Презентация на тему "конфликты родителей и детей-подростков". Презентация к родительскому собранию "Конфликты в младшем школьном возрасте

Слайд 1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Гаринская средняя общеобразовательная школа
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «Школьные конфликты» Гари, 2016 г.

Слайд 2

Что такое конфликт?
абсолютно естественное в жизни общества явление, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.
Конструктивный
Деструктивный

Слайд 3

Разнообразие школьных конфликтов
« Ученик – ученик »
« Учитель-родитель ученика»
« Учитель – ученик »

Слайд 4

Конфликт «Ученик - ученик»
Причины конфликтов между учениками: борьба за авторитет соперничество обман, сплетни оскорбления обиды личная неприязнь к человеку симпатия без взаимности борьба за девочку (мальчика)

Слайд 5

Способы разрешения конфликта: Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

Слайд 6

Агрессия - действие или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (ударили), так и словесно (оскорбления, угрозы, унижения и др.)

Слайд 7

грубое, жестокое поведение родителей; когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему; взаимоотношения со сверстниками; отношения в семье; противоположные требования; непоследовательность родителей (возникновение противоречий между словами и поступками); особенности биологического развития; СМИ.
Причины агрессивности детей.

Слайд 8

Агрессия, направленная на окружающих людей. Причины:
защита; несдержанность (показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма).

Слайд 9

Если вы заметили в ребенке агрессивное поведение, то предлагается шесть направлений по коррекционной работы:
Это, прежде всего, консультация с педагогами направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей. Снижение уровня личностной тревожности. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в конфликтной ситуации. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие самоконтроля. Формирование собственных эмоций, развитие эмпатии. Формирование адекватной самооценки. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемыми способами, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом. На первых этапах рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. На первых порах ребенок может стать более агрессивным, но через 4-8 занятий, ребенок начинает вести себя более спокойно.

Слайд 10

Да – 10 ч. Конечно да – 1 ч. Так себе – 1 чел. Нет – 2 ч.
1. С удовольствием иду в школу
2. С желанием выполняю домашнее задание
Да – 8 ч. Нет – 6 ч.

Слайд 11

Да – 12 ч. Да, да, да, да – 2 ч.
3. У меня есть любимый учитель
4. У меня достаточно времени для занятий по интересам.
Да – 10 ч. Нет – 3 ч.

Слайд 12

Да – 11 ч. Да, да, да, да – 2 ч. Конечно да – 1 ч.
5. Мне нравиться мой класс
6. У меня достаточно времени для занятий по интересам.
Да – 10 ч. Нет – 3 ч.

Слайд 13

Нет – 12 ч. Нет, нет, нет, нет – 1. Нет конечно – 1 ч.
7. Хочу перейти в другую школу
8. На каникулах скучаю по школе
Да – 10 ч. Нет – 4 ч.

Слайд 14

Да – 13 ч. Нет – 1 ч.
9. Когда ты приходишь в школу, в свой класс, ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече?
10. Кому из детей ты написал бы поздравительную открытку?
11. Кому не написал бы?

Слайд 15

Конфликт «Учитель-родитель ученика»
Причины конфликтов: разные представления сторон о средствах воспитания; недовольство родителя методами обучения педагога; личная неприязнь; мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку.

Слайд 16

Способы разрешения конфликта: 1. При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Слайд 17

Способы разрешения конфликта: 2. Открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

Слайд 18

Способы разрешения конфликта: 3. После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Слайд 19

Конфликт «Учитель - ученик»
Причины конфликтов: отсутствие единства в требованиях учителей чрезмерное количество требований к ученику непостоянство требований учителя невыполнение требований самим учителем ученик считает себя недооцененным учитель не может примириться с недостатками ученика личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Слайд 20

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта:
Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие. Второй момент - анализ ситуации без превратности. Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта. Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу - выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти. Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Слайд 21

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
№ п/п ФИ учащегося I ч. II ч.
1 Воробьёва Н. 60 сл. «5» 70 сл. «5»
2 Зальман И. 20 сл. «2» 30 сл. «3»
3 Иваненко П. 57 сл. «5» 70 сл. «5»
4 Карманович С. 31 сл. «4» Н.
5 Лобанова М. 51 сл. «5» 57 сл. «5»
6 Нефёдков Д. 30 сл. «3» 44 сл. «4»
7 Новикова Д. 27 сл. «3» 40 сл. «4»
8 Ободенко И. 26 сл. «3» 34 сл. «3»
9 Рычкова Д. Н. 64 сл. «5»
10 Сосламбеков А. 51 сл. «5» 66 сл. «5»
11 Судьина Л. 34 сл. «4» 45 сл. «4»
12 Тукмачев А. 74 сл. «5» 96 сл. «5»
12 Филипьева К. 111 сл. «5» 101 сл. «5»
14 Шалагин В. 88 сл. «5» 106 сл. «5»

Возрастные особенности детей и педагогов, влияющие на их поведение в конфликте, должны учитываться при анализе и поиске выходов из конфликтной ситуации.

Чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития.

В процессе развития личности при переходе от одной возрастной ступени к другой могут возникают возрастные кризисы - относительно непродолжительные по времени периоды, характеризующиеся резкими изменениями личности.

Школьное детство начинается с критического, или переломного периода, который традиционно называется кризисом семи лет. К семи годам возникают такие сложные новообразования, как оценка самого себя, самолюбие, появляются новые противоречия между восприятием самого себя, отношением к себе и оценками окружающих, взрослых и сверстников.

Приход в школу - одно из важнейших событий в жизни человека. Прежде всего, это включение в принципиально новую систему отношений с жёстким ролевым распределением, с заданными технологиями и чётко формализованной ответственностью, что означает есть установленные правила и есть вполне ясные и достаточно жёсткие санкции, непременно следующие не только вслед за их нарушением, но и за попытками невыполнения.

Для школьников младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний. Переключаемость и высокая степень конформности способствуют защищенности психики младшего школьника. Однако кратковременность нервных переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто.

У ребёнка младшего школьного возраста начинает формироваться и проявляться собственная позиция, собственное мнение, которое нередко противоречит мнению взрослого, но не достаточно навыков отстаивания этой позиции. В большей мере детям начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего учителя, ведь он выступает как эталон мудрости и поведения. В конфликтной ситуации ребенок ждет от педагога помощи, поддержки. Но, к сожалению, в работе с детьми крайне редко возможна гармония (совпадение) между проблемой, созданной поведением ребёнка, и тем, что взрослый предпринимает ради её эффективного преодоления. Тем сильнее потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок получает противоположное, и он вынужден искать самостоятельное решение неадекватными способами (агрессия, гнев, раздражение, стыд, угрызения совести, тревога и т. п.).



На основе анализа и обобщения конфликтов в начальных классах их можно разделить на три группы: дидактические (вызванные в основном приемами дисциплинирования младших школьников и оценки их успеваемости), этические (среди которых отдельно выделены запредельно-этические конфликты, спровоцированные педагогическими “правонарушениями”) и прочие.

В подpостковом возpасте расхождение между внешним и внутpенним становится глобальным: собственное "Я", каким его представляет ребенок, и весь остальной миp pазделены пропастью, которую ему сложно преодолеть. Активное самоутверждение сопровождается ломкой отношений со взрослыми. Прежде безропотно принимаемые суждения учителя могут вызвать протест, сопротивление. Внутренний мир становится для подростка реальностью, которая затмевает настоящую действительность.

Поле возникновения столкновений, конфликтов, недоразумений расширяется и в связи с тем, что вместо одного-двух учителей в начальной школе подросток вступает в общение с десятком и более учителей, тренеров, кружководов и т. д. О личности педагога дети судят по отдельным поступкам, фразам, эмоциям. У подростков легко завоевать авторитет, но легко его и потерять.

Здесь следует подчеркнуть, установленные педагогами - исследователями закономерности так называемого наивного, или интуитивного профессионализма у учащихся. Доказано, что в результате педагогики сотрудничества у школьников вырабатываются критерии оценки учительского труда по его результативности. Наблюдая за своеобразием стиля и специфики труда различных учителей, подростки безошибочно, за редким исключением, выделяют учителей-мастеров, слабых преподавателей и лиц, лишенных способностей научить своему предмету.

В отличии от младших школьников, способных в конфликте применять в основном лишь тактику избегания или приспособления, а протест проявлять в форме слез и жалоб родителям, подростки уже могут открыто противостоять педагогу. Возможны ситуации, когда конфликтующие стороны доводятся до нервных срывов и в состоянии аффекта могут не давать отчета своим поступкам. Конфликты подростков и преподавателей могут достигать уже стадии организации, когда субъектом конфликта выступает класс, или группа учащихся. Иллюстрациями к данному утверждению могут послужить примеры массовых уходов с уроков, невыполнений заданий учителя, нарушения дисциплины, срывов уроков и т. д.

Среди конфликтно-стрессовых ситуаций в работе с подростками в литературе выделяются:

1. Конфликты дисциплины (нарушение преимущественно учащимися и редко преподавателями тех или иных правил и порядков, без которых учебный процесс немыслим).

2. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия (чаще всего вызванные фактами, как считают подростки несправедливых отметок за письменные и устные ответы).

Особенно сильное недовольство подростков действиями учителя бывает вызвано подменой функций оценок. Вместо средства, с помощью которого фиксируются факты движения учащихся к овладению знаниями, оценка становится орудием наказаний, мести, запугивания. Встречают у подростков протест и такие несуразности, как манипуляции с оценками, когда единицы вдруг превращаются в четверки, то же происходит с тройками к удивлению подростков. Заявление ученика в форме “вы не правы” в оценке ответа обычно не остается без раздраженной реакции учителя. Это происходит во многом ввиду отсутствия установленного порядка опротестования учащимся отметки, выставленной педагогом.

3. Конфликты в методике обучения (такие, например, методические изъяны в работе учителя на уроке, как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, раскрытие темы наспех).

4. Конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками

5. Конфликты этики.

Старшие школьники в отличие от младших и подростков это особый контингент учащихся.

Старшие школьники более дифференцированно, более глубоко и обоснованно судят о личных и профессиональных качествах учителя. Известно, что переход учителя с опытом обучения подростков в старшие классы сопровождается необходимыми трансформациями всей системы преподавания, общения, требований, стиля, речи, даже интонаций и внешнего вида. Практика совмещения работы учителя в средних и старших классах показывает, что не каждому из педагогов это легко удается. Перенос же подростковых моделей общения в старшие классы вызывает немало недоразумений.

Особое внимание необходимо уделить основным противоречиям юношеского возраста. Одно из них состоит в предъявлении к взрослым завышенных требований при снисходительном отношении к собственному их несоблюдению. Не прощают учителю его промахов и в то же время не осуждают себя за те же или, быть может более серьезные.

Вторым противоречием выступает сосуществование в поступках и сознании старшеклассников принципиальности в большом и беспринципности в малом. Выражается оно в готовности отстаивать правду, во что бы то ни стало, выполнять свой гражданский долг, идти на риск ради достижения социальной справедливости и в то же время допускать чисто детское в своих поступках. Совершать мелкие пакости в школе, классе, по отношению к несимпатичным учителям.

Третье противоречие состоит в эмоционально завышенных переживаниях личных неудач, неприятностей, гипертрофируемых в горе, толкающих старшеклассника к неоправданным поступкам.

Следует отметить довольно сильное расхождение между старшеклассниками и учителями в оценке одних и тех же ситуаций. Оказывается там, где ребята уже переживают ситуацию как конфликт, учителя ещё не воспринимают её таковой и более того, вероятно не замечают, не понимают реакции и состояния учеников в этих ситуациях.

Отчасти разрыв в оценках обусловлен тем, что учителя и ученики по-разному понимают слово “контакт”. Учителя имеют ввиду просто нормальный психологический климат, делающий возможным учебно-воспитательный процесс, тогда как старшеклассники мечтают об эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не бывают массовыми. И все-таки разница между учительскими и ученическими оценками разительна.

Главным препятствием взаимопониманию учителей и учеников является абсолютизация ролевых отношений - “учебоцентризм”. Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося.

Профессия педагога, относящаяся к типу профессий «человек – человек», предъявляет особые требования к его личности, знаниям, умениям и навыкам….

+ Таблица: Оптимальные, допустимые, критические характеристики педагога

+ Профессиональные деструкции.

ПРИТЧА «КОРОБОЧКА» Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так? -Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.


О конфликте говорят: Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Основными признаками конфликта являются: 1. Биполярность – т.е. наличие двух, противоречащих друг другу или несовместимых интересов. 2. Активность, направленная на преодоление противоречия. 3. Наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта. Очень важно знать и помнить, что: 1. Конфликт – это нормально. 2. Конфликт – это необязательно плохо. 3. Конфликт – это может быть хорошо. 4. Конфликт – это то, с чем можно работать.


Решим житейские ситуации: Ситуация 1: Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация. Ситуация 2: На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт. Ситуация 3: Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты. Ситуация 4: Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.




Подростковый комплекс чувствительность к оценке посторонних своей внешности крайняя самонадеянность и без апелляционные суждения в отношении окружающих внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.


Целеустремленность, настойчивость, импульсивность Апатия, отсутствие стремлений и желаний Самоуверенность, ранимость, неуверенность Общение сменяется желанием уединиться Развязность сочетается с застенчивостью Романтическое настроение с цинизмом, расчетливостью Нежность, ласковость на фоне недетской жестокости


Типы конфликтов и причины внутриличностный конфликт - такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом. межличностный конфликт - когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются взгляды и цели таких людей конфликт между личностью и группой - может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс, срывает урок, а один подросток остается в классе…несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы межгрупповой конфликт - возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп




Разрешение внутренних конфликтов: 1) не оставлять трудности в общении с подростком на «саморазрушение»; 2) в процессе воспитания взрослые (родители и учителя) должны брать ответственность на себя за адекватное удовлетворение личностно значимых для подростка потребностей, чтобы не создавать ситуаций для развития внутренних конфликтов и кризисов; 3) взрослый должен повышать свою психологическую компетентность в закономерностях личностного развития в онтогенезе; 4) взрослому необходимо уметь реагировать не на внешние, поведенческие проявления, часто не отражающие истинные проблемы, а на глубоко внутренние, неосознаваемые мотивы поведения подростков; 5) в процессе общения с подростком необходимо выделять потребности личностного развития, которые не нашли удовлетворения и провоцируют внутренние, конфликтные состояния; 6) взрослым необходимо учиться строить адекватные взаимоотношения, способные продуктивно удовлетворять потребности личностного развития детей и подростков. 1) не оставлять трудности в общении с подростком на «саморазрушение»; 2) в процессе воспитания взрослые (родители и учителя) должны брать ответственность на себя за адекватное удовлетворение личностно значимых для подростка потребностей, чтобы не создавать ситуаций для развития внутренних конфликтов и кризисов; 3) взрослый должен повышать свою психологическую компетентность в закономерностях личностного развития в онтогенезе; 4) взрослому необходимо уметь реагировать не на внешние, поведенческие проявления, часто не отражающие истинные проблемы, а на глубоко внутренние, неосознаваемые мотивы поведения подростков; 5) в процессе общения с подростком необходимо выделять потребности личностного развития, которые не нашли удовлетворения и провоцируют внутренние, конфликтные состояния; 6) взрослым необходимо учиться строить адекватные взаимоотношения, способные продуктивно удовлетворять потребности личностного развития детей и подростков.




Отвечаем: часто – 3 балла, от случая к случаю – 2 балла, редко – 1 балл 1. Угрожаю или дерусь. 2. Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней. 3. Ищу компромиссы. 4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. 5. Избегаю противника. 6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей. 7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет. 8. Иду на компромисс. 9.Сдаюсь. 10. Меняю тему. 11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего. 12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось. 13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну. 14. Предлагаю мир. 15. Пытаюсь обратить все в шутку. 1. Угрожаю или дерусь. 2. Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней. 3. Ищу компромиссы. 4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. 5. Избегаю противника. 6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей. 7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет. 8. Иду на компромисс. 9.Сдаюсь. 10. Меняю тему. 11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего. 12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось. 13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну. 14. Предлагаю мир. 15. Пытаюсь обратить все в шутку.




«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым. «Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны. «В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс. «Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей. «Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.











1. Не навязывать свою точку зрения 2. Нельзя шутить и иронизировать над эмоциональными проявлениями 3. Не следует общаться с подростком, как с маленьким 4. Нельзя обострять внимание на промахах и ошибках 5. Нельзя применять физические наказания 6. Воспринимать подростка как равного себе и стать ему другом Как сохранить взаимопонимание (рекомендации)



Родительское собрание-тренинг

7 класс Николаевской

Классный руководитель – Костырко О.В.

Николаев



«Сколько человеческого счастья разбилось в дребезги только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини»

И.Д. Вильде

Конфликт ы в подростковом возрасте, пути их разрешения


  • Дать понятие о конфликте, путях его преодоления
  • Рассказать о типах агрессии у подростков
  • Дать рекомендации родителям для воспитания гиперактивных детей
  • Научить практически преодолевать состояние агрессии, находить выход из конфликтных ситуаций

Подростковый возраст

  • «Слабость цели» Неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно лёгкий отказ от достижения поставленной цели.
  • Для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели».
  • Важна эмоциональная значимость цели.

Умение владеть своим поведением – важное качество зрелого, взрослого человека.

«Мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением»

Выготский Л.С.


«У детей этого возраста, - очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционального более привлекательного поведения за счёт поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение»

Божович Л. И.

  • Школьники часто смешивают проявление таких, например, качеств, как настойчивость и упрямство, следование определённым принципам и стремлениям во что бы то ни стало настоять на своём.
  • Поэтому очень важны беседы с подростками, в процессе которых они научатся различать эти проявления

Существенная черта подросткового возраста,

оказывающая влияние на поведение, развитие

школьника, - сила потребностей, мотивов,

интенсивность и острота эмоциональных реакций.

Здесь требуется работа по обогащению мотивационной

сферы подростков, развитию у них широкого круга интересов, увлечений, становлению системы ценностей.

Обогащать интересы и увлечения

Значительную роль играет наличие чувства собственного достоинства и представление о своём уровне достижений, снижение которого оказывается чрезвычайно болезненным для самого подростка: он не может позволить себе

«упасть в собственных глазах»

Существенное значение имеет формирование

необходимых нравственных качеств школьника,

таких как чувство долга, ответственности.


  • У подростков повышенная потребность в эмоциональном насыщении, причём новых и сильных, с чем бывают связаны весьма рискованные формы поведения, любовь к громкой, «бьющей по нервам» музыке и первое знакомство с наркотиками, алкоголем.
  • Часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. Сравнительная лёгкость возникновения переживаний, эмоциональная напряжённость, психологический стресс.
  • Противоречия в поведении могут приводить к частым и достаточно продолжительным аффектам.

Помощь в период непосредственного протекания аффекта

  • Важно создать условия для «разрядки» аффекта без особо вредных последствий для подростка и окружения:
  • Отвести его в тихую комнату, на какое-то время оставить одного, предоставить возможность разрядить напряжение, дать выплакаться.

2.Когда подросток успокоится, нужно побеседовать с ним. (после приступа аффекта школьник вместе с облегчением часто испытывает чувство вины).


Агрессия - э то


Виды агрессии

Прямая агрессия

  • Вербальная (словесная) – когда насмешничают, иронизируют, обзываются, ругаются матом и т.д.;
  • Физическая – когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.;
  • Материальная – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д.

Косвенная агрессия

  • Частичное игнорирование – непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т.д.);
  • Полное игнорирование – бойкот;
  • Другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.)

  • Недостатки семейного воспитания
  • Неполная семья с нарушенными функциональными связями
  • Гиперопека, чрезмерный контроль и нудные поучения, наставления
  • Эмоциональная холодность, чрезмерная строгость
  • Попустительский стиль воспитания
  • Агрессивное отношение родителей к детям (физические наказания, оскорбления и т.п.)
  • Несформированность у детей моральных норм, общественных ценностей
  • Недостаточность произвольности в поведении
  • Вседозволенность, наличие большого количества свободного времени, несформированность круга интересов

  • Ситуационные
  • Ответная агрессивность, на присутствие новых взрослых или сверстников;
  • Чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
  • Введение ограничений в поведение ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности выполнения заданий ребенком);
  • Новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
  • Нарастание утомления и пресыщение у ребенка и др.
  • Наследственно-характерологические
  • Наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению;
  • Психопатоподобное, возбудимое поведение родителей или родственников;
  • Наличие выраженной тревожности и гиперактивности у детей.
  • Резидуально-органические
  • Травмы головного мозга;
  • Минимальная мозговая дисфункция.
  • Социально-бытовые
  • Неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе;
  • Неадекватно-жесткий родительский контроль;
  • Враждебное или оскорбительное отношение к ребенку;
  • Ситуация налаживания совместной деятельности;
  • Необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений.

Типы агрессии у детей

Тип агрессии

Характеристика

Двигательно-расторможенные дети. Чаще всего воспитываются в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности

Обидчивый и истощаемый

Ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением

Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе игровые ситуации с правилами

Свойственна повышенная чувствительность, обидчивость, раздражительность, ранимость. Причины: недостатки воспитания, трудности обучения, особенности созревания Н.С.

Агрессивно-боязливый ребенок

Помогите ребенку разрядить психическое напряжение (шумная игра, поколотите что-нибудь). Стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок всегда агрессивен.

Часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям (эти люди уже не образец для подражания). Он переносит свое настроение, проблемы на этих людей.

Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

Враждебность, подозрительность – средство защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения»

Агрессивно-безчувственный ребенок

Работайте со страхами, моделируйте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее.

Способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена.

Нужно стимулировать гуманные чувства. Приучайте ребенка нести ответственность за свои поступки

Типы агрессии у детей


  • Слишком бурные проявления своих чувств, как правило, не решают проблемы, а лишь создает новые.
  • С другой стороны, если постоянно подавлять в себе свои эмоции и стремиться быть спокойным, то это вредно скажется для нашего здоровья.
  • Прекрасными помощниками для успокоения своего душевного состояния являются ванна и душ.
  • Часто, причиной повышенной раздражительности является неправильно организованный режим дня.
  • Каждому человеку ежедневно необходим полноценный сон, чтобы накопить новые силы на завтрашний день.
  • В свободное от учебы время активно отдыхайте.
  • Полезно проводить как можно больше свободного времени на свежем воздухе, а лучше на природе.
  • Вообще избежать конфликтных ситуаций невозможно в нашей жизни. Поэтому научитесь управлять своими эмоциями.
  • И, наконец, из каждой возникшей ситуации извлекайте для себя урок на будущее.

  • «Крестики-нолики»
  • «Бумажный волейбол»
  • «Цыпленок из яйца»
  • «Дерево настроения»
  • «Покажи, где в твоём теле прячется злость» и другие…
  • «Разукрась шары»
  • «Бумажка»
  • «Считалочка»
  • «Спрячь обиду»
  • «Руки»
  • «Зеркало»



Правила для детей жизненно необходимы

  • Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.
  • Взрослые должны согласовать правила между собой.

Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

  • При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
  • Дайте свободу .

Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.

  • Никаких нотаций

Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените, стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

  • Уступает тот, кто умнее .

Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

  • Не надо обижать .

Причины отклонения в поведении детей.

  • Потеря веры в собственный успех .
  • Борьба за внимание .

Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе, а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»

Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.

  • Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи! Как горько приходиться осознавать, что в последнее время в нашем современном обществе всё чаще возникают суицидальные проявления со смертельным исходом.
  • Борьба за самоутверждение .

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.

  • Желание отомстить .

Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (бабушка опекун), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.


уровни

Коллектив

Семья

Среда неформального общения

Друг

Лидер

Привязан к родителям

Формальный помощник

Имеет временные роли

Замкнут, отгорожен

Приветствуемый

Без определенной роли,

Независимый в группе

Конфликтен

Примыкающий без проблем

Примыкает к одному из родных

Без роли и без поддержки

в коллективе

Разрыв с семьей (бродяжничает)

Изолированный

Вне группы, но пользующийся приязнью

Выталкиваемый из семьи

Примыкающий ценой

жертв (помыкаемый)

Отвергаемый


Для всех

Сформулировать проблемы, которые приводят, по – вашему мнению, к частым конфликтам в школе

1 группа

Распишите возможный коллективный план действий по разрешению вашей проблемы по пунктам или изобразите его в виде схемы.

2 группа

Каждому участнику группы записать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные.

3 группа

  • Взвесив все «за» и «против», выберите лучшие варианты решения проблемы. Возможно, что у вашей группы он будет только один. В карточке вашей группы напротив выбранных вами вариантов напишите их положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант





Типы конфликтов

  • Социальный конфликт
  • Эмоциональные или личностный конфликт
  • Внутриличностный конфликт
  • Межличностные конфликты
  • Конфликт между личностью и группой
  • Межгрупповой конфликт

Московский государственный социальный университет Академия социальной работы Кафедра социальной психологии Семенов Алексей Валерьевич « Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах»























Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др.

Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает противоречие, помогает прояснить отношения и т.д.

Признавая конфликт нормы общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизма психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.
















Народная мудрость о конфликтах и способах их решения


  • Создать атмосферу сотрудничества;
  • Стремиться к ясности отношений и общения;
  • Признать наличие конфликта;
  • Договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);
  • Очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;
  • Добиться соглашения;
  • Установить срок решения;
  • Воплотить план в жизнь;
  • Оценить принятое решение.

Пути преодоления конфликтов выбор стратегии

  • Авторитарная стратегия – подавление в подростке «ощущения взрослости» любыми способами
  • Компромиссная стратегия –договор между сторонами
  • Демократическая стратегия –общение с подростком на равных
  • Стратегия нейтралитета – невмешательство в дела подростка: каждый живёт своей жизнью
  • Полистратегия - использование различных стратегий в зависимости от конфликта


Способы разрешения конфликта

Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:

  • Возникновение конфликта.
  • Осознание данной ситуации сторон.
  • Конфликтное поведение.
  • Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

Выделяют пять способов разрешения конфликта:

Стиль

Сущность стратегии

Соревнование (конкуренция)

Условия эффективного применения

Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Уклонение (избегание)

Недостатки

Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения.

Уход от ответствен­ности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера.

Приспособление

Сглаживание раз­ногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план.

При поражении - неудов­летворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.

Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время.

Переход конфликта в скрытую форму.

Предмет разногласия более важен, для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти

Вы уступили. Решение откладывается


Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Сотрудничество

Одинаковая власть.

Взаимоисключающие

интересы.

Нет резерва времени.

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены

Есть время. Решение важно обеим сторонам.

Временные и энергетические затраты. Не гарантированность


  • Не отвечайте на агрессию агрессией;
  • Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
  • Дайте возможность оппоненту высказаться;
  • Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;
  • Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;
  • Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.

Пути преодоления конфликтов

И пусть идут, летят года,

За веком век считая.

Пусть распри, споры меж людей

Уйдут следы сметая.

В душе останется любовь

К родной земле, к родному краю

Пусть не прольется больше кровь…

Сердца, что лед, пускай растают.


  • Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
  • Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
  • Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
  • Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
  • Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
  • Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
  • Успехов Вам!

  • Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут все без труда. Слова порой запутаны, Пример же - никогда. Тот лучший проповедник - Кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии - Вот лучшая из школ. И если все мне показать - Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить,

И мыслям, и словам, Но я уж лучше погляжу,

что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму, Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живешь, По правде или нет.





Понравилась статья? Поделиться с друзьями: