Праздник семьи — праздник родословной. Учительские университеты

Зоя Максимова

Шежере - праздники родословной

НОВАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Мой край! На огненных конях
Скакал ты по холмам и по равнинам.
Историю писал ты на камнях -
Когда меня и не было в помине.

Воспитание во все времена было заботой всего общества. Оно опиралось на общественные идеалы, на народные духовные ценности.
Чтобы воспитать патриота своей страны, нужно хорошо знать свой край, род, язык, культуру и его историю.
В нашем районе сложилась целая система мер по возрождению истинной любви к своему народу: это изучение родного края, национальных традиций и обычаев, воспитание уважения к историческому прошлому.
Трудом и старанием многих калтасинцев создавалась славная история района. Это судьба наших дедов, отцов и нас, живущих на благодатной калтасинской земле.
Судьба нашего края неотделима от великих исторических событий, от жизни республики и страны.
Калтасинская земля помнит повстанцев Крестьянской войны 1773-1775 годов. Наши предки во время Отечественной войны 1812 года в составе русских войск дошли до Парижа.
В грозные годы Гражданской войны здесь тоже происходили крупные политические события. В честь героя Гражданской войны, красного командира, кавалера ордена Красного Знамени Шаптрая Кудаевича Кудаева установлен монумент на его родине в деревне Чилибеево, а прах, привезенный из Москвы, замурован в нем.
В веках будут жить имена Героев Советского Союза - уроженцев нашего района Тимиряя Кубакаевича Кубакаева, Дмитрия Ильича Лазарева, Василия Семеновича Васильева, Петра Ивановича Сюткина.
Их нет сегодня среди нас. Двоим - Васильеву и Кубакаеву - высокое и почетное звание присвоено посмертно. Одному - в боях за Советскую Литву, другому - в сражениях за станцию Красновку, что расположена в Ростовской области.
Жители района глубоко чтят память погибших на войне. Их имена увековечены на мемориальных досках, обелисках и в музеях.
В тяжелые военные и послевоенные годы люди с большим подъемом стремились построить новую жизнь и построили. Наши земляки принимали активное участие в строительстве московского метрополитена. Каждый пятый метростроевец был посланцем нашего района.
На территории района в 50-е годы прошлого столетия вырос поселок нефтяников Краснохолмский и позднее поселок Кутерем, которые на сегодняшний день переименованы в села.
Великий боевой и трудовой подвиг нашего народа неизмерим.
В этом году наша республика отмечает 450-летний юбилей вхождения Башкортостана в состав Российского государства.
В нашем Калтасинском районе осенью прошлого года открылась целая панорама праздничных мероприятий, посвященных этому славному юбилею.
Это фестиваль народного творчества «Узами братства», в котором принимают участие все трудовые коллективы и школы района. Состоялись смотры, конкурсы, КВНы «Мы едины», спортивные мероприятия.
Но особенно ярко проходят праздники «Шежере байрамы» в башкирских и татарских деревнях, «Шочмо тукым пайрем» - в марийских, «Чыжы выжыослэн празднизы» в удмуртских деревнях, праздники родословной «Здравствуйте, односельчане» в других населенных пунктах.
Инициатива проведения народного праздника «Шежере байрамы» принадлежит Правительству Республики Башкортостан. В рамках подготовки к знаменательной дате «450 лет в составе России», в целях привлечения населения Республики Башкортостан к изучению своей родословной, истории родного края Правительство РБ своим постановлением от 10 мая 2006 года рекомендовало администрациям муниципальных районов, городских округов и сельских поселений обеспечить ежегодное проведение народного праздника «Шежере байрамы» («Праздник родословной») в населенных пунктах.
Ведь, как известно, праздники и обряды всегда оказывали на людей огромное воспитательное воздействие, обогащая их духовно и нравственно.
25 ноября прошлого года в нашем районе впервые за всю историю его существования произошло знаменательное событие: состоялся народный праздник «Шежере байрамы». Проводился он в деревне Новый Аткуль, в доме семьи Саматовых.
К назначенному времени здесь собрались не только родственники семьи Саматовых, друзья и жители деревни Новый Аткуль, но и главы сельских поселений, работники культурно-просветительных учреждений, учителя и учащиеся Нижнекачмашевской школы.
Звучит башкирская мелодия. Хлебосольная группа встречает гостей. Глава семейства Саматовых - Риф Саматович приглашает гостей во двор, который украшен флагами, предметами выставок, где ждет своих посетителей также красочно украшенная башкирская юрта (тирмэ).
О своей родословной, об истории деревни Новый Аткуль и ее роли в судьбе Отечества рассказал Р.С. Саматов.
Риф Саматович Саматов, известный всему Калтасинскому району многоуважаемый человек, сделал не только своему роду, но и всему Калтасинскому району неоценимый подарок - создал шежере своих предков, когда ему уже исполнилось 70 лет.
«Мне интересно было знать свое происхождение, кем же считали себя мои предки в стародавние времена, - рассказывает Риф Саматович. - В какой-то мере найти ответ на интересующие меня вопросы помогли рассказы старожилов деревни, материалы республиканского архива и выпущенная литература о северо-западных башкирах. В хронологическом порядке я проследил историю образования и развития деревень Старый Аткуль и Новый Аткуль, жизнь и быт многих предков, начиная с 1729 года по настоящее время».
В результате неутомимого кропотливого труда родился такой ценный исторический документ, который достоин своего достойного завершения - публикации его отдельной книгой.
Нужно сказать, что исследования Р. Саматова содержат достоверные сведения жизни и быта не только деревни Новый Аткуль, но и других деревень Бирского уезда Уфимской губернии. Полученные сведения и исторические факты он стремился систематизировать таким образом, чтобы выходцы из Нового Аткуля знали свою малую родину, корни своих предков и гордились как прошлым, так и настоящим родного очага.
Как выяснил Р. Саматов по архивным данным, «деревня Аткуль образовалась еще до 1729 года. Предки новоаткульцев жили во владениях Гарейской волости в деревне Старый Аткуль. Ввиду недостатка земли для сельскохозяйственного пользования некоторые жители деревни решили переселиться и образовать новую деревню. В этих целях земская управа выделила землю на том самом месте, где в настоящее время расположена деревня Барсук, и здесь в 1834 году предки новоаткульцев основали деревню под названием Новый Аткуль с населением 30 башкир в 5 дворах. А по сведениям земства по Бирскому уезду за 1902 год в д. Новый Аткуль числилось башкир-вотчинников уже 236 человек мужского пола в 80 дворах. Земля у крестьян деревни Новый Аткуль была бедная, песчаная и не могла их прокормить. По их ходатайству жителям было разрешено переселиться на новое место, и им отвели земли, расположенные рядом с деревней Нижний Качмаш. В 1910 году вся деревня Новый Аткуль со своего первоначального места переселилась и обосновалась на теперешнем месте, сохранив свое прежнее название».
Неоценимой заслугой Рифа Саматовича является еще то, что он после долгих кропотливых изысканий сумел составить родословную таблицу рода Зангировых (по отцовской линии), куда относится он сам и его предки.
Зангировцы всегда были на высоте. Риф Саматов очень горд тем, что его предки, где бы они ни жили или ни трудились, всегда оставляли только добрый след. Они, как и весь башкирский народ, активно участвовали в защите своего Отечества. В архивах имеются сведения, что его предки принимали участие в военной кампании против французов на территории Польши и Пруссии в 1805-1807 годах, во время Отечественной войны 1812 года, на фронтах первой мировой войны, в Гражданской войне, финской кампании и на фронтах Великой Отечественной.
Вот интересный пример. Их родоначальник Муратхузя Зангиров, имея опыт боевых действий в 1807-1809 годах, не мог остаться в стороне, и в рядах «северных амуров» (башкирская конница) сражался в Отечественной войне 1812 года против войск Наполеона Бонапарта. За проявленную храбрость и воинскую доблесть зауряд-хорунжий Муратхузя сын Зангиров был награжден двумя серебряными медалями - «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и «В память войны 1812 года».
Ко всему этому надо добавить, что у Муратхузя Зангирова были сыновья: Багаутдин, Шарафутдин, Шаймардан, Кихазмет, Фархутдин, которые так же, как и их отец, служили Отечеству верой и правдой.
Образцы героизма, стойкости показали новоаткульцы и на фронтах Великой Отечественной войны. На фронт были призваны 100 мужчин, а погибли и не вернулись с поля боя 35 односельчан. Среди них есть и из рода Зангировых.
В своих исследованиях Риф Саматов подробно описывает культуру и быт своих земляков, о том, как они исполняли религиозные и другие обряды, как трудились в сельском хозяйстве, повышали свой образовательный уровень и так далее. Интересная деталь: на сегодня выходцев из Нового Аткуля с высшим образованием более 120 человек. Это несмотря на то, что даже в благоприятные годы в деревне было всего 84 двора. В деревне есть семьи, где по 5-6 детей имеют высшее образование.
Обо всем этом и о многих аспектах сельской жизни и быта, о его жителях, о роде Зангировых более подробно говорили и вспоминали на народном празднике «Шежере байрамы» в деревне Новый Аткуль. Праздник у всех его участников оставил добрый след. Так, например, одна из его участниц - женщина средних лет - громко заявила: «Ой, как жалко, зачем же такие праздники не проводили раньше. Почему же наши люди мало знают о своем родословии? Если бы все знали шежере своего рода, то меньше делали бы зла люди друг другу. Они постеснялись бы предать забвению заветы родовой солидарности, память отцов и дедов».
Да, в современных условиях, когда башкирский народ вновь обратился к собственным корням и своей богатейшей истории, народный праздник «Шежере байрамы» и в нашем Калтасинском районе может стать одним из тех праздников, которые послужат сохранению национальных традиций и преемственности поколений, воспитанию детей, молодежи в духе патриотизма.
В этом году праздники родословной продолжились. Они уже состоялись в начальной школе деревне Кокуш, в Калтасинских средних школах № 1 и № 2, Большекачаковском, Кельтеевском, Старояшевском, Тюльдинском, Бабаевском, Качкин-Тураевском, Кугарчинском, Верхне-Тыхтемском, Калмиябашевском сельских Домах культуры.
«Имя твое - в корнях твоих» - так назывался праздничный вечер «Шежере - байрамы», который состоялся на сцене сельского Дома культуры деревни Тюльди. Здесь родословную своих семей представили местные жители Георгий Ачибаев и Евгений Кабитов.
Древние люди хорошо знали свою родословную до седьмого колена. Одни сохраняли имена своих предков в памяти, а другие записывали их. Так появилось русское слово «родословная», башкирское - «шежере», марийское «родо тукым». Но значение этих слов остается одинаковым.
Вспоминая о своих предках, вспоминаешь и о тех краях, где они прожили свою жизнь. Это родное место - деревня Тюльди, название которой происходит от старинного мужского имени Толдыбай. Человек с этим именем и стал основателем этой деревни, жители которой в прошлом году отметили 375-летний юбилей.
«Корень дерева проходит сквозь землю, а корень людей - через весь мир тянется» - так говорят в народе. Вот и корни нынешних жителей деревни Тюльди тянутся к своему основателю.
Родословную своей семьи представил на празднике коренной житель деревни Георгий Ячибаев. Историю его рода составляет восемь поколений.
В своем выступлении Георгий Ачибаев отметил, что работа над родословной его семьи на этом не закончилась, ее обязательно продолжат его дети и последующие члены его семьи.
1840-е годы. Середина XIX-го века - примерно с этого времени ведет начало родословная семьи Кабитовых, то есть тех членов, которых удалось вспомнить на сегодняшний день. Более подробно Евгений Кабитов, который, кстати, является председателем совета ветеранов Тюльдинского сельсовета, остановился на более позднем поколении своего рода.
Не обошлось на празднике без танцев, музыки, а также выставки местных мастериц-рукодельниц.
В завершение директор сельского Дома культуры Люция Байрамова исполнила песню на марийском языке.
Праздник окончен, но всегда будет жить в сердцах его участников народная мудрость: «Богатым считается не тот, у кого скотина на дворе, живность, а тот, у кого есть сыновья и дочери».
На днях в Кельтеевском сельском Доме культуры состоялся праздник родословной (Родо-тукым), где были представлены родословные двух семей - Ислаевых и Байдемировых.
Началось мероприятие выступлением председателя женсовета деревни Б. Кельтей, заведующей местной библиотекой М.И. Ислаевой, которая рассказала собравшимся об истории дружбы других народов. Человек рождается на свет, и то место, где он родился и жил, становится для него самым родным. Родной стала деревня Кельтей для Саскавий Ислаевой, где прожила с мужем Михаилом более сорока лет. Прошлое - это не только перечень событий, но и судьбы, яркие страницы биографии реальных людей. О судьбе дедушки Михаила Ислаева рассказала его внучка Людмила Ислаева, ученица Кельтеевской СОШ. Глава семьи, Михаил Ислаевич, долгие годы работал бухгалтером колхоза «Родина», был участником Великой Отечественной войны. Вместе с женой Саскавий Ирбулатовной воспитали пятерых детей, все они стали достойными людьми. Сейчас у них уже 18 внуков и 16 правнуков.
Большой интерес вызвала у зрителей также судьба рода Байдемировых из деревни Графск. Заведующая сельским клубом Любовь Валикаева представила свою маму, Байдемирову Марию Ивановну, и рассказала историю своих родителей. Мария Ивановна и Николай Пайтуллович вырастили и воспитали троих детей, у них 12 внуков и 13 правнуков. Затем семья уехала в Казахстан. Николай Пайтуллович трудился механизатором, поднимал целину. Но им пришлось вернуться на родину.
Старейших членов семьи пришли поздравить дети, внуки, правнуки, близкие и просто знакомые. Зрителям и гостям были представлены стенды с фотографиями, письмами из семейного архива. Особым достоянием семьи стали сохранившиеся боевые и трудовые награды. Школьники в этот вечер читали стихи, пели песни, танцевали. Администрация сельского поселения вручила им памятные подарки и цветы.
Шежере байрамы - особенный праздник. Он не похож на традиционный тем, что не имеет своей красной даты на календаре. Фамильная гордость, интерес к своей родословной - все эти ветви генеалогического древа, имя которому патриотизм. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства, невозможно изучать историю Родины в отрыве от родного края.
Праздники родословной прошли уже во многих деревнях Калтасинского района. На прошлой неделе эта своеобразная эстафета народного творчества дошла до деревни Калмиябаш.
Жители деревень не часто имеют возможность побывать на каких-либо праздниках. А то, что происходило тем вечером в Калмиябашевском Доме культуры, зал которого не мог вместить всех желающих, можно смело назвать праздником, воспитывающим самые лучшие человеческие качества - любовь к Родине, своему краю.
На этот раз были представлены родословные семей Ибатовых и Шакиртовых.
Родоначальники этих семей с давних пор жили на калмиябашевской земле, и из ныне живущих мало кто покинул родные места. Конечно, за многие годы количество родственников увеличилось, некоторые разъехались и проживают в других регионах, но непременно помнят о своей малой родине и по возможности приезжают сюда.
О родословной семьи Шакиртовых рассказал Роберт Шарапович, методист районного отдела образования. Имена и годы жизни членов этой семьи были вписаны в таблицу, по которой Роберт Шарапович подробно рассказал о каждом из родственников.
Кстати, при выступлении Роберта Шакиртова, как только он называл имена родственников, они появлялись в зале в прямом смысле этого слова. Услышав знакомые имена, зрители (дети и взрослые) говорили, что также относятся к той или иной ветви древа Шакиртовых. Роберт Шарапович непременно обещал вписать упущенное и дополнить родословную новыми именами.
Далее пошел разговор о семье Ибатовых. Родословная этой семьи также оказалась довольно обширной и богатой на достойные имена её представителей. Семьи Ибатовых и Шакиртовых являются родственными, поэтому одни и те же имена встречаются у обоих рассказчиков.
Перед началом праздника все с нетерпением ждали приезда капитана авиации в отставке Филимона Ибатова, который преподает военную подготовку в одном из лицеев города Нефтекамска, что находится неподалеку от Калтасинского района.
Его рассказ все слушали с интересом, и не раз в зрительном зале раздавался смех, когда седовласый капитан шутил. К тому же он еще пишет стихи, которые и читал зрителям. Не обошлось на празднике и без народного творчества, были исполнены марийские песни и частушки. Вообще все получилось на славу.
Эта встреча детей и родителей с замечательными людьми, безусловно, оставила в их душах добрый след.
«Изучаем свою родословную» - так звучала тема открытого урока в седьмом классе Калтасинской средней школы № 2. О родословной, или плане о шежере школьники впервые узнают на уроках по истории Башкортостана, но в учебниках об этом говорится немного. Поэтому Татьяна Шуматова, учитель истории Башкортостана, решила посвятить изучению родословной целый цикл уроков.
В начале урока Татьяна Шакиевна подробно рассказала ребятам о происхождении слова «шежере», о том, как звучит это слово на марийском и удмуртском языках.
Ребята к уроку подготовились очень основательно, принесли народные костюмы, утварь, предметы быта.
Один из учеников рассказал своим одноклассникам об особенностях быта древних башкир, о том, как они вели домашнее хозяйство.
Другие ребята приготовили родословную своей семьи, принесли фотографии и краткие биографические справки по каждому из членов рода, который у каждого из учеников оказался достаточно многочисленным и насчитывает немало достойных людей, которые прожили славную трудовую жизнь.
Завершила Татьяна Шакиевна открытый урок строками стихотворения народного поэта Равиля Бикбаева «Семь поколений рода моего»:
Случись, померкнет жизни красота
И жар души затопит пустота, -
Как семь джигитов, явят мне родство
Семь поколений рода моего.
Они придут, на помощь мне спеша, -
Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша -
Сквозь снег и свет, как семь богатырей, -
Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.

История рода человека очень тесно переплетается и с историей мест проживания.
Изначально родословные передавались из уст в уста в течение многих поколений, и их хранение доверялось уважаемым грамотным людям, которые никоим образом не могли утратить ценных сведений о племени или роде.
Сегодня люди крайне заинтересованы в том, чтобы их семьи знали свои истоки и своих предков. Поэтому они стараются по любым источникам восстановить генеалогическое древо своего рода.
У некоторых это получается довольно успешно.
«Наш род - род Зайниевых начинался от Шамыкая. Шамыкаев Зайний родился в 1857 году. С детства он воспитывался в труде. Его отец всегда требовал порядочности, дисциплинированности. Он для своего времени был грамотным. Он умел писать, читать», - так начал рассказ о своей родословной Султангареев Ю.Г. - председатель ветеранской организации СП Старояшевский сельсовет.
Долгожители в роду Зайния: дочь, которая прожила 102 года, сын Аклий - 94 года, сын Султангарей - 90 лет, сноха Евдокия - 92 года, внучка Аймалче - 82 года.
«Желаем всем, чтобы и дальше продолжалась успешно родовая традиция Зайния. Для этого надо прилагать все силы для воспитания подрастающего поколения рода Зайниевых, какую бы они фамилию в настоящее время ни носили», - сказал он на встрече с учащимися и земляками Старояшевского сельсовета.
Гизитдинова Фроня Хакимовна и Мензаиров Мензарип Мензаирович - жители деревни Качкин Турай встретились с учащимися и своими земляками в сельском клубе и рассказали о роде своем. Эта встреча носила воспитательный характер.
В деревне Бабаеве жители подробно познакомились с родом Ахмадиева Ивана Тимиршиновича, Тимирбаева Олега Тимофеевича. В деревне Большой Качак - с родами Байметовых и Галимзяновых.
При подготовке шежере школьники собирают сведения об известных личностях своего рода, копаются в семейных архивах, разыскивают предков, изучают их ремесла.
Самое приятное, что в эту большую и очень кропотливую работу постепенно втянулись и их родители. Все вместе они собирали по крупицам историю не только своих семей, но и деревень.
Все более популярным становится в Башкортостане праздник родословной «Шежере байрамы».
У горожан и сельчан возрождается интерес к истории своего рода, семьи, национальным традициям и обычаям.
Подготовка к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России заметно повлияла на этот интерес. Потому что шежере - один из важнейших источников истории народа, объединения башкирского, русского и всех других народов.
Праздник шежере - это праздник семьи, праздник, который по-новому заставляет посмотреть на свои семейные корни, по-новому оценить исторические события, которыми была богата наша земля.

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в

Галиуллина Гузэль Кабировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Населённый пункт: с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Моя родословная. Сценарий праздника.
Дата публикации: 22.04.2016
Раздел: среднее образование

Галиуллина Гузэль Кабировна
, учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Общешкольное мероприятие «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

1 вед
. Кем был твой прадед. Кем твой дед? О чем они мечтали? Каким был скромный их обед? Что в будни надевали? Каким был род занятий их? К чему они стремились? Что вызвало бы дружный смех? И как они женились? Какие испытания им Достались на веку? Как до Парижа дед дошел В башкирском том полку? И, если все узнаешь ты, Изучишь древний род,- Полюбишь Родину свою, Полюбишь свой народ.
2 вед.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о шежере. Что же это такое? Что вы узнали об этом на уроках культуры Башкортостана, родного языка? (Ответы учащихся.) Итак, шежере означает «родословная». А каково его происхождение?
3 вед.


С древнейших времен у многих народов сложился обычай изустной передачи, а позже письменной фиксации родов и племен. На этой основе возникли европейские хроники, скандинавские саги, славянские летописи, а также памятники тюркских и других восточных народов в виде шежере – родословных. Башкирские шежере – своеобразные письменные памятники, относящиеся к 15-18 векам и к более ранним периодам. В эти записи
башкиры вносили имена предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях, имевших место при том или ином родоплеменном вожде, о жизни и быте народа.
4 вед.
Шежере - это первый рукописный памятник, созданный самим народом о своей истории. Если иметь в виду, что письменные памятники каждого народа создавались на фольклорной основе, то можно предположить, что шежере появились в виде легенд и преданий о пророках и отдельных личностях, известных истории. Говоря иначе, шежере - это устно - поэтическое творчество, бытующее в письменной форме. В первое время шежере, видимо, как и все традиционные формы башкирского фольклора, из поколения в поколение передавалось в устной форме.
5 вед.
Патриархально-родовые отношения предписывали знание и почитание своих предков. По традиции каждый башкир должен был знать свою родословную, по крайней мере, до седьмого колена. Сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях в жизни рода хранились в памяти людей, эта незаписанная история передавалась из поколения в поколение изустно. Позднее, с распространением среди башкир письменной культуры, шежере получили свое письменное оформление.
6 вед.
Шежере, как и тамга (родовой знак), птица и дерево, считалось необходимым атрибутом, т.е. необходимым, постоянным признаком рода (племени). Своим шежере башкиры очень дорожили. Оно хранилось, как правило, у самых уважаемых старожилов аула, его потеря считалась большим позором, о местах его хранения знали лишь несколько человек. Во времена Золотой Орды и позднее борьба башкир за сохранение патриархально- родовых отношений и своей самостоятельности превратила шежере в полуофициальный документ. После присоединения башкирских племен к Русскому государству и получения ими грамот от Ивана Грозного на земельное владение шежере приобретали часто характер юридического документа.
7 вед.

Есть разные типы шежере. Одни дают лишь перечень имен. Другие перемежаются упоминанием важных событий, на фоне которых изображается история рода. Этот тип шежере является наиболее ценным историко- литературным памятником. Лучшие образцы этого жанра представляют собой неповторимое, национально-самобытное явление письменной литературы. Башкирские шежере носят энциклопедический характер: они содержат различные сведения по истории и быту народа и отдельных родов, описание обычаев и нравов, юридических и морально-этических норм, образцы народного творчества. Шежере – по-арабски – дерево – произведение, дополняемое и расширяющееся. Подобно дереву, оно отпускает все новые и новые ростки и ветви. За несколько поколений шежере дополняются, однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.
8 вед
. С 16 века в значительных по объему шежере чаще появляется подробное описание исторических событий. Фиксация увиденного или услышанного не превращает шежере в сухой летописный материал. По своему характеру они тяготеют скорее к исторической повести, в них налицо оценка деяний рода, отношений к истории народа в целом. Вместо пересказа событий составитель шежере облекает их в красочную литературно- художественную форму, при недостатке материала прибегает к домыслу и фантазии. Таким образом, во многих шежере документальность сочетается с художественностью, факт с вымыслом. Таковы, например, объёмистые шежере родов Юрматы, Мин, Бурзян, Кипчак, Табын, являющиеся в какой-то мере художественным отражением истории башкир, образца их жизни, межродовых отношений. Этот тип шежере демонстрирует переплетение стилей исторического сочинения и художественного повествования.
9 вед.
Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период. Например, шежере рода Айле содержит трактовку событий, начиная с древнейших времен до 18 века, включая период господства Золотой Орды. В кипчакских шежере эпоха кипчакских объединений и последующие события
14 - 16 веков отражены в тесной связи с историей башкир. Стремление осветить историю башкир в единстве с историей родственных народов, показать их мирные отношения с соседями и совместную борьбу за свободу придают шежере патриотическое и интернациональное звучание.
10 вед.
В древности, когда шежере передавалось из уст в уста, целям быстрого запоминания и длительного сохранения его в памяти наиболее соответствовала форма исполнения в виде кубаира. В дальнейшем в связи с письменным оформлением и превращением в полуофициальный документ, за шежере закрепляется исключительно прозаическая форма. Башкирские шежере - это уникальный памятник духовной культуры народа. Учитывая это, правительство РБ 10 мая 2006 года приняло постановление, по которому рекомендовано ежегодное проведение народного праздника "Шежере байрамы".
11 вед.
В наше время возрождается интерес к родословной, большинство людей стремятся хорошо знать историю своего народа, помнить имена своих предков до шести-семи поколений. Каждый из нас получил задание составить дома шежере с помощью родителей. Что у нас получилось, мы видим по рисункам. Давайте послушаем некоторых ребят. О своей родословной рассказывает…
12 вед.
Как вы видите, ребята, шежере можно представить в нескольких формах. Некоторые из нас сделали в форме таблицы (демонстрация шежере...), некоторые в виде лучиков (…), а большинство - в виде дерева. Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А ваши родители, бабушки и дедушки – это могучие стволы и корни вашего семейного дерева. Из старинных шежере можно узнать самые разнообразные и интересные исторические сведения о своих предках. Давайте послушаем, что вам еще удалось узнать о своих предках?
(Чтение сочинения Гибазетдиновой Алсу, Хуршудян Лилит.)
13 вед.
Итак, шежере - это родословная рода. Чтобы написать родословную, мы должны знать о своей семье. А семья не может существовать отдельно от общества, страны. Семья – это часть общества. Общество, страна как большая семья. В нашей стране проживают люди разных национальностей. И каждый народ старается сохранить любовь к родному краю, к родной литературе, к родной речи. А это начинается с самого малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Поэтому каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы получше изучить свою родословную, гордиться своими предками.
14 вед.
В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ - родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем. Основа основ - родительский дом.
15 вед.
Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Например, слово «семья» можно разделить на два слова - «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья - это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядсм, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась ее величество семья? Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но..

16 ведущий, ученик и ученица
читают по ролям стихотворение. Еве сказал перед свадьбой Адам: «Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя?» И Ева тихо ответила: «Я!» «Кто их воспитает, царица моя?» И Ева снова ответила; «Я!» «Кто пищу сготовит, о радость моя?» И Ева снова ответила: «Я!» «Кто платье сошьет? Постирает белье? Меня приголубит? Украсит жилье?» «Я, я - снова вторила Ева, - я, я...» С этой поры и родилась семья!
17 вед
. Поздравляю тебя, семья! У тебя давние и глубокие корни. У тебя высокая крона, устремленная в будущее.
18 вед.
Почитать родителей - значит: в детстве - их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.
Стихотворный монтаж в исполнении учеников.

1 ученик
Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож...
И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.
2 ученик
Там, где дружная семья, От счастья кружится голова! Там, где дружная семья, Лица светятся улыбкой, Словно звездочки горят! Там, где дружная семья, Спорятся отлично все дела! Там, где дружная семья, Удач тропинка пролегла!
3 ученик
Волшебный символ жизни - семья, В нем капелька Отчизны, в нем - я, В нем мама, папа, братик, сестра, В нем маленький квадратик двора. В нем - солнце, и березка, и дом, В нем все тепло смеется кругом. Семь нот волшебных песни, семь фраз. Чтоб солнца свет чудесный не гас, Смеялись громко дети земли, Продолжить род священный могли.
4 ученик
И в этот праздник счастья всех нас Мы поздравляем прямо сейчас, Пусть крелкой будет наша семья – Иначе жить на свете нельзя!
Семья - поистине высокое творенье. Она заслон надежный и причал. Она дает призванье и рожденье. Семья для всех - основа всех начал. Звучит песня «Родительский дом»
Заключительная часть.

1 ученик
И у учителей, и у наших родителей, ребята, главная забота, чтоб мы выросли хорошими людьми. И для этого они прикладывают все силы. Любовью и терпением наших родителей достигается семейное согласие, непрестанным трудом - достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить!»
2 ученик
. Да, семья – это дом. Это свято. Семья – это мама и папа, бабушки и дедушки, дети. Это любовь и забота. Труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.
3 ученик
. Род- это одна большая семья. У каждого рода есть свое начало. Откуда род берет свое начало? Коль хочешь, чтоб фамилия звучала, С любовью посмотри в родные лица Узнай побольше, будет чем гордится.

4 ученик.
Помни землю свою и предков. Чтоб не оказаться в ряду безродных.
5 ученик


Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о семье, о своих предках. Для этого мы написали сочинения, разучили песни, полдготовили выставку фотографий. Надеемся, после этого праздника вы больше заинтересуетесь своими корнями, больше будете уважать и почитать своих предков, ведь они- наши корни. А теперь приглашаем вас спеть с нами песню «Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались».

МБОУ Лицей № 4

Семейный праздник-игра «Моя родословная»

Учитель:

Бараненко Н. П.

г-к. Кисловодск

«Неуважение к предкам – первый признак безнравственности».

А. С. Пушкин

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная – несчастна по-своему».

Л. Н. Толстой

ЦЕЛЬ ПРАЗДНИКА-ИГРЫ: пробудить у детей интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям; расширить представления о связи времён; углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении; воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА: на центральной стене эмблема праздника – «Родословное древо», рядом – плакат с девизом праздника: «Мы умеем предками гордиться!» На стенах – родословные, составленные и оформленные каждой семьёй. Оформлена выставка семейных реликвий. У каждого участника праздника – эмблемы.

ХОД ПРАЗДНИКА-ИГРЫ

ВЕДУЩИЙ. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Я приветствую всех участников нашего семейного праздника «Моя родословная». Он проходит под девизом…

ДЕТИ (хором). «Мы умеем предками гордиться!»

ВЕДУЩИЙ. В нашей школе немало замечательных традиций. Сегодня рождается новая – впервые в празднике участвуют семейные команды! Все конкурсы будет оценивать уважаемое жюри. Пусть его решения будут добрыми и справедливыми. Символом игры является аист. Пусть он принесёт всем счастье и удачу.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

УЧЕНИК. В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основ основ – родительский дом.

ВЕДУЩИЙ. Дом, семья… Слова эти понятны и дороги всем, как слова «хлеб» и «вода». Они с первых минут жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печаль, привычки и традиции. Я хочу рассказать вам одну легенду. В давние времена в одной стране жила семья, состоящая из 100 человек, и в ней царили мир и согласие. Молва об этом долетела до правителя этой страны, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь и не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и что-то написал на ней. Правитель посмотрел и удивился. На листе сто раз было начертано одно и то же слово – «понимание»! До сих пор в старых деревенских домах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников. А в центре – на видном месте – обязательно увеличенные портреты отца и матери. Такие святые слова, как «родители» и «Родина» не зря имеют один корень. Они помогают нам полюбить и понять родной язык, родную природу, традиции своего народа. Сегодня мы и поговорим о семейных традициях и праздниках.

1-й УЧЕНИК. Посмотрите-ка, у нас

Здесь собрался целый класс,

А напротив – папы, мамы.

Папы бросили диваны,

Мамы бросили кастрюли

И костюмы натянули.

2-й УЧЕНИК. Все хотят соревноваться,

Пошутить и посмеяться.

Знания и мудрость показать

И сноровку доказать.

3-й УЧЕНИК. Этой встрече все мы рады,

Собрались не для награды.

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно!

4-й УЧЕНИК. Вместе с нами здесь учительница –

Наша классная руководительница.

5-й УЧЕНИК. Обо всех заботится,

Немного беспокоится,

Всегда подскажет и поможет,

А если нужно – и пристрожит.

Своим классов довольна

Наша Нина Петровна.

6-й УЧЕНИК. И ещё на праздник в зале

Мы гостей к себе позвали.

Убедитесь, что у нас

Самый дружный в школе класс!

1-й УЧЕНИК. Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

2-й УЧЕНИК. Всё это так, да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки –

Такие случаи нередки.

3-й УЧЕНИК. Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений.

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

4-й УЧЕНИК. Одной мы связаны судьбой,

Одной семьёй, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

5-й УЧЕНИК. И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольётся,

И никогда не оборвётся

Веков связующая нить.

ВЕДУЩИЙ. Конкурс 1-й: «Тайна имени». Родился ребёнок, и родители сразу дают ему имя.

1-й УЧЕНИК. Что имя – звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имянареченье.

2-й УЧЕНИК. И вот мы с вами силами своими

Осознаём в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

ВЕДУЩИЙ. Знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает? Внимание! Вас приветствуют команды.

1-я КОМАНДА (хором). «Родня».

2-я КОМАНДА (хором). «Родичи».

Конкурс проводится в форме блица: представители обеих команд по очереди рассказывают о своём имени.

ВЕДУЩИЙ. У наших детей прекрасные, благозвучные имена. А вот какую историю описал в своём стихотворении поэт Юрий Благов.

3-й УЧЕНИК. Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Тавий… Муций, Свен, Орест.

4-й УЧЕНИК. Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…

5-й УЧЕНИК. Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

6-й УЧЕНИК. Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

7-й УЧЕНИК. Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

ВЕДУЩИЙ. Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться? (Ответы детей).

Исполняются песни «Песня о папе» и «Мамины глаза».

Вопросы родителям. Статистика. Конкурс для пап и мам (см. приложение). Дети переодеваются для сценки.

ВЕДУЩИЙ. Начинаем 2-й конкурс – «А вы откуда родом?» Итак, имя вам дали родители. Отчество вы получили от отца. А откуда появилась ваша фамилия? К вашему отцу она перешла от деда, к деду – от прадеда. Но кого же первого в роду так называли и почему? Ведь всего 200 лет назад фамилий совсем не было.

1-й УЧЕНИК. В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых…

2-й УЧЕНИК. Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

ВЕДУЩИЙ. Сейчас вы увидите сценку, из которой станет ясно, откуда появилась фамилия Иванов.

Сценка «У плетня» (см. приложение).

1-й УЧЕНИК. «Молодая бабушка» – люди говорят,

Я за нашу бабушку очень рад,

Я, ребята, бабушке, не грублю,

Потому что бабушку я люблю.

2-й УЧЕНИК. Будем нашим бабушкам

Помогать с тобой.

Улыбайся, бабушка,

Всегда будь молодой!

Песня «О бабушке».

ВЕДУЩИЙ. Вы попытались составить свои родословные. Конечно, в них не 5000 исторических имён, но и вы вправе гордиться своими предками. Объявляется 3-й конкурс – «Моя родословная». Сейчас мы отправимся в прошлое. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Вы видите в этом зале прекрасно составленные родословные. Я уверена, что каждый из вас мог бы защитить свою родословную, но команды поручили сделать это тем, у кого самые «глубокие» и содержательные родословные (по 2 человека от каждой команды).

3-й УЧЕНИК. Если спорят сын иль дочка:

«Кем мой прадед был, скажи?»

Рассказать ведь им придётся

Лучше чётко, от души.

4-й УЧЕНИК. И не мямлить, и не мяться,

Мол, не помню, хоть убей!

Вот поэтому занялся

Родословною своей!

5-й УЧЕНИК. Ведь не дань капризной моде –

Предков знать за 300 лет.

Нет без прошлого сегодня,

Без него и завтра нет.

6-й УЧЕНИК. Жаль того нам, кто не помнит

Жизни предка своего.

Мы свои копали корни –

Накопали кой-чего.

Песня «Золотая свадьба».

ВЕДУЩИЙ. Объявляю следующий, четвёртый конкурс – «Герб и девиз нашей семьи. Прошу участников команд произнести девизы и показать гербы своих семей, а также описать их (по 2 человека от команд).

ВЕДУЩИЙ. А теперь начинается 5-й конкурс – «Добрая пословица ко времени молвится». Сейчас в течение трёх минут (по секундомеру) игроки обеих команд поочерёдно будут называть известные им пословицы.

Танцевально-ритмическая пауза. Все участники исполняют танец «Маленьких утят» или «Летка-Енька».

ВЕДУЩИЙ. В каждой семье есть свои предания, интересные истории из жизни предков. Участники нашего праздника – не исключение. Предлагаю принять активное участие в 6-м конкурсе, который так и называется – «Семейные предания и истории».

Физминутка.

ВЕДУЩИЙ. Ребята, а теперь я хотела бы обратить ваше внимание на фотовыставку, которая называется «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она организована здесь? С какой связана традицией? (Ответы детей). Правильно, в каждой семье есть фотографии, которые надолго сохраняют память о дорогих и близких людях, о знаменательных и повседневных событиях семейной жизни. Традиция хранить старые фотографии очень важна. Недаром во время войны или других тяжёлых жизненных ситуаций, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, в том числе и фотографии друзей и близких, самых дорогих для них людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом» – поётся в одной из песен. Вот почему здесь, на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов.

Предлагаю провести 7-й конкурс – «Самая интересная семейная фотография».

Пока жюри подводит итоги конкурса, звучит фонограмма песни «Семейный альбом».

ВЕДУЩИЙ. Ребята, а как вы думаете, что делает дом, не похожим на другие дома. Что вас постоянно окружает в вашем доме, в квартире. (Ответы детей.) Правильно. Человек в течение своей жизни всё время пользуется какими-нибудь вещами, которые становятся дороги ему, так как связаны с определёнными событиями. И вот уже человека нет, а его вещь остаётся. Мы продолжаем её хранить. У каждого в доме – в гараже, в чуланчике, на чердаке, на даче – хранится много старинных вещей. Вам было дано задание провести разведку и поиск старинных предметов, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Вы выполнили задание и принесли эти вещи сюда, чтобы всем показать. А мы сложили эти семейные реликвии в большой бабушкин сундук. Вот он у нас какой! Об этих старинных вещах и пойдёт сейчас речь.

Ведущий достаёт из сундука вещи. Команды представляют их.

1-й УЧЕНИК. Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд.

Но преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

2-й УЧЕНИК. Есть на свете земном

Разные края.

Только там, где отчий дом,

Родина твоя.

Веселись, расти и пой,

Знай, что Родина с тобой.

Помни главные слова:

«Мама», «Родина», «Семья»!

ВЕДУЩИЙ. Вот и подходит к концу наш семейный праздник. Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до проведения этого праздника уже была составлена родословная?» Оказывается, что ни у кого! Поэтому я хочу посоветовать вам: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих детей, для своей семьи, пополняйте своё генеалогическое древо, узнавайте как можно больше о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Надеюсь, что в вашей семье навсегда сохранится эта традиция. 219 ныне здравствующих потомков А. С. Пушкина гордятся своим великим предком, но даже, если ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, я думаю, что вы можете по праву ими гордиться. Очень здорово, что традиция узнавать о своих предках, составлять родословную и генеалогическое древо возвращается в семьи. Возвращаются и другие забытые нами традиции. Ведь каждой семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности хотя бы время от времени собираться за большим праздничным столом, принарядиться не для гостей, а для себя, жены, своих детей, включить любимую музыку, порадовать близких подарком. Сам по себе праздник никогда не получится. Не придёт сама в дом новогодняя ёлка. Не испечётся вкусный пирог. Не возникнут подарки-сюрпризы, которые сделаны родными руками и хранят их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем столько радости и счастья, чувствуя, что мы нужны друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда. Я считаю, что наш сегодняшний праздник удался на славу. А что думает по этому поводу наше уважаемое жюри, мы сейчас узнаем.

Жюри подводит итоги конкурсов и всего праздника в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Вопросы для родителей.

    Какая самая счастливая минута в вашей жизни?

    В какое время года вы встретили свою половину?

    Кем вы мечтали стать в юности?

    Что вы преподнесли впервые в качестве подарка?

    Приходилось ли вам о чём-нибудь пожалеть в жизни?

    Какие цветы подарили вам на первом свидании?

    Чем вы любите заниматься в свободное время?

    Чувствуете ли вы себя бабушкой (дедушкой)?

Статистика.

Статистики подсчитали, что мама, ухаживающая за двумя детьми и мужем, в течение года перемывает 18 тысяч ножей, 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек и так далее. Общий вес посуды, переносимой из кухонного шкафа к столу и обратно, достигает за год 5 тонн. Поэтому, конечно же, дело чести каждой дочери, каждого сына и отца присоединиться к маме-тяжелоатлетке и переложить хотя бы парочку тонн посуды с её могучих плеч на свои. А ещё маме нравится быть красивой, даже на кухне. Давайте поможем ей в этом и подарим новый чудесный передник.

Одной из команд выдаётся лист бумаги (обои) длиной 2,5 м, ножницы, клей, цветная бумага. Для изготовления передника приглашаются папа и дети.

Из другой команды приглашаются мама и сын. Им выдаётся по листу бумаги с вопросами и ручка или карандаш. Мама и сын одновременно письменно отвечают на вопросы, повернувшись друг к другу спиной. Затем проводится проверка, сколько ответов на вопросы совпало.

ВОПРОСЫ МАМЕ:

Ваш день рождения.

Как вы ласково называете сына?

Ваша любимая песня.

Ваше фирменное блюдо или блюдо, которое у вас лучше всего получается.

ВОПРОСЫ СЫНУ:

Когда день рождения твоей мамы?

Как мама ласково называет тебя?

Любимая песня твоей мамы.

Фирменное блюдо твоей мамы или блюдо, которое у неё лучше всего получается.

Сценка «У плетня».

Действующие лица.

Дуня

Катерина

Алёша

Девочки – Катерина и Дуня – сидят на скамейке.

Дуня плетёт чуни – верёвочные лапти.

Под весёлую русскую народную мелодию к ним подходит Иванов Алёша. Дети одеты в красочные русские национальные костюмы.

АЛЁША. Здравствуйте, девочки! Что вы делаете?

ДУНЯ. Я чуни плету.

КАТЕРИНА. А я у плетня сижу.

ДУНЯ. Алёша, нам интересно узнать, откуда ты родом. Как произошла твоя фамилия – Иванов? Расскажи нам, пожалуйста.

АЛЁША. А я вам сейчас загадку загадаю. Послушайте и сами всё поймёте.

У кого ты не спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его…

ДЕТИ (хором). Иван!

АЛЁША. Правильно, молодцы, отгадали. Я продолжаю:

Всех умнее и добрее,

И конечно, всех сильнее,

А для мира уж не ново:

Русь стоит на Ивановых!

Кто сегодня у плетня

Вяжет свои чуни?

Это вся моя родня –

Катерина с Дуней.

КАТЕРИНА. Спасибо тебе, Алёша, ты очень хорошо объяснил происхождение своей фамилии. А сейчас мы споём с Дуней частушки о твоём предке.

АЛЁША (садится на скамейку). Я с интересом послушаю.

Девочки исполняют частушки.

Эх, топни нога, топни, правенькая,

Я в пляс пойду, хоть и маленькая,

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

Не хотела я плясать –

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла –

Я не удержалася.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я – с печки босиком,

Думала: подружки.

По деревне я шла

И Ивана видела.

Под кустом сидел и плакал –

Курица обидела.

Я плясала в две ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

Балалаечка-гудок

Своё дело знает.

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат –

Кто бы пел частушки?

АЛЁША. Спасибо, девочки. Очень понравились мне частушки.

ДЕВОЧКИ. До свидания.

АЛЁША. До свидания.

Семейная родословная

Родительское собрание - праздник

Школа МБОУ «Пригородная СОШ»

Класс 2- а

Учитель Козлова Наталья Николаевна

Ход мероприятия

Вступительная часть

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

Всё начинается с семьи...

Призывный крик ребёнка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы...

Всё начинается с семьи...

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность в жизни видеть...

Всё начинается с семьи...

Сергей Шарин:

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

Но только не сдаваться!

Всё начинается с семьи...

Основная часть

Если вам плохо, если трудно, если вас обидели - кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди - семья. Когда мы с вами беседовали, вы говорили, что семья является для человека самым важным в жизни. А как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? (ответы детей)

Они все разные, они отличаются друг от друга не только количеством детей, но и интересами, обычаями, привычками, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Человек рождается на свет, растёт, задумывается: « Кто я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция сейчас возвращается в семьи.

Вообще, составление и ведение родословной издавна являлось частью традиционной культуры многих народов России. Когда земли и имущество стали передавать по наследству, ведение родословной стало очень актуальным. Поэтому чаще всего ее составляли высшие слои общества. Однако родословную старались вести во всех семьях, независимо от их сословной принадлежности. Крестьяне, ремесленники, казаки бережно относились к родословной. Владевшие грамотой записывали ее, например, на оборотной стороне старинных семейных икон, неграмотные передавали память о своих предках устно, как сказки, былины или пословицы.

Вы оформляли свои родословные в виде дерева. Посмотрите на это дерево, оно олицетворяет ваш род — с одной стороны кроны — прародители по маминой линии, а с другой — по папиной. Знаете, почему именно дерево стало основой вашей семейной родословной? Потому что оно имеет корни — это ваши предки — и ветви — это молодые поколения. Корни — это те, от кого пошел ваш род.

На самом верху ребёнок, ниже его родители (мама и папа), ещё ниже родители родителей (ваши бабушки и дедушки), корни - самое старшее поколение.

Вот мы с вами тоже попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 имен, как у А. С. Пушкина, но и наши листочки на деревьях говорят о большой проделанной работе. Послушаем выступление Шарина Сергея о его родословной.

Выступление Шарина Сергея о его родословной.

Славная вещь - родословное дерево. Когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в хорошей дружной семье, и семья его воспитала честным, порядочным, уважающим своих родных, заботящимся о них.

Многие из вас составляли родословные. Дам вам совет: не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение, пусть это станет вашей доброй семейной традицией.

Кроме этого, можно составить родословную летопись, или, как ее называют, роспись. Например, как у Киркиж Вероники. Летопись можно оформить в виде свитка с печатью. В росписи можно изложить основные сведения о каждом из членов рода, рассказать о его достоинствах и достижениях. Сведения, которые включают в родословное описание, представляют собой рассказы о том, где человек воспитывался, какое образование получил, где жил и в какие годы, указываются места работы или службы, звания, должности. Если какой-либо представитель рода участвовал в войнах, сражениях, то необходимо пояснить, где и когда это происходило. Важно также указать, имел ли он награды. Дополнением к росписи могут быть фотографии и портреты. Они обязательно должны быть подписаны: кто на них изображен, когда и где. Роспись можно приклеить к ватману с «генеалогическим деревом» и хранить в семейном архиве.

Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы называете своей семьёй. Семья - это группа родственников, живущих вместе. Сколько же их, этих родственников? Давайте считать.

Даня Аброщенко:

Кто живет в большой квартире? Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Ещё красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них её зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовёт её другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина младший самый.

Сколько человек в этой семье вы насчитали? (5 человек) Почему? Кто они?

Игра «Узнай родственников»

Надо собрать пары карточек, например: дедушка - это папин папа.

Надписи на листочках: «Бабушка, мамина мама», «Бабушка, папина мама», «Дедушка, мамин папа», «Дедушка, папин папа», «Тетя, мамина сестра», «Дядя, папин брат», «Мама», «Папа», «Двоюродные братья, тетины дети», «Дядя, тетин муж», «Троюродная сестра, дочь двоюродного брата», «Племянники, дети брата или сестры» и т. д.

Я хочу обратиться к нашим гостям и узнать, как они знают своих родственников.

1. Брат жены. (Шурин.)

2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.)

4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща./

6.Отец жены. (Тесть.)

7.Мать мужа. (Свекровь.)

8.Отец мужа. (Свекор.)

9.Дочь брата или сестры. (Племянница.)

10.Брат отца или матери. (Дядя.)

11.Сестра отца или матери. (Тетя.)

12.Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13.Мужья двух сестер. (Свояки.)

14.Матери жены и мужа. (Сватьи.)

С родственными связями разобрались.

Есть одна ниточка, связывающая все поколения, - это мать, мама. Что может быть на свете дороже мамы? Сейчас мы послушаем рассказы, которые дети составили, выполняя проект «Профессии»

Бойкова Вера

Стихотворение о маме

У меня такая мама -
Все завидуют, я знаю!
Ты зайди сегодня в гости -
Мама нынче выходная...
Позовет к столу нас мама,
Скажет нам: садитесь, дети!
Там с тобою мы увидим,
Что всего вкусней на свете.
Там пирог разлегся важно,
Он с румяными щеками,
Брови сахаром сверкают
Под изюмными глазами.
Мы запьем пирог чудесный
Свежим чаем золотистым,
А потом мы всю посуду

Перемоем чисто-чисто.
Так мне хочется на маму
Быть во всем, во всем похожей!
И моя подруга шепчет:
"И мне тоже, и мне тоже!"

Выступление Рудницой Русланы «Моя мама - медсестра»

Выступление Саркисовой Мйи «Моя мама - зооинженер»

Выступление Логуновой Жасмины «Моя мама - швея»

Выступление Синицына Романа «Моя мама - повар»

А что мы знаем о наших папах? Кто они? Какие они?

Ворсина Эля

Стихотворение о папах

Наши папочки не хуже:

Могут кашу, щи сварить.

И для дома все, что нужно,

Могут быстро смастерить.

Наши папы - мастера,

Машинисты, доктора...

Одним словом - удальцы!

Наши папы - молодцы!

Выступление Синицына Романа «Мой папа - художник»

Выступление Горевой Ксении «Мой папа - спасатель»

А у ваших родителей есть родители? Как вы их называете? Дети: Бабушки и дедушки. Верно. Послушаем стихотворения о них.

Васина Лера и Иванова Катя:

У бабушки и дедушки все время интересно:

Мы с дедом чиним лестницу и напеваем песню,

Мы с бабушкой на кухне стряпаем оладушки,

А после в огороде цветы сажаем с бабушкой.

У бабушки и дедушки, что хочешь разрешается.

Здесь на диване прыгаем, подушками кидаемся.

А бабушка и дедушка на нас не обижаются,

Они и не ругаются, а только улыбаются.

Остаться бы у бабушки, у дедушки б остаться,

Но папе с мамой скучно, и надо возвращаться.

А в воскресенье снова приехать в этот дом,

Где бабушка нас встретит любимым пирогом.

Семёнова Ксения:

Стихотворение о бабушке

А у бабушки моей - волосы седые,

А у бабушки моей - руки золотые.

И в заботах целый день рук не покладает:

То на спицах вяжет шарф, то носки латает.

Ни одной минуты нет у нее свободной.

Я без дела не сижу, помогаю тоже,

Потому что на нее быть хочу похожей.

Вы помогаете бабушкам, бабушки - вам. В нашей сценке бабушки тоже помогают своим внучатам.

Сценка « Бабушки и внуки»

Две старушки (Лисицына Софья и Горева Ксения)

1. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2. Да что ты, я ещё уроки не сделала...

1 .Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!

2. Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат. Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

1.Правда? Это ты их так балуешь?

2.Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

1..О, действительно строго.

2.Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой. Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм - гм... « У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том...»

1.Так, хорошо.

2.И днём и ночью пёс ученый...

1. Какой пёс?

2.Ну, я не знаю, какая у него порода.

1.Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2.А-а! Поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том; и днём и ночью кот учёный...»

2.С авоськой ходит в гастроном.

1.С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

2.Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

нашу честь какую - нибудь единицу назовут?

1. Её уже назвали.

1.Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки.

Дедушки - тоже самые близкие ваши друзья. О своём дедушке нам расскажет Федотов Максим.

Выступление Федотова Максима "Мой дедушка"

И про бабушек вы рассказывали в своих проектах. Мне очень понравилось, как вы хорошо о них отзывались. Послушаем рассказ Лисицыной Сони о её бубушке.

Выступление Лисицыной Софьи «Моя бабушка»

Ребята, в своих работах вы использовали фотографии из семейных альбомов. Как вы думаете, почему, зачем? Собирать и хранить семейные фотографии - это семейная традиция. Фотографии надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях в семейной жизни. Алёна и Эля расскажут нам о своих семьях по фотографиям работ «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья».

Выступление Филатовой Алёны «Моя семья»

Выступление Ворсиной Эльвиры «Моя семья»

А какие ещё семейные традиции есть у вас в семье, поделитесь с нами, расскажите. (Ответы детей и родителей).

Семейные традиции - это и оформление семейного альбома, и совместные обеды, чаепития, походы, праздники, семейные чтения. Семейные альбомы относятся к семейным реликвиям. Наверное, в каждой семье существуют такие предметы, которые передаются из рода в род, от прабабушки к бабушке, от матери к дочке. Какие предметы могут относиться к семейным реликвиям? (Ответы детей и родителей). Женя нам расскажет о такой семейной реликвии, как дедушкины награды.

Выступление Невровой Евгении «Дедушкины награды»

Музыкальная пауза.

Ученики исполняют частушки.

1. Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем.

Коль понравятся куплеты,

Мы еще их пропоем.

2. Дорогие наши мамы,

Мы всегда гордимся вами,

Умными, спокойными.

Будем вас достойны мы.

3. Наши папочки веселые

Ну а если надо будет,

Могут «яблочко» сплясать.

4. Папа пишет сочиненье,

Дед решает уравненье -

Все с уроками сидят.

Вот семейный наш подряд!

5. Баба Зина - чемпион,

B кулинарном спорте

Всех сразил «наполеон»

Сто слоёв ведь в торте.

6. Любит музыку мой папа,

От него не отстаю;

Он играет на гармони,

А я песенки пою.

7. Деда очень уважаю,

Смело вам могу сказать!

Очень трудные задачи

Будем вместе мы решать.

8. Мама с папой и братишка

Вот она моя родня

Ох, спасибо, дорогие

Что вы есть все у меня

9. Мы частушки вам пропели,

Больше делать нечего.

Мы пойдем, а вы сидите

До другого вечера.

Творческая работа «Родословное дерево класса»

Мы с вами говорили о ваших семьях, но есть ещё одна семья, которая появляется у вас тогда, когда вы приходите в школу - это ваша классная семья. Мы с вами тоже имеем своё имя - название, свои традиции, маму. Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное дерево нашего класса. Возьмите по яблочку и впишите свои имена и фамилии. Приклейте своё яблочко к нашему дереву. Корни нашей яблони - это ваши родители. Помните и об этой семье, никогда её не подводите.

Торжественные награждения.

За этот год у нас в школе прошло очень много интересных конкурсов, выставок, проектов. Вы были их участниками. Самые активные участники сейчас будут награждены грамотами и медалями.

(Награждения за участи в жизни школы)

Заканчивается учебный. Вы переходите в 3 класс. В связи с этим вам вручаются свидетельства об окончании 2 класса.

(Вручение свидетельств об окончании 2 класса)

Сегодня мы говорили о семье, о самых дорогих каждому из нас людях.

Есть у нас в русском языке такое выражение «Иван, не помнящий родства». Как вы думаете, кого так называют? (Дети высказывают свои предположения)

Верно, Иваны, не помнящие родства, — это те, кто забывает своих предков, те, кто не уважает и не знает истории своего народа. Стыдно быть таким «Иваном». Но мы-то с вами не такие. Поэтому мы продолжим составлять наше «генеалогическое дерево». Будем чтить семейные традиции, хранить реликвии и передавать их из поколения в поколение.

Общешкольное мероприятие посвящено изучению родословной, что требует большой подготовительной работы: изучения истории своего рода, составления "Древа жизни", написания сочинений о своих бабушках и дедушках. Такая работа воспитывет в детях любовь и уважение к своему роду, семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галиуллина Гузэль Кабировна , учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан

Общешкольное мероприятие «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

1 вед .

Кем был твой прадед. Кем твой дед?

О чем они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызвало бы дружный смех?

И как они женились?

Какие испытания им

Достались на веку?

Как до Парижа дед дошел

В башкирском том полку?

И, если все узнаешь ты,

Изучишь древний род,-

Полюбишь Родину свою,

Полюбишь свой народ.

2 вед.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о шежере. Что же это такое? Что вы узнали об этом на уроках культуры Башкортостана, родного языка?

(Ответы учащихся.)

Итак, шежере означает «родословная». А каково его происхождение?

3 вед.

С древнейших времен у многих народов сложился обычай изустной передачи, а позже письменной фиксации родов и племен. На этой основе возникли европейские хроники, скандинавские саги, славянские летописи, а также памятники тюркских и других восточных народов в виде шежере – родословных.

Башкирские шежере – своеобразные письменные памятники, относящиеся к 15-18 векам и к более ранним периодам. В эти записи башкиры вносили имена предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях, имевших место при том или ином родоплеменном вожде, о жизни и быте народа.

4 вед.

Шежере - это первый рукописный памятник, созданный самим народом о своей истории. Если иметь в виду, что письменные памятники каждого народа создавались на фольклорной основе, то можно предположить, что шежере появились в виде легенд и преданий о пророках и отдельных личностях, известных истории. Говоря иначе, шежере - это устно - поэтическое творчество, бытующее в письменной форме. В первое время шежере, видимо, как и все традиционные формы башкирского фольклора, из поколения в поколение передавалось в устной форме.

5 вед.

Патриархально-родовые отношения предписывали знание и почитание своих предков. По традиции каждый башкир должен был знать свою родословную, по крайней мере, до седьмого колена. Сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях в жизни рода хранились в памяти людей, эта незаписанная история передавалась из поколения в поколение изустно. Позднее, с распространением среди башкир письменной культуры, шежере получили свое письменное оформление.

6 вед.

Шежере, как и тамга (родовой знак), птица и дерево, считалось необходимым атрибутом, т.е. необходимым, постоянным признаком рода (племени). Своим шежере башкиры очень дорожили. Оно хранилось, как правило, у самых уважаемых старожилов аула, его потеря считалась большим позором, о местах его хранения знали лишь несколько человек.

Во времена Золотой Орды и позднее борьба башкир за сохранение патриархально- родовых отношений и своей самостоятельности превратила шежере в полуофициальный документ.

После присоединения башкирских племен к Русскому государству и получения ими грамот от Ивана Грозного на земельное владение шежере приобретали часто характер юридического документа.

7 вед.

Есть разные типы шежере. Одни дают лишь перечень имен. Другие перемежаются упоминанием важных событий, на фоне которых изображается история рода. Этот тип шежере является наиболее ценным историко-литературным памятником. Лучшие образцы этого жанра представляют собой неповторимое, национально-самобытное явление письменной литературы.

Башкирские шежере носят энциклопедический характер: они содержат различные сведения по истории и быту народа и отдельных родов, описание обычаев и нравов, юридических и морально-этических норм, образцы народного творчества.

Шежере – по-арабски – дерево – произведение, дополняемое и расширяющееся. Подобно дереву, оно отпускает все новые и новые ростки и ветви. За несколько поколений шежере дополняются, однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.

8 вед .

С 16 века в значительных по объему шежере чаще появляется подробное описание исторических событий. Фиксация увиденного или услышанного не превращает шежере в сухой летописный материал. По своему характеру они тяготеют скорее к исторической повести, в них налицо оценка деяний рода, отношений к истории народа в целом. Вместо пересказа событий составитель шежере облекает их в красочную литературно-художественную форму, при недостатке материала прибегает к домыслу и фантазии. Таким образом, во многих шежере документальность сочетается с художественностью, факт с вымыслом. Таковы, например, объёмистые шежере родов Юрматы, Мин, Бурзян, Кипчак, Табын, являющиеся в какой-то мере художественным отражением истории башкир, образца их жизни, межродовых отношений.

Этот тип шежере демонстрирует переплетение стилей исторического сочинения и художественного повествования.

9 вед.

Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период. Например, шежере рода Айле содержит трактовку событий, начиная с древнейших времен до 18 века, включая период господства Золотой Орды. В кипчакских шежере эпоха кипчакских объединений и последующие события 14 - 16 веков отражены в тесной связи с историей башкир. Стремление осветить историю башкир в единстве с историей родственных народов, показать их мирные отношения с соседями и совместную борьбу за свободу придают шежере патриотическое и интернациональное звучание.

10 вед.

В древности, когда шежере передавалось из уст в уста, целям быстрого запоминания и длительного сохранения его в памяти наиболее соответствовала форма исполнения в виде кубаира. В дальнейшем в связи с письменным оформлением и превращением в полуофициальный

документ, за шежере закрепляется исключительно прозаическая форма.

Башкирские шежере - это уникальный памятник духовной культуры народа. Учитывая это, правительство РБ 10 мая 2006 года приняло постановление, по которому рекомендовано ежегодное проведение народного праздника "Шежере байрамы".

11 вед.

В наше время возрождается интерес к родословной, большинство людей стремятся хорошо знать историю своего народа, помнить имена своих предков до шести-семи поколений.

Каждый из нас получил задание составить дома шежере с помощью родителей. Что у нас получилось, мы видим по рисункам. Давайте послушаем некоторых ребят.

О своей родословной рассказывает…

12 вед.

Как вы видите, ребята, шежере можно представить в нескольких формах. Некоторые из нас сделали в форме таблицы (демонстрация шежере...

), некоторые в виде лучиков (…), а большинство - в виде дерева.

Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А ваши родители, бабушки и дедушки – это могучие стволы и корни вашего семейного дерева.

Из старинных шежере можно узнать самые разнообразные и интересные исторические сведения о своих предках.

Давайте послушаем, что вам еще удалось узнать о своих предках?

(Чтение сочинения Гибазетдиновой Алсу, Хуршудян Лилит.)

13 вед.

Итак, шежере - это родословная рода. Чтобы написать родословную, мы должны знать о своей семье. А семья не может существовать отдельно от общества, страны. Семья – это часть общества. Общество, страна как большая семья. В нашей стране проживают люди разных национальностей. И каждый народ старается сохранить любовь к родному краю, к родной литературе, к родной речи.

А это начинается с самого малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Поэтому каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы получше изучить свою родословную, гордиться своими предками.

14 вед.

В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем.

Основа основ - родительский дом.

15 вед.

Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Например, слово «семья» можно разделить на два слова - «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья - это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядсм, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась ее величество семья? Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но..

16 ведущий, ученик и ученица читают по ролям стихотворение.

Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихо ответила: «Я!»

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева снова ответила; «Я!»

«Кто пищу сготовит, о радость моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто платье сошьет? Постирает белье?

Меня приголубит? Украсит жилье?»

«Я, я - снова вторила Ева, - я, я...»

С этой поры и родилась семья!

17 вед .

Поздравляю тебя, семья! У тебя давние и глубокие корни. У тебя высокая крона, устремленная в будущее.

18 вед.

Почитать родителей - значит: в детстве - их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

Стихотворный монтаж в исполнении учеников.

1 ученик

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож...

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

2 ученик

Там, где дружная семья,

От счастья кружится голова!

Там, где дружная семья,

Лица светятся улыбкой,

Словно звездочки горят!

Там, где дружная семья,

Спорятся отлично все дела!

Там, где дружная семья,

Удач тропинка пролегла!

3 ученик

Волшебный символ жизни - семья,

В нем капелька Отчизны, в нем - я,

В нем мама, папа, братик, сестра,

В нем маленький квадратик двора.

В нем - солнце, и березка, и дом,

В нем все тепло смеется кругом.

Семь нот волшебных песни, семь фраз.

Чтоб солнца свет чудесный не гас,

Смеялись громко дети земли,

Продолжить род священный могли.

4 ученик

И в этот праздник счастья всех нас

Мы поздравляем прямо сейчас,

Пусть крелкой будет наша семья –

Иначе жить на свете нельзя!

Семья - поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и рожденье.

Семья для всех - основа всех начал. Звучит песня «Родительский дом»

Заключительная часть.

1 ученик

И у учителей, и у наших родителей, ребята, главная забота, чтоб мы выросли хорошими людьми. И для этого они прикладывают все силы. Любовью и терпением наших родителей достигается семейное согласие, непрестанным трудом - достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить!»

2 ученик .

Да, семья – это дом. Это свято. Семья – это мама и папа, бабушки и дедушки, дети. Это любовь и забота. Труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.

3 ученик .

Род- это одна большая семья. У каждого рода есть свое начало.

Откуда род берет свое начало?

Коль хочешь, чтоб фамилия звучала,

С любовью посмотри в родные лица

Узнай побольше, будет чем гордится.

4 ученик.

Помни землю свою и предков.

Чтоб не оказаться в ряду безродных.

5 ученик

Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о семье, о своих предках. Для этого мы написали сочинения, разучили песни, полдготовили выставку фотографий. Надеемся, после этого праздника вы больше заинтересуетесь своими корнями, больше будете уважать и почитать своих предков, ведь они- наши корни. А теперь приглашаем вас спеть с нами песню «Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались».




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: