Пожилой возраст – как относиться к старости? «Уважительное отношение к старости.

В октябре в петербургском пространстве Охта Lab стартовал проект «Старшее поколение: Young Old», посвящённый либерализации старения и тому, как меняется образ старости в современном мире. В лектории проекта уже обсудили, как выглядит процесс либерализации старения с точки зрения социальных исследований, а вскоре состоится лекция о городской архитектуре для людей старшего возраста .

Предлагаем задуматься о том, как воспринимаются пожилые люди сегодня, и о том, почему это касается всех.

Ребёнок в социуме - существо достаточно бесправное. Что делать, как себя вести и как поступать, ему объясняют взрослые. Сам ребёнок в ответ на многочисленные директивы и запреты может только сокрушаться: «Меня сначала закрыли, потом шарик не дали, ничего нельзя!» .

Впоследствии, в пубертатном возрасте, мы доказываем (а иногда мучительно отвоёвываем у других) право на субъектность. В современном мире этот рубеж взросления отодвигается всё дальше. Многие молодые люди в плане взаимоотношений с семьёй и старшими членами общества сохраняют полуподростковый статус на протяжении всего обучения в университете, а то и после его окончания.

И вот, когда кошмар взросления позади, а пройдены, человек становится взрослым и в глазах социума, и по собственным ощущениям. Сегодня в развитых странах, как правило, этот момент наступает, когда человек перевалил за 20-летний рубеж, но ещё не достиг 30-летнего.

Но стоит нам только выбраться из бесправия юности, как с другой стороны жизни уже подступает другой период, когда наши желания ограничиваются снаружи, а возможности снижаются изнутри. Так период, когда мы считаемся самостоятельными и адекватными людьми, контролирующими свою жизнь, становится не так уж велик.

В 2017 году пенсионный возраст в России составляет 55 лет и шесть месяцев для женщин и 60 лет и шесть месяцев - для мужчин.

Казалось бы, это всего лишь числа, которые никак не могут влиять на нашу личность и отношения с другими людьми (к тому же, даже цифры смещаются - в рамках российского законодательства пенсионный возраст с каждым годом отодвигается на полгода). Однако «выход на пенсию» - событие, которое имеет большую символическую значимость, особенно в странах с социалистическим прошлым. Закон не запрещает продолжать работу и после достижения пенсионного возраста, и множество людей использует эту возможность. В то же время, существуют негласно принятые представления о том, чем «человеку на пенсии» следует заниматься, а также список понятий, с которыми ассоциируется пенсионер.

В России среди «тэгов старости» обязательно будут поездки на дачу, рассада, тележки в метро, пристрастие к домашней кухне, лавочка у дома, скандалы в почтовых отделениях, кроссворды в газетах и телевизор. Над этим в обществе принято подшучивать, но, в то же время, всерьёз предполагается, что пожилому человеку нужно «остепениться», обратиться к традиционным занятиям вроде садоводства, слушать музыку и читать книги времён своей молодости, смотреть старые фильмы и рассказывать внукам истории из прошлого.

При этом пожилым людям (опять же, по негласному социальному договору) часто отказывают во множестве важных вещей: в новых хобби, широте интересов, знакомствах и дружбе, романтике и сексуальности, в переменах, общении и веселье; вообще в нетипичном поведении, которое не укладывается в представления о старчестве.

Сегодня в западном мире каждый седьмой человек - старше 60 лет, а через тридцать лет такого возраста будет каждый четвёртый.

Не за горами и тот момент, когда на пенсию выйдут представители поколения Х, а за ними наступит очередь миллениалов. Очевидно, что пенсионный контекст должен претерпевать изменения. Меняя отношение к старости уже сегодня, мы можем повлиять не только на положение нынешних пожилых людей, но и на то, каким будет образ старости через 20, 30, 50 лет. И эта проблема касается всех, кто не планирует умереть молодым.

Два образа пожилого человека

Хотя в последние десятилетия в обществе произошли существенные изменения, образ пожилого человека до сих пор определяют две идеи, идущие из древних времён. Несмотря на взаимную противоречивость этих идей, они успешно сосуществуют, создавая образ-оксюморон.

1. «спросим у старейшины!»

Традиционно старики выступали в роли носителей моральных и социальных ценностей, а также практических навыков. В этом смысле пожилые люди должны выполнять роль общественных патриархов, на которых равняются остальные. В традиционной модели общества это фигуры, которые контролируют, чтобы все остальные не отлынивали от своих социальных ролей и вели себя прилично. Поэтому, хотите вы или нет, если вы пожилой человек, общество назначает вам роль старейшины-надсмотрщика. Даже если вы хотите встать и убежать или устроить для всех вечеринку.

В дописьменные времена человеческий мозг не мог вместить всех знаний. Уважением пользовались те, кто мог делиться информацией о том, где пролегают тропы животных, как изготовлять те или иные орудия; впоследствии, с формированием оседлого образа жизни - как выращивать растительные культуры, заботиться о домашних животных. Старики были и книгой, и интернетом. Так сформировалось мнение, что пожилой человек - хранитель опыта и мудрости.

Однако в индустриальном мире значение стариков стало уменьшаться, а в постиндустриальном - и вовсе больше нет нужды в том, чтобы носителем информации был человек. Принципы информационного оборота и хранения изменились. И это одна из причин, почему старость требует переосмысления.

2. «стар да мал - дважды глуп»

Существует много свидетельств антропологов и археологов о том, что в первобытных обществах стариков хоронили заживо или ещё каким-то образом избавлялись от них, когда в племени не нужны были лишние рты. Главная значимость - практическая, важны те члены общества, которые могут держать оружие и орудия труда, участвовать в охоте и собирательстве. Отсюда идёт представление о старике как обузе, или - в более либеральном варианте - как о «выжившем из ума», этаком капризном слабоумном.

Сегодня мы не относим бабушек в лес к крокодилам, однако создаём для них изолированные пространства, где те могут доживать свои дни, не мешая всем остальным. Там стариков, как немощных и слабых людей, во многом лишают самостоятельности, отказывая им в личном волеизъявлении так же, как в ней отказывают детям.

Человек может иметь какой угодно опыт, интеллект и набор успехов, однако если он пожилой, он рискует столкнуться с дискриминацией, снисхождением или с тем, что другие люди попытаются говорить за него. Для этого не обязательно страдать от деградации когнитивных функций, достаточно просто выглядеть на свой возраст.

Кстати, по оценкам ВОЗ , доля общего населения в возрасте 60 лет и старше с деменцией составляет от 5 до 8 человек на каждые 100 человек.

Умберто Эко, который ушёл из жизни в 84 года.

(источник: https://tnp-production.s3.amazonaws.com/uploads/image_block/000/032/703/image/base_12e3a0b059.jpg)

Почему у старости плохой имидж

При этом эротические или романтические сцены с участием пожилых людей практически табуированы. Предполагается, что люди, у которых есть седина и морщины, уже не могут служить предметом влечения или эстетического любования.

Изменения в этой области медленно, но происходят. Например, Джессика Лэнг пережила взлёт карьеры, сыграв эффектных пожилых красавиц в сериалах Райана Мёрфи «Американская история ужасов» и «Вражда», а в одном из эпизодов футуристического сериала 2017 года «Электрические сны Филипа Дика» 73-хлетняя Джеральдина Чаплин появилась в роли романтичной мечтательницы, которая мечтает увидеть Землю, где никогда не была. Впрочем, сцены, в которых пожилые люди не стесняются выглядеть сексуальными, романтичными, наивными и влюбленными, всё ещё воспринимаются неоднозначно.

Чтобы понять, почему нас так отталкивает старость, почему общество неосознанно смещает её в зону невидимости, нужно посмотреть своим страхам в лицо. Что смущает общество в пожилых людях, чем нас пугает собственная старость?

    Глубоко прошитый в подкорке страх угасания и смерти. В некоторых случаях эти инстинктивные опасения так велики, что диктуют молодым людям отторжение к пожилым и страх по отношению к собственной старости. Часто именно неосознанная тревожность заставляет людей старшего поколения ругать молодёжь, навязывать ей свои представления и жаловаться на «нынешние времена»: это отчаянное стремление людей заявить о себе, дать понять, что они ещё сохраняют субъектность. Победить смерть никому не под силу, но осознание и проработка страхов делают нас сильнее, чем политика отрицания и замалчивания.

    Страх одиночества. Старость часто ассоциируется с ситуацией, когда друзья-ровесники уходят из жизни, а дети и внуки редко приезжают на выходные. Ритм жизни пожилого человека действительно меняется. Однако возможность завязывать новые социальные связи никуда не исчезает, а современные технологии дают возможность поддерживать контакт с другими людьми.

    Сексуальные табу. Можно предположить, что рождение больных детей привело к формированию запрета на сексуальные контакты с или между пожилыми людьми. К счастью, сегодня здоровые дети рождаются у матерей после 50 и более лет. Не говоря уже о том, что деторождение - далеко не единственный повод для того, чтобы проявлять влечение и выражать свои чувства к близким людям.

    «Культ молодости» . Чувство вины за собственный возраст насаждается в медиа через культ гладкой кожи и советы по закрашиванию седины. Проблема во многом имеет гендерный характер - женщин за морщины стыдят куда больше. Главное, что можно с этим сделать - начать с самого себя и стремиться видеть красоту в разных образах телесности. В конце концов, смотреть на вещи под новым углом куда интереснее, чем довольствоваться привычной оптикой.

Стратегии старости

городская среда и общение

Рассуждая о том, как именно интегрировать пожилых людей в общественную жизнь и способствовать их социализации и благополучию, социологи и урбанисты часто предлагают концепцию создания комфортных пространств. Речь идёт не только о том, чтобы добавить пандусов и лифтов, а также адаптировать городскую навигацию для нужд людей с ослабленным зрением и слухом, но и о том, чтобы создать такие места, в которых пожилым людям будет комфортно психологически. Плюсы такой стратегии на первый взгляд очевидны, однако у неё есть существенный минус - геттоизация пожилых. Вряд ли резкое разделение пойдёт пользу имиджу старости, разве что окружит её новыми предрассудками.

Альтернатива - создание смешанного общества, в котором могут сосуществовать и пожилые, и молодые (которые, кстати, тоже могут иметь особые потребности по самым разным причинам). С гуманистической точки зрения очевидно, что различия между людьми куда глубже и серьёзнее возрастных. Куда большую роль играют образ жизни, потребности и увлечения. Предполагать, что двум пожилым людям будет комфортнее вместе - такое же грубое упрощение, как считать, будто вместе будет интересно двум женщинам, рыжим или людям высокого роста.

Что продуктивнее - общение с человеком другой возрастной группы, который разбирается в вашей специальности или обожает того же поэта, что и вы, или с ровесником, с которым у вас нет общих интересов?

«успешное старение»

Сегодня всё чаще говорят о подходе, который называется «успешное старение». Он опирается на достижения геронтологии, медицины и социальных наук (мы полагаем, что в этот список следует также добавить когнитивные науки), и на основании этого предполагает, что старость может быть не таким мрачным периодом жизни, как учит нас предшествующая культура.

С точки зрения Дж. Роуи и Н. Кана , диабет и остеопороз, которые традиционно считали старческими болезнями, часто ошибочно приписываются исключительно пациентам старшего возраста.

По их мнению, даже специалисты списывают многие физические и психологические проблемы на старость, недостаточно учитывая индивидуальные особенности образа жизни, привычек и питания.

Исследователи сформулировали несколько целей, к которым следует стремиться, чтобы «стареть успешно»: это низкая вероятность болезней или инвалидности, возможность учиться новому и сохранять физическую активность и участие в общественной жизни. Если общество направит усилия на то, чтобы помочь пожилым людям достигать этих целей, а те, в свою очередь, осознают все эти потребности как неотчуждаемое право и будут к ним стремиться, качество их жизни и имидж старости существенно улучшатся, утверждают авторы.

Психолог Роберт Хевигхерст предлагает говорить о старости не только с позиций утраты, но и с позиций приобретения . Ключевым моментом здесь становится понимание пожилого возраста как части как непрерывного развития и прогресса, пусть и на других основаниях. С годами человек может стать не только более зажатым и косным, как это часто происходит, но и более спокойным, раскрепощённым и внутренне гармоничным. Когда социальное давление снижается, а непрерывная гонка достижений замедляется, можно, наконец, позволить себе быть самим собой.

Не только достойно, но и весело

Российским пенсионерам редко доступна возможность открыть стартап или завести хобби, которое требует вложений. Многие возможности отсечены проблемами со здоровьем и реальными противопоказаниями - человек с больными коленями не пойдёт на долгую пешую экскурсию или на благотворительный забег, а тому, кто плохо видит, трудно сидеть за компьютером.

Однако существуют и менее очевидные проблемы - психологические, продиктованные общественным отношением. Парадокс в том, что пожилые люди часто сами отказываются от интересных для них занятий, даже когда те вполне им по силам и по средствам. Мотивации такие: «Это не принято, никто моего возраста таким не занимается», «Ну куда мне, я буду там самый старый», «Мне будет неловко». И речь идёт не о походе на рэйв-фестиваль или восхождении на гору, а о вполне обычных делах: недолгие экскурсии, концерты с сидячими местами, выставки, лекции и семинары.

Кажется, что пожилые люди просто стесняются развлекаться и открывать новые горизонты. Социальный смысл таких проектов, как тот, что запущен в Охта Lab , состоит в том, чтобы взглянуть на пожилой возраст с точки зрения возможностей, а не ограничений.

Тема: «Уважительное отношение к старости»
Цель: привлечение внимания к проблемам людей пожилого возраста , повышение степени информированности о проблеме демографического старения общества, индивидуальных и социальных потребностях пожилых людей, их вкладе в развитие общества, необходимости изменения отношения к пожилым людям;
Задачи:

Показать значимость людей пожилого возраста в вопросах развития общества, воспитания молодёжи;

Продолжить формирование нравственных качеств личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.
Оборудование: мультмедийный проектор, презентация Power Point, видеосюжет «О старости», фонограммы музыкальных композиций («А годы летят», «Как молоды мы были», Энрике Морриконе «Осень»).
Место проведения: учебный кабинет.

Форма проведения: час общения.


Начало: видеосюжет «О старости».
Учитель: Ребята, как вы уже наверное догадались, речь на сегодняшнем классном часе пойдёт о старости. Эта тема выбрана неслучайно: ежегодно 1 октября, начиная с 1991 года, отмечается Международный день пожилых людей. В нашей стране этот праздник именуется Днём пожилого человека и отмечается на основании
Ведущий 1. День пожилого человека – праздник чистый и светлый, праздник наших родителей, бабушек и дедушек, день, когда мы отдаём им свою любовь, уважение и признательность.
Ведущий 2. Целью проведения Дня пожилого человека является привлечение внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, обеспечения им независимости, участия в жизни общества, необходимого ухода и поддержания их достоинства.
Ведущий 1. В рамках Дня пожилых людей проводятся бесплатные концерты, благотворительные спектакли, киносеансы, вечера отдыха, конкурсы художественной самодеятельности и спортивные соревнования среди пожилых людей. Ко Дню пожилых людей традиционно приурочены мероприятия чествования долгожителей, супружеских пар, персональные выставки работ ветеранов.
Учитель: А мы посвящаем этому важному событию сегодняшний классный час.

(Звучи фонограмма песни «А годы летят…»)

Учитель: Да, годы неумолимы. И как бы нам не хотелось, но старость неминуема. Давайте обратимся к толковому словарю, чтобы выяснить, что подразумевается под понятием «старость». (Слайд 3)

(Давалось предварительное задание двум обучающимся, которым учитель предоставляет в данный момент слово):


Учащийся 1.Старость - возрастной период в жизни организма, неизбежно наступающий за зрелостью и характеризующийся существенными обменными, структурными и функциональными изменениями в органах и системах, ограничивающими приспособительные возможности организма.
В старости изменяются внешний вид, работоспособность, психика человека, течение многих заболеваний. Кожа истончается, становится менее эластичной, появляются морщины, пигментные пятна; волосы седеют, выпадают; уменьшается острота зрения, происходит помутнение хрусталика вплоть до развития катаракты. Ограничивается подвижность суставов, снижается умственная работоспособность, легче возникает утомление, наблюдается ослабление памяти на текущие события, нарушается сон. Темп старения, степень изменения органов и систем неодинаковы у различных людей.
Учащийся 2. Старость - закономерно наступающий период возрастного развития, заключительный этап онтогенеза. Старение - неизбежный биологический разрушительный процесс, приводящий к постепенному снижению адаптационных возможностей организма; характеризуется развитием возрастной патологии и увеличением вероятности смерти.
Учитель: Время наступления старости условно. Мужчин и женщин в возрасте от 55-60 до 75 лет считают пожилыми, с 75 лет - старыми, с 90 лет - долгожителями. Предполагается, что видовая продолжительность жизни человека равна 92-95 годам.
Хотя в истории известно немало фактов долгожительства: «Всех дней жизни Адамовой было 930 лет и он умер. Всех дней Ноевых было 950 лет и он умер. Всех же дней Мафусаила было 930 лет и он умер» - говорится в Священном Писании. Это данные, имеющие отношение к библейским персонажам. Там старость, как и жизнь, была длительной и нам не понятной полностью. О ней можно долго говорить и тем более писать. Но ведь Святое Писание не сбрасывали с неба, его писали простые смертные, жившие на земле и, несомненно, умершие в возрасте, в котором по – обыкновению умирают и сейчас современные люди. Люд, которые живут значительно меньше библейских героев! Человек в 70 – 80 лет – это уже теперь глубокий старик.
Давайте задумаемся об этом и на несколько минут представим себя на месте постаревшего человека.
Ведущий 1 (на фоне медленной композиции «Осень» Энрике Морриконе):

Какая жизнь у старика – (Слайды 4 – 10)

Конечно же, паршивая:

И пенсия невелика,

И одежонка вшивая,

И детям на него плевать,

И белый свет - с копеечку…

Но нужно ж как – то доживать,

Хоть с краю, на скамеечке!

А ведь была у старика

Когда – то жизнь хорошая,

Любили девки казака

И вороные лошади;

И от зари, и до зари

Не знало тело устали –

А вот теперь (ну хоть умри!)

Все тропки перепутались…
Теперь достаточно клочка –

Уж лучше и не спрашивай! –

Раздумья старика

Подкашивают заживо:

Куда несётся этот мир.

С компьютером и плеером?

И овевает внук – вампир

Мечту кровавым веером…

Какая жизнь у старика?

Как ни суди, но прошлая!

У богача, у бедняка –

Нет ничего хорошего!
Учитель: Ни для кого не секрет, что старые люди нас раздражают. Они медлительны, они забывчивы, они ворчливы, они капризны как дети. Но давайте подумаем, почему они такие.
Ведущий 2. Медлительные – потому что уже физически не могут быть быстрыми и шустрыми, ведь старость – это время постепенного снижения жизненной активности. Всё больше дел и удовольствий, про которые приходится говорить: «Это не для меня». Стареющий человек уже не может реализовать многие свои желания. (Слайд 11)
Ведущий 3. Они забывчивы, потому что старость разрушает и приводит в негодность все человеческие органы и системы: снижается слух, зрение, обоняние, осязание. Мучают очевидные перемены во внешности не в лучшую сторону . Со страхом вглядываются они в жестокое по своей правдивости зеркало: морщины, вялость и обвислость кожи, мутнеющий цвет глаз … (Слайд 12)
Ведущий 4. Они ворчливы, потому что это качество также является атрибутом старости. У каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать. (Слайд 13)
Учитель. Мы же не обижаемся на грудного младенца, когда тот кричит! Это его возрастная особенность – ему положено кричать. Не обижайтесь и на стариков – им по возрасту положено ворчать и поучать.
«Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право»,- писал В.А. Сухомлинский.
Ведущий 1. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда совсем не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания. Кутает, когда все во дворе давно бегают раздетые. А то ещё придёт к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком. Ну что делать с такой бабушкой? (Слайд 14)
Учитель. Так что же делать, ребята, с такой бабушкой? Почему она себя так ведёт?
(организуется общение)
Учитель. А самое главное, ребята, надо уметь прощать. Она – то сколько прощает тебе? Надо уметь терпеть – это близкий человек . Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ведь сам же ты знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Надо уметь любить. Любить за то, что бабушка «отдаёт» тебе свою жизнь. Любить потому, что бабушке твоей осталось жить гораздо меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё личное у неё позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.
Ведущий 2. Нередко быт семьи – стирка, глажение белья, приготовление пищи, уборка квартиры, лежат на плечах наших бабушек. А место для отдыха бабушке отведено, как правило, на кухне. Зато внучка или внук имеют отдельную комнату. Одним словом, всё для детей и внуков и ничего для себя! А что же в ответ?
Учитель. Сейчас я прочитаю вам рассказ Виля Казыханова, который, на мой взгляд, очень точно передаёт отношение многих из нас и общества в целом к немощным старикам.
«Этот дом расположен на окраине города в малонаселённом районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и потому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками , четвёртые … Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.
Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведёт узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким – то холодом. Вокруг него не растёт ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о чём – то между собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что – либо съестное, однако вскоре отстают.
Впрочем, старики не больно – то и обращают на них внимание, собаки просто – напросто убегают дальше по улице в поисках более приветливого места.
Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботёсанные скамейки и по долгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого – то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей… А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и хозяек этого дома.
Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25 – 30 лет, вся пышет здоровьем и неуёмной энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно». Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:
- Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алёши сегодня день рождения.
Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины. Ступив на крыльцо дома, женщина как – то просветлела и, облегчённо вздохнув, громко произнесла: «Слава Богу, наконец – то, дошли!». Правда вокруг не было никого, кто мог бы разделить её радость. Назидательно сказав старушке: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор», она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос:
- Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда – то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.
Старуха поспешно взяла тяжёлый узел в руки и пошла за женщиной. Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.
-Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего места, я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?
Женщина вынула из сумочки какой – то свёрток, небрежно завёрнутый в газету. И положила перед директором на стол:
- Вот, читайте. Здесь, между прочим, всё написано.
Директор, не говоря в ответ ни слова , взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платок, не спеша, старательно протёр стёкла очков. Затем развязал тесёмочку на свёртке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:
-Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?
-Как это кем? Дочерью, конечно.
-Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?
- Да, -ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила:
- Что – то не так с документами? Мне в СОБЕСе заверили, что «всё в порядке».
- Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор.»
Учитель. Действительно ли «всё в порядке» в данной ситуации ? Что вы думаете по этому поводу?
(организуется общение)
Учитель. Давайте всё же до конца дослушаем эту печальную историю.
« - Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько вы оставляете свою маму у нас?

И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:

Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.
- Да, да, - поддержала её мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили по свободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

Сколько раз мы с Алёшей уговаривали её остаться. Ни в какую не соглашается. Упёрлась на своём, как деревенский бык. И всё тут!...

Сейчас мне всё стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. Теперь вы, ханум, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошёл вплотную к старушке и спросил напрямую:
- Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, всё – таки пришли сюда?

Да откуда такому желанию – то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так уж не обессудьте старуху».


Учитель. Как вы думаете, чего же не смогла вынести пожилая женщина? Чем допекла её собственная дочь?
(Организуется беседа)
Ведущий 3. Джон Леннон однажды очень тонко подметил: «Никто не замечает тебя, когда ты седеющий старик. Но все начинают любить тебя, когда над тобою три фута земли. Это потому, что мёртвых любить легко. Они уже не требуют ничего и не причиняют неудобств и неприятностей.
Учитель. Период, когда бабушки и дедушки состариваются и нуждаются в уходе и повседневной заботе – особый экзамен. Немощного и беспомощного человека требуется кормить, пеленать (менять бельё, памперсы), мыть, вытаскивать на прогулку в инвалидной коляске , покупать дорогостоящие лекарства и выслушивать бесконечные жалобы о том, что у него болит, где колет, в каком месте режет … Часто в ответ на такие жалобы они слышат, что им уже умирать пора, а они всё плачут, да по врачам ходят. Да и сами врачи частенько холодно относятся к таким пациентам. Но очень хорошо на этот счёт сказала одна пожилая женщина: «Молодой и здоровой вы меня, конечно, не сделаете. Но облегчить моё состояние можете».
Действительно, у старых людей всё болит. Мы пока не можем себе этого даже представить. У нас чуть голова заболит или появится насморк – это уже повод обратиться к врачу, полечиться, устранить дискомфорт в организме. А в старости болевые ощущения проявляются гораздо острее, в старости болит не в одном каком – то месте, страдает весь организм – идёт необратимый процесс его разрушения.
Оглянитесь на себя, на своих родителей: возможно и ваше поведение по отношению к пожилым людям, к бабушкам и дедушкам заслуживает осуждения и сейчас самое время его пересмотреть. Милосердие, доброта, отзывчивость, бескорыстие – вот те качества, которые украшают в жизни любого человека и именно в проявлении таких качеств с вашей стороны нуждаются самые близкие для вас люди.
Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, бабушках и дедушках так же, как те заботились о них в детстве.
Вы ещё очень молоды. Молодость прекрасна тем, что в это время просто не задумываешься о старости. Молодость не боится старости. Она её не знает и не понимает. В большинстве своём она её не любит. Молодость считает, что она никогда не состарится, а если это произойдёт, то не скоро. Может быть в другой жизни. Но увы, на самом деле человеческая жизнь очень быстротечна. Почти все состарившиеся люди говорят о том, как быстро пролетели годы, как мало они успели сделать и как они жалеют о своей молодости. Старость – дело временное, оно касается всех. Рано или поздно наступит момент, когда каждый из нас окажется на месте сегодняшних стариков. И если мы хотим, чтобы наша старость была спокойной и комфортной, то надо уже сейчас её уважать, быть снисходительными и милосердными к старикам.
«Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков», - гласит русская пословица.
- Я предлагаю вам сейчас составить свод правил, отражающих отношение к пожилым людям. Давайте продолжим: «Старые люди имеют право на … (уважение, заботу, любовь, внимание окружающих …)
«Молодое поколение не должно … (обижать, унижать, оскорблять, … своих бабушек и дедушек)
Ведущий 1. Подлинная гуманность общества ли, семьи или отдельной личности определяется, прежде всего, отношением к детям и старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи нашим сородичам . И для самопознания, для постижения скрытых черт и собственной натуры самые точные критерии – сочувствие, добросердечное внимание не только к тем, кто имеет и умеет, но и к тем, кто уже всё отдал.
Ведущий 2.
Для весёлых весенних ветвей

Корни более, чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них –

Гул атак,

Годы тяжких трудов

Сегодня с пеной у рта принято рассуждать, что отвратительное отношение к старикам – это результат государственной заботы. Мол, маленькие пенсии, унизительные очереди, мизерные льготы провоцируют неуважение молодежи к пожилым людям.

Понятно, что наши инстинкты превалируют над разумом, и забота человеческого рода, как можно лучше и стабильнее обеспечить жизнь потомству, а не тем, кто дал жизнь. Почему-то мы не прогнозируем заранее, что созерцая пример личного нашего с вами отношения к своим бабушкам и дедушкам, к своим родителям мы создаем стереотип отношения наших детей к нам в старости.

В советское время еще как-то пытались, внушали, что старики – это гордость, ветераны фронта и труда. Мы должны сказать спасибо, что они выиграли войну и подняли на ноги из развалов такую огромную страну.

Мысль понималась и принималась, пока оставались люди, которые видели своими глазами эти события.

Но что делать сегодняшнему поколению, которое не то, что не видело и по большей части не слышало в должной мере об уважении в принципе.

Не спорю, что социальные программы могли быть и получше, и можно было бы запустить ролики социальные в инет и по телевиденью о взаимосвязи поколений. А в школах должны быть программы, отработанные психологами, на коррекцию отношений между поколениями в семье.

Еще один упущенный фактор: пока молод и особенно болезни не трогают, ты недопонимаешь, что мучает пожилого человека. Проблемы со здоровьем откладывают отпечаток на личные взаимоотношения.

Совершенно неважно, что болит, как болит, но это мешает, выбивает из активной жизни, меняет характер и поведение стареющих людей. И неуживчивость, и вредность тут совершенно не причем.

Подобные ситуации меняют отношения в семье: пожилому человеку не хочется постоянно говорить о тяжести и боли, молодому не понять, почему старики так занудствуют. Так и рождаются тяжело запущенные недопонимания и обвинения.

А будущее поколение мотает на ус, не разбираясь в тонкостях взаимоотношений, а копируя стереотипы поведения. У папы и мамы как всегда не хватает времени и смелости объяснить ребенку, почему бабушка или дедушка «дурят».

Хорошо, если это так. А что мы даем взамен. Когда будем «возвращать долги»?

Старый человек в мудрости любой нации воспринимался как младенец: что стар, что млад. Это говорит не о его безумии или неадекватных поступках, а о его беспомощности во многих вещах.

Следовательно, ему требуется дополнительная забота и внимание. Не оставите же вы без присмотра годовалого или даже трехгодовалого ребенка на кухне среди ножей, рядом с кипящим молоком и т.д. Так и с пожилыми людьми. Не постоянный контроль, а дополнительное внимание к мелочам не повредит.

Что еще кошмарней, когда старики неизлечимо больны или прикованы к постели. Созерцая жестокость и равнодушие к боли их собственных детей, оправдывающих себя усталостью и тем, что жизнь продолжается, волосы встают дыбом.

Естественным стала и оценочная система в отношениях поколений: а что ты мне дал, ты меня просто родил. За что тебе сказать спасибо или помогать? Представляю, как хочется закричать попавшим под такой пресс, лучше б я тебя не родил.

Помните, заблуждение – что молодость вечна. Она протяженнее, чем старость. Но и вас это настигнет. Какой мерою меряете, такой и вам отмерится. Не хотите досматривать стариков, вас придется досматривать.

Что происходит с человеком с возрастом? Как меняется его мировоззрение при старении? Проблему отношения человека к старости затрагивает Герман Гессе в своем произведении.

Размышляя на эту тему, автор противопоставляет две ступени жизни - молодости и старости, что позволяет ему выявить и объяснить наиболее яркие их различия и, одновременно с этим, некоторые сходства. И молодость, и старость не имеют своих четко выраженных минусов и плюсов: все зависит от отношения к своему возрасту человека. "Надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой", - подкрепляет свою точку зрения Герман Гессе и оказывается прав: в жизни совершенно все зависит от мировоззрения человека. Смиряться со своими недостатками и добиваться своей цели в жизни или замкнуться в себе и апатично коротать свои дни - целиком и полностью выбор человека как в молодости, старости, так и в любых других ступенях жизни.

Но что именно позволяет людям в преклонном возрасте жить в свое удовольствие? Авторская позиция не выражена в одном предложении: по мнению Германа Гессе, ценность жизни придают цель человека и взгляд его на мир, общение и чувство юмора.

Я солидарен с точкой зрения автора. Хотя многие люди и не принимают тот факт, что когда-нибудь им придется "отдаться жизни созерцательной", довольно просто предугадать постепенные перемены в отношении к жизни человека с возрастом: от "потребности вмешиваться и действовать" до "способности присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни собратьев".

Бабушка Вити, Катерина Петровна, героиня рассказа Виктора Петровича Астафьева "Конь с розовой гривой", воспитывает внука строго: за все проступки - "отчет и расчет". Однако строгость эта понятна: она лишь не хочет, чтобы Витя вырос мошенником, "арестантом". Жизнь в свое удовольствие, забота о внуке движут Катериной Петровной, причем ее возраст совершенно не мешает ей наслаждаться тихим, спокойным потоком сельской жизни: бабушка трудолюбива и, несмотря на все, энергична. Как отмечает автор, Катерина Петровна успевала и говорить с посетителями, и выполнять огромное количество домашних дел. Можно сказать, она не замечает старости. Несмотря на преклонный возраст, бабушка продолжает вести себя так, будто она все еще молода. Причиной тому - ее собственный взгляд на жизнь и, вероятно, чувство ответственности за внука. Любовь к Вите и желание воспитать в нем честного, трудолюбивого мужчину побуждают ее, несмотря на очевидный проступок племянника, купить ему того долгожданного коня с розовой гривой, ради которого Витя, хоть и не совсем по своей воле, схитрил с помощью травы и горстки земляники.

Бабка из одноименного рассказа Валентины Осеевой - чуткий, нежный человек. Отдавшись "жизни созерцательной", она тихо и заботливо наблюдает за остальными членами семьи, несмотря на то, что те считают ее "лишним человеком". В отличие от Катерины Петровны, ее нельзя назвать энергичным человеком, однако она есть воплощение добра, ласки и заботы. Но вся её семья, включая и Борьку, будто не замечает этого - бабке же их внимание и не нужно; ей достаточно знать, что с ее любимыми все в порядке. Это отношение к людям и объясняет ее поступки: от объяснений Борьке надобности школы и до сохранения леденцов и теплых вещей для членов семьи.

Так, однозначно сказать, что все старики отдаются "жизни созерцательной", нельзя - все зависит от обстоятельств. Однако переход их в определенную ступень жизни очевиден: и физически, и морально. Трудолюбие, ответственность за детей, любовь к семье часто ложатся в основу жизни пожилых людей, что и определяет их отношение к своему возрасту, к своей жизни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Большинство из нас воспринимает старость как закат жизни. Нам кажется, что в старости не может быть ничего хорошего, когда она наступает, человек становится пассивным, его мучают проблемы со здоровьем, он перестает видеть все то прекрасное, что его окружает. Старость подразумевает немощность тела и немощность сознания . Что может быть ужаснее, чем видеть, как некогда здоровый и сильный человек превращается в ходячую развалину, когда он не может совершать самые простые действия, которые раньше давались ему без особого труда. Отношение к старости в целом скорее негативное , никто не хочет задумываться о том, как он будет выглядеть и вести себя, достигнув преклонного возраста.

Не удивительно, что имея такое представление о «закате» нашей жизни, мы страшимся старости и не хотим стариться. Но, к сожалению, это неизбежно. Год за годом мы приближаемся к тому рубежу, за которым она начинается. Но, имеет ли смысл бояться этот времени? Ведь не боимся же мы перехода из юности в молодость, а потом в зрелость. С возрастом наше сознание, безусловно, претерпевает определенные изменения. Мы обретаем новый опыт , новые знания, вырабатываем новый взгляд на жизнь. Каждый возраст несет в себе полезное зерно и старость не исключение. В старости человек пожинает плоды того, что он посеял за всю свою жизнь . Если они были хорошими, он имеет возможность отдыхать и наслаждаться.

Многие боятся, что с наступлением старости они потеряют возможность быть такими же физически активными, как раньше. Но, на самом деле, следя за своим телом, можно долго оставаться подвижным и физически сильным. Если тренировать свое тело регулярно, то даже после 60 Вы сможете дать фору многим молодым. Не менее важно тренировать свое сознание. Ведь чем чаще всего характеризуются старые люди? Прежде всего, тем, что они практически полностью выпадают из реальности, оставаясь мысленно в давно ушедшем прошлом. Они не интересуются новыми техническими достижениями, не могут пользоваться новой техникой. В результате современный мир становится для них совершенно непонятным, они оказываются изолированными от него и находят понимание только в кругу таких же сверстников, сидя за чаем и вспоминая «былые годы».

Однако, совершенно не обязательно лишать себя общества молодых , от которых можно узнать много нового и потому оставаться в «строю» и следовать за современными тенденциями. Наоборот, вращаясь среди молодежи, свободно пользуясь новейшими достижениями, можно долго сохранять молодость и оптимизм . Многие, например, в достаточно преклонном возрасте отправляются учиться, тренируя ум и память, что позволяет надолго сохранить ясность ума. Другие выбирают интересные хобби, которые также подразумевают новые знания и навыки. Человек не стареет до тех пор, пока чувствует интерес к жизни, пока его волнует происходящее вокруг, пока он чувствует себя нужным и востребованным. Не удивительно, что многие люди не спешат выходить на пенсию – они просто бояться остаться не у дел, почувствовать себя выкинутыми на обочину жизни.

Говоря о старости, нужно отметить, что многие люди сами приближают ее своими неправильными мыслями . Так, например, у некоторых есть определенные установки, относительно того, с какого возраста начинается «старость». Каждый раз отмечая на календаре очередной день рождения, они мысленно приближаются к этому рубежу с ужасом думая о том, что «осталось еще 2 года», или «еще 1 год». В результате, достигнув возраста , о котором идет речь, такой человек резко стареет, буквально на глазах превращаясь в настоящую развалину. Такие быстрые изменения происходят потому, что сам того не осознавая, человек мысленно задал себе определенную программу самоуничтожения . Еще хуже, когда люди имеют в своей голове мысль о том, в каком возрасте они умрут, или, например, что умрут они от тяжелой болезни. Достаточно часто такие ожидания оправдываются. Но не потому, что у человека была подобная судьба, а потому, что он сам создал ее своими мыслями. Чтобы отодвинуть старость, нужно перестать думать о ней и бояться ее, а тем более устанавливать для себя ее границы.

Все мы наделены вечно молодой душой, которая не стареет, а лишь развивается и приобретает новый опыт. Если мы позволяем ей активно проявляться, мы остаемся молодыми. Но как только мы говорим себе что-то типа: «Это не для меня, я уже не в том возрасте», все кардинально меняется. Но никто не устанавливает для нас «тот возраст», когда можно жить насыщенной интересной жизнью, а когда стоит отойти от дел и признать, что жизнь закончилась и стоит отойти от всего и заняться подготовкой и логическому концу. Разве можно сказать о веселом, активном, оптимистичном человеке, живо интересующимся всем вокруг, что он «старый»? Старость это состояние души, а не внешние проявления . Чем дольше мы сохраняем интерес к жизни и стараемся взять от нее как можно больше, тем дольше мы остаемся молодыми. Не бойтесь старости, не ждите ее приближения, просто живите, развивайтесь, растите духовно и Вам не придется никогда услышать в след обращения «бабушка» или «дедушка». Старость обойдет Вас стороной.

Как Вы относитесь к старости? Что Вы думаете о ней? Пугает ли Вас перспектива постареть? Поделитесь с нами своим мнением, мы обязательно разместим его на нашем сайте.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: