Пример любви из произведения бедная лиза. Анализ чувств героев повести «Бедная Лиза

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. В новелле главную роль занимают чувства и переживания героев. Сюжет строится на истории любви бедной крестьянки Лизы и богатого аристократа Эраста.

Тема любви в сентиментальном произведении Карамзина является основной, хотя по ходу сюжета раскрываются и другие, хоть и более кратко. Например, тема социального неравенства поднимается тоже, мы видим, что традиции и условности общества не позволяют любящим молодым людям из разных сословий создать семью. Кроме того, мы наблюдаем раскрытие в повести темы внутренней чистоты и достоинства личности, проявляющуюся в ее поступках и отношении к другим: подлость (обман Лизы) и корыстные поступки Эраста (женитьба по расчету) противопоставляется верности и искренности Лизы. Однако все-таки тема любви как гаммы чувств интересуют автора больше всего, позволяя в полной мере создать произведение сентиментального жанра.

Любовь Лизы и Эраста вспыхивает при первой встрече. Эраст видит Лизу, торгующую цветами, и практически с первого взгляда влюбляется в прекрасную девушку. Лиза тоже не может забыть таинственного незнакомца. Позже Эраст находит дом Лизы, где она живет со своей матерью. Он просит у её матери разрешения впредь покупать все цветы, собранные девушкой, и «ей незачем будет часто ходить в город, и ты не принуждена будешь с нею расставаться. Я сам по временам могу заходить к вам».

Эраст увлекается чистой, доверчивой и невинной девушкой. Он называет её «пастушкой» и «дочерью природы». Ради любви к ней он готов оставить светскую жизнь. Лиза тоже полюбила Эраста. Молодые люди дают друг другу клятву верности. Лиза готова ради него скрывать их отношения от горячо любимой матери. Они наслаждаются тайными встречами и не могут прожить друг без друга и дня. Однако вскоре к Лизе посватался сын богатого крестьянина. Эраст выступает против их свадьбы и обещает Лизе, несмотря на разницу между ними, никогда не расставаться. Платоническая любовь между ними закончилась и «уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться, и которые были для него уже не новы». Эраст постепенно теряет былой интерес к Лизе. Вскоре он сообщает ей, что отправляется в военный поход. Лиза тоскует по своему Эрасту. И вот однажды она случайно встречает его в городе. Девушка рада их встрече, но Эраст говорит, что, несмотря на свою любовь, вынужден жениться на другой.

Лиза не смогла пережить это потрясение. Она бросается в пруд, близ которого они часто гуляли с Эрастом. Так трагически заканчивается жизнь Лизы и история её любви.

Карамзин одним из первых в русской литературе смог так ярко описать чувства и переживания героев. Повесть «Бедная Лиза» наполнена тонким психологизмом, в ней показан внутренний мир человека, его переживания и желания.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения (334)

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения (287)

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение (325)

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ (305)

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (234)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде (243)

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (267)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее...

Н.М.Карамзин в повести «Бедная Лиза» рассказывает историю, сюжет которой во все времена давал пищу для фантазий писателей, — историю любви бесхитростной девушки из простонародья и молодого повесы-дворянина, который впоследствии бросает свою возлюбленную. Повесть Карамзина написана в духе литературного течения, получившего название сентиментализм. Это художественное направление характеризуется повышенным интересом к чувствам человека, к его способности глубоко переживать события и собственные поступки. Пейзаж в произведениях писателя-сентименталиста служит для усиления эмоционального эффекта. В повести «Бедная Лиза» подобным примером может служить сцена соблазнения Лизы, когда внезапно прогремел гром. Характерно для сентиментализма и то, как Карамзин описывает жизнь простых крестьян. Он старательно избегает реалистических картин тяжелого труда, не описывает подробно быт простого народа. Его перо порождает идиллические картины, которые, конечно же, не отражают подлинной жизни крестьян. Однако автор и не ставил задачи реалистично изобразить повседневный труд деревенских жителей.

Его прежде всего интересует, как развиваются человеческие чувства. Интересно, что в повесть вплетены упоминания о взаимной любви родителей главной героини. Автор как бы невольно противопоставляет счастливую любовь матери героини к ее отцу, любви Лизы к дворянину, приведшей девушку к гибели. Родители Лизы принадлежали к одному сословию, между ними не существовало преград, возведенных обычаем, предрассудками, воспитанием и выгодой; они в согласии прожили вместе долгие годы. Конечно, и в крестьянской среде счастливый брак вовсе не был обязательным правилом жизни. Однако любовь и дружба среди равных людей все же имеют куда больше шансов на длительное продолжение. Какова же она, героиня повести Карамзина? Лиза очень любит свою мать, часто вспоминает умершего отца. Она всячески старается поддержать мать, утешает ее, прилежно трудится, чтобы заработать хоть немного денег.

Лиза не привыкла ничего утаивать от матери – и лишь по настоянию Эраста она скрывает свою любовь. Лиза, ничего не боясь, не подозревая ничего дурного, встречается с молодым человеком, уверяющим ее в самых искренних чувствах. И девушка ему верит. Но именно это доверие ее и погубило. Чувства ее любовника внезапно угасли, он вынужден был уйти на войну. После трогательной сцены расставания Лиза тоскует и переживает за жизнь своего возлюбленного. А потом Лиза случайно встречает Эраста в Москве, куда пришла за покупками. Она узнает, что он женится. Безграничное отчаяние отнимает у девушки все силы, и она забывает обо всем на свете, даже о том, каково будет ее престарелой матери без нее. Умереть, избавиться от этих страданий – одна эта мысль только и владеет рассудком Лизы, отуманенным горем. И Лиза бросается в пруд, возле которого встречалась со своим неверным любовником.

>Сочинения по произведению Бедная Лиза

Несчастная любовь

Много произведений написано на тему несчастной любви, но самым трагичным мне кажется история юной крестьянки Лизы , влюбленной в молодого дворянина Эраста . Автор повести Николай Михайлович Карамзин , как последователь сентиментализма, сумел прекрасно описать искренние чувства девушки. Лиза выросла в глубинке и была далека от алчности жителей столицы. Возможно, поэтому ее любовь с московским дворянином оказалась несчастной.

Они с Эрастом были людьми разного круга и разного ума. Он привык к разгульной жизни, к роскоши и лжи. А она была девушкой честной, чуткой и искренней. Именно эти качества вкупе с предательством Эраста погубили ее. Лиза выросла в порядочной семье и надеялась когда-нибудь построить такую же. Увы, судьба распорядилась по-другому. Знакомство с Эрастом привнесло в ее жизнь свет, который она так искала. Она была по-настоящему счастлива и влюблена. Он, в свою очередь, дарил ей внимание, подарки и свое время. Казалось, что у пары прекрасное будущее, несмотря на разницу в сословиях.

Он уверял ее, что никогда не оставит и всегда будет заботиться о ней. Однако своего слова Эраст сдержать не смог. А, как известно, мужчина стоит ровно столько, сколько стоит его слово. По его вине Лиза стала настолько несчастна, что не захотела жить. Вначале он ее облагодетельствовал, помешал ее союзу с сыном богатого односельчанина, взял на себя ответственность за ее жизнь, а затем предал. Это ли не несчастная любовь? С одной стороны, сюжет истории прост: любовь между дворянином и крестьянкой не имела никаких шансов, тем более в период существования крепостного права. С другой стороны, если капнуть глубже, можно заметить перемены человеческих чувств, подверженных влиянию времени.

Для Эраста любовь к Лизе была всего-навсего новым, неизведанным чувством. Он привык к повышенному вниманию со стороны женщин, к вседозволенности и мимолетным страстям. А Лиза для него была чистым ангелом, человеком непорочной красоты. Когда они стали по-настоящему близки, это чувство непорочности улетучилось. Для него все стало снова скучным, однообразным и неинтересным. Он стал постепенно отдаляться от Лизы. Для нее же это было первое, самое искреннее и чистое чувство. Самоотверженная девушка наивно полагала, что эта сказка будет длиться вечно, но ошиблась.

Её любовь действительно несчастна с точки зрения гуманности. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, она бросается в глубокий пруд и погибает.

Н.М.Карамзин стал одним из крупнейших русских литераторов в эпоху сентиментализма. Одним из первых его произведений этого направления стала «Бедная Лиза», в которой на первый план автор ставит человеческие чувства, а не разум, их совершенствование, внимание писателя направлено на богатый внутренний мир человека.

Главные персонажи – простая девушка Лиза и молодой дворянин Эраст. Сюжет основан на истории любви представителей разных слоев общества. Карамзин не признает брак между крестьянкой и дворянином. В произведении остро стоит вопрос выбора между человеческими чувствами и материальными ценностями. В то же время автор подчеркивает, что к какому сословию бы не принадлежал человек, он должен отвечать за свои поступки. Эраст променял высокие чувства на желание жить в достатке. Он попросту воспользовался девушкой, а потом бросил её, не испытав при этом угрызения совести.

Лиза – скромная девушка с доброй душой. Попав в другой «мир», она оказывается беззащитна. Она доверяет своему сердцу, полностью отдается чувствам, что в итоге и приводит её к гибели.

Эраст принадлежит высшему обществу, признаёт совсем другие ценности, различные с героиней. Он разрушительно влияет на девушку, ранит её сердце, одаривает пустыми обещаниями, вскружив голову. Воспользовавшись её наивностью, он разбивает ей сердце и подрывает эмоциональное состояние «пастушки». Конечно, девушка не смогла перенести такой удар, ведь для неё это было впервые. Её честь поругана, жизнь больше не имеет смысла. Эраст был её смыслом.

Жестокий мир, в котором оказались герои, лишает их счастья, несет постоянные страдания и муки. Лизу губит наивность, а Эраста – искушенность.

«Бедная Лиза» - история трагичной любви, драма двух сердец и игра чувств. Она наполнена невероятным психологизмом и трагизмом, трогает сердце и заставляет проливать слезы нежной скорби.

Любовь – это то, что переворачивает тебя и внутри, и снаружи. Это великое чувство распространяется и на богатых и бедных, она живет в каждом из нас, просто не все способны открыться ему. Не всякому дано познать истинную любовь. Человек, познавший и сохранивший её на долгие годы, по-настоящему счастлив.

Вариант 2

История о бедной Лизе, которую рассказывает Н.М. Карамзин, является по существу трагедией, поскольку заканчивается она смертью одного из главных героев. Произведение наполнено сентиментальностью, благодаря чему и привлекает к себе внимание читателя, поддерживает в нем интерес и захватывает своей чувственностью.

Любовь, возникшая между Лизой и Эрастом, не могла быть долговечной. Дело даже не в материальных ценностях, ведь молодой человек готов был отказаться от них в пользу чувств к девушке. Камнем преткновения стали законы, общие для всех дворян, к коим и принадлежал Эраст. Государственная служба в то время стояла на первом месте у людей дворянского происхождения, и привилегия погибнуть за отечество находилась выше любых чувств. Молодой человек попросту был не в состоянии изменить своему титулу, поскольку такое решение обесчестит его, сделает предателем в глазах публики. Ни один дворянин не смог бы простить себе позор дезертирства, и именно поэтому Эраст отправился на фронт.

Нет сомнения в том, что Лиза искренне любила этого молодого человека, однако она была не в силах противостоять велению судьбы и уберечь Эраста от его роковой ошибки. Он, будучи на фронте, поддался соблазну азарта и проиграл огромную сумму денег в карты. Пожалуй, здесь действительно сыграло роль его материальное положение, ведь Эраст, обладая положенным дворянину имуществом, стремился приумножить свое богатство, однако потерял все, в том числе и свою любовь. В этом и заключается его порок.

Поступок, совершенный Эрастом, ни в коем случае не может быть оправдан, однако говорить о том, что у него не было чувств к Лизе, а также о его предательстве, в корне неверно. В конце повести автор указывает, что эту историю ему рассказал именно Эраст, который все эти годы переживал из-за случившегося и раскаивался в содеянном. Также нельзя говорить о том, что совершенно невинной оказалась сама Лиза, поскольку, погубив себя, она погубила и свою мать, которая долгое время оплакивала смерть своего мужа, то есть отца Лизы. Такой трагичный финал произошел в том числе из-за того, что молодая девушка усомнилась в любви Эраста, решив, что он предал ее.

Таким образом, проблема любви в произведении «Бедная Лиза» раскрывается весьма двояко. Нет никаких сомнений в том, что оба героя любили друг друга искренне, однако им не суждено было остаться вместе. Отчасти здесь сыграла большую роль судьба, проявляющая в государственных законах, запрещающих дворянам вступать в брак с людьми из крестьянской среды. Но также большую ошибку совершил и Эраст, когда поддался карточному азарту. Так или иначе, сам автор не относится к персонажам односторонне. Он показывает, что вина лежит здесь на обоих, в том числе и на Лизе, которая, совершив самоубийство, заставила сердце ее матери остановиться, а также обрекла Эраста на вечное раскаяние и муки совести.

Сочинение по произведению Бедная Лиза

Русская литература богата на лирические и сентиментальные произведения. Одним из таких произведений является повесть «Бедная Лиза», которая была написана в 1792 году замечательным писателем Карамзиным. Эта повесть пробуждает многие чувства, а также заставляет читателя вспомнить о гуманности и уважении к людям.

В произведении ведется описание трагедии, причем все написанное воспринимается читателем как реальная история. Это связанно с тем, что рассказчик был знаком с героем, который показал ему могилу Лизы. Многих людей данная повесть заинтересовала благодаря образам людей, которые создал автор. Герои наполнены многими чувствами. Некоторые люди добрые, некоторые совершают зло, а кто-то делает множество ошибок и согласен с ними.

Автор очень красиво описывает пейзажи и красоту природы. Красивые и трогательные слова свидетельствуют о том, что Карамзин имел очень глубокую душу. Поэт сравнивает городскую местность и деревню. Замечательно описывает лето в Москве, а также мастерски переходит на осеннюю пору и тем самым готовит читателя к более тревожным чувствам.

Центральными героями повести являются Лиза и Эраст. Автор описывал Эраста как состоятельного человека, который обладает добротой и открытым сердцем, но с другой стороны слабым и легкомысленным человеком. Данный герой любил разгульную жизнь и не пропускал светских мероприятий, на которых искал и надеялся получить удовольствие. Но в большинстве случаях он не находил что и искал.

Лиза при первой встрече с Эрастом удивила его своей красотой. У Эраста было довольно развитое воображение, поскольку он читал много романов, в которых пары целовались и проживали жизнь только в романтических чувствах. Герой был теперь рад, ведь у него сложилось впечатление того, что он наконец-то отыскал ту самую девушку, которую так долго искал.

Молодые люди встречались, и изначально Лиза для Эраста была чем-то новым, ранее не виданым. Эраст уже не мог себя удовлетворить поцелуем с Лизой или ласками. Девушка со временем стала для Эраста уже не той, которую он так долго искал. Вскоре главный герой покинет Лизу, напоследок искренне поцеловав её, что девушке казалось, как будто весь мир полыхает. Герой потерял чувства к Лизе, и причиной тому было то, что Эраст не привык к такой жизни. Его избаловал город своими вечеринками и поведением людей. Герою сложно общаться с обычными людьми из простых мест.

  • Образ и характеристика Марьи Антоновны в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    Талант Николая Васильевича Гоголя раскрывать глубину характеров удивляет до сих пор. Эта яркость и целеустремленность заставляет меняться вместе с героями повести

  • Образ Николь в романе Мещанин во дворянстве Мольера

    Николь обычная служанка в мещанском доме, он работает на господина Журдена, а также является любимой девушкой Ковьеля. Несмотря на то, что ей приходится выполнять достаточно низкую работу

  • Образ и характеристика Метелицы в повести Разгром Фадеева сочинение

    Одним из ключевых героев произведения является Метелица, представленный писателем в образе мужественного борца за свободу, бывшего пастуха.

  • Вера Яковлевна, учитель русского языка и литературы

    Цели и задачи:

      Обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

      Развивать умение рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.

      Воспитывать у учащихся внимательное отношение к чувствам людей, их душе.

      Ознакомить уч-ся с понятием «ранний брак», причинами вступления в такой брак, возможными причинами расторжения брака.

      Познакомить с представительным органом ЗАГС; дать представление о значении Семейного кодекса.

      Формировать уважительное отношение к семейным традициям, чувство личной ответственности за взаимоотношения в семье.

      Развивать творческую активность уч-ся.

      Способствовать сплочению коллектива путем совместной деятельности.

      Раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков

    Формы и методы работы: беседа, чтение наизусть.

    Ход урока:

    Эпиграф

    Только влюблённый имеет
    право на звание человека.

    Александр Блок.

    I. Стихотворение А.С.Пушкина “Рассудок и любовь” (чтение наизусть).

    Младой Дафнис, гоняясь за Доридой,
    "Постой, - кричал, - прелестная! постой,
    Скажи: "Люблю" - и бегать за тобой
    Не стану я - клянуся в том Кипридой!"
    "Молчи, молчи!" - Рассудок говорил,
    А плут Эрот: "Скажи: ты сердцу мил!"

    "Ты сердцу мил!" - пастушка повторила,
    И их сердца огнем любви зажглись,
    И пал к ногам красавицы Дафнис,
    И страстный взор Дорида потупила.
    "Беги, беги!" - Рассудок ей твердил,
    А плут Эрот: "Останься!" - говорил.

    Осталася - и трепетной рукою
    Взял руку ей счастливый пастушок.
    "Взгляни, - сказал, - с подругой голубок
    Там обнялись под тенью лип густою!"
    "Беги, беги!" - Рассудок повторил,
    "Учись от них!" - Эрот ей говорил.

    И нежная улыбка пробежала
    Красавицы на пламенных устах,
    И вот она с томлением в глазах
    К любезному в объятия упала...
    "Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал,
    Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.

    Как вы думаете, почему урок по повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” мы начали с этого стихотворения?
    - Как стихотворение Пушкина перекликается с повестью Карамзина? (темы “твёрдого ума” и “нежнейшего чувства”)

    В повести речь идёт о любви, о том вечном, что волнует сердца. В каком литературном направлении обращается внимание на внутренний мир лирического героя, его чувства? (сентиментализм)

    2. Проверка домашнего задания.

    Назовите признаки этого литературного метода на примере повести “Бедная Лиза”. (проверка домашнего задания составление таблицы)

    Признак сентиментализма

    Тезис, цитаты из текста

    2. Герои – обычные люди, нет акцента на их происхождение.

    3. Обожествление природы.

    3. Работа с текстом.

    Посмотрим, как в повести прослеживается тема “рассудка и любви”.

    Найдите эпизоды, где говорится о мечтах и желаниях Лизы, о её счастье.

    В чём особенности такой любви? (она платоническая)

    Какое определение даёт этой любви сам автор, выделяя его курсивом? (любовь-дружба)
    - Лиза отдаётся чувствам, не думая о том, к чему это приведёт. Вот она – всемогущая сила любви.

    А у героя иное представление о любви. Какое? (С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии. Это любовь-страсть.)

    Как в повести появляется тема страсти? (Эпизоды: Лизу хотят выдать замуж – встреча с Эрастом- объятия – поцелуй – утрата невинности. “Мрак вечера питал желания”. Природа на вмешивается, она молчит, давая право выбора Лизе.)

    С чем связаны мысли Эраста? (с воспоминаниями)

    Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно ожжет быть как прекрасно, так и опасно.

    Найдите предупреждение Карамзина молодым людям. (повесть написана для них, то есть для вас, юных читателей.)

    Как развивается в повести тема рассудка? (Сцена расставания Лизы с Эрастом, когда Лиза произносит фразу “У меня есть мать!”)
    - Почему рассудку Лизы не дано взять верх над чувствами? (Чувства не поддаются контролю. Они сильнее разума, что характерно для сентиментализма.)
    - Чем это обусловлено? (повесть сентиментальная)

    Могли ли развиваться события подобным образом, например, в произведениях М.В.Ломоносова? Почему? (Ломоносов представляет классицизм, подчинение личного общественному, чувств – разуму; Карамзин – сентименталист: внимание к отдельному человеку, его внутреннему миру, то есть разум подчинён чувствам.)

    О ком Карамзин говорит “безрассудный молодой человек” и почему? (О Эрасте, так как он позволял себе всё, не знал своего сердца)

    Думал ли он о последствиях любви к крестьянке? Какой выбор он сделал? (Герой не задумывается о последствиях, так как 1- просит Лизу не говорить об их тайных встречах матери, 2 – желает больше, больше – и ничего не желает, 3 – добившись желаемого, не чувствует новизны.)

    Сам автор не осуждает, он не судья. По его мнению, существует сила, которая выносит приговор. Что это за сила? (природа)
    - В чём особенность образа природы? (Карамзин говорит не “природа”, а “натура”. Он делает её полноправным героем повести.)

    Какие образы, взятые из природы, характеризуют героев повести? (Лиза сравнивается с зарёй, с майским утром. Можно провести параллель Лиза – ландыши. Они белые, так же хрупка и непорочна Лиза. Она бросает их в воду, говоря: “Не владей вами никто!” Это символично. В финале повести она сама бросится в воду.)

    Какие ещё символы есть в повести? (Лиза – свет, свет – добро, радость, жизнь. Эраст всегда в тени, даже днём. Луна не хочет его замечать. Эраст – мрак, мрак – печаль, разочарование, смерть.)

    Природа предупреждает о возможной трагедии. Вспомните, как встречает Лизу утро? (Встречает туманом – туманное будущее)
    - Какие ещё предупреждения даёт природа? (капли росы – слёзы, гром, дождь)
    - Эраст оставляет Лизу. Предупреждение природы реализовалось в жизни. Но Лиза не одинока. Почему? (так как природа на её стороне, она ей сочувствует)
    - Как относится к Эрасту автор? Ведь отношение к нему природы уже ясно. (“Я готов проклинать человека в Эрасте.”)

    Какую позицию Карамзина можно увидеть в этой фразе? (Позицию не писателя, а человека.

    С одной стороны гнев, с другой – жалость к Эрасту. Почему? (Потому что Эраст всю свою жизнь был несчастен.)

    Изменяет ли что-нибудь любовь Лизы? (Да. Конечно, изменяет. Пробуждается душа Эраста, но он очищается через страдания – катарсис.)
    - Так что же побеждает в повести: рассудок или любовь?
    - Автор, возрождая к жизни Эраста, провозглашает победу любви и остаётся в нашей читательской памяти.

    4. Итог.

    Опять вспомним Пушкина. Рассудок или любовь? Что побеждает у поэта в стихотворении? (побеждает любовь)

    Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?
    - Как поэт и писатель отвечают на этот вопрос?

    Поэт заканчивает стихотворение строчкой: “Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.” Для Карамзина, как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны.

    Вывод: Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прагматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).

    Хотя Карамзин и предупреждает: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.

    Писатели часто затрагивают проблему борьбы чувств и разума, но не дают ответа, ведь “тайна сия велика есть”.

    Трагический конец повести предопределен сословным неравенством героев. Эраст – дворянин, а Лиза – крестьянка. Их брак невозможен «И крестьянки любить умеют», - говорит писатель. Но умение любить и быть счастливой не всегда совпадают.

    Давайте поговорим о ранних браках и их последствиях. У нас в гостях ____________________ отдела ЗАГСа, которая поможет ответить на некоторые вопросы.

    5. Выступление специалиста ЗАГСа.

    Ранним браком считается брак, где супругам от 18 до 23 лет.

    Молодые люди решают вступить в брак по следующим причинам, побуждающим их к этому шагу:

    Нежелательная беременность;

    Любовь;

    Стремление сбежать от родительской опеки;

    Ошибочное убеждение.

    Во всех развитых странах мира минимальный возраст вступления в брак определяется законодательством. Подобные ограничения связаны с тем, что молодые люди должны быть готовы к созданию семьи как физиологически, так и морально-психологически, чтобы сознательно относиться к обязанностям супруга и отвечать за последствия половых отношений

    Во Франции женщина может выйти замуж с 15 лет, а мужчина - только с 18 лет.

    В Италии Конституция более лояльна к юным влюбленным и разрешает вступать в брак женщинам с 14, а мужчинам - с 16 лет.
    В Германии брачный возраст у женщин наступает с 16 лет, а у мужчин - с 21 года.

    В США в каждом штате свои законы, соответственно, и возраст вступления в брак разный. Девушки могут выйти замуж в 14­-15 лет, а юноши - от 18 лет до 21 года.

    В Англии возраст брачующихся одинаковый - 16 лет.

    А в нашей стране?(ответы уч-ся)

    В Российской Федерации брачный возраст для мужчин и женщин 18 лет. В исключительных случаях допускается снижение брачного возраста на 1 или 2 года, однако в любом случае брачный возраст не может быть ниже 16 лет.

    Проблема ранних браков не нова, она была актуальна и несколько веков назад и нашла свое отражение в некоторых литературных произведениях. Няня Татьяны Лариной из романа А. С. Пушкина вышла замуж в 13 лет. Герои У. Шекспира Ромео и Джульетта вступили в брак тоже в юном возрасте.

    В чем причина распада ранних браков?

    1. Распадаются ранние браки из-за неготовности партнеров к семейной жизни. Успех счастливого брака в хорошей подготовке к нему, достижении зрелости до брака. Не только физической, но и психологической.

    2. Неправильное представление о семье.

    3. Или, вступив в официальные отношения, супруги забывают о развитии отношений в браке, оставив все на фазе влюбленности. Одного энтузиазма, чувства любви не хватает, нужны знания.

    4. Есть и другая проблема: партнер выбран неправильно.

    5. Отсутствие опыта дружбы. Для брака требуется дружба, потому что это одна из составляющих брака.

    К сожалению, не все пары, вступившие в брак, сохраняют свою семью.

    Вот статистические данные по г.Благовещенск..

    За январь-октябрь 2013 года зарегистрировано браков - _____, разводов – _____.

    Число мужчин и женщин, зарегистрировавших брак

    Всего

    До 18 лет

    мужчины

    женщины

    Число мужчин и женщин, зарегистрировавших развод

    Всего

    До 18 лет

    мужчины

    женщины

    Вывод: Проблема ранних браков, расторжение браков в наше время очень актуальна.

    На вступление в брак влияет возраст, а также качества, определяющие «готовность к браку». Вступающие в брак, должны осознавать ответственность друг за друга, быть готовыми понимать супруга, уважать права и достоинства других членов семьи, уметь сопереживать и сочувствовать друг другу. Ведь при вступлении в брак создается новая семья, а это самое главное в жизни человека.

    Все начинается с семьи.

    Призывный крик ребенка в колыбели

    И мудрой старости докучливые стрелы...

    Все начинается с семьи.

    Умение прощать, любить и ненавидеть,

    Уменье сострадать и сложность жизни видеть -

    Все начинается с семьи.

    Перенести печаль и боль утрат,

    Опять вставать, идти и ошибаться.

    И так всю жизнь!

    И только не сдаваться!

    Все начинается с семьи.

    Конец повести «Бедная Лиза» поражает своей трагичностью. Эраст женится на богатой вдове, а Лиза бросается в пруд у Симонова монастыря. Эраст не находит себе покоя. Считая себя виноватым в смерти несчастной крестьянки. Писатель предостерегает такое отношение к жизни.

    Почему же Лиза пошла на такой шаг? (Ответ: Она протестует против бездушия).

    А могла она избежать трагедии? (Ответ: Да, если бы чувствовала поддержку со стороны матери).

    «Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев).

    Как вы понимаете это высказывание? (Если у друга появились разговоры о самоубийстве, то главное во время прийти и нему на помощь. Лучше ошибиться, чем опоздать.)

    6. Выступление подготовленных учащихся по проблеме суицид.

    1-й : Если твой друг бросает такие намеки, спорь с ним. Говори с ним. Выслушивай его. Дай ему почувствовать что он нужен, что он желанен, постарайся уверить его, что любые раны со временем заживут, кроме пулевых ранений в голову. Если ты чувствуешь близкую опасность, оставайся с другом до тех пор, пока его настроение не пройдет…"

    2-й: Самоубийцы - эгоисты. Они думают лишь о себе. Любой человек живет в обществе и имеет взаимоотношения с другими людьми, даже если он отшельник. Посему, совершая какой-то поступок, он задевает других людей - прямо или косвенно. При совершении поступка и действий надо правильно оценить степень "влияния" и "воздействия" на других людей. Эгоисты этого не оценивают. Более того, стремясь "избавить себя" от мук и боли, они лицемерно заявляют, что "Всем будет легче без меня". Давайте посмотрим.

    Близкие (после самоубийства):
    - чувство вины (не замечали, не любили…),
    - горе, боль утраты,
    - замешательство и шок.

    Смотрите, они ощущают чувство вины и вместе с тем горе от потери любимого человека. Им тяжелее во много раз, чем самоубийце.

    Теперь о "мести". "Тогда поймешь, кого ты потеряла". Это эгоистично, жестоко и аморально. Разве это любовь: желать плохого любимому? Эгоизм чистой воды. Надо уметь отпускать на свободу, если просят свободы. А не ужесточать условия "неволи".

    Поэтому не будем эгоистами и начнем думать о других, а не только о том, как плохо мне любимому.
    3-й : Маяковский “Послушайте”.

    Послушайте,
    Ведь если звезды зажигают,-
    Значит это кому-нибудь нужно?
    Значит, кто-то хочет, чтобы они были?
    Кто-то называет эти плевочки-жемчужиной?
    И надрываясь в полуденной пыли,
    Врывается к Богу,
    Боится, что опоздал,
    Плачет, целует ему жилистую руку,
    Просит, чтобы обязательно была звезда,
    Клянется, что не перенесет эту беззвездную муку.
    А после, ходит тревожный
    И спокойный наружно
    И говорит кому-то:
    “Тебе теперь ничего не страшно? Да?”
    Послушайте!
    Ведь если звезды зажигают, -
    Значит это кому-нибудь нужно?
    Значит это необходимо, чтобы
    Каждый вечер над крышами
    Загоралась хотя бы одна звезда!

    Рефлексия Учитель: Что вы взяли с урока? Чему научились?

    1. На уроке мне было сложно сдержать слезы;
    · я не хотел, чтобы мои слезы увидели;
    · трудно было не заплакать;
    · нельзя понять Лизу.

    2. Урок помог задуматься:
    · о том, как страшно потерять жизнь;
    · об одиночестве, доброте и милосердии;
    · о человечности, об отношении к девушке;
    · о моих родных;
    · о том, какой ценой Лиза расплатилась за свое легкомыслие;

    3. Я понял:
    · нельзя быть таким бесчеловечным, как Эраст. Нужно заботиться о родных, и близких;

    · никогда не поступлю так, как Лиза и Эраст;
    · я очень люблю своих близких и боюсь их потерять;
    · нельзя совершать таких ошибок.

    Исполнение песни___________________

    Литература:

    1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза. 1792 г.

    3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 1997.

    4. Семейный кодекс Российской Федерации //Сборник кодексов РФ. Кн.1 М.,1999. С 647-709.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: