Православный календарь. Церковные праздники

Праздник посвящен почитанию всех Святых, которые, начиная с первых веков христианства, услышав Слово Божие, приняли Его в свое сердце и спасли свои души, следуя за Христом.

В православной церкви дата праздника является переходящей - День всех Святых православные празднуют в следующее воскресенье после Троицы.

Расскажет об истории возникновения праздника и традициях Праздника День всех Святых у католиков.

Праздник почитания Святых

Почитали память Святых еще с первых веков христианства. В те далекие времена Святыми называли всех получивших новую жизнь в крещении и отныне принадлежащих Иисусу Христу. Церковь почитать особым образом стала первых христиан, которые умерли за веру.

К сожалению, имена всех Святых, принявших мученическую смерть за веру в Христа, в том числе и разорванных дикими зверями на арене цирка, история не сохранила - о подвиге тысяч христиан-мучеников первых веков никогда не будет известно.

Но множество свидетельств сохранилось об обычае повсеместно сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Обычно днем почитания этих Святых считался день смерти - его называли днем их рождения для неба.

Культ мучеников в дальнейшем распространился на все поместные церкви. А со временем, кроме дней памяти отдельных мучеников, стали отмечать и общий праздник - День всех Святых.

Впервые этот праздник упоминается в IV веке - византийская церковь, по свидетельству Святого Иоанна Златоуста, поминала всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице.

Католическая церковь, желая искоренить языческие традиции празднования кельтского Нового года, в IX веке перенесла День всех Святых на 1 ноября, но все ее попытки оказались тщетными.

Предпраздничная ночь на староанглийском языке звучала как All Hallows Even, то есть Вечер всех Святых, или сокращенно — Hallowe"en. Затем ее стали называть еще короче Halloween, вот так и появилось современное название праздника Хэллоуин - его отмечают по сей день и с каждым годом все масштабнее.

Традиции праздника у католиков

День всех Святых, по традиции, один из обязательных праздников католической церкви - в нем участвуют все католики, кроме тех, кто пропустил мессу по серьезным причинам.

Поэтому в День всех святых все католики посещают храмы. Литургические молитвы Дня всех Святых прославляют Господа — единый источник святости. Они также выражают веру в бессмертие Святых и просят их о заступничестве.

Католики на следующий день после Дня всех Святых, 2 ноября, отмечают День поминовения всех усопших верных и посещают могилы родных.

Католики, по традиции, сложившейся веками, по дороге на кладбище четыре раза останавливаются и произносят молитву за усопших. В пятый раз они проделывают этот обряд, возвращаясь с кладбища.

В разных странах много общих традиций, но есть и свои особенные.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

В Польше, по традиции, раздают нищим монеты и обвалки, которые многие хозяйки выпекают за день-два до праздника. Этим они отдают почтение и уважение своим усопшим родственникам.

В Италии, по традиции, оставляют обычно еду для усопших на кухне - в основном хлеб и воду, но в некоторых регионах обязательно оставляют умершим воду и пирог "ossi da morti".

В Германии, вернее в некоторых ее землях, День всех Святых - государственный праздник и выходной, где вся семья, также как и во всех других странах, собирается вместе за вкусно накрытым столом.

Перед застольем, по традиции, они посещают кладбища и готовят могилы к зиме - убирают, перекрашивают и украшают вечнозелеными и морозостойкими растениями.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Был известен еще в ранней христианской церкви. Тогда святыми называли всех христиан, как получивших в крещении новую жизнь и принадлежащих отныне Христу. "Находящимся в Эфесе святым", "всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах", — так адресовал свои послания апостол Павел, обращаясь к первым христианам. Первыми христианами, которых церковь стала почитать особым образом стали те, кто умер за веру. Первым известным почитаемым мучеником считается святой Поликарп Смирнский, чье мученичество было подробно описано в "Окружном послании Смирнской Церкви другим Церквам", датируемым 155 годом. В этом документе останки мученика названы ценностью большей, чем золото и драгоценные камни. Послание свидетельствовало о существовании обычая сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Подобные празднования и молитвы на могилах мучеников за веру были приняты повсеместно, где имелись их захоронения. Днем почитания этих святых подвижников обычно считался день смерти, который стал именоваться днем их рождения для неба.

В дальнейшем культ мучеников распространился на все поместные церкви и помимо дней памяти отдельных мучеников, стал отмечаться и общий праздник в их честь. Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что византийская церковь почитала память всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице. В восточносирийском богослужении днем памяти мучеников была первая пятница после Пасхи.

В западной церкви праздник был введен в VI веке и первоначально отмечался, как и на Востоке, в первое воскресенье после Пятидесятницы.

Позже праздник был перенесен на 13 мая, что было связано с днем освящения храма в Риме (13 мая 610 года), перестроенного папой Бонифацием IV из языческого Пантеона, в честь Девы Марии и всех мучеников (S. Maria ad Martyres).

К этому дню из катакомб в церковь были перевезены 28 телег останков христиан, отдавших жизнь за веру. Ежегодное воспоминание этого события и стало первым празднованием дня, который теперь известен как Торжество всех святых. Спустя некоторое время, при папе Григории III, понятие святости расширилось и стало включать в себя и тех, кто претерпел гонения и страдания за веру в Христа, даже и тогда, когда гонения не завершились мученической смертью, а затем и подвижников, прославившихся добродетельной жизнью — "всех непорочных праведников, во всём круге земли почивших".

Папа Григорий IV официально ввел праздник Всех святых в церковную практику, перенеся его на 1 ноября. Время празднования было перенесено с весны на осень, по примеру Англии и Ирландии, где к этому времени уже более ста лет было принято совершать память всех святых в этот день.

До XI века о святости свидетельствовало народное почитание того или иного подвижника или мученика. Первым официально канонизированным святым стал святой Ульрик Аугсбургский — процесс его канонизации завершился в 1093 году, через 120 лет после смерти.

Торжество всех святых является одним из обязательных праздников католической церкви, участвовать в нем следует всем христианам, кроме тех, кто не может сделать этого по серьезным причинам.

Литургические молитвы Дня всех святых прославляют Бога — единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству. Чтения из Священного писания, в свою очередь, воспроизводят этический кодекс христианства (восемь "блаженств" из Нагорной проповеди) и свидетельствуют о присутствии бесчисленных воинств святых.

За Днем всех святых следует День поминовения всех усопших верных, который отмечается 2 ноября. Кроме того, в течение восьми дней, начиная с 1 ноября, принято служить заупокойные мессы, а верующие приглашаются к особенно усиленной молитве за дорогих их сердцу усопших.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших - День всех святых (1 ноября) и День поминовения усопших (2 ноября) следуют один за другим.

Праздники имеют глубокие языческие корни. Около двух тысяч лет назад кельтские племена в это время праздновали наступление Нового года, в канун которого отмечался праздник Самхэйн (Samhain). Это пограничное время (переход к зиме) считалось временем волшебным и мистическим - сиды (нейтрально, а зачастую и враждебно настроенные к людям волшебные существа), проходят в мир людей, а люди тоже имеют возможность побывать в потустороннем мире.
Считалось также, что души умерших в этот день возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых. Примерно в это же самое время (в конце октября) древние римляне отмечали два праздника - Фералии, посвященные памяти усопших, и дни Помоны, богини древесных плодов.
Такое совпадение дат способствовало сохранению традиции поминовения умерших и после повсеместного распространения христианства. Праздник сросся в народном сознании с праздником церковным. Так появился День всех святых, который до сих пор празднуется католической церковью 1 ноября. All hallow ees (Месса всех святых) - таково было его искаженное староанглийское название, так что «Хэллоуин» - это не более чем «Канун Оллхолуиса». При этом языческие представления о сидах в средневековом христианском сознании превратились в представления о нечистой силе, выходящей в этот день пугать благочестивых обывателей. Именно поэтому в эпохи Средневековья и Нового времени Хэллоуин облюбовали ведьмы, обязательно устраивавшие в этот день шабаш.

Праздник Всех святых первоначально отмечался 13 мая, в этот день 609 (по другим источникам 910 г.) папа Бонифаций IV освящал римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. А в начале XI века папой Григорием ІІІ этот праздник был перенесен на 1 ноября (тогда этот день посвящался тем святым, у которых не было своего праздника в течение года).

Корни праздника Хэллоуин уходят в глубь веков. Но современное свое название он приобрел в VII веке, когда Папа Бонифаций утвердил 1 ноября как День Всех Святых. Католический День Всех Святых - All Hallows Eve позже стали называть Halloween, и в конце концов - Halloween.

Хеллоуин - праздник вампиров, ведьм, привидений и прочей нечисти, который отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. Английское название Halloween. Этот праздник традиционно отмечается в англоязычных странах, хотя в последние годы праздник стал модным и популярным и в неанглоязычных странах Запада, Японии, Австралии, СНГ и др.

Хэллоуин - это еще и попытка понять связь между нашим и потусторонним мирами. Ночь Хеллоуина - это переход, ворота из одного мира в другой. Ворота в зиму, в холодный мир, где все живое умирает, но одновременно готовится к возрождению, освобождаясь от всего лишнего, как деревья от листвы.
Распространение хэллоуина во многом связано с популярностью праздничной символики: светильник Джека (тыква в виде головы со свечой или фонариком внутри), маскарадные и карнавальные костюмы, свечи.
По старому календарю друидов новый год в Англии наступает 1 ноября, и накануне, 31 октября, нужно прогнать всех злых духов, которые в эту ночь выходят на белый свет. Для этого и готовится специальный фонарик. Обычно его делают из тыквы, но можно сделать и из репы или большой дыни.

Есть и еще одна легенда, согласно которой истинным источником происхождения данной традиции является пьяница по имени Джек, заключивший сделку с дьяволом.
Ночные вечеринки, посвященные Хэллоуину, обычно проводятся под своеобразную символическую кладбищенскую музыку, зловещие звуки ночных животных, вой.

В средние века на 1 ноября был назначен “День Всех Святых” – в этот день чествовались все святые, не имевшие своих специальных дней в течение года. Церковь не случайно выбрала для этого праздника 1 ноября – таким образом она надеялась покончить с языческими ритуалами и традициями, которые пришли из древности. Этот праздник назывался “All Saints’ Day ” или “All Hallows’ Day”.

Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших — День всех святых (1 ноября) и День поминовения усопших (2 ноября) следуют один за другим.

День этот имеет глубокие языческие корни. Около двух тысяч лет назад кельтские племена в это время праздновали наступление Нового года, в канун которого отмечался праздник Самхэйн (Samhain). Это пограничное время (переход к зиме) считалось временем волшебным и мистическим — сиды (нейтрально, а зачастую и враждебно настроенные к людям волшебные существа), проходят в мир людей, а люди тоже имеют возможность побывать в потустороннем мире. Считалось также, что души умерших в этот день возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых. Примерно в это же самое время (в конце октября) древние римляне отмечали два праздника — Фералии, посвященные памяти усопших, и дни Помоны, богини древесных плодов.

Такое совпадение дат поощрряло сохранению традиции поминовения умерших и после повсеместного распространения христианства. Праздник сросся в народном сознании с праздником церковным. Так появился День всех святых, который до сих пор празднуется католической церковью 1 ноября. All hallow ees (Месса всех святых) — таково было его искаженное староанглийское название, так что «Хэллоуин» — это не больше чем «Канун Оллхолуиса». При этом языческие представления о сидах в средневековом христианском сознании превратились в представления о нечистой силе, выходящей в этот день пугать благочестивых обывателей. Именно поэтому в эпохи Средневековья и Нового времени Хэллоуин стал любимым среди ведьмы, обязательно устраивавшие в этот день шабаш.

Праздник Всех святых первоначально отмечался 13 мая, в этот день 609 (по другим источникам 910 г.) папа Бонифаций IV освящал римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. А в начале XI века папой Григорием ІІІ этот праздник был перенесен на 1 ноября (тогда этот день посвящался тем святым, у которых не было своего праздника в течение года).

Христианский праздник День всех святых имеет глубокие языческие корни. Около двух тысяч лет назад кельтские племена в это время праздновали наступление Нового года, в канун которого отмечался праздник Самайн (Samhain). Это пограничное время (переход к зиме) считалось временем волшебным и мистическим - сиды (нейтрально, а зачастую и враждебно настроенные к людям волшебные существа) приходят в мир людей, а люди тоже имеют возможность «побывать» в потустороннем мире. Считалось также, что души умерших в этот день возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых. Примерно в это же самое время (в конце октября) древние римляне отмечали два праздника.


День всех святых у православных

Упоминание о празднике всех святых относится к концу IV – началу V веков, в проповеди Иоанна Златоуста. Вспоминается этот праздник и в песнопениях преподобного Ефрема Сирина.

"Поэтому, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с Днем Ангела, молитвенно желаю, чтобы Христос Спаситель мира и нас удостоил, по молитвам всех святых быть наследниками Царства Небесного", – обратился к читателям "Вестей" настоятель лавры.

Собор всех святых является последним днем перед Петровым (апостольским) постом, который начитается 12 июня. А через неделю после общего Дня всех святых Русская православная церковь отмечает еще один праздник: Собор всех святых, в земле русской просиявших.

Традиции празднования в католических верующих

Практически каждый житель нашей страны прекрасно осведомлён, что в середине осени католики отмечают праздник под названием Хэллоуин, который предвещает наступление другого интересного события – Дня всех святых. Смысл праздника у католиков такой же, как и у православных христиан: почитание всех тех, кто посвятил свою жизнь служению христианству и каким-то образом пострадал из-за своей веры. Однако католики немного иначе относятся к данному событию. В этот день принято переодеваться в страшные костюмы, шуметь, петь и всячески веселиться. А причиной такому поведению стали языческие корни праздника. Ранее считалось, что на Хэллоуин вся нечисть вылезает из своих укрытий и ищет жертву для своих тёмных планов. Потому простое население пыталось как можно правдоподобнее перевопВ ночь с 31 октября на 1 ноября в англоязычных странах отмечается Хэллоуин, известный также как канун Дня всех святых. По традиции он ассоциируется с ведьмами и колдунами, которые, по поверью, свободно расхаживают в эту ночь среди людей. В этот день организуется карнавал, символом которого считается ведьма на метле и выдолбленная тыква, внутри которой зажжена свеча.

Напомним, Хэллоуин - аналог знаменитого кельтского праздника Самхейн, также отмечавшегося в ночь под 1 ноября. У племен кельтов, проживавших на территории Англии, Ирландии и Северной Франции, и деливших год на зиму и лето, день 31 октября считался последним днем уходящего года. С этого дня, по традиции кельтов, начиналась зима.

Прɑɜднuĸ oĸyтɑн рɑɜлuчнымu прeдoтeeжeнuямu u прuмeтɑмu, ʙeдь Дeнь ʙсex сʙятыx тɑĸ нɑɜʙɑн ʙ чeсть сʙoбoды нeчuстoй сuлы. Пoгoʙɑрuʙɑют, чтo eслu ʙɜять тыĸʙy u гoрящuй фɑĸeл u oбoйтu свoй дoм 3 рɑɜɑ, тo этo oгрɑдuт u ɜɑщuтuт жuльe нɑ слeдyющuй гoд.

Coглɑснo прuмeтɑм, нɑ Xэллoyuн нeльɜя дoмɑ дeржɑть чeрнoгo ĸoтɑ, ɑ нɑ ĸрышe сoʙy. Жuʙoтнoe прuнeсeт ʙ дoм нeсчɑтьe, ɑ птuцɑ нɑĸлuчeт смeрть. Крoмe тoгo, сyeʙeрuя глɑсят, чтo нyжнo быть oстoрoжнымu пɑyĸɑмu. Еслu нoчью ʙ дoмe пoяʙuлся пɑyĸ, тo yбuʙɑть eгo нe слeдyeт. Tɑĸuм oбрɑɜoм, пoĸoйный пытɑeтся oтʙeстu oт нeпрuятнoтeй. В нoчь прɑɜднuĸɑ людu мoгyт ʙuдeть ʙeщue сны.

— один из десяти великих (обязательных) праздников. Это праздник в честь всех святых, официально канонизированных католической церковью, а также всех верующих, достигших небесной славы.

Он подчеркивает богословскую истину о том, что каждый человек призван к святости.

День памяти всех святых был известен еще в ранней христианской церкви. Тогда святыми называли всех христиан, как получивших в крещении новую жизнь и принадлежащих отныне Христу. "Находящимся в Эфесе святым", "всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах", — так адресовал свои послания апостол Павел, обращаясь к первым христианам.

Первыми христианами, которых церковь стала почитать особым образом стали те, кто умер за веру. Первым известным почитаемым мучеником считается святой Поликарп Смирнский, чье мученичество было подробно описано в "Окружном послании Смирнской Церкви другим Церквам", датируемым 155 годом. В этом документе останки мученика названы ценностью большей, чем золото и драгоценные камни. Послание свидетельствовало о существовании обычая сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Подобные празднования и молитвы на могилах мучеников за веру были приняты повсеместно, где имелись их захоронения. Днем почитания этих святых подвижников обычно считался день смерти, который стал именоваться днем их рождения для неба.

В дальнейшем культ мучеников распространился на все поместные церкви и помимо дней памяти отдельных мучеников, стал отмечаться и общий праздник в их честь . Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что византийская церковь почитала память всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице. В восточносирийском богослужении днем памяти мучеников была первая пятница после Пасхи.

В римской церкви праздник отмечали 13 мая, что было связано с днем освящения храма в Риме в 609 году (по другим данным в 610 году) в честь Девы Марии и мучеников. К этому дню из катакомб в церковь были перевезены 28 телег останков христиан, отдавших жизнь за веру. Ежегодное воспоминание об этом событии и стало первым празднованием дня, который теперь известен как Торжество всех святых.

Принятый в латинском обряде обычай отмечать День всех святых 1 ноября возник в Англии в VIII веке , как противовес существовавшей у кельтов-язычников традиции отмечать в тот же день Хэллоуин ("день духов", "день мертвых").

При Папе Григории IV праздник стал общепринятым. По примеру Англии и Ирландии время празднования было перенесено с весны на осень.

До XI века о святости свидетельствовало народное почитание того или иного подвижника или мученика. Первым официально канонизированным святым стал Ульрих Аугсбургский — процесс его канонизации завершился в 1093 году, через 120 лет после смерти.

Литургические молитвы Дня всех святых прославляют Бога — единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству. Чтения из Священного писания, в свою очередь, воспроизводят этический кодекс христианства (восемь "блаженств" из Нагорной проповеди) и свидетельствуют о присутствии бесчисленных воинств святых.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: