Преодоление негативизма. Детский негативизм: что делать с маленьким «протестантом

4 2 664 0

Понятие негативизма очень широкое. Чаще всего о нем говорят в рамках темы детей и подростков. Но этот симптом проявляется при всевозрастных проблемах: кризисах, депрессиях, психических расстройствах. Им часто страдают алкоголики и наркоманы. Что такое детский негативизм? Это когда даришь ребенку игрушку, улыбаешься, а он ее тут же ломает и сыплет градом проклятий. З. Фрейд еще определял негативизм как примитивную психологическую защиту. Поскольку симптом имеет взаимосвязь с возрастом, кажется, что невозможно с этим что-то поделать. Но детский негативизм преодолевается до того, как пошли первые его проявления.

Причины детского негативизма

Негативизм может сформироваться как черта характера из-за генетической предрасположенности и гормонального фона.

Автор трех научных работ по детской психологии Т.П. Клейникова считает главной причиной попустительство взрослых в вопросах воспитания. Тогда непонятно, почему даже в семьях верующих и военных встречается эта психологическая проблема. Ребенок протестует против двух вещей: жизненных обстоятельств и негативного отношения к нему разных людей.

Также подросток может испытывать чувство беспомощности и необходимость самоутверждения. Ему может казаться, что его недостаточно любят. Таким поведением пытается привлечь к себе больше внимания.

Признаки симптома

Подростковый негативизм может проявляться по-разному. У детей он более четкий. Для точного определения нужно, чтобы ребенок раскрылся и позволил «заглянуть внутрь себя». Но чаще приходится ориентироваться на внешний фактор:

  • Частые высказывания о несовершенстве мира.
  • Негативисту хочется очернить все вокруг и сравнять внешнее с внутренним мраком.
  • Чрезмерная чувствительность. Склонность к переживаниям, жалобам вместо поиска решения проблемы.
  • Неприятие позитивных людей. Счастливые люди становятся бельмом в глазу.
  • Негативист считает, что все должны быть несчастны.
  • Неблагодарность. Благодарность порождается от избытка любви. Скрытое осознание своей низменности и неприятие себя не помогут полюбить кого-то или что-то.
  • Концентрация на плохом. Все события видятся в темных тонах.

В каком возрасте ребенок перестает слушаться

Психологи говорят о первом проявлении в возрасте трех лет. Детский психолог и телеведущая Наталья Барложецкая считает, что первые признаки возможны и в два года. Первый возрастной кризис получил название «я сам». Ребенок отказывается от помощи, капризничает, а часто еще и мстит. Так проявляется стремление доказать свою взрослость.

Следующее обострение происходит в возрасте семи лет. Особых отличительных черт не имеет. Проявления речевого негативизма – отказа от общения – редкость. Подростковый негативизм начинается с 15 лет. Гормоны бурлят, мир съехал с катушек, жизнь – дрянь, все вокруг – подлецы – частая жизненная позиция подросткового негативиста.

В это время с подростком случаются две вещи: снижается уровень интеллектуальной и трудовой деятельности, часто меняется настроение.

Гуру советской психологии Л. С. Выготский отмечал, что девочки-подростки больше склонны к пассивному негативизму.

Максимум, что они сделают – нагрубят. Мальчики от природы более агрессивны. Следствие – постоянные драки. Специалисты отмечают смещение возрастных кризисов. Из-за этого негативизм может проявляться в 20-22 года. Также он возможен и в зрелом возрасте после личного провала. Но главными считаются трехгодовалый и подростковый периоды.

Когда негативизм опасен

Когда поведение переходит адекватные границы. Например, подросток не научился себя вести в обществе. Установка о вседозволенности закрепилась в сознании. Сначала его отвергнут сверстники. Во взрослом мире с ним не будут считаться. Это приведет к замкнутости и уходу в себя. Возможны нарушения закона, чтобы дать выход своей подсознательной агрессии.

Как помочь негативисту

Наталья Барложецкая дает такие советы родителям:

  • Четкие границы поведения. Нужно расставить все «можно» и все «нельзя» по ситуациям. Их баланс очень важен. Когда слишком много запретов, последует бунт.
  • Последовательность. Требования должны быть обязательными для всех: детей и взрослых. Несправедливость обостряет негативизм ребенка.
  • Режим дня. Его важность состоит в воспитании чувства порядка и безопасности. Когда знаешь, что будет дальше, чувствуешь себя комфортнее.
  • Поощрение. За обилием обязанностей нельзя забывать о правах ребенка. Поощрять позитивное отношение и подавать личный пример – ключ к успеху.
  • Фишка. Маленьким трюком может стать ведение дневника. Психолог Луиза Сандарараджан из Рочестерского психиатрического центра экспериментально доказала, что ведение дневника успокаивает и лечит. А создатель метода экспрессивного письма Джеймс Паннебейкер утверждает, что такое времяпровождение даже укрепляет иммунитет, улучшает сон и нормализует кровяное давление.

Коррекция детского негативизма

Для детей лучше использовать метод игры. Наиболее часто в центрах психологической помощи детям используют три метода: сказкотерапию, арт-терапию и песочную терапию.

В подростковом возрасте советуют использовать когнитивно-поведенческую терапию. Это набор тренингов, который помогает устранить причину агрессии, страха и других негативных эмоций.

Правила для родителей

Чтобы легко пережить возрастной негативизм, родители должны правильно воспитывать ребенка:

  • Безусловная любовь. Ребенок должен чувствовать, что его любят не за заслуги, а просто так.
  • Поступки. Осуждать нужно не самого ребенка, а его поступки. При этом – всегда доступно объяснять, почему так делать нельзя.
  • Пример. Дети лучше воспринимают «живую» информацию. Личный пример будет самым эффективным способом здорового поведения.
  • Добро побеждает зло. Это правило ребенок должен усвоить в детстве. Когда он злиться, нужно обнять его, успокоить, перевернуть ситуацию.
  • Нет давлению. Подавлять ребенка ни в коем случае нельзя. Подавленная агрессия уходит глубже и только крепнет со временем.

Прежде вполне послушный малыш внезапно начинает устраивать «сцены», топать ножками в попытках добиться желаемого. Иногда интенсивность кризисного периода столь высока, что родители тянутся за валерьянкой, чтобы успокоить расшатанные нервы.

Между тем, психологи убеждены, что кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда тот отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Поэтому пугаться и, тем более, препятствовать взрослению не стоит, а вот помочь малышу пережить этот период с максимальной пользой следует обязательно.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

На протяжении жизни человек проживает кризисные периоды, во время которых меняется поведение и появляются неадекватные протестные реакции. Большинство сложных проявлений и бурных эмоциональных реакций приходится на детство. Негативизм у детей наиболее ярко выражен в трехлетнем и подростковом периоде.

Что такое негативизм

Чтобы справиться с ситуацией, необходимо иметь представление о характеристике данного явления. Негативизм – это деструктивное поведение, направленное на отрицание рекомендаций, инструкций, просьб и пожеланий взрослых людей (в основном родителей и педагогов). Зачастую такое поведение не отвечает интересам ребенка и его потребностям. Любое отрицание правил и общественных норм является примером методологического негативизма.

Негативизм в психологии расценивается как проявление , которое приводит к конфликтным ситуациям в семье и школе.

В психологии выделяют пассивный и активный негативизм .

Пассивный тип отрицания отличается невыполнением требований и просьб окружающих. Иногда создается впечатление, что ребенок не слышит обращенной к нему речи. Негативизм может проявляться и в
совершенно противоположных действиях ребенка в ответ на требования.

Проявления активного негативизма сопряжены с агрессией в отношениях к окружающим. В некоторых случаях возможны самоповреждения как проявление аутоагрессии. У девочек преобладают вербальные поведенческие реакции, проявляющиеся в грубости к родным, сверстникам и учителям. Мальчики более агрессивны по своей природе, поэтому они являются зачинщиками драк и физического насилия.

Дети с негативизмом отличатся тем, что любое внешнее воздействие вызывает у них реакцию сопротивления.

Причины негативизма

Основными причинами негативизма являются кризисные периоды жизни, основное количество которых приходится на детский возраст. Данную часть жизни человека можно расценивать как адаптацию к окружающему миру, а этот процесс в большинстве случаев протекает болезненно.

Проявляется как бурное стремление к самостоятельности и желании
обозначить границы собственной личности. Поведение ребенка в этом возрасте – это капризность, которая обычно носит неосознанный характер, так как малыш не в состоянии логически объяснить причины своего поведения. Отрицая, малыш начинает осознавать свою личность и ее ценность. Кризисные проявления возраста постепенно сглаживаются, если предоставить ребенку возможность проявить волевые качества своего характера.

Кризис негативизма проявляется с особой остротой и непримиримостью в подростковом возрасте в активной и пассивной форме. Период физиологического взросления (бурный рост опорно-двигательного аппарата, формирование гормонального фона) сопровождается психологическими проблемами, появляющимися в виде режима отторжения. После минования подросткового периода при благоприятной обстановке в семье детский негативизм редуцируется. Ошибки в воспитании могут привести к трансформации временного явления в отрицательные черты характера. Негативизм, который стал чертой личности, у взрослых
практически не поддается коррекции.

К детскому негативизму приводят частые ошибки, которые допускают родители:

  • пробел воспитания в виде гиперопеки (приводит к отсутствию инициативы и самостоятельности, ребенок способен самоутвердится только с помощью негативизма);
  • недостаток внимания и любви вызывает агрессию и желание привлечь к себе внимание с помощью деструктивного поведения.

Чуткое и внимательное отношение взрослых способно преобразовать такой отрицательный опыт как негативизм в позитивизм.

Признаки негативизма

Психология личности выделяет следующие проявления признаков негативизма, на которые родители должны обратить внимание как можно раньше: строптивость, упрямство, протест, бунт. Эти качества характера под чутким руководством взрослых предстоит преобразовать в упорство и настойчивость, в подростковом возрасте они помогут в достижении высоких результатов в учебе, спорте, общественной жизни.

Симптомами кризиса также являются:

  • сниженное настроение, иногда переходящее в депрессию;
  • отсутствие интереса к учебе
  • неустойчивый эмоциональный фон;
  • изменение аппетита (снижение или повышение);
  • возникновение ситуаций с социальной дезадаптацией, когда ребенок избегает коллектива.

Родители должны внимательно следить за изменением состояния, так как ранняя диагностика способствует успешной коррекции негативных симптомов.

Психологическая коррекция детского негативизма

Родители, внимательно относящиеся к своим обязанностям, способны существенно сгладить поведенческие особенности своего ребенка. Для того, чтобы пережить трудности переходных периодов придется запастись терпением и работать не только с недостатками ребенка, но и со своими собственными.

Первое, что необходимо усвоить взрослым людям – в любой ситуации следует сохранять спокойствие. Даже при постоянной конфронтации потребуется уравновешенность. Чем агрессивнее ведут себя родители и педагоги, тем сильнее заостряется проблема поведения ребенка. В самых неблагоприятных ситуациях можно ожидать суицидных действий или открытой агрессии, направленной на окружающих.

Как бы трудно не было, нужно продолжать любить свое дитя. Только то, что противоположно негативизму, может дать положительный результат. Деструктивный тип поведения взрослого человека способен только усугубить сложившуюся ситуацию, что приведет к неминуемой десоциализации ребенка.

Следует категорически исключить любые способы насилия над личностью ребенка. Физическое и психологическое подавление негативизма еще более ухудшают ситуацию. Даже если на время удалось сломить сопротивление воле родителей и педагогов, в дальнейшем ситуация неминуемо повториться и произойдут глубинные изменения личности.

Для того чтобы сгладить негативные проявления кризисных периодов в жизни ребенка, родителям придется проводить со своим малышом достаточно времени, чтобы наладить дружеские отношения и взаимопонимание. Острые конфликтные ситуации возникают на фоне отчужденности, которая порой развивается из-за занятости взрослых людей своими проблемами.

Чтобы ребенок чувствовал психологическую поддержку и присутствие родных людей, с малышами нужно читать сказки, обсуждая при этом действия и поступки любимых героев. Так можно сформировать положительные стереотипы поведения, которые не позволят в сложные периоды жизни совершать неблаговидные поступки. Положительный результат принесет совместное посещение концертов, театральных постановок, а также прогулки, туристические поездки.

Родители должны с детства уметь разговаривать с ребенком на волнующие его темы, чтобы он не чувствовал себя одиноким перед лицом жизненных трудностей.

Недостатки конфликтов и проблем необходимо научиться преобразовывать в позитив. Для этого нужно вместе с ребенком разбирать ошибки в поведении и извлекать уроки, даже из самых неприятных ситуаций. Для того чтобы пришло осознание своей неправоты, следует учить ребенка представлять себя на месте того, кого он обидел.

Очень важно научить свое дитя не чувствовать себя жертвой ситуации, а брать ответственность за свои поступки и их последствия.

Чтобы справиться с проявлениями негативизма, родителям придется проявить максимум изобретательности. Для того чтобы добиться желаемого действия, бесполезно давить на ребенка и принуждать. Необходимо создать такую ситуацию, чтобы инициатива исходила от него самого. В данном случае останется на высоте его самооценка, проявится самостоятельность.

Часто возникает ситуация, когда малыш или подросток не хочет одеваться по погоде, это может быть ежедневным источником конфликтов. Чтобы бесплодно не дискутировать по этому поводу, стоит позволить один раз замерзнуть и переболеть. Таким образом, придет опыт через неприятную ситуацию, который вряд ли захочется пережить еще раз.

Следует избегать ситуаций, когда ребенку с помощью родительского авторитета навязывается своя точка зрения и модель поведения. Неразрешенный кризис трехлетнего возраста обязательно проявится остро и непримиримо в , поэтому работать над проблемами ребенка нужно постоянно в процессе воспитания, а не только в момент взрывной ситуации.

В сложных случаях, когда не получается договориться, нужно переключиться и отвлечь внимание. Следует принять истину, что в споре необязательно кому-то стать победителем. Иногда лучше обходить острые углы и сохранять мир и спокойствие. Возможно, что через некоторое время спорный вопрос разрешится без обострения обстановки.

Сложные конфликты, которые не удается разрешить в домашних условиях, потребуют обращения за помощью к профильному специалисту – психологу или психотерапевту. Бывают ситуации, когда пожелания и рекомендации для преодоления негативизма воспринимаются, если они исходят от постороннего человека с высоким уровнем квалификации. Не стоит бояться вмешательства в свою жизнь постороннего человека, так как замалчивание проблемы только обостряет ее.

С коррекцией негативизма и деструктивного поведения не стоит затягивать, так как существует риск формирования отрицательных черт характера, которые в дальнейшем помешают полноценному развитию личности.

Немало проблем у родителей порождает и такая форма поведения детей, как негативизм – выраженное неприятие чего-либо, немотивированное и неразумное сопротивление воздействию окружающих людей. Негативизм проявляется как форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников. Это может быть протест, отказ от выполнения действий, указаний, просьб и даже противодействие влиянию взрослых. Негативизм может выражаться пассивно (отказом от действия) и активно (поступками «наоборот»). В первом случае ребенок выражает свое нежелание выполнять просьбу или требование старших, а во втором он поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требует взрослый. Негативизм также бывает эпизодическим и устойчивым, который постепенно становится чертой характера.

Однако негативная форма поведения может быть свойственна детям и как психологическая норма в период «кризисов» возрастного развития. Первый из них отмечается в возрасте двух – трех лет, когда у ребенка возникает потребность в самостоятельности и самоутверждении. Она проявляется на доступном ему уровне: он нарушает запреты, говорит «нет», если от него ждут «да», протестует против излишней опеки («Я сам!») и вообще делает все наперекор. Активные проявления протеста и своеволие присущи детям более энергичным и самолюбивым.

У подростка негативные формы поведения еще острее выражают потребность в самоутверждении. И если родители не захотят признать его прав на самостоятельность и уважение, не смогут рационально изменить свое обращение с ним, у него надолго сохранится негативизм именно в отношении к ним, либо может перейти в привычное упрямство, т. е. немотивированное сопротивление воздействиям извне.

В отдельных случаях негативизм проявляется как протест против несправедливости взрослых или как реакция на обиду. Чаще всего это случается, когда ребенка повседневно балуют, чрезмерно заласкивают, а потом к нему вдруг предъявляют строгие требования. Даже справедливые и не очень высокие требования в таких случаях вызывают у ребенка обиду, а его негативное поведение выступает как психологическая защита.

У менее энергичных детей негативизм может наблюдаться как реакция на психологическую трудность. Например, непривычное внимание малознакомых людей для многих детей является сверхсильным раздражителем и вызывает состояние заторможенности, из которого их не могут вывести никакие просьбы, а тем более упреки и угрозы, пока не изменится ситуация. Эту заторможенность ошибочно называют упрямством. Негативизм здесь кажущийся: ребенок на время лишается способности выполнять требуемое действие, даже если оно для него привычно и желательно (спеть, прочесть стихи, сказать «спасибо», «простите» и т. д.). Однако эта ситуативная реакция торможения может стать началом избирательного негативизма, т. е. вызвать негативное отношение к некоторым лицам, действиям и явлениям, связанным с этой ситуацией, например, к тому, кто вызвал дискомфорт, с кем сравнивают не в пользу ребенка, внушая ему мысль и чувство, что он хуже.

К числу наиболее распространенных причин негативизма в первую очередь относятся педагогические ошибки родителей, неуважительное отношение к личности ребенка. Предъявляя требования к ребенку, родители не всегда учитывают его психическое состояние: перегруженность впечатлениями, переутомление, аффективные переживания, вызывающие заторможенность. Словесное воздействие в этих случаях теряет свою обычную силу: ребенок не реагирует на слова, тем более на окрик, раздражение, угрозу и т. п. Тем не менее, проявления негативизма у ребенка должны служить сигналом для родителей о необходимости изменить прежнее отношение к нему – в сторону укрепления и развития его самостоятельности. Однако часто взрослые пытаются «исправить» ребенка грубым подавлением его попыток и наказаниями. Это приводит к закреплению негативных форм поведения и дает начало формированию негативизма как черты характера.

Следует иметь в виду, что негативное отношение всегда возникает на почве эмоционального неблагополучия, поэтому негативизм не может быть устранен жестким требованием и наказаниями. Нужно время, чтобы ослабел след неблагоприятного воздействия, и чтобы его ничто не подкрепляло. В дальнейшем нужно изменить направление и тактику воздействия на ребенка (подростка) с учетом его возможностей и возрастных особенностей. К наиболее педагогически оправданным средствам предупреждения и преодоления негативизма следует отнести доброжелательные отношения в семье, чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, устранение случаев несправедливости, разумную требовательность и уважительную форму обращения к нему в процессе взаимодействия.

Негативизм – состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру, к жизни, к конкретному человеку, является типичным признаком деструктивной позиции. Может проявляться как черта характера или ситуативная реакция. Термин применяется в психиатрии и психологии. В психиатрии он описывается в связи с развитием кататонического ступора и кататонического возбуждения. Кроме того, в купе с другими проявлениями он является признаком шизофрении, в том числе кататонической.

В психологии данное понятие применяется в качестве характеристики особенностей проявления возрастных кризисов. Чаще всего он наблюдается у детей трех лет и подростков. Противоположностью этого состояния являются: сотрудничество, поддержка, понимание. Известный психотерапевт З. Фрейд объяснял данное явление как вариант примитивной психологической защиты.

С понятием негативизма некоторую схожесть имеет понятие нонконформизма (несогласия), которое означает активное отторжение общепринятых норм, установленного порядка, ценностей, традиций, законов. Противоположным состоянием является конформизм, при котором человек руководствуется установкой «быть, как все». В повседневной жизни обычно, нонконформисты испытывают давление и агрессивное поведение со стороны конформистов, которые представляют собой «молчаливое большинство».

С точки зрения науки, и конформизм, и нонконформизм являются элементами детского, незрелого поведения. Зрелое поведение отличается независимостью. Более взрослыми проявлениями поведения являются любовь и забота, когда личность расценивает свою свободу не как то, что можно чего-то не делать, а, напротив, можно делать что-то достойное.

Негативизм может проявляться в восприятии жизни, когда личность видит в жизни сплошной негатив. Такое настроение называют негативным мировосприятием – когда человек воспринимает мир в темных и мрачных тонах, он во всем замечает только плохое.

Негативизм, как черта характера, может сформироваться под влиянием разных факторов. Наиболее распространенными считаются влияние гормонального фона и генетическая предрасположенность. Вместе с тем, специалисты считают необходимым учитывать и ряд следующих психологических факторов:

  • беспомощность;
  • недостаток сил и умений для преодоления жизненных трудностей;
  • самоутверждение;
  • выражение мести и неприязни;
  • недостаток внимания.

Признаки

Определить наличие этого состояния у себя человек может самостоятельно по наличию следующих симптомов:

  • мысли о несовершенстве мира;
  • склонность к переживаниям;
  • неприязненное отношение к людям с позитивным мировосприятием;
  • неблагодарность;
  • привычка проживать проблему, вместо поиска способа ее решения;
  • мотивация посредством негативной информации;
  • акцентирование внимания на негативном.

Исследования психологов позволили установить несколько факторов, на которых базируется негативная мотивация, среди них:

  • боязнь напороться на неприятности;
  • чувство вины;
  • страх утратить имеющееся;
  • недовольство своими результатами;
  • отсутствие личной жизни;
  • желание доказать что-то окружающим.

При общении с человеком, у которого просматриваются признаки этого состояния, следует быть осторожным и не указывать ему в открытую на наличие данной патологии, так как у них возможно проявление реакции защиты, что еще больше укрепит их негативное восприятие.

Вместе с тем, каждый человек способен самостоятельно проанализировать свое состояние и не дать себе «свалиться в негативизм».

Виды негативизма

Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

Вместе с тем, негативизм нужно отличать от упрямства, так как упрямство имеет некие причины, а негативизм является немотивированным сопротивлением.

Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

Глубинный негативизм — внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение

Негативизм и возраст

Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Именно на этот период приходится один из возрастных кризисов, который получил название «Я сам». Дети трех лет впервые начинают бороться за свою самостоятельность, они стремятся доказать свое взросление. Для возраста трех лет характерны такие признаки, как капризы, активное неприятие родительской помощи. Дети часто высказывают возражения на любые предложения. У детей трех лет проявлением негативизма является стремление отомстить. Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.

Частым проявлением такого состояния у дошкольника является мутизм — речевой негативизм, который характеризуется отказом от речевого общения. В этом случае следует обратить внимание на развитие ребенка, чтобы исключить наличие серьезных проблем со здоровьем как психическим, так и соматическим. Речевой негативизм является частым проявлением кризиса трех лет. Редко, но возможно проявление подобного состояния в 7-ми летнем возрасте.

Детский негативизм может свидетельствовать о наличии психической патологии или личностных проблем. Затянувшийся негативизм у дошкольника требует коррекции и особого внимания взрослых. Реакции протестного поведения характерны для подросткового возраста. Именно в это время негативизм у детей становится причиной частых конфликтов в школе и дома. Подростковый негативизм имеет более яркую окраску и проявляется в возрасте 15-16 лет. Постепенно, по мере взросления, эти проявления исчезают при грамотном подходе родителей. В некоторых случаях требуется коррекция поведения. С этой целью родители взбунтовавшегося ребенка могут обратиться за помощью к психологу.

В настоящее время специалисты отмечают смещение границ возрастных кризисов у подрастающих поколений. В связи с этим, явления негативизма становятся типичными для молодых людей в возрасте 20-22 лет, что, несомненно, накладывает отпечаток на их социализацию. Негативизм может проявиться и в более зрелом возрасте, и у пожилых людей в период обострения личных неудач. Кроме того, он встречается при деменции и прогрессивном параличе.

Вам также может быть интересно



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: