Психологический портрет воспитателя группы доу. Эссе «Портрет педагога дошкольного учреждения

Работа Меньщиковой Натальи Николаевны, родителя ребёнка посещающего наш детский сад, была отправлена на интернет конкурс "Портрет современного воспитателя детского сада".Организаторами конкурса является департамент образования и науки Тюменской области.

«От того, как прошло детство, кто вёл

Ребенка за руку в детские годы, что вошло

В его разум и сердце из окружающего мира –

От этого в решающей степени зависит, каким

Человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А.Сухомлинский/

Детский сад. Сколько приятных воспоминаний связано с этим замечательным учреждением. Игры с друзьями, прогулки во дворе, запеканка и компот на завтрак, детские утренники, маленькие детские шалости и, конечно же, добрая и заботливая воспитательница. Прошло много лет с тех пор, как я покинула стены своего детского сада, многое забылось, но свою воспитательницу помню до сих пор и никогда ее не забуду. Спроси у любого, помнит ли он свою воспитательницу, свой детский сад, почти каждый ответит утвердительно, у подавляющего большинства эти воспоминания вызовут улыбку.

Современный воспитатель, какой он? Прошли годы, и уже моя дочь посещает тот самый детский садик, что я много лет назад. За 20 лет многое изменились, например материальная база учреждения, однако, дети, посещающие это учреждение сегодня, как и прежде с пользой и удовольствием проводят там время, учатся общаться со сверстниками, развиваются физически и интеллектуально, гуляют на свежем воздухе, играют и получают массу других удовольствий. И как во все времена, воспитатель, который встречает их на пороге детского сада - это первый после мамы человек,

Какими качествами он должен обладать? «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца» В.А. Сухомлинский.

Главное, на что обращают внимание родители, приводя ребенка в детский сад, - это отношение воспитателя к ребенку. В первую очередь воспитатель должен обладать способностью любить чужого ребёнка, как своего. Это качество души, безусловно, должно быть у человека, который выбрал профессию воспитатель. Без него он не сможет дать ребятам самого главного – прожить детство в детстве, не сможет взрастить в ребёнке добро, ласку, чуткое отношение к окружающим. Первая ступенька становления человека будет корявой, не красивой. Малыши, как никто другой чувствуют отношение к себе и отвечают нам взрослым тем же.

Задача современного воспитателя - воспитать личность творческую, коммуникабельную, развить индивидуальные способности каждого ребенка. Для этого воспитатель должен быть сам личностью образованной, творческой, неординарной. Он должен много уметь и знать, чтобы наши дети ему верили, чтобы захотели всему научиться. Занятия с детьми должны быть целенаправленны на успех, на интерес, на познание. Педагог должен постоянно совершенствоваться, учиться, уметь идти в ногу со временем.

Воспитатель должен быть не только для детей, но и для родителей авторитетом. Воспитатель - это пример. А быть им, значит много и упорно работать, вести здоровый образ жизни. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства как профессия педагога.

Необходимые качества современного воспитателя- терпение, доброжелательность при взаимоотношениях с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями о воспитании ребёнка.

Итак, современный воспитатель – это: человек - добрый, чуткий, с большим сердцем, морально устойчивый, коммуникабельный; педагог - образованный, умный, обладающий современными методиками, личность –творческая, неординарная.

Вот такой портрет современного воспитателя можно написать с воспитателя детского сада моей дочери.

Мы благодарим Наталью Николаевну и желаем победы!

Елена Турищева
Семинар для педагогов «Профессиональный портрет современного педагога»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТРТЕР СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

«Все мы родом из детства!» Эта известная фраза имеет под собой серьёзную доказательную основу.

Воспитатель детского сада ежегодно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда, может быть, и мешая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями,а с работниками детского сада, с воспитателями, помощниками воспитателя. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога .

Наряду с этим мы видим и знаем, мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям , сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью.

Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную , семейную, общественную, личную и конечно сфера педагогической деятельности не исключение.

Сегодня мы с Вами поговорим о личностных и профессиональных качествах педагога ДОО ,

профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) »,утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.0.2013 № 1155.

В п. 3.2.1. ФГОС ДО перечислены конкретные действия, требующие определённых знаний и умений от педагога по реализации программ дошкольного образования.

Основные требования к педагогам определены в тексте . Главной фигурой,способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог . И не просто педагог .

Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога . Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог . И не просто педагог , а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности .

Основная функция современного детского сада любого вида – целенаправленная социализация личности ребенка, т. е. введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Как показывает практика, качество дошкольного образования неоднозначно воспринимается разными людьми.

«Мозговой штурм»

Педагоги делятся на две группы : группа родителей и группа воспитателей и специалистов и высказывают мнение по вопросу : «Что включает в себя понятие «качество дошкольного образования?»

Ксения Юрьевна Белая предлагает следующее содержание данного понятия : «Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития КАЖДОГО РЕБЁНКА увеличивается в соответствии с учётом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания обучения»

Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями . Эти умения условно делятся на гностические,конструктивные,коммуникативные, организаторские и специальные.

Гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.

Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса , воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т. д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.

Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.

Организаторские умения – распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.

Специальные умения – умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять, вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр и другое.

Предлагаю Вам ещё одну небольшую мозговую разминку : давайте попробуем подобрать определения - характеристики для творческого воспитателя (Воспитателям предлагается ромашка, на лепестках которой написаны буквы слова «ВОСПИТАТЕЛЬ» )

К. Д. Ушинский сказал : «В деле воспитания и обучения ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»

Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образовательным профессионалом , берущим на себя ответственность за всё, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.

Публикации по теме:

Инновационная культура современного педагога Характерной чертой современного мирового развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования постиндустриального общества.

Педагогический семинар-тренинг «Имидж современного педагога ДОУ» Цель нашей встречи: выявить основные качества современного педагога, воспитателя. Проанализировать достаточно ли у каждого из нас качеств,.

Эссе «Профессиональный портрет. Моя работа-моё призвание-моя жизнь!» Мое призвание - любовь к детям и доброта! Испытываю волшебное состояние влюбленности в профессию. Несу запас знаний, умений, нежности, чуткости.

Профессиональный тест для педагогов по ФГОС дошкольного образования 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает требования: К структуре, процессам, результатам.

Приветствую вас, дорогие мои друзья! Все мы так или иначе стараемся повышать свое самообразование. Иногда такое желание идет от сердца,.

Дата публикации: 12.05.17

Эссе на тему «Психологический портрет воспитателя современного

дошкольного учреждения»

Детский сад – это сад, где стоят деревья в ряд

И на каждой ветке вырастают детки,

Румяные, счастливые, крикливые, драчливые,

Прицеплены за бантики, как на ёлке фантики.

И смеются, и жужжат, словно пчёлы в мае…

Что такое детский сад, все, конечно, знают!

Каков он, психологический портрет воспитателя современного дошкольного учреждения? Какими качествами должен обладать человек, связавший свою жизнь с делом воспитания маленьких, но ЛИЧНОСТЕЙ!? Пожалуй, однозначно на эти вопросы ответить нельзя. Не существует такой формулы, которая бы гарантировала детскую любовь, уважение, желание подражать.

Профессия воспитателя – это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость этой профессии, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей, жадно ловящие каждое твоё слово, взгляд и жест, глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая Вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.

Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор, и занятный выдумщик – сочинитель. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. Перед воспитателем стоит непростая задача: найти подход к каждому воспитаннику, подобрать ключик к детскому сердечку. Нужно ласково успокоить тревожного меланхолика, обуздать разбушевавшегося холерика, растормошить «копушу» -флегматика, научить сангвиника не только обещать, но и выполнять своё обещание. Для всего этого необходимо знание детской психологии, подходов к воспитанию того или иного детского темперамента.

На ребёнка обрушивается огромный поток информации, и остаётся только удивляться, как он это в себя впитывает, запоминает. Поэтому задача педагога – помочь ребёнку познать мир, научить его всеми возможными способами делать это. Необходимо способствовать развитию познавательной активности ребёнка, чувства сопричастности с окружающей действительностью, содействовать овладению практическими навыками.

Ребёнок постоянно требует объяснения увиденного, просит разъяснить скрытые процессы. Чем старше он становится, тем важнее для него умение говорить, доносить до собеседника свою мысль. Речь требует богатства и правильности, поэтому маленький человек должен быть погружён в хорошую речевую среду: чтение художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанного, театрализованная деятельность и, несомненно, грамотная речь самих взрослых. Развитие речи гораздо активнее происходит в процессе живого общения с воспитателем как заинтересованным слушателем, уважающим маленькую личность и её мнение. Только уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. От воспитателя требуется глубокая концентрация: он и диктор, и сказочник, и актёр во всех жанрах!

Это трудная, но благородная и очень интересная профессия. Она заставляет забывать все свои личные огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости.

Недавно я прочитала очень хорошее стихотворение(к сожалению, не знаю имя автора), которое замечательно рисует портрет современного воспитателя. Пожалуй, лучше и не скажешь:

Я буду работать в кузнице, но не там, где железо и молот.

Возьму я себе в союзницы нежную, светлую молодость.

Предметы моей романтики на солнышке ласково жмурятся,

Носят на маковке бантики, парами ходят по улице.

Их, беззащитных, маленьких, я в светлую жизнь поведу,

И будут завидовать многие воспитателю в детском саду!

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЯ

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».

Ушинский К. Д.

«Человек может стать человеком только путём воспитания. Он - то, что делает из него воспитание». /Кант/

Довольно трудно найти человека, который не ходил в детский сад. У большинства людей воспоминания об этой славной поре вызывают тёплые и нежные чувства.

Детский сад – это первые друзья и прогулки, это манная каша и запеканка, это первые радости и разочарования, и, конечно же, это заботливые воспитатели.

Воспитатели это наши учителя и наставники. Роль воспитателя трудно переоценить, для многих воспитатель стал второй мамой, а детский сад вторым домом.

Воспитатель помогает малышу сделать первые шаги в наш огромный мир и это очень важно, т.к. «только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков». /Маркс, Энгельс/ .

Дошкольное детство это пора открытий и новых свершений. Задача воспитателя создать все необходимые условия для этого.

Итак, современный воспитатель, кто он? Какими качествами он обладает?

«Чтобы изменить людей, их надо любить» . Современный воспитатель – прежде всего, человек, который любит детей. По мнению Гончарова: « Педагог без любви к ребёнку - всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета ».

Хороший воспитатель всегда стремится к достижению максимального взаимопонимания с каждым ребёнком. Ключиком к доверию детей являются способности слушать и сопереживать.

Общаясь с детьми, следует уважать их чувства и эмоции. Ребенок должен знать, что воспитатель любит его именно таким, несмотря ни на что. Ни в коем случае нельзя смеяться над его словами, чувствами и желаниями. И особенно, делать это в присутствии других людей.

Главные задачи современного воспитателя – воспитать личность творческую, коммуникабельную и развить индивидуальные способности каждого ребёнка. По словам Луначарского: «Нужно создавать гармонического человека…развить все его способности». Для того чтобы реализовать эти задачи воспитатель сам должен быть личностью образованной, развитой, творческой, современной и неординарной. «Личность воспитателя значит всё в деле воспитания.» /Ушинский/.

«На земле нет ничего более достойного уважения, чем ум». /Гельвеций/. Воспитатель как образованная личность, должен в совершенстве овладеть основными педагогическими методиками работы с детьми и знать детскую психологию. Воспитатель должен быть профессионалом, уметь ставить себя рядом с ребенком, а не напротив.

Современный воспитатель – пример для ребёнка.

« Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»

/ А.С. Макаренко/.

Ни к одной профессии не выдвигается столько моральных и нравственных требований. Современный воспитатель всегда помнит, что на него устремленно множество детских глаз. Воспитателю просто необходимо научиться анализировать и контролировать все свои действия.

Поэтому современный воспитатель - обладатель высокой культуры поведения и речи.

Воспитатель всегда должен идти в ногу со временем. Современные дети требуют современных подходов. А это значит, что помимо теоритических знаний, воспитателю нужно освоить компьютерную грамотность и использовать различные технические средства в образовательном процессе. Воспитателю нужно постоянно совершенствоваться и находить новые пути для решения различных задач.

«Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе». /Сухомлинский/. Воспитатель-это творческая личность. Это и артист, и певец, и танцор в одном лице. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат.

Творческие способности часто начинают проявляться в достаточно раннем возрасте ребенка. Если воспитатель сумеет вовремя их распознать, «подхватить» и поможет ребёнку их развить, то в будущем они смогут проявиться в виде какого-либо таланта.

Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения. Современный воспитатель должен чувствовать себя свободно и уверенно, а также, иметь активную жизненную позицию. Главное в работе воспитателя-«гореть, а не тлеть».

«Педагогическое творчество-сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать».

/Сухомлинский/.

Для современного воспитателя важно иметь хорошее чувство юмора. Представьте воспитателя без юмора и поймёте, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги. Ребенок, находясь в атмосфере эмоционального комфорта, глядя на воспитателя, учится шутить и понимать шутки. Никогда не рано начать развивать чувство юмора у детей. Когда воспитатель играет и шутит со своими воспитанниками, восхищается глупостью и смехом, он помогает им развивать игривое и юмористическое отношение к жизни. Один из лучших способов развить чувство юмора у ребёнка – шутить, смеяться и улыбаться вместе.

Дети с хорошо развитым чувством юмора являются более счастливыми и более оптимистическими и имеют более высокое чувство собственного достоинства.

Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что ведет к стрессу. В подобных ситуациях трудно сохранять самообладание и не переносить это состояние на свою работу, чтобы оно никоим образом не отразилось на детях, которые чувствуют находящегося рядом взрослого, буквально «считывая» его. Поэтому одним из важных личностных качеств педагога должна быть стрессоустойчивость.

Подводя итог всему сказанному, хочется добавить, что профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание! Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

В дошкольном детстве взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Среди значимых взрослых мама выступает для дошкольников самым близким человеком. Именно с ней он чаще всего общается и делится впечатлениями. Другим взрослым, который проводит с малышом большую часть его жизни, является воспитатель детского сада. Он вместе с ним выполняет бытовые процедуры, гуляет, трудится, «играет». От того какими методами и приемами пользуется педагог в своей воспитательной работе зависит не только результативность образовательного процесса, но и отношение к нему воспитанником. Личностный подход, эмоциональность воспитателя, начитанность и эрудированность педагога- залог его успеха в педагогической деятельности.

В данной статье хотелось бы поговорить об отношении дошкольника к личности воспитателя, каким видят нас наши дети. Для выявления индивидуальных переживаний ребенка старшего дошкольного возраста по отношению к воспитателю, а также его эмоций и чувства к взрослому, мы использовали методику Р.Р. Калинина «Рисунок воспитателя».

В ходе предварительной беседы с детьми, мы задавали детям следующие вопросы:

  • Назови имена своих воспитателей?
  • Расскажи, какие твои воспитатели.
  • С каким из воспитателей тебе больше нравиться проводить время? Почему?
  • Если отправить твоих воспитателей в сказку, какими бы сказочными героями они были? Почему?
  • Кого ты больше любишь, кто тебе больше нравится? Почему?
  • Нарисуй своего любимого воспитателя.

При анализе рисунков мы учитывали особенности изображения фигуры воспитателя, показатели агрессии, качество линий, наличие дополнительных изображений, использование цвета, а также ответ ребенка на вопрос «Почему тебе нравится эта воспитательница? За что ты ее любишь?».

В целом (97%) опрос показал, что дети высоко ценят своих педагогов, не дают предпочтение какому-то отдельному воспитателю (дети рисовали сразу двух воспитателей вместе, были рисунки, где педагоги держаться за руки, что говорит о слаженности работы обоих воспитателей, и это видят и отмечают сами дети).

Что касается размера рисунка, то в основном, это были портретные изображения воспитателей (35%), но полностью детализированные, что свидетельствует об эмоционально положительном отношении «маленького художника» к данному воспитателю. Никаких показателей агрессии на рисунках не было выявлено. 65% детей на рисунке изобразили самих себя, цветы, зелень, бабочек и т.п., что является показателем доверительности и симпатии. Что касается используемых цветов, то следует отметить, что цветовая палитра была очень насыщенна, дети фигуры воспитателей искусно декорировали различными элементами (бусами, сережками, коронами и т.п.).

Отношение к воспитателю дошкольники мотивируют по-разному. Чаще дети дают общую недифференцированную оценку («Она хорошая!»). Следует отметить, что немаловажную роль для них играет и внешний вид воспитателя («Она красивая, нарядная», «У нее добрые глаза»). В ходе опроса оценка нередко дается по признаку личного отношения воспитателя к ребенку («Она меня не наказывает», «Она ласково меня называет»). Дети также давали оценку педагогам, основываясь на его информированности, на присущих взрослому знаниях и умениях («Она знает много сказок», «Она умеет хорошо рисовать», «Она все умеет делать»).

Воспитанники так же выделили и оценили нравственные качества воспитателя («Ласковая», «Добрая», «Улыбчивая»). Характерно, что дети в основном дают положительную характеристику педагогу и его нравственным качествам. Негативные оценки встречаются очень редко. И даже такое качество, как строгость, рассматривается дошкольниками положительно.

Таким образом, отношение ребенка к воспитателю определяется множеством факторов. Положительное отношение дошкольников к личности воспитателя особенно часто наблюдается при демократическом стиле руководства детской группой.

Исходя из итогов опроса, можно сделать следующий вывод:

  • отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога;
  • для детей характерна в основном положительная оценка личности педагога;
  • от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке деятельности воспитателя, а затем нравственных качеств.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: