Проект (младшая группа) на тему: Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Русское народное творчество для детей

ПРОЕКТ « Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры » Составитель: воспитатель ГБДОУ д / с 61 « Ягодка » Калинкина Виктория Викторовна. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 61 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт - Петербурга « Ягодка »


Содержание: Введение Цель Задачи Используемые педагогические технологии 5 направлений развития ребёнка:(социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие). Работа с родителями Итоговое мероприятие Заключение Список литературы


Введение: Актуальность. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому мною огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.


Цель проекта: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Задачи: 1. Показать взаимосвязь народного декоративно - прикладного искусства с русским народным фольклором. 2. Формирование умения различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской. 3. Освоение детьми характерных элементов, Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. 5. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. 6. Приобщать родителей к совместной деятельности. колорита, композиции.


Предполагаемый результат: Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой проекта. Знание детьми различных видов декоративно - прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов. Сплочение детского и взрослого коллектива. Воспитание нравственного поведения у детей.




Планирование проектной деятельности Социально - коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие Сюжетно - ролевая игра: « Семья », « Экскурсия », « Библиотека », « Ателье », « Мир театра », « На концерте », « В художественной мастерской ». Труд: уборка участка от листьев. Работа в цветнике. Ремонт книг. Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству. Безопасность: « Правила поведения на дороге и тротуаре », « Как вести себя в транспорте », « Правила поведения в музеях, театрах ». Правила поведения при работе с иглой, ножницами. Ознакомление с окружающим: Прогулка по парку. Экскурсия в гончарную мастерскую. Беседы: « В гости к мастерам ». Конструирование из бумаги: оригами « Матрешка ». Дидактические игры: « Собери целое », « Продолжи рисунок », « Найди пару », « Чудесный мешочек ».. ФЭМП: Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация). Ориентировка в пространстве. Умение складывать из частей целое, дидактическая игра « Собери целое ». Исследовательская деятельность: « Свойства и особенности глины ». Чтение: былина « Добрыня и Змей », « Садко ». Сказки: « Волк и лиса », « Василиса Прекрасная », « Снегурочка ». Чтение стихов: М. Г. Смирнова « Дымка », « Красная девица ». Заучивание стихов, потешек, пословиц, придумывание и загадывание загадок. Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря). Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова « Богатыри ». Речевая игра « Кузовок », « Какой? Какая?». Дидактические игры: « Кому что », « Путешествие ». Драматизация: р. н. сказка « Крылатый, мохнатый да масляный. Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: « Веселые матрешки », « Филимоновская игрушка », « Каргопольская игрушка », « Дымковская барышня ». Лепка: « Дымковская лошадка », « Козлик по мотивам дымковской игрушки », « Дымковский индюк ». Музыкальное воспитание: Песня на мелодию р. н. п. « Ой, вставала я … », « Идет матушка - весна », « Незабудковая Гжель » муз. Чичикова, сл. П. Синявского; Р. н. хоровод « Выйду ль я на реченьку » обработка Ломовой. Частушки. Парный танец. Игра на муз. инструментах. Подвижные игры: "Кошки-мышки». Два Мороза, Краски«Пузырь», «Каравай», «Бабка Ёжка». Дыхательная гимнастика: «Гуси летят», «Пастушок», «Сыграем на гармошке». Психогимнастика: «Настроение». Гимнастика для глаз: «Лучик солнца», «Дождик», «Веселая неделька». Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому», «Сорока- ворона», «Паличик-мальчик», Развитие мелкой моторики рук: Дидактические игры: «Обведи и раскрась ».










Физическое развитие Игра – это школа воспитания. В ней свои « учебные предметы ». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Русские народные подвижные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания детей. Любимые хороводные игры детей: « Пузырь », « Каравай », « Бабка Ёжка », « Перелет птиц » и т. д Календарные народные игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.




Работа с родителями Всю работу по развитию у дошкольника мы проводим вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Родителям даются рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком рисуют иллюстрации к заданной сказке, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею вызываемые и т. д. Привлекаем к организации и участию в совместных мероприятиях: народных праздниках, развлечениях, досугах, мастер - класс для мам и пап, выставка: « Умелые руки родителей ». Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом.





Заключение Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно - прикладным искусством позволило повысить уровень их творческих способностей детей. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.


Список литературы Грибовская А. А. « Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации ». Конспекты занятий. Грибовская А. А. « Народное искусство и детское творчество ». Князева О. А., Маханева М. Д. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры ». КупринаЛ. С., Бударина Т. А. « Знакомство детей с русским народным творчеством ». Лялина Л. А. « Народные игры в детском саду ». Методические рекомендации. Литвинова М. Ф « Русские народные подвижные игры ». Скоролупова О. А. « Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно - прикладным искусством ». Тарабарина Т. И « Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки ». Тимошкина Н. А. Методика использования русских народных игр в ДОУ (Старший дошкольный возраст). Федорова Г. П. « На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей ».

ВОПРОСЫ К КУРСОВОМУ ЭКЗАМЕНУ

Вопросы к экзамену для 4 семестра

  1. Периодизация детской литературы.
  2. Русское народное творчество для детей. Песенные жанры детского фольклора.
  3. Русское народное творчество для детей. Сказки.
  4. Русское народное творчество для детей. Загадки, пословицы, поговорки.
  5. Русское народное творчество для детей. Русский героический эпос.
  6. Литература периода XVIII века для детей. (Справщик Савватий, Симеон Полоцкий, Карион Истомин).
  7. Детские книги I периода ХVIII века.
  8. Детская литература II и III периодов ХУIII века. «Наставление сыну» Г. Теплова и «Письмовник» Н. Курганова.
  9. А.Н. Болотов как детский писатель.
  10. Произведения Екатерины II для детей.
  11. Н.И. Новиков и детская литература.
  12. Н.М. Карамзин как детский писатель.
  13. Детская литература I четверти XIX века. Общая характеристика.
  14. Детские стихи А.С. Шишкова и А.Ф. Мерзлякова.
  15. Басни И.А. Крылова в детском чтении.
  16. Творчество В.А. Жуковского для детей.
  17. Общая характеристика детской литературы II четверти XIX века.
  18. Жанр литературной сказки.
  19. Психологизм сказки А. Погорельского «Черная курица...»
  20. Сказки А.С. Пушкина.
  21. П.П. Ершов и его сказка «Конек-Горбунок».
  22. Особенности сказок В.Ф. Одоевского.
  23. Творчество В.И. Даля. Сказки Казака Луганского.
  24. Творчество С.Т. Аксакова для детей. «Детские годы Багрова-внука», сказка «Аленький цветочек».
  25. Детская литература II половины XIX века. Общая характеристика.
  26. К.Д. Ушинский как детский писатель.
  27. Произведения Н.А. Некрасова о детях и для детей.
  28. Творчество Л.Н. Толстого и дети.
  29. Образы детей в творчестве В.Г. Короленко.
  30. Образы детей в творчестве А.П. Чехова.
  31. Поэзия II половины XIX века в детском чтении (А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков, Ф.И. Тютчев и др.).
  32. Тема детства в рассказах И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, К.Д. Станюковича (по выбору).
  33. Автобиографические повести русских писателей о детстве.
  34. Д.Н. Мамин-Сибиряк как детский писатель.

1. Периодизация детской литературы +лекции

История детской литературы

Дата появления детской литературы в России не известна.

В конце XII века сказки стали заноситься в рукописные сборники.[источник не указан 645 дней]

Впервые специально для детей стали писать в XVII веке. В XVII-XVIII вв. были распространены сказки о Шемякинском суде, о Ерше Ершовиче. В это же время распространены были переработанные рыцарские повести, такие как Сказка о Еруслане Лазаревиче, сказка о Бове Королевиче, повесть о Петре - Златых Ключах. Дети очень любят слушать историю, предания, поэтому XVI в. по летописям был составлен для детей «Царственный летописец», включающий сказочные предания. В «азбуке-свитке» (1667 г.) изложено предание об Александре Македонском.

В XVI-XVIII веках большое место в детском чтении занимали книги для духовного чтения: «Жития святых», «Священные писания», «Псалтырь». Религиозно-нравственная литература считалась средством воспитания: они включались в детские буквари, по ним учились читать.

Начало XVIII века - время правления Петра I - новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. Ярким примером литературы воспитательного характера являются «Юности честное зерцало», переводится на русский язык «Мир в картинках» Я. А. Коменского. В XVIII в. среди детей была распространена лубочная картинка «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем Индийским». Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы. Например, сентиментальный роман «История Елизаветы, королевы английской», историческая повесть «Гистория об Александре, российском дворянине», басни Эзопа.

Вторая половина XVIII века - начинается широкое развитие детской литературы. В её создании принимают участие крупнейшие русские писатели: М.В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер. Однако, в основном детская литература заимствовалась с Запада (из Франции[источник не указан 440 дней]). Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды, стихи.

Русское народное творчество для детей. Песенные жанры детского фольклора.

Жанровой специфике фольклора посвящены многие из опубликованных за последние годы работ советских фольклористов. Стало очевидным, что в устном коллективном словесном искусстве категория жанра определяет как отбор материала, так и принципы его художественного освещения. Все эти соображения полностью относятся и к детскому песенному фольклору, изучение которого в последнее десятилетие заметно оживи- лось. Так, книга В. П. Аникина" напомнила о ценности классических детских песен, в работах А. А. Кайева, В. А. Василенко, М. Н. Мельни- кова рассказано о бытовании современных детских песен, о процессах отмирания одних жанров, зарождения или переосмысления других2. Но песенные жанры русского детского фольклора и в работах послед- них лет систематизируются на основе давней традиции, восходящей еще ко временам П. А. Бессонова и П. В. Шейна. Классифицировались песен- ные жанры детского фольклора в зависимости от происхождения жанра (творчество взрослых либо творчество самих детей) и его назначения (убаюкивание - колыбельные, развлечение - пестушки, подготовка к игре - считалки и т. д.). Те же критерии были сохранены в обобщающих работах выдающихся советских ученых 20-х годов - Г. С. Виноградова, О. И. Капицы3. Отказываться от этих специфических для детского фольклора при- знаков не следует. Однако существующую классификацию, по нашему мнению, необходимо уточнить, введя в качестве основных критериев воз- раст ребенка и формы связи его деятельности с игрой. В значительной своей части все известные нам виды детского песен- ного фольклора могут быть названы игровыми, и их нужно рассматривать в связи с играми слушателей и исполнителей. При этом и характер игры, и степень самостоятельного и активного участия в ней ребенка, и форма ее отражения в тексте песни меняются, определяя в конечном счете спе- цифику жанра. Исключение составляют лишь колыбельные, представ- ляющие собой переходный жанр, стоящий как бы на перекрестке семей- ной женской лирики и детского фольклора.

Весь репертуар русских детских песен можно разделить на две груп- пы: 1) произведения для самых маленьких, еще только овладевающих родным языком; 2) произведения для детей, активно владеющих словом. Произведения первой группы (колыбельные, потешки и песни о животных и птицах) создаются взрослыми, с учетом возраста слушателей и характера их игр и забав. Ребенок является скорее объектом игры, нежели ее активным участником. Образы и ритмы песни выражают в основном отношение взрослых к ребенку, их настроения и чувства, вызы- вающие его ответный отклик. Колыбельные песни, или байки, нескольких типов представляют собой сложный жанр, объединенный единой тематикой (выражением чувств и переживаний матери) и единой поэтической формой (монотон- ный ритм, устойчивый припев, небольшой объем). Назначение этих Tipo- изведений - успокоить ребенка. В колыбельных первого типа преобладает лирика материнства, вопло- щаются думы и заботы женщины, ее представления о будущем ребенка. Ребенок рассматривается в них как будущий работник, участник общего труда и общего праздничного веселья.

Баю-баю паренька, На поляике - пахарька, На лужайке - косарька, На гулянке - форсунка *.

Некоторые колыбельные передают мечту матери о счастливом буду- щем ребенка в характерной для древних жанров фольклора наивно- утопической форме, в ореоле поэтической идеализации. .

У Анны колыбель Во высоком терему... Крюки до кольца серебряные, Сама колыбель позолочена... Соболя в ногах, Кунья в головах 5. Второй тип колыбельных песен представлен произведениями, рассчи- танными на детское восприятие. Это песни, в которых рассказывается о членах семьи и их повседневных занятиях: «отец пошел дрова рубить, "бабушка - пеленки мыть» и т. п. Разновидностями этого же типа явля- ются песни, в центре которых - олицетворение сна, дремы, угомона, приходящих к ребенку по просьбе матери. В число колыбельных, стоящих ближе к переживаниям матери, чем тс интересам ребенка, входят и так называемые смертные байки, считав- тпиеся некогда магическими. Из поэтических оберегов, отвлекавших враждебные силы от колыбели младенца, они превратились в зловещее отражение невыносимых, нечеловеческих условий жизни матери-кресть- янки. Мрачный колорит резко отличает эти немногочисленные произведе- ния от всех остальных видов детского песенного фольклора. Особую группу составляют, наконец, колыбельные, где центральным образом служит образ животного, которое избирается по принципу либо очевидной, либо только подразумевающейся в народном мышлении связи между ним и развитием ребенка. В русских, украинских, белорусских байках главным «героем» выступает кот - непременный обитатель кре- стьянского жилища, одно из первых животных, которых может наблю- дать ребенок, к тому же зверь охотно и много спящий днем, а следова- тельно, способный усыплять детей. Другой устойчивый образ колыбель- ных- воркующие голуби, символ мира, согласия, дружной семейной жизни.

4 «Детский быт и фольклор», Сб. 1, Л., 1930, стр. 61. 5 .«Крестьянская лирика». Б-ка поэта. Малая серия, Л., (1935, стр. 127.

Именно для колыбельных этой группы характерно наличие перво- элементов морали. Проделки и проказы кота, который то сметану слизал, то крынку разбил, влекут за собой наказание и служат предостереже- нием для ребенка. Одним из основных жанров народной поэзии для самых маленьких: были и остаются так называемые потешки. В литературе о детских пес- нях, к сожалению, нет ясности по вопросу о разграничениях между ними и близкими к ним пестушками. О. И. Капица рассматривала потешки и пестушки как самостоятельные жанры 6. На наш взгляд, это разновид- ности одного и того же специфического жанра. В отличие от колыбель- ных здесь уже представлено игровое начало, и всеми средствами дости- гается бодрое, радостное, деятельное настроение слушателей. Тематика как потешек, так и пестушек определяется повседневными занятиями и забавами ребенка. Речь идет об одевании, умывании, пер- вых шагах и первых сознательных действиях. Будничные, порой надоед- ливые процедуры превращались благодаря песенкам о водичке, одежке, обувке в занимательную игру. Крошечные потешки и пестушки полны действия, дети и животные изображаются в непрерывном движении, которое осуществляется самим: слушателем. «Скаче кукла на току, у червоном колпаку», подпрыгивает «по гладенькой дорожке» ребенок, летят «ладушки», раздает кашу «сорока-ворона»7. Для языка потешек и пестушек характерно исключи- тельное обилие глагольных форм и звукоподражаний, передающих дей- ствие: «шу-шу полетели», «бух в яму», «скок-поскок» и т. д. Различия между разновидностями этого жанра народной поэзии не- велики и ощущаются не столько в тексте, сколько в его игровом сопро- вождении. Пестушки напевались в такт движениям ребенка. Потешки сопровождали игры взрослых с ребенком, чаще всего игры с движениями. рук и пальцев. Репертуар тех и других довольно велик и очень подви- жен, они легко импровизируются, заимствуются и пополняются. По мере расширения кругозора ребенка и его запаса слов в детский: репертуар вводились песни о животных и птицах, в которых уже офор- млялась сюжетная линия, а образы приобретали известную самостоятель- ность и некоторое познавательное значение. Дело в том, что в байках и потешках образы кота, голубей, сороки и т. п. имели лишь «служеб- ную», вспомогательную функцию: они давались в связи с настроением и действиями главного героя - ребенка. Основным же признаком того особого жанра для маленьких, к которому относятся общеизвестные «Был у бабушки козел», «Курочка ряба», «Пошел козел на базар» и др., является известная объективизация образа животного. Она выражается в том, что в песню, не перегружая способность ребенка к восприятию, вводятся сведения о поведении и облике диких и домашних животных, воспроизводятся издаваемые ими звуки. Песни этого типа теряют также прямую связь с движениями ребенка,. обязательную для потешек, на первый план выдвигаются эстетические задачи. Действие развивается, приобретая известную последовательность и законченность. Разнообразнее делаются песенные ритмы и размеры, изысканнее звукоподражания. Явно намечается переход от игры движе- ниями к первоначальным формам игры словом. Повествовательный характер песен сближает их со сказками, и порой: провести полное размежевание между этими двумя жанрами оказывает- ся непзможным. «Курочку рябу» (в сокращенном варианте), «Релку» трудно отнести только к сказочной прозе. В живом бытовании наряду с названием «песня» употреблялся выразительный термин «посказулька»^ под которым подразумевался напевный, рифмованный, забавный рас-

6 О. И. Капиц а, Указ. раб. 7 «Детский быт и фольклор».

Сказ. В науку этот термин был введен Г. С. Виноградовым: «Своеобраз- ное введение в зоологию или зоопсихологию предлагается детям тоже ь самом раннем возрасте - через исполнение посказулек с звукоподража- нием, в которых обыкновенно говорится о знакомых детям животных»8. Современный исследователь детского фольклора В. П. Аникин пред- ложил другой термин - «прибаутки», тоже употреблявшийся в живом опыте народной педагогики. Правильно отметив, что они «своим содер- жанием напоминают маленькие сказочки в стихах»9, В. П. Аникин в то же время не дает четкого определения их специфики и неправомерно, на наш взгляд, объединяет с небылицами. Помимо звукоподражаний в прибаутках часто используется перене- сенный из сказочной поэтики принцип кумулятивности. Он определяет структуру таких детских песен, как «Был у бабушки козел», «Жил я у пана первое лето»; повторение эпизодов, в каждом из которых появ- ляется новое животное, делает ход действия максимально наглядным, доступным для восприятия. Песни о животных и птицах, с одной стороны, как бы подготавлива- ют слушателей к пониманию народной сказки во всем ее богатстве, с другой - расширяют детский песенный репертуар. Неизмеримо богаче по содержанию и разнообразнее по форме про- изведения, входившие в жизнь ребенка с того времени, когда он уже ак- тивно владел родной речью - это песни, перешедшие к детям от взрос- лых (календарные, хороводные, плясовые), и песни, созданные самими детьми (от считалок до пионерских частушек). В зависимости от характера игры и роли в ней поэтического текста произведения, предназначенные для этой возрастной категории, можно разделить на две группы: песни словесно-игровые и песни собственно игровые. К первой группе относятся песни-диалоги, песни-небылицы (по ли- тературной терминологии «перевертыши») и так называемые поддевки. Песни-диалоги из-за их сравнительной немногочисленности как са- мостоятельный жанр обычно не выделяются. Но они имеют характер- ную и весьма устойчивую структуру, прекрасно сохранившуюся, как видно из сопоставления текстов Бессонова и Шейна с записями совет- ских собирателей. Основная часть песни всегда представляет собой как бы цепочку из вопросов и ответов, выраженных в абсолютно параллель- ных ритмически и синтаксически строчках:

Где жеребеночек? В клетку ушел.- Где же клетка? Водой снесло.- Где вода? - Быки выпили 10.

Подобный диалог очень легко сжимается или, наоборот, разрастает- ся. В произведениях этого жанра детали, говорящие о глубокой древно- сти (упоминание города Киева, царя Константина, татарских набегов), нередко сочетаются с явными привнесениями современности, вплоть до «войны с немцами» (записи, сделанные в 40-х годах Н. П. Колпако- вой) и. Эта игра в вопросы и ответы, во время которой устанавливаются то подлинные, то мнимые связи между предметами и явлениями, имеет, по словам О. И. Капицы, психологическую основу. «Понимание логиче- ской связи между явлениями внешним образом выражается в том, что

8 Г. С. Виноградов, Народная педагогика, Иркутск, 1906, стр. 50. 9 В. П. Аникин, Указ. раб., стр. 98. 10 Н. П. Ко л и а ко в а, Книга о русском фольклоре, Л., 1948, сир. 167. 11 Н. П. Колпаков а, Указ. раб.

ребенок начинает задавать вопросы об этих отношениях... Столь рас- пространенные в детском фольклоре песенки с вопросами как бы отме- чают эту детскую пытливость» 12. Небылицы - самый популярный жанр словесно-игрового фолькло- ра- также создавался взрослыми. Приписывание животным человече- ских поступкО|В - один из возможных принципов «перевернутого» изо- бражения мира, характерного для небылиц («Кошка на окошке ширин- ку шьет»). Широко распространено также перенесение на одних живот- ных свойств, заведомо присущих другим («Свинья на дубе гнездо сви- ла, гнездо свила, поросяточек вывела»); наделение животных человече- скими именами («Утка-Ненила, селезень-Гаврила»); замена предметов- людьми, а людей - предметами («Ехала деревня мимо мужика»). Особая педагогическая направленность перевертышей, оригиналь- ность их композиции и образной системы были убедительно показаны К. И. Чуковским. «Стишки-перевертыши сами по себе есть игра.... Ме- тод этих умственных игр - обратная координация вещей. В основе это- го стремления установить обратное взаимоотношение вещей - познава- тельное отношение к миру» 13. Опираясь на богатые личные наблюдения в области детской психо- логии и детской речи, К. И. Чуковский доказал, что внешняя причудли- вость и произвольность образов, присущая небылицам, не мешает, а помогает детям познавать подлинные свойства окружающего их мира. Необходимо учитывать также, что «обратная координация вещей»- одна из наиболее доступных детям форм комического в искусстве. По- этому небылицы полнее и последовательнее других жанров детского фольклора удовлетворяли неизменную потребность ребенка в «витами- не смеха». Стремление добиться комического эффекта отчетливо выступает на первый план и при обращении к единственному словесно-игровому жан- ру, являющемуся продуктом чисто детского творчества, так называе- мым «поддевкам», представляющим собой игру рифмами, созвучиями, по отношению к которым дети очень восприимчивы. Поддевки, как пра- вило, импровизируются, их текст крайне неустойчив, чем, вероятно, объ- ясняется сравнительно малое количество публикаций. Но в детской сре- де они жили и живут в довольно большом количестве. Игровые песни в собственном смысле слова неизменно связывают- ся с народными играми и обрядами. Следует также подчеркнуть, что в исполнении игровых песен принимает участие целый коллектив. С по- мощью песни определяется роль участников игры; выражаются общие, крайне непосредственные эмоции; достигается одновременность и по- следовательность действия. Значительную часть произведений этого жанра (считалки, дразнил- ки, большинство игровых припевок) создают сами ребята. Однако ча- сто используются ими и песни, созданные взрослыми. Особенно любяг дети заклички, приговорки и частушки. Отобранные произведения ак- тивно перерабатываются, чаще всего посредством «снятия» символиче- ского подтекста и древней магической функции. Поэтому в рамки одного и того же жанра детского фольклора легко укладываются генетически совершенно неоднородные произведения. Решающим признаком становится место и роль этого жанра во время игры. Заклички и приговорки целесообразно рассматривать как разновид- ности единого жанра - детских календарных песен. У них общие исто- рические корни, общая главная тема - родная природа и ее значение- для жизни человека, одна и та же композиция - прямое обращение к

12 О. И. К а п и ц а, Указ. раб., стр. 186. 13 К. И. Чуковский, От двух до пяти, М., 1939, стр. 172, 179.

стихиям и живым существам окружающего мира, которые становятся как бы партнерами по игре. Их объединяет также то, что и силы приро- ды, и времена года, и животные очеловечиваются, сохраняя вместе с тем свои реальные свойства. Если в народной песне или сказке дворцы царей изображаются как хорошая деревенская изба, то в детской при- говорке божьи коровки, например, выглядят по-праздничному принаря- женными крестьянскими ребятишками.

Там твои дети На повети, В красных рубашках, В беленьких порточках 14. В закличках и приговорках одинаково сохранилось и даже усилилось- свойственное календарной поэзии - поэзии трудовых праздников- светлое, радостное восприятие природы. Эта-то особенность и способст- вовала их переходу в детскую среду. Отличительным признаком произведений данного жанра является музыкально-ритмическая структура. И заклички, и приговорки не поют- ся, а скандируются нараспев. Подобная форма исполнения вообще ши- роко распространена в собственно игровом фольклоре. С одной сторо- ны, это объясняется традицией происхождения (так исполнились заго- воры и многие песни магического назначения), с другой - тем обстоя- тельством, что она оказалась очень удобной для выражения бурных эмоций детей-исполнителей. Различия же между закличками и приговорками безусловно явля- ются частными, неглубокими. Так, заклички выкрикивались хором, а приговорки могли произноситься каждым ребенком отдельно. Кроме того, заклички обращены к силам природы, а приговорки адресованы птицам, животным, насекомым. Нетрудно заметить, что в них речь идет о маленьких безобидных существах, неспособных напугать ребенка. Действия, которые вызывает приговорка («улитка, высунь рожки»,. «божья коровка, полети на небо» и т. д.), воспринимаются как выпол- нение условий игры. Считалки, или, по удачному определению Г. С. Виноградова, «игро- вые прелюдии», предшествуют многим играм городских и крестьянских- детей. Подобно закличкам и приговоркам они скандируются. Репертуар" их чрезвычайно велик, а бытование активно. Этот жанр всегда рас- сматривался как форма исключительно детского творчества. Но при бо- лее внимательном анализе оказывается, что и здесь целый ряд текстов- заимствован из песенного репертуара взрослых. Выражая увлечение игрой, считалки изобилуют восклицаниями, междометиями, звукоподражаниями. Неоднократно указывалось, что многие считалки вообще лишены определенного смысла и переходят уже в сплошную «заумь». Из этого обстоятельства делались формали- стические выводы: отношение детей к слову алогично, иррационально. На том же основании детский фольклор настойчиво сближался с маги- ческими жанрами - заговорами, гаданиями15. Между тем «заумь» в считалках чаще всего объясняется их проис- хождением. Одни из них иноязычны и возникли в процессе общения с: детьми других национальностей. Так, в Поволжье крестьянские ребя- тишки в качестве считалок использовали татарские и мордовские дет- ские песенки 16. Другие считалки вышли из стен старой школы. Так, по-

14 В. А. Кудрявцев, Детские игры и песни в Нижегородской губернии, «Ни- жегородский сборник», 1871, т. IV, стр. 218. 15 Г. С Виноградов, Русский детский фольклор, стр. 31. 16 А. Мо ж ар о век и й, Из жизни крестьянских детей Казанской губернии, Ка- зань, 1882, стр. 23.

пулярная некогда песенка коне, дуне, рее, квинтор, финтор, жес» восхо- дит к латинскому перечню числительных. Третьи, в которых числитель- ные выступают в причудливой, необычной форме («анзы-дванзы-трин- зы», «первинчики-другинчики»), сложились на основе древнего пере- счета охотников и рыболовов. О. И. Капица считала это словесное экспериментаторство основным признаком жанра: «Характерными и присущими только этой группе детского фольклора сторонами является наличие во многих считалках счета и обилие заумного элемента» 17. Между тем сочетание этих при- знаков свойственно лишь одной, хотя и широко распространенной раз- новидности игровых прелюдий. Г. С. Виноградов общим и главным при- знаком жанра в целом считает его назначение, удачно подчеркнутое самим термином. Другой тип считалок, которые по композиции и образам напомина- ют потешки и прибаутки, не содержит в себе ни зауми, ни даже элемен- тов счета. В центре их - один поэтический образ, раскрывающийся обя- зательно в действии, в движении: «Катилась торба с высокого горба*, «Заяц белый, куда бегал», «Ниточка-иголочка лети, лети, лети». Дей- ствие в таких считалках развивается стремительно и неожиданно обры- вается, коснувшись одного из участников игры. Именно внезапное и резкое прекращение действия - характерный признак считалок этого типа. К произведениям детского фольклора относятся и задорные песен- ки-выкрики, которые сами исполнители называли «дразнилками». В на- учной литературе первая обстоятельная оценка жанра была дана Г. С. Виноградовым 18. Он же ввел термин «детская сатирическая лири- ка». Однако в работе Г. С. Виноградова этот жанр рассматривался со- вершенно изолированно от народной сатиры в целом. Между тем связь эта выступала с особой наглядностью, когда в дразнилках затрагива- лись социальные мотивы. «Социальные симпатии и антипатии», по выражнию А. М. Горького, пробуждались в творчестве крестьянских детей старой России довольно рано. В дразнилках, сделанных в середине XIX в., как и в сатирических песнях 1ВЗрослых, высмеиваются баре, попы, монахи:

Поповы-то детки Горох воровали. На попа сказали...i9

Часто в дразнилках высмеивается лень и неумение работать. Дразнилки возникали в результате импровизации, сопровождали вспыхивавшие ссоры и столкновения. В них часто вводились также эле- менты игры словом. Это характерно для дразнилок, связанных с име- нами: Федя-бредя, Анна-банна и т. д. Дразнилки «на имена» - одна из самых популярных и безобидных разновидностей жанра. Но одновременно с веселыми игровыми мотивами в старых дразнил- ках встречались и педагогически вредные. Это издевки над физически- ми недостатками сверстников (о косом, хромом, рябом, рыжем и т. д.), а также насаждавшееся самодержавием пренебрежительное отношение к так называемым инородцам 20. Идейная противоречивость, свойственная старому крестьянскому фольклору, в какой-то мере сказалась и на этом жанре детской игро- вой поэзии.

17 О. И. К а п и ц а, Указ. раб., ст|р. 120. 18 Г. С. Виноградов, Детский фольклор я быт, Иркутск, 1925, ст:р. 29-34. 19 П. В. Ш е й н, .Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказ- ках, легендах и т. д., т. I, Спб., 1898, стр. 36. "" А. .М о ж а р о в с к и й, Указ. раб., стр. 23. 20

Зависимость от характера игры, косвенно ощутимая в считалках и дразнилках, выступает уже с полной очевидностью в собственно игро- вых песнях, которые являются важнейшей, необходимой частью игры, подобно тому как обрядовые песни - составной частью обряда. Необходимо оговориться, что значительная часть народных детских игр представляет собой драматические сценки и диалоги («Похороны Костромы», «Гуси-лебеди», «Редька» и т. п.). Поэтому их словесное со- провождение не может рассматриваться как песенный фольклор, хотя очень часто соприкасается и взаимодействует с ним. Но провести чет- кую грань между играми драматизированными и играми, основой кото- рых является песня, - нелегко. Главное различие между ними, очевид- но, в степени поэтического и музыкального оформления текста и его связи с народной песенной традицией. С этой точки зрения песни, организующие и определяющие игру, подразделяются на хороводные, припевки, музыкально-игровые. Хоро- водные песни перешли к детям из обрядового фольклора взрослых, игровые припевки и песни музыкально-игровые в большинстве случа- ев- результат творчества самих детей. По происхождению игровые хороводные песни близки к календар- ной детской поэзии. Но по особенностям игровых действий и по прин- ципам художественного оформления - это, несомненно, различные жанры. Игра, сопровождаемая хороводными песнями, строго упорядо- чена: сохраняется и повторяется одна и та же последовательность дви- жений, чему соответствует и строгая последовательность песенной ком- позиции. В песнях этого жанра изображаются либо трудовые процессы («Ленок», «На горе мак»), либо животные и птицы («Заинька серень- кий», «Уточка луговая»). Многие из таких песен бытовали и среди мо- лодежи. При переходе в детскую среду они заметно приспособились к ее вкусам и потребностям. При этом объем песен обычно сокращался, условное значение и символический подтекст образов утрачивались. На первый план выступали черты внешнего облика и поведения живот- ных, повадкам которых подражали играющие дети. Игровые припевки по сравнению с хороводными песнями отличают- ся меньшей устойчивостью текста, который выступал лишь как иллю- страция к игре. Многие игровые припевки не имеют ни четко намечен- ной темы, ни законченных словесных образов. Зато исключительную роль приобретал ритм, с помощью которого координировались движе- ния участников игры. Припевки изобилуют примерами гибкости и вы- разительности ритма, который определяется не столько содержанием песни, сколько ее подтекстом - ходом игры. Так, внезапное ускорение ритма в конце песенки, сопровождавшей игру «горелки», прекрасно передает нетерпеливое ожидание детьми ми- нуты, когда начнется стремительный бег:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.... Глянь на небо - Птички летят, Колокольчики звенят21.

Поэтому нельзя, на наш взгляд, согласиться с выводом В. А. Васи- ленко, который считает ритмику игровых песенок «спокойной, плав- ной» 22. Дать общее единое определение их ритмической структуры во- обще невозможно.

21 iM. Булатов, Тридцать три пирога, М, 1962, стр. 64. 22 В. А. Василенко, Указ. раб., стр. 191.

5 Советская этнография, № 1 £5

Припевки могли заимствоваться детьми из самых разнообразных источников. Тут и остатки обрядовой поэзии (те же «горелки», восходя- щие к древнему брачному ритуалу), и вездесущая частушка, и произ- ведения советских поэтов. Так, Г. С. Виноградов наблюдал, как две девочки 4-5 лет во время игры задорно выкрикивали первую половину частушки «Чайник чистый, чай душистый, кипяченая вода»23, а В. А. Василенко в наши дни засвидетельствовал бытование отрывков из книжки С. Я. Маршака «Усатый-полосатый»24. Наблюдения советских ученых показывают, что игровые припевки - один из живых, активно развивающихся видов советского детского фольклора. Песни, которые выше были названы музыкально-игровыми, немно- гочисленны. Как более или менее самостоятельная разновидность игро- вого фольклора они обычно не рассматривались, хотя, на наш взгляд, заслуживают этого. Если внимательно прислушаться к известным детским песням «Бубень-тулубень», «Ай-ду-ду, ду-ду-ду-ду, сидит ворон на дубу», становится ясно, что словесный образ в них подчинен музы- кальному. Текст передает мелодию и подчеркивает ее. Сквозь песню с начала до конца как бы проходит мелодия колоколь- ного звона, пастушьей дудки, балалайки. Образцом песен этой группы является лучше других сохранившаяся имитация музыки церковных колоколов в праздничный день:

Тень-тень-потетень, Выше города плетень, У Спаса бьют, У Николы звонят, У старого Егорья Часы говорят 25.

Очень ценные наблюдения содержатся в работе А. Можаровского. Он сообщает, что песенный запев «бот-бот-барабан» передает удары двух.палочек по кузову или негодному ведру; рефрен «ой-ду-ду» объ- ясняется аккомпанементом дудочки и т. д.26 Таким образом, музыкально-игровые песни рождались и оформля- лись в процессе игры особого рода, игры музыкальными звуками, отра- жением которой оказывался текст. Обновление современного детского творчества происходит преиму- щественно за счет частушки. Еще в 20-х годах О^ И. Капица писала об исполнении детьми частушек и оценила это явление отрицательно27. Однако А. П. Серебренников в своих статьях доказал, что в советскую эпоху частушки уже не являются только заимствованием, а создаются самими детьми28. Благодаря гибкости частушки в ней отразились раз- ные стороны жизни детей всех возрастных групп. В творчестве ребят среднего возраста она используется как сатири- ческий отклик на повседневную школьную жизнь, тесно срастается с пионерской художественной самодеятельностью. У дошкольников и младших школьников частушка как бы «скрещивается» с игровыми жанрами. Она бытует в качестве игровой припевки, легко превращает- ся в дразнилку и в небылицу, не теряя до конца специфической струк- туры, ритма, интонации.

23 Г. С. Виноградов, Детский фольклор и быт, стр. 16. 24 В. А. Василенко, Указ. раб., стр. 191. 25 О. И. Капища, Указ. раб., стр. 200. 26 А. Можаровски й, Указ. раб., стр. 68. 27 О. И. Капица, Указ. раб., стр. 10. 28 «Детский быт и фольклор», стр. 63.

Основа частушки отчетливо выступает, например, в следующей дразнилке из собрания А. А. Кайева:

Тамарка с горки катится, На ней бордово платьице, На боку бордовый бант, Ее любит музыкант. Музыкант молоденький, Зовут его Володенькой 29.

Почти все виды русской детской поэзии находят себе соответствие в детском фольклоре народов мира. С русскими «перевертышами» пере- кликаются английские nursery rhymes. Русские прибаутки кумулятив- ной формы очень напоминают французские randonnees. Потешки, сопро- вождаемые игрой на пальцах, подбрасыванием ребенка на коленях и т. д., распространены во всем мире. То же самое можно сказать и о закличках, приговорках, считалках. Разумеется, в основе этой близости лежит соответствие жанров дет- ской поэзии возрастным особенностям психики ребенка. «Ребенок до десятилетнего"возраста требует забав, и требование его биологически за- конно» - писал А. М. Горький. Он хочет играть, он играет всем и по- знает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом, и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка 30. И поэтому в детском фольклоре достаточно убедительно проявляется национальный колорит. Язык, образы, кон- кретно-исторические и бытовые детали - все это неповторимо в своей национальной выразительности и характерности. Приведем лишь один пример. В русской потешке братья-пальчики усердно топят баню. Во французской - молоко для младшего братца- мизинчика наливают в деревянный башмачок («un peu du lait dans un sabot»). В русских колыбельных любимое животное - кот-баюн. Во французских - курочка, которая снесет ребенку яичко. Это связано с распространенным в ряде местностей Франции обычаем дарить ребен- ку яйцо при первом посещении им дома. Разбить это яйцо означало навлечь несчастье на ребенка31. Русский детский песенный фольклор необычайно наглядно демонст- рирует закономерность сочетания национального и интернационального в народном искусстве, частью которого он является. Наряду со сказкой. детский фольклор настоятельно требует пока еще не начатого историко- сравнительного изучения.

Светлана Меттик
Русское народное творчество для дошкольников

Русское народное творчество для дошкольников

«Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования. не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной».

Р. Эмерсон

Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков соб-ственной национальной культуры.

История Руси полна драматизма. Частые набеги кочевников, монголотатарское нашествие, войны пожары, природные катаклизмы уничтожали многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно бережно хранить то, что досталось нам в наследство. Культуру Руси можно сравнить с величавым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни.

А,С. Пушкин в письме к П. Я. Чаадаеву писал : «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю кроме наших предков».

Сейчас с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре , о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа .

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой . Как жили русские люди" ? Как работали? Как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Поэтому мы, педагоги и родители нашего дошкольного учреждения , посчитали необходимым донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры , воспитывать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа , его опыт, просеянный через сито столетий, духовный мир, мысли и чувства наших предков. Поставив задачу познакомить детей с устным народным творчеством и некоторым видами народного искусства , педагоги и родители учреждения понимают, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа . На самом деле с устным народным творчеством ребенок знакомится еще в младенчестве, когда мама поет ему колыбельную песню. Подрастая, малыш слышит от взрослых потешки различные заклички, пословицы и поговорки. Но этого не достаточно, чтобы глубоко изучить русское народное творчество . Уже первые наши шаги показали, насколько велик к этому интерес у детей, да и у родителей нового поколения. Сов-местно с родителями организовали экскурсию в городской краеведческий музей. Как интересно было увидеть детям и родителям в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно.

Традиционно мы раз в месяц отмечаем именины, на них обязательно приглашаем родителей. В этот день к детям приходят сказочные герои, проводят веселые подвижные игры, пляски, хороводы. Детей подводят к пониманию того, что русский праздник - это всегда хлебосольный стол. Ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ , «Не красна изба углами, а красна пирогами» , «Чем богаты, тем и рады» , «Какова хозяйка, таков и стол» .

Продолжается работа по изучению русского фольклора , народного искусства , а также по составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников. Мы стараемся соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подбираем потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего возраста. Младших детей приучаем к интонационному строю родной речи, знакомим с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песни, но и стараются напеть их куклам.

Интересно ребятам познакомиться с малыми жанрами - пословицами и поговорками, загадками. Особое место занимает занятие детей и родителей по составлению загадок о предметах старинного русского быта . Ребята старшего возраста знакомятся с русской народной лирической песней размышляют, как в этом виде словесно- музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости Доступно детям и восприятие частушек, но основные сведения о частушке, собирание и сочинение- это для детей старшего возраста. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках «Святки» , встречали и прово-жали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц.

Народные обрядовые праздники связаны всегда с игрой. А ведь народные игры , к сожалению, почти исчезли, вот они то и являются национальным богатством, и наша задача сделать их достоянием наших детей. Работа всего педагогическо - родительского коллектива направлена на обогащение детей знаниям о фольклоре. Знакомя детей с народным фольклором , мы убеждаем детей, что пословицы и поговорки ни что иное, как народная мудрость , собранная многими поколениями. Они предостерегают нас, дают советы и учат уму разуму, они хвалят смелость, трудолюбие и доброту, и в ту же очередь высмеивают такие человеческие качества как лень и трусость, зло и эгоизм, а еще пословицы и поговорки поощряют благородство, упорство и прилежание. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Руководствуясь пословицами и поговорками, вы можете быть уверены, что поступаете правильно, говорим мы детям. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских музыкальных инструментах. В русском фольклоре к драмати-ческим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки, пьесы, а также кукольный театр.

Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству . Приобщение детей к творчеству русских умельцев мы начали с дымковской, городецкой и хохломской и сибирской росписей, народной вышивки .

Интерес вызывает яркая матрешка. Детям рассказывается о красоте и особенностях этой игрушки. Старшие знакомятся с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах.

Можно с полным основанием утверждать, что приобщение детей к народной культуре требует высочайшего мастерства. Практический опыт показывает, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках встречается много слов давно не встречающиеся в современной речи, и даже лаконичные пояснения и комментарии взрослого могут нарушить целостность восприятия. Для этого необходимы специальные наглядные средства. Вот почему так нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образов народных промыслов , национальной одежды.

В мировом педагогическом сообществе родители признаются самыми важными партнерами педагогов в образовании и воспитании детей. Поэтому особое внимание мы уделяем общению родителей, детей, педагогов. Наша задача-помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То. что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В результате улучшения партнерских отношений с родителями в нашем дошкольном учреждении наблюдается рост культуры общения у детей.

« Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективно трудиться. Воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.

5. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

6. Учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками

Гипотеза:

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Актуальность темы:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.

Предполагаемый результат:

Воспитание любви к народному искусству России. Ребенок – творец, мастер, создатель народной игрушки. Ребенок умеет сотрудничать в паре, коллективе. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность ; укреплены семейные связи.

Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Основной
Заключительный

1 этап-подготовительный.

1. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы;

2. Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду;

3. Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

4. Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры.

2 этап - Основной.
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»

Включает в себя:
1.Работа с детьми.
2.Работа с родителями.

Всю работу по развитию у дошкольника мы проводим вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Родителям даются рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком рисуют иллюстрации к заданной сказке, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею вызываемые и т. д. Привлекаем к организации и участию в совместных мероприятиях. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом.

4. Знакомство с основными элементами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоново (рисование).
5. Раскраски по теме

6. Изготовление д/и «Четвёртый лишний», «Составь узор»

7. Изготовление совместно с родителями «Дымковская игрушки».
8. НОД Лепка из соленого теста «Кулоны для мам», ко Дню Матери.

9. Оригами «Филимоновский петушок».

В работе с родителями:
1. Консультации: «Дымковская игрушка»; «Виды народного декоративно-прикладного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»; «Ознакомление детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
2. Выставка «Мы мастера своего дела»

Елена Кранда
Русское народное творчество в детском саду

Каждый ребёнок индивидуален, и то, что подходит одному, может быть не принято другим.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа , наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство , являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Каждый ребёнок индивидуален, и то, что подходит одному, может быть не принято другим. Поэтому главное, на что хотелось бы обратить внимание,- это необходимость творческого размышления и поиска. Но не для формального разнообразия непосредственно образовательной деятельности! Не ради того, чтобы новшеством удивить коллег, а ради ребёнка. Именно его интересы, настроение, психическое благополучие, развитие и творчество должно быть в центре внимания воспитателя.

В нашей стране нет культуры или искусства высшего и низшего значения, а существует искусство и культура русского народа , демократические по содержанию и национальные по форме. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включить в педагогический процесс детского сада образовательную деятельность изобразительным искусством. Каждый ребёнок сможет наиболее полно проявить в нём себя без давления со стороны взрослого.

Существенным содержанием русской культуры является народное творчество , созданное на протяжении многовековой истории. Великие русские художники испытывали неповторимую силу влияния народного творчества . Мировую известность получили и чудесное искусство вологодских кружевниц, и изумительная роспись Хохломы, и народное мастерство дымковской, городецкой, филимоновской игрушки, поражающие своими яркими, сочными красками. Во всём этом мы видим проявление одарённости русского народа , его неисчерпаемых творческих сил и талантов .

Воспитание детей в России осуществляется многообразными путями и средствами, преследуя задачу вырастить молодое поколение здоровым, жизнерадостным, трудолюбивым, всесторонне развитым. Какова же роль искусства в развитии и воспитании детей? Прежде всего, это - умственное и физическое развитие, нравственное и эстетическое воспитание. Содержание дошкольного образования представляет собой совокупность образовательных областей : физическая культура, здоровье, социализация, безопасность, коммуникация, труд, познание, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество .

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребёнка в детском саду . В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства : радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом , своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа , который усваивает ребёнок, в его песнях, музыке, в играх и в игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. Воспитание патриота и гражданина, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа , освоения народной культуры . Познание и усвоение должны начинаться как можно раньше. С ясельной группы ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа , его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров . Народное искусство , как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Эффективен путь развития художественно-творческих способностей детей в интеграции различных средств и видов художественной деятельности, а также в интеграции с другими видами искусства (музыка, театрализация) .

На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребёнку, усиливаются им и которые делаются ему близкими, почти незаменимыми. В образах, звуках, красках, в чувствованиях предстаёт перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем большее влияние они оказывают на него.

В народном творчестве народу черты характера народа народа .

Близость детям творчества своего народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве другого народа оказывается недоступным не только для ребёнка, но и для взрослого. Знакомый колорит облегчает восприятие произведений искусства разных народов , то есть нужно воспитывать детей на содержании мировом, общечеловеческом, но делать это на родных, национальных явлениях. Ребёнок нуждается в образах, звуках, красках, - всё это в изобилии несёт в себе народное творчество . Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ ; навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Естественная потребность детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворена введением в обстановку детского сада произведений народного изобразительного искусства. Если по силе и яркости впечатлений на детей первое место занимают народные игрушки , то вслед за ними идут произведения изобразительного искусства.

Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня. По всей России славились прялки из Городца, потому что были нарядно украшены народным мастером . А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Сестрицы-матрёшки, чем не забава - спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная. Богородские мастера-игрушечники вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева в игрушке не прячется под слоем краски, а, наоборот, проявляется благодаря специфике резьбы, а для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися. Дымковские глиняные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни , где каждой вещи своё место, каждому делу свой срок, старости уважение и почёт, младости заботу и ласку.

Русское народное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приёмам. Зарождаясь в художественных ремёслах, оно подымается на уровень искусства в художественной росписи Палеха, Мстеры, составляющих наше отечественное богатство. Богатство это заключено и в хохломской, жостовской росписи, мастерстве вологодских и кукорских кружевниц, изделия которых называют «вологодским стеклом» и «русским брюсселем » ; в архангельской резьбе по кости, коре, дереву; в игрушечном мастерстве Дымкова, Городца, Загорска и во многом другом. Именно в этих простых вещах, наполняющих и украшающих наш быт, заложено начало искусства.

Изобразительное народное искусство , сильное образами, красками, смелостью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком. Важно выбирать из большого богатства изобразительного русского народного искусства то , что может быть наиболее легко воспринято детьми, ещё стоящими на первой ступеньке восприятия красоты окружающего их мира. Поэтому к использованию изобразительного творчества в быту и в украшении детского сада надо подходить с учётом особенностей детского восприятия . Необходим выбор подлинных произведений народного искусства , а не подделок под него. В обстановке детского сада допустимы гарнитуры детской мебели , выполненные хохломскими мастерами; шкатулки вологодской резьбы; подносы жостовской росписи; панно по мотивам дымковской игрушки.

Мотивы русского народного творчества – дымковской , городецкой, богородской игрушки могут быть положены в основу декоративной детской мозаики , назначение которой заключается в том, чтобы дать ребёнку почувствовать цвет, форму, линию орнамента.

Народная игрушка давно вошла в быт детей нашего сада и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как на продукт народного творчества . В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры или занимательных медведей-кузнецов, пильщиков, плетённую кукольную мебель? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской – это дымковские или городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет . В народной игрушке отражён разнообразный круг детских интересов : от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающая ветвь народного искусства , имеющая свои традиции. Существует большая литература, раскрывающая народное искусство создания игрушки в его наиболее характерных формах, основанных на национальных традициях. Подходя к народной игрушке с точки зрения педагогической, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные как в игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с народным искусством . В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном, сказочном плане. В народной игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны игрушки : ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки, клоуны.

Есть среди этих игрушек и такой тип её, в котором познавательный момент выведен ясно и отчётливо. Однако применение познавательного принципа в народной игрушке ограничено , что резко отделяет её от пособия, в то время как в фабричной игрушке это отличие зачастую стирается. Рождаясь повсеместно в виде самодельных кукол, коней из соломы, дерева, коры, игрушка постепенно становится предметом народного искусства . Известны места появления такой игрушки – Городец, Семёнов, Киров, Загорск, Бабенки, Богородск и другие, где развилось и укрепилось подлинно национальное русское искусство игрушки .

Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано детям : всё в ней обращено к ребёнку – её содержание, форма, окраска.

Хорошо зарекомендовали себя игрушки, которые делаются самими детьми или с помощью взрослых. Мастерство такой игрушки связано с определёнными местными традициями в выборе материала, приёмами её изготовления. В нашем саду наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, куклы из соломы и тыквы, змеи летающие, «смешарики» , городки, катающиеся колёса, каталки на колёсах, лодки из древесной коры.

В практике воспитания детей наиболее широко используются токарные деревянные «бабенские» игрушки. Они обладают ценными дидактическими свойствами. Играя такой игрушкой, ребёнок учится различать цвета и их оттенки, знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки служат хорошим средством развития речи.

Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности формы эти игрушки воспитывают вкус, развивают зрение, осязание. Построены эти игрушки на принципе самоконтроля, что позволяет ребёнку не только играть, но и заниматься ими без помощи педагога. Разбирая и вновь складывая игрушки-вкладыши (чашечки, шары, яйца, ребёнок руководствуется её величиной, размером, как основным признаком, помогающим разрешить задачу. Каждый раз, когда он делает ошибку в подборе величины соответствующей чашки или яйца, эта ошибка обнаруживается им самим : следующий предмет или не помещается, или помещается слишком свободно. Снова и снова ребёнок подбирает подходящей величины вкладыши и достигает своей цели. Также любят дети нанизывать один предмет за другим на стержень. Конусы (пирамиды) одноцветные и многоцветные, цилиндры, кольца представлены среди бабенских игрушек в большом многообразии форм, величин, расцветок. Принцип самоконтроля, как с игрушками-вкладышами, ведёт по пути правильного усвоения величины, цвета.

Бирюльки – образец искуснейшей работы – представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняющих ребёнка в развитии мышц руки, глазомера, а также воспитывающих настойчивость в достижении поставленной цели. Ценные качества дидактических игрушек настолько многообразны, что на основе их можно организовать разнообразные, в большей или меньшей мере, дидактические игры для детей.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера , мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа , его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа . Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов , а в целом учатся чувствовать общее, человеческое. Значит, не случайным побуждением продиктовано использование народного творчества в воспитании детей . В этом творчестве , именно в его содержании, заключены реальные, воспитывающие начала. Важен выбор подлинных произведений народного искусства , а не подделок под него. Вместе с тем в жизни часто встречается как раз обратное : подлинные произведения народного искусства (вышивки, набойки) забраковываются как устарелые, а их заменяют какой-нибудь грубой аппликацией. Это недопустимо.

В детском саду есть широкие возможности заниматься различными поделками. И в этой области в народном искусстве есть много красивого, простого, что с успехом можно использовать. Эти работы воспитывают у детей трудолюбие, развивают умения, навыки, учат целесообразно использовать материал. Кроме того, такие поделки удовлетворяют запросы детского воображения . Никакие готовые игрушки не способны отразить те образы фантазии, которыми ребёнок постоянно живёт. А здесь, в простом материале, он их легко претворяет в жизнь и играет потом такой вещицей, как настоящей игрушкой. Ещё одна важнейшая потребность, которая удовлетворяется в любой художественной деятельности на материале народного искусства – потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Нужно так организовать работу с детьми по народному искусству , чтобы они могли свободно общаться друг с другом и со взрослыми, высказывать своё мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Во время изобразительной деятельности дети должны иметь возможность свободно подойти к доске, мольберту, столу воспитателя, чтобы лучше рассмотреть изделия народных мастеров , иллюстрации в книгах.

Искусство народа как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей , но, в отличие от детского творчества , в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит ещё осознать, принять как эстетический идеал совершенно кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетания цвета в городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества , - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: