что- то зайка грустит? Где твой дом?Хозяйка: Он живёт в лесной избушке,Что стоит там на опушкеПеред домом огородОн сажает каждый годКогда осень настаётОн спешит на огородПосмотреть, что там растёт.Осень смотрит в огород:Ой, здесь сладкая морковь (выводит девочку в шапочке морковки)Её выдернешь ты ловкоЗдесь растёт капуста белаяХрусткая и спелая- выводит девочку капустуХозяйка: Соберём мы урожайПригласим вас всех на чайПироги с капустой-Это очень вкусно.Пальчиковая гимнастика «Урожай»Соберём в лукошко:И морковку, и картошку,Огурец, фасоль, горох-Урожай у нас не плох.(дети держат ладошку словно лукошко, поочерёдно загибают пальчики, сжимают кулачок) .Стихотворение «Огород»:В огороде много грядТут и репа и салат,Тут и свёкла и горох,А картофель разве плох?Наш зелёный огородНас прокормит круглый год.Звучит песня «Огородная - хороводная».Давайте послушаем какая тишина в лесу, куда улетели птицы? Почему не стрекочут кузнечики, не летают бабочки? – ответы детей.Хозяйка: Послушайте, что это за шум!Вбегают сорока с сорочатами.Инсценировка рус. нар. потешки «Сорока, Сорока. »Хозяйка: Сорока, сорока! Где была?Сорока: Далёко.Хозяйка: Кашу варила?Сорока: Деток кормила. Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому ничего не дала- он в лес не ходил, дров не рубил, воду не носил кашу не варил. Вот тебе горшок пустой поди в угол и постой. - отдаёт пустой горшок последнему.Хозяйка: Нет, теперь ты в круг вставай,Пляску первым начинай.Дети играют на ложках, последний сорочонок пляшет под рус. нар. мелодию.Звучит «Заинька, попляши»Осень: Танцевали от души – вот какие малыши.Мы помогли зайке, узнали много нового, пели, плясали, веселились у осени на именинах. А теперь пора возвращаться в детский сад.Хозяйка: Пора и нам пироги затевать, но кто же мне поможет? Уж не лежебока ли кот? Может мы его развеселим? Поиграем с ним?Русская народная игра «Мыши водят хоровод».Хозяйка: Делу время- потехе час.Начинаем рубить капусту.Пальчиковая игра:Мы капусту рубим, рубимМы морковку трём, трём.Мы капусту солим, мы капусту жмём.Хрум, хрум, хрум.Хорошая еда? – дети- да, да, да! Спасибо мои помошники. Давайте прощаться. Вас ждут подарки от Осени и мои румяные пироги.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: