Психотипы человека младенец. Какие типы существуют? Психологические типы личности по Юнгу

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья — только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД

С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1-2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом — место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него — восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе — как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг — тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий — боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов — сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них — нечто второстепенное, главное — теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих — целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы — меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру — суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты — привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других — защитить, а в минуты эмоционального подъема — разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых — от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
. явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
. скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.

В данной статье раскрываются основные особенности типирования детей, какие методики стоит для этого использовать.

В психологии есть ряд направлений, которые разделяют людей на определенные типы (интроверты и экстраверты; холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики; «Родители», «Взрослые», «Дети» в зависимости от ситуации (по Э. Берну) и т.д.).

Рассмотрим соционическую типологию, где люди в зависимости от своих психических особенностей распределяются на 16 типов информационного метаболизма (способов восприятия информации из мира, обработки и выдачи информации обратно в мир).

Одна из практических задач соционики — это определение соционического типа, ведь пока мы не знаем ТИМ (тип информационного метаболизма), мы не сможем грамотно использовать знания по соционике во взаимодействии с этим человеком, не сможем дать рекомендации по выбору подходящего вида деятельности или окружения.

Обычно рассматриваются методики, которые направлены на определение ТИМа взрослого человека.

А как же быть с детьми?

Как быть молодой маме, которая хочет узнать ТИМ ребенка?

Чем лучше мама будет понимать своего ребенка, тем лучше будет проходить общение и процесс воспитания.

Типирование детей — весьма интересная и спорная тема. Интересная, так как методика определения типа ребенка имеет некоторые особенности, спорная, так как бытует мнение, что тип ребенка определить нельзя.

Как определить соционический тип ребенка?

На что стоит обратить внимание?

Какие методы можно использовать?

Перед тем, как переходить к этой теме, я предлагаю вам вспомнить себя в детстве. Это поможет вам лучше понять, как соционические особенности ТИМа проявляют в самые юные годы человека.
Какие книги вы любили?

Какие мультики и сказки вам нравились?

Какие самые яркие воспоминания из детства остались у вас?

Какие истории о вас рассказывали ваши родители или бабушки?

Все это сильно завязано на вашем ТИМе. И уже по этим моментам можно определить самые яркие особенности.

Детей можно поделить на три группы.

Первая группа: 0 — 8 лет.

Анкетирование здесь не подойдет. Детей нельзя опросить. А вот типирование с помощью наблюдения может дать хорошие результаты.

Это удобно. Ведь в детстве человек искренне, естественно реагирует на мир. Еще нет шаблонов в поведении, еще не накладываются социальные нормы. Ребенок естественным образом тянется к тем информационным аспектам (и их источникам), которые ему понятны и интересны.

Можно обратить внимание на то, насколько ребенок активен, насколько он общительный.

Некоторые дети даже в утробе матери очень активны. А после рождения заставляют ходить вокруг себя хороводом папу, маму, бабушку, дедушку, дядю, тетю… Получается модель солнечной системы, где понятно, кто «солнышко». 🙂

А есть спокойные малыши. Есть те, кто не привлекает к себе внимания. И такие дети способны играть сами с собой в каком-то придуманном самим мире.

Если ярких моментов за экстраверсию или интроверсию много, то можно сделать предположение, что перед нами экстраверт или интроверт. Но нужны очень яркие проявления, так как не всегда направленность человека проявляется ярко.

Наблюдаем и подмечаем то, что бросается сильнее всего. Спешить не нужно.

Возможно, вы заметите какие-то ярки проявления одного из макроаспектов (логики, этики, сенсорики, интуиции).

Общайтесь с ребенком, обращайте внимание на то, о чем чаще всего он рассказывает, на что чаще всего обращает внимание.

Ребенок может вам рассказывать о каких-то сложных эмоциях других людей, о том, что он заметил плохое настроение своего друга. Это может говорить о наличии сильной этики у ребенка.

Ребенку-этику будет проще идти на контакт, ему не сложно познакомиться с другим человеком. Скорее всего, он будет искать общения с другими людьми.

Такой ребенок может давать оценки другим людям, он сможете описывать какие-то их качества. Будет заметная ориентация на человека.

Еще он может с большим удовольствием рассказывать стишки для гостей и смотреть на их реакцию.

Если ребенок рассказывает о том, как что-то можно сделать, ярко расписывает последовательность действий, то это может говорить о наличии сильной логики.

Ребенок-логик любит собирать игрушки из конструктора, что-то строить, собирать картинки из паззлов.

Такой ребенок может объяснять другому человеку (даже если это взрослый), как правильно что-то делать (например, как правильно менять батарейки в игрушке).

Они могут рассказывать о том, чем они будут заниматься, когда вырастут.

Есть пример, когда ребенок нашел книгу по механике и просил перед сном вместо сказок читать эту книгу, настолько сильно она его заинтересовала.

Дети-интуиты склонны верить в сказки, в «бабайку», воспринимать персонажей сказок, как реально существующих. Могут придумывать какие-то истории, какие-нибудь страшилки (… не смотри на луну, лунатиком станешь…).

Можно заметить хорошо развитую фантазию, которая будет проявляться в рисунках, в каком-то творчестве.

Дети-сенсорики хорошо чувствуют свое тело. Они чувствительны к комфорту, к удобству в одежде (если сандалики малы, то не станет одевать), более требовательные к пище (если еда не вкусная, то может отказаться)

Они быстро замечают, что у них поднялась температура, или им стало плохо. Ребенок-интуит может долго этого не замечать.

Показательны игры, в которые любят играть дети.

«Дочки-матери» (это скорее говорит о сильной этике, если в игре проявляется яркая забота, то можно отнести это к сенсорике), «машинки» (скорее логика), «казаки-разбойники» или «войнушки» (скорее «черная сенсорика») и т.д. Но нужно наблюдать за тем, как ребенок играет в эти игры. Он предлагает эту игру, или его уговорили в нее играть? Что он делает, когда побеждает? Что делает, когда проигрывает? Как он решает спорные моменты? Приводит логические доводы или выплескивает яркие эмоции?

Какие мультики любил ребенок? «Винни-Пух», «Ежик в тумане», «Ну, погоди!»..?

Какие герои из мультиков его привлекают. Герои мультиков могут транслировать разные аспекты и ценности, это может помочь понять направленность ребенка.

Если ребенок играет с другими детьми, то как он проявляет себя при взаимодействии с ними?

«Давай меняться..!» — это скорее «черная логика».

«Не трогай, это моя машинка!» — это уже скорее «черная сенсорика».

«Давай поженимся..?» — это может говорить о сильной этике.

Тут мы плавно переходим к интертипным отношениям. Если вам известен ТИМ человека, с которым общается ребенок, то по характеру взаимодействия можно сделать некоторые догадки о типе ребенка.

Но тут нужно брать комфортные интертипные отношения и некомфортные отношения. Нейтральных много, будет сложно сказать, какие интертипные отношения срабатывают в общении.

Получается, если ребенку очень нравится общаться с человеком, он радуется при каждой встрече, то можно сделать предположение, что это дуальные отношения, активация или полудуальные.

Если же ребенок избегает общения с каким-то человеком (родственник, воспитатель, соседка…), то это можно отнести к проявлению некомфортных интертипных отношений. Здесь нужно быть внимательным, чтобы в отношения не подмешивалось личное неприятие. Испытывать неприязнь к друг другу могут и дуалы.

Вторая группа: 8 — 14 лет.

Здесь уже можно опрашивать ребенка. Но следует использовать специальную анкету для детей, где простые и понятные для ребенка вопросы.

С кем ты любишь общаться?

Расскажи про своих друзей?

Какие предметы тебе нравятся?

В какие игры ты любишь играть?

Попросить ребенка дать развернутые ответы. Возможно, нужно будет задать ему уточняющие вопросы, чтобы ему было легче рассказать о себе.

Тут очень важно создать для ребенка комфортную психологическую атмосферу. Если ребенок будет бояться дать искренний ответ, то это может помешать правильно определить тип ребенка.

Может быть, ребенок не любит математику, ненавидит учительницу, которая заставляет его эту математику учить… Но родителям он об этом побоится рассказывать, ведь они могут на него за это рассердиться и сказать, что так не хорошо, что надо просто больше стараться.

Будет лучше, если опрашивать будет тот, кому ребенок доверяет, в общении с кем не испытывает зажатости.

Это анкетирование можно превратить в игру, чтобы ребенку не было скучно.

Третья группа: 14 лет и более.

Тут уже можно давать взрослую анкету. Тут можно использовать все методы, которые используются для типирования взрослого человека.

В конце этой статьи хотелось бы сказать, что при определении типа ребенка не стоит спешить с выводами. Если много противоречивых фактов, то это сигнал к тому, что нужно все перепроверять.

Но даже если вы не сможете сойтись на каком-то конкретном ТИМе, у вас будут какие-то близкие версии, которые в процессе дальнейшего наблюдения вы сможете проверить.

Успехов! И до скорого общения.

Сегодня мы поговорим о самом близком нам человеке – о себе. Очень часто можно встретить ситуацию, когда нас как бы тянет в разные стороны, и мы не можем определиться чего мы хотим. Вернее мы хотим разные вещи, которые взаимно исключают друг друга – и эти наши желания тянут нас в разные стороны, не давая сосредоточится на чем-то конкретном. Давайте же рассмотрим, почему это происходит.

Либо нас так создал Бог, либо в процессе эволюции, но человеческий мозг устроен так, что заставляет нас желать в разное время своей жизни совершенно разные вещи. Часто это связанно с нашим возрастом, но далеко не всегда. Недаром говорят, что есть люди, которые и в 60 лет ведут себя как дети. На протяжении всей нашей жизни, нас сопровождают наши субличности – которых условно называют: ребенок, взрослый и родитель. Они есть в каждом из нас в любом возрасте, и именно то какая из субличностей доминирует в данный конкретный момент и определяется наше основное поведение в обществе.

Чего же хочет каждая субличность, из типов личности.

Ребенок хочет в первую очередь получать удовольствие и развлечений. Он хочет, чтобы его любили, покупали ему игрушки, он не берет на себя ответственность за жизни других людей, он даже не руководит своей жизнью. Все наши мечты, исполнение которых несвязанно напрямую с самим собой – это желания ребенка.

Желания взрослого , конечно же, отличаются. В первую очередь это стремление доказать всем окружающим, что являешься нужной частью общества. Стремления повыше забраться по социальной лестнице, карьерного роста, богатства, быть востребованным у противоположного пола, быть необходимым другим людям – это желания взрослого. Когда доминирует эта субличность, человек начинает брать ответственность за свою жизнь, за то, что он делает.

У родителя приоритеты меняются. Главным становится безопасность, материальная обеспеченность (в отличие от богатства), уважение. Готовность взять ответственность за жизнь не только себя, но и других людей – является главной отличительной чертой родителя. И это необязательно должны быть дети, могут быть другие родственники или совершенно посторонние люди – значение не имеет.

Давайте на примере разберем, как будет звучать одна и та же цель у разных людей, в которых доминируют разные субличности. Ребенок может ее себе представлять так – «Я хочу жить в хорошем доме». У взрослого она же может звучать так «Я хочу заработать и купить хороший дом». В этом случае прослеживается ответственность, которую возлагают на себя за реализацию своей мечты. А вот у родителя она может быть примерно такой «Я хочу построить для своей семье хороший дом».

Для чего же нам все это надо. В первую очередь для понимания того, за какие Ваши желания отвечает та или иная субличность. Попытайтесь абстрагироваться от других и определить, чего хочет каждая из них по отдельности – желания их будут точно разные, а часто и противоположны друг другу. И все что Вам надо сделать – это чтобы они договорились между собой, но при этом, не врать себе. Определите, какая из субличностей главная в данный момент – и сосредоточьтесь на тех целях, которые ей больше подходят. Это значит, что исполнение таких желаний будет для Вас более комфортно и эффективно в данный момент времени. Потом все может измениться, когда это произойдет, Вы поймете сами.

Важно ли для Вас знать какие качества заложены в ребенке, какой у него потенциал для развития способностей, как правильно направить усилия для развития его психологического типа личности? Конечно, определить темперамент ребенка, умственные способности и другие качества возможно при общении и занятиях с ребенком.

Однако не секрет, что в среде психологов есть аспекты, влияние которых на психологический тип личности изучено очень мало. И соционика , как прикладная наука, помогает определить характеристики личности с учетом этих аспектов, а именно таких, как:

  • Вид мышления
  • Особенности темперамента
  • Бессознательные мотивы поведения
  • Способы адаптации в социуме
  • Предрасположенность к определенному роду деятельности
  • И т.д.

Раннее определение психологического типа личности ребенка позволяет с максимальной отдачей использовать его наиболее сильные качества. А зная психотип ребенка, можно помочь ему развить свою индивидуальность и предоставить возможность занять соответствующую социальную нишу. Именно этими составляющими воспитания мы закладываем фундамент успеха, а, соответственно, благополучия наших детей!

Модель соционики

Давайте разберемся, что же это за наука — соционика. Соционика изучает психологический тип личности на основе модели, состоящей из четырех уровней:

  • Физический план (соматика)
  • Психологический портрет
  • Социальный аспект
  • Интеллектуальное развитие (творчество)

Каждому уровню модели психологического типа личности соответствуют четыре соционических признака:

  • Сенсорика – физический план
  • Этика — психологический портрет
  • Логика — социальный аспект
  • Интуиция – интеллектуальное развитие

То есть каждый уровень развития модели связан с определенным соционическим признаком, и соответствует определенному способу переработки информации, а именно:

1. Связь физического уровня с сенсорикой — умение хорошо владеть пространством, ситуацией, своим телом и чувствами.

2. Связь психологического уровня с этикой — умение выражать свои чувства, выстраивать отношения с другими людьми, различать эмоций людей.

3. Связь социального уровня с логикой – умение правильно воспринимать объективный мир, логически мыслить и анализировать поступающую информацию.

4. Связь интеллектуального уровня с интуицией - умение предчувствовать, угадывать и предвидеть события, используя подсознательное восприятие и абстрактное мышление.

Основная идея соционики заключается в том, что соционический тип заложен в человеке генетически. И личность формируется под влиянием всех четырех соционических компонентов - сенсорики, этики, логики и интуиции. Конечно, важными стимулами формирования психологического типа личности ребенка являются внешние факторы — семья, школа, друзья, учителя, средства массовой информации и т.д. Однако, они только влияют на мышление и поведение человека, но не более. Процесс формирования психологического типа личности ребенка завершается к 15 — 17 годам.

Основные признаки психологического типа личности ребенка и методы ее определения

Признаки психологического типа личности проявляются в большей или меньшей степени уже в раннем детстве.

До 2 лет идентификация психологического типа личности ребенка в основном осуществляется по внешним признакам, т.е. по сенсорному признаку, т.к. в этом возрасте остальные соционические признаки выражены слабо.

В возрасте от 2 до 7 лет начинает формироваться этическая составляющая — ребенок начинает ориентироваться на свои физические желания и эмоциональное влечение (стремиться общаться с близкими людьми). При этом логика поступков и социальные нормы поведения у ребенка еще отсутствуют, т.к. он еще не способен к восприятию этих аспектов.

Признак логики проявляется в 5-7 лет, когда ребенок начинает знакомиться с нормами общественной жизни. С этого возраста, наблюдая за детьми, уже можно разделять психологический тип личности по основным признакам Юнга – экстравертность или интравертность, стремление лидировать либо подчиниться.

Давая несложные задания детям или наблюдая за их играми, можно наблюдать их эмоциональные реакции. И при анализе таких пар признаков как «логика-этика» и «сенсорика-интуиция» с помощью определенной методики уже можно определить психологический тип личности ребенка.

Одним из эффективных методов определения психологического типа личности ребенка 5-10 лет в соционике является метод использования картинок, в которых закодированы основные Юнговские признаки. Выбор определенных картинок соответствует преобладающему типу мышления. Для оценки уровня логического и интуитивного мышления школьников средних и старших классов проводятся различные тесты с вопросами, позволяющими оценить психологический тип личности ребенка и, соответственно, определить сферу применения сильных качеств ребенка, его профессиональную ориентацию. Как правильно помогать ребенку развивать способности почитайте

Замечательное издание авторов А.А.Овчарова и В.В.Мегедь «Личность вашего ребенка: диагностика, способности, отношения» предлагает методы тестирования детей, которые широко используются в передовых странах мира. С помощью таких тестов возможно определить направление развития психологического типа личности ребенка, и, соответственно, развить приоритетные качества и сильные стороны, что является первостепенной задачей при воспитании детей. Познакомиться с этими методами, и скачать данное издание можно на нашем сайте .

Моя мама говорит, что я с детства больше всего любила играть с книгами. Не знаю, проводила ли она, как принято, до года тест или просто наблюдала за мной, но это однозначно вызывало у нее положительные эмоции. Правда, учиться меня «отправили» экономике, т.е. не согласно своему предназначению, а на модную в то время профессию.

плюс: у меня есть диплом
минус: никогда в жизни он мне не пригодился, потому что ни писать о бухгалтерии, ни обучать этому других мне не интересно

А теперь по порядку о задаче родителей определить предназначение ребенка, о психотипах детей в целом, а так же о том, как выявить сильные и слабые стороны ребенка и не задавить его индивидуальность.

Для начала: выявлять предназначение ребенка желательно в возрасте до года, пока память прошлых жизней более сильная. Суть теста в том, чтоб еще «несмышленышем», не подверженным влиянию общества, моды и прочим вредным вещам, ребенок о своем предназначении «намекнул» взрослым, и облегчил родителям задачу определения сильных и слабых сторон.

Тест на определение предназначения ребенка

«Операция» довольно простая и определение психотипа ребенка не потребует особых навыков. Нужно собрать предметы (игрушки) символизирующие каждый психотип и разложить перед ребенком. Из какой категории будет заинтересовавшая его вещица, такое предназначение у ребенка в жизни. Согласно тому психотипу нужно направлять ребенка для обучения. Для счастливой жизни в русле своей Души, согласно своему предназначению ребенок должен обладать определенными качествами характера, поэтому есть определенные рекомендации, как мотивировать ребенка и на какие черты обратить особое внимание.

Предметы для определения предназначения ребенка:

  • для «ученых», естественно, книга будет лучшим символом
  • для «воина» — это оружие
  • для «торговцы» — символы материального, деньги
  • для «рабочих» — рабочие инструменты

Воспитание с учетом предназначения и психотипа ребенка

⇒ Ребенок-ученый по предназначению

Особенность этого психотипа является склонность к наукам, обдумыванию, глубокому анализу. Дети с этим предназначением настолько ответственные, что считают себя причастными ко всему происходящему в социуме; часто склонны к самоедству и излишней самокритике. У детей с главным предназначением «ученый» чрезвычайно развит разум (не путать разум и ум). Таким детям просто необходимо заниматься саморазвитием, изучением законов вселенной. У детей этого психотипа большая склонность понимать причинно-следственные связи, поэтому им показано изучение всего, что связано с кармой. Главное предназначение человека (ребенка) с таким предназначением делиться своими знаниями с другими, видеть перспективы и анализировать последствия, определяя, направление движение для других. Таких детей часто отличает резкость в высказываниях, но в Душе они очень добрые.

В воспитании характера ребенка такого психотипа задача родителей развивать честность, сострадание, человеколюбие, простоту. У детей с таким предназначением нельзя допускать развития тщеславия – им противопоказано стремиться к славе, почестям и популярности. Негативную роль может играть и желание покоя, так как не дает возможности реализации главного предназначения человека такого психотипа. Довольно опасно пытаться задавить индивидуальность ребенка с предназначением «ученый» — он будет наиболее несчастным среди всех лишенных индивидуальности (агрессия, всевозможные злоупотребления для ухода от реальности).

Дети с главным предназначением «ученый» уже «замотивированы» опасениями показаться глупым. Задача родителей поддерживать их в стремлениях.

⇒ Психотип ребенок-воин и его воспитание

Воин – это условное название, еще можно называть управленцем, руководителем. Наиболее важным для ребенка с этим призванием является дисциплинированность и любовь к порядку. Дети этого психотипа хорошо систематизируют поступки людей относительно установленных правил. У них способность у

Задача родителей воспитывать в ребенке с таким призванием благородство, рыцарство, честь, достоинство, уважение к законам и правилам; с самого детства должно прививаться понимание справедливости, милосердия, — именно эти качества характера делает их сильными. Их нельзя растить изнеженными, излишне баловать, давать много возможностей для лени или наслаждений. Задача родителей прививать понимание, что власть – это не только возможности, но и огромная ответственность за окружающих.

Лучше всего раскрываются их положительные качества характера, если проявлять уважение к ним, для них очень страшно этого лишиться.

⇒ Психотип ребенок-торговец и его воспитание

Главное качество детей данного психотипа – это гибкий изворотливый ум. Они частенько хитрят – они по-другому просто не могут – и если это не перерастает в настоящее мошенничество, ничего плохого в этом нет. С малых лет они ценят деньги и материальные блага. А вот ответственность они могут на себя брать только за своих близких. Как правило, и сильные кармические проблемы связаны именно с родственниками.

Задача родителей в воспитании детей психотипа «торговец» пояснять, что материальное хорошо в том случае если идет на добрые дела. Воспитывать в ребенке с главным призванием «торговать» нужно благотворительность, хозяйственность, практичность, искореняя жадность и желание пустого накопительства.

Лучше всего мотивировать ребенка с предназначением «торговец» путем поощрений (подарки, карманные деньги, ну или, в крайнем случае, пообещав что-то забрать, если он не сделает нужное) и проявления доверия к нему. Доверие и еще раз доверие, если вы хотите добиться хоть чего-то!

⇒ Психотип ребенок-рабочий и его воспитание

Для ребенка с призванием «рабочий» важно четкое понимание задачи, так что в большинстве случаев успех выполнения требований зависит от четко-поставленного поэтапного требования, т.е. от руководства. Любая неопределенность и неизвестность ввергает их в депрессию. Максимум допустимой ответственности – это за самого себя, так что не стоит надеяться, что он хорошо присмотрит за другими ребятишками.

Так как главное качество характера, оказывающее на человека с главным предназначением «рабочий» будет то, насколько усердно он готов трудиться, то на родителях лежит задача хоть «из-под палки» заставить его получить профессию и воспитать в нем просто порядочного человека. Негативные качества свойственные детям психотипа «рабочий»: лень, желание легких денег, склонность к всевозможным злоупотреблениям, желание обманывать, поэтому задача родителей с самого рождения обучать его пониманию «хорошо-плохо».

Особенно сложно придется «купцам»-родителям в воспитании «рабочего»-ребенка. Психотип первых привык стимулировать «пряником», а в данном случае нужен «кнут». Бесполезно так же обращаться к совести или заведенным порядкам. Так как данный психотип детей ориентирован на физическое, то это тот самый случай, когда лучшее средство «щелкнуть ремнем возле уха», дабы не возникало искушений (задача родителей не хлестать ребенка, а показать ему, что он понесет физическое наказание!).

Внимание : воспитание в строгости – это когда наказания с любовью, остальное же называется обычным насилием!

Как я уже писала в самом начале статьи детям свойственно проявление сразу двух-трех психотипов. Ребенок может чередовать свое поведение, что делает более сложным определение его психотипа в более взрослом возрасте. Задача родителей не подгонять под какой-то один, а следовать рекомендациям воспитания для обоих типов. И анализировать в чем именно главное предназначение, определяя доминирующий психотип у своего ребенка.

Задача родителей – помочь следовать предназначению ребенка

  • Какой смысл пытаться заставить кого-то жить чужой жизнью?..
  • Будет ли ребенок, лишенный индивидуальности и не следующий своему предназначению счастлив?..

Задача родителей понять, какой путь должен пройти их ребенок, в чем его предназначение и дать ему для этого все возможные «инструменты». Не пытайтесь сделать свое чадо «другим», «насильно счастливым» — учитывайте истинную природу и предназначение ребенка, цените индивидуальность.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: