Разработка рекомендаций воспитания детей без наказания. Воспитание ребенка без криков и наказаний: подсказка мудрым родителям

Для каждого ребенка примером для подражания и идеалом служат родители. Прежде чем привить ребенку какие-либо навыки в поведении: мыть руки перед едой, уважительно относиться к старшим, этими навыками должны владеть родители. Если родителя проводят вечер перед телевизором, ребенку будет сложно объяснить, почему он не должен долго смотреть мультики.

Даже у самых послушных и тихих детей бывают периоды, когда они особенно капризны.

  • 1 год;
  • промежуток от 2 до 4 лет;
  • 7 лет;
  • подростковый возраст.

В эти периоды родителям кажется, что ребенок делает все «назло». Однако это не так. Если ребенок не согласен с родительской точкой зрения, значит, он нашел другой путь решения проблемы, но не может донести его до взрослых.

Родителям необходимо научиться находить корень проступков. Например, на проверку может оказаться, что ребенок не виноват, в том, что что-то разбилось – этот предмет изначально мог быть плохо зафиксирован или стоял в опасной близости к краю.

Для более глубокого понимания причины конфликта, можно в процессе рассказа задавать наводящие вопросы: как ты думаешь, почему герой сказки так поступил? Зачем он совершил этот поступок? В ответ ребенок расскажет о себе.

Один из способов решения конфликта с ребенком:

Сказкотерапия. То есть, родители должны придумать и рассказать ребенку сказку с похожим сюжетом проблемной ситуации и показать на примере героя верную модель поведения. Для более глубокого понимания причины конфликта, можно в процессе рассказа задавать наводящие вопросы: как ты думаешь, почему герой сказки так поступил? Зачем он совершил этот поступок? В ответ ребенок расскажет о себе.

Подавляющее большинство детских психологов советуют разговаривать с детьми как можно больше. Если у ребенка истерика, и он не слушается, можно его прямо спросить, почему он это делает? Каких действий он ждет от родителей?

Для того, чтобы ребенок стал прислушиваться к словам родителей, им следует забыть про тон командира.

Для того, чтобы ребенок стал прислушиваться к словам родителей, им следует забыть про тон командира. Чтобы ребенок что-то сделал, его следует попросить об этом. Практически безотказно действует выражение «А давай мы с тобой …..». При этом следует помнить, что риторические высказывания и намеки ребенок просто может не понять и услышать в них только упреки в свою сторону.

Для продуктивного общения с ребенком, следует определить —

к какому типу относится ребенок:

  • Чувствительный ребенок нуждается в постоянном общении, его нужно выслушать и понять.
  • Отзывчивый ребенок нуждается в своевременном переключении внимания.
  • Осторожный ребенок должен знать последовательность действий.

Если ребенок не сразу реагирует на ваши замечания, не следует его наказывать. Можно поступить наоборот – поощрить хорошее поведение. Таким образом, в ребенке можно развить собственные здоровые амбиции. При этом не обязательно использовать материальные блага, вполне достаточно бумажных флажков или звездочек, которые родители будут крепить на видное место, например, над кроватью ребенка, за каждый хороший поступок.

Если же переговоры не помогли можно перейти к «шоковой» терапии – оставить маленького скандалиста наедине со своими капризами. Для этого достаточно закрыть его в комнате на несколько минут. Ребенок наорется, позлится, подуется и, в конце концов, успокоится. Не следует к этому относиться, как к наказанию – это тоже метод наладки диалога между ребенком и родителями. Он должен оценить свое поведение, гладя на него со стороны.

Не нужно бояться признаться ребенку, что мама или папа в какой-то ситуации были не правы. Если объяснить ему, что именно послужило причиной родительской злости, крика или шлепка, можно не только сохранить свой авторитет, но и укрепить его. Таким образом, ребенок поймет, что именно ему больше не следует делать.

Большую роль в воспитании играет стабильность поведения родителей. То есть, на похожие ситуации реакция должна быть одинаковой. В противном случае, ребенок будет стараться подстроится под родителей, но отсутствие единой системы поведения вызовет у него смятение и может стать причиной тревоги. Одинаковая реакция на поступки должна быть длительное время, тогда у ребенка выработается модель поведения в разных ситуациях.

В общении с детьми, родители, особенно папы, не должны бояться показывать свои эмоции . Ребенок сам сможет увидеть, что он своим поступком расстроил маму или папу или обидел их. В следующий раз он уже задумается, а стоит ли это делать снова?

Основным пунктом в воспитании ребенка без крика и наказаний – хвалить его. Он выполнил вашу просьбу – похвалите, сделал что-то хорошее – похвалите. Ребенок должен чувствовать свою необходимость родителям и тогда он вырастет полноценной личностью.

Как воспитать ребенка без криков и наказаний

5 - Оценок: 4

Другие интересные статьи:

  • Неадекватное поведение детей. Детские…

1 год ago

Появление ребенка на свет – радость, окрыляющая новоиспеченных родителей. И вряд ли в эту минуту им думается, что такое воспитание , и как это правильно делать. Но время летит незаметно, родителями в прямом смысле становятся воспитателями, но не у всех получается воспитывать без криков и ремня (битья). Многие относятся к чаду по алгоритму, на котором они были воспитаны сами, и не всегда этот алгоритм был гуманен и благожелателен.

Не углубляясь в энциклопедические термины, понятие воспитания можно определить, как вырастить ребенка достойным членом социума. Это подразумевает множество моральных, этических, нравственных и физических принципов, которые должны быть освоены до наступления совершеннолетия.

В основу воспитания входят методы, которые должны убедить малыша в правильности действий и поступков. В основном к воспитательным методам относится:

  • разъяснение;
  • убеждение;
  • личный пример;
  • поощрение;
  • наказание.

Это как бы общие условия воспитательного процесса. Но сколько детей – столько и личностей, воспринимающих происходящее на основе своего характера и полученных знаний.

Родители, в первую очередь, являются воспитателями своего чада, а затем уже дошкольные заведения и педагоги в школе. Поэтому они должны проявлять настоящую заинтересованность в воспитании малыша, а не поступать, как «Бог на душу положит». И главным в этом случае, становится личный пример и заинтересованность родителей о жизни своей дочери или сына. Это его интересы, мечты, окружение.

  1. Искренность и интерес к ребенку – обязательное условие успешного воспитания.
  2. Совместная деятельность – лучший личный пример.
  3. Обязательное общение дает возможность лучше узнать внутренний мир чада, и научиться его понимать.
  4. Объективное и честное наказание, с объяснением «за что», и выводами из этого.
  5. Отсутствие рукоприкладства и необоснованного крика. Это проявление родительской слабости и неумения находить правильное решение, списывая все на «дурной характер ребенка».

О принципах воспитания написано много и плодотворно, но на практике все гораздо сложнее. Пробелы воспитания могут быть решены положительно только в том случае, если родители по-настоящему любят свое чадо, и стараются привить общечеловеческие ценности.

Известные методики в воспитании

Родители многих малышей задумываются, какую методику воспитания выбрать основной для гармоничного развития личности. Практика доказала, что есть с десяток эффективных методик, которые дали позитивные результаты в воспитании.

Г. Доман – воспитывать с рождения. Основной акцент – развивать малыша с рождения, как интеллектуально, так и физически. Это насыщение мозга ребенка информацией плюс свобода движений. Правда, Г. Доман, никак не указывает, что делать с детьми после семи лет, полагая, что в школе он всему научится.

Вальдорфская школа – воспитывать на подражании. Это, как раз и есть тот личный пример, воспитывающий через игру. Основной акцент данной методики развивать индивидуальность и творческий потенциал ребенка, и на основе этого осуществлять нравственное воспитание . «Напрягает» в этой методике – позднее интеллектуальное развитие и полное отрицание современных электронных технологий.

Монтесори – воспитывать всесторонне. Это методика работает несколько десятилетий, и родители детей позитивно отзываются об ее эффективности. Через игру ребенок овладевает всеми навыками: писать, считать, творить, говорить, получать трудовые навыки. Роль взрослого в данной методике сводится в наблюдении и помощи материалами и игрушками, а также наблюдении за отношениями между детьми, воспитывая уважение и внимание к ним.

С. Лупан – научиться понимать ребенка. В основе методики – Г. Доман, но с учетом интересов малыша. Многие рекомендации методики направлены на улучшение восприятия происходящего малышом, через призму чувств. При этом следить за малышом, стараясь понять его стремления и желания. В методике много музыки, иностранных языков, чтение и даже плавание.

Ж. Ледлофф – воспитывать естественно. Суть методики – помочь ребенку пока он не может ни ходить, ни говорить, а дальше просто не мешать. Он сам вырастет и сформируется, на основе родительского примера. Несколько спорная концепция, хотя может для индейцев Амазонки она работает.

Н. Зайцев – читаем, а потом говорим. Кубики – основа методики. С ними малыш осваивает чтение, развивая речь. Но что-то в его методике ничего не говорится об остальных аспектах воспитания и развития. А моральное воспитание подразумевается, как само собой происходящее.

Есть еще ни один десяток методик, в том числе и советская школа. Но родители должны уяснить, что только воспитание ребенка в комплексе даст позитивные результаты в формировании личности.

Что такое свободное воспитание

Сразу нужно поставить акцент на том, что свободное воспитание это не вседозволенность и попустительство. В основном акцент делается на том, что осознанность ребенка выберет правильный ответ в своих действиях. К дитяти неприменимо принуждение, унижение, а окружающие люди сами ограничат его от того, что будет являться негативным фактором. А его выбор – выбор человека, априори, рожденного свободным.

Моделей у свободного воспитания достаточно, но в каждой из них лежит уважительное отношение к ребенку, как личности. Чаще всего применяются модели, в которых убраны социальные запрещения, а также варианты, где запреты минимальны. То есть ребенку, который встречается с природными ситуациями, нужно будет делать выбор, поступая со своими желаниями и привитыми моральными принципами.

Всегда ли это работает? Как замечают педагоги и психологи, свободное воспитание будет успешным и эффективным только в том случае, если есть положительный пример окружающих, а наследственность не отягощена негативными факторами.

Но, к сожалению, не все так радужно. Зачастую в практической жизни, вседозволенность, принимаемая за свободное воспитание, процветает «махровым» цветом. Причины такому явлению – радикально настроенные родители и педагоги или наоборот, люди, нахватавшиеся верхушек, и не понимающие сути свободного воспитания.

По-настоящему свободное воспитание даст позитивный успех, только при правильно заложенных моральных понятиях.

Воспитание девочек

Девочки, как личности, воспитываются на тех же моральных принципах, что и мальчики. Но есть особенные положения, которые необходимо учитывать, воспитывая юное создание.

Физическое, интеллектуальное, творческое развитие – общие направления в воспитании девочек. Но такие понятия, что девочка – женщина, будущая мама, жена должны прививаться чуть ли не с рождения, и соответственно должна применяться модель поведения, которая будет соответствовать этим понятиям. Для этого применяются различные приемы, и в первую очередь – игра, через которую девочки учатся быть хозяйкой, уметь следить за собой, как в плане ухода за телом, так и во внешнем облике.

Желательно привить девочкам знание своих интересов, но при этом не давать попустительство капризам. Это означает, что приучайте ее самостоятельно думать, а к этому она придет, общаясь с вами и наблюдая личный пример мамы. Хороший пример умения думать – благоразумие, которое остановит ее от дурных поступков и мыслей.

Необходимо учить дочку делиться переживаниями, давая понять, что ближе и надежнее друзей, чем ее семья, не бывает. Здесь всегда поймут, дадут совет и будут сопереживать.

Воспитание мальчиков

Родители, воспитывающие мальчиков, должны понять, что у настоящего мужчины разум должен превалировать над эмоциями. Для решения задач, варианты «мне кажется» необходимо исключить. Учите сына думать аналитически и логически, разобрав ситуацию и поиск решения. И на вопрос, почему он принял такое решение, он отвечает на основе своих умозаключений. Это развивает здравомыслие, исключаются эмоции, воспитывается целеустремленность и восприятие реальности.

Рассуждать о мальчишечьем воспитании можно долго. В первую очередь папа должен играть «первую скрипку» в процессе. И главным должен стать его личный пример. Это касается всего: дела по дому, спорт, помощь для всех, кто в ней нуждается. Вряд ли у отца, ведущего неправильный образ жизни, получится воспитать сына с набором позитивных качеств. Видя негативный и постоянный пример, мальчик, впоследствии, применит его в своей семье, со всеми вытекающими последствиями. И не будет обязательности, ответственности и других качеств, которые составляют мужскую основу.

Если мама воспитывает сына одна, то ее основная задача, сделать из него мужчину, а не себе подобие. Для этого есть эффективные инструменты воздействия – спорт, интересные кружки, где мальчик будет напитываться мужским началом. Проявление нежности также должно выполняться с уклоном мужского начала, в противном случае — ярко выраженная инфантильнось до «седых висков».

Решаем проблемы без наказаний

Если вас в детстве часто, и может необоснованно наказывали, а еще хуже били – спрячьте эти воспоминания в самый дальний ящик своей памяти. Начните все сначала, руководствуясь другими педагогическими принципами, что станет залогом решения задачи, как воспитать ребенка без криков и наказаний.

  1. Признайте, что сын или дочь – личность. Поэтому его решения, желания и потребности должны уважаться. Отсутствие внимания или игнорирование этого, может привести к бунтарским проявлениям или сделать ребенка безынициативным.
  2. Максимум внимания, которое даст ребенку ощущение защищенности.
  3. Следите за собой и своим поведением, а также никаких «двойных стандартов». Предъявляя ребенку требования, спросите себя, соответствуете ли им? Не хотите потерять авторитет, не поступайте иначе оттого, что требуете от малыша.
  4. Перестаньте «давить» на ребенка приказами и запретами. В атмосфере благожелательности и доброжелательности ваш сын или дочь научаться слышать конструктивный смысл, в родительских требованиях.
  5. Никакого ремня. Если сила побеждается силой, а не умом, то догадайтесь сами, как ваш ребенок будет решать проблемы.
  6. Будьте последовательны и спокойны, дружелюбно объясняя, почему это правильно или неправильно. Крик – непродуктивные эмоции, негативно влияющие на ребенка.
  7. Держите родительский авторитет на высоте, и, дав распоряжение, проконтролируйте его. Отказ от распоряжения без мотивации – подрыв авторитета.
  8. Всегда выполняйте обещания. Детские просьбы лишены прагматизма, поэтому выполняя их, вы воспитываете у детей чувство ответственности и справедливости.
  9. Старайтесь не проявлять свои негативные эмоции при ребенке. Если малыш набедокурил, не ведите себя истерично. А выяснение отношений между супругами, оставьте до отсутствия малыша.

Эта простая мудрость, но она приносит свои плоды. Ваш ребенок вырастет хорошим и умным человеком без криков и порки.

Наши дети – это отражение нас самих, и об этом нужно помнить, когда хочется в пылу гнева закричать или шлепнуть свое чадо. Воспитание – сложный процесс, каждый ребенок индивидуален, и каждому родителю нужно найти свой подход к управлению поведением и эмоциями своих детей. В этой статье будем разбираться, как можно воспитать ребенка без криков и наказаний.

Извинение

У каждой мамы есть такие моменты, за которые ей стыдно: не сдержалась и накричала на малыша, сгоряча шлепнула за небольшую провинность. Если вы чувствуете себя виноватой, то не бойтесь в этом признаться, объясните, что были не правы и попросите извинения.

Воспитание на собственном примере

“Воспитывать нужно не детей, а себя” – доносится отовсюду популярный афоризм, и с ним не поспоришь. Родители должны подавать своим детям хороший пример поведения.

Ведь, если мама бежит через дорогу, сломя голову, на красный свет светофора, а ребенка ругает за это же действие, то, естественно, ничего она не добьется, как бы ни объясняла, что с мамой можно переходить дорогу на запрещающий сигнал, а самому – нельзя.

Дети смотрят на поступки взрослых и воспроизводят их.

Или такой пример: родители ругают детей за то, что они много времени проводят за компьютером или у экрана телевизора. Но в то же время мама днями смотрит сериалы и ток-шоу, а папа все свободное время играет в компьютерную игру вместо того, чтобы пойти с ребенком покататься на санках или показать, как сделать кормушку для птиц своими руками.

Покажите свой пример хорошего поведения : не кричите, избегайте скандалов в доме, уважительно относитесь к людям, и вам не придется долго рассказывать своему малышу, как себя нужно вести – он будет видеть и запоминать.

Хотите научиться технике естественного макияжа для карих глаз? Рекомендации по цвету и текстуре, советы косметологов для открытого и чарующего взгляда .

Подбираем детские подгузники для новорожденных – в помощь родителям о том, какие лучше всего подходят именно для вашего малыша.

Разговоры по душам

С детьми нужно разговаривать. Именно разговаривать, как со взрослыми. Не кричать, не упрекать, не приказывать. Подумайте, если бы вам в вашем доме постоянно что-то приказывали делать, не вызвало бы это у вас реакцию сопротивляться?

Вместо того, чтобы кричать за неубранные игрушки или брошенную кое-как школьную форму, попросите его , по-человечески, убрать. Расскажите, что мама устает на работе, и ей нужно еще делать свои дела по дому, предложите помочь навести порядок у него в комнате, раз уж ему так тяжело.

Вы увидите, что он охотно сделает все сам, да еще и вам поможет с домашними делами.

Спрашивайте, интересуйтесь мотивами, которые вынуждают ваших детей поступать плохо.

Возможно, если вы спросите своего сына, почему он плюет на соседскую девочку, то получите вразумительное объяснение, и вам будет проще ему внушить, почему так делать некрасиво.

Выясните, может, маленький человечек не нашел другого способа защитить себя от агрессивной девочки, и кричать совершенно нет причин.

Избежать истерик в магазинах с надрывными криками «хочу!» и катаниями по полу тоже можно. Рассказывайте малышу, что не все игрушки вы должны покупать, помимо этого существуют и другие расходы – продукты, одежда.

Установите дома правило: покупки игрушек заранее обговариваются. Скажите, что сегодня (или завтра, послезавтра) идете с ним выбирать игрушку.

Пусть готовится, придумывает, что ему хотелось бы получить и привыкает к тому, что такая покупка – это осознанное, не спонтанное решение, и устраивать истерику, если не купили очередной самолетик или куклу, выбежав за хлебом, не станет.

Показывайте свои эмоции

Если вы рассказали и объяснили ребенку, что это делать нельзя, а он все равно упорствует – дайте понять, что вам это неприятно , покажите, что он вас обидел и расстроил. Скажите об этом. В большинстве случаев дети признают свои ошибки и стараются их исправить.

Если это произошло, чадо признало свою неправоту и попросило прощения – не продолжайте дуться, обнимите его, скажите, что любите и помиритесь.

Не пугайте

Все родители изредка, а то и часто, говорят фразу: «Если ты сейчас же не прекратишь (сделаешь, выучишь и др.), то…», и дальше следует угроза. У всех она разная, но у всех одинаково неприятная.

Задумайтесь , почему вы позволяете себе управлять с помощью устрашения? Потому, что он маленький и не может напугать вас? Или потому, что не в силах объяснить простыми, доступными словами, что хорошо, а что плохо?

В любом случае, такая тактика ни к чему хорошему не приведет .

Маленькая личность будет сопротивляться и, если поначалу и будет выполнять приказы, страшась наказания, то потом такая тактика действовать перестанет, и только вы будете отворачиваться, как чадо будет делать свое.

К неблаговидным относится и метод, выбранный одним из родителей: «Если не будешь слушаться (не сделаешь то-то), я все расскажу папе/маме».

Эта тактика приводит к тому, что один из родителей становится «страшилкой». Дети должны любить родителей, а не бояться.

Вместо того, чтобы запугивать, поговорите с ребенком , расскажите сказку о мальчике или девочке, которые плохо себя ведут, попросите проанализировать их поступки: почему мальчик Вася рисует на обоях, а почти взрослая девочка Лена не хочет ходить писать на унитаз и, вероятнее всего, ваше чадо расскажет вам о себе.

Знаете ли вы, что – это очень популярная и наиболее безопасная процедура омоложения в косметологии, которая дает самый длительный эффект?

Тайно влюблены в мужчину, рожденного под знаком Козерог? все об особенностях его характера и признаках, по которым можно определить влюбленного мужчину Козерога.

Поможем выбрать ортопедическую подушку для беременных и кормящих мам! Советы и рекомендации смотрите

В такие периоды нужно быть наиболее чуткими и понимать, что дети никогда не делают ничего «назло» , как многие считают. Если плохо поступает, то это потому, что не нашел другого способа донести какую-то информацию до своих родителей, которые, в свою очередь, должны не ругать и кричать, а найти подход и спокойно выяснить причину беспокойства.

Еще больше ответов на вопрос о том, как воспитывать детей без криков и наказания, можете узнать от эксперта по семейным отношениям, посмотрев следующее видео:

Наказание наказанию рознь

В воспитании нельзя совсем обойтись без наказаний , но они должны быть оговорены с ребенком, чтобы он четко понимал, что за плохие поступки придется отвечать.

Договоритесь, за что и какие будут наказания. Не сделал домашнее задание и получил двойку – три дня не включаешь компьютер, пошел после школы играть с ребятами в футбол и не предупредил, что задержится – два дня не выходит к друзьям гулять и т.д.

И не делать амнистию, как бы он ни просил, иначе, подобное будет повторяться регулярно.

А самое главное в воспитании детей – это любить их . Наказывайте в меру, сердитесь, обижайтесь, но не переставайте любить. Маленькому человеку нужно знать, что какой бы поступок он не совершил, родители всегда его простят, и для них он останется самым любимым существом на земле.

Доказано, что дети, которых не наказывали в детстве, менее агрессивны. Что такое грубость? В первую очередь - это месть за боль. Наказания способны породить глубокую обиду, которая может заглушить все, включая здравый смысл малыша. Иначе говоря, ребенок не может выплеснуть негатив, он начинает жечь малыша изнутри. Поэтому дети могут срываться на младших братиках и сестричках, ругаться со старшими, обижать домашних животных. Как без крика и наказания? Разберемся!

Наказание: что это и с чем его едят?

Наказание является неким дополнительным мотиватором, который должен удержать ребенка от совершения какого-то действия, тогда как малыш должен бояться вовсе не его, а последствий своих поступков.

Если вы собрались подвергнуть своего ребенка наказанию, задумайтесь о том, понимаете ли вы причины, побудившие его так поступить. Не ошибаетесь ли вы, собираясь наказать малыша?

Помните, что если вы чего-то не запретили, то это разрешено. Кроме того, если ребенок совершил проступок в первый раз, то следует объяснить ему, что это - плохо, потому что, возможно, он этого просто не знал. Предупреждайте малыша о возможных последствиях его проступка. Кроме того, вы должны критиковать не ребенка, а его действия. Если вы готовы сорваться на крик, лучше начать разговаривать шепотом.

Перед наказанием загляните в зеркало. Очень часто причины плохого поведения детей кроются в самих родителях. Если малыш плохо себя ведет, скорее всего, он берет пример с вас.

Чему мы учим его? Врать, изворачиваться, всячески избегать расправы. Зачем? Вспомните, что есть естественные последствия действий малыша. Ребенок все узнает на своем опыте, поэтому лучше сконцентрировать свое внимание именно на этом.

Пример - малыш разбросал игрушки по всей комнате, а теперь уже третий час ищет своего любимого мишку. Вот оно - наказание без крика и упрека.

Как правильно воспитывать малыша? Позволить ему учиться на собственном опыте, даже если он негативный.

Воспитать, не наказывая?

Ребенок, которого воспитывали без наказаний, не станет вследствие этого эгоистом. Эгоизм - не та черта, которую можно воспитать разумным подходом. Кто такие эгоисты? В большинстве своем - недолюбленные дети, которые, будучи уже взрослыми, стараются наверстать то, что упустили.

Воспитание без применения наказания - большой тяжелый и ежедневный труд обоих родителей. В первую очередь это работа над собой. Почему? Потому что, как бы мы себя ни вели и как бы ни поступали, дети все равно будут похожими на нас - родителей.

Очень многие родители сомневаются в том, правильно ли они воспитывают своего ребенка. Одно из главных сомнений - надо ли наказывать малыша? Ответ: не всегда. Далее приведены принципы воспитания без наказаний, нытья и криков.

Тот родитель, который по доброй воле выбрал вариант воспитания без наказаний, столкнется со множеством трудностей и сложностей. Главное - помнить, что отсутствие карательного фактора, исходящего от родителей, вовсе не означает вседозволенности. Данный вариант воспитания не значит, что у малыша не будет никаких правил и норм поведения.

Терпение

Те родители, которые решаются на воспитание детей без наказаний и крика, должны пройти долгий, полный препятствий путь. Терпение - это то, что в первую очередь должны проявлять они по отношению к своему ребенку. Многие проблемы сулит мамам и папам этот путь, однако, если соблюдать все условия, ребенок вырастет в самодостаточного и, что самое важное, счастливого человека.

Любовь к детям

Как воспитать ребенка без крика и наказания? В первую очередь - любить его. Детей надо любить не за то, что они дарят нам, например, чувство гордости, уверенности, а просто так - за то, что они у вас есть. Бесспорно, наказать малыша намного проще, чем сидеть и разбираться в том, почему он плохо себя ведет. Однако в этом и заключается главный эгоизм родителей и других родственников. Стремясь облегчить жизнь себе, они ущемляют своего ребенка, а он хоть и маленькая, но все же личность.

Принятие ребенка

Одна из самых сложных родительских задач - это принять ребенка таким, каким он является, включая его капризы, проблемы и прочие неприятности. Воспитание без крика и истерик, прежде всего, заключается в том, чтобы малыш всегда чувствовал, что мама и папа его ценят и любят.

Внимание

Достаточное количество внимания, уделенного ребенку - один из главных секретов того, как воспитывать детей без наказания. В большинстве случаев именно дефицит родительского внимания является основной причиной детского непослушания.

Признание ребенка как личности

Малыш с самых малых лет, когда он еще не умеет ни ходить, ни говорить, уже способен выбрать себе игрушку или одежду. У ребенка уже есть и свои чувства, и радости, и страдания. Как воспитать ребенка без крика? Ни в коем случае не пренебрегать малышом и не демонстрировать неуважения к нему. Потому что это губит детскую индивидуальность.

Воспитание на личном примере

Если вы учите ребенка не мусорить на улице, будьте добры, сами этого не делайте. Запрещаете малышу говорить неправду? Не лгите сами. И даже не приукрашивайте и не умалчивайте. Правила, предлагаемые ребенку, должна соблюдать вся семья. Воспитание без крика и истерик основывается на потребности малыша вести себя как взрослый. «Отзеркаливание» родительских поступков, манер и поведения - это запрограммированный подсознательный процесс.

Не давите на ребенка

Запомните простое правило, как воспитать ребенка без какого-либо наказания: чем больше вы давите на малыша, тем больше он будет сопротивляться. Если постоянно говорить ребенку: не делай, не трогай, убери игрушки, сделай это, не ходи туда - создается напряженная атмосфера в доме. Разумеется, у малыша разовьется желание сбежать или каким-то образом отгородиться. Это он и будет делать, закатывая родителям истерики, капризничая и протестуя.

На каждую силу найдется куда большая сила?

Если вы задаетесь вопросом о том, как воспитать ребенка без крика, ремня, то вы понимаете, что, как только малыш вырастет, ваш финансовый и силовой авторитет пропадет. Именно тогда придет понимание, что наказание - это грубейшая ошибка воспитания, однако будет уже поздно.

Последовательность - главный помощник

Зачастую причиной капризов малыша является именно нестабильное поведение мамы. Сегодня она требует одно, завтра - другое, послезавтра - третье. И как ее понять? Кроме того, дома она разрешает определенные действия, а на людях, наоборот, запрещает. Естественно, ребенок сначала пытается подстроиться под переменчивые требования, хотя и не видит целостной системы, потом путается, впадает в смятение, боится. Разумеется, конфликт становится неизбежным. Кроме того, представьте состояние ребенка, если, ко всему прочему, существует разница между требованиями мамы и папы!

Последовательность - один из главных секретов в том, как воспитать ребенка без крика и наказания. Пусть ребенок знает: все, что вы обещали - вы выполните. Если вы сказали, что в этом месяце не купите ему игрушку - не покупайте. Если обещали не давать конфеты до обеда - не давайте. В противном случае малыш усвоит правило: если нельзя сегодня, а завтра - можно, то можно всегда.

Кроме того, чтобы ребенок сумел осознать то, что от него требуют, реакция мамы должны быть одинаковой не менее пяти раз. Только тогда малыш поймет, что ему следует делать, а что находится под запретом.

Поощрение

Еще один секрет того, как воспитывать детей без наказания. Малыш быстро забудет о грозящем ему за шалость наказании, тогда как о презентах за хорошее поведение помнят долго.

Родитель должен развиваться

Всем известно, что дети - любители сложных и необычных вопросов. Для того чтобы малыш не застал вас врасплох своим вопросом, необходимо постоянно учиться чему-нибудь новому и интеллектуально развиваться.

Не поддаваться на провокации

Зачастую, чтобы добиться желаемого, малыш начинает кричать и закатывать скандалы. Будьте равнодушны к подобному поведению.

Как воспитать ребенка без крика и наказания? Как обучиться этому мастерству?

Когда штудируешь книги о правильном воспитании детей, пребываешь в полной уверенности, что никогда и ни при каких обстоятельствах не будешь кричать на своего малыша. Да и как можно? А наказывать - и вовсе караул! Ведь каждая мама нового поколения знает, что теория Спока - не что иное, как насилие над личностью ребенка, которую как минимум нужно уважать. Итак, что же необходимо знать родителям о том, как воспитать ребенка без крика?

Один из способов самовыражения - шалости и капризы

Когда малышу не хватает свободы, он начинает всячески портить настроение родителям: то раскричится, то обмажет кошку шоколадным маслом, то обои изрисует.

Зачастую капризы у ребенка появляются в кризисные периоды, например, существует кризис трех лет и переходный период. Всего их четыре: кризис первого года жизни, трех лет, который бывает в промежутке от двух до четырех и подросткового возраста. Поэтому, если вы видите, что поведение ребенка сильно изменилось, обратите внимание на то, не находится ли он в одной из вышеперечисленных возрастных категорий. Ведь если так, то это вовсе не капризы, а очередной этап развития.

С каждым годом необходимо давать малышу больше свободного пространства и времени, а не добавлять ему обязанностей по дому. Потому что свобода - это, прежде всего, самостоятельное принятие решений.

Естественные последствия

Как мы уже выяснили, естественные последствия шалостей и поступков - это лучшее наказание. Допускайте их.

Найти выход вместе

Постарайтесь прочувствовать выход из сложившийся ситуации вместе с ребенком. Например, если он взял чужую вещь, поговорите с ним о том, что владелец наверняка расстроится, если не найдет пропавшее. Может быть, эта вещь ему очень дорога. Надо срочно ее вернуть!

Задавайте интерес

Родителям необходимо сделать так, чтобы правильное поведение вызывало у малыша интерес, вместо того, чтобы зацикливать ребенка на возможных плохих последствиях его поступков. Как это понять? Родитель не говорит малышу, что если тот тронет цветок, то встанет в угол, а говорит: «Посиди тут и покатай машинку, я скоро приду».

А что делать с маленькими детьми?

Маленький ребенок - тот, кто еще не способен осознать ни неправильности своих действий, ни их последствий. Естественно, что объяснять ему это бесполезно. Что нужно сделать? Удалить малыша из опасной среды физически и создать для него безопасную обстановку. Например, если ребенок лезет к бездомной собаке, то можно отвлечь его игрушкой или унести в другой двор.

Разговаривайте с ребенком

Не забывайте общаться с малышом. Объясняйте ему, что такое хорошо, а что такое плохо. Можно смоделировать ситуацию на примере кукол или же решить вопрос в игре.

Кроме этого, дети - крайне разумные существа, и очень часто у них можно узнать все напрямую. Просто спросите ребенка в разгар истерики, зачем он так себя ведет, чего он добивается своим плохим поведением. Возможно, малыш вам ответит на все вопросы.

Будьте разумны в своих запретах

Нет необходимости накладывать запреты на те действия малыша, которые ему необходимо выполнить. Сидеть тихо и спокойно порядка сорока минут в очереди к врачу он физически не сможет. Детям необходимо играть, бегать и прыгать, ведь в этом заключается их природа. А вот желание иметь «удобного» малыша - это эгоистическая прихоть родителей.

Сказкотерапия является одним из методов, позволяющим не наказывать ребенка за содеянное, а попытаться разобраться в причинах подобного поведения. Придумайте сказку, главный герой которой будет похож на вашего малыша. Доведите развитие конфликта до кульминации, а потом расскажите на примере этого героя, как нужно себя вести, как попросить помощи, как извиниться.

Другой вариант этого же метода: в процессе развития действия спросите, какое мнение у вашего малыша о том, почему, например, Вася грубит взрослым, обижает маму и плюется. Скорее всего, ребенок расскажет вам о причинах своего собственного плохого поведения. Если вы прислушаетесь к его ответам, то сможете все понять.

Как воспитать ребенка без криков и наказаний? Нервы, увы, иногда сдают даже у самых терпеливых. А если мама устала, у нее проблемы на работе или в личной жизни с отцом ребенка, то, увы, малыш впитает в себя весь негатив этих последствий. Как воспитывать ребенка правильно? Наши читательницы задали вопросы психологу, и, как всегда, Наталья Имтосими дала свои консультации.

КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ: Вопрос №1 от Натальи, 36 лет

Я хочу поговорить о наших детях, в школе очень сложная программа. Мой ребенок не справляется с ней. Я иногда сама делаю за него уроки, потому что устала слушать от учителя упреки в его адрес. Скажите что мне делать? Правильно ли я поступаю?

Для начала важно определить, почему ребенок не справляется с программой , чтобы исключить возможные психофизиологические причины:

  • повышенное внутричерепное давление,
  • гипертонус,
  • психологические проблемы,
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность).

Если школа, в которой учится ребенок, отличается повышенными требованиями к программе, подумайте, что для вас важнее: психологическая сохранность вашего ребенка или престиж обучения в такой школе. Часто сталкиваюсь с явлением, когда на консультации оказывается интеллектуально довольно продвинутый человек, но эмоционально заторможенный или надломленный, в силу чего возникли другого рода сложности, приведшие его к психологу в зрелом возрасте.

Если говорить о помощи, а не о "делании уроков за него", то она должна быть адекватной: мы не решаем за ребенка, а помогаем в том, что он уже делает или сделал. Наша родительская задача - научить ребенка учиться. И помощь здесь заключается в том, чтобы помочь ему организовать свой учебный процесс :

  • садиться за уроки в одно и то же время,
  • отделять простое от сложного,
  • главное от второстепенного.

Например, сначала ты делаешь сложные и нелюбимые уроки, а на "десерт" - те, что поприятнее и полегче. Вам может помочь .

Не менее важной задачей является научить детей вовремя обращаться к нам за помощью в случае затруднения. Ведь если он в чем-то отстал, не успевает за работой класса, то далее, как "снежный ком" накапливаются все новые и новые непонятные темы. Отсюда и недовольство учителя, и страх перед учебой, и недоверие родителей, и разрушение самооценки ребенка. Определите тему, на которой он "застрял", проработайте ее совместно. Свяжите эту тему со всеми последующими, чтобы у него появилась целостная картина. Кстати, люди усваивают информацию по-разному. Кому-то важно показать целую картину сразу, а кому-то последовательно лишь ее фрагменты. Представляете, если первому дробят картину на части, а по причине его непонимания эти части - еще на отдельные части, а потом просто ребенку приклеивают ярлык УО и отправляют в спецкласс!

Позаботьтесь о том, чтобы учеба доставляла ему удовольствие и радость, а не страдания. Не устраивайте гонки за оценками, учите его учиться, проявлять интерес, а не получать оценки. Научите не бояться ошибок , не сравнивать себя с другими, ведь все дети развиваются по-разному и на самом деле нет ничего страшного в "двойках" и "тройках". Не ошибается тот, кто ничего не делает, не нужно бояться ошибок, нужно научиться анализировать их, делать выводы и исправлять. Среди неуспешных учеников были талантливейшие люди нашей планеты, такие как Альберт Эйнштейн, Андрей Дмитриевич Сахаров, отличавшийся своей ментальной медлительностью. Может, ваш ребенок отличается не скоростью и успешностью (от слова "успевать"), а глубиной. Для школьных показателей и для многих учителей признаком успешности является скорость, и это травмирует ребенка. Добавьте к этому вашу реакцию недовольства, раздражения и страха. Даже если учитель не доволен успеваемостью, способностями вашего ребенка, не ловите эту же реакцию, не удваивайте стресс для ребенка.

Приведу пример из собственной жизни. К концу второго класса, в связи с переездом в другой город, старший сын оказался в классе, где преподаватель настоятельно, даже нервно рекомендовала нам перевести его в класс послабее. Возможно, это было мудро, но мы решили не подвергать сына еще одному переходу в другой коллектив. Мы просто старались не поддаваться тревожной реакции учительницы, не усиливать звучание ее негативных замечаний в ушах сына. Каждый день, забирая сына из школы, я подвозила и учительницу, общаясь с ней, успокаивая и убеждая в том, что мы справимся, хотя бы попытаемся. Однажды, когда мой отчаявшийся ребенок плакал, преодолевая очередной барьер и говорил "я - тупой, я ничего не могу", я нарисовала ему лягушку, задние лапы которой из последних сил упирались в клюв аиста и написала: "Никогда не сдавайся!". Сыну уже 21 год, рисунок храним, пригодился еще не в одном трудном этапе, каждый раз служа ободрением и поддержкой, напоминанием о победе. Мой сын успешен. Его учительница, Анна Федоровна, гордится им, мы до сих пор тепло, по-родственному общаемся.

По поводу замечаний учителя, на мой взгляд, лучше один раз объясниться с ним, нежели продолжать делать уроки за своего ребенка. Хороший педагог поймет и поможет. А когда вы решаете задачи за своего ребенка, он теряет уверенность, свою ценность и значимость, становится нерешительным и робким "мама лучше знает, у меня ничего не получится, лучше не пытаться". И живет по родительской указке всю жизнь. Ваша задача - приучить ребенка к мысли , что учеба - это его зона ответственности, даже когда это неприятно и не нравится. Мы готовим его ко взрослой жизни. Когда вы делаете что-то за него, вы лишаете его самостоятельности, независимости и в дальнейшем это может привести к тому, что у него появятся взрослые сложности: неумение выбирать друзей, партнера, зарабатывать деньги, принимать важные решения и т.д. Ведь индийская мудрость гласит: "Ребенок - гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти".

КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА: Вопрос № 2 от Мадины, 28 лет

У меня ребенок гиперактивный, совсем не слушается, я его наказываю и даже бью ремнем. Моя мама говорит, что я монстр и бить детей нельзя. Что вы думаете: бить или не бить?

В психопедагогической литературе до сих пор огромное количество споров о том, хорошо это или плохо; можно бить ребенка или нельзя. Мое мнение таково, что это зависит от самого ребенка, семьи, образования, от типа нервной системы, его темперамента, культуры. Ведь, если в Японии до 5 лет ребенку позволено делать все, что он хочет и его нельзя наказывать, то это, на мой взгляд, нельзя соотнести с нашей культурой, мы потом просто не соберем такого ребенка. В Японии даже такого понятия как "семейный конфликт" не существует, все регламентировано, все роли четко прописаны и в рамках самой культуры ребенок усваивает впоследствии что "можно", а что "нельзя".

На одних детей даже голос повысить нельзя, настолько тонкая и ранимая у них психика, а другие могут понимать существование границы между "можно" и "нельзя" только посредством прикосновения к заветной кнопке сзади, особенно когда дело касается опасностей, могущих привести к гибели (совать пальцы в розетку, бежать в опасное место и пр.). Но и в этом случае, если это особенность вашего воспитания, важно делать это не в порыве гнева, разрушающих эмоций, и не чем попало. Богословы утверждают, что рукой бить нельзя, рука, по их мнению, для того, чтобы благословлять, а не для того, чтобы наказывать. Да и само слово наказание от слова "наказ". Важен смысл сего "священнодействия", а не факт физического воздействия. Важно разделить проступок и ребенка. Важно понять мотивы его проступка, соотнести с возрастом. Ведь если ребенком двигала присущая возрасту любознательность, интерес к развитию, наказание может навсегда отбить охоту к учебе, познавательной деятельности. Ребенку важно понимать за что его наказывают. Объяснять нужно спокойно и доходчиво, осуждая поступок, но не ребенка. Часто вспоминаю слова одного мудрого родителя "ведь ты такой умный ребенок, как ты мог сделать это?".

Наказание должно быть своевременным , по факту проступка, а не тогда, когда ребенок о нем забыл, ложится спать и т.д. Оно не должно быть необоснованным, как у М. Горького, который писал, как дед их, виноват - не виноват, порол детей каждую субботу для профилактики. Страшно также, когда ребенок исполняет роль "груши для битья" в отместку партнеру, или делающей замечание маме. Объяснять ребенку причину наказания важно до и после. Поинтересоваться, как он понял причину своего наказания. Часто бывает, что ребенок интерпретирует это по-своему, и это разрушительно.

Даже если чрезмерное наказание случилось, вы причинили боль ребенку, нанесли рану его душе, найдите в себе силы признать ошибку, помириться с ребенком, попросить прощения за свою жестокость, чрезмерность, необоснованность, несправедливость. Дети удивительны в своей способности прощать, любить и принимать родителей такими, какие они есть, и думать о них даже лучше, чем они есть на самом деле.

Английская пословица справедливо учит: "Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя". Проанализируйте, обладаете ли вы сами подлинной взрослостью, нравственными характеристиками, которые требуете от детей, ответственны ли вы, нет ли у вас двойных стандартов? Посмотрите : "20 истин о современных детях от доктора Джона Грея", чтобы воспитывать ребенка правильно.

Перечислю лишь некоторые причины, почему физические наказания нежелательны:

  • ребенок замыкается в себе, перестает доверять
  • страх тормозит его развитие
  • он ожесточается, отыгрывает в "безопасных" местах, где его не видят родители (школа, игры, улица)
  • ребенок становится обидчивым, мстительным, ему трудно прощать
  • обиды - источник соматических болезней
  • подростковый бунт
  • отчуждение, недоверие родителям и даже ненависть к ним
  • ребенок приучается "понимать" лишь язык физической силы, а не размышлять

Ребенок гораздо слабее нас, мы абсолютно в разных весовых категориях и физически, и энергетически, и эмоционально. Разве это справедливо, когда сильный бьет слабого? Ведь ситуация может вернуться через много лет, когда сильный взрослый-ребенок избивает немощного старика-родителя. Выглядит дико и противоестественно. Тот, кто слабее, должен вызывать отношение заботы. Наказание должно нести в себе функцию защиты, заботы о будущем, развитии, его качество может оцениваться следующими критериями: урок понятен, усвоен, добрые отношения сохранены, присутствует чувство любви, привязанности и благодарности, на душе тепло, мы остались близкими людьми друг другу. Формы наказания должны быть продуманы и экологичны. И чем развитее личность, культура, тем менее безобразны формы наказания.

КАК НЕ КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА: Вопрос № 3 от Ольги, 44 года

У меня трое детей и в последнее время я все чаще ловлю себя на мысли о том, что ору на них без причины. Как сдерживать свой гнев? Иногда мне хочется даже прибить их. Постоянно кричу на ребенка, как не кричать на ребенка?

Ольга, попытайтесь осознать причину своего гнева. Может быть это хроническая усталость? Неудовлетворенность другими сферами жизни: напряженные отношения с мужем, другими родственниками, проф. нереализованность, материальные трудности, эмоциональное выгорание? Выстроены ли ваши границы, которые позволяют вам ощущать собственную значимость, безопасность, самоуважение, позволяют отдыхать вовремя? Умеете ли вы говорить другим "нет" или это слово может звучать только в самой предельной точке накала, когда сдержать эмоции уже нет сил? Как обстояло дело с вашим собственным детством? Кричали ли на вас? Может стоит проверить свой гормональный фон, физическое здоровье?

В любом случае, для того, чтобы осознать истинные причины своего гнева и обязательно отреагировать его в экологичной для себя и других форме, лучше обратиться к психологу, пройти индивидуальную терапию. Я думаю, мне не стоит говорить о разрушительном влиянии крика на детей , на ваши отношения в семье. Если такое случилось, что ж, бывает, и задавая свой вопрос, вы показываете, что уже ищете выход. А лежачего, как говорится, не бьют))

На своих семинарах для родителей подростков я часто упоминаю о "золотом часе родителя" . У вас должен быть один час в день, когда вы предоставлены самой себе, когда занимаетесь любимым делом, которое приносит вам удовольствие. А для этого важно поработать над созданием/укреплением ваших личных границ. Не зря ведь во многих культурах предусмотрены утренние, вечерние молитвы, какие-то ритуалы, которые дают отдых уму и сердцу, позволяют "подзарядить свои батарейки", выйти из суеты, отстраниться, наполниться свежими силами.

Также, в момент когда вы злитесь, полезно позаниматься каким-нибудь активным физическим трудом : помойте пол, сделайте генеральную уборку, подметите двор, придумайте что-то интенсивное до пота, включите музыку, попрыгайте. Покричите в подушку. Погримасничайте перед зеркалом, выражая свой гнев в зверином оскале, напрягите мышцы шеи и плеч, изображая ощетинившегося волка, порычите, потопайте ногами, вытащите из себя эту эмоцию. Не нужно ее сдерживать, т.к. это чревато осложнениями: она спрячется внутри в виде болезни, накопится еще больше гнева по длительности и интенсивности и меньше способности к самоконтролю. Не стесняйтесь объяснять детям причины своего гнева (в разумных пределах конечно, считаясь с их возрастом и границами дозволенного, не настраивая их против кого-либо), просите их помощи, поддержки.

Может быть, вы попросите их записать вас на видео в этот момент, превратите затем просмотр в шутку, посмейтесь, когда все уляжется над собой от души, разрядите обстановку. Только сильный человек способен от души похохотать над собой. Не застревайте в чувстве вины, оно разрушительно и неконструктивно. Для того, чтобы лучше понять и объяснить или рассказать о своих чувствах детям, поиграйте в игру. Соберите подходящие картинки, которые отражают ваше состояние (можно в электронном варианте, скачайте с интернета). Позвольте сделать то же. Вы открываете первую картинку, рассказываете по ней о своих чувствах, как она похожа на то, что происходит внутри, затем ребенок открывает свою, итак далее, пока не расскажете друг другу всего, что хотелось.

Настройтесь на спонтанность, поток, не давите и не принуждайте ни себя, ни других. Если не идет, не насилуйте никого. Если получилось, то это упражнение очень сближает, освобождает от негатива. Душа наша мыслит образами, и то, что с трудом понимается или передается словами, можно легко изобразить картинкой. Закончите обязательно светлыми, позитивными образами, дающими надежду. Выводите ваши отношения в русло осознавания, сопереживания друг другу, уходите от дикого первобытного ора. Не стесняйтесь просить прощения у детей, это очень сближает и дает им прекрасный пример.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: