Прием детей, умывание, кормление. Развитие навыков самообслуживания у детей ясельной группы

Создание условий, методика организации и проведения умывания в соответствии с возрастом; Методика проведения одевания и раздевания в соответствии с возрастными особенностями;

Оборудование туалетных.В туалетных, предназначенных для детей 2-й группы раннего возраста и 1-й младшей группы, имеются два детских умывальника, один детский унитаз, слив, душевой поддон, шкаф-стеллаж с промаркированными гнездами для горшков; в туалетной младшей ясельной группы - один умывальник взрослый, слив, ванна. Высота раковины должна быть такой, чтобы ухаживающему персоналу при умывании и подмывании детей не надо было сильно наклоняться. Туалетный стол и бак для грязного белья рекомендуется размещать близко от раковины, тогда персонал не будет производить лишних движений и затрачивать лишнее время на туалет детей.В туалетных дошкольных групп должно быть четыре детских раковины и одна умывальная раковина для взрослых, четыре детских унитаза, один полотенцесушитель. Детские унитазы оборудованы закрывающимися кабинами, но без запоров. Размер кабины для детского унитаза составляет 1.0 х 0.75 м. а высота ограждения кабин - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м. дополнительно для мытья ног предусматривается лоток длиной 1,2 м с перфорированной трубой но длине лотка. Высота борта унитаза над полом равна длине голени ребенка со стопой, а ширина (поперечный размер) соответствует расстоянию между большими вертелами. В среднем высота унитаза над полом равна 28 см, а ширина - 22 см; диаметр выреза деревянного сиденья 18 - 20 см, а в поперечнике - 15 - 16 см. Сиденье обязательно должно иметь вырез в переднем секторе шириной 2,5 см, чтобы половые органы ребенка с ним не соприкасались. Обязательно должны быть ящики для туалетной бумаги, шкафы для хранения инвентаря, предназначенного для уборки помещений.В соответствии с новыми требованиями при проектировании и реконструкции ДОУ в старших и подготовительных к школе группах необходимо предусмотреть раздельные туалетные для мальчиков и девочек. В группах, где дети умываются самостоятельно, высота крана умывальника должна быть на уровне локтя согнутой руки ребенка, чтобы при умывании вода не затекала за рукава. Учитывая средний рост детей ясельного возраста, борт раковины располагают на расстоянии 0,4 м, для дошкольного возраста - 0,5 м над полом. детям низкого роста под ноги подкладывают деревянные подставки. В умывальной должны быть вешалки с изолированными гнездами для хранения индивидуальных предметов личной гигиены ребенка: полотенца, мыла, стаканчика с зубной щеткой и др. Вешалки могут быть настенными или стоячими, одно- и двусторонними. Стоячие вешалки открытые односторонние обычно имеют 5-б ячеек, каждая шириной и глубиной 10-12 см. Ванны на постаментах располагают на уровне 0,9 м от пола; глубокий душевой поддон для детей среднего и старшего ясельного возраста (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,5 м) - 0,9 м; мелкий душевой поддон для детей дошкольного возраста (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,6 м) - 0,3 м. душевые сетки должны быть с гибким шлангом.

Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей - они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи.

Институт экономики, управления и права

Отчет по учебной практике

Выполнила

Студентка группы К 351

Миннуллина Алина Айратовна

Проверила

Козина Диля Магсумовна

Казань-2015

2)Составление плана-конспекта НОД по физическому развитию дошкольников. 3)Организация и проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья.

4)Организация и проведение фузкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры, закаливание).

5)Заполнение карты педагогического наблюдения за состоянием здоровья ребенка.

6)Разработка дидактического пособия для физического развития ребенка.

7) Список использованной литературы

1. Введение

Я, Миннуллина Алина Айратовна, проходила практику в Институте экономики, управления и права.

Цели: Учебная практика состоит в том, чтобы сформировать у студента будущего воспитателя и педагога, в системе дошкольного образования личностную и профессиональную готовность к осуществлению основных видов его профессиональной деятельности. На базе лабораторий дошкольного и начального образования, кабинета теоретических и методических основ дошкольного образования.

2.Составление плана-конспекта нод по физическому развитию дошкольников.

Планирование занятий.

Первая неделя;

Цель: Обучение равновесию, упражнять в прыжках.

Задачи: Построение в колонну по одному, обучение бегу, упражнять в равновесии, упражнять в прыжках.

Вводная часть:

    Построение в шеренгу

    Ходьба по кругу; на носках, на пятках.

    Бег по кругу.

Основная часть:

    Общеразвивающее упражнение.

    Упражнение в равновесии (ходьба по доске)

    Упражнение в прыжках (на месте и с продвижениями)

Заключительная часть:

Игра низкой активности с элементами ползанья.

Вторая неделя;

Цель: Обучение упражнениям в прыжках, упражнять метанию.

Задачи: Построение в колонну, обучение прыжкам, упражнять метанию.

Вводная часть:

    Построение в ширенгу.

    Ходьба змейкой

    Бег по кругу

Основная часть:

    Общеразвивающее упражнение.

    Упражнение в прыжках (перепрыгивать через предметы)

    Упражнение метание (бросать мяч в корзину)

Заключительная часть:

Игра средней активности с элементами метания.

Третья неделя;

Цель: Обучение упражнению в метении, упражнять равновесию.

Задачи: Построение в колонну по одному, обучение метанию, упражнение на равновесие.

Вводная часть:

    Построение в шахматном порядке.

    Разминка.

    Ходьба и бег по кругу.

Основная часть:

    Развивающее упражнение

    Упражнение метанию (мяч бросать в цель)

    Упражнение на равновесие (ходьба на доске)

Заключительная часть: Игра низкой активности с элементами равновесия.

Четвертая неделя;

Цель: Обучение лазанью, упражнять в равновесии.

Задачи: Построение в колонну, упражнять в равновесии.

Вводная часть:

    Построение в шеренгу.

    Ходьба “ Паровозиком”

    Бег по кругу.

Основная часть:

    Развивающее упражение.

    Упражнение на лазанье (через препятствие)

Заключительная часть: Игра высокой активности с элементами.

3.Организация и проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья.

Организация умывания

Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами. Сначала объясняют детям (напоминают) правила при умывании:

    Перед умыванием закатать рукава;

    Намочить руки водой;

    Хорошо намылить руки (до образования пены);

    Смыть мыло над раковиной;

    Отжимать воду с рук над раковиной (не стряхивать воду с рук);

    Руки вытирать насухо личным полотенцем;

    Поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок.

В процессе следят, чтобы у раковины было 2 – 3 ребенка, чтобы не толкали друг друга. При необходимости делают замечания. Дети должны пользоваться личным полотенцем, аккуратно вешать его на свое место. Уточнить название умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина) , цвет, форма материала (из чего сделана мыльница), другие свойства (вода теплая, холодная).

Планируя культурно-гигиенические навыки в процессе умывания, воспитатель должен руководствоваться Программой своей группы, учитывая особенности развития детей, использовать разнообразные приемы руководства их деятельностью.

Формирование у детей привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прической; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос носовым платком.

Организация питания;

Дети старшей группы вместе с воспитателем и его помощником начинают осваивать навыки сервировки стола, т. е. дежурят по столовой, одевают специально сшитые фартуки и накрывают на стол, ставят нужную посуду и выкладывают приборы с нужной стороны (ложки, вилки и ножи). Ножи безопасны для детей с притупленным лезвием. Дети со старшей группы должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами. Когда вся работа детей закончена, помощник воспитателя разливает готовую пищу. Дети садятся кушать, за столом воспитатель проговаривает вместе с ними, что они кушают, из чего приготовлено это блюдо, что в нем полезного.

Организация питания в детском саду должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада. Для этого, ежедневно мы вывешиваем меню в группах. Родителям следует в вечернее время (ужин) давать ребенку такую пищу, которую он не ел в детском саду.

За качеством приготовления пищи, соответствием ее физиологическим потребностям детей в основных пищевых веществах, санитарным состоянием пищеблока, соблюдением правил личной гигиены работниками и организацией питания детей в группах следит заведующая детского сада. Ежедневно производится брокераж готовой продукции, специально созданной для этого комиссией с записями в соответствующий журнал. Также имеются все технологические карты приготовления блюд.

Организация одевания

Опыт показал, что в разновозрастных группах внимание воспитателей и младшего воспитателя обращается в первую очередь на малышей: их приучают раздеваться сидя на стульчиках, в определенной последовательности, без лишней суеты, торопливости и шалостей. Помогать малышам (в воспитательных целях) воспитатель приглашает старших детей.

При сборах на прогулку целесообразно одевать детей постепенно и подгруппами отсылать их с младшим воспитателем. Воспитатель сам упражняет младших в навыках правильного и последовательного одевания, проводя в этом отношении целенаправленную работу.

Таким образом, организация питания, умывания, одевания и раздевания детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в небольшое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть и т.д., но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения. При этом важно:

Воспитателю надо четко представлять объем программных требований для каждой группы;

При формировании навыка следует сосредотачивать внимание детей на совершенствование отдельных умений, в первую очередь тех, которыми дети владеют еще плохо или не владеют совсем;

Воспитание культурно-гигиенических навыков – процесс сложный и длительный. Одни умения формируются на протяжении всего дошкольного детства (правильно пользоваться приборами и т.п.), а другие важно сформировать в определенном возрасте, а на их основе в дальнейшем будут решаться новые задачи;

При воспитании навыков следует соблюдать принцип постепенности – от простого к сложному, т.е. навыки, формирующиеся на протяжении всего дошкольного возраста, от года к году расширяются в объеме и усложняются требованиями воспитателя к их выполнению (например, у детей 3-5 лет умение правильно одеваться и раздеваться формируется, а перед старшими ставится задача делать это быстро).

При формировании навыков использовать индивидуальный подход к каждому ребенку;

В зависимости от конкретных задач по отношению к воспитанникам своей группы надо подбирать и методику педагогического воздействия (в одних случаях – показ, в других – напоминание и т.п.);

Создавать благоприятную обстановку для формирования навыков личной гигиены (красивое душистое мыло, спокойный тон взрослого и т.п.);

Малышей приучают к самостоятельности, используют стремление здорового ребенка все сделать самому;

Старшие требуют контроля за качеством выполнения навыков: делать все обстоятельно, быстро, но аккуратно, без напоминания взрослых;

Требования к детям должны быть постоянны и едины у всех взрослых, воспитывающих детей (включая родителей).

Организация дневного сна;

При недостатке сна (1,5 часа в сутки) выносливость нервных клеток у детей ослабевает, наступают снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может привести к невротическим расстройствам. Поэтому общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часов, из которых 2 – 2,5 часа отводят дневному сну.

При организации дневного сна учитываются следующие правила:

1. в момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна;

2. первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель;

3. спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3 – 5 градусов;

4. во время сна детей присутствие воспитателя (или помощника воспитателя) в спальне обязательно;

5. необходимо правильно разбудить детей, дать возможность 5 – 10 минут полежать, но не задерживать их в постели.

Тема 6. Методика организации и проведения умывания, одевания, питания, прогулок, сна в соответствии с возрастом детей дошкольного возраста

Самостоятельная работа № 5

На основе анализа Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» составить таблицу «Формирование культурно-гигиенических навыков»

Задание.


  1. Вспомните содержание структуры «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее Программа) под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

  2. В разделе «Содержание психолого-педагогической работы» в каждой возрастной группе проанализируйте содержание образовательной области «Здоровье», изучите задачи по формированию культурно-гигиенических навыков, заполните таблицу. Проследите изменение ведущих задач, заполняя таблицу:

Возрастная группа
Виды КГН

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа




Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков

Умывание

Чистка зубов

Причесывание

Одевание

Чистка и мытье обуви

Уход за верхней одеждой

Уборка постели

Прием пищи, питье

В туалете

Содержание носа в чистоте

Содержание личных вещей в чистоте

Рекомендуемая литература:

Самостоятельная работа № 6

Изготовление альбома малых художественных форм (потешек), направленных на формирование культурно-гигиенических навыков


  1. Подберите потешки для проведения режимных моментов:

  • Умывание

  • Причесывание

  • Одевание, раздевание

  • Прием пищи, питье

  • Укладывание на сон

  1. Оформите альбом, которые вы можете использовать в проведении режимных моментов и разучивании с детьми.

  1. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80 с.

  2. Асташина М.П., Трещеева О.Л. Фольклор в физическом воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание. 1997. № 3.

Самостоятельная работа № 7
Составление тезисного конспекта «Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста»
Задание:


  1. Используя представленные ниже учебные пособия, прочитайте содержание соответствующего учебного материала.

  2. Составьте тезисный конспект «Развитие психофизических качеств» по плану:

  1. Определение «психофизические качества».

  2. Краткая характеристика психофизических качеств:

  • Сила

  • Ловкость

  • Гибкость

  • Выносливость

  • Равновесие

  1. Методика развития психофизических качеств у детей дошкольного возраста.

  1. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений / Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М.; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.70-71.

  2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. – С. 102-128.

  3. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / [С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский и др.]; под ред. С.О. Филипповой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 101-112 с.

Самостоятельная работа № 8

Составить картотеку подвижных игр (не менее 20 карточек).

Задание.


  1. Проанализируйте содержание образовательной области «Физическая культура» по разделу «Подвижные игры» классифицируя игры по видам движений, степени подвижности и заполните таблицу:

Виды игр

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа


  • С ходьбой и бегом

  • С ползанием, подлезанием, лазанием

  • С бросанием и ловлей, метанием

  • С подпрыгиванием, прыжками

  • На ориентировку в пространстве

  • Эстафеты

  • С элементами соревнований

  • Народные игры

  1. Составьте картотеку подвижных игр: по пять карточек для каждой возрастной группы, не менее 20 карточек в четырех конвертах.
Размер карточек 7,5 – 12,5 см. Карточки вложите в оформленный для возрастной группы конверт.
Пример карточки:

1 сторона 2 сторона



  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2012.







Самостоятельная работа № 9

Изготовление альбома физкультминуток, считалок

Для разработки альбома внимательно прочитайте.

Физкультминутки – кратковременные физические упражнения, имеющие цель предупреждения утомления, восстановление умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Они улучшают кровообращение, снимают утомление нервной системы, активируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3 – 4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5- 2 минут со средней группы. Термин «физминутка» с детьми не используется.

Основные формы проведения физкультминуток

В форме общеразвивающих упражнений. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц, прыжки, бег на месте или ходьба.

В форме подвижной игры средней подвижности, не требующей большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.

В форме дидактической игры с движением, которая хорошо вписывается в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике.

Форме отгадывания загадок, которые дети отгадки изображают движениями. Н- р: зайчик, медведь, лягушка, елка, гриб и т.д. Их ценность в том, что ребенок ищет двигательный образ для отгадки, а это в свою очередь, способствует интенсификации процессов мышления, поиску наиболее выразительных движений.

В форме танцевальных движений под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Мелодии должны быть умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.

В форме выполнения движений под текст стихотворения: т екст стихотворений должен быть высокохудожественным, преимущество отдается стихам с четким ритмом; содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

В форме любого двигательного действия и задания: имитационные движения, трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Требования к проведению физкультминуток

Проводятся на начальном этапе утомления (8 -я, 13-я 15-я мин занятия – в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала).

Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.

Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.

Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.



Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

Считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре. Считалка водит ребенка в игру, служит самоорганизации детей, способствует выработке честности, чувство товарищества, несет познавательную, эстетическую и этическую функции. У детей развивается фантазия, творчество, наблюдательность, так как темы считалок дети берут из жизни людей, животных, наблюдений за явлениями природы.

Классификация считалок : считалки – числовки, заумные считалки, считалки - заменки.


  1. Оформите альбом физкультминуток, считалок. Альбом состоит из карточек по двум разделам: «Физкультминутки», «Считалки». Размер карточек 7,5 – 12,5 см. Карточки вложите в оформленный для каждого раздела конверт.
В каждом конверте не менее 10 карточек. Пример карточек:

Физкультминутки Считалки

Эники-бэники

Ели вареники

Эники-бэники-клопс.

Вышел на палубу

Быстрый матрос.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули

Ветер сбивают росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем


  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

  2. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ – М., 2007.

  3. Асташина М.П., Трещеева О.Л. Фольклор в физическом воспитании дошкольников. // дошкльное воспитание. 1997. № 3.

  4. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М.; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.196., С.274-278.

  5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. М., 2008

  6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. – С. 78-85., С. 295.

  7. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский и др.]; под ред. С.О. Филипповой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 224 с.

  8. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Академия, 2007. – 192.
Самостоятельная работа № 1о

Разработка сценария физкультурного досуга (праздника) в одной возрастной группе (возрастная группа по выбору студента)

Задание:


  1. Из раздела «Культурно-досуговая деятельность» программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» выпишите примерный перечень спортивных развлечений. Заполняя таблицу проследите изменение ведущих задач:

Возрастная группа

Задачи КДД

Примерный перечень спортивных развлечений

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

  1. Для разработки плана-конспекта физкультурного досуга внимательно прочитайте
Рекомендации к подготовке и проведению физкультурного досуга

  1. Принципы составления конспекта:

  • Соответствие двигательных заданий возрасту детей, уровню их физической подготовленности;

  • Принцип оздоровительного, развивающего и воспитывающего характера – выполнений заданий, требующих у детей развития физических качеств, нравственно-волевых качеств, умение действовать в коллективе, повышать двигательную активность;

  • Принцип наглядности . Использование сюрпризного момента;

  • Принцип сознательности . Предполагает понимание детьми сути предложенной темы развлечения, содержания двигательных заданий, которые они производят, а также понимания содержания литературного сопровождения этих заданий;

  • Принцип доступности . При подборе двигательных заданий учитывается возраст детей, состояние здоровья уровень их физической подготовленности. Одним из основных условий доступности является постепенное усложнение заданий, их преемственность;

  • Принцип систематичности . В чередование нагрузки и отдыха, на физкультурном развлечение одни задания выполняются вместе, другие по очереди.

  1. Вариант проведения физкультурного досуга (праздника):

  • Построен на знакомых подвижных играх и игровых упражнениях;

  • Построен на элементах одной из спортивных игр;

  • Построен на играх-эстафетах;

  • Построен на одном из спортивных упражнений или основных движениях (лыжный, плавательном бассейне, с метанием, на велосипедах и т.д.);

  • Спортивно-музыкальный (соревнуются в качественном выполнений движений под музыку).

  1. Участие детей в выполнении заданий (фронтальные формы организации, подгруппами, индивидуальные).

  2. Разнообразие предложенных двигательных заданий (с бегом, с прыжками и т.п.)

  3. Учет воспитателем индивидуальных особенностей детей.

  4. Участие воспитателя в проведении досуга:

  • Только объясняет задания;

  • Участвует в судействе;

  • Помогает тем, кто не может организовать свои действия;

  • Помогает слабым детям;

  • Проводит итог с учетом особенностей команды или группы.

  1. Атрибутику досуга, его эстетическую, практическую воспитательную ценности.

  2. Использование музыкального сопровождения.
Структура развлечения:

    1. Открытие праздника – выход участников, построение, парад участников, их приветствие. Представление судейской коллегии, порядок подсчета баллов.

    2. Показательные выступления из комплекса общеразвивающих упражнений с крупными предметами под музыкальное сопровождение или музыкально-ритмические движения.

    3. Проведение игр с элементами соревнований, эстафеты, различных видов спортивных упражнений и игр.

    4. «Сюрпризный момент», аттракционы, загадки.

    5. Подведение итогов, награждение детей. Общий танец, парад участников, общее фотографирование.

  1. Используя рекомендованный список методических источников подобрать сценарии физкультурных развлечений для зимнего и летнего сезона (2 штуки).

  1. Используя подобранный сценарий разработать план - конспект физкультурного досуга в одной возрастной группе (возрастная группа по выбору студента) придерживаясь следующего плана:

  • Тема:

  • Возрастная группа:

  • Цель:
Задачи: закрепление и совершенствование двигательных навыков ….., воспитательные и развивающие.

  • Предварительная работа:

  • Оформление зала:

  • Оборудование и инвентарь:

  • Форма одежды детей:

  • Ход развлечения:

1 часть

Вход детей в зал под музыку, перестроение в две колонны.

Приветствие команд, представление жюри.

Разминка – комплекс общеразвивающих упражнений под музыку.

2 часть

Сюрпризный момент, аттракционы, загадки.

Игры – эстафеты.

3 часть

Подведение итогов и награждение, уход детей под музыку.

  1. При разработке конспекта учитывайте требования к организации досуга:

  • Тщательная предварительная подготовка и разработка программы;

  • Создание творческой группы для разработки сценария и проведения мероприятия;

  • Повторение упражнений, подвижных игр, эстафет на физкультурных занятиях, прогулке, в самостоятельной деятельности.

  • Чередование мест проведения (спортивная площадка, лесная полянка, парк, спортивное сооружение и т.д.), его оформление.

  • Обеспечение достаточно высокой двигательной активности через правильный подбор упражнений, поочередное выполнение заданий - подвижные и спортивные игры, эстафеты, танцы, упражнения с элементами акробатики и художественной гимнастики, показательные выступления из общеразвивающих упражнений и др.

  • Широкое использование художественного слова – стихов, загадок, игровых упражнений. Сюрпризный момент.

  • Максимальное и рациональное использование физкультурного оборудования.

  • Музыкальное сопровождение.

  • Соответствие одежды детей тематике мероприятия, температуре воздуха, состоянию погоды.
Рекомендуемая литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

  2. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений / Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М.; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.198-201.

  3. Карнейчик В. Каникулы в детском саду. // Здоровье дошкольника. 2012. № 6. С. 3-6.

  4. Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьева
    Спортивные праздники и развлечения. – М., 2001.

  5. Нечитайлова А., Полунина Н., Архипова М. Детские Олимпийские игры // Здоровье дошкольника. 2013. № 2. С. 10-15.

  6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. – С. 297-301.

  7. Пояркова Т.Ю. Олимпийские игры в детском саду. // Инструктор по физической культуре. 2013. № 6. С. 106-113.

  8. Привезенцева Е. Школа юного защитника // Здоровье дошкольника. 2013. № 2. С. 2-4.

  9. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / [С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский и др.]; под ред. С.О. Филипповой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 224 с.

  10. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду М.,2001.

  11. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Академия, 2007. – 192.

Ирина Сеничева
Развитие навыков самообслуживания у детей ясельной группы

Цель : выявить эффективные методы и условия формирования навыков самообслуживания (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры) у детей ясельной группы

Актуальность :

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.

Задачи :

1. Изучить и проанализировать теоретические основы проблемы формирования навыков самообслуживания у детей ясельного возраста .

2. Обогатить предметно-развивающую среду группы (дидактическими играми, пособиями) .

3. Подобрать соответствующие мероприятия для формирования у детей ясельной группы навыков самообслуживания .

Прогнозируемый результат :

Овладение навыками самообслуживания детьми ясельной группы ;

Повышение педагогической компетентности родителей по воспитанию навыков самообслуживания у детей ясельной группы .

Этапы самообразования :

1 этап - изучение научной и учебно-методической литературы

2 этап - формирование опыта по теме, внедрение в практику

3 этап – представление опыта по теме

Перспективный план работы

Режимные моменты Непосредственная образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя и детей

Практическая деятельность детей

Работа с родителями

Октябрь – ноябрь - декабрь

Питание Игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно кушать» Чтение потешек «Ладушки,ладушки» , «Тушки, тутушки» Дид. игра «Покажем Зайке как нужно правильно держать ложку» Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет »

Умывание и навыки опрятности Рассматривание и беседа по картинкам : «Дети моют руки» , «Мама моет дочку»

Дид. игра «Кукла заболела» Чтение потешек «Водичка, водичка»

«Буль – буль – буль журчит водица» Дид. упр «Сделаем лодочки»

«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

«Оденем куклу Машу на прогулку» , «Разденем куклу после прогулки» Чтение потешеки «Наша Маша маленькая» , «В небе солнышко гуляет» Дид. игра «Покажи свое полотенце» Дид. упражнение «Туфельки поссорились _ подружились» , «Разложи одежду по местам»

Январь – февраль - март

Дид. игра «Накормим куклу Машу» , «Кукла Таня обедает» Чтение потешки «У бабушки калачи» , «Пошел котик на торжок» Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки» , Игровая ситуация : «Мы обедаем» . Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды»

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет »

Умывание и навыки опрятности Занятие «Мыльные перчатки»

Игровая ситуация «Расскажем зайке, как пользоваться носовым платком»

Рассматривание сюжетных картинок : «Дети купаются» .

Чтение потешки «Петушок – петушок» Дид. упр-е «Причешем куклу»

Сюжетно ролевая игра : «Парикмахерская»

Одевание - раздевание Дид. игра «Подберем куклам одежду» «Приведи куклу в порядок»

Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»

Дид. игра : "Хитрые башмачки"

Занятие : «Застегни и зашнуруй» .

Дидактическое упражнение : «Уложим куклу Олю спать» .

Апрель – май - июнь

Питание Дид. игра «Обед у кукол» «Поможем накрыть на стол» Чтение рассказа «Маша обедает»

Чтение потешки : «Я состряпаю калач» Дид. упр-е «Покажем Хрюше, как надо правильно кушать»

Игры детей в кукольном уголке : «Накроем столик для кукол» , «Кукла Катя пьёт чай» .

Круглый стол «Использование стишков и дид. игр в воспитании навыков самообслуживания у детей »

Умывание и навыки опрятности Дид . игра «водичка, водичка» Игра - занятие «Носики - курносики Дидактическое упражнение : «Покажем мишке, как нужно вытираться своим полотенцем» .

Дид. игра «Умоем куклу»

Чтение потешки «Ай лады, лады, лады» Игра «Фонтанчик»

Дид. игра : «Купаем куклу Катю» . Рассматривание сюжетных картинок.

Одевание - раздевание Дид. игры «Научим Степу одеваться на прогулку» .

Дид. игра «Поучим Зайку застегивать пуговицы»

Чтение потешек : «Вот они сапожки» Разучиваем стих «Маша варежку одела»

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» : – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать» Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года) .

Июль – август - сентябрь

Питание Дид. игры «Что нужно кукле!» «Обед у кукол» Дид. упр-е «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»

Чтение С. Капутикян «Кто скорее допьёт» Игровые ситуация :

«Мишка пригласил в гости зайку и ёжика»

Дид. упр. «Как я умею аккуратно кушать» Беседы с родителями :

Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке.

Умывание и навыки опрятности Рассматривание картинок : «Девочка чумазая» , «Девочка аккуратная» .

Игра-ситуация «Вымой кукле руки» , «Умывалочка» Чтение стихотворений А. Барто «Девочка чумазая» . Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло» . Дидактическая игра : «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета) . Дид. игра «Куклы в гостях у детей »

«Расти, коса, до пояса»

Одевание - раздевание Дид. игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик»

Дид. игра «Каждой вещи свое место»

Чтение И. Муравейка «Я сама»

Чтение потешки : «Раз, два, три, четыре, пять-собираемся гулять» Дид. игра «Кукла Оля проснулась» Игровая ситуация «Я одеваться сам могу»

Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»

Виктория Жихарева
Статья «Особенности организации режима в группах раннего возраста»

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста .

Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно :

1. выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста ;

2. сохранение постоянства, последовательности и постепенности в проведении режимных процессов . Постоянство должно сохраняться не только в плане ежедневности, но и в плане постоянства требований со стороны всего персонала группы .

Основная задача группового персонала при организации режимных моментов является забота о здоровьи и физическом благополучии ребенка. Этому способствует :

Своевременность приема пищи;

Своевременность и достаточная продолжительность дневного сна;

Соответствие одежды детей микроклимату в группе и сезону на улице .

Принципы эффективного распределения обязанностей между персоналом группы :

воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования. Воспитатель должен выполнять основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности.

Помощник воспитателя обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком.

Основные принципы организации режима в группах раннего возраста :

1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.

2. Обеспечить единство и постоянство подхода со стороны ВСЕХ воспитывающих лиц, а именно :

Детский сад,

Преемственность в работе всего персонала группы .

3. Обеспечить частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации ;

4. Обеспечить доброжелательное общение взрослого с ребенком, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе . Общение должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых слов, обращенных к детям. Но нужно помнить при этом, что идти они должны от чистого сердца. Избегайте дежурных слов и фраз!

5. Обеспечить правильное поведение взрослого. Помнить золотое правило : поведение взрослого – образец для подражания ребенка. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду) .

6. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе .

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила :

1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

2. При проведении режимных процессов вначале берется подгруппа детей самых маленьких и самых ослабленных, медлительных и наоборот легко возбудимых детей;

3. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

4. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему) .

5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

6. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца. Замечать то новое, чему ребенок уже научился.

7. Необходимо помнить о гигиенических требованиях : к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривания) ; к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления и пр.

8. Использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.

9. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель должен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания

10. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление.

Специфика организации режимных процессов .

Организация проведения прогулки .

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм , всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности.

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой самый трудоемкий и времязатратный процесс. Ежедневно на одевание детей затрачивается около 15% рабочего времени персонала. Поэтому очень важна рациональность организации этого процесса . Самым удобным методом считается так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты и в последнюю очередь пальто (куртки) и шапки. Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

Организация процесса кормления .

Процесс кормления - это не только процесс утоления голода. Взрослый во время еды должен сообщать детям знания и расширять представления, и их словарный запас. Сообщать им названия блюд, их качество и состояние : сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.

Во время кормления столы, за которыми дети сидят, должны быть поделены между воспитателем и помощником воспитателя для наблюдения и оказания необходимой помощи. Дети, севшие за стол первыми, должны закончить есть раньше. Иначе нарушается правило, по которому младшие и слабые дети укладываются спать в первую очередь. Взрослые должны уметь правильно докармливать детей. Не в коем случае не нависать над ребенком! Нужно взять стульчик, сесть рядом с ребенком, и докармливать его чистой ложкой (другой) .

Не забывать обращать внимание на нравственное воспитание, основываясь на подражательности. С раннего детства необходимо воспитывать правильное поведение во время еды : есть молча, не мешать другим, быть аккуратными и др.

Необходимо формировать положительное отношение к процессу еды и к еде. Детей нельзя кормить насильно.

Организация непосредственной образовательной деятельности.

Занятия в группах раннего возраста проводятся 2 раза в день (утром и вечером, длительностью 10 минут по подгруппам . Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т. к. остальные дети находятся под ее присмотром.

Воспитатель должен применять различные приемы, чтобы поддерживать оптимальное состояние возбудимости, предохраняя детей от утомления, которое может возникнуть при постоянном пребывании детей в коллективе в том случае, если в процессе организации воспитания допущены ошибки.

Организация физиологических оправлений и умывания.

Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом непосредственной образовательной деятельности, прогулки, после ее окончания, перед сном и после подъема.

При организации процесса умывания с детьми должны присутствовать воспитатель и помощник воспитателя, т. к. должно формироваться сразу два навыка : правильно мыть руки и лицо и правильно вытирать руки полотенцем.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: